Черноморский флот в 1991 году. Погибший флот ссср. Минно-торпедная и бомбардировочная авиация

Красная икра – деликатесный продукт, который в отличие от других изысканных блюд обладает не только прекрасными вкусовыми качествами, но также широким спектром полезных свойств. Икра лососевых рыб является одним из ценнейших продуктов питания, нередко используемых для поддержки, укрепления и восстановления организма.

В продаже можно встретить различные виды этого деликатеса, которые имеют некоторые различия по размеру, цвету и вкусовым нюансам. На вопрос какая красная икра самая полезная, можно дать однозначный ответ – любой сорт, независимо от вида рыбы, имеет практически одинаковый биохимический состав и механизм воздействия на наш организм. Наиболее универсальной по вкусовым качествам считается икра лосося и горбуши.

Полезные свойства красной лососевой икры

Польза икры лососевых рыб заключается в её уникальных питательных свойствах и богатстве ценных ингредиентов в её составе. Каждая икринка – это целый кладезь полезнейших, оздоравливающих и омолаживающих элементов. В 100 г продукта содержится:

  • более 24 г легкоусвояемых белков, среди которых широкий спектр необходимых организму аминокислот;
  • лецитин, имеющий свойство нейтрализовать холестерин;
  • богатый состав ненасыщенных жирных кислоты омега 3 и омега 6 – около 4 г;
  • витаминный состав включает практически весь перечень группы B - B4 (холин) 490 мг, B9 (фолиевая кислота) 50 мкг, B12 (кобаламин) 20 мкг, витамин A (ретинол) 270 мкг;
  • разнообразие минералов – натрий 1500 мг, фосфор 350 мг, магний 300 мг, кальций 275, калий 181 мг, а также медь, цинк, марганец и селен.

Главное, чем полезна красная лососевая икра, это укрепление иммунной системы, оздоровление сердца и кровеносных сосудов, стимулирование регенерирующих процессов в клетках, мощный омолаживающий эффект.

Полезна ли икра лососевых при диете?

Многих девушек, которые следят за своей фигурой и рационом, а также придерживающихся той или иной диеты волнует проблема – полезна ли красная икра при похудении и как она вписывается в диетический рацион. Несмотря на то, что в данном деликатесе содержится довольно большое количество жиров и жирных кислот, ее калорийность составляет всего 250-260 ккал. Если учитывать, что икра очень сытная, а польза от её употребления очень высока, то она может служить частью диетического рациона. В красной икре очень низкое содержание углеводов, около 4 г на 100 г продукта, поэтому при соблюдении диеты с урезанием углеводных продуктов.

Низкоуглеводные и безуглеводные диеты предполагают исключение из ежедневного рациона продуктов, в составе которых преобладающее содержание именно углеводов. Такие диеты часто применяются при соблюдении спортивного режима и активных занятий для подсушивания и придания рельефности контурам фигуры.

При такой диете основное место занимают продукты с высоким белковым содержанием (мясо, морепродукты, молочные продукты) и овощи. Белки, которые содержатся в красной икре, обладают уникальным свойством очень быстро усваиваться организмом, а сытность этого продукта не позволит съесть лишнего.

Красная икра наиболее часто подается к столу в виде бутербродов, но она прекрасно сочетается с такими продуктами, как яйца, сыр, различные виды овощей и морепродуктов. При употреблении её в качестве диетического компонента лучше всего добавлять икру в салаты, морские коктейли или просто съедать по две ложки за завтраком или обедом.

Людям, активно занимающимся спортом, проходящим реабилитацию после тяжелых заболеваний или операций, стремящимся укрепить, омолодить свой организм, очень полезно употреблять красную икру два раза в неделю.

Целебные свойства лососевой икры широко используются в современной фармакологии и косметологии.

Красную икру добывают из нескольких видов рыб, которых объединяют под названием лососевые или "лосось". Вкус у них примерно одинаков и зависит больше не от вида рыбы, а от качества заготовки. А вот по размеру икра отличается. Если вы читаете на банке, что внутри находится икра горбуши, вы получите классический вкус и икринки средней величины. Если на банке написано, что это кетовая икра, знайте, что внутри находятся самые крупные горошины из всех красных икр. Если же на этикетке пишут икра нерки, то икра там маленькая, но тоже вкусная.

Известно, что красную икру нам дарят рыбы - кета, горбуша, нерка, форель и кижуч. По полезным свойствам и составу все икринки практически одинаковы, различаясь только по размеру, внешнему виду и вкусу. Например, икра рыбы чавыча является самой крупной (в диаметре примерно 7 мм) и имеет ярко-красную окраску и горьковатый вкус. К сожалению, познакомиться со вкусом этих гигантских икринок нам не доведется, в связи с тем, что чавыча уже давно занесена в Красную книгу.

На втором месте по размеру стоит красная икра кеты, которая имеет правильную форму шара и ярко-янтарный цвет. Раньше эта икра носила звание “царской”, хотя ее вкус нравится не многим, а используется она в основном для украшения блюд.

Самой универсальной красной икрой, которая пользуется спросом у большинства потребителей можно, несомненно, назвать икру горбуши - одной из самых плодовитых рыб среди лососевых видов. Светло-оранжевые икринки этой рыбы достигают 5 мм, при этом оболочка - не очень плотная.

Красная икра нерки практически не отличается по вкусу от икры горбуши, но по размеру она несколько мельче (4 мм), да и найти её сложно, в связи с массовым истреблением этого вида рыбы.

У такой благородной рыбы как форель самая мелкая икра, которая в диаметре всего 2-3 мм. Примечательно, что цвет её оболочки варьируется от бледно-желтого до насыщенно-оранжевого. Кстати, в последнее время именно красная икра форели массово выходит на потребительский рынок.

Не забудем еще и про рыбу кижуч, икра которой не особо пользуется спросом из-за небольших размеров и горьковатого привкуса. Она хоть и называется красной, но на самом деле имеет бордовый цвет.

Польза красной икры

Пользу красной икры объяснить легко, так как икринка — это не что иное, как яйцо рыбы, в котором содержится все необходимое, что заложено природой для того, чтобы зародыш полноценно развивался. Однако чтобы получить максимум пользы, этот продукт совсем не обязательно есть в больших количествах. Безопасной дозой, при которой польза красной икры не обернется вредом, считают около 2-3 бутербродов с икрой или 5 чайных ложек за один прием пищи.

Употребление красной икры в разумных дозах - прекрасное профилактическое средство для повышения иммунитета. Кроме того, использование этого дара моря благотворно влияет на зрение и способствует укреплению костей. Полезные свойства красной икры обоснованы способностью улучшать кровообращение, при этом существенно снижая риск образования тромбов, и, следовательно, возникновения сердечнососудистых заболеваний.

Пищевая ценность в 100 г продукта
Калорийность красной икры - 245 килокалорий.
Калорийность бутерброда с красной икрой -110 килокалорий.
Насыщеные жирные кислоты 2,4 г
Зола 7,4 г
Холестерин 310 мг
Вода 46,9 г
Витамины
Витамин PP (Ниациновый эквивалент) (PP) 7,8 мг
Витамин E (ТЭ) (E (ТЭ)) 3 мг
Витамин C (C) 2,4 мг
Витамин B2 (рибофлавин) (B2) 0,42 мг
Витамин B1 (тиамин) (B1) 0,55 мг
Витамин A (РЭ) (A (РЭ)) 450 мкг
Витамин PP (PP) 1,5 мг
Витамин A (A) 0,45 мг
Минеральные вещества
Молибден (Mo) 4 мкг
Фтор (F) 430 мкг
Железо (Fe) 1,8 мг
Фосфор (P) 490 мг
Калий (K) 90 мг
Натрий (Na) 2284 мг
Магний (Mg) 129 мг
Кальций (Ca) 90 мг

Свойства красной икры:
1. Белок: в икре его 32 г из 100, причем усваивается он не так, как мясо, - подолгу лежа в желудке, а очень быстро, в течение часа. А кроме того, этот белок еще и "элитных сортов", т.к. состоит из полного спектра заменимых и незаменимых аминокислот (то есть дефицитных). Поэтому после употребления икры в обмен веществ включаются различные "спящие" участки. Человек ощущает это как прилив сил;
2. Йод: этот микроэлемент очень важен для профилактики заболеваний щитовидной железы;
3. Полиненасыщенные жирные кислоты: они выводят из организма жиры, которые приводят к развитию атеросклероза - болезни старости. Эта болезнь развивается практически у всех людей, но у одних быстрее, у других - медленнее. Если часто есть икру, появление атеросклероза можно отсрочить;
4. Витамин А: по эффекту похож на витамин С (помогает иммунитету выводить шлаки, укрепляет сосуды, повышает зрение), но, в отличие от него, способен накапливаться. Поэтому икра полезна всем, кто хочет укрепить свой иммунитет, быстрее поправиться после болезни и укрепить зрение; 5. Витамин D: принимает участие в формировании и укреплении костей. Особенно он полезен беременным женщинам и кормящим матерям для профилактики рахита у детей;
6. Витамин Е: его еще называют половым гормоном, так как он нормализует обмен веществ в половых железах, а кроме этого, омолаживает клетки и выводит шлаки из жировой ткани. Поэтому витамин Е полезен при половой слабости.

Вред красной икры

Несмотря на всеобщее обожание и многочисленные полезные свойства красной икры, нельзя не отметить несколько важных моментов, которые следует учесть, используя этот продукт питания. Так, натрий, находящийся в красной икре, задерживает жидкость в организме, что приводит к нарушению процессов обмена веществ.

Произнося эти два волшебных слова - красная икра - мы в первую очередь представляем себе бутерброд с ароматным белым хлебом и нежным сливочным маслом, не так ли? И совсем не хочется думать о том, что при достаточно высокой калорийности красной икры именно в таком виде мы употребляем довольно тяжелую (хоть и очень вкусную) пищу для желудка. Да, и не забудьте: для того, чтобы не столкнуться с возможным вредом красной икры, она должна быть, прежде всего, отменного качества.
Фальсифицированная красная икра может содержать опасный консервант - уротропин (Е239), его добавляют в икру, чтобы продлить срок её хранения. Уротропин не столько вреден сам, сколько продукт его распада — формальдегид. В кислой среде, а также под действием ферментов, уротропин разлагается, образуя токсичные вещества. Уже спустя пару месяцев хранения Е-239 полностью превращается в быстродействующий клеточный яд - формальдегид (формалин). Накапливаясь, он способен поражать нервную систему, печень, почки и отрицательно действует на здоровье глаз.

Производители утверждают, что количество уротропина в красной икре не превышает 1 грамм на килограмм, и если не есть её ложками, то данная концентрация вредного вещества не способна причинить вред организму.

Как отличить настоящую икру от искусственной?

Искусственную икру на производстве могут делать из водорослей, альгиновой кислоты, соли, красителей, консервантов, пищевых добавок. Проще всего отличить икру по вкусу. Искусственный вариант более соленый, в отличие от натурального. Настоящие икринки лопаются во рту и чувствуется солененькая влага на языке. Натуральная икра пахнет рыбой, но в меру, а искусственная сильно отдает ароматизаторами.
Есть еще один способ. Для эксперимента нужно взять очень горячую воду (кипяток), бросить в нее несколько икринок. Искусственная икра растворяется в воде, а натуральная может немного побледнеть.

6 апреля 1992 года президент Украины Леонид Кравчук издал указ, в котором было заявлено, что Черноморский флот является собственностью Украины. На следующий же день президент России Борис Ельцин объявил его собственностью России. Чтобы избежать открытой конфронтации, президенты отозвали указы. После этого страны начали делить флот за столом переговоров.

23 июня и 3 августа 1992 года Ельцин и Кравчук подписали соглашение о выводе Черноморского флота из состава стратегических сил СНГ и о его подчинении президентам России и Украины.

В 1993 году Россия дала свое согласие на раздел флота поровну, совместное использование береговых сооружений и паритетное финансирование. Но на следующей встрече в этом же году президенты полностью переподчинили флот России вместе с его инфраструктурой. За половину украинского флота должен был быть списан украинский долг. Однако через несколько дней Кравчук денонсировал свою подпись, поскольку после приезда в Украину он был встречен обвинениями в государственной измене.

В апреле 1994 года украинские десантные подразделения штурмом взяли сооружения Черноморского флота на Одесской военно-морской базе. Отношения обострились, переговоры на высшем уровне не принесли результатов. Россия настаивает на базировании своего флота в Севастополе, а украинского - на остальных объектах побережья Украины.

В 1995 году РФ согласилась на формулировку «Российский флот будет базироваться в Севастополе», отказавшись от используемой до этого «Севастополь - главная база российского флота». В результате было подписано соглашение, в соответствии с которым ЧФ России и ВМС Украины базируются раздельно; основная база и штаб флота находятся в Севастополе; имущественные вопросы должны быть урегулированы с учетом ранее достигнутой договоренности о разделе имущества пополам.

28 мая 1997 года в Киеве были подписаны межправительственные соглашения о статусе и условиях пребывания ЧФ России на территории Украины, о параметрах деления ЧФ, о взаиморасчетах, связанных с разделом флота.

В соответствии с достигнутыми договоренностями от 9 июня 1995 года и 28 мая 1997 года, Черноморский флот России состоит из 388 кораблей и судов, 161 летательного аппарата. Численный состав - 25 тыс. человек. За Россией остались 3 пункта базирования корабельного состава: Севастополь, Феодосия и временно Николаев; 2 основных аэродрома, 2 запасных аэродрома, 1 место дислокации береговых войск (Севастополь).

Черноморский флот основан по указу императрицы Екатерины II в 1783 году после присоединения Крыма к России. По ее приказу в бухту у села Ахтиар (Севастополь) впервые были введены корабли и суда из Азовского моря.

День Черноморского флота (ежегодный праздник в честь создания Черноморского флота в 1783 году, отмечается с 1996 года)

Черноморский флот основан в 1783 году по указу императрицы Екатерины II после присоединения к России Крыма. Тогда в бухту у села Ахтиар (с 1784 года - Севастополь) впервые были введены 11 кораблей и судов из Азовского моря. Они составили ядро нового русского флота. Еще 1 января 1783 года был издан указ о назначении вице-адмирала Федота Клокачева, отличившегося в Чесменском сражении, командующим «флотом, заводимым на Черном и Азовском морях». В Херсоне началось строительство флотилии боевых кораблей под командованием Федора Ушакова.

Черноморский флот успешно действовал в войнах России с Турцией, Францией и другими государствами. Но после поражения в Крымской войне по Парижскому мирному договору 1856 года Россия лишилась права иметь военный флот на Черном море. В соответствии с Лондонской конвенцией 1871 года этот запрет был снят, и Россия начала создавать на Черном море паровой броненосный флот, который впоследствии принял активное участие в первой мировой войне.

После революции 1917 года при отходе белогвардейских войск генерала Врангеля из Крыма свыше 130 кораблей и судов были уведены за границу. Х съезд РКП (б) в 1921 году принял решение о восстановлении Черноморского флота.

В современной истории Черноморский флот пережил сложный период раздела кораблей и баз между Россией и Украиной. 15 апреля 1994 года в Москве президенты России Борис Ельцин и Леонид Кравчук подписали Соглашение о поэтапном урегулировании проблемы Черноморского флота, в соответствии с которым ВМС Украины и Черноморский флот РФ базируются раздельно. 9 июня 1995 года в Сочи президентами РФ и Украины Борисом Ельциным и Леонидом Кучмой подписано Соглашение о раздельном базировании российского Черноморского флота России и Военно-морских сил Украины, а 28 мая 1997 года в Киеве были подписаны межправительственные соглашения о статусе и условиях пребывания Черноморского флота России на территории Украины, о параметрах деления ЧФ, о взаиморасчетах, связанных с разделом флота и пребыванием Черноморского флота РФ на украинской территории. В соответствии с подписанными документами предусматривается пребывание ЧФ России на базе в Севастополе до 2017 года. За Россией остались три пункта базирования корабельного состава: Севастополь (бухты Севастопольская, Южная, Карантинная, Казачья), Феодосия и временно Николаев, а также два основных аэродрома и два запасных. Местом дислокации береговых войск ЧФ России стал Севастополь. Бухта Стрелецкая используется флотами двух стран совместно. Весной 2000 года российско-украинская подкомиссия по проблемам урегулирования Черноморского флота определила порядок использования Черноморским флотом РФ полигонов боевой подготовки ВМС Украины и некоторых пунктов связи.

ЧФ делили так долго и тяжко, что до самого 1997 года он ходил и стоял под советским флагом.

В 2013 году с Графской пристани в Севастополе видно несколько суденышек, окрашенных в «американский» оттенок серого цвета с латинскими буквами «U» на борту. Они приткнулись к берегу, который носит символическое название Куриный причал. Иногда этих кораблей три. Иногда - на один больше. Но все они влезают в объектив обычного непрофессионального фотоаппарата, имеющегося у любого туриста. Эта утиная стая официально именуется «эскадрой разнородных кораблей» ВМСУ (Военно-морских сил Украины). Попросту говоря, это ВЕСЬ украинский флот, если не считать нескольких катеров и подводной лодки «Запорожье», которой недавно, наконец-то, установили аккумуляторную батарею, чтобы научить ее не только торчать у стенки, но и погружаться. Впрочем, с этим тоже проблема - человеческий фактор. За годы независимости у Украины не осталось достаточного количества подводников, способных не только вывести лодку в море, но и затолкнуть ее в пучину.

В Севастополе вам обязательно расскажут не анекдот, а подлинную историю с покупкой злосчастного аккумулятора для «Запорожья». Лодке уже больше сорока лет! Ее построили еще в 1970 году в Ленинграде для ВМФ СССР. Тогда она носила скромный номер Б-435 и входила в 14-ю дивизию подводных лодок Черноморского флота. На момент распада Советского Союза это был морально устаревший корабль, нуждающийся в капитальном ремонте. Главной проблемой его был «умерший» аккумулятор, без которого дизель-электрическая субмарина не может ходить под водой. В 1997 году после пятилетней эпопеи раздела союзного Черноморского флота Б-435 досталась Украине и была переименована на западный манер (о, это стремление стать европейцами!) в U01 с добавлением пронизанного ностальгией по мифическим «подводным лодкам запорожских казаков» названием «Запорожье».

Однако аккумулятор от этого не зарядился. Повторяю, он был полностью убит от предыдущей славной службы, когда Б-435 совершала дальние походы вплоть до Кубы. Украинские адмиралы, на скорую руку переделанные из бывших советских капитанов (причем часто с очень русскими фамилиями, оканчивающимися на «ов» и «ин») решили, чтобы показать свою независимость и «украинскость», купить аккумулятор для «Запорожья» не где-нибудь, а в Греции! Ведь в Греции, как говорил герой чеховского рассказа, все есть!

Подлодка «Запорожье». Не смогла переварить греческую батарею.

Конечно, проще было все-таки приобрести «батарейку» в России, так как «Запорожье» принадлежала к одной из самых распространенных серий советских подводных лодок проекта 641 (по натовской классификации «Фокстрот»). С 1958-го по 1971 год их было построено ни много, ни мало - 75 штук! Естественно, российская батарея (бывшая советская) идеально входила в корпус «Запорожья». Но по загадочной причине (вы, естественно, догадываетесь, по какой, и верите, что она не имела никакого отношения к коррупции), аккумулятор купили у некой греческой фирмы за 3,5 млн долларов.

Оказалось, что аккумулятор имеет квадратное сечение и не лезет в круглую в разрезе украинскую экс-советскую лодку, на которой собрались поплавать «новітні запорожці». Чтобы запихнуть его туда, нужно было пилить прочный корпус лодки, а потом снова заваривать. Но сварщиков такой квалификации у Украины нет. Они остались только в России в Североморске, причем получают зарплату за свое искусство, примерно, по 3000 долларов в месяц. Можете представить, что это за специалисты, если их жалованье выше, чем официальная зарплата украинского адмирала. Те же сварщики, которыми обладает украинская оборонка, «Запорожье», конечно, могли «сварить», но не исключено, что при первом же погружении ее расплющило бы вместе с батареей и, что самое прискорбное, со ВСЕМ личным составом подводного флота Украины в числе около 80 человек, не считая многочисленного командования, балластом усевшегося у него на шее!

«Неправильная» греческая батарея долго валялась на берегу, пока не была все-таки заменена полагающейся «Запорожью» по проекту российской. Три с половиной миллиона зеленых американских рублей вылетели на ветер! Интересно, какая квадратная адмиральская голова получила откатик за эту блистательную «оборудку», как называется подобная коммерческая операция на «державной мове»? И была ли она действительно квадратной?

Крейсер «Москва». Флагман российского ЧФ и сегодня остается самым мощным кораблем на Черном море

Если перевести взгляд от Куриного причала на середину Севастопольской бухты, можно увидеть флагман Российского Черноморского флота - крейсер «Москва». Его мощный корпус, украшенный высокими настройками и характерными контейнерами для ракет по бортам, напоминает о былом величии советского флота. Когда-то «Москва» назывался «Слава» и принадлежал к одному из лучших типов советских крейсеров, которых в просторечии называли «убийцами авианосцев».

Крейсер может нести ядерное оружие и, вполне вероятно, его несет, хотя официально это не афишируется. Его 16 «умных» ракет «Вулкан» находят свои цели сами на расстоянии более полутысячи километров без промаха. Это высокоточное оружие является модернизацией советской системы «Базальт».

Ракеты летят так называемой стаей, набрасываясь на авианесущую группировку противника, словно волки на жертву. Любой американский авианосец в реальности был беззащитной лоханью против таких кораблей. Как жаль, что беззубые советские агитпроповцы эпохи застоя ничего этого нам не рассказывали, подготавливая великую страну к поражению в холодной психологической войне конца 80-х!

«Москва» и сегодня хороша в любую погоду. В тумане, когда ее силуэт сливается с потемневшим севастопольским небом. В ясный день, когда в мощный бинокль с берега можно рассмотреть даже лицо часового у флага. Часто утром вместо нее Севастополь видит пустое место. Это означает, что крейсер снова снялся с якоря и куда-то ушел, растворившись в морской дали, которая помнит паруса эскадр Ушакова и Нахимова.

Символ дружбы. Украинские и российские флаги на берегу Севастополя

Его боеспособность поддерживается на высоком уровне, а офицеры подъезжают к месту службы на дорогих автомобилях, красноречиво демонстрирующих, что российские моряки снова получают высокую зарплату и могут полностью отдавать себя службе, а не заводить «генделики» на берегу, как это сделал один из бывших командующих советским ЧФ в смутные годы перестройки. Тогда этот морской волк (и, как вспоминают сослуживцы, неплохой флотоводец) перестроился настолько, что из адмирала превратился в шинкаря - держателя портовой таверны. После чего и утонул для истории в мутных перестроечных водах. Вот как бывает! Был моряк, а стал ресторатор. Впрочем, о многих других советских офицерах и адмиралах ЧФ того смутного периода такого не скажешь. Наоборот. Они оказались на высоте, выдержав многолетнюю битву с внутренним развалом и всевозможными искусителями извне, обещавшими за отказ от присяги более высокую должность и новую звездочку на той флотилии, которая превратилась теперь в «завоевателей» Куриного причала.




Мы сидим в кабинете контр-адмирала в отставке Владимира Соловьева. В 1991 году он возглавлял разведку Черноморского флота СССР. По старой военной привычке, адмирал назначил встречу на 9 утра, хотя сегодня ему уже не обязательно придерживаться строгого военного распорядка.

Эскадра «разнородных кораблей» в 2013 году. По сути, это был весь украинский флот...

Скажите, какова была в реальности сила Черноморского флота? Ведь нас в 90-е годы убеждали, что это было скопище старых посудин, не имеющих военного значения.

Флот был большой. Была 5-я эскадра, которая действовала в Средиземном море, проводили крупные учения, приходили крупные корабли и подводные лодки с Северного и Балтийского флотов. Все они концентрировались в Средиземном море и отрабатывали различные задачи. В Триполи (это Ливия) стояла наша авиация, которая летала над Средиземным морем - противолодочная, ракетная…

- То есть тогда бы французы не посмели в Ливию лезть, как недавно?

Конечно, если там есть другие силы, то с ними нужно считаться, правда? ГКЧП, конечно, стал для нас трагедией. Основной костяк флота понимал, что так не делается - собралась группа людей и решила. Нужно собирать Верховный Совет СССР и на нем решать дальнейшую судьбу страны. По закону. И хотя газета «Флаг Родины» писала, что «матрос Иванов, матрос Сидоров поддерживают ГКЧП», но была все-таки у нас такая надежда, что конституционным способом решат все вопросы и не позволят втянуть в противостояние флот Но случился самый худший вариант - пошли на унижение Вооруженных сил. Практически нам стали рекомендовать ходить по гражданке и поверх формы надевать какой-то гражданский лапсердак. Это начиналось уже с 1990-го года. Помню, приехал на академические курсы из Севастополя в Ленинград. И нам (в Академию!) советовали приходить в гражданском плаще поверх формы, чтобы на улице не оскорбили. Уже трудно было с бензином. Служебные машины не возили нас. Я в форме ехал в троллейбусе и надо мной смеялись: «Ну, что, адмирал, дослужился?»

Адмиралы Ковшарь и Соловьев рассказали все без цензуры

А когда случился ГКЧП, мы понимали, что какой-то режим все-таки установится, что никаких переворотов не будет. Мы знали, что Горбачева, когда это случилось, мы любым способом могли достать. У меня лично была бригада спецназа. Она базировалась на острове Майский. Это были люди, подготовленные «с воздуха в воду и на берег». У них была хорошая горная подготовка - и сверхсрочники, и срочники. Они у меня из Севастополя пешком ходили до Киева! По лесам, по горам. Кордоны милиции специально выставляли, чтобы их обнаружить и не обнаруживали! Это был чисто разведывательный спецназ.

- Так освободить из Фароса Горбачева не было проблем?

Никаких! Мы эту его дачу строили. Ее строил флот! Все входы-выходы были нам известны. Я так скажу: когда в Мухалатке уже после развала СССР в 1992 году была встреча двух президентов - Ельцина и Кравчука - мои агентурные ребята заходили туда как будто участники совещания!

Но когда в декабре 1991 года было заключено Беловежское соглашение о ликвидации СССР, для флота это было новостью? Предварительно вас никто из Москвы или Киева не ставил в известность о такой возможности развития событий?

Нет, конечно. Я даже вам так скажу. Уже ГКЧП закончился, а у нас во флотской газете «Флаг Родины» еще по инерции его поддерживали. Она была под эгидой военного совета Черноморского флота.

- В Беловежском соглашении о флоте еще ничего не было сказано?

Они подходили так: что на «твоей» территории, то и твое.

- Получается, Ельцин поначалу собирался отдать флот Украине?

Он вообще об этом не думал. У него про флот в голове ничего не было! Ни про Крым, ни про флот.

В разговор вступает сослуживец Соловьева контр-адмирал в отставке Александр Ковшарь - бывший командир 30-й дивизии надводных кораблей - самого сильного соединения тогдашнего Черноморского флота. Это один из самых колоритных черноморских флотоводцев, известный своей полной откровенностью и любовью к острому словцу: «Когда после Беловежских соглашений Кравчук поехал к Ельцину в Москву, он с собой вез документы по передаче флота. В очередной раз там «квакнули» (адмирал делает жест, имитирующий опрокидывание рюмки в ельцинскую глотку), и Ельцин: «Да, какая там… Берите все!»

Спор России и Украины за ЧФ чуть не поставил две страны на грань войны.

Икона св. Николая в кресле капитана корабля управления «Донбасс». Вот до чего довел шторм украинский флот!

Конец 1991-го - начало 1992-го годов был одним из самых смутных периодов в отношениях Украины и России. Многое в этих петушиных боях определялось тем, что к власти и в Москве, и в Киеве пришли представители провинциальных партийных элит. Два сельских парня. Один - с Урала. Другой - с Волыни. Развалив в Беловежской пуще союзное государство, оба великовозрастных дитяти барахтались в море проблем, порожденных своей активностью, хватая ручонками обломки корабля погибшей великой державы. Тем более, что и тот, и другой сразу же получили статусы Верховных главнокомандующих.

А какие же «верховные» без флотов? Раз у Ельцина, как бы сами собой, по географическому принципу оказались Балтийский, Северный и Тихоокеанский флоты, то и Кравчуку захотелось иметь самый тепленький Черноморский флот. Проблема была только в самом флоте. Он вдруг зажил своей собственной жизнью, не желая признавать Кравчука и идти под его юрисдикцию.

На Черноморском флоте, в отличие от Леонида Макаровича, хорошо понимали, что Украина просто не потянет такую армаду. На момент распада Союза ЧФ насчитывал 833 корабля! Только подводных лодок было 28, крейсеров и больших противолодочных кораблей 1-го ранга - восемь, 20 противолодочных кораблей 2-го ранга и эсминцев, почти четыре десятка сторожевиков, 30 ракетных катеров, 400 самолетов, 50 десантных кораблей. Тральщиков было около 70! На флоте служили почти 100 тысяч офицеров и матросов, и еще 60 тысяч рабочих и служащих с гражданским статусом, обеспечивающих его жизнедеятельность. Добавьте к этому морские базы в Одессе, Балаклаве, Керчи, Измаиле, судостроительные заводы в Николаеве… И это неполный перечень!

Через три недели после Беловежского соглашения Ельцин и Кравчук снова встретились в Минске 30 декабря 1991 года на саммите глав новорожденного СНГ. Результатом этого стало расплывчатое решение, что Черноморский флот выполняет задачи, отражающие интересы всего Содружества независимых государств. Но каждый трактовал его по-своему. Ельцин проблему вообще не замечал, погрязнув в борьбе за власть с парламентом в Москве. А Кравчук потребовал от флота принять присягу Украине 3 января 1992-го вместе со всей группировкой бывших советских войск на территории Украины, насчитывавшей 700 тысяч человек.

«БОЛЬШЕ НЕ ЗВОНИТЬ!»

Командующие округами встали перед выбором. К примеру, командующий Одесским округом И. Ф. Морозов (не путать с другим генералом Морозовым - Константином, уже назначенным на тот момент министром обороны Украины) внезапно почувствовал себя украинцем. А командующий Черноморским флотом адмирал Игорь Касатонов присягу Украине решил не принимать и сохранить флот для России. Подавляющее большинство моряков полностью поддержали его.

Несомненно, высший генералитет предварительно психологически обрабатывали из Киева. Большинство легко «обрабатывались». Некоторые упирались. Так накануне присяги был сменен командующий Прикарпатским ВО генерал Скоков. Но наиболее жесткую позицию занял именно адмирал Касатонов. Новый украинец Морозов даже стал избегать его, видимо, опасаясь за чистоту своей только что приобретенной самоидентификации. В своих мемуарах Касатонов пишет: «И. Ф. Морозов сдался сам, сдал округ и при моем очередном звонке ему сказал: «Больше не звонить».

Адмирал Касатонов своей неуступчивостью выиграл битву за Черноморский флот и у Кравчука, и у Ельцина

Согласитесь, смешная ситуация. «Этнический» конфликт двух людей с русскими фамилиями! Думается, речь тут шла, прежде всего, о карьерных соображениях. Морозову пообещали сохранить высокий пост, и он «украинизировался». А Касатонов не мог поступиться принципами. Генералы-обыватели вступили в противостояние с адмиралом империи.

Впоследствии Касатонов вспоминал: «Никто никогда (ни тогда, ни позже) задач по сохранению флота мне не ставил, меня ни на что не подбивал, никаких условий не выставлял, наград не сулил… Меня вообще никто ни к чему не призывал. Конечно, эти начальники спасовали перед силой и волей обстоятельств, боялись за себя, хотели выжить… Необходимо было решение, и его принял я, объявив 5 января, что «ЧФ - флот российский, подчиняется Е. Шапошникову (тогдашний министр обороны СНГ. - Авт.) и В. Чернавину (главнокомандующий ВМФ объединенных вооруженных сил СНГ.).

Необходимо по флоту политическое решение. Мы готовы сотрудничать с МО Украины!» Моряки выполнили мой приказ: «Украинскую присягу не принимать!» Первой об этом объявила американская газета «Нью-Йорк таймс». В поддержку я получил из России сотни телеграмм от простых людей, от руководства - ноль. По форме это был мятеж. И совсем неожиданно для всех, в том числе и для России».

ИНТЕРВЬЮ С НАЧАЛЬНИКОМ РАЗВЕДКИ ЧФ

Мы разговариваем с тогдашним начальником разведки Черноморского флота адмиралом Соловьевым.

- Кравчук весь флот хотел забрать себе?

Было бы желание наверху, флот бы весь остался российским. Никакого дележа не было бы. Но из Киева шли команды призывать на флот в 1992 году матросов только с украинской территории. Мы сразу понимали: если матросы только с Украины, присяга - украинская, значит, корабль автоматически становится украинским. Из Новороссийска кораблями привозили сюда российских моряков с российской присягой. Была команда из Киева в январе всем принять присягу Украине. Но присягу никто не принимал, так как у нас всех была мысль: давайте ждать до того момента, пока два Верховных главнокомандующих - Ельцин и Кравчук - не решат судьбу флота. И только после этого каждый вправе определиться, хочет он служить на Черноморском флоте Российской Федерации или на флоте Украины.

Для нас это было очень важно. Но нашлись такие люди, которые, как говорят, впереди паровоза: «Хотим служить Украине, принимать присягу!» Очень здорово повлияло на них общеукраинское собрание офицеров, которым руководил армянин Мартиросян - командир полка связи и председатель общественной организации «Союз офицеров Украины». Они рекомендовали Кравчуку побыстрее принимать присягу и определяться с составом вооруженных сил. С этого момента и началось. В Севастополь пошли директивы принимать присягу. Каждый начинал думать сам за себя.

- Касатонов прибыл командовать Черноморским флотом в сентябре 1991 года, уже после ГКЧП, когда Союз дышал на ладан. Как бы вы охарактеризовали его как личность?

Первое, что сделал Игорь Владимирович, прибыв в Севастополь, это вывел флот в Средиземное море. Я тоже был в этом походе. Уже возвращаясь домой, в проливе Босфор, мы получили телеграмму, что ему дали третью звезду адмирала.

Это был шаг престижа? Выход флота должен был показать, что он существует как боевая единица и, несмотря ни на что, присутствует в Средиземном море?

Несомненно!

- Поход был осуществлен по приказу Касатонова?

Обычно такие выходы согласовывают с главнокомандующим ВМС. Тот докладывает министру обороны. А если поход связан с заходом в порты иностранных государств, то это согласовывается с МИДом. Каждый выход корабля - это большая процедура согласований. Игорь Владимирович, конечно, был политик. Многие функции государства он взял на себя. Он иногда действовал по принципу: «Я так считаю!» А получится или нет, трудно было сказать. Потому что, как только он начал действовать политическими методами, сразу пошло недовольство со стороны руководства Украины: «Убрать его! Что это он так зарвался! Командует!»

- Какие политические решения он принимал?

Из Киева говорят принимать присягу, а он говорит: «Не будем принимать!» Они говорят: «Не выходить!» А он выходит…

В разговор вступает старый сослуживец Соловьева адмирал Ковшарь: «Комендатура строем приняла присягу, он приехал - отменил эту присягу как незаконную».

- Это морская комендатура?

Соловьев: «Нет, комендатура города. Там был вообще инцидент. Комендант города Севастополя принял присягу на верность Украине. Сидит на втором этаже. Внизу - люди, которые не приняли присягу, пророссийски настроенные. Я сам лично там присутствовал. Идет тяжба: что дальше делать? Тот не уходит. Комендатура двойственного подчинения. В конце концов, настоял командующий, что это будет комендатура Российской Федерации. Тот офицер, что находился наверху, со временем оттуда ушел. С того времени комендатура до сих пор подчиняется российскому флоту. Касатонов был настойчивый. Он понимал: раз он командующий, то должен заниматься флотом. У нас тоже было создано собрание офицеров, которым руководил капитан 1-го ранга Володин. Собирались. Касатонов прислушивался к тому, что говорили. Кстати, и когда встал вопрос о назначении командующего украинским флотом, Касатонов провел военный совет и предложил: «Если кто хочет на этот пост, пожалуйста, придите, посоветуемся». Сидели мы на этом расширенном военном совете, и Кожин, который впоследствии стал командующим украинским флотом, тоже сидел с нами. Касатонов спрашивал: «Кто-то хочет? С кем-то уже беседовали?» (Имеется в виду в Министерстве обороны Украины. - Авт.). И Кожин сидел и молчал. Мы ему потом говорили: «Мог бы сказать своим товарищам. Мы же все-таки - друзья-адмиралы»…

«ТАК ВЫ ВСЕ УКРАИНЦЫ?»

Крейсер «Украина». Бывший «Адмирал Лобов», бывший «Галичина» ржавеет со времен распада СССР у стенки завода в Николаеве

О мотивах перехода офицеров на украинскую службу вносит уточнение адмирал Ковшарь: «В Москве сократили 5-ю эскадру. Командующему место начальника штаба флота нашли, а шестидесяти офицерам - нет. А завтра уже 31 декабря. И они все строем - в Военно-Морские силы Украины! Окончившие Академию генерального штаба. А фамилии такие: Костров, и т.д. Был такой случай в 93-м году. В Севастополь приехал министр обороны Украины Морозов. Я как командир дивизии его встречал на причале. Докладываю: «Товарищ министр, командир 30-й дивизии надводных кораблей контр-адмирал Ковшарь!» Рядом стоит начальник штаба бригады контр-адмирал Авраменко. Рядом - зам по работе с личным составом Чумак и командир флагманского корабля «Керчь» капитан 2-го ранга Демиденко. Морозов: «Так вы все украинцы?» «Так точно!» «А где же тогда русские?» А я говорю: «А русские у вас - в Военно-морских силах Украины! Кожин, Костров, Кузьмин и далее по списку». Он как-то так вяло отреагировал, только кто-то у него за спиной засмеялся».

Противостояние двух «великих держав», руководимых гениями демократии, достигло пика весной 1992 года. 5 апреля президент Кравчук подписал указ «О неотложных мерах по строительству Вооруженных Сил Украины». Этот документ предписывал сформировать украинские ВМС на базе Черноморского флота. То есть, по сути, пытался переподчинить ЧФ Киеву, а непокорного Касатонова убрать. Но ровно через два дня вышел указ Бориса Ельцина «О переходе под юрисдикцию Российской Федерации Черноморского флота». Две страны оказались чуть ли не на грани войны. Но ровно через день - 8 апреля - оба президента, видимо, переговорив друг с другом по телефону, отозвали свои указы и еще после нескольких месяцев обострений хронической черноморской болезни амбиций 3 августа в Мухалатке объявили о «переходном периоде в истории флота», пообещав разделить его «по справедливости» между двумя братскими народами.

Крейсер «Украина»

Началась утомительная работа межправительственных делегаций. Флот продолжал стоять в гавани под прежним советским флагом до 1997 года, когда на российской его части был поднят Андреевский стяг, а на украинской - морской флаг эпохи гетмана Скоропадского. Украина получила 138 кораблей и судов. В том числе и достроенный более чем на 90 процентов ракетный крейсер «Адмирал Лобов». Этому кораблю сначала дали название «Галичина», потом переименовали в «Украину». Но сути дела это не поменяло. Ржавеющая недовооруженная лохань так и застряла у стенки завода в Николаеве, в то время как однотипный с ней «Москва», пройдя капитальный ремонт, стал флагманом российского Черноморского флота. Большинство же украинских кораблей порезали на металл, обогатив доходами от металлолома чьи-то карманы. Уцелевшая же от резака часть ВМСУ сбилась в ощипанную стайку у причала в Одессе.

ТОЛЬКО НА БОГА НАДЕЖДА

Шторм 2007 г. в Севастополе. Украинский буксир «Корец» наваливается на «Славутич»

Будущее показало правоту адмирала Касатонова и бессмысленность жадности Кравчука, от которой и сам Леонид Макарович, слетевший со своего кресла в 1994 году, ничего не успел получить. Если бы Касатонов и его офицеры сломались, то в металлолом под флагом Скоропадского превратился бы весь бывший флот Советского Союза на Черном море.

Символом же блестящего состояния Военно-морских Сил Украины и уровня их флотоводцев, достигших пика формы в ющенковскую эпоху, могут стать события во время урагана в Севастополе 11 ноября 2007 года.

Поплавали! Смятый нос корвета «Винница», героически таранившего тот же «Славутич»

Украинские корабли, в отличие от кораблей Черноморского флота России, не были поставлены вовремя на защищенные стоянки. В результате украинский корвет «Винница» протаранил украинский же корабль управления «Славутич», а буксир «Корец» размазал об него правый борт. Корабль же управления «Донбасс» пришлось срочно спасать российскому буксиру МБ-160. О том, какая трагедия происходила на «Донбассе» (по словам очевидцев, его «крутило, как щепку»!), свидетельствует снимок из рубки - кресло командира корабля, к спинке которого в срочном порядке привязали веревкой икону Николая Чудотворца - покровителя мореплавателей. До сих пор не ясно, кто же управлял в тот момент «кораблем управления» - капитан или лично святой? Но не окажись рядом российского буксира, боюсь, и святой не помог бы.