Значение роман угличский в православной энциклопедии древо. Роман угличский, благоверный князь

Святой благоверный князь Роман Угличский жил в тяжкую пору нашествия татар на русскую землю. Он был второй сын второго угличского удельного князя Владимира Константиновича и внук Константина Всеволодовича, сначала удельного князя ростовского, ярославского и угличского, а потом великого князя владимирского2. Владимир Константинович получил в удел Угличе поле, или город Углич, в раннем детстве3. Вступив в брак с княжной Фотинией, он имел двух сыновей - Андрея и Романа4.
В княжение в Угличе Владимира разразилась страшная гроза над русской землей, а вместе и над Угличем: Батый, по разорении Москвы и Владимира и избиения здесь семьи великого князя, двинулся за Волгу, куда великий князь Юрий Всеволодович удалился, собирая войска. На этом пути татары подчиняли своей власти все попадавшиеся города, а те, которые не хотели покоряться, разоряли и избивали их жителей. Ввиду явной и неотвратимой опасности угличский князь Владимир решил не сопротивляться бесплодно, а спасти город и жителей изъявлением покорности татарам. Впрочем, сам он с семейством не хотел вынести позора и искал спасения на севере, удалившись в новгородские пределы. После несчастной битвы на реке Сити и гибели великого князя Юрия русские князья должны были признать власть татар и платить им дань. Этой участи должен был покориться и угличский князь, который по удалении Батыя на юг подобно другим князьям по миновании опасности вернулся в Углич и стал править, уже как подручник хана. Неизвестно, ходил ли князь Владимир в орду с изъявлением покорности хану, как это требовалось и как должны были делать все владетельные князья. Предание, записанное в пространном житии, гласит, что в орду Владимир не пошел, но, во избежание ответственности, не оставался и в Угличе, а проживал по другим городам и скончался во Владимире в 1249 году 27 декабря. Тело его тогда же было перенесено женой и детьми в Углич и погребено в Преображенском соборе.
Детство благоверного князя Романа, как и его старшего брата Андрея, прошло, таким образом, среди страшных тревог и бедствий, больше в изгнании и странствованиях, чем в спокойном пребывании с родителями в Угличе.
По смерти Владимира угличским князем стал старший сын его Андрей, которому было всего 16 лет. Но при нем находилась мать его, которая и руководила детьми. Андрей скончался в 1261 году, не оставив детей, и угличское княжение досталось брату его Роману, который имел тогда 26 лет от роду.
Возросши в благочестивой семье князя Владимира Константиновича среди страшных тревог и испытаний, проведя немало времени в странствовании, князь Роман отличался благочестием и не питал большой склонности к шумной жизни и веселью. Будучи достаточно просвещенным, он занимался чтением книг, любил храмы Божии, духовенство и службу церковную. К его княжению относят построение многих церквей в Угличе и пределах угличского княжества, которое при нем пользовалось миром, насколько это было возможно в тяжелое время татарского владычества. Власть князя Романа, кроме Углича, простиралась и на другие города: Кашин, Вежецкий Верх, Устюжну, Дмитров, Звенигород. Ему же принадлежит построение нового города Романова на левом высоком берегу Волги против слободы Борисоглебской.
Князь Роман отличался благотворительностью, заботился об устроении богаделен и странноприимных домов.
В 1265 г. князь Роман сочетался браком с княжной Александрой, но потомства не имел. Вместе с ним в Угличе жила благочестивая его мать, княгиня Фотиния, которая под старость приняла иноческий чин с именем Евдокии, в 1278 году скончалась и погребена была в Угличе подле своего супруга. В 1281 году князь Роман лишился и своей супруги Александры и доживал последние свои годы в одиночестве, предаваясь делам и подвигам благочестия. Блаженная кончина его последовала 3 февраля 1285 года, к великой печали его подданных и родственных князей, которые любили и почитали его. Тело князя Романа положено было в соборном храме Преображения Господня, рядом с гробницами его отца, матери, брата и супруги.
Ровно через двести лет после кончины князя Романа, именно в 1485 году, угличский князь Андрей Васильевич5 приступил к постройке нового, уже каменного собора Преображения Господня в крепости города Углича. При копании рва для основания нового храма Бог даровал князю Андрею обрести нетленные мощи князя Романа, которые и были потом поставлены в новопостроенном храме и лежали здесь целы и невредимы более ста двадцати лет. От этих нетленных мощей истекали многочисленные чудесные исцеления от различных болезней. Как жители Углича, так и окрестных мест благоговейно чтили мощи святого князя, но свидетельства со стороны церковных властей не было.
После убиения царевича Дмитрия в Угличе в конце шестнадцатого и первых годах семнадцатого столетия стали особенно часто повторяться чудесные исцеления больных, притекавших к мощам святого князя Романа. Слава о сих чудесах распространилась повсюду, и патриарх Иов поручил казанскому митрополиту Гермогену освидетельствовать на месте святые мощи и сказания о чудесах. После сего освидетельствования святейший патриарх Иов благословил составить житие, стихиры и канон святому Роману, а равно и описание чудес с 3 февраля 1605 года6.
В 1609 году город Углич постигло великое бедствие, как и всю тогдашнюю Русь: литовское разорение. Город Углич был взят, жители во множестве перебиты, а дома, крепость и храмы Божии пограблены и пожжены. Враги ворвались и в Преображенский собор, разграбили и многое пожгли, а нарочито мощи святого князя Романа, покоившиеся там. Благочестивые почитатели святого Романа собрали обожженные кости его мощей: головы, ребер, рук и ног, положили в новую раку и опять поставили в соборном храме Преображения, где они и покоятся до настоящего времени.

1 В 1605 году с 3 февраля стали совершаться чудеса от мощей святого князя Романа Угличского. Патриарх Иов тогда же поручил Казанскому митрополиту Гермогену, впоследствии патриарху, освидетельствовать мощи святого князя в Угличе и проверить сведения о чудесах. По благословению патриарха Иова воевода Семен Романович Олферьев и инок Переяславского Данилова монастыря Сергий составили житие, службу и описание чудес (с 3 февраля 1605 г.) св. князя Романа. После литовского разорения города Углича в 1609 году этого новонаписанного жития, равно как и сказания о чудесах с 3 февраля по 2 марта 1605 года, доискаться не могли; переписывали только службу и сказание о чудесах со 2 марта. По рукописи, хранящейся в Угличском Преображенском соборе, сказание о чудесах святого князя Романа напечатано в Яросл. Епарх. Ведом, за 1873 г. No 46-48 и отдельной брошюрой: "Повесть о чудесах святого благоверного князя Романа, Угличского чудотворца". Ярославль. 1874. Служба и сказание о чудесах нам известны и по нескольким другим рукописям. После утраты жития, написанного в 1605 г., впоследствии, в XVIII в., при Угличском Преображенском соборе составлено было новое пространное житие "с древнейших летописцев и достоверных географических историописателей" по списку ХVIII в. это житие напечатано в Яросл. Епарх. Вед. за 1889 г. No 48-49 и отдельной брошюрой: "Житие святого и благоверного князя Романа Владимировича, Угличского чудотворца". Ярославль. 1890. Данные упомянутых здесь "Повести" и "Жития" в настоящем изложении проверены справками с летописными и другими свидетельствами.
2 Константин был сын великого князя Всеволода III Юрьевича Большое Гнездо, род. в 1185 г.; с 1207 г. был удельным князем ростовским, ярославским и угличским, а с 1216 г. великим князем владимирским; скончался в 1219 году.
3 Он род. около 1214 г.
4 Князь Владимир вступил в брак в 1232 г.; князь Андрей родился в 1233, а Роман - 1 октября 1235 года.
5 Андрей Васильевич, сын великого князя Василия Васильевича Темного и брат великого князя Иоанна Васильевича III, княжил в Угличе с 1462 г.; в 1422 был заточен Иоанном III в Переяславле, где и скончался в 1494 году.
6 Житие святого Романа и описание первых чудес его погибли в литовское разорение. Сохранилось вместе со службою святому Роману описание чудес от мощей его лишь со 2 марта того же 1605 года.

Святой благоверный князь Роман, Угличский чудотворец, родился 1 октября 1235 года. Он был младшим сыном Угличского князя Владимира и княгини Фотинии, племянником святого князя Василька Ростовского. С детства святой князь Роман отличался любовью к молитве, послушанием родителям и прилежанием к чтению Священных книг.

В 1261 году, после смерти отца и старшего брата, святой Роман 26-ти лет принял на себя управление княжеством. С отеческой любовью заботился он о своих подданных и старался не столько об умножении княжеской казны, сколько о благополучии вверенного ему Богом княжества: строил и содержал больницы, странноприимные дома, богадельни.

В течение 24-х лет своего правления он построил и украсил богатыми вкладами более 15 храмов.

Святой князь Роман Владимирович часто беседовал с опытными мужами того времени. Особенно он любил посещать келии монахов, ведших благочестивую, подвижническую жизнь.

В 1280 году скончалась жена святого благоверного князя Романа, княгиня Александра. С того времени он всецело посвятил себя подвигам поста, молитвы, благотворительности и благочестия.

Роман Владимирович прославил себя построением в своём княжестве нового и красивого города, который и назван в честь основателя своего Романовым. Серебренникова и Супоневская летописи повествуют подробно об этом подвиге Угличского князя. Любопытно знать, что было причиною основания сего города. Или Романов был избран местом торговли тамошнего края, или, чтобы он был защитою северных областей Угличского княжества? А вернее всего, что все эти обстоятельства вместе были причиною основания города Романова.

Роман Владимирович собрал бояр и духовенство, долго с ними рассуждал и советовался, потом, призвавши мастеровых и рабочих, отправился с ними к слободе Борисоглебской и напротив неё, на высоком берегу Волги, заложил соборную церковь во имя Воздвижения Святого Креста; распределил, где быть крепости, потом собрал множество рабочих людей тамошнего края, распорядясь работами, возвратился в Углич.

Через три года донесли Князю, что город постройкою кончен. Князь поехал туда и удивился, видя город цветущим и преизрядным. Князь Роман, довольный своим созданием, отслужил благодарственный молебен Богу, вспомоществующему в добром деле, освятил новосозданные собор и крепость, наградил бояр, мастеров и работников, строивших город Романов, распорядился управлением своей новой крепости и потом возвратился в престольный град Углич.

Во время правления святого князя Романа Угличского княжество разрослось и укрепилось. Предвидя кончину, он созвал бояр и духовенство к своему ложу и завещал им жить в мире, любви и согласии, как родным братьям. После его смерти Угличское княжество перешло в удел Ростовских князей, так как святой князь Роман умер бездетным.

Преставился к Богу святой князь Роман 3 февраля 1285 года. Тело его было погребено в церкви Преображения. По распоряжению патриарха Иова, мощи были освидетельствованы Казанским митрополитом, святителем Ермогеном (будущим Патриархом) в 1595 году, после чего последовало прославление святого. В 1605 году святые мощи князя Романа были сожжены поляками вместе с храмом, но частицы их сохранились.

«Минея». Февраль. - М. 1981г

Частицы мощей святого благоверного князя Романа Угличского хранятся
в Воскресенском соборе Романов-Борисоглебска.

Роман Угличский, благоверный князь

Святой благоверный князь Роман, Угличский чудотворец, родился 1 октября 1235 года. Он был младшим сыном угличского князя Владимира и княгини Фотинии и племянников святого князя Василька Ростовского († 1238; память 4/17 марта). С детства святой князь Роман отличался любовью к молитве, послушанием родителям и прилежанием к чтению Священных книг. Он был утешением своему отцу, матери, брату и всему семейству. Святому Роману было всего два года, когда Батый со своими полчищами двинулся на Русь. Узнав о приближении татар к Угличу, отец святого Романа увез его вместе со старшим братом Андреем в Новгород. Целые три года скитались они в Новгородской области, и когда татары уже совсем оставили Россию, возвратились в Углич.

В 1248 году явились в Углич татарские чиновники; князь Владимир отправился во Владимир и здесь умер в 1249 году. Чиновники хана нашли, что Угличское княжество покорно хану и исправно платит дань. Потому старший сын князя Владимира Андрей стал управлять княжеством Угличским.

В 1261 году, по смерти старшего брата, святой Роман 26-ти лет принял на себя управление княжеством. С отеческой любовью заботился он о своих подданных и старался не столько об умножении княжеской казны, сколько о благополучии вверенного ему Богом княжества: строил и содержал больницы, странноприимные дома и богадельни. Многие люди из соседних княжеств, прослышав о милосердии, щедрости и благонравии святого князя Романа, переходили в его Угличский удел. Святой князь Роман Владимирович также много потрудился для украшения столицы своего княжества - города Углича. Он перестроил княжеский дворец, построил ряд общественных зданий. Заботился святой князь Роман и о монастырях и храмах Божиих. В течение 24 лет своего правления он построил и украсил богатыми вкладами более 15 храмов.

Святой князь Роман Владимирович часто беседовал с опытными мужами того времени. Особенно он любил посещать келлии монахов, ведущих благочестивую, подвижническую жизнь. В 1280 году скончалась жена святого благоверного князя Романа княгиня Александра. С того времени он всецело посвятил себя подвигам поста, молитвы, благотворительности и благочестия. Каждый день святой Роман присутствовал на богослужении, много времени уделял чтению духовных книг.

Святой князь прославился также построением в своем княжестве нового прекрасного города, который был назван в честь основателя Романовым (ныне г. Тутаев). Летописи сохранили подробности его постройки. Святой князь выбрал для него место на высоком берегу Волги. Там была заложена церковь в честь Воздвижения Честного Креста Господня. Святой князь сам указывал, где и что должно быть в городе построено.

Во время правления святого князя Романа Угличское княжество разрослось и укрепилось. Предвидя кончину, он созвал бояр и духовенство к своему ложу и завещал им жить в мире, любви и согласии, как родным братьям. После его смерти Угличское княжество перешло в удел ростовских князей, так как святой князь Роман умер бездетным.

Преставился к Богу святой князь Роман 3 февраля 1285 года. Тело его было погребено в церкви Преображения в Угличе. Мощи святого Романа в 1486 году были обретены нетленными и перенесены в новую соборную церковь Преображения. По распоряжению патриарха Иова мощи были освидетельствованы Казанским митрополитом святителем Ермогеном (будущим патриархом) в 1595 году, после чего последовало прославление святого. В 1605 году святые мощи князя Романа были сожжены поляками вместе с храмом, но частицы их сохранились.

О святом князе Романе в 1605 году было написано житие Семеном Олферьевым и иноком Сергием, но оно погибло во время разорения Углича в 1609 г.

Первая служба святому князю Роману происходит из Угличского Спасо-Преображенского собора. Ко второй службе XVII века сделана приписка: «Лета 6793 (1285). Преставление святого благоверного князя Романа Угличскаго, нового чудотворца. А обретение честных мощей на основании храма во имя Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Боголепного Преображения. А память святого благоверного князя Романа октября в 1-й день, на память святого Романа Певца кондакореви. А проявление преславных чудес его лета 7113 (1605), февраля в 3-й день, на память святого праведного Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Повесть, стихиры же и каноны сотворены по благословению великого святейшего кир Иова, патриарха Московского и всея России, труды и тщанием Симеона Олферьева, да инока Сергия честныя обители Пресвятыя Троицы Даниилова монастыря Переяславля Залесскаго».

Из книги Русские святые. Июнь–Август автора Автор неизвестен

Роман Рязанский, благоверный князь Святой благоверный князь Роман Олегович Рязанский (в миру Ярослав) родился незадолго до нашествия татар на Русскую землю, в 1237 году. Он происходил из доблестного рода рязанских князей, заботившихся о вере и благочестии. Родоначальник

Из книги Русские святые. Март-Май автора Автор неизвестен

Александр Невский, благоверный князь Перенесение мощей благоверного князя Александра Невского состоялось 30 августа 1724 года из Рождественского монастыря г. Владимира в Троицкий монастырь г. Санкт-Петербурга.Край, где была основана новая столица Российской империи г.

Из книги Русские святые автора (Карцова), монахиня Таисия

Димитрий Угличский, благоверный царевич Святой благоверный царевич Димитрий, сын царя Иоанна IV Грозного от его седьмого брака с Марией Федоровной (из рода Нагих), родился 19 октября 1582 года (а по другим источникам 1583 или 1585 гг.) в Москве. Царь Иоанн назначил в удел царевичу с

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том II (апрель – июнь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

Игнатий Вологодский, преподобный, в миру благоверный князь Иоанн Угличский Святой благоверный князь Иоанн был сыном христолюбивого князя Андрея Васильевича Угличского - третьего сына великого князя Василия Темного, и благоверной княгини Елены. Родился он около 1477 (1478)

Из книги "Дети небесного града" и другие рассказы автора Зоберн Владимир Михайлович

Мученик Благоверный Князь Роман (Ольгович) Рязанский (+ 1270) Память его празднуется 19 июля в день мученической кончины и 10 июня вместе с Собором Рязанских святыхСв. князь рязанский Роман был обвинен перед татарским ханом в том, что он поносил языческую веру. Защищаться он

Из книги СЛОВАРЬ ИСТОРИЧЕСКИЙ О СВЯТЫХ,ПРОСЛАВЛЕННЫХ В РОССИЙСКОЙ ЦЕРКВИ автора Коллектив авторов

Благоверный князь Роман Угличский (+ 1285) Память его празднуется 3 февр. в день преставления и 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святыхСв. благоверный князь Роман родился 1 октября 1235 г. вУгличе.Отец его, князь Владимир Константинович (см. житие св. блгв. князя

Из книги автора

Благоверный князь Иоанн Угличский, в иночестве Игнатий, Вологодский чудотворец (+ 1522) Память его празднуется 19 мая в день преставления и 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святыхКнязь Иоанн был сыном угличского князя Андрея Васильевича (брата вел. князя Иоанна III)

Из книги автора

Благоверный Царевич Димитрий Угличский И Московский, чудотворец (+ 1591) Память его празднуется 15 мая в день гибели его, 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святых и 3 июня в день перенесения мощей в МосквуСв. Димитрий царевич был братом и наследником последнего царя

Из книги автора

Поучение 1-е. Св. благоверный царевич Димитрий Угличский (Таинственные судьбы правосудия и благости Божией) I. Прошло три века после того, как совершилось ужасное событие – убиение невинного восьмилетнего отрока, наследника русского престола, царевича Димитрия, память

Из книги автора

Поучение 1-е. Св. благоверный князь Иоанн Угличский, в иноках Игнатий, Вологодский чудотворец (Временные несчастья суть благодеяния Божии) I. Воспоминаемый в нынешний день наш русский святой, князь Иоанн Угличский, жил более трехсот лет тому назад. Великий князь московский

Из книги автора

Благоверный царевич Димитрий Угличский Святой благоверный царевич Димитрий, сын царя Иоанна IV Грозного от его седьмого брака с Марией Федоровной, родился 19 октября 1582 года в Москве. Царь поселил царевича с его матерью в Угличе.После смерти Иоанна Грозного на престол

Из книги автора

ДОВМОНТ, благоверный князь Псковский иначе Домант. Польские хроники и Волынская летопись называют его свояком в.к. Литовского Миндовга и сыном Литовского князя Гурде. В древней надписи над гробом Довмонта сказано, что он был сын Миндовга. Будучи изгнан из Литвы, Довмонт

Из книги автора

ИГОРЬ, благоверный, великий князь сын Олега Святославича, князя Черниговского, вступил на великокняжеский престол 1146 г. по смерти брата, Всеволода, который не задолго до кончины своей объявил его наследником. При сем объявлении никто из князей не подал знака несогласия.

Из книги автора

ИОАНН, благоверный князь Углицкий в иноках Игнатий, Вологодский чудотворец, сын Углицкого князя Андрея Васильевича, внук Василия Темного. - Великий князь Московский Иоанн III, вознегодовав на брата своего родного, князя Андрея Углицкого, заключил его, вместе с

Из книги автора

РОМАН Олегович, благоверный князь Рязанский сын Олега Красного, внук Ингваря (Козьмы) Игоревича, наследовал княжение по смерти отца (1258 г.) в тяжкое для земли Русской время от владычества Татар. Он имел утешение видеть учреждение в Орде православной епархии; в 1261 г.

Из книги автора

РОМАН Владимирович, благоверный князь Угличский сын Владимира, внук в.к. Константина I, княжил по кончине отца (1249) с старшим братом своим Андреем в Угличе, а по смерти брата один; - скончался бездетен 1285 февраля 3. Угличское княжение досталось в наследие князьям Ростовским,

История русской земли богата личностями, которые и по прошествии столетий остаются примером добросовестного и честного выполнения своего земного долга. И пусть сведения об их жизни довольно скудные, но то, что не стерты историей, вызывают неподдельное восхищение. Таким был благоверный князь Роман Угличский – мудрый правитель и настоящий христианин.

Прославил святого Сам Господь. В 1486 году при закладке нового соборного храма Углича были обретены мощи князя Романа, княжившего во второй половине XIII века. Когда после освидетельствования они стали доступными для поклонения, от святых мощей стали происходить многочисленные исцеления.

Все случаи были записаны, но летопись с чудесами и жизнеописанием сгорела во время пожара 1609 года. Пострадала и часть мощей благоверного князя. Осталась только служба, составленная в 1605 году. Один из приделов во вновь отстроенном Соборе был освящен в честь благоверного Романа. Туда и положили его честные мощи. Они почивали в храме 320 лет. В советские годы оказались в музейном заточении, а в 1989 году возвращены церкви.

А Вы хотите также вышивать?

Мастер - класс: Как вышить уникальную икону

Никогда не вышивали. Очень хотите попробововать, но боитесь у Вас ничего не получится.

"Перекопали" весь интернет, но не нашли схему вышивки нужной иконы.

Заполнили вышивкой уже много однообразных и скучных схем, а душе хочется чего то творческого.

Хотите вышить по настоящему красивый и уникальный образ, который будет существовать в единственном экземпляре.

Заходите на наш мастер - класс по вышивке икон..

Если же нужна готовая икона - можете заказать и мы вышьем её для Вас

Или выбирайте из уже вышитых образов

Детство князя Романа Угличского

Из жития святого до наших дней дошли самые скудные сведения. Известно, что он был вторым сыном Владимира, князя Угличского и княгини Евдокии. Детство братьев Романа и Андрея прошло в постоянных странствованиях. То были тяжелые для Руси времена нашествия Батыя.

Отец мальчиков не хотел покоряться хану, но и не желал, чтоб было разорено его княжество. Оставив город, он удалился с семьей в земли северные. После ухода Батыя Владимир вернулся в Углич, как законный правитель, но уже ханский подручник – он должен был отвозить хану дань.

О том, ходил ли князь в Орду, подобно многим другим русским правителям, не осталось сведений. Скорее всего, считают историки, нет. Князь опасался постоянно находиться в городе, поэтому бывал здесь периодически, продолжая странствовать.

Княжение святого Романа Угличского

После смерти отца княжество перешло к старшему сыну Андрею. Случилось это в 1249 году. Через 12 лет княжения умер и Андрей. И тогда власть перешла к Роману Угличскому. В его княжение удел именовался Семиградом по числу входивших в него городов, со столицей в Угличе. На основании скудных данных можно сделать вывод, что князь был человеком мудрым, правителем справедливым и христианином боголюбивым.

Он строил больницы и странноприимные дома. Первые содержал за свой счет, вторые – за счет обителей. При нем в Угличе и окрестностях было воздвигнуто 15 храмов. Все свое свободное время он проводил в делах благочестия: посещал монастыри и беседовал там с мужьями духовными, утешал страждущих в больницах, помогал неимущим.

Роман Угличский был человеком образованным, он очень уважал умных людей, любил беседовать с ними. А кроме того, это был истинный христианин-подвижник. Он любил молитву и уединение. Считается, что по его молитвам Углич был сохранен Богом от разорения монголо-татарами.

Народная молва о милосердном правителе разносилась по земле русской. В Углич спешили люди, чтобы остаться здесь жить. Среди них было много ремесленников – город строился и расширялся. Романа Угличского любили и очень уважали. Подданные видели в нем святого.

Молитвенная помощь Благоверного князя Романа Угличского

В сонме русских святых благоверный Роман почитается как чудотворец. Ему молятся в различных нуждах, особенно в болезнях. К нему за помощью обращаются, если не могут решить, как поступить. Бездетные пары возносят мольбы к святому об обретении счастья материнства и отцовства.

Святого считают своим покровителем градостроители. Из его жития известна история основания и построения города Романова, нынешнего Тутаева. Роман хотел иметь в своем уделе город, который стал бы в тамошнем крае центром торговли, а также защитил бы княжество от вторжения врагов с севера.

Он сам выбрал место, долго молился на высоком холме, заложил камень для будущего храма и придумал проект крепости, нанял лучших зодчих и мастеровых из местных жителей. Благословил строительство и удалился в Углич.

Через три года князю доложили, что город построен. Когда Роман приехал туда, то не поверил своим глазам: с помощью Божией, по его молитвам, взору предстал цветущий град, который в честь князя и был назван Романовым.

Первым делом Роман Угличский отслужил Богу благодарственный молебен. Потом наградил и поблагодарил всех, кто внес свою лепту в строительство. Разрастались и другие города в правление князя.

Князь Роман, как и его брат Андрей, не оставил после себя наследника. С женой Александрой у него не было детей. Любимая супруга Романа Угличского умерла раньше его самого. И до конца дней он хранил ей верность. Перед кончиной, которую Роман Угличский предвидел, он собрал бояр и знатных граждан Углича, чтобы сделать завещание.

Он оставлял им княжество богатое. Но главное, о чем просил – жить в согласии и мире друг с другом. После кончины благоверного князя, Углич отошел князьям ростовским – его двоюродным братьям. День памяти святого отмечается 16 февраля и 23 мая (Собор Ростовских святых).

Иконы Романа Угличского вышиты бисером с использованием трунцала, янтаря, жемчуга, а также полудрагоценных камней. Лики написаны масляной краской на тонком холсте. Время на вышивку одной иконы - 2 месяца. Схемы и наборы для вышивки икон святого Романа Угличского не используются.

Святой благоверный князь Роман, Угличский чудотворец, родился 1 октября 1235 года. Он был младшим сыном угличского князя Владимира Константиновича и княгини Фотинии.

С детства князь Роман отличался любовью к молитве, послушанием родителям и прилежанием к чтению священных книг. Он был утешение своему отцу, матери, брату и всему семейству. Святому Роману было два года, когда хан Батый со своими полчищами двинулся на Русь. Отец, узнав о приближении татар к Угличу, увез святого Романа со старшим братом Андреем в Новгород. Здесь братья пребывали три года, затем вернулись в родной Углич, когда татары покинули русскую землю.

Владимир Константинович остался правящим князем разоренного татарами Углича. Скончался он 27 декабря 1249 года и был похоронен в главном храме Углича, церкви Преображения Господня. Княжение в Угличе перешло в руки его старшего сына, шестнадцатилетнего Андрея Владимировича. Он возродил Углич из руин.

После смерти старшего брата, в 1261 году, святой Роман, которому тогда исполнилось 26 лет, принял на себя управление княжеством.

За годы его правления княжество разрослось и укрепилось. Власть князя Романа, кроме Углича, стала простираться и на Кашин, Вежецкий Верх, Устюжну, Дмитров, Звенигород.

Святой князь Роман выстроил новый город, который назван в честь его, Романовом.

Немало сделал святой князь роман и для столицы своего княжества, города Углича. Он перестроил княжеский дворец, построил ряд общественных зданий. Заботился святой князь и о монастырях, и храмах Божиих. В течении 24-х лет своего правления он построил и украсил богатыми вкладами не менее 15 храмов.

В 1265 году князь сочетался браком. Ничего неизвестно о супруге святого князя, сохранилось только ее имя – Александра.

Не имея детей, князь был истинным отцом своим подданных, с отеческой любовью заботился о них, старался не столько об умножении княжеской казны, сколько о благополучии вверенного ему Богом княжества. Он строил и содержал больницы, странноприимные дома и богодельни, пекся о больных, нищих и бесприютных, как о своих кровных братьях, посещал и утешал их почти каждый день. Кротость и милосердие святого князя приводили к раскаянию даже преступников.

Многие люди из соседних княжеств, прослышав о милосердии, щедрости и благонравии князя Романа, переходили в его удел.

Святой князь любил беседовать с духовно опытными мужами, часто посещал кельи монахов, которые вели святую жизнь. «И такой святой князь питал свою душу и сердце, и явился премудрым паче человек».

Вместе с князем в Угличе жила его благочестивая мать, княгиня Фотиния, которая под старость приняла иноческий чин с именем Евдокии. Она скончалась в 1278 году и была погребена возле своего супруга и старшего сына.

В 1281 году князь Роман лишился и своей супруги Александры, и доживал свои последние годы в одиночестве, предаваясь подвигам благочестия. Каждый день он молился на богослужении, много времени уделял чтению духовных книг.

Предвидя кончину, святой князь созвал бояр и духовенство к своему одру и завещал им жить в мире, любви и согласии, как родным братьям.

Блаженная кончина его последовала 3 февраля 1285 года. Тело святого князя Романа было погребено в соборном храме Преображения Господня, рядом с гробницами его отца, матери, брата и супруги.

Его святые нетленные мощи были обретены через 200 лет, в 1485 году, когда угличский князь Андрей Васильевич приступил к постройке нового, уже каменного Спасо-Преображенского собора. Мощи были поставлены в новопостроенном храме. От святых мощей истекали многочисленные чудесные исцеления.

В годы польско-литовской интервенции (1608-1611 гг.) Углич был захвачен литовцами, жители города перебиты, дома, крепость и храмы сожгли. Был разграблен и Преображенский собор, а мощи князя Романа литовцы «нарочито» сожгли. Также был разорен и сожжен Богоявленский женский монастырь, в то время еще находящейся на территории Кремля (рядом с собором). Игумения монастыря Анастасия с 35-ю сестрами замучена и убита.

Благочестивые почитатели святого князя собрали святыню – обожженные главу, ребра, руки и ноги – положили в новую раку и снова поставили в соборном храме Преображения.

Почти 320 лет пребывали мощи святого князя в этом соборе. В первые же года советской власти святыня (мощи) оказалась в музейном пленении, и только в 1989 году была возвращена Церкви.

Частицы мощей находятся в многих храмах Угличского благочиния. В том числе и в нашем монастыре есть икона с частицей мощей святого князя Романа Угличского.