1037 год начало строительства софии киевской. София киевская. Софийский собор в монетах

Несмотря на известные трудности с изучением истории , в частности связанные с приобретшим в новейшее время особое звучание вопросом о времени сооружения этого памятника, общая канва «судьбы» собора без труда прослеживается. София Киевская являлась главным храмом Русской Православной Церкви, и многие события связали ее прошлое со значимыми явлениями древней истории Руси.

Вне зависимости от того, когда же был построен Софийский собор, в 1011, 1017 или 1037 году, очевидно, что к половине XI столетия этот храм стал центром митрополии «всея Руси». Ученые сходятся на том, что в 1037 году Ярослав Мудрый основал при Софии книгохранилище и скрипторий, предназначавшийся для переписки книг. «Повесть временных лет» так повествует об этом: «И любил Ярослав церковные уставы, попов любил немало, особенно же любил черноризцев, и к книгам имел пристрастие, читая их часто и ночью, и днем. И собрал писцов многих, и перелагали они с греческого на славянский язык и на письмо. Переписали они и собрали множество книг, которые наставляют верующих людей, и наслаждаются они учением Божественного слова... Ярослав же, как мы уже сказали, любил книги и, много их написав, положил в церкви Святой Софии, которую создал сам. Украсил ее иконами бесценными, и золотом, и серебром, и сосудами церковными, и возносят в ней к Богу положенные песнопения в назначенное время...»


Саша Митрахович 29.12.2016 10:46


Следующее известное событие в истории Софии Киевской произошло в 1051 году, это историческое событие явилось чрезвычайно важным не только для , но и для всей истории Киевской державы. В тот год, впервые за уже более чем полувековую историю, митрополию «всея Руси» возглавил этнический русский предстоятель — Иларион. Рукоположение митрополита было совершено в стенах Софийского собора. О жизни митрополита Илариона известно немного. Уже до поставления в митрополиты о нем, иеромонахе(«мних и пресвитер» — напишет о себе впоследствии сам святитель), шла слава как о книжнике, постнике и молитвеннике, выкопавшем на крутых киевских холмах пещеру для уединенных духовных подвигов — в том месте, где немногим позднее возникнет . Он был последовательным сторонником Ярослава Мудрого.

При деятельном участии Илариона великий князь Ярослав в знаменитом «Уставе о церковных судах» приспособил к древнерусской действительности нормы византийского канонического права. Митрополит освятил в Киеве храм во имя святого Георгия, небесного покровителя Ярослава Мудрого, и совершал в нем рукоположения новых архиереев. Иларион является также и древнейшим русским автором, о ком сохранились сведения и чьи произведения дошли до нашего времени. Широко известно его «Слово о законе и благодати», с которого принято вести отсчет «оригинальной» древнерусской литературы.

Значение, которое имел Софийский собор в жизни Ярослава Мудрого, отразилось и в посмертной судьбе великого князя Киевского. Выдающийся правитель древнерусской истории ушел из жизни в 1054 году. Он был похоронен, очевидно согласно своей последней воле, внутри Святой Софии, в специально созданном для погребения саркофаге. Этот каменный саркофаг до сих пор находится на своем месте. Однако останков Ярослава нет в гробнице уже несколько десятилетий — в годы Великой Отечественной войны они были вывезены украинскими националистами за океан. Точное их местонахождение неизвестно.


Саша Митрахович 29.12.2016 10:47


Следующие два столетия , без преувеличения, олицетворял собой Русское Православие. Великие и удельные князья, церковные деятели всех рангов, иностранные путешественники, не говоря уже о простом люде, благоговейно входили под его величественные своды. Сокрушительный удар по великолепию Святой Софии нанесла лавина монгольского нашествия. В 1240 году собор, как и Киев в целом, был разграблен захватчиками, пришедшими под руководством внука Чингисхана хана Батыя из далеких восточных степей.


Митрополит Кирилл II, глава Русской Церкви с 40-х годов XIII века и до своей кончины в 1280 году, восстановил, в меру сил своих и возможностей, поруганную святыню, после чего религиозная жизнь возобновилась в стенах Софии. Здесь по-прежнему служили литургию, крестили новорожденных и отпевали ушедших в лучший из миров, рукополагали новых архиереев. Однако разоренная и опустошенная Южная Русь, терзаемая частыми набегами все тех же орд (а надо сказать, что нашествие 1240 года было первым, но далеко не последним — некоторые позднейшие набеги не уступали по своей силе и трагизму Батыеву нашествию), не могла больше быть надежным пристанищем для высшей церковной власти. В 1300 году митрополиты покинули Киев и Софию. При соборе остался только митрополичий двор, где останавливались главы Русской Церкви во время своих довольно редких визитов в город. С 1362 года Киев, захваченный иноземцами, находился в составе Великого княжества Литовского...

Пожалуй, наиболее значимое событие в истории Святой Софии XIV-XVI веков — захоронение здесь в 1497 году митрополита Макария, убитого татарами под Мозырем, когда он ехал из Вильно в Киев с целью очередного восстановления разоренного собора. Дело в том, что в самом начале 1480-х годов крымский хан Менгли-Гирей «по слову» великого князя Московского Ивана III захватил и сжег Киев. Нападение крымского правителя было спровоцировано государем в отместку королю Польскому и великому князю Литовскому Казимиру за его союз с Ахматом в 1480 году, когда под Москвой происходило эпохальное событие — стояние на реке Угре, — ознаменовавшее окончательное падение ордынского ига над Русью. Менгли-Гирей, торжествовавший победу, решил сделать подарок Ивану III, послав ему награбленную церковную утварь из Киева. Наверняка среди тех подарков были и софийские ценности...


Саша Митрахович 29.12.2016 10:48

После Брестской унии 1596 года Софийский собор перешел в руки униатов. Время и человеческое небрежение наносили огромный урон постройке: свинцовая кровля была снята охотниками за металлом, кладка стен разбиралась на строительные материалы. В первой четверти XVII столетия рухнула западная стена храма, завалив обломками главный вход.

Возрождение святыни, история которой к тому времени насчитывала уже шесть веков, началось при знаменитом митрополите Петре Могиле. Он отобрал собор у униатов, отреставрировал его и основал при нем мужской монастырь. Внутри Софии стараниями митрополита был сооружен деревянный позолоченный иконостас, центральное место в котором занимала, конечно же, храмовая икона Святой Софии. Однако полностью восстановить собор Петр Могила не успел — в частности, западная его стена по-прежнему лежала в руинах.

Возрождение Софии гетманом Мазепой

Окончательное обновление собора, сопровождавшееся, правда, основательной перестройкой, произошло в эпоху гетмана Ивана Мазепы и митрополита Варлаама Ясинского. Именно тогда храму были приданы характерные формы украинского барокко — интереснейшего направления в восточнославянском искусстве XVII-XVIII веков, и он в основном приобрел современный облик. При Софии соорудили колокольню (перестроена в 1740-е годы); на ней до сих пор висит отлитый в те же годы колокол, который носит название «Мазепа». На протяжении XVIII столетия значительно менялись и интерьеры собора. Внутреннее пространство за счет частичной перестройки стало более просторным, стены были украшены пышными фресками, закрывшими древние росписи. В 1786 году, на волне секуляризационных мероприятий Екатерины II, монастырь при Софии упразднили, а сам храм объявили кафедральным собором Киева.

Собор Святой Софии в Киеве - одна из самых важных, старинных, оберегаемых и любимых достопримечательностей на Украине. Этот храм увековечен историей, он хранит множество тайн и мистических историй. Например, говоря о его дате строительства, самые талантливые историки берутся за голову, ведь в одних достоверных документах этот процесс запечатлен в 1017, а в других в 1037 году. Тем неимение небольшая цифра в 20 лет не портит общей картины, ведь с момента начала строительства Софийского собора в Киеве прошла тысяча лет! Колоссальная дата, которая притягивает тысячи туристов со всего мира, чтобы ощутить дух древней Руси, сохраняемый в стенах Софийского собора. Киев называют магнитом для туристов, чьи интересы крепко переплетаются с любовью к истории.

История возникновения Собора Святой Софии.

Если углубиться в историю, можно узнать, что имя собору было дано не благодаря имени прекрасной женщины, а в честь человеческой мудростигреческого языка - «София» - мудрая). Строительство Софийского собора в Киеве было неслучайностью. Именно на том месте в 1037 году состоялась битва между киевской дружиной и врагами. Битва продолжалась целый день, было пролито много крови и потрачено множество человеческих сил. Киевская дружина прогнала врагов со своих земель, а во имя победы на пропитанной муками земле был возведён собор. С тех пор его стены ставали сильнее с каждым днём, а под землей создавали тайные проходы, помогающие жителям страны чувствовать себя сильными и защищёнными от вражеского надзора. Охраняемый киевлянами Софийский собор и в наше время излучает свою историческую роль и важность в сотворении независимости всей страны.

Собор Святой Софии в Киеве пережил множество нападений, пожаров, попыток ограбления… Но с каждым разом он становился лишь сильнее. Специалисты утверждают, что в строительстве Софийского собора в Киеве принимали участие более 40 мастеров, у которых, в свою очередь, было более 1000 помощников. Сам процесс постройки продолжался около 2-2,5 лет. А украшение внутренних стен Собора Святой Софии в Киеве заняло еще многие годы. В самом начале своего построения, собор был прямоугольным зданием (55х37 метров), в середине здания красовались 12 крестовидных столбов, а с внешней стороны был увенчан 13-ю куполами (в наше время их уже 19). Три стороны в середине собора можно было назвать настоящей галереей. Второй этаж в соборе принадлежал князю и его семье (эту часть называли «полати»). Строительство софийского собора в Киеве было великим событием для каждого из жителей страны. В его декорацию и украшение вкладывали много времени, усилий и финансовых затрат. Например, стены собора выкладывали из крупных гранитовых блоков после чего их отделывали «плинфой». Архитекторы здание пожелали не штукатурить фасады здания, поэтому она оставалась открытой.

История создания фресок в Софийском соборе Киева берет свои корни ещё с XVII веков. В те времена внутри собора можно было увидеть украшенные фресками столбы, стены и своды. В XVIII веке фрески были сильно повреждены, поэтому их пришлось буквально стирать со стен. Сделано это было благодаря штукатурке и побелке. После этого стены украшала новая серия фресок (сделанные маслом), еще красивее и профессиональней чем прежде. В процессе постоянных реставраций и ремонтов, лишь на некоторых участках можно найти частицы давних рисунков. Одной из самых ценных считают фреску, на которой изображены члены семьи Ярослава Мудрого (их можно найти на южной стене). Если говорить об украшении мозаиками, то здесь храниться одна из самых красивых в мире. Глянув на нее, вы увидите изображение Оранты - Богоматери, которая поднимает руки в своей молитве (эту мозаику называют - «Нерушимая стена»).

Многие туристы не знают, что колокольня собора была построена самим гетманом Иваном Мазепой. Колокольня достигает высоты в 76 метров. В середине можно увидеть один из самых больших колоколов (весом в 13 тонн) собора названным в честь гетмана. А Ярослав Мудрый на территории собора создал первую в Руси библиотеку, которая сильнейшим позитивным образом повлияла на формирование будущей системы образования.

За всю историю существования миллионы людей оставляли свои молитвы в стенах Софийского собора. Киев является одним из наиболее посещаемых городов частично благодаря этому месту. Ведь многие верят, в то, что стены собора способны излечивать, а присутствующий там дух обязательно «услышит» сказанные молитвы. На территории собора за всю его историю происходило около 100 захоронений, но спустя годы, они были утрачены. Сейчас, туристам предлагают посмотреть на захоронение Ярослава Мудрого, а также его супруги.

В наше время Собор Святой Софии в Киеве можно посетить когда угодно, но советуем выбрать компанию сайт. Мы не только доставим вас в наиболее посещаемое место на Украине, но и проведем экскурсию. В каждой экскурсионной программе вам предложат окунуться в религиозный мир собора. Важность этого места оценивается даже ЮНЕСКО, который в 1990 году, включил собор в Список объектов мирового культурного наследия. Например, только на реставрацию главного иконостаса собора под названием «Царские врата» в 2008 году ушло более 100 килограмм серебра! Святыней храма считают «Шапку Мономаха», подаренную Мономаху самим византийским императором. Одними из самых странных сбережений собора считаются кисти рук святой великомученицы Варвары и челюсть крестителя Руси князя Владимира. И кто знает, сколько еще диковинок и секретов вмещает в своих стенах великий собор?

Святая София Киевская - уникальный памятник культуры, который имеет несколько названий. Его называют собором музеем или Национальным заповедником. Но как бы ни звучало его название, это место остается уникальным памятником архитектуры Древней Руси и Византии.

Музей знаменит своими фресками и мозаиками. Фрески Софии Киевской украшают 3000 кв.м. На 260 квадратных метрах собрана впечатляющая мозаика. София Киевская для Древнерусского государства была не только церковным зданием, но и сооружением общественного назначения.

История создания

О времени строительства памятника практически ничего не известно. Однако в «Повести временных лет» упоминается 1037-й как год постройки собора Святой Софии. В это время правил Ярослав Мудрый. Некоторые источники утверждают, что фундамент храма был заложен еще в 1017 году во времена княжения Большинство ученых все же склоняется к тому, что именно в 1037 году было начато строительство памятника. Удивительно, но фрески Софии Киевской сохранили свою первозданную ценность до нашего времени.

Летописи говорят, что 1036 год связан с нахождением Ярослава Мудрого в Новгороде Волынском. В это время до него дошло известие, что готовится наступление печенегов на Киев. Ярослав собрал союзников из жителей Новгорода. Вскоре состоялась битва, в которой царь одержал победу и заставил печенегов бежать. Во имя этой победы на месте битвы и был заложен храм.

С греческого языка София переводится как «мудрая». Поэтому считался символом христианской мудрости и ознаменовал победу православного народа над язычеством. София Киевская как памятник духовной культуры и сегодня представляет особую ценность.

Строительство собора

Специалисты говорят, что строительством Софии Киевской занимались около 40 мастеров с многочисленными помощниками. Строился памятник около 3 лет, и еще пару лет ушло на то, чтобы выполнить внутреннюю отделку. Возведением храма занимались мастера из Константинополя, которых специально пригласил Ярослав Мудрый. Изначально здание собора было прямоугольным и окружено двенадцатью столбами крестовидной формы. Его украшали тринадцать куполов (сегодня их уже 19), которые символизировали и Иисуса Христа. Главный купол был возведен в центре храма, четыре находились над алтарем, остальные располагались в западных углах здания.

В то время собор имел только два ряда галерей в виде открытого балкона, окружающего здание с трех сторон. Второй этаж занимали так называемые палаты для княжеской семьи и знатных жителей города.

Для строительства собора использовали гранитные блоки и раствор известняка с добавлением дробленого кирпича. Фасады здания не штукатурили. Кровля была сделана из свинцовых листов, которыми покрывались купола и своды. Стены, столбы и своды Софийского собора украшали великолепные росписи, занимающие 5000 квадратных метров. Сегодня в первозданном виде сохранились только 2000 квадратных метров фресок.

Хронология событий

За свою историю Софийских собор перетерпел немало испытаний. Его неоднократно разрушали и заново возводили, практически полностью перестраивая. В 1240 году храм впервые подвергся серьезным изменениям, именно тогда на Киев напали монголо-татары. София Киевская (фото собора представлены в статье) была разграблена и практически полностью разрушена. Потухло на какое-то время великолепие и буйство красок.

Полное восстановление памятника София Киевская произошло при митрополите Петре Могиле, который основал при храме мужской монастырь. Собор имел прежний внешний вид, но само здание требовало немедленной реконструкции. В 1633-1647 годах храм был частично восстановлен. Отремонтировали, заменили крышу, полы и установили роскошно украшенный иконостас в соборе София Киевская. Фото, внутри сделанное, может передать только малую часть всей красоты.

1697 год стал для собора роковым. Пожар поглотил практически все деревянные постройки монастыря. После этого было принято решение о капитальном восстановлении. В то время была возведена трехъярусная Софийская колокольня. В 1852 году был достроен четвертый ярус. Само здание собора также перестроили, и оно приобрело характерные для того времени черты украинского барокко.

В 1722-1730 годах на территории монастыря построили трапезную и пекарню, в которой потом располагалось епархиальное управление.

В 1934 году здания храма по решению советского правительства были объявлены Государственным заповедником истории и архитектуры.

Советский период вдохнул новую жизнь в развитие монастыря. Именно в это время активно проводились реставрационные работы, в результате которых был восстановлен внешний вид храма и другие постройки комплекса.

В 1990 году София Киевская была включена ЮНЕСКО в Список сооружений мировой культуры. В том же году собору была вручена грамота, которая давала права на самостоятельное управление.

Уникальный памятник архитектуры - София Киевская. Описание и история его создания будоражит воображение даже людей далеких от религии.

7 фактов о Софии Киевской

  1. Колокольня собора была возведена гетманом Иваном Мазепой. До сих пор там находится огромный колокол «Мазепа», который в 1705 году вылил мастер Афанасий Петрович по заказу и на деньги Ивана Мазепы. Колокол представляет собой настоящий архитектурный шедевр. Он украшен орнаментом и гербом гетмана.
  2. Подвалы Софийского собора хранили в себе огромную которая мистическим образом куда-то исчезла. Единственное упоминание о ней хранят «Повести временных лет» Нестора Летописца. Возможно сейчас она спрятана в Киево-Печерской лавре.
  3. София Киевская хранит одну из редчайших мозаик Оранты. На ней изображена Божья Матерь с раскинутыми руками, читающая молитву. Без младенца ее практически никогда не изображают. Это величественное изображение известно как "Нерушимая Стена".
  4. Фрески Софии Киевской в большей степени имеют религиозную направленность. В основном на них изображены молитвы о помиловании людей. Одна из стен хранит в себе надпись князя Брячислава с просьбой помиловать его, грешного и убогого.
  5. В 2008 году София Киевская вновь обрела свои ажурные серебряные Врата с изображениями святых. В 30-е годы они были отправлены на переплавку советскими властями. На их реставрацию ушло около 100 кг серебра.
  6. Святыня наполнена не только молитвами, здесь можно встретить надписи светского характера.
  7. Во времена строительства храма в Киеве действовал отдельный налог, согласно которому каждый, кто посещал город, должен был с собой привезти несколько камней.

Особую ценность представляют собой росписи памятника София Киевская. Мозаики и фрески - это главное украшение собора.

Мозаичная роспись Софии Киевской

Данный вид живописи является главным элементом внутреннего оформления собора. Красочными элементами мозаики украшен центральный купол и апсида. На других же частях собора можно лицезреть не менее живописные фрески. В мире сохранилось множество древних росписей, но именно фрески и мозаики Софии Киевской считаются подлинными образцами монументальной живописи. Они сохранились в изначальном своем виде и никогда не подвергались реставрации и дополнениям. Их лишь очищали от пыли, что придавало им первоначальную свежесть и красоту.

Краски софийских мозаик настолько прекрасны, что порой кажется, будто глаз никогда не видел более гармоничного сочетания стольких цветов, оттенков и форм.

Опытные художники насчитывают здесь 35 оттенков коричневого, 34 полутона зеленого, 23 оттенка желтого, 21 оттенок синего и 19 тонов красного. Палитра софийских мозаик состоит из 150 оттенков, это говорит о том, что Киевская Русь была непревзойденной в производстве смальты.

Особую изысканность и роскошь придает софийским мозаикам золотой фон. Именно с ним идеально гармонируют все остальные оттенки.

Мозаика «Христос - Пантократор»

Основание центрального купола украшает огромный медальон, в центре которого находится изображение «Христос - Пантократор». Мозаика выполнена по всем правилам восприятия с дальнего расстояния. Изначально в куполе находилось четыре изображения архангелов. К сожалению, из них частично сохранилось только одно мозаичное изображение, которое относится к XI веку. Остальные части были дорисованы красками в XIX веке.

На центральном подкупольном барабане также располагается мозаичная фигура апостола Павла и Иисуса Христа, представляющего образ Иерея. Изображение Богоматери наполовину утрачено.

Парус подкупольного барабана украшен изображением евангелиста Марка. На подпружных арках изначально было расположено 30 живописных мозаик, из которых сохранилось только 15.

Мозаика "Мария-Оранта"

Свод главного алтаря украшает огромная мозаика Богоматери (Оранты) в молитвенном состоянии. Это изображение выделяется из всей росписи интерьера. Высота его составляет около 6 метров. Божья Матерь стоит на украшенном драгоценными камнями помосте с высоко поднятыми руками. Она одета в синий хитон и накрыта длинным женским покрывалом с золотыми складками. Обута в красные сапожки.

Эта фигура отличается монументальностью и особым величием. Сочные краски сразу бросаются в глаза. Под этим изображением расположена мозаика «Евхаристия», символизирующая сцену причащения апостолов. Возле престола стоят архангелы с опахалами. Также рядом изображена фигура Иисуса Христа. Он раздает апостолам, торжественно подходящим к нему с разных сторон, причастие в виде хлеба и вина. Апостолы облачены в светлые костюмы, на Иисусе синий плащ и пурпурный хитон, украшенный золотом. Особую цветовую насыщенность композиции придает престол малинового цвета. Нижний ярус свода украшен изображениями святителей и архидиаконов.

София Киевская: фрески

Фресками украшены все боковые части собора, также их можно увидеть на башнях, хорах и галереях. Изначальные изображения частично обновлялись во время реставрации в XVII веке. В конце XVII века поврежденные фрески Софии Киевской были полностью отреставрированы. Частично были нанесены новые изображения масляными красками. Масляная живопись в то время не представляла художественную ценность, но ее сюжеты полностью повторяли росписи древних фресок.

В XIX веке были проведены капитальные реставрационные работы, в результате которых все наслоения с древних фресок были расчищены. В некоторых местах для сохранения первоначального ансамбля пришлось наносить некоторые изображения.

Фресковая система Софии Киевской включает в себя изображения многочисленных орнаментов, сцен, фигур святых в полный рост и полуфигур.

Фреска «Семья Ярослава Мудрого»

Это изображение является особенно интересным у памятника София Киевская. Фрески занимают северную, западную и южную стороны основного нефа. Удивительно, но центральная часть этой композиции не сохранилась до наших дней, узнать ее можно по работе голландского художника Абрагама Ван Вестерфельда, который посещал Киев в 1651 году.

На мозаике Ярослав Мудрый держит в руках макет Софии Киевской, рядом находится его жена княгиня Ирина. Они направляются к Иисусу Христу, который изображен вместе с князем Владимиром и Ольгой - основоположниками христианства в Древней Руси. За княжеской четой находятся их дети, также направляющиеся к Христу. Эта огромная композиция лишь частично сохранилась. Сегодня можно увидеть только две фигуры на северной стороне и четыре на южной стене.

Саркофаг князя Ярослава

Восточную часть галерей Софии Киевской занимала усыпальница князя. В ней находились захоронения всей княжеской семьи. Сегодня можно увидеть только саркофаг Ярослава Мудрого, который занимает часть алтарной комнаты северной галереи. Это прямоугольный ящик с выступающей по бокам крышкой. Все украшено изображениями растений, птиц, крестов и другими символами древнего христианства. Весит гробница около 6 тонн. Мраморный саркофаг был привезен из Византии.

В 1939 году гробница была вскрыта, и ученные обнаружили там скелеты мужчины и женщины, кости которых перемешались. Этот факт, а также то, что в саркофаге отсутствовали следы одежды, является прямым свидетельством ограбления.

Было доказано, что мужской скелет принадлежал Ярославу Мудрому, а женский - его жене Ирине. Череп Ярослава Мудрого послужил образцом для создания скульптурного портрета князя, который сейчас располагается в северной части собора. В сентябре 2009 года саркофаг вновь вскрывали для проведения исследований. После чего распространились слухи о том, что нет гарантии того, что останки костей принадлежат именно Ярославу Мудрому.

Каждый житель и гость города Киев может увидеть красоту и величие памятника София Киевская. Как добраться до главного храма Киевской Руси? Святыня находится по адресу: ул. Владимирская, 24.

Здесь же располагается и знаменитая на которой с давних времен проходили всевозможные мероприятия не только религиозного характера, но и общественно-экономического и политического назначения. Здесь устраивали собрания и организовывали ярмарки. Сегодня площадь украшает монумент Богдана Хмельницкого.

Знаменитая София Киевская - главный храм Киевской Руси, заложенный князем Ярославом Мудрым в 1037 году, переживший столетия и дошедший до нашего времени. Сегодня комплекс внесен в список всемирного наследия охраняемого Юнеско.

История создания

Софиевский собор был заложен в 1037 году князем Ярославом Мудрым. По преданию храм был возведен именно на том месте, где князь одержал победу над язычниками печенегами. Более десяти лет строили и украшали здание византийские и местные мастера. Только в 1049 году Киевский митрополит Феопемпт освятил величественное сооружение. София Киевская стала главным храмом страны - здесь Ярослав основал первую на Руси библиотеку, здесь велась летопись, переписывание и перевод книг, проводились церемонии восхождения князей на киевский престол, приемы послов, тут находились усыпальницы великих князей. В те времена Киевская Русь была одной из крупнейших цивилизованных держав в Европе - имела широкие торговые и дипломатические связи с государствами Запада и Востока, а многие короли Европы почитали за честь породниться с великим князем киевским.

Во XI-XIII веках собор неоднократно разорялся - половцами, печенегами, а особенно сокрушительному разрушению собор подвергся при захвате Киева в 1240 году татаро-монголами под предводительством хана Батыя. Храм был разрушен, но все же не уничтожен - войска Батыя «пощадили его дивную красоту».

Угроза разрушения нависла над древним храмовым комплексом в XX столетии. В начале 1930-х годов советская власть приняла решение об уничтожении Софии, лишь вмешательство Франции, которая помнила о том, что королева Анна (жена Генриха I) была дочерью основателя храма Ярослава Мудрого, не позволило уничтожить эту реликвию. Коммунисты побоялись международного скандала - так появился основанный в 1934 году Софийский музей-заповедник, здесь были начаты научно-исследовательские и реставрационные работы.

Оформление собора

Мозаики и фрески Софийского собора были созданы в середине XI века специально приглашенными Яросалвом Мудрым из Константинополая византийскими мастерами. Христианские сюжеты развернутые на стенах собора были призваны просветить неграммотных людей из языческой, в недавнем прошлом страны, неумевших в общей массе ни читать ни писать. На стенах храма изображены сцены из жизни Христа и Богородицы, ее родителей Иоакима и Анны, апостолов Петра и Павла, Георгия Победоносца, покровителя Киева - архистратига Михаила и многих православных святых.

София неоднократно горела, перестраивалась, в XIII веке пострадала от нашествия орд хана Батыя, в XV–XVI веках стояла вобще без крыши - все это пагубным образом сказалось на фресках. До наших дней из 5000 м² фресок созданных в XI веке уцелело чуть более двух тысяч. В конце XVII века старинные фрески были забелены известью и были вновь случайно обнаружены в 1843 году когда отвалился кусок штукатурки с масляной живописью, и открылась стенопись XI века. Однако расчистка стен велась непрофесионально и рабочие кое-где удалили и фресковую роспись.

Мозаики первоночально занимали огромную площадь, однако сохранилась лишь их третья часть. Мозаичная палитра насчитывает 177 оттенков. Синий цвет состоит 21 оттенков, зеленый из 34, желтый из 23, красный из 19, золотой из 25, серебряный из 9, что свидетельствует о высоком профессиональном уровне мастеров. Кусочки смальты, выкладываемые по сырой штукатурке, ставились под разным наклоном таким образом, что лучи света, на них падающие, отражались под различными углами и создавали искрящуюся, светоносную поверхность что придает мозайкам собора особоую выразительность.

Мозаики главного алтаря, предалтарных колонн и главного купола - шедевр искусства. Центром этой прекрасной композиции вот уже много столетий является мозаичная икона Богоматери, известная под именем «Нерушимая стена». Многие века в народе существует поверье, что доколе не разрушится «Нерушимая стена», стоять и Киеву.

Дата публикации 23.04.2012 13:50

Самый главный по своему значению храм Киева, который входит в список мировых памятников архитектуры охраняемых ЮНЕСКО. Он один из первых украинских храмов появился в этом списке. Есть предположения, что основателем храма мог быть не кто иной, как князь Владимир, крестивший Киевскую Русь. Но эти факты еще не доказаны.

Хотя и раньше не было единого мнения о том, кто строил Софию Киевскую и когда. Одни считают что храм начал строить Владимир I Святославич, по другой версии храм заложил Ярослав Мудрый. В «Новгородской летописи» датой начала строительства назван 1017 год, а в «Повести временных лет» упоминается 1037 год, как год начала строительства храма святой Софии. Первый киевский митрополит хиротисиан Илларион в 1051 году уже служил в храме Святой Софии, построенной в честь Константинопольского собора Богоматери – Оранты, который является главным храмом греческой церкви. В 1036 князь Ярослав одержал победу над печенегами и на месте победы вскоре был заложен одноименный с Константинопольским Софиевским Собором храм. В строительстве храма даже использованы приемы византийского зодчества и существует даже предположение, что храм строили греки. Это, прежде всего лестничные башни, которые ведут на хоры и плоская крыша храма. Почетное место князя, его семьи и приближенных особ во время богослужений было на хорах. Здесь же хранятся и книги, принадлежащие Софиевскому собору, которых насчитывается 19 глав.

За свою многовековую историю храм познал разрушения, грабеж, пожары. Храм мог сгореть полностью в 1180 году, только счастливо сложившиеся обстоятельства помогли избежать этого. Собор был разграблен воинами хана Батыя в 1240 году, а в 1497 – крымскими татарами. Храм то приходил в упадок, то возрождался. Значительный вклад в развитие и возрождение Софиевского Собора сделал гетьман Мазепа в 17 веке.

Одним из первых объектов, которые обязательно надо посетить - это София Киевская. Желательно купить путеводитель по Киеву и вы без труда сможете найти этот храм. Ведь величественный храм сохранил для нас много интересного. Удалось сохранить мозаики, которые были созданы на заре строительства храма византийскими живописцами. Огромную историческую ценность имеют настенные граффити, нацарапанные на стенах храма и рассказывающие о разных событиях и людях. В храме их около трехсот. Посетители Софии Киевской могут полюбоваться мозаикой, фресками, которые в общем занимают площадь 3260 м. кв. Но, безусловно, самыми популярными и ценными из них являются мозаика Богоматерь –Оранта и Христос - Пантократор. Мозаики имеют очень богатую и яркую палитру, которая насчитывает около 170 оттенков и хорошо сохранились.

Сохранились и фрески собора, правда, не так хорошо, как мозаика, но, тем не менее, можно увидеть на железных плитах, которыми выложен пол, полумесяц, являющийся мусульманской символикой. Местами сохранились мозаичные и керамические полы. 17 век считается периодом возрождения храма, и именно тогда первый раз проводились работы по поновлению фресок, а в 18 веке стены сначала поштукатурили, потом побелили, и только после этого нанесли масляную роспись. В 19 веке решили восстановить древние фрески, и частично это удалось сделать, но местами все же пришлось добавить роспись.

Софиевский Собор это еще и место захоронения киевских князей – Ярослава Мудрого, его сына Всеволода, сыновей Всеволода Ростислава и Владимира Мономаха. Известно о 100 захоронениях, но до наших дней сохранились только саркофаг с останками Ярослава Мудрого и его жены Ирины.

Пережив почти тысячелетнюю историю, храм чуть не подвергся разрушению в 20 веке, когда подобная участь постигла многие христианские святыни. Спасло храм вмешательство Франции, ведь французская королева Анна, жена Генриха I, была дочерью Ярослава Мудрого, основателя храма и французы не забыли этого факта. Чтобы избежать международного скандала, храм в 1934 году стал Софиевским музеем – заповедником. Это стало стартом проведения исследовательских работ и реставрационных.