Что такое плебисцит определение. Античность от А до Я. Словарь-справочник. Как работает народная инициатива

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Найти

Значение слова плебисцит

плебисцит в словаре кроссвордиста

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

плебисцит

А, м. (спец.). Опрос всего населения для решения особо важного вопроса, референдум. Провести п.

прил. плебисцитарный, -ая, -ое и плебисцитный, -ая,-ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

плебисцит

    Закон или решение, принятые собранием плебеев (в Древнем Риме).

Энциклопедический словарь, 1998 г.

плебисцит

ПЛЕБИСЦИТ (лат. plebiscitum, от plebs - простой народ и scitum решение, постановление)

    в Др. Риме постановление, принимаемое собраниями плебеев.

Большой юридический словарь

плебисцит

(лат. plebiscitum, от plebs - простой народ и scitum - решение, постановление) - опрос граждан, как правило, с целью определения судьбы соответствующей территории. В некоторых странах (напр., во Франции) считается синонимом референдума. С формально-юридической точки зрения процедуры П. и референдума совпадают.

Плебисцит

(лат. plebiscitum, от plebs ≈ простой народ и scitum ≈ решение, постановление),

    в Древнем Риме постановление, принимаемое собраниями плебеев. Возник в начале 5 в. до н. э. П. не утверждался сенатом и первоначально его соблюдение было обязательно только для плебеев. Превращение П. в общеобязательное постановление для всего народа связывают с законами Валерия и Горация (449 до н. э.), Публия (339 до н. э.) и Гортензия (287 до н. э.). С 3 в. до н. э. понятие П. постепенно вышло из употребления, заменившись словом lex ≈ закон.

    В международных отношениях применяется при отторжении либо присоединении чужих территорий для определения волеизъявления народа о его государственной принадлежности (см. также Оптация).

    Конституция СССР и конституции союзных республик предусматривают в необходимых случаях всенародный опрос в форме референдума.

Примеры употребления слова плебисцит в литературе.

Провести плебисцит - законы не позволяют, а избранные должностные лица - из гуманных либо карьеристических соображений - делают обратное тому, чего хочет избравший их для своего блага народ.

Узнав о сути Рижского конкордата, он немедля вошел в Ганновер и объявил там плебисцит , - дабы местные жители сами определились - с кем они хотят жить.

Что касается Боснии, то отсоединение этого государства поставили в зависимость от результатов плебисцита - в дальнейшем это решение было принято простым объединением в коалицию мусульман и хорватов, а сербы в референдуме участия не принимали.

Он всемерно одобрял аншлюс, а в Австрию прибыл, чтобы от имени Рейхсбанка еще до плебисцита присоединить национальный банк.

Как бы ни проводился этот плебисцит , я хочу заверить Ваше превосходительство как дуче фашистской Италии: 1.

Последовал приказ отменить плебисцит , о чем оба господина уведомили Шушнига в десять утра, добавив при этом, что Гитлер просто взбешен.

Просовещавшись несколько часов с президентом Микласом, министрами и доктором Скублом, Шушниг согласился отменить плебисцит .

Зельдте внес предложение понудить Гитлера выпустить прокламацию, в которой следует объявить плебисцит по поводу создания оппозиционной партии и роспуск военно-полевых судов, превративших рейх в тюремный двор, уставленный виселицами.

Весьма странно, что в Риме, где Трибуны были столь свято чтимы, никто даже не представлял себе, что они могли бы присвоить себе права народа, и что при столь огромной численности населения они никогда не пытались провести собственной властью хотя бы один плебисцит .

В 1935 г, по проведенному в Саар плебисциту , область перешла к Германии.

Много имеет за себя решение вопроса путем выделения этого района впредь до плебисцита в особую самоуправляющуюся область.

Словарь Ушакова

Плебисцит

плебисци т , плебисцита, муж. (от лат. plebiscitum - букв. решение народа) (полит. ).

1. В древнем Риме - закон, принятый собранием плебеев по трибам (ист. ).

Политическая наука: Словарь-справочник

Плебисцит

(лат. plebiscitum , от plebs простой народ и scitum решение, постановление)

2)

Античность от А до Я. Словарь-справочник

Плебисцит

римское понятие, обозначавшее постановления, принимаемые собранием плебеев в Древнем Риме (в переводе с латинского языка - «решение плебса»). Их решения были действительны только для плебеев. Впоследствии эти законы представляли собой новую форму законодательства до конца существования республики.

Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

Плебисцит

всенародный опрос населения посредством голосования, разновидность референдума в целях выявления мнения по общему и значительному вопросу. Результаты такого опроса не имеют обязательной юридической силы, но должны учитываться в процессе принятия решений соответсвующими органами государственной власти.

Энциклопедический словарь

Плебисцит

(лат. plebiscitum, от plebs - простой народ и scitum - решение, постановление),

  1. в Др. Риме постановление, принимаемое собраниями плебеев.
  2. Один из видов народного голосования. В международных отношениях применяется при опросе населения территории о ее принадлежности к тому или иному государству. См. также Референдум.

Словарь Ожегова

ПЛЕБИСЦИ Т, а, м. (спец.). Опрос всего населения для решения особо важного вопроса, референдум. Провести п.

| прил. плебисцитарный, ая, ое и плебисцитный, ая, ое.

Словарь Ефремовой

Плебисцит

  1. м.
    1. Закон или решение, принятые собранием плебеев (в Древнем Риме).
    2. Один из видов всенародного голосования, устраиваемого для решения каких-л. особенно важных вопросов.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Плебисцит

(Plebiscitum, plebei scitum). - П. в римском государственном праве называлось постановление, вотированное корпорацией плебеев без участия патрициев и предложенное одним из плебейских магистратов. Такие постановления должны были вотироваться в особых плебейских собраниях (concilia plebis). Они не требовали Senatus auctoritas (утверждения сената) и до 287 г. были сами по себе обязательны лишь для плебеев, а не для всего народа (populus). Возникновение П. относится к той эпохе, когда началась открытая борьба сословий патрицианского и плебейского, т. е. к началу V в. до Р. Хр., когда плебеи для ограждения своих прав создали трибунат и организовали собственные собрания (concilia), сперва по куриям, а с 471 г. - по трибам. С этого времени П. сделались орудием оппозиции плебеев против патрициев, которых только необходимость заставила примириться с новым положением дела. Ограничиваясь первоначально сферой чисто плебейских сословных интересов, П. постепенно захватили в свой круг государственно-правовые вопросы, касавшиеся всего народа. С III в. до Р. Хр. слово П. стало употребляться все реже и реже, заменяясь словом lех, и к I в. до Р. Хр. вовсе вышло из употребления. По мнению Ланге, первым П., имевшим законодательную силу и фактически признанным патрициями, был П. 494 г., определивший права плебеев как самостоятельного сословия и давший им неприкосновенных защитников в лице трибунов. В 471 г., с учреждением народных собраний по трибам, был обнародован второй (по Моммзену - первый) важный для плебеев закон - об избрании плебейских магистратов. Последовавший затем ряд П., направленных к тому, чтобы расширить права угнетенного сословия, быстро подвинул вперед дело плебеев, принудивших враждебную им партию если не юридически, то фактически признавать законную силу принятых плебсом постановлений. Особенно важное значение древние историки (Ливий, Дионисий) придавали закону Валерия и Горация (449), который принципиально определил законную силу и, вероятно, компетенцию П., признав их общеобязательными не только для плебеев, но и для всего народа. Закон 449 г. встретил, по-видимому, энергичный отпор со стороны патрициев, и хотя плебеям удалось за это время провести несколько П., имевших большое политическое значение (см. Плебеи), однако в 339 г. в законе диктатора Публилия Филона понадобилось повторение закона 449 г. о всеобщей обязательности П. Последний шаг в освобождении П. от сенатского veto сделал диктатор Гортензий законом 289 г., в котором в третий раз встречаются слова: ut plebiscita Universum populum tenerent. С этих пор П. были уравнены в силе с остальными законами (leges). В 88 г. до Р. Хр. Сулла временно возобновил старый закон о подчинении трибунских рогаций предварительному отзыву сената, но Помпей в 71 г. вернул П. их законодательную силу. Отрывочность и неясность известий, а также противоречия, встречающиеся у древних исследователей этого вопроса (историков и юристов), заставили новейшую историографию отнестись к нему со строгой критикой; единогласия по этому предмету между исследователями его до сих пор не установилось. Формальности, которыми обставлялось проведение П., были те же, что и для других законов. До 471 г. П. вотировались в куриатных собраниях, а с этого года - в трибных concilia, в обоих случаях под председательством плебейских трибунов, или эдилов. По праву в concilia plebis могли участвовать лишь плебеи, но de facto участвовал весь народ. Предварительные ауспиции были необязательны, но строго соблюдались auspi c ia caelestia во время самых собраний. Местами собраний служили forum (comitium), Капитолий, а также часть города вне Померия. Днями плебейских собраний были до 286 г. nuudinae, а позднее - обычные dies comitiales. Ср. Th. Mommsen, "R ömische Forschungen" (Берлин, I т., 1864); его же, "R ö misches Staatsrecht" (Лпц., III т., 1887); Lange, "R ömische Altertü mer" (B., I и II тт., passim, 1876, 1879); Ihoe, "Die Entwickelung d. r ö m. Tributcomitiea" ("Rhein. Mus." XXVIII, т. 1873); Tophoff, "De lege Valeria Horatia, Publilia, Hortensia" (Падерборн, 1852); Ptaschnik, "Die Publilische Rotation", в "Zts. f ü r d. Oesterr. Gymn." (B., XVII т., 1866); его же, "Die Centuriatgesetze von 305 und 415 u. с." (там же, XXI т., 1870); его же, "Lex Hortensia" (там же, XXIII т., 18 72); Henné s, "Das dritte Valerisch-horatische Gesetz und seine Wiederholungen" (Бонн, 1880); Soltau, "Die G ü ltigkeit der Plebiscite" (Берлин, 1884); Borgeaud, "Histoire de Pl é biscite" (Женева, 1887); Виллемс, "Римское государственное право" (Киев, 1 ч., 18 88).

Н. О.

П. как институт современного государственного права есть законодательное постановление, принимаемое или отвергаемое всенародным голосованием. Государственный строй, основанный на П., противоположен в этом отношении представительному: при последнем законодательные вопросы решаются коллегиями, избранными народом и представляющими его, при первом - непосредственно народом. П., следовательно, возвращает государство до некоторой степени к типу республик древности, с тем существенным отличием, что П. вполне совместим с представительством. Представительное собрание имеет право законодательной инициативы и обсуждения законов, на голосование же народа законопроект отдается лишь в окончательном виде, причем народ не имеет права вносить в закон поправки, а только принимает или отвергает его целиком. К институту П. весьма близок институт референдума (см.), так что между ними трудно указать принципиальное различие: термин П. употребляется во Франции и Италии, термин референдум - в Швейцарии. Референдум в Швейцарии применяется гораздо чаще и шире, чем П. во Франции; он действует там, как постоянный институт; на решение народа ставятся там почти все сколько-нибудь важные законопроекты, тогда как во Франции к П. прибегали только в исключительных случаях и для решения самых общих вопросов: перемены формы правления, принятия новой конституции. Впервые идея П. возникла во Франции в эпоху великой революции; ее неизбежно вел за собою принцип народного суверенитета. Первым актом конвента (21 сент. 1792), единодушно принятым по предложению Дантона, была "декларация о праве народа по отношению к конституции": "национальный конвент объявляет, что конституция не может войти в силу, не будучи принята народом". После смертного приговора над королем жирондисты потребовали конфирмации приговора народом, но требование это было отвергнуто. Конституция 24 июня 1793 г. постановляла, что все законы (отличавшиеся от декретов, издаваемых по менее важным вопросам) в случае желания, выраженного известной частью первоначальных народных собраний, должны идти на утверждение всенародного голосования. Закон этот никогда не был приведен в исполнение, но самая конституция была подвергнута голосованию и одобрена большинством 1801918 голосов против 11610. Так как избирателей уже в 1791 г. числилось 4298360, а с тех пор вследствие понижения возрастного ценза это число еще увеличилось, то в П., очевидно, не приняла участия и половина имевших на то право. Голосовать, по конституции 1793 г., имели право все граждане, достигшие 21 года и не лишенные политических прав. Конституция III г., уничтожив право обращения к народу по поводу каждого закона, сохранила его для изменений в конституции; правом голоса при П. должны были пользоваться лица, платящие подати и достигшие 25-летнего возраста. Самая конституция была одобрена большинством 1057380 против 49957 голосов. Консульская конституция VIII г. была принята на основании П. большинством 3011007 против 1562. Следующие два П. имели место по отношению к сенатусконсультам Х и XIII г., установившим сперва пожизненное консульство, потом империю; Acte additionnel 1815 г. также был принят П. Наполеон III воскресил П., считая его одною из важнейших "наполеоновских идей". После переворота 2 декабря 1851 г. на голосование был поставлен следующий П.. "французский народ... делегирует Людовику-Наполеону - Бонапарту власть, необходимую для утверждения конституции на основах, предложенных в его прокламации от 2 декабря 1851 г.". Отвечали "да" - 7439216 избирателей, "нет" - 640737. К подобным же результатам привел следующий П., утвердивший сенатусконсульт о восстановлении империи. В последний раз Наполеон прибегнул к П. в мае 1870 г. П. гласил следующее: "Французский народ одобряет либеральные реформы, произведенные в конституции с 1860 г. императором при помощи органов государственной власти, и ратификует сенатусконсульт 20 апреля 1870 г.". Голосование было всеобщее и тайное; тем не менее все средства были употреблены к тому, чтобы П. удался: застращивания, подкуп, спаивание избирателей, арест враждебных П. агитаторов и т. д. Из урн было вынуто 1538825 бюллетеней со словом "нет", 7824189 - со словом "да". Наконец, был еще один частный П. в Париже, в ноябре 1870 г., которым власть была утверждена за правительством национальной обороны. С тех пор П. не практиковался: в конституции 1875 г. на него нет указаний. Ген. Буланже стремился к восстановлению его; выступая на всех дополнительных выборах в 1888-89 гг., он устраивал как бы нечто в роде П ., но не достиг цели. Все республиканцы во Франции теперь безусловно враждебны этому институту, считая его выгодным только для цезарианских стремлений. В Италии П. применялся только по вопросам о присоединении или отчуждении государственной территории.

П. в международном праве впервые был применен также в эпоху французской революции: жителям Авиньона было предоставлено (1791) высказаться в пользу или против присоединения к Франции. Подача голосов производилась открыто, под надзором трех французских комиссаров, из которых один на вопрос, будет ли гарантирована безопасность вотирующих, отвечал: "опасности нет для тех, которые будут вотировать за присоединение, но я не отвечаю за головы тех, кто будет голосовать за папу". С такими же гарантиями производились П. по вопросу о присоединении Савойи (1792) и Бельгии (1793). В 1860 г. к П. вновь прибегли итальянские революционеры, когда вопрос шел о присоединении к Сардинии Тосканы, Пармы, Модены, потом Неаполя; здесь свобода подачи голосов везде была полная. П., в том же 1860 г. доставивший Франции Савойю и Ниццу, был организован Наполеоном III и велся по французской системе. В 1866 г. Венеция была уступлена Италии, в 1870 году к ней присоединен Рим, также на основании П. Последний случай применения П. имел место в 1877 г., когда Швеция уступила Франции о-в Варфоломея. Все П. при отчуждении территории можно разделить на две группы: 1) когда государство, присоединяющее к себе территорию, либо вполне уверено в исходе П., либо мало в нем заинтересовано (тогда при П. оставляется вотирующим свобода голосования) и 2) когда государство не уверено в успехе, но сильно в нем заинтересовано; тогда производится сильнейшее давление на голосующих, обращающее П. в комедию или фарс. Ср. St ö rk, "Option und Plebiscit" (Лпц., 1879); Soltau, "Die G ü ltigkeit der Plebiscite" (Б., 1894); Ладыженский, "О П. в международном праве" (М., 1883); Faustin-Неliе, "Les constitutions de la France" (П., 1880). В беллетристической форме, но исторически совершенно верное изображение П. 1870 г. и его последствий представляет рассказ Эркмана-Шатриана: "История П." ("Сочинения", СПб., 189 7, I).

В. Водовозов.

Словари русского языка

Где пер-во-на-чаль-но плебисцитом на-зы-ва-лось по-ста-нов-ле-ние, при-ня-тое на со-б-ра-ни-ях низ-ше-го со-сло-вия сво-бод-ных жи-те-лей Ри-ма - пле-бе-ев и обя-за-тель-ное толь-ко для них. С начала V века до н.э. плебисцит стал ак-тив-но ис-поль-зо-вать-ся в хо-де со-слов-ной борь-бы пле-бе-ев, стре-мив-ших-ся к урав-не-нию в пра-вах с ро-до-вой ари-сто-кра-ти-ей - пат-ри-ция-ми . Важ-ную роль в том, что плебисцит как по-ста-нов-ле-ние пле-бей-ских со-б-ра-ний об-рёл си-лу за-ко-на, стал обя-за-тель-ным для всех со-сло-вий рим-лян, сыг-ра-ли за-кон Ва-ле-рия и Го-рация (449 год до н.э.), за-кон Фи-ло-на (339 год до н.э.) и за-кон Гор-тен-зия (287 год до н.э.). Как ин-ст-ру-мент пря-мо-го уча-стия на-ро-да в при-ня-тии по-ли-тических ре-ше-ний плебисцита стал важ-ным эле-мен-том сис-те-мы рим-ско-го пра-ва и по-слу-жил про-об-ра-зом современных ре-фе-рен-ду-мов.

Прак-ти-ка про-ве-де-ния плебисцита как все-об-ще-го оп-ро-са на-се-ле-ния воз-ро-ди-лась в хо-де ре-во-люционных войн Фран-ции конца XVIII века. В 1791 году Фран-ция ан-нек-си-ро-ва-ла город Авинь-он, на-хо-див-ший-ся под управлением Ва-ти-ка-на, а его жи-те-лям бы-ло пред-ло-же-но вы-ска-зать-ся на плебисците за или про-тив при-сое-ди-не-ния к Фран-ции. Плебисциты не-од-но-крат-но про-во-ди-лись в XIX-XX веках для оп-ре-деле-ния при-над-леж-но-сти той или иной спор-ной тер-ри-то-рии к пре-тен-до-вав-шим на них го-су-дар-ст-вам (в ча-ст-но-сти, при при-со-еди-не-нии Си-ци-лии, Не-апо-ля и не-ко-то-рых др. об-лас-тей к Сар-дин-ско-му ко-ро-лев-ст-ву в хо-де фор-ми-ро-ва-ния еди-но-го итал. го-су-дар-ст-ва в 1860 году, при при-сое-ди-не-нии в том же го-ду к Фран-ции Са-войи и Ниц-цы, при при-сое-ди-не-нии на-хо-див-ших-ся под юрис-дик-ци-ей Шве-ции островов Вар-фо-ло-мея к Фран-ции в 1877 году). По-сле окон-ча-ния первой ми-ро-вой вой-ны , со-глас-но ре-ше-ни-ям Па-риж-ской мир-ной кон-фе-рен-ции 1919-1920 годов, был про-ве-дён ряд плебисцитов на спор-ных тер-ри-то-ри-ях в свя-зи с об-ра-зо-ва-ни-ем но-вых го-су-дарств в Ев-ро-пе. Так, в ре-зуль-та-те Вар-мин-ско-Ма-зур-ско-го плебисцит 1920 года и Верх-не-си-лез-ско-го плебисцит 1921 года не-ко-то-рые тер-ри-то-рии ос-та-лись в пре-де-лах Гер-ма-нии, а ряд др. тер-ри-то-рий был при-со-еди-нён к вновь об-ра-зо-ван-но-му Поль-ско-му государству. Кро-ме то-го, в 1935 году про-ве-дён плебисцит в Саа-ре и эта тер-ри-то-рия пе-ре-да-на от Фран-ции герм. Треть-ему рей-ху. В 1957 году, по-сле но-во-го плебисцита, Са-ар во-шёл в со-став Фе-де-ра-тив-ной Рес-пуб-ли-ки Гер-ма-ния.

Да-ле-ко не все-гда плебисциты про-во-ди-лись в ус-ло-ви-ях сво-бод-но-го во-ле-изъ-яв-ле-ния гра-ж-дан: они час-то ис-пы-ты-ва-ли на се-бе силь-ное дав-ле-ние вла-стей, что де-ла-ло плебисцит фор-маль-ным, а его ис-ход - пред-ре-шён-ным. Не-ред-ко плебисциты ис-поль-зо-ва-лись для уси-ле-ния ре-жи-мов лич-ной вла-сти. Во Фран-ции плебисцит 1799 года все-на-род-ным го-ло-со-ва-ни-ем ут-вер-дил но-вую кон-сти-ту-цию стра-ны, сде-лав-шую На-по-ле-о-на Бо-на-пар-та пер-вым кон-су-лом, плебисцит 1802 года за-кре-пил за ним ста-тус по-жиз-нен-но-го кон-су-ла, а плебисцит 1804 года - ста-тус им-пе-ра-то-ра. Ана-ло-гич-но На-по-ле-он III, со-вер-шив в 1851 году государственный пе-ре-во-рот, про-вёл плебисцит в поль-зу про-воз-глаше-ния его им-пе-ра-то-ром. В Гер-ма-нии в 1934 году, по-сле смер-ти рейхс-пре-зи-ден-та плебисцит фон Гин-ден-бур-га, в ре-зуль-та-те про-ве-дён-но-го плебисцита вся пол-но-та гос. вла-сти пе-ре-шла к рейхс-канц-ле-ру А. Гит-ле-ру.

В других ис-то-рических си-туа-ци-ях плебисциты сыг-ра-ли роль ин-ст-ру-мен-тов не-по-сред-ст-вен-ной или пря-мой де-мо-кра-тии. Так, в Чи-ли в 1988 году про-ве-дён плебисцит, по ито-гам ко-то-ро-го боль-шин-ст-во гра-ж-дан вы-ска-за-лось про-тив даль-ней-ше-го пре-бы-ва-ния А. Пи-но-че-та на по-сту пре-зи-ден-та, и он вы-ну-ж-ден был по-ки-нуть этот пост, со-гла-сив-шись на про-ве-де-ние в стра-не де-мо-кра-тических пре-зи-дент-ских вы-бо-ров.

В современную эпо-ху по-ня-тие плебисцит ста-ло прак-ти-че-ски то-ж-де-ст-вен-ным по-ня-тию «ре-фе-рен-дум».



Плебисцит

Плебисцит

Виды референдумов

В зависимости от предмета, способа проведения и сферы применения различают: референдум конституционный (на всенародное голосование выносится проект конституции или конституционные поправки) и законодательный (предмет референдума - проект закона), обязательный референдум или факультативный.

При обязательном референдуме проект соответствующего акта подлежит ратификации всем или большей частью избирательного корпуса (например, в США проект поправки к конституции США должен быть представлен Штатам после голосования в Конгрессе, при котором за нее должно быть отдано 2/3 голосов в каждой Палате, а потом не менее 3/4 Штатов должны ее ратифицировать. ).

Инициатива проведения факультативного референдума может исходить от избирательного корпуса (Италия), отдельных субъектов федерации (Швейцария) или центральной власти (Франция).

Референдумы бывают признанные, непризнанные, частично признанные различными политическими силами, странами.

От референдума следует отличать широкомасштабные опросы населения, проводимые в формах, близких к референдуму. Эти, так называемые консультативные референдумы, юридической силы не имеют.

Древний Рим

Референдумы в России

Впервые понятие всенародного референдума появилось в Конституции СССР года - в ст. 49 указывалось, что «Президиум Верховного Совета СССР производит всенародный опрос (референдум) по своей инициативе или по требованию одной из союзных республик».

Конституция Российской Федерации

Закон России о референдуме

Практика проведения референдумов в современной России

На федеральном уровне после принятия Конституции Российской Федерации референдумов не проводилось. Различные политические силы - коммунисты, правые, экологи - выдвигали инициативы проведения референдумов по различным вопросам, но все эти инициативы были остановлены на стадии выдвижения.

2003 г. - Референдум в Чечне.

Согласно федеральному конституционному закону от 17 декабря 2001 года № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта Российской Федерации» вопрос об образовании нового субъекта Российской Федерации подлежит вынесению на референдумы заинтересованных субъектов Российской Федерации. Так, в 2003-2007 в ряде регионов прошли референдумы об объединении регионов .

  • 1992 г. - Референдум в Южной Осетии .
  • 2006 г. - Референдум в Южной Осетии .
  • 2006 г. - Референдум о независимости Черногории .
  • 2006 г. - Референдум о независимости Приднестровья 2006 года
  • 2008 г. - Референдум по Косову

Референдумы в мире XXI век

Примечания

См. также

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Соответствующих стран.

Плебисцит

По мнению некоторых авторов, разница между референдумом и плебисцитом, состоит в том, что референдум принимается по вопросам принятия конституции или законов или по вопросам их отмены, тогда как плебисцит принимается по всем остальным вопросам. Французские авторы придерживаются мнения, что плебисцит принимается по вопросам наделения какого-либо лица верховной властью. Так, мероприятие по предоставлению Наполеону Бонапарту императорского титула, во французской литературе XIX века, именовалось плебисцитом .

В некоторых странах (например, во Франции) считается синонимом референдума.

Виды референдумов

В зависимости от предмета, способа проведения и сферы применения различают: референдум конституционный (на всенародное голосование выносится проект конституции или конституционные поправки) и законодательный (предмет референдума - проект закона), обязательный референдум или факультативный.

При обязательном референдуме проект соответствующего акта подлежит ратификации всем или большей частью избирательного корпуса.

Инициатива проведения факультативного референдума может исходить от избирательного корпуса (Италия), отдельных субъектов федерации (Швейцария) или центральной власти (Франция).

Референдумы бывают признанные, непризнанные, частично признанные различными политическими силами, странами.

От референдума следует отличать широкомасштабные опросы населения, проводимые в формах, близких к референдуму. Эти, так называемые консультативные референдумы, юридической силы не имеют.

Древний Рим

Некоторые примеры референдумов, проводившихся в различных государствах мира

Акты волеизъявления населения стран по результатам референдумов могут игнорироваться их властями, например, результаты Всеукраинского референдума 2000 года , когда проголосовали около 30 млн украинцев.

Референдумы в России

Впервые понятие всенародного опроса появилось в Конституции СССР 1936 года - в ст. 49 указывалось, что «Президиум Верховного Совета СССР производит всенародный опрос (референдум) по своей инициативе или по требованию одной из союзных республик».

Попытка граждан РФ, живущих в Хабаровском крае, провести референдум для оценки изменений границы края (передачи КНР островов Тарабаров и Большой Уссурийский); и о доверии губернатору края, давшему письменное согласие на передачу островов; и о доверии президенту, подписавшему соглашение, была организована в строгом соответствии с законом (май 2005 г.). Законодательная Дума края отказалась рассматривать документы; а при их повторном направлении отказала в разрешении проводить его.

Попытка организации референдума с целью принятия закона, повышающего ответственность выборных должностных лиц перед избирателями (обязательная оценка их деятельности по завершении срока работы - при проведении выборов нового должностного лица) не удалась. Сначала действия группы активистов были квалифицированы как экстремизм на основании одной из листовок . Затем организацию распустили. Так как потребность в таком законе была велика, параллельную работу выполняла группа других граждан - и после запрета деятельности Армии воли народа активные участники перешли в ИГПР «ЗОВ» (созданную задолго до запрета АВН). Однако судья Тверского суда г. Москвы счёл, что переход в другую организацию является прикрытием продолжения экстремистской деятельности, выявленной ранее (хотя единственная листовка, признанная экстремистской, не переиздавалась) - и приговорил трёх активистов к разным срокам лишения свободы.

Референдумы на местном (муниципальном) уровнях

С начала 2010-х годов в России часто проводятся референдум муниципального уровня. Этому способствовало принятие Постановления Правительства Российской Федерация № 1578 «О внесении изменений в правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ», которое установило следующее :

  • Каждый муниципалитет с населением свыше 20 тыс. человек для получения федерального финансирования своего проекта благоустройства парка (сквера) должен вынести его на референдум.

Порядок проведения местного референдума определяется уставом соответствующего муниципального образования - нормативно-правовым актом, регламентирующим порядок осуществления местного самоуправления на конкретной территории.

Референдумы в Швейцарии

Референдум 25 сентября 2016 года

Швейцарский народ отказался от увеличения пенсионных выплат. .

Народ Швейцарии примет решение по народной законодательной инициативе «О поэтапном отказе от ядерной энергии» Atomausstiegs-Initiative , требующей отказаться от строительства новых АЭС, ограничив срок деятельности уже существующих реакторов 45 годами. «О поэтапном отказе от ядерной энергии» (нем. Atomausstiegs-Initiative ) .

На этом национальном референдуме граждане решали три вопроса: формат натурализации внуков мигрантов, создание «Фонда развития национальной дорожной сети и транспортной мобильности в границах городских агломераций» и реформа налогообложения холдингов. «ДОСЬЕ: Референдум 12 февраля 2017 года» .

Как часто проходят референдумы

В среднем швейцарцы голосуют на референдумах три-четыре раза в год. Причиной такой ситуации является особенность политической системы страны. Во-первых, любое изменение, вносимое в основной закон, федеральную конституцию, должно получить одобрение как большинства народа, так и численного большинства кантонов (принцип так называемого «двойного большинства»).

.