Dendy. История приставки. Famicom & NES и их периферийное оборудование. Происхождение понятия «денди»

Сейчас многие люди любят играть в старые игры, вспоминая свою юность. В частности, всем нам знакома эпоха Dendy - 8-битной приставки, клона продукции Nintendo. В детстве мы играли на этой консоли при помощи картриджей, упрашивая об их покупке своих родителей, а также меняясь с друзьями. Позже многие из нас перешли на более продвинутые приставки, а другие вовсе позабыли об играх. Но память о 8-битных Mario , Battle City , Chip `n Dale , Battletoads , Darkwing Duck и Double Dragon жива в наших сердцах. И если до некоторых пор вновь поиграть в эти хиты можно было лишь при помощи эмуляторов, то сейчас их запуск можно осуществить, используя NES Classic Mini . Или же, как её ещё принято называть, Nintendo Classic Mini: NES .

Предистория

Компания Nintendo была основана задолго до выпуска NES . Но именно эта приставка позволила японцам выйти на новый уровень. Об их игровых консолях узнали во всём мире. Также именно во времена были придуманы Марио, Боевые жабы, Линк и многие другие персонажи, игры с присутствием которых выходят до сих пор.

Изначально 8-битная приставка была выпущена в Японии. Случилось это летом 1983 года. В то время игровая индустрия находилась в остром кризисе, качественной продукции не хватало. Боссы Nintendo не рассчитывали на особый успех. Своё творение они назвали Famicom - от слов «семейный компьютер». Постепенно популярность приставки начала расти, несмотря на то, что разработчики игр пока не могли раскрыть её потенциал. Встал вопрос о выпуске игровой консоли за рубежом. В частности, производителя интересовал американский рынок, так как именно на нём крутятся наибольшие деньги.

В США приставка вышла в октябре 1985 года. Специально для этого рынка был произведен редизайн консоли и картриджей. Да и название сменилось на NES . Если устройства под названием Famicom затем клонировались китайцами, после чего они попадали на наш рынок, то коробку серого цвета с внутренним отсеком для картриджей в России никто и никогда не видел. И это несмотря на то, что релиз NES позже произошел и на территории цивилизованной Европы.

Опустим дальнейшее развитие событий. Понятно, что со временем интерес к 8-битной приставке стал утихать, после чего ей на смену пришла более мощная Super NES . Но руководители компании Nintendo видели, что интерес к их старым игрушкам сохраняется. Более того, в конце 2000-ых годов он даже вырос, на фоне такого явления, как ностальгия. Поэтому некоторые игры переиздавались в виде ремейков. В другие же позволялось поиграть на Nintendo 3DS или Wii - иногда в оригинале, а иногда с добавлением 3D-перспективы. Но всем было понятно, что подавляющее большинство людей используют для игры в 8-битные творения эмуляторы . Эти программы проникли не только на ПК, но и на некоторые более мощные консоли. Например, автор этого обзора неоднократно играл во всякие Super Mario Bros. и Double Dragon на Sony PSP , Sony PS2 и даже, было дело, на Nokia 3230 . Как же бороться с эмуляторами, которые не приносят Nintendo деньги? Выпуском собственного эмулятора, размещенного на «железе» в облике старой доброй NES!

Комплект поставки

Как вы узнали из вступления, в 80-ых годах существовали две версии 8-битной приставки от Nintendo. В связи с этим и сейчас были выпущены два устройства. Famicom Classic Mini основан на японской версии консоли. Многие жители нашей страны не отказались бы от этой приставки, так как внешне она очень сильно похожа на Dendy Junior и прочие 8-битные клоны, которые были очень популярны в 90-ых годах. Но за пределы Японии официально данная консоль не поставляется. Да оно и к лучшему, ведь она располагает пусть и двумя, но чересчур маленькими геймпадами - использовать их удобно только ребенку, да и то не всякому.

Вторая выпущенная приставка - это NES Classic Mini . Именно о ней пойдет речь в данном обзоре. Она поставляется и в Европу, и в США - отличаются лишь коробки. Слава российскому подразделению Nintendo, в нашей стране приобрести новинку можно в числе первых. По крайней мере, в торговой сети DNS. В США же наблюдается дефицит, там некоторые люди готовы платить на eBay удвоенную цену - в обычных же магазинах найти приставку практически невозможно, настолько быстро её смели с прилавков.


Новинка поставляется в красочной коробке, на которой изображена консоль и подключенный к ней геймпад. Здесь же есть указание о том, что приставка содержит 30 предустановленных игр. Заметьте, нет ни слова о том, что на неё нельзя загрузить дополнительные игры. Впрочем, об этом мы поговорим чуть позже.


На задней стороне коробки находятся обложки и скриншоты 12 игр. Под ними - список остальных загруженных на приставку игрушек. Всё оформлено очень здорово - коробку интересно рассматривать по пути домой. Похоже, что Nintendo задумывала это устройство в качестве подарочного. И действительно, дарить NES Classic Mini можно не оборачивая в какую-то другую упаковку.

Вскрывается всё это дело без использования ножниц. Достаточно отклеить кусочек скотча, как можно достать всё содержимое. Сверху лежит инструкция по эксплуатации, написанная на нескольких языках. Впрочем, использование этой приставки настолько интуитивно понятно, что никакая инструкция не нужна! Не сравнить, например, с экшн-камерой от Sony, где нужно разбираться со значением некоторых пиктограмм в меню настроек.


Кроме всяких бумаг (помимо инструкции в пакетике лежит код на 300 платиновых баллов в Nintendo My Club) в коробке можно обнаружить следующее:

  • Саму приставку в виде уменьшенной NES;
  • HDMI-кабель с имеющимся на нём логотипом Nintendo - его длина составляет 1,5 м;
  • Один геймпад (в простонародии - джойстик);
  • Кабель USB-microUSB без каких-либо маркировок производителя - его длина составляет всё те же 1,5 м.


Итак, чего же не хватает? Пожалуй, только второго геймпада. Увы, его придется покупать отдельно. С этим, кстати говоря, могут возникнуть проблемы. В России подходящих для этой приставки джойстиков завезено очень мало. Не исключено, что придется идти на eBay и заказывать геймпад из-за рубежа.

Кого-то может огорчить отсутствие блока питания. Но производитель предупреждает о том, что его нет в комплекте. Поэтому придраться к данному решению невозможно - покупатель заранее предупрежден. К приставке подходит любое зарядное устройство на 5 В и с силой тока 1 А. Я же поступил ещё проще, подключив USB-кабель к соответствующему порту на телевизоре.

Внешний вид

Сложно описать чувства, возникающие при вскрытии коробки. В голове крутится только одна мысль: «Так больше не делают» . Действительно, устройство является миниатюрной копией настоящей Nintendo Entertainment System . А это значит, что оно представляет собой ящичек с острыми углами, выполненный из пластика светло-серого и темно-серого цветов. При этом пластик не является глянцевым, хотя и матовым его назвать сложно - это нечто среднее. А теперь вспомните другие электронные устройства, которые нас сейчас окружают. Чаще всего они окрашены в черный цвет, что некоторых уже начинает раздражать. Существуют гаджеты, имеющие белый окрас. Но другие цвета встречаются крайне редко. За счет этого NES Classic Mini кажется, что ли, мультяшной. Когда её вытаскиваешь из коробки - не веришь, что приставка существует в реальном мире. Словом, дивные возникают ощущения, которые в последнее время могут вызвать только очень дорогие устройства, к созданию которых приложили руку умелые дизайнеры.


Давайте пройдемся по разным сторонам приставки. Лицевая панель является пристанищем для светового индикатора , двух кнопок (Power и Reset ) и такого же количества разъемов для геймпадов . У оригинальной NES в этом месте находится ещё и крышка отсека для картриджей. Здесь же никакого отсека нет, соответственно и крышка является декоративной - выступ имеется, но тянуть за него бессмысленно. Ещё одно отличие от настоящей NES заключается в форме разъемов для подключения геймпадов.




На задней панели располагаются разъемы HDMI и microUSB . Любопытно, что HDMI является полноразмерным, хотя на такой приставке вполне можно было бы разместить его уменьшенную версию. А ещё сзади есть большая надпись HDMI, которая немного портит впечатление. По всей видимости, её наличие обусловлено лицензионным соглашением по использованию разъема.


На боковых торцах ничего нет. На верхней же части выделяются только вентиляционные отверстия. Они же присутствуют и на нижней панели. Ещё здесь имеются резиновые ножки, штрих-код и масса информации по изделию.

Словом, консоль получилась симпатичной и минималистичной. Что касается геймпада, то он вовсе не отличается от тех джойстиков, которые поставлялись вместе с NES. Те же размеры, такое же расположение кнопок, такая же расцветка… Не могу судить только о качестве пластика, так как оригинальной NES у меня нет, ориентируюсь только на фотографии. Изменился только провод. Во-первых, его длина укоротилась до жалких 75 см . Во-вторых, на его конце находится разъем, знакомый обладателям приставок Wii и Wii U .




Длина кабеля - это единственная беда геймпада. Придется держать саму приставку неподалеку, либо приобрести в каком-нибудь китайском интернет-магазине удлинитель. Что касается использования джойстика, то здесь нет никаких претензий. Крестовина и две основные кнопки являются пластиковыми. Start и Select выполнены из резины. Вот и все органы управления. Прямоугольная форма контроллера сначала кажется непривычной, но постепенно это чувство улетучивается. Не исключено, что проблемы могут возникнуть при длительной игре. Но мне кажется, что проводить несколько часов подряд за NES Classic Mini никто не будет.


Обратите внимание, к приставке можно подключить Wii Classic Controller . В таком случае у вас появится отдельная кнопка Reset, служащая для выхода в меню консоли.

Интерфейс

При первом запуске консоли вам будут предложены восемь языков. Нужно выбрать русский, после чего можно приступать к игре! На фоне современных игровых систем это очень сильно удивляет. На них сначала должно скачаться обновление ПО. Затем могут и игры не запуститься, так как они тоже сначала должны обновиться. Здесь же вы максимально быстро переходите к выбору игр.


Конечно же, здесь присутствуют и другие настройки. Они позволяют отключить демо - это когда спустя несколько минут по экрану начинает бегать Марио, самовольно запуская какие-то игры. Ещё в соответствующем разделе имеются пункты «Автоматическое выключение» и «Защита от выгорания» . С первым мне всё понятно, а от второго я до сих пор в раздумьях. Как может сгореть приставка, которая во время работы почти не нагревается?


Другой интересной возможностью будет выбор режима отображения картинки. По умолчанию ставится 4:3 - такое соотношение сторон имели все кинескопные телевизоры. Но можно выбрать и оригинальное разрешение - в таком случае изображение будет чуть более узким. Отмечено, что раньше разработка игр велась именно с таким нестандартным соотношением сторон, ну а телевизоры уже растягивали картинку. Но наиболее интересным мне показался пункт «Ретро» . Картинка при его выборе выводится с соотношением сторон 4:3, но при этом добавляются артефакты в виде двухцветных горизонтальных полос. Это привносит в игру ощущение построчной развертки, которая была в кинескопных телевизорах. Изображение в этом режиме теряет свою четкость, но это вызывает дополнительный приступ ностальгии!


Для сравнения взгляните на один и тот же игровой момент во всех трех режимах:






Само меню в этой приставке реализовано очень просто и красочно. В верхней части находятся иконки всяческих настроек. Туда вы будете заходить крайне редко. Чуть ниже находится название выделенной игры. Ну а ещё ниже находится строка с обложками всех игр, содержащихся в памяти NES Classic Mini. Выбор нужной игрушки осуществляется нажатиями клавиш «вправо» и «влево». Ещё чуть ниже все обложки уменьшены до такого размера, чтобы они поместились на одном экране. Так вы легко можете понять, насколько долго придется листать до, скажем, Super Mario Bros. 3. Под этой лентой из обложек находится строка с подсказками. Здесь можно понять, какие команды вызываются нажатиями разных кнопок. Ну а в самом низу экрана находится логотип NES, размещенный будто бы на крышке отсека для картриджа.


Обложка каждой игры здесь сопровождается дополнительными значками. Один из них свидетельствует о том, сколько человек могут играть в данную игру:
  • 1P - поддерживается только один игрок;
  • 2P белого цвета - поддерживаются два игрока, но играть они будут по очереди;
  • 2P оранжевого цвета - два человека могут играть вместе.
Ну а четыре кружочка означают то, сколько точек приостановки имеются в памяти устройства. Каждый закрашенный кружочек свидетельствует об одной точке сохранения. Интересно, что консоль хранит в себе информацию о дате релиза игры и её издателю. Поэтому можно сортировать игрушки не только по алфавиту, но и по вышеупомянутым параметрам. Хотя мне это видится бессмысленным, ведь здесь всего 30 игр, а не сотня или хотя бы полсотни.

Возможности приставки

Главное преимущество NES Classic Mini в том, что она позволяет вам поиграть в самые короткие моменты отдыха . Даже если у вас имеются всего 10 свободных минут - вам этого хватит. Когда какая-нибудь GTA V только загрузилась бы, здесь за это время вы уже наиграетесь! Запуск игр происходит одинаково. Вы включаете приставку, нажимая кнопку Power, выбираете игру, при необходимости выбираете точку приостановки, после чего остается лишь нажать кнопку Start или A. На всё это уходят примерно 10-15 секунд!

Возможность сохранения здесь позаимствована из традиционных эмуляторов. Но визуально она реализована гораздо лучше. Возможность сохранить процесс появляется после того, как вы нажали на кнопку Reset. В отобразившемся меню вы видите маленький скриншот из вашей последней игры. Если в этот момент нажать кнопку «Вниз», то вы увидите четыре окна. Это четыре слота сохранения. Далее остается лишь выбрать любой из слотов и нажать кнопку A, чтобы точка приостановки осталась в памяти устройства. Или зажать эту кнопку, если в слоте имеется другое сохранение - тогда оно будет вытеснено новым.


Получается, что к каждой игре можно создать до четырех точек сохранения. Это очень удобно, если игра имеет нелинейную структуру или же приставку использует большая семья. Любую точку приостановки можно заблокировать, чтобы случайно её не стереть. Единственное неудобство такого способа сохранения - нужно тянуться к приставке для нажатия кнопки Reset. В обычных эмуляторах этот процесс реализован проще, там можно задействовать специальное сочетание клавиш, после чего игровой процесс моментально сохраняется - при этом вы продолжаете играть, ни в какое меню вас не выбрасывает. Но зато в NES Classic Mini вы не будете сохраняться каждые 10 секунд, вас ждет более честный игровой процесс. Хотя это не сравнится с оригинальными NES , Famicom и Dendy , где возможность сохранения присутствовала лишь в очень и очень немногих картриджах.

Как ни странно, больше никаких возможностей данная приставка не предлагает. Это вам не мультимедиа-комбайн, которым можно назвать любую современную консоль. Но и стоит Nintendo Classic Mini: NES гораздо дешевле, чем PS4 , PS3 , Xbox One или даже PS Vita .

Игры

Как уже было сказано выше, устройство содержит в своей памяти лишь 30 игр. А всего их было выпущено в своё время более двух тысяч! Поэтому набор может показаться скудным. Наименования всех предустановленных игрушек я писать не буду - этот список легко можно найти на страничке с кратким описанием приставки. Скажу лишь, что здесь нет «Танчиков» и некоторых других популярных в нашей стране игр. Но самое страшное то, что по умолчанию их добавить никак нельзя! Подключение к компьютеру ничего не даст, нужный драйвер не установится, а внутренняя память останется зашифрованной. Но Nintendo неспроста не пишет на коробке, что сюда невозможно загрузить дополнительные игры. Похоже, что в японской компании понимали, что хакеры обязательно сломают не особо сложную защиту. И действительно, спустя примерно месяц после релиза NES Classic Mini в сети появились первые программы, позволяющие загрузить на приставку самые обычные ромы .

На моей приставке сейчас находятся примерно 75 игр. Например, я добавил Contra , Chip `n Dale Rescue Rangers , Flying Hero и многие другие игры, которые я очень любил в детстве. Скажу честно, я нахожусь сейчас в диком восторге. Игра на эмуляторе у меня подобных чувств никогда не вызывала! Кстати, после взлома появился ещё один способ выхода в меню - для этого нужно на короткий промежуток времени одновременно зажать клавиши «Вниз» и Select. Это сделало использование консоли ещё более удобным, теперь действительно есть повод обзавестись удлинителем для геймпада.

Подведение итогов

Многие люди считают NES Classic Mini ненужной игровой приставкой. Чаще всего такие люди недовольны стоимостью продукта. Но мне кажется, что $60 - это вполне приемлемо за такое симпатичное устройство. Также многие геймеры утверждают, что им комфортно играть при помощи эмуляторов. Мне же кажется, что Nintendo показала, что разработчикам таких программ ещё есть куда расти. Ни в одном эмуляторе нет такого прекрасного интерфейса. К эмулятору не получится подключить настоящий геймпад от NES. И я не говорю о том, что для запуска эмулятора требуется включить соответствующее устройство (например, компьютер) и запустить программу. На всё это требуется время. А в случае с NES Classic Mini играть можно спустя 10 секунд после нажатия на кнопку Power!

Мой вывод однозначен: консоль имеет право на жизнь. Более того, я с удовольствием купил бы SNES Classic Mini , если бы таковая была выпущена. И это при том, что у меня никогда не было оригинальной SNES . Приобрел бы я и аналогичный продукт от Sega . Словом, приставка у японцев получилась отличной! Но есть и одна оговорка. Если бы на консоль нельзя было бы так легко закинуть дополнительные игры - я бы покупку не рекомендовал ни в коем случае. Да и сам бы я вряд ли решил бы расстаться с ощутимой для меня суммой.

Достоинства:

  • Продуманное и интуитивно понятное меню;
  • Возможно создание точек сохранения;
  • Необычный и симпатичный внешний вид;
  • Наличие HDMI-кабеля в комплекте.
  • Недостатки:
    • Нет блока питания;
    • Только один геймпад в комплекте;
    • Джойстик располагает очень коротким кабелем;
    • По умолчанию загрузка дополнительных игр невозможна.

    NES - легендарная 8-битная приставка от компании Nintendo, завоевавшая сердца миллионов игроков по всему миру. NES в России известная под маркой Dendy.

    В 1984 году произошел обвал рынка видеоигр. Большинство компаний-производителей видеоигр потеряли на этом огромные средства. Связан обвал был с перенасыщенностью рынка программными продуктами, и всё более нарастающей популярностью IBM PC.

    Устоять могли лишь компании с огромным оборотным капиталом. Таковыми были INTV и японская компания Nintendo . Большинство компаний отказались от дальнейшей разработки электронных развлечений, опасаясь ещё больших потерь. Конкурентов практически не было и Nintendo несмотря на кажущуюся бесперспективность упорно продолжает работать над разработкой игровых технологий. В 1983 году Nintendo выпустила новую 8-битную игровую систему Famicom (Family Computer - домашний компьютер). Названа она была так, чтобы замаскировать приставку, чтобы она как можно меньше напоминала о недавнем обвале рынка. И даже дизайн её был сделан похожим на дизайн других домашних приборов,Она имела ошеломляющий успех в Японии - только за 1984 год было продано 2,5 миллиона приставок. Nintendo пыталась расширить рынок, но переговоры с Atari о продаже Famicom в Америке провалились, и Nintendo решила заняться этим делом самостоятельно, игнорируя неразвитость рынка видеоигр и недавний крах. И с 1985 года Famicom стал прорываться на Американский рынок.

    Но продажа игровых систем розничным продавцам была очень не простым делом. Все прекрасно помнили прошлогодние события и продавцы опасались вкладывать свои деньги в Famicom , не желая рисковать. Американской версии системы дали название Nintendo Entertainment System (NES) (Система Развлечения Nintendo) и переделали дизайн таким образом, чтобы приставка была больше похожа на другие домашние приборы для развлечений. Nintendo даже согласилась выкупать непроданные NES у продавцов, лишь бы только заручиться их поддержкой. Первоначально продажа систем NES была запланирована на весну 1985 года, но в итоге была перенесена. После тестовых продаж в Нью-Йорке поздней осенью, система была выпущена в продажу по всей стране в феврале 1986 года.

    Nintendo выпустила приставку NES в двух различных вариантах. Первый за 249$ - он включал в себя модуль R.O.B. (Robotic Operating Buddy), два джойстика, световой пистолет и игры Gyromite (для R.O.B.), Duck Hunt и Super Mario Bros . Второй вариант продавался за 199$ и имел в комплекте только джойстики и игру Super Mario Bros . Приставка NES имела ошеломляющий успех и вскоре стала самой продаваемой игровой системой, в десять раз превышая продажи всех остальных вместе взятых систем - INTV , Sega Master System и Atari 7800!

    Nintendo извлекла хороший урок из ошибок своих предшественников и установила очень строгую систему патентования для компаний-разработчиков игр. Это помогло предотвратить перенасыщенность рынка программного обеспечения, которая как раз и стала причиной событий 84 года.

    В конце 80-х Nintendo наслаждалась огромной популярностью приставки NES , оставляя далеко позади ближайших конкурентов и играя видную роль в жизнях многих американских и японских подростков. Nintendo управляла своей империей железным кулаком, жестко управляя рекламой, распространением, производством и ценами. Розничных продавцов, имевших наглость продавать нелицензионные игры или самовольно снижавших указанные компанией отпускные цены, сурово предупреждали или даже задерживали им поставки приставок. Такая тактика приводила ко многим судебным процессам и расследованиям со стороны Федеральной Торговой Комиссии (Federal Trade Commission).

    В начале 1990 года Nintendo ощутила угрозу, исходящую от 16-битных приставок следующего поколения, таких как TurboGrafx-16 и Genesis , но NES все равно оставалась самой продаваемой системой на рынке. Однако, несмотря на это, уже начинал сказываться возраст приставки, и в 1991 году Nintendo объявила, что ее новая система Super NES будет выпущена уже в сентябре. К сожалению, новая SNES не была совместима с NES, и владельцы последней задавались тревожным вопросом, будут ли для их любимиц выпускаться новые игры. Но Nintendo не бросила полностью поддержку своей 8-битной системы, что было хорошим ходом, учитывая медленное продвижение SNES .

    Как ни странно, но в 1992 года разница между стоимостью SNES и NES составляла всего $10, что подталкивало людей отдавать предпочтение SNES.

    В 1993 году Nintendo выпустила второе поколение NES. Новая приставка стала меньше, более дешевой, по сравнению с оригиналом, и имела корпус похожий на корпус SNES . Кроме того, новая версия приставки имела новый разъем для картриджа (старый разъем "zero insertion force" быстро забивался грязью и очень легко ломался). Выпуск системы Nintendo подготовила к наступающему рождеству за 49$.

    Однако поддержка компанией старушки NES сокращалась, ввиду всё возрастающей популярности SNES . И, в конце концов, выпуск NES был официально прекращен Nintendo в 1995 году.

    В конце стоит сказать, что в мире было продано более 62 миллионов систем NES и более 500 миллионов игр для нее. Это говорит о том, что эта приставка была самой популярной в мировой истории видеоигр!

    Вывод:

    Среди моих друзей моего же возраста нет ни одного человека кто не играл хотя бы в одну игру NES. Почти у всех эта приставка была дома, а у кого не было - постоянно сидели у своих товарищей и резались часами в танчики, контру, боевые жабы и черепашки ниндзя. Уверен, что состарившись мы все ещё будем помнить о NES. Мы выросли на этой приставке.

    С детства знакомая и родная. Многие с гордостью говорят: «А у меня она ещё сохранилась, в кладовке лежит», другие с грустью замечают: «Выбросили, не спросив меня»… Ностальгия захлёстывает. Игры легендарные. Приставка легендарная. Время проведённое с ней, как говорит один известный герой сериала: «Леген… подожди-подожди…. дарно!». Как появилась на свет отдушина многих лет из детства нынешних уже дядей и тётей?

    История появления игровой приставки Dendy в России началась в конце прошлого, 20-го по счёту, века. Значение того, что на свет появилась Dendy трудно оценить, ведь до неё в магазинах можно было приобрести отечественные игровые системы «Электроника », а в комиссионных магазинах городов-миллионников за астрономические деньги продавались заграничные Atari , Telstar и другие приставки первого поколения со встроенными играми.

    «Электроника» поставлялась в комплекте с двумя джойстиками и световым пистолетом . Начиная с 1978 года, эти приставки выпускались заводом «Экситон» в Павловском Посаде (~70 км. восточнее столицы нашей Родины). Подключались через стандартный антенный выход к обычному телевизору и позволяли играть в максимум 7 незатейливых игр, которые были имитаторами спортивных игр с чёрно-белой графикой .



    Цена за приставки была высокой для тех лет 90-150 рублей, в зависимости от комплектации и количества игр (хорошая зарплата составляла 150-200 рублей). Разумеется, данный факт повлиял на массовое распространение - его просто не могло быть. Да, нельзя отрицать и то, что отечественные разработки в какой-то степени повторяли зарубежные разработки. «Сердцем» тех систем являлась управляющая микросхема «процессор » - 145ИК17, которая являлась клоном микросхемы General Instrument AY-3-8500 с небольшими отличиями.



    1976 год ознаменовался появлением приставок второго поколения , и что самое главное – картриджей . В 1979 году происходит знаковое событие для игровой индустрии – появляется первая сторонняя компания-разработчик игр, которую основали покинувшие компанию Atari программисты . Но это пример хорошего независимого производителя игр, были и плохие: при наличии необходимого оборудования, игры может выпускать кто угодно и в результате магазины заполонили некачественные картриджи, из-за которых нормальные ответственные издатели стали терпеть убытки. К началу 1980-х возникло целое множество производителей приставок и игр к ним.



    В 1982 году японская фирма Nintendo сконструировала приставку Famicom (Family Computer – семейный /-или домашний/ компьютер), но симпатию людей ей было суждено завоевать только через 2 года, тому была серьёзная причина. В конце 1983 года грянул мировой кризис видеоигровой индустрии, который был спровоцирован тем, что:

    1. В Европе возник большой спрос на домашние компьютеры . Если до начала 1980-х годов они стоили от 1000 долларов, то в скорее после появления первых мультимедийных компьютеров, обладавших и звуком и цветным изображением, подключаемых к телевизору и видеомагнитофону – цена снизилась в 3-4 раза. Помимо того, что компьютеры превосходили игровые приставки по возможностям графики и звука, они могли выполнять разные задачи, а благодаря сменным носителям информации , игры можно было легко копировать и распространять на дискетах или кассетах , хоть это и не всегда законно…
    2. Рынок был насыщен множеством несовместимых друг с другом приставок и аксессуаров, плюс у каждой приставки свой набор игр. Производители соревновались в цене, продавая приставки на грани себестоимости.
    3. Как уже упоминалось выше, на рынке возникло перепроизводство низкокачественных игр, производители приставок утратили контроль над выпуском игр.



    После вышеописанных событий нужен был спаситель, который вытащит из болота игровую индустрию. Наступает 1984 год и звёздный час Nintendo и его «домашнего компьютера» Famicom. В октябре 1985 приставка проникает на американский рынок под названием NES (Nintendo Entertainment System), а ещё через год, под таким же названием, в Европу.

    NES представляла собой игровую приставку на базе микропроцессора с тактовой частотой 1,79 МГц, максимальным разрешением 256 х 240 пикселей, палитрой в 52 цвета при одновременном выводе на экран 16 цветов. Джойстики привычного нам вида, клавиши навигации, выбора, старта, прыжка и действия, появились именно с этой приставкой. В комплекте шли высококачественные игры, среди которых была знаменитая и отлично продаваемая Super Mario Bros.

    Поначалу NES выпускалась в двух вариантах: первый включал в себя саму приставку, робота R.O.B. (Robotic Operating Buddy), два джойстика, световой пистолет, игру Gyromite для R.O.B., игры Duck Hunt (да-да ту самую «пристрели этих чёртовых уток!») и Super Mario Bros.; второй, упрощённый вариант, включал в себя только приставку, два джойстика и игру Super Mario Bros.



    В Европе и Америке компания Nintendo позиционировала NES как «домашнюю детскую развлекательную систему» и даже дизайн был переделан таким образом, чтобы приставка стала похожа на другие развлекательные домашние приборы. Причина заключалась в том, что кризис видеоигр был совсем недавно, слишком многие его ещё помнили. Так, приставка попала в отделы продаж игрушек и вскоре стала самой продаваемой и популярной игровой системой 1980-х и начала 1990-х.

    Итак, благодаря Nintendo возрождается рынок видеоигр. В СССР приставка NES официально не поставлялась… или «пока не поставлялась», но об этом чуть позже. Наша Родина всегда была богата «Левшами» и умельцами, потому неудивительно, что нашлись энтузиасты, разрабатывающие собственные домашние компьютеры и программы для них. Первой «ласточкой» стал, созданный в 1983 году, любительский 8-разрядный «Микро-80», спустя 3 года появился «Радио 86РК», который получился по-настоящему «массовым», во многом благодаря доступности деталей и простоте сборки. Графический режим в упомянутых машинах отсутствовал, изображение было монохромным.

    В конце 1980-х в Советском Союзе появились почти все популярные западные модели, такие как Commodore-64 , Amiga и ZX Spectrum , которому повезло у нас больше всех. Именно «Спектрум» на годы завоевал советские сердца. Всё дело в том, что приставки, привезённые из-за рубежа, стоили очень дорого, как первые советские приставки, цена составляла больше месячной зарплаты, так что о массовости говорить не приходилось, в то время как ZX Spectrum был переведён на элементную базу, доступную в СССР. Так, дешевизна, обширное программное обеспечение, большая часть которого - игры и, конечно же, простота, успешно позволяли использовать машины семейства ZX Spectrum в качестве игровой платформы. В младших моделях для хранения информации использовались магнитофонные кассеты, а загрузка игры могла занимать несколько минут. Подключение первых самодельных ZX Spectrum к телевизору было очень сложным, впрочем, это мало кого отпугивало. Как грибы стали появляться предприятия по выпуску, продаже и подключению клонов ZX Spectrum.



    В СССР постепенно возникает рынок отечественных игр, однако большинство, в основном молодёжь предпочитает только «Спектрум», в то время как ниша приставок пустует. Наступает 1992 год, компания Steepler представляет публике Dendy (Денди), которая представляла собой полную копию уже третьего поколения Famicom (NES). Технические характеристики Dendy совпадают с NES. Dendy собиралась в Тайване из китайских комплектующих по заказу Steepler. Поступившая в продажу в декабре 1992 года по цене 94$ (39000 рублей), приставка стала невероятно популярной в республиках бывшего СССР, особенно в России, Украине и Казахстане. Само название Dendy у нас на Родине стало синонимом Famicom/NES, учитывая что последние официально ранее не продавались. Потому даже такие приставки как «Кенга » и «Сюбор », которые вышли позже и были совместимы, всё равно именовались Dendy. Знаменитый талисман приставки, слонёнок Денди, появился на свет руками известного российского режиссёра-мультипликатора Ивана Леонидовича Максимова .



    Спрос был очень высоким, ведь мировым производителям компьютерных игр и приставок Россия не была интересна. Приставка продавалась по приемлемой цене, в то время как аналогичный серый импорт был ещё дешевле.

    Dendy выпускалась в нескольких модификациях:

    1. Dendy Classic – два видеовыхода (высоко- и низкочастотный), два отсоединяемых джойстика (в данном случае, они же геймпады), порты которых располагались по бокам приставки. Форма приставки и джойстиков отличались от оригинальных округлыми формами.
    2. Dendy Classic II – похожа на предыдущую модификацию, отличия были незначительными: более округлая форма приставки и джойстиков, на которых кнопки «А» и «В» были синего и красного цветов соответственно, а обе кнопки режима «турбо» были жёлтыми.
    3. Dendy Junior – внешне похожа на оригинальную Famicom, два джойстика прямоугольной формы, которые в отличие от оригинальных можно отсоединять, подключались спереди приставки. Световой пистолет в стандартной комплектации, к сожалению, отсутствовал, но его можно было приобрести отдельно и подключить вместо второго джойстика.
    4. Dendy Junior II – внешне похожа на Dendy Junior, но джойстики неотсоединяемые, а на втором из них отсутствуют кнопки старта и выбора. Разъём для подключения светового пистолета располагался спереди приставки. Данная модификация наиболее близка к оригинальной Famicom, отличается разве что цветом корпуса, отсутствием микрофона и наличием кнопок турборежима на джойстиках.
    5. Dendy Junior IIP – предыдущая модификация со световым пистолетом в комплекте.
    6. Dendy Junior IVP – пластмасса корпуса джойстиков, пистолета, приставки имела чёрный цвет, в отличие от всех предыдущих, у которых преобладал белый. Корпус ВЧ-переходника выполнен из чёрной пластмассы, в то время как у предыдущих модификаций он сделан из металла. Световой пистолет шёл в комплекте.


    Альтернативы Dendy долгое время не было. Пик популярности приставки пришёлся на 1993-1995 годы. Большинство игр было скопировано с оригинальных картриджей, также были китайские и российские разработки, встречались игры с других приставок, помимо NES. Многие (особенно пользователи ZX Spectrum) были довольны, что не надо тратить время на загрузку игр. Dendy стала одной из причин заката клонов ZX Spectrum, другая причина заключалась в том, что появились более современные персональные компьютеры. Во многих городах России появляются магазины, торгующие приставками Dendy, картриджами и аксессуарами, зарождаются сообщества геймеров, появляются возможности проката и обмена картриджей.



    Существовали картриджи «150 в 1», «9999 в 1», на которых несколько игр повторялись много раз с вариациями карт, раскраски персонажей, возможности старта с разных уровней, степенью сложности или просто немного другими модификациями игр. Картриджи могли быть разной формы, наиболее популярные из них это небольшая прямоугольная форма картриджа, либо высокая со сглаженными гранями и закрывающееся снизу крышкой. Когда форма ломалась, народ пользовался самими платами картриджа как ни в чём не бывало, узнавая по элементам платы какую игру держат в руках, разве что относиться стоило бережней, царапать или ронять «платку» нежелательно.



    Есть мнение, что проект Dendy по сути сформировал рынок видеоигр в России и с этим трудно не согласиться. Сегодня 8-битные приставки также встречаются в продаже. Название Dendy сохранилось, несмотря на то что фирмы Steepler уже не существует. Нынешние приставки Dendy, а также аксессуары к ним выпускаются и по сей день китайской фирмой Simba’s и ООО «Новая игра » (г. Зеленоград).

    На смену Dendy пришли 16-битные приставки Sega , но это уже другая история…

    В начале 80-х годов Nintendo, к тому времени уже опытный изготовитель электронных игр, заметила успех домашних игровых приставок в особенности успех Coleco Vision в 1982 году с игрой разработанной Nintendo (Donkey Kong) которая шла в комплекте с приставкой. И Nintendo решила также прийти на этот рынок. Для начала Nintendo стала дистрибьютором приставки Magnavox Odyssey в Японии, а позднее сама разработала игровую приставку под название Famicom которая была выпущена только в Японии.

    Глава Nintendo Хироши Ямочо хотел создать приставку, которая превзойдёт все имевшиеся на тот момент консоли. Эта задача была поручена Масаяки Уемура который был должен создать 16-битную машину с дисководом и при этом она должна была стоить не более 75$. К сожалению это осуществлено не было так как цена была бы тогда крайне дорога и поэтому консоль стала 8-битной, а дисковод был выпущен позже.

    Famicom был выпущен в Японии в июле 1983 года по цене 100$. Первые игры вышедшие на Famicom были всем нам ныне известные: Donkey Kong, Donkey Kong Jr и Popeye. К концу 1993 года были выпущены улучшенные версии Donkey Kong Jr и Popeye с возможностью игры вдвоём. Также в это время выходит Baseball и главный хит от Nintendo, Mario Bros.

    В первый год выпуска Nintendo столкнулась с рядом проблем такими как: невысокая надёжность приставки с многочисленными просчётами и дефектами. Ямочо не хотел чтобы у покупателей сложилось плохое мнение о приставке и поэтому дефектные приставки были отозваны и продажи новых прекращены до устранения неполадок. Позже Famicom был перевыпущен с обновлённой материнской платой.

    В 1984 году Nintendo решила завоёвывать рынок в США. Nintendo попросила заняться продвижением на американском рынке своей консоли фирму ATARI, но был получен отказ в связи с тем что ATARI продвигала свою систему. И тогда Nintendo наняла фирму Worlds of Wonder для дистрибьюции своей консоли в США.

    Приставка была выпущена на рынок США в июне 1985 в самый неудачный за весь период истории видеоигр момент. В момент краха индустрии видеоигр. Приставка позиционировалась как система развлечений от Nintendo. Продавцы относились к новой приставке с крайним скептицизмом, Nintendo пришлось гарантировать, что они выкупят все непроданные экземпляры приставок и картриджей в случае плохой продажи в магазинах и только на таких условиях она появилась в американских магазинах.

    Сама консоль для США также была переделана чтобы как можно меньше походить на игрушку и поэтому она обладает таким внушительным дизайном. Первая партия консолей появилась в Нью-Йорке и была распродана на удивление быстро, а этого было ни много ни мало 100.000 консолей.

    Будучи одной из немногих консолей выживших после краха 1985 года с успешными играми, немудрено что она перешила и более технически совершенные приставки вышедшие позднее такие как: Sega Master System и ATARI 7800. Famicom и NES позже были перепроектированы как AV Famicom и New NES c целью хоть ещё немного выжать из уже устаревающей консоли перед выходом Super Nintendo.

    Поскольку NES жила на протяжении огромного количества времени игры под неё постоянно совершенствовались и улучшались, поэтому игры раз от раза становились всё лучше. В итоге за всё время существования консоли было продано порядка 50 миллионов экземпляров самой приставки и 350 миллионов картриджей к ней.

    Безусловно что NES одна из самых успешных консолей когда либо появлявшихся в мире.

    Техничекие характеристики NES/Famicom

    • CPU type: Motorola 6502 8-bit (MOS)
    • CPU speed: 1.79 MHz
    • RAM: 16 Kbit (2 Kbyte)
    • Video RAM: 16 Kbit (2 Kbyte)
    • Picture resolution: 256 x 240 pixels
    • Colors Available: 52 colours
    • Max colors at once: 24 colours
    • Max sprite size: 8 x 8 pixels or 8 x 16 pixels
    • Max sprites: 64 sprites (max per line: 8)
    • Min/Max Cart Size: 192 Kbit - 4 Mbit
    • Sound: PSG sound
    • Picture Scroll: 2 h.v

    В 1992 году менеджер компании «ПараГраф» Виктор Савюк узнал, что мир сходит с ума по восьмибитной приставке Nintendo. Он загорелся идеей поставлять такой гаджет в Россию, но глава «ПараГрафа» и будущий создатель Evernote Степан Пачиков проект не поддержал. Тогда 30-летний Савюк ушёл в компанию «Стиплер», где придумал и раскрутил бренд Dendy. В 1994 году «Стиплер» продал тайваньских клонов приставки Nintendo на $75 млн, в 1995-м - на $100 млн. «Секрет» узнал подробности создания легендарного устройства и выяснил, почему бренд не дожил до нулевых.

    «Блестящий мир видеоигр»

    «Проект Dendy придумал я», - акционер «Новых облачных технологий» и ещё нескольких компаний Виктор Савюк зажигает сигару и погружается в воспоминания. В конце 80-х он, студент факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ, проводил дискотеки, потом работал программистом и не без успеха торговал видеокассетами, в 1991 году устроился в «ПараГраф» Степана Пачикова, одну из первых советских IT-компаний, где открыл для себя видеоигры.

    Ещё в 1980-х Пачиков организовал в Москве детский компьютерный клуб. «В этом деле сильно помог Гарри Каспаров: передал нам 50 компьютеров Atari, - вспоминал он позднее. - Это была самая крупная концентрация персональных компьютеров в СССР». В свободное время сотрудники клуба писали игры для PC, и Савюк занялся их распространением.

    «Придумать дизайн коробки, упаковать дискеты, пристроить в ларьки для интуристов… В 1991 году это было что-то невероятное, безумное, - рассказывает Савюк. - Продажи выходили смешные, выручка - копеечной, но имиджевая составляющая - а Стёпу Пачикова интересовала именно она - была классной. Можно было показывать коробки с играми важным иностранцам».

    Именно в компьютерном клубе будущий создатель Dendy узнал, что где-то на Западе есть фирма Nintendo, которая производит телевизионные приставки. Ничего подобного он тогда не видел, слышал только о ZX Spectrum, однако решил, что раз весь мир играет в такие игры - значит, это что-то необыкновенное.

    К 1990 году восьмибитной приставкой Nintendo Entertainment System (NES) владели 30% американских семей (персональные компьютеры были только у 23%) и почти 40% - японских (на родном для Nintendo рынке приставка продавалась под брендом Famicom). Мировые продажи уже перевалили за 50 млн устройств и плавно снижались (в 1992-м, к примеру, было продано всего 2,5 млн) под давлением только что вышедших 16-битных Super Nintendo Entertainment System (SNES) и Sega Mega Drive (в Америке - Genesis).

    Виктор Савюк

    Фото: © Анастасия Маркелова / «Секрет Фирмы»

    Когда эпоха восьмибитных игр начала клониться к закату, тайваньские фабрики освоили производство нелегальных клонов NES - благо оригинальное устройство было не очень сложным и состояло из недорогих компонентов. Скорее всего, коллеги Виктора Савюка, рассказавшие ему о приставках, имели дело с чем-то подобным, хотя, как вспоминает основатель компании Gameland Дмитрий Агарунов, в те годы в московских комиссионках можно было достать не только поддельные, но и настоящие NES. Так или иначе, в отсутствие интернета разобраться в нюансах было сложно, но Савюк уже загорелся идеей торговать приставками и обратился к работодателю за поддержкой.

    В «ПараГрафе» предложение заняться видеоиграми встретили прохладно. У Пачикова хватало других дел: игры и бесплатные компьютерные курсы были хобби, работой - 3D-моделирование (в 1997 году он этот бизнес американской Silicon Graphics за $81 млн). Не встретив понимания, Савюк решил уйти.

    «Новая реальность»

    «Интуитивно я понимал, что, если где-то в мире есть огромный цветущий бизнес, нет ни одной причины, почему он не может существовать в России», - вспоминает Виктор Савюк. В поисках единомышленников осенью 1992 года он обошёл несколько московских компаний, имевших отношение к IT или торговле чем-нибудь технологичным.

    Первым делом Савюк обратился к знакомым по дискотечным временам, которые торговали защитными экранами для компьютерных мониторов. Тогда, в 1992-м, договориться с ними не получилось, зато в нулевых эта компания выпустила под своей маркой китайскую портативную игровую консоль, на которую ностальгируюшие геймеры моли записать игры для NES и других старых приставок. Компания существует до сих пор и занимается примерно тем же, на чём зарабатывала в 1990-х: продаёт недорогие гаджеты и компьютерные аксессуары китайского производства под тем же брендом - Defender.

    Заинтересовать видеоиграми в итоге удалось других участников московской дискотечной тусовки - основателей компании «Стиплер» Максима Селиванова и Владислава Улендеева. Это оказалось большой удачей, потому что в 1992 году забытый ныне «Стиплер» был преуспевающей и богатой IT-компанией, которая могла себе позволить рискованный непрофильный проект. Компания разрабатывала софт (например, русификатор Windows - Cyrwin), импортировала и продавала оргтехнику, выступая официальным дилером HP, и начинала заниматься системной интеграцией. С приходом Савюка появилось ещё одно направление. Владислав Улендеев, впрочем, утверждает, что «Стиплер» и до прихода Савюка думал о том, чтобы заняться видеоиграми.

    Идеей заказать в Азии партию приставок больше всех в «Стиплере», как сейчас вспоминает Савюк, горели не его старые знакомые, а их партнёр Андрей Чеглаков (в 2000-х он сделает ещё один яркий проект - Marussia Motors), который отвечал в компании за финансы. «Помню, Андрей ходил по офису на Пречистенке и повторял: “Мужики, вот увидите, мы из этого сделаем бомбу”, - рассказывает создатель Dendy. - Никакой доли в бизнесе я тогда, разумеется, не получил, но мне пообещали финансирование и организационную помощь, назвали “начальником отдела видеоигр”, дали стул и ноутбук. Стол, кстати, не дали - места в офисе было мало».

    Виктор Савюк начал изучать толстые телефонные справочники, которые менеджеры «Стиплера» привезли из рабочих поездок на Тайвань, искал в них фабрики, которые могли заниматься приставками. «Не знаю, что люди на другом конце провода думали о человеке из России, который ничего не понимает, пытается что-то узнать и просит прислать образцы, но многие реагировали доброжелательно, - вспоминает Савюк. - Тем, кто реагировал лучше всех, крупно повезло. Мы разместили у них первые заказы, а потом присели как на основных поставщиков».

    «Меня назвали “начальником отдела видеоигр”, дали стул и ноутбук. Стол не дали - места в офисе было мало»

    Производителей искали именно на Тайване, потому что в материковом Китае 25 лет назад технологический бум только-только стартовал - считалось, что у местных заводов есть проблемы с качеством. Минусом Тайваня были более высокие пошлины, но «Стиплер» смог получить в МИДе бумагу, в которой говорилось, что Тайвань является частью КНР, чтобы платить по выгодному тарифу, установленному для Китая.

    В Юго-Восточной Азии в начале 90-х уже были более или менее раскрученные бренды реплик NES. Например, первая приставка, которую «Стиплеру» в качестве образца прислала тайбэйская фабрика TXC, называлась Micro Genius. Другой не стал бы заморачиваться, но Савюк хотел придумать, зарегистрировать и раскрутить свой бренд. В 2000-х манеру присваивать китайской технике красивые названия взяли многие российские бизнесмены. Одна за другой появились марки Bork, Polaris, Vitek и прочие. Но для России 1992 года это был смелый маркетинговый ход.

    Название приставки пришло случайно. В результате мозгового штурма появилось несколько симпатичных словоформ, Савюка зацепило словечко «пинти» - покрутив его так и этак, он получил «Денди». Чтобы облегчить работу рекламным отделам СМИ, шрифт взяли самый простой - Cooper, фирменным цветом сделали красный. Оставалось придумать логотип и спланировать продвижение.

    «Тогда были популярны персонажи, все хотели нарисовать себе собачку, кошечку, енотика - да хоть чёрта лысого», - вспоминает Савюк. Художник-аниматор Иван Максимов взялся выполнить заказ за 1000 рублей. Антропоморфный слонёнок Денди родился со второй попытки и очень понравился Савюку, хоть он и заподозрил, что хобот - очевидный намёк на форму его собственного носа.

    Рекламный джингл записал «Несчастный случай» Алексея Кортнева, слоган «Играют все» придумал басист группы Андрей Гуваков. Выражение «блестящий мир видеоигр», которое широко использовалось в рекламной кампании, помог составить один из первых советских специалистов по НЛП Алексей Ситников. Ролики, которые вскоре наводнили телеэфир, сняла «Видео Интернешнл».

    Ноутбук и стул в офисе «Стиплера» Виктор Савюк получил в октябре, а старт продаж был намечен уже на конец года. Как ни удивительно, всё получилось. «Хороший подарок для детей к Рождеству подготовил торговый дом "Стиплер": на прошедшей неделе на склады фирмы поступили телевизионные игровые приставки Dendy, которые предлагаются к продаже партиями от 100 штук по $80 (на тайваньской фабрике они стоили $15 за штуку. - Прим. "Секрета"). При увеличении партии ещё на 50 штук скидка составит 12%», - сообщила газета «Коммерсантъ» 21 декабря 1992 года.

    У «начальника отдела видеоигр» к тому времени был всего один подчинённый, поэтому он сам ходил по московским магазинам, пытаясь пристроить приставки из первой партии, 10 000 штук. Договориться удалось с филиалом ЦУМа на Петровке. «Это была обычная комиссионка, но мы её быстро и качественно отремонтировали, выставили приставки - и они в первый же день принесли миллион рублей, - вспоминает Савюк. - У продавцов был шок - изменилась картина мира: месячная выручка - всего за день».

    «Играют все»

    Декабрьские и январские продажи Dendy подтвердили гипотезу: на приставки в принципе есть спрос. Но взрывного роста не было. Каждый месяц оптом и в розницу получалось сбывать всего несколько тысяч устройств.

    «Слоники бегали по телеэкранам, кричали: "Денди, Денди", но в первые несколько месяцев приставки продавались плохо и в "Стиплере" зрело раздражение, - вспоминает Савюк. - Однажды мне сказали: "У нас серьёзный бизнес, приходят серьёзные люди, а тут ты со своими игрушками, давай ты куда-нибудь съедешь". Мы оставили на Пречистенке отдел оптовых продаж, а сами - нас было уже около 20 человек - отправились в небольшое помещение на Петровке».

    Главная причина низких продаж оказалась тривиальной. Над брендом Савюк потрудился на славу, над продуктом - нет. Первые клоны NES работали на трёх микросхемах, последующие на одной (и это сильно удешевило производство). «Стиплеру» коварные тайваньцы сбывали приставки устаревшей конструкции. Тем временем челноки уже везли в Россию дешёвые аналоги и вовсю снимали сливки с голодного рынка, разогретого мощной рекламной кампанией. Все, кто был хоть немного в теме, над «Стиплером» посмеивались, вспоминает Дмитрий Агарунов. Впрочем, очень скоро он сам перестал смеяться, стал крупным дилером Dendy и начал зарабатывать по $200 000 в месяц.

    Фото: © Александра Карелина / «Секрет Фирмы»

    Осознав проблему, Виктор Савюк быстро развернул бизнес. Новую дешёвую приставку назвали Dendy Junior и выставили на неё минимальную оптовую цену. Продавцам предложили увозить любое количество приставок со склада в самом центре Москвы, вместо того чтобы таскать из Китая мелкие партии. От первой версии устройства не отказались. Она получила название Dendy Classic и продвигалась как премиальное устройство для геймеров посолиднее. Продажи моментально пошли вверх. В дальнейшем на оптовом рынке у Савюка появится только один сильный конкурент - китайская компания Subor. В 1995 году он станет её дилером.

    «К осени 1993 года команда разрослась до 70-80 человек, и я помню, как в августе мы отмечали с шампанским первый миллион долларов выручки, - вспоминает Савюк. - Осенью начали менять структуру дилерской сети - по принципу “один дилер на регион”. Пару лет назад во Вьетнаме меня узнали ребята из того времени, расцеловали и говорят: “Вить, ты хоть понимаешь, что сделал нас долларовыми миллионерами?” Да, они хорошо тогда заработали».

    Чтобы закрепить успех, команда Савюка начала выпускать собственный журнал «Видео-Асс Dendy» (позднее «Великий дракон») - вместе с редакцией еженедельника «Столица», которая занимала помещение в том же здании на Петровке. Сначала издание было чёрно-белым и печаталось в России, потом стало глянцевым, а печать, следуя духу времени, перенесли в Финляндию. Журнал оказался очень успешным, выходил тиражом 30 000 копий и на много лет пережил Dendy.

    Ещё одним мощным маркетинговым ударом стала телепередача «Новая реальность», которая сначала выходила на кабельном 2x2, а потом и на ОРТ, главной кнопке страны (Савюк дружил с основателем «Видео Интернешнл» Юрием Заполем, и тот помог получить хорошее эфирное время). Ведущим работал Сергей Супонев, автор «Зова джунглей» и других популярных в те годы детских передач. «Не вспомню уже, кто его пригласил, но это был просто подарок судьбы, - вспоминает Савюк. - Сергей совершенно не разбирался в теме, но вёл себя настолько легко и естественно, что позднее, когда мы пробовали на его место других людей, поняли: Супонев - гений. Фантастический был мужик».

    В 1993 году выручка достигла $16 млн. При этом не менее 30% продаж делали три собственных московских магазина бренда. «Было понятно, что у бизнеса большое будущее, нас практически перестали стесняться в "Стиплере", - говорит Савюк. - EBITDA тогда никто, конечно, не считал, но рентабельность по чистой прибыли была очень высокой - на уровне 35%». В 1994 году приставки принесли $75 млн (притом что весь «Стиплер» заработал $140 млн), в 1995-м - более $100 млн.

    В 1994 году «Стиплер» провёл реорганизацию и создал несколько дочек - в том числе АОЗТ «Денди», в котором Виктор Савюк стал генеральным директором и акционером с долей 30%. Из скромного офиса на Петровке команда «Денди», которая насчитывала уже около 150 человек, переехала в собственное двухэтажное здание на Поклонной горе. Рассказывая о том времени, Савюк подчёркивает, что успех бизнеса - заслуга всей той команды.

    «Когда создаёшь новую потребность, попадаешь с ней в “десятку”, то всё вспыхивает как порох, и это счастье, но я не считаю большой заслугой то, что именно я придумал эту историю, потому что рынок её ждал и был к ней готов, - философствует бизнесмен. - Я горжусь другим - тем, что наша компания до самого конца удерживала 70–75% рынка. Наладить бизнес-процессы, построить дилерскую сеть, вырастить компанию - вот это дорогого стоит. А угадать может каждый. Вопрос везения».

    Бывшие сотрудники «Денди», в свою очередь, говорят, что никогда после им не приходилось работать в такой атмосфере. Директор по маркетингу Олег Давидович рассказывает, что он и его коллеги не ассоциировали себя со «Стиплером», даже когда сидели с ним в одном офисе, называет бывших коллег, с которыми до сих пор общается, «дендёвцами» или «дендюками», говорит, что все они буквально жили на работе, и с удовольствием вспоминает «пивные пятницы», совмещённые с турнирами по игре NHL.

    «Мы все любим Dendy»

    Весной 1994 года Виктору Савюку неожиданно позвонил немецкий консультант «Стиплера» и рассказал, что руководство Nintendo of America ищет встречи с русским, который на глазах становится крупнейшим продавцом нелегальных клонов NES. «Ты торгуешь контрафактом, поэтому подумай, вернёшься ли из этой поездки, - сказал американский юрист, к которому Савюк обратился за советом. - Пускай пришлют официальное приглашение».

    Cлонёнок Денди очень понравился Савюку, хоть он и заподозрил, что хобот - намёк на форму его носа

    Американцы прислали приглашение, из которого следовало, что встречу назначают президент Nintendo of America Минору Аракава (зять главы всей Nintendo) и председатель совета директоров Говард Линкольн. Эти два человека в 1989 году за несколько миллионов долларов купили у советского программиста Алексея Пажитнова права на изобретённый им «Тетрис». Савюк был знаком с историей Пажитнова, поэтому воспринял всё очень серьёзно и уже через несколько дней вылетел в Сиэтл. По счастью, у него была открытая американская виза.

    Переговоры продолжались два дня, и штаб-квартиру Nintendo of America продавец контрафакта покинул в статусе главы эксклюзивного дистрибьютора популярнейшей 16-битной приставки SNES (в России её называли Super Nintendo) на территории СНГ. По его словам, в договоре с американцами был пункт, что к его компании нет претензий по поводу Dendy и, соответственно, она может и дальше ими торговать. Аракава и Линкольн настояли на другом: в магазинах Савюка не должно быть приставок Mega Drive главного на тот момент конкурента Nintendo - компании Sega.

    Казалось, всё складывается как нельзя лучше, но бизнес с американцами не взлетел. Савюку предложили те же условия, что американским или европейским дилерам: продавать приставки по цене закупки (достаточно высокой) или даже дешевле и зарабатывать на картриджах. «Когда мне назвали стоимость партии, я подумал, что меня дурят: в американских магазинах Super Nintendo стоила на $10 дешевле, - вспоминает Савюк. - А они говорят: да, все продают дешевле, чтобы выручить кэш и прокрутить его на играх. Такая у нас бизнес-схема».

    Помимо того, что новыми приставками приходилось торговать с минимальной маржой, была ещё одна проблема: SNES во всём мире были в дефиците, и Nintendo часто задерживала поставки. «Мы продавали гораздо больше, чем рассчитывали американцы, - говорит Савюк. - Когда Super Nintendo в очередной раз закончились, я потребовал снять запрет на торговлю другими 16-битными приставками. Мне сказали, что, пока наши отношения не выровняются, претензий не будет. Мы тут же начали продавать Sega».

    В отличие от осторожной Nintendo, Sega пришла в Россию сама, открыв для этого дочку. С компанией Савюка японцы никаких дел иметь не хотели, поэтому он параллельно закупал оригинальные и поддельные Mega Drive на открытом рынке. Что интересно, на настоящей приставке было честно написано Made in China и в комплекте был только один геймпэд, на контрафактной была наклейка Made in Japan, а геймпэдов было два.