Пророк елисей в библии. Чудеса провидца Елисея. Полное житие и чудеса святого пророка Елисея

Илия, главный пророк, ненадолго пережил Охозию. В Библии рассказывается легенда, согласно которой он живым был взят на небо:

4 Цар., 2: 11…вдруг явилось колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо.

После него остался его ученик Елисей, унаследовавший его веру и статус.

4 Цар., 2: 13. И поднял [Елисей] м?лоть Илии, упавшую с него, и пошел назад, и стал на берегу Иордана.

С этого момента и до конца жизни, то есть в течение полувека или более, Елисей возглавлял группу пророков и осуществлял энергичную деятельность.

Тем не менее, Илия оставался в благоговейной памяти и более поздних поколений. Его смелое выступление против могущественного царя и царицы, за яхвизм, его мужественное осуждение тирании и абсолютизма были столь впечатляющими, что это породило легенду о переходе Илии на небо живым. Это, в свою очередь, подкрепляет ту мысль, что тот, кто живым взят на небо, когда-нибудь может снова вернуться с неба живым.

В более поздних поколениях, когда царства Израиля и Иудеи были разрушены, а выжившие иудеи с надеждой и страхом ожидали того дня, когда Господь установит на земле новый порядок, считалось, что Илия будет тогда играть ключевую роль. Так, пророк Малахия, писавший через четыре столетия после Илии, высказывает обещание Бога следующим образом:

Мал., 4: 5. Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного.

В Новом Завете, в котором принята точка зрения, что новый порядок на земле должен быть привнесен Иисусом, принято, что Илия будет ему предшествовать. Иисус говорит:

Мф., 17: 12–13. Но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе.

Из книги Священная Библейская история Ветхого Завета автора Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

Пророк Елисей. 4 Цар. 2–9:13:20–21Пророк Елисей прославился в своей жизни особенно многочисленными чудесами. После взятия Илии на небо Елисею нужно было перейти через реку Иордан. Он ударил милотью Илии по воде, вода расступилась, и пророк перешел по сухому дну. Когда он

Из книги Закон Божий автора Слободской Протоиерей Серафим

Пророк Елисей Святый пророк Елисей был сын земледельца, по имени Сафата. Бог прославил пророка многими чудесами.После взятия Илии на небо Елисею нужно было перейти через реку Иордан. Он ударил милотию Илии по воде; вода расступилась, и он перешел по сухому дну.Когда Елисей

Из книги 100 великих библейских персонажей автора Рыжов Константин Владиславович

Елисей Когда Илия возвращался от горы Синай, он встретил Елисея, сына Сафатова, который как раз пахал своё поле. Проходя мимо, Илия набросил на него свой плащ (это было знаком того, что юноша призывается на пророческое служение). Елисей оставил волов, побежал за ним и сказал:

Из книги Библейские легенды. Легенды из Ветхого Завета. автора Автор неизвестен

Из книги Библейские легенды автора Автор неизвестен

ПРОРОКИ ИЛИЯ И ЕЛИСЕЙ Прошло время, и воцарился на израильском троне царь Ахав. В жены взял он себе Иезавель, финикиянку, дочь царя сидонского. Стал царь Ахав служить и поклоняться богу Ваалу, поставил ему в Самарии жертвенник, а жена Ахава истребляла пророков, сынов

Из книги Священное писание. Современный перевод (CARS) автора Библия

Елисей и бедная вдова 1 Жена одного ученика пророков просила помощи у Елисея:- Твой раб, мой муж, умер, и ты знаешь, что он чтил Вечного. А теперь его заимодавец пришёл, чтобы забрать обоих моих мальчиков в рабство.2 Елисей ответил ей:- Как мне помочь тебе? Скажи мне, что у

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

Елисей и богатая шунемитянка 8 Однажды Елисей отправился в Шунем. Там жила одна богатая женщина, которая уговорила его остаться поесть. И всякий раз, проходя мимо, он останавливался там поесть. 9 Она сказала мужу:- Я знаю, что человек, который часто заходит к нам, - это

Из книги Избранные места из Священной истории Ветхого и Нового Завета с назидательными размышлениями автора Дроздов Митрополит Филарет

Елисей и бедная вдова 1 Жена одного ученика пророков кричала Елисею:- Твой слуга, мой муж, умер, и ты знаешь, что он чтил Господа. А теперь его заимодавец пришел, чтобы забрать обоих моих мальчиков в рабство.2 Елисей ответил ей:- Как мне помочь тебе? Скажи мне, что у тебя есть

Из книги Ветхий Завет с улыбкой автора Ушаков Игорь Алексеевич

Елисей и богатая шунамитянка 8 Однажды Елисей отправился в Шунем. Там жила одна богатая женщина, которая уговорила его остаться поесть. И всякий раз, проходя мимо, он останавливался там поесть. 9 Она сказала мужу:- Я знаю, что человек, который часто заходит к нам, ? святой

Из книги Библейские сказания автора Автор неизвестен

Елисей и Соманитянка Пророк Елисей пришел один раз в Соман, город колена Иссахова, и там одна бедная женщина пригласила его в свой дом подкре­питься пищей; после этого, всегда, когда он про­ходил через сей город, он заходил к ней, и был ею угощаем. Почувствовавши глубокое

Из книги Жития Святых. Ветхозаветные Праотцы автора Ростовский Димитрий

Елисей и елей Одна из жен сынов пророческих, плача, говорила Елисею:- О, Пророк! Раб твой, приходившийся мне мужем, умер. Ты же знаешь, как беззаветно он служил Господу и родному правительству. А вот теперь пришел заимодавец взять обоих детей моих в рабы себе.- Что мне

Из книги Мифы и легенды народов мира. Библейские сказания и легенды автора Немировский Александр Иосифович

Елисей спасает Израиля Царь Сирийский собрался войною на Израильтян, и советовался со слугами своими, говоря: в таком-то и в таком-то месте я расположу свой стан. Разузнав об этом через друзей-пророков, Елисей послал к царю Израильскому сказать: «Берегись проходить сим

Из книги Основы Православия автора Никулина Елена Николаевна

Пророк Елисей Пророк Елисей творил много чудес.Однажды он пришел в город Иерихон, где жители стали жаловаться ему на то, что вода у них не хороша и вредна для питья.Пророк бросил соль в источник, вода стала вкусной и здоровой.Елисей из Иерихона отправился в Вефиль. Когда он

Из книги автора

Пророк ЕЛИСЕЙ 14/27 июня Святой пророк Елисей был сыном Сафатаиз колена Рувимова. Он родился в городе Авел-Мехоле (см.: 3 Цар. 19,16) и был великим чудотворцем. Самое рождение его сопровождалось чудесными явлениями: в городе Силоме, отстоявшем далеко от Иерусалима, стояла

Из книги автора

Елисей Чудотворец С тех пор, когда Илия оторвал Елисея от плуга и волов, прошло много лет. Стал он мужем плотного телосложения, с лысиной в полголовы. Углубленный в себя, он, казалось, не замечал ничего вокруг. Но когда близ Бетиля за ним увязалась детвора с криком

Из книги автора

Пророк Елисей Пророк Елисей прославился в своей жизни особенно многочисленными чудесами. После взятия Илии на небо Елисею нужно было перейти через реку Иордан. Он ударил милотью Илии по воде, вода расступилась, и пророк перешел по сухому дну. Когда он пришел в Иерихон, то

Е. был родом, по-видимому, из Авел-Мехолы; он упоминается в 3 Цар 19. 16, где Господь повелевает прор. Илии: «...Елисея же, сына Сафатова, из Авел-Мехолы, помажь в пророка вместо себя». Прор. Илия нашел Е. и, «проходя мимо него, бросил на него милоть свою» (3 Цар 19. 19). После этого Е. «пошел за Илиею, и стал служить ему» (3 Цар 19. 21).

Перед тем как прор. Илия был вознесен Господом на небо, он сказал Е.: «...проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя»; просьба Е. была следующая: «...дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне» (4 Цар 2. 9). Е. стал свидетелем вознесения прор. Илии на небо: когда за Илией явилась огненная колесница, чтобы вознести его, Е., смотря ему вслед, воскликнул: «...отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его!» (4 Цар 2. 12). После этого Е. получил дар чудотворения; взяв милоть Илии, он ударил ею по воде р. Иордан, и она расступилась перед ним (4 Цар 2. 14) - т. о. Е. повторил чудо Илии (4 Цар 2. 8). По просьбе жителей Иерихона Е. бросил соль в воду бывшего рядом источника и «сделал воду сию здоровою, не будет от нее впредь ни смерти, ни бесплодия» (4 Цар 2. 21). Придя затем в Вефиль, Е. страшно наказал живших там детей, насмехавшихся над ним: он «проклял их именем Господним», после чего они были растерзаны 2 медведицами (2 Цар 2. 23-24).

Е. предсказывает победу над моавитянами израильскому царю Иораму и его союзнику, иудейскому царю Иосафату, посоветовав им перед битвой вырыть в долине рвы для воды. Увидев рядом со станом израильским воду, моавитяне в лучах утреннего солнца приняли ее за кровь и, решив, что 2 царя устроили междоусобицу, в к-рой погибло их войско, пришли к израильскому стану. Израильтяне неожиданно напали на моавитян и победили их (4 Цар 3). В др. раз Е. сообщил израильскому царю о расположении враждебного сир. войска, однако запретил ему убивать врагов, которых Бог по его молитве поразил слепотой (4 Цар 6. 18), и вместо этого «приготовил им большой обед, и они ели и пили» (4 Цар 6. 23).

Когда сир. царь, узнав о действиях Е., послал войска, чтобы схватить его, пророк сохранял невозмутимость; после его молитвы Бог «открыл глаза» его напуганному слуге, и тот увидел, что «вся гора наполнена конями и колесницами огненными кругом Елисея» (4 Цар 6. 17). Во время осады Самарии сир. царем Венададом, когда евреи находились в безвыходном положении и голод в городе был настолько силен, что появились случаи каннибализма (4 Цар 6. 28-29), Е. предсказал скорое снятие осады и изобилие пищи: «...завтра в это время мера муки лучшей [будет] по сиклю и две меры ячменя по сиклю у ворот Самарии» (4 Цар 7. 1); вскоре сир. воинам ночью «послышался стук колесниц и ржание коней, шум войска большого», обративший их в бегство. Народ, возвратившись после разграбления сир. стана, растоптал в воротах города того сановника, к-рый не поверил предсказанию Е. (4 Цар 7. 20).

Неск. чудес Е. совершил для людей, нуждавшихся в его помощи. У обедневшей вдовы одного из «сынов пророков», обоих детей к-рой заимодавец хотел сделать рабами, по слову Е. чудесным образом умножался елей в сосуде, так что она смогла продать его и заплатить долги, а на оставшиеся деньги жить с сыновьями (4 Цар 4. 1-7). Е. помог одному из «сынов пророков» достать топор, упавший в воду: он бросил на воду кусок дерева, и топор всплыл (4 Цар 6. 6).

Е. был гостеприимно принят жившей в Сонаме богатой женщиной, у к-рой не было детей и муж к-рой был стар. По предсказанию Е., через год у нее родился сын (4 Цар 4. 16-17). Через неск. лет этот ребенок умер, и мать его пришла к Е., от к-рого Господь скрыл случившееся. По ее просьбе Е. пошел к ней в дом, и после его усиленной молитвы, обращенной к Богу, «чихнул ребенок раз семь, и открыл ребенок глаза свои» (4 Цар 4. 35). Через нек-рое время Е. советует этой женщине уйти из Сонама, т. к. «призвал Господь голод, и он придет на сию землю на семь лет» (4 Цар 8. 1). Женщина поселилась на 7 лет на земле Филистимской, а по возвращении «пришла просить царя о доме своем и о поле своем» (4 Цар 8. 3). Узнав от Гиезия, слуги Е., о том, что это «та самая женщина и тот самый сын ее, которого воскресил Елисей» (4 Цар 8. 5), царь велел немедленно вернуть ей имущество.

Два чуда, совершенные Е., были связаны с пищей. В 1-й раз он сделал съедобными «дикие плоды», во 2-й - накормил малым количеством «ячменных хлебцев и сырых зерен в шелухе» 100 чел., «и еще осталось, по слову Господню» (4 Цар 4. 38-44).

Подробно передается в 4 Цар 5 история исцеления от проказы сир. военачальника Неемана. Е. послал его к р. Иордан и приказал омыться 7 раз. Исцелившись, Нееман возвратился к Е. и попросил, чтобы дали ему «земли, сколько снесут два лошака», чтобы приносить на ней жертвы Господу (4 Цар 5. 17). Е. дал на это позволение, однако не принял от Неемана никакого дара. Гиезий, получивший от Неемана обманным путем 2 таланта серебра и 2 перемены одежд, был жестоко наказан: проказа перешла на него (4 Цар 5. 27).

Е. неоднократно предвидел смену власти как в Израиле, так и за его пределами. Он заплакал, увидев сир. вельможу Азаила, и предсказал, что он будет царем Сирии ( , букв.- царь над арамеями) и сделает много зла израильтянам; на следующий день после возвращения от Е. Азаил убил сир. царя Венадада и воцарился вместо него (4 Цар 8. 10-15). Е. приказал одному из «сынов пророков» помазать «в царя над Израилем» военачальника Ииуя, к-рому впосл. удалось свергнуть нечестивого царя Иорама и уничтожить культ Ваала (4 Цар 9-10).

Когда Е. заболел и был при смерти, к нему пришел израильский царь Иоас, к-рый плакал над ним и говорил те же слова, к-рые Е. говорил ранее прор. Илии: «...отец мой! отец мой! колесница Израиля и конница его!» Перед смертью Е. предсказал царю временную победу над Сирией (букв.- над арамеями - см.: 4 Цар 13. 15-19). Последнее чудо Е., описанное в Библии, было совершено после его смерти. Во время похорон некоего человека погребавшие, испугавшись полчища моавитян, бросили мертвеца в гроб Е., и он ожил, как только коснулся костей ( , здесь - останки) Е. (4 Цар 13. 21).

Упоминания пророка Елисея в Священном Писании

Помимо рассказов о жизни Е. в 3-й и 4-й Книгах Царств о нем говорится в Свящ. Писании еще 2 раза: в Сир 48. 12-15 и Лк 4. 27.

В Книге премудрости Иисуса, сына Сирахова , Е. посвящено 4 стиха в разделе, рассказывающем о праотцах и великих людях Израиля. Сообщается, что, после того как прор. «Илия сокрыт был вихрем», «Елисей исполнился духом его» (Сир 48. 12). Е. совершал чудеса и никого, кроме Бога, не боялся: «...во дни свои не трепетал пред князем» (Сир 48. 13). Дважды в этом кратком отрывке говорится о посмертных чудесах Е.: «...по успении (ἐν κοιμήσει) его пророчествовало тело его» (Сир 48. 14), «по смерти (ἐν τελευτῇ) дивны были дела его» (Сир 48. 15).

В Евангелии от Луки Е. также упоминается в связи с прор. Илией. Греч. форма имени (᾿Ελισαῖος) отлична от сохранившейся в тексте Септуагинты (Ελισαιε) и представляет собой, возможно, др. традицию греч. передачи имени Елисей. Впосл. эта форма стала доминирующей в патристической лит-ре (вместе с вариантом ᾿Ελισσαῖος).

Проповедуя в синагоге Назарета, Господь говорит о том, что «никакой пророк не принимается в своем отечестве» (Лк 4. 24), приводя в пример ветхозаветных пророков - Илию и Е. Илия был послан «ко вдове в Сарепту Сидонскую» (т. е. за пределы Израиля), а Е. исцелил сирийца Неемана, хотя в то время было много прокаженных в Израиле (Лк 4. 25-27). Эти слова Господа вызвали ярость бывших в синагоге иудеев.

Исследователи указывают на тот факт, что в Евангелии от Луки имеется еще неск. мест, связанных, пусть и в меньшей степени, с рассказами о пророках Илии и Е. в 3-й и 4-й Книгах Царств (Evans. 1987). Так, например, воскрешение сына наинской вдовы (Лк 7. 11-17) сопоставляют (Evans. 1987. P. 79) с аналогичными повествованиями о прор. Илии (воскрешение сына вдовы из Сарепты Сидонской - 3 Цар 17. 17-24) и Е. (воскрешение сына сонамитянки - 4 Цар 4. 32-37). Просьба к Господу человека, хотевшего следовать за Ним, позволить ему «проститься с домашними» (Лк 9. 61) напоминает аналогичную просьбу Е. к прор. Илии: «...позволь мне поцеловать отца моего и мать мою, и я пойду за тобою» (3 Цар 19. 20). В отличие от прор. Илии Господь не позволяет просящему проститься с родственниками, говоря: «...никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк 9. 62). Как отмечено в одном из исследований (Evans. 1987), используемое в начале этого отрывка слово ἀνάλημψις (Лк 9. 51; в синодальном переводе - взятие), более нигде в НЗ не встречающееся, связано, возможно, с описанием взятия на небо прор. Илии, свидетелем к-рого был Е.: ἀνελήμφθη Ηλιου ἐν συσσείσμῳ ὡς εἰς τὸν οὐρανόν (4 Цар 2. 11 в переводе LXX: «понесся [букв.- был взят] Илия в вихре на небо»).

Имеется также сходство между описаниями чуда насыщения Господом 5 тыс. в Евангелиях (см., напр.: Лк 9. 12-17) и чуда насыщения 100 чел. (4 Цар 4. 42-44), к-рых по слову Е. удалось накормить 20 ячменными хлебами и небольшим количеством зерен, причем «они насытились, и еще осталось» (ср.: Лк 9. 17: «И ели, и насытились все; и оставшихся у них кусков набрано двенадцать коробов»).

В «Евангелии Никодима» , раннехрист. апокрифическом произведении, Е. представлен как свидетель вознесения прор. Илии на небо и в этом качестве сопоставляется с апостолами, видевшими Вознесение Господне. Приводится речь Никодима, к-рый призывает последовать примеру Е., позволившего «сынам пророков» искать Илию: «И ныне послушайте меня, сыны Израиля, и пошлите мужа в горы Израиля - может быть, Дух взял Иисуса, может быть, найдем Его» (Acta Pilat. 15).

Иосиф Флавий. В изображении пророков Е. и Илии Иосиф Флавий не только опирался на совр. ему иудейскую традицию, зафиксированную в более поздних раввинистических текстах (свидетельство его знакомства с этой традицией содержится в его автобиографии: Ios. Flav. Vita. 9), но и руководствовался, как считают нек-рые совр. исследователи его наследия, политическими мотивами (Feldman. 1994. P. 1-2). Прор. Илия на протяжении мн. веков был ключевой фигурой в апокалиптической иудейской лит-ре, являясь предтечей прихода Мессии и воскресения мертвых, что отражено как в НЗ (Мф 11. 10-15; 17. 10-13; Мк 9. 11-13), так и в Вавилонском Талмуде (трактат Санхедрин 98a). В совр. Иосифу Флавию тексте, приписывавшемся Филону Александрийскому, прор. Илия отождествляется с ветхозаветным праведником Финеесом (ср.: Числ 25. 7-8), к-рый собственноручно убил израильтянина, прелюбодействовавшего с иноплеменницей (Ps.-Philo. Bibl. Antiq. 48. 1-2). Т. о., изображение прор. Илии представляло собой определенную проблему для Иосифа Флавия, к-рый был, как известно, подчеркнуто лоялен к рим. власти: его читатель мог подумать о враждебном Риму мессианском Израильском царстве и о подобных Финеесу революционерах-зилотах , противящихся иноземным религ. и политическим влияниям (Feldman. 1994. P. 2-3). В этом отношении Иосифу Флавию было проще писать о Е., чей образ не был связан с подобными идеями. Этим, возможно, объясняется тот факт, что в 27 случаях, передавая библейские рассказы о Е., Иосиф Флавий называет его пророком или говорит, что он пророчествовал, хотя в соответствующих текстах Библии об этом не сказано (Ibid. P. 4). В этом отношении Е. уступает только прор. Самуилу (Idem. 1990. P. 389). При этом Иосиф Флавий избегает обычного для библейского рассказа наименования Е. «человек Божий» (см., напр.: 4 Цар 4. 9, 16; 7. 2).

Еще одним показателем важности для Иосифа Флавия фигуры Е. является наличие похвалы ему после описания его смерти (Ios. Flav. Antiq. IX 183); отсутствие такой похвалы прор. Илии может объясняться как приведенными выше причинами, так и тем, что собственно смерть его не описывается, т. к. он был взят на небо (᾿Ηλίας ἐξ ἀνθρώπων ἠφανίσθη - Ibid. IX 28). Кроме того, Е. является единственным пророком, деяния которого Иосиф Флавий называет «славными» и «достойными исторического повествования» (λαμπρα γάρ εἰσι κα ἱστορίας ἄξιαι - Ibid. IX 46) и заслужившими «славного воспоминания у евреев» (μνήμης λαμπρᾶς παρὰ τοῖς ῾Εβραίοις ἀξιωθέντα - Ibid. IX 182; Feldman. 1994. P. 4).

Иосиф Флавий добавляет к библейскому повествованию новые детали, обычно усиливающие пророческий авторитет Е. и преувеличивающие дарованную ему чудесную силу. Так, он сообщает, что, после того как прор. Илия бросил на Е. свою милоть, тот немедленно стал пророчествовать (ὁ δ᾿ ᾿Ελισσαῖος εὐθέως προφητεύειν ἤρξατο - Ios. Flav. Antiq. VIII 354; ср.: 3 Цар 19. 19-21). При описании чуда снятия осады с Самарии Иосиф Флавий более ярко, чем в библейском тексте, изображает неверие посланника израильского царя Иорама (у Иосифа Флавия он назван военачальником - ἡγεμών), к-рый пришел к Е.: «Невероятное возвещаешь ты, пророк! Ибо как невозможно, чтобы Предвечный ниспослал нам с неба потоки ячменя и пшеничной муки, так неправдоподобно и все то, что ты нам здесь предсказываешь!» (Ios. Flav. Antiq. IX 73; ср.: 4 Цар 7. 2). В соответствии с этим описанное далее чудо представлено более значительным.

В рассказе о возвращении сонамитянки на родину после бывшего там голода (4 Цар 8. 4-5) Иосиф Флавий опускает, по-видимому намеренно, вопрос царя Гиезию о делах Е. Такой вопрос показал бы, что царь не знает о чудесах Е., в то время как Иосиф Флавий старается убедить читателя, что Е. был известен повсеместно (Feldman. 1994. P. 5).

Новые подробности добавлены и к рассказу о предсмертной беседе Е. с израильским царем Иоасом. Царь «приехал навестить» Е. (ἧκεν ὁ τῶν ᾿Ισραηλιτῶν βασιλεὺς πρὸς αὐτὸν ἐπισκεψόμενος) и, увидев, что он умирает, «начал в присутствии его горько плакать и рыдать, называя его своим отцом и защитою своею, потому что, благодаря Елисею, ему, царю, никогда не приходилось прибегать к оружию против врагов, но он всегда, по его предсказаниям, без боя побеждал своих неприятелей». Поскольку царь остается теперь беззащитным перед лицом сирийцев, «было бы лучше и для него самого теперь же последовать его примеру - расстаться с жизнью» (Ios. Flav. Antiq. IX 179-180; ср.: 4 Цар 13. 14-19), однако Е. утешает царя (᾿Ελισσαῖος παρεμυθεῖτο τὸν βασιλέα) и предсказывает ему победы над сирийцами (Ios. Flav. Antiq. IX 180). Е. удостоился «великолепных похорон» (ταφῆς μεγαλοπρεποῦς), какие и подобали столь «возлюбленному Богом» (θεοφιλής) человеку (Ibid. IX 182-183).

Иосиф Флавий подчеркивает верность Е. прор. Илии. Он опускает библейский рассказ о том, что после призвания Е. «взял пару волов и заколол их и, зажегши плуг волов, изжарил мясо их, и раздал людям, и они ели» (3 Цар 19. 21). Вместо этого говорится, что он, «оставив волов, последовал за Илией» (καταλιπὼν τοὺς βόας ἠκολούθησεν ᾿Ηλίᾳ - Ios. Flav. Antiq. VIII 354). Таким же образом он развивает сообщение о том, что Е. «пошел за Илиею, и стал служить ему» (3 Цар 19. 21), добавляя, что он «был при Илии всю жизнь в качестве ученика и служителя» (Ios. Flav. Antiq. VIII 354). Иосиф Флавий опускает в своем рассказе (Ibid. IX 28) еще неск. библейских эпизодов, к-рые могли быть истолкованы не в пользу Е. (Feldman. 1994. P. 7): ответ Е. «сынам пророков», что он знает, что Господь возьмет прор. Илию (4 Цар 2. 5), и затем, уже после этого события, неспособность Е. убедить их прекратить поиски прор. Илии (4 Цар 2. 17). В 1-м случае читатель мог бы увидеть невозможность для Е., великого пророка, наделенного «духом» Илии «вдвойне» (4 Цар 2. 9) и дважды воскрешавшего умерших (4 Цар 4; 13), предотвратить отшествие учителя или же вернуть его; во 2-м - посрамление Е. «сынами пророков»: «...приступали к нему долго, так что наскучили ему» ( , букв.- заставляли его, так что он пристыдился). Также не сказано и о том, как Е. от скорби «схватил... одежды свои и разодрал их на две части».

Особый акцент сделан на праведности Е. В эпизоде чуда с водой в Иерихоне (4 Цар 2. 21) Иосиф Флавий добавляет, что Е. совершил его, «подняв к небу праведную руку» (εἰς οὐρανὸν δεξιὰν ἀνατείνας δικαίαν) (Ios. Flav. De bell. IV 462). Тема праведности развита в молитве Е., также отсутствующей в библейском тексте, где он просит Бога исправить (μαλάξαι, букв.- смягчить) воду источника и поддерживать плодородие страны, пока жители ее «пребудут праведными» (ἕως μένουσι δίκαιοι). В похвале Е. (Idem. Antiq. IX 182) говорится, что он знаменит своей праведностью (ἐπ δικαιοσύνῃ διαβόητος).

В повествовании о чудесах Е. Иосиф Флавий неоднократно пытается дать им рациональные объяснения или сделать их менее заметными. Так, в библейском рассказе о войне израильского и иудейского царей с моавитянами Е. предсказывает, что долина, по-видимому чудесным образом, наполнится водой: «...не увидите ветра и не увидите дождя, а долина сия наполнится водою, которую будете пить вы и мелкий и крупный скот ваш» (4 Цар 3. 17); в варианте Иосифа Флавия Е. приказывает царям «вырыть в ложе реки (ἐν τῷ χειμάρρῳ, букв.- у потока) целый ряд ям» (Ios. Flav. Antiq. IX 36). Далее говорится, что «в Идумее, за три дня пути от них, Господь Бог послал сильный дождь» (Ibid. IX 37). Т. о., Иосиф Флавий пытается дать рациональное объяснение этому чуду, считая библейский рассказ о нем недостаточно полным. Такой же подход характерен и для др. пересказов библейских событий. Сообщение о чуде умножения елея, совершенном Е. для бедной вдовы (4 Цар 4. 1-7), Иосиф Флавий начинает со слов «говорят, что...» (φασί), снимая т. о. с себя ответственность за подлинность этого чуда. Он вообще опускает в своем тексте мн. др. чудеса Е.: воскрешение сына женщины из Сонама, превращение «диких плодов» в съедобные, насыщение 100 чел. 20 ячменными хлебами, исцеление Неемана от проказы, поражение проказой Гиезия и вылавливание топора, упавшего в воду. Слуга Е., к-рому Бог «открыл глаза» (4 Цар 6. 17), так же как и в Библии, видит коней и колесницы на горе, однако про них не сказано, что они были огненными. Поражение слепотой вражеского войска (4 Цар 6. 18) объясняется тем, что Бог по молитве Е. навел на них тьму (ἀχλύν) (Ios. Flav. Antiq. IX 56). В Библии сказано, что во время 1-й встречи прор. Илии с Е. он пахал, имея 12 пар волов (3 Цар 19. 19). Поскольку для Иосифа Флавия это казалось невероятным, он добавляет, что вместе с ним были и др. люди (μετ᾿ αὐτοῦ τινας ἄλλους).

Имеются, однако, случаи, когда Иосиф Флавий преувеличивает библейский рассказ, по-видимому для придания ему большей занимательности (Feldman. 1994. P. 25). Сообщая о нездоровом источнике воды в Иерихоне (ср.: 4 Цар 2. 19), он добавляет к библейскому сообщению, что из-за этой воды у женщин случались выкидыши (Ios. Flav. De bell. IV 460). Само чудо исправления воды в его рассказе также оказывается более значительным: Е. поднял свою «праведную десницу» к небу (εἰς οὐρανὸν δεξιὰν ἀνατείνας δικαίαν) и излил на землю «возлияние милости» (σπονδὰς μειλικτηρίους) (Ibid. IV 462). При описании посмертного чуда Е. (4 Цар 13. 21) Иосиф Флавий вносит в рассказ детективные детали, сообщая, что человек, воскресший от прикосновения к костям Е., был брошен в гроб Е. разбойниками, к-рые его и убили (Ios. Flav. Antiq. IX 183).

Раввинистические источники также свидетельствуют о большом значении Е. для иудеев. Так, сообщается, что, пока Е. был жив, сир. войска не могли напасть на Израильскую землю и что 1-е вторжение случилось в день его похорон (Тосефта, Сота 12. 6; Элийаху Рабба 8. 39).

Зафиксировано букв. понимание в раввинистической традиции просьбы Е. к Илии о даровании ему духа «вдвойне». Е., как считается, получил этот дух и с его помощью сотворил в 2 раза больше чудес (т. е. 16), чем Илия (Барайта 32 Мидот 1).

Имеются попытки оправдать поступок Е., который разгневался на смеявшихся над ним детей и «проклял их именем Господним» (4 Цар 2. 24), тем, что эти дети были совершенно лишены всяких добродетелей. Несмотря на это, результатом «несдержанности» Е. была серьезная болезнь (Песахим 66б; Сота 47а). Осуждается и гневное обращение Е. с израильским царем Иорамом: «Если бы я не почитал Иосафата, царя Иудейского, то не взглянул бы на тебя и не видел бы тебя» (4 Цар 3. 14); в этот момент Е. якобы был лишен пророческого духа и вынужден был прибегнуть к специальным ухищрениям, чтобы продолжить свое предсказание (Песахим 66б; Санхедрин 39б). Эпизод, где Е. проявил гнев (наказание проказой Гиезия), также получает в Талмуде дополнительное толкование. По мнению раввинов, Е. напрасно порвал отношения с Гиезием; за это он сам был наказан болезнью (Сота 46б-47а); Е. должен был следовать древнему изречению, согласно к-рому «правая рука должна отталкивать, а левая - привлекать обратно» (Мехильта Йитро 1. 58б).

В патристической экзегезе

Е. занимает важное место, хотя он и уступает в этом отношении прор. Илии.

Климент Александрийский добавляет к имеющимся в Библии сведениям о Е., что он начал пророчествовать в 40 лет, вместе с ним пророчествовал некий Абдадонай (᾿Αβδαδωναῖος) (Clem. Alex. Strom. I 21). Он включает Е. в свои хронологические расчеты, приводя данные, согласно которым «от Соломона до смерти пророка Елисея» прошло 105 лет или, по др. свидетельствам, 102 года (Ibidem).

Свт. Афанасий I Великий говорит, что Е. был удостоен двойного дара духа за то, что он, оставив все, последовал за Илией (Athanas. Alex. Ep. ad Dracont. 8). Используя эпизод исцеления Неемана (Idem. Or. contr. arian. // PG. 26. Col. 325), свт. Афанасий приводит текст, отсутствующий как в МТ, так и в тексте Септуагинты: «Елисей говорит Нееману, исцелив его от проказы: чтобы ты знал, что есть Бог в Израиле» (τῷ Ναιεμὰν λέγει ὁ ᾿Ελισσαῖος, καθαρίσας αὐτὸν ἀπὸ τῆς λέπρας̇ ῞Ινα γνῷς, ὅτι ἐστ Θεὸς ἐν ᾿Ισραήλ). Можно предположить, что здесь смешаны тексты 4 Цар 5. 8 (Е. передал царю по поводу Неемана: «...пусть он придет ко мне, и узнает, что есть пророк в Израиле») и 1 Цар 17. 46 (Давид говорит Голиафу: «...ныне предаст тебя Господь в руку мою, и я убью тебя, и сниму с тебя голову твою, и отдам [труп твой и] трупы войска Филистимского птицам небесным и зверям земным, и узнает вся земля, что есть Бог в Израиле»).

Свт. Кирилл Иерусалимский приводит посмертное чудо Е.- воскрешение мертвеца (4 Цар 13. 21) - как доказательство Воскресения Христова: «Если мертвый, прикоснувшийся к костям Елисеевым, восстал, то неужели Творец всего не мог восстать силой Отца?» (Сyr. Hieros. Catech. 4. 12). Наказание Гиезия (4 Цар 5. 20-27) сравнивается с описанным в Деяниях св. апостолов случаем с Ананией и Сапфирой (Сyr. Hieros. Catech. 16. 17; ср.: Деян 5. 1-10).

Василий , архиеп. Селевкии Исаврийской († после 468), посвятил Е. 10-е слово (Basil. Seleuc. Or. 10 // PG. 85. Col. 137-147). Он делит ветхозаветных пророков на 3 категории: 1) тех, кто проповедовали Христа словом (Исаия, Иеремия, Иезекииль) или 2) делом (Илия и Е.), и 3) тех, кто своей жизнью символически указывали на Христа (Иона), затем подробно рассматривает одно чудо Е.- воскрешение сына сонамитянки (это сочинение называется Λόγος... εἰς τὸν προφήτην ᾿Ελισαῖον, κα εἰς τὴν Σουναμῖτιν - Слово... о пророке Елисее и о сонамитянке). Кратко пересказывая библейское описание способа исцеления (Е. «лег над ребенком, и приложил свои уста к его устам, и свои глаза к его глазам, и свои ладони к его ладоням» - 4 Цар 4. 34), архиеп. Василий задает вопрос: «...образом чего был Елисей... и чего - умерший сын сонамитянки?» (Basil. Seleuc. Or. 10 // PG. 85. Col. 140) - и сразу же отвечает, что Е. является образом Христа, а умерший ребенок символизирует собой язычников, мертвых по своим грехам и потому имеющих нужду в «могучем враче» (ἰατροῦ δυνατοῦ) (Ibidem). Способ исцеления («Всего себя... приложил ко всему телу [ребенка]») он понимает в христологическом контексте - точно таким же образом Христос воспринял человеческое тело: «Когда Божество вошло в тело, оно освятило все члены» (Ibid. Col. 140-141).

Архиеп. Василий продолжает сопоставление Христа и Е., чудеса которого «были тенью пришествия к нам Христа» (Ibid. Col. 141). Значительная часть слова посвящена похожему евангельскому чуду - воскрешению Христом сына наинской вдовы: «...мы видим, как предвечный Сын единого Отца, Единородный, родившийся... бессеменно в последние времена, умершего единородного сына воскрешает Своим милосердием» (Ibid. Col. 141).

В современной западной библеистике

рассказы о прор. Илии и Е. нередко изучаются в контексте истории создания 3-й и 4-й Книг Царств. Традиц. т. зр., к-рой придерживаются мн. ученые, заключается в том, что повествования о прор. Илии и Е. были включены редактором в исторические разделы 3-й и 4-й Книг Царств (Noth. 1967. S. 79-85). Некоторые исследователи в связи с этим высказывают предположения, что не все имеющиеся в каноническом тексте Библии рассказы о Е. были составлены одновременно. Самой ранней в соответствии с этой т. зр. могла быть традиция, связывающая Е. с восстанием Ииуя (3 Цар 19. 17; 4 Цар 9-10); затем были добавлены сведения о помощи Е., оказанной им израильским царям в войнах с сирийцами; позже всего появился отрывок о помазании Е. прор. Илией (3 Цар 19) (Otto. 2003).

Лит.: Noth M. Überlieferungsgeschichtliche Studien. Tüb., 19673; Evans C. A. Luke"s Use of the Elijah/Elisha: Narratives and the Ethic of Election // JBL. 1987. Vol. 106. N 1. P. 75-83; Feldman L. H. Prophets and Prophecy in Josephus // JThSt. 1990. Vol. 41. N 2. P. 386-422; idem. Josephus" Portrait of Elisha // NT. 1994. Vol. 36. N 1. P. 1-28; Otto S. The Composition of Elija-Elisha Stories and the Deuteronomistic History // JSOT. 2003. Vol. 27. N 4. P. 487-508.

Е. В. Барский

Гимнография

Память Е. отмечается уже в иерусалимском Лекционарии VI-VII вв. (Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 2. P. 15-16); Е. назначаются следующие чтения: 4 Цар 2. 1-14; 13. 14-21; Апостол - Евр 11. 32-40; аллилуиарий из Пс 114; Евангелие - Лк 4. 25-30.

Согласно Типикону Великой ц. IX-XI вв. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 312-314), последование Е. включает прокимен из Пс 31 со стихом, Апостол - Иак 5. 7-20, аллилуиарий из Пс 69 со стихом, Евангелие - Лк 4. 22b-30, причастен из Пс 32.

В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., представляющем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, память Е. отсутствует, но отмечается в рукописных слав. Минеях студийской традиции (напр., ГИМ. Син. № 167, XII в.; см.: Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 67); последование Е. состоит из канона, 6 стихир и 2 седальнов. Последование Е., согласно указаниям Евергетидского Типикона 2-й пол. XI в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 461), состоит из канона авторства Иоанна Монаха плагального 1-го (т. е. 5-го) гласа, цикла стихир и седальна. В Мессинском Типиконе 1131 г. (Arranz. Typicon. S. 158-159) 14 июня приводится порядок соединения последований Е., свт. Мефодия К-польского и Октоиха; на утрене поется «Бог Господь», указаны посвященные Е. отпустительный тропарь 4-го гласа ῾Ο ἔνσαρκος ἄγγελος̇ (), канон, цикл стихир-подобнов, 2 самогласна, седален; на литургии: прокимен из Пс 109 со стихом, Апостол - Иак 5. 10[-20], аллилуиарий из Пс 98, Евангелие - Лк 4. 22b - 30, причастен из Пс 111.

В различных редакциях Иерусалимского устава , с ранних рукописных памятников (напр., Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв.; см.: Lossky. Typicon. P. 218-219) и вплоть до совр. печатных изданий богослужебных книг, память Е. празднуется 14 июня; состав последования Е. и устав службы в этот день в целом совпадают с приведенными в Мессинском Типиконе.

Последование Е., содержащееся в совр. богослужебных книгах, включает отпустительный тропарь 4-го гласа ῾Ο ἔνσαρκος ῎Αγγελος̇ () (в рус. Минее (Минея (МП). Июнь. Ч. 1. С. 499) помещен также иной тропарь Е. 4-го гласа - ); кондаки: плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа Διπλῆν τὴν χάριν̇ (Двойную благодать) - в греч. Минее, 2-го гласа - в рус. Минее; каноны: в греч. Минее включен канон авторства Иоанна Монаха плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, с акростихом Χαῖρε Προφῆτα τοῦ Θεοῦ πανόλβιε (Радуйся, пророк Божий счастливый), ирмос: ῎[ σωμεν τῷ Κυρίῳ̇ (), нач.: Χαίροις ὦ ᾿Ελισαῖε (Радуйся, Елисей); в рус. Минее находится др. канон (греч. оригинал известен по рукописям; см.: AHG. T. 10. P. 63-72), также авторства Иоанна Монаха, плагального 1-го (т. е. 5-го) гласа (вероятно, этот канон упом. уже в Евергетидском Типиконе), с акростихом ῎[ δω γεγηθὼς τὴν ᾿Ελισσαίου χάριν (), ирмос: Τῷ σωτῆρι θεῷ̇ (), нач.: ᾿Απαρχὴ ἐν θεῷ (); цикл стихир-подобнов; 2 самогласна; седален; светилен (разные в греч. и рус. Минее).

В рус. издании Минеи на случай особо торжественного празднования памяти Е. помещен устав бденной службы пророку (Минея (МП). Июнь. Ч. 1. С. 509-517).

По рукописям известен кондак Е., не вошедший в совр. богослужебные книги: ῞Ωριμος ὥσπερ βότρυς̇ (Спелый, как виноград) (Амфилохий. Кондакарий. С. 186).

Е. Е. Макаров

Иконография

В основе иконографии Е.- библейское повествование о нем (4 Цар 2. 1-25; 4. 1-41; 6. 1-33; 7. 1-20; 8. 7-14; 13. 14-20). В христ. искусстве сохранилось много примеров изображения Е. единолично и в сюжетных композициях, гл. обр. связанных с прор. Илией («Вознесение прор. Илии» или «Огненное восхождение прор. Илии»). В греч. «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота Е. описывается как «молодой, плешивый, с закрученной бородой» (Ч. 2. § 132. № 5). В рус. иконописных подлинниках описание облика Е. подробнее. В Софийском списке подлинника новгородской редакции XVI в.: «…надсед, аки Моисей Боговидец, риза багор, испод лазорь, рука правая молебна, в левой свиток, в свитце глаголет: «Рече Иелисей: кого ищете, идете» (во след мене)» (Софийский список. С. 32). В сводном иконописном подлиннике (XVIII в.), изданном С. Т. Большаковым, текст тот же, что и в Софийском подлиннике (Большаков. 1903. С. 14). Е., имеющего сходные черты с ап. Павлом, легко узнать по выпуклому лбу, почти лысой голове, аккуратно завитой бороде, часто раздваивающейся на конце. В рус. варианте борода Е. укорачивается, не разделяясь на пряди. Цвет хитона может быть разных оттенков синего (напр., светло-голубой на иконе «Огненное восхождение прор. Илии», кон. XIII - 1-я четв. XIV в. (Ростов (?), собрание В. А. Логвиненко), или на иконе того же сюжета (дата? ПИАМ), реже - светло-охряного цвета (икона «Прор. Илия в пустыне, с житием», сер. XVI в., ГВСМЗ). В сюжете «Вознесение прор. Илии» Е. изображается, как правило, принимающим милоть из рук прор. Илии, наиболее ранний пример этой композиции - клеймо деревянных резных врат в ц. Санта-Сабина в Риме (ок. 430). В этом сюжете образ Е. представлен также на фресках пещерного храма Айвалы-килисе в Гёреме (Каппадокия; между 913 и 920); на миниатюрах из Хлудовской Псалтири (ГИМ. 129д. Л. 41 об., сер. IX в.) и из Христианской топографии Коcмы Индикоплова (Vat. gr. 699, IX в., или Sinait. gr. 1186. Fol. 107r, нач. XI в.).

Образ Е. нередко включен в пророческий ряд рус. высокого иконостаса. Один из ранних примеров - икона «Пророки Елисей, Захария, Иоиль» из иконостаса Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря (ок. 1497, ГРМ), цвет гиматия Е. темно-коричневый с синими лессировками и разделками. В «Церкви походной» (1-я пол. XVI в., ГТГ) в ряду пророков Е. стоит вслед за царем и прор. Соломоном. Образ Е. представлен в пророческом ряду иконостасов: из ц. Преображения в с. Б. Вязёмы (90-е гг. XVII в., ГТГ), из придела Успенского собора Большого Тихвинского мон-ря (XVII в., ГРМ), а также из кремлевских церквей и соборов XVII в.: в главном иконостасе Успенского собора (1653) и иконостасе его придела Похвалы Богоматери (1698-1699), в иконостасах Архангельского собора (1680-1681), ц. Распятия Большого Кремлевского дворца (1681-1682, мастер Василий Познанский). Как и в росписи церквей, фигуры пророков Илии и Е. встречаются на одной доске пророческого ряда иконостаса (икона из иконостаса неизв. происхождения, посл. треть XVI в., Ярославль, ЯИАМЗ).

Свиток Е. во фресковых и в мозаичных циклах всегда раскрыт (варианты текста: 4 Цар 2. 2; 2. 4; 2. 6; 2. 12). Текст «Отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его!» (4 Цар 2. 12) - возглас Е. при вознесении прор. Илии - встречается в монументальной живописи очень редко, его наличие, напр., в церкви мон-ря Нова-Павлица, по мнению Л. Попович, «объясняется спецификой памятника, нигде более не повторяющейся». В ц. св. Апостолов в Фессалонике на свитке Е. текст из Иез 7. 10. На иконах тексты разнообразнее, чем в монументальных циклах, но также взяты из 4 Цар, напр. на свитке Е. на иконе посл. трети XVI в. (ЯИАМЗ) пространный текст надписи заимствован из 4 Цар 4. 38-41.

На иконах Божией Матери с образами пророков на полях Е. встречается редко. Один из примеров - икона из иконостаса ц. Благовещения мон-ря Св. Троицы в Овчаре, Сербия, «Богородица с Христом, ангелами и пророками» (мастер Митрофан, 1635), где Е. изображен внизу левого поля. Интересна икона 2-й пол. XV в. из мон-ря вмц. Екатерины на Синае «Великий Деисус и святые», на к-рой, по мнению Д. Мурики, скопирована схема минейной иконы и представлен идеально отобранный круг святых, с т. зр. синайского монаха-вкладчика. Е. изображен рядом с прор. Илией в ряду с Моисеем, Аароном и Исаией. Его хитон украшен клавом, правая рука указывает на небо.

На Руси сюжет «Огненное восхождение прор. Илии» известен с кон. XIII в. (икона из собрания В. А. Логвиненко), но особенно популярным он стал в XV-XVI вв. Е. изображен протянувшим руки к прор. Илии, уносящемуся на огненной колеснице на небо (напр., икона кон. XV в., ГРМ). Передача милоти имеет много вариантов изображения: Е. протягивает руки к колеснице, хватается за колесницу, ловит сброшенную прор. Илией милоть, держит милоть вместе с прор. Илией и т. д. Образ Е. включают и другие иконы прор. Илии: напр., клеймо иконы мастера Якова Спиридонова «Прор. Илия, с деяниями» (1679, ЯИАМЗ) или 2 иконы, приписываемые мастеру Федору Евтихиеву Зубову, из ц. прор. Илии в Ярославле: «Прор. Илия в пустыне» (1660) и «Прор. Илия, с деяниями» (1672).

Сцены из Жития Е. встречаются редко. По мнению Е. Я. Осташенко, в позднем средневековье они истолковывались прообразовательно: напр., очищение источника у Иерихона (4 Цар 2. 19-21) и омовение Неемана в Иордане (4 Цар 2. 9-14) - как Крещение, «о чем свидетельствует рекомендация этих сцен для украшения баптистерия» (Осташенко. 2003. С. 25). Подобный житийный цикл Е., сохранившийся в ц. прор. Илии в Ярославле (1680-1681), включает: встречу пасущего волов Е. с прор. Илией, помазание Е. прор. Илией, переход Е. через Иордан с прор. Илией и в одиночку, вознесение прор. Илии, врачевание воды, проклятие детей, насмехавшихся над Е., благословение елея вдовицы, воскрешение сына сонамитянки, а также истории с Нееманом и Гиезием.

Лит.: Софийский список подлинника новгородской ред. XVI в. // СбОДИ на 1873 г.; Подлинник иконописный / Изд. С. Т. Большакова под ред. А. И. Успенского. М., 1903; Ерминия ДФ. С. 82; Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Вел. Новгорода: XV в. М., 1982. С. 275-276; Брюсова В. Г. Фрески Ярославля XVII - нач. XVIII в. М., 1983. С. 73-81; Худож. наследие сербов: (Из монастырских сокровищниц, частных и музейных собр.): Кат. выст. Белград, 1984. Ил. 39; Popovich L. D. Compositional and Theological Concepts in Four Prophet Cicles in Churches Selected from the Period of King Milutin (1282-1321) // Cyrillomethodianum. Thessal., 1984/1985. Т. 8/9. P. 286-294; eadem. Hitherto Unidentified Prophets from Nova Pavlica // Ibid. P. 30, 33, 35, 36; Mouriki D. Icons from the 12th to the 15th Cent. // Sinai: Treasures of the Monastery of St. Catherine / Ed. K. A. Manafis. Athens, 1990. P. 123-124. Il. p. 203; Осташенко Е. Я. Главный иконостас Успенского собора Моск. Кремля // ГММК: Мат-лы и исслед. М., 2003. Вып. 16: Худож. памятники Моск. Кремля; Шалина И. А. Икона «Огненное восхождение пророка Ильи» // «И по плодам узнается древо»: Рус. искусство XV-XVI вв. из собр. В. Бондаренко. М., 2003. С. 167-170; Смирнова Э. С. Иконы Сев.-вост. Руси: Сер. XIII - сер. XIV в. М., 2004. С. 243-248.

И. А. Журавлёва

Жизнеописание пророка Елисея
Пророк Елисей является одним из наиболее почитаемых ветхозаветных пророков, имя которого известно не только в христианском, но и в мусульманском мире. Сведения о жизни пророка встречаются в Третьей и Четвертой Книгах Царств. Согласно ветхозаветной истории, он родился в семье зажиточного землевладельца из колена Рувимова, недалеко от реки Иордан. Он был учеником и помощником пророка Илии и свидетелем его вознесения на небо, после чего Елисей продолжил свое пророческое служение. Имея ревностное желание подражать своему великому учителю, Елисей просил даровать ему большую пророческую силу, и когда пророк Илия был вознесен на небо в колеснице, то бросил ученику свою верхнюю одежду, милоть, передавая ему таким образом символически пророческий дар. Елисей взял милоть и, когда подошел к Иордану, то ударил ей по воде: она разошлась в разные стороны, чтобы святой мог пройти по дну реки. Видя это, народ и другие пророки признали его как последователя пророка Илии, поверив, что его дух почил на Елисее.
Пророческое служение святого Елисея длилось более 65 лет, при шести израильских царях (начиная от Ахаза до Иоаса). Книги Ветхого Завета много рассказывают о том, что он бесстрашно обличал не только народ, но и царей за их нечестие и склонность к идолопоклонству, благодаря чему Израильское царство за время его пророческого служения избавилось от поклонения Ваалу, одному из наиболее известных языческих божеств. Однако пророк Елисей также неоднократно помогал израильским царям и их союзникам, предсказывая действия их врага, ассирийского правителя, и давая возможность подготовиться к битве.
Елисей служил не только своим пророческим даром среди израильского народа, но и занимался проповедью среди язычников. Так, например, он совершил чудо исцеления от проказы военачальника Неемана в Сирии, велев ему совершить омовение в Иордане, что послужило также прообразом спасения язычников через принятие Крещения.

Чудеса святого пророка Елисея
Пророчества святого Елисея сопровождались часто совершением чудес, которые также служили прообразом для событий новозаветной истории. Наиболее известными чудесами является очищение воды с помощью соли в одном из Иерихонских источников, помощь бедной вдове, которой пророк увеличил запас масла, чтобы она могла расплатиться с долгами. Он также накормил более ста человек, умножив число двадцати ячменных хлебов. Одним из наиболее удивительных чудес является воскрешение ребенка одной благочестивой женщины, которое пророк совершил, приложив свои уста к устам младенца и вдохнув в него жизнь. Некоторые толкователи Ветхого Завета видят в этом пророчество того, что Господь, воплотившись, вдохнул в умерщвленного грехом человека дух вечной жизни. Прообразом животворящего Креста, возводящего падшую человеческую природу, стал в пророчествах Елисея следующий случай. Сын одного из пророков уронил топор в реку Иордан, и пророк взял кусок дерева и, помолившись, бросил его в воду, после чего топор всплыл.

Кончина пророка Елисея и его почитание
Святой пророк Елисей прожил долгую жизнь и умер, когда ему было около ста лет. Однако и после смерти от его мощей продолжали совершаться чудесные явления. Так, в его могилу было брошено во время нападения моавитян тело умершего человека, и когда он прикоснулся к мощам пророка, то воскрес. Почитание пророка продолжалось и после его смерти, и его могилу посещали многие евреи, однако во время правления Юлиана Отступника в IV веке место захоронения великого святого было осквернено, но частицы мощей удалось сберечь, и они были позже перенесены в Царьград.

Иконы пророка Елисея
Существуют различные иконописные изображения пророка Елисея. Наиболее известны поясные иконы, на которых святой держит в руках свиток с одним из своих пророчеств. Пророка Елисея также пишут на иконах, изображающих вознесение пророка Илии на огненной колеснице. Икону святого пророка размещают в храме в так называемом пророческом, четвертом, ряду иконостаса. В этом ряду находятся иконы ветхозаветных пророков, начиная от Моисея, каждый из которых держит свиток со своим пророчеством о грядущем Спасителе.

Тропарь, глас 4:
Во плоти Ангел,/ пророков основание,/ вторый Предтеча пришествия Христова, Илия славный,/ свыше пославый Елисееви благодать/ недуги отгоняти/ и прокаженныя очищати,// темже и почитающим его точит исцеления.

Ин Тропарь, глас 4:
Иже во плоти Ангел/ и пророков начальнику свидетельствова, славный Елисее,/ дивны чудеса соделал еси, пророче,/ поспешеством Святаго Духа;/ силою Илииною исцелив водное естество,/ звери же погуби пожирающия,/ и Неемана очисти,/ и вдовича сына воскресил еси,/ и всем чтущим тя даруй благодать и исцеление.

Кондак, глас 2:
Пророк Божий явился еси,/ сугубую благодать прием,/ воистинну достойную тебе, Елиссее блаженне:/ Илии бо был еси совсельник,// с нимже Христу Богу молися непрестанно о всех нас.

Величание:
Величаем тя Пророрче Божий Елисее: и чтим святую память твою: ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

Верующих защищает и духовное воинство

Тема нашей беседы - история пророка Елисея и конец Израильского царства. Начнем с того, как пророк Елисей стал пророком - это произошло во многом при загадочных обстоятельствах. Думаю, здесь не надо пытаться демонстрировать, будто никакой загадки нет, как это делают протестантские толкователи Библии, - все рационализировать, упростить и объяснить, так сказать, просто человеческими вещами. Во-первых, само призвание Елисея очень интересно и во многом похоже на призвание апостолов. Елисей - из богатой семьи, он пахал землю, у него было 12 упряжек волов (это очень много). Он сам был за 12-й, когда проходил мимо Илия, который накрыл его своей милотью, и Елисей оставил все и пошел за Илией. Прошел некоторое расстояние и попросил у Илии разрешение вернуться к родителям, чтобы проститься с ними. Вернулся, принес мирную жертву - зарубил волов, устроил большой пир, угостил всех односельчан и всех, кто был поблизости, и ушел навсегда с Илией.

Когда Илия уже знает, что его пребывание на земле заканчивается, он хочет удалиться за Иордан в пустыню, оставить земной мир. Он обращается к ученикам, а их у него много, - пророческая школа, так сказать, - и просит их оставить его. И все оставляют, понимая, что человек уходит, чтобы последние свои дни провести только с Богом. А Елисей говорит: «Нет, не оставлю тебя, я пойду с тобой до самого конца», и идет. Они переходят через Иордан, удаляются в пустыню, и когда наступает последнее мгновение, Илия спрашивает Елисея: «Проси, что ты хочешь, потому что еще немного, и меня не будет здесь». Елисей просит о благодати, которая была дана Илие. Илия знает, что давать благодать или не давать - это не в силах человеческих, и не может этого обещать (не как мы - в бытовой ситуации мы часто обещаем то, чего дать не можем; как все время приходится смущаться от здравиц и поздравлений: «желаю здоровья, счастья, радости», - как будто от наших пожеланий, добрых намерений действительно что-то меняется в мире. Мы должны молиться, именно молиться, а не просто молчаливо кивать, соглашаясь с молитвами или прошениями, которые мы слышим, - мы должны высказывать Богу эти прошения. Это, как минимум, поддерживает в нас веру, что Источник всякого блага - Бог, а не просто все само собой все получается. Если мы человеку здоровья желаем, - должно молиться о его здоровье, если желаем ему блага, - молиться, чтобы у него было благо, а не просто желать).

Так вот, Илия понимает, что не он дает благодать, тем более такую меру, чтобы благодати было больше, чем у него самого. Как он может это дать? И он говорит Елисею, так сказать, прикровенно: «Если увидишь, как я буду взят от тебя, то получишь просимое. Если не увидишь, как я буду взят, то ничего не получишь».

Почему он так говорит? Он понимает, что Бог может дать, а может не дать, и он этими словами свидетельствует: если Бог откроет тебе и покажет тебе удивительное событие, связанное с моим отходом от этой земной жизни, откроет тебе тайны, то, это и будет означать, что тебе дана благодать, - видеть тайны может только человек, получивший благодать, без нее видеть тайны духовного мира, свершаемые Богом, нельзя. То есть просто отдает просьбу Елисея на Суд Божий. И в этот момент Илия исчезает, и последнее, что кричит Елисей: колесница Израиля и конница Его. По Преданию, он видит, и эти слова означают, что Илия уносится на какой-то огненной колеснице. Так ли это или нет, мы с очевидностью сказать не можем, мы вообще ничего не можем сказать об этом - и не должны ничего знать и говорить. Если бы нужно было, Бог открыл бы это нам более конкретно, описав подробно, как это было.

Смысл ухода Илии в другом. Людям важно знать, что он не умер - по Преданию Церкви, по мнению святых отцов, служение пророка Илии продолжится в последние дни мира. Нам неведомо, как он взят отсюда - нам важно знать, что он не умер, важно знать, что Бог услышал прошение Елисея, и дал ему просимое.

Без благодати видеть тайны, свершаемые Богом, нельзя

Елисей увидел под колесницами и конницей ангельское воинство, охраняющее Израиль (мы еще поговорим про это огненное полчище, которое всегда охраняло Израиль от всех врагов) - увидеть это явление можно когда очей духовных касается благодать. То есть он получил уже дар, а кроме того, на него сверху падает еще и милоть - козья шкура, которую всегда носил на себе Илия. Через падение милоти он получает благословение, именно преемственность благодати на нем почивает через эту милоть. Он идет дальше и ударяет этой милотью по воде, и воды Иордана расступаются, он посуху переходит Иордан, как Илия, и так понимает, что Бог его услышал, и он теперь пророк вместо Илии, получил великую благодать от Бога.

Это все, что можем сказать об этой истории. Что на самом деле произошло, как? Какие кони, какая колесница? Это образы и символы, которые скрыты до последних дней существования мира, до дней Страшного Суда, когда все тайное станет явным. Пока мы не можем знать, так как, повторюсь, если бы Бог хотел нам сказать об этом яснее, - Он бы сказал. Это тайна, как человек мановением Божиим может сохраняться живым на протяженное время, чтобы явить волю Божию, исполнить замыслы Божии о людях. Всего этого понять мы не в состоянии.

Что касается самого Елисея, подробно о его жизни рассказывать мы не будем, всего охватить невозможно. А вот о двух обстоятельствах его духовной судьбы и его влиянии на Израильское царство необходимо сказать.

Итак, идет очередная война с Сирией - Израильское царство постоянно воевало с Сирией. Но любое действие, которое бы ни начинал Сирийский царь, предупреждается царем Израильским - такое ощущение, что кто-то доносит ему обо всех намерениях Сирийского царя. Царь Сирийский, разумеется, заподозрил, что есть какой-то перебежчик, и начал следствие. А ему говорят, что просто "в Израильском царстве есть пророк, именем Елисей, который все знает и видит о всех твоих намерениях и пересказывает их царю Израильскому". И вместо того чтобы удивиться, испугаться и возблагоговеть перед таким пророком, царь Сирийский посылает войско уничтожить Елисея. Попросту - убить: он находится в каком-то небольшом городе, а не в столице Израильского царства. Елисей фактически никак не защищен, с ним несколько его учеников. Один из учеников, проснувшись рано утром, видит: огромное сирийское войско обступило и угрожает взять тот небольшой городок, где находится Елисей. Он испугался, будит Елисея и говорит: "смотри, что творится, нам пришла верная смерть". Елисей ему отвечает: "Тех, кто с нами, больше тех, кто с ними", а потом помолился, чтобы Господь открыл очи ученика. И ученик увидел необъятное огненное полчище всадников, колесниц, которые стояли вокруг города. Мы понимаем, что речь идет об ангелах, хотя это и не сказано. Дальше все для сирийцев закончилось плачевно - по молитве Елисея они все вдруг ослепли, и сам Елисей, как поводырь, привел их в столицу Израильского царства. Правда, умерщвлять он их не разрешил, потому что не силой своего меча пленили их; потом отпустил их с миром, чтобы они никогда на израильскую землю не приходили.

Не бойся, потому что тех, которые с нами, больше, нежели тех, которые с ними. Здесь впервые выступает на поверхность связь исторических событий и духовных реальностей, духовных тайн. В истории это проявится, во всяком случае, в нашей истории, мы можем говорить со всей очевидностью, не раз. Например, когда Александр Невский стремится разбить шведов в устье Ижоры (она впадает в Неву), один из его воинов видит, как стремятся на помощь Александру Невскому святые Борис и Глеб. Еще более интересное явление описывается в истории о походе Тамерлана на Русь, когда по какой-то неизвестной причине, абсолютно исторически не оправданно, Тимур вдруг от пределов Руси поворачивает и уходит совсем в другую сторону - в Византию, где находит свою гибель. Как говорят свидетельства, он увидел во сне такое же необъятное огненное полчище и, убоявшись, ушел в другую землю. То есть на самом деле, когда дело касается таких бранных вещей, надо верить, - есть четкие свидетельства Библии, что всегда верующих людей защищает и духовное ополчение, духовное воинство.

В этой истории обращает на себя внимание еще и то, что это, очевидное для самого Елисея, заступничество сил Небесных, для учеников было незримо и совершенно никак не ощутимо - пока Елисей не помолился конкретно об ученике, тот ничего не увидел.

Оставляя Бога, человек перестает быть человеком

Естественными очами духовные явления не зримы. Только тот может увидеть духовные реальности, духовные видения, свидетельства присутствия святых, кто озарен присутствием Святого Духа.

Как Андрей, Христа ради юродивый, видит, как Божия Матерь покрыла Покровом молящихся, а все предстоящие в церкви ничего не видят; он помолился о своем ученике - и ученик увидел.

Если кто-то видит Духа Святого в виде голубя, Который сходит на престол, или еще какие-то откровения во время службы, он видит это только потому, что в этот момент ему явлена для чего-то особенная милость Божия.

Или житие Серафима Саровского… Когда они беседуют с Мотовиловым о духовной жизни, Мотовилов видит преподобного как бы в лучах солнца сияющим, и батюшка говорит ему: ты видишь это только потому, что тот Дух, Который во мне, он же и в тебе. Видеть святого как святого, видеть явление Божие, чудеса Божии, знамение Божие, видеть присутствие святых может человек не иначе как получив Божественный дар - благодать Святого Духа.

Второй эпизод - из духовной биографии пророка Елисея. По какой-то (Библия не объясняет, по какой) причине в Самарии - так называлась тогда столица Израильского царства - начался лютый голод. И, судя по реакции царя на самые душераздирающие последствия этого голода, это было как-то связано с именем Елисея. Во всяком случае, царь подозревал, что не иначе как по молитвам Елисея Самарию поразил голод, как в свое время поразила засуха по молитвам Илии. Голод действительно был страшный - однажды, бродя по стенам (Самария в осаде, со всех сторон окружена сирийскими войсками), царь видит, как спорят две женщины. Он попытался вникнуть в суть их спора и ужаснулся, потому что они спорили, чьего ребенка сегодня они должны сварить, чтобы съесть. Такой вот голод.

Это поражает, но ведь поражает на самом деле другое - ужасает бессердечие этих женщин! Ведь по идее, нормальная женщина скорее себя даст съесть своему младенцу, чем будет питаться плотью своего сына. Должна поражать черствость этих женщин, а не то, что голод такой, что они вынуждены питаться своими детьми: насколько же они очерствели, что спорят о таких вещах! Это ведь на уровне инстинкта - даже животные заботятся о своем потомстве, но у людей этого нет.

Голод, поразивший Самарию, не случайное обстоятельство и не чей-то каприз. Это орудие наказания Господня, которое обличает жителей Самарии за уровень их нравственного разложения. Они обесчеловечились - хождение вослед иным богам, отклонение от заповедей Божиих довело их до совершенного отупения. Для того и был попущен голод, чтобы люди это увидели и ужаснулись собственному безобразию - и, ужаснувшись, взыскали Того, Кто дает им возможность жить по образу Божию, по образу человеческому.

Оставляя Бога, человек перестает быть человеком. Об этом в свое время пророчески написал Достоевский. В его романе «Бесы» капитан говорит: «Если нет Бога, какой же я теперь капитан?!»… А до какого ужаса дошли люди в годы гражданской войны, до какой бесчеловечности, когда забыли свое не только земное происхождение, забывая Бога сотворившего их, забывая задачи, которые ставил перед ними сотворивший их Бог.

Мы и сейчас это наблюдаем на примере разлившейся на Западе безнравственности, когда люди перестают чтить Бога, - до какого скотства они доходят. То есть на самом деле вопрос богопочитания даже не в том, что должен или не должен давать человек Богу. Нет, это вопрос человеческой безопасности. Человек, забывающий Бога, перестает быть человеком.