Зачем нам молиться? Для чего мы это делаем? Молитва изменяет будущее

— Мы молимся Господу, чтобы Он помог нашим близким и родным людям, например, «Господи, спаси такого-то!». Но Бог – это полнота Любви, и без нашей просьбы Он дает человеку все, что возможно дать. От моей просьбы к Господу в этом случае ничего не меняется. Зачем тогда молиться Господу о других людях?

Хороший вопрос! Я как-то иду в библиотеку, там сидит студент, копается в книжках. Я говорю: «Ты чего пишешь?» — «Да кандидатскую работу» — «На какую тему?»- «О молитве» — «О молитве? Странно! Зачем молиться-то? Бог любит всех, и каждому дает все, что только можно ему дать. Заем молиться-то, не скажешь?» У него, бедного, аж глаза на лоб полезли.

Бог есть абсолютная Любовь, т.е. предел. Его нельзя сделать более любвеобильным или менее любвеобильным, более милосердным или менее милосердным. Что Он, человек что ли? Это нас можно, как говорили еще греки «Дары склоняют и богов», т.е. нас можно еще разжалобить. Бог – Солнце, на всех направлена полнота Его лучей. Но принимаем-то…

Зачем молиться? Зачем молиться, если Бог управляет абсолютно всем? Зачем молиться, если Бог и так знает, что мы собираемся просить, еще до того, как мы попросим об этом?





4. Мы имеем Божественное обетование, что наши молитвы не напрасны, даже если мы и не…

Святитель Игнатий Брянчанинов:
«Человек не может не быть тем, чем он создан: он не может не быть домом, не быть жилищем, не быть сосудом. Не дано ему пребывать единственно с самим собою, вне общения: это ему неестественно. Он может быть с самим собою только при посредстве Божественной благодати, в присутствии ее, при действии ее: без нее он делается чуждым самому себе и подчиняется невольно преобладанию падших духов за произвольное устранение из себя благодати, за попрание цели Творца.»

Чем больше стяжаем Духа Святого — тем больше Он говорит в нас. Чем больше гоним Его из себя — тем больше общаемся с бесами.
В первом случае из нас выходят молитвы. А во втором хула на Духа Святого.

«Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне.» (Ин.15.4)

Псалом 102.

1Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя — святое имя Его.

2Благослови, душа моя, Господа и не…

Какую перемену совершает молитва в человеке, объясняет архимандрит Маркелл (Павук), духовник Киевских духовных школ.

– Зачем нужна молитва? Можно ли молиться о других людях?

– Для того чтобы жило наше тело, нам необходимо питание, а чтобы жила наша душа, – молитва. Не случайно многие святые отцы говорят, что мир стоит молитвою. В современном обществе, которое относительно недавно освободилось из плена государственного атеизма, большинство людей, слава Богу, ощущает потребность в молитве. Если не все молитвенное правило, то, по крайней мере, молитву «Отче наш» многие знают наизусть и каждый день стараются читать.

– Достаточно ли этого?

– Молитве «Отче наш» научил Своих учеников и последователей Сам Господь. Ее текст приводится в Святом Евангелии. По сути, в немногих словах этой молитвы излагается все, что необходимо для нашего спасения. Но со временем возникло и множество других молитв, которые ныне печатаются в…

Ученики видели, как молится их Учитель. Для Него было обыкновением, что Он часто «уходил в пустынные места и молился» (Лк 5:16). Они часто видели Его склоненным в молитве, более того, они могли наблюдать, что Его молитва была настоящим живым разговором с Богом, когда Творец отвечал на Его просьбы. Возможно, именно это и побудило учеников Спасителя обратиться с просьбой к Создателю: «Научи нас молиться».

Христос отвечает на эту просьбу и дает наставление ученикам, как же все-таки надо молиться. Он использует этот момент для того, чтобы научить Своих последователей молиться так, чтобы они могли получать ответ на свою молитву и это доставляло бы великую совершенную радость: «Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна» (Ин 16:23-24). Христос желает, чтобы Его ученики научились молиться таким образом, чтобы получать ответ от Бога. Чему должны научиться…

http://kuraev.ru

История одной девушки о вере в их семье.

«С детства меня водила в храм моя прабабушка.Потом когда она умерла моя бабушка стала набожной просто до изнеможения.Это хорошо когда человек воцерквлен и молится и соблюдает все посты и праздники, но когда она начинала нудеть «Идите в храм идите» При этом все говорилось с таким занудством и по поводу и без повода. И постоянно стыдила и вплоть до криков доходило.И в итоге такими действиями она добилась того, что в нашей семье наоборот всех отвернуло от церкви.Но потом все поняли, что так нельзя и стали ходить в храм и молиться.Но я никак не могла себя пересилить.Мне православие представлялось мрачным ужасным и тягостным.А когда в моей жизни начались неприятности я стала говорить «Зачем молиться Богу если он не помогает, и почему допускает несправедливости и горе даже тем кто молится Ему?» Потом по прошествию некоторого времени я стала задумываться над тем во, что я верю и как я живу и как жить дальше. Я захотела…

Почему нужно молиться Богу? Что необходимо, чтобы Бог услышал наши молитвы? Как Бог отвечает на молитвы?

ПО СРАВНЕНИЮ с необъятной Вселенной наша планета Земля лишь крошечная песчинка.

Для Иеговы, «Создателя неба и земли», все народы - «как капля из ведра» (Псалом 115:15; Исаия 40:15).

Тем не менее в Библии говорится:

«Иегова близок ко всем призывающим его, ко всем призывающим его в истине. Он исполнит желание боящихся его, услышит их крик о помощи» (Псалом 145:18, 19).

Только подумай: всемогущий Творец близок к нам и слушает нас, если мы призываем его в истине.

Какая же это честь - обращаться к Богу в молитве!

Актуальный вопрос

Зачем молиться?

Зачем молиться, если Бог управляет абсолютно всем? Зачем молиться, если Бог и так знает, что мы собираемся просить, еще до того, как мы попросим об этом?

1. Молитва – это форма служения Богу (Луки 2:36-38). Мы молимся потому, что Бог указывает нам молиться (Филиппийцам 4:6-7).

2. Христос и ранняя церковь дали нам пример молитвы (Марка 1:35; Деяния 1:14; 2:42; 3:1; 4:23-31; 6:4; 13:1-3). Если Иисус считал, что молиться стоит, то и нам следует поступать так.

3. Бог желает, чтобы молитва была средством получения Его решений в ряде ситуаций:

а) подготовка к важным решениям (Луки 6:12-13);
б) преодоление дьявольских препятствий в жизни (Матфея 17:14-21);
в) призвания работников для сбора духовного урожая (Луки 10:2);
г) получение силы для преодоления искушения (Матфея 26:41);
д) духовное подкрепление других (Ефесянам 6:18-19).

Введение

Обращаясь к церкви в Фессалониках, апостол Павел даёт им прямую заповедь и, будучи вдохновен Духом Святым, он передаёт эту заповедь и нам сегодня. В 1-м Фессалоникийцам 5:17 говорится: «Непрестанно молитесь». Возможность обращения к нашему Создателю – это такая возможность, к использованию которой нельзя подходить легкомысленно. Однако слишком много людей в нашем мире, даже и в Церкви, установленной Иисусом Христом, характеризуются таким легкомысленным подходом к молитве. Многие не понимают, что такое молитва и, следовательно, извращают это направление поклонения Богу и служения Ему, а также восхваления Его. Однако, так как Павел заповедует нам молиться непрестанно, мы должны осознать всю важность этого процесса. Так как нам заповедано проводить много времени в молитве, мы не должны относиться к этому беспечно и должны стремиться к тому, чтобы молиться именно так, как этого ожидает от нас Господь. Давайте точно определим, что такое молитва, давайте рассмотрим,…

Маханаим/Философия/Наука и религия 9
Молитва и Божий промысел

ВОПРОСЫ

Какова цель молитвы? Человек, который молится каждый день, может ответить нам, что он просит у Господа воспомо-ществования в своих ежедневных делах, в чрезвычайных ситуациях, и вообще всегда, когда ему нужна помощь. По некотором размышлении, однако, становится очевидно, что такое понимание молитвы приравнивает Бога к земному властителю. Царь не знает, в чем именно мы нуждаемся, и поэтому необходимо обратиться к нему с просьбой. Но о Боге мы не можем думать, ч» о Ему якобы неизвестны наши нужды и заботы и что для получения помощи Его следует проинформировать.

Более того, сама структура молитвы связана с определенными проблемами. Традиционная еврейская молитва, которую читают три раза в день, называется Амида (буквально: «стояние»; молящийся «стоит перед Господом»). Молитва состоит из восемнадцати обращений к Богу (и поэтому часто называется «Шмоне Эсре» — «восемнадцать» на иврите).1 В…

Свято-Николо-Тихонов мужской монастырь

Игумен Агафон

Зачем Богу наши молитвы

Гордый мирской ум, считающий для себя унизительным кого-то просить, а тем более умолять, протестует против необходимости молиться Богу.

А протестуя ищет лазейку, обвиняя Самого Бога, приписывая Ему человеческие пороки: гордыню, сластолюбие, властолюбие и т.д.

Такое перекладывание своих грехов всегда метко называлось: «С больной головы на здоровую».

Грешная голова всегда думает, что и все остальные, по крайней мере, такие же грешные как она, а возможно и более грешные.

Вот и возникает вопрос: зачем Богу наши молитвы? Разве Он сам не знает о том, что Он Всесилен, Человеколюбив и нет никого, кто бы мог Ему противостоять. Зачем Ему еще и подхалимы?

Не понимает грешный человек, что молитвы нужны не Богу, а ему самому. Что это ему необходимо подняться из той грязи, в которой он «аки свиния» лежит, а это без помощи Создателя невозможно.

Грешный…

Совершенно верно. Наши молитвы будут бесполезны, если мы будет просить чего-то против Божьей воли. Библия неоднократно говорит об этом (1 Ин. 5:14). Но если Бог и так намерен сделать что-то, зачем нам молиться об этом? Это вполне логичный вопрос, возникающий у многих людей. Его часто используют неверующие для того, чтобы доказать абсурдность веры.

В действительности вера и молитва имеют огромный практический смысл. Для того чтобы нам понять его, необходимо посмотреть на первую цель, для которой был сотворен человек. Библия говорит, что Бог сотворил людей, чтобы они были Его представителями, управляющими тем, что находится на земле. В своём первом обращении к людям, Он так и сказал: «обладайте ею» и «владычествуйте…» (Быт. 1:28). Делегируя человеку часть своей власти, Бог дал ему не только права, но и ответственность. Эта ответственность заключалась в том, чтобы человек мог сознательно осуществлять на земле, то, что угодно его Господину, Богу.

Эта история показывает,…

Зачем мы просим что-то у Бога, если Он уже всё предопределил, и лучше будет чтобы исполнилась Его воля, нежели наша? Вы можете сказать, что нашими молитвами мы можем изменить Его волю. Да можем. Но зачем?

Т. е. Бог желал что бы это было сделано на отлично, но Апостол при всей своей образованности, при всех своих способностях, и знаниях и при всей наставленности от Бога, по теме Его воли,

просит молиться за него что бы ему быть тем человеком который будет максимально использован Богом, что бы пришел Бог, и что бы Он касался людей, сердец, умов, (и отвечал на их вопросы, на их нужны и их проблемы)

Молитва, это живые отношения с Богом (ведь никому не приходило в голову спрашивать, зачем влюбляться и жениться, если ясно что в итоге будем вместе будут дети буде старые и…

Меню раздела

Алкоголь, водка, пиво АСД Библия, авторы и персонажи Библия. О Книге книг Бог есть любовь! Вечеря Воскресение мертвых Второе Пришествие Десятина и пожертвования Дом и семья, брак Духовные дары Закон, грех Здоровье и красота, спорт Иисус Христос, Его жизнь Ислам и Коран Крест Крещение Личное служение Молитва Музыка и христианство Небо, ангелы и небожители Непознанное Ной, ковчег и потоп Нравственность выбора, этика Об авторах и сайте Освящение Пасха, праздники Пост Прощение и исповедь Религия, обряды и церковь Сатана и демоны Секс, эротика и интим Слова и выражения из Библии Смерть, рай и ад, душа и дух Спасение Суббота Творение Толкование Писания Троица в христианстве Разное

Поиск по этому разделу

Какую перемену совершает молитва в человеке, объясняет архимандрит Маркелл (Павук), духовник Киевских духовных школ.

– Зачем нужна молитва? Можно ли молиться о других людях?

– Для того чтобы жило наше тело, нам необходимо питание, а чтобы жила наша душа, – молитва. Не случайно многие святые отцы говорят, что мир стоит молитвою. В современном обществе, которое относительно недавно освободилось из плена государственного атеизма, большинство людей, слава Богу, ощущает потребность в молитве. Если не все молитвенное правило, то, по крайней мере, молитву «Отче наш» многие знают наизусть и каждый день стараются читать.

– Достаточно ли этого?

– Молитве «Отче наш» научил Своих учеников и последователей Сам Господь. Ее текст приводится в Святом Евангелии. По сути, в немногих словах этой молитвы излагается все, что необходимо для нашего спасения. Но со временем возникло и множество других молитв, которые ныне печатаются в молитвословах и составляют утреннее и вечернее молитвенное правило.

– Зачем нужны эти дополнительные молитвы? Не лучше ли современному человеку, перегруженному тысячами дел, довольствоваться в своей жизни одной молитвой «Отче наш»?

– Возможно, что в раннехристианских общинах, где люди испытывали великое вдохновение от недавно пережитых евангельских событий, достаточно было чтения одной молитвы «Отче наш». По мере оскудения этого первого энтузиазма веры, когда в Церковь стало приходить много людей, не могущих сразу отказаться от своих прежних вредных привычек и страстей, появилась потребность в усилении молитвы. Оскудение веры уже наблюдал святой апостол Павел. О плачевном духовном состоянии некоторых римлян, коринфян, критян, греков он пишет в своих Посланиях. Поэтому апостол заповедовал всем непрестанно молиться.

– Разве это возможно? Ведь мы с большим трудом вычитываем даже короткое молитвенное правило, которое занимает у нас по времени, утром и вечером, не больше получаса, а у кого-то и меньше.

– Как свидетельствует опыт не только многих подвижников благочестия, но и простых верующих людей, это не только возможно, а и необходимо.

– Почему?

– Дело в том, что, согласно учению апостола Павла, человек трехсоставен. Он состоит из духа, который роднит его с Богом, души, дающей жизнь телу, и собственно тела, при помощи которого мы двигаемся и можем что-то делать. При творении человека Господь установил между этими частями строгую иерархию. Тело должно подчиняться душе, а душа – духу. Когда же человек забывает о Боге (что произошло и до сих пор происходит в результате грехопадения), то его дух начинает жить потребностями души, а душа – потребностями тела.

– Как это проявляется? Ведь большинство людей с виду такие добрые, воспитанные, порядочные, толерантные, многие имеют не одно, а несколько высших образований. Чего им еще не хватает?

– По мысли святителя Феофана Затворника, в результате грехопадения душа ниспала в плоть и человек стал плотским, самолюбивым, гордым, завистливым, похотливым. Телу для удовлетворения его потребности в пище и питии, продолжения рода нужно немного, но когда душа, которая постоянно в движении (приснодвижимая), ниспадает в плоть, то потребности тела возрастают до бесконечности. Человек может много есть и пить, даже из-за этого испытывать проблемы со здоровьем, а ему все мало и мало. Он не может вовремя остановиться. Также похоть плоти в нем может разжигаться не только для продолжения рода, а до безумия, когда человек перестает довольствоваться своей женой, но заводит себе еще любовниц. А ныне общество уже настолько низко нравственно опустилось, что даже противоестественные грехи хочет выдать за норму. И в целом можно наблюдать, что человек всю жизнь под давлением разных забот крутится как белка в колесе, но в результате остается с пустотой, которую никакие земные утешения не могут заполнить.

– Чтобы хоть немного остепениться, обрести подлинный смысл жизни, – для этого и нужна молитва?

– Да, молитва как раз помогает восстановить нарушенную грехом иерархию между духом, душой и телом. Возглас священника во время Божественной Литургии: «Горе имеем сердца» – все время напоминает нам об этом. То есть при помощи молитвы мы должны свою душу, средоточием которой является сердце, вознести вверх и соединиться с Богом. Если это происходит, тогда резко снижаются запросы тела. Человеку становится легко соблюдать пост, довольствоваться в пище малым. Монахи даже полностью отказываются от брачной жизни.

– Но человеку бывает очень непросто самому настроиться на молитву. Что делать?

– Чтобы было легче отвлечься от житейской суеты и настроиться на молитву, существует молитва соборная, в храме за богослужением. Любое самое сложное дело становится легким, когда мы чувствуем поддержку других людей. Так и в молитве, когда весь храм молится, тогда самый суетливый и неспокойный человек тоже успокаивается и настраивается на молитву.

– Если чувствуешь, что твоя молитва еще слишком слабая, надо ли просить близких молиться о тебе в трудную минуту?

– Обязательно. Мы становимся Церковью в подлинном смысле этого слова лишь тогда, когда молимся друг о друге. Когда же каждый думает только о себе, то даже при том, что такой человек ходит в храм, сомнительно, что он является членом Церкви Христовой. На Закарпатье заведено поминать вслух во время сугубой ектении всех стоящих в храме, а также их родственников, ближних и дальних. И хотя из-за этого продолжительность службы увеличивается почти на полчаса, люди этим не тяготятся, а наоборот, радуются, потому что чувствуют себя не одинокими, а членами великой Соборной Церкви.

– Существует такое расхожее в некоторых киевских приходах поверие, что опасно молиться о других, ибо таким образом ты можешь взять на себя грехи тех людей. Это правда?

– Ни в коем случае. Церковь молится о всех. В первую очередь о тех, кто к ней принадлежит, а затем о мире всего мира. Нельзя лишь подавать записки на проскомидию с именами тех людей, которые не принадлежат Церкви. Но в домашних условиях или когда мы стоим на молитве в храме, то можем вспоминать всех людей, которых мы знаем, и верующих и неверующих, и православных и неправославных, и праведников и великих грешников. Если мы о далеких от Церкви людях не помолимся, чтобы Господь их просветил, наставил и помиловал, то кто о них помолится?

– Однако некоторые люди жалуются, что когда они начинают молиться о других, например, о своих пьяницах-соседях или безбожных начальниках, то у них возникают всякие личные проблемы. Как быть в такой ситуации?

– Да, лукавому духу очень не нравится, когда мы молимся о себе и о других людях, он старается нас всячески отвлекать от молитвы, а иногда даже запугивать (знаю, что по этой причине некоторые перестали ходить в храм или ушли в раскол); но ни в коем случае не надо обращать внимания на его немощные дерзости, нельзя при этом малодушествовать и трусить, ибо тогда сатана может полностью взять над нами власть. Надо, наоборот, усилить молитву о себе и о других людях.

Откроем Евангелие от Матфея, глава 6, стих 6. Иисус здесь говорит своим ученикам: "Вы же, когда молитесь, войди в комнату твою, и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который в тайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно". Иногда людям кажется, что молитва - это просто трата времени. Зачем утруждаться? Но если ставить вопрос таким образом, зачем тратить время на разговоры с Вашим мужем или Вашей женой? Или, например, с детьми? К чему суетиться и докучать родителям своими разговорами? Зачем нужно общаться с друзьями? Любые человеческие отношения подразумевают общение и разговор. Так же и в наших отношениях с Богом. Через разговор и общение мы развиваем наши отношения с Ним.

Вчерашний вечер я провел дома, чему я очень рад, и имел возможность целых два часа поговорить со своим старшим сыном, ему сейчас уже 17. Это так здорово, когда можно просто поговорить! Мы провели великолепные 2 часа. И после разговора я почувствовал, как мы сблизились еще больше. Просто потому что нам удалось поговорить. Если мы хотим знать Бога, если мы хотим стать к нему ближе, молитва - это верный путь к близкому познанию Его. Итак, мы молимся в первую очередь для того, чтобы развивать наши отношения с Богом.

Вторая - этот пример, который подал нам Иисус. Он молился. В Евангелиях постоянно упоминается, что Иисус уединялся для молитвы. Он учил молиться своих учеников. Он не говорил "Если вы молитесь", Он говорил "Когда вы молитесь". Он также говорит, что за молитву полагается награда: "И Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно". Иногда чувствуешь себя неловко из-за награды: "Может не следует делать этого для того, чтобы получить что-то?". Но с этой наградой все в порядке. Это нормальная награда. Награда награде - рознь, не так ли? Деньги за сексуальные услуги - тут не все в порядке. Но есть поступки, достойные награды. Если Вы учитесь, готовитесь к экзаменам и сдаете их, и получаете профессию, это награда за Ваш тяжелый труд.

Брак - это, если хотите, награда за влюбленность. К.С. Льюис писал об этом: "Настоящая награда - это не просто результат Вашей деятельности, но и сама Ваша работа, доведенная до конца". Бывает должная награда и за молитву. Какая она?

Во -первый, молитва дает нам опыт переживания Божьей любви. Эта любовь изливается в наше сердце Святым Духом. Мы чувствуем радость. Псалмопевец говорит "в Его присутствии" (в присутствии Бога) "есть полнота радости". Мы наслаждаемся миром. Павел пишет: "Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом". И затем он пишет: "И мир Божий, который превыше всякого ума" (в некоторых переводах "превосходит всякое разумение") "и мир Божий, который превосходит разумение, соблюдет сердца Ваши и помышления Ваши во Христе Иисусе". Когда мы сбрасываем наш груз, мы получаем мир Божий.



Бог ведет нас в молитве. Он говорит с нами. Он дает на совершенно новое понимание проблем, с которыми нас сталкивает жизнь.

Бог удовлетворяет наш голод. Он утоляет нашу жажду, когда мы проводим время в Его присутствии. И не только это, молитва всегда приносит результаты. Это часть награды. Ошибочно думать, что мы живем во вселенной, в которой все уже установлено и предопределено. Была статья в Таймс в ответ на чье-то мнение о том, что если Бог знает будущее, значит оно уже определено. В ней Клиффорд Лонгли, религиозный обозреватель "Таймс", заметил, что "если Бог живет в вечном настоящем, то Он слышит все молитвы одновременно. Поэтому Он может использовать молитву, которую вы произнесете на следующей неделе, и применить ее к событиям месячной давности. Молитвы, произнесенные после какого-то события, могут быть услышаны до их произнесения и учтены еще до самого события. Или, другими словами, у Бога есть в распоряжении целая вечность, чтобы ответить на молитву, произнесенную за доли секунды водителем автомобиля, который вот-вот разобьется."

Откроем Евангелие от Матфея, глава 7, стих 7. Иисус, уча о молитве, говорит здесь: "Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите и отворят вам. Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? И когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, то тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него." Иисус Сам вдохновляет нас просить. Это, конечно, не единственная часть молитвы. Есть и другие: восхваление, поклонение, исповедание и благодарение, но прошение - это часть молитвы. Я не предлагаю Вам доказывать существование Бога на основании Его ответа на молитвы. Но я не могу не сказать Вам, что когда Он отвечает, это удивительное переживание.



Я помню, когда еще был очень молодым верующим, я решил, ну... попробовать. Я слышал о молитве и подумал, надо и мне попытаться. Случилось так, что мне нужно было прокатиться в Лондон. Там намечалась вечеринка. И я подумал, что это был подходящий случай, чтобы попробовать. Я молился и сказал: "Господи, я прошу тебя, пусть меня кто-нибудь подвезет в Лондон." Несколькими секундами позже раздался стук в дверь, вошел человек и сказал: "Я еду в Лондон, никого не надо подвезти?" Я подумал: "Вот забавное совпадение." Затем я решил попробовать что-нибудь посерьезней. Моя мама плохо спала по ночам. Я решил, что не буду ей ничего говорить, но только молиться, чтобы она хорошо спала. Я молился об этом неделю. В конце недели я спросил ее, как у нее дела со сном. И она ответила: "На этой неделе - я хорошо спала." Я подумал: "Совпадение". Вот уже 23 года подряд я наблюдаю совпадения за совпадениями, столько совпадений! Их было уже так много, что если вы спросите меня: "Ты думаешь, Бог действительно отвечает на молитвы?", я могу сказать: "Я знаю, что Бог отвечает на молитвы". Для каждого единичного случая можно найти объяснение. Но опыт, накопившийся годами, день за днем, неделя за неделей, месяц за месяцем, год за годом, убедил меня в том, что Бог точно слышит молитвы и отвечает на них.

Бог отвечает, но всегда ли? В действительности, мы не всегда получаем то, что хотим. Правда и то, что Бог никогда не поступает вопреки своей природе. Бог не может сделать так, чтобы 2-жды 2 равнялось чему-нибудь кроме 4. Нас наверное позабавит рассказ об отчаянной молитве мальчика при выходе из класса, где он писал экзаменационную контрольную работу: "Господи, сделай, пожалуйста, Париж столицей Турции!" Есть молитвы, на которые Бог никогда не ответит.

В Новом Завете названы некоторые причины, по которым наши молитвы остаются без ответа. Во-первых, если есть какое-нибудь препятствие между нами и Богом, им может быть наш не исповеданный грех. Как мы уже говорили раньше, наши неправильные поступки создают барьер между нами и Им. Не стоит ожидать, что Он услышит нас, если есть что-то, разделяющее нас. Иногда по своей милости Бог отвечает на такие молитвы, но лучше на это не надеяться. В нашем прошлом может быть что-то, что создает препятствия, и нам необходимо исповедать эти грехи и просить о прощении.

Другой причиной может оказаться наш план на будущее, в котором мы даем место неправильным вещам. Нежелание подчиниться. Псалмопевец говорит: "Если бы я видел беззаконие в сердце моем, то не услышал бы меня Господь".

Третья причина, по которой наши молитвы остаются без ответа, это наши неправильные мотивы. Иаков пишет об этом: "Не имеете, потому что не просите; просите и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для вожделений ваших." Нигде в Новом Завете нет гарантий, что каждая молитва о новом "Мерседесе" или "Роллс-ройсе" обязательно будет услышана.

Наши молитвы бывают эгоистичны. Вот известный пример обращения к Богу подкупающе искренне, но с неверными мотивами. Ее написал Джон Уорд из Хакни в 18-м веке: "О, Господь, Ты знаешь, что у меня девять усадеб в центре Лондона, и еще я недавно купил поместье в Эссексе; я прошу тебя хранить Эссекс и Миддлэссекс от пожаров и землетрясений. И поскольку у меня имеется усадьба в Хертфордшире, молю Тебя, отнесись с состраданием и к этой области; а что касается остальных областей Англии, делай с ними все, что благоугодно Тебе." Типичный пример неверных мотивов.

Препятствием может стать непонимание воли Божьей. Иногда мы неправильно понимаем волю Бога, а в 7 главе Евангелия от Матфея, сказано: "тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него." Он не дает нам того, что плохо. Мы не всегда знаем, что для нас лучше всего. Мы тут похожи на детей. Если бы дети пришли к своим родителям и сказали: "Мама и папа. Мы все так здорово придумали, мы разведем костер нашей спальне!" Ни один любящий родитель не одобрит такой идеи! И не даст разрешения на это. Возможно, они объяснят детям, почему. А бывают ситуации, когда объяснять слишком долго, но родители все равно скажут "НЕТ". Бог всегда слышит наши молитвы, но иногда ответ Его может быть "Подожди, еще не время" или "нет". Ответ "нет" следует, если, как пишет об этом Джон Скотт, "то, что мы просим плохо само по себе, или это прямо или косвенно, сейчас или потом, наносит вред нам самим или кому-то другому."

Иногда наше сердце отчаянно просит чего-то: работы, отношений. Но Бог знает лучше. У Него приготовлено для нас нечто лучшее, чем то, что мы планируем для себя сами. И тогда Он говорит "нет" в ответ на наши вопли. Рут Грэм, прожившая более 50 лет в счастливом браке с Билли Грэмом, сказала однажды на собрании в Миннеаполисе: "Я благодарна Богу, что Он не всегда отвечал на мои молитвы. Если бы Он отвечал, я бы уже несколько раз вышла замуж не за того, за кого надо".

Оглядываясь сегодня назад в мое прошлое, я вспоминаю по крайней мере два случая, когда Бог не ответил на мои отчаянные молитвы. Он просто закрыл мне путь, но теперь, с позиции знания того, что было после, я благодарен Ему. Потому что иначе я бы не делал сегодня то, что делаю. Даже если кто-то из вас думает: "Лучше бы Он тогда их не закрыл!". Мне очень нравится, что я делаю. Позже мы порой понимаем, почему Он говорит нам "нет". Хотя можем и не понять, по крайней мере в этой жизни.

Десять месяцев назад один из моих ближайших друзей умер от сердечного приступа у меня на глазах. Ему было 42 года, шестеро детей, он был чудесным человеком: его любили буквально все, кто его знал. Я умолял Бога оставит его в живых, но он умер. Я не знаю, как Бог допустил это. Вряд ли я смогу понять это в этой жизни. Но это не отнимет у меня желание молиться и не разубедит меня в том, что у Бога есть Свои причины, даже если я этого не понимаю этого сегодня. Потому что Бог - Бог любви. Он любит нас и хочет самого-самого хорошего для нас.

Итак, как нам молиться. Молитва - это осуществление отношений. Как в любых отношениях здесь нет правил. Если Вы разговариваете с друзьями, у Вас, как правило, нет схемы. В браке никто не устанавливает правила беседы. На собрании временами необходимо иметь повестку, но иногда хорошо просто поговорить. Есть много моделей, которые люди используют для построения молитвы, и на одной из них я хочу остановиться поподробнее.

Откроем Евангелие от Матфея, глава 6, стихи с 9 по 13. Здесь есть модель молитвы, которую Иисус дал своим ученикам. Он сказал: "Молитесь так: "Отче наш, сущий на небесах." Я уже несколько последних лет использую ее как основу для моих молитв, и мне это очень помогает: молиться просто словами Иисуса, как бы разделяя молитву на части согласно подзаголовкам. Например, под заголовком "Отче наш, сущий на небесах" я благодарю Бог за то, что Он - мой Отец, воздаю Ему хвалю за то, Кто Он и что Он сделал. Говорю Ему "спасибо" за все ответы на молитвы, за все благословения моей жизни.

"Да святиться имя Твое". Имя Бога - это Его характер, оно раскрывает, каков Он. И мы просим, чтобы имени Его была воздана честь. В нашем обществе. Иногда у нас Бог предстает в таком свете, что у меня сердце разрывается. Например, по телевидению, и моя молитва - мое прошение, чтобы Его имени была воздана честь в нашем обществе, в нашей церкви, в моей жизни. Иногда я перечисляю то, чем я занимаюсь, и прошу Его прославиться в этих делах.

Затем, "Да придет царствие Твое". Это Божье управление жизнями людей. Я прочитал статистические данные (мне их подложили под дверь), подготовленные Центральным Статистическим Управлением. "Каждый день в Британии хотя бы 470 нерожденных младенцев умирают в результате аборта. По крайней мере 27 школьниц становятся беременными, две - до 13 лет. 1 из 3 подростков до 14 лет регулярно имеет сексуальные контакты. 20 женщин подвергаются насилию. 65% продаж видео продукции связаны с оккультизмом, сексом, насилием. Ежедневно только в одной Англии к списку детей, нуждающихся в защите, прибавятся 75 имен. Каждый день! Как минимум 90 детей попадают в участки. 280 детей убегают из дома или из машины. 150 человек осуждаются за правонарушение, связанное с наркотиками. Хотя бы 1 преступление совершается каждые 6 секунд, нападение - каждые 2 минуты. Кто-то звонит в службу спасения каждые 2 минуты, 2 кражи со взломом и 3 преступления на дороге совершается каждые 60 секунд. Британский бизнес каждый год теряет более 5 миллиардов фунтов из-за преступности. У нас 30 000 христианских приходов всех типов и 80 000 зарегистрированных предсказателей судьбы и колдуний. И это далеко не все. Наша земля отчаянно нуждается в Иисусе Христе. Чтобы пришло Его царство. Чтобы люди узнали Его любовь. Чтобы получили освобождение; чтобы восстановить разрушенные браки, объединить семьи, исцелить больных. "Да будет воля Твоя". Это не самоуничижение. Это наилучшая из молитв, потому что "Воля Божья благая, угодная и совершенная", как Павел говорит в Послании к Римлянам, 12 главе, 1 и 2 стихе. Это самое хорошее для всех. Если Вы не знаете, как поступить в како-то ситуации, не уверены как быть с работой или Вам нужно принять какое-нибудь важное решение, нет ничего надежнее, чем эта молитва: "Да будет воля твоя". Как сказал псалмопевец: "Предай Господу путь твой, и уповай на Него, и Он совершит". "Да будет воля Твоя".

Затем: "Хлеб наш насущный подавай нам на каждый день". Бог заинтересован во всем, что мы делаем. У Него есть время для важных дел и для мелочей, и мы можем молиться обо всем. Мартин Лютер говорил, что эта молитва охватывает все, что необходимо для поддержания жизни: пища, здоровье, хорошая погода, дом, жена, дети, хорошее правительство и мир. Мы можем молиться обо всем, независимо от того насколько это кажется важным. Одна женщина, посещавшая наш Альфа курс, рассказала, что у нее есть свой небольшой бизнес, и там были какие-то проблемы. Однажды, когда они молились в своей группе, лидер этой группы сказал: "Почему бы нам не помолиться за Ваш бизнес?" Она удивилась: "Я не имела понятия, что можно молиться о таких вещах". Но мы действительно можем молиться обо всем. "Хлеб наш насущный подавай нам на каждый день".

"И прости нам долги наши, как и мы прощаем всякому должнику нашему". Часто люди спрашивают: "Почему мы должны просить прощения?" Мы уже знаем теперь, что то, что Иисус сделал для нас на кресте, дает нам возможность получить прощение всех грехов, прошлых, настоящих и будущих. Если это так, то почему же мы просим прошения каждый день? Есть отличное место в Писании, чтобы объяснить это. 13 глава Евангелия от Иоанна, Тайная вечеря. Тот момент, когда Иисус обходит всех учеников и омывает им ноги. Петр говорит, когда Иисус подходит к нему: "Господи, Тебе ли омывать мне ноги?". А Иисус ему отвечает: "Если не умою тебя, не имеешь части со мною." Петр тогда сказал: "Господи, не только ноги мои, но и все тело омой". Но Иисус объяснил Петру: "Омытому нужно только ноги умыть. Потому что чист весь". Другими словами, когда мы приходим ко Христу, мы получаем полное прощение. Нам не нужно каждый раз, когда мы совершаем ошибку и грешим, начинать весь процесс сначала. Но мы живем и пачкаемся каждый день. Наши отношения как бы тускнеют. Если быть совсем точным, надо сказать так: "Наши отношения с Богом всегда застрахованы благодаря тому, что сделал Иисус для нас. Но наша дружба иногда покрывается налетом и нам нужно прощение."

Потом "Не введи нас в искушение, но избавь от лукавого". У всех нас есть свои слабости. Сферы, в которых мы вероятнее всего подвергаемся искушению. Бог не искушает нас, но Он позволяет нам проходить через испытания, и в этой молитве мы просим силу противостоять искушению и пройти через испытания.

Когда нам молиться? Мы можем молиться вместе с другими. Совместная молитва очень сильна. Иисус сказал: "Говорю Вам, где двое из вас согласятся на земле просить о чем-либо, то будет им дано от Отца Моего Небесного." Правда, иногда бывает тяжело молиться громко с кем-нибудь еще. Я помню, как я делал это в первый раз. Я молился вместе в двумя моими самыми близкими друзьями, причем никто из нас никогда не молился до этого, это длилось одну минуту, но после моя рубашка была буквально абсолютно мокрой. До такой степени я нервничал. Но вообще молиться вместе это замечательно. Впрочем можно это делать и одному. Иисус сказал: "Когда молишься, войди в комнату твою, затвори дверь твою".

Если мы развиваем жизнь общения с Богом, отношений с Богом, те отношения о которых я говорю сегодня весь вечер, то удивительно как с годами просматривается то, как Бог отвечает на молитвы. У меня есть так называемый молитвенный дневник, туда я записываю свои молитвы. Мне помогает, если я заглядываю иногда назад и вижу, что Бог ответил на некоторые молитвы, и я ставлю галочки напротив таких записей. Не на все Бог отвечал немедленно. Напротив некоторых параграфов еще так и не появились галочки.

Хочу рассказать Вам историю, которая случилась несколько лет назад. Мне позвонил человек, который был на нашем вечернем служении и попросил меня о встрече, мы встретились и пошли обедать вместе. Его, как оказалось, звали Джеймс Уинн. Он когда-то был актером, затем преподавал английский в Гранд Хилл и стал директором. Он женился на очень красивой девушке по имени Анна. Они, можно сказать, имели все. У него был успех, была известность, деньги, короче: все, что было нужно. Но однажды, после трех лет совместной жизни, Анна вдруг оставила его. Он пришел ко мне и сказал: "Я не могу представить, как простить то, что произошло." И я объяснил ему, что простить действительно очень сложно, пока ты не знаешь, что сам прощен. И тогда мы стали молиться. Джеймс попросил прощенья за все, что он сделал в прошлом, отвернулся от всего, что он сделал неправильно, поблагодарил Иисуса за то, что Он умер за него, попросил Его Дух войти и жить в нем. Джеймс начал переживать отношения с Богом. Почти сразу же как только это случилось, как только он стал общаться с Богом, у него возникло желание опять общаться с Анной, встретиться с ней, сказать, что он простил ее и попросить прощения самому. Но она к тому времени уже встретила кого-то другого, переехала в другой дом, вообще уехала из Лондона и начала бракоразводный процесс. Джеймс мог сообщаться с ней только через ее адвоката. Его самого она видеть не хотела. Тогда я написал ей. Он молился, а я написал ей через адвоката и пригласил встретиться со мной. И однажды летним вечером она пришла к нам. Мы с Филиппой провели некоторое время с ней, поговорили и предложили ей встретиться с Джеймсом хотя бы на пол часа, потому что он сильно изменился, и теперь совсем другой человек. Она обещала подумать. Спустя 2 дня я получил от нее письмо, в котором она сообщала, что уверена, что никогда больше не хочет его видеть и потому решила ускорить бракоразводный процесс. Это разбило нам сердце. Я рыдал, когда получил это письмо. Но Джеймс продолжал молиться. И друзья Джеймса молились.

В то время как Билли Грэм приехал в Англию, Джеймс уже дошел до стадии, когда его отношение к этому вопросу трансформировалось. Он говорил: "Господи, ты знаешь, я бы очень хотел, чтобы наши отношения с Анной возобновились. Но еще больше я хотел бы, чтобы она узнала, что такое отношения с Тобой." И он послал два билета на Билли Грэма ей и ее приятелю. Они прислали их обратно, потому что пойти не могли. Билли Грэм решил остаться в Уибле на дополнительное служение, и Джеймс решился сделать еще одну попытку. Он послал им билеты опять, и в тот же день Анна позвонила ему и сказала: "Я бы хотела послушать Билли Грэма, но мой приятель не может пойти, может, ты пойдешь со мной?" Джеймс, конечно, согласился. Она, наверное, чувствовала себя в безопасности, так как дело об их разводе было уже в той стадии, когда оставалось только выдержать срок и получить вольную.

Итак, они пошли на Билли Грэма в тот день, и в конце проповеди Билли Грэм пригласил людей, которые хотели бы отдать свои жизни Христу, выйти вперед, и Анна вышла. Помощник спросил у нее: "Вы пришли сюда с кем-нибудь?" Она ответила утвердительно. "Этот человек - христианин?" - спросил он. "Да"- ответила она. "Тогда давайте подойдем к нему", - предложил помощник. "Но это мой муж," - уточнила Анна. "Тем лучше" " Вы не понимаете, - объяснила ему она, - Я не видела его до этого два с половиной года!". Услышав это, помощник Билли Грэма заплакал.

На следующее утро я проповедовал в сестринской церкви на Сент Пол Онслоу Сквер. Я повернулся и увидел, как они вошли в церковь вместе. Никогда прежде я не видел Джеймса и Анну вдвоем, но в тот день они прошли и сели прямо напротив меня в первом ряду. Я терялся в догадках по поводу того, что произошло накануне. Меньше всего я хотел выглядеть нетактичным и, поэтому, не мог спросить ее в лоб, выходила ли она вчера вечером на покаяние. Но я знал, что в тот день был дождь и спросил: "Вы не промокли вчера?" "Есть немного, - ответила она, - на площадку попадал дождь."

После этого она решила вернуться к Джеймсу. Им пришлось пойти в суд и остановить действие разводных документов, и когда они рассказали свою историю судье, тот был поражен. Пристав в суде заливался слезами. Теперь у Джеймса и Анны двое детей, они лидеры в церкви, вообще-то Джеймс сегодня в студии занимается съемкой. А я тогда на следующий день заглянул в свой дневник и нашел все молитвы, в которых просил за эту пару и восстановление их отношений, и теперь я мог поставит дюжины и дюжины новых галочек. И я записал в тот день: "Благодарю Тебя за вчерашнее. Это лучший день на моей памяти. Благодарю Тебя за Твое величие, силу и любовь. За то, что Анна Уин пошла на Билли Грэма, что она вышла к покаянию, что осталась потом с Джеймсом. Что она пришла на мою проповедь, что молилась с нами. Спасибо за то, что она решила вернуться к Джеймсу, за то, что они потом пошли вместе ужинать, так приятно видеть их вместе. Спасибо за то, что Ты - Бог, который отвечает на молитвы. Господь, я так люблю Тебя. Я еще раз вверяю Тебе себя и всем сердцем хочу служить Тебе всю мою жизнь. Есть ли что слишком сложное для Бога?"

Давайте будем молиться.

Отец, мы благодарим Тебя за то, что Ты Бог, Который слышит молитвы и отвечает на них. Спасибо, что мы можем обращаться к Тебе через Иисуса Христа в силе Твоего Святого Духа. Сегодня мы просим Тебя, как просили Твои ученики, научи нас молиться, помоги каждому из нас стать ближе к Тебе. Во имя Иисуса Христа. Аминь.

Какому святому помолится, чтобы выйти замуж? А какому святому поставить свечку от головной боли? А при онкологии кому помолиться? А при мигрени? Эти вопросы и их многочисленные вариации регулярно слышат как сотрудники церковных лавок, так и многие воцерковленные прихожане. Действительно, очень актуальный вопрос для многих наших современников: кому и как помолиться, чтобы всё в жизни «стало хорошо».

Однако вопрос почитания святых и молитвы им – это не просто вопрос о «сферах ответственности» каждого святого. Это гораздо более серьезный вопрос о том, зачем вообще нужно молитвенное общение со святыми. Ведь, например, протестанты, отрицают даже саму такую возможность.

Таким образом, мы видим две крайности: «молиться святым не надо, нужно молиться только Богу» и вторая крайность – это уже названное разделение на «сферы ответственности». Давайте разбираться, чему же учит Православная Церковь в вопросе почитания святых.

А как же библейский запрет?

«Вся Библия против молитвы святым» – это типичная фраза для всякого рода протестантских форумов и Интернет-беседок. Тут и «не сотвори себе кумира», и многие другие доводы идут в ход в интеллектуальной битве. Не буду разбирать подробно всю православную апологетическую концепцию, обозначу лишь ключевые моменты. Цитаты о почитании святых и о молитве им есть и в Ветхом, и в Новом Заветах.

«В вечной памяти будет праведник» (Пс. 111, 6) и «память праведника пребудет благословенна» (Притч. 10, 7) – гласит Ветхий Завет. Но гораздо более важна другая, уже новозаветная мысль: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13, 7). И ведь действительно: святые – это наши наставники. И к этим наставникам мы обращаемся в молитве.

В «Катехизисе» дается ясное определение, что такое Церковь: «Церковь есть от Бога установленное общество людей, соединенных православной верой, Законом Божиим, священноначалием и таинствами». Причем к Церкви относятся все верующие: как живые, так и умершие. То есть и мы, ныне живущие грешники, и великие святые – члены одной Церкви.

Святым дан особый дар – молиться за людей. Господь слышит молитвы святых: «Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев. И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой» (Иак. 5, 17-18).

С первой крайностью всё понятно, но как тогда быть с современным понимаем «сфер ответственности»?

Моли Бога о нас

Язычество являет нам прекрасный пример того, как каждый бог и божок пантеона за что-то «отвечает». Один – за гром и молнию, другой – за леса и поля. И тут все было ясно: хочешь дождя – принеси жертву такому богу, хочешь грозу – этому. Только не перепутай!

«Православная Церковь верит в то, что жизненный опыт человека, его личность сохраняется и после смерти»

Христианство принесло в мир другие представления. Православная Церковь верит в то, что жизненный опыт человека, его личность сохраняется и после смерти. Святитель Николай в своей жизни молился о моряках и путешествующих, и мы молимся ему перед большой поездкой. Великомученик и целитель Пантелеимон в своей земной жизни был врачом, и мы просим его исцелить наши телесные недуги.

И тут есть одна очень важная деталь. Молитвенно призывая святых, мы просим помочь не их. Мы просим, чтобы они помолились Богу о нас, и Он по их молитвам помогает нам. Мы не просим: «Святой врач Пантелеимон, исцели нас». Мы обращаемся к нему с другими словами. «Моли Бога о нас» – так звучат слова молебнов и акафистов, обращенных к святым. Обратите внимание, что не «спаси нас», а «моли Бога о нас». И Господь по молитвам того или иного святого помогает нам.

Опять же, об этом прекрасно сказано в «Катехизисе»: «Верующие, принадлежащие к Церкви, подвизающейся на земле, принося молитву Богу, призывают в то же время на помощь святых, принадлежащих к Церкви Небесной; и святые, находясь на высших степенях приближения к Богу, своими посредническими молитвами очищают, укрепляют и приносят к Богу молитвы верующих, живущих на земле».

Неужели нельзя «обратиться напрямую» – быть может, спросит кто-то с возмущением. «Ведь молитва Господня начинается с обращения к Богу-Отцу как Отцу нашему. Неужели мне нужен посредник, чтобы общаться со своим Отцом?» – не унимаются сомневающиеся.

Православная Церковь обладает огромным богатством. И это не материальное богатство. Это богатство духовного опыта. Православный христианин – богатый человек. У него есть не только его личная молитва, но и заступничество святых. И тут он гораздо богаче всех тех, кто говорит, что ему «не нужны посредники между ним и Богом». Главное только такому человеку не попасться в ловушку разделения святых на «сферы ответственности».

Вконтакте

Мы молимся Господу, чтобы Он помог нашим близким и родным людям, например, «Господи, спаси такого-то!». Но Бог - это полнота Любви, и без нашей просьбы Он дает человеку все, что возможно дать. От моей просьбы к Господу в этом случае ничего не меняется. Зачем тогда молиться Господу о других людях?

Хороший вопрос! Я как-то иду в библиотеку, там сидит студент, копается в книжках. Я говорю: «Ты чего пишешь?» - «Да кандидатскую работу» - «На какую тему?»- «О молитве» - «О молитве? Странно! Зачем молиться-то? Бог любит всех, и каждому дает все, что только можно ему дать. Заем молиться-то, не скажешь?» У него, бедного, аж глаза на лоб полезли.

Бог есть абсолютная Любовь, т.е. предел. Его нельзя сделать более любвеобильным или менее любвеобильным, более милосердным или менее милосердным. Что Он, человек что ли? Это нас можно, как говорили еще греки «Дары склоняют и богов», т.е. нас можно еще разжалобить. Бог - Солнце, на всех направлена полнота Его лучей. Но принимаем-то мы эту полноту лучей как? От меня зависит, вот сейчас возьму и задерну все это! Да еще черным материалом завешу, и будет тьма. Все говорят: «На улице солнце!». Какое солнце? Тьма полная!

Что такое молитва? Это не что иное, как мое искреннее желание измениться. В своем стремлении к Богу я желаю, я каюсь. Само слово «покаяние» в переводе с греческого означает «изменение». Покаяние означает, что я изменяюсь, я делаю себя способным к восприятию этих божественных лучей света. Вот что происходит! Вот почему мы молимся и должны молиться, каяться, меняться.

Основное содержание человеческой жизни состоит в покаянии, т.е. в изменении, в желании изменений. Молитва - это изменения. Я могу только больше или меньше допускать к себе Бога. Бог - Любовь, верно, Он готов дать все, но я говорю: «Постой, Господи, не мешай, Ты в земных вещах не очень разбираешься, я лучше Тебя знаю. Ты говоришь «Не обманывай», да если не обманывать, это что ж такое, а если не украдешь, вообще не проживешь! Что Он там понимает, Господь Бог на Небе, ничего не понимает». Вот как мы рассуждаем-то, вернее живем. Так вот молитва почему нужна. Молитва есть наше изменение, которое делает нас способными к восприятию Божественной Любви, всех Его даров, всех Его милостей, всего Его света!

Более того скажу - без молитвы нет религии. Поэтому не будем отделываться просто записочками и свечечками. Записку подал - и ладно, пусть там батюшка читает. Без молитвы нет христианства. Молитва это, в конечном счете, выключатель - нажали, и свет зажегся, это мое внимание в молитве. Пропала молитва - и свет угас! Только в молитве наш дух становится способным к соединению с духом Божиим. И тогда мы можем получить все блага от Бога, которые только нам наиболее полезны в настоящий момент. Вот почему надо молиться.

- А зачем молиться за других людей?

Это вопрос из серии «Зачем я люблю другого человека?». А зачем его любить? Интересно, правда? Да люблю и все! Говорят: «Зачем читать молитвы какие-то, посещать долгие богослужения?». Хочется ответить: «Пойдите скажите этим влюбленным - сказали о любви друг другу и все, расходитесь по домам, чего там еще ходите где-то часами, разговариваете Бог знает о чем. Так и Господу - сказали «Я верую, Господи» и все, что там стоять 2-3 часа за богослужением, правда?». Оказывается, там, где присутствует любовь, там требуют общения, и когда мы молимся за других, это то же самое. Мы молимся за того, кому желаем блага, обращаемся к Богу.

Мы все составляем единое Тело, даже с теми, кого терпеть не можем. Какой ужас, этот больной зуб - мое тело! Да он мне покоя не дает! И что с ним делать? Лечить… Зачем же? А если печенка-селезенка заболела? Вырви и выброси! Нет-нет, лечить надо. Лечишь свои ручки-ножки, печенки-селезенки, хотя они больные, причиняют страдания, а какую заботу ты о них проявляешь, как их любишь. Мы все один организм. Кто-то нам доставляет удовольствие, кто-то причиняет… ой, не буду даже говорить. Как Бог только терпит таких людей! Мы один организм, и если больше нет средств помочь этому человеку исцелиться, мы молимся за него. Мы обращаемся к Богу не только за своих друзей. Что мне беспокоиться, когда у меня все здорово. Я беспокоюсь за то, что у меня поражено болезнью. Так и здесь, оказывается, мы в первую очередь должны молиться о тех, кто доставляет нам беспокойства, неприятности и прочую всякую всячину, о которой говорить не хочется! Вот какую истину открывает нам христианство.

Профессор МПДАиС

Алексей Ильич Осипов.