Архимандрит всеволод. Всеволод (Захаров), архимандрит. Случайностей не бывает

Архимандрит Всеволод (Захаров)

23.01.1959 - 20.08.2016

Утром 20 августа 2016 года на 58-м году жизни скоропостижно скончался наместник Раифского Богородицкого мужского монастыря архимандрит Всеволод (Захаров).

Архимандрит Всеволод (в миру Вячеслав Александрович Захаров) родился 23 января 1959 года в городе Казани. Он рос в многодетной семье — мать одна воспитывала шестерых детей. С детства нес послушания алтарника и иподиакона. Окончив среднюю школу, в 1977 году Вячеслав поступил в Московскую духовную семинарию. В 1981 году рукоположен во иереи. Пастырское служение начал в Курской епархии настоятелем Крестовоздвиженского храма в селе Черкасском-Поречном Суджанского района. «Юный, талантливый, имеющий образование не счел зазорным пойти служить в глухую деревеньку. За очень короткое время он сумел создать настоящую общину, живущую единым сердцем и единой душой со своим пастырем. Благодаря его усердным трудам и захолустная деревенька воскресла, и храм ожил», — рассказывает о начале пастырского служения отца Всеволода митрополит Казанский и Татарстанский Феофан.

В 1985 году отец Всеволод перешел в Казанскую и Марийскую епархию, где он был назначен настоятелем храма Святых Петра и Павла города Зеленодольска. Он начал активно восстанавливать духовную жизнь, создал детскую воскресную школу. В 1989 году принял монашеский постриг с именем Всеволод, затем был возведен в сан игумена.

В 1991 году священник впервые посетил разрушенный Раифский монастырь, где в то время располагалось спецучилище для несовершеннолетних. Увидев разрушенный монастырь, он обратился к правящему архиерею Казанской епархии с просьбой отправить его возрождать обитель. Об этом отчаянном по тем временам поступке еще раз напомнил митрополит Феофан: «Многие этому удивлялись и по сей день изумляются. Какое надо было иметь дерзновение, какую любовь к Церкви, какую глубокую веру, чтобы вот так твердо пойти восстанавливать из руин эту обитель!» Уже в следующем, 1992-м году отец Всеволод начал восстановительные работы.

За годы управления Раифской обителью архимандрита Всеволода она стала одним из важнейших духовных центров Татарстанской митрополии, привлекающим к себе множество паломников. Своей энергией, соединенной с любовью и делами милосердия, он привлекал к себе сердца многих людей, в том числе и исповедующих другую веру. В Татарстане многие признают его заслугу и в укреплении межконфессионального мира в республике, в установлении добрых и конструктивных отношений с местной мусульманской общиной. В связи с этим в своем прощальном слове митрополит Феофан упомянул о том, что «вместе с православными верующими скорбят и наши мусульманские собратья».

В 1993 году отец Всеволод был возведен в сан архимандрита. В 2007 году он окончил Московскую академию государственного и муниципального управления при Президенте Российской Федерации.

Почивший отец наместник сподобился безболезненной, непостыдной и мирной кончины в своем кабинете в Раифском монастыре, которым он управлял в течение четверти века.

21 августа в обители простились с новопреставленным. Божественную литургию и чин отпевания в соборе в честь Грузинской иконы Божией Матери возглавил митрополит Казанский и Татарстанский Феофан.

Разделить с братией Раифского монастыря печаль о почившем отце наместнике прибыл епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий, начинавший свой монашеский путь в этой обители под руководством отца Всеволода. За Божественной литургией архипастырям сослужили настоятели и наместники монастырей Казанской епархии, духовенство Татарстанской митрополии и братия Раифской обители, вознося молитвы об упокоении новопреставленного собрата. Вечная память почившему архимандриту Всеволоду.

Иеромонах Илия (Казанцев)

Раифский монастырь готовится к празднику - 350 лет со дня принесения чудотворной иконы. Пышная архиерейская служба, крестный ход, выставка из Национального архива - это далеко не все праздничные события. Завтра здесь освятят панно из гальки - образ Богородицы. Об этом рассказывает «Реальному времени» игумен Гавриил, новый наместник Раифского Богородицкого мужского монастыря.

«Ожидаем приезд пяти архиереев»

Раннеосенняя Раифа - это солнце и дождь, который оставляет мгновенно исчезающие следы на озерной глади. Благоухание мокрых цветов и первые, чуть заметные, желтые листья. Два года Раифа живет без наместника - архимандрита Всеволода. Возле места его упокоения, как всегда, охапки цветов, он здесь теперь навсегда, и всегда будет любим и почитаем. Нового наместника синод назначил в мае - это выходец из Оптиной пустыни игумен Гавриил. Молод, то серьезен, то улыбчив, хорошо образован и подпитан духовным опытом Оптиной.

- Ваше высокопреподобие, завтра в Раифском Богородицком мужском монастыре юбилей…

Завтра мы отмечаем 350 лет со дня принесения в обитель Грузинской чудотворной иконы Богородицы, главной святыни монастыря. В 1668 году митрополит Лаврентий, тогдашний архиерей Казанский, принес список иконы крестным ходом из Казани в Раифу. И с того времени, более трех веков, икона пребывает в Раифском монастыре, за исключением 60 лет советского времени. В этот период чудотворный образ находился в Казани, в храме Всех Ярославских чудотворцев. Завтра у нас планируется в честь памятного события торжественное архиерейское богослужение, которое возглавит митрополит Казанский и Татарстанский высокопреосвященнейший Феофан в сослужении с приглашенными архиереями. Ожидаем приезд пяти архиереев. Торжественное богослужение пройдет в Троицком соборе обители, оно начнется завтра в 8.30.

- Обычно такие службы совершаются в Грузинском соборе.

Грузинский на этот раз не вместит всех, поэтому решено перенести богослужение в наиболее вместительный Троицкий собор. Сегодня Всенощная будет совершаться в Грузинском соборе, затем завтра утром чудотворный образ переносится в Троицкий собор. После литургии крестный ход, обычно он совершался вокруг монастыря, на этот раз он пройдет на берег Раифского озера, где неподалеку создано мозаичное панно с образом Богоматери. Размер панно три на четыре метра, оно из морской гальки, выполнено по особой технологии. Это панно завтра будет освящено. После этого состоится праздничная трапеза, а затем открытие и осмотр нескольких выставок. Это наш первый выставочный опыт.

После литургии крестный ход, обычно он совершался вокруг монастыря, на этот раз он пройдет на берег Раифского озера, где неподалеку создано мозаичное панно с образом Богоматери. Размер панно три на четыре метра, оно из морской гальки, выполнено по особой технологии

«В архиве много документов, связанных с Раифой»

- Что это за выставки?

Фарита Губаева, известного фотомастера, он выставит несколько своих работ, которые ранее не выставлялись, плюс работы семидесятых годов прошлого века, на них разрушенная Раифа. Вторая выставка - нашего фотографа Эдуарда Закирова. Еще одна выставка = и это тоже впервые = документы из Национального архива Татарстана. Оказалось, что в архиве огромный объем документов, касающихся Раифы. Около сорока документов, пока это копии, мы выставим на обозрение.

- Какого периода эти документы?

Это документы с конца XVII века, изюминки этой коллекции. Есть бумаги, датированные XIX веком. Письменные документы, чертежи, планы монастыря, очень интересная епархиальная переписка, много документов, касающихся Грузинской иконы Богородицы. В основном это прошения из разных епархий принести икону в их приделы. Запросы из Чистополя, есть описания крестных ходов с этим образом в Свияжске, Паратах, других местах.

- Как родилась идея связаться с архивом?

Это идея одного из наших насельников, он оканчивает Казанскую духовную семинарию, пишет диплом и откопал эти документы в архиве. Мы связались с Национальным архивом и нашли у его руководства поддержку. Это наш первый опыт, но, думаю, наши контакты продолжатся. Выставки будут размещены у монастырской колокольни и у входа в обитель с правой стороны. Так что увидеть их смогут все желающие. Вообще, забегая вперед, могу сказать, что мы собираемся открывать свой музей. Готовим помещение - угловая башня с левой стороны. Само здание очень интересное, оно построено в начале XVIII века. Сейчас мы делаем в башне гидроизоляцию, планируем заняться музеем к зиме. У нас скопилось много экспонатов - это и облачения, и церковная утварь, книги.

«Эта галька из многих морей мира»

- Панно из гальки - это достаточно необычно. Как родилась эта идея?

Родилась спонтанно. Я служил литургию, после нее ко мне неожиданно подошли две девушки и рассказали, что у них есть творческая мастерская, и они хотят сделать в Раифе какую-нибудь мозаику. Сами предложили. Я поначалу отнесся скептически, но девушки рассказали, что у них уже много работ, и им хочется что-то сделать для души, для церкви, и они выбрали Раифу. И тут как будто случайно выяснилось, что у нас в этом году юбилей, я в делах как-то забыл об этом. И мы решили приурочить создание панно к юбилею нашей главной святыни. Начали выбирать место, поскольку панно из природного материала, решили сделать его на берегу Раифского озера, при входе в монастырь, чтобы все приходящие сюда настраивались, чтобы их встречала Богородица. Нашли удачный ракурс - Богородица видна и при входе, и при выходе из колокольни. Запустили кампанию по сбору средств, собрали около 60 тысяч, а нужно было около 400, это при том, что художницы работали благотворительно. Мы немного снизили стоимость проекта - сами сделали бетонную основу, она с двухметровым фундаментом, три на четыре метра, обеспечили частично строительными материалами. На мозаику истрачено около двух тонн камня, вообще же перебрали пять тонн.

Художницы работали благотворительно. Мы немного снизили стоимость проекта - сами сделали бетонную основу, она с двухметровым фундаментом, три на четыре метра, обеспечили частично строительными материалами. На мозаику истрачено около двух тонн камня

- Откуда привезена галька?

Из разных морей мира. Цвет камней уникален, никаких красителей. Лик Богородицы из бежевого каспийского ракушечника, чуть ниже - камни из Анталии, есть камни из Черного моря. Эти камни художницы заказывали, и их им привозили. Один богоугодный проект объединил многих людей. Девушки, кстати, выполняя работу, держали пост, приходили на службы, исповедались, причащались. Они сейчас живут в монастырской гостинице, мы дали им несколько помощников из трудников. В общей сложности панно создавалось около двух месяцев. Завтра оно будет освящено, перед ним совершится краткий молебен.

«Я стараюсь понять отца Всеволода»

Замечательно, что это все продолжает те труды, которые совершал в Раифе первый наместник монастыря архимандрит Всеволод.

Он был очень открытым человеком, и делал открытый монастырь для людей. Я стараюсь понять архимандрита Всеволода, прочитал много его интервью. Мы будем продолжать его линию - открытости, она заложена в основание монастыря. Эта обитель создавалась как миссионерская, для продвижения веры, продвижения в мирном значении слова, монастырь создавался как своего рода форпост. Сам стиль обители такой нарядный, барочный, чтобы красотой внешней привлечь к красоте внутренней.

Архимандрита Всеволода иногда несправедливо упрекали в том, что он, например, сделал детскую площадку, вроде бы какое она имеет отношение к монастырю? А он говорил: «Ребенок приедет, поиграет, прокатится с горки, ему понравится, и он это место запомнит. А потом приедет сюда уже с большим желанием». И ведь наместник был прав.

Сейчас такая забота о детях начала входить в жизнь церкви. Я знаю, что сейчас при многих московских храмах стали делать детские комнаты. Потому что маленький ребенок стоять на службе не может. Ему трудно, и если его заставлять, он будет ассоциировать храм с чем-то мучительным. А в детской комнате он поиграет и за десять минут до причастия его приедут в храм, он не устанет и таким образом будет тихонько воцерковляться. Так что у отца Всеволода был абсолютно правильный подход, тем более, что детская площадка находится за территорией обители. Даже если мама придет с ребенком, он покатается с горки, а потом они зайдут в храм и поставят свечку, это уже будет миссионерский ход. В этом смысле я буду продолжателем дела архимандрита Всеволода. Самое главное - понять задачу монастыря. Часто приводят слова отца Всеволода, который говорил, что прежде чем зажечь свечу, ее кто-то должен сделать. И он это делал. Его огромная заслуга, что он поднял монастырь из руин. Молиться, когда нет братских корпусов, нет трапезной, нет храмов, невозможно. И он воссоздал монастырь из руин. Сейчас мы должны продолжить его работу, даже в память о нем, мы должны выйти на второй этап, где наибольшее внимание надо уделять духовному возрождению монастыря. Что такое монастырь? Это прежде всего духовный очаг. Братья, живущие в обители, этот очаг растапливают, раздувают, а люди, пришедшие из холодного мира, отогреваются возле него. Все остальное - это производное от духовной жизни. Мы должны созидать красоту в душе человека, ведь душа - она вечная. О ней должна быть наша главная забота.

Самое главное - понять задачу монастыря. Часто приводят слова отца Всеволода, который говорил, что прежде чем зажечь свечу, ее кто-то должен сделать. И он это делал. Его огромная заслуга, что он поднял монастырь из руин

«Однажды поехал в Оптину пустынь и решил там остаться»

У вас появился новый памятник - Андрею Рублеву, возле Троицкого собора. Рядом с этим храмом потому что есть рублевская «Троица»?

Да, Рублев как раз изображен на фоне своей иконы. Троица - квинтэссенция всей православной иконографии. Автор скульптуры - наш раифский трудник.

- Как вы пришли в церковь?

Я родом из Воронежской области, бабушка у меня была верующая, родители были крещеные, но не воцерковленные. Однажды произошел трагический случай, чуть не погиб отец, чудом выжил. После этого мама начала задумываться о Боге. Мама у меня педагог, преподаватель биологии в школе, когда у нас в селе начали восстанавливать храм, мама начала в воскресной школе еще и Закон Божий вести, пела в церковном хоре, была регентом. И я начал приобщаться. Но всерьез начал задумываться, когда учился в институте, начал читать, прочел про оптинских старцев, про убиенных в Оптиной пустыни в 1993 году на Пасху. Поехал в Оптину, некоторое время там жил и решил остаться. Окончив институт, сразу же уехал в Оптину.

- Что вы окончили?

Воронежский технический университет по специальности экономист-менеджер. Через год в Оптиной принял постриг, поступил в семинарию, потом в академию. Два года назад два человека из Оптиной пустыни были направлены Святейшим Патриархом в Казанскую епархию, это нынешний наместник Успенского монастыря на Свияжске, отец Симеон и я, мы друзья, учились вместе. Поначалу думали, что будем вместе работать на Свияжске, но через две недели владыка Феофан отправил меня в Раифу. Сначала просто попробовать. Месяца три я был экономом, потом исполняющим обязанности наместника и в мае этого года меня назначили наместником Раифской обители.

- Вы что-то знали о Раифе, когда жили в Оптиной?

Ничего не знал, но исторических параллелей много. Монастыри похожи внешне: такой же лес, такой же поворот с дороги, башни, стены словно повторяются, здесь слева озеро, а в Оптиной слева река. Митрополит Филарет, который был Казанским архиереем, он много участвовал в жизни Раифского монастыря, по его благословению был построен Грузинский собор, а в Оптиной пустыни он основал скит и пригласил туда двух старцев - Моисея и Антония, это был 1825 год. И за 100 лет в этом скиту прославились 14 святых. В Оптиной пустыни, например, десять лет был старец Гавриил, тот самый, что жил в Седмиозерном монастыре, мы, кстати, планируем написать его икону. Отец Всеволод был пострижен в честь Всеволода Псковского, в церковной службе это имя пишется Всеволод-Гавриил.

Владыка Феофан отправил меня в Раифу. Сначала просто попробовать. Месяца три я был экономом, потом исполняющим обязанности наместника и в мае этого года меня назначили наместником Раифской обители

- Случайностей не бывает.

Такие параллели меня укрепляют и поддерживают.

…Одна из главных трудностей для нового наместника Раифы сейчас - выдержать сравнение со своим предшественником. Сравнивать с архимандритом Всеволодом его будут, это неизбежно. Но при самом пристальном взгляде все, что сейчас делает игумен Гавриил, не идет в разрез того делания, на котором был сконцентрирован архимандрит Всеволод, настаивающий на том, что «надо быть не исключительным, а нужным».

Татьяна Мамаева, фото raifa.ru


Наместник Раифского Богородицкого мужского монастыря

Архимандрит Всеволод (в миру - Вячеслав Александрович Захаров) родился 23 января 1959 года в городе Казани в многодетной семье, где мать одна воспитывала шестерых детей. В церковь ходил с детства, нёс послушания алтарника и иподиакона.

После окончания казанской средней школы №1, в 1977 году поступил в Московскую Духовную семинарию.

В 1981 году в г. Курске рукоположен во иереи.

Пастырское служение начинал в Курской епархии настоятелем Крестовоздвиженского храма в селе Черкасское-Поречное Суджанского района. В 1985 году переведен в Казанскую и Марийскую епархию, назначен настоятелем храма свв. Петра и Павла города Зеленодольска, ТАССР. Активно начал восстанавливать духовную жизнь, создал одну из первых детских Воскресных школ в СССР.

В 1989 году принял монашеский постриг с именем Всеволод и возведен в сан игумена.

В 1991 году впервые посетил разрушенный Раифский монастырь, где в то время располагалось спецучилище для несовершеннолетних преступников. Начал восстановление обители в 1992 году.

В 1993 году возведен в сан архимандрита.

Архимандрит Всеволод имеет высшее юридическое образование. В 2007 году окончил Московскую академию государственного и муниципального управления при Президенте Российской Федерации.

  • Является Почетным Академиком международной академии Азия-Европа
  • Имеет звание почетного члена Академии Гуманитарных Наук (академика)
  • Член ученого совета Волжско-Камского Государственного природного заповедника
  • Входит в состав Общественного совета Республики Татарстан
  • Кавалер ордена Дружбы
  • За укрепление дружбы между народами награжден дипломами международных общественных организаций (ЮНЕСКО и др.)
  • За большой вклад в организацию духовного и нравственно-эстетического воспитания сотрудников органов внутренних дел Республики Татарстан и личные заслуги в укреплении законности и правопорядка награжден медалью министра внутренних дел России «200 лет МВД России», июнь 2002
  • Октябрь 2005 года. От имени Президента России наместнику Раифского Богородицкого мужского монастыря архимандриту Всеволоду (Захарову) вручена медаль «В память 1000-летия Казани» за значительный вклад в развитие города
  • Участник энциклопедического издания «Гордость города Казани», приуроченного к празднованию 1000-летия города Казани
  • Награжден дипломом республиканского конкурса «Благотворитель года» , 2007 г. от имени Президентом Республики Татарстан М.Ш. Шаймиева
  • Ноябрь 2007, Казань. Вручен сертификат о присвоении звания «Хранитель Заповедных островов»
  • Является почетным гражданином Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан
  • За большой вклад в совершенствование духовного и нравственно-эстетического воспитания сотрудников органов внутренних дел Республики Татарстан, а также в связи с 50-летием - награжден почетной грамотой от Министерства внутренних дел РТ
  • Благодарственное письмо от Премьер-министра РТ Р.Н. Минниханова. «От имени Правительства Республики Татарстан и от себя лично выражаю Вам благодарность за значительный вклад в духовно-нравственное возрождение и укрепление межнационального и межконфессионального мира и согласия в республике…», январь 2009 г.
  • Благодарственное письмо от Президента Республики Татарстан М.Ш. Шаймиева в честь 50-летия со дня рождения. «.. Ваша неутомимость в делах на поприще духовного созидания и благотворительности, пастырская деятельность широко известны за пределами Раифской обители. В этот знаменательный день желаю Вам крепкого здоровья, долгих лет жизни и новых свершений на благо Церкви, верующих и всего многонационального народа Республики Татарстан», январь 2009 г.
  • Благодарственное письмо в честь 50-летия со дня рождения от Министра внутренних дел по Республике Татарстан А.Сафарова. «… Вся Ваша жизнь - это нравственный, духовный подвиг служения христианской вере, неутомимый труд по преображению и очищению многих человеческих душ. Невозможно переоценить Ваш личный вклад в возрождение из руин православной святыни - Раифского Богородицкого монастыря, который сегодня по праву считается одним из центров христианской религии в России… ваша образованность, мудрость и высокий нравственный потенциал по праву снискали Вам искреннее уважение и авторитет в нашей республике и за ее пределами…»
  • За выдающиеся заслуги в укреплении православных и духовных традиций и за личный вклад в возрождение Православия в России награжден Орденом Святого Князя Александра Невского II степени
  • Во внимание к усердным пастырским трудам и в связи с 50-летием со дня рождения награжден орденом Русской Православной Церкви Преподобного Сергия Радонежского II степени.
  • За большой вклад наместника Раифского Богородицкого мужского монастыря архимандрита Всеволода в дело сохранения межнационального и межконфессионального согласия в Республике Татарстан 10 февраля 2010 г. глава Госсовета РТ - председатель Ассамблеи народов Татарстана Фарид Мухаметшин вручил отцу Всеволоду благодарственное письмо и памятную медаль Госсовета РТ .
  • В связи с 55-летием со дня рождения награжден медалью первосвятителя Гурия Казанского. награду вручил Управляющий Татарстанской митрополией митрополит Казанский и Татарстанский Анастасий.
  • В связи с 55-летием со дня рождения удостоен медали "За доблестный труд", которую от имени Президента Республики Татарстан Рустама Нургалиевича Минниханова вручил руководитель аппарата президента Республики Сафаров Асгат Ахметович. Добавим, что этой мирской награды впервые в нашей республике удостоин священнослужитель.

Отца Всеволода похоронили, не дожидаясь трех дней - по «афонским традициям», рядом с памятным крестом мученикам «красного террора»

Более 1,5 тыс. человек пришли в минувшее воскресенье на прощание с настоятелем Раифского монастыря. О том, что сказал с амвона митрополит Феофан, кто из VIP"ов побывал на траурной церемонии, о чем шептались в толпе, каким запомнился наместник прихожанам и своей двоюродной сестре, любившей петь вместе с ним песню «Что тебе снится, крейсер Аврора», - в материале «БИЗНЕС Online».

Более 1,5 тыс. человек пришли проститься с настоятелем Раифского монастыря архимандритом Всеволодом

«МОЩНЫЙ БЫЛ МУЖИК. Я ЕГО ПРО СЕБЯ КОМСОМОЛЬЦЕМ НАЗЫВАЛ»

Когда ранним утром 21 августа в Раифском мужском монастыре началось заупокойное богослужение по новопредставленному наместнику обители, сюда уже вовсю съезжались машины и автобусы с паломниками. Многие из них еще не знали о произошедшем и поэтому, встреченные на входе полицией, проверяющей сумки, недоумевали: «Что случилось? Кто-то важный приехал? Или праздник какой?» «Настоятеля хоронят!» - кратко отвечали им. А толпа прихожан и гостей все прибывала и прибывала, заполняла собор Грузинской иконы Божией Матери, теснилась к ограде монастырского кладбища, где к приготовленной открытой могиле уже вела заботливо постеленная ковровая дорожка. Разговаривали мало, больше молчали с поджатыми губами, некоторые плакали. Иногда оборванные реплики протекали по толпе. «Говорят, скорая помощь 40 минут ехала, - осуждающе произнес кто-то. - Не спасли».

Настоятель Раифского Богородицкого мужского монастыря архимандрит Всеволод (в миру Вячеслав Захаров ) умер утром 20 августа в рабочем кабинете в возрасте 57 лет. Занимаясь делами детского приюта, работающего при обители, внезапно почувствовал себя очень плохо - врачи , что оторвался тромб. Выехавший на место экипаж скорой действительно не смог ничего сделать. Уже в два часа дня тело архимандрита перенесли в собор Грузинской иконы и здесь оставили до самых похорон. Впрочем, на ночь храм не закрывался и не пустовал: здесь читали Евангелие, поочередно меняя друг друга, насельники монастыря. А уже с утра в соборе стали готовиться к божественной литургии, которую решил возглавить митрополит Казанский и Татарстанский Феофан . Приехав в обитель, владыка первым делом подошел к разверстой могиле, где еще трудились рабочие, а затем, раздавая благословения, прошел в Грузинский собор.

Памятуя о том, что Раифу очень любили VIP"ы, ожидали, что на службу подъедет некоторое количество известных в республике, а то и в стране людей. Впрочем, «главный благодетель» обители Минтимер Шаймиев если и появился, то практически незаметно: о том, что он был здесь, узнав о трагедии, корреспонденту «БИЗНЕС Online» сказал один из представителей монастырской братии. Президент РТ Рустам Минниханов сам прибыть не смог, но прислал от себя пышный венок, окрашенный в красно-зеленые цвета татарстанского флага. Еще один заметный венок на могилу возложил Радик Хасанов , руководитель предприятия «Завод им. Серго» из соседнего Зеленодольска.

Заметный венок на могилу возложил Радик Хасанов, руководитель предприятия «Завод им. Серго» из соседнего Зеленодольска

Были и те, кто приехал на похороны практически официально и чьи имена сразу вошли во все пресс-релизы, появившиеся на сайте татарстанской митрополии. Среди них глава президентского аппарата Асгат Сафаров , зампред республиканского Госсовета Юрий Камалтынов , первый заместитель премьер-министра РТ Алексей Песошин , руководитель аппарата кабинета министров Шамиль Гафаров , бывший глава регионального МЧС Валерий Власов и другие лица. Камалтынова корреспонденты «БИЗНЕС Online» встретили около собора, где проходило отпевание, подробно разговаривать он не стал («Не тот случай, коллеги»), но все-таки обронил на ходу: «Мощный был мужик. Я его про себя комсомольцем называл».

Стоявшая все эти дни в Татарстане лютая жара и на этот раз не ослабла: солнце на обжигающем небе висело как по рассеянности не выключенный кем-то раскаленный утюг. Смотреть на него было больно. Не прохладнее оказалось и в храме: люди обливались липким потом и обмахивались кто чем мог: газетами, дамскими веерами, сумками. Одна молодая мама за неимением лучшего обмахивалась своим грудным ребенком, который, видимо, полагал, что с ним играют, и счастливо гулькал. Служба была долгой и заняла вместе с прощанием около четырех часов, но прихожане держались мужественно, крестились, целовали запотевшие стекла икон и подпевали «Символу веры» и «Отче наш». Каждый дышал тяжело, изнемогая от горячего банного воздуха, и как-то невольно подумалось, что в этот час в этом соборе среди этой прерывисто вздыхающей толпы только один человек не дышит и только одному ему холодно - это тот, кто создал весь этот великолепный монастырь с его садами, куполами и кельями, архимандрит Всеволод.

Были и те, кто приехал на похороны практически официально и чьи имена сразу вошли во все пресс-релизы

«И БОГ, КАК СПЕЛЫЙ ПЛОД, ДАЛ УКАЗАНИЯ АНГЕЛАМ ЗАБРАТЬ ТЕБЯ»

Наместника Раифского монастыря практически все вспоминают как человека легкого, остроумного и «праздничного» по своему душевному настрою. Возможно, поэтому его неожиданная смерть и поминовение пришлись на целую череду праздников: начиная от Преображения Господня и заканчивая днем Грузинской иконы Божией Матери и Успением Богородицы. Отец Всеволод скончался 20 августа в первый день попразднества (так называют 7 дней, следующие сразу за Яблочным Спасом - прим. ред .), похоронен был на второй день. А уже третьи сутки после его смерти, 22 августа, пришлись на празднование Грузинской иконы по старому стилю, традиционно почитаемой в Раифе в качестве главной монастырской святыни. Что касается 9-го дня, столь важного для поминовения усопших, то он, как заметил в своей речи митрополит Феофан, совпадает с Успением Божией Матери 28 августа. Пожалуй, если бы отцу Всеволоду было дано выбирать день для своей кончины, он бы не смог выбрать лучшего, так подходящего и к его характеру, и к его ежедневному энергичному подвижничеству. Вот только жаль, что случилось это так рано.

Когда основная часть литургии была позади, митрополит Феофан вышел к прихожанам, встал лицом в открытому наполовину гробу, в котором виднелись только восковые руки настоятеля, сжимающие икону и распятие, и произнес небольшую проповедь - реквием по настоятелю. Он говорил ко всем собравшимся и в то же время словно беседовал с одним только новопредставленным архимандритом, называя его на ты и уверяя, что, несмотря на границу между жизнью и смертью, он «здесь, с нами».

«Еще недавно я разговаривал с отцом Всеволодом по телефону по дороге в Набережные Челны, - вспомнил владыка. - Он был, как всегда, жизнерадостным и, как всегда, готовым на любое послушание». Затем он повел речь о жизненном пути наместника Раифской обители, отметив, что тот вступил на стезю православия «в те времена, когда это было не просто не модно, но и осуждалось» (подразумевается позднее советское время - прим. ред .). «Но с присущим тебе оптимизмом, твердостью воли, неунывающим веселым характером и имея талант, по природе данный тебе от Бога, ты не побоялся встать на церковный путь, - сказал митрополит, обращаясь к покоящемуся в гробу человеку. - И ты направил свои стопы в московскую духовную школу, где получил образование не только богословское, но и прививку к монашеской жизни. Годы, проведенные в большой келье преподобного Сергия Радонежского (имеется в виду Троице-Сергиев монастырь, где расположены Московская духовная семинария и академия - прим. ред .), стали твоим лучшим учителем».

Насыщенную событиями жизнь отца Всеволода правящий казанский архиерей разобрал по вехам: учеба в Подмосковье, затем служение в Курске, где будущий настоятель прославленной обители был рукоположен в иереи и отправлен служить в Крестовоздвиженский храм в некоем селе Черкасское-Поречное. «Курская земля - и моя родина тоже, - продолжил владыка, - и я знаю не понаслышке, как любил тебя народ Божий. Как ты, талантливый, юный, способный, имеющий образование, не счел зазорным поехать в самую глухую деревеньку, в запущенный храм, куда почти никто не ходит. Но ты поехал. И за короткое время сумел создать общину, которая жила единым сердцем и единой душой со своим пастырем. Благодаря твоим трудам и деревенька воскресла, и храм ожил».

То, что в начале 1980-х годов отец Всеволод сумел сделать в Курской области, он позднее, но уже в ином масштабе повторил в Раифе. «Царица небесная и отцы Раифской обители, мученики преподобные были с тобой, - уверенно заявил Феофан. - Ты сумел найти нужные слова к прихожанам, собрать вокруг себя братию, сумел через свое служение посеять веру в сильных мира сего и у руководства республики. Я знаю, как высоко о тебе отзывались главы республики и отзываются поныне. Неоднократно мне говорил о тебе Минтимер Шарипович (Минтимер Шаймиев - прим. ред .). И нынешний президент Татарстана, он бывал здесь, любил обитель, любил тебя, поддерживал твои инициативы... Не перечислить их, любивших тебя, не только в республике, но и в руководстве нашей большой страны. Практически все руководители российского государства побывали здесь. И выносили из этой обители любовь, тепло и понимание».

К числу тех, кто любил отца Всеволода, митрополит Феофан отнес и мусульман, вспомнив, что еще вчера, будучи в Нижнекамске на юбилее города, принимал соболезнования от находившегося там же верховного муфтия России Талгата Таджуддина . Что до неожиданной смерти наместника Раифского монастыря, она была, как считает владыка, «поистине христианской». «Ведь мы молимся о непостыдной, безболезненной и мирной кончине, - напомнил митрополит православной пастве и священникам. - Именно такой и была твоя кончина. Очевидно, Господь так распорядился, чтобы забрать тебя с этой грешной земли в тот момент, когда ты находился в славе. Тебя любили, уважали, ценили. И Бог, как спелый плод, дал указания ангелам забрать тебя. Мы верим, что Господь за твои добрые дела, за искреннее служение, за твою любовь, конечно, возьмет тебя в свои обители. Мы будем молиться о тебе, а ты молись там о нас, ибо ты уже ближе к Богу», - заключил казанский архипастырь.

«НА АФОНЕ, ГДЕ ТОЖЕ ЖАРКО, МОНАХОВ В ТОТ ЖЕ ДЕНЬ ХОРОНЯТ. А У НАС ТУТ ТЕПЕРЬ ПОЧИТАЙ ПОЧТИ ГРЕЦИЯ»

К моменту, когда монастырские часы перешагнули за полдень, в обители собрались, по разным оценкам, от 1,5 до 2 тыс. прихожан и паломников. Все уже знали о траурном значении этого дня, поэтому терпеливо ожидали, пока из собора вынесут гроб с телом настоятеля. Среди толпы и полицейских патрулей можно было различить несколько врачей скорой помощи - они дежурили здесь, чтобы прощание с отцом Всеволодом не омрачилось еще какой-нибудь трагедией.

Встреченная корреспондентами «БИЗНЕС Online» у входа в храм экскурсовод из чувашского города Шумерля, приехавшая в Раифу со своей паломнической группой, рассказала, что тоже знала отца Всеволода, который «в немногих словах мог объяснить самые сложные вещи, так что все сразу становилось понятным». История этой женщины примечательна: по ее словам, она стала православным экскурсоводом после того, как в 1991 году ее муж исцелился от тяжелой болезни, прикоснувшись к заново обретенным мощам преподобного Серафима Саровского . «Я поняла, что мне надо отработать это чудо, и стала ездить по монастырям и обителям», - объяснила она.

Удалось нам побеседовать и с родственницей покойного архимандрита, его двоюродной сестрой Еленой Геннадиевой . «Я его знаю очень давно, - рассказала „БИЗНЕС Online“, не скрывая слез, Елена Николаевна. - Как он восстанавливал этот монастырь - по кирпичику, по камешку, и все с такой любовью и благоговением. Настолько он любил его - это было его детище. И, видимо, так было суждено: восстановить монастырь, после чего его жизнь здесь и закончилась».

Двоюродная сестра настоятеля вспомнила о том, как вместе со своим братом приезжала сюда в 90-е годы: «Тут были развалины, озеро было все в тине, все было кошмарно». Чтобы поднять монастырь из советского небытия, требовались недюжинные организаторские способности, и таковые у отца Всеволода нашлись благодаря его комсомольскому прошлому. «Он был в комитете комсомола в первой школе, где учился, - вспомнила Геннадиева. - А потом резко переменился, поехал в Москву и поступил в семинарию. И с таким восторгом, возвращаясь в Казань, рассказывал про эту семинарию! Ему очень нравилось учиться».

Гроб медленно опускали в землю - недалеко от креста, поставленного здесь в память о мучениках эпохи «красного террора»

Рассказала Елена Николаевна и о том, чего нет в официальной биографии отца Всеволода: как приблизительно в начале 90-х годов он на лошадях добирался до православных приходов в Марий Эл, как вместе со своей двоюродной сестрой пел любимые советские песни вроде «Что тебе снится, крейсер Аврора?» («Слух у него был очень хороший», - добавила наша собеседница). Впрочем, в последнее время Елена Геннадиева редко встречалась с братом. «Ему было некогда. Если мы собирались к нему приехать, он всегда просил: „Ты заранее позвони, потому что может минутки не будет свободной“. То кто-то приехал, то какая-нибудь делегация - постоянно. То занят отчетами, то что-то добывает». О характере настоятеля его родственница отозвалась так же, как и многие: «Добродушный, смешливый, никогда никого не обидит. Вот чем он меня всегда привлекал? Я ведь считала, что священники такие сухие, строгие, а он все то же самое мог тебе так преподнести, что ты это понимал совершенно по-другому, легче, проще...»

Кстати, из шестерых детей семьи Захаровых, к которой принадлежал ныне покойный архимандрит, после его смерти в живых осталось трое: брат и две сестры. Одна из его родных сестер встретилась корреспондентам «БИЗНЕС Online» в редакции издаваемого в обители «Раифского вестника»: она держала в руках портрет своего брата - улыбающегося, со смешинкой в глазах. «Вот он всегда такой был», - сказала она с некоторым (как показалось) даже оттенком гордости, вглядываясь в дорогую ей фотографию.

А потом были похороны, часто звонили колокола на восстановленной настоятелем звоннице, гроб медленно опускали в землю - недалеко от креста, поставленного здесь в память о мучениках эпохи «красного террора». «Почему все-таки так быстро похоронили? - спросил корреспондент „БИЗНЕС Online“ мужчину, помогавшего в траурной церемонии (как выяснилось, одного из художников обители). - Ведь только вчера умер. Почему не подождали трех дней?» «Куда же по такой жаре? - возразил он. - Вон на Афоне, где тоже жарко, монахов в тот же день хоронят. А у нас тут теперь почитай почти Греция».

Тем временем люди выстраивались в очередь к еще не закопанной могиле: каждый старался бросить свою горсть земли. Выходя из ограды кладбища, многие плакали. Монастырь на ярком солнце сиял всеми шеломами своих куполов и прощался с настоятелем несмолкаемым перезвоном, в котором, как ни удивительно, не было ничего погребального, как будто легкий нрав отца Всеволода передался после смерти его обители.

Священноархимандрит Всеволод (в миру Вячеслав Александрович Захаров ) родился 23 января 1959 года в Казани в многодетной семье, где мать одна воспитывала шестерых детей. В церковь ходил с детства, нес послушания алтарника и иподиакона.

После окончания Казанской средней школы №1 в 1977 году поступил в Московскую духовную семинарию.

В 1981 году в Курске рукоположен во иереи. Пастырское служение начинал в Курской епархии настоятелем Крестовоздвиженского храма в селе Черкасское-Поречное Суджанского района.

В 1985 году переведен в Казанскую и Марийскую епархию, назначен настоятелем храма святых Петра и Павла в Зеленодольске. Активно начал восстанавливать духовную жизнь, создал одну из первых детских воскресных школ в СССР, при нем в храме снова зазвонили колокола.

В 1989 году принял монашеский постриг с именем Всеволод и возведен в сан игумена.

В 1991 году впервые посетил разрушенный Раифский монастырь, где в то время располагалось спецучилище для несовершеннолетних преступников. Начал восстановление обители в 1992 году.

В 1993 году возведен в сан архимандрита.

21 августа 2016 года в Раифском Богородицком мужском монастыре прошла заупокойная Литургия и чин монашеского отпевания по скончавшемуся накануне наместнику обители архимандриту Всеволоду (Захарову).

С раннего утра в Раифский монастырь стягивались сотни людей, чтобы проститься с отцом Всеволодом. По прибытии в монастырь митрополита Казанского и Татарстанского Феофана началась заупокойная Литургия. Сослужили владыке епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий, а также насельники монастыря в священном сане и духовенство митрополии.

Богослужение проходило в соборе Грузинской иконы Божией матери на территории обители. Во время Литургии к гробу с телом отца Всеволода с цветами в руках подходили десятки людей, чтобы проститься с ним. По окончании службы все желающие причастились Святых Христовых Таин.

По предварительным оценкам, в богослужении приняло участие более тысячи человек.

Перед началом чина монашеского отпевания архимандрита Всеволода митрополит Феофан обратился к собравшимся с архипастырским словом.

Глава Татарстанской митрополии отметил, что созванивался с отцом Всеволодом несколько дней назад на пути в Набережные Челны и Нижнекамск. Наместник монастыря, по словам Владыки, был по обыкновению жизнерадостен и готов с монашеским смирением исполнить любое послушание. Также архиерей остановился на том, какой светлый жизненный путь прошел отец Всеволод. Рассказал о его судьбе, о роли в становлении Раифского монастыря и о том, как любили его все те, кто когда-либо имел честь с ним общаться:

«Ты сумел найти нужные слова к прихожанам, смог собрать постепенно братию, сумел через свое служение посеять веру в сильных мира сего. Руководство Республики всегда отмечало твои благие намерения. Я знаю, как высоко о тебе отзывалось руководство Республики и отзывается до сих пор. Неоднократно о тебе говорил Минтимер Шаймиев. Он бывал здесь, любил обитель, любил тебя, поддерживал твои инициативы. Также и Рустам Минниханов говорил о тебе много добрых слов. Практически все руководители нашей страны бывали здесь. И выносили из этой обители любовь, тепло и понимание».

При этом с любовью об отце Всеволоде отзывались и мусульмане. Будучи на днях в Нижнекамске, верховный муфтий РФ Талгат Хазрат Таджуддин просил митрополита Феофана принять искренние соболезнования, выражая сожаление всего исламского мира о скоропостижной кончине архимандрита.

«Твоя кончина была поистине христианской. Отслужив праздник Преображения Господня, ты пошел заниматься трудами. На следующий день, придя в свой кабинет, почувствовал себя плохо. Не спасла скорая помощь. Очевидно, Господь так распорядился, чтобы забрать тебя с этой грешной земли в тот момент, когда ты находился в славе. Тебя любили, уважали, ценили. Бог, как спелый плод, дал указания ангелам забрать тебя. Мы верим, что Господь за твои добрые дела, за искреннее служение, за твою любовь возьмет в свои обители. Мы будем молиться о тебе, а ты молись там о нас», – отметил архипастырь. После этого глава Татарстанской митрополии призвал всех молиться, в то время как сам приступил к совершению чина монашеского отпевания.

В траурных мероприятиях приняли участие представители руководства Республики: проститься с наместником Раифского монастыря пришли заместитель Председателя Госсовета Республики Татарстан Юрий Камалтынов; руководитель аппарата Президента Республики Татарстан Асгат Сафаров; первый заместитель премьер-министра Республики Татарстан Алексей Песошин и многие другие. От Президента Республики Татарстан и МВД по Республике Татарстан были подготовлены специальные траурные венки.

После отпевания архимандрит Всеволод был погребен на Раифском кладбище под трехметровым каменным крестом.

Наместник Раифского Богородицкого мужского монастыря архимандрит Всеволод (Захаров) скоропостижно скончался 20 августа 2016 года.

Его Высокопреподобие стоял у истоков возрождения Раифской обители – он начал ее возрождение в 1992 году.

Синодальный отдел по монастырям и монашеству выражает соболезнование братии Раифского Богородицкого мужского монастыря по поводу скоропостижной кончины его настоятеля архимандрита Всеволода (Захарова).

Краткая справка

Вячеслав Захаров родился 23 января 1959 года в Казани в многодетной семье (мать одна воспитывала шестерых детей). В церковь ходил с детства, нес послушания алтарника и иподиакона. После окончания Казанской средней школы № 1 в 1977 году поступил в Московскую Духовную семинарию. В 1981 году в Курске был рукоположен во иереи.

Пастырское служение начал в Курской епархии настоятелем Крестовоздвиженского храма в селе Черкасское-Поречное Суджанского района. В 1985 году переведен в Казанскую и Марийскую епархию, назначен настоятелем храма Первоверховных апостолов Петра и Павла в Зеленодольске. Активно начал восстанавливать духовную жизнь, создал одну из первых детских Воскресных школ в СССР.

В 1989 году принял монашеский постриг с именем Всеволод и был возведен в сан игумена.

В 1991 году впервые посетил разрушенный Раифский монастырь, где в то время располагалось спецучилище для несовершеннолетних преступников. Начал восстановление обители в 1992 году. В 1993 году был возведен в сан архимандрита.