Почетное место передний угол избы называется. Утварь русской избы. Смотреть что такое "Красный угол" в других словарях

Красный угол (от ст.-слав. красьнъ - красивый, прекрасный) - часть жилого помещения, где установлена , либо домашний иконостас , а также сам этот .

Расположение красного угла в русской избе

В русской избе, обычно ориентированной по сторонам горизонта, красный угол устраивался в дальнем углу избы, с восточной стороны, в пространстве между боковой и фасадной стенами, по диагонали от печи. Это всегда была самая освещённая часть дома: обе стены, образующие угол, имели окна. Иконы помещались в «красный» или «передний» угол комнаты с таким расчётом, чтобы икона была первым, на что обращал внимание человек, входящий в комнату. Народная пословица «Без Бога - не до порога» связана именно с этим: входя или выходя из комнаты или дома, христианин прежде всего оказывал почести Царю Небесному, а уж потом - хозяину дома.

Символическое значение красного угла

Как жилое помещение православного христианина считается символом православного храма, так и красный угол рассматривается как аналог алтаря. Красный угол - самое важное и почётное место в доме . Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев.

Устройство красного угла

Традиционно считается, что икона не должна висеть , её нужно установить в отведённое ей место. Иконы размещаются на особой полочке или в закрытом киоте (иногда многоярусных) в определённом порядке.

Обязательными для домашнего иконостаса являются иконы Спасителя и Богородицы. Состав остальных икон выбирает верующий. Обычно в красном углу размещают патрональные (так называемые «именные») иконы членов семьи. Особо почитаем на Руси был Никола Угодник (Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец), его икона находилась практически в каждом домашнем иконостасе. Из русских святых чаще всего встречаются изображения преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского; из икон мучеников наиболее распространены иконы Георгия Победоносца и целителя Пантелеимона.

7 ОСОБЕННЫХ МЕСТ В РУССКОЙ ИЗБЕ
Через порог руки не подавать, окна на ночь закрывать, не стучать по столу - «стол божья ладонь», в огонь
(печь) не плевать - эти и многие другие правила задают поведение в доме. Дом - микрокосм в макрокосме,
свое, противостоящее чужому. Человек обустраивает жилище, уподобляя его мироустройству, поэтому
каждый угол, каждая деталь наполнены смыслом, демонстрируют взаимоотношения человека с окружающим
его миром.

1.ДВЕРИ


Вот мы вошли в русскую избу, переступили порог, что может быть проще! Но для крестьянина
дверь - не просто вход и выход из дома, это способ преодоления границы между внутренним
и внешним мирами. Здесь таится угроза, опасность, ведь именно через дверь могут проникнуть
в дом и злой человек, и нечисть. «Маленький, пузатенький, весь дом бережет» - замок должен
был уберечь от недоброжелателя. Однако помимо затворов, засовов, замков выработана система
символических способов, защищающих жилище от «нечистой силы»: кресты, крапива, обломки
косы, нож или четверговая свеча, воткнутые в щели порога или косяка. В дом просто так не
войти и из него не выйти: приближение к дверям сопровождалось краткой молитвой («Без бога -
ни до порога»), перед дальней дорогой существовал обычай присаживания, путнику запрещалось
переговариваться через порог и смотреть по углам, а гостя нужно было встречать за порогом
и пускать вперед себя.

2. ПЕЧЬ

Что мы видим перед собой при входе в избу? Печь, которая служила одновременно и источником
тепла, и местом приготовления пищи, и местом для сна, использовалась при лечении от самых
различных заболеваний. В некоторых районах в печи мылись и парились. Печь порою
олицетворяла все жилище, ее наличие или отсутствие определяло характер постройки (дом
без печи - нежилой). Показательна народная этимология слова «изба» из «исътопка» от «топить,
истопить». Основная функция печи - приготовление пищи - осмысливалась не только как
хозяйственная, но и как сакральная: сырое, неосвоенное, нечистое превращалось
в вареное, освоенное, чистое.

СКОЛЬКО УГЛОВ В ИЗБЕ


Печь, поставленная в одном из углов избы, образовывала запечье, а другой стороной была
обращена к кутам — углам избы.

Угол, около которого находилось устье печи, считался женским. Обычно его отгораживали
занавеской от остальной части избы. С другой стороны печи находился мужской, или хозяйский,
кут, его центром был просторный ларь, где хранилась упряжь, инструменты
и другое «мужское» хозяйство.

Примерно на рубеже XVIII-XIX веков избу начали разгораживать на несколько помещений. Прежде
всего появилась перегородка, отделившая печное устье и место приготовления пищи. Остальное пространство
избы называлось «чистой». Здесь вся семья сходилась во время приемов пищи. В будничные дни женщины
пряли, ткали, шили, вышивали. Здесь же находились дети, вешалась колыбель. В праздничные дни чистая изба
являлась главным местом обрядовых ритуалов, праздничных трапез, приема гостей.

Количество углов в избе, следовательно, определялось их функциональным назначением. Так особенности
уклада крестьянина определили строение его жилища.

3. КРАСНЫЙ УГОЛ

В русской избе всегда по диагонали от печи располагался красный угол, где мы можем увидеть
иконы, Библию, молитвенные книги, изображения предков - те объекты, которым придавалась высшая
культурная ценность. Красный угол - священное место в доме, что подчеркивается его названием:
красный - красивый, торжественный, праздничный. Вся жизнь была ориентирована на красный (старший,
почетный, божий) угол. Здесь трапезничали, молились, благословляли, именно к красному углу были
обращены изголовья постелей. Здесь совершалось большинство обрядов, связанных с рождением,
свадьбой, похоронами.

4. СТОЛ


Неотъемлемая часть красного угла - стол. Уставленный яствами стол - символ изобилия,
процветания, полноты, устойчивости. Здесь сконцентрирована и будничная, и праздничная жизнь
человека, сюда сажают гостя, сюда кладут хлеб, святую воду. Стол уподобляется святыне, алтарю,
что накладывает отпечаток на поведение человека за столом и вообще в красном углу («Хлеб на стол,
так стол престол, а хлеба ни куска - так и стол доска»). В различных обрядах особое значение
придавалось передвижениям стола: во время трудных родов стол выдвигали на середину избы, в случае
пожара из соседней избы выносили стол, покрытый скатертью, и обходили с ним кругом
загоревшиеся строения.

5. ЛАВКИ


Вдоль стола, вдоль стен - обратите внимание! - лавки. Для мужчин долгие «мужские» лавки, для
женщин и детей лицевые, расположенные под окном. Лавки соединяли «центры» (печной
угол, красный угол) и «периферию» дома. В том или ином обряде они олицетворяли путь,
дорогу. Когда девочке, ранее считавшейся ребенком и носившей одну нижнюю рубаху, исполнялось
12 лет, родители заставляли ее пройти по лавке взад и вперед, после чего, перекрестившись, девушка
должна была спрыгнуть с лавки в новый сарафан, сшитый специально для такого случая. С этого
момента начинался девический возраст, и девушке разрешалось ходить на хороводы и считаться
невестой. А вот так называемая «нищая» лавка, расположенная у двери. Получила такое название
потому, что на нее мог садиться нищий и любой другой, кто вошел в избу без разрешения хозяев.

6. МАТИЦА


Если встанем на середину избы и посмотрим наверх, увидим брус, служащий основанием для потолка,
- матицу. Считалось, что матка является опорой верха жилища, поэтому процесс укладки матицы
- один из ключевых моментов строительства дома, сопровождавшийся осыпанием хлебных зерен и
хмеля, молитвой, угощением плотников. Матице приписывалась роль символической границы между
внутренней частью избы и внешней, связанной с входом и выходом. Гость, войдя в дом, садился на
лавку и не мог заходить за матицу без приглашения хозяев, отправляясь в путь, следовало подержаться
за матицу, чтобы дорога счастливой была, а чтобы уберечь избу от клопов, тараканов и блох, под
матицу подтыкали найденный от бороны зуб.

7. ОКНО

Выглянем в окно и посмотрим, что происходит за пределами дома. Однако окна как глаза дома
(окно - око) позволяют наблюдать не только тому, кто внутри избы, но и тому, кто снаружи, отсюда
угроза проницаемости. Использование окна как нерегламентированного входа и выхода было
нежелательным: если залетит в окно птица - быть беде. Через окно выносили умерших некрещеных
детей, взрослых покойников, болевших горячкой. Только проникновение солнечного света в окна было
желательно и обыгрывалось в различных пословицах и загадках («Красная девушка в окошко глядит»,
«Барыня на дворе, а рукава - в избе»). Отсюда и солнечная символика, которую мы видим в орнаментах
наличников, украшавших окна и в то же время оберегавших от недоброго, нечистого.

Вконтакте

Иконы (божницы) в красном углу отождествлялись с алтарём православного храма, а стол - с церковным престолом. В божнице, кроме икон, хранили сосуд с богоявленской водой, громничные свечи, веточки освященной вербы, пасхальное яйцо.

Николай Корнильевич Пимоненко (1862–1912) , Public Domain

Войдя в избу, человек прежде всего крестился на иконы в красном углу, а затем уже здоровался с хозяевами. В красном углу сажали самых почётных гостей.

Расположение красного угла

В русской избе, обычно ориентированной по сторонам света, красный угол устраивался в дальнем углу избы, с восточной стороны, в пространстве между боковой и фасадной стенами, по диагонали от печи. Это всегда была самая освещённая часть дома: обе стены, образующие угол, имели окна.

Иконы помещались в «красный» или «передний» угол комнаты с таким расчётом, чтобы икона была первым, на что обращал внимание человек, входящий в комнату. Народная пословица «Без Бога - не до порога » связана именно с этим: входя или выходя из комнаты или дома, христианин прежде всего оказывал почести Царю Небесному, а уж потом - хозяину дома.

Символическое значение красного угла

Как жилое помещение православного христианина считается символом православного храма, так и красный угол рассматривается как аналог алтаря. Некоторые учёные связывали символичность с двоеверием, считая, что красный угол, как символ христианства, является противоположностью печи, как олицетворению языческой Руси.


Василий Максимович Максимов (1844–1911) , Public Domain

В другой интерпретации, речь идет, напротив, о логичном продолжении языческих традиций в православной России. Печь, священный очаг, ставилась в «нечистой» северной (т.н. «полуночной») части дома для защиты от злых сил - чтобы те не могли пройти в дом мимо «матушки-печки» (сравните с костром у входа в пещеру или хижину у первобытных людей).

В почитании красного угла прослеживались и древние языческие корни. В Древней Руси считалось, что именно там в определенные дни пребывают души предков. Покойника клали на стол и лавку головою к красному углу.

Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев.

Фотогалерея

Полезная информация

кра́сный у́гол
от ст.-слав. красьнъ - «красивый, прекрасный»
святой угол
передний угол
кутный угол
кутник

Устройство красного угла

Традиционно считается, что икона не должна висеть, её нужно установить в отведённое ей место. Иконы размещаются на особой полочке или в закрытом киоте (иногда многоярусных) в определённом порядке.

Обязательными для домашнего иконостаса являются иконы Спасителя и Богородицы. Состав остальных икон выбирает верующий.

Обычно в красном углу размещают патрональные (так называемые «именные») иконы членов семьи. Особо почитаем на Руси был Никола Угодник (Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец), его икона находилась практически в каждом домашнем иконостасе.

Из русских святых чаще всего встречаются изображения преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского; из икон мучеников наиболее распространены иконы Георгия Победоносца и целителя Пантелеимона.

Взаимное расположение икон

Иконы в домашнем иконостасе располагаются подобно церковному иконостасу: слева (относительно зрителя) от иконы Христа располагается икона Богородицы, справа - обычно икона святителя Николая (заменявшего в русских домашних иконостасах роль Иоанна Предтечи в классической деисусной композиции).

Над иконами Христа и Божией Матери возможно размещение изображений Троицы или Распятия.

Обычно стараются придерживаться иерархии и не размещать икон святых, бо́льших по размеру иконы Спаса или Богородицы.

Русская изба всегда была ладной, добротной и самобытной. Архитектура её свидетельствует о верности многовековым традициям, их стойкости и уникальности. Её планировка, конструкция и внутреннее убранство создавались на протяжении многих лет. Не так много традиционных русских домов сохранилось по сей день, но всё же в некоторых регионах их можно встретить.

Изначально избы в России строили из дерева, частично заглубляя их фундамент под землю. Это обеспечивало большую надёжность и долговечность сооружения. Чаще всего в ней была всего одна комната, которую владельцы делили на несколько отдельных частей. Обязательной частью русской избы был печной угол, для отделения которого использовали занавеску. Кроме этого выделялись отдельные зоны для мужчин и женщин. Все углы в доме выстраивались в соответствии со сторонами света и самым главным среди них был восточный (красный), где семья организовывала иконостас. Именно на иконы гости должны были обратить внимание сразу же после входа в избу.

Крыльцо русской избы

Архитектура крыльца всегда была тщательно продумана, ей владельцы дома уделяли достаточно много времени. В ней сочетался отличный художественный вкус, многовековые традиции и изобретательность зодчих. Именно крыльцо соединяло избу с улицей и открывалось всем гостям или прохожим. Интересно, что на крыльце вечерами после тяжёлой работы часто собиралась вся семья, а также соседи. Здесь гости и владельцы дома танцевали, пели песни, а дети бегали и резвились.

В разных областях России форма и размеры крыльца кардинально отличались. Так, на севере страны оно было достаточно высоким и большим, а для установки выбирался южный фасад дома. Благодаря такому ассиметричному размещению и уникальной архитектуре фасада весь дом смотрелся очень своеобразно и красиво. Также достаточно часто можно было встретить крыльца, поставленные на столбы и украшенные ажурными деревянными столбиками. Они были настоящим украшением дома, делая его фасад ещё более серьёзным и добротным.

На юге России крыльца устанавливали со стороны передней части дома, привлекая внимание прохожих и соседей ажурной резьбой. Они могли быть как на две ступеньки, так и с целой лестницей. Некоторые владельцы дома украшали своё крыльцо навесом, а другие оставляли открытым.

Сени

Для того, чтобы сохранить в доме максимальное количество тепла от печи владельцы отделяли жилую зону от улицы. Сени - это именно то пространство, которое сразу же видели гости при входе в избу. Кроме сохранения тепла сени также использовались для хранения коромысла и других нужных вещей, именно здесь многие делали чуланы для продуктов.

Для разделения сеней и отапливаемой жилой зоны также делали высокий порог. Он делался для предотвращения проникновения холода в дом. Кроме этого по многовековым традициям каждый гость должен был поклониться при входе в избу, а зайти внутрь не приклонившись перед высоким порогом было невозможно. В противном случае гость просто ударялся голой об косяк.

Русская печь

Быт русской избы вращался вокруг печи. Она служила местом для приготовления пищи, отдыха, обогрева и даже банных процедур. Наверх вели ступени, в стенах имелись ниши для разной утвари. Топка всегда была с железными заслонами. Устройство русской печи – сердца любой избы – удивительно функциональное.

Печь в традиционных русских избах всегда размещалась в основной зоне, справа или слева от входа. Именно её считали главным элементом дома, поскольку на печи готовили еду, спали, она обогревала весь дом. Доказано, что приготовленная в печи еда самая полезная, поскольку в ней сохраняются все полезные витамины.

С древних времён с печкой связывали множество поверий. Наши предки верили, что именно на печи обитает домовой. Мусор никогда не выносили из избы, а сжигали в печи. Люди верили, что так вся энергия остаётся в доме, что способствует увеличению достатка семьи. Интересно, что в некоторых областях России в печи парились и мылись, а также использовали для лечения серьёзных заболеваний. Лекари того времени утверждали, что вылечить болезнь можно просто полежав на печи несколько часов.

Печной угол

Его также называли "бабий угол", поскольку именно сделать находилась вся кухонная утварь. Его отделяла занавеска или даже деревянная перегородка. Сюда практически никогда не заходили мужчины из своей семьи. Огромным оскорблением владельцев дома был приход чужого мужчины за занавеску в печной угол.

Здесь женщины стирали и сушили вещи, готовили еду, лечили детей и гадали. Практически каждая женщина занималась рукоделием, а самым спокойным и удобным местом для этого был именно печной угол. Вышивка, шитьё, роспись - это самые популярные виды рукоделия девушек и женщин того времени.

Лавки в избе

В русской избе стояли подвижные и неподвижные лавки, а уже с 19 века начали появляться стулья. Вдоль стен дома владельцы устанавливали неподвижные лавки, которые крепились с помощью поставок или ножек с резными элементами. Подстава могла быть плоской или сужаться к середине, в её декоре часто присутствовали резные узоры и традиционные орнаменты.

Также в каждом доме были передвижные лавки. Такие скамьи имели по четыре ножки или устанавливались на глухие доски. Спинки часто делали так, чтобы их можно было перекинуть на противоположный край лавки, а для украшения использовали резной декор. Скамью всегда делали более длинной чем стол, а также часто покрывали плотной тканью.

Мужской угол (Коник)

Он находился справа от входа. Здесь обязательно стояла широкая лавка, которую с обеих сторон ограждали деревянными досками. Их вырезали в форме конской головы, поэтому мужской угол часто называют "коник". Под скамьёй мужчины хранили свои инструменты, предназначенные для ремонта и других мужских работ. В этом углу мужчины ремонтировали обувь и утварь, а также плели корзины и другие изделия из лозы.

На скамью в мужском углу присаживались все гости, пришедшие к владельцам дома на короткое время. Именно здесь мужчина спал и отдыхал.

Женский угол (Середа)

Это было важное в женской судьбе пространство, поскольку именно из-за печной занавески девушка выходила во время смотрин в нарядном одеянии, а также ждала жениха в день свадьбы. Здесь женщины рожали детей и кормили их подальше от посторонних глаз, скрываясь за занавеской.

Также именно в женском углу дома понравившегося парня девушка должна была спрятать обметалочку, чтобы в скором времени выйти замуж. Верили, что такая обметалочка поможет невестке скорее подружиться со свекровью и стать хорошей хозяйкой в новом доме.

Красный угол

Это самый светлый и важный угол, поскольку именно его считали священным местом в доме. По традиции при строительстве ему выделяли место на восточной стороне, где два смежных окна образуют угол, таким образом свет падает, делая угол самым светлым местом в избе. Здесь обязательно висели иконы и вышитые рушники, а также в некоторых избах - лики предков. Обязательно в красном углу ставили большой стол и принимали пищу. Под иконами и рушниками всегда хранили свежеиспечённый хлеб.

И по сей день известны некоторые традиции связанные со столом. Так, молодым людям не желательно сидеть на углу, чтобы в будущем создать семью. Дурная примета оставлять грязную посуду на столе или сидеть на нём.

Крупы, муку и другие продукты наши предки хранили в сенниках. Благодаря этому хозяйка всегда могла быстро приготовить еду из свежих продуктов. Кроме этого были предусмотрены дополнительные постройки: погреб для хранения овощей и фруктов зимой, хлев для скота и отдельные сооружения для сена.

Название "красный угол" (он же "большой", "святой", "Божий" и так далее) слышали все. Но не каждый возьмётся объяснить, что же это такое и какие представления связаны с красным углом. Иногда приходится слышать, что это – дальний от входа угол по правую руку. Но стоит заглянуть в книги учёных-этнографов, и легко убеждаешься, что это мнение оказывается верным далеко не всегда.
Причём, как выяснилось, поиски красного угла надо начинать опять-таки "от печки".
Так ещё в середине ХIХ века на европейской части территории расселения русского народа чётко прослеживались четыре разные типа внутренней планировки крестьянского жилища.
Для "восточного южнорусского типа" (Воронежская, Тамбовская губернии, восток Тульской, север Владимирской) характерно расположение печи в дальнем от входа углу; при этом устье печи было обращено ко входу. "Западный южнорусский тип" (Орловская, Курская, Калужская губернии) отличался от восточного тем, что печь была развёрнута устьем к боковой стене.
В "западнорусском" типе планировки (Псковская, Витебская, Новгородская, Смоленская губернии) печь находилась у входной двери и была к ней повёрнута устьем. Аналогичным образом ставили печи в Белоруссии, на Украине, в Польше, в Латгалии, на востоке Литвы, частично в Карелии. При "северно-среднерусском" типе планировки (северные, центральные и поволжские губернии) печь также располагалась у входа, но устье её было обращено в сторону от него, к дальней стене.


XIX век

При этом все авторы единодушно указывают, что красный угол располагался по диагонали от печи. То есть совершенно не обязательно в дальнем от входа углу, по правую руку. Мог он находиться и у входной двери. Какие же законы управляли взаимным расположением в избе красного угла и печи? Ибо, конечно, расположение это – отнюдь не случайно. Древние люди вообще крайне редко делали что-либо случайно, "абы как". Буквально всё, вплоть до мельчайших деталей вышивки на одежде, было исполнено глубокого смысла. А строительство жилья – и подавно!



XIX век

Мы уже видели, что в глазах наших предков изба была самой настоящей Вселенной – с небом, землёй, "нижним миром" и сторонами света. При этом со сторонами света связывались вполне определённые понятия. О них, как и о многом другом, здесь едва затронутом, опять-таки можно писать новую книгу. Заметим только, что восток и юг для наших предков символизировали солнечный восход, "красную" весну, полдень, "красное" лето, жизнь, тепло. На юге располагалось Мировое Древо, близ вершины которого помещался ирий – обитель Богов, света и добра. Напротив, запад и север прочно ассоциировались с "гибелью" солнца, смертью, холодом, мраком, лютой зимой, тёмными Богами.
Понятно, всякий разумный человек стремился расположить и обустроить своё жилище таким образом, чтобы силам зла, смерти и холоду было как можно труднее проникнуть вовнутрь. И наоборот, чтобы двери были настежь распахнуты навстречу добру, жизни, свету.
Причём в буквальном смысле этого слова. До появления окон единственным отверстием, посредством которого древнее славянское жилище сообщалось с окружающим миром, была дверь. А мы уже говорили о том, что древнейшие (VI–IХ веков) избы и полуземлянки славян, изученные археологами, были непременно обращены дверью на юг. Понятно теперь, что причина за этим крылась более глубокая, нежели простое желание осветить жилище.
Мы говорили также, что печь в ту эпоху ставили в противоположной от входа стороне: жильё топилось по-чёрному, и дым, прежде чем выйти сквозь дверь, плыл через весь дом. Неужели у наших предков не хватало соображения переместить печь поближе к двери, как это делали в позднейшие времена?
Не забудем, однако, что стена, противоположная входу, смотрела на север. То есть туда, откуда в любой миг могла подкрасться беда: холод, мрак, зло.
Начиная с Х века, после появления окон, южная ориентировка двери перестала быть обязательной. Впрочем, окна ещё в ХIХ веке, как правило, выходили на юг или восток, но никак не на север и не на запад. Вот тогда-то, в Х веке, и начали формироваться те четыре типа внутренней планировки жилища, о которых только что говорилось, – но расположение печи в северной части дома осталось неизменным.
Итак, красный угол, известный нам по этнографическим данным, располагался в южной или юго-восточной части помещения. Это было непреложное правило.
О священной силе печи, о том, что она была одним из "центров святости" дома, на этих страницах говорилось уже неоднократно. Святость красного угла тоже в доказательствах не нуждается.
Некоторые авторы связывают религиозное осмысление красного угла исключительно с христианством. По их мнению, единственным священным центром дома в языческие времена была печь. Божий угол и печь даже трактуются ими как христианский и языческий центры. Эти учёные видят в их взаимном расположении своеобразную иллюстрацию к русскому двоеверию первых веков после официального принятия христианства и чуть ли не оппозицию "свет – тьма", где в роли "тьмы" выступает не север с его мифологическим злом, а языческая вера. Вряд ли можно с этим согласиться! Мистическое осмысление сторон света, как мы видели, было выработано нашими предками задолго до крещения Руси в конце Х века. Кроме того, множество примеров свидетельствует, что смена официальной религии очень мало что изменила в традиционной культуре народа. Так что, скорее всего, христианские священные изображения просто сменили в Божьем углу более древние – языческие, а на первых порах несомненно соседствовали там с ними.
Что же до печки… подумаем серьёзно, могла ли "добрая" и "честная" Государыня Печь, в присутствии которой не смели сказать бранного слова, под которой, согласно понятиям древних, обитала душа избы – Домовой, – могла ли она олицетворять "тьму"? Да никоим образом. С гораздо большей вероятностью следует предположить, что печь ставилась в северном углу в качестве неодолимой преграды на пути сил смерти и зла, стремящихся ворваться в жильё.