Церковные и духовные издания российской империи синодального периода. Церковный вестник

издавался в Петрограде с 1 янв. 1917 по 3 янв. 1918 г. Учрежден Указом Святейшего Синода № 8441 от 11-16 нояб. 1916 г. в качестве неофиц. части «Церковных ведомостей» . Вышло 216 номеров, в 1917 г. нумерация начиналась дважды: № 1 (1 янв.) - № 46 (26 февр.); № 1 (7 апр.) - № 169 (31 дек.). В 1918 г. издан один номер (3 янв.).

№ 1-46 в 1917 г. редактировал проф. М. А. Остроумов . С апр. по окт. 1917 г. вестник издавался при Петроградской ДА, редактором был проф. Б. В. Титлинов , начавший нумерацию заново. С № 126 (19 окт.) за 1917 г. и до последнего номера издание состояло в ведении Издательского совета при Синоде, редактировал вестник прот. Павел Лахостский .

Газета имела рубрики: «Церковная хроника», «Газетные известия», «Последние известия», «По епархиям и приходам», «По России» и др. Внимание уделялось не только общецерковным событиям, но и проблемам епархиальной и приходской жизни. Публиковались материалы о епархиальных съездах духовенства и мирян, о деятельности миссионеров, анонсировались новые синодальные издания и книги духовно-религ. содержания. Существовала рубрика вопросов и ответов, затрагивавшая актуальные проблемы канонического, юридического, церковно-бытового характера. Большое внимание уделялось патриотической теме, в военном разделе приводились сообщения Штаба Верховного главнокомандующего, офиц. сообщения союзников, сводки с фронтов первой мировой войны, информация о беженцах.

Издание было прервано событиями Февральской революции 1917 г . С 27 февр. по 6 апр. газета не выходила. 8 марта Титлинов подал обер-прокурору Святейшего Синода В. Н. Львову докладную записку, в к-рой предлагал передать выпуск газеты Совету Петроградской ДА как культурно-просветительскому учреждению. Из-за каникул на заседании 22 марта присутствовали только 3 члена Синода. Определение о передаче газеты Петроградской ДА подписали Финляндский архиеп. Сергий (Страгородский) и протопр. армии и флота Георгий Шавельский . Литовский архиеп. Тихон (Белавин) счел вопрос требующим обсуждения Синода в полном составе. Однако вопреки юридическим нормам решение о передаче было принято в тот же день, что вызвало протест членов Синода. Они отказали в выдаче средств из синодального Хозяйственного управления на издание газеты, условие обязательной подписки причта на газету сохранилось.

При новом редакторе Титлинове вестник стал либеральнее. Издание, выходившее под девизом: «Свободная Церковь свободного народа», выступало за введение выборного начала на всех уровнях церковного управления, в т. ч. при замещении архиерейских кафедр. Появились резкие статьи с осуждением самодержавной власти («Грех старой власти» - 1917. № 24), обвинявшейся не только в военных поражениях, но и в непросвещенности народа, в отсутствии попечения о неимущих. Революция оценивалась как «суд народный - суд Божий», поэтому звучали призывы к лояльности и доверию новой власти. Издание поддерживало деятельность Всероссийского союза демократического духовенства и мирян . Авторы статей (в частности, прот. Сергий Четвериков) высказывались за расширение свободы в жизни Церкви, пробуждение инициативы на местах (1917. № 35). В статье А. Сперанского делался вывод о возможности и каноничности посвящения в епископский сан без предварительного принятия монашества (1917. № 43). В то же время обращалось внимание на растущую анархию в церковной жизни, случаи изгнания священников с приходов (1917. № 35).

Весной-летом 1917 г. публиковались предложения, выдвигаемые епархиальными съездами духовно-учебных деятелей, подробно освещалась работа и решения Всероссийского съезда педагогов духовной школы (Москва, 25-31 мая), деятельность комиссий по реформе духовной школы (Петроград, май-июль). Обсуждалась проблема автономии духовной школы, вопрос о разделении средней духовной школы на общеобразовательную и профессионально-пастырскую, об уровне необходимого образования для священства. Уделялось внимание организации Всероссийского законоучительского союза (1917. № 76).

Газета подробно освещала деятельность Предсоборного совета 1917 г ., проходивших в июле в Троице-Сергиевой лавре Всероссийского съезда ученого монашества и Всероссийского съезда представителей от мон-рей. На страницах газеты затрагивались и местные церковные проблемы, в частности православие в Прибалтике (1917. № 35, 39). Активными авторами в этот период являлись Уфимский еп. Андрей (Ухтомский) , прот. К. М. Аггеев (статьи о проблемах духовно-учебных заведений), профессора прот. Ф. И. Титов , А. П. Дьяконов , Н. Г. Коновалов.

Газета подвергалась критике, с одной стороны, за содействие разрушению церковных традиций, подрыв доверия к епископату и монашеству, с другой - за излишне «ученый» характер. С № 24 по просьбе подписчиков открылась новая рубрика «Материалы для церковного учительства» (позже «Народная беседа»). Она содержала поучения и беседы по насущным вопросам совр. жизни, изложенные доступным языком. Авторами были священники, откликнувшиеся на просьбу редакции.

В июне на Всероссийском съезде духовенства и мирян в Москве либеральное направление новой редакции вестника было одобрено большинством голосов как «удовлетворяющее потребностям данного церковного момента». Кроме того, съезд принял постановление о сохранении обязательной подписки газеты всеми причтами и об увеличении финансирования издания из местных источников. Гораздо острее вопрос о направлении редакции газеты встал на заседаниях Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг . Издание и его редактор Титлинов получили резкие оценки. И. М. Бич-Лубенский назвал газету «Церковным противообщественным вестником», а ее статьи о Соборе, содержавшие критику идеи восстановления Патриаршества как монархической, доносом. Издательский отдел Собора признал желательным освещать деятельность Собора в газете, но при непременном условии, чтобы этот печатный орган был в ведении Собора. На соборном заседании 11 окт. было решено передать газету в распоряжение Синода, отменив постановление от 22 марта. Редактором был назначен прот. П. Лахостский.

С № 126 газета имела новый девиз: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин 8. 32). Структура издания сохранилась, но статьи стали менее тенденциозными. В газете публиковались протоколы заседаний Собора, печатались материалы, относящиеся к истории его созыва. Мн. статьи были посвящены принципу церковного единства (1917. № 128), церковного представительства (1917. № 137). Продолжалось освещение епархиальной и приходской жизни, политических проблем, военных действий.

Издание было прекращено в нач. 1918 г., после захвата здания и имущества Синодальной типографии советской властью. Предприятие было передано в ведомство Комиссариата народного просвещения.

Арх.: РГИА. Ф. 802. Оп. 11. 1917 г. Ед. хр. 78.

Н. Ю. Сухова

Церковный Вестник

еженедельный журнал, издается с 1875 г. при СПб. духовной академии. До 1888 г. был официальным органом св. синода; затем его в этом качестве заменили "Церковные Ведомости" (см.). Приложение к журналу - "Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста" в русском переводе (с 1895 г.). Редактор (с 1903 г.) проф. А. Рождественский.


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Церковный Вестник" в других словарях:

    «Церковный вестник» - ЦЕРКОВНЫЙ ВЕСТНИК офиц орган Св. Синода и состоящих при нем центр. учреждений. Издавался при С. Петерб. духовной академии (1875 1916). Ц. В. был основан указом Св. Синода в ответ на просьбу ред. Христианского чтения образовать в своем ж. офиц.… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Церковный Вестник - – журнал, сущес. с 1875 г., выходит раз в неделю при СПб. дух. акад. и считался прежде официальном синодским органом, но с 1888 г. его заменили на этом посту Церковные Ведомости (см. Санкт Петербургская духовная академия) … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    Московский церковный вестник - («МЦВ») ежемесячная газета, офиц. орган РПЦ. Выходит с 1987 без строгой периодичности, на пяти языках русском, английском, французском, немецком, арабском. Первоначально «МЦВ» был ориентирован гл. обр. на зарубежного читателя. Впоследствии… … Религии народов современной России

    Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения … Википедия

    - «Тверской вестник» (1878 1881) еженедельник, первая частная газета Тверской губ., печаталась в Типо литографии Муравьева. Издатель редактор И. Иванов, В. Кудрин. Фактически издавал секретарь губ. статистического комитета… … Википедия

    - (в миру Петр Никитич Спасский) известный церковный деятель. Род. в 1792 г. в погосте Спасском Новгородского уезда, где его отец был дьячком. В 1814 г., окончив курс в Новгородской семинарии, поступил в СПб. духовную академию, но уже в следующем… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - «Тверской вестник» (1878 1881) еженедельник, первая частная газета Тверской губернии, печаталась в Типо литографии Муравьева. Издатель редактор И. Иванов, В. Кудрин. Фактически издавал секретарь губ. статистического комитета В. И … Википедия

    «ДУХОВНЫЙ ВЕСТНИК» - ежемесячный ж., выходивший в 1862 1867 гг. в Харькове. Инициатором издания был Харьковский еп. Макарий (Булгаков), редактором издателем стал проф. Харьковского ун та прот. Василий Добротворский, которому помогали протоиереи Иоанн Чижевский и… … Православная энциклопедия

    ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ - местные офиц. церковные периодические издания (журналы), выходившие в 63 епархиях Российской Православной Церкви в 1860 1922 гг. Впервые программа Е. в. была составлена в 1853 г. Херсонским архиеп. св. Иннокентием (Борисовым). Только через 6 лет… … Православная энциклопедия

    ЖУРНАЛЫ ДУХОВНЫЕ - христ. периодические издания, к рые выпускаются церковными учреждениями или с их участием, научными или общественными орг циями, фондами, а также частными лицами. К Ж. д., с одной стороны, примыкают церковные и церковно общественные газеты,… … Православная энциклопедия

Книги

  • Последний ответ г. А. Д-ову , Е. П. Аквилонов. Последний ответ господину А. Д-ову (на его статью`По поводу полемической статьи о. А-ва`, смотри`Церковный Вестник`, 1907 г., 2 и 3, сравни 27 за 1906 г.) Воспроизведено в оригинальной…
  • Последний ответ г. А. Д-ову , Е. П. Аквилонов. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Последний ответ господину А. Д-ову (на его статью "По поводу полемической статьи о. А-ва", смотри"…

Церко́вный ве́стник (до 2003 года - Моско́вский церко́вный ве́стник ) - российская ежемесячная православная газета , выходившая с мая 1989 по конец 2012 года. Ныне существует лишь как интернет-сайт.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    СВЯТОЙ РАВНОАПОСТОЛЬНЫЙ НИКОЛАЙ ЯПОНСКИЙ

Субтитры

История

В 1987 году была учреждена малотиражная (1000 экз.) газета «Московский Церковный вестник» , выход которой был приурочен к празднованию 1000-летия Крещения Руси . Она выходила на нескольких листках в течение 1988 года .

Первоначально «МЦВ» был ориентирован главным образом на зарубежного читателя и выходил без строгой периодичности на пяти языках русском, английском, французском, немецком, арабском .

Издание «МЦВ» временно было прекращено в 1993 и возобновлено в 1995 году . Газета трансформировалась в ежемесячное издание, предназначенное для верующих России .

C 1999 года стала регулярно появляться вкладка-приложение «Обзор православных изданий» .

В августе 2001 года по приглашению протоиерея Владимира Силовьева ответственным редактором издания становится Сергей Чапнин :

Задача была трудная, но интересная - используя наш журналистский опыт, реорганизовать газету «Церковный вестник», сделать её массовой и интересной. <…> Пик развития «Церковного вестника» - это 2002-2006 годы. <..> в том, что я сделал с газетой в 2001 году <…> не было ничего нового. Я просто вернулся к забытым традициям русской церковной журналистики конца XIX - начала ХХ века. А именно - возродил в официальных изданиях неофициальную часть. Только так можно показать, что за строгим церковным фасадом была, есть и будет настоящая жизнь .

Алексей Сагань, выпускающий редактор издания, в январе 2003 года так охарактеризовал издание: «„МЦВ“ практически не ставит перед собой миссионерских задач. Это газета для тех, кто уже находится в ограде Церкви, „газета для протоиереев“, как мы между собой в редакции это называем» .

В феврале 2003 году газета получила новое свидетельство о регистрации. Из её названия исчезло слово «Московский», и теперь несоответствие между общецерковным статусом издания и прежним названием было устранено .

На сайте Издательского отдела Русской православной церкви помещена следующая характеристика издания на 2000-е годы

газета рассказывает о церковном и общественном служении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия , о деятельности канонических учреждений Московской Патриархии и церковно-общественных организаций. Особое внимание редакция уделяет практическим вопросам - современному опыту миссионерской работы и социального служения Церкви, религиозному образованию, а также различным инициативам в области церковно-государственных отношений. Регулярно публикуются репортажи о церковной жизни в России и за её пределами .

Редакция «Церковного вестника» регулярно проводила круглые столы по актуальным вопросам церковной жизни, оказывала информационную поддержку церковным и церковно-общественным инициативам .

Газета перестала выходить в конце 2012 года . По словам Сергея Чапнина :

Многие сомневались, некоторые возражали, но я сумел убедить патриарха, что это единственно верное решение. Нам не удалось запустить региональные версии газеты - епископы в регионах предпочитали выпускать собственные газеты и боялись ответственности, возникающей при сотрудничестве с официальным общецерковным изданием. В итоге тираж газеты печатался только в Москве и порой неделями развозился по подписчикам в разных епархиях. В эпоху интернета это был просто позор.

В настоящее время поддерживается только сайт издания .

Оценки

Общественный деятель, публицист, главный редактор журнала «Православная беседа» Валентин Лебедев так оценил ценность журнала в первые годы его существования:

к Пасхе 1989 года вышел в свет первый номер газеты «Московский Церковный вестник», что стало событием поистине революционным. Газета явилась важнейшей вехой не только в деле восстановления с дореволюционных времен церковной журналистики и публицистики, она стала также и центром духовной жизни. С 1989 по 1992 год «Вестник» был средоточием многих церковных и общественных инициатив .

На сайте Издательского отдела Русской православной церкви отмечается, что с началом издания газеты в 1989 году «принято связывать начало возрождения церковной журналистики в России» .

Примечания

  1. «Церковный вестник», газета // Патриархия.ру
  2. Иванова Т. Н. Православные студенческие газеты и журналы в системе периодической печати Русской православной церкви // Ежегод. Богослов. конф. Православ. Св.-Тихон. Гуманит. ун-та, 20-22 янв. 2005 г. : материалы / гл. ред. прот. В. Н. Воробьёв . - М. : ПСТГУ , 2005. - Т. 2. - С. 138-141.
  3. Статьи -Свободно и честно о духовном содержании событий - будущее религиозной журналистики. (Интервью с ответственным редактором «Журнала Московской Патриархии» Сергеем Чапнин…