Преподобный Савва Крыпецкий, Псковский (1495 г.). Житие преподобного Саввы Крыпецкого (литературное переложение на современный русский язык)

Савва Крыпецкий, преподобный

Преподобный отец наш Савва родился не в Русской земле. Некоторые полагают, что пришел он из Сербской земли в богохранимый град Псков, другие же - что от горы Афонской. Сперва он поселился на Снетной горе в Богородичной обители, близ Пскова, затем перешел в более уединенное место на речку Толву, в обитель преподобного Евфросина (память 15/28 мая). Преподобный Евфросин принял его, поручив исполнять обязанности монастырского слуги. Инок Савва исполнял эти обязанности ревностно и со смирением. Спустя немного времени возгорелось в Савве пламенное желание послужить Единому Богу в безмолвии пустынном и, испросив благословения у великого Евфросина, он ушел в Крыпецкую пустынь, за 15 верст от Толвы, и поселился один при небольшом озере в непроходимом лесу. Пищей отшельника были хлеб и вода, а в среду и пятницу он ничего не вкушал. В отшельнической жизни он много претерпел от нечистых духов, но всегда побеждал их молитвой. Утвердившись на пустынном холме, преподобный соорудил небольшую церковь во имя св. евангелиста Иоанна Богослова, ибо начали уже стекаться к нему из Пскова и окрестных мест ученики, привлекаемые молвою о его святой жизни. Имя блаженного Саввы было у всех на устах: одни восхваляли его высокое смирение, нестяжательный нрав и трудолюбный подвиг, других же привлекала к нему сладость его учения, и так собрались к нему на сожительство иноки.

Всех с любовью принимал преподобный Савва. Князья, посадники, бояре и благочестивые люди города Пскова стали приходить к нему за духовным советом, и всех отпускал он с назиданием, поучая их воздерживаться от лености и неправды, от зависти и клеветы и пребывать в чистоте телесной, по слову апостола, что всякий грех есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела (1 Кор. 6, 18), потому все нечисто живущие, если не покаются, осуждены будут на вечные муки. Наипаче заповедовал иметь всем любовь и братолюбие искреннее между собою, ибо, по выражению апостольскому, любовь милосердствует, не завидует, не превозносится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все любит, всему верит, всего надеется, все терпит, любовь никогда не перестает (1 Кор. 13, 4–8).

Богатых он поучал милостыне, напоминая им сказанное в Писании, что дом милостивых не оскудеет; судьям внушал праведный суд, чтобы не обижали братию, ибо они имеют Судию на небесах и той же мерой возмерится им. Таким образом устроил он спасение многих душ, и некоторые из приходивших к нему не хотели более возвращаться в мир. Посадники же и бояре начали давать имущества для сооружения обители, но игуменом преподобный отказался быть и поручил управление иноку Кассиану.

В обители с самого начала было введено строгое общежитие. И тогда, когда собралось довольно братии и средств, в келлии самого преподобного не было ничего, кроме двух икон, мантии и рогожки, на которую он ложился отдыхать. Той же нищете он обучал братию. Преподобный заповедал им возделывать землю своими руками. Он говорил: «К чему называем мы древних подвижников своими отцами, когда не живем их жизнью, как следует детям. Они, бездомные, нищии, проводили время в вертепах, в пустынях и для Господа со всей твердостью покоряли свою плоть духу, не знали покоя ни днем, ни ночью. Возлюбленные дети благого Господа, не звуками только и одеждою будем показывать любовь нашу к Нему, а делами: любовью друг ко другу, слезами, постом, всяким воздержанием, как совершали это древние отцы».

К строгому старцу приходили многие из Пскова, которых он исцелял и увещевал, но ни от кого не принимал даров. Однажды псковский князь Ярослав Васильевич Оболенский, который часто посещал обитель, приехал к святому вместе с больной супругой. Преподобный Савва послал сказать ему: «Старец, грешный Савва, говорит тебе, князь, не вступай в обитель с княгиней; у нас здесь такое правило - жены не должны входить в обитель; если преступишь отеческую заповедь, княгиня твоя не получит исцеления». Князь просил прощения, что по незнанию хотел нарушить устав. Преподобный Савва вместе с братией вышел за ворота и отслужил молебен. Княгиня исцелела. И благодарный князь построил через мхи и болота к обители мост длиной в 1400 сажен и по его ходатайству в 1487 году Псков получил грамоту на землю для обители.

Преподобный Савва прожил много лет и в 1495 году, 28 августа, отошел ко Господу. Но и после своей кончины преподобный Савва не оставил обители, а много раз оказывал защиту. Однажды ночью к монастырю подошли разбойники, но они увидели благолепного старца с жезлом в руке, который грозно велел им покаяться. Наутро узнали, что в монастыре такого старца не было, и поняли, что это явился им преподобный Савва. Предводитель разбойников покаялся игумену и остался жить в монастыре.

Преподобный Савва был высок ростом, с бородой седой, как снег, круглой, густой и не очень долгой. В таком виде он явился в середине XVI века иноку Исаии, указав, где находятся его нетленные мощи. Тогда же, в 1555 году, по просьбе крыпецкой братии псковский священник Василий написал житие преподобного Саввы и ему было установлено празднование.

Из книги Толковый Типикон. Часть I автора Скабалланович Михаил

Преподобный Савва Освященный Прп. Савва († 532 г.) - представитель того нового типа подвижничества и иночества, который деятельную жизнь предпочитал созерцательной («деяние обрел в видения восход», по выражению церковной песни): распространение сети монастырей и

Из книги Русские святые автора Автор неизвестен

Савва Вишерский, преподобный Преподобный Савва Вишерский родился в городе Кашине Тверского княжества. Его отец Иван Васильевич Борозда происходил из благородного и славного рода, отличавшегося в боях воинскими доблестями. Еще в самых юных летах Савва отличался

Из книги Русские святые. Декабрь-Февраль автора Автор неизвестен

Савва Сторожевский, Звенигоровский чудотворец, преподобный Прп. Савва Звенигородский был одним из учеников прп. Сергия, Радонежского чудотворца. От юности возлюбив чистое и целомудренное житие и отвергши суетные прелести мира, Савва пришел в пустыню к прп. Сергию и

Из книги Русские святые. Июнь–Август автора Автор неизвестен

Савва Стромынский, преподобный Преподобный Савва Стромынский, ученик преподобного Сергия Радонежского, вместе с преподобным Леонтием основал Стромынский монастырь. С 1381 по 1392 гг. был игуменом основанной обители. Преподобный Савва преставился в 1392 году и погребен в

Из книги Русские святые. Март-Май автора Автор неизвестен

Савва, архиепископ Сурожский Святитель Савва, архиепископ Сурожский (ныне город Судак) жил в Крыму (ранее XII века). Известие о нем сохранилось в записи на полях греческой Минеи XII века. В пяти верстах от бывшего города Сурожа существует гора, называемая Ай-Савва (святой

Из книги Русские святые автора (Карцова), монахиня Таисия

Преподобный Савва Печерский Память его празднуется 24 апр. в день тезоименитства со св. мучеником Саввой Стратилатом, 28 сент. вместе с Собором прпп. отиев Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцев

Из книги Самые знаменитые святые и чудотворцы России автора Карпов Алексей Юрьевич

Преподобный Савва Сторожевский, или Звенигородский (+ 1407) Память его празднуется 3 дек. в день преставления, 19 янв. в день обретения мощей и 6 июля вместе с собором Радонежских святыхПрп. Савва родился в 1327 г. Он пришел к прп. Сергию двадцатилетним юношей и был одним из

Из книги Помоги, Господи, не унывать автора (Гудков) Игумен Митрофан

Преподобный Савва, Вишерский столпник, Новгородский чудотворец (+ 1460) Память его празднуется 1 окт. в день преставления,и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых, в 1-ю Неделю после праздника свв. апостолов Петра и Павла (29 июня) вместе с Собором

Из книги Почитание святых автора Михалицын Павел Евгеньевич

САВВА СТОРОЖЕВСКИЙ (ум. 1407)Преподобный Савва, Звенигородский чудотворец, был учеником святого Сергия Радонежского. О рождении и юношеских годах его сведений не сохранилось. Житие святого было составлено иноком Маркеллом (будущим игуменом Новгородского Хутынского

Из книги СЛОВАРЬ ИСТОРИЧЕСКИЙ О СВЯТЫХ,ПРОСЛАВЛЕННЫХ В РОССИЙСКОЙ ЦЕРКВИ автора Коллектив авторов

Преподобный Савва Дорофей. Не оправдывайте самих себя …Сам Господь научает нас, как посредством святых заповедей очищаться и от самых страстей, чтобы чрез них не впасть опять в те же грехи. Наконец, показывает нам и причину, от которой приходит человек в небрежение и

Из книги автора

Преподобный Савва Освященный Преподобный Савва Освященный родился в V в. в Каппадокии в благочестивой христианской семье Иоанна и Софии. Его отец был военачальником. Уехав по делам службы в Александрию, он взял с собой жену, а пятилетнего сына оставил на попечение

Из книги автора

САВВА, преподобный Звенигородский постриженик и ученик св. Сергия Радонежского. Он монашествовал сперва в обители св. Троицы, где даже был, но не долго, игуменом. Удалясь оттуда в пустыню, лежащую на Москве реке, устроил там келью, и отшельником проводил жизнь в посте и

Из книги автора

САВВА, преподобный Крыпецкий Псковский чудотворец; кто был родом, неизвестно; прибыл в Россию около половины XV века, как полагают, из Сербии или с Афонской горы, и поселился близ города Пскова, в монастыре Пресв. Богородицы, что на Снятной горе, и был там несколько времени в

Из книги автора

САВВА, преподобный Вишерский уроженец Кашинский, происходил от рода дворян Бороздиных. С юных лет приняв иноческий сан, он отошел в пустыню на реку Вишеру, в семи верстах от Новгорода, и там, по благословению архиепископа Новгородского Симеона, построил (1418 г.) деревянную

Из книги автора

САВВА, преподобный, игумен Андрониева Спасова монастыря (см.

Из книги автора

САВВА, преподобный Печерский мощи его почивают открыто в пещерах Антониевых; когда преставился, неизвестно. Житие Саввы в Патерике не описано; память его совершается в Киевопечерской лавре 24 апреля (277) Пат. Печ. Опис. Киев.

В изложении святителя Димитрия Ростовского

Преподобный отец наш Савва родился, получил воспитание и принял иночество в чужих странах. Неизвестно, из какой он был страны 1 , известно только, что родился он не в русской земле, а, как иностранец, пришел в город Псков, в монастырь Пресвятой Богородицы, называемый Снятогорским 2 . Принятый игуменом, он доблестно подвизался в иноческих подвигах и за свою добродетельную жизнь заслужил у всех похвалу и славу. Но не желая славы от людей, он перешел на реку Толву в монастырь великого Евфросина 3 . Преподобный Евфросин принял его и поручил ему исполнять обязанности монастырского слуги. Инок Савва исполнял эти обязанности ревностно и со смирением. Спустя немного времени, испросив благословение у великого Евфросина, он ушел в пустыню, находившуюся на расстоянии 15 поприщ от Евфросинова монастыря, к озеру, называемому Крыпец, и поселился тут на совершенно безлюдном месте. Не мало искушений от бесов вынес здесь преподобный Савва. Вскоре он построил на месте своих подвигов церковь во имя святого Иоанна Богослова, устроил келлии и основал монастырь, после чего к нему собралось немалое число братии. Слава о его добродетельной жизни быстро распространилась повсюду, и о нем узнал Псковский князь Ярослав Васильевич 4 . Князь питал к преподобному великое уважение. Он делал большие пожертвования на устроение монастыря, подарил земли 5 и озера на пропитание братии и часто сам посещал монастырь, чтобы принять благословение у преподобного. В одно время он пришел в монастырь с княгинею, своею супругою. Преподобный Савва с великим почетом встретил его, но княгине войти в монастырь не разрешил, а благословил ее за воротами монастыря и там подал ей исцеление, так как она была больна.

Преподобный Савва прожил много лет, и в 1495 году 30 августа 6 отошел ко Господу. Мощи его были обретены в 1554 году вследствие явления преподобного священноиноку устроенного им монастыря Исаии и до сего дня подают многие исцеления с верою приходящим к ним во славу Христа Бога, Которому да будет слава ныне, всегда и вечно.

__________________________________________________________________

1 По месяцеслову Вершинского, прп. Савва по происхождению был серб.

2 Снятогорский Богородичный монастырь - один из древнейших монастырей Псковского края (упоминается в 1265 году); находился в местности, называемой Снятной горой, на берегу реки Великой в расстоянии 4-х верст от Пскова.

3 Это был Спасо-Великопустынский монастырь на реке Толве в Псковской губернии, в 30 верстах от Пскова, основанный прп. Евфросином около 1450 года. Память прп. Евфросина празднуется 15 мая. Под этим числом помещена и память его.

Краткое житие преподобного Саввы Крыпецкого, Псковского

Пре-по-доб-ный Сав-ва Кры-пец-кий был по-стри-жен на Афоне, от-ку-да при-был в Псков. Он на-чал под-ви-зать-ся на Снет-ной го-ре в Бо-го-ро-дич-ной оби-те-ли, близ Пско-ва, за-тем пе-ре-шел в бо-лее уеди-нен-ное ме-сто на реч-ку Тол-ву, в оби-тель пре-по-доб-но-го Ев-фро-си-на (па-мять 15 мая). На-ко-нец, он уда-лил-ся на со-вер-шен-ное без-мол-вие в Кры-пец-кую пу-стынь, за 15 верст от Тол-вы, и по-се-лил-ся один при неболь-шом озе-ре в непро-хо-ди-мом ле-су. Пи-щею от-шель-ни-ка бы-ли хлеб и во-да, а в сре-ду и пят-ни-цу он ни-че-го не вку-шал. В от-шель-ни-че-ской жиз-ни мно-го он пре-тер-пел от нечи-стых ду-хов, но все-гда по-беж-дал их мо-лит-вой. Спу-стя несколь-ко лет уеди-нен-ной жиз-ни к пре-по-доб-но-му Сав-ве ста-ли со-би-рать-ся рев-ни-те-ли пу-стын-ной жиз-ни. Они упро-си-ли его учре-дить оби-тель и по-стро-ить храм в честь апо-сто-ла Иоан-на Бо-го-сло-ва. Пре-по-доб-ный от-ка-зал-ся быть игу-ме-ном оби-те-ли и по-ру-чил управ-ле-ние ино-ку Кас-си-а-ну. К стро-го-му стар-цу при-хо-ди-ли мно-гие из Пско-ва, ко-то-рых он ис-це-лял и уве-ще-вал, но ни от ко-го не при-ни-мал да-ров.

Од-на-жды Псков-ский князь Яро-слав Ва-си-лье-вич Обо-лен-ский,ко-то-рый ча-сто по-се-щал оби-тель, при-е-хал к свя-то-му вме-сте с боль-ной су-пру-гой. Пре-по-доб-ный Сав-ва по-слал ска-зать ему: "Ста-рец, греш-ный Сав-ва, го-во-рит те-бе, князь, не всту-пай в оби-тель с кня-ги-нею; у нас здесь та-кое пра-ви-ло - же-ны не долж-ны вхо-дить в оби-тель: ес-ли пре-сту-пишь оте-че-скую за-по-ведь, кня-ги-ня твоя не по-лу-чит ис-це-ле-ния". Князь про-сил про-ще-ния, что по незна-нию хо-тел на-ру-шить устав. Пре-по-доб-ный Сав-ва вме-сте с бра-ти-ей вы-шел за во-ро-та и от-слу-жил мо-ле-бен. Кня-ги-ня ис-це-ле-ла. По хо-да-тай-ству кня-зя в 1487 го-ду Псков по-лу-чил гра-мо-ту на зем-лю для оби-те-ли.

Ми-рян пре-по-доб-ный учил со-блю-дать чи-сто-ту, на-по-ми-ная о су-де апо-столь-ском про-тив сквер-ни-те-лей те-ла. Бо-га-тым и су-дьям го-во-рил, чтобы не кор-ми-лись за счет бед-ных и со-блю-да-ли прав-ду. Ча-сто на-по-ми-нал всем укло-нять-ся от ссор и враж-ды, со-хра-нять лю-бовь и мир и по-кры-вать ошиб-ки дру-гих снис-хож-де-ни-ем, дабы и нас про-сти-ли. В оби-те-ли с са-мо-го на-ча-ла бы-ло вве-де-но стро-гое об-ще-жи-тие. И то-гда, ко-гда со-бра-лось до-воль-но бра-тии и средств, в кел-лии пре-по-доб-но-го не бы-ло ни-че-го, кро-ме двух икон, ман-тии и ро-гож-ки, на ко-то-рую он ло-жил-ся от-ды-хать. Той же ни-ще-те он обу-чал бра-тию. Пре-по-доб-ный за-по-ве-дал им воз-де-лы-вать зем-лю сво-и-ми ру-ка-ми. Он го-во-рил: "К че-му на-зы-ва-ем мы древ-них по-движ-ни-ков сво-и-ми от-ца-ми, ко-гда не жи-вем их жиз-нию, как сле-ду-ет де-тям. Они, без-дом-ные, ни-щие, про-во-ди-ли вре-мя в вер-те-пах, в пу-сты-нях и для Гос-по-да со всей твер-до-стью по-ко-ря-ли свою плоть ду-ху, не зна-ли по-коя ни днем, ни но-чью. Воз-лю-бим, де-ти, бла-го-го Гос-по-да, не зву-ка-ми толь-ко и одеж-дою бу-дем по-ка-зы-вать лю-бовь на-шу к Нему, а де-ла-ми: лю-бо-вью друг ко дру-гу, сле-за-ми, по-стом, вся-ким воз-дер-жа-ни-ем, как со-вер-ша-ли это древ-ние от-цы".

Бла-го-дар-ный князь по-стро-ил через мхи и бо-ло-та мост к оби-те-ли дли-ною в 1400 са-жен. По-сле сво-ей кон-чи-ны († 28 ав-гу-ста 1495) пре-по-доб-ный Сав-ва не оста-вил оби-те-ли, а мно-го раз ока-зы-вал за-щи-ту. Од-на-жды но-чью к мо-на-сты-рю по-до-шли раз-бой-ни-ки. Но они уви-де-ли бла-го-леп-но-го стар-ца, ко-то-рый, дер-жа в ру-ке жезл, гроз-но ве-лел им по-ка-ять-ся. На-ут-ро узна-ли, что в мо-на-сты-ре та-ко-го стар-ца не бы-ло, и по-ня-ли, что это яв-лял-ся сам пре-по-доб-ный Сав-ва. Пред-во-ди-тель раз-бой-ни-ков по-ка-ял-ся игу-ме-ну и остал-ся жить в мо-на-сты-ре.

Пре-по-доб-ный Сав-ва был вы-сок ро-стом, с бо-ро-дой се-дой, как снег, круг-лою, гу-стою и не очень дол-гою. В та-ком ви-де он явил-ся в се-ре-дине ХVI ве-ка ино-ку Ис-а-ии, ука-зав, где на-хо-дят-ся его нетлен-ные мо-щи. То-гда же, в 1555 го-ду, по прось-бе кры-пец-кой бра-тии псков-ский свя-щен-ник Ва-си-лий на-пи-сал жи-тие пре-по-доб-но-го Сав-вы, и ему бы-ло уста-нов-ле-но празд-но-ва-ние.

Полное житие преподобного Саввы Крыпецкого, Псковского

Ос-но-ва-тель Кры-пец-кой оби-те-ли, пре-по-доб-ный Сав-ва око-ло по-ло-ви-ны 15 ве-ка при-шел в Рос-сию из чу-жих стран. Неко-то-рые по-ла-га-ют, что при-шел он из Серб-ской зем-ли, дру-гие же, что от Го-ры Афон-ской. Спер-ва он пре-бы-вал близ Пско-ва в брат-стве Сне-то-гор-ско-го мо-на-сты-ря, но ско-ро от-ту-да пе-ре-шел в пу-сты-ню к пре-по-доб-но-му Ев-фро-си-ну, а по-том же-лая еще стро-жай-ше-го уеди-не-ния, ис-про-сив у него бла-го-сло-ве-ния, уда-лил-ся на 15 верст от оби-те-ли свя-то-го Ев-фро-си-на, в Кры-пец-кое уро-чи-ще, где оби-та-ли лишь мед-ве-ди и дру-гие хищ-ные зве-ри. Там по-се-лил-ся он один при неболь-шом озер-ке, сре-ди об-шир-ных бо-лот, по-рос-ших мел-ким сос-но-вым ле-сом. Пре-по-доб-ный про-во-дил бы-тие в по-сте, мо-лит-ве и воз-дер-жа-нии ве-ли-ком, пи-та-ясь от тру-дов сво-их. Утвер-див-шись на пу-стын-ном хол-ме, пре-по-доб-ный Сав-ва со-ору-дил неболь-шую цер-ковь во имя лю-би-мо-го уче-ни-ка Хри-сто-ва, св. апо-сто-ла и еван-ге-ли-ста Иоан-на Бо-го-сло-ва. Через несколь-ко лет со-бра-лось ря-дом уже неболь-шое чис-ло спо-движ-ни-ков. Упро-си-ли они его ос-но-вать мо-на-стырь, но игу-мен-ство на се-бя от-че при-нять от-ка-зал-ся, а как некое по-слу-ша-ние пре-по-ру-чил сие од-но-му из бла-го-че-сти-вых чад - Кас-си-а-ну. Сла-ва о дерз-но-вен-ном пред-ста-те-ле Гос-под-нем рос-ла все боль-ше и боль-ше, за по-мо-щью и со-ве-том к нему за-спе-ши-ли не толь-ко про-стые лю-ди, но и силь-ные ми-ра се-го. Пра-вив-ший в то вре-мя в уде-ле князь Яро-слав Ва-си-лье-вич по-се-щал пре-по-доб-но-го не толь-ко в ве-ли-кие пре-столь-ные, но и все вос-крес-ные празд-ни-ки, а для удоб-ства про-ез-да про-ло-жил до-ро-гу через бо-ло-то - де-ре-вян-ный, на ты-ся-чу че-ты-ре-ста са-жень мост.

Од-на-жды уви-дел про-зре-ни-ем Сав-ва, что вы-со-кий гость ве-зет к нему свою боль-ную су-пру-гу. То-гда про-зор-ли-вый ста-рец вы-слал ему на-встре-чу уче-ни-ка сво-е-го с та-ки-ми сло-ва-ми: «Греш-ный ста-рец Сав-ва го-во-рит те-бе, князь, не вхо-ди с кня-ги-ней в мо-на-стырь, ибо по пре-да-нию свя-тых отец не доз-во-ле-но жен-щи-нам вхо-дить в оби-тель ино-че-скую. Ес-ли же не по-слу-ша-ешь ме-ня, то су-пру-га твоя не по-лу-чит ис-це-ле-ния». Князь не на-ру-шил тра-ди-ций ино-че-ских и спеш-но ис-про-сил про-ще-ние в на-ру-ше-нии за-по-ве-ди, ко-то-рой не знал. Ста-рец же, вый-дя из стен за во-ро-та, от-слу-жил с бра-ти-ей мо-ле-бен и, окро-пив во-дой, осво-бо-дил недуж-ную от бо-лез-ни. Бы-ли со-тво-ре-ны при жиз-ни пре-по-доб-но-го и мно-гие дру-гие чу-де-са.

По-сле от-ше-ствия свя-то-го из ми-ра се-го при-шли од-на-жды но-чью в оби-тель раз-бой-ни-ки с це-лью ограб-ле-ния. На-сель-ни-ков в тот миг в оби-те-ли немно-го бы-ло, да и те креп-ко спа-ли. Но по-яви-лись вдруг пе-ред незва-ны-ми при-шель-ца-ми неиз-вест-ные ино-ки с фо-на-ря-ми, как бы на стра-же сто-я-щие. И по-бе-жа-ли во-ры через бо-ло-та и ко-ря-ги в стра-хе Бо-жи-ем, слы-ша то-пот ног пре-сле-до-ва-те-лей и ви-дя гнев-но-го стар-ца се-до-вла-со-го, гла-го-лю-ще-го гроз-но: «Поч-то оби-тель мою ра-зо-рить хо-те-ли? Иди-те от-сю-да и кай-тесь, и по-доб-ное не тво-ри-те. Ес-ли же не уй-де-те, то со-тво-рю моль-бу на вас Ца-рю Небес-но-му Хри-сту, и вы по-гиб-не-те».

Устра-шен-ные мо-лит-ва-ми Сав-вы, на-ут-ро раз-бой-ни-ки при-шли в оби-тель и спро-си-ли у неко-го Ав-дия: «Кто у вас всю ночь был в мо-на-сты-ре и по-че-му мно-же-ство лю-дей в по-лу-но-чи хо-ди-ли с фо-на-ря-ми и ору-жи-ем по мо-на-сты-рю?» Ав-дий же от-ве-чал раз-бой-ни-кам, что ни-ко-го не бы-ло но-чью в оби-те-ли. Услы-шав сие, раз-бой-ни-ки по-ве-да-ли с по-ка-я-ни-ем и сле-за-ми игу-ме-ну и всей бра-тии о несо-сто-яв-шем-ся зло-де-я-нии. Раз-бой-ни-ки же со вре-ме-нем рас-ка-я-лись, а ата-ман их по-стриг-ся в оби-те-ли пре-по-доб-но-го Сав-вы.

Мо-щи свя-то-го бы-ли об-ре-те-ны вско-ре по-сле его смер-ти, ко-гда по усмот-ре-нию Бо-жи-е-му игу-мен Фео-к-тист воз-во-дил вме-сто де-ре-вян-ной церк-ви Иоан-на Бо-го-сло-ва храм ка-мен-ный и пред-по-ла-гал устро-ить стар-цу гроб-ни-цу. При раз-бор-ке ста-рых стро-е-ний и осмот-ре за-хо-ро-не-ний мо-щи пре-по-доб-но-го, к со-жа-ле-нию, об-на-ру-же-ны не бы-ли, от-че-го на-шла на всех ве-ли-кая скорбь. В па-мять свя-то-го Ге-ор-гия слу-жил ли-тур-гию мо-нах Ис-а-ия. При-дя в свою кел-лию от-дох-нуть, ви-дит он сон, буд-то на-хо-дят бра-тья некий гроб ду-бо-вый. Вскры-ва-ют его, но за-хо-ро-не-ния не по-зна-ют и вновь его за-кры-ва-ют. И тут вос-стал некий ста-рец чуд-ный и ука-зав се-бе на грудь, ска-зал: «Я мно-го-греш-ный Сав-ва, на-чаль-ник оби-те-ли сей, пе-ре-нес-ший мно-го на-па-стей для Гос-по-да. При-шло вре-мя, так угод-но Бо-гу, быть из-вест-ны-ми мо-щам мо-им».

И при-шед-шим игу-ме-ну с бра-ти-ей по-да-ет свя-той на вку-ше-ние три яго-ды пре-крас-ных, как сим-вол пло-дов ду-хов-ных во имя От-ца, Сы-на и Свя-та-го Ду-ха, чтобы Спа-си-тель услы-шал мо-лит-вы хри-сти-ан-ские и во ве-ки не оску-де-ла оби-тель сия.

Мно-гие при-те-ка-ю-щие с ве-рою к свя-тым мо-щам стар-ца по-лу-ча-ли ис-це-ле-ния не толь-ко от ду-шев-ных, но и от те-лес-ных неду-гов: бес-но-ва-ния, глу-бо-кой яз-вы, го-ряч-ки, скор-чен-ных ко-неч-но-стей, го-лов-ной и зуб-ной бо-ли.

Преподобный Савва Крыпецкий (Псковский) (1495)

Преподобный Савва Крыпецкий (Псковский) (1495)

Память его празднуется 28 авг. в день преставления и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Псковских святых.

Преподобный отец наш Савва родился не в русской зем­ле. Некоторые полагают, что пришел он из Сербской земли в богохранимый град Псков, другие же - что от горы Афонской.

Сперва он поселился на Снетной горе в Бо­городичной обители, близ Пскова, затем перешел в более уединенное место на речку Толву, в обитель преподобного Евфросина (память 15/28 мая). Преподоб­ный Евфросин принял его, поручив исполнять обязанности монастырского слуги. Инок Савва исполнял эти обязанности ревностно и со смирением.

Спустя немного времени возгорелось в Савве пламенное желание послужить Единому Богу в безмолвии пустынном и, испросив бла­гословения у великого Евфросина, он ушел в Крыпецкую пустынь, за 15 верст от Толвы, и поселился один при небольшом озере в непроходимом лесу. Пищей отшель­ника были хлеб и вода, а в среду и пятницу он ничего не вкушал. В отшельнической жизни он много претерпел от нечистых духов, но всегда побеждал их молитвой. Утвердившись на пустынном холме, преподобный соорудил небольшую церковь во имя св. евангелиста Иоанна Богослова, ибо начали уже стекаться к нему из Пскова и окрестных мест ученики, привлекаемые молвою о его святой жизни.

Имя блаженного Саввы было у всех на устах: одни восхваляли его высокое смирение, нестяжательный нрав и трудолюбный подвиг, других же привлекала к нему сладость его учения, и так собрались к нему на сожительство иноки.

Всех с любовью принимал преподобный Савва. Князья, посадники, бояре и благо­честивые люди города Пскова стали приходить к нему за духовным советом, и всех отпускал он с назиданием, поучая их воздерживаться от лености и неправды, от зависти и клеветы и пребывать в чистоте телесной, по слову апос­тола, что всякий грех есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела (1 Кор. 6, 18), потому все нечисто живущие, если не покаются, осуждены будут на вечные муки. Наипаче заповедовал иметь всем любовь и братолюбие искреннее между собою, ибо, по выражению апостольскому, любовь мило­сердствует, не завидует, не превозносится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все любит, всему верит, всего надеется, все терпит, любовь никогда не перестает (1 Кор. 13, 4-8).

Богатых он поучал милостыне, напоминая им сказанное в Писании, что дом милостивых не оскудеет; судьям внушал праведный суд, чтобы не обижали братию, ибо они имеют Судию на небесах и той же мерой возмерится им. Таким образом устроил он спасение многих душ, и некоторые из приходивших к нему не хотели более возвращаться в мир. Посадники же и бояре начали давать имущества для сооружения обители, но игуменом преподобный отказался быть и поручил управление иноку Кассиану.

В обители с самого начала было введено строгое общежитие. И тогда, когда собра­лось довольно братии и средств, в келлии самого преподобного не было ничего, кроме двух икон, мантии и рогожки, на которую он ложился отдыхать. Той же нищете он обучал братию.

Преподобный заповедал им возде­лывать землю своими руками. Он говорил: «К чему называем мы древних под­вижников своими отцами, когда не живем их жизнью, как следует детям. Они, бездомные, нищии, проводили время в вертепах, в пустынях и для Господа со всей твердостью покоряли свою плоть духу, не знали покоя ни днем, ни ночью. Возлюбленные дети благого Господа, не звуками только и одеждою будем показывать любовь нашу к Нему, а делами: любовью друг ко другу, сле­зами, постом, всяким воздержанием, как совершали это древние отцы».

К строгому старцу приходили многие из Пскова, которых он исцелял и увещевал, но ни от кого не принимал даров. Однажды псковский князь Ярослав Ва­сильевич Оболенский, который часто посещал обитель, приехал к святому вместе с больной супругой. Преподобный Савва послал сказать ему: «Старец, греш­ный Савва, говорит тебе, князь, не вступай в обитель с княгиней; у нас здесь такое правило - жены не должны входить в обитель; если преступишь оте­ческую заповедь, княгиня твоя не получит исцеления».

Князь просил прощения, что по незнанию хотел нарушить устав. Преподобный Савва вместе с братией вышел за ворота и отслужил молебен. Княгиня исцелела. И благодар­ный князь построил через мхи и болота к обители мост длиной в 1400 сажен и по его ходатайству в 1487 году Псков получил грамоту на землю для обители.

Преподобный Савва прожил много лет и в 1495 году, 28 августа, отошел ко Гос­поду. Но и после своей кончины преподобный Савва не оставил обители, а много раз оказывал защиту. Однажды ночью к монастырю подошли разбойники, но они увидели благолепного старца с жезлом в руке, который грозно велел им покаяться. Наутро узнали, что в монастыре такого старца не было, и по­няли, что это явился им преподобный Савва. Предводитель разбойников покаялся игумену и остался жить в монастыре.

Многие притекающие с верою к святым мощам старца получали исцеления не только от душевных, но и от телесных недугов: беснования, глубокой язвы, горячки, скорченных конечностей, головной и зубной боли.

Преподобный Савва был высок ростом, с бородой седой, как снег, круглой, густой и не очень долгой. В таком виде он явился в середине XVI века иноку Исаии, указав, где находятся его нетленные мощи. Тогда же, в 1555 году, по просьбе крыпецкой братии псковский священник Василий написал житие пре­подобного Саввы и ему было установлено празднование.

Молитва преподобному Савве Крыпецкому
Преподобне отче Савво, пустынный подвижниче, в телеси ангеле, воине Христов доблественне, веры правило, церкве утверждение, благочестия образе, добродетелей светило, трудов, поста, воздержания, чистоты и целомудрия предводителю, помощниче всем нуждающимся, странствующим вождю, плавающим кормчию, обуреваемым пристанище, ослабевающим помоще, обидимым заступление, печальным утешение, вдовицам и сирым покрове, алчущим питание, нагим одеяние, плачущим утешение, болящим исцеление, ненадеющимся надеяние, христиан всех ходатайство и защищение; призри милостивно на ны, припадающия к святым мощем твоим, внемли молитвам нашим и подаждь коемуждо от нас благопотребная, просимая от тебе. Вемы, святче Божий, яко имаше дерзновение ко Владыце Христу Богу, и елика аще воспросиши у Него дастся нам. Аще же и недостойни есмы благодати Его, обаче твоя молитва да сотворит ны ея достойны, много бо может прилежная молитва праведного якоже рече апостол. Сам убо ты воздвигни нас из глубины греховныя, неверныя просвети, еретики обрати, заблуждшия в нас от православия к познанию истинныя веры настави, всей же церкви исходатайствуй мир и святыню, едимомыслие в вере, умов благопостояние, соревнование в благочестии, единодушие в братолюбии, верность к отечеству, преданность предержащей власти, начальствующим кротость и человеколюбие, рабом же нестроптивость, родителем благопопечение о чадех, чадом же страх и послушание, девствующим чистоту и целомудрие, брачным же верность и непорочность ложа, всем же грешным покаяние, кающимся прошение, в злоключениих же терпение и упование, в надежде же спасение даруй. Избави же всех нас от глада, губительства, от труса и потопа, от огня и меча, от нахождения иноплеменных и междоусобныя брани, и от нападения вражия, и от тлетворных ветр, и от смертоносныя язвы, и от напрасные смерти, и от всякаго зла, да тако вси тобою просвещаеми, наставляеми, утешаеми, утверждаеми и сохраняеми, славим прославившаго тя Бога, Отца и Сына и Святаго Духа и твое предстательство, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобному Савве Крыпецкому, Псковскому
Тропарь, глас 8:

Пустыни явился еси доброе насаждение, преподобне, от юности бо и в мире изволил еси чистое житие; ревнуя же большему, и дом отеческий оставил еси, и, вся красная мира сего презрев, от чуждых стран пришел еси во обители Богоспасаемаго града Пскова, и послушанию преподобнаго Евфросина предался еси; таже простирался умом еще к вящшему, вселился еси в пустыню, в нейже обитель пречестну воздвигл еси, и множество инок собрал еси, и их наставил еси на путь истинный. Темже и Христос, Емуже в жертву себе принесл еси, видев твоя благия труды, яко пресветла тя светильника, и по преставлении чудесы обогати, Савво, отче наш. Молися убо присно Ему о стране нашей, еже дароватися ей на враги победам, стаду же твоему от враг ненаветну пребыти, и всем нам спастися.

Акафист преподобному Савве Крыпецкому чудотворцу

Кондак 1
Возбранный чудотворче и угодниче Христов, преподобне отче наш Савво, похвальныя приносим ти, молитвенницы твоя, творящии, всечестную память твою, ты же яко имеяй велие дерзновение ко Господу, от всяких нас бед и скорбей свободи, зовущих:
Радуйся преподобне Савво, отче преблаженнейший.

Икос 1
Ангелов Господь, провидев твое, преподобне, равноангельское житие, приведе тя от чуждыя страны и просвети тобою пределы наши. Сего ради и мы сретаем тя глаголюще:
Радуйся, сродники и дом отеческий оставивый;
Радуйся, всю красоту мирскую презревый.
Радуйся, отче от Святыя горы Афона к нам пришедый;
Радуйся, образ и правило жития иноческаго нам показавый.
Радуйся, человече не от чуждыя страны, но от Бога к нам пришедый;
Радуйся, нашу полунощную страну своим пришествием озаривый.
Радуйся, звездо, от востока нам возсиявшая;
Радуйся, заре, нас в темной стране пребывающих осветившая.

Кондак 2
Видя в себе призвание от Бога, пустынное житие проводити, потщился еси Ему угодная творити, в пустыни Богу взывая: Аллилуиа.

Икос 2
Разум Божественный настави тя, Савво, отче наш, егда оставив Отечество свое, во град Псков пришел еси, и во обители Рождества Пресвятыя Богородицы водворился еси, и в ней подвигом добрым подвизался еси. Сего ради восхваляем тя сице:
Радуйся, свеще Божественнаго пламене;
Радуйся, ум Христов имевый.
Радуйся, заповеди Божии свято соблюдавый;
Радуйся, иноческаго правила исполнителю.
Радуйся, подвигом добрым подвизавыйся;
Радуйся, молитвами яко крилами возлетаяй к Богу.
Радуйся, уготовивый в себе жилище Духу Святому;
Радуйся, сияние чистоты.
Радуйся, преподобне Савво, отче преблаженнейший.

Кондак 3
Сила смирения твоего отведе тя, преподобне, от тщетных похвал человеческих к преподобному Евфросину, с ним же возжелал еси пети Богу: Аллилуиа.

Икос 3
Имея послушание крепкое во обители преподобнаго Евфросина вся повеленная тебе исполнил еси благопокорно. Сего ради тебе вопием ти таковая:
Радуйся, иноче ревностный;
Радуйся, труды ко трудам приложивый.
Радуйся, повиновение к наставнику твоему сохранивый;
Радуйся, в послушании твоем смирение возрастивый.
Радуйся, возревновавый Евфросина шествовати неуклонно;
Радуйся, на многия труды себе покоривый.
Радуйся, ревнителю послушания в младости;
Радуйся, украшенный добродетельми в старости.
Радуйся, преподобне Савво, отче преблаженнейший.

Кондак 4
Бурею жития мирскаго отягчаеми, удивляемся егда дерзаем уразумети, како непроходимую пустыню соделал еси яко крин цветущую и в ней сладостно пел: Аллилуиа.

Икос 4
Слышав от учеников преподобнаго Евфросина и от окрестных жителей, яко на пятьнадесять поприщ есть место безлюдное, Крыпец именуемое, восхотел еси в месте том особь во уединении поработати Богу. Сего ради приемли от нас похвалы такова:
Радуйся, пустынный Христов учениче;
Радуйся, избранниче Божий.
Радуйся, в подвизе твоем от Господа помощь приявый;
Радуйся, благодати Божия вместилище.
Радуйся, пустыннаго жития насаждение;
Радуйся, пустыню соделавый в храм Богу.
Радуйся, возлюбивый уединения сладость;
Радуйся, вместо житейския молвы молитву избравый.
Радуйся, преподобне Савво, отче преблаженнейший.

Кондак 5
Благосветлый светильник явился еси во тьме, сияющий в пустыни крыпецстей, егда сокрылся тамо ради Бога, Тому ангельски служити, Тому всецело работати с песнию: Аллилуиа.

Икос 5
Виде учитель твой, преподобный Евфросин, яко совершеннаго послушания исполнился еси, отче Савво, сего ради слышав желание твое пред Господем одиночествовати в пустыни, уразуме в желании твоем Духа Святаго внушение, и благословив тя на новый подвиг рече: иди с миром; темже и мы ти сице вопием:
Радуйся, единаго Бога служителю;
Радуйся, бесов из пустыни прогонителю.
Радуйся, послушания нелицемернаго хранителю;
Радуйся, наставника твоего благословения блюстителю.
Радуйся, громе на диявола возгремевый;
Радуйся, искушения его отразивый.
Радуйся, пустынническими подвиги себе возвеличивый;
Радуйся, уединенным молением твоим обильную благодать стяжавый.
Радуйся, преподобне Савво, отче преблаженнейший.

Кондак 6
Проповедник Божия слова был еси егда прихождаху к тебе окрестнии жители, послушати душеполезнаго учения твоего, ихже поучал еси отчуждатися всех мирских сладостей, в чистоте и целомудрии проводити время жития взывая к Богу: Аллилуиа.

Икос 6
Возсиявый в пустыни свет веры твоея, многие боголюбцы привлече идти к тебе на иноческое сожительство ихже ты с любовию принимал еси к себе. Тогда же и храм во славу Христа Бога и возлюбленнаго ученика Его Иоанна Богослова воздвизал еси и наставление иночествующим преподал еси. Тебе убо, яко богомудрому наставнику иноков возглашаем сице:
Радуйся, притекающих к тебе с любовию принимавый;
Радуйся, оставивых мир сей Христа ради, яко птицы под кров свой собираяй.
Радуйся, ничтоже свое, но вся обще имети повелевый;
Радуйся, любовь нелицемерну между собою всем заповедавый имети.
Радуйся, в житии сем великое смирение имети наказуяй;
Радуйся, от нечистоты греховныя воздержатися повелевый.
Радуйся, кротости и смирения Христова истинный подражателю;
Радуйся, Христовым путем, жизнь твою прошедый.
Радуйся, преподобне Савво, отче преблаженнейший.

Кондак 7
Хотя приложити доброе тщание об устроении братства подвижников создал еси храм во имя возлюбленного ученика Христова и явился еси благий отец и наставник всех собравшихся к тебе христолюбцев и с ними вкупе пел еси: Аллилуиа.

Икос 7
Новые твои подвиги зряще начаша к тебе блаженому отцу приходити христолюбивии псковстии людие, на сооружение обители милостыню многу подавающе. Ты же поставив во игумена обители твоея инока Кассиана, пребывал еси свободен от дел правления, поучая приходящих к тебе слову Божию, сего ради ублажаем тя сице:
Радуйся, светильниче всесветлый;
Радуйся, наставниче монахов.
Радуйся, чистоты селение;
Радуйся, Христово благоухание.
Радуйся, тобою собранным инокам Отческое завещание оставивый;
Радуйся, отгнавый заблуждение от овец твоих.
Радуйся, от труда рук твоих питавый алчущия;
Радуйся, во обители твоей дом призрения бедных учинивый.
Радуйся, преподобне Савво, отче преблаженнейший.

Кондак 8
Странное чудо видим на тебе преподобне, како прослави тя Бог еще на земли, небесною славою, зане работал еси Ему со страхом и трепетом. Темже благодарственно вопием Ему: Аллилуиа.

Икос 8
Весь был еси в вышних преподобне Савво, и содержал еси твердо уставы обители твоея. Сего ради возбранил еси болящей княгине Псковстей внити в монастырь твой, приняв мужа ея, самой преподал еси благословение и исцелил ю вне врат монастырских. Темже прославляюще Господа, даровавшего тебе дар таковых чудес, приносим ти похвалы сицевая:
Радуйся, силою Божией исцеления подаваяй;
Радуйся, дар чудотворений от Христа приемый.
Радуйся, болезней целителю;
Радуйся, подаваяй нам исцеление в недугах наших.
Радуйся, с любовию сретавый мужей, приходящих во обитель твою;
Радуйся, и князя супружницы в болезни сущей, вход во обитель возбранивый.
Радуйся, твердый уставов обители твоей хранителю;
Радуйся, не воззревый на лице сильных земли.
Радуйся, преподобне Савво, отче преблаженнейший.

Кондак 9
Всякая верных душа удивися богатству благодати, данным тебе от Бога Вседержителя, и силу чудес твоих благоговейно прослави ты бо во плоти сый, возымел еси власть над духи нечистыми. Сего ради чудодеющему во всех Богу вопием: Аллилуиа.

Икос 9
Ветийство человеческое не может изрещи силы Божия, Его промышление о тебе, како прослави тя яко светоносителя света Христова в земли нашей. Мы же святость твою верою почитающе святче Божий вопием ти сице:
Радуйся, заре солнца правды, пределы града Пскова озаряющая;
Радуйся, многих грешников ко спасению наставивый.
Радуйся, море, всякое нечестие потопляющее;
Радуйся, благочестием сердца верных напояяй.
Радуйся, жестокою стезю мира сего к небесным вратам прошедый;
Радуйся, за подвиги твоя возмездие небесных благ получивый.
Радуйся, воине Небеснаго Царя против невидимых враг;
Радуйся, благоуханный крине в небесных вертоградех процветший.
Радуйся, преподобне Савво, отче преблаженнейший.

Кондак 10
Спасти хотя душ человеческих, учил еси покаянию люди мирския. Такожде и по преставлении твоем не оставляеши вразумляти их яко же и от гроба твоего слышати нам глас твой учительный, да в чистоте сердца нашего поем Христу: Аллилуиа.

Икос 10
Стена был еси обители твоей, Савво, отче наш, темже пришедших разбойников, дерзнувших разорити обитель твою, устрашил еси явлением жезла твоего, послежде на покаяние тех наставил еси, поющих ти сице:
Радуйся, о людех грешных пекущийся;
Радуйся, от греха к покаянию обращаяй.
Радуйся, в покаянии к тебе приходящих милуяй;
Радуйся, подражателю милосердия Отца Небеснаго.
Радуйся, присный предстателю у престола Божия;
Радуйся, обитель твою добре хранящий.
Радуйся, сокровище милосердия и любве;
Радуйся, истинный пастырю душ человеческих.
Радуйся, преподобне Савво, отче преблаженнейший.

Кондак 11
Пение Благодарственное воспеваем о истиннем твоем о душах людских попечении, яко помиловал еси люди, забывшая Бога и привел еси их вкупе с тобою, Савво отче, пети песнь: Аллилуиа.

Икос 11
Светоподательница светильника под спудом сокрываема шестьдесят лет, яви тя Бог учеником твоим, иже при строении храма обретоша мощи твоя. Мы же, мощем твоим честным поклоняющиеся, с благодарением и радостию взываем сице:
Радуйся, класы многоплодныя хлеба жизни возрастивый;
Радуйся, мощи твоя нам оставивый яко драгоценную святыню.
Радуйся, от мощей твоих токи исцеления испущаяй;
Радуйся, человека хотяща умрети язвою, молитвами твоими исцеливый.
Радуйся, болезни зубныя, трясавицы и беснования врачуяй;
Радуйся, смертоносную язву прикосновением к твоему гробу и перстию от него исцеливый.
Радуйся, к людем немощным сострадательно приникаяй;
Радуйся, преподобне Савво, отче преблаженнейший.

Кондак 12
Благодать изобильную и велие дерзновение ко Христа Богу стяжал еси Савво отче, сего ради не остави нас, творящих всечестную память твою и не забуди нас грешных в жизни сей и в будущем веце, поющих Богу: Аллилуиа.

Икос 12
Поюще святую и подвижническую память твою, преподобне отче, просим тя мы, достойные всякого осуждения и муки, да не воздаст нам праведный Судия по делом нашим, но да явит нам свое человеколюбие, сего ради вопием к тебе таковая:
Радуйся, отче, во Христе вечно пребываяй;
Радуйся, чистоты небесныя сияние.
Радуйся, слава граду нашему Пскову;
Радуйся, каменю веры несокрушимый.
Радуйся, столпе терпения в бедах незыблемый;
Радуйся, пустыни твоея великое украшение.
Радуйся, звездо, сияющая во мраце жития мирскаго;
Радуйся, молитвами твоими нас от лукавого избавляяй.
Радуйся, преподобне Савво, отче преблаженнейший.

Кондак 13
О, преподобне отче наш Савво, приими от нас сие моление наше и вознеси е на жертвенник Божий, да простит нам вся наша согрешения и да сподобит нас спасения вечнаго, вопиющих Ему: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1.

И «


Удалившись от мирской жизни,

отказавшись от суеты, он последовал за Христом

и поселился в пустыне, где жил святой жизнью,

откуда перешел с радостью в палаты небесные,

и сейчас, вместе с ангелами, представ перед

Всевышним Престолом, помилуй нас, чад своих,

собравшихся милостью Божьей и тебе

с радостью в душе поющих:

радуйся, Савва, отец наш всеблаженный.

ТРОПАРЬ, Глас 7

Пока, по словам владыки Николая, сербские сыновья уходили на Запад с сумами, переполненными доблестью, а возвращались с мешками, полными заблуждений, с Востоком все было наоборот - взаимное чувство любви к Богу пропитывало многих великих сербов в России, как и многих великих русских в Сербии. Высшие, мистические связи между сербами и русскими создавались веками, и ни один враг, ни один захватчик не смог эти связи разрушить. Во времена татаро-монгольского нашествия на Русь мощная Сербия Неманичей всеми силами помогала своим православным братьям. А православные братья веками с благодарностью отвечали на эту помощь и возвращали ее с лихвой, остается так и по сей день.

Всегда было так: во времена тяжелых испытаний одного народа его истинная элита находила убежище у своих братьев, одновременно принося с собой развитие, силу веры и культуру. Так, падение Византии и средневекового Сербского царства вызвало прилив волны единоверцев-подвижников, строителей, иконописцев и культурных деятелей из Сербии в Россию. Они внесли свою лепту в развитие и всячески содействовали созданию величественного творения, которое сейчас мы называем «Святая Русь». С другой стороны, невозможно никакими весами измерить великий вклад, который русская эмиграция, спасаясь от Красного террора и Октябрьской революции, привнесла в сербскую культуру. О некоторых знаменитых сербах, сыгравших большую роль в русской истории, мы знаем достаточно, а о ком-то совсем немного.

Мы хотим рассказать об одном из таких забытых в Сербии людей. После падения Константинополя (1453 год) герой нашего рассказа - святой Савва Крыпецкий - пришел со Святой Горы на Русь (1454 год) через немецкие и литовские земли (так как южный путь через территорию, занятую турками, был намного опаснее).

Краткое описание жизни святого

Один из известных путей через немецко-литовские земли, по которому на Русь попадала сербская культурная элита, лежал через Псков. Мой русский друг, историк, подаривший мне книгу о Крыпецком монастыре, после возвращения с Чоровичевых встреч и находясь под впечатлением от «воеводства Святого Саввы» - Герцеговины, сказал мне в шутку, что, по его мнению, Псковщина - это «русская Герцеговина, воеводство святого Саввы Крыпецкого». Когда я прочитал книгу об этом монастыре и святом, его основавшем, понял, что в этой шутке большая доля правды. С волнением приступая к рассказу об этом духовном исполине, с молитвой прошу святого Савву Крыпецкого просветлить мой замутненный ум и дать силы моему слабому перу описать часть великого наследства этого поборника православной веры, дававшему защиту всем, кто к нему обращался. Житие святого Саввы Крыпецкого записал в 1555 году пресвитер Василий, служивший при митрополите Макарии Московском и епископе Пимене Псковском.

Итак, после падения Константинополя этот сербский монах приходит на Русь. Вначале он пребывает в монастыре Рождества Пресвятой Богородицы недалеко от Пскова (до этого момента никаких свидетельств о его жизни и происхождении не сохранилось). Когда стала распространяться слава о его добродетельной жизни, он переселяется в монастырь преподобного Евфросиния на реку Толбу для дальнейшего духовного совершенствования. Евфросиний, увидев его старания, разглядел в нём великий свет веры православной и послал своего любимого ученика Савву в удаленную пустынь на монашеский подвиг отшельничества. Духовник предсказал своему ученику, что тот приведет ко Христу множество заблудших душ. Так потом и случилось.

Удалившись от лавры своего учителя больше чем на 15 верст, Савва выбрал себе уединенное место, населенное только животными и недоступное для людей. Это был небольшой холм в лесу, окруженный болотами, на котором блаженный Савва с молитвою построил себе небольшую хижину. Тут и стал жить этот святой человек, пребывая в строгом воздержании и постоянных молитвах, «слезами своими орошая постель свою » (Псалтырь, 6,7). С помощью своего небесного покровителя святого Саввы Сербского этот подвижник мог долгое время жить только на хлебе и воде, в среду и пятницу соблюдая полный пост и питаясь только молитвой Господу. Невозможно описать, какую борьбу с демонами выдерживал подвижник, но он всегда призывал на помощь силу Божию, и демоны не могли поколебать твердый камень его веры. В скором времени блаженный Савва начинает на этом месте строить церковь, посвященную любимому апостолу Христа - Иоанну Богослову (позднее здесь силами монастыря построена и часовня его небесного защитника, Святого Саввы Сербского). Вскоре слава о Савве, его праведной жизни и деяниях начала разносится по городу Пскову и окрестностям. Вокруг блаженного Саввы стали собираться иноки, желающие присоединиться к нему в его делах, а он встречал их с любовью, как верный ученик Христа. Вслед за ними в монастырь потянулись князья и правители тогдашней Руси, а также простые жители славного города Пскова, надеясь получить помощь Божию и благословение от святителя на свои земные дела. Савва выходил навстречу ко всем, наставляя и правителей этого мира, не принижая достоинства своего и часто прибегая к словам Господа: «каким судом судите, таким и вам суждено быть». По желанию монастыря и братии святитель благословил некоего Кассиана стать игуменом этого монастыря, а братьям наказал во всем его слушаться, составил монастырский типик по подобию афонских монастырей, и слава о живом святом все больше расходилась по русской земле.

Одно из первых чудес, которые своими молитвами сотворил Савва, говорит нам о Божьем промысле пришедших из Сербии на Русь угодников. Возможно, появление в стране таких святых является величайшим знаком отличия золотого периода властвования Неманичей, божественной симфонией светской и духовной власти того периода сербской истории. Во времена правления династии Неманичей эту симфонию сотворял Святой Савва Сербский, а на Руси - величайший святой Сергий Радонежский. Возвращаясь к делам Саввы Крыпецкого: князь псковский Ярослав Васильевич, наслышанный о великих делах Саввы и почитая его, много помогал подношениями и жертвовал на строительство монастыря. Однажды князь отправился к монастырю со своей тяжело больной женой, чтобы получить благословение и молитвенное заступничество от святого старца. Но церковный типик запрещал женщинам вход в монастырь, и Савва послал своего послушника предупредить об этом князя. Князь оставил свою свиту у ворот монастыря и пошел к старцу один, встал перед ним на колени и попросил прощения за свое легкомыслие. Увидев смирение князя, святитель вместе с игуменом и всей братией вышел из монастыря. Они совершили молебен перед его стенами и благословили княгиню, после чего болезнь оставила ее, и она выздоровела. После такого чудесного исхода князь приказал построить мост через болота, прямо до монастыря. Этот мост сохранился по сей день и называется Ярославов мост. Конечно, сейчас до монастыря проложена и асфальтированная дорога. Эти факты ясно говорят о единстве пути Небесной Сербии и Святой Руси.

Блаженная кончина и обретение мощей

Умер святитель в глубокой старости. Будучи уже телесно изможденным, он собрал вокруг себя монастырскую братию, еще раз благословил всех и 30 августа (10 сентября по новому стилю) 1495 года, после принятия Тайн Христовых с миром предал свою душу Господу.

Прошло шестьдесят лет после его кончины, когда Господь явил миру нового святителя. Случилось это так: в 1554 году от Рождества Христова священномонах Исайя, принявший постриг в Крыпецкой обители, задремал ненадолго после отслуженной Святой Литургии. И во сне он увидел, как Святой Савва, основатель этого монастыря, встает из гроба и обращается к трем монахам из монастырской братии. Проснувшись, Исайя тут же пошел к настоятелю и рассказал о чудесном видении. После молитвы игумен с братьями пошли на то место, которое приснилось Исайе и после недолгих поисков нашли дубовый гроб. Воистину, ум человеческий не может понять того, что уготовил Господь тем, кого он возлюбил, - братия обрела чудодейственные мощи святителя, издающие неземной запах. Мощи переложили в новый ковчег, а сразу же после того, как эта весть облетела округу, люди стали приходить в монастырь. Они разобрали на части старый гроб, в котором лежал святитель. Вскоре начали происходить чудесные исцеления, и это стало началом целой череды нескончаемых чудес, происходящих от мощей новопреставленного святого. Вышеупомянутому Василию, записавшему житие Святого Саввы Крыпецкого, об этом событии рассказал сам Исайя, что и побудило того составить жизнеописание. В нем описано 22 чуда, совершенных самим святым или случившимися над его мощами. А в книге «Крыпецкая обитель» перечислены многочисленные чудесные события, связанные с именем Святого Саввы Крыпецкого из позднейших времен и даже случившиеся в нашем веке.

История монастыря

В 1555 году, после обретения святых мощей игумен Феоктист начал строительство каменного храма вместо старого деревянного. Одновременно на южной стороне монастыря возвели большую часовню в честь первого сербского архиепископа Святого Саввы, посвященную также и Святому Савве Крыпецкому. Там же построена церковь в честь пяти святых мучеников - Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста. В период создания мощного русского государства - Московской Руси - монастыри представляли важные центры и служили как проводниками общенациональной идеи и православной веры, так и носителями культуры и образцами новой архитектуры. Они играли главную роль в политике объединения русских земель. Крыпецкий монастырь внес свою лепту в этот процесс. Золотой век монастыря пришелся на XVI столетие, и наибольшим тому подтверждением является вызов в 1598 году игумена Теодора в Москву на выборы царя Бориса Годунова. Во время кровавой Ливонской войны монастырь чудом сохранился и избежал разорения, чего, к сожалению, нельзя сказать о наступившем затем «смутном времени». Может это случилось из-за того, что среди иноков «затесался» Гришка Отрепьев, ставший позднее самозванцем и причинивший много страданий и горестей русскому народу и государству.

Между тем, в это «смутное время» в Крыпецком монастыре пребывал еще один знаменитый гость Пскова - Алексей Хозин, человек, чья смерть привела к страшному народному бунту против приверженцев самозванца Лжедмитрия II, когда народ и духовенство изгнало стрельцов из стен Псковского кремля. Гроб Алексея Хозина нашли в 2003 году рядом с главным входом в соборный храм. На то, насколько сильной, державной, промосковской была позиция братства Крыпецкого монастыря, указывают два подношения, которые после Смуты были дарованы монастырю - большой колокол, специально отлитый для колокольни, а в 1614 году монастырь получил новое подворье (напомним, что тогда на Руси было совсем немного монастырей, которые имели собственные подворья). К Крыпецкому монастырю приписаны и монастырь великомученика Пантелеймона в Пскове, и петровская фортификация на берегу реки Великой. В XVII веке Крыпецкий монастырь был ведущим среди Псковских обителей, о чем свидетельствуют записи о долгом пребывании в нем видных политических деятелей допетровской эпохи. В середине XVIII века отмечается строительный бум. Воздвигнута новая капелла над мощами святого Саввы Крыпецкого, новая колокольня... В XIX веке сооружена новая каменная монастырская стена, трапезная, конюшня, стойло для скота, и весь северо-западный комплекс монастыря обретает вид буквы «п». Построен дом для паломников с девятью кельями. Практически все здания монастыря обновлены и построена капелла Алексея, божьего человека. Во второй половине XIX века к монастырю перешел и храм святого Василия на Горе в Пскове. В начале XX века реконструирован главный монастырский храм Иоанна Богослова. А в 1907 году на обитель было совершено разбойничье нападение, погибли два монаха.

На всем протяжении своего существования, вплоть до революционных событий, Крыпецкий монастырь стяжал славу важнейшей святыни Пскова, а монастырская братия всячески поддерживала честь своей обители и хранила ее традиции.

Важнейшими монастырскими святынями являются: мощи Саввы Крыпецкого, мощи Корнилия Крыпецкого, иконы преподобного Ефросиния Псковского, святого Иоана Богослова, Святого Саввы Сербского, преподобного Саввы Крыпецкого... Одной из важнейших святынь монастыря веками считалась икона, которую святой Савва Крыпецкий принес с собой из Сербии. Она находилась на иконостасе главного храма, на ней было представлено погребение Иоанна Богослова, а по бокам от него изображены Святой Савва Сербский и Святой Иоанн Златоуст. Икону покрывал золотой оклад со множеством драгоценных камней, а в правой руке апостол Иоанн держал серебряное перо. В 1893 году для этой иконы изготовили киот из никеля. Сама икона была написана на кедровой доске.

Разорение монастыря и его возрождение

Богослужения в Успенском храме были прекращены еще в 1918 году, так как большевики реквизировали имущество монастыря. Но несмотря на страшные времена братия монастыря продолжала строительство. Так, в 1921 году была воздвигнута церковь, посвященная Святому Николаю Мирликийскому, а в 1922 году обновлена кровля на Успенской церкви. Монастырь окончательно закрыли 19 декабря 1923 года, всю братию разогнали, многих арестовали. Вскоре с храмов были сброшены колокола и увезены в неизвестном направлении. Одно время в монастыре располагалось правление совхоза. В тридцатых годах уничтожили и монастырское кладбище. Во время второй мировой войны монастырь использовали партизаны как свою базу. К концу 50-х годов двадцатого века от монастыря остались только полуразрушенные стены главного храма и колокольни, и даже совхоз оттуда съехал.

В 1958 году было начато строительство капеллы преподобному Корнилию, но вскоре все прекратилось, и ее разрушили; потом, в 1958 - 1961 годах здесь велось строительство консерватории. И только в восьмидесятых годах двадцатого века, после перемен в общественном отношении к РПЦ, обновление монастыря приобретает широкую поддержку.

Первое богослужение в еще разрушенном храме Иоанна Богослова состоялось 10 сентября 1991 года. Первым настоятелем в новом периоде жизни монастыря стал отец Дамаскин, рукоположенный в монахи по благословению знаменитого Иоанна Крестьянкина. Удивительны и непредсказуемы пути твои, Господи! Так, отец Домастин принял постриг в 1974 году, в день почитания преподобного Корнилия Крыпецкого. Началось обновление монастыря, строительство дороги. Приехали реставраторы из Москвы, которые провели большую научно-исследовательскую работу и создали основу проекта реконструкции каменного ансамбля монастыря.

Строительство началось в 1993 году и завершилось к большому юбилею - 500-летию упокоения основателя монастыря. Новый монастырь освящен 10 сентября 1995 года. Этот день стал всенародным праздником с участием архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия и тогдашнего Псковского губернатора. В тот же день был освящен и обновленный храм, посвященный Святому Савве Крыпецкому. Так как он не мог вместить всех желающих, молебен был совершен перед стенами собора. В следующем, 1996 году, началось обновление храма Пяти мучеников с часовней Святого Саввы Сербского, а в 1997 году в монастырь провели электричество.

В 2000-2001 годах полностью завершилось строительство соборного храма Иоанна Богослова и остальных храмов монастыря, а освящение и первая служба в главном храме прошла 10 января 2004 года. Позднее было проведено еще много работ по реставрации монастырского комплекса, но и сейчас дел остается непочатый край. Монастырь, основанный знаменитым сербом на службе России и православию, в наши дни обрел новых святителей. Так, во время Рождественских праздников, 10 января 2010 года, праздновали и прославляли преподобного Корнилия Крыпецкого, пророка и чудотворца, причисленного к лику святителей Русской Православной Церкви.

В начале XX века преподобный Корнилий предсказывал: «Мы потеряем царя! Его снимут, как плохого хозяина... Меня похоронят, головой на север... и до тех пор, пока мое тело правильно не похоронят, в России будет разорение и страдания...» . Перезахоронение мощей ясновидца Крыпецкого и правильное их расположение - головой на восток - завершилось 23 июля 1997 года. Хочется надеяться, что и другие его пророчества о возрождении России также исполнятся.

Веками духовные исполины, святые люди, строили нерасторжимые связи между Россией и Сербией, и эти связи не может разрушить никакой враг. Злая воля всех тиранов в конце концов превращалась в орудие их самоуничтожения. Житие Саввы Крыпецкого, как и история его монастыря, лучший тому пример. Хотелось бы только сказать «номинальным» христианам как в Сербии, так и в России, что для спасения недостаточно одной формальной приверженности Церкви. А также хочу напомнить отдельным сербским церковным иерархам, что вера - это не только изучение теологических постулатов, но прежде всего - возможность живого общения с Богом, и в первую очередь во всех церковных заповедях и канонах значится любовь между Богом и людьми.

Когда я сейчас смотрю на фотографии обновленных храмов Крыпецкого монастыря, чувствую, что для России - это знак Божьей милости и свидетельство свершения пророчеств преподобного Корнилия, что Крыпецкий монастырь станет царской лаврой, а над его гробом встанет храм. Людям увидеть это не дано, а Богу все возможно, так как дивен Господь в делах Своих! Святой Савва Крыпецкий, моли Бога за спасение твоих отчизн - Сербии и России!

Перевод Ольги Симоновой