Варлаамо-хутынский монастырь. Икона Видение пономаря Тарасия. Икона Преподобный Варлаам Хутынский, Новгородский чудотворец

Варлаамо-Хутынский монастырь (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Варлаамо-Хутынский женский монастырь находится в Новгородской области, близ деревни Хутынь, что примерно в 7 км от Великого Новгорода. Туристы и паломники круглый год едут сюда толпами. Одних привлекает многовековая история обители, другие просят помощи у преподобного Варлаама Хутынского. Но обо всем подробнее. Согласно летописным источникам, Варлаамо-Хутынский монастырь был заложен в 1192 г. уже упомянутым монахом Варлаамом. Усилиями аскета на этом месте был воздвигнут каменный храм во имя Преображения Господня, который просуществовал до начала 16 века. На его месте был построен Спасо-Преображенский собор. Величественный храм украшает женский монастырь и по сей день.

Главная святыня монастыря - мощи преподобного Варлаама Хутынского. Но мало кто уезжает отсюда, не побывав на могиле известного поэта и государственного деятеля 18 века Гавриила Державина.

Изначально это была мужская обитель, но в 1920 г. жизнь в Варлаамо-Хутынском монастыре внезапно остановилась. Собор и монастырские помещения закрыли, а ее настоятелей и служителей предали жестоким гонениям. Чтобы храм и корпуса обители не пустовали, здесь сначала размещалось училище для военных, а затем и вовсе психиатрическая больница. В годы войны Варлаамо-Хутынский монастырь неоднократно становился мишенью в бомбежках и победу над фашистами встретил в полуразрушенном состоянии. Но даже в мирное время здесь мало что изменилось. Многие десятилетия обитель простояла в запустении, без ремонта и реконструкции.

(Алекса Михалевич; † 6.11.1193?, Хутынский мон-рь близ Новгорода), прп. (пам. 6 нояб., в 1-ю пятницу Петрова поста, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), основатель и первый игумен Варлаамиева Хутынского в честь Преображения Господня мон-ря . Основными источниками сведений о В. Х. являются новгородские летописи и житие святого, сохранившееся в многочисленных списках, к-рые отражают более 10 редакций (наиболее ранний список - в Прологе, созданном не позднее 1323 г. (РГАДА. Ф. 381. Д. 157), содержит краткую (Проложную, 1-ю, редакцию); текстологию жития см.: Дмитриев . Житийные повести Русского Севера). Житие содержит очень мало сведений о жизни преподобного, основное место в пространных редакциях занимает описание чудес, совершенных по молитвам к В. Х. Мирское имя святого впервые упомянуто в Синодальном списке НПЛ (2-я пол. XIII в.), по-видимому, он принадлежал к новгородскому боярскому роду.

Летопись сообщает о том, что В. Х., будучи уже «цьрнець», «постави цьрковь вънизу на Хутине... въ имя святого Спаса Преображения», в 1192 г. храм освятил свт. Гавриил (в схиме Григорий), архиеп. Новгородский, и «нарече манастырь» (ПСРЛ. Т. 3. С. 40). Сохранился оригинал пергаменной вкладной грамоты В. Х., даровавшего Хутынскому мон-рю свои родовые земли, рыбные ловли, охотничьи угодья, пожни, с. Слудицу с челядью и скотом (НГОМЗ. Инв. № 25982/1543). Среди первых сопостников В. Х. был отец Варлаама (Прокшинича) Прокша Малышевич, принявший постриг в Хутынском мон-ре с именем Порфирий и скончавшийся там в 1207 г., житие упоминает также некоего Феодора.

Год кончины В. Х. указан в поздних новгородско-софийских летописях и поздних редакциях жития. Одни летописи (нек-рые списки Новгородской IV, Софийская I, Новгородская Карамзиновская), возможно под влиянием более ранних источников, пишут о преставлении святого в 1193 г., др.- в 1197 (нек-рые списки Новгородской IV) или 1243 г. (Новгородская II, Новгородская III, а также нек-рые списки жития). Последняя дата ошибочна, поскольку относится к др. иноку Хутынского мон-ря - Варлааму (Вячеславу Прокшиничу), к-рого поздние новгородские источники часто путают с основателем мон-ря. А. А. Зализняк и В. Л. Янин , основываясь на сообщении жития о том, что чин отпевания В. Х. совершил св. Антоний (Добрыня Ядрейкович), относят преставление В. Х. ко времени после 1208/09 г., когда, по свидетельству летописей, Добрыня Ядрейкович принял постриг в Хутынском мон-ре. Эта т. зр. представляется недостаточно обоснованной, поскольку данные жития В. Х. ненадежны. День кончины преподобного, 6 нояб. (без указания года), приведен в житии 1-й (Проложной) редакции (по классификации Дмитриева).

Местное почитание В. Х. отмечается уже в XIII в. (по-видимому, тогда была создана 1-я редакция жития), в нач. XV в. возникла 2-я редакция, дополненная рассказом о чудесах, совершавшихся при гробнице святого. В 1410 г. по молитвам к В. Х. исцелился кн. Константин Дмитриевич, младший брат вел. кн. Василия I . В 1-м десятилетии XV в. на печати игумена Хутынского монастыря появилось поясное изображение В. Х. В 1410 г. в расположенном поблизости от Хутынской обители Лисицком во имя Рождества Богородицы муж. мон-ре была построена надвратная ц. во имя В. Х., в 1445 г. каменный храм с таким же посвящением появился в Хутынском мон-ре. В 1440 г. при Новгородском архиеп. св. Евфимии II были освидетельствованы мощи В. Х., оставленные под спудом. По инициативе свт. Евфимия Пахомий Логофет (Серб) составил новую переработку жития В. Х., дополнил его лит. вступлением и рассказом о 4 чудесных исцелениях, совершившихся по молитвам к святому. Пахомий написал также Похвальное слово и канон В. Х. Пахомиевская редакция жития вместе с 1-й (Проложной) редакцией вошла в состав Великих Миней-Четий митр. св. Макария . В Четьях-Минеях митр. св. Димитрия (Туптало) использована Проложная редакция, дополненная описанием чудес из текста Пахомия.

После того как в 1460 г. у гроба В.Х. был воскрешен из мертвых постельничий вел. кн. Василия II Васильевича - Григорий Тумгень, почитание В. Х. вышло за пределы Новгорода, о чем свидетельствует устройство в 1461 г. в московской ц. Иоанна Предтечи престола во имя преподобного. В 1471 г. вел. кн. Иоанн III Васильевич ходил походом на Новгород и побывал в Хутынском монастыре. Согласно Распространенной редакции жития В. Х. (1526), когда Иоанн III приказал игум. Нафанаилу сдвинуть плиту с гробницы преподобного, из-под земли «изошел огонь», «от дыму стены церковныя попалишася» и князь выбежал из собора, бросив свой посох (в XIX в. его показывали в мон-ре).

Благоговейным почитателем памяти В. Х. был вел. кн. Василий III Иоаннович , принявший перед смертью схиму с именем Варлаам. По повелению вел. князя в 1515 г. на месте разобранного Спасо-Преображенского храма (XII в.) в Хутынском мон-ре был построен новый собор. Летописи сообщают о чуде, совершившемся в правление Василия III по молитвам В. Х. и прп. Сергия Радонежского. Во время нападения в 1521 г.крымского хана Магмет-Гирея на Москву инокине кремлевского Вознесенского мон-ря было видение: Московские святители хотели изнести из Кремля Владимирскую икону Богоматери , но были умолены преподобными Сергием Радонежским и В. Х., и святыня была возвращена, Москва избавилась от разорения (ПСРЛ. СПб., 1913. Т. 21. Ч. 2. С. 600-602). Житие В. Х. рассказывает о его явлении Василию III, святой попросил вел. князя прислать в неск. новгородских мон-рей достойных настоятелей, что и было исполнено. В 1533 г. перед ракой преподобного сама собой зажглась свеча, воск от нее был послан вел. князю.

"О наступлении зимы в Петров пост". Миниатюра из Лицевого жития прп. Варлаама Хутынского. XVII в. (ПИАМ. Инв. 291/49. Л. 107 об.)


"О наступлении зимы в Петров пост". Миниатюра из Лицевого жития прп. Варлаама Хутынского. XVII в. (ПИАМ. Инв. 291/49. Л. 107 об.)

Во 2-й четв. XVI в. были созданы 2 новые редакции жития В. Х.: Распространенная (1526), к-рая представляет собой свод сообщений о преподобном, собранных из прежних редакций жития, летописей, преданий, записей о чудесах и рассказов иноков Хутынского мон-ря, а также Особая (между 1526 и 1553), с изложением дополнительных сведений, новых имен и фактов, в т. ч. малодостоверных (признание прп. Антония Дымского преемником В. Х., преставление святого отнесено к 1243 г. и др.). Известны и более поздние переработки жития, в частности созданная в нач. XVIII в. Иоанникием и Софронием Лихудами (один из списков данной редакции, не включенный в реестр Дмитриева, хранится в ОПИ НГОМЗ (КП № 30056-212. Кр. 247)). В 1645 г. братия Хутынского мон-ря поставила деревянную часовню в Неревском конце Новгорода на Дослане ул. при пересечении ее с Яковлевой, на месте, где, по преданию, стояла усадьба родителей В. Х. 6 нояб., в день памяти святого, по свидетельству чиновника Софийского собора XVII в., в Хутынском мон-ре совершалась архиерейская служба, богомольцам раздавали хлеб и медные монеты.

К В. Х. с усиленной молитвой обращались во время природных катаклизмов, т. к. считается, что преподобный имеет особую власть над природными явлениями. Подтверждением этому служит рассказ жития о предсказании святым выпадения снега на праздник апостолов Петра и Павла (12 июля); до нач. 20-х гг. XX в. в память об этом чуде в 1-ю пятницу Петрова поста в Хутынский мон-рь устраивался крестный ход. В 1505 г. В. Х. явился хутынскому пономарю Тарасию и предупредил о том, что Новгороду угрожает опасность из-за разлива оз. Ильмень. Преподобный умолил Богородицу избавить город от наводнения, для наказания горожан за грехи на них была послана «казнь... с милостию» - мор, когда погибли грешники, а праведники были спасены ангелами. Преподобный предсказал также Тарасию пожар в городе через 3 года после мора. (Видение пономаря Тарасия описано в Распространенной редакции жития В. Х., в Особой редакции пономарь назван Прохором; эпидемия и пожар в Новгороде отмечены в летописях под 1505-1508 гг.).

Мощи святого по-прежнему почивают под спудом в Спасо-Преображенском соборе Хутынского мон-ря. Первая рака над гробом преподобного была, по-видимому, деревянной (в 1540, как сообщает летопись, «чудотворцев гроб огоре»). Гробница пострадала при захвате мон-ря шведами: с нее сняли 139 гривенок серебра и жемчуг. В 1639 г. устроили серебряную раку, украшенную басменным тиснением, в 1851 г. ее заменили новой серебряной ракой, к-рая была изъята из мон-ря в 1922 г. и отправлена на переплавку. До 20-х гг. ХХ в. в монастырской ризнице хранились принадлежавшие, по преданию, В. Х. риза, стихарь, поручи (ныне в НГОМЗ. Инв. № 1624), крест, епитрахиль.

К 2003 г. в Хутынском мон-ре восстановлен трапезный храм во имя В. Х., в Преображенском соборе устроена новая серебряная рака над мощами преподобного. На горке, где, по преданию, стояла келья святого, построена деревянная часовня, над колодцем, изрытым В. Х., поставлена сень. 6 (19) нояб. и во 2-ю пятницу Петрова поста вокруг мон-ря совершаются крестные ходы.

Ист.: ПСРЛ. Т. 3. М., 2000. С. 40, 50, 231, 247, 402, 424; НовгорЛет. С. 11, 16, 316-319, 388-390; ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. М., 2000. С. 174, 176, 445, 506, 523, 551, 555, 570, 591; Т. 6. Вып. 1. Стб. 248; Вып. 2. Стб. 23-27, 131-142, 144, 147, 194; Т. 13. С. 38-43; Т. 15. Вып. 1. Стб. 24, 280; Т. 16. Стб. 47, 52, 159, 186, 199-202, 204, 209, 214; Т. 42. СПб., 2002. С. 79, 106; Памятники старинной рус. лит-ры. СПб., 1862. Вып. 4; Житие Варлаама Хутынского: В 2-х списках // ОЛДП. Вып. 41. СПб., 1881; ВМЧ: Ноябрь, дни 1-12. СПб., 1897. С. 198-222; Никольский А . Житие прп. Варлаама Хутынского Лихудиевской редакции // ВАИ. 1911. Вып. 21; Видение хутынского пономаря Тарасия // ПЛДР: Кон. XV - 1-я пол. XVI в. М., 1984. С. 416-421, 724-725; Макарий [Миролюбов], архим . Опись новгородского Спасо-Хутынского мон-ря 1643 г. // ЗРАО. 1856. Т. 9. С. 411-555; Опись Новгорода 1617 г. М., 1984. Ч. 1. С. 88-91. (Памятники отечеств. истории; Вып. 3).

Лит.: ИРИ. Ч. 6. С. 608-646; Макарий [Миролюбов], архим . Археол. описание церк. древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Ч. 1. С. 429-454; Ч. 2. С. 157, 184-185, 322, 334, 338, 340; он же . Древние церк. обряды в Новгороде по указанию письменного архиерейского Чиновника, или Устава. М., 1861. С. 7, 43-44; Краснянский Г . Месяцеслов (святцы) Новгородских святых угодников Божиих, открыто и под спудом почивающих. Новгород, 1876. С. 153-170; Ключевский . Древнерус. жития. С. 58-64, 140-146; ПДП: Отчет о деятельности Общества с 25. XI. 1879 г. по 1. IV. 1880 г. СПб., 1880. Вып. 2. С. 59-70; Строев . Списки иерархов. Стб. 49. № 2; Барсуков . Источники агиографии. Стб. 79-85; Варсанофий (Охотин), еп . Акафист прп. и богоносному отцу нашему игум. Хутынскому, Новгородскому чудотворцу Варлааму // ПС. 1902. № 11. С. 600; Слезскинский А . Г . Хутынский мон-рь: Из экскурсии в окрестностях Новгорода // ИВ. 1903. Т. 94. № 12. С. 926-942; Яблонский В . Пахомий Серб и его агиографические писания. СПб., 1908. С. 13, 21-37, 114-119, 130-136, 144-151; Дмитриев Л . А . Житийные повести Рус. Севера как памятники лит-ры XIII-XVII вв. Л., 1973. С. 13-95, 271-281; он же . Житие Варлаама Хутынского // СККДР. Вып. 1. С. 138-142; он же . Видение хутынского пономаря Тарасия (Прохора) // Там же. Вып. 2. Ч. 1. С. 135-138; он же . Житие Варлаама Хутынского // Лит-ра Древней Руси: Биобиблиогр. словарь / Под ред. О. В. Творогова. М., 1996. С. 60-61; СКСРК, XI-XIII вв. М., 1984. № 167. С.187-188; Зализняк А . А ., Янин В . Л . Вкладная грамота Варлаама Хутынского // Russian linguistics. 1993. [Т.] 16. С. 185-202; Водов В . Первые новгородские святыни и святые (до нач. XV в.) // Вел. Новгород в истории средневек. Европы. М., 1999. С. 382-390; Новикова В . К . Прп. Варлаам Хутынский, новгородский святой. СПб.; М., 2003.

Л. А. Секретарь

Иконография

Святые Варлаам Хутынский, Иоанн Милостивый, Параскева Пятница и Анастасия с Богоматерью "Знамение". Икона. 2-я пол. XV в. (ГРМ)


Святые Варлаам Хутынский, Иоанн Милостивый, Параскева Пятница и Анастасия с Богоматерью "Знамение". Икона. 2-я пол. XV в. (ГРМ)

В. Х. представлена многочисленными миниатюрами, памятниками иконописи, монументальной живописью, шитьем, прикладным искусством, графическими прорисями, гравюрами, отразившими общерус. характер почитания святого. Большая часть изображений сохранилась в произведениях новгородского и московского искусства. В иконографической традиции В. Х. можно выделить неск. основных вариантов. К самому раннему типу изображения относится одноличный фронтальный образ В. Х., восходящий к не дошедшему до наст. времени надгробному портрету святого. Поясной вариант этого извода воспроизводился на игуменских печатях Хутынского мон-ря начиная с 1-го десятилетия XV в. (впервые - на печати игум. Варлаама). Преподобный представлен в куколе, в руке свернутый свиток (?) (ГИМ, ГЭ). Очевидно, иконы с изображением святого писались в Новгороде еще до освидетельствования архиеп. Евфимием мощей В. Х. (1440), поскольку вышеупомянутый игум. Варлаам, став архимандритом Юрьева мон-ря, уже в 1410 г. построил в Лисицком мон-ре надвратную ц. во имя В. Х., где рядом с царскими вратами должны были поместить его образ. Поскольку в это же время (между 1408- 1422 и 1438) возникает 2-я редакция жития святого, обычно сопровождавшаяся написанием иконы и возложением покрова на гробницу, следует предполагать более древнее сложение иконографии В. Х. К самому древнему иконографическому типу В. Х. относятся его изображения на шитых покровах, известные нам по памятникам XVI в. В московской мастерской царицы Ирины Годуновой был шит покров, вложенный в Хутынский мон-рь в 1579 г., на к-ром В. Х. представлен в схиме, на голове куколь с Голгофским крестом, в руках свернутый свиток (НГОМЗ; более ранние покровы из Хутынского мон-ря известны по описанию (Макарий (Миролюбов), архиеп . Археол. описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Т. 2. С. 305- 308). К той же традиции относятся большие храмовые иконы преподобного, их иконография отличается лишь деталями: надетым или спущенным на плечи куколем, закрытым или раскрытым свитком, содержанием написанного на нем текста. О такой иконе XVI в. в трапезной палате ц. Варлаама Хутынского Спасо-Преображенского Хутынского мон-ря упоминает архиеп. Макарий: «В левой руке преподобного свиток с надписью: «Братие, о нем же изыдосте, о том и подвизайтеся и о своем спасении не нерадите; и Господь наш Иисус Христос да сохранит вы в любви Его; аз же аще и телесне отхожу от вас, но духом с вами неотступен буду, и о всем да разумно будет, аще убо обрел благодать пред Богом, монастырь и по смерти моей, якоже и при моем животе ничимже»» (Там же. С. 80. Примеч. 153). Сохранился резной образ преподобного, украшавший верхнюю крышку деревянного реликвария из Димитриевской ц. в Новгороде (сер. XVI в. (1560 ?), НГОМЗ), где В. Х. изображен без куколя, с раздвоенной бородой, благословляющим, с развернутым свитком в руках с текстом: «Блажен человек, иже помянет имя мое в день памяти моея». Такой же образ преподобного (наряду с его предстоянием Спасителю в деисусной композиции) встречается в средниках житийных икон.

Самым ранним сохранившимся является изображение В. Х. вместе со святыми, чьи дни памяти близки, на новгородской иконе 2-й пол. XV в. «Святые Варлаам Хутынский, Иоанн Милостивый, Параскева Пятница и Анастасия с Богоматерью «Знамение» (ГРМ). Святой представлен фронтально, он в золотисто-охряном подряснике, светло-зеленой схиме с откинутым куколем и фиолетово-коричневой мантии, обеими руками придерживает свернутый свиток. На таблетке из комплекта святцев Софийского собора преподобный представлен в центре оборотной стороны (на лицевой - «Воздвижение Креста») между святыми Харитоном Исповедником, еп. Иконийским, и Сергием Радонежским. Он изображен в темно-вишневой мантии и желтом подряснике, куколе, благословляющим, со свитком в руке (НГОМЗ). В дальнейшем, особенно в XVI в., этот вариант изображения преподобного будет самым распространенным. Со 2-й пол. XV в. вплоть до кон. XVII в. на московских и новгородских иконах В. Х. нередко представлен с прп. Сергием Радонежским. Для новгородцев В. Х. олицетворял славу местной истории, духовное начало новгородской церкви и монастырской жизни, подобно тому, как в Москве те же идеи связывались с именем прп. Сергия Радонежского. Самое раннее изображение - фреска вост. стены домовой ц. во имя прп. Сергия Радонежского архиеп. Ионы в Новгородском детинце (между 1460 и 1463). К этому же времени относится шитое убранство белого клобука Василия, архиеп. Новгородского, украшенного после 1478 г. дробницами с 3 фигурами рус. святых: В. Х., Сергия Радонежского и Кирилла Белозерского (Там же. С. 347). На новгородской иконе «Избранные святые» (1560, ГТГ) по левую сторону от Богоматери «Знамение» представлены поясные фигуры В. Х. (в схиме) и прп. Сергия Радонежского, оба со свитками. В XVI- XVII вв. существовал вариант пядничных икон с образами этих 2 преподобных («Святые Варлаам и Сергий Радонежский», кон. XVI в., ГРМ). Для многочисленных изображений В. Х. на полях икон разных изводов характерен тот же принцип: святой чаще всего представлен в паре или рядом с прп. Сергием Радонежским, напр. на московской иконе «Богоматерь Одигитрия со Св. Троицей и избранными святыми» (посл. четв. XV в., ГТГ). Образ В. Х. часто появляется на иконах со святыми на полях в составе др. преподобных: поясное фронтальное изображение В. Х. в медальоне представлено на нижнем поле шитого сударя «Явление Богоматери преподобному Сергию Радонежскому» (посл. четв. XV в., ГМЗМК). К нач. XVI в. можно отметить сближение обликов В. Х. и прп. Сергия Радонежского, о чем свидетельствует, напр., изображение на упомянутом деревянном реликварии 1560 г.

На протяжении XVI- XVII вв. фронтальное изображение преподобного часто представлено с новгородскими святыми, напр. на шитой пелене сер. XVI в. вместе с новгородскими святыми Иоанном и Никитой, Ионой Отенским, Евфимием Вяжицким, осененными духовным символом Новгорода - образом Богоматери «Знамение» (вышита в мастерской Строгановых и вложена Д. А. Строгановым в Хутынский мон-рь, ныне в НГОМЗ). Об особом отношении новгородцев к памяти святого говорит тот факт, что уже в 1645 г. на месте, где, по преданию, жили родители преподобного, была построена часовня в честь В. Х., украшенная его иконой, а в 1679 г. в ней был установлен каменный крест с изображениями «Распятия» и В. Х. (Макарий (Миролюбов), архим . Опись Новгородского Спасо-Хутынского монастыря 1642 г. // ЗОРСА. 1857. Т. 9. С. 406. Примеч. 1).

Особый иконографический тип предстоящего или молящегося В. Х. складывался с введением его изображения в деисусный чин. Такие иконы получили распространение прежде всего в новгородском искусстве (икона из иконостаса Успенской ц. Колмова монастыря близ Новгорода, ок. 1530, НГОМЗ), чаще всего святой изображается в паре с прп. Сергием Радонежским, напр. на деисусных иконах (ок. 1558) иконостаса ц. апостолов Петра и Павла в Кожевниках в Новгороде (НГОМЗ). Деисусные иконы XVI-XVII вв. с образом В. Х. известны в музеях Новгорода и Пскова (обе 1550, НГОМЗ, ПИАМ; не расчищены). В предстоянии В. Х. часто изображается среди рус. преподобных перед чудотворным образом Богоматери или перед иконами-праздниками: на пелене «Богоматерь «Неопалимая Купина», с избранными святыми» (кон. XV - нач. XVI в., ГРМ) - рядом с прп. Сергием Радонежским. Вместе с прп. Антонием Римлянином он изображен в молении иконе Богоматери «Знамение» на фреске центрального прясла юж. стены Спасо-Преображенского собора Хутынского мон-ря (Там же. С. 411). В паре с тем же святым В. Х. предстоит Господу Вседержителю на двустороннем образке, написанном мастером Г. Семёновым на частице камня - реликвии прп. Антония Римлянина (XVIII в., ГРМ). На ряде икон В. Х. предстоит в молении Христу (или Богоматери) вместе с прп. Прокопием Устюжским (XVI в., АМИИ; XVII в., ГТГ); на иконе из Каргополя со святыми Николаем Мирликийским и Алексием, человеком Божиим (XVI в., АМИИ).

Часто В. Х. изображен предстоящим в ряду святых: на полях вологодской иконы «Воздвижение Креста» (2-я пол. XVI в., ГТГ) - в паре с прп. Сергием Радонежским; на кресте-мощевике из Новгорода (нач. XVI в., ГММК) - в руке посох (в ряде житийных тестов - явления В. Х. с посохом, к-рым он наказывает грешников; посох лежал на раке святого уже в 20-30-х гг. XVI в. (Дмитриев Л . А . Житийные повести Русского Севера как памятники лит-ры XIII-XVII вв. Л., 1973. С. 49, 52, 54).

"Явление Богоматери прп. Сергию Радонежскому" с избранными святыми. Сударь. Посл. четв. XV в. (ГММК)


"Явление Богоматери прп. Сергию Радонежскому" с избранными святыми. Сударь. Посл. четв. XV в. (ГММК)

Единоличный образ В. Х., предстоящего в молитве Спасителю, Св. Троице или Богоматери с Младенцем, в XVI- XVII вв. был самым распространенным: икона сер. XVI в. (Музей-квартира П. Д. Корина); 2 иконы 2-й пол. и кон. XVI в. (обе в ГТГ), псковский шитый покров XVI в. (ПИАМ), на иконах XVI-XVII вв. (ГРМ). На редком по иконографии образе XVII в. (частное собрание) святой предстоит образу Св. Троицы, очевидно, в память явления ему на месте буд. мон-ря 3 лучей. У его ног в лесных зарослях показаны постройки Хутынского мон-ря - каменный Спасо-Преображенский собор и шатровая ц. «под колоколы» во имя сщмч. Григория Армянского, просветителя Вел. Армении. Большая часть таких икон относится к типу благословляемого Спасителем в облачном сегменте, напр. икона «Варлаам Хутынский в молении перед Спасом», написана в 1701 г. К. Улановым - преподобный изображен на фоне пейзажа в схиме, в руках четки (ГРМ). Опись Хутынского мон-ря 1642 г. перечисляет множество таких икон (напр., «Образ Варлаама Чудотворца, стоящий, окладной, во облаце Спас», «Пядничный образ Варлаама в молении, во облаце Спас»). Средник упоминаемых в этой описи икон В. Х. был того же извода (Макарий (Миролюбов) . Опись. Т. 9. С. 431- 434). В описи 1630 г. келейной казны Патриарха Филарета значатся 6 образов В. Х. (РИБ. М., 1876. Т. 3. Ст. 890), опись 1701 г. московского Успенского собора называет неск. икон святого, среди к-рых «Варлаам Хутынский стоящий, с правую у него страну во облацех образ Спасителев поясной» (там же. Ст. 654). Такие иконы во множестве писали в Хутынском мон-ре или по его заказу в др. местах для продажи богомольцам и поднесения знатным гостям, о чем свидетельствуют многочисленные прориси с образом В. Х. (Маркелов . Святые Древней Руси. Т. 1. № 72, 73).

После чуда воскресения у раки В. Х. постельничего вел. кн. Василия II Григория Тумгеня в 1460 г. почитание святого распространилось в Москве, где тотчас же появились его изображения. Особого размаха оно достигло в период правления кн. Василия III, принявшего перед смертью в иноческом постриге имя Варлаам. Почитание В. Х. повлияло на сложение новой иконографии святого. Вероятно, в тот период в Москве на древней иконе «Спас на престоле» (кон. XIV - нач. XV в., ГММК), вывезенной из Новгорода и поставленной в местном ряду иконостаса Успенского собора Московского Кремля, была приписана коленопреклоненная фигура припадающего В. Х. в монашеском облачении (удалена при реставрации в 1934-1935). Возможно, ее копией являлась сходная по иконографии икона из ц. сщмч. Григория Армянского в Хутынском мон-ре (Макарий (Миролюбов) . Опись. Т. 2. С. 48).

"Спас Смоленский" с припадающими преподобными Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским. Икона. Нач. XVIII в. Церковь во имя мч. Иоанна Воина в Москве


"Спас Смоленский" с припадающими преподобными Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским. Икона. Нач. XVIII в. Церковь во имя мч. Иоанна Воина в Москве

Особое развитие получила иконография В. Х., припадающего вместе с прп. Сергием Радонежским к ногам стоящего Спасителя - «Спас Смоленский». Первый образ такого извода, по преданию, был написан в благодарность за взятие Смоленска в 1514 г. и помещен над Фроловскими воротами Кремля (уничтожен в 1917). В основе иконографии этой фрески лежит видение слепой инокине кремлевского Вознесенского мон-ря, случившееся в 1521 г., когда к Москве подходили полчища Магмет-Гирея. Преподобные В. Х. и Сергий, увидев святителей, выносивших из Кремля святыни, припали к их ногам, вопрошая: «чесо ради исходити из града сего». Святители ответили, что уходят из Кремля по воле Божией, поскольку москвичи прогневили Бога и наказаны за это нашествием монголо-татар. Тронутые молитвой преподобных, чудотворцы вернулись обратно в Кремль, а Магмет-Гирей увел свои войска без боя. Самым ранним среди многочисленных повторений (см. также прориси: Маркелов . Святые Древней Руси. Т. 1. Ил. 249-251) этой иконографии является средник иконы «Спас с притчами» из местного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля (сер. XVI в., ГММК). К нач. XVIII в. относится образ «Спас с припадающими прп. Варлаамом Хутынским и Сергием Радонежским» в московской ц. Иоанна Воина на Якиманке, находящийся в киоте справа перед иконостасом.

Житийных икон В. Х. известно немного, почти все относятся к XVI- XVII вв. Самой ранней является новгородская икона сер.- 3-й четв. XVI в. «Варлаам Хутынский, с 14 клеймами жития» из г. Боровичи (ГИМ), образ В. Х. в среднике подобен изображению на новгородской таблетке. Содержание клейм восходит ко 2-й редакции жития, включавшей сказание Родиона Кожуха о чуде 1460 г. с постельничим Григорием Тумгенем; часть сюжетов связана с детством, аскетическими подвигами святого, устроением им мон-ря. Одним из самых значительных памятников иконографии святого является московская икона «Св. Варлаам Хутынский, с 20 клеймами жития» 60-х гг. XVI в. (ГРМ). Средник повторяет традиц. образ преподобного в молении, предстоящего благословляющему Господу Вседержителю в небесном сегменте. Лит. источником житийного цикла был текст Пахомия Логофета. Самыми редкими являются 3 клейма нижнего поля, подробно иллюстрирующие чудо с Григорием Тумгенем. Ярославская икона 2-й пол. XVI в. «Варлаам Хутынский в житии с 36 клеймами» (ЯХМ) иллюстрирует текст 2-й редакции житийной повести с добавлением эпизодов о крестном ходе в Петров пост, В. Х. в среднике изображен благословляющим, в схиме, с развернутым свитком в отведенной в сторону руке. Ко 2-й пол. XVI в. (?) относится икона с 24 клеймами, иллюстрирующими распространенную редакцию жития, окружающими В. Х., предстоящего образу Богоматери «Одигитрия» в облачном сегменте (из ГТГ передана в музей г. Тбилиси). Житийная икона В. Х. с 12 клеймами, кон. XVII или нач. XVIII в., из рижской Гребенщиковской старообрядческой общины в основе своей имеет один из кратких вариантов Распространенной редакции жития; святой в среднике представлен в редком иконографическом варианте - по пояс, со свитком и образом храма в руках. К 1-й пол. XVII в. можно отнести икону «Варлаам Хутынский в деяниях» с 38 клеймами, к-рая в нач. ХХ в. находилась в Спасо-Преображенском соборе Хутынского мон-ря (Никольский А . Житие прп. Варлаама Хутынского Лихудиевской редакции // ВАИ. 1911. Вып. 21. С. 32- 34. Возможно, в наст. время находится в НГОМЗ. Инв. 7623. 182´ 142 см; под записью). Судя по перечисленным клеймам, автор иконы пользовался одним из наиболее подробных списков распространенной редакции. К разным вариантам этой и Особой редакций относятся еще неск. памятников: икона из ц. Илии Пророка в Ярославле с 18 клеймами жития и образом предстоящего Спасителю В. Х. (1-я пол. XVII в., ЯМЗ). В ее последних 3 клеймах помещено видение хутынского пономаря, ставшее в XVI в. темой отдельных икон «Видение пономаря Прохора». Нач.- 1-й пол. XVIII в. можно датировать икону «Варлаам Хутынский в житии, с 18 клеймами» из Крестовоздвиженской ц. г. Петрозаводска (Музей изобразительных искусств Карелии). В среднике В. Х. обращен к изображенному в левом облачном сегменте благословляющему Спасу. Подробные житийные циклы известны по многочисленным миниатюрам XVI- XVII вв. (новгородские рукописи с иллюстрированным житием В. Х.: Сб. XVII в.- ИРЛИ. Собр. Ф. А. Каликина № 35; БАН. 30.7.30; РНБ. Соф. № 1430, XVII в.- на Л. 103 миниатюра «Видение пономаря Тарасия»; Лицевое житие XVII в.- ПИАМ. Инв. 291/49. Л. 97).Макарий (Миролюбов) . Опись. Т. 9. С. 435). Близкой по времени является происходящая оттуда икона кон. XVI - нач. XVII в. (НГОМЗ). К наиболее ранним повторениям относятся также храмовый образ XVI в. Варлаамиевского придела Покровского собора на Красной пл. и небольшая икона нач. XVII в. из собрания ГРМ. Все они (включая поздние, нач. XVIII в., ГТГ) повторяют одну композиционную схему и восходят, по-видимому, к древнему образцу. Вариант видения хутынского пономаря Прохора известен в монументальной живописи по росписи в ц. Илии Пророка в Ярославле (1680), где в диаконнике был устроен придел В. Х., украшенный житийным циклом святого, и зимнего Покровского придела той же церкви, расписанного в 1697 г.

Среди др. житийных сюжетов отдельной композицией стало изображение погребения В. Х. на иконах-пядницах (кон. XVI в. (с записями), ГРМ). Этой сцене, единственной из всего жития, соответствует подробное описание в иконописных подлинниках (см. Маркелов . Святые Древней Руси. Т. 2. С. 68-70).

На протяжении XV- XVIII вв. иконография В. Х. варьировалась: его писали то в куколе, то с непокрытой головой, то в игуменской шапочке, с бородой разной формы и длины. В иконописных подлинниках он также описывается по-разному: «Брада руса с проседью, менши Василья Кесарийскаго, на конци уже состряся» (РНБ. Перетц. № 524. Л. 82); «рус исчерна, брада до персей, узка, на главе схима, из под нея кудерцы знать, ризы преподобническия» (Филимонов . Иконописный подлинник. С. 186). Изображения В. Х. в игуменской шапочке встречаются редко (напр., на верхнем поле иконы «Воскресение-Сошествие во ад» из Пскова, XV в., ПИАМ).

Многочисленные образы В. Х. размещаются наряду с др. рус. чудотворцами в чине преподобных в таких сюжетах, как «Воздвижение Креста», «О Тебе радуется», «Покров Богоматери», «Богоматерь Боголюбская с припадающими» и др.

Лит.: Снегирев И . М . Кремлевские Спасские ворота в Москве // ДЧ. 1862. Ч. 2. С. 199-203; Гусев П . Л . Новгород XVI в. по изображению на хутынской иконе «Видение пономаря Тарасия». СПб., 1900;Каталог церк. отдела выставки, устроенной к XV археол. съезду в Новгороде. Новгород, 1911. Кат.1; Анисимов А . И . Икона Варлаама Хутынского в Новгородском Епархиальном Древлехранилище // Тр. Новгородского церк.-археол. об-ва. Новгород, 1914. Т. 1. С. 146- 167; Зимин А . А . Повести XVI в. в сб. Рогожского собр. // Зап. ОР ГБЛ. М., 1958. Вып. 20. С. 189-198 (Повесть «Знамение ужасно и преславно како спасен бысть град Москва...»); Антонова, Мнева . Каталог. Т. 2. Кат. 366 (ил. 7 зеркально), 374, 456, 498, 587, 625, 640, 721, 899; Малышев В . И . Древнерус. рукописи Пушкинского Дома. М.; Л., 1965. С. 37; Лихачева Л . Д . Миниатюристы - читатели новгородских лит. произведений // ТОДРЛ. 1966. Т. 22. С. 335- 341; Порфиридов Н . Г . Два сюжета древнерус. живописи в их отношении к лит. основе // Там же. С. 112-118; Антонова В . И . Древнерус. искусство в собр. П. Корина. М., . С. 54- 55, 127; Янин В . Л . Актовые печати Древней Руси X- XV вв. М., 1970. Т. 2. С. 139- 141, № 770; Ромашкевич Т . А . Роспись церкви Сергия Радонежского в Новгородском Детинце // ПКНО, 1977. М., 1977. С. 227; Смирнова Э . С ., Лаурина В . К ., Гордиенко Э . А . Живопись Др. Новгорода. XV в. М., 1982. С. 181- 185, 271- 272, 317; Новгородская икона XII- XVII вв. Л., 1983, № 239, 240; 1000 Jahre Orthodoxe Kirche in der Rus`: 988- 1988: Russische Heiligen. in Ikonen, 20 Nov. 1988 - 15 Jan. 1989. Recklinghausen, 1988. S. 39; Синицына Л . П . К иконографии Варлаама Хутынского // Скульптура. Прикладное искусство: Реставрация и исслед.: Сб. науч. тр. ВХНРЦ. М., 1993. С. 149- 157; Рус. деревянная скульптура / Сост. Н. Н. Померанцев, авт. вступ. ст. С. И. Масленицын. М., 1994. С. 23- 24, 224; Шалина И . А . Икона «Варлаам Хутынский в житии» XVI в. и ее лит. основа // ДРИ. СПб., 1994. [Вып.:] Новые атрибуции. С. 25- 39; она же . Икона Варлаама Хутынского в житии XVI в. в собр. Русского музея // Рус. ист. деятели в иконе: Тез. докл. науч. конф., дек. 1989 г. М., 1995. С. 27- 30; она же . Икона «Видение пономаря Тарасия» // София. Новгород, 1996. № 4 (20). С. 15; Попова Л . С . Житийная икона Варлаама Хутынского из собрания Ярославского музея-заповедника // Рус. ист. деятели в иконе. С. 30- 32; Русские монастыри: искусство и традиции. Б. м., 1997. С. 138, 139, 145; Маркелов . Святые Древней Руси. Т. 1. Ил. 55, 72, 73, 198, 225; Северные письма: Собр. АМИИ: Кат. / Сост. О. Н. Вешнякова, Т. М. Кольцова. Архангельск, 1999. Кат. 35, 36; Гордиенко Э . А . Новгород в XVI в. и его духовная жизнь. СПб., 2001. С. 206, 388- 399; Художественное наследие Дионисия: Иконы, кн. миниатюры, шитье, мелкая пластика, первопечатные книги кон. XV- сер. XVI в. М., 2002. С. 155-157; Дионисий - «живописец пресловущий»: К 500-летию росписи Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова мон-ря. М., 2002. Кат. 41, 57; Игнашина Е . В . Древнерус. шитье в собр. Новгородского музея. Великий Новгород, 2002. С. 9-11; Ярославский художественный музей: Кат. собр. икон. Ярославль, 2002. Т. 1. Кат. 52; Новикова В . К . Прп. Варлаам Хутынский, новгородский святой. СПб., 2003. С. 158- 162.

И. А. Шалина

А. Демкин
Святые источники Северо-Запада России.

2013 Андрей Демкин,
Перепечатка или иное полное или частичное воспроизведение материала разрешается только при наличии письменного разрешения авторов.

Святой источник преподобного Варлаама Хутынского.

Деревня Хутынь расположена на северной оконечности полуострова между реками Волхов и Малый Волховец. Деревня выросла под стенами монастыря, который был основан монахом-отшельником преподобным Варлаамом. Святой Варлаам является главным духовным покровителем Новгородских земель. Во многих христианских странах из всего сонма православных святых поминают Сергия Радонежского, Серафима Саровского и Варлаама Хутынского.

Преподобный Варлаам Хутынский.

Варлаам Хутынский (в миру Алексей Михайлович (Михалевич) родился в богатой и знатной новгородской семье в XII веке. Родителей Варлаама звали Михаил и Анна. Жили они на Софийской строне, в Неревском конце у земляного вала. Алексей с ранних лет почувствовал особенное расположение к благочестивой и уединенной жизни, удалялся от всяких игр и общества товарищей, любил читать священные книги, часто посещал храм Божий, а дома проводил время в молитве и посте. По смерти родителей Алексей, раздав все свое имущество бедным, удалился в Лисичий монастырь к подвижнику Порфирию и принял от него пострижение с именем Варлаама. Затем Варлаам стал отшельничать на холме Хутынь (худынь, худое место) у реки Волхов в десяти верстах от Новгорода. Место это пользовалось дурною славой: по мнению народному здесь жила нечистая сила, и все боялись ходить сюда. Но однажды, подходя к Хутыни, Варлаам увидел светлый луч, просиявший из густой чащи леса. Из этого знамения он понял, что его намерение поселиться здесь согласно с волей Божией. Стараясь изгнать пустынника, нечистая сила то устрашалп отшельника зверями, то злоумышленниками, но Варлаам переносил все с помощью усердной слезной молитвы и строгого поста. Высоконравственная жизнь Варлаама скоро сделалась известной и к нему стали приходить и князья, и бояре, и простые люди за советом и благословением, а многие просили позволения поселиться рядом с ним. Как ни любил уединение Варлаам, но, помня заповедь Господню о любви к ближним, по которой каждый прежде и 6олее всего должен заботиться о пользе других, с готовностью и любовью принимал всех, кто к нему обращался. Варлаам построил небольшую деревянную церковь в честь Преображения Господня в память того чудесного света, который осиял это место, когда он принял намерение поселиться здесь, и несколько келий. Так образовалась обитель, а Варлаам стал ее игумном. Число иноков, желавших подвизаться в обители Варлаама, постоянно увеличивалось. Преподобный своим примером и своими наставлениями вел живших с ним иноков к духовному совершенству. Он сам обрабатывал землю, сам построил себе келью и вырыл колодец, который сохранился до наших дней. За свою добродетельную жизнь Св. Варлаам еще при жизни был прославлен от Господа даром прозорливости и чудотворения.

Незадолго до своей кончины Варлаам окончил построение каменного храма в честь Преображения Господня вместо прежнего деревянного. Одновременно с освящением храма 6 августа 1192 года архиепископ Григорий "нарек монастырь" и возвел Варлаама в сан игумена. Прожил Варлаам в монастыре всего год. Предвидя свою кончину, св. Варлаам призвал к себе всю братию и сказал: "Настало время, дети мои, отхождения моего ко Господу, но я не оставлю вас сиротами и всегда буду с вами духом, и, если будете жить в любви, то монастырь этот и после моей смерти не будет иметь ни в чем недостатка. Вверяю вас, прежде всего, в руки Божий", - сказал он братии", -"блюстителем же душ и телес ваших оставляю игумена Антония, который сейчас находится в Иерусалиме. По дару прозорливости Преподобный увидел приближавшегося к обители Антония. Преподобный Варлаам с благословением вручил ему свое стадо и мирно скончался в 6-й день ноября (19 ноября по новому стилю) 1193 года. Заповедь преподобного Варлаама, данная обители, была следующая: "Странных с пути покоить, поить и кормить, приезжих на конях покоить всяким покоем и творить милостыню нищим. Если страннолюбия не забудете, то благодатью Божией обитель моя никогда не оскудеет".

Местное почитание Варлаама Хутынского в Новгороде известно с XIII века, позднее — в Москве, с 1461 года началось общероссийское почитание. во время нашествия на Москву Махмет-Гирея (1521 год, при князе московском Василии Иоанновиче), Москва была избавлена от страшного врага чудесным заступлением преподобных Сергия, Радонежского и Варлаама Хутынского. Память преподобного Варлаама совершается в 1-ю пятницу Петрова Поста и 6 ноября (по юлианскому календарю).

Монастырь процветал трудом монахов и дарами жертвователей, среди котроых были московские цари Василий III, Иван Грозный, Федор Иоаннович, Борис Годунов, Алексей Михайлович, Петр и Иван Алексеевичи. Богослужение постоянно шло в пяти церквах монастыря. В Хутынском монастыре был похоронен Дионисий - митрополит Московский и всея Руси, сосланный сюда Борисом Годуновым. В период 1611-1617 года Хутынский монастырь был оккупирован шведскими войсками под предводительством Якоба Делагарди. Монастырь имел белокаменную ограду, внутри котрой был прекрасный настроятельский фруктовый сад. На северной строне от монастыря росла липовая роща. В 1880 году при монастыре открылась церковно приходская школа. Также в монастыре была тюрьма, которая затем была использована большевиками.

Большевики закрыли обитель в 1919 годупо решению III губернского съезда "Советов". Тогда старцы переселились в здешнюю деревню Хутынь и продолжили монашескую жизнь, совершали регулярные богослужения, на которые собиралось много народа. В 1932 году их всех арестовали и отправили в ссылку. В монастыре находилось 3 старинных колокола, отлитых в XVI веке. В 1930-е гг. все колокола были сброшены большевиками с колокольни на землю, расколоты и увезены в Новгород. Один из них сохранился и ныне находится на территории Новгородского кремля под открытым небом возле Софийского собора, остальные были переплавлены. Металл с куполов был снят - остались одни каркасы. Соборный храм и церковь прп. Варлаама передали музею, а остальные здания заняло ОГПУ. В течение некоторого времени в корпусах Хутынского монастыря размещалась школа начсостава Ленинградской области. Затем здания достались психиатрической лечебнице. ОГПУ. Во время Второй мировой войны в монастыре был опорный пункт немецких войск и монастырь был разрушен при штурме советскими войсками и более 40 лет оставался в руинах. После войны здесь опять-таки размещалась больница для душевнобольных, а перед этим размещалась тракторная станция. В 1970-1980 гг. на территории монастыря была организована зона отдыха для приезжих туристов. В 1976 году начались некоторые работы по реставрации монастыря.
С 1992 г. в монастыре начала возрождаться монашеская жизнь. Во главе с матушкой Алексией из Пюхтицкого монастыря появились первые насельницы. Летом 1993 года была завершена реставрация Спасо-Переображенского собора и братского корпуса. Настоятелем Спасо-Преображенского храма, расположенного на территории монастыря является иеромонах Макарий. Вновь открыли монастырь 20 апреля 1994 года. Настоятельницей монастыря является игумения Алексия (Симдякина). На январь 2012 года в монастыре проживает более 100 сестёр, есть подворье в деревне Быково Валдайского района. В монастыре можно купить вкусные и свежие натуральные продукты: яйца хлеб, творог, масло.

На повороте к монастырю стоит деревянная часовня в честь икон Божией Матери «Казанская» и «Неупиваемая Чаша», построенная силами местной жительницы католички Ядвиги в 2002-2003 гг. в благодарнось за исцеление мужа от пьянства (двумя года позже этот человек скончался). По старинному преданию в 1452 году до этого самого места бежал опаленный огнем из гробницы преподобного Варлаама завоеватель новгородских земель московский князь Иван III, пожелавший взглянуть на мощи святого, которы покоился "под спудом".

3. Фотографии Спасо-Преображенского Варлаамо-Хутынского монастыря.

На территории Варлаамо-Хутынского монастыря находилось четыре каменных храма: Преображенский (1515 г.) с двумя приделами: в честь Покрова Божией Матери и архангела Гавриила (1646 г.); во имя преподобного Варлаама Хутынского с двумя приделами: во имя преподобного Исидора Пелусиота и святого царя Константина и матери его Елены (построен в 1552 г.); больничный во имя Всех святых; домовый во имя святого Иоанна Богослова.

Монастырский ансамбль в 1780-е годы представляется следующим образом: два храма в центре обширной площади, ограниченной пятиугольником каменной ограды со святыми воротами и восточной линии ограды и поставленными вдоль ограды деревянные братские кельи, гостиница и др. постройки. Большой хозяйственный комплекс, вероятнее всего, размещался за оградой, с северной стороны, за пределами ограды стояли две мельницы.

В XVIII веке (1768-74 гг.) создаётся колокольня с надвратной церковью (третий по счёту "Хутынский столп", возносившийся взамен ветшавшего предыдущего). В новой колокольне во втором ярусе находился храм во имя пророка Илии. Теперь, после реставрации (а колокольня, как и прочие здания монастыря, очень пострадала в годы войны), он переосвящен во имя Новомучеников и Исповедников Российских.

В северный придел во имя св. апостола Иоанна Богослова Преображенского храма (одно время он был переосвящен во имя Архенгела Гавриила по просьбе вдовы Г. Р. Державина) в 1993 году был возвращён прах Гавриила Романовича Державина, который прежде из-за разрушений храма во время войны был перенесён в новгородский кремль. На камне начертано: «Сим камнем сокрыт прах действительного тайного советника и разных орденов кавалера Гавриила Романовича Державина, скончавшегося в 1716 году». Державины жили в 60 километрах вниз по Волхову в своём имении Званка. Гроб с телом покойного привезли на барже на барже по Волхову.

Память преподобного Варлаама Хутынского празднуется 19 ноября (преставление) по новому стилю, в первую пятницу после недели Всех Святых по Пятидесятнице и в 3-ю Неделю (воскресение) по Пятидесятнице с Собором Новгородских святых.

Жизнеописание преподобного Варлаама Хутынского
Жизненный путь подвижника, который имел знатное происхождение и в миру носил имя Алексей, проходил в двенадцатом веке. Детство будущий светильник Церкви провел в Новгороде, быв рожден в благочестивой семье. С раннего возраста он отличался своим поведением от сверстников: не любил играть в шумные игры, а проводил время в одиночестве, читая духовную литературу и молясь. Алексей вызывал тревогу у своих отца и матери воздержанием от скоромной пищи, стремлением вести очень воздержанный образ жизни, однако все их попытки изменить поведение сына не увенчались успехом. Будущий подвижник отвечал своим родителям, что не пища и питие вводят человека в Царствие Небесное, а пост и молитва.
С юных лет святой почувствовал призвание к монашескому подвигу и для принятия пострига после смерти родителей отправился в подгородний Лисичий монастырь, после чего избрал себе место для уединенной молитвы – холм над Волховом, расположенный на расстоянии десяти верст от Новгорода в урочище Хутынь, название которого означало «худынь», то есть скверное, худое место. По мнению жителей близлежащих селений там обитали злые духи, но они не имели никакой силы против святого угодника Божия, имевшего своим оружием крест Христов.
Для многих наших современников, стремящихся к удобству и комфорту, может показаться весьма странным поведение подвижника, добровольно взявшего на свои плечи крест тяжелых трудов, непрестанной молитвы, строгого поста и бдения в абсолютно «неприспособленном для нормальной жизни» месте. Однако, святой Варлаам имел горящее любовью к Богу сердце и непреклонное стремление обрести спасение души. Чтобы добыть себе пропитание, преподобный собственноручно занимался вырубкой леса, обработкой небольшого огорода, заготовкой дров, держа в памяти слова Священного Писания о том, что, кто не хочет трудиться, тот не должен и есть.
Были среди жителей Новгорода люди, желающие получить духовные наставления святого Варлаама, понести подвиги монашеской жизни, подобные тем, которые совершал подвижник. Преподобный поучал своих духовных чад с великим усердием, напоминая об опасности многих душевных пороков: просил не завидовать, не клеветать, воздерживаться от гнева, не согрешать отдаванием своих денежных запасов в рост, увещевал не осуждать других людей. Он советовал избегать клятвы, но, если кто-то уже поклялся, то должен исполнить свои слова, остерегал об опасности телесных страстей, призывая к воздержной жизни. Источник и начало добродетели подвижник видел в кротости и любви ко всем людям, подавал собственный благочестивый пример.
Вскоре возникла необходимость строительства церкви и монастыря на месте, которое избрал для несения своих подвигов преподобный Варлаам Хутынский. Храм был воздвигнут и освящен в честь Преображения Господня. Господь, видя искреннюю любовь к ближним Своего угодника, сообщил ему дар творить чудеса и дар прозорливости.
Незадолго до окончания земной жизни преподобный Варлаам, зная время своей кончины, обильно преподал духовные наставления насельникам обители. Он молил Господа послать доброго руководителя ко спасению его духовным чадам, и в скором времени обитель посетил его друг священноинок из Константинополя по имени Антоний. Именно ему святой Варлаам поручил попечение о монастыре и его братии, сказав, что покидает основанную им обитель только телесно и пообещав не оставлять ее духом.
Душа праведника отошла ко Господу 6 ноября 1192 года по старому стилю (19 ноября по новому)

Тропарь, глас 3:
Иже на земли леганием,/ пощением же и бдением/ тело твое изнуряя, преподобне,/ вся плотская мудрования умертвил еси,/ и исцелений струя независтная явился еси/ верою притекающим к тебе, Варлааме отче наш,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Кондак, глас 8:
Якоже другий Илия, отче, дождь с небесе свел еси,/ он убо огнь сведе и царя удиви,/ ты же люди твоя возвеселил еси и торжествовати устроил еси./ Великий бо Новград вельми тобою хвалится, имея мощи твоя в себе,/ Егоже сохраняй от враг непоколебима, да зовем ти:// радуйся, преподобне Варлааме, отче наш.

Величание:
Ублажаем тя, / преподобне отче Варлааме, / и чтим святую память твою, / наставниче монахов / и собеседниче ангелов.

Молитва:
О, преподобне и богоносне отче наш Варлааме! Услыши нас, молящихся тебе, и буди нам помощник в скорбех наших, и избави нас от напастей, за множество прегрешений, находящих на ны: умоли, угодниче Христов, всеблагаго Бога даровати нам оставление всех от юности нашея до настоящаго дне и часа делом, словом, помышлением и всеми чувствы содеянных нами согрешений, исходатайствуй нам невозбранный вход в Небесное Царствие, да прославляем непрестанно славимую от ангел Всесвятую Троицу, Отца, и Сына, и Святаго Духа, и твое милостивое предстательство в бесконечныя веки. Аминь.

Преподобный отец наш Варлаам родился в Новгороде от благочестивых и благоверных родителей. Он был воспитан в страхе Божием и был обучен грамоте. Святой отрок часто и охотно читал божественные книги и особенно Боговдохновенные псалмы царя и пророка Давида. С раннего возраста он избегал детских игр, отказывался от всяких мирских удовольствий и был избранным сосудом Святого Духа. Часто он размышлял так: “Воистину, жизнь наша кратка и непостоянна. В ней всё изменяется, всё вертится колесом. Она подобна сонному видению”.

Святой отрёкся от мира и от всего, что в мире, и удалился в пустынное место. За ним последовали Прокопий Малышевич, постригшийся потом под именем Порфирия, его брат Феодор, и другие жители Новгорода, желавшие подвизаться в тишине и безмолвии. Святый Варлаам принял иноческое пострижение от некоторого священноинока. Он устроил себе небольшую клеть, где непрестанно день и ночь возносил молитвы Господу. Святой ревностно подвизался в посте и трудах, сам рубил дрова, пилил лес, пахал землю, исполняя слова Священного Писания: “Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь” (2 Фес. 3:10).

Каждую ночь он бодрствовал и молитвой отгонял бесов. Нечистые духи то сами пытались смутить святого мужа, то побуждали кого-либо из людей досаждать блаженному. Святый терпеливо переносил все напасти, хранимый и подкрепляемый десницей Божией. Слава о его подвигах стала распространяться повсюду. Многие начали стекаться к нему: князья, бояре, богатые и бедные. Преподобный Варлаам неустанно поучал всех приходивших к нему:

– Чада, блюдитесь от всякой неправды, не завидуйте, не клевещите. Воздерживайтесь от гнева, не отдавайте денег в рост. Берегитесь судить неправо. Не клянитесь лживо, давши клятву, исполняйте ее. Не предавайтесь телесным страстям.

Будьте всегда кротки и ко всем относитесь с любовью. Сие добродетель – начало и корень всякого добра.

Так каждый день поучал блаженный всех приходивших к нему, сам же усугублял свои молитвы и все сильнее умерщвлял свою плоть. Чрез некоторое время он построил неболь¬шую церковь во имя Преображенияе Господа нашего Иисуса Христа. С сего времени возник монастырь. Число братии всё возрастало. Сам святой, как и прежде, вёл строгую жизнь. Пищей ему было сочиво или земные плоды, и то в самом небольшом количестве. Такую же строгую жизнь вели и прочие иноки.

В келлию святого пришел однажды князь и просил бла¬гословить его. Святой, приветствуя его, поздравил с рождением сына. Князь удивился сему. И действительно, в отсутствие князя, у него родился сын, восприемником которому в святом крещении был сам снятой Варлаам.

Один человек, имевший великую веру в святого мужа, отправился к преподобному с единственным своим больным сыном. Он хотел, чтобы святой помолился об исцелении его сына. Но дорогой больной умер. Святой Варлаам помолился и отрок восстал совершенно здоровым.

Однажды наступал великий праздник Воскресения Господа Иисуса Христа. Святой послал рыбарей наловить к празднику рыбы. Лов был необыкновенно удачен. Рыбаки поймали больших размеров осетра, но, наущаемые диаволом, скрыли его, а в монастырь привезли только остальную рыбу. Святой Варлаам, с посохом в руках, стал рассматривать привезённую рыбу и сказал:

– Дети, малые рыбы вы привезли. Где же большая?

Рыбаки, удивлённые такой прозорливостью святого, упали пред ним на колени, каялись в своем прегрешении и возвратили утаённую было ими рыбу.

По Божиему изволению, прибыл к преподобному Варлааму из Константинополя его сверстник Антоний. Блаженный был весьма обрадован возвращением своего друга. Он передал Антонию управление монастырем, сказав:

– Возлюбленный брат мой! Божие благоволение почивает над сею обителью. Ныне я передаю в твои руки сей монастырь. Блюди его и заботься о нем. Я уже отхожу к Царю Небесному. Но не смущайся сим: телом я покидаю вас, духом же всегда буду с вами.

И преподав наставление своей братии, заповедав ей соблюдать православную веру и постоянно пребывать в смирении, святой Варлаам предал свою душу Господу. Владыка Новгородский с подобающим благолепием, со свечами и духовными песнопениями, предал погребению его честное тело. Блаженная кончина преподобного Варлаама последовала 6 ноября 1192 года. Ныне же он вместе с ликами праведных прославляет Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Тропарь, глас 3:

Иже на земли леганием, пощением же и бдением тело твое изнуряя преподобне, вся плотская мудрования умертвил еси, и исцелений струя независтная явился еси, верою притекающым к раце мощей твоих, Варлааме отче наш. Моли Христа Бога, спастися душам нашым.

Кондак, глас 8:

Якоже другий Илия отче, дождь с небесе свел еси: он убо огнь сведе, и царя удиви: ты же люди твоя возвеселил еси, и торжествовати устроил еси. Великий бо Новград вельми тобою хвалится, имея мощи твоя в себе: его сохраняй от враг непоколебима, да зовем ти: радуйся преподобне Варлааме, отче наш.