Рейнбоу сикс обзор. Rainbow Six: Siege. Достойный конкурент «Контры». Обзор. Мнение. Почему здесь нет дыры в стене

«Подтягивайтесь за своей броней, задроты!» сказал RonBurgandy69 . Он поместил контейнер на земле и сплясал вокруг него. Хотел бы, чтобы он видел мою усмешку. Это был один из тех маленьких, беспечных жестов, что удерживал весь вечер Rainbow Six: Siege от превращения в вереницу незадачливых банальных ошибок, ударов головой о клавиатуру и перебрасывания креативными оскорблениями. Потому что без командной работы, не важно, насколько беспорядочной, Siege становиться очередным «шутером на выживание» - в котором, впрочем, хотя бы можно поразрушать стены.

Rainbow Six Siege: спецназ выдвигается на штурм

Что к чему?

  • Что это такое? Тактический многопользовательский шутер от первого лица.
  • Цена? $22.64.
  • Разработчик? Ubisoft Montreal .
  • Опробован на? Nvidia GTX 980 Ti, Intel Core i7-6700K, 16GB RAM.
  • Мультиплеер на 5 игроков.

То, как в Rainbow Six: Siege подана командная работа - является тем особенным социальным элементом, который, в комбинации с впечатляющей тактической глубиной делает игру одним из лучших шутеров, в которые я играл.


Без командной работы игра - не более чем шутер

Rainbow Six Siege: обзор геймплея

Основной режим - кооперативная игра «5-на-5», базирующаяся на цели, каждая из команд призвана либо защищать, либо нападать на цель. Каждый раунд начинается с фазы планирования, в которой защищающая команда, используя способности и ресурсы, чтобы замедлить, отвлечь или пресечь посягательства команды противника. Во время этой фазы атакующая команда посылает маленькие дроны на дистанционном управлении, чтобы украдкой разведать обстановку. Удерживание кнопки отмечает последнюю замеченную позицию защитников, но информация о защитных структурах передается по голосовому чату.

План изначально строится с оглядкой на то, какие оперативники выбраны, потому что их особые умения вооружают команду разными инструментами. В нападении мы можем сфокусироваться на создании шума и хаоса, выбрав персонажей, которые могут разбивать укрепленные структуры, швырять кластерные гранаты через стены или имеют в инвентаре светошумовые гранаты. Или же можно сделать все с «хирургической» точностью - собрав команду, которая может обнаруживать и обезвреживать электрические устройства, оснащенная большими щитами и точным оружием.

План может эволюционировать впоследствии - в зависимости от того, что удалось разведать. После «прочесывания» карты дронами в атаке или стационарными камерами в защите, мы прикидываем, откуда может появиться противник и базируем свою стратегию на преимуществах и недостатках карты. С разрушаемыми структурами важно помнить, что входы и выходы не ограничены всего лишь открытыми дверьми и окнами. Каждая карта - лабиринт этажей, комнат и разных поверхностей, заполненный разнообразнейшим мусором.


Каждая карта - лабиринт этажей и комнат, загроможденных разными предметами

«Звуковой» пейзаж значительно менее «загроможден» и его единственными компонентами (помимо «фоновых» окружающих звуков) - являются шаги игроков и короткие приступы ударного насилия. Это жуткий эффект который подчеркивает необходимость тщательных приготовлений. Дается меньше минуты, чтобы обнаружить цель или выстроить оборону, что порождает соответствующие последствия к каждому принятому (и не принятому) решению. Для RonBurgundy69 , играющего за «Ладью», сбросить эту броню было наверняка очень волнительно.

Я знаю, потому что когда устанавливаю пуленепробиваемые баррикады «За́мком» я «укладываю» всего себя на кнопку F , пока плотное переплетение разворачивается и становиться на место. Голос откуда-то из глубин подсознания шепчет мне: «Нужно было баррикадировать южную дверь, идиот». Когда я играю «Термитом» и гляжу на то как запал снаряда начинает свой медленный путь к детонации, во мне запускается внутренний спор о том, когда приготавливать осколочную гранату. Волнение таково, что я чувствую, что мое сердце может лопнуть ещё до того, как что-то начнется. Мне нравится такое (само) разрушительное напряжение, хотя я и не уверен, что это очень полезно.

Чем больше играешь, тем больше Siege заставляет тебя думать о том, как ты думаешь. В защите, например, нашим первым инстинктом было торчать в целевой комнате и построить крепость. Половину времени это срабатывало. Потом нам пришла идея использовать комнату как ловушку. Мы укрепили её как обычно, но слонялись по периметру, пока команда противника не собралась возле цели - и мы наскочили из-под пола и потолка, пробиваясь через крушащиеся стены, и «взяли нахрапом».

Но теперь мы готовы, что они будут готовы к такому плану, что заставляет пересмотреть возможности и открывает целую прослойку за прослойкой потенциальных решений. Rainbow Six: Siege - лучшая в плане того, что это психологическая гонка, но ты пытаешься перемудрить, а не просто перестрелять своих оппонентов.

Впрочем, гонка не так проста. Не всегда удается легко найти случайную кучку людей, готовых поступиться добрым старым «перестреляй их всех», чтобы разработать хороший план, так что смутное беспокойство насыщает каждую команду. Из него начинают проясняться архетипы и, обычно, к лучшему. Каждый раз, когда Одинокий Волк каким-то образом убивал троих противников, когда Неуклюжий Идиот (я) нажимал кнопку гранаты, вместо лечения, когда Нелепый Лидер рявкал очередную нелепую команду, меня я кайфовал, смеялся, расстраивался, что-либо - все от типажей моих союзников, проявляющихся в их стиле игры. Siege - невероятно экспрессивная игра и, хотя я люблю играть со строгими тактиками, она далека от пустой траты времени даже если ты играешь с разношерстным сбродом.

Находить соигроков не сложно. За свои 15 часов в финальной версии и после запуска, не было проблем с командой - только раз или два это заняло больше минуты. И по большей части игра шла легко. Где-то в одном из десяти матчей может и проскакивал лаг или был дисконнект с сервером, но в каждом из этих матчей обычно есть игроки с абсурдно высоким пингом.

Чтобы обзавестись наиразношерстнейшей командой, нужно будет открыть некоторых оперативников. Все 20 заблокированы с самого начала за очками Славы, которые являются своеобразной валютой, получаемой за выигранные матчи, завершенные челленджи и тому подобное. Некоторые могут подумать, что наличие микротранзакций на эти очки означает, что для открытия всех оперативников потребуется долго задротить. Но это не так.

После завершения всех Ситуаций (одиночные обучающие задания), просмотра обучающих видео и нескольких раундов мультиплеера (что заняло пару часов) я открыл почти половину из имеющихся оперативников Rainbow Six: Siege . Накапливание очков замедляется, чем больше оперативников ты открываешь в одной категории, но за следующие четыре часа я открыл ещё четверых. Остальные микротранзакции касаются наружности оружия, что является чисто косметической прихотью, большую часть которых можно открыть через очки Славы со временем. Ни один из них не обязателен (ну, кроме тех, что с узорами из цветочков) и не мешает играть в игру, а с наличием бесплатных карт и оперативников для каждого, микротранзации несколько стеснены в Siege.

Скажи что-нибудь!

Отсутствие кампании в Siege опечалит некоторых, но маленький порции истории идут во вред больше, чем если бы их вообще не было. Есть террористы в белых масках, разрабатывающие биологическое оружие и по-всякому нарушающие покой предместий, аэропортов, банков и кафе на Рождество. Результатом этого является рыхлая сборка картинок, каждая из которых слишком напоминает недавние трагедии и оттого кажется безвкусной.


Игра напоминает о многих недавних трагедиях

Хотя я рад видеть, что террористы не являются стереотипными «выходцами из Средней Азии», я бы не сказал, что был очень счастлив играть уровень с обезвреживанием бомбы, где суть в том, что террористы потравили газом и перестреляли студентов прямо в кампусе колледжа. Не то чтобы такие места или ситуации никогда не были подспорьем для беллетристики, но игра не может сказать ничего существенного по этому поводу, кроме «террористы - плохие, а военные силы - хорошие» - и это очень упрощенно и вызывает беспокойство.

Еще есть проблемы с перестрелками. Каждое действие в игре является личной ответственностью - размещение защиты, точки размещения, коммуникация - каждое плохое решение может «спустить» матч. Не чувствуется, что оружие весит столько, сколько должно. Отдача очень слабая и «всепрощающая». Это порождает самые небрежные моменты в игре. Перестрелки громкие, короткие и имеют весь потенциал развиться в типичное «бегай-стреляй». Такие моменты противоречат акценту Rainbow Six: Siege , поставленному на изобретательность и терпение, но поскольку стрельба забирает малую часть игры, мое удовольствие от процесса не сильно страдает. Я бы просто предпочел так же попотеть перед каждым нажатием курка, как и при укреплении стен.

Но Siege и так заставляет меня попотеть. Более чем. Так сильно, что я нахожу проблемным долго играть в нее. Это напряженная, гиперфокусированная игра - «игра» курсивом для акцентировки.

Большая часть тактических игр требует какого-то времени, чтобы «захватить», добраться до того момента, где у тебя уже нет проблем с управлением, общением или протеканием матча. После первого же матча в Siege я уже знаю свою роль, свою команду, отношения выстроены и мы настраиваемся на определенный ритм. Для игры с таким потенциалом и сложностью, Rainbow Six: Siege - единственная из мне известных, что поощряет такую тактическую глубину, экспрессию игроков и креативную командную игру. Эта игра, которая не оттягивает время и дает сразу добраться до основного, креативного, социального бог-знает-какого-ещё ядра того, что делает соревнование таким интересным.

Rainbow Six Siege: каких оперативников открыть первыми?

  • «Охотник» - важный, но простой в использовании оперативник. Его система Активной Защиты предотвращает взрыв любых вражеских гранат в непосредственной близости. Простая, но полезная работка для новичков.
  • «Ладья» - у тебя всего одна работа. Подкинь своим союзникам брони и ори на них, пока они её не подберут.
  • «Кувалда» - вооружен кувалдой, обучит тебя тому, какие поверхности разрушаемые, а какие - нет.
  • «Термит» - его термитный заряд может пробить укрепленные стены - хороший способ научиться тому, как делать пробоины в защите.

Как бы скверно ни играли вы или ваши напарники, любая стычка в Rainbow Six: Siege похожа на сцену из фильма про SWAT. Вот пятеро отважных спецов крадутся по захваченному полицейскому участку. Замечают, что дверь в одну из комнат отгорожена раздвижной заслонкой, а из соседней стены торчат анкера — вот где укрепился противник. Один из атакующих лепит на стену термический заряд. Бронированный здоровяк прячется за щитом, остальные - за его спиной, за косяками и мебелью. Другой оперативник уже достал светошумовую. Кто-то жмет кнопку детонатора, заряд неспешно прожигает дыру в стене.

Дым, щепки, какие-то клочья в воздухе. В дырищу летит граната, но ее сбивает дрон. Под ноги щитоносцу катится газовый распылитель, нападающие торопливо отступают, стремясь выбраться из едкого желтого дыма. Выстрелы не смолкают, почти все пули летят наугад. Пятый оперативник атакующих спускается на тросе снаружи и заглядывает в окно. Враги приветствуют его свинцом и бранью. Из-за наспех выстроенных баррикад выглядывают стволы винтовок и дробовиков.

И тут нападающие начинают умирать один за другим, потому что сзади на них накинулся «рэмбо». Он чихал на тактику, на приемы и на ловушки. У него скилл, и он решает. Четыре фрага ему в таблицу, а «медвежатник» за окном с горя падает вниз и сворачивает себе шею.

В этой миниатюре - иллюстрация лучших и худших моментов «Осады».

Почему здесь нет дыры в стене?

Если отбросить подробности, правила Siege примерно такие же, как где-нибудь в Counter-Strike . Одна команда удерживает позицию, охраняя заложника, бомбу или контейнер с химикатами, и ощетинивается стволами, другая старается одолеть первую лихим наскоком.

Но едва ли операция будет похожа на классическую перестрелку. Прежде всего, ни на одной локации нет хоть сколь-нибудь открытого пространства. Штурмовая группа начинает на улице, но почти все стычки происходят внутри зданий: если кто-то из обороняющейся команды выйдет на улицу, его позицию через несколько секунд засветит зависший над объектом вертолет.

Так что пятеро условных преступников (именно условных, поскольку на самом деле это тоже оперативники) окапываются внутри, а где - еще предстоит выяснить. С разведки дронами начинается каждый раунд, и пренебрегать ею нельзя, иначе команда соберет на себя все мины, обмотается колючей проволокой, нафаршируется пулями и в таком занимательном виде отправится в следующий тур.

Лучше ставить ловушку в проходах с обычной баррикадой, которая ломается ударами приклада. Потому что укрепленную будут взрывать, и ловушке не поздоровится.

Поиск злодейского «гнезда» - та еще задачка. Каждая локация - это путаница коридоров, нагромождение помещений и очень неудобно расположенные окна. Даже в самолете легко заблудиться - и это, кстати, верный способ уберечься от пули, если ваша команда слегла на первом же кордоне.

Блуждания по коридорам - не единственная сложность в механике, ведь многие стены в этом коридоре можно подорвать, а другие - проломить или прострелить. Знаете, проковырять дырочку размером с бильярдную лузу и выпустить туда целую обойму, злорадно посмеиваясь. Только не ругайтесь, поймав «маслину» в ответ, - у всякого отверстия две стороны.

Эти отверстия и есть камень преткновения Rainbow Six: Siege . Защитники предотвращают их появление, нападающие, напротив, организуют. Одни закрывают стены раздвижными непробиваемыми щитами, запирают дверные проходы, ставят ловушки, закладывают взрывчатку, протягивают «колючку», создают ложные укрытия, на взлом которых уйдут ценные ресурсы.

А нападающие всеми средствами ломают, взрывают, режут, залетают, вбегают и даже проваливаются. Какой-нибудь байкерский загородный клуб - это не просто декорация, а целый тактический театр, слоеный пирог, где каждый слой нужный.

Важно не давать противнику сделать ни одного выстрела по открытой цели. Короткая очередь запросто уложит и двоих, и троих.

Правильная радуга

Разномастные спецназовцы и их умения - это еще и одна из основ тактики защиты, проникновения и унижения противника. Кое-какие способности доступны любому и без ограничений: например, настенные щиты есть у всех защитников, равно как и взрывпакеты - у нападающих.

Но львиная доля тактических штучек индивидуальна. Pulse, американский оперативник, использует для поиска врагов датчик сердцебиения. При этом пистолет он уже одновременно держать не может, так что этот герой строго для командной игры. Как и французский Montagne с огромным щитом и толстой броней - не столько «танк», сколько передвижной бруствер для своих товарищей.

Есть суровый химик, прожигающий преграды особыми зарядами, есть обыкновенный снайпер, есть мастер ловушек, подрывающий врага прямо на пороге, есть враг радиотехники, глушащий камеры и детонаторы. Здесь двадцать классов, и почти все из них нужны в той или иной ситуации.

Тут нет случаев, когда один оперативник «контрит» другого (разве что отчасти), и беспроигрышной синергии (хотя сочетать доктора и бронежилеты Rook - хорошая идея), однако пасьянс складывается любопытный. Координация действий и сложное, точное устное планирование - не ключ к победе, а залог выживания в ходе миссии.

Это касается и защитников, которым важно укрепить одни стены, оставить другие, не запереть случайно друг друга и не дублировать средства обороны (например, не ставить на один дверной косяк и заряд С4, и ловушку спецназовца Капкана), и атакующих, кому важно ворваться внезапно, слаженно и желательно со всех сторон.

У каждого оперативника есть ролик типа «Знакомьтесь с...» и непростое прошлое. Из этого можно было бы вытянуть неплохую историю.

До обезвреживания бомбы дело доходит редко. Обычно раньше умирают либо ее хозяева, либо - те, другие.

Пять халявных фрагов

В любой командной игре единоличники не в фаворе (даже в футболе). В «Осаде» - в особенности, в том числе потому, что пара шальных пуль в лучшем случае положит оперативника на пол, чтобы тот кривясь зажимал рану, а в худшем - убьет сразу. Это ли не повод работать сообща и держать стволы по ветру?

В среднестатистической партии с незнакомыми людьми, пожалуй, лучший старт для атакующих - когда вся толпа дружно семенит за лидером. Стадо баранов? Верно. Но стадо живет дольше и насыщеннее, чем пять одиноких баранов. К несчастью, среди баранов, или просто средних игроков, или трусов, или прирожденных исполнителей обязательно окажется хотя бы один БАТЯ, который все знает и умеет без всякой подтанцовки.

Он срывается с места и исчезает в логове врага. Ловким выстрелом сквозь перегородку отнимает пару жизней, потом садится и через два-три дверных проема снимает случайную жертву, которая и подумать не могла о таком исходе. Потом на бегу убивает еще пару человек - помните? Достаточно одного выстрела.

И вот, пока вы честно разбираете колючую проволоку и вчетвером вляпываетесь в неприятности, этот чудо-человек лихо собирает урожай фрагов и скромно пишет в чат: gg.

Заложник - удобный и компактный, даже на тросе с ним можно подниматься. Только зачем это человеку, который из стрейфа валит всю команду похитителей?

Хорошенькая опечатка. Спорим, что не случайная?

Если защитники все-таки возьмутся за ум и организуют толковую оборону, шансы у «рэмбо» резко упадут. Если же такой герой затесался в ряды обороняющихся - все немного печальнее. Что еще хуже, не наделенные подобными талантами игроки тоже могут плюнуть на командные усилия и разбежаться, не перекинувшись и словечком. Вы увидели, как в чате кто-то советует взорвать потолок и закинуть пару гранат? Радуйтесь, у кого-то проснулась сознательность! А голосовой чат, как ни парадоксально, почти все время молчит.

Толковой системы индикации и целеуказания - кроме желтого маркера, который как хочешь, так и понимай, - в Siege тоже нет. Вот и выходит, что от того, насколько вам повезло с командой, качество партии зависит особенно сильно. Обычно если большая часть отряда не проявит силу воли и не сконтачится по-человечески, никакого взаимодействия не будет, а знатная механика Siege не заработает вовсе.

Похожие претензии мы адресовали Evolve . Но «Осаду» спасает то, что она куда реже повторяется и не исчерпывает себя так быстро. Благодаря ломким стенам, крюкам-кошкам, пробивным зарядам и прочим радостям спецназовца на одной и той же карте вы вряд ли увидите две одинаковые сцены. И как бы печален ни был расклад в партии, она завершится быстро и решительно, не успеет никого утомить и позволит без сожалений перейти к следующей.

Уровень в университете - единственный, где толком показывают «Белых масок» и их темные дела. В самом деле темные - поди разгляди что-нибудь в этой едкой мгле.

В битве с ботами важно не допускать их до заложника, его могут подстрелить. Пусть и не насмерть.

* * *

Еще в «Осаде» есть сражения против ИИ, однако какую бы сложность вы ни выставили, как бы слаженно ни отыграли матч, накал все равно не тот. В одиночных «ситуациях» и вовсе наворотили глупостей: карты те же, рассчитанные на пятерых, а выпускают вас в одиночестве и пытаются чему-то обучать. В этих же «ситуациях» остался и зародыш кампании - два роскошных CG-ролика про нападение на университет и героическое его освобождение. По крайней мере, та кампания могла бы оказаться зрелищной.

В мультиплеере же, который суть локомотив Siege и причина в него играть, все работает по изумительным правилам, пусть даже играющие зачастую на них чихали. Если у вас есть команда, в которой вы уверены, «Осада» восхитительна...

И тогда ее подводит только сетевой код. Не слишком часто, но все же. Бывает, пинг взлетит до небес, бывает, просто резко оборвется связь. Бывает, аккуратно вползаешь в комнату под прикрытием комода и умираешь от пули в черепушку, а потом видишь в повторе, как твой оперативник спокойно заходит в ту же комнату даже не пригнувшись. И ты уверен, что все было совсем не так, но сервер решил иначе.

Хотим мы того или нет, но мир виртуальный является отражением мира реального. И поэтому нет ничего странного в том, что популярность набирает тема борьбы добра со злом… А точнее – с террористами.

К примеру, признаки жизни начала подавать серия , у которой последнее время дела шли, мягко говоря, не очень хорошо: предыдущий проект с подзаголовком Patriots, анонсированный в 2011 году, так и вовсе был отменен.

Но столь популярная серия не могла просто так затухнуть, и спустя три года последовал анонс новой части под названием «Осада». Кстати, это тот редкий случай, когда подзаголовок рассказывает об игре все и даже больше.

В осаде

Дело в том, что в Ubisoft Montreal, судя по всему, следят за трендом. А как иначе объяснить то, что вслед за недавно вышедшим Battlefront их игра почти лишилась одиночного режима, а сюжет умещается ровно в один начальный видеоролик, в котором нам пафосно рассказывают про борьбу с террором?

И все-таки полностью убрать синглплеерные элементы разработчики не решились: в Siege присутствует режим «Операций», который позволяет новичку освоиться и заработать первые очки опыта. Правда, в этих заданиях противники начисто заскриптованы, и если вы хотите выйти победителем, достаточно просто заучить их повторяющиеся из раза в раз действия.

Хотя, на самом деле, потеря одиночной кампании – утрата не то, чтобы значительная, ведь серия никогда не славилась своими сногсшибательными сюжетами, даже несмотря на стоящее в начале названия каждой игры имя популярного в узких кругах американского писателя.

Зато она славилась своей тягой к ультра-реализму, и Siege эту черту унаследовала в полной мере: каждая вторая пушка гарантированно поможет склеить ласты главному герою всего с одного-двух попаданий.

Мало того, что за каждым углом в «Осаде» игрока поджидает смерть, так разработчики явно издеваются над геймером, показывая после его кончины краткий пятисекундный реплей от лица противника.

Но перейдем к альфе и омеге новой части Rainbow Six – мультиплееру. Всего в игре есть два основных режима: та самая «Осада» и «Антитеррор». Разберем каждый из них по порядку.

Суть первого заключается в следующем: есть две команды (по пять игроков в каждой и, заметьте, среди них террористов нет, все преследуют одинаково «добрые» задачи) и есть цель (зависит от режима игры – взрывное устройство или заложник), которую атакующие должны обезвредить/сопроводить, а защитникам нужно всячески мешать им это сделать.

При этом атакующие в самом начале раунда получают возможность с помощью дронов разведать обстановку и отыскать цель, в то время как защитники пытаются укрепить позиции с помощью различных гаджетов и при этом помешать миниатюрным роботам отыскать бомбу или заложника. После начинается фаза атаки и сам бой. В это время атакующие бросают пульты управления дронами, достают пушки и идут к цели. Защищающиеся же в спешке начинают прятаться по углам и искать удобные и безопасные позиции.

Дронов заметить сложно, но возможно, поэтому управляя ими, не забывайте прятаться под и за предметами мебели.

Естественно, как и принято в играх подобного жанра, идеально безопасного укрытия в Siege не существует и, если надо будет, противники достанут тебя хоть через окно, хоть через маленькую простреленную в стене дырочку. Поэтому сидеть на одном месте себе дороже, необходимо постоянно перемещаться, но делать это нужно с умом. Обычно побеждает команда с осторожными и умеющими метко стрелять и быстро соображать игроками.

В следующем раунде стороны меняются местами и все начинается сначала, и так продолжается до первых трех побед «синих» или «оранжевых».

Если вы думаете, что работа спецназовца очень сложна, то вы ошибаетесь: на самом деле единственное, чем они занимаются на работе – это играют в мобильные игры.

Что касается «Антитеррора», то с ним все проще – это такой совместный режим на пятерых человек против ботов. Задача: устранить всех террористов на карте, прежде чем они устранят команду.

Тактики тут по сравнению с «Осадой» минимум, так что играть в этом режиме одно удовольствие. Единственная проблема – среди игроков он почему-то не пользуется популярностью, и найти себе команду та еще задача.

Террористы в Siege все на одно лицо… А точнее, на одну маску.

«Осада» для всех

Возможно, на бумаге все это выглядит скучно и неинтересно, но положение спасают гаджеты, которые выгодно отличают Tom Clancy"s Rainbow Six: Siege от собратьев по жанру. Хитроумных устройств тут не просто много, а очень много: какие-то датчики, разные взрывные устройства и ловушки.

Все это добро не выдается сразу на старте, а идет в комплекте с персонажами (по четыре на каждую из пяти спецслужб), которых в свою очередь нужно открывать за специальные «очки славы», щедро выдаваемые за успешно и не очень выполненные операции. Причем чтобы играть понравившимся оператором из раунда в раунд нужно обладать определенной сноровкой – однотипных персонажей в матче быть попросту не может, поэтому думать и кликать в меню выбора надо быстро.

Без русского Spetsnaz’а, само собой, не обошлось.

Комбинаций применения гаджетов много, но не стоит думать, что на них завязан весь игровой процесс новинки. Несмотря на сложившийся стереотип, что серия Rainbow Six славится своей сложностью и нарочитой неторопливостью, Siege его разбивает: раунды в «Осаде» проходят на примерно той же скорости, какую мы привыкли видеть в Counter-Strike или том же Battlefield 3.

Можно сказать, что из игры для немногих ценителей сверхреализма студия Ubisoft Montreal попыталась сделать проект для всех. И у них это, в общем-то, получилось.

Если в Counter-Strike достаточно подойти к бомбе, зажать кнопку действия и подождать пять секунд, то в Siege нужно установить специальный деактиватор и ждать целую минуту.

Ведь что нужно современным геймерам? Конечно же, зрелище! И этого новой игре не занимать: кругом постоянно что-то взрывается, а пули «откусывают» у случайных стен куски. Впрочем, разрушаемость (хоть и частичная, каждую стену сломать вам, разумеется, не позволят) здесь сделана не столько для эффектности, сколько для получения тактического преимущества в бою.

Игра не ограничивает вас и поощряет мыслить нестандартно: можно, например, незаметно проникнуть в здание через крышу и неприятно удивить врагов. Надо понимать, что противник точно также может «удивить» и вас, поэтому внимательно прислушивайтесь к звукам: тут, как и в Counter-Strike, они могут очень многое сказать.

Но всю эту эффектность несколько обесценивает немного устаревшая «мыльная» графика и картонные, совершенно невыразительные анимации.

С другой стороны, «Осада» хорошо оптимизирована и запустится даже на ПК не первой свежести: максимум, чего потребует от вашего компьютера новая «Радуга Шесть», так это Intel Core i5-2500K, 8 Гбайт оперативной памяти и видеокарту уровня GeForce GTX 670 или выше.

Кровь в игре сделана очень нереалистично и своим веселым ярко-красным цветом напоминает скорее краску.

Заключение

Несмотря на кажущееся разнообразие тактик и средств по их осуществлению, игра очень скоро становится похожей на рутину, и тут же наружу начинают вылезать все недостатки: стрельба примерно так же картонна, как и анимации персонажей, карт очень немного и все они тесные, режимов всего два, а возня с гаджетами достаточно быстро начинает надоедать.

Когда все это понимаешь и осознаешь, то тут же хочется вернуться на знакомую de_dust2, купить «эмку», засесть где-нибудь в углу и пристрелить пару-тройку обнаглевших террористов. Да, оказывается не так много нужно для счастья – в той же Global Offensive, к примеру, нет никаких гаджетов и интерактивного окружения, но зато есть ничем не замутненный экшен, который приносит больше удовольствия, нежели составление запутанных и сложных супер тактик.

Хотя надо отдать должное Rainbow Six: Siege – очередная игра Ubisoft Montreal вышла добротной, и она обязательно найдет свою аудиторию, но на большее рассчитывать пока не стоит.

Как обычно, канадский разработчик сделал ставку на многочисленные дополнения и уже предлагает всем желающим оформить подписку на Season Pass за «символические» 1799 рублей, но даже с ними снискать у игроков славу Counter-Strike вряд ли получится и на это есть несколько причин. Во-первых, словосочетание «Rainbow Six» уже давно стало синонимом слова «трудность», а во-вторых, новой «Радуге» пока банально не хватает разнообразия, размаха и фана.

И пока отчаянные фанаты серии будут ждать дополнений, все остальные уйдут к более разрекламированным конкурентам. Ничего, как говорится, личного.

Вердикт: если вам уже поднадоела «контра», то Rainbow Six: Siege – отличная возможность отдохнуть от популярного сетевого шутера. А затем с новыми силами вернуться к ней снова, ибо заменить ее «Осада» все-таки не в состоянии.

Оценка: 7.0 («Хорошо»).

Руслан Губайдуллин

  • Tom Clancy’s Rainbow Six: Siege – тестирование производительности
    Сводное тестирование восемнадцати видеокарт и сорока пяти процессоров в паре разрешений и двух режимах работы.

  • Обсуждение игры на сайте сайт.

“Эй очкарики! Идите получите снаряжение!” – сказал мой товарищ по команде. Он поставил на землю ящик и принялся танцевать возле него. Мне бы хотелось, чтобы он видел мою улыбку. Этот маленький беззаботный жест так поднял мне настроение, что прямо “спас” вечер, проведённый за Rainbow Six: Siege . Было множество глупых ошибок, замысловатых оскорблений, и даже контактов головы и клавиатуры. Потому что без командной игры Siege становится просто ещё одним deathmatch-шутером, где можно укреплять или разносить стены. Играя сплочённо, всё также можно и нужно устанавливать и разрушать укрепления, но добавляется социальный элемент взаимоотношений – именно он, в сочетании с потрясающей глубиной тактической составляющей, делает Siege одним из лучших соревновательных шутеров.

Основной режим в Rainbow Six: Siege – противостояние двух команд по пять человек, где каждая команда защищает или атакует определённый объект. Но не думайте, что вас высадят в зону действий, где нужно стрелять как попало и в кого попало. Каждый раунд начинается с фазы планирования, в нём команда защитников использует ресурсы и возможности своих персонажей (укрепления, колючую проволоку, ловушки, взрывчатку) для замедления, отвлечения и уничтожения вражеского отряда. Команда атакующих, в свою очередь, посылает крошечных дронов на дистанционном управлении для скрытного изучения обороны противников. Нажатие кнопки фиксирует последнее замеченное расположение врага, а остальные оборонительные сооружения обсуждаются посредством голосового чата. Во время фазы планирования каждая команда придумывает стратегию на бой.

Нам нужно поговорить

Планирование боя основывается на выбранных Операторах, их специальные умения дают команде разные инструменты. В атаке лучше всего устраивать шум, хаос и разрушения, поэтому стоит выбирать персонажей способных разнести укреплённые сооружения, применить кассетные заряды, бросить ослепляющую гранату. А можно пойти хирургическим путём, собрав команду, способную обнаруживать и уничтожать электронные устройства, носить большие щиты и точное вооружение.

Далее план строится на основе разведданных. После обследования местности дронами (в атаке) и стационарными камерами (в защите) мы определяем места из которых может появится враг. Потом строим стратегию, основанную на достоинствах и недостатках конкретной карты. Важно помнить, что доступ в помещения не ограничен дверными проёмами и окнами – препятствия всегда можно разрушить. Каждая карта – лабиринт этажей, комнат и переходов, заваленных всевозможным мусором. Слуховой пейзаж чуть посвободней, единственный компонент помимо природной среды (низкий гул холодильника, лай собак, звуки вечеринки в соседнем доме) это шаги игроков и звуки коротких вспышек насилия с предсмертными хрипами. Этот жуткий эффект мотивирует на тщательную и быструю подготовку. Всего на поиск цели и организацию обороны отводится меньше минуты, поэтому каждое решение имеет вес и последствия.

Установив пуленепробиваемые баррикады оператором Кастлом, я уже внутренне приготовился нажать кнопку F, как вдруг голос в задней части черепа сказал мне: “Тебе нужно забаррикадировать южную дверь, идиот!”. Играя Термитом, я установил взрывчатку на стену и поджёг запал. И тут же начал обдумывать, когда мне применить осколочную гранату. Внутреннее напряжение очень сильное, кажется что сердце может выскочить из груди ещё до начала перестрелки. Мне нравится такой вид (само) разрушительной напряжённости, хотя я не уверен, что она не приносит вреда моему здоровью. Вообще успех в шутерах часто основан на рефлексах, мои рефлексы никогда не были достаточно быстрыми для достижения успеха. Но Siege основан больше на психологии, чем на навыках судорожного дерганья мышкой.

В игре приходится постоянно думать – я поймал себя на мысли, что я больше думаю, чем играю. Этот мысленный водоворот сводит с ума. Приходится постоянно бороться против стереотипных привычек. Изначально, играя за обороняющуюся сторону, моя команда и я постоянно укреплялись в комнате с заложником, превращая эту комнату в крепость. Поначалу это срабатывало. Потом у нас появилась идея использовать комнату с заложником в качестве ловушки. Мы укрепили её как обычно, а сами засели по периметру вокруг. Дождавшись, пока противники проберутся в комнату, мы неожиданно нагрянули со всех сторон – через пол, стены и потолок. Окружённые таким образом враги были быстро уничтожены.

Но теперь мы знаем, что в следующий раз враги будут готовы к такой тактике. Необходимо понять, какую тактику противодействия выберет противник, и заблаговременно продумать контрмеры. Siege – это психологическая гонка, где хитрость преобладает над простыми попытками перестрелять оппонентов.

Но гонка не простая. Не всегда легко найти группу случайных людей, готовых отбросить старые добрые привычки в стиле “перестреляй их всех” и разработать хороший план действий. Неугомонная нетерпеливость пропитала каждую команду. В игре даже начали появляться целые архетипы. Каждый раз когда “Одинокий Волк” каким-то образом убивал трёх врагов, когда “Неуклюжий Идиот” (я) перепутывал кнопку броска гранаты с кнопкой исцеления, или когда “Командир-Ламер” выкрикивал очередную бездарную команду, я испытывал приступы гнева, раздражения, веселья, разочарования – все особенности личности игроков проявлялись в их стиле игры. Siege – очень выразительная игра. Хотя я люблю придерживаться жёсткой тактики, это почти невозможно в игре, где собран такой пёстрый контингент.

В Tom Clancy’s Rainbow Six: Siege поначалу не верил никто: ни фанаты этого сериала тактических шутеров, которых лишили нормальной кампании ради мультиплеера, ни простые игроки, которые посчитали, что ничего крутого из «еще одного сессионного шутера» не выйдет. Возможно, «Осада» провалилась бы, если б разработчики не решили распространять крупные DLC бесплатно и не пообещали долгую поддержку игры. Как итог – практически каждый сезон нас радуют новыми оперативниками и турнирами с солидным призовым фондом (в феврале, например, он составил $200 тысяч). То есть Ubisoft Montreal внезапно создала полноценную кибербспортивную дисциплину, популярность которой постепенно растет. Кстати, в сентябре стартовал очередной сезон Blood Orchid, принесший в шутер сразу трех новых оперативников – полячку Ela, китайцев Ying и Lesion – и локацию в виде китайского луна-парка. И мы решили, что это отличный повод рассказать вам все самое важное про Rainbow Six: Siege.

Но сначала ключевой вопрос: чем выгодно отличается Rainbow Six: Siege от других шутеров? Ответ прост – массой возможностей, заключающихся как в разнообразии гаджетов оперативников разных стран, так и в разрушаемом окружении, позволяющем попасть в нужную комнату минимум двумя путями. В матче у нас есть две команды. «Атакующая» должна либо установить деактиватор рядом с одним из двух взрывных устройств, либо увести заложника, либо удерживать помещение. А «обороняющаяся» должна помешать «атакующей» добиться всего этого. Для чего у нее есть десятки гаджетов, которые целиком и полностью зависят от выбранного персонажа.

Например, русский спецназовец Kapkan устанавливает в дверные и оконные проемы бомбы, реагирующие на движения и мгновенно убивающие незадачливого врага. Полячка Ela раскидывает ловушки, на время оглушающие противников, из-за чего им неудобно целиться или двигаться. А британец Mute ставит «глушилки», которые не дают «атаке» использовать свои устройства. Последних, кстати, тоже немало: от кластерного заряда еще одного русского героя Fuze, обстреливающего врагов гранатами, до шок-бота Twitch, который бьет электричеством и портит жизнь всем, у кого плохо с прицеливанием. Ну и не забудем про Тачанкина – русского оперативника, уже успевшего стать мемом. Он таскает с собой старинный раскладной пулемет, за которым просиживает почти все время. Причем во время стрельбы Tachankin крайне уязвим – не спасает даже специальный щит, поэтому польза от него сомнительная. Но забавный ник заставляет вспоминать Тачанкина даже тех, кто толком не играл в Siege.

И все это – лишь малая часть того, что предлагает «Осада» для достижения цели. Но одни гаджеты работу за вас не сделают: в открытых противостояниях решает скилл. Причем обзавестись им трудно, ведь порог вхождения тут крайне высок. Зарубите на носу: здесь нет никаких аптечек, а лечить умеет разве что француз Doc, стреляющий хилящими дротиками. Чтобы более-менее привыкнуть к управлению, разобраться в обходных путях и изучить слабые места всех оперативников, придется потратить десятки, если не сотни часов. Причем все это время у вас будет «бомбить», например, от того, что героя убивают буквально отовсюду: из мелких дырок в пробиваемых стенах, со спины или просто из засады в самых непредсказуемых местах. Бесит и кривоватый неткод, который отказывается регистрировать ваши попадания. Последнее, кстати, разработчики хотят исправить еще с дня релиза и даже добились каких-то успехов (под что отвели отдельный сезон – Operation Health), но до конца проблему пока не решили.

А теперь пару слов о картах. Они здесь разнообразны и весьма масштабны: от обычного городского дома или крупного американского банка до самолета и небоскреба в Японии. Каждая из локаций многоуровневая, а в помещения часто ведут несколько путей. А так как разрушаемость на уровне, то попасть к цели можно при помощи «пробивного заряда» через стену или же… через потолок. Конечно, баланса ради у «защитников» есть усиливающие стену или пол бронепанели, так что совсем свободно гулять по домам вам не дадут. Хотя тут на помощь придут гаджеты, пробивающие даже укрепленные стены. Забраться в здание можно и через окно, так как атакующие умеют лазать по стенам со стороны улицы по канату. Если, конечно, какой-нибудь смельчак из «защиты» не прикончит их, выбежав к месту спавна «атаки». Впрочем, такая затея часто не отличается от самоубийства, ведь если защитник покинет здание, через несколько секунд игра его обязательно подсветит.