Под какой камень вода не течет пословица. Под лежачий камень вода не течет значение пословицы

В пословице заложено основное жизненное правило: чтобы получить результат – необходимо приложить старания, усилия. Чтобы добиться успеха, придется потратить много сил, времени, часто и средств. Это справедливо в любой сфере жизни.

Чтобы хорошо учиться, школьнику и студенту приходится выполнять домашние задания, много читать, ходить на уроки или лекции. Даже если что-то дополнительно изучать на дому (иностранный язык, программирование и т.д.), то знания сами по себе не приходят. Человек ищет обучающие видео, читает статьи. Часто онлайн курсы платные и содержат домашние задания. Техническая литература стоит немалых денег – это тоже усилия и затраты.

Язык сейчас можно учить при помощи программ в смартфоне дома. Вроде бы тело отдыхает, лежит, словно камень, но в этом случае все рано работает мозг и память, это отнимает определенное время и затраты на Интернет. Работа и активность бывают как физическими, так и умственными.

Чтобы получать хороший доход, зарплату, также необходим опыт. Его приобрести, не прикладывая усилий, невозможно. Студент, только что закончивший университет, может иметь отличную теоретическую базу, но он пока не умеет на практике это все применять. Поэтому первое время на работе недавний выпускник много внимания уделяет знакомству со своими обязанностями, тонкостями сферы и работы, которые он выбрал. Даже работники со стажем периодически проходят курсы повышения квалификации и посещают профильные семинары.

Хобби требует совершенствования, ровно, как и любые игры. Даже отдых требует прикладывания усилий. Если вспомнить свою первую попытку проехаться на велосипеде или свой первый "заплыв", то там умения было совсем мало. Но упорные попытки и старания очень быстро дали результат.

В современном мире человек может отправиться на отдых в любую страну, чтобы там спокойно "камнем" полежать на пляже. Но и для этого необходимо потрудиться: заработать деньги, провести подготовку, выбрать и забронировать отель, оформить все документы. Поэтому только достойные старания получают достойную награду.

Вариант 2

Люди бывают очень разные: одни много трудятся, чтобы хорошо жить, а другие ждут, что им все принесут готовым на блюдечке с голубой каемочкой. Как правило, только в единичных случаях, можно разбогатеть благодаря выигрышу в лотерею или, получив огромное наследство.

Неспроста люди издавна говорили, что под лежачий камень вода не течёт. Время бежит, одно поколение сменяет другое, но смысл этой пословицы остаётся актуальным и по сей день.

Чтобы стать успешным в любой сфере деятельности, необходимо много работать над собой. Начинать же надо с детства. Если ребёнок обладает художественными или музыкальными данными, их следует активно развивать. Пусть он не станет известным художником или дизайнером. Из него не всегда может получиться выдающийся музыкант. Но, навыки и умения, полученные им в детстве, никогда не будут лишними в его жизни.

В наше время в сети можно научиться делать буквально все: мастерить полезные вещи, шить и вязать, готовить и красиво сервировать стол. Всего невозможно перечислить. Люди, которые делают данные полезные сайты, много времени тратят на создание рекомендаций и запись обучающих видео. Получив большое количество подписчиков, они начинают зарабатывать деньги за свой труд. А, что может быть лучше, если хобби человека начинает приносить ему прибыль!

Таким образом, пословица "Под лежачий камень вода не течёт" ни чуть не утратила своей актуальности в современном мире, а наоборот стала очень популярной.

Сочинение по пословице Под лежачий камень вода не течет

Каждому человеку в этом мире даны разнообразные возможности, но все пользуются этими возможностями по-разному. Эта пословица отлично может просматриваться в романе Гончаров Обломов, где автор представляет читателям две противоположности: Обломова и Штольца.

Обломов представляет собой пример как раз такого лежачего камня и не только метафорически, он действительно большую часть своего времени просто лежит. Поэтому и дом его наполнен паутиной и пылью, тело его оплыло и обрюзгло, внутренний мир тоже пребывает к какой-то блаженной прострации. Такое поведение Обломова простирается и на подвластные ему владения, в частности деревня его, хотя и существует, но явно не является процветающей.

Штольц – полная противоположность, он подвижный активный. Как говорят в Америке self made man. Он представляет, так сказать не лежачий камень, а, к примеру, мельницу, которая двигается сама и умело преобразует стремительный поток бытия на собственную пользу.

Речь идет именно о возможностях, который каждый использует разным образом, ведь Штольцу практически ничего не было дано изначально, а Обломов имел много положительных материальных условий, но практически ничего не использовал. Так часто бывает, к примеру, мы можем видеть ребенка обеспеченных родителей, который не развивает собственных умений, ему ничего не требуется и человек застывает. При этом люди, которым изначально дано не многое именно собственной активностью достигают цели.

В самой простой трактовке этой пословицы смысл звучит как: если ничего не делать, то ничего и не получится. Таков глобальный принцип, который действует в этом мире, даже для того чтобы достичь какого-то минимального результата, нужно совершить определенные действия. Пословица также намекает и на людей, которые привыкли ждать и ничего не делать.

К примеру, некоторые люди в современной России привыкли ругать власть и ждут только каких-то подачек, льгот, хотят чтобы нечто дали. Другие люди не обращают особого внимания на обстоятельства, занимаются своим делом, стремятся к чему-то и не ждут, когда под них «затечет вода», они понимают: чтобы чего-то добиться, нужно чего-то делать.

4, 6, 7 класс

Также читают:

Популярные сегодня темы

  • Сравнительная характеристика Печорин и Максим Максимыч сочинение

    Двух героев романа, Григория Печорина и Максима Максимыча, судьба сводит на Кавказе, где они вместе служили около года.

  • Задумываются о том, что такое совесть не многие. Так как о ней вспоминают, только тогда когда она начинает тревожить. Ведь совесть мучает глубоко внутри нас за неправильные поступки и действия

Под лежачий камень и вода не бежит

(не течет)

Ср. Божья воля само по себе, а надо и меры принимать. Под лежачий камень и вода не бежит .

Салтыков. Пошехонская старина. 25.

Ср. Что даром-то так сидеть? Даром никто не накормит. Под лежачий камень и вода не течет .

Данилевский. Девятый вал. 1, 3.


Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1-2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук. . М. И. Михельсон . 1896-1912 .

Смотреть что такое "под лежачий камень и вода не бежит" в других словарях:

    Подъ лежачій камень и вода не бѣжитъ (не течетъ). Ср. Божья воля само по себѣ, а надо и мѣры принимать. Подъ лежачій камень и вода не бѣжитъ. Салтыковъ. Пошехонская старина. 25. Ср. Что даромъ то такъ сидѣть? Даромъ никто не накормитъ. Подъ… …

    Камень лежа мохомъ обростаетъ. Ср. «Отъ лѣни мохомъ обросъ» (отъ бездѣйствія). Ср. На одномъ мѣстѣ и камешекъ обростаетъ. Ср. Дьяконъ П. Ильинскій. Древнія пословицы. Рукопись XVIII в. Ср. Собр. Русск. пословицъ. 1770. Ср. Pierre qui roule… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Лежачъ камень мохомъ обростаетъ (иноск.) отъ бездѣлья человѣкъ киснетъ. См. Под лежачий камень и вода не бежит. См. Леженка … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    - (иноск.) от безделья человек киснет См. под лежачий камень вода не бежит. См. леженка … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Работы без заботы нет; а забота и без работы живет. Всякий уход не живет без забот (без хлопот). Легко, да заботно, измает пуще лому (тяжелой работой). Торговая баня всех моет, а сама вся в грязи. Любить хоть не люби, да почаще взглядывай! Мойся… … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    ЖДАТЬ У МОРЯ ПОГОДУ

    ЖДАТЬ У МОРЯ ПОГОДЫ - кто Бездействовать в ожидании перемены обстоятельств. Имеется в виду, что лицо или группа лиц (Х) ничего не предпринимает, а лишь пассивно выжидает, надеясь на какие л. благоприятные изменения, рассчитывая на то, что трудности разрешатся сами… … Фразеологический словарь русского языка

    СИДЕТЬ И ЖДАТЬ У МОРЯ ПОГОДУ - кто Бездействовать в ожидании перемены обстоятельств. Имеется в виду, что лицо или группа лиц (Х) ничего не предпринимает, а лишь пассивно выжидает, надеясь на какие л. благоприятные изменения, рассчитывая на то, что трудности разрешатся сами… … Фразеологический словарь русского языка

    СИДЕТЬ И ЖДАТЬ У МОРЯ ПОГОДЫ - кто Бездействовать в ожидании перемены обстоятельств. Имеется в виду, что лицо или группа лиц (Х) ничего не предпринимает, а лишь пассивно выжидает, надеясь на какие л. благоприятные изменения, рассчитывая на то, что трудности разрешатся сами… … Фразеологический словарь русского языка

Здравствуй, молодой литературовед! Хорошо, что ты решил читать сказку "Под лежачий камень вода не течёт (Хорватская сказка)" в ней ты найдешь народную мудрость, которой назидаются поколениями. С виртуозностью гения изображены портреты героев, их внешность, богатый внутренний мир, они "вдыхают жизнь" в творение и происходящие в нем события. Вероятно из-за незыблемости человеческих качеств во времени, все нравоучения, мораль и проблематика остаются актуальными во все времена и эпохи. Очень полезно, когда сюжет простой и, так сказать, жизненный, когда похожие ситуации складываются в нашем быту, это способствует лучшему запоминанию. Воодушевление предметов быта и природы, создает красочные и завораживающие картины о окружающего мира, делая их загадочными и таинственными. Все описания окружающей среды созданы и изложены с чувством глубочайшей любви и признательности к объекту изложения и создания. "Добро всегда побеждает зло" - на этом фундаменте созиждится, подобные данному и это творение, с ранних лет закладывая основу нашего миропонимания. Сказка "Под лежачий камень вода не течёт (Хорватская сказка)" читать бесплатно онлайн непременно полезно, она воспитает в вашем ребенке только хорошие и полезные качества и понятия.

В давние времена жил один крестьянин. Водилось у него кое-какое добро, но больше всего на свете дорожил он любимой женой. Встанут они, бывало, с зарей — и дружно за работу возьмутся. Трудились в поте лица и сводили кое-как концы с концами. Но недаром говорится, что горе да беда по людям ходят. Не прошло и года после свадьбы, как потерял несчастный муж единственное свое сокровище: умерла его дорогая жена.
Известно, что хорошая хозяйка — гордость любого дома и кто такой жены лишился, тому уж на нерадивую и смотреть тошно. Опустела изба у вдовца, остыл очаг, а сам он ходит теперь в грязной рубахе и в пир, и в мир, и в добрые люди. Ничего не поделаешь, пришлось ему подумать о женитьбе. Невест на выданье — что орехов в лесу, а присмотрись к ним — и увидишь: девка красива, да прясть ленива. Надоело крестьянину выбирать себе невесту, и вот однажды решил он пойти в соседнее село и жениться на первой девушке, какая встретится ему на пути.
Когда-то в старину были мельницы с конской тягой. У околицы соседнего села стояла как раз такая мельница, и возле той мельницы вдовец увидел девушку — она дожидалась, пока мельник смелет ее зерно.
— Пойдешь за меня замуж, красная девица? — спрашивает он наудачу.
Девушка встрепенулась и пропела сладким голоском, будто медовых пряников наелась:
— Не знаю. Спроси матушку!
Для жениха невеста всегда найдется, но у крестьянина слово было твердо, и от своего его решения отступиться он не захотел. Пошел к матери той девицы, что возле мельницы помола дожидалась, а она ему и говорит:
-Девка у нас на выданье — это правда да только скажу тебе начистоту: не при учена моя доченька ни овец пасти, ни стирать, ни обед готовить. Потом не пеняй на нас за то, что мы тебе кота в мешке подсунули.
— Смотри, сынок, — вмешался тут отец девицы, — набаловала мать свою дочку только что в мед ее не обмакивала да в молоке не купала. Коли надеешься, что сумеешь сделать из нее хорошую жену, — ну что ж, тогда бери!
Жених и сам понял, какова невеста, едва она слово молвила, но говорит старику:
— Не велика беда! Есть у меня большая торба — покуда торба полна, молодуха будет сидеть сложа руки.
И тут вдовец показал старику большую пеструю торбу, доверху набитую всякой снедью — пшеничным хлебом, мясом, маслом, а что за секрет в той торбе заключен, так и не открыл. Только добавил, обращаясь к невесте:
— Твое дело следить, чтобы торба всегда была полна, а больше ни о чем не заботься.
И пошло тут веселье: отец до смерти рад сплавить свою лежебоку, да и мать радехонька, что пристроила любимую дочку, а жених доволен, что невеста согласилась лишь до тех пор бездельничать, пока торба будет полна.
На следующий день муж собрался в поле пахать, а молодуха осталась дом сторожить. Перед уходом муж повесил торбу на гвоздь и наказывает:
— Эй, торба! Покаты полна, изволь всю работу по дому переделать!
И к двери, а жена его окликнула:
— Что же это ты, муженек, уходишь, а не говоришь, где мне взять обед и ужин?
— В торбе всякая всячина припасена — потрудись только ручки протянуть, моя голубка.
Вечером муж возвратился с пашни домой и видит — молодуха устроилась за печкой с кошкой на коленях, не поймешь, кто кому песни мурлычет. А в доме беспорядок и запустение. Лентяйка спотыкается о метлу, а все равно к ней не притрагивается — с какой стати, если муж приказал торбе хозяйничать. Муж еще порога не успел переступить, а жена уж к нему с жалобой:
— Посмотри-ка, муженек, твоя торба даже в избе не подмела!
Крестьянин притворился, будто это ему в диковинку, разбушевался и давай лупить торбу:
— Ах ты, лентяйка этакая, все бы тебе на гвозде висеть!
Отхлестал он торбу как следует, а потом воскликнул, словно догадался о чем-то:
— Послушай-ка, жена, сдается мне, будто отощала наша торба…
— Так я же из нее брала себе еду и на обед, и на ужин!
— Вот потому, наверное, торба и была сегодня такая нерадивая, — сказал муж и вынул из нее ужин.
То же самое было и на второй, и на третий день. Муж все ругал и бил торбу, пока она и вовсе не опустела.
— Как же нам теперь быть? — забеспокоилась жена, когда подошло время обедать.
Муж будто тоже расстроился да встревожился, — мол, и у меня от забот голова кругом идет, а когда жена хорошенько проголодалась, сказал:
-Да-а, ничего, видно, нам другого не остается, как наполнить торбу доверху… А тогда можно и отдыхать.
— Что же нам делать?
— Придется потрудиться над торбой. Я ведь тебя предупреждал, когда пришел свататься, — набей торбу и гуляй себе на здоровье. Но после первого же обеда торба сильно похудела — ты и сама это заметила.
Тут муж показал своей жене, за какое дело ей в первую очередь приниматься. Пришлось молодухе и в доме прибрать, и скотину накормить, а муж свернул голову большому петуху и велел его зажарить. Потом достал муки и научил жену тесто замешивать, печку топить да хлеб печь. Когда все было готово, муж сложил хлеб и жареного петуха в торбу и говорит:
— Ну вот, теперь, женушка, можешь и посидеть сложа руки.
Пришла пора пшеницу жать. Крестьянин дал жене серп — ступай, мол, жни да снопы вяжи.
— Да я же не умею! — плачется молодуха.
— Научишься, не горюй, жена. Если любишь за печкой сидеть, люби и торбу битком набивать. Из пшеницы мука будет, из муки — лепешки, вот тебе и торба полна.
Поневоле приходится молодухе работать, да только больно уж ей не нравится, что запасы в торбе то и дело тают и надо их пополнять постоянно. И передала она своей матери: забери, мол, меня домой или мужа моего укроти.
Мать разозлилась, как ведьма, и со всех ног бросилась к дочери. А зять свою тещу давненько поджидал и, как только увидел ее, схватил пилу и давай пилить дрова да сваливать их прямо под ноги себе.
— Эй ты, сумасшедший! Где это видано — себе под ноги дрова сваливать? — еще от калитки заверещала баба.
— А что, матушка, разве только сумасшедшие себе дрова под ноги сваливают?
— кротко отвечает зять, будто не догадываясь, какая буря сейчас разразится.
Видит теща, что зять не в своем уме, и ринулась к дочке. Наговорила ей молодуха с три короба, а мать выслушала ее жалобы и давай зятя честить. Зовет его теща в избу, а зятя и след простыл. Они туда, сюда, наконец разыскали его на чердаке.
Разъярилась баба пуще прежнего:
— Ты что это забился за трубу, будто летучая мышь или сова какая!
— Ох, матушка, не браните меня! -заохал бедняк. — Это я от забот прячусь! Не знаю, куда схорониться, — они меня по пятам преследуют.
— Какие еще заботы, разрази тебя гром!
— Да вот пахать надо, а у меня один вол подох. Что мне теперь делать, горькому горемыке? Ведь пара волов нужна, с одного-то ярмо спадает и борозда вкривь ложится!
— А чем же ты, дурачина, жену-то кормить будешь, если не посеешь вовремя! — отчитывает его баба.
А зять навострил уши, молчит и слушает.
— Давай твоего вола, я тебя сейчас научу, как надо работать! — заорала на него теща.
Зять живо вывел вола в поле и плуг наладил. Баба тоже времени даром не теряет — влезла в ярмо вместе с волом и говорит зятю:
— Теперь рукоятки крепко держи, борозда-то и ляжет ровненько!
Зять слушается, а теща провела борозду почти до середины поля и говорит:
— Что ж ты разнюнился, раскис, словно прошлогодняя кислая капуста? Впрягайся вместо меня, а жена пусть рукоятки у плуга поддерживает-и чтоб все поле было засеяно!
— Хорошо, матушка, -отвечает крестьянин. — Только повторите все это погромче, чтобы моя жена услышала.
— Да я с тобой, с непутевым, и разговаривать-то не стану, — огрызнулась баба и помчалась к дочери, а от нее прямой дорогой домой, чтоб глаза ее больше зятя не видели.
Возвратилась теща в свое село и по всем соседям разнесла, какой у нее зять растяпа, не может собственную жену хлебом обеспечить, только и знает, что со своей торбой носится. Прожужжала она уши всем соседям, а пуще всех своему старику, покуда не собрался он навестить зятя.
— Ну, сойдутся теперь две премудрые головушки! — насмехается баба.
Но старику и дела нет до ее насмешек. Зять ему сразу понравился, — видать, что работящий и бережливый хозяин, а свою жену и дочку старик уж до тонкости изучил. Вот и решил он своими глазами посмотреть на житье-бытье молодых. Приходит к деревне и видит, что зять пашет, а дочь вола ведет.
— Так, так, дети мои, — обрадовался дед, -дружно работайте и заживете безбедно.
Умно говорит старик, зять прямо не знает, куда его и усадить, а дочка сразу отцу жаловаться:
— Батюшка! Как брал он меня замуж, так обещал, что мне совсем не придется работать, а на деле, смотри, я в поле наравне с ним.
— Позволь, уговор был такой: отдыхай, пока торба полная! Так ведь, батюшка?
— Так, так, — подтвердил тесть. -А что с торбой, разве она не полная?
— Полная, — отвечает дочь, — если не брать из нее еду на обед и ужин.
— Ну что ж, ты не обедай и не ужинай, вот и будешь баклуши бить, а торба у тебя полная будет! — посоветовал ей отец.
— Я голодать не привыкла!
— Тогда клади в нее ровно столько, сколько берешь!
Видит старик, что его зять умнее, чем он думал, а зять понял, что есть у него толковый старик, и уж постарался угостить хозяина на славу. Три дня пировали они, хозяйка только подносить успевала. Когда тесть собрался домой, зять проводил его честь по чести да еще баклагу с медовым питьем повесил ему на шею.
Подходит дед к своему селу, а баба уж высматривает его. Увидела она мужа с тяжёлой баклагой на шее и подняла переполох на всю округу. Сбежались соседи, а баба голосит:
— Говорила я вам, какому сумасшедшему моя дочь досталась! Кто не верил — пусть сам убедится! Этот сумасшедший на мне половину поля вспахал, да я в тот же день от него сбежала! А бедного моего деда три дня продержал и, уж наверное, запрягал его да по моей вспашке и пробороновал на нем и засеял. Так ему и этого показалось мало, он еще несчастному старику повесил ярмо на шею.
Тем временем дед подошел совсем близко, рассмотрели соседи, что у него на шее болтается, и покатились со смеху. А когда старик угостил их медовым питьем, все закричали, будто сговорились:
— Эй, баба, почаще бы на нас такое ярмо надевали!

Тоже происходит и с людьми, которые как камни вросли в свои домики, дачки, бизнес, работку, созданный ими мирок.

Они удивляются, что не водимы Святым Духом. Но как управлять кораблем который стоит у причала на якоре? Вроде и руль есть и его можно вращать, но никуда не плывя, он остается на месте.

Интернет как и топор имеет двойное употребление. Топором можно нарубить дров, а так же убить человека. Все эти форумы и обсуждения — споры, оскорбления, обиды и пустая трата времени. Проповедуют друг другу, вместо того, чтобы проповедывать миру. В спорах никогда не рождалась истина. В спорах рождается ненависть.

Люди мира нуждаются в нашей проповеди им Евангелия. Можно ли проповедывать в интернете? Можно, но лучше глаза в глаза. Слово Бога, когда его высвобождают устами, имеет силу влиять.

Старый друг, которого я разыскал в интернете и нашелся через более чем три десятилетия разлуки, общался со мной по скайпу. Я говорил ему о Христе и спасении и видел как по его лицу катились слезы из глаз. Он удивлялся почему он плачет и не может остановиться. Он не знал, что Дух Святой касается его.

На одном из таких общений, он произнес слова молитвы покаяния и пожелал креститься. Он решил приехать ко мне домой, чтобы я это сделал. Отговаривать его было бесполезно.

Несмотря на не близкую дорогу, он приехал ко мне. На следующий день, на машине мы отвезли его на водоем. Там он был крещен в воде и засвидетельствовал, что готов служить Богу.

Мы продолжали общаться с ним по скайпу, я наставлял его в вере. Он бросил пить, курить. Он стал свидетельствовать другим людям и молиться за них. Люди получали исцеление даже от рака.

К чему я все это пишу? Ты можешь завидовать тем, через кого действует Бог, но Он может действовать и через тебя, если ты не лежачий камень.

Иисус Христос не сказал: «Сидите». Он сказал Своим ученикам: «Идите и научите».

Вдумайтесь в это место из Писания: «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей и Отца и святых Ангелов».(Лук.9:26)

Слышал версию трусов и лентяев на этот счет. Они объясняли свое бездействие тем, что проповедовать нужно только тем, кого послали. Если их не послали, то они не ученики Христа.

Написано: «И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь». (Матф.28:16-20)

Еще Он сказал, чтобы не боялись это делать: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне». (Матф.10:28)

Проповедь должна быть проповедью, а не рисованием каких-то мест из Писания на картоне и показыванию их на перекрестках.

Написано: «Но что говорит Писание? Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем. Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению. Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится. Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его. Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется. Но как призывать [Того], в Кого не уверовали? как веровать [в] [Того], о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? И как проповедывать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое»! (Рим.10:8-15)

Нельзя проповедывать жизнью, так может не хватить этой жизни. Не жди когда сатана даст тебе сигнал о твоей готовности это делать. Твой характер не имеет никакого значения для проповеди Евангелия. Он имеет значение для твоего собственного спасения. Все, кто покаялся в Библии, шли и говорили благую весть везде и сразу.

Написано: «Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям. Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.»(Матф.5.13-16)

Почему вода не течет под лежачий камень? Да все потому, что она его обтекает по закону наименьшего сопротивления. Камень который лежит срастается с местом на котором он лежит. Воде трудно забраться под него.

Тоже происходит и с людьми, которые как камни вросли в свои домики, дачки, бизнесы, работки, созданный ими мирок.

Николай Николаевич

В редакцию нашей газеты пришло письмо от Тамары Степановны Чухланцевой из Кизьвы, которая продолжила тему «Поговорки, прибаутки – шутки-баламутки», вызвавшую интерес читателей.

Некоторые приведенные ею пословицы можно часто услышать в нашей повседневной жизни: «Мал золотник да дорог», «Кто не работает, тот не ест», «Семь раз отмерь, один – отрежь», «Делу – время, потехе – час» и другие. Есть и редкие высказывания: «Тихий воз на горе будет», «Хоть ложка узка, а цепляла два куска», «Без хлеба не работать, без вина не плясать». Помимо чисто бытовых, житейских высказываний Т. Чухланцева приводит также пословицы, наполненные глубоким смыслом: «Добрая слава лежит, а худая по свету бежит», «Птица крыльями сильна, жена мужем красна», «Смерть да жена Богом суждена».
Нас заинтересовало, а какие поговорки и пословицы употребляют в своей речи жители других населенных пунктов нашего района?
Много образных выражений слышала от своих земляков жительница Малой Сивы Ирина Александровна Фадеева. Так, например, пословицы «Глаза боятся, а руки делают», «Как потопаешь, так и полопаешь», «Под лежачий камень вода не течет», «Коли в семье лад, так и работе рад» говорят о том, что в этом селе живут трудолюбивые люди, дружные семьи. Об ответственности мужчины – главы семьи – свидетельствует пословица: «Жена не рукавица, с руки не стряхнёшь и за пояс не заткнешь».
Большим трудолюбием отличаются также жители Серьгино, употребляющие в своей речи пословицы «Не красна изба углами, а красна пирогами», «Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня», «Хлеб – всему голова», «На Бога надейся да сам не плошай», «Лето – заготовиха, а зима – прибериха».
Хозяева личных подворий не обходятся без таких образных выражений, как «Корми курицу овсом, так и будешь с яйцом», «Не гони коня кнутом, а гони овсом». А строителям знакома пословица «Кабы не клин да не мох, так бы плотник сдох». Эти и многие другие пословицы собрала библиотекарь Серьгинской библиотеки Любовь Владимировна Порошина.
Популярной среди жителей многих наших сел и деревень стала поговорка «Та же мучка, да не те ручки», напоминающая о том, что у каждого работника свой уровень мастерства и любое дело может быть сделано по-разному.
В 20-м веке от жителей сельской глубинки можно было услышать слово «ладом», что означало «хорошо». Вспоминаются и такие выражения, как «брылы» – губы, «молосные руки», то есть грязные, жирные, запачканные.
Пожилые люди родом из деревень близ села Усть-Буб и сейчас употребляют слова «исть» – есть, кушать, «почто» (произносится «пошто») – в значении «почему» или «зачем».
Ждем от наших читателей новых интересных высказываний, пословиц и прибауток.

Материал подготовила Е. Черных

Оглавление [Показать]

Под лежачий (под лежач) камень (и) вода не течет

ПОД ЛЕЖАЧИЙ (под лежач) КАМЕНЬ ВОДА НЕ ТЕЧЕТ. Если ничего не предпринимать, дело не сдвинется с места, ничто не изменится. Говорится тогда, когда кто-л. бездеятелен, не хочет сам о себе позаботиться и т. п. Любит нагорный крестьянин постранствовать, любит людей посмотреть, себя показать. «Дома сидеть, ни гроша не высидишь,- он говорит,- под лежачий камень и вода не течет, на одном месте и камень мохом обрастает. Нет годного на стороне промысла - в извоз едет зимой. Мельников-Печерский, На горах. Что даром-то так сидеть? Даром никто не накормит. Под лежачий камень и вода не течет. Данилевский, Девятый вал. Дед строго и поучительно, с ударениями на значительных словах, внушает: Ты, Володимирыч, человек шатущий. Устоев и веры у тебя нет. Ежели человек без корней, без почвы, без своего места - неверный это человек.- У меня, Фома Селиверстыч, место просторное, богатое: вся земля. А под лежачий камень и вода не течет. Гладков, Повесть о детстве. Я на него пожаловался: ..он сам всю ночь не спал по хозяйственным делам и нам не дал. А один дедок смеется: «Он у нас тревожный… Но под лежачий камень вода не течет. Если бы меньше тревожились, то за два года хозяйства не подняли бы». Шолохов, Слово о Родине. При 40-градусном морозе., мы всегда предпочитали охотиться не выходя из палатки, сидя у примуса и попивая горячий чаек или даже лежа в спальном мешке. При этом, если я напоминал Журавлеву известную пословицу о том, что под лежачий камень вода не течет, охотник, как правило, твердо отвечал: - А все-таки просачивается! Г. Ушаков, По нехоженой земле. Причина казачьей голодовки была налицо: беспросыпная казачья лень, кабаки и какая-то детская беззаботность о завтрашнем дне.. Конечно, жаль малых ребят да скотину, а ничем не поможешь,- под лежач камень и вода не течет. Мамин-Сибиряк, Хлеб. Я молчу, не вступаю в спор. Я целиком на стороне Валентины Павловны: надо же ей в конце концов выбираться, надо действовать, в самом деле - под лежач камень вода не течет. Тендряков, За бегущим днем.
- Симони: Под лежачь вода не идетъ; Снегирев: Под лежач камень вода не течет; Даль: Под лежачий камень (под лежачую колоду) и вода не течет; Михельсон: Под лежачий камень и вода не бежит (не течет); Соболев: Под лежачий камень и вода не течет.

Возможно, многие слышали пословицу: «Под лежачий камень вода не течет». Чему же она учит нас? Казалось бы, к чему здесь вода и камень? Может быть, это наблюдения из области физики? На самом деле, все довольно просто. Если поднять камень, вокруг которого была разлита вода, окажется, что под камнем сухо. Но смысл пословицы куда глубже, а этот пример используется лишь для наглядности.

Я считаю, что основной смысл пословицы заключается в том, что бездействие не приведет ни к чему хорошему. Нельзя добиться чего-то или достигнуть, сидя на месте. Это хорошая поговорка, которая должна заставить задуматься тех, кто ленится и отлынивает от работы. Если не развиваться и не двигаться вперед, то можно отстать в развитии, а то и вообще деградировать.

Это выражение справедливо и для тех, кто не ленится, но по каким-то причинам боится сделать шаг вперед. Если долго предаваться сомнениям и оставаться в нерешительности, то время пройдет, а результата никакого не будет. Или то, что хотели сделать вы, сделает кто-то другой. Тот, кто будет более активным и целеустремленным.

Наши предки были очень умными людьми и простыми словами могли донести истину. Лень и бездействие не могут быть спутниками успешного человека, потому нужно работать над собой и избавляться от этих качеств.

ПОД ЛЕЖАЧИЙ КАМЕНЬ ВОДА НЕ ТЕЧЕТ

В давние времена жил один крестьянин. Водилось у него кое-какое добро, но больше всего на свете дорожил он любимой женой. Встанут они, бывало, с зарей - и дружно за работу возьмутся. Трудились в поте лица и сводили кое-как концы с концами. Но недаром говорится, что горе да беда по людям ходят. Не прошло и года после свадьбы, как потерял несчастный муж единственное свое сокровище: умерла его дорогая жена.

Известно, что хорошая хозяйка - гордость любого дома, и кто такой жены лишился, тому уж на нерадивую и смотреть противно. Опустела изба у вдовца, остыл очаг, а сам он ходит теперь в грязной рубахе и в пир, и в мир, и в добрые люди. Ничего не поделаешь, пришлось ему подумать о женитьбе. Невест на выданье - что орехов в лесу, а присмотрись к ним - и увидишь: девка красива, да прясть ленива. Надоело крестьянину выбирать себе невесту, и вот однажды решил он пойти в соседнее село и жениться на первой девушке, какая встретится ему на пути.

Когда-то в старину были мельницы с конской тягой. У околицы соседнего села стояла как раз такая мельница, я возле той мельницы вдовец увидел девушку - она дожидалась, пока мельник смелет ее зерно.

Пойдешь за меня замуж, красная девица? - спрашивает он наудачу.

Не знаю. Спроси матушку!

Для жениха невеста всегда найдется, но у крестьянина слово было твердо, и от своего решения отступиться он не захотел.

Пошел к матери той девицы, что возле мельницы помола дожидалась, а она ему и говорит:

Девка у нас на выданье - это правда, да только скажу тебе начистоту: не приучена моя доченька ни овец пасти, ни стирать, ни обед готовить. Потом не пеняй на нас за то, что мы тебе кота в мешке подсунули.

Смотри, сынок, - вмешался тут отец девицы, - набаловала мать свою дочку, только что в мед ее не обмакивала да в молоке не купала. Коли надеешься, что сумеешь сделать изнее хорошую жену, - ну что ж, тогда бери!

Жених и сам понял, какова невеста, едва она слово молвила, но говорит старику:

Не велика беда! Есть у меня большая торба - покуда торба полна, молодуха будет сидеть сложа руки.

И тут вдовец показал старику большую пеструю торбу, доверху набитую всякой снедью - пшеничным хлебом, мясом, маслом, а что за секрет в той торбе заключен, так и не открыл. Только добавил, обращаясь к невесте:

Твое дело следить, чтобы торба всегда была полна, а больше ни о чем не заботься.

И пошло тут веселье: отец до смерти рад сплавить свою лежебоку, да и мать радехонька, что пристроила любимую дочку, а жених доволен, что невеста согласилась лишь до тех пор бездельничать, пока торба будет полна.

На следующий день муж собрался в поле пахать, а молодуха осталась дом сторожить. Перед уходом муж повесил торбу на гвоздь и наказывает:

Эй, торба! Пока ты полна, изволь всю работу по дому переделать!

И к двери, а жена его окликнула:

Что же это ты, муженек, уходишь, а не говоришь, где мне взять обед и ужин?

В торбе всякая всячина припасена, - потрудись только ручки протянуть, моя голубка.

Вечером муж возвратился с пашни домой и видит - молодуха устроилась за печкой с кошкой на коленях, не поймешь, кто кому песни мурлычет. А в доме беспорядок и запустение. Лентяйка спотыкается о метлу, а все равно к ней не притрагивается - с какой стати, если муж приказал торбе хозяйничать.

Муж еще порога не успел переступить, а жена уж к нему с жалобой:

Посмотри-ка, муженек, твоя торба даже в избе не подмела!

Крестьянин притворился, будто это ему в диковинку, разбушевался и давай лупить торбу:

Ах ты лентяйка этакая, все бы тебе на гвозде висеть!

Отхлестал он торбу как следует, а потом воскликнул, словно догадался о чем-то:

Послушай-ка, жена, сдается мне, будто отощала наша торба…

Так я же из нее брала себе еду и на обед и на ужин!

Вот потому, наверное, торба и была сегодня такая нерадивая, - сказал муж и вынул из нее ужин.

То же самое было и на второй и на третий день. Муж все ругал и бил торбу, пока она и вовсе не опустела.

Как же нам теперь быть? - забеспокоилась жена, когда подошло время обедать.

Муж будто тоже расстроился да встревожился, - мол, и у меня от забот голова кругом идет, а когда жена хорошенько проголодалась, сказал:

Да-а, ничего, видно, нам другого не остается, как наполнить торбу доверху… А тогда можно и отдыхать.

Что же нам делать?

Придется потрудиться над торбой. Я ведь тебя предупреждал, когда пришел свататься, - набей торбу и гуляй себе на здоровье. Но после первого же обеда торба сильно похудела - ты и сама это заметила.

Тут муж показал своей жене, за какое дело ей в первую очередь приниматься. Пришлось молодухе и в доме прибрать, и скотину накормить, а муж свернул голову большому петуху и велел его зажарить. Потом достал муки и научил жену тесто замешивать, печку топить да хлеб печь. Когда все было готово, муж сложил хлеб и жареного петуха в торбу и говорит:

Ну вот, теперь, женушка, можешь и посидеть сложа руки.

Пришла пора пшеницу жать. Крестьянин дал жене серп - ступай, мол, жни да снопы вяжи.

Да я же не умею! - плачется молодуха.

Научишься, не горюй, жена. Если любишь за печкой сидеть, люби и торбу битком набивать. Из пшеницы мука будет, из муки - лепешки, вот тебе и торба полна.

Поневоле приходится молодухе работать, да только больно уж ей не нравится, что запасы в торбе то и дело тают и надо их пополнять постоянно. И передала она своей матери: забери, мол, меня домой или мужа моего укроти.

Мать разозлилась, как ведьма, и со всех ног бросилась к дочери. А зять свою тещу давненько поджидал и, как только увидел ее, схватил пилу и давай пилить дрова да сваливать их прямо под ноги себе.

Эй ты, сумасшедший! Где это видано - себе под ноги дрова сваливать? еще от калитки заверещала баба.

А что, матушка, разве только сумасшедшие себе дрова под ноги сваливают? - кротко отвечает зять, будто не догадываясь, какая буря сейчас разразится.

Видит теща, что зять не в своем уме, и ринулась к дочке. Наговорила ей молодуха с три короба, а мать выслушала ее жалобы и давай зятя честить. Зовет его теща в избу, а зятя и след простыл. Они туда, сюда, наконец разыскали его на чердаке.

Разъярилась баба пуще прежнего.

Ты что это забился за трубу, будто летучая мышь или сова какая!

Ох, матушка, не браните меня! - заохал бедняк. - Это я от забот прячусь! Не знаю, куда схорониться, - они меня по пятам преследуют.

Какие еще заботы, разрази тебя гром!

Да вот пахать надо, а у меня один вол подох. Что мне теперь делать, горькому горемыке? Ведь пара волов нужна, с одного-то ярмо спадает и борозда вкривь ложится!

А чем же ты, дурачина, жену-то кормить будешь, если не посеешь вовремя! - отчитывает его баба.

А зять навострил уши, молчит и слушает.

Давай твоего вола, я тебя сейчас научу, как надо работать! - заорала на него теща.

Зять живо вывел вола в поле и плуг наладил. Баба тоже времени даром не теряет - влезла в ярмо вместе с волом и говорит зятю:

Теперь рукоятки крепко держи, борозда-то и ляжет ровненько!

Зять слушается, а теща провела борозду почти до середины поля и говорит:

Что ж ты разнюнился, раскис, словно прошлогодняя кислая капуста? Впрягайся вместо меня, а жена пусть рукоятки у плуга поддерживает - и чтоб все поле было засеяно!

Хорошо, матушка, - отвечает крестьянин. - Только повторите все это погромче, чтобы моя жена услышала.

Да я с тобой, с непутевым, и разговаривать-то не стану, - огрызнулась баба и помчалась к дочери, а от нее прямой дорогой домой, чтоб глаза ее больше зятя не видели.

Возвратилась теща в свое село и по всем соседям разнесла, какой у нее зять растяпа, не может собственную жену хлебом обеспечить, только и знает, что со своей торбой носится. Прожужжала она уши всем соседям, а пуще всех своему старику, покуда не собрался он навестить зятя.

Ну, сойдутся теперь две премудрые головушки! - насмехается баба.

Но старику и дела нет до ее насмешек. Зять ему сразу понравился, видать, что работящий и бережливый хозяин, а свою жену и дочку старик уж до тонкости изучил. Вот и решил он своими глазами посмотреть на житье-бытье молодых. Приходит к деревне и видит, что зять пашет, а дочь вола ведет.

Так, так, дети мои, - обрадовался дед, - дружно работайте и заживете безбедно.

Умно говорит старик, зять прямо не знает, куда его и усадить, а дочка сразу отцу жаловаться:

Батюшка! Как брал он меня замуж, так обещал, что мне совсем не придется работать, а на деле, смотри, я в поле наравне с ним.

Позволь, уговор был такой: отдыхай, пока торба полная! Так ведь, батюшка?

Так, так, - подтвердил тесть. - А что с торбой, разве она не полная?

Полная, - отвечает дочь, - если не брать из нее еду на обед и ужин.

Ну что ж, ты не обедай и не ужинай, вот и будешь баклуши бить, а торба у тебя полная будет! - посоветовал ей отец.

Я голодать не привыкла!

А тогда клади в нее ровно столько, сколько берешь!

Видит старик, что его зять умнее, чем он думал, а зять понял, что тесть у него толковый старик, и уж постарался угостить гостя на славу. Три дня пировали они, хозяйка только подносить успевала. Когда тесть собрался домой, зять проводил его честь по чести да еще баклагу с вином повесил ему на шею.

Подходит дед к своему селу, а баба уж высматривает его. Увидела она мужа с тяжелой баклагой на шее и подняла переполох на всю округу. Сбежались соседи, а баба голосит:

Говорила я вам, какому сумасшедшему моя дочь досталась! Кто не верил, - пусть сам убедится! Этот сумасшедший на мне половину поля вспахал, да я в тот же день от него сбежала! А бедного моего деда три дня продержал и, уж наверное, запрягал его да по моей вспашке и пробороновал на нем и засеял. Так ему и этого показалось мало, он еще несчастному старику повесил ярмо на шею.

Тем временем дед подошел совсем близко, рассмотрели соседи, что у него на шее болтается, и покатились со смеху. А когда старик угостил их вином, все закричали, будто сговорились:

Эй, баба, почаще бы на нас такое ярмо надевали!

Хорватия. Перевод с сербскохорватского Т. Вирты