Batman: Arkham City. Ревью. Добро победит Зло? Все говорят, что я люблю тебя

Я много раз спрашивал себя, можно ли сделать игру о Бэтмене сколько-нибудь лучше или хотя бы не хуже, столь же верно передать характер героев, создать такие же убедительные образы, живой мир... И теперь, когда пройден, со всей ответственностью заявляю: Rocksteady Studios удалось удержать планку на прежнем высоком уровне, а может быть, даже во многих моментах превзойти прошлую часть.

Сюжет сразу же берет вас за шиворот и бросает в водоворот самых неожиданных событий. И с ходу возникает ощущение, что столь яркая история первой части была лишь генеральной репетицией к этому захватывающему, завораживающему приключению. На смену старым врагам пришло много новых, однако и злодеи прошлой части - особенно Джокер - играют здесь центральную роль. Если раньше место действия ограничивалось лишь пределами психиатрической лечебницы (пусть довольно большой, со множеством разнообразных зон, зданий, с прекрасными природными пейзажами), то здесь территория более обширная и открытая для изучения - полгорода (старый участок Готэма) выделили профессору Хьюго Стрэйнджу для организации Arkham City с внушительными стенами, вооруженной охраной, вертолетами, электричеством, камерами.

Разработчик: Rocksteady Studios.

Издатель: Warner Bros Interactive.

Издатель в России: 1C-СофтКлаб.

Жанр: экшен, детектив, фантастика.

Неизвестно, каким путем Срэйндж добился разрешения на это безумие (точнее, мне-то известно, но я не скажу), однако этот огромный участок был заселен преступниками, суперзлодеями и обычными бандитами. Здесь они не сидят в клетках, а свободно разгуливают по территории «тюрьмы», разбившись на группы под покровительством разных лидеров, устраивают войны друг с другом, борются за власть внутри этого города. У каждой банды свой костюм, своя зона. Особенно запомнился мне стиль одежды людей Двуликого.

Начинается игра довольно неожиданно

Бэт-сигнал в небе обозначает нужное место

Что-то странное на уме у Стрэйнджа (занятный каламбур получился ), что-то не так с Аркхэмом. Психиатр, который сам не многим отличается от своих пациентов, затеял какую-то свою игру, которая будет пострашнее прошлого плана Джокера. Брюс Уэйн выступает одним из противников Arkham City. Он лично приезжает к стенам тюрьмы и выражает свой протест перед журналистами, однако здесь его уже ждали. Очень скоро он сам оказывается внутри города… в качестве одного из заключенных. И первые десять минут вы будете играть не за Бэтмена, а за Брюса Уэйна! В его дорогом костюмчике, без каких-либо орудий, со сцепленными руками. Да, это вызывает небольшое удивление, ведь мы совсем не успели сориентироваться, осознать, что произошло. И первая задача - освободиться и найти костюм, а врагов у Брюса как у бизнесмена и человека по эту сторону стены немало. На входе нас тепло встречает Пингвин со своей компанией, и даже рядовые бандиты мечтают провести пару минут наедине со звездой.

Сюжет в игре достаточно сложен и интересен, почему я и не могу рассказывать о нем подробно. Он тесно связан с прошлыми событиями, нас постоянно отсылают к Arkham Asylum , однако здесь появилось и много новых злодеев, сюжетных линий. Повстречаете вы тут и совсем неожиданных противников, тех, кто остался за кадром раньше. Назову Пингвина, Двухликого, Мистера Фриза, Дедшота, Соломона Гранди… А некоторых не назову, чтобы вам не портить впечатление.

Играть Женщиной-Кошкой интересно, но несколько сложнее, чем Бэтменом

Но и в нашем полку прибыло. В Arkham City вы периодически будете переключаться между Женщиной-Кошкой и Бэтменом, определенную роль сыграет в сюжете Робин, а в испытаниях и дополнительной кампании «Месть Харли Квинн» вы и им сможете поиграть. Причем способности, стиль боя, устройства у других персонажей отличаются, геймплей немного меняется, когда вы переключаетесь на Кошку или Робина. Бэтмен здесь не просто стрелой пронзает воздушные просторы, выбирая любое направление. Он почти что научился летать, благо умереть от падения с высоты вы по-прежнему не можете. Поэтому настоящее удовольствие просто исследовать город, проносясь над ним с огромной скоростью, словно выпущенное из пушки ядро или барон Мюнхгаузен. Зацепился бэткогтем - разогнался - взлетел, спикировал вниз, набрав ускорение, снова поднялся выше, снова спикировал, зацепился - полетел. Что перед нами расстояния, когда мы можем летать, как ветер? Полеты выполнены очень искусно, даже наблюдать за ними приятно. Так бы и летал все время, если бы не нужно было еще и задания какие-то выполнять… Кроме того, пройдите дополнительные задания на полеты, научитесь новым приемам и получите усовершенствование вашей «кошки».

Надо сказать, что Селиной Кайл все же играть сложнее, хоть это и приятно. У нее нет таких мощных устройств, она хуже защищена, не может летать. Хотя есть у нее свои приемчики, имеются шипы, кнут, бола, которой можно сбивать с ног противника. Даже замена режиму детектива присутствует - воровское зрение, вот только оно менее эффективно, не столь удобно. А еще она более ловкая, быстрая, умеет лазить по стенам и даже по потолку. Она прекрасно выглядит в своем костюме и весьма привлекательна… Впрочем, это уже к делу не относится.

У Кошки свои правила и свои цели в Аркхэме. Она, как всегда, обеспокоена личной выгодой, хорошей добычей, но как же ей не помочь бедной Мышке, когда та попала в беду? Так она и мечется всю дорогу между личными, корыстными целями и благородными позывами. И ближе к финалу - неожиданно! - вам даже дают сделать выбор, как поступить.

Интересно, что в ходе игры вы не раз будете замечать, как бандиты разбираются с соперничающими группировками или же просто разговаривают о планах своего босса, отзываются на последние события. Вы можете даже вмешаться в их драку и кого-то спасти. Кроме этого, все заключенные делятся на бандитов из группировок суперзлодеев и условно «невиновных», так называемых «политических заключенных». Их нужно защищать, для этого предусмотрено отдельное задание, не самое интересное, правда. А есть еще журналисты, полицейские, посланные Гордоном, и обычные горожане, пойманные людьми Стрэйнджа недалеко от Arkham City и привезенные сюда.

В городе можно отыскать и некоторые любопытные и ключевые для вселенной места

Одно из основных отличий от прошлой части - большая свобода, открытость, наличие множества дополнительных квестов, временами весьма интересных, сюжет которых дополняет основную историю и рассказывает о злодеях из прошлой части. Загадочник оставил немало значков и испытаний для Бэтса и Женщины-Кошки (причем у Кошки свои загадки, а у Мышки свои; хотя Кошка воровать значки Бэтмена почему-то может, но не наоборот, - странная логика Ридлера). Тут есть именно сбор значков и отгадывание мест, про которые говорит Ридлер. А кроме этого - уничтожение предметов: всякие шарики, куклы Харли, камеры… Все это, конечно, мелочи, но азарта собирательство добавляет, а опыт лишний за это дается. Причем загадки подчас весьма сложные, не сразу сообразишь что от тебя требуется, да еще и устройства специальные для их решения бывают нужны, а открываются они, как и в Asylum , постепенно.

Среди гаджетов также появились новые предметы: замораживающие шарики, «обратные» бэтаранги, бьющие противника сзади; дымовые бомбочки, спасающие от выстрелов, позволяющие обезвреживать врагов незаметно; устройство, блокирующее огнестрельное оружие так, что сам враг даже этого не замечает, или же взрывающее мины. Весь арсенал может использоваться быстро, прямо в бою, соединяясь в убийственное комбо. Сражения стали разнообразнее и сложнее, враги нападают намного активнее, одним приемом всех не одолеешь, приходится изощряться, использовать и гаджеты, и решающие удары, комбо. Бои стали намного красивее, зрелищнее, да и сопротивление чувствуется постоянно, есть с кем сразиться. А битвы с боссами могут вообще делиться на несколько этапов, происходить в другой реальности, в подсознании или в бреду, что часто резко меняет геймплей. Неожиданных и интересных ситуаций здесь намного больше. Сказать, что ты не скучаешь, - это слишком большое смягчение, от происходящего временами просто сносит крышу. Доля экшена и динамики здесь огромная. Даже в рядовых дополнительных миссиях вам могут «дать прикурить», расслабляться совершенно некогда, хотя вскоре ты уже начинаешь действовать со сноровкой профессионального борца и суперагента - иначе тут просто не выжить, даже на нормальной сложности.

В кампании «Месть Харли Квинн» дадут поиграть Робином

Полная прокачка брони не спасет от очередей из автомата, ударов ножом и электричеством, поэтому еще важнее тщательно продумывать план, осматривать территорию перед боем и готовить пути отступления. Намного чаще используется окружение: всевозможные люки, препятствия, огнетушители, создающие дымовую завесу при повреждении, взрывающиеся контейнеры. В вас даже предметами могут швыряться, что позволяет, например, отослать метко летящий стул назад в своего противника.

В думать придется намного чаще. И детективный режим уже не так упрощает геймплей, не всегда он даже будет доступен - своеобразные «глушилки», используемые людьми Пингвина, Джокера, Стрэйнджа, почти полностью выводят из строя этот читерский, в сущности, но такой удобный и безотказный ранее инструмент, покрывая все завесой неизвестности, делая вас таким уязвимым, обычным человеком... Враги научились использовать мины, они носят приборы теплового видения, легко обнаруживая вас даже в темноте, наверху, куда они раньше вообще не заглядывали и где вы могли просто переводить дух. Особые устройства позволяют им сигнализировать о «вырубившемся» союзнике всем остальным, однако это можно и использовать для своего плана. Намного выгоднее действовать тихо, чем рваться в открытый бой с вооруженными громилами, но оставаться незаметным не так просто.

Бывает интересно почитать информацию о героях

Да и загадки стали запутаннее, разнообразнее. Очень часто проблема будет заключаться не в победе над усиленным врагом, а в поиске пути, использовании гаджетов. Приходится осматривать каждый уголок, каждый туннель и люк, чтобы пробраться на вражескую базу. Детективные способности нужны тут не реже, чем умение лихо раскидывать разнообразных болванчиков суперзлодеев.

Чаще будет применяться и стелс. Чтобы победить Мистера Фриза, отключить его костюм, вам вообще придется постоянно прятаться и использовать все средства, нападать сзади, снизу, бить его электричеством, взрывать стену. Даже такие небольшие эпизоды показывают, как хорошо разработчики продумывали даже незначительные детали, каждый элемент геймплея, сколько нового здесь появилось, насколько игра стала разнообразнее.

В плане развития способностей и прокачки здесь многое сохранилось от прошлой части, но новые комбо, приемы, улучшения также имеются. И если вы достаточно прилежны в выполнении квестов и сборе загадок, то прокачать получится почти все. Кстати говоря, искать загадки стало удобнее, теперь их можно отмечать. Кроме того, вам предлагается устраивать «допросы с пристрастием» некоторым преступникам и выпытывать у них нужную информацию, открывать новые объекты на карте. Правда, чтобы кого-то допросить, нужно сначала расправиться со всеми остальными противниками, находящимися поблизости, а этому субъекту, отмеченному особой «аурой», до поры до времени сохранить сознание, даже если он вооружен, иначе ничего не получится.

Локации также не нагоняют тоску похожестью - вспомнить хотя бы демонический мир, сражения с Безумным Шляпником, локацию Кобблпота-Пингвина… нещадно обрушивает на нас шквал событий, загадок, вопросов, ведь всего этого много в запасе. При этом сюжет выстраивается стройно и гармонично, без рывков и провисаний, хотя дополнительные квесты все же проще и уступают по занимательности, необычности основным. Но если вы пройдете только основной сюжет - это будет даже меньше 50% всех сюрпризов, которые для вас так предусмотрительно заготовили. Персонажам, которым раньше просто не нашлось места, здесь дали больше «экранного времени». Впрочем, намного проще освоиться будет тем, кто знаком с миром «Бэтмена».

Не на последнем месте здесь визуальное оформление, стиль и драматичная, мрачная музыка, заставляющая тебя верить, что ты - Бэтмен, что это все - по-настоящему, несмотря на всю условность, фантастичность происходящего. Даже множество игровых меню выполнено очень стильно, а на трехмерные фигурки, которые открываются при получении различных достижений, можно вообще любоваться бесконечно, как и на эскизы. Одно плохо - аудиозаписей сеансов психотерапии больше нет, но это ведь и не больница. Зато подчас открываются весьма полезные сведения об истории Аркхэма, о героях. И если внимательно осматривать город, то вы обнаружите немало интересного (есть тут, например, Crime Alley, где убили родителей Брюса; можно узнать кое-что о судьбе злодеев, произошедшем «между» частями).

Споры бандитов можно прослушивать, как и переговоры по радио среди охранников, узнавая из них что-то интересное. Устройство дешифровки используется то же, но механика изменилась, теперь вы угадываете-находите кодовые слова, что в сюжете постоянно используется. Можно не только летать по городу с помощью «кошки» и плаща (в такие моменты я почему-то чувствовал себя Человеком-Пауком, очень уж похожие ощущения), но и прицепившись к вертолету охраны.

О можно рассказывать очень долго, перечисляя все интересные и примечательные штрихи, которые дополнили общую картину. Улучшений и дополнений действительно много, не сказать, что все они одинаково полезны, но работа проделана большая. Немного разочаровало, что здесь так и не дали порулить ни «бэтмобилем», ни самолетом, хотя в Asylum машина даже использовалась в сюжете. Раздражали неудобные автоматические сохранения, когда получаешь уровень, покупаешь навык, а потом, если вдруг умрешь, нужно снова делать то же самое, иначе будешь ходить с висящей на экране надписью, загораживающей обзор. Или вот разобрался с группой сильных врагов, пошел к следующей, умер - будь добр снова проделать то же самое. Но такие мелочи не могут испортить впечатление от игры.

Есть отдельная миссия, посвященная Ридлеру

Имеются в игре и очень экзотичные места

Arkham City - это целый мир, мрачный, жестокий, грозный, безжалостный, но в то же время манящий, загадочный, с хорошей долей фантастики. История, рассказываемая здесь, обладает и большим драматизмом, и эмоциональностью, продуманностью. Бэтмен старается все так же, с прежней глупой и жестокой упертостью придерживаться своих принципов, щадя смертельных врагов даже тогда, когда нормальный человек, кажется, уже не смог бы этого делать. Но такова уж концепция этого мира. И, тем не менее, смерть идет за Темным Рыцарем повсюду, и финал здесь впечатляющий и одновременно неожиданный. После игры для вас откроют дополнительный сложный режим, имеет смысл также попробовать испытания, для участия в которых предлагается много героев и моделей персонажей (в том числе и из мультфильмов).

После Arkham City не понимаешь, правда, что может быть дальше, после всего, что здесь произошло? Какой может быть следующая игра после этого? И самое главное - о чем? Ведь все так изменилось… Вы сами это поймете, когда завершите сюжет. Быть может, именно поэтому отправляет нас в прошлое, а не в будущее. Но с этой серией расставаться не хочется. Это было бы слишком печально.

Сражения в Asylum были лишь тренировкой для подготовки к Arkham City

Стоит сказать, что я не пытаюсь сравнивать Asylum и Arkham City , выяснять, что из них лучше. Для меня это одна игра в разных частях, они должны восприниматься как единое целое, т.к. и сюжет в них связан, и характеры героев сохранены. Это одна из самых близких мне интерпретаций Бэтмена, стоящая в одном ряду и с оригинальными комиксами, и с разными киноверсиями. Да и одна из самых любимых игр вообще, таких игр, которых мало.

Подобно Бэтмену, Rocksteady Studios появилась буквально из ниоткуда, выпустила в 2009 году самую успешную игру про супергероев в истории индустрии и снова ушла в тень. Остальным компаниям есть чему поучиться у британцев - пока большинство разработчиков сорили деньгами для продвижения будущего продукта, за стенами Rocksteady развивались идеи оригинала. В итоге, невозможно назвать второсортной игрой. Напротив, такие сиквелы - пример для подражания.

Chronicles of Batman

Ночному времяпрепровождению супергероя не позавидуешь. Вместо того чтобы развлекаться в барах с друзьями или спать в теплой кровати, Брюс Уэйн в обтягивающем костюме отвешивает люлей убийцам, психопатам, маньякам и прочим неординарным личностям. Он срывает коварные планы обезумевших злодеев, и, по возможности, спасает мирных жителей. А как иначе? Ведь даже мэр города, слегка двинутый Квинси Шарп, оградил часть Готэм Сити огромной стеной, обмотал ее колючей проволокой и превратил весь этот периметр в тюрьму особого режима.

Выжить в таком месте непросто. Тот, кто хочет продержаться как можно дольше, будет работать на одного из местных авторитетов. Двуликий любит устраивать показательные суды с помещением виновного в котел, наполненный серной кислотой. Раздвоение личности не мешает варварской церемонии, а лишь способствует ей - здесь вместо присяжных решает подкинутая монетка. Другой работодатель - Пингвин. Этот коротышка завоевал почтение тем, что может достать для других все, что угодно. За разумную плату, разумеется. Но в гневе любитель свежей рыбы очень опасен - разорвет на куски. К Джокеру же тянутся лишь отчаянные. Неудивительно, ведь умирающий клоун готов отравить весь город только ради того, чтобы один раз посмеяться. Таким образом, атмосфера местной тюрьмы вряд ли хуже, чем в .

Возможно, Бэтмен и не появился бы в этом богом забытом месте, однако до начала загадочной операции "Протокол 10" осталось меньше суток, а что задумал местный надзиратель, до сих пор остается неясным. Но история разворачивается еще круче, и в мгновение ока герою приходится решать кучу других проблем. К тому же, еще есть Ридлер, который расположил свои задачки буквально на каждом шагу; где-то прячется Виктор Зсасз, убивающий дурачков, пришедших на звон таксофона; случайно встреченный Бейн как бы невзначай напоминает, что контейнеры с ядовитым Титаном до сих пор не уничтожены; а наручный компьютер то и дело предлагает пройти несколько заданий виртуальной реальности.

Take him down, Batman!

Еще после мало у кого возникали сомнения в том, что Rocksteady знает, как не дать игроку заскучать. Но после этой части вопрос окончательно можно считать закрытым. Здесь даже в побочных квестах придется решить не одну головоломку, проползти не по одной канализации и взломать не один кодовый замок. Авторы будто знают, когда лучше заставить героя красться за вражескими спинами, а когда включить какой-нибудь зубодробительный QTE. Мешают, разве что, мелкие баги. Например, вершитель правосудия может прыгнуть не совсем туда, куда нужно или, что еще хуже, застрять в перилах.

Спустя некоторое время после событий в лечебнице Аркхем, Бэтмен обзавелся несколькими полезными приспособлениями. При серьезном сопротивлении со стороны охраны герой может бросить им под ноги дымовую гранату и улизнуть, пока никто не видит. Для открытия заблокированных дверей лучше использовать электрическую пушку (хотя и противника можно поджарить). Впрочем, Бэтмен опасен и в открытом бою, поэтому с легкостью может "уложить" целую толпу бандитов. Как и прежде, бой больше походит на танец и представляет собой цепь непрерывных ударов по разным противникам. Атакующего врага можно контратаковать, стоящего сзади стоит пнуть, а в подбежавшего - кинуть бэтарангом.

На удачных драках, а также на выполнении квестов можно заработать много очков опыта. При обретении нового уровня компания Уэйн Тек запросто вмонтирует в костюм баллистическую броню или защиту от сильных ударов. Сам Бэтмен обучится более эффективным приемам и сможет наносить уголовникам критические удары. В общем, в меню улучшений найдется много различных способов устранения противника, и они заметно облегчат жизнь в Аркхем Сити.

Озираясь по сторонам

Помимо Бэтмена в Arkham City , можно играть за женщину-кошку. Правда авторы выделили для этого от силы часа три. А жаль, ведь управлять такой красоткой - одно удовольствие. По большому счету, это отдельный персонаж со своим, пусть и скудным, набором характеристик, грациозной анимацией и некоторым количеством интересных гаджетов. Даже Ридлер приготовил для нее персональные загадки. Анти-героиня обладает неплохим чувством юмора, занимается в местной тюрьме своими делами, частенько попадает в неприятности и нередко пересекается с Бэтменом.

За приключениями антиподов очень приятно наблюдать. Несмотря на то, что движок практически не изменился со времен первой части, картинка выглядит впечатляюще. Постоянно падающий снег навеивает натуральное чувство холода так, что мороз бежит по коже. Свет ярких прожекторов с патрулирующих вертолетов наводит на ощущение, что ты у всех на виду. Частые разговоры местных бандитов добавляют реализма происходящему, а профессиональное озвучение персонажей буквально заставляет выкрикивать похвальное "Верю!" в адрес разработчиков.

Однако единственное, что не дает это сделать - некоторая инфантильность происходящего. Канонический Темный Рыцарь, как правило, отличался от всех супергероев тем, что сам казался неплохим кандидатом на место в психиатрической лечебнице. Конечно, сценаристы Rocksteady Studios сделали расчетливого, холодного, неэмоционального героя, но до комиксов Batman: The Dark Knight Returns или Batman: Arkham Asylum ему далеко. В остальном же Batman: Arkham City на голову выше оригинала.

Графика: 4.8
Звук и музыка: 4.5
Геймплей: 4.6
Сюжет: 5.0

Большинство игр по лицензиям относятся к категории мусора, что покупают на распродажах или берут на время у менее продвинутых друзей для выбивания трофеев и ачивок. Batman: Arkham Asylum, как гигантское исключение из правил всегда возвышалась над кучей отбросов, доказывая личным примером, что главное - это отношение к продукту, а не злой рок в виде держателей лицензии или торопливых издателей. Batman: Arkham City продолжает это движение к совершенству, следуя лозунгу “круче, больше, сильнее” и раздвигая границы дозволенного в рамках комикс-вселенной.

Batman: Arkham City продолжает историю Arkham Asylum, превращая родной город Бэтмена в еще более мрачное место. Новый мэр Готэма Квинси Шарп при поддержке доктора Хьюго Стренджа начинают безумный эксперимент: часть города огораживают неприступной стеной, чтобы создать город-тюрьму - Аркхем Сити, приютивший всех негодяев Готема, включая Пингвина, Двуликого, Фриза и неподражаемого Джокера, а заодно и тысячи узников совести, несогласных с политикой нового мэра. В список врагов города попадает и миллионер Брюс Уэйн, который по совместительству скрывается под маской темного рыцаря. Когда все ключевые персонажи оказываются в одном месте, доктор Стрендж запускает таинственный Protocol 10. А Джокер втягивает Бэтмена в очередную авантюру, где на кон поставлено нечто большее, чем их смертные жизни.

Основное отличие Batman: Arkham City от предшественника - это структура окружающего мира. Новый Batman это открытый многослойный мир, где сюжетное повествование глубоко переплетается с вторичными и третичными заданиями, а населяющие мир NPC рассказывают часть истории, цепляясь за незначительные события или отталкиваясь от последствий решений главного героя игры. В городе-тюрьме идет борьба между тремя группировками. Первые - это бандиты Двуликого, вторые питомцы Пингвина и третьи сторонники Джокера. Стоит вам победить лидера одной из группировок и расстановка сил в замкнутом мире меняется. Одна банда поглощает другую или вступает в невидимый союз. Кроме того, внутри группировок происходят свои разногласия. Болезнь Джокера раскалывает его сторонников на две части, одна из которых согласна на руководство Харли Квин, а вторая готова примкнуть к Пингвину. И это не считая многочисленных шпионов Риддлера. Кроме того, в игру вмешиваются сторонние силы, поставляющие группировкам современное оружие и единичные маньяки, ставящие под угрозу жизнь жителей города. История Batman: Arkham City настолько сложная, что основная, вторичные и третичные задачи образуют органичное полотно дарящее иллюзию свободы выбора и участия в качестве одной из многих фигур на доске истории. Прибавьте к этому сериальные клифхангеры, которые переключают вас между Бэтменом и женщиной-кошкой, создавая необходимое напряжение. Кошка (за нее вы можете сыграть, воспользовавшись специальным кодом) не только отличается уникальным набором движений и хлыстом, но и способна при помощи когтей проникать в места, недоступные Бэтмену в поисках трофеев Риддлера, соединяя темные моменты истории.

Трофеи Риддлера в Arkham Asylum были просто объектами, которые можно было собирать по мере совершенствования геджетов. В Arkham City более 400 трофеев, не считая уникальных для Кошки, разбитых на несколько сегментов. Меньшая часть из них спрятана в темных местах города. Вторая и большая часть требует чего-то большего, чем обычная внимательность игрока. Для их получения надо решить специальные головоломки, которые могут включать управление батерангом, быстрые перемещения или использование нескольких гаджетов в правильной последовательности. Так, в одном случае вам предложат использовать электромагнит, чтобы протащить металлический шар с трофеем через опасный лабиринт. В другом, управляя батерангом, вы должны успеть нажать на три кнопки, прежде чем закроются автоматические двери ловушки. Третий и самый редкий вид трофеев спрятан в комнатах с неразрешимыми головоломками. Для их получения вам понадобится прокачать способности Бэтмена до максимума, иначе героя ждет неминуемая и мучительная смерть. Решение головоломок и выполнение испытаний Риддлера активирует код энигмы, открывая на карте новую комнату с заложником злодея. Эти секретные локации чем-то напоминают извращенные ловушки из фильма Пила, требуя от игрока быстрых и неожиданных решений.

Перемещаясь по городу, главный герой использует набор из нескольких гаджетов, который постоянно пополняется новыми экземплярами. Если на раннем этапе игры, в распоряжении темного рыцаря дымовые бомбы и крюк, то к концу игры он способен блокировать оружие злодеев, замораживать врагов, быстро перемещаться из точки в точку на зип-линии, стрелять электроразрядом для открытия дверей, использовать скоростной крюк, подрывать врагов взрывным батерангом и перемещаться на импровизированной льдине по течению реки. Но враги в Batman: Arkham City также стали умнее. Они прекрасно ориентируются на местности, замечают пропажу товарищей, используют щиты, ножи и бронежилеты не говоря уже про автоматическое оружие и вертолеты. И конечно, они замечают точки перемещения Бэтмена, адаптируясь к его тактике. Если вы будете часто использовать горгулий для устранения врага, то они уничтожат оставшиеся статуи, а если вы будете слишком медлить - возьмут в заложники мирных граждан, это не говоря про специальные способности, вроде блокировки режима детектива или использование тепловизоров для нахождения темного плаща.

Боевая система получила несколько серьезных улучшений. Кроме уже упомянутой прокачки, где вы можете распределить очки опыта на гаджеты или комбат, например, улучшив броню против пуль до максимума или купив звуковой батеранг, на каждую опасность у игроков есть своя защита и наоборот. Главный герой теперь может создавать боевые цепочки из ударов и контр-ударов, встраивая туда использование гаджетов. Например, вы можете нанести удар противнику, отбить атаку второго врага, увернуться от ножа, парализовать электричеством четвертого, заморозить опасного противника с щитом, вырвать автомат крюком у шестого, подорвать заряд, кинуть тяжелый предмет обратно в бандита, бросить дымовую шашку, отключить автомат у еще одного и добить двух предыдущих специальными приемом. И все это не прерывая связки. Кроме того, Бэтмен может отбивать удары сразу нескольких врагов одновременно, обездвиживать серией специальных ударов и наносить быстрые удары кулаками, что особенно эффективно против мини-боссов. Режим хищника остался без изменений. Только теперь Бэтмен может отнимать оружие, минировать территорию и отключать оружие противника. Режим детектива пополнился радиочастотой, на которой можно услышать переговоры противников и сообщения полиции, а так же он позволяет анализировать место преступления, находя улики, помогающие сузить круг подозреваемых.

С боссами у Бэтмена трудные отношения еще с первой части повествования. И уникальная тактика оригинала теперь уступает стандартным маневрам и быстрым перемещениям, отточенных до совершенства на обычных противниках. Правда, идея уникального подхода местами сохранилась - одного из боссов можно победить только серией уникальных решений. Нашлось в игре и место синтетическим галлюцинациям, возникающим по зависящим и независящим от основой сюжетной линии причинам. Тяжелые препараты отсылают к миру Алисы с безумными кроликами и странными переживаниями.

Как уже отмечалось выше, в игре есть сайд-миссии, влияющие скорее на общую атмосферу, чем развитие основного сюжета игры. Вы разгадываете загадки Риддлера, пытаясь спасти невинных заложников, охотитесь на телефонного маньяка, пытаетесь узнать личность таинственного незнакомца и вычислить зловещего снайпера. Все эти задания включают элементы исследования, погони и использования специальных навыков главного героя. И в качестве награды вы услышите осторожные перешептывания на улицах города об очередном подвиге вашего героя.

Есть у Batman: Arkham City свои недочеты. Истории основных персонажей обрываются в спешке (например, Двуликого). Женщина-кошка, имеет запас на отдельную игру, но при этом зажимается в рамках очень узкого повествования, некоторые сюжетные дыры так и не находят своего объяснения (вроде синтезированного Робином лекарства), а вновь возникающие в зачищенной локации враги лишь вызывают стойкое раздражение. Мелкие недочеты незначительны, но некоторые из них, вроде торможения камеры при управлении батерангом, вызывают неприятное разочарование при провале испытания.

Batman: Arkham City - почти совершенная игра с сильной сюжетной историей, открытым миром, массой возможностей и очень сильной атмосферой, стильной и технически совершенной графикой, где гомоэротичные фантазии авторов имеют устойчивый привкус ЛСД. Многослойность повествования позволяет удовлетворить поклонников комиксов и донести до широкой публики несколько важных идей об одиночестве в большом мире, о том, что единственным другом и родной душой может оказаться тот, кого ты больше всего ненавидишь и, наконец, что добро с кулаками - это всего лишь зажатое моральными ограничениями зло. В мире рельсовых шутеров - это бесценно.

Тестировалась версия для Xbox 360

Следовать негласной традиции игровой журналистики начинать рассказ о игре с некого подобия монографии студии разработчика в случае с Batman: Arkham City право дело даже как-то неудобно. И, правда, кто бы мог подумать, что студия Rocksteady смастерит совершенно шикарного Arkham Asylum после скверного, безыдейного консольного шутера прошлого поколения о полицейских и бандитах. Создав в 2009 году только один из лучших экшенов современности, но и главную игру о супергероях, Rocksteady взвалили на себя колоссальный груз ответственности, с которым не справлялись даже великие (ближайший ориентир - id Software). Британские разработчики в данном случае справились со своей задачей настолько непринужденно и виртуозно (у некоторых студий на подобные вещи уходит по пять лет), что диву даешься, как за такой короткий срок из Batman: Arkham City, от которого ожидалось классическое, в общем-то, продолжение, вышел один из главных проектов года.

Первое, что приходит на ум после нескольких минут после знакомства с Arkham City , - ощущение того, что Rocksteady пошли по накатанному Ubisoft Montreal пути и просто расширили уже существующую механику. Но так это лишь отчасти. Сохранив прежнюю формулу успеха и достаточно сильно ее расширив, разработчики выводят геймплей к новым горизонтам: перед игроком открывается целый преступный город. Не стоит, правда, строить в голове воздушные замки о заезженном бесшовном (загрузки в игре есть) и открытом (перед нами всего лишь небольшая и к тому же закрытая часть Готэма) мире. Являясь, по сути, идеальным местом для раскрытия всех способностей Темного рыцаря, создание «Аркхем Сити» стало отличным поводом еще больше рассказать о характере самого главного героя и о его антагонистах.

О Бэтмене как о персонаже уже давно ходит много нехороших слухов, и не важно, что перед нами вроде как супергерой. Мол, с головой у Брюса не все в порядке, злодеи, которые почти и не злодеи, рождены самим существованием темного рыцаря (и правда, ну какой пример может преподать мужчина, рассекающий по ночам в черном латексном обтягивающем костюме по крышам?) и доработаны воображением Брюса. А тут еще и неуставные отношения с Джокером - яркий пример нездорового психического состояния обоих персонажей. В «Batman: Аркхем Сити» Rocksteady выпускает всех злодеев в город. Не Готэм, а свой собственный, особенно темный, и туда же непременно спешит и наш герой с достаточно, заметим, странной мотивацией, но нам-то понятно - покуражиться. В этом смысле сама игра и мир, который она воссоздает, представляют из себя идеальную аллегорию того, что собственно творится у Брюса в голове: Джокер на коленках, море фриков-злодеев, психи, Альферд на проводе и условный город Готэм с совершенно надуманные проблемами.

Над антагонистами нашего летучего друга здесь поработали ничуть не меньше, чем с актерами среднестатистического голливудского блокбастера - их здесь без малого два десятка. Говорить обо всех не будем, но то, как ведет себя Джокер, никого не оставит равнодушным: порой он «одаривает» Брюса частичкой себя, почти флиртует, да и вообще не особо желает знать, кто скрывается под маской Бэтмена. Он пришел поиграть, как впрочем, и сам Бэтмен. Мистер Фриз сохранил тепло лишь к своей женщине, Пингвин выступает классическим мерзким рэкетиром, Виктор Зсасз - сумасшедшим маньяком, а Ридлер - все тем же надменным гением. Попадаются в «Аркхем Сити» и совсем малоизвестные для широкой, не знакомой с комиксами публики персонажи, например, бессмертный Соломон Гранди. Примечательно то, как у разработчиков получилось создать соответствующий бэкграунд вокруг каждого из персонажей. Помимо уникальных узнаваемых декораций для каждого антагониста, Rocksteady Studios припасли целый ворох архивной информации, привязывающей его комиксовую предысторию к игре.

Не отстают и немногочисленные союзники Бэтмена. На проводе у Брюса осталась Оракул, известная нам по прошлой части, наконец-то на сцену выходит знаменитый меланхоличный дворецкий Брюса, а также Робин (исходя из информации предоставляемой игрой его вторая итерация - Тим Дрейк) и, конечно, Женщина-кошка. Отдельно стоит отметить Альфреда, он невозмутимо принимает любые вести, не особо беспокоится за Брюса и, похоже, единственный понимает, что происходящее - всего лишь игра, хоть и игра на жизнь. А за Робина и Женщину-кошку так и вовсе дадут поиграть. Видно, что разработка игры подвернулась под руку по-хорошему «повернутым» парням, эдаким совершенным перфекционистам. Буквально все в столь обязательном аспекте, как атмосфера, и соответствующем ей фоне проработано на твердую «ять». Рука фанатов видна невооруженным глазом.

Вообще удивительно, как Rocksteady с помощью новых героев уже второй раз удается выставить Брюса Уэйна одновременно горой с мышцами и мышкой с комплексом супергероя. Тут мы вспоминаем и шикарные психологические сцены с родителями, и «лекарство» Шляпника. То есть Брюс, по большому счету, попал домой, где его, в общем-то, уютно встречают... каменные гаргульи, чернуха, полные улицы маньяков, психопатов, убийц, и только один из немногих вменяемых людей, связываясь с Бэтменом, напоминает, что он вроде как в городе преступников, пора бы уже привыкнуть.

Все эти персонажи легко наслаиваются на отличный, полностью проработанный как стальной каркас (веришь каждому поступку персонажей) сюжет. По понятным причинам раскрывать перипетии истории и портить впечатление читателям у нас нет никакого желания, но от количества «клифхэнгеров», гениальных диалогов, монологов и сцен приходишь в искреннее изумление.

Что касается механики, то и здесь все более чем хорошо. Выпустив главного героя с больничной койки Аркхема, разработчики снабдили его куда большим количеством гаджетов, улучшили анимацию, научили планировать и пикировать на собственном плаще. В перерывах между заданиями Бэтмен путешествует по городу при помощи максимально удобного крюка и опять же плаща. Сказать, что все это выглядит завораживающе - не сказать ничего, уже после первого же спуска с местного небоскреба на землю вы станете любоваться буквально каждым телодвижением темного рыцаря.

Понятно, что перемещения по городу представляют из себя не бездумное следование по контрольным точкам. К вашим услугам и уже ставшие традицией загадки Ридлера, и охота на телефонного маньяка Зсасза, и спасение политических заключенных, и просто случайные задания. Главная особенность сторонних квестов заключается в том, что по содержанию это нисколько не сторонние задания. Во-первых, каждое из них сюжетно обоснованно, во-вторых, аккуратно вписано в происходящие события. Вообще, во время прохождения складывается стойкое ощущение, что, не пройдя все побочные задания, понять все сценарные задумки Rocksteady просто нельзя.

Спускаться с небес на землю, впрочем, тоже придется - здесь вас встретит всячески улучшенная боевая система. Используя сканер, Брюс Уэйн проникает в помещение, аккуратно исследует местность, отключает огнестрельное оружие противников с помощью очередного гаджета, устанавливает взрывчатку, готовит бэтаранги, слезоточивый газ и бесшумно, но хирургически методично расправляется со всеми противниками. Кто-то висит на горгулье, кого-то оглушило взрывом, кто-то получил незаметный электрический заряд в спину. Скрытное прохождение, как видите, по-прежнему в почете. Если же описанных приемов вам не хватило, а нахрапистые верзилы, которые порой наваливаются на героя десятками, таки затащили Бэтмана в драку, то на помощь придет боевая система, заметно похорошевшая с предыдущей части. Темный рыцарь еще более кинематографично разбрасывает часть противников налево, часть - направо, ломает, что называется, полностью, но не убивает. Заметно увеличилось количество комбо-ударов, тут же разнообразные враги, требующие к себ индивидуального подхода и, опять же, гаджеты Бэтса. И даже при условии, что в пылу схватки вы позабудете об одной половине приемов и устройств, а о второй будете вспоминать лишь изредка, здешний экшен все равно покажется вам аддиктивным. Или просто идеальным.

Причем в данном случае невозможно сказать, что «Batman: Аркхем Сити» тесно в этих рамках. Это очень правильно скроенная, цельная, мощная и стоеросовая игра, очередная медийная страница Бэт-истории, такая же оригинальная, как комиксы, мультфильмы и фильмы. Примечательно, что видеоигровой аналог совершенно от них не отстает. Каждая игровая ситуация, каждый «босс», количество которых стало заметно большим, буквально каждый сантиметр игрового пространства здесь пропитан юношеской любовью к деталям. Персонажи, которых, как кажется поначалу, «завезли» уж слишком много, стремительно раскрываются и радуют оригинальными характерами. Перемещение по городу, к счастью, не превратилось в очередной симулятор паркура. К каждому компоненту игры в Rocksteady нашли собственный подход, что в сегодняшней индустрии практически нонсенс. Практически все в этом проекте хорошо, если бы не один нюанс.

Бэтману в последние годы везет: и тебе удачный перезапуск комиксовой вселенной Justice League, и собирающая огромную кассу кинотрилогия, и безоговорочно отличная видеоигра Arkham Asylum. Чтобы идеально завершить семилетку, Летучей мыши осталось только пройти очередное компьютерное испытание и не уронить планку с последним фильмом. И если последнее задание Бэтману на пару с Бейном еще только предстоит выполнить, то с продолжением замечательной игры 2009 года мы можем ознакомиться уже сейчас.

Летучую мышь опять угораздило попасть в закрытую банку с пауками. На этот рад под игры психически нездоровых героев и злодеев Готема отвели целый район города. Очевидно, чтобы выказать свое уважение к тонкому душевному миру разноцветной компании, в качестве площадки для разборок выступил самый что ни на есть городской центр. Ну, по крайней мере так нам сказали, не гляди, что на самом деле это какой-то край, граничащий не иначе как с Северным ледовитым океаном. Зачем вообще вся эта веселуха, поначалу понятно плохо. Не просто же так масляный доктор Масло странный доктор Стрендж — ахтунг: он знает, кто скрывается под маской! — собрал себе такую богатую коллекцию пациентов - Джокера, Двуликого, Мистера Фриза, Пингвина и всех-всех-всех (многих наши геймеры могут даже и не знать: например, кто такой Дэдшот и чем он знаменит?), чтобы их там всех тупо переубивать. Но тогда - и правда, зачем?

Вообще, многие моменты в Batman: Arkham City ориентированы на заядлых поклонников комикса, и потому скорее всего полетят мимо основной массы игроков из бывшего СНГ. Что по иронии будет неприятно прежде всего как раз знатокам. Как же это так, Вася понятия не имеет, кто это там вообще названивает по телефонным будкам, но все равно получает удовольствие от прохождения? Что же это за наглость такая? Нам же в свою очередь остается только радоваться, что для увлекательной игры в B:AC совершенно необязательно знать всю о-очень богатую бэтмановскую мифологию.

Как бы то ни было, заварившуюся кашу нужно расхлебывать, да и в образе Бэтмана на улицах Аркхем Сити выжить легче, чем в образе плейбоя Уэйна, а потом - звоним дворецкому Альфреду и просим отправить эксперсс-почтой посылочку с рабочим костюмчиком. Ну и всеми полагающимися рабочими инструментами.

Мастер на все руки

Арсенал у нашего летучего сыщика внушительный, особенно учитывая экстренные условия доставки и экипировки бэт-побрякушек. Кое-что ожидаемо откроется не сразу, но и стартовый джентльменский набор очень даже неплох. Геймера сразу же знакомят с крюком для городских путешествий, хитрым компьютером для взлома и прослушивания всего, что можно и нельзя взломать и прослушать, а также традиционными гранатами-взрывчаткой-бэтарангами. Невольно удивляешься, как с таким убойным набором Брюс Уэйн умудряется неукоснительно следовать заповеди «не убий».

Да, Бэтман принципиально не убивает людей, потому что поклялся, дал обет или что-то в этом роде. Это, конечно же, известно всем поклонникам комиксов от DC, но сколько их в СНГ, этих хардкорных фанатов? Даже в перезагрузочных фильмах Нолана единственный персонаж, которого Бэтман так или иначе, но все-таки убивает, все равно де-факто бессмертен, просто очень раздражителен после каждого визита на тот свет. Поэтому, когда Бэт будет просто связывать очередного злодея вместо того, чтобы искупать его в кислоте, знайте - он верен своему слову, а не стесняется, потому что дети смотрят. Это уже авторы включили в Уэйне гуманиста, потому что дети смотрят. Бездна разницы.

С таким крутым боекомплектом Бэтман сможет поиграть и в вот этого величайшего детектива всея вселенной DC Comics, и в скрытного ночного охотника, и в непрошибаемого промилу. Первый пункт, впрочем, присутствует больше для атмосферы - все злодейские головоломки элементарны, а редкие улики находятся разве что не сами собой. Никакого вызова, зато общая картина игры от таких коротких, простых но при этом занятных, тихих-спокойных (особенно по сравнению с остальной суматохой) эпизодов становится только ярче. Не все же Бэтману морды бить, в самом деле.

Но уж когда дело доходит до драки, наш подопечный рубится самозабвенно — разрекламированные кулачные свалки и правда хороши. На первых порах, правда, чересчур уж суматошны, плюс по чисто тактильным ощущениям напоминают скорее какую-нибудь ритмическую игру типа Dance Dance Revolution или даже Guitar Hero, чем предвкушаемый Berserk (странно, но этот короткий мини-шедевр с Dreamcast – вообще единственный beat-em up кроме не подходящих под ситуацию Streets of Rage, который мне удалось вспомнить), но как только вы адаптируетесь к правилам местных кулачных разборок, все станет просто замечательно. Бэтман научился драться красиво. Дал два раза первому уголовнику в лицо, увернулся от удара сзади и тут же отвесил с ноги нападавшему, перепрыгнул через третьего, притянул к себе крюком четвертого и мощно приложил его в полете, а потом еще, а потом еще… Что еще лучше, все эти драки не приедаются даже после десятков набитых в Акрхэм-сити часов.

Большую часть благодарности за это стоит, правда, отдать многообразию супергеройского досуга. Закрытый городок Аркхэм не так уж велик по размерам, зато просто нашпигован контентом. Большие и малые развлечения попадаются под крылья буквально через каждые пару метров. Битвы с боссами, побочные задания, копилки достопримечательностей в стиле «сдуй сотню развешанных Джокером черт знает где воздушных шаров», четыре с лишним сотни заданьиц различной степени зубодробительности на открытие ларцов с конфетами от Риддлера (ээ, Загадочника), отдельные сюжетные ветки, и так далее, и так далее - представьте, что Skyrim попытались сжать до размеров той самой паучьей банки, и вы получите примерную картину.

Про консольность и приспособленность управления под эргономичные-наше-все геймпады. Новости часа: геймпады не спасают. Никакие. Игры все сильнее начинают утыкаться в стенку ограниченности геймпадного функционала. Бэтмен может делать тысячу разных вещей одновременно, но вот управляющие им геймеры, увы, смогут «раскрыть потенциал» той же боевки только после пары месяцев усердной пальцевой акробатики и десятка-другого перепрохождений сюжетной кампании. Чего не произойдет. Увы и ах, добрая половина боевой хореографии уйдет в никуда. С тучей же детективных технологичных штучек все проще - в нужный момент можно спокойно остановиться, вспомнить, какие пять кнопок на паде нужно одновременно нажать, чтобы выбрать вот тот сканер или вон ту взрывчатку, и спокойно так разобраться с насущными проблемами лучшего в мира детектива из комиксов. Лучший из опробованных вариантов - клавиатура плюс мышь с шестью функциональными клавишами и перенастроенное управление. Стоило ли оно того, правда, вопрос.

Между тем, наш герой вовсе даже не неуязвим. Особенно когда в него стреляют в упор из обреза. Соваться напролом танком «Тигр» будет получаться далеко не всегда - в отличие от нашего праведного героя, пятеро бугаев с автоматами не постесняются быстро-быстро нашу летучую мышь изрешетить и быстро дотащить труп до босса, чтобы тот успел сказать пару добрых слов перед геймовером и загрузкой последнего сейва. Плохие боевые танцоры, к слову, рискуют огрести тумаков и в простых кулачных боях, особенно на высоком уровне сложности. Так что кое-какой вызов игра все-таки бросает, что на фоне Rage и прочих Battlefield 3 (речь, конечно, о сингле новой «батлы») не может не радовать.

Пока одни прокачивают импланты, а вторые - веру в (артефакты) Императора, Бэтман прокачивает свой костюм. Если честно, от этой повсеместной прокачки уже начинаешь уставать, но в данном случае все пристойно: рюшечки с левел-апа не научат Уэйна метать бэтаранги с закрытыми глазами и валить по восемь врагов за один удар, но дадут возможность при желании рубиться еще более зрелищно и, при должном уровне владения контроллерами, эффективно. Есть в запасниках Уэйнтек и облегчайзеры, но их не особо много, что не может не радовать любящих содержательную игру геймеров.

Цирк в городе

С атмосферой все сложнее. С одной стороны, у нас есть крутой Бэтман, мрачный Готэм и сумасшедшие злодеи - все как надо, а с другой - ну уж слишком много психов собрались на нашем небольшом пятачке. Прямо какой-то парад пополам с звездопадом. Для вообще всех иногда и целого города бывает мало, а тут они еще зачем-то скучковались в одном пятачке, не иначе как хотят покрасоваться перед камерой. Если же не заострять свое внимание на этом всеобщем построении (что, правда, сложновато с таким-то калейдоскопом), то клаустробофичный мир Бэтмана во второй раз подряд получился просто на «отлично». Закупоренный криминальный район живет бурной жизнью - озлобленные рядовые бандиты рыщут по улицам, стараясь найти, чем поживиться (насущный вопрос, за чем охотиться в первую очередь - богатеньким Брюсом Уэйном или все-таки едой?) и болтая о тяжелых мрачных буднях, гангстеры рангов повыше проворачивают свои дела, надо всем этим невеселым цирком нависло око наблюдающих со стороны жандармов.

Ну и да, кругом красивая трехмерная урбанистическая готика, беспробудная ночь и холод. И тревожная-тревожная музыка, для задания верного настроения уже даже не особо нужна, но все равно мило дополняющая общую мрачно-пафосную картину.

Про Женщину-кошку. Стоит отдать разработчикам должное: они вплели DLC-персонажа в игру практически безболезненно для решивших ограничиться одним главным героем геймеров. Не забывая, впрочем, их постоянно дразнить. К приключениям летучего детектива попрыгушки воровки Селины по стенам и потолкам не имеют практически никакого отношения, отчего смотрятся порой глуповато. Вот Женщина-кошка под нашим чутким руководством продралась через орду отравленных Ядовитым Плющом бандитов, чтобы… вот сцапанной ею лично в ролике на движке. Отличный эпизод. Содержательный.

Свалившееся на нас в ноябре геймерское раздолье - это… а ладно, у меня на самом деле нет подходящих слов. Такой ковровой бомбардировки отменными проектами не случалось давно. Просто отличная игра (см. Saints Row the Third) запросто могла бы потеряться в плеяде таких звезд, как Battlefield 3, Skyrim, Call of Duty и - нашего замечательно Arkham City. У игры практически нет недостатков, с какой стороны не посмотри. У нас есть все - и графика, и геймплей, и история, и море контента, и подарки для фанатов, и доступность для новичков в мире Бэтмана, и все-все-все, чего может желать душа любителя компьютерных игр. Единственная состоятельная отговорка для не сыгравших в B:AC – банальная нехватка времени при общей холодности к культовому персонажу DC. Тогда мы благодушно позволим отложить игру до новогодних каникул.

Дата выхода: 18 октября 2011 Издатель: Warner Bros. Interactive Entertainment Разработчик: Rocksteady Studios Жанры: Action / Adventure Платформы: PC / PS3 / Xbox 360 В : 382 место Оценка редакции: 90 %

Стоит играть? (на основе оценок читателей)

Как вам игра? + 1 (все положительные)