Рафаэль школа. Афинская школа. Типы школ в древних Афинах

Сочинение-описание фрески

Рафаэля Санти

«Афинская школа»

1510-1511. Станца делла Сеньятура.

«Афинская школа» Рафаэля Санти – одно из самых важных произведений в нашей школе. Школа – это храм науки и искусства, именно здесь начало всех начал. Фреска наглядно это демонстрирует.

В 1508 году итальянскому художнику Рафаэлю Санти были поручены росписи апартаментов папы римского Юлия II - го в Ватикане. 25-ти летнему юноше надлежало создать росписи в трех помещениях Ватиканского дворца. Первая из трех станц (то есть комнат) Станца делла Сеньятура являлась местом, где скреплялись печатью папские указы. Именно здесь появились росписи, представляющие четыре области духовной деятельности человека: богословие представляет фреска «Диспута», философию-«Афинская школа», поэзию-«Парнас», правосудие - «Мудрость, Умеренность и Сила». Лучшей фреской станц и величайшим произведением Рафаэля следует признать «Афинскую школу».

"Афинская школа", как начали называть эту фреску спустя много лет после написания, изображает Академию, основанную Платоном в Афинах в IV веке до н. э. Рафаэлю было хорошо известно, что собрания этой Академии проходили под открытым небом, в оливковой роще. Но, тем не менее, художник избирает фоном величественное здание, выдержанное в классическом римском стиле. Подобное строение казалось ему более подобающим местом для рождения высоких идей Возрождения, чем любой природный пейзаж.

Рафаэль показывает нам не все здание, а лишь грандиозную анфиладу его величественных арочных пролетов. В нишах у мощных устоев помещены статуи бога музыки Аполлона и Минервы, богини мудрости, покровительницы всех учебных заведений. Рафаэль выстраивает архитектуру изображенного на фреске здания по законам театра, и на этих подмостках, как на сцене, эффектно и гармонично располагает человеческие фигуры.

В центре, среди персонажей, изображены идущие вперед, прямо на зрителя, Платон и Аристотель. Философы увлечены спором. Первый указывает на небо, которое, как он считал, определяет всю человеческую жизнь, второй простирает руку к земле. В их осанке, в походке разлито поистине царственное величие, так же как на лицах их мы ощущаем печать великой мысли. Это наиболее идеальные образы фрески; недаром прототипом Платона в рафаэлевской композиции явился Леонардо да Винчи. Слева от Платона - Сократ, беседующий со слушателями, среди которых выделяется молодой Алкивиад в панцире и шлеме. Прямо на ступенях, словно нищий у лестницы храма, непринужденно расположился основатель школы циников Диоген. Внизу на первом плане - две симметрично размещенные группы: слева - склонившийся на колено с книгой в руках Пифагор с учениками; справа, тоже в окружении учеников, Эвклид (или Архимед); низко нагнувшись, он чертит циркулем на лежащей на полу грифельной доске. Правее этой группы - Зороастр и Птолемей (в короне), каждый из них держит в руке сферу. У самого края фрески Рафаэль изобразил себя и живописца Содому, начавшего до него работу в этой станце.

Несмотря на обилие персонажей «Афинская школа» производит впечатление единства. Рафаэль чередует статичные и динамичные позы героев, вся же композиция идет по кругу, ее замыкает светлая, стройная архитектура, наполненная воздухом.

Выдающиеся мастера былых эпох, представшие перед нами на фреске «Афинская школа», стремились проверить алгеброй гармонию, обуздать творческие эмоции точным математически расчётом. Они понимали, что наука и искусство - две грани одного и того же процесса - творчества. Эта фреска наглядно нам показывает, как тесно связаны между собой точные и гуманитарные науки, прославляет мощь человеческого разума.

Именно поэтому «Афинская школа» заняла почетное место в нашей школьной галерее, ведь подобно 50-ти персонажам этой фрески ученики и учителя нашей школы объединены общим стремлением к истине, красоте, гармонии, которая должна торжествовать в человеческой жизни.

Выполнила: Бородина Вероника

Искусство Италии 16 века. Высокое Возрождение.
Фреска художника Рафаэля Санти «Афинская школа» имеет и другое название – «Философские беседы». Размер фрески, длина основания 770 см. После переезда в Рим в 1508 году Рафаэлю были поручены росписи апартаментов папы – так называемых станц (то есть комнат), которые включают три помещения во втором этаже Ватиканского дворца и смежный с ними зал. Общая идейная программа фресковых циклов в станцах, по замыслу заказчиков, должна была служить прославлению авторитета католической церкви и ее главы – римского первосвященника. Наряду с аллегорическими и библейскими образами в отдельных фресках запечатлены эпизоды из истории папства, в некоторые композиции введены портретные изображения Юлия II и его преемника Льва X. Часто сам выбор сюжетов фресок носит в себе определенное иносказание. Но образное содержание рафаэлевских композиций не только шире этой официальной программы, но по существу своему противоречит ей, выражая идеи общечеловеческого гуманистического содержания.

В этом отношении показателен общий замысел первой из расписанных Рафаэлем станц – так называемой Станцы делла Сеньятура (что в переводе означает комната подписи – здесь скреплялись печатью папские указы). По-видимому, в составлении программы ее росписи участвовал кто-либо из группировавшихся вокруг папского двора представителей гуманистической мысли. Тема росписи – четыре области духовной деятельности человека: богословие представляет фреска «Диспута», философию–«Афинская школа», поэзию–«Парнас», правосудие – «Мудрость, Умеренность и Сила». На своде над каждой фреской помещена в круглом обрамлении аллегорическая фигура, символизирующая каждый из этих видов деятельности, а в угловых частях свода – небольшие композиции, также связанные по своей тематике с содержанием соответствующих фресок.

Лучшей фреской станц и величайшим произведением Рафаэля вообще следует признать «Афинскую школу». Эта композиция художника – одно из самых ярких свидетельств торжества в ренессансном искусстве гуманистических идей и их глубоких связей с античной культурой. В грандиозной анфиладе величественных арочных пролетов Рафаэль представил собрание античных мыслителей и ученых. В центре, среди персонажей, группирующихся у мощных арочных устоев, в нишах которых помещены статуи Аполлона и Минервы, изображены Платон и Аристотель. Их жесты – первый указывает на небо, второй простирает руку к земле – дают представление о характере их учения. Слева от Платона – Сократ, беседующий со слушателями, среди которых выделяется молодой Алкивиад в панцире и шлеме. Прямо на ступенях, словно нищий у лестницы храма, непринужденно расположился основатель школы циников Диоген. Внизу на первом плане – две симметрично размещенные группы: слева – склонившийся на колено с книгой в руках Пифагор с учениками; справа, тоже в окружении учеников, гибких прекрасных юношей, – Эвклид (или Архимед); низко нагнувшись, он чертит циркулем на лежащей на полу грифельной доске. Правее этой группы – Зороастр и Птолемей (в короне), каждый из них держит в руке сферу. У самого края фрески Рафаэль изобразил себя и живописца Содому, начавшего до него работу в этой станце. На первом плане, чуть смещенным от центра влево представлен сидящим в глубокой задумчивости Гераклит Эфесский.

Фигуры в «Афинской школе» крупнее, чем в «Диспуте», и вся фреска в целом выглядит монументальнее. Особую выпуклость приобрели характеристики действующих лиц. Платон и Аристотель оказались духовным средоточием этого собрания не только благодаря своему центральному положению в композиции, но и значительностью образов. В их осанке, в походке разлито поистине царственное величие, так же как на лицах их мы ощущаем печать великой мысли. Это наиболее идеальные образы фрески; недаром прототипом Платона в рафаэлевской композиции явился человек столь незаурядного внешнего облика, как Леонардо да Винчи. Облик некоторых других философов и ученых в большей мере наделен чертами жизненной характерности. Так, в образе Эвклида, занятого решением какой-то геометрической проблемы, изображен архитектор Браманте с его мощным, увеличенным лысиной лбом. Великолепен по своей лаконичной выразительности образ стоика Зенона, помещенного вверху в правой части фрески: уже в одном силуэте его закутанной в темный плащ фигуры, отделенной интервалами от других персонажей, передано ощущение его духовного одиночества. II наконец, захватывающий своей поэтической силой образ Гераклита, вдохновленный пророками Микеланджело с плафона Сикстинской капеллы. По предположению некоторых исследователей, в сумрачном Гераклите Рафаэль запечатлел облик самого Микеланджело. Но как ни выразительна индивидуальная обрисовка героев, не менее важно то, что характерная для «Афинской школы» общая атмосфера высокого духовного подъема выражена во всем изобразительном строе фрески.

Важную роль в достижении этого впечатления играет характер среды окружающей участников сцены. Если в «Диспуте» в симметрии и геометрической правильности ее верхней части есть оттенок как бы предустановленной свыше гармонии, то реальная среда «Афинской школы» –величественная архитектура – воспринимается как деяние разума и рук человеческих, как реализация его высокой творческой мысли. В то время как в персонажах «Диспуты» присутствует – в соответствии с ее идеей – оттенок благоговейного созерцания перед лицом высшей истины, героям «Афинской школы» присуща особая внутренняя активность, повышенная духовная энергия. Зрителя захватывает чувство безраздельной мощи человеческого разума, объемлющего весь мир. Выразительность отдельных образов и групп в «Афинской школе» усилена композиционными средствами. Так, несмотря на то, что Платон и Аристотель изображены на втором плане, среди множества других участников сцены, Рафаэль достиг их четкого выделения благодаря тому, что наиболее удаленная из арок величественной анфилады охватывает только две эти фигуры. Но еще более важно, что оба они изображены не стоящими на месте, а идущими вперед, прямо на зрителя. Их торжественная поступь, словно неразрывно связанная с движением могучих архитектурных масс и арочных пролетов, не только придает главным героям фрески функции динамического центра композиции, но и сообщает им повышенную силу образного воздействия. Начавшееся из глубины, это движение как бы разрешается в плоскости, распространяясь вширь и гармонически завершаясь мощным арочным охватом полукруглого обрамления фрески.

Высказано предположение, что архитектурный фон «Афинской школы» навеян проектом собора святого Петра, который в то время разрабатывал Браманте. Вне зависимости от того, восходит ли замысел фона к Браманте или принадлежит самому Рафаэлю, перед нами – самый классический из всех образов монументального зодчества Ренессанса, наиболее чистое выражение самого духа Высокого Возрождения, к сожалению, в таких масштабах не получившее практической реализации в архитектуре того времени. Что касается колорита «Афинской школы», то в соответствии с характером образов и преобладанием линейно-пластических средств выразительности, предметные качества цвета и его самостоятельная выразительность отступают в этой фреске на второй план.

Изображает одно из замечательных явлений античной истории. Возникшая в Древних Афинах в классический период, эта школа стала эталоном учреждения по воспитанию свободного гармонично развитого человека.

Образование в Древних Афинах: особенности

В демократических Афинах, особенно в правление Перикла, воспитанию и образованию граждан отводилось огромное значение. Воспитание происходило в рамках принципа калокагатии - совокупности "добродетелей": культура тела и готовность исполнять гражданские обязанности. Первое относили к разряду внешней культуры или культуры тела, а второе - к внутренней культуре.

Еще одним принципом образования в Афинах была агонистика. То есть использовался дух соревновательности, основанный на личном превосходстве.

Типы школ в древних Афинах

Среди основных типов афинских школ можно выделить:

  1. Школы для обучения подростков грамоте и музыке (с 7 до 13-14 лет):
      грамматиста (учителя-дидаскалы обучали счету, письму, чтению); кифариста (обучение литературе, пению, декламации, рисованию, музицированию).
  2. Палестры - спортивные школы.
  3. Гимнасии - школы для продолжения образования взрослых.

Описание афинской школы

В образовательных школах мальчиков обучали грамоте и счету. Учиться здесь могли подростки любых сословий, как городские, так и сельские.

Чему учили в афинских школах? В грамматистах счету обучали при помощи пальцев, затем камушков, а позже - доски с камушками, напоминающей счеты. Младшие школьники обучались письму. Они писали заостренными металлическими или костяными палочками - стиль или стило (с). На другом конце стило было что-то вроде лопаточки - для выравнивания поверхности и стирания ошибочных записей. Буквы, тексты писали на дощечках, покрытых слоем воска. Старшие ученики писали тростинкой на папирусе.

Кроме обучения письму, в афинской школе кифаристе подростки учились читать, в основном, на историко-художественном материале - поэмах Гомера "Иллиада" и "Одиссея" и мифах, стихах известных греческих поэтов и пьесах драматургов Софокла, Еврипида и Эсхила (в старшем возрасте). Также учителя прививали им навыки рисования и музицирования. Причем музицирование начинали осваивать лишь после знакомства с поэзией. Кроме игры на музыкальных инструментах, юноши осваивали и нотную грамоту. А искусство игры на флейте вошло в программу афинских школ после персидских войн.

В ходе воспитательно-образовательного процесса учитель мог не только применять поощрительные методы, например, раньше дать писать на папирусе, но и наказания. Для этого у него в руках всегда была плетка из бычьих хвостов.

В обычных школах с самого начала обучения вводились занятия гимнастикой, ведь без физической красоты и здоровья невозможно воспитать гармонично развитого человека.

Как говорит история

В афинских школах и гимназиях делался упор на внешнюю форму. Для более серьезных занятий спортом служили палестры. Их мальчики могли посещать с двенадцати лет. В палестре они занимались гимнастикой, в которую тогда были включены бег, борьба, прыжки и метание копья и диска.

Главным идеалом спортивной фигуры служили выставленные в портиках палестры скульптуры знаменитых греческих мастеров: Мирона "Дискобол" и Поликлета "Диадумен" и "Дорифор".

Занятия в хорошую погоду проходили в перестиле - внутреннем открытом дворике, а в пасмурную - в крытых галереях или портиках, окружавших его. Поскольку мальчики занимались обнаженными и смазывали тело оливковым маслом, то после занятий они производили омовение водой из находящегося на территории палестры фонтана, колодца или бани.

Интересно, что в палестрах еще обучали началам красноречия и пению песен, которые позже молодые афиняне пели на пирах. Также ученые мужи с ними вели беседы о политике и нравственности.

Обучение в гимнасиях

Гимнасии служили для продолжения образования, и занимались в них взрослые граждане Афин. Здесь были представлены возможности как для духовного, так и спортивного развития человека.

Обычно гимнасии строились за городом среди красивой природы. В них были площадки для занятия гимнастикой, бассейны и бани, а также помещения для отдыха и ведения длительных интеллектуальных бесед и споров.

Здесь можно было поприсутствовать на выступлениях известных ученых того времени, а также поучиться красноречию и риторике, умению грамотно вести споры и отстаивать свое мнение.

Роль педагогов в афинском образовании

В афинском обществе в семьях знатных граждан было принято, что мальчики до семи лет только играли в подвижные игры, но потом для них подбирали педагога для сопровождения и воспитания. Само слово "педагог" в переводе с греческого дословно означает "сопровождающий ребенка". Обычно на эту должность брали старого, подчас увечного раба, который иногда даже плохо слышал и почти не говорил на греческом языке.

Педагоги отвечали за ежедневное посещение ребенком школы: сопровождали до нее и обратно, несли школьные принадлежности и музыкальные инструменты, на которых должен был уметь играть любой афинянин. Чаще всего это была флейта.

Дома в обязанности педагога входило обучение мальчика этикету и хорошим манерам. Также педагог должен был наказывать воспитанника розгами за невыполнение требований и провинности.

История Академии Платона

История афинской школы связана с философским течением соратников и последователей греческого мыслителя Платона, стоявшего у его основания. Представители течения с 4 в. до н. э. собирались в стенах Афинской Академии, основанной также Платоном.

Основной дидактический метод обучения, использовавшийся в Академии - диалог или по-другому - диалектика. Ею овладевали на двух условных ступенях обучения: для младших и для старших. Здесь изучали различные предметы, но особый упор делали на астрономию и математику.

Академия имела четыре возобновления. При Спевсиппе, племяннике Платона, в Академии стали обучать на платной основе и готовили преимущественно ораторов и государственных деятелей. Здесь была распространена платонико-пифагорийская философия. А сама Академия стала духовным центром для аристократов и образованных афинян. К обучению в Академии стремились даже женщины.

Дело Спевсиппа продолжил Ксенократ, который привлекал к себе всех знаменитостей обширной Греции. Далее Академию поочередно возглавляли последователи того же философского учения - Полемон, Кратес и Крантор.

Аркесилай же повернул вектор Академии в другом направлении: он придерживался теории полного воздержания от суждений, выяснял точку зрения своих слушателей и вел с ними активную беседу. Во главу угла ставился разум ученика, а не авторитет учителя. Выступал против догматизма. Преемниками Аркесилая в качестве главы Академии стали Лакид и Карнеад. Последний отрицал чувственное и инстинктивное восприятие мира и попытку его познания через них.

Попытку возрождения Академии в духе Платона совершил Антиох Асколонский.

Знаменитое творение Рафаэля

Фресковая роспись "Афинская школа" - одно из величайших творений маэстро. Создана она для оформления папского дворца в Ватикане и размещена на одной из стена la Stance della Seniatura. Изображенное на фреске имело мало общего с реальной афинской школой, видимо, гимнасией. В абсолютно не античной, а более ренессансной архитектуре размещены фигуры взрослых людей, одетых в античные одежды.

Среди них можно встретить художественные образы, в которых Рафаэль воплотил свое представление о наиболее ученых умах Древней Греции - Аристотеле, Платоне, Гераклите и др. Высказывается мнение, что в этих трех мужах мастер изобразил с передачей порьретного сходства трех титанов эпохи Возрождения - Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти и самого себя - Рафаэля Санти.

Согласно истории, все персонажи, изображенные Рафаэлем, разделены на группы, каждая из которых занята каким-то дело: слушают рассказы мудрецов, спорят, изучают документы и новейшие приборы, ведут философские беседы. Это - территория "духа". А вот территория "тела" на фреске отсутствует - автор не изобразил атлетов или места для принятия водных процедур.

Это фреска работы Рафаэля Санти. Первой её описал Джорджо Вазари в своём сочинении «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». На этой одной из самых знаменитых фресок изображена вся философская школа древности. Она выполнена в станцах папы Римского.


История создания фрески такова: «состоявший на службе у Юлия II Браманте из Урбино, дальний родственник и земляк Рафаэля, написал ему, что он у папы добился для него возможности проявить свое мастерство в росписях, которые этот папа заказывал для некоторых из своих покоев. Предложение это понравилось Рафаэлю, и он переехал в Рим, бросив свои флорентийские работы и неоконченный им образ для семейства Деи».

Напомню, что указываемый Вазари Браманте - это Донато Браманте - один из величайших итальянских архитекторов. Сначала он пробовал себя как художник, но вскоре понял, что архитектура ему ближе. А, как раз, при папе Юлие II он был главным архитектором и вёл крупномасштабные работы в Ватикане. Браманте считают жемчужиной классической архитектуры и Возрождения.

«По приезде в Рим Рафаэль обнаружил, что большая часть дворцовых покоев была уже расписана или, во всяком случае, еще расписывалась многими мастерами. Так, можно было уже видеть в одной из них законченную историю, написанную Пьеро делла Франческа, на другой стене фреску, благополучно доведенную до конца Лукой из Кортоны, а кое-что было начато аббатом Пьетро делла Гатта, настоятелем церкви Сан Клементе в Ареццо; точно так же и Брамантино из Милана написал там много фигур, большинство которых было выполнено им с натуры и почиталось прекраснейшей работой.

И вот Рафаэль, едва прибывший и уже всячески обласканный папой Юлием, приступил в покое, где подписываются папские указы, к созданию истории с изображением богословов, согласующих богословие с философией и астрологией. На ней представлены мудрецы всего мира, спорящие друг с другом на все лады. В стороне стоят несколько астрологов, начертавших на особых табличках геометрические фигуры и письмена по всем правилам геометрии и астрологии и пересылающих эти таблички через посредство очень красивых ангелов евангелистам, которые заняты истолкованием начертанных на них знаков. Среди них есть и Диоген со своей миской, возлежащий на ступенях, фигура - очень обдуманная в своей отрешенности и достойная похвалы за красоту и за столь подходящую для нее одежду. Есть там также Аристотель и Платон, из которых один держит в руках Тимея, а другой - Этику, а вокруг них собралась целая школа философов. Красота же упомянутых выше астрологов и геометров, вычерчивающих циркулем на табличках всякие фигуры и знаки, поистине невыразима. Среди них имеется портрет находившегося в то время в Риме Федериго II, герцога Мантуанского, в образе безупречно красивого юноши, удивленно разводящего руками и наклонившего голову, а также фигура человека, склонившегося к земле и водящего циркулем по плитам, про которую говорят, что это архитектор Браманте. Похож же он настолько, что кажется живым. А рядом с ним - фигура со спины, держащая в руках небесную сферу, это - портрет Зороастра. И тут же сам Рафаэль, создатель этого произведения, изобразивший самого себя в зеркало. Это - голова юноши в черной шапочке, в обличий которого скромность сочетается с обаянием ласковой доброты.

Столь же невыразимо и благообразие в головах и фигурах евангелистов, ликам которых он придал внимательность и сосредоточенность, в высшей степени естественные, особенно для людей пишущих. Так он изобразил св. Матфея, который, читая со скрижалей, которые перед ним держит ангел, начертанные на них фигуры и письмена, заносит их в свою книгу, а за ним старика, разложившего на коленке свиток и переписывающего на нем все то, что было изложено Матфеем в его книге, и кажется, что он, весь поглощенный этим хлопотливым занятием, движет губами и качает головой по мере того, как он задерживает или ускоряет движение своего пера. И помимо тонких наблюдений, которых в этой композиции немало, в построении ее столько порядка и меры, и Рафаэль дал в ней такой образец своего мастерства, что он этим как бы объявил о своем решении занять неоспоримое первенство среди всех, кто бы ни брался за кисть. А кроме того, он украсил это свое произведение и перспективой, и многими фигурами, выписанными им в такой тонкой и мягкой манере, что это послужило поводом для папы Юлия приказать сбить вместе со штукатуркой все истории как старых, так и новых мастеров, и таким образом Рафаэль мог один похвастаться тем, что извлек для себя пользу из всех трудов, которые до него были вложены в эти произведения».

Святой Матфей, о котором говорит Вазари, сейчас искусствоведы считают Пифагором. Теперь подробнее о каждой фигуре, ведь чтобы понять эту картину, необходимо прежде всего ощутить всю глубину замысла Рафаэля. На фреске я насчитала 54 фигуры, различных возрастов и порою очень незаметных. Но основные бросаются в глаза, с них и начнём. В центре изображены Платон - уже седеющий старик (слева) и молодой Аристотель (справа). Платон указывает рукой наверх, Аристотель показывает на нижнюю часть. Что это значит?

Поговорим подробнее о каждом. Платон, изображённый в виде старика, немного отличается от других изображений Платона. Рафаэль придал ему сходство с Леонардо да Винчи . Платон (428/7 - 348/ г. до н.э.) был древнегреческим философом и учителем Аристотеля. Настоящее имя Платона - Аристокл, а прозвище Платон он получил в юности, примерно в 20 лет он встретил Сократа и последовал его учению. Платон много путешествовал после смерти Сократа, но в 40 лет приехал в Афины. Там он приобрёл сады Академы и устроил философскую школу, названную Академией. Свои сочинения он писал в форме диалогов, один из которых, вероятно Тимей (один из немногих известных в эпоху Возрождения) он держит в своей руке. Тимей, астроном и пифагореец, рассказывает Критию и Сократу о создании видимого космоса Демиургом: «правы ли мы, говоря об одном небе, или вернее было бы говорить о многих, пожалуй, даже неисчислимо многих? Нет, оно одно, коль скоро оно создано в соответствии с первообразом. Ведь то, что объемлет все умопостигаемые живые существа, не допускает рядом с собою иного; в противном случае потребовалось бы еще одно существо, которое охватывало бы эти два и частями которого бы они оказались, и уже не их, но его, их вместившего, вернее было бы считать образцом для космоса. Итак, дабы произведение было подобно всесовершенному живому существу в его единственности, творящий не сотворил ни двух, ни бесчисленного множества космосов, лишь одно это единородное небо, возникши, пребывает и будет пребывать. Итак, телесным, а потому видимым и осязаемым - вот каким надлежало быть тому, что рождалось. Однако видимым ничто не может стать без участия огня, а осязаемым - без чего-то твердого, твердым же ничто не может стать без земли. По этой причине бог, приступая к составлению тела Вселенной, сотворил его из огня и земли". Однако два члена сами по себе не могут быть хорошо сопряжены без третьего, ибо необходимо, чтобы между одним и другим родилась некая объединяющая с их связь. Прекраснейшая же из связей такая, которая в наибольшей степени единит себя и связуемое, и задачу эту наилучшим образом выполняет пропорция, ибо, когда из трех чисел - как кубических, так и квадратных - при любом среднем числе первое так относится к среднему, как среднее к последнему, и соответственно последнее к среднему, как среднее к первому, тогда при перемещении средних чисел на первое и последнее место, а последнего и первого, напротив, на средние места выяснится, что отношение необходимо остается прежним, а коль скоро это так, значит, все эти числа образуют между собой единство. При этом, если бы телу Вселенной надлежало стать простой плоскостью без глубины, было бы достаточно одного среднего члена для сопряжения его самого с крайними. Однако оно должно было стать трехмерным, а трехмерные предметы никогда не сопрягаются через один средний член, но всегда через два. Поэтому бог поместил между огнем и землей воду и воздух, после чего установил между ними возможно более точные соотношения, дабы воздух относился к воде, как огонь к воздуху, и вода относилась к земле, как воздух к воде. Так он сопряг их, построя из них небо, видимое и осязаемое. На таких основаниях и из таких составных частей числом четыре родилось тело космоса, упорядоченное благодаря пропорции, и благодаря этому в нем возникла дружба, так что разрушить его самотождественпость не может никто, кроме лишь того, кто сам его сплотил. При этом каждая из четырех частей вошла в состав космоса целиком: устроитель составил его из всего огня, из всей воды, и воздуха, и земли, не оставив за пределами космоса ни единой их части или силы. Он имел в виду, во-первых, чтобы космос был целостным и совершеннейшим живым существом с совершенными то частями; далее, чтобы космос оставался единственным и чтобы по было никаких остатков, из которых мог бы родиться другой, подобный, и, наконец, чтобы он был недряхлеющим и непричастным недугам. Устроителю пришло на ум, что, если тело со сложным составом будет извне окружено теплом, холодом и другими могучими силами, то, в недобрый час на него обрушиваясь, они его подточат, ввергнут в недуги и дрях

ление и принудят погибнуть. По такой причине и согласно такому усмотрению он построил космос как единое целое, составленное из целостных же частей, совершенное и непричастное дряхлению и недугам. Очертания же он сообщил Вселенной такие, какие были бы для нее пристойны и ей сродны». Размышления Платона, которые он передал через Тимея помогают понять, почему на картине Рафаэля Платон указывает именно на небо, в космос. Платон открыл мир идей. Мир неосязаемый, но от этого он не становится менее реальным. Платон описывает «идеи», как суть вещи, её первозамысел, и всякая вещь стремится быть похожими на «идеи». Мир материальный - не идеальный, мир идей - совершенен. Платон сформулировал понятие идеального и первый поставил вопрос о противоположности идеализма и материализма.

Иное название фрески - «Философские беседы», чем как раз и заняты Платон и Аристотель. Аристотель также был древнегреческим философом (384 - 322 гг. до н.э.). Аристотель считается основоположником науки логики, образование получил в Афинах, в школе Платона. Впоследствии основал собственную школу, названную Ликеем. У Аристотеля сложилась своя мировоззренческая концепция, которая отличались от идей его учителя. Аристотель называет 4 причины бытия: 1. Материя - такова возможность сущности. 2. Форма - сущность бытия, это уже не возможность, а действительность. 3. Начало движения 4. Цель - благо. У Аристотеля возникает идея последовательных переходов от материи к форме и наоборот. Именно в материи Аристотель рассматривал возможность существования всего сущего. Именно поэтому Аристотель Рафаэля указывает на мир земной.

Фигуры Платона и Аристотеля расположены по центру, они притягивают внимание на себя. Вокруг них стоит ещё много людей. Но Рафаэль так сотворил эту фреску, что на ней не чувствуется того, что людей много. Они сгруппированы и от этого создают ощущение ещё большего пространства.

Снизу, на ступеньках, которые также символизируют ступени познания, расположился Диоген (ок. 412 - ок. 323 до н.э.) - древнегреческий философ и основатель школы киников. Ни одно из сочинений Диогена не сохранилось, но выводы о сути его учения можно сделать на основании более поздних сообщений. Философ учил, что у человека крайне мало естественных потребностей, и все они могут быть легко удовлетворены. Кроме того, ничто естественное, согласно Диогену, не может быть постыдным. Ограничивая потребности, Диоген усердно предавался аскетизму и юродству, что послужило основой для многочисленных анекдотов о его жизни. Первым из греческих философов он стал проповедовать космополитизм: «Я - гражданин мира». Диоген пытался донести до всех людей свое убеждение в том, что отказ от желаний гораздо добродетельней и благотворней, чем их удовлетворение. Говорили что учение его - самый кратчайший путь к добродетели. Идеальная жизнь по Диогену, когда человек постиг смысл внешнего мира и главным становится постигнуть того состояния, когда душа спокойна. Поведение его было часто вызывающим, примеров тому сохранилось множество, и язык у него был острый. За свое "бесстыдство" он был прозван "собакой". На могиле Диогена в Коринфе был установлен памятник, изображающий пса. «Даже бронза ветшает со временем, но слава твоя, Диоген, во веки не пройдет, ибо лишь ты сумел убедить смертных, что жизнь сама по себе достаточна, и указать наипростейший путь жизни». И здесь Диоген символично изображён растянувшимся на лестнице, в вальяжной позе, в одиночестве, в отличие от всех других, изображенных на картине, возможно чтобы никто «не заслонял ему солнца».

В правом нижнем углу фрески в красном одеянии свои чертежи представляет другим Евклид - древнегреческий математик, изложил основы планиметрии, стереометрии и вопросы теории чисел. Многие искусствоведы отмечают схожесть черт этого персонажа с Браманте, о котором говорилось выше. Это была дань уважения со стороны Рафаэля великому архитектору.

«Невыразимо и благообразие в головах и фигурах евангелистов, ликам которых он придал внимательность и сосредоточенность, в высшей степени естественные, особенно для людей пишущих. Так он изобразил св. Матфея, который, читая со скрижалей, которые перед ним держит ангел, начертанные на них фигуры и письмена, заносит их в свою книгу, а за ним старика, разложившего на коленке свиток и переписывающего на нем все то, что было изложено Матфеем в его книге, и кажется, что он, весь поглощенный этим хлопотливым занятием, движет губами и качает головой по мере того, как он задерживает или ускоряет движение своего пера». Этот человек находится в левом нижнем углу фрески. Но сейчас искусствоведы сходятся во мнении, что Рафаэль изобразил всё же не святого Матфея. Перед нами Пифагор, который как и великие деятели итальянского Возрождения сочетал в себе множество талантов, за что был особенно ими почитаем. Пифагор жил в Древней Греции, в 570-490 гг. до н.э., был философом, математиком и стал основоположником собственной школы, названной «школа пифагорейцев». За его спиной расположилось ещё несколько фигур, которые образуют единый образ в картине.

На уровень выше изображён Эпикур - древнегреческий философ, из идей которого развилось философское учение, очень значимое во времена Античности - Эпикуреизм. Слева от Платона и Аристотеля стоит ещё одна группа людей, среди которых Александр Македонский и Сократ. Сократ Жил в 469-399 годах до н.э., и был древнегреческий философ родом из Афин, один из родоначальников диалектики. Как уже говорилось, Платон был одним из его учеников.

Александр Македонский хотел повелевать и Западом и Востоком, и по легенде он разрубил гордиев узел(а кто разрубит его, тому будет подвластен весь мир), он создал огромную державу, но после его смерти она распалась на несколько эллинистических государств, в которых благодаря Александру объединились две культуры - греческая и восточная.

На нижней ступени, чуть правее Пифагора, мы можем увидеть Микеланджело в образе Гераклита. Это дань уважения Рафаэля своему современнику, одному из величайших итальянских скульпторов и архитекторов. Он был известен также как живописец и ещё до нас дошли и его стихи. Например, четверостишие, которое он написал в ответ Джованни Строцци от имени своей статуи ночь:

Отрадно спать, отрадней камнем быть.

О, в этот век, преступный и постыдный,

Не жить, не чувствовать - удел завидный.

Прошу, молчи, не смей меня будить!

В этом четверостишие есть иносказательный смысл.

 Перед нами одна из величайших картин Высокого Возрождения, одно из тех полотен, которые в полной мере выражают дух той эпохи. - Да. - Это фреска Рафаэля «Афинская школа», которая украшает одну из самых роскошных комнат в Ватикане. В Ватиканском дворце. Комната называется «Станца делла Сеньятура». Рафаэль работал над этой фреской в 1509-1511 гг. Тогда же, когда Микеланджело расписывал потолок Сикстинской капеллы. - Они, вероятно, были знакомы. - Наверняка. Это потрясающий пример того, как в эпоху Высокого Возрождения католический мир впитал в себя традиции античности, ориентируясь на величайшие умы классической традиции. Да. Я всегда считала это неким воплощением гуманистической мечты. Ведь здесь под одной крышей собрались величайшие учёные, математики, философы и мыслители… - Древней Греции. - Древней Греции. И все они жили в разное время, так что это точно вымысел. Фантазия, и довольно неточная, честно говоря. Вот вы сказали «под одной крышей». Взгляните на крышу - это же классическая римская, а не греческая архитектура. - Верно. - Рафаэль здесь всё слегка перемешал. Да. И раз уж мы заговорили об архитектуре на этой фреске, то во многом она, вероятно, заимствована у Браманте, который как раз в этот период обновлял, точнее создавал заново собор Святого Петра. Да. Он здесь неподалёку. Да. Собор Святого Петра возводят заново на месте древнеримской базилики, и одновременно Микеланджело расписывает потолок Сикстинской капеллы. - Какой момент! - А Рафаэль создаёт фрески в Станцах. «Станца» - это «комната», а «Станца делла Сеньятура» - «Комната подписи». Именно здесь Папа Римский подписывал документы. - Да. - Мы видим здесь множество фигур и сложную архитектуру. Но с помощью линейной перспективы и перпендикуляров художник выделяет две ключевые фигуры. И это не только центральные фигуры картины, а в общем-то центральные фигуры всей западной философии, западного миропонимания. - И науки. - И науки. Мы видим две фигуры, эффектно обрамлённые маленькими арками, да и остальными арками тоже. Это Платон и Аристотель - его ученик. Да, и они в некотором роде представляют две ветви западной мысли. - Платон… - Фигура в красно-сером. Да. Он указывает вверх. Потому что его интересует мир идей. Существующий за пределами мира вещей. Поэтому он указывает вверх. Есть спорное мнение о том, что здесь представлены 4 элемента. Платон - это красный, огонь, серый - то, что греки называли «эфир». Оба невещественные элементы. А Аристотель с другой стороны? - Аристотель… - Указывает вниз. Да, верно. На вещественное, физическое, зримое, реальное. Именно это было главным предметом его философии. Что мы можем увидеть? Как понять зримый мир с помощью наших чувств? А не тот, невидимый мир, который интересовал Платона. Конечно, на нём синие и коричневые одежды - символ воды и земли, физических элементов, испытывающих силу тяжести. Верно. Наше восприятие мира делится на две части. С одной стороны, мы видим и ощущаем мир с помощью чувств. А с другой - размышляем о нём, накапливаем знания и понимание того, что существует нечто высшее, идеальное и божественное. Платон в основном описывал это на языке математики. Интересно. Получается, картина отражает равновесие между этими двумя аспектами. - Да. - И выражение получилось прекрасное, гармоничное. Если присмотреться, все фигуры здесь организованы и разделены на две школы философской мысли. Да. На стороне Платона - математики. Философы, которые размышляют об идеях, отвлечённых от физического мира, они… И не пытаются объяснить реальность. Да, верно. Они справа, на стороне Аристотеля, - те, кого можно назвать учёными. Может быть, нам стоит назвать некоторые фигуры и обсудить их? Разумеется. Но давайте скажем пару слов об архитектуре. - Да, конечно. - На мой взгляд, архитектура здесь тоже двойственна. Она очень величественна, просто невероятна. Я бы сказал, даже слишком. Архитектурные элементы очень высокие, все эти круглые арки, классические статуи и ниши по бокам… - Кстати, хочу сказать, что в них также проявляется некая… - Двойственность. Да, дуализм, о котором мы говорим. На стороне Платона мы видим Аполлона. Бога поэзии и музыки. Да. А на стороне Аристотеля Афина - война и мудрость. - Более реальные… - Да, куда более земная фигура. Да. Я хотела сказать, что архитектура будто приподнимает, облагораживает фигуры. Создаёт контекст, как на фреске Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». Там архитектура взаимодействует с фигурами, помогая передать сюжет, его значение. Здесь, я думаю, архитектура также играет важную роль. Если бы пространство было другим, фигуры воспринимались бы иначе. Здесь архитектура возносит их, провозглашает достижения разума. Это настоящее торжество. Вся картина знаменует торжество человеческих достижений. Мысль о невероятных возможностях человека, способного в творчестве сравняться с богами. Это ли не квинтэссенция Высокого Возрождения? Точно. Думаю, также важно, что на это картине так много фигур. Личное достижение Рафаэля. - Так интересно. - Тут ведь десятки персонажей, и композиция очень сложная, и ни одна из фигур не повторяется. При этом всё выглядит живо и естественно, будто Рафаэлю не пришлось прикладывать никаких усилий, чтобы написать картину. Здесь сложность сочетается с… С лёгкостью кисти художника. Никому из художников не удалось сравниться в этом с Рафаэлем. - Да. - Всё выглядит естественно и просто. Будто иначе просто и быть не могло. Это лёгкость великой балерины. Смотришь, и нет ощущения, что она репетировала часами. Да. Но я хотел бы вернуться к тому, о чём вы упомянули недавно. Один важный момент: зачем нужно было сводить все эти фигуры вместе? Это очень интересно. Возрождение время от времени возвращалось к этому. Вспомнить хотя бы один из важнейших текстов эпохи, хотя это ещё прото-ренессанс, но корни Ренессанса именно в «Божественной комедии» Данте. В самом начале «Ада» мы попадаем в Лимб и там встречаем некоторых великих греков. Эта идея была революционной. Идея восстановить достоинство греков, на которых средневековая традиция взирала с презрением. А здесь же их наоборот прославляют. Какой резкий поворот. Да, так и есть. Но церковь не позволит этому длиться долго. Да, период уже на исходе. Реформация вот-вот начнётся. Ну что ж, давайте рассмотрим основные фигуры. Хорошо. Начнём слева, сверху. Конечно. Хотя давайте начнём с большой фигуры ближе к центру. Это самая массивная фигура на картине. - Сидящая фигура. - Да. Человек в тяжёлых рабочих ботинках склонился и, задумавшись, что-то пишет. Это занятно. Да, и ещё он слегка развернул торс. Эта фигура изображает древнегреческого философа Гераклита. Он больше всего известен рассуждениями о том, что время постоянно находится в движении. Это не он сказал, что нельзя войти в одну реку дважды? Да, именно он это сказал. Он сравнивал жизнь с огнём, который никогда не повторяется, и говорил, что мир бесконечно разнообразен. Разумеется, Рафаэль не знал, как на самом деле выглядел Гераклит, и попросил своего знакомого поработать моделью. Этим знакомым был Микеланджело. Да. Но вместо того чтобы просто написать с него образ Гераклита, Рафаэль попытался перенять его стиль. Он написал его фигуру так, как Микеланджело изображал пророков и сибилл - монументальными сидящими фигурами. Рафаэль словно бросает ему вызов и говорит: «Ах так? Что ж, я тоже могу писать прекрасные сидящие фигуры». Да, такие же массивные и величественные, как на картинах Микеланджело. Большинство других фигур на картине Рафаэля выписаны куда более утончённо. Но фигура Микеланджело массивная и мощная. - В духе самого Микеланджело. - Потрясающе, да? Почти пародия. И что интересно, Гераклит здесь изображён за письмом. Так Рафаэль напоминает нам, что Микеланджело ещё и поэт. Верно. Давайте теперь поговорим о моей любимой фигуре, в левом нижнем углу. - С лысой головой? - С лысой головой. - И бородой. - И с бородой. Это Пифагор. Мы помним его по школьным урокам геометрии. а^2 + b^2 = с^2 - это теорема Пифагора. Но его идеи были целой философской школой. Да. Пифагор составил несколько схем, объясняющих связь гармонии с музыкой и числами и то, что в основе гармонии лежит математическая структура. Рациональная структура, которую можно изучить и даже измерить. - Да. - Да, верно, Пифагор известен своей работой «Гармония сфер», ссылку на которую мы видим здесь. В этом утраченном важнейшем античном тексте Пифагор задавал свой главный вопрос - что есть красота. Разумеется, этот вопрос был крайне важен и для самого Рафаэля. Верно. Что такое красота? Как она соотносится с гармонией и есть ли у неё… - Божественный источник. - Да, некая основа, внутренняя структура мироздания, которая… Словом, красота - это проявление… - Божественности. - Или нечто, созданное Богом. Для Высокого Возрождения характерна мысль о том, что любование красотой - это и любование божественным творением. И, конечно, мы видим Пифагора на стороне Платона. - Это закономерно. - Ведь идеи абсолютно неоплатонические. - Во многом да. - Давайте перейдём теперь вправо? - К Евклиду? - Здесь мы видим учёных - людей, которые пытаются понять окружающий мир и его основные структуры. Верно? Да, и сформулировать их. Аристотель назвал четыре элемента, а Евклид заложил основы геометрии: точка, линия, Евклидовы аксиомы. Да. Почти вся геометрия, которую мы учим, это… - Его заслуга. - Да, в средней школе Евклидова, конечно. - Да. - Здесь он, кстати, обучает других. Ещё одна важная для этой картины и характерная для Высокого Возрождения деталь - это взаимодействие фигур. Взгляните, здесь все общаются, жестикулируют. Нет ощущения зажатости, все группы активны… - Динамичны. - Создаётся впечатление, что люди просто гуляют, разговаривают, хорошо проводят время. Это же форум! Но как же сложно было создать эти многочисленные группы. Рафаэль создал настоящий танец. Потрясающее произведение. - Конечно, художник изобразил и себя. - Да. - Он среди астрономов в правом нижнем углу. - Выглядывает. - Смотрит прямо на нас. - Да. Subtitles by the Amara.org community