Японский меч. Только ли катана

«- Для японца меч - это не просто кусок железа, это святыня.»
Фудзивара-сан, потомственный кузнец японских мечей.

Написать эту краткую классификацию японских мечей побудил меня курьёзный случай.

Зайдя в сувенирный магазин с большим количеством японских мечей я попросил показать большой парадный меч: «Покажите пожалуйста вот этот тати». Продавщица меня просто не поняла. Когда я показал на этот меч пальцем, она сказала: «Но это самурайский меч, так называемая катана. Разве вы не знали?». Да, блин… Написав книгу о японских мечах, я просто не знал, что такое было выставлено на витрине…

Как я вышел из этой щекотливой ситуации, не знаю, правильно или неправильно, расскажу в конце статьи.

Вернёмся к теме. Сначала несколько замечаний.

Японский меч — не обязательно самурайский. Даже средневековый, не говоря уж про наше время. Самурай — служитель. Император не может быть самураем, это не означало, что он не может носить меч. Самурай одновременно и одно из самых высших сословий в средневековой Японии. Да, в мирное время разрешалось носить только самураям (с приходом к власти сёгуна Токугавы в 1603 г.), а до этого вроде бы короткие мечи таскали все кому ни лень, кроме лиц крестьянского сословия.. А в войну, когда профессиональных военных не хватало, вооружали всех, кто мог держать оружие, даже необученных крестьян… Нинзя, японские шпионы, тоже не были самураями. А меч носили.

Это так, к слову. Итак, начнём.

Что же такое японский меч. У нас, славянских народов мечом называют обоюдоострую полосу железа, сужающуюся кот рукоятки к острию. Всё остальное называют по другому. У японцев всё, что имеет рукоятку, гарду (защиту руки) и режущее лезвие это меч. По самурайским канонам, мечом нельзя добивать беспомощного врага, для этого самураи носили специальные ножи айкути, тот же самый маленький меч, только без гарды. Ну и оружие скрытого ношения, спрятанное в трости или посохе тоже мечом вроде как не считалось. А вот нагината, изогнутая, заточенная с одной стороны режущая полоса стали на длинном древке, как раз пишется двумя иероглифами: «меч» и длинная ручка. А ещё…

Остапа понесло… Давайте переходить к делу.

Катана.



Самый известный японский меч с необычайно твердым и острым лезвием. Средний двуручный меч для ближнего боя… Общая длина меча — 90-120 см, длина рукояти около 30 см, вес 1-1,5 кг. Если она сделана в комплекте с коротким вакидзаси (см. ниже), называется дайто (длинный меч). Составляла часть одежды, самурай просто не выходил из дома без этого меча. В обычных условиях затыкается за пояс, в боевых подвязывается на талии специальными завязочками. Ножны простые, покрытые лаком. Хранится на горизонтальной подставке (катанакака). Подставка ночью ставилась у изголовья.

Вакидзаси (воткнутый сбоку).



Короткий одноручный (рукоятка на полтора хвата) японский меч. Этот меч играл роль щита. Дело в том, чтобы провести самый «классический удар катаной «от шеи до печени», надо выхватить её из ножен, помогая не только руками, но и движением плеча. Как ни тренируйся, это довольно долго. Защититься от этого удара и помогал вакидзаси, его достоточно было просто выдернуть вверх. Кстати, когда дуэли были запрещены и пришла пора йай-до (искусство внезапных молниеносных колющих ударов), вакидзаси носился просто как часть костюма. Если сделан в едином комплекте с катаной, то назывался сёто (короткий меч).

Тати или тачи.



Длинный японский меч. В основном парадный. Длина клинка свыше 2,5 локтя, (от 70 см), рукоять длинная и несколько изогнута. Предназначался в основном для конного боя и парадов. Ножны могли иметь для защиты от повреждения доспехами. Хранится на вертикальной подставке татикака. Вниз рукояткой, если время мирное, вверх рукояткой, чтобы удобнее было вытащить, в неспокойное время. Носят на поясе с портупеей (меч тяжелый) в комплекте с коротким мечом танто. Чисто парадные мечи называются кадзари-тати, богато украшенные, но с клинком из расплющенного железного прута.

О-дати.

Самый длинный японский меч с клинком более одного метра. В одном из храмов провинции Этиго хранится меч длиной 2,25 метра с хвостовиком 50 см. Скорее всего название произошло от «но-тати» (полевой меч). Пропорции этих чудовищ повторяют форму тати, несмотря на свои размеры они выглядят весьма соразмерно. Таким оружием можно было разрубить противника одним ударом или остановить конного воина ударом по лошади.

Танто.


Самый короткий меч. Длина клинка равна или меньше одного локтя (30,3 см). Имеет все признаки меча. Носится с тати. Ножны простые. Женский нож для самообороны в форме танто назывался кайкэн.

Ути-гатана.


Низкокачественный меч размером с катану. Хранились в большом количестве у самураев в арсеналах, для вооружения крестьян на случай войны.

Синоби-гатана или ниндзя-то.


Меч нинзя. Ножны с виду ничем не отличались от обычной катаны, но стенки были тоще. Клинок гораздо короче. В ножнах — контейнер для всяких «шпионских штучек». Говорят, на клинке синоби-гатаны как правило не было желоба для стока крови, который при резком замахе издаёт характерный свист.
Нагината. Алебарда, состоящая из загнутого клинка и длинного древка. После того, как японцы стали использовать плотный строй копейщиков;, нагината из грозного боевого перешла в разряд… женского оружия самообороны. До сих пор проводятся соревнования по нагината-дзюцу — бои на нагинатах. Об этом оружии я даже написал отдельную статью «Самое женское холодное оружие в настоящее время. Какое оно?».

Ширасайяили сикоми-дзуэ.

Оружие скрытого ношения, клинок спрятан либо в трости, либо в посохе.


Боккен или бокен.

Деревянный тренировочный меч. Немного истории. Традиционно в Японии термином «кэн» называют прямые мечи. Изогнутые мечи называются «то». По идее, боккен должен называться бокуто, так часто японцы и называют свои тренировочные мечи. В Японии к боккэнам относятся с большим уважением, как к настоящему оружию. В опытных руках это и есть самое настоящее оружие. Скажем, при провозе боккэна в самолёте пассажир обязан сдать его в багаж.

Синай.



Меч для занятий кендо. Представляет собой связку бамбуковых прутьев, закреплённых определённым образом. Для занятий с этим «мечом» обязательно надевают спортивные доспехи - маску со шлемом, латные рукавицы и защиту для груди. Правила обращения с синаем подробнейшим образом регламентированы, относятся к нему как к настоящему боевому оружию.

Гун–то.


Послесамурайский японский армейский меч. Воссоздан в начале ХХ века для возрождения самурайских традиций и поднятия боевого духа армии. Син-гунто для сухопутных войск и кай-гунто для морского командного состава. Это оружие повторяло форму меча тати. Выпускался в промышленных масштабах на заводах. Именно такие мечи вывозили из Японии после войны в качестве трофеев американские военные. Вообще все мечи, изготовленные после 1868 года и по настоящее время называются «гэндайто» (современный меч).

Ниппон-то (нихон-то).


В японской традиции — всё, что имеет клинок, кроме топоров и серпов. Однако, часто этим термином обозначают именно мечи. Любые.

Цуруги.


Древние прямые мечи. Музейная редкость, хранятся в храмах. Просто обоюдоострый прямой меч называется «кен».

Ну а теперь окончание истории, начатой в начале (вот каламбурчик-то). Я позвал старшего менеджера и набросал инструкцию для продавцов (типа вот этой) по мечам, ножам и другому холодному оружию, продававшемуся в этом отделе. С рисунками и размерами.

Я думаю, что поступил правильно.




Mailto: [email protected]
http://rich-smeet.blogspot.com/ Фотографии взяты с интернет-портала журнала "Техника-молодёжи"

Чтобы получать новую информацию первыми, подпишитесь на обновления по RSS.

Если Вам понравилась статья, прошу разместить её на своём сайте или блоге, сохранив авторский блок с активной ссылкой. Или просто послать ссылку на эту статью

http://сайт/2011/02/blog-post.html

по Аське или электронной почте друзьям и знакомым.

Если Вам есть что сказать по данной теме - пишите в комментариях или на почту.
Mailto: [email protected]

Меч — не просто оружие, это верный оберег, сила и слава которого куется в сражениях. История знала немало мечей, среди них особое место занимают мечи-легенды, поднимающие боевой дух целых народов.

Наверное, про легендарный Экскалибур короля Артура слышали все. Его невозможно было сломать, а ножны дарили владельцу неуязвимость.

Название Экскалибура вероятно происходит от валлийского «Каледвулх», что можно перевести как «тяжело разящий». Впервые он упоминается в валлийском эпосе Мабиногионе (XI век). Согласно одной из версий, название пошло от латинского «chalybs» — сталь, а приставка «exc» означала усиленные свойства.

По одной легенде, Артур достал Экскалибур из камня, чем и доказал свое право быть королем, но в большинстве текстов, он получил его от феи озера, после того, как сломал свой первый меч. Перед смертью он приказал вернуть его законной владелице, выбросив в воду.

За мифом об Экскалибуре определенно скрывается исторический прототип, как и за фигурой короля Артура. Только это не конкретное оружие, а традиция. Например, обычай затопления оружия в Северной и Западной Европе. Страбон описывает такой ритуал у кельтов в окрестностях Тулузы, археологические раскопки в Торсбъерге свидетельствуют о наличии такой традиции в Ютландии (оружие датируется 60 – 200 годами нашей эры).

Дюрандаль

Меч племянника Карла Великого, который наводил ужас на врагов, повторил судьбу Экскалибура. Согласно саге о Карле Великом, он был выброшен в озеро после гибели его хозяина Роланда во время Ронсевальской битвы (778 год). В более поздней рыцарской поэме «Неистовый Роланд» говорится, что его часть до сих пор хранится в стене французского святилища Рокамадура.

Его легендарные свойства были практически такими же, как и у Экскалибура – он был необычайно прочным, и не сломался даже когда Роланд перед смертью попытался разбить его об скалу. Само его название происходит от прилагательного «dur» — твердый. Судя по частым упоминаниям в источниках о поломке мечей – качество стали вообще было слабым местом средневековых воинов.

Если у Экскалибура особыми свойствами отличались ножны, то у Дюрандаля это была рукоять, где, согласно саге о Карле Великом, хранились святые мощи.

Щербец

Коронационный меч польских монархов – Щербец, по легенде, был дарован князю Бориславу Храброму (995-1025) ангелом. А Борислав практически сразу умудрился поставить на нем зазубрину, ударив по Золотым воротам Киева. Отсюда и пошло название «Щербец». Правда, событие это маловероятно, так как поход Борислава на Русь состоялся до фактического строительства Золотых ворот в 1037 году. Если только он умудрился поставить зазубрину, покусившись на деревянные ворота царь-града.

Вообще, дошедший до наших времен «Щербец», если верить специалистам, был изготовлен в XII-XIII веках. Возможно, оригинальный меч исчез вместе с остальными сокровищами Польши – копьем Святого Маврикия и золотой диадемой германского императора Оттона III.

Исторические источники утверждают, что меч использовался при коронации с 1320 года по 1764 год, когда им короновали последнего польского короля, Станислава Августа Понятовского. После долгих странствий от одного коллекционера к другому, Щербец вернулся в Польшу в 1959 году. Сегодня его можно увидеть в музее Кракова.

Меч Святого Петра

Оружие апостола Петра, которым он в Гефсиманском саду отрубил ухо рабу первосвященника – Малху, сегодня является еще одной древней реликвией Польши. В 968 году папа Иоанн XIII презентовал его польскому епископу Иордану. Сегодня легендарный клинок, или его поздняя версия, хранится в музее архидиоцеза в Познани.

Естественно, среди историков нет единого времени о датировке меча. Исследователи из музея Войска Польского в Варшаве утверждают, что меч мог быть изготовлен в I веке нашей эры, но большинство ученых считают клинок в Познани поздней подделкой. Эксперты Мартин Глосек и Лешек Кайзер идентифицируют его как копию первой четверти XIV века. Эта гипотеза совпадает с тем фактом, что мечи похожей формы – фальшионы (клинок, расширяющийся к низу с односторонней заточкой) были распространены в XIV веке как дополнительное оружие английских лучников.

Меч Довмонта

Реликвией Пскова является меч святого псковского князя Довмонта (?-1299 год) – «мужа доблести и чести безупречной». Именно при нем город обрел фактическую независимость от своего старшего «брата» Новгорода. Князь вел успешную борьбы со своей изначальной родиной Литвой и Ливонским орденом, не раз спасая Псков от набегов крестоносцев.

Меч Довмонта, которым он якобы поразил в лицо магистра Ливонского ордена, долгое время висел в Псковском соборе над ракой князя. На нем была выгравирована надпись «чести моей никому не отдам». Для жителей города он стал настоящей святыней, которой благословляли всех поступавших на службу Пскову новых князей; меч Довмонта чеканился на псковских монетах.

До сегодняшнего дня меч дошел в хорошем состоянии. Сохранились даже деревянные ножны, обтянутые зеленым бархатом и окованные на треть серебром. Длина самого меча составляет около 0,9 м, ширина перекрестия - 25 см. По форме это колюще-режущий клинок треугольной формы с выступающим посередине ребром. Вверху его сохранилось клеймо, которое свидетельствует, что он был изготовлен в немецком городе Пассау. Очевидно, он принадлежал Довмонту еще во времена его жизни в Литве.

Довмонтов меч датируется XIII веком. На сегодняшний день это единственный средневековый меч в России, «биография» которого хорошо известна и подтверждается летописными сообщениями.

Кусанаги-но цуруги

Японская катана «Кусанаги-но цуруги» или «меч, косящий траву», по легенде, помогла первому японскому императору Дзимму завоевать Японию. Не удивительно, ведь она изначально принадлежала богу ветру Сусанно, брату богини солнца Аматератсу. Он обнаружил его в теле убитого им чудовищного дракона Ямата-но ороти, и подарил своей сестре. Она же, в свою очередь, преподнесла его людям в качестве священного символа.

Кусанаги долгое время был святыней храма Исоноками-дзингу, куда его перенес император Судзин. В настоящее время в храме закреплен железный меч. В 1878 году, во время раскопок, был найден клинок крупного меча общей длиной 120 см. Предполагается, что это и есть легендарный Кусанаги-но цуруги.

Семизубый меч

Еще одно национальное сокровище Японии – семизубый меч Нанацусая-но-тати. Он отличается от привычного нам оружия страны восходящего солнца, в первую очередь, своей формой – на нём есть шесть ответвлений, а седьмым, очевидно, считался кончик клинка.

Доподлинно неизвестно, когда он был изготовлен, но основная версия относит его к IV веке нашей эры. Согласно анализу меч сковали в царстве Пэкче или Силла (территория современной Кореи). В Японию он попал, судя по надписям на клинке, через Китай – его преподнесли в дар одному из китайских императоров. Японский эпос гласит, что он принадлежал полумифической императрице Дзингу, которая жила, приблизительно, в 201-269 годах.

10 легендарных мечей

Меч в Средние века был не просто оружием. Он являлся символом высокого статуса воина, носившего клинок на поясе. Сначала это было обусловлено простой экономикой — меч стоил безумно дорого.

Затем символическое значение закрепилось. И даже предпочитая в бою топор или тяжёлое копьё, на праздник или торжественную церемонию те, кто мог это себе позволить, прицепляли к поясу ножны с мечом . Затем наступили рыцарские времена, и меч приобрёл значение священного предмета, прикосновение которого к плечу делало из обычного человека рыцаря. Ничего удивительного, что воины относились к своим мечам по-особому. Им давали имена и воспринимали как боевого товарища. А мечи, принадлежавшие королям, наделялись ещё и символикой власти. Значение некоторых мечей было столь велико, что они вошли в историю наравне с героями из плоти и крови. Мы представляем читателям десятку самых знаменитых клинков Запада и Востока.

Жуайёз

Имя этого меча означает «Радостный». Считается, что он принадлежал Карлу Великому — одному из крупнейших военных и политических деятелей Средневековья. В 8-9 веках Карл вёл непрерывные войны, объединяя европейские земли, а в 800 году объявил себя императором Запада.
Меч Жуайёз описывается в знаменитой поэме «Песнь о Роланде». Там ему приписываются чудесные свойства — якобы клинок может менять цвет, а в его рукоять вставлен обломок копья Лонгина. Того самого, которым римский сотник Лонгин пронзил распятого Христа. Неудивительно, что император чрезвычайно дорожил Жу-айёзом. Рассказывают, что однажды меч был потерян на поле боя. Его нашёл и вернул императору один из рыцарей. В благодарность он стал сеньором окрестных земель и получил новую фамилию — Жуайёз. Так же был назван и расположенный неподалёку город. Городок до сих пор стоит на юго-востоке Франции недалеко от Лиона. А дворянский род виконтов (позднее герцогов) де Жуайёз сыграл заметную роль в истории страны. С 13-го века Жуайёз вошёл в число государственных регалий Франции и использовался при коронации новых монархов.
В наши дни знаменитый меч выставлен в Лувре. Правда, исследования показали, что его навершие было изготовлено в 10-11 веках, украшения на перекрестье — около 12-го, а сам эфес — в 13-м или 14-м веках. И только клинок может претендовать на то, чтобы относиться ко времени правления Карла Великого. Впрочем, и в этом многие сомневаются.

Щербец

Одна из самых почитаемых национальных реликвий Польши — меч Щербец . Он принадлежал династии Пястов. Как повествует легенда, в 1018 году польский князь Болеслав I Храбрый (один из первых представителей этой династии, чье историческое существование подтверждено) двинулся с войском на помощь своему зятю — русскому князю Святополку Окаянному. На берегах реки Буг он разбил войска Ярослава Владимировича (в будущем прозванного Мудрым), а затем взял Киев. Якобы, въезжая в город, Болеслав взмахнул мечом и с силой ударил по Золотым воротам. От этого на мече образовала заметная зарубка (щербина), и с тех пор он получил своё имя.
Вот только Золотые ворота были построены позже похода Болеслава — первое упоминание о них относится к 1034 году, когда в Киеве уже сидел Ярослав Мудрый. Поэтому иногда почти ту же самую легенду рассказывают о правнуке Болеслава Храброго — Болеславе II Смелом. Но и это не соответствует исторической действительности, потому что при Болеславе II поляки в Киев не входили.
Реальная история меча прослеживается с 13-го века. Начиная с 14-го столетия, он стал использоваться при коронациях польских монархов. После разделов Польши в конце 18-го века Щербец оказался в Пруссии. А в 1883 году его перевезли в Россию, где выставили в Эрмитаже, который уже был открыт для свободного посещения. В 1928 году советское правительство вернуло реликвию Польше. Сегодня Щербец находится в старой польской столице — Кракове.

Тисона

Родриго Диас де Бивар, он же Эль Сид, или просто Кампеадор (Победитель) — самый почитаемый испанский рыцарь. Он жил в 12-м веке во времена Реконкисты, беспощадных сражений между христианами и маврами. И совершил немало подвигов — как лично, так и во главе войска. Считается, что он не проиграл ни битвы. Причём последнюю выиграл уже после своей смерти — облаченное в доспехи тело скончавшегося от ран рыцаря усадили в седло, чтобы воины думали, что их предводитель жив, и шли в бой без страха.
Свой меч Тисону Эль Сид взял в качестве трофея у мавританского короля Букара, убитого им в бою. В 12-м веке этот клинок оценивался в тысячу марок — сумму огромную по тем временам. В испанском эпосе «Песнь о моем Сиде» описывается, как враги сдавались на милость Кампеадора, едва завидев Тисону в его руке, считалось, что обладателя этого клинка победить невозможно.
После смерти Эль Сида меч перешёл к испанским королям. В 16-м веке король Фердинанд II Арагонский предложил маркизу де Фальсес выбрать любую награду в благодарность за верную службу. Маркиз выбрал не земли, не замки и не драгоценности, а Тисону. Как семейная реликвия рода Фальсес она и сохранилась до наших дней. Сегодня легендарный меч выставлен в соборе города Бургос рядом с могилой Эль Сида. Меч длиной 103 сантиметра и весом 1,1 килограмма является очень ценным образцом испанского оружия XI века. Подобных ему клинков до нашего времени дошло всего четыре.

Меч Довмонта

В Пскове хранится меч, принадлежавший князю Довмонту — в крещении Тимофею, правившему городом в 13-м веке. Довмонт был выдающимся военачальником, и именно благодаря ему город смог устоять перед натиском рыцарей ордена меченосцев, неоднократно подступавших к его стенам. Благодаря деятельности Довмонта Псков возвысился и избавился от зависимости от Новгорода.
Меч князя явно прошёл долгий и непростой путь. На его клинке стоит клеймо оружейников из города Пассау на территории современной Австрии — знаменитый «пассаусский волчок». Мечи с таким клеймом из углублений, заполненных жёлтым металлом, в 13-м веке ценились на вес золота. При этом учёные обнаружили, что эфес меча — не «родной». Судя по всему, меч был сломан в одной из битв, а затем клинок, ставший немного короче, пересадили на новую рукоять. Не исключено, что меч был сломан в 1269 году. Тогда к стенам Пскова подступило очередное орденское войско. Псковичам удалось отбиться. Довмонт лично командовал воинами во время вылазки и, как пишет один из летописцев, ранил магистра ордена в лицо мечом.
Довмонт был почитаем псковичами, а его меч стал символом неприступности города и того, что ему не страшен любой враг. На псковских монетах чеканилось изображение князя с мечом в руке. То, что изображение очень похоже на клинок, хранящийся сегодня в псковском музее, позволяет говорить, что это действительно тот самый меч, которым сражался легендарный Довмонт.

Нанацусая-но-тати

Этот клинок удивительной формы хранится в японском синтоистском святилище Исоноками-дзингу. О нём упоминает древнеяпонская хроника Нихон Секи в рассказе о правлении полумифической императрицы Дзингу, занимавшей престол в 201-269 годах. В числе прочего она отметилась тем, что предприняла успешный поход против Кореи. Как гласит хроника, как раз перед началом этого похода придворные преподнесли императрице меч с шестью отростками от клинка. За необычную форму его стали называть Нанацусая-но-тати, что означает «Семизубый меч».
В 1870 году удалось прочитать надписи, сделанные золотом по обеим граням клинка. С одной стороны было написано: «Никогда прежде не было такого клинка. Принц царства Пэкче, который живёт звуками августа, сделал этот меч для царя Ва с надеждой, что он прослужит многим поколениям ». Пэкче — это одно из корейских государств, с которым согласно летописям имела дипломатические отношения императрица Дзингу. Вторая же надпись гласила: «На 1б-ю луну 11-го месяца 4-го года эры Таива меч был выкован из стали в 100 раз крепче обычной. Используя меч, поразишь 100 врагов. Для достойного властителя ».
Это позволило точно датировать время создания «Семизубого клинка». 4-й год китайской эпохи Таива соответствует 369 году. Так что откован он был все же позднее времени правления Дзингу. Царь Ва, для которого он был предназначен, это правитель одного из царств Древнего Китая. Уже потом он каким-то путём попал в Японию, а летописцы «удревнили» его историю.

Зульфикар

История меча, принадлежавшего сначала пророку Мухаммеду , а потом четвёртому праведному халифу Али, очень запутана. Сегодня меч, называемый Зульфикаром, любой желающий может увидеть в стамбульском дворце Топкапы. Проблема в том, что он совершенно не похож на многочисленные описания этого клинка. Легендарному Зульфикару приписывали множество магических свойств. Например, вне боя его можно было подбросить и оставить висеть в воздухе. Или то, что Али получил его от самого архангела Гавриила (Джибраила). В Средние века во все эти легенды верили, а клич «Нет героя кроме Али, нет меча кроме Зульфикара! » активно использовался воинами ислама.
Из легенд же пришло убеждение, что клинок Зульфикара был раздвоенным. В подражание этому средневековые восточные оружейники освоили производство мечей с двумя клинками, которые так и называли — зульфикарами.
Однако меч, выставленный в Стамбуле, имеет обычный клинок, лишь украшенный волнистыми линиями. Принадлежал ли он пророку Мухаммеду, достоверно неизвестно (многие мусульмане считают, что настоящий волшебный Зульфикар спрятан в тайном месте), но он совершенно точно относится к 7-му веку и принимал участие в великих сражениях эпохи становления арабского халифата. Потом, вплоть до начала 20-го века, именно этот клинок использовался в церемонии «таклиди сейф» (опоясывания мечом) султанов Османской империи. Это аналог европейской коронации. Сейчас Зульфикар почитается как одна из святынь ислама.

Меч Милосердия

В церемонии коронации английских монархов используется пять мечей, которые несут перед новым королём или королевой при входе в Вестминстерское аббатство. Однако все эти мечи — новоделы. Подлинные реликвии были уничтожены в 17-м веке во времена диктатуры Оливера Кромвеля, боровшегося с «пережитками прошлого». Все, кроме одного. Сломанный меч Эдуарда Исповедника, или Меч милосердия, был изготовлен в 11-м веке и использовался в торжественной церемонии с конца 14-го столетия. Правда, принадлежал ли он самому Эдуарду Исповеднику, умершему в 1066 году, сказать сложно. Скорее всего, такое имя было присвоено как дань уважения королю, который был канонизирован в середине 12-го века и долгое время являлся святым покровителем Англии.
Примерно в шести дюймах от острия клинок обломан, поэтому его иногда называют латинизированным словом «куртана» — «короткий». Когда и при каких обстоятельствах меч сломался, неизвестно. Но, как и положено, существует легенда, согласно которой клинок обломил сошедший с небес ангел, чтобы предотвратить убийство невинного человека, потому его и прозвали Мечом милосердия. Во время коронационной процессии он призывал монарха во время своего правления не забывать именно об этом качестве.
Собственно, именно с меча Эдуарда Исповедника и пошла традиция нести меч перед будущим монархом. Впервые это было сделано в 1236 году во время коронации короля Генриха III.

Меч Готфрида Бульонского

В иерусалимском храме Гроба Господня хранится меч человека, взявшего штурмом священный город трёх религий в 1099 году. Это лотарингский граф Готфрид Бульонский — предводитель первого крестового похода. Собственно, взятие Иерусалима было самым крупным успехом крестоносцев за всё время крестовых походов. И в первую очередь это было заслугой именно Готфрида, проявившего себя жёстким командиром и талантливым организатором.
Его оружие внешне выглядит как абсолютно стандартный рыцарский меч романского типа. Такие были у многих крестоносцев, но своим клинком Готфрид мог буквально творить чудеса. Рассказывают, что однажды некий арабский эмир усомнился в воинском искусстве Готфрида и в качестве европейского оружия. В насмешку эмир предложил европейцу попробовать отрубить своим мечом голову верблюду. Не говоря ни слова, Готфрид выхватил клинок из ножен и одним ударом обезглавил животное. Скорее всего, это свидетельствовало о недюжинной силе, которой был наделён рыцарь из Лотарингии, а также о том, что искусством наносить удары он владел в совершенстве. Но многие современники приписывали его победы сверхъестественным свойствам меча. Набожные считали, что руку воина направляют святые мощи, вделанные в рукоять (это была весьма распространённая практика у крестоносцев), а склонные к мистике рассказывали страшные истории о том, что меч Готфрида был выкован кузнецом-колдуном, который закалил его в крови девственницы!

Меч святого Петра

Во всех четырёх Евангелиях содержится рассказ о том, как апостол Пётр, единственный из всех, попытался вступить за Иисуса Христа, когда стража пришла арестовывать Спасителя в Гефсиманском саду. При этом Пётр отсек мечом ухо рабу по имени Малх. В наше время в Познани хранится меч, который многие считают тем самым оружием, которое находилось в руках апостола.
Меч действительно имеет оригинальную форму и выглядит весьма древним. Однако по мере того, как продолжается его научное изучение, возраст меча святого Петра все сокращается и сокращается. Поначалу исследователи полагали, что меч действительно мог быть изготовлен практически в библейские времена — в 1-м веке нашей эры на окраине Римской империи. Однако затем предположительную дату отковки перенесли на 10-й век. Причём существует версия, что тогда он был откован как копия настоящего меча святого Петра, не сохранившегося до наших времён. В Польшу реликвия якобы попала в качестве подарка от папы римского Иоанна XIII епископу Йордану или князю Мешко I, правившему в 960-992 годах.
Современные исследователи склонны относить клинок, хранящийся в Познани, к 12-му или даже 14-му веку. Эту мысль косвенно подтверждает форма клинка, очень похожая на средневековые фальшионы. Меч длиной около 70 сантиметров выкован из цельного куска железа. Отдельной деталью является только гарда. На клинке выгравирована первая фраза «Евангелия от Иоанна»: «Вначале было слово».

Имперский меч

В конце 12-го века на корону Священной Римской империи оказалось два претендента, примерно равные по силе: Оттон Брауншвеигский и Филипп Швабский. Они оба короновались как короли Германии и добивались того, чтобы папа римский объявил одного из них императором. Понтифик медлил, не решаясь занять одну из сторон в этой распре. Нюанс заключался в том, что в руках Филиппа Швабского находились подлинные императорские регалии, в том числе и коронационный меч. Это делало его позиции заметно сильнее. Не желая сдаваться, Оттон Брауншвеигский заказал во Франции изготовить новый коронационный меч.
Этот красивый клинок ни разу не использовался в качестве оружия и имеет исключительно ритуальное значение. На навершии изображён имперский орёл и герб Отгона, золотые ножны (взятые от другого, более древнего меча) украшены изображениями четырнадцати императоров, начиная с Карла Великого. На перекрестье с двух сторон нанесены слова: «Христос побеждает, Христос правит, Христос повелевает ». Для того чтобы придать новоявленной реликвии дополнительный вес, её наскоро объявили мечом, принадлежавшим святому Маврикию, жившему в 3-м веке римскому легату, отказавшемуся учинять расправу над христианами и казнённому за это.
В итоге Оттон дождался смерти соперника и в 1209 году стал императором Священной Римской империи (хотя и ненадолго). А изготовленный для него меч стал официально считаться реликвией империи и использоваться в церемонии коронации.

Ночной арест Христа

РУССКАЯ ИСТОРИЯ: В. Н. Татищев продолжает: «Начальник сему убийству был Пётр Кучков, зять его. Анбал ясин, ключник княжий, Иоаким Кучкович и прочие НЕЧЕСТИВЫЕ числом общим 20 в тот день в доме Петра Кучкова В СОГЛАСИЕ ВОШЛИ… Когда же НОЧЬ НАСТУПИЛА, оные проклятые злодеи, вооружась, приехали в Боголюбово» , т. 2, с. 366.

ЕВАНГЕЛИЯ: Матфей и остальные евангелисты также утверждают, что арест Иисуса произошёл НОЧЬЮ (Матфей 26). К Иисусу приходит Иуда во главе группы заговорщиков. «И с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных» (Матфей 26:47).

Согласно Евангелиям, непосредственно перед арестом Христа происходит известная ночная сцена в Гефсиманском саду, когда несколько апостолов, сопровождавших Иисуса, УСНУЛИ. Иисус говорит им: «Вы всё ещё спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предаётся в руки грешников» (Матфей 26:45).

Аналогичный НОЧНОЙ СОН перед гибелью, – как самого князя Андрея, так и, надо полагать, его слуг, спавших в том же княжеском доме, – описан и в русских летописях.

В. Н. Татищев: «Вскоре, словно звери свирепые, пошли в дом княжий и прямо К ЕГО СПАЛЬНОЙ, не ведая подлинно, ТУТ ЛИ КНЯЗЬ СПИТ, а двери были заперты. Один из них кликнул: "Князь, господин!". На это князь спросил: "Кто ты?". Оный отвечал: "Я Прокопий". Князь же, опознав, что речь не Прокопиева, сказал: "Раб, я слышу, что ты не Прокопий". Тогда они, узнав речь княжую, стали двери ломать» , т. 2, с. 366.

8.4. Удар мечом, нанесённый апостолом Петром.

ЕВАНГЕЛИЯ: Далее Евангелия описывают событие, которое мы условно назовём: сцена с мечом. Сказано так: «И вот, один из бывших с Иисусом, простёрши руку, ИЗВЛЁК МЕЧ СВОЙ И, УДАРИВ РАБА ПЕРВОСВЯШЕННИКОВА, ОТСЁК ЕМУ УХО. Тогда говорит ему Иисус: ВОЗВРАТИ МЕЧ ТВОЙ В ЕГО МЕСТО (! – Авт. ), ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Матфей 26:51-52).

Костяк сюжета таков: ударом меча ранен (или убит?) один из нападающих на Иисуса. При этом отсечено ухо, то есть некая часть тела. Иисус ТРЕБУЕТ ВЕРНУТЬ МЕЧ НА МЕСТО. Заключительная фраза сцены: «ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» – носит, скорее, характер комментария. Обычно считается, что Иисус потребовал вернуть меч в ножны, вложить его обратно. Однако не исключено, что на самом деле имелось в виде нечто иное.

Посмотрим, что рассказывают здесь русские летописи. Оказывается, практически то же самое, но в слегка ином оформлении.

РУССКАЯ ИСТОРИЯ: Заговорщики врываются в спальню князя, см. рис. 3.26. В. Н. Татищев сообщает: «Князь, видя сие, вскочив с постели, ХОТЕЛ МЕЧ ВЗЯТЬ, ибо он, хотя такого наглого нападения никогда опасаться причины не имел, но от любви к святому Борису, сроднику его, МЕЧ ЕГО ВСЕГДА ПРИ СЕБЕ ИМЕЛ. И НЕ МОГ ОНОГО НАЙТИ, поскольку казначей его Анбал, после умышления убийства его, оный пред вечером того дня вынес вон. Тогда, ворвавшись, двое из злодеев, ухватили князя. Он же, схватив их, одного ударил о землю, а другого держал. Прочие, вскочив и думая, что князь лежит на земле, закололи оного товарища своего» , т. 2, с. 366 – 367. Отметим, что на старинной миниатюре, рис. 3.26, вокруг головы Андрея Боголюбского изображён золотой нимб, жёлтый на цветном рисунке. Так рисовали святых.



Рис. 3.26. Миниатюра из Радзивиловской Летописи. Заговорщики входят во дворец Андрея Боголюбского. «Постигши бо ночи бочи суботней, вземши оружие, яко зверие дивие, идеже бе блаженный илежав постельнице, и силою отломите двери у сеней». Взято из , лист 214, оборот. См. также , кн. 2, с. 517, илл. 127. Миниатюра поздняя, изготовлена, скорее всего, в XVIII веке, см. ХРОН4, гл. 1:4.

Перед нами – фактически евангельская сцена с мечом. Напомним, что меч князя Андрея был предусмотрительно украден заговорщиками, и в момент нападения «Андрей напрасно ИСКАЛ МЕЧА СВОЕГО, тайно унесённого ключником Анбалом» , кн. 1, т. 3, гл. 1, столбец 18. Следовательно, скорее всего, известная евангельская фраза: «Возврати меч твой в его место» – могла означать безуспешное требование Андрея-Иисуса вернуть ему святой меч Бориса. Поспешно искал меч и восклицал что-то вроде: «Возврати меч!», «Положи обратно меч!». Эта фраза и попала на страницы Евангелий в слегка искажённом виде.

Как мы теперь понимаем, наследственный меч, подло украденный в ночь убийства у Андрея Боголюбского – Иисуса Христа, и принадлежавший когда-то святому Борису, играл важную роль в сцене гибели князя. Естественно было бы ожидать, что это оружие было потом окружено почитанием верующих и, скорее всего, сохранялось многие годы. И действительно, Н. М. Карамзин сообщает следующее. «В Московской Оружейной Палате есть древний меч Греческой работы, с вырезанной Греческою надписью: "Пресвятая Богородица! помоги рабу твоему… В лето по Христе"… Не сей ли меч принадлежал Св. Борису и Андрею? Он издревле хранился как святыня вместе с Мономаховою шапкою» , кн. 1, комментарий 22 к т. 3, гл. 1, столбец 12.

Обращает на себя внимание, что Н. М. Карамзин поставил здесь многоточия на месте даты. Означает ли это, что дата на мече сбита и сегодня не читается? Было бы интересно более пристально изучить «евангельский меч» святого Бориса и Андрея Боголюбского – Иисуса Христа. Понятно, кстати, почему знаменитый меч хранился именно в сокровищнице русско-ордынских царей-ханов. Потому что Андрей-Христос долгое время правил во Владимиро-Суздальской Руси, где родилась его мать – Мария.

Кстати, зададим вопрос: сохранился ли меч Андрея-Христа до наших дней? Ответ на вопрос мы сейчас получим, обратившись к каталогу оружия (рукописная опись Л. П. Яковлева 1862 года), хранящегося в Оружейной Палате и опубликованному нами в [РЕК]:2, с. 515 – 546. На странице 525 читаем: «5366 (5913). Сабля Ивана Алексеевича булатная греческая. Сабля Ивана Алексеевича с насечкой образа Богородицы, рекомой: "Цвет неувядаемый" (греч.). По обуху: "Пречистая Матерь Бога помози рабу твоему! В лето по Р.Х."» [РЕК]:2, с. 525. Таким образом в XIX веке дата на сабле уже отсутствовала. И имя тоже. Сабля явно считалась очень ценной, поскольку принадлежала лично царю.

8.5. Отсечённая правая рука Андрея Боголюбского и отсечённая правая рука Андроника-Христа

Выше мы говорили о том, что Андронику Комнину отрубили ПРАВУЮ РУКУ. Напомним слова Никиты Хониата: «Ему отрубили секирой правую руку» , с. 357. Евангелия ничего не сообщают об отрубленной руке Христа. Андрею Боголюбскому тоже отсекли руку, причём именно ПРАВУЮ: «Оття ему руку ДЕСНУЮ» (то есть правую) , т. 9, с. 250.

Задержимся немного на описании гибели Андрея. Один из заговорщиков, напавших на князя Андрея, был убит. Не исключено, что Евангелия тоже отразили данный факт, сообщив, что одному из заговорщиков, нападающих на Иисуса отсекли ухо (хотя потом, в одном из Евангелий, добавлено, будто Иисус «исцелил его» (Лука 22:51)).

При этом, Евангелия подчёркивают, что было отсечено именно ПРАВОЕ ухо (Иоанн 18:10; Лука 22:50). А русские хроники сообщают, что Андрею Боголюбскому отсекли именно ПРАВУЮ руку , т. 9, с. 250. Правда, Евангелия сообщают здесь, что пострадал РАБ, а русские летописцы указывают на самого АНДРЕЯ. По-видимому, факт отсечения ПРАВОЙ руки или ПРАВОГО уха всем запомнился, но вот кто именно при этом пострадал – здесь мнения расходились.

Рис. 3.27. «Арест Иисуса» (В. da Siena). Показан поцелуй Иуды и арест Иисуса. Внизу слева Пётр наносит удар мечом и отрубает «правое ухо». Взято из , с. 23.

РУССКАЯ ИСТОРИЯ: Русские летописи, по-видимому, отражая то же событие, говорят, что удар мечом, отсёкшим ПРАВУЮ руку князя Андрея, нанёс заговорщик с тем же именем ПЁТР. А именно, ПЁТР Кучков, бывший зятем Андрея , т. 9, с. 249 – 250. То есть человек, весьма близкий к Андрею Боголюбскому. Описанная сцена изображена на миниатюре из Радзивиловской Летописи, см. рис. 3.28. Кстати, здесь также вокруг головы Андрея изображён золотой нимб (жёлтый на цветном рисунке), как у святого.

Рис. 3.28. Миниатюра, вероятно XVIII века, из Радзивиловской Летописи. Художник изобразил, как Пётр Кучкович отрубает левую (!) руку Андрея Боголюбского, хотя по тексту речь идёт о правой руке: «И Петръ же ему оття руку десну». Отрубленную руку князя держит женщина, вероятно, коварная жена Андрея, активно участвовавшая в заговоре , кн. I, комментарий 21 к т. 3, гл. 1, столбец 11. Взято из , лист 215. См. также , кн. 2, с. 518, илл. 128

Таким образом, в обоих описаниях гибели Иисуса-Андрея всплывает одно и то же имя – ПЁТР, как имя близкого человека, нанёсшего удар мечом и отсёкшего ПРАВУЮ часть тела.

В. Н. Татищев продолжает: «Потом, опознав князя, схватились с ним. И не могши его повалить, стали мечами сечь. На что он их спрашивал, какую вину они на нём нашли. Но те, не отвечая ему, били его лежащего. И когда уже голоса его не слышали, ПОЛАГАЯ ЕГО МЁРТВЫМ, снесли на низ, а сами, боясь, с трепетом пошли из хором» , т. 2, с. 367. Между прочим, согласно Евангелиям, умершего Иисуса СНЯЛИ С КРЕСТА, спустили на землю. Может быть, отражением данного обстоятельства и является краткое и слегка туманное указание русской летописи: «снесли на низ», то есть спустили на землю, сняли со столба?

Легенде о мече короля Артура более тысячи лет. Считают, что она родилась либо в Корнуолле в Англии, либо в Бретани во , но похожую историю о мече в камне рассказывают и в Италии. Как полагают итальянские исследователи, в основу поэтических историй о короле Артуре легли похождения рыцаря Галгано. Предание гласит, что в 1180 г. молодому знатному рыцарю Галгано Гвидотти, который отличался надменностью, грубостью и сластолюбием, явился во сне архангел Михаил, который указал ему путь к спасению души. После видения рыцарь порвал с прежней жизнью и стал отшельником. Он вогнал свой меч в скалу так, что из камня торчала рукоять и часть лезвия, образуя крест, перед которым можно было молиться. Рассказывают, что три человека по наущению дьявола раскололи скалу на три части, но Галгано молился, и скала снова сошлась, и меч остался на месте. Через год Галгано умер, а в 1185 г. папа Люций III причислил его к лику святых. Вокруг камня с мечом возвели часовню. Она стала первым сооружением в аббатстве, которое было построено в 1218 г. Этот меч и сегодня можно увидеть возле аббатства Сан-Галгано, крупнейшего готического сооружения , к юго-востоку от города Сиены. В XX в. меч едва уцелел - кто-то вновь пытался выдернуть его из скалы, но только надломил оружие. Мастерам удалось его отреставрировать и хранится теперь под более бдительным присмотром.

Аббатство . Так называется большой монастырь со всеми постройками, в которых живут и молятся монахи или монахини. Монахами руководит аббат, а монахинями — аббатиса.

Где находится настоящий Замок Хогвартс?