Стратегия с ресурсами и постройками. Лучшие старые стратегии. Серия Command & Conquer: Red Alert

Нет ничего удивительного, что игры стратегии так популярны. Ведь только этот вид геймерских развлечений позволяет управлять целыми вселенными. Есть среди таких игр и настоящие игровые шедевры, которыми являются выдающиеся игровые серии. О них сегодня и будет наш рассказ.

А ниже приведена десятка лучших, ТОП избранных, самых красивых и многогранных игр-стратегий на ПК. Трудно выделить лучшую игру внутри самой серии, поэтому речь пойдёт о сериях в целом и об отдельных играх в частности.

10. Total War

Самая могучая, красивая, продуманная, начиная с шедевра, посвящённого Риму, и заканчивая современными собратьями средневекового и имперского толка.

Детище британской компании Creative Assembly . Традиционно в играх серии объединяются жанры пошаговой и глобальной стратегии и тактических битв в реальном времени.

Весь мир у ваших ног во всём его временном великолепии. Известные события, колоссальные сражения, и вы в качестве командира и орла над полем боя. А самое главное - шедевральные моды по вселенной Властелина Колец и бесчисленным историческим эпохам нашего времени. Игра реально учит истории.

9. Star Craft

Детище Близард Интертейнмент - серия стратегий в реальном времени, повествующая о войне протосов, зергов и людей. С момента появления в мире было продано более 11 миллионов копий игры.

Стар Крафт - это ещё и спортивная дисциплина и удивительный тренажёр реакции. Интересная история и целая вселенная ураганных событий, погружающих вас в самую гущу кровавых инопланетных сражений на любой стороне.

Вторая часть легендарного шедевра названа многими критиками идеальной стратегий в реальном времени, являющейся эталоном жанра.

8. Warcraft

Варкрафт - ты всегда в наших сердцах!

Конечно, не тот, что World , а третья часть этой легендарной стратегии с элементами РПГ. Серия является одной из старейших в жанре стратегия - раньше Варкрафта появилась, разве что Дюна . Эта легендарная стратегия от компании Blizzard определила развитие жанра на многие годы вперёд.

Уникальная фэнтези-игра со своим уникальным подходом к распределению полномочий, десятки видов войск, сотни заклинаний, тысячи боевых тактик, обилие сетевых режимов обеспечивают широкий простор для виртуальных военачальников

7. Civilization

Цивилизация Сида Майера - пошаговая стратегия, охватывающая весь путь человечества от первобытных времён до близкого и не очень будущего.

В легендарной Цивилизации можно попробовать себя в роли практически любой выдающейся личности и управлять многочисленными государствами, проводя их через века к экономической и военной победе. Временной промежуток игры - это воистину целые столетия развития и непрерывных войн, начиная с каменного века и заканчивая историей не столь отдалённой

Миллионные тиражи, всенародное признание, а самое главное - шикарнейший игровой процесс. Всё это - Civilization

6. Age of Empires

Век империй или век технологий - не важно. Прославленная стратегическая серия, потрясающе привлекательная в своём бодром геймплее.

Age of Empires прославилась, прежде всего, великолепной для своих времён графикой и балансом. Эпохи в игре реальные и мифические, однако все эпические и яркие. Каждый шаг на вашей совести, если конечно желаете победы. Иначе - позорный разгром.

Игра является классической реал-тайм-стратегией, а значит успех здесь зависит от вашей смекалки и быстроты реакции.

5. Command & Conquer

Весьма разветвлённый проект от Westwood Studios . Будь то Ред Алерт или тибериумный канон, всё угрожающе кишит технологически продвинутым и глобально опасным оружием.

Command & Conquer - это устрашающие роботы, боевые осьминоги, огромные двуствольные танки, солдаты-психи и прочая забавная нечисть. А так же - запоминающиеся персонажи, классные карты и скорость - ни секунды простоя, иначе ядерный гриб разрушит вашу империю. Минимум экономики, максимум военного дела.

Ну и конечно же - это достигшая края возможного псевдосоветская клюква, в которой смешались все самые безумные стереотипы о России.

4. Warhammer

«Вархаммер 40000» - стратегическая вселенная, разработанная на основе настольного варгейма «Вархаммер 40000» студии Геймз Варшоп .

По сюжету, главным врагом игрока изначально являются орки. После же становится ясно, что во всём виноваты космодесантники хаоса. Ну а после начало твориться и вовсе чёрти-что.

Далёкое императорское религиозное будущее настолько жестоко, что манит и отталкивает одновременно. Здесь есть всё - и фэнтези и научная фантастика, и исторически спроектированные замесы. В общем, задумкой разработчиков было объединить всё, что только можно со всем, что только можно, получив этакую солянку на все времена.

Правда раскрывается игра полностью только в мультиплеере.

3. Герои Меча и Магии

Все лавры этой выдающейся серии, пожалуй, достаются третьей части. Проект позволяет играть в-одиночку против искусственного интеллекта, либо против других людей за одним компьютером. Игрок управляет Героем, ведущим в бой армии мифических существ.

В Heroes of Might and Magic сочетаются две части: стратегическая (Герой путешествует по карте игры, исследуя территории и захватывая всевозможные объекты) и тактическая (Герои сражаются с вражескими войсками на отдельной карте). Если вы ни разу не играли в этот шедевр, то многое потеряли. Ведь Герои - это практически целая веха в пошаговых стратегиях.

2. Казаки

Пожалуй, самая выдающаяся стратегия классического типа с постройкой городов, развитием экономики, добычей ресурсов и ведением боевых действий на суше и море. Словом, здесь есть всё, что должно быть в нормальной стратегии.

Игра Казаки оказалась настолько успешной, что позволила в последствии GSC game world на вырученные от неё деньги сотворить Сталкера!

Прорывная для своего времени стратегия про европейские войны даёт возможность искушённым геймерам принять участие в игровом процессе исторических сражений, отыгранных в реальном масштабе с учётом особенности тактики и стратегий каждой из воюющих сторон. Есть здесь и развитая система экономики, ну и ставший визитной карточкой игры - шикарнейший дым от оружейных выстрелов.

1. Stronghold

Трудно выделить лучшую игру серии, ибо все они великолепны! Будь то культовая Stronghold Crusader 2 , мощная Stronghold 3 Revenge или потрясающая Stronghold Kingdoms , впервые позволившая тысячам игроков со всего мира схлестнуться в смертельной схватке друг с другом по средствам онлайна!

Игра теперь совершенно бесплатна! В отличие от предыдущих частей, вы будете биться не против компьютера, а против реальных игроков. Захватывайте, грабьте, стройте, обороняйтесь и нападайте - всё это и многое другое ожидает вас в этой игре.

Стратегии – жизненно важная часть ПК-культуры. Неважно, любите ли вы динамичные схватки в реальном времени или заумные пошаговые симуляции, отличные стратегические игры погружают вас в уникальные масштабные сценарии, дающие возможность управлять империями, контролировать исследующие космос расы и командовать кавалерийским натиском на вражеские армии.

Представляем вам нашу подборку лучших стратегий для ПК. Независимо от того, нравятся ли вам сражения в режиме реального времени или пошаговые баталии, стратегии позволяют стать участником масштабных событий, управлять империями, контролировать могущественные расы и бесстрашно воевать против многотысячных армий. За это мы их и любим. Но некоторые мы любим сильнее прочих.

Как в случае с подборкой лучших шутеров от первого лица, мы постарались сделать список максимально разнообразным и собрать самых достойных представителей жанра, которые и сегодня способны захватить дух. Статья обязательно будет пополняться по мере выхода новых отличных стратегий.

Согласны ли вы с нашим выбором? Хотите ли вы пополнить данный список? Делитесь своими предложениями в комментариях.

Выбывшие из основного списка

Игра очень ловко использует нехватку возможностей, часто ставя игрока перед сложным выбором. Единовременно вы можете просканировать лишь шесть точек, в то время как игра регулярно подкидывает возможности для сражения. Вам необходимо искать новых рекрутов; инженеры должны строить новые узлы связи для установления контактов с новыми территориями; нужны ресурсы для улучшения оружия и брони. Нельзя получить сразу все. Возможно, довольствоваться придется чем-нибудь одним из этого списка. В далеко 1989 Сид Мейер описал игру как «серию интересных решений», и XCOM 2 на данный момент самое точное воплощение этих слов, когда-либо вышедшее из рук Firaxis.


Red Alert, возможно, имеет наименьшее отношение к стратегиям из всего нашего списка. Для победы в абсолютно любой схватке достаточно первым построить технический центр и отправить 25 мамонтов на вражескую базу, или просто выслать чинук, набитый до отказа простыми девушками Танюшами, прямо в тыл противника. В каком-то смысле, отсутствие баланса и было одной из причин огромной популярности этого тайтла. Да и сейчас тот хаос, что творится в тамошних сражениях на суше, море и в воздухе, остается привлекательным. К тому же, игру сделали бесплатной.


Упростив формулу XCOM, Firaxis пошла более коротким путем к тем вещам, что всегда составляли суть серии. В основе своей это squad action, игра, в которой вы всеми силами опекаете свой любимый и неповторимый отряд. И неважно, пересаживаете ли вы бойцов в громоздкие боевые машины, или даете им имена своих друзей (или и то, и другое сразу), Enemy Within превосходит остальные стратегии благодаря необходимости очень серьезно подходить к своим решениям.


Для этой итерации игры Сида Мейера о мировом превосходстве Firaxis с нуля создала новый движок. Это была первая игра в серии, использующая 3D-эффекты и блистающая неповторимым голосом легенды Леонарда Нимоя. В широком перечне нововведений и улучшений отдельной строкой стоял более умный, агрессивный ИИ. Стоит отметить, что именно с этой части стал проще моддинг игры, результатом чего стало появление нескольких превосходных дополнений, созданных игроками. Фаны Civilization могут часами спорить о том, какая часть лучшая в серии, но моя любимая – четверка.


Фишка FS в том, что обе противоборствующие стороны делают свои ходы одновременно. Приходится не просто планировать передвижение своего отряда киберсолдат, но и предугадывать действия противника. Перед подтверждением хода игра позволяет взглянуть на совершаемые действия, чтобы игрок мог избежать совсем уж очевидных. В одной из своих лучших партий я умышленно отправил солдата под вражеский огонь, чтобы отвлечь противника, пока остальные мои бойцы заходили с фланга. Изучайте предпросмотры хода, чтобы действовать с безупречной точностью, избегая потерь.

BattleTech, которую можно охарактеризовать как смесь настольной игры с дизайном XCOM, являет собой глубокую и продуманную пошаговую стратегию с впечатляющей системой кампании. Вы управляете группой наёмников, разумно распределяя доступные средства и обновляя свою коллекцию боевых костюмов и роботов.

В сражениях же необходимо целиться в конкретные части вражеских роботов, принимая во внимание прочность их брони, скорость стрельбы, угол, под которым ведётся огонь, и особенности окружения. Поначалу во всём этом сложно разобраться, поскольку игра не особо дружелюбна к новичкам, однако если вы любите богатые на детали стратегии или уже знакомы с данной вселенной, то BattleTech обязательно придётся вам по вкусу.

Стратегия в режиме реального времени Northgard, выполненная в сеттинге эпохи викингов, немало заимствует из таких проектов, как Settlers и Age of Empires, а также предлагает нам погрузиться в уникальную систему расширений, позволяющую постепенно увеличивать площадь подконтрольных территорий.

Важную роль в геймплее играет и погода. К зиме необходимо готовиться особенно тщательно, однако если выбрать соответствующую ветку в древе развития технологий, то зима на ваших землях будет теплее, чем на вражеских территориях, что даст вам стратегическое преимущество. Откровенно скучная история компенсируется отличным дизайном сюжетных миссий и невероятно увлекательными боями в режиме сражений.

Практически идеальный тактический экшн с роботами и шикарным дизайном от создателей FTL. В Into the Breach вам предстоит отбиваться от волн монстров Век на картах, разделённых на 64 сектора, где располагаются различные крепости и сюжетно важные объекты. Разумеется, самый простой способ избавиться от монстров Век – это стереть их с лица земли при помощи своих роботов и атак с воздуха, но для этого придётся мыслить стратегически и не подпускать врагов к своим постройкам.

Гражданские здания обеспечивают вас электричеством, которое служит здесь своеобразной шкалой здоровья. Всякий раз, когда противник нападает на такое здание, вы становитесь на шаг ближе к поражению. Как только у вас не останется электричества, ваша команда отправится назад во времени и попытается спасти мир заново. Это довольно сложное, компактное и динамическое приключение. Открывая новые типы роботов и апгрейды для них, вы будете постепенно изучать новые способы сражения с беспощадным врагом.

Первая Total War: Warhammer показала, что фэнтезийная вселенная Games Workshop идеально подходит для масштабных битв и удивительной детализации поля боя – именно этим известна студия Creative Assembly. Во второй же части нас ждало множество улучшений – в интерфейсе, облике и умениях героев, а также армий различных фракций.

Четыре представленные фракции (скавены, высшие эльфы, тёмные эльфы и ящеролюды) разительно отличаются друг от друга, а при их создании авторы основательно изучили предысторию богатой вселенной Warhammer. Если вы давно хотели познакомиться с миром Warhammer, но не знали, с чего начать, то эта игра отлично подойдёт вам. А если у вас уже есть прекрасный оригинал, то вас ждёт одна масштабная кампания, действие которой разворачивается на единой гигантской карте.

Дополнение War of the Chosen привносит в игру как ряд незначительных мелочей, так и довольно интересные элементы вроде колоритных болтливых врагов, появляющихся в случайном порядке по мере прохождения основной кампании, каждый из которых имеет сильные и слабые стороны. Вас также ждут новые типы солдат противника, тысячи косметических изменений, похожие на зомби враги, населяющие заброшенные города, возможность создавать пропагандистские плакаты и многое другое.

В итоге каждая кампания в War of the Chosen получается немного перенасыщенной, но все изменения настолько хорошо выполнены, что ни один фанат XCOM 2 не должен проходить мимо.

На первый взгляд название игры звучит просто кощунственно. Спустя десять с лишним лет после выхода последнего Homeworld они решили превратить игру, которую помнили за ее космические корабли и перемещение в трехмерном пространстве, в очередную наземную стратегию про танки? Да это еще и приквел? Тем не менее, вопреки всем возникшим опасениям, Desert of Kharak получилась удачной по всем параметрам.

Это не только изумительная RTS, ставящая себя особняком от остальных современников жанра, но и великолепный представитель Homeworld, переосмысливший серию и четко уловивший ее магию.

Лучшая на данный момент игра серии, в которой так много различных деталей, что кажется, будто она сразу вышла в комплекте с парой-тройкой дополнений. Система областей позволяет строить огромные города и мотивирует продумывать свои действия на несколько шагов вперёд. Отдельной похвалы заслуживает потрясающий дизайн игры – да, к местному мультяшному стилю привыкаешь не сразу, однако со временем становится понятно, что данное решение пошло проекту на пользу.

Очень интересно увидеть, что нового привнесут дополнения в эту и без того насыщенную игру, являющуюся безусловным пиком всей легендарной серии.

«Надеюсь, будущие патчи и дополнения восполнят имеющиеся пробелы», написал один из журналистов в своём в день её выхода. И хотя научно-фантастическом проекту от Paradox ещё есть куда расти, высокий уровень обновлений и их регулярный выход определённо идут игре на пользу.

К примеру, с дополнением Utopia внутренняя политическая система игры подверглась значительным изменениям (не говоря уже о сотне других мелких нововведений), что подарило нам ещё сотню часов геймплея. К тому же теперь здесь можно строить сферы Дайсона вокруг звёзд, чтобы выкачивать из них энергию, обрекая близлежащие планеты на обледенение. Жестокое, но завораживающее зрелище.

Endless Legend стала в прошлом году одним из нежданных прорывов. Последовав за Endless Space от студии Amplitude, фэнтезийная 4Х-стратегия EL была очень хороша, но все же не в полной мере реализовала потенциал разработчиков. Релиз ее прошел незамеченным благодаря выходу на рынок высокобюджетной Civilization: , но EL по праву стала лучшей игрой в жанре со времен четвертой Civilization.

Она глубже и разнообразнее, в ней потрясающие асимметричные фракции, субрасы, герои, квесты и прочее, прочее. И выглядит она, к тому же, просто великолепно.

Настолько же социальный эксперимент, насколько и стратегическая игра, Neptune’s Pride сталкивает людей друг против друга в битве за звездную систему. Правила просты: развивайте свои системы, стройте корабли и отправляйте их на завоевание новых систем. Война раскручивается медленно, неделю или около того, и требует внимания, что может слегка подпортить вам реальную жизнь.

Простая, но элегантная механика потворствует заключению и нарушению союзов, что может вылиться в коварное нападение вчерашних друзей на ваши системы. Естественно, часа в три утра, пока вы смотрите второй сон. Доступная игра, продуцирующая массу поразительной драмы.

Я до сих пор люблю первые две Red Alert, поскольку в серии C&C от Westwood практически нет плохих тайтлов, однако именно в этой части идеально всё: здесь самые интересные кампании, лучшие юниты, прекрасные карты и, конечно же, шикарные ролики.

Фракции отличаются друг от друга по всем параметрам и имеют куда больше уникальности, чем это было в оригинальной игре – взять хотя бы советских осьминогов и дельфинов, выступающих на стороне союзников. Здесь авторы нашли идеальный баланс между самоиронией и искренностью в катсценах, а потому игра и увлекала, и вызывала улыбку в нужных моментах.

Чего, увы, нельзя сказать о натуральной катастрофе в лице Red Alert 3 от EA.

Если вы когда-либо мечтали покорять космос во главе армады настраиваемых звездолетов-колоссов, эта стратегия для вас. В ней умный, креативный ИИ, а одна полная игра может занять недели.

Вам придется следить за экономикой, технологией, дипломатией, культурой, наращивать военную мощь, выковывать альянсы, сражаться в войнах и доминировать над прочими народами галактики. Напоминает игры серии Civilization, но только масштабнее и, местами, намного глубже.

По своей механике Homeworld феноменальная стратегия с полностью трехмерным игровым пространством. Она была в числе первых представителей жарна, вырвавших его с одной единственной плоскости.

Более того, игра может похвастать шикарной атмосферой и дизайном звука, от Адажио для струнных в начальных миссиях до барабанной дроби, ускоряющей сердцебиение в мультиплеерных баталиях. Если вам нравится перезагруженный Battlestar Galactica, обязательно поиграйте в Howmeworld.

С масштабностью битв в Supreme Commander способен соперничать один лишь Total War. Вот ты отдаешь приказ конкретному инженеру, затем крутишь колесо мыши – и ты наблюдаешь за полем боя с высоты птичьего полета. А пару секунд спустя ты уже разглядываешь лицо другого солдата, в нескольких километрах от первого. Даже голова кругом идет.

Столкновение армий, состоящих из стройных колонн сотен роботов, награждает игрока самой восхитительной перестрелкой, которую только способен обработать процессор. SupCom является одной из очень немногих RTS, которые в одном сражении объединяют морскую, наземную и воздушную технику. И даже больше – с артиллерией, тактическим ядерным вооружением и экспериментальными роботами титанических размеров.

Вдобавок к тому, что SC2 стал преемником лучшей соревновательной стратегии прошлого десятилетия, он заслужил почет еще и за переосмысление структуры традиционной кампании RTS. Хорошим примером подобного является Heart of the Swarm, но начало положила именно «человеческая» Wings of Liberty: затейливое приключение, каждую новую миссию подающее к столу смесь из рабочих формул.

От сценария защиты от нашествия зомби до планеты, каждые несколько минут затапливаемой лавой, SC2 заставляет игрока заново учить все свои основные элементы.

Не самый очевидный претендент на попадание в этот список, Tooth and Tail привлёк нас своим простым взглядом на RTS (а создавалась игра явно под контроллеры), в котором сохранились все слагаемые отличной стратегии. Игра даже ближе по духу к Pikmin, чем Halo Wars – юниты здесь собираются вокруг вашего персонажа и выполняют простейшие приказы, а создание юнитов происходит автоматически, опираясь на лимит популяции и доступные ресурсы.

Битвы длятся не более 10 минут, а действие происходит на фоне неплохо прописанного политического конфликта между фракциями антропоморфных животных.

Игра, которую сегодня вспоминают как родоначальника , Warcraft III – это в первую очередь изобретательная и амбициозная стратегия, познакомившая многих игроков с кинематографичным фэнтези.

Здесь впервые были введены RPG-элементы в виде героев и нейтральных юнитов, чего не наблюдалось раньше ни в одной стратегии, а масштабная кампания рассказывала потрясающую историю, которая полностью захватывала игрока благодаря безупречному исполнению. В качестве бонуса прилагались забавные фразы от юнитов, реагировавших на закликивание.

Переход серии в полное 3D ознаменовал собой пересечение рубежа, за которым постепенно накапливающиеся проблемы привели к нестабильности при релизе Empire и долгоиграющим неполадкам с ИИ, преследовавшими игроков в поздних играх серии.

Оригинальный Rome представил нам незатейливый, но захватывающий облик древней войны, и сделал это шедеврально. Великолепный экскурс в одну из самых любопытных эпох военной истории, интересный и по сей день.

Большим искушением было поставить в этот список первую часть «Рассвета Войны», но решено было остановиться на ее экспериментальном сиквеле, заменившим большие отряды на горстки крутейших космических отморозков с наборами убийственных способностей.

Для расправы с орочьими ордами вам приходится управлять этими генномодифицированными спецназовцами, согласовывая их действия с налетами Штурмовиков, прицельным огнем Скаутов и прикрытием отрядов тяжелого вооружения. И совместный режим Last Stand тоже получился замечательным.

SSE пользуется кое-какими приемами 4Х-стратегии, но работать их заставляет в обертке RTS. Это игра о звездных империях, что растут, процветают и гаснут в далеком космосе далекого будущего. Ну, и про то, как громадные звездолеты этих империй выходят из гиперпространства к пылающим мирам.

Дипломатия тоже доступна, но ведь это громадные звездолеты! Сыграйте в дополнение Rebellion и увидите, как эти самые корабли вырастают до действительно невероятных размеров.

CKII это политическая стратегия. Она не только о том, как игрок ведет в бой свои войска, но и про свадьбу его имбецильной племянницы. Значение имеет каждый персонаж, у каждого есть свои цели и желания. Да, это сложно (вините в этом феодальный строй), но зато можно получить свою личную драму, прямо здесь и сейчас.

Ситуация частенько загоняет игрока в угол, в безвыходные положения, заставляя творить ради власти ужасные вещи. Как-то раз мне пришлось казнить новорожденного младенца, чтобы править могла его старшая и более умная сестра. Средневековье было то еще времечко.

Зловещая синяя карта мира в DEFCON стала идеальной сценой для жуткой истории о начале ядерной войны. Сначала вы готовитесь к Армагеддону, забивая склады запасами, размещая пусковые шахты, атомные подлодки и настраивая противоракетную оборону. Эта организационная стадия игры сама по себе интересна своей стратегической составляющей, но по настоящему крутым DEFCON становится, когда ракеты отправляются в небо.

Расплывающиеся пятна взрывов, подсчет жертв по мере того, как город за городом обращаются в радиоактивные пепелища. Когда пыль осядет, формальная победа уже мало кого будет волновать. Мультиплеер, где творится сущий кошмар, просто изумителен.

Некоторые игры пытаются дистанцироваться от эмоциональной стороны войны, что закончилась совсем недавно. Но не Company of Heroes. Она напряженная, сложная и жестокая.

Само собой, игра использует чисто голливудские приемы (грязевые султаны артиллерийского обстрела перекочевали сюда прямиком из «Спасти рядового Райана»), но в результате мы получили самую интенсивную стратегию в мире, идеально ухватившую тактический дисбаланс Второй мировой войны.

Глубокая стратегическая составляющая и прозрачная пошаговая боевая система сделали из Xenonauts образец среди ребутов игр. Если вы старый фанат серии X-COM, забудьте о своих древних дисках и ископаемой графике двадцатилетней давности. Лучший способ вспомнить славные деньки – включить «Ксенонавтов». Если же вы с X-COM не знакомы, эта игра даст вам шанс насладиться истоками серии с доработанной механикой и деталями.

После Rome серия скорым шагом шла в тупик, таща на себе ворох проблем. Но Shogun 2 все же сумел стать такой игрой, какой фанаты хотели снова видеть Total War. Шикарный сеттинг, отточенная механика и честь вашего лидера, балансирующего между буддизмом и христианством. Реальная разница между кланами (лучники Тёсокабэ – лучшие!), и кое-какие особенно забавные специальные отряды, вроде бомбометателей ниндзя кисё.

Shogun 2 предложил еще и такую классную вещь, как совместная кампания для двоих игроков – отличный (хоть и медленный) способ завоевания континента. Последовавшая за TWS2 игра Rome 2 стала чрезвычайно амбициозной, но так и не смогла добиться той отточенности баланса и механики, что удалась Creative Assembly в Shogun 2. Во втором дополнении, Fall of the Samurai, игрокам предложили фантастическую кампанию уже в эпоху пороха, в самой середине 19 века. Ружья, мечи, ниндзя – там есть все, что душе угодно.

В 2012 году, эксперт по стратегиям Тим Стоун (Tim Stone) описал игру как «свежий и дружелюбный» варгейм, похвалив впечатляющий ИИ. Чтобы одолеть компьютерных генералов, придется на всю катушку использовать преимущества поля боя и разнообразить тактику.

Простой и доступный интерфейс снижает порог вхождения, обычно высокий в варгеймах. А изучив тонкости системы, вы откроете для себя невероятные глубины механики.

Age of Empires подарила нам возможность проживать столетия прогресса в получасовых игровых сессиях, но RoN пошла дальше, с умом внедряя элементы пошаговых стратегий вроде Civilization. Вместо того, чтобы напрямую вести свои войска в бой, вы расширяете государство, отстраивая новые города.

Когда границы стран сталкиваются, между народами начинается технологическая гонка, война за влияние, перемежающаяся ракетными ударами и бросками копий. Разве может когда-нибудь надоесть процесс сокрушения лучников и рыцарей танками и стелс-бомбардировщиками?

Список не мог обойтись без этой игры, даже с учётом того, что Rise of Nations развила все заложенные здесь идеи по максимуму. Age of Empires II и сегодня смотрится на ПК весьма достойно благодаря HD-переизданию, для которого до сих пор выходят дополнения. Последним стало Rise of the Rajas, вышедшее в конце 2016 года. Совсем неплохо для игры, которой почти стукнуло 20 лет.

Создавайте огромные армии, улучшайте их, собирайте ресурсы и наслаждайтесь увлекательными кампаниями в этой RTS. А если вас утомят предложенные кампании, то вы всегда можете скачать любительские дополнения или даже создать собственные сценарии. С нетерпением ждём выхода четвёртой части игры.

Стратегии занимают особое место в списке жанров. Они не рассчитаны на массовую аудиторию, ведь нередко в них нет выдающейся графики и ураганного геймплея, а классическое прохождение «наскоком» может неприятно удивить игрока.

Здесь нужно думать, планировать и решать задачу постепенно, шаг за шагом двигаясь к победе.

Лучшие военные стратегии на ПК

Представляем наш топ лучших военных стратегий для PC, которые стали уже классикой и непременно должны быть в списке пройденных у каждого, кто называет себя любителем жанра.

Серия Red Alert

  • Дата выхода: 1996-2009
  • Разработчик: Westwood Studios, EA Los Angeles

Серия Red Alert – это отдельный цикл игр в рамках популярной франшизы Command&Conquer. Действие происходит в альтернативной реальности, в которой над Гитлером одержали победу при помощи изобретенной Эйнштейном машины времени. Это привело к непредвиденным последствиям в виде набравшего огромную военную мощь СССР, объявившему войну США и его союзникам. Чуть позже (в третьей части серии) к противостоянию присоединяется еще одна сторона – Империя Восходящего Солнца.

  • Разработчик: The Creative Assembly
  • Дата выхода: 2000-2017

Сложно найти более известную серию военных игр, чем Total War. В далеком 2000 году, когда многие наши читатели бегали пешком под стол, мир увидел первый проект серии — Shogun. Игроку пришлось столкнуться с Японией периода феодальной раздробленности и взяв под контроль один из японских кланов привести его к власти над всем островным государством.


Total War: Warhammer

Но любовь к серии привила именно Rome: Total War, которая поражала своей детализацией, глубиной стратегических возможностей и исключительным шармом. Сегодня в коллекции есть возможность воевать в любой временной эпохе. Мы можем постараться привести одну из наций Древнего мира к величию, руководить нашествием варваров в Темные века, построить средневековую империю, вести войны и открывать новые земли в период Нового времени, и даже окунуться в фэнтезийный мир в игре Total War: Warhammer. Серия стоит того, чтобы потратить на нее сотни часов и получить массу удовольствия.

  • Разработчик: Blizzard
  • Дата выхода: 2010
  • Ссылка: http://eu.battle.net

Поклонники ждали вторую ее часть целых 12 лет. И их надежды полностью оправдались. Нас ждет новый виток противостояния трех основных рас в космосе: Терран, Зергов и Протоссов. Люди полагаются на свою огневую мощь в виде огнеметов, танков, тяжелых крейсеров. Зерги – высокоразвитый рой, где каждый член улья лишь инструмент для решения определенной задачи, которая стоит перед главным мозгом. Протоссы – древняя раса, стоящая на краю псионического вознесения, но все еще решающая свои внутренние конфликты.


В основе Starcraft II лежит очень интересный сюжет, за развитием которого не надоедает следить из миссии в миссию. Да и сами задания крайне разнообразны, имеют множество побочных задач, нетривиальные решения. Многие действительно могут назвать Starcraft II лучшей военной стратегией и будут по-своему правы. Ведь не зря сразу после выхода она была включена в киберспортивную олимпиаду в Корее.

  • Разработчик: New World Computing, Nival, Black Hole Entertainment
  • Дата выхода: 1995-2015

Нельзя составить топ стратегических военных игр и упустить легендарную серию Героев Меча и Магии. Увидев свет в 1995 году, игра прошла более 20 лет истории. Самой успешной до сих пор остается третья часть серии, несмотря на устаревшую на сегодняшний день графику. Второй по популярности выступает пятая часть, созданная отечественными разработчиками.


Нам расскажут о сказочном мире, где идут постоянные войны. Здесь сражаются практически все мифические и легендарные существа, которые присутствуют в мифах народов мира: джины и виверны, гремлины и тролли, демоны и орки. Это пошаговая военная стратегия, каждая сессия в которой неповторима. От решений игрока зависит все, каждую кампанию можно проходить с присущим только конкретному игроку стилем. А насколько интересно играть в мультиплейер, сложно даже представить. Это множество недосыпанных ночей, проведенных за штурмами крепостей.

  • Дата выхода: 21 апреля 2016 г
  • Разработчик: Tindalos Interactive
  • Ссылка: Steam

Стратегия в реальном времени в сеттинге Warhammer 40000. Переносит нас в космос, где мы будем сражаться армадами против вражеских флотов. Среди достоинств стоит сразу выделить очень красивую графику. Наверное, космические пейзажи отсюда – лучшие в индустрии. Если вы играли в HomeWorld, то можете представить себе геймплей, лишь с тем отличием, что почему-то звездолеты подчиняются законам физики, применимым к земным. Представьте себе морской флот, перенесенный в космос. Вы получите Battlefleet Gothic: Armada.


Battlefleet: Gothic Armada

Как и стоит ожидать от вселенной Warhammer 40000, здесь все эпично. Если это флагман, то он самый огромный боевой корабль в галактике, если идет сражение – то это самое генеральное сражение, решающее судьбу космоса. Да и пафоса, так присущего сеттингу, тут достаточно.

Вообще все игры, созданные по вселенной Warhammer 40000, будут интересны тем, кто увлекается сеттингом. Другие же могут установить и поиграть, вдруг именно этот проект придется вам по душе.

  • Дата выхода: 21 октября 2016 г
  • Разработчик: Firaxis Games
  • Ссылка: Steam

Наверное, вряд ли найдется геймер, который не слышал о Civilization. Это глобальная стратегия, в которой вы выбираете свой народ и ведете его к мировой доминации сквозь столетия с каменного века до космической эры. Ее с уверенностью можно назвать военной стратегией, так как редко какой игрок борется за религиозную или культурную победу. В основном все задачи выполняются каленым железом и атомной бомбардировкой.

По сравнению с предыдущими частями можно отметить несколько главных нововведений. Первое, самое заметное, графика стала намного мультяшнее. Сначала это кажется нелогичным решением, учитывая, что с каждой новой Цивилизацией игра становилась все более реалистичной. Но сыграв одну-другую партию оформление игры начинает нравится.


Второе глобальное изменение – появление районов – пригородов, которые отвечают за конкретные направления. Теперь города могут специализироваться, так можно развивать город, который будет приносить науку и культуру, построив там кампус и театральную площадь, а можно построить мощный экономический и военный порт, объединив верфь и торговую площадь.

И наконец, третье заметное изменение – это две ветки технологий. Первые исследуются за счет очков науки – это основные изобретения. Вторые – социальные, исследуются за счет очков культуры. Уже не получится отыгрывать варваров верхом на танках, придется вникать и в культуру.

Принцип боевых действий перенесен с пятой части, где война походит на классический варгейм с шестиугольной разметкой. Civilization 6 – отличный продолжатель всей линейки. Реиграбельность и много проведенных за игрой часов гарантированы.

  • Дата выхода: 9 мая 2016 г.
  • Разработчик: Paradox Interactive
  • Ссылка: Steam

Stellaris – глобальная военная стратегия, в которой игроку поручается взять бразды правления над одной из цивилизаций, только вышедшей в космос, и любыми методами сделать ее главенствующей в галактике. Обычно в играх нам предлагают ограниченный набор рас, но здесь, благодаря конструктору, их можно создать сотни, если не тысячи.


Это симулятор звездной империи. Игроку придется решать все задачи, которые могут стать перед правителем. Начиная от обеспечения подданных продовольствием, заканчивая контролем науки и изобретением новых двигателей для кораблей или строительством купола над колониями на слабо пригодных для жизни вашей расы планетах.

И не стоит забывать, что в галактике вы не единственная раса и воевать придется, даже если вы отыгрываете пацифиста, который вообще против любых конфликтов. Ведь ваши планеты — лакомый кусок пирога для какой-нибудь расы быков-милитаристов.

Рассказать об этой игре не хватит всего обзора, поэтому в нее нужно только играть. Это действительно шедевр и лучшая военная стратегия 2016 года.

  • Дата выхода: 11 августа 2017 г.
  • Разработчик: Kite Games
  • Ссылка: Steam

Возрождение легендарной линейки, которую отечественный геймер знает под названием «Противостояние». Она возвращает нас в события Второй мировой войны и ставит нелегкие задачи с помощью танков и пушек решить исход конфликта. Прошлые части получили десятки модификаций и неофициальных аддонов, которые до сих пор, уже спустя более 10 лет после выхода официальных релизов, создаются.


Новинка предлагает нам три кампании: За Ось, СССР и Союзников. В каждой миссии вам дают определенное количество войск: пехоту, танки, артиллерию, поддержку. И с этим ограниченным запасом военных ресурсов вам нужно будет проходить миссию. На подмогу можно надеяться только в заложенных скриптом случаях.

Оценки достаточно двояки. Многие ругаются на кардинальные упрощения по сравнению с другими частями, другие же, наоборот, называют ее достойным продолжателем жанра.

  • Дата выхода: 21 февраля 2017 г
  • Разработчик: 343 Industries, Creative Assembly

Продолжение популярной стратегии в мире Halo. Все началось с экшна, в котором вы переселялись в робота Master Chief и громили пришельцев на поверхности Мира-кольцо. В 2009 году появилась стратегия по мотивам сеттинга. А теперь мы можем наблюдать и продолжение.


Halo Wars 2 – это классическая RTS с строительством базы, добычей ресурсов и рашем в сторону базы противника. Но насколько это красиво сделано! Графика в игре действительно на уровне военной стратегии 2017 года. Анимация, прорисовка, эффекты от взрывов и применения различного энергетического оружия просто потрясающая. На выбор множество юнитов от мелких солдатиков до огромных шагающих роботов.

Единственное, что может показаться неудачей, так это некоторые упрощения геймплея, введенные в угоду упрощения управления на консолях. Да, изначально проект разработан под X-Box. Для консольщиков-любителей станет настоящей находкой в жанре военных стратегий.

Warhammer 40 000: Dawn of War 3

  • Дата выхода: 27 апреля 2017 г
  • Ссылка: Steam

И снова перед нами вселенная Warhammer 40000, но уже на земле, а не в космосе. В игре представлено три расы: Космодесант, Орки и Эльдары. И сражаются они за обладание супероружием, которое сможет изменить баланс сил в Галактике.


Warhammer 40000: Dawn
of War_III

Перед нами классическая Dawn of War с новой сюжетной линией и красивой графикой. Разнообразия войск тоже добавилось, юниты рубят друг друга все более качественно и красиво. По сравнению с предыдущей игрой серии расширилось количество юнитов, которые могут принимать участие в сражении. Но если учитывать, что отряды все так же узкоспециализированы и имеют множество навыков и абилок, массовых сражений не получится. В лучшем случае удобно управлять двумя-тремя отрядами, нанося тактические выверенные удары по позициям противника.

Игра получилась отличная. Фанаты сеттинга в восторге, да и все поклонники военных стратегий на ПК уже купили игру и провели за ней множество часов.

  • Дата выхода: 2006-2013
  • Разработчик: Relic Entertainment

Стратегия на тему Второй мировой с очень красивым графическим исполнением и обширным арсеналом тактических возможностей.

Вы можете очень тонко настраивать каждый отряд, который будет участвовать в сражении. Бойцы качаются, получая новые способности, улучшая скорость стрельбы, меткость и другие важные способности.


Company of heroes2

Игра не отличается массовостью, вы управляете небольшим количеством техники, поэтому Company of Heroes можно назвать тактической стратегией.

Игра предлагает нам воевать как на стороне союзников, так и РККА. Ко второй части проекта вышло несколько аддонов, которые расширяют возможности игры, предлагая новые миссии, оружие, отряды.

Серия «В тылу врага»

  • Дата выхода: 2004-2016
  • Разработчик: 1С, Digitalmindsoft, Best Way

Серия тактических военных стратегий, посвященных Второй мировой войне 1941-1945 годов. Вы берете на себя управление диверсионной группой, которая действует в немецком тылу. На плечи диверсантов ложатся разнообразные задачи: уничтожение мостов, ликвидация важных офицеров и многое другое.


В тылу врага

В подчинении игрока есть снайпер, пулеметчик, подрывник, другие узкоспециализированные бойцы. Здесь не будет массовых раш-зергов, только выверенные тактические решения, а потеря каждого бойца – это не просто уменьшение боеспособности отряда, а провал мисии.

Всего вышло две игры в серии, к каждой из них множество аддонов и переизданий. Так что разгуляться при ознакомлении с ней есть где.

Военные стратегии - игры, в которых на первом месте стоит планирование. Даже самый грозный противник может быть побежден при помощи грамотных тактических приемов. Подобные продукты не всегда обладают хорошей графикой или мощным физическим движком, однако в большинстве случаев заставляют геймера думать. В статье будет описано несколько лучших военных стратегий.

Company of Heroes

Company of Heroes - военная стратегия, геймплей которой очень похож на Warhammer 40K. Игроку придется командовать не отдельными юнитами, минимальная единица здесь - отряд бойцов. Каждая группа имеет свои очки жизней, и если их значение падает до нуля, то погибнет все отделение. Оснащение армии вооружением также лежит на плечах геймера. Определить, какое оружие будет в руках у бойцов, может только он. После гибели или расформирования взвода вооружение не пропадает, его снова можно подобрать и вручить уже другому отделению.

У каждой стороны конфликта имеются свои уникальные направления развития. Пехота, десант и танки, если геймер будет играть за американцев. Оборона, наступление и пропаганда у немцев. Продвижение в них откроет новые боевые единицы и тактические приемы.

Отряды бойцов после победы в сражении получают опыт, с его ростом увеличивается максимальный уровень их здоровья и брони. Помимо этого улучшению поддаются такие характеристики, как дальность обзора и атакующая мощь.

Total War: Shogun 2

Описывая лучшие военные стратегии, нельзя обойти стороной Total War. Эта игра позволяет управлять не просто армией, а целой империей. Партия ведется в двух режимах - управление государством происходит пошагово, а военные столкновения требуют реакции, ибо протекают так, как и в любой другой RTS.

Во втором случае, помимо стандартного перемещения отрядов, необходимо применять грамотные тактические приемы. Далеко не всегда превосходство в числе приведет к победе. Правильная расстановка войск на местности способна перевернуть весь план битвы, составленный противником, а засада повергнет в панику даже самую могущественную армию.

World in Conflict: Soviet Assault

Ни один обзор, затрагивающий лучшие военные стратегии, не обходится без описания World in Conflict. Действие происходит в альтернативной реальности. Советский Союз вторгся в Америку, задача игрока - защититься и заставить армию СССР отступить. Однопользовательский режим представлен одной-единственной компанией. Разработчики подняли уровень кинематографичности сцен в ней на тот уровень, который ранее стратегиям был недостижим. Аддон Soviet Assault позволяет взглянуть на происходящее со стороны СССР.

В World in Conflct первое время очень непривычно играть. Стратегии военные никогда не остаются без микроменеджмента. Геймер должен добывать ресурсы или копить очки влияния, чтобы построить базу, нанять бойцов, открыть новое улучшение. В World in Conflict ничего этого нет. В начале битвы каждой стороне конфликта предоставляется определенное количество очков командования и список целей. Первые могут использоваться для вызова подкрепления.

В сетевом режиме невозможно победить без применения грамотных тактических приемов и рельефа. На одной карте разрешено принимать участие 16 игрокам. При увеличении количества союзников и противников роль каждого отдельного игрока уменьшается, а главным козырем становится командное взаимодействие. При входе в сетевой режим каждый геймер делает выбор, который определяет, какие ему будут доступны бойцы и вспомогательные способности. Каждый вид войск уязвим, если работает в одиночку.

"Блицкриг-2"

"Блицкриг-2" представляет русские военные стратегии. Эта игра - настоящее испытание только для истинных полководцев. Парой танков пробить крепкую оборону врага не получится, а солдаты, получившие ранение, надолго покинут строй.

В каждой битве необходимо грамотно использовать свои войска. Пехота в поле вряд ли сможет разобраться даже с одним танком неприятеля. Однако если солдаты займут высоту или окопаются, то станут грозной силой, которая будет способна сдержать наступление врага. Танки на равнине - мощное оружие, и никакой противник им не страшен, но вместе с тем в городе они быстро превратятся в металлолом без должной поддержки. Задавить врага числом невозможно. Командование ограничивает количество подкреплений.

"В тылу врага"

Это еще один продукт, представляющий русские игры. Стратегии военные этой серии обладают продвинутой физической моделью. И в первую очередь при помощи нее создан необычный геймплей. Укрывшись за окном деревянного дома, боец может остановить почти любое число вражеских пехотинцев, однако танк или броневик способен снести это "неприступное" укрепление. Если же у противника в наличии не окажется тяжелой техники, хитрые солдаты могут подпалить дом коктейлями Молотова.

"В тылу врага" не оставляет мест, где можно полностью почувствовать себя в безопасности. Когда даже самое крепкое укрытие рассыпается от залпа вражеских танков, а бронированная техника останавливается посреди поля с заклинившим орудием или заглохшим двигателем, ситуация в бою меняется на корню, заставляя игрока продумывать новый план действий. И происходит это каждую минуту.

Только что ваши доблестные бойцы атаковали, а через секунду экипаж покидает боевую машину, спасаясь от пожара и не представляя никакой угрозы для немецкого пулеметчика. Возможна и обратная ситуация - весь бой приходилось обороняться, но одна граната перевернула все вверх тормашками и принесла победу.

Военная стратегия "В тылу врага" использует старую как мир тактическую систему "камень-ножницы-бумага". Броневики всесильны в бою против пехоты, танкам достаточно один раз выстрелить, чтобы подорвать броневик, а пехота может обездвижить танк, кинув гранату. Конечно, деталей намного больше, чем кажется. Например, винтовки бьют на большее расстояние, но и перезаряжаются долго, фугасный снаряд с легкостью разрушит дом, но для уничтожения техники лучше подойдет бронебойный. Осколочная граната хороша против пехоты, но бронированным машинам такое оружие повреждений не нанесет.

WarGame: AirLand Battle

Эта игра представляет те военные стратегии на компьютер, которые полностью исключают лишние заботы, связанные с постройкой зданий. Все внимание WarGame приковывает исключительно к сражениям. Командовать придется собственной армией, в ее составе могут быть танки, пехота, артиллерия, самолеты и вертолеты. Битвы происходят в сельской местности. А размер некоторых карт равен 150 квадратным километрам.

Разработчики уделили огромное внимание деталям. Танки могут ехать по шоссе или полю, сносить постройки; пехота - незаметно передвигаться в лесах или удерживать важную высоту. Однако бронированной технике требуется топливо, а стрельба из винтовок невозможна без патронов. Если отдельным группам не будут поставляться припасы, армия не сможет ни атаковать, ни обороняться.

Никакие иные военные стратегии на ПК не создают атмосферу, подобную той, которая создает накал в WarGame. Опустив камеру до самой земли, вы увидите, что изображение будет вздрагивать от взрывов артиллерийских снарядов. Леса будут гореть, а танки - утопать в клубах дыма.

DEFCON

Очень необычный представитель жанра. Эта игра о той войне, в которой невозможно победить - о ядерном противостоянии. Мир представлен простой векторной картой. Перед началом партии всем участникам выдается определенное количество военного имущества, и мир начинает отсчитывать время до своего конца. Чтобы выйти на лидирующие позиции, следует оптимально использовать всё, что имеется в наличии.

Лучшие военные стратегии на ПК никогда не были так просты и абстрактны, как DEFCON. Здесь практически нет графики. Остановить все ракеты, выпущенные в сторону территории вашей страны, невозможно. Целые регионы будут стерты с лица Земли, армии потеряны, однако все происходящее отображается лишь цифрами статистики. Никаких эпичных сцен и голливудских спецэффектов.

DEFCON - игра сродни шахматам. На протяжении всего матча внутренние алгоритмы рассчитывают уровень опасности. Чем он выше, тем больше действий позволяется выполнить за один ход. В основном все крутится вокруг удачного размещения флота, подводных лодок, бомбардировщиков, ракетных шахт, радаров. Чтобы победить, необходимо рассчитывать, предчувствовать и угадывать, что именно сделает противник в данный момент времени.

За каждый ход, на котором участник войны убил какое-либо количество людей в государстве врага, начисляются очки. Если же ядерная ракета взрывается на подконтрольной игроку территории, очки эти вычитаются. Тот, у кого это число в конце поединка будет наибольшим, побеждает. Одна партия длится около 45 минут.

Total Annihilation

Это культовая игра. Почти все современные военные стратегии на ПК используют наработки, ранее реализованные в Total Annihilation. Самое главное отличие этой игры - дистанционное оружие, которое позволяет вести бой не только на близких и средних дистанциях, но и на дальних и сверхдальних. Мобильная артиллерия или ракетные войска с легкостью разделаются даже с самой сильной обороной противника. Артиллерийский блок и система радаров позволят выиграть битву, не потеряв и одного своего юнита. Хотя для защиты от такого оружия могут использоваться силовые щиты и антирадары.

Командир - еще одна особенность, из-за которой в Total Annoholation интересно играть. Стратегии военные в первую очередь заставляют геймера захватывать точки или уничтожать противника для победы. Конечно, в рассматриваемом продукте эти цели никуда не делись, однако во главе угла стоит захват вражеского командира и защита своего. Командир умеет ремонтировать здания и технику, собирать металлолом быстрее других строителей, но возводит ограниченное количество сооружений. Вместе с тем только он может захватить чужой юнит или постройку, что очень полезно. Ну и классически главный герой обладает очень большой огневой мощью. Может остановить или задержать наступление противника практически в одиночку.

Рассматриваемая военная стратегия не устанавливает никаких лимитов на сбор ресурсов. Их тут бесконечно много. Ограничивается только скорость их накопления. Энергия вырабатывается электростанциями. Металлолом может быть добыт из месторождений, переработан из энергии или собран с поля боя.

Как известно, во многих современных играх убитые противники куда-то исчезают. Здесь же обломки техники остаются на карте до самого конца партии. Такое положение вещей позволяет применять неожиданные стратегические ходы. Так, если установить в первых рядах обороны слабые лазеры, которые не взрывают бронированные машины, а оставляют крупные обломки, атака противника захлебнется, и ему нужно будет отступить.

Warzone 2100

Описывая лучшие военные стратегии на ПК, нельзя обделить вниманием Warzone 2100. Действие происходит в постапокалиптическом мире второй половины XXI века. Игрок - один из тех, кто выжил после атомной катастрофы. Вместе с группой других людей главному герою придется восстанавливать мир.

В самом начале кампании создается три группы - "Альфа", "Бета", "Гамма". Каждая из них действует в определенном районе и должна собирать артефакты, которые могут помочь в восстановлении утерянных научных знаний. По мере прохождения геймеру будут предоставляться все более и более продвинутые технологии.

Главная отличительная черта Warzone 2100 - возможность создания боевых юнитов самостоятельно, на основе открытых технологий. Эта военная стратегия предлагает игроку не только командовать войсками, но и стать конструктором танков, артиллерийских орудий, самолетов, роботов. Если подсчитать, получится, что на основе всех доступных модулей можно создать более 2000 уникальных прототипов боевой техники.

Появился термин 4Х (глобальная стратегия), мы исследовали, расширяли, эксплуатировали и уничтожали (eXplore, eXpand, eXploit, eXterminate) – то есть жили в фэнтезийных мирах. В последнюю пятилетку жанр переживает своего рода возрождение и, хотя иметь выбор – это прекрасно, не следует бездумно хвататься за всё подряд.

Не каждую глобальную стратегию можно назвать игрой для всех, поэтому я перебрал все основные тайтлы, вышедшие за последние несколько лет, и постараюсь резюмировать, почему вы можете захотеть (или не захотеть) в них поиграть.

Сделай свой ход

Давайте начнем с чего-то необычного. Dominions 5 - игра в жанре 4Х, про воинствующих богов и их фантастические армии. В самом начале игры вы создаете божество. Это божество может иметь образ яростного дракона или магического камня. Шаг за шагом вы собираете армии, вербуете волшебников для поиска апокалипсических заклятий, и отвлекаете от себя внимание остальных богов.

Графика в игре, скажем так – олдскульная. Вам нужно обыскать файлы сообщества, чтобы найти достойную пользовательскую карту. Но если вы это сделаете, да еще и прочитаете инструкцию к игре, вы получите детальную стратегию, которая создает безумные истории. В 4Х играх я привык управлять космическими кораблями и кавалерией, но только в игре Dominions я могу направить дружеские войска сатир, виверн, духов стихий и привидений против атлантов. После нескольких пробных игр вы без проблем сможете победить искусственный интеллект в игре. Но по-настоящему игра раскрывается в мультиплеере.

Кому подойдет игра : люди готовы вытерпеть убогую графику ради того, чтобы получить детальную магическую систему и управление над великолепными и разнообразными фракциями.

Уникальная смесь 4Х и в реальном времени, Rebellion обладает более быстрым темпом, чем остальные участники этого списка. Это не только самостоятельное дополнение, но и улучшенная версия Sins, поэтому не нужно беспокоиться о розыске оригинала.

Кому подойдет игра : Для нынешних фанов RTS, которые желают приобщиться к 4Х, и игроков, которым нравится брать с места в карьер, поддерживая высокий темп игры. Впрочем, некоторым домашним пошаговым генералам она может показаться несколько хаотичной.

Эта пошаговая фэнтазийная глобальная стратегия вращается вокруг персонажей Героев и лидера фракции, называемого сувереном, который может выполнять квесты в духе RPG и задействуется во многих аспектах менеджмента, не ограничиваясь одними лишь сражениями.

Кому подойдет игра : Поклонники классических RPG благодаря местной квестовой системе почувствуют себя как дома, а настраиваемые фэнтазийные армии, скорее всего, привлекут внимание любителей миниатюр Warhammer и Hordes.

Одна из наиболее интересных особенностей вселенной Endless Space (и его сиквела). Многое завязано на древней империи, известной, как Endless, и квази-магической Пыли, которую они оставили после себя.

Кому подойдет игра : Хороший порог вхождения в космические 4Х, тем не менее, способный бросить вызов опытным игрокам, и заманчивый сюжет для всех, кто заинтересован в хорошей истории помимо доминирования в галактике.

Если бы мы короновали самодержца глобальных стратегий, то в борьбе за трон у было бы немного конкурентов. Взять и провести одну из цивилизаций сквозь века от древности до современности, стараясь достичь различных условий победы – в этом известной серии просто нет равных.

Кому подойдет игра : Учитывая выход Civ 6, сложно рекомендовать её предшественника, но «пятёрка» частенько появляется на распродажах по смехотворно низкой цене, поэтому, если вы не уверены в том, что серия вам приглянется, попробуйте именно её, не выбрасывая полную цену за новинку. Она по праву именуется великолепной игрой, особенно дополнение «Brave New World».

В то время, как большая часть остальных игр из нашего списка помещает игрока в сгенерированный случайным образом мир или галактику, EU4 воссоздаёт необычайно глубокую модель Земли с 1444 по 1821 год. Вы можете возглавить любой народ планеты, от Франции до команчей, проведя их сквозь столетия колонизаций, исследований и технологический открытий.

Кому подойдет игра : Принимая во внимание высокую оценку, которую заслужила игра, проще сказать, кому она не подойдёт. Сложность симуляции и запутанность систем торговли, войны и дипломатии может отпугнуть новичков в глобальных стратегиях, но интерфейс EU4 и подсказки делают всё, чтобы помочь вам втянуться в процесс и почувствовать себя в нём как минимум уютно.

Примите роль полубога, сражающегося со своими родичами за контроль над осколками, оставшимися от разрушенного мира. Eador – ещё одна 4Х игра, которую сложно отнести к какой-либо категории, поскольку в ней присутствуют и элементы 4Х, и RPG, и даже тактические пошаговые элементы, схожие с настольными играми.

Кому подойдет игра : Величайшее достоинство Eador в том, как она устроена по сравнению с остальными глобальными стратегиями. Мир игры разбит на осколки, каждый из которых представляет собой уменьшенную версию стратегической карты в играх вроде Total War или , что даёт вам возможность насладиться чем-то отличающимся от стандартных огромных карт или массы статичных планет в бескрайнем космосе.

Перенеся формулу предоставляет вам роль главы первой на планете чужаков человеческой колонии, где вам придётся руководить её развитием и соревноваться с другими колониальными концернами. Механика игры покажется вам сильно знакомой, если вы играли в Civ 5.

Кому подойдет игра : На мой взгляд, это не слишком удачное отступление от серии Civilization, поскольку Beyond Earth не хватает элементов, которые привели её родственников к успеху. Хотя в ней достаточно крутых штук, вроде нелинейной технической системы, позволяющей развивать свои футуристические технологии во множестве разных направлений, игра ощущается как высокобюджетный мод Civ 5, и не способна удержать внимание игрока более чем на пару десятков часов.

Подобно своему научно-фантастическому двойнику Endless Space, эпичная история Endless Legend разворачивается в богато детализированном мире со своими персонажами и предысторией. Цивилизации подробнейшим образом настраиваются, и каждая обладает своими отличительными возможностями.

Кому подойдет игра : Базируясь на проверенных временем элементах 4Х, она не побоялась стать больше и смешать их таким образом, что заинтересовались даже старые игроки, уже порядком уставшие от жанра. Кроме того, EL будут рады те, кто жаждет заняться исследованием великолепно проработанного фэнтазийного мира в новом интересном сеттинге.

Warlock очень близок к тому, как я представлял себе качественную переработку Civilization на фэнтазийный лад. Все нейтральные фракции на карте служат большей цели, нежели простой раздражитель в самом начале игры.

Кому подойдет игра : Вследствие своей относительной простоты и приверженности жанровым шаблонам, Warlock – неплохой первый шаг для тех, кто хочет влиться в ряды поклонников фэнтезийных глобальных стратегий. К тому же, в ней неплохой юмор, в сравнении с такими более суровыми и величественными коллегами, как Endless Legend и Fallen Enchantress.

Позволяя исследовать звезды в реальном времени с возможностью паузы, Distant Worlds может похвастать одной из самых крепких моделей гражданский экономики (способной работать на автопилоте, пока вы управляетесь с политическими задачами), которые я видел в глобальных стратегиях.

Кому подойдет игра : Помимо того, что это в целом отличная 4Х стратегия, Distant Worlds способен завлечь тех игроков, которым важна возможность исследования. Стратегия преуспела там, где потерпели неудачи многие другие sci-fi игры: здесь космос и вправду ощущается бесконечным.

Подобно Sins of a Solar Empire, эту игру тоже можно записать в гибриды 4X/RTS. Выделяется она глубоко проработанными системами дипломатии и планетарного развития.

Кому подойдет игра : Star Ruler 2 по своей сложности близок к максимуму, а огромный объём мельчайшего контроля систем, доступный игроку, для новичка выглядит просто устрашающе. Однако, если вы любитель массовых анимированных космических сражений, игра может стоить свеч.

Претендент на громкое звание «блокбастера» среди глобальных стратегий, GalCiv III на сегодняшний день является наиболее зализанным и дорогостоящим проектом.

Кому подойдет игра : Если вас тошнит от однообразных условий победы, то одним из самых больших позитивных изменений, что появились в серии, стало превращение «победы» в набор целей, из которых можно выбрать подходящую, что весьма разнообразит геймплей.

Первая по-настоящему глобальная стратегия, перенесённая в космос. Stellaris вознёс историческую формулу Paradox к звёздам, давая порулить военными, политическими и экономическими аспектами вашей космической империи.

Кому подойдет игра : Фанаты глобальных стратегий почувствуют себя в Stellaris как дома, но игрокам, привыкшим к более традиционным 4Х, придется потратить время, чтобы освоиться. Игра гораздо сильнее фокусируется на политике, и элементы вроде формы правления или воли граждан играют в ней значительную роль.

Самое недавнее воплощение известной серии не обладает множеством инноваций, но играется по-прежнему неплохо, оправдывая приличную стоимость громкими именами актеров озвучания.

Кому подойдет игра : Несмотря на свою новизну, МоО типичная глобальная стратегия, со времен предшественника 1996 года выпуска, улучшенная лишь новой графикой. Отличный старт для абсолютных новичков, да и бывалых дрожь пробирает, когда Джон де Лэнси плачет о войне, что кипит между его империей и вашей.

Игра строится на лучших идеях своего предшественника, в этот раз предлагая ещё более уникальные сюжеты для каждой из межзвёздных империй.

Кому подойдет игра : К этому пункту списка вас уже не должно удивлять то, что истинные знатоки интерактивного нарратива должны набрасываться на всё, что имеет в своём названии слово «Endless». Endless Space 2, возможно, лучшая возможность для новичков приобщиться к жанру, чем первая часть, так как она серьёзно улучшила свои способы доставлять игроку сиюминутно важную информацию.

Civilization вылупилась из своего кокона, дабы явить миру самое невероятное преображение и свежий подход за всю историю серии. К тому же, там есть Шон Бин.

Кому подойдет игра : Да для любого, кому нравятся . Что можно добавить про Civ 6, чего ещё не сказано? Даже самые бывалые ветераны серии найдут в ней множество новых вызовов и возможностей, но при этом игра остаётся одной из самых дружелюбных к новичкам глобальных стратегий.