Имя Фёдор в православном календаре (Святцах). Сложности изучения текстов жития святого. Жизненная история Феодора

Крошечная Венеция ежегодно привлекает миллионы туристов. Практически все они приезжают сюда, чтобы насладиться сказочными пейзажами, увидеть эклектичные фасады старинных дворцов, причудливо отражающиеся в зеркальной глади мелководных каналов, полюбоваться гондолами, которыми ловко управляют потомственные гондольеры. Путешественники жаждут окунуться в уникальную атмосферу города, застывшего и оказавшегося как бы вне времени. Но лишь немногим туристам ведомо, что город на воде хранит сокровища, которые дарят нам сопричастность к вечности. А ведь Венеция – настоящая сокровищница христианских святынь. По их общему количеству она уступает лишь вечному граду – Риму.

Богатейшее венецианское собрание уникальных реликвий формировалось столетиями. Отдельные святыни были принесены на острова еще первыми переселенцами, бежавшими сюда в V-VI веках из городов прибрежной Италии от нашествия варваров. Другие были подарены островитянам византийскими императорами в знак благодарности за помощь в военных походах и кампаниях. С течением времени Византия слабела, и многие христианские святыни были просто похищены венецианцами; апогеем же стал 1204 год – тогда Светлейшая Республика, фактически стоявшая во главе Четвертого крестового похода, организовала осаду и разграбление Константинополя, своего бывшего сюзерена. В последующие годы в качестве трофеев на острова было вывезено невероятное количество реликвий и мощей святых. В XVI столетии в Венецию из Рима доставили мощи первых христианских мучеников. Позже, когда Османская империя окончательно уничтожила Византию и стала доминировать в Средиземноморье, вытесняя также и венецианцев из их бывших колоний, собрание ещё пополнилось.

В 1797 году Венеции пришлось испытать на себе участь побежденного – Светлейшая Республика Святого Марка позорно капитулировала перед Наполеоном и навсегда потеряла свою независимость. За бесславной капитуляцией последовало ужасное разграбление хранившихся в городе святынь, и некоторые из них, к несчастью, были утрачены бесследно. Как бы то ни было, в храмах на островах лагуны и ныне хранятся бесценные сокровища веры, и православные христиане беспрепятственно могут им поклониться.

21 июня Православная Церковь празднует перенесение мощей великомученика Феодора Стратилата, покровителя христианского воинства, – его мощи бережно хранятся в венецианском храме Христа Спасителя. Святой Феодор был родом из понтийского Евхаита, ныне это турецкая территория и на месте древнего города стоит небольшая деревня. В переводе с греческого «стратилат» означает «военачальник, полководец»; в русской традиции этот термин часто переводится как «воевода». До назначения стратилатом в город Гераклею, неподалеку от берега Черного моря, воин Феодор прославился своим бесстрашием и отвагой – он убил страшного змия, обитавшего в окрестностях его родного Евхаита и державшего в страхе всю округу. Вооружившись мечом и обратившись за помощью ко Господу, святой Феодор уничтожил дракона-людоеда. Тогда-то воина, проявившего удивительную храбрость, и назначили стратилатом. Его современник и слуга святой Уар свидетельствует о том, что Феодор Стратилат, наделенный многими дарованиями, отличавшийся благочестием и милосердием, был чрезвычайно деятелен и нес Евангельское слово язычникам. Под влиянием его проповеди многие жители города приняли христианство, что вызвало яростное негодование императора-язычника Лициния (правил с 308 по 324 год).

Святой Феодор, стремясь показать всю ничтожность язычества перед истинным Богом, пригласил императора в Гераклею, пообещав лично принести жертву идолам. Для совершения языческого обряда стратилат приказал собрать в своем доме все имевшиеся в городе золотые и серебряные изваяния, а также идолов, привезенных по его просьбе самим императором. Однако вместо поклонения им святой Феодор разбил истуканов на куски и раздал драгоценный металл неимущим, делом утверждая законы христианского милосердия на обломках язычества. Подобный поступок не мог остаться безнаказанным: Феодора подвергли многодневным изощренным мучениям – терзали железными когтями, жгли огнем, морили голодом, выкололи глаза и лишь затем распяли на кресте. Однако Господь предначертал стратилату иную судьбу и кончину во славе – Он исцелил раны и свел мученика с креста, на котором Феодор провисел целую ночь. Язычники, ставшие свидетелями чуда, тут же уверовали во всемогущего христианского Бога и приняли крещение. Святой Феодор прошел мученический путь ради Спасителя до самого конца: он остановил народ, восставший против его мучителей, и добровольно предал себя в руки императорских солдат. 21 февраля 319 года великомученик Феодор был обезглавлен, а 21 июня того же года его тело перенесли в Евхаит.

После отступления арабов от Константинополя в 718 году император Лев III подарил мощи Феодора Стратилата болгарскому хану и цезарю Тервелу в знак искренней признательности болгарам, спасшим осажденную столицу Византии. В течение нескольких столетий мощам великомученика поклонялись в болгарском храме Святой Софии в городе Месемврии (с 1934 года – Несебр).

Однако в 1257 году отряд венецианцев под командованием капитана флота Джакомо Дандоло, происходившего из знатной патрицианской семьи, напал на Месемврию и среди прочих трофеев захватил мощи великомученика Феодора. После этого святыня пребывала в Никольском храме Константинополя, находившегося под пятой латинян, а в 1267 году патриций Марко Дауро доставил её в Венецию.

Мощи поместили в одном из древнейших храмов города, расположенном в самом сердце Венеции, рядом с мостом Риальто. Согласно преданию, первый храм был возведен здесь в VII веке, когда острова лагуны были совершенно безлюдны, святителем Магном – во сне ему явился Спаситель и указал точное место для строительства церкви в Его честь. Впоследствии храм несколько раз перестраивался: в 1167 году, после первой реконструкции, его освятил римский папа Александр III; затем в XVI веке над новым трехнефным храмом, построенным в форме латинского креста, последовательно трудились Джорджо Спавенто, Туллио и Пьетро Ломбардо, Якопо Сансовино; Джузеппе Сарди завершил работы над фасадом храма лишь в 1663 году. А вот колокольню, которую начали возводить еще в XIV веке, завершили только в конце XIX столетия.

Сегодня мощи святого Феодора Стратилата хранятся в раке со стеклянной дверцей в часовне, расположенной справа от главного алтаря. Глава великомученика Феодора закрыта маской и увенчана короной, облачением не покрыты лишь кисть его руки и ступни.

Паломника, не искушенного в тонкостях венецианской истории, могут ввести в заблуждение надписи: первая – Theodori Amaseni, – размещенная на апсиде, сообщает, что здесь покоятся мощи святого Феодора Амасийского, в православной традиции Тирона; надпись на дверце самой раки – Theodori Eracleensi – утверждает, что здесь находятся мощи святого Феодора Гераклийского, то есть Стратилата. Дело в том, что в храме Христа Спасителя долгое время хранились мощи Феодора Тирона. Их перенесли в часовню в 976 году, после того как во время сильнейшего пожара, уничтожившего многие венецианские здания, сгорел собор Сан-Марко, в котором они пребывали. В 1096 году святыню поместили в иное, никому не известное место. Скорее всего, так и останется загадкой, что же в действительности произошло с мощами первого небесного патрона Республики и куда они исчезли...

Святой Феодор Тирон был простым воином и жил в понтийском городе Амасия во времена гонителя христиан императора, а затем и узурпатора Максимиана Геркулия (285-308). В переводе с латинского «tiro», «tironis» означает «новобранец». Поэтому представляется вполне вероятным, что Феодор был молодым человеком, когда пострадал за Христа. Его принуждали отречься от христианской веры и принести жертвы идолам; он бесстрашно и твердо отказался совершить жертвоприношение и был подвергнут мучениям. В темнице исповеднику явился Сам Спаситель и укрепил его дух и веру. Феодора, которому также вменяли в вину поджог языческого храма, вновь подвергли пыткам, подвесив на дереве и строгая тело железными зубцами, а затем приговорили к сожжению. 2 марта 306 года великомученик взошел на костер и с молитвой предал душу Богу. Благочестивая женщина по имени Евсевия, испросив разрешения взять тело святого, погребла не поврежденные огнем останки в своём доме в городе Евхаите, неподалеку от Амасии. Впоследствии мощи Феодора Тирона были перенесены в константинопольский храм, освященный в его честь.

Появление частицы мощей святого на островах в Венецианской лагуне было связано, согласно преданию, с именем выдающегося византийского полководца и экзарха Италии Нарсеса (478-573). В 40-х годах VI века он приказал построить на Риальто два храма, один из которых освятили в честь святого Феодора Амасийского. Нарсес решил таким образом отблагодарить островитян, являвшихся в ту пору вассалами Византии, за их активную помощь при блокаде Равенны. Так святой воин Феодор Тирон стал первым патроном Венеции. Первоначальная церковь Феодора Тирона во время последовавших перестроек собора Сан-Марко была кардинальным образом переделана и превратилась в часовню Святого Феодора в соборе Сан-Марко (она расположена рядом с ризницей). В 1464 году один из наиболее ярких венецианских живописцев Кватроченто Джентиле Беллини украсил ставни органа в этой часовне образами святых покровителей Венеции – Марка и Феодора Тирона.

Печальная утрата, святыни произошедшая в 1096 году, была определенным образом «компенсирована» двумя столетиями позже. В результате успешной для венецианцев войны с генуэзцами, которая велась на территории прибрежной Кьоджи в 1379-1381 годах, многие реликвии были перевезены из Кьоджи в Венецию, среди них находилась и часть мощей (нога) святого Феодора Тирона. Сейчас она хранится в сокровищнице собора Сан-Марко в позолоченном реликварии, выполненном из серебра в форме ноги. Здесь же в отдельном стеклянном мощевике пребывает еще одна реликвия – ребро святого Феодора Стратилата.

Венецианцы продолжали трепетно и благоговейно относиться к своему первому небесному покровителю даже после того, как его буквально «затмил» новый, второй по счету патрон Республики, святой апостол и евангелист Марк – его мощи были доставлены на острова в 828 году. Об этом уважении и почитании свидетельствуют и монументальные колонны, установленные рядом с набережной у «главного парадного входа» Венеции – пьяццетты Сан-Марко. Если с вершины левой колонны на всех беспристрастно взирает бронзовое изваяние льва святого Марка, в былые времена сиявшее позолотой, то правую колонну венчает скульптура великомученика Феодора Тирона. Она весьма необычна – это изображение составлено по принципу конструктора из множества частей самых разных изваяний! Голова понтийского царя Митридата установлена на римском торсе эпохи императора Адриана, остальные элементы также созданы в разные исторические периоды. Дракона же у ног святого во многих путеводителях отчего-то именуют «крокодилом», хотя у него всего две лапы и он абсолютно не похож на этого представителя пресмыкающихся. Оригинал необычной скульптуры сейчас хранится во Дворце дожей. Сами же колонны были привезены с Востока в XII веке, и установлены на набережной в 1172 году. Работами по их установке руководил талантливый инженер Николо Квараттьери (он построил самый первый мост Риальто, соединивший берега Большого канала; кстати, ныне существующий мост Риальто также украшен горельефными изображениями апостола Марка и великомученика Феодора Тирона работы скульптора Тициана Аспетти).

И в православной, и в католической традиции святых великомучеников Феодора Стратилата и Феодора Тирона часто изображают вместе, равно облаченными в воинские доспехи, с мечами и копьями, иногда – на конях, поражающими драконов. Несмотря на то, что один из святых – военачальник, а второй – простой солдат, к ним обоим обращаются с молитвами христолюбивые воины, с верой и надеждой на помощь и поддержку.

Иллюстрации:
1. Святые Феодор Стратилат и Феодор Тирон. 1290-1310. Афон
2. Скульптура Феодора Тирона, установленная на колонне Сан-Теодоро в Венеции. Фото автора
3. Рака с мощами Феодора Гераклийского (Стратилата) в храме Сан-Сальвадор
4. Храм Христа Спасителя в Венеции (Сан-Сальвадор). 1504–1534. Фото автора

Первая публикация: Ежемесячное православное издание «Календарь», № 6 (198) от 2015г.

Жизнеописание

Научный подход к житию

Жития святого

В древнерусской литературе существуют три варианта жития Феодора Стратилата, которые специалисты называют «краткое», «полное» и «славянская версия».

Эти три жития переведены с греческого и представляют из себя житие-мартирий .

Эти два варианта жития являются переводом греческих оригиналов, которых тоже было два, и они также отличались упомянутым эпизодом. Эти варианты текста сохранились и хранятся в Ватиканской апостольской библиотеке (полная - № 1993, краткая - № 1245).

Но в общей рукописной традиции намного чаще встречается полный вариант сказания, который начинается так:

Третья версия - это перевод греческого текста жития, которое вошло в сборник Дамаскина Студита «Сокровища» (греч. Θησαυρός ) XVI века , в переводе Арсения Грека .

По всей видимости этот текст был скопирован в сборник А. И. Анисимова , который назвал его «славянской версией». Позже, в 1715 году этот труд Дамаскина Студита был полностью переведён Феодором Герасимовым Полетаевым.

В этой работе название жития выглядит так: «Мучение святаго славнага великомученика Феодора Стратилата, преложенное на общий язык последнейшим в монасех Дамаскином иподиаконом и Студитом» , который начинается словами:

Яко несть слаждшо блазей душе благочестиваго человека…

Объединение и перевод этих версий были выполнены Дмитрием Ростовским , труды которого вышли в 1689-1705 годах и были признаны наиболее удачными .

Эта книга последнее время переиздаётся раз в десятилетие, последнее переиздание было в 1998 году (том 7 - февраль) .

Сложности изучения текстов жития святого

Сам перевод греческих текстов часто приводил смешению текстов при некоторых переводах, что являлось проблемой не только славянских переводчиков. Проблемой стала близость святых Феодоров - Тирона и Стратилата - они оба почитались христианскими воинами, жили в одной местности в одно и то же время, победили каждый своего змия, были покровителями воинства Византийской империи .

К тому же тексты жития упомянутых святых читаются недалеко друг от друга: во-первых, празднование памяти святых в календаре располагалось недалеко, некоторые Четьи-минеи составлены так, что рассказы о святых идут друг за другом. Поэтому при домашнем чтении житий святых в представлении читающего (переписчика, переводчика) эти истории переплетались и существуют ошибки переписки и перевода. Во-вторых, во время чтения «Златоуста » эти жития читаются рядом и слушателями могут восприниматься как единое целое.

В некоторых культурах черты святых проникают друг в друга, учёные приводят пример грузинского перевода, в котором мученик один, и его имя - «Феодор Стратилон» . Змееборчество Феодора Стратилона описано по житию Феодора Стратилата, а мучения и смерть персонажа совпадают с греческим текстом жития Феодора Тирона. Существуют тексты Златоустов, в которых Феодора Тирона именуют «Стратиот» . Также есть апокрифические тексты, в которых Тирону приписывают воинское звание стратига , что является несоответствием («Тирон» переводится как новобранец).

Дополнительную путаницу вносят - по житию Феодора Тирона именно он, а не Феодор Стратилат поражает змея, который сторожит .

Научные исследования жития святого разделяют эту ошибку, академическое издание Истории русской литературы 1941 года содержит текст:

Феодор Тирон спасает от змия Евсевию, а Феодор Стратилат является спасителем своей матери

Еремин И. П., Скрипиль М. О. Житийная литература

Это является ошибкой, так как Тирон спасает свою мать, а . Также в научных исследованиях встречается путаница с датами памяти святых и текстами чтений в эти дни.

Краткие молитвенные песнопения
праздника Феодора Стратилата

Величаем тя,
страстотерпче святый Феодоре,
И чтим честная страдания твоя,
яже за Христа претерпел еси.

При этом практически все византийские и древнерусские изображения святых изображают их так, что отличия между ними становятся явными. Житийная икона Феодора Стратилата, которая хранится в Новгородском музее , изображает обоих святых.

События жития святого

Победа над змием

Согласно житию, Феодор был талантливым, храбрым и красивым юношей. События, которые прославили Феодора, произошли в правление императора Ликиния . В этот период происходили обширные гонения на христиан, но император, увидев, что большинство из них с радостью идут на смерть за свою веру, в первую очередь стал преследовать высокопоставленных христиан. Феодор разделил судьбу Сорока Севастийских мучеников и других мучеников из числа окружения императора.

Феодор родился в городе Евхаит (Малая Азия) и служил в императорской армии. Слава о его воинской доблести распространилась после того, как он убил змея, жившего недалеко от Евхаита. По преданию, этот змей жил в провале на пустынном поле, которое находилось на север от города. Раз в день он выбирался оттуда и в этот момент его жертвой мог стать любой зверь или человек. Насытившись, он возвращался в своё логово.

Феодор, не уведомив никого о своих намерениях, решил избавить город от этого чудовища и выступил против него со своим обычным вооружением. Придя на поле, ему захотелось отдохнуть в траве, но его разбудила престарелая христианка Евсевия. Евсевия, в доме которой были погребены мощи Феодора Тирона , предостерегла его об опасности. Феодор помолился, сел на своего коня, и вызвал змея на бой. После того, как Змей выполз из подземного убежища, конь Феодора вскочил на него копытами и всадник поразил его.

Жители города, которые видели змеиное тело, связывали подвиг с верой Феодора и удивлялись силе христианства . После этого он был назначен военачальником (стратилатом) в городе Гераклее, где активно проповедовал христианство. Большая часть горожан была обращена им в христианскую веру. Об этом доложили императору Лицинию, который послал за ним сановников, пригласивших Феодора к себе. В ответ Феодор пригласил императора в Гераклею, пообещав устроить там пышное жертвоприношение языческим богам.

Вот часть послания Феодора к императору. Он пишет, что не может покинуть город из-за сложившейся ситуации:

…многие, оставив отечественных богов, поклоняются Христу , и почти весь город, отвратившись от богов, славит Христа, и грозит опасность, что Гераклея отступит от твоего царства…

…посему, потрудись, царь, и приди сюда сам, взяв с собою изваяния более славных богов, - сделай это по двум причинам:

  1. чтобы усмирить мятежный народ;
  2. чтобы восстановить древнее благочестие;
ибо когда ты сам с нами пред всем народом принесешь им жертвы, то народ, увидев нас поклоняющимися великим богам, станет подражать нам и утвердится в отечественной вере

Жизнеописание Феодора Стратилата было записано его слугой и писцом Уаром, который был очевидцем событий и исполнителем его последней воли.

Упоминание о святом

Существуют предания о чудесах, связанных с Феодором Стратилатом.

При захвате Сирии сарацинами В храме Феодора Стратилата, который был расположен недалеко от Дамаска в местечке Карсата произошли события, о которых упоминали Анастасий Синаит , патриарх Антиохийский и Иоанн Дамаскин , жившие в VII - VIII веках . Когда местность была захвачена, храм был разорён и впоследствии подвергся осквернению, в нём поселились сарацины. В какой-то момент один из них выстрелил из лука в изображение святого Феодора Стратилата, написанное на стене церкви красками . Стрела попала в правое плечо святого и, по преданию, по стене потекла кровь . Те, кто жили в здании, удивились этому факту, но не покинули здания церкви. Через некоторое время все, жившие в церкви, скончались, а это было около двадцати семей . Причины болезни остались невыясненными, при этом жители окружающих домов были живы и здоровы. В последнем сражении Русско-византийской войны 970-971 годов По утверждениям «Повести временных лет » святой помог грекам в сражении июля 971 года - при существенном численном перевесе скифов битва закончилась безрезультатно, а Святослав Игоревич был ранен.

Иконография Феодора Стратилата

Феодор Стратилат изображается в пластинчатом доспехе , чаще всего в правой руке он держит копьё , которое изображается вертикально (в отличие от Феодора Тирона, копьё которого располагают по диагонали рисунка). Также на иконах часто изображают щит (в основном - круглый), русские иконописцы позже стали писать щит времён Дмитрия Донского . Кроме этого, встречаются иконы, на которых Феодор Стратилат держит крест . Значительно реже встречаются иконы, на которых в руках святого изображён меч . Значительно реже встречаются иконы, на которых Феодор изображён восседающим на коне. В основном это восточная традиция, в ней существуют некоторые особенности иконописи - на коне Феодора изображается маленький сарацин , также как и на иконах Георгия Победоносца. Этот сарацин является воплощением тех арабов, которые заодно со святым. Масть лошади под святым Феодором на коптских иконах изображается белым, иногда - буланым или соловым.

Феодор Стратилат и Богоматерь Этот сюжет имеет место быть в католической традиции. В православии встречается сюжет святого с Федоровской иконой . Феодор Стратилат и Феодор Тирон Существует большое количество икон, на которых изображены эти святые. По преданию, они оба происходили из одной и той же местности. Оба они были были воинами, в но занимали разные должности: слово «Стратилат» переводится как военачальник, а «Тирон» значит новобранец. Такая распространённость икон связана с тем, что во времена Византийской империи этим святым поклонялись как олицетворению христианского начала в военной мощи империи. К тому же они считались заступниками христианского населения страны. Феодоры также были связаны с Георгием Победоносцем . Эта связь прослеживается по преданиям Византийской эпохи. Феодор Стратилат и великомученица Ирина Распространение этих икон связано с тем, что эти мученики являлись тезоименитыми святыми царя Феодора Иоанновича и царицы Ирины Феодоровны Годуновой , венчание которых состоялось в 1580 году . В течение последующих двенадцати лет после свадьбы у них не было детей , что являло серьёзную проблему для царской фамилии. По всей России были построены многочисленные церкви в честь святых Феодора и Ирины, а также открыты приделы в храмах. Из-за того, что в короткое время было написано большое количество икон, они связаны между собой техникой исполнения и перекликаются со светской техникой того периода. Житийные иконы Во второй половине XVI века получили распространение житийные иконы святого Феодора, бывшего патрональным святым царя Фёдора Ивановича. В качестве художественных памятников исследователи выделяют пять таких икон:

  1. Храмовая икона Феодоровского собора Феодоровского монастыря .
  2. Храмовая икона церкви Феодора Стратилата на Ручью второй четверти XVI века.
  3. Икона из Кальбенштайнберга
  4. Псковская или новгородская икона неизвестного происхождения третьей четверти XVI века, хранящаяся в Государственном Русском Музее
  5. Храмовая икона Федоровского придела церкви Иоанна Лествичника Кирилло-Белозерского монастыря, выполненная около 1572 года.

Считается, что для икон, которые находятся в Русском музее (№ 4, 5) прообразом стала икона Феодоровского монастыря.

Память о Феодоре Стратилате

Существует улицы, населённые пункты, которые носят имя святого. Особое почитание святого Феодора в городе Костроме , которая была восстановлена в 1239 году Ярославом Всеволодовичем . Тогда он поставил в центре города деревянную церковь Феодора Стратилата.

Есть определённое количество монастырей и церквей, которые поставлены в честь Феодора Стратилата, также есть церкви, в которых хранится частица мощей святого.

Примечания

  1. О. В. Творогов Мучение Феодора Стратилата : Электронная публикация. - СПб. : .
  2. Погожев Е. Н. (Поселянин) Русская Церковь и русские подвижники XVIII века. - 1995. - 320 с.
  3. Священник Вадим Коржевский О значении Четьи-Миней св. Димитрия для русского народа : Электронная публикация. - СПб. : Русская линия, 7 июля 2006.
  4. Святитель Дмитрий Ростовский День восьмой // Жития святых / Репринтное издание 1905 года. - М .: Терра-Книжный клуб, 1998. - Т. 7. Февраль. - С. 160-173. - 416 с. - (Русь православная). - ISBN 5-300-01409-5
  5. Еремин И. П., Скрипиль М. О. Житийная литература [в переводах XI - начала XIII века] // История древней русской литературы . - 2. - М ., Л. : Издательство АН СССР , 1941. - Т. 1. - С. 87-113.
  6. П. П. Муравьев, А. И. Анисимов Новгородская икона св. Феодора Стратилата. - 1916.
  7. Архивировано
  8. Сегень А. Ю. Египет - вторая родина Христа. Коптские иконы // электронная версия «Православной газеты Екатеринбург» . - 2007. - № 9.
  9. Тур 3. По святым местам Афины - Патры . Описание достопримечательностей . туристическое агентство "Греция для тебя". Архивировано из первоисточника 12 марта 2012. Проверено 26 марта 2010.
  10. Икона «Святой Феодор Стратилат и мученица Ирина» 1580-е-1590 год. Москва . Частный музей Русской иконы . - Серьёзная статья, снабжённая ссылками на архивные исследования. Архивировано из первоисточника 25 августа 2011. Проверено 26 марта 2010.
  11. Сорокатый В. М. Икона «Феодор Стратилат в житии» в Кальбенштайнберге (Германия) // Ферапонтовский сборник. VI : Антология. - М .: Индрик , 2002. - С. 190-222. - ISBN 5-85759-210-0 .

Ссылки

  • Феодор Стратилат, Гераклийский, Великомученик . Официальный сайт храма великомученика Феодора Стратилата. Архивировано из первоисточника 12 марта 2012. Проверено 24 марта 2010.
  • Церкви и часовни на территории России, освященные во имя Феодора Стратилата

Феодор Стратилат причислен к ряду святых великомучеников в христианстве.

Жизненная история Феодора

Рожден Феодор в городе Евхаите. Вырос он знатным юношей со многими дарованиями Божественными и ликом прекрасным. За смелость и светлость ума он был назначен стратилатом в войсках города Гераклея.

В подчинении у него были язычники, которые вскоре приняли христианство, когда увидели его уверенность и пример праведной жизни. Так через время и все горожане обратились в веру Феодора. Жестокий император, правивший в то время, желая искоренить новую веру.

Он организовал преследования на основных помощников Феодора и самого него. Но пойдя на хитрость, Феодор пригласил его на языческое жертвоприношение. Однако, святой попросил принести всех золотых идолов из всего города. Ослепленный ненавистью к христианству, император поверил его словам и выполнил его просьбу.

Придя на мероприятие, он понял, его видеть там не рады. Все идолы были разбиты на куски, а кусочки золота раздали беднякам.

Праведные деяния

В народе Феодора запомнили как храбреца одолевшего змея разорявшего села в округе. Он выползал из норы в пустынном поле и поедал людей и скот, держал всех в страхе. Феодор Стратилат взял на битву с собой лишь меч да молитву.

Вызвав врага на бой, конь святого вскочил на змея, и всадник поразил противника мечем. Люди, видевшие тело змея, связывали подвиг Феодора с его верой и силой Господа. Об этом происшествии узнали со временем все сторонники христианства.

Мучения и кончина мученика

Схватив Феодора император приказал подвергнуть тело его мучениям разным. Его жгли огнем, рвали плоть железными когтями, высекали. Затем его оставили на 5 суток в темнице без еды. Последней пыткой, как считал император, ибо убьет она его, было таковым: на всю ночь оставили его распятым на кресте, а пред этим ослепив.

Провел он это время читая молитву обращаясь к Господу и прося чтобы забрал он его на небеса. Но пришел Ангел и исцелил святого. После такого чуда весь город уверовал в Господа. А Феодор отдал последние указания своим подданным о разных вопросах и месту его вечного упокоения.

Облик в иконописи

Феодора изображают в облицовках воина. Одет он в доспехи и вооружен копьем. Существует небольшое количество икон на которых он изображен с мечем. На некоторых иконах святого можно увидеть щит времен Д. Донского. Значительно реже, встречаются иконы с Федором в облике всадника на белом коне.

Феодор Стратилат и другие великомученики

Существуют различные иконы где Феодор изображается не сам, а с кем-то из других святых, чаще всего это:

  • Феодор Тирон;
  • великомученица Ирина.

Феодор Стратилат и Феодор Тирон по преданиям происходили из одной и той же местности, также были воинами, но разницей было между ними лишь должности которые они занимали.

В византийскую эпоху из обоих связывали с Георгием Победоносцем. Славу иконы Феодора и Ирины получили благодаря браку царской семьи тезоименитым святым. Долгое время в царской семьи не было детей, поэтому по приказу царя, массово стали стоить храмы имени святых и писать их иконы.

В изложении святителя Димитрия Ростовского

Нечестивый царь Ликиний 1 , приняв скипетр после нечестивого Максимиана и подражая ему во всем, тотчас же воздвиг великое гонение на тех, которые отличались благочестием; указ об этом нечестивом повелении он разослал по всем городам и странам. В это время было убито множество храбрых воинов Христовых: Ликиний умертвил сорок мучеников Севастийских 2 , также семьдесят славных воинов и князей палаты своей, и наконец убил триста мужей из Македонии.

Когда же нечестивый Ликиний увидел, что почти все христиане, презирая его повеление, предают себя за святую веру на смерть, тогда он приказал отыскивать только знаменитейших и благороднейших из них, т. е. только тех, кто находился в его войске, или жил в городах, и только их повелел (не обращая при этом внимания на множество простого народа) принуждать к идолопоклонению; он надеялся страхом убедить всех находившихся под его властью оставаться верными идолопоклонству.

В то время, как повсюду с великим тщанием стали искать знаменитейших из христиан, Ликиний, находившийся тогда в Никомидии, узнал, что в Гераклее 3 , близ Черного моря, живет некий святой муж, по имени Феодор Стратилат, что он христианин и многих обращает ко Христу.

Святой Феодор был родом из Евхаит 4 , находившихся недалеко от города Гераклей; он был человеком храбрым и мужественным, по наружности - весьма красивым; кроме того он отличался своею мудростью и большим красноречием, так что его называли "вриоритором", т. е. - искуснейшим витиею 5 . По царскому повелению, он был поставлен стратилатом, т. е. воеводою, и под его управление был отдан город Гераклея; этим он был награжден за свою храбрость, которая всем стала известна после того, как он убил змия в Евхаитах.

Недалеко от города Евхаит, на север от него, было пустынное поле, а в нем большая пропасть, внутри которой жил громадный змий. Когда он выходил из этой пропасти, земля на том месте тряслась; вышедши же, он пожирал всё, что только ему ни попадалось, и человека, и зверя.

Услышав об этом, храбрый воин Христов, святой Феодор, находившийся тогда еще среди войска, никому ничего не говоря о своем намерении, вышел один на того лютого змея.

Он взял с собою только обычное свое оружие, на груди же своей имел многоценный крест. Он сказал сам себе:

Пойду и избавлю отечество мое силою Христовою от этого лютого змия.

Когда он пришел на то поле, то увидел высокую траву, сошел с коня и лег отдохнуть. В стране же этой жила некая благочестивая жена, по имени Евсевия. Это была женщина летами престарелая; за несколько лет перед этим, она, испросив честное тело святого Феодора Тирона 6 , пострадавшего в царствование Максимиана и Максимина, погребла его с ароматами в дому своем в Евхаитах и каждой год праздновала память его. Женщина эта, увидев сего второго Феодора, воина Христова, именуемого стратилатом, спящим на этом поле, с великою боязнью подошла к нему, и, взяв его за руку, разбудила его, говоря:

Встань, брат, и поскорее отойди от этого места: ведь ты не знаешь, что на этом месте многие претерпевали лютую смерть; итак, встав скорее, иди в путь свой.

Честный же мученик Христов Феодор, встав, сказал ей:

Про какой же страх и ужас ты говоришь, матерь?

Раба Божия Евсевия ответила ему:

Чадо, на месте этом завёлся громадный змий, и потому сюда никому нельзя придти: каждой день змий этот, выходя из логовища своего, кого-нибудь да находит, - человека или зверя, и тотчас же умерщвляет его и пожирает.

Мужественный воин Христов Феодор сказал на это:

Женщина отойдя от этого места, поверглась на землю, плача и произнося:

Боже христиан, помоги ему в час сей!

Тогда святой мученик Феодор, сотворив крестное знамение, ударил себя в перси и, воззрев на небо, стал так молиться:

Господи Иисусе Христе, воссиявший от Отчего Существа, помогавший мне в битвах и дававший победу на сопротивных, - Ты и ныне Тот же есть, Господи Христе Боже: итак пошли мне одоление с высоты Твоей святой, да поборю я врага этого - змия.

Потом беседуя с своим конём как бы с человеком, он сказал:

Мы знаем, что Божия власть и сила существуют во всех, и в людях и в скоте, итак помогай мне, при помощи Христа, да одолею я врага.

Конь, выслушав слова господина своего, остановился, ожидая появления змия. Тогда мученик Христов, приблизившись к пропасти, воззвал громогласно к змию:

Тебе говорю и повелеваю именем Господа нашего Иисуса Христа, распявшегося добровольно за род человеческий, выйди из логовища своего и приползи ко мне.

Змий, услышав голос святого, зашевелился, и тотчас земля на том месте потряслась. Святой же Феодор, назнаменовав себя крестным знамением, сел на коня, которой, терзая и попирая вышедшего змия, встал на него всеми четырьмя копытами.

Тогда воин Христов Феодор поразил змия мечем и, убив его, произнес:

Благодарю Тебя, Господи Иисусе Христе, что Ты услышал меня в час сей и даровал мне победу над змием!

После этого он благополучно возвратился к полку своему, радуясь и славя Бога. Граждане Евхаит и окрестные жители, услышав об этом, вышли на то поле и, увидев змия убитым святым Феодором, удивлялись и взывали:

Велик Бог Феодоров!

Тогда уверовало во Христа множество из народа, и особенно воины, и все они, крестившись, стали единым стадом Христовым, прославляя Отца и Сына и Святого Духа.

После этого святой Феодор, проживая в Гераклее, проповедывал Христа истинного Бога, и многие из язычников обращались ко Христу. Каждый день граждане собирались для крещения, и уже почти вся Гераклея приняла святую веру.

Услышав обо всем этом, нечестивый царь Ликиний весьма огорчился и послал из Никомидии, где он тогда сам пребывал, в Гераклею сановников с телохранителями своими, дабы они, взяв Феодора Стратилата, привели его к нему с честью.

Когда они пришли в Гераклею, святой Феодор принял их с почетом: он угостил их и каждому дал по подарку, как слугам царя. Потом они стали звать святого в Ликинию:

Иди, - говорили они, - в Никомидию, к царю, которой тебя так любит; ибо он, услышав о твоей храбрости, о красоте и премудрости твоей, весьма желает видеть тебя, намереваясь почтить твою доблесть достойною почестью и дарами.

Святой Феодор отвечал им:

Да будет воля царская и ваша, только веселитесь и радуйтесь сегодня, а завтра мы исполним то, что нужно будет исполнить.

Прошло уже три дня, а между тем, несмотря на убеждения посланных, чтобы святой Феодор шёл с ними к царю, он оставался в своем городе. Потом, оставив некоторых из присланных мужей царских у себя, святой Феодор отослал остальных к царю с письмом, в котором говорил, что ему нельзя оставить город свой в то время, когда в народе такое большое смятение: ибо "многие, - писал он, - оставив отечественных богов, покланяются Христу, и почти весь город, отвратившись от богов, славит Христа, и грозит опасность, что Гераклея отступит от твоего царства"; "посему, - продолжал он, - потрудись, царь, и приди сюда сам, взяв с собою изваяния более славных богов, - сделай это по двум причинам: 1) чтобы усмирить мятежный народ и 2) чтобы восстановить древнее благочестие; ибо когда ты сам с нами пред всем народом принесешь им жертвы, то народ, увидев нас поклоняющимися великим богам, станет подражать нам и утвердится в отечественной вере".

Такое послание святой Феодор написал к царю Ликинию, возбуждая его этим придти в Гераклею: святой хотел пострадать в своем городе, дабы освятить его своею, пролитою за Христа, кровью и своим страдальческим и мужественным подвигом утвердить других в святой вере.

Царь Ликиний принял это письмо Стратилата и, прочтя его, обрадовался.

Ни мало не медля, он, взяв с собою около восьми тысяч воинов и самых знатных из никомидийских граждан, с радостью отправился с своими князьями и сановниками в Гераклею; захватил он с собою и идолов более чтимых народом богов, - и золотых, и серебряных.

В ту же ночь, когда святой Феодор, по обычаю, молился, было ему такое видение: ему казалось, что он находится, в храме, крыша которого разверзлась, и оттуда сиял небесный свет, как от какого-либо великого светила, и освещал главу его; и вот послышался голос:

Дерзай, Феодор, Я с тобою!

После этого видение прекратилось.

Тогда святой Феодор понял, что настало время его страданий за Христа и радовался, пламенея духом. Услышав, что царь приближается к городу, он вошел в молитвенную комнату свою и так с плачем молился:

Господи, Боже всесильной, не оставляющий всех уповающих на милость Твою, но защищающий их, будь милостив и ко мне, и соблюди меня Твоим заступлением от вражеского обольщения, - да не паду я пред врагами моими и да не порадуется о мне враг мой; предстань мне, Спасителю мой, во время предстоящего мне подвига, который я так желаю понести за имя Твое святое; укрепи и утверди меня и подай мне силу мужественно, до крови, постоять за Тебя и положить душу мою ради любви к Тебе, как и Ты, возлюбив нас, положил на кресте душу Свою за нас.

Так со слезами помолившись, святой Феодор умыл лицо свое. Потом, одевшись в светлые одежды, он сел на коня своего, на котором некогда убил змия в Евхаитах, и вместе с воинством своим и гражданами вышел на встречу к царю; как и подобало, он поклонился ему и, приветствуя его с почтением, произнес:

Радуйся, божественнейший царь, самодержец могущественнейший!

Царь тоже очень любезно встретил святого Феодора; он облобызал его и сказал:

Радуйся и ты, прекраснейший юноша, храбрый воин, славный воевода и как солнце пресветлый, - премудрейший хранитель отеческих законов, и диадимы достойный! Тебе подобает после меня быть царем.

Так любезно и весело беседуя, они, под звуки тимпанов и труб, вошли в город и оба в радости легли отдохнуть в тот день.

Утром, когда на высоком помосте на площади посреди города был приготовлен царский престол, пришел царь Ликиний со всею своею свитою и с Феодором Стратилатом и, воссев на престол, начал хвалить город, его граждан и святого Стратилата, говоря:

Поистине, место сие достойно называться престолом Божиим: его должно почитать другим небом для людей; этот город и велик, и жителей в нем много, и притом они все благочестивы и привержены богам своим. Поистине ни в каком другом месте не почитаются так наши великие боги, как здесь; да и нет более приличного и удобного места для служения великим богам, как это; вот почему и Геракл, этот чудный и мужественнейший бог наш, сын великого бога Дия и богини Алкмены 7 , возлюбил это место и во имя свое наименовал его городом Гераклеею; и поистине, Феодор, оно достойно стать твоим владением: тебе подобает обладать этим чудным городом и только ты достоин управлять таким народом. Ведь ты чтишь наших богов, и вся твоя любовь направлена к ним; день и ночь ты ничем другим не занимаешься, как только заботишься о том, чтобы благоугодить древним еллинским богам. Поэтому ты и ныне покажи свою любовь к ним и принеси им жертву с поклонением, дабы и народ весь увидел твое усердие к богам и познал, что ты искренний друг великих богов и угоден царю.

Так говорил Ликиний, обольщая и лаская святого. Святой Феодор на это так ответил царю:

Будь долголетен царь. Да будет воля твоя, только дай мне сегодня на дом изображения великих еллинских богов, которые ты взял с собою, и золотые и серебряные, дабы я в эту ночь и в следующую за ней прежде всего почтил их у себя, и жертвами, и каждением, и ароматами; а потом, если повелишь, принесу им жертвы явно пред всем народом.

Царь, услышав это, очень обрадовался. Он тотчас же велел принести золотых и серебряных идолов. Святой Феодор, взяв их с собою, отправился домой и там, ночью, сокрушив и разбив их на малые части, раздал эти части нищим.

Спустя два дня, царь послал к святому, повелевая, чтобы он исполнил обещанное и в тот же день пред всем народом принес жертвы богам. Феодор, обещав исполнить всё это, с поспешностью отправился к царю, и царь, вместе с ним, поехал на площадь, находившуюся среди города, и там, сев на престоле своем, сказал святому Феодору:

Премудрейший Феодор, прекрасный воевода, почтенный бывшими прежде нас царями! Вот настал день жертвы и празднества. Итак всенародно принеси жертвы богам, дабы все жители видели твое благоговение к ним и чрез это стали бы еще более старательными и усердными в своих жертвоприношениях.

В то время, как царь говорил это, один из стоявших здесь сотников, по имени Максентий, сказал ему:

Клянусь великими богами, царь, обманут ныне ты этим нечестивым Феодором. Ибо я вчера видел золотую голову богини Артемиды 8 в руках одного нищего, который шёл и радовался. Я спросил: где ты ее нашел? А он мне сказал, что ее дал ему Феодор Стратилат.

Услышав это, царь Ликиний содрогнулся и, недоумевая, долгое время молчал.

Тогда святой Феодор сказал ему:

Вот что для меня сила Христа: всё то, что Максентий сотник сказал тебе, царь, - всё это правда, и я хорошо поступил, разбив твоих идолов. Ибо, если они сами себе не могли помочь, будучи сокрушаемы, то как они могут подать помощь тебе?

Ликиний, выслушав такой ответ святого Феодора, оставался некоторое время безгласным, как бы человек немой и потерявши рассудок. Сидя в большой печали и облокотив голову свою на правую руку, скорбя и сетуя, он наконец произнес:

Увы мне, увы мне! Как я поруган! И что я теперь скажу, что сделаю, - не знаю. Будучи могущественнейшим царем, и собрав такое большое количество воинов, я пришел к этому несчастному человеку, и теперь осмеян всеми моими врагами, особенно за то, что сей окаянный сокрушил победоносных моих богов и роздал их нищим.

Потом, обратившись к святому, он сказал:

Феодор, это ли твое воздаяние богам за принятые от них дары? Этого ли я ожидал, когда осыпал тебя столь великими почестями? И ради того ли я оставил Никомидию, придя ныне к тебе? О, злой и порочный человек! Поистине, - ты сын коварства и скверное жилище лукавства, - лестью меня заставивший придти сюда. Но, клянусь тебе силою моих великих богов, я не потерплю этого, и не добром кончится для тебя твоя хитрость.

Святой отвечал Ликинию:

Безумный царь, что ты так разгневался? Посмотри сам и уразумей силу твоих богов? Если бы они были действительно боги, то почему же они сами себе не помогли? Почему они не разгневались на меня, когда я их разбивал, и не послали с неба огня, дабы сжечь меня? Но они суть бездушные и бессильные вещи, которые так же легко рассекаются рукою человека, как золото и серебро. Ты, царь, гневаешься и возмущаешься, а мне смешно твое безумие. Ты гневаешься и яришься, а я мужаюсь и не обращаю внимания на твою ярость. Ты печалишься, а я радуюсь погибели твоих богов. Ты упорствуешь Господу, а я благословляю Его. Ты хулишь Бога истинного, а я восхваляю Его в песнопениях. Ты покланяешься мертвым богам, а я покланяюсь Богу Живому. Ты служишь скверному Серапису 9 , а я служу пречистому и честнейшему Владыке моему Христу, восседающему на чистейших Серафимах. Ты почитаешь мерзкого Аполлона 10 , я же чту Бога живущего во веки. Ты уголь Фракийский 11 , я же князь римский; - ты Ликиний - веятель, я же Феодор, - дар Божий 12 . Итак, царь, не гневайся и не ярись; поступая так, ты только проявляешь свою внутреннюю муку и уподобишься ослу или какому-либо мулу.

Тогда Ликиний царь, еще более разгневавшись, велел распростереть крестообразно святого обнаженным и сильно бить сырыми воловьими жилами.

И били воины святого мученика без пощады, меняясь между собою, так что его били то по трое, то и по четверо воинов, и в это время святому Феодору дано было шестьсот ударов по спине и пятьсот по чреву.

Царь же Ликиний издевался над ним, говоря:

Феодор, потерпи немного, пока ни придет к тебе Христос Бог твой, Которой освободит тебя от рук мучителя.

Святой отвечал:

Твори со мной, что хочешь, и не останавливайся: ибо ни скорбь, ни теснота, ни раны, ни меч, никакая либо другая мука не разлучит меня от любви Христовой.

Тогда царь, воспылав еще большею яростью, сказал:

Ты всё еще исповедуешь Христа?

И повелел снова без пощады бить святого мученика по спине оловянными прутьями, а потом строгать тело его железными когтями и опалять горящими свечами, раны же его растирать острыми черепками.

Святой, перенося всё это мужественно, ничего другого не говорил, как только: "слава Тебе, Боже мой!" После всех этих мук, царь велел заключить святого Феодора в темницу, ноги его связать путами и не давать ему пищи в продолжение пяти дней. По прошествии пяти дней, он приказал приго¬товить крест и распять на нем святого.

И вот, как некогда Христос Господь наш Пилатом, так теперь и святой Феодор был распять Ликинием на кресте, и руки и ноги его были пригвождены. Но жестокие мучители старались еще более увеличить страдания и муки святого. Они вбили в него острый и длинный гвоздь и резали тело его бритвами; юноши же и отроки напря¬гали свои луки и стреляли в лицо его, так что зеницы очей его были проколоты стрелами.

Я, - говорить описатель страданий его, - нотарий 13 Уар, - видя все эти ужасные муки и как бы слыша его внутренние страдальческие стоны, бросил книгу, в которую все это вписывал, и, повергшись с плачем к стопам его, сказал:

Благо слови меня, господин мой, благослови меня! скажи мне, рабу твоему, последнее слово!

Господин же мой, воин Христов Феодор, сказал мне тихим голосом:

Уар, не оставляй службы своей и не переставай смотреть на мои страдания; опиши их, опиши и кончину мою и пометь день ее.

Потом, взывая ко Господу, святой сказал:

Господи, Ты мне еще прежде сказал: Я с тобою. Почему же теперь Ты оставил меня? Смотри, Господи, как дикие звери из-за Тебя всего меня истерзали: зеницы очей моих пробиты, тело мое раздробляется от ран, лицо уязвляется, зубы сокрушаются; одни только нагие кости висят на кресте; помяни же меня, Господи, претерпевающего ради Тебя крест: из-за Тебя я перенес и железо, и огонь, и гвозди; ныне же приими дух мой, ибо я уже отхожу из сей жизни.

Действительно, все тело Феодора было истерзано.

Ликиний, думая, что мученик скончался, оставил его висящим на кресте. Но вот, в первую ночную стражу, Ангел Господень снял святого мученика с креста и сотворил его целым и здравым, каким он был и прежде; приветствуя его, Ангел сказал ему:

Радуйся и укрепляйся благодатью Господа нашего Иисуса Христа, вот- Господь с тобою; зачем ты сказал, что Он оставил тебя? Итак, соверши до конца подвиг твой, и ты прийдешь ко Господу приять уготованный тебе венец бессмертия.

Сказав это святому мученику, Ангел стал невидим. После этого святой мученик Феодор, благодаря Бога, начал так воспевать: "Буду превозносить Тебя, Боже мой, Царь [мой], и благословлять имя Твое во веки и веки" (Пс.144:1).

А нечестивый Ликиний, еще до рассвета, послал двух своих сотников, Антиоха и Патрикия, приказав им:

Идите и принесите мне тело умершего в страданиях Феодора: я положу его в оловянный ящик и брошу в глубину морскую, чтобы как-нибудь не взяли его безумные христиане.

Когда они пошли и приблизились к месту, где был распят Феодор, они увидели крест, распятого же на нем мученика не было. И сказал Антиох Патрикию:

Правду говорят галилеяне 14 , что их Христос восстал из мертвых. Он то, как я думаю, воскресил и раба Своего Феодора.

В это время Патрикий, подойдя поближе ко кресту, увидел святого Феодора сидящим на земле и восхваляющим Господа. Тогда Патрикий громко воскликнул:

Велик Бог христиан, и нет другого бога, кроме Его?

После этого оба сотника, подойдя к святому, сказали:

Умоляем тебя, мученик Христов, приими нас, ибо с сего часа и мы христиане.

И уверовали во Христа в тот день оба эти сотника и с ними семьдесят воинов.

Ликиний, узнав об этом, послал наместника своего Сикста и с ним триста воинов, чтобы он убил всех уверовавших во Христа.

Когда эти воины пришли и увидели, какие чудеса силою Христовою совершал святой Феодор, тотчас же уверовали в Господа нашего Иисуса Христа. И стеклось на это место бесчисленное множество народа и все взывали:

Един есть Бог, Бог христиан, и нет иного бога, кроме Него!

И еще:

Кто такой мучитель Ликиний? Побьем его камнями! для нас один Богь и царь - Христос, проповедуемый Феодором!

И поднялся в народе шум и мятеж, и даже началось кровопролитие.

Некий воин, по имени Леандр, с обнаженным, мечем прибежал на это место и устремился на Феодора, желая его ударить мечем. Сикст же, царский наместник, удержав его, вырвал у него из рук меч и рассёк его. А другой воин, по имени Мирпос, родом угрин 15 , бросившись на наместника царского Сикста, убил его.

Святой Феодор, желая успокоить народный мятеж, громко сказал:

Перестаньте, возлюбленные! Господь мой Иисус Христос, вися на кресте, удерживал Ангелов, дабы они не сотворили отмщения роду человеческому.

После того как мученик Феодор поговорил так с народом, умоляя и увещевая народ, - шум и народное смятение прекратились.

В это время святой мученик шел мимо темницы, и за ним следовал весь народ и воины; сидевшие же в темницах узники взывали громко к святому:

Помилуй нас, раб Бога Вышнего!

Святой словом своим освободил их от уз, отворил темничные двери и сказал им:

Идите с миром, мужи, и вспоминайте обо мне.

И собрался весь город, и все отвергались от идолопоклонства и прославляли Христа - Единого Бога.

В это время недужные исцелялись, бесы же из людей изгонялись. Кого только ни прикасался святой рукою своею, или кто даже только прикасался к одежде его, тот тотчас же получал исцеление.

Тогда один из приближенных Ликиния, видя, что творится, пошел к нему и сказал:

Весь город, оставив богов, по учению и волхвованию Феодора, уверовал во Христа.

Царь, исполнившись ярости, немедленно же послал воина обезглавить святого Феодора. Народ же, увидев этого воина, снова поднял шум и мятеж: восстав против Ликиния, они хотели убить его слугу. Тогда святой стал увещевать народ оставить это намерение. Он сказал:

Братия и отцы! Не воздвигайте мятежа против Ликиния: ведь он слуга отца своего диавола, а мне теперь подобает отойти ко Господу моему Иисусу Христу.

Сказав это, он начал молиться Богу и после довольно продолжительный молитвы, благословил народ.

Потом, ознаменовав себя крестным знамением, он сказал рабу своему Уару:

Чадо мое, Уар, позаботься описать день моей кончины, а тело мое погреби в Евхаитах, в имении моих родителей; когда же и ты будешь приближаться к смерти, завещай похоронить себя по левую сторону меня.

Потом мученик Христов снова помолился и, наконец, произнеся слово: "аминь", преклонил под меч свою честную и святую главу и был усекнут.

Это совершилось в 8 день месяца февраля, в субботу, в третий час дня 16 .

По усечении весь народ оказал мученику великую почесть: взяв свечи и кадила, христиане положили тело его на нарочитом месте, а потом восьмого июня оно было с великим торжеством перенесено в Евхаиты, и совершались там бесчисленные чудеса, во славу Христа Бога, - Ему же со Отцом и Святым Духом, честь и поклонение во веки. Аминь.

Тропарь, глас 4:

Воинствословием истинным страстотерпче, небеснаго Царя воевода предобрый был еси Феодоре: оружиями бо веры ополчился еси мудренно, и победил еси демонов полки, и победоносный явился еси страдалец. Темже тя верою присно ублажаем.

Кондак, глас 2:

Мужеством души в веру оболкийся, и глагол Божий аки копие в руку взем, врага победил еси, мучеников превелий Феодоре. С ними Христу Богу моляся не престай о всех нас.

________________________________________________________________________

1 Ликиний - римский император в восточный половине империи, царствовал с 307-324 год.

3 Гераклея - город в Понте, северный части Малой Азии.

4 Евхаиты - город на севере Малой Азии, недалеко от Гераклеи, ныне - Марсиван.

5 От греческого слова "ритор" - оратор, вития и "ври" - неоделяемый слог, усиливающий знаечение соединенного с ним слова.

7 Геракл или Геркулес - герой древнегреческих преданий, олицетворявши собою физическую силу человека и впоследствии почитаемой древними греками, как один из излюбленных богов. Дий или Зевс почитался древними греками отцом богов и людей, управляющим небом и землею, посылающим на землю гром я молнии. Алкмена, по греческим мифам, - смертная женщина, зачавшая и родившая от Зевса Геракла.

8 Артемида или Диана, по верованиям древних греков, была богинею луны и охоты.

9 Серапис - египетский бог душ умерших, который призывался как спаситель от болезни и смерти. Впоследствии почитание его перешло также в Грецию и Рим, где получило весьма большое распространение.

10 Аполлон - греко-римский бог солнца и умственного просвещения.

11 Прозвище Ликиния, намекающее на его низкое происхождение из Фракии.

12 Ликиний в переводе с латинского, значит - веятель; Феодоръ - с греческого Божий дар.

13 Нотарий - скорописец. В первое время по Р. Хр. так, назывались обыкновенно императорские секретари, скреплявшие акты.

14 Так с презрением язычники называли христиан, считая Христа происходившим из Галилеи, страны, которая и среди евреев пользовалась дурною славою.

15 Угринами называются славяне, происходящие из Угорской земли или Червонной Руси, ныне западная Украина.

16 Святой Феодор был усечен мечем в 319 году.

Военачальник в языческой стране - необычная фигура для христианства. Ведь одна из базовых ценностей - миротворчество - кажется на первый взгляд несовместимой с несением воинской службы у императора-язычника. Непротивление злу гораздо более, нежели нападение или хотя бы защита, подобает верующему. А святой великомученик Феодор Стратилат был военачальником города Гераклеи в Малой Азии.

На самом деле противоречия нет. Никогда не запрещалось верному христианину строить военную карьеру. Веками христиане-воины защищали свою веру и святое имя Бога, а после своей смерти почитались как святые. Для ликов этих мирных воинов очень характерно изображение не с крестом в руках, а с оружием. Мечом или чаще копьем , если говорить именно о Феодоре Стратилате.

В иконописи нет излишней детализации, но у каждой черточки и цвета есть свое духовное значение и глубокий смысл. Красные плащи воинов - символ мученической смерти, щиты - символ крепкой веры. Феодор Стратилат часто изображался сидящим на коне в память о его первом подвиге, в котором, по легенде, ему помогал конь.

Первый подвиг

Воин был красив и наделен многими талантами. Но своим главным оружием избрал молитву. Феодору Стратилату стало известно о чудовищном змее, который пожирал скот и людей в окрестностях Евхаита , его родного города.

Змей - часто используемый образ извечного врага Христа - сатаны , древнего змея-искусителя, дракона. Многие святые люди были драконоборцами . Соотечественник и тезка Стратилата, Феодор Тирон , спас от дракона свою мать Евсевию. Именно она помогла впоследствии Стратилату одержать победу над змеем из Евхаита .

Феодор Стратилат, не взяв никого с собой, а только помолившись, один отправился на поиск врага. На поле рядом с логовом змея он пустил коня пастись, а сам заснул. Недалеко от того места жила мать Тирона , христианка Евсевия , которая разбудила воина и умоляла уйти. Но он, призвав Бога на помощь, попросил и Евсевию молиться, а сам храбро бросился на врага. Феодор Стратилат разил мечом, а конь по просьбе всадника топтал змея копытами - и Бог даровал победу. Местные жители-язычники восхвалили “ Великого Бога Феодора” , и многие из них приняли крещение.

На фото выше - клеймо с новгородской иконы " Феодор Стратилат с житием" об этом подвиге.

В знак признания доблести Феодора Стратилата император Восточной части Римской империи Лициний назначил его стратилатом города Гераклеи . Сейчас это Черноморское побережье Турции. Он нес службу исправно, примером и словом обращая подчиненных ему язычников от идолопоклонства ко Христу.

Обманутый хитрец

Но страдания ждали великомученика Феодора Стратилата впереди. Император Лициний (бюст на фото ниже) был язычником и стал убийцей святого. Кара за все преступления настигла его в 324 г. н. э., когда император Константин Великий, предтеча христианской эпохи Римской империи, разбил язычника Лициния окончательно, став полноправным властителем империи. А бывшего соправителя повелел сослать и позднее казнить.

Но тогда, в 319 г. н. э., Лициний воинствовал против Церкви. Уже больше двух сотен лет христиане умирали за свою веру, но вера не умирала с ними, все больше язычников обращались во Христа. Ликиний давно понял, что отступление от веры предпочтительней смерти за нее . Помимо традиционно жесточайших гонений на христиан, он решил действовать хитро и политически расчетливо - обращать в язычество знатных и знаменитых христиан. Написал он письмо и Феодору Стратилату. Приняв и отпустив с большими почестями посланников императора, Феодор предложил императору с серебряными и золотыми идолами прибыть к нему в гости, так как сам не мог отлучиться со службы и покинуть Гераклею . Объясняя это тем, что народ мятежный, подверженный всякому зловредному влиянию христианского учения, но если только увидит, как сам император и его верный стратилат сообща поклонятся языческим богам, то простые люди воодушевятся и последуют их примеру.

Лициний попался в ловушку, сам собрал и привез в дом Феодора всех языческих идолов, ожидая, что на следующий день они вместе на глазах всего народа воздадут им все подобающие почести и жертвы. В ту же ночь Феодор Стратилат разбил все статуи, а обломки раздал беднякам.

Первая смерть

Надо ли говорить, что Лициний жестоко отомстил Св. Феодору Стратилату за разрушение истуканов. Еще накануне император предвкушал большую победу - отступление знаменитого воина-христианина, но был жестоко разочарован. Пытки великомученика продолжались несколько дней - огнем и железом истязали тело, морили голодом и жаждой, вырвали глаза и распяли. На ночь тело оставили на кресте, сочтя мученика мертвым . Но явился Божий ангел , снял страдальца с креста и исцелил его.

Солдаты Лициния , только накануне пытавшие святого Феодора, приняли крещение во Христа сразу же в ближайшем источнике, как только увидели великомученика сидящим невредимым у креста, на котором вчера его распяли. А народ Гераклеи , среди которых много было и верующих, возмутился чрезвычайными страданиями любимого военачальника и воодушевился его чудесным избавлением и исцелением. Началось восстание против языческой власти Лициния . Но Феодор Стратилат положил конец междоусобице и успокоил народ, а сам принял смерть, добровольно сдавшись Лицинию . По легенде, идя на смерть , великомученик взглядом открывал двери темницы и исцелял больных лишь прикосновением. Второй раз Лициний не стал тратить время на пытки и повелел отрубить святому голову.

Вторая смерть

Отказ от чудесного избавления, но принятие смерти или мучений за сотни лет до жизни Феодора Стратилата были знаковыми в христианстве.

Арестованные за проповедь апостол Павел и его соратник Сила, когда ангел чудесным явлением потряс само основание темницы и освободил их, остались в камере. Казалось бы, Господь сам избавляет, беги! Но с великой верой остались заключенные в неволе, чтобы узами своими проповедовать язычникам. Чем положили начало многим крещениям среди них.

Сам Господь Христос Иисус не пожелал избежать ареста и позорнейшей, предназначавшейся только рабам Римской империи казни . Как же мог раб Божий Феодор отказаться от смерти, которая прославит Бога? С верой он обратился к бунтующему народу и призвал к спокойствию. Напомнил им, что сам Христос мог призвать легионы ангелов и спастись от крестной смерти, но не пожелал.

Его стойкость воодушевила еще больше людей: тех, кто видел пытки, тех, кто пытал и казнил его, тех, кто только слышал об этих ужасах и чудесах, - прославить Бога и отказаться от язычества.

Помни меня

Казнь состоялась 8 февраля 319 года н. э. по Юлианскому календарю, православные христиане поминают святого 21 февраля (в соответствии с Григорианским календарем ). День захоронения его тела на родине в Евхаитах - 8 (или 21) июня, второй день памяти святого.

Раб Св. Феодора Стратилата, Уар , был подле хозяина до последней минуты. Именно к нему обратился мученик с последней просьбой, а после смиренно преклонил голову под меч. Он повелел рабу подробно описать свои жизнь и мученическую смерть - он хотел, чтобы люди помнили Феодора Стратилата и прославляли через него Бога.

И люди не забыли. Храмы имени Феодора Стратилата существуют по всему миру.

Великий Новгород

В этом старинном городе есть две церкви Феодора Стратилата. Одна расположена на ул. Щиркова , на Софийской стороне. Кто и когда основал и построил ee - неизвестно, но стояла она еще до монгольского ига. Тогда она была посвящена Феодору Тирону , с которым часто путают Стратилата. И тому много причин.

Жили святые практически в одно время и в одной местности, оба были воинами и драконоборцами . Евсевия , мать Тирона , которая возле своего дома похоронила тело Феодора Тирона после его мученической смерти , каждый год поминала сына. Она же помогла Феодору Стратилату в битве со змеем недалеко от своего жилища. Там же был похоронен мученик Стратилат, подле Феодора Тирона .

Церковь Феодора Стратилата (бывшая Тирона ) неоднократно перестраивалась. В 1804 году к ней была пристроена колокольня, и с тех пор архитектура осталась неизменной. В годы Великой Отечественной войны город был практически полностью разрушен, но эта церковь почти не пострадала.

Еще одна церковь Феодора Стратилата стоит недалеко от Федоровского ручья и так и называется - Церковь на ручью (на фото выше). Это одно из самых известных в России святых мест, связанных с именем великомученика. Даже для Новгорода, в котором множество древних святых мест и реликвий, эта церковь очень примечательна. Построена она в классическом новгородском стиле в 14 веке , но со множеством декоративных элементов на фасадах, что является существенным отступлением от архитектурной строгости других храмов той эпохи . Существуют предположения, что автор фресок, которые украшают храм изнутри и частично сохранились, - знаменитый Феофан Грек. Они выполнены в необычной для Новгорода красно-коричневой гамме. Хотя славянский тип внешности святых на фресках указывает на то, что авторами были новгородские художники - ученики Феофана Грека.

В Новгородском государственном музее хранится икона “ Феодор Стратилат с житием” конца 15 века (на фото выше). Она была перенесена в музей из Церкви на ручью и очень хорошо сохранилась. Икона выполнена в ярких тонах, передает духовный смысл страданий, более возвышая их, чем повествует о муках и боли.

Москва

В Москве, в Архангельском переулке, стоит церковь Святого Феодора Стратилата - вторая из двух церквей Антиохийского подворья. Первая - церковь Архангела Гавриила - была одновременно и церковью, и колокольней. Построил ее сам сподвижник Петра Первого А. Д . Меньшиков в самом начале 17 века , поэтому еще её называют Меньшиковской башней. Но в 1723 году удар молнии вызвал пожар, и церковь лишилась ангела со шпилем и верхнего яруса, долгие годы простояла обгорелой развалиной. Отстроил ее лишь спустя 50 лет Измайлов Г. З. , чтобы проводить в ней масонские собрания. Только в 1863 году в храме опять стали совершать богослужения.

Уже в 1806 году рядом закончили строительство церкви Феодора Стратилата, соседки и “ младшей сестры” Меньшиковской башни, так они похожи. Старшая " сестра" оказала влияние на младшую. Церковь Феодора Стратилата тоже строили под колокола, но изначально планируя, что это будет теплый храм. “ Старшая сестра” была знаменита как холодная церковь с короткими богослужениями. Из-за больших размеров было сложно и дорого протопить все помещение, и холод не позволял долго предаваться духовным занятиям. Рядом с церковью расположен и дом-причта - дом для служителей церкви, построенный в 1827 году. Примечательно, что множество ложных окон наводит на мысль, что и при строительстве этого дома планировали сэкономить на его отоплении.

Санкт-Петербург

Феодор Стратилат был любим во всем мире, почитаем как покровитель воинов. Сохранилось множество икон с его ликом самых разных школ и форматов, которые хранятся как в святых местах, так и в музеях.

В Эрмитаже можно увидеть миниатюрное мозаичное изображение Феодора Стратилата. Икона датируется первой четвертью 14 века и сделана в Византии. Изначально мозаикой выкладывали пол, позднее - стены и потолки христианских церквей, богатых домов и дворцов, а из кусочков драгоценных минералов начали создавать портативные иконы - по фотографии сложно судить о размере, между тем самая большая сторона иконы - всего 9 см.

Федоровский монастырь в Переславле-Залесском

В 1304 году сошлись в битве за власть москвичи и тверичане . В честь победы на месте страшной сечи московский князь повелел заложить Федоровский монастырь. Первой и древнейшей постройкой монастырского комплекса является Федоровский собор, датируемый 1557 годом. Деньги на строительство по случаю рождения сына Федора пожертвовал сам Иван Грозный. На пожертвования царевны Натальи Алексеевны, родной сестры Петра Первого, которую тот очень любил, построены еще две церкви монастыря - больничная церковь Казанской иконы Божьей матери и трапезная Введенская церковь.

В 1667 году моровая язва скосила население Переславля-Залесского, оставив после себя много вдов и девушек, которые бродяжничали или ютились по местным жителям. Пойти бы им в монахини, но куда? Монастырь мужской, пусть монахов всего десять человек. Царь Алексей Михайлович и патриарх Иосиф пожалели бедных женщин - монастырь обратили в женский, монахов перевели в окрестные обители, а монастырю подарили земли для пропитания послушниц. Также в монастыре всегда процветали самые разные ремесла - от ткачества до иконописной мастерской.

Монастырь Челтер-Коба в Крыму

В Крыму, в западной части мыса Ай-Тодор, есть действующий мужской монастырь Феодора Стратилата. Татары называли его Челтер-Коба , в переводе - " пещерная решетка " : деревянные лестницы и переходы, соединяющие пещеры монастыря, оправдывали такое название. И по сей день монашеские кельи, склады, трапезный зал, пещерный храм великомученика Феодора Стратилата располагаются в природных гротах. В самой большой пещере для алтаря было выбито специальное квадратное отверстие. В северо-восточной части был баптистерий. Еще в монастыре сохранились девять могил. Их большое количество говорит о том, что здесь погребали не только монахов, но и защитников крепости Сюйрень , которая располагалась на склоне соседнего мыса Куле-Бурун и была построена для обороны северной границы княжества Феодоро .

Крепость защищала и местных жителей, и монахов, а в храме Феодора Стратилата, прямо в пещере, совершались богослужения для верующих, живущих в окрестностях. Монастырь был основан в 8 - 9 веке и действует до сих пор, хотя в 1475 году вторжение турецкой армии в Крым на более чем 500 лет прервало служение в монастыре.

Люди не забывали святого и великомученика и благодаря чудесам, которые не прекратились после его смерти.

Дамаск

Недалеко от Дамаска, в городке Караста , стоял храм Феодора Стратилата. Но городок захватили разбойники-сарацины. Они сделали святое место своим жилищем. Однажды в шутку один из них выстрелил в стену из лука и “ ранил” образ Феодора в правое плечо. Из нарисованного красками на стене лика потек ручеек крови. Сарацины удивились, но не поняли этого знамения, а это было последнее предупреждение. Вскоре всех осквернивших Божье место нашли мертвыми . По одной версии, святотатцев - а их было около двадцати семейств - погубил мор, который не тронул других жителей города. По второй версии легенды, они передрались между собой насмерть.

В Ветхом Завете мор - одна из десяти казней Египта. Есть много историй, когда несколько сотен воинов избранного народа побеждали многотысячные армии язычников - иногда малыми усилиями, а порой просто находя вымерший лагерь врагов, которые были охвачены безумством и поубивали друг друга. Оставалось только делить добычу! Что бы ни случилось на самом деле, важно одно - святость Божьего присутствия неприкосновенна.

Кострома

У рода царей Романовых есть икона-покровительница - Федоровская икона Божьей Матери. Считается, что написал ее Лука, один из четырех евангелистов. Имя иконе дал отец Александра Невского, которого при крещении нарекли Федором в честь Феодора Стратилата.

У иконы яркая история со многими знамениями. А обретение ее связывают с Феодором Стратилатом, покровителем Костромы - города , где сейчас хранится икона. Именно Феодора видели костромчане за день до судьбоносной охоты, когда князь и младший брат Александра Невского, Василий Костромской , преследуя зверя, нашли икону в лесу на дереве. Некий воин, похожий на образ Стратилата в Костромском соборе, накануне ходил по улицам города, держа в руках икону. До того дня ее считали сгоревшей вместе с Городецкой часовней, в которой она хранилась раньше.

Иноземные принцессы-невесты царевичей брали себе отчество Федоровна , когда принимали православие, тоже в честь этой иконы-покровительницы рода.

С ней же связано окончание Смутного времени конца 15 и начала 16 веков и избрание на царство Михаила Федоровича , начало правления рода Романовых. Когда 23 марта 1613 года послы Земского собора прибыли сообщить ему об избрании, мать будущего царя, инокиня Марфа, долго не соглашалась благословить сына царствовать. И лишь когда простерлась ниц перед Федоровской иконой, через молитву Богородице, у которой испросила мудрости будущему правителю и благодати для всей страны, согласилась.

И жизнью, и мученической смертью проповедовал великомученик Феодор Стратилат о своем Великом Боге и после смерти не оставил своего служения!