Обзор Oculus Rift — передового шлема виртуальной реальности. Головокружение портит всё

Сейчас двадцать первый век. Уже нет деревянных кораблей, неизведанных землей, неизвестных цивилизаций, пиратов, авантюристов и много чего другое. Хотя нет, авантюристов хватает. Конечно события, которые происходили в прошлом были ужасные и погубили много людей, но всё же людям нравится играть игры за убийц, за фашистов и вообще самых разных персонажей. Только если люди начнут так «играть» в реальной жизни, их посадят в тюрьму, или запрут в психбольнице. Тогда начали играть в игры, ведь там каждый может быть кем угодно: пиратом, борцом за справедливость, убийцей, героем, колдуном и так далее. При этом не вредя живым людям и сам не рискуя.

И вот в 90-их годах пришла идея создать шлем с линзами и наушниками для того, чтобы лучше погружаться в игры. Хотя в те временна графика в играх, да и разрешение в дисплеях было слишком низкое для полного погружения в игру. Была очень большая пиксельность картинки и малый угол обзора в шлеме. И после пары минут игры в нём начинало тошнить и кружиться голова — вестибулярный аппарат своё дело делает. Так ещё в придачу эти шлемы стоили неподъемные деньги, что для коммерческого рынка абсолютно не подходило. Поэтому технологию пришлось отодвинуть к лучшим временам.

И вот в 2012 году на Kickstarter появляется интересный замысел по созданию шлема с экраном и линзами, который подключается к компьютеру. За месяц было собрано 2,5 миллиона долларов при необходимых только 250 тысяч. После этого успеха стало ясно, на сколько это прибыльное дело и вместе с HTC создали шлем под названием HTC Vive. Потом появился и после этого шлема началось разделение на: шлема для компьютеров и шлема для смартфонов. А сегодня рассмотрим первопроходца Oculus Rift.

Oculus Rift

Oculus Rift получил свой шанс благодаря такому популярному сайту, как Kickstarter. Как уже упомянуто, шлем смог набрать очень большую сумму денег за маленький срок. Это указывает на то, что поклонников виртуального удовольствия ещё очень много и люди готовы платить за это.

Версии для разработчиков:

1. Oculus Rift DK1

Первая версия шлема для разработчиков была выпущена, когда команда Oculus Rift собрала достаточно денег, чтобы выпустить прототип. Шлем предлагался разработчикам по цене в 300 с установленным 5.6 дюймовым экраном, в котором установлены линзы, которые дают возможность пользователю иметь обзор в 90/110 градусов обзора по горизонтали и вертикали. Первые поставки прототипов разработчиками начались в конце марта 2013 года. А уже летом был продемонстрирован прототип с Full-HD дисплеем, а не HD.


Oculus Rift Development Version 1

2. Oculus Rift DK2

Следующая версия появилась в октябре 2013. В этой версии в дисплеи была увеличена частота обновления экрана с 60 Гц до 75 Гц, что должно было обеспечить более плавную картинку. Изменилась и технология дисплея: LCD изменился на PenTile. Также добавили такие датчики, как ИК-трекер и ИК-светодиоды для отслеживания координат шлема в пространстве.

Oculus Rift Development Kit 2

3. Oculus Rift Crescent Bay (DK3)

В начале осени, то есть, в сентябре, проводилась конференция Oculus Connect, на которой ребята из Oculus представили свою следующую версию устройства для разработчиков. Среди нововведений — несколько увеличенное разрешение, встроили наушники с возможностью отсоединения, конструкция шлема стала более лёгкой и ещё больше ИК-светодиодов.


Oculus Rift Crescent Bay (Development Kit 3)

Версия для потребителей:

Потребительская версия шлема стала доступна на предварительный заказ в начале 2016 года по цене в 599 долларов США. В этой версии разработчики решили довести до ума дисплеи и увеличили ещё разрешение – сделав по Full_HD разрешению на каждый глаз, чтобы наверняка пикселей не было заметно. В придачу ещё хотели улучшить трекер для отслеживания положения шлема в пространстве, но улучшили ли его они – неизвестно. В будущем разработчики постараются уменьшить цену шлема в два раза. То есть, чтобы шлем стоил порядка 300 долларов.


Oculus Rift CV1

Требования к компьютеру

Для комфортного времяпровождения внутри прекрасной виртуальной реальности в шлеме нужен равный, или более мощный процессор, чем Intel Core I5-4590 и видеокарта, которая не будет уступать NVIDIA GeForce GTX 970 и ещё нужно не меньше восемь гигабайт оперативки. Во время выхода этого шлема эти характеристики стояли в почти самых мощных персональных компьютерах в мире, а теперь стоимость потихоньку уменьшатся, что делает виртуальный опыт более доступным. Хотя стоимость шлема ещё довольно велика для стран постсоветского пространства, но она тоже будет потихоньку дешеветь.

В заключение: шлемы обязательно нужно попробовать на себе, ведь это следующее поколение игровых устройств и вообще, возможно, новая ступень в развитии носимой электроники. Никто не знает, что может выйти из этой возрождённой технологии, которая захватила внимание многих известных корпораций — HTC, Valve, Facebook, id Software, Epic Games и ещё много других известных компаний.

Итак, Oculus Rift быстро завоевал популярность среди больших корпораций, разработчиков игр и рядовых пользователей компьютеров и в итоге можно надеяться на быстрое развитие этого шлема и его прекрасное будущее.

Мы протестировали устройства виртуальной реальности Oculus Rift, в сравнении с конкурентами – оно немного разочаровывает, вызывая желание снять его с головы.

Шлем виртуальной реальности Oculus Rift — Отзывы

Чтобы весь масштаб разочарования был понятен, стоит рассказать предысторию.

1 августа 2012 года на сайте Kickstarter, была начата кампания по сбору средств на дальнейшее развитие Oculus Rift. Нужную сумму в 250 тысяч долларов собрали всего за 4 часа, а через месяц пользователи инвестировали более 2,5 миллионов.

Массовая поддержка доказала, что люди поверили в проект и многое от него ожидают. И хотя это не было рекордом по сбору средств через краундфандинг, но позволило не только продолжить разработку, но и продемонстрировало наличие спроса. В компании Facebook были впечатлены и прибрели Oculus за 2 миллиарда долларов.

Прошло почти 4 года с начала кампании на Kickstarter, вышло несколько версий для разработчиков, и, наконец, в марте 2016 была выпущена потребительская версия Oculus стоимостью в 600 $ (около 39 000 рублей).

Но за это время появились такие шлемы виртуальной реальности, как Samsung Gear VR и HTC Vive, а Oculus Rift ничем не смог удивить - только разочаровать. Амбициозный проект фактически провалился. Давайте рассмотрим подробнее, в чем его достоинства и недостатки.

Дизайн Oculus Rift — произведение искусства

Oculus Rift выглядит как действительно ультрасовременный шлем виртуальной реальности, в то время как его основной конкурент Vive HTC похож на непонятное устройство из второсортного фантастического фильма.

Ткань, пластик и текстиль, покрывает устройство почти целиком и скрывает внешние излучатели, делая шлем гладким и приятным на ощупь. Каждая часть Rift кажется очень легкой, качественной и компактной, в этом он превосходит конкурентов. Однако некоторые замечали, что ткань достаточно жесткая и может натирать кожу.

Комфорт и удобство

У Oculus, как и у других гарнитур виртуальной реальности, достаточно широкие элементы. Две боковые планки и ремешок сзади соединяются в треугольник, который будет располагаться на затылке. Ремни работают довольно гладко, и не составит труда подогнать устройство под любую голову.

Rift легче подобных устройств виртуальной реальности, от его ношения не устает шея, а при движениях головы он практически не съезжает, однако большинство пользователей всё-таки посчитало HTC Vive более удобным устройством - Oculus местами кажется слишком узким и давящим, недостаточно гибким.

Oculus Rift соединяется с ПК через кабель, заметно более короткий, чем у Vive, но его всё равно можно использовать только сидя за компьютером. Как ни странно, шнур подсоединяется слева, а не по центру. Это довольно неудобно, если ваш ПК находится справа, к тому же было бы лучше, если бы кабель проходил сзади по спине (как у других шлемов), и его не приходилось бы забрасывать на плечо.

Стоит отметить, что в обычных очках для зрения пользоваться Rift неудобно.

У Oculus всего один небольшой внешний ИК-датчик на подставке, а не целая система датчиков позиционирования, которые развешаны по всей комнате, как у Vive. Впрочем, благодаря тем датчикам у HTC, достигается возможность для пользователя перемещаться по всей комнате и передавать свои движения из реального мира в виртуальный. В Rift такой возможности нет, но это и лучше для тех, кто не может освободить целую комнату для свободных перемещений в виртуальности.

Головокружение портит всё

Изначально впечатления от виртуальной реальности у новичка будут восторженные, но уже скоро ощущения головокружения, как при морской болезни, вызовут желание поскорее снять устройство. Из шести наших тестеров, шесть, жаловались на дискомфорт. Некоторые пользователи из-за сильной тошноты вообще не могли использовать Oculus в играх дольше нескольких минут.

При тестировании шлема, играть в платформер Lucky’s Tale, всем было забавно и интересно, в шутер Eve: Valkyrie, половина играла с удовольствием, другие же испытывали проблемы с головокружением, но от хоррор-игры Dreadhalls, каждому становилось нехорошо.

Также проблемы возникают и с контроллером Xbox. Это отличный геймпад, но в виртуальной реальности пользоваться им довольно проблематично - там вы его просто не видите. Видимо в Oculus предполагают, что у вас хорошая мышечная память, но если нет, придется просто вслепую нажимать всё подряд.

На самом деле все гарнитуры виртуальной реальности вызывают некоторую дезориентацию, но Oculus Rift - худший из нами тестируемых. Вероятно, всё дело в том, что устройство совместимо только с динамичными играми, и при этом не допускает движения всем телом.

Используя Samsung Gear VR, нам также приходится сидеть на месте, но у игр на нем гораздо более медленный темп, а ваш персонаж не должен бежать с бешеной скоростью. Игры в Vive, напротив, очень динамичные, но вы сами двигаетесь всем телом. Rift же, сочетает в себе худшие стороны.

Нечеткое изображение

Разрешение нашего шлема может впечатлить - 2160 х 1200. Но только если не учитывать, что расстояние экрана до глаз всего около 5 сантиметров, и это позволяет разглядеть каждый пиксель. По подсчетам AMD, для полного погружения в виртуальную реальность, разрешение должно быть около 116 мегапикселей. Как видно, Oculus очень далеко от идеала.

В то же время, большинство игр выглядят достаточно четкими, примерно, как на мониторе 720p, но всё же не 1440p и тем более не 4K. В какой-то мере тестируемый шлем компенсирует это частотой обновления 90Гц, и чрезвычайно эффектным стереоскопическим 3D. Дисплей обеспечивает захватывающее ощущение глубины погружения в каждую из игр, которую мы пробовали.

Недостаток четкости приводит к тому, что иногда становятся видны даже промежутки между пикселями. Это было распространенной проблемой старых экранов, но в 2016 году, смотрится просто ужасно. Особенно это заметно в ярких сценах.

Но и в темных сценах есть своя проблема - изображение никогда не бывает освещено или затемнено равномерно, в нем присутствует какие-то зернистые точки света, которых там явно быть не должно.

Для ушей Oculus Rift приятнее, чем для глаз. Встроенные наушники удобны, а звук в них более качественный, чем у конкурентов, и при этом не мешает вам слышать реальный мир, в этом их преимущество над наушниками-вкладышами. Но тут есть и недостаток - прикрепленные наушники нельзя заменить другими, лучшего качества, как в случае с Vive.

Настройка и приложения

Настройка Oculus Rift очень проста - достаточно зайти на специальный сайт и скачать программу установки. Дальше нужно выполнять пошаговую инструкцию, и уже примерно через 10 минут шлем виртуальной реальности будет готов к использованию.

Oculus Home - это система управления контентом, включая игры. Чисто технически, возможно пользоваться устройством и без этой платформы, загружая другие игры с других сайтов. Но далеко не во всех из них качество будет то же, что в размещенных на Oculus Home, а большинство и вовсе не будут работать в Rift.

Поначалу меню может показаться непривычным - вместо курсора там ваш собственный взгляд, а кнопки геймпада отвечают за выбор или выход. Три кнопки всегда видны на нижней части экрана, чтобы у вас был быстрый доступ к библиотеке, магазину и домашнему экрану.

SteamVR ненамного сложнее, однако на этой платформе список менее дружелюбен, нет профилей, достижений или хотя бы возможности расставить приоритеты при загрузке игр, как мы привыкли.

На Oculus Home также можно зайти с приложения, в котором у вас будет доступ к магазину и библиотеке. При таком варианте отсутствует множество возможностей, но всё же этого достаточно, чтобы в тратить время в основном на игры, а не их поиск и загрузку.

Эти платформы, конечно, позволяют покупать игры, но у них нет тех привычных возможностей сервисов, используемых игроками на ПК.

Посредственные игры

Eve: Valkyrie - симулятор космического корабля с видом от первого лица по вселенной Eve. Скриншоты и видео выглядят восхитительно, но то, что мы видели в демо-версии - это практически и есть вся игра, которая к тому же продается за 60 $. Не стоит ожидать, что за такие деньги вы получите интересный сюжет - доступен только режим выживания и мультиплеер.

Ну и, если повезет, вас не начнет тошнить через пару минут после начала игры.

Другая специально созданная для Oculus игра - это 3D-платформер Lucky’s Tale, в котором нужно играть от 3-го лица. Любителям жанра наверняка понравится, но большинству игроков скорее всего она надоест за пару часов. Самое главное - непонятно, зачем вообще выпускали игру, которая практически не использует возможности шлема.

Blazerush - лучшая из протестированных нами на этом устройстве игр. Гонка от первого лица за 10 $ действительно впечатляет и создает впечатление реального пребывания в гоночном болиде в гораздо большей степени, чем если смотреть на экран монитора компьютера. К сожалению, курсы обучения длятся дольше самих гонок, а сам заезд занимает считанные минуты.

Мы также попробовали The Apollo 11 Experience - документальную игру с ограниченной интерактивностью, о полете человека на Луну. Идея отличная, но воплощение подвело, и довольно скоро это надоедает.

Большинству специальных игр для HTC Vive и Samsung Gear VR тоже далеко до обычных на ПК, и всё же в этом они превосходят Rift. У Vive есть сюрреалистическая головоломка Fantastic Contraption, в которой вы своими руками в реальности можете создавать невероятные устройства в виртуальном мире. А на Gear VR доступна Land’s End с восхитительно красивым рисованным миром.

Подобных отличных игр на Oculus просто нет.

Гарантия на Oculus Rift

Как у любой гарнитуры виртуальной реальности, у Oculus Rift стандартная гарантия на 1 год.

Итог

В 2012 году, когда виртуальная реальность была только мечтой, на Oculus Rift многие надеялись, а обещанные возможности восхищали. Но с тех пор, виртуальная реальность стала доступна через многие устройства, для многих она уже часть повседневной жизни, поэтому никакой революции с выходом этого шлема, вопреки изначальным ожиданиям, уже не произошло.

Сегодня, к гарнитурам виртуальной реальности предъявляют особые запросы, и многим из них Rift не соответствует, уступая конкурентам.

В его технологии нет ничего нового - просто 3D-монитор, прикрепленный ремешками к голове, и это в то время, как другие устройства дают возможность всем телом управлять игровыми персонажами и изменять виртуальный мир.

Преимущества

  • Хороший дизайн.
  • Удобная для многих гарнитура.
  • Простота в настройке и использовании.

Недостатки

  • Вызывает морскую болезнь и рябь в глазах.
  • Oculus Home не хватает функциональности.
  • Нет достойных игр.
  • Контроллер Xbox One не подходит для виртуальной реальности.

Но, не стоит считать Oculus Rift полностью неудачным устройством. Его легко настроить и использовать, некоторые эксклюзивные игры на нем забавны. Также, гарнитуру можно применять в небольших и занятых другими вещами помещениями, в отличие от HTC Vive. Но эти немногие плюсы Rift, не перевешивают разочарования от несбывшихся надежд вложившихся в это дело пользователей.

Гарнитура виртуальной реальности Oculus Rift – видео обзор

Если вы нашли ошибку, не работает видео, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

РЕПОСТОВ

Подписаться на блог по эл. почте

Укажите свой адрес электронной почты, чтобы получать уведомления о новых записях в этом блоге.

По мере наполнения блога я понял, что весь этот огромный массив информации, о различных устройствах виртуальной реальности, нуждается в том, чтобы его структурировать в одном месте. Именно этой цели и служит данная страница. На ней, чуть ниже, я не только опубликую всю основную и важную информацию о шлеме виртуальной реальности Oculus Rift , которая имеется на сегодняшний день, но и буду стараться поддерживать её в актуальном состоянии, редактируя изменившуюся информацию и добавляя, ближе к концу страниц, свежие и актуальные новости. Если же вы не нашли ответ на какой-то вопрос — пишите в комментариях, тем самым вы не только получите ответ на этот вопрос, но и поможете остальным страждущим найти его в будущем, на этой странице. Итак, как говорил Гагарин - Поехали.

Для начала, на случай, если вы забрели сюда абсолютно ничего не зная о виртуальной реальности в общем и об Oculus Rift в частности (а таковых даже в США, по недавним подсчетам около 60-70% геймеров), я предлагаю кратко познакомится с этим явлением, уже пару лет будоражащим умы многих людей. Для этого стоит обратиться с специально написанной для этого статье, доходчиво поясняющей, . После чего, следуем дальше. Герой этой страницы - шлем виртуальной реальности Oculus Rift и всё о нём .

Краткая история Окулус Рифт

А начнём мы с истоков. С того, как всё начиналось. Здесь я замечу, что история виртуальной реальности 21 века начинается именно с Окулус Рифт. Я не зря упомянул 21 век. Попытки собрать такое устройство предпринимались гораздо раньше, еще до 2000 года. Однако, развитие технологий не позволило собрать достойное устройство и они лишь вызывали смех и не пользовались большой популярностью. Пока о таком проекте в 2011 году не вспомнили два товарища - Палмер Лаки и Джон Кармак, именно они в последующем стали руководителями компании Oculus VR.

Одно из первых устройств виртуальной реальности 20 века

В августе 2012 года, была создана кампания на Kickstarter, с целью сбора денег, на разработку и сборку первой версии шлема виртуальной реальности Oculus Rift. Публике даже был представлен работающий прототип устройства, которое получило название Oculus Rift Developer Kit 1 (DK1) . Кампания привлекла столько внимания, что всего за 4 часа была собрана вся необходимая сумма в 250 тысяч долларов США . Но сбор не был остановлен и в течении следующих 30 дней, свои деньги в устройство вложило порядка 9,5 тысяч человек, собрав в общей сложности около 2,5 миллионов долларов. Забегая чуть вперёд упомяну, что .

В октябре 2013 года, публике пыла представлена улучшенная версия Oculus Rift для разработчиков, получившая название Oculus Rift Developer Kit 2 (DK2) . Новинка обзавелась более качественным дисплеем от Samsung (в дальнейшем эти компании сотрудничали ещё несколько раз). Стоит заметить, что и DK1 и DK2 можно было купить всем желающим, не обязательно было быть разработчиком.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

В марте 2014 года, видя бешеную популярность устройства, компанию Oculus VR покупает социальный гигант - Facebook . Его руководитель увидел в технологии виртуальной реальности будущее. После покупки, в разработку были вложены значительные средства.

И уже в сентябре 2014 года была выпущена новая версия шлема виртуальной реальности Oculus Rift Crescent Bay . Получив массу изменений, относительно своих прародителей, он уже был больше похож на финальную версию устройства, которая вскоре поступила в продажу.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Имя этому финальному, на данный момент, устройству - Oculus Rift Consumer Version (CV1) . Первые продажи начались 6 января 2016 года, но об этом — чуть ниже по тексту.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Технические характеристики Oculus Rift

Считаю, что стоит привести характеристики всех моделей Oculus Rift , а чтобы было проще ориентироваться в них — оформляю сводной сравнительной таблицей.

Характеристики разных версий Oculus Rift

Параметр Oculus Rift DK1 Oculus Rift DK2 Oculus Rift CV
Разрешение дисплея (на каждый глаз) Пиксели 640х800 960х1080 1080х1200
Частота Гц 60 75 90
Отклик мс 5 2 2
Угол обзора Градус 90 100 100
Датчики Гироскоп
Акселерометр
Гироскоп
Акселерометр
Магнитометр
Гироскоп
Акселерометр
Магнитометр

Применимость Oculus Rift

Изначально, начиная с момента DK1, Osulus Rift позиционировался как исключительно развлекательное устройство. Его предлагалось использовать в играх виртуальной реальности, смотреть фильмы. Но, чем дальше прорабатывался этот вопрос, чем больше подключались к этому делу всевозможные конкуренты и партнеры. Тем больше становилось понятно, что игры далеко не единственная сфера применения устройств виртуальной реальности. В настоящее время их уже применяют в медицине, в бизнесе и в обучении. И я упомянул лишь то, что сразу пришло мне в голову. На самом деле сфер применения куда как больше, и я как-нибудь более плотно исследую этот вопрос и напишу статью.

Цена Oculus Rift

Так сколько же стоит такая радость? На сегодняшний день, цена на Oculus Rift составляет 600 долларов США . Плюс, для его использования потребуется собрать довольно мощный компьютер, с ценником около 1000 долларов США . Разумеется, речь идёт про сборку с нуля. К примеру, у меня уже и так довольно мощная машина, которая проходит аккурат по нижней планке системных требования Oculus Rift. Кому-то возможно придётся докупить только видеокарту.

Требования к компьютеру Oculus Rift

Иными словами, лучше убедиться, чтобы знать наверняка. Вообще, рекомендуемые системные требования Oculus Rift таковы:

  • Видеокарта NVIDIA GTX 970 / AMD R9 290
  • Процессор Intel i5-4590
  • Оперативная память 8GB
  • Разъем на видео HDMI 1.3
  • Разъемы на системном блоке 3x USB 3.0 ports 1x USB 2.0 port
  • OS Windows 7 SP1 64

Но, рискну предположить, что мало кто способен так сразу, навскидку, сказать о том, что его начинка мощнее и круче рекомендуемых. Всё-таки, это не та информация, которая стоит запоминания и заучивания. Осознавая этот факт, компания Oculus VR выпустила программу, позволяющую проверить, . Немного отклонюсь от конкретно этого шлема, и посоветую дополнительно воспользоваться , для их шлема. В отличие от Окулусовской, она тестирует более предметно, на уровне более-менее реальной производительности, а не одно лишь наличие железа.

Устройство и Россия

В Россию на сегодняшний день, официальной доставки Окулус Рифт нет. И оформления предварительного заказа тоже. Оно доступно только в следующих странах:

США, Великобритания, Австралия, Бельгия, Канада, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Исландия, Ирландия, Италия, Япония, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Испания, Швеция, Тайвань.

Оформление предварительного заказа Oculus Rift

Как я сказал, начало оформления предварительного заказа на Oculus Rift стартовало 6 января 2016 года. Буквально за несколько минут, размели всю партию устройств. Однако, исходя из принципа оформления заказов, само , вот только доставка будет осуществляться уже в августе 2016 года .

Оформившие предзаказ до апреля, получали в подарок две игры - и Eve: Valkire . На сегодняшний день, в комплекте идёт только первая игра, являющая собой аркаду про лисёнка, в стиле «Марио» в виртуальной реальности.

Комплектация Oculus Rift

В комплекте со шлемом Oculus Rift поставляется геймпад Xbox One, пульт управления для встроенной оболочки Oculus Remote, наушники, и сенсор, для простого отслеживания положения шлема в пространстве. И, как выше писалось, игра Lucky’s Tale.

О недостатках комплектации Oculus Rift

Не обходится устройство и без ложки дёгтя. Следующий абзац, это исключительно моё личное мнение, сложившееся из наблюдения за ситуацией вокруг Окулус Рифт со стороны. В стремлении поскорее выйти на рынок, быть первым и снять самые вкусные сливки с покупателей, компания Oculus VR выбросила на рынок сырое и недоработанное устройство. Об этом свидетельствует ряд серьезных косяков.

У шлема, в нынешней его комплектации, отсутствуют , чей выход планируется во второй половине 2016 года, разумеется за дополнительную плату. Сейчас в комплектации идёт геймпад от Xbox One.

Кроме того, помимо отсутствующих контроллеров, шлем предлагает довольно сильно урезанную версию отслеживания положения пользователя в пространстве. Оно не способно создавать «игровую зону», как его конкурент, в чём сильно ему проигрывает.

Уже на сегодняшний день, существует , что используют возможности контроллеров и такой системы Room Scale. Так что эти два недостатка сильно бьют по количеству качественных игр на системе Oculus Rift.

Ситуация должна будет частично выправиться, когда Oculus Touch и система отслеживания пользователя от Oculus VR появятся в продаже, но остаётся открытым вопрос цены на эти элементы.

Дата поступления Oculus Rift в продажу

В настоящий момент, Oculus Rift можно купить только оформив предварительный заказ либо у перекупщиков (см. информацию выше). Сборочные линии забиты заказами и компания не успевает их выполнять, в связи с нехваткой компонентов. Информации о поступлении Окулус Рифт в продажу в розничные магазины пока нет. Едва ли это случится раньше августа-сентября, поскольку именно на этот срок сейчас принимаются заказы по предоплате. Иными словами - ближе к августу линии заводов разгрузятся настолько, чтобы появились «излишки» шлемов. Информации о дате начала продаж в России пока нет.

Наиболее интересные игры для Oculus Rift

В силу ряда обстоятельств, я буду публиковать здесь список из игр виртуальной реальности для Oculus Rift, которые есть у меня на сайте. Список интересных игр для Oculus Rift не претендует на полноту , какие-то из них могли ускользнуть от моего внимания или ожидают своей очереди. Кроме того, стоит понимать, что это исключительно моё «имхо», и моё мнение, может отличаться от вашего вкуса .

Игры, на которые стоит обратить внимание:

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Актуальные новости Oculus Rift

У компании Oculus VR к покупателям. Объяснили отсутствием на сборочной линии важного компонента шлема, компенсировали бесплатной доставкой. В общей сложности вся очередь отодвинута примерно на месяц.

Владельцы , поскольку даже самая дорогая модель, слишком слаба для игр и приложений виртуальной реальности.

Японский стартап на основе Oculus Rift, позволяет Чтобы быть рядом со своими близкими даже тогда, когда вы не можете быть рядом с ними.

CV1 . Вещь не простая, сырая, стоимость у нас в России раза в три больше чем на родине и это мало чем оправдано. Я также знал, что игр почти нет, но загорелся идеей приобретения как только опробовал версию DK2, еще в поза-прошлом году. А загорелся собственно потому, что впервые надев очки на демонстрационном стенде, я был просто сражен! Никак не ожидал на столько сильного сцепления с виртуальной реальностью. У меня более чем десятилетний «геймерский стаж», сотни игр пройдены на самых разных настройках, с разными мониторами, контроллерами, а такого как в VR нигде и близко похожего не видел. Об этом «невероятном погружении» все твердят, знаю, но иначе и сказать сложно, это было действительно круто. Это будущее. :)

Думаю, стоит описать этот свой первый опыт. Просто представьте: сначала идет погружение во тьму и тишину. У DK2 была практически полная светоизоляция, я не мог даже подсмотреть за происходящим вокруг в маленькую щелочку, на сколько помню. Слышать окружение тоже не мог - наушники дали подходящие. Это было похоже на момент, когда в зале шикарного кинотеатра выключается свет, все затихают, и ожидаешь, что вот-вот загорится экран и звук проберет до костей. И вот - ослепительная вспышка света, и я в Виртуальной реальности! Простая демка. Сижу на аттракционе, слева и справа со мной на качелях сидят какие-то низкополигональные страшненькие девушки - такие, что я поспешил увести взгляд вперед и начал осматривать чуть менее страшненькие окрестности... ничего выдающегося в самой демке не было, но ощущение объема всего вокруг было потрясающим! Никакого сравнения с 3D-телевизорами. Настоящее 3D в VR - оно было кругом! Даже фокусировка зрения меняется, когда смотришь поочередно на отдаленные и близкие объекты, как в реальности - и все они воспринимаются в десять раз реальнее, чем на плоском экране, даже с тем ужасным качеством моделей и текстур, которое предлагала демка. Не говоря уже о том, что в VR осматриваешься вокруг как в реальном мире, крутя головой. Когда качели начали двигаться, честно говоря, вдруг стало даже немного страшно. Хотя на экране монитора я во что только ни играл и чего только ни видел, даже постоянное изменение ориентации в пространстве не были для меня в диковинку (Prey , Alien vs Predator) . Но в вирте погружение было слишком мощным. Я начал сопротивляться... и буквально через 20-30 секунд, ни смотря ни на что, эти очки полностью обманули мой мозг - земля под ногами начала уходить!

VR Oculus Rift CV1 Опыт домашнего использования


VR Oculus Rift CV1 Опыт домашнего использования

VR Oculus Rift CV1 Опыт домашнего использования


VR Oculus Rift CV1 Опыт домашнего использования

Вы уже наверняка видели «Анбоксинги» и обзоры этих очков, представляете внешний вид и их официальный магазин, я расскажу каков Oculus Rift при продолжительном использовании.

Начну с плохого. В основном потому, что именно с проблемами сталкивается пользователь таких VR-очков, когда заканчивается достаточно простая настройка и всевозможные официальные демонстрации. Прежде всего становится заметно, что изображение все-таки далеко от идеала. У очков низкое разрешение экранов. Я точно знаю, что в CV1 и HTC Vive самое лучшее качество изображения, какое сейчас можно увидеть в пользовательских VR-шлемах, но даже его не хватает. Не для всех это происходит сразу, но начинает бросаться в глаза «сеточка» из пикселей. Особенно недостает четкости прорисовки на отдаленных объектах. В некоторых играх это может быть критично. Например для меня это стало критичным в Elite Dangerous - именно в этой игре недостаток сильно заметен из-за огромного количества интерфейса и тонких линий (условных обозначений орбит например), а также из-за больших расстояний. Чтобы понять, как примерно это выглядит - вы можете просто попробовать запустить Elite Dangerous на современном FullHD-мониторе, диагональю скажем 27”, выставив ополовиненное разрешение 960на540 в полноэкранном режиме. Таким образом картинка получается либо слишком пестрой и рябой (с алиасингом), либо слишком мутной, замыленной (с кривыми технологиями сглаживания). По той же причине сложно было бы играть к примеру в ArmA – где нужно выцеливать противника за километр, когда тот даже на хорошем мониторе порой выглядит как кучка пикселей. Эту ситуацию можно поправить качественным сглаживанием, либо с помощью DSR-технологии от Nvidia, увеличив разрешение до 200%, но тогда многие современные игры затребуют что-нибудь типа GTX 1080 в системном блоке (проблема производительности тоже есть).

Качественное сглаживание в этих многих современных играх просто не поддерживается - если на мониторе это замыливание еще можно воспринимать нормально, то в VR точно нет. А разработчики привыкли использовать не слишком требовательные, но визуально совершенно убогие (ИМХО ) технологии типа FXAA и TAA.

И, к сожалению, эта проблема пока не решаема - в дальнейшем придется покупать новые VR-очки, с другими экранами, где будет большая плотность пикселей (есть небольшая вероятность, что позволят обновить старые, но вряд ли у нас в России это будет просто). Приходится только смириться и получать удовольствие от того, что есть сейчас - но на самом деле это совсем не сложно. Я просто никак не мог не написать про низкое разрешение, но отбраковывать все доступные версии VR-очков только из-за недостатка разрешения было бы совсем не правильно. Ведь играли же мы как-то раньше на квадратных мониторах с разрешением ниже HD - и ничего, было здорово. ;) Так же и с очками. К тому же в играх, которые изначально делаются под VR, дела обстоят лучше. Их разработчики стараются сделать картинку максимально четкой именно для VR. Эта проблема не сильно мешает играть в большинство игр (выше описаны скорее исключения). Не сильно мешает даже смотреть кино! Мешает другая. По-началу...

Временно опустим сарказм хейтеров VR о том, что «Конечно же мешает не разрешение - мешает скорее отсутствие самих игр! » - есть более реальная проблема, которая сейчас всех отпугивает. Расскажу об укачивании. Да, это ужасно. Ощущение повышенной температуры, тяжести и головокружения... в общем, если вас когда-нибудь сильно укачивало на корабле или на машине - вы знаете. Если нет - узнаете в VR-очках, потому как они видимо ломают вестибулярный аппарат даже тех людей, которые никогда с подобным не сталкивались. Тут уже не понадобится ждать новой версии устройства (сомневаюсь, что там что-нибудь серьезно улучшат в этом плане). Укачивание - это серьезная отдельная проблема VR-очков вообще (любых и даже в 60fps). Но, на сколько я могу судить, в итоге полностью дело привычки. :)

VR Oculus Rift CV1 Опыт домашнего использования


VR Oculus Rift CV1 Опыт домашнего использования

VR Oculus Rift CV1 Опыт домашнего использования


VR Oculus Rift CV1 Опыт домашнего использования

Кажется, меня начало в целом гораздо меньше укачивать когда я один единственный раз принял таблетку драмины (Можете посмеяться, конечно, но это то же самое укачивание, что на корабле или в машине - лекарство таки помогает! :Р) Я тогда просидел в окулусе чуть больше часа в War Thunder и The Vanishing of Ethan Carter, перемещаясь, само собой, не телепортацией, а привычным способом. Заметил также, что гораздо меньше укачивает, когда сидишь, держа руки на клавиатуре и мыши (и, собственно, играя с их помощью).

Со временем укачивать перестало совсем, безо всяких больше таблеток и даже стоя и без клава-мыши. Последний раз я без какого-либо дискомфорта просидел в Окулусе полтора часа, проходя Метро 2033 (об этом ниже) с геймпадом от Xbox. Также уже никакого дискомфорта не ощущаю, когда отстреливаю врагов, с дикой скоростью носясь по уровням таких шутеров как Serios Sam, Quake и Doom . То есть просто привык! Привычка пришла спустя примерно 10 часов, проведенных в окулусе. Частично за просмотром фильмов. Так или иначе эта проблема - проблема первого опыта, непривычки, не более.

Ну и последние технические недостатки очков - плохо вентилируемое пространство внутри, между глазами и линзами (очки, между прочим, нагреваются и линзы иногда запотевают). И провод (У Окулус он один). Впрочем, последнее все-таки уже совсем терпимо.

VR Oculus Rift CV1 Опыт домашнего использования


VR Oculus Rift CV1 Опыт домашнего использования

-Не бойтесь попасть в такую ситуацию! В наших квартирах вас раньше остановит предмет мебели или окно.)

Нет, правда, этот один провод не так уж сильно мешает, я спокойно крутился стоя на месте, осматриваясь в вирте как мне было угодно. Просто стоит помнить, что если прокрутился на месте на 360 в одну сторону - второй раз стоит крутиться уже в обратную...

Перейдем к главному - таки вернусь к проблеме нехватки игр. Вы, скорее всего, читали, что игр под VR до сих пор очень мало. Это почти правда. В официальном магазине Oculus среди игр с родной поддержкой VR - в основном одни демонстрации. Красивые, впечатляющие, но это не игры. В официальном магазине вообще нет чуть ли ни одной настоящей игры, разве что аркада Lucky’s Tale (очень милая игрушка с отличной заточкой под VR, раздаваемая бесплатно при покупке очков). Игр, предназначенных для отдельных манипуляторов Oculus Tuch или контроллеров HTC Vive возможно чуть побольше, но мне пришлось искать исключительно такие, которые работают с мышью, клавиатурой и геймпадом.

И искал я их в основном в стиме, поскольку магазин Окулуса может вытащить из вас больше денег, чем вы выложили за сами очки. В магазине стима игры найти можно. В основном такие как The Solus Project или ADRIFT . Красиво и удобно в VR, но для большинства людей скучно. Просто бродишь и осматриваешься, решаешь какие-то головоломки с минимальной интерактивностью в виртуальном мире. Могу также отметить The Vanishing of Ethan Carter (В VR она смотрится определенно впечатляюще, но игровой процесс это не улучшает). Беда в том, что если в игре есть только красивые пейзажи - со временем начинаешь всё больше обращать внимание на низкое разрешение самого Окулуса. Вот когда есть игровой процесс - он отвлекает от качества картинки и VR работает на все 100, с его полным погружением в 3D, когда высматриваешь цели, крутя головой. Но VR-игр с геймплеем, как ни парадоксально, как раз-таки не хватает. Тем не менее, они постепенно появляются и уже можно купить например Subnautica и Ark Survival - обе в раннем доступе, но обе эти игры изначально разрабатывались как игры с геймплеем, а поддержка VR была добавлена потом. Совсем недавно, пока я лениво пишу эту статью, в стиме появился Serious Sam VR – и это почти что шедевр от жанра шутеров!

VR Oculus Rift CV1 Опыт домашнего использования


VR Oculus Rift CV1 Опыт домашнего использования

Просто взять в руки Окулус и сразу окунуться в бесконечный виртуальный мир не получается - просто готового контента для этого сейчас мало, качество у него как у обычных техно-демок, и всё дорого. Но не смотря на все эти недостатки, я продолжил пользоваться очками - и сейчас могу сказать, что я очень доволен покупкой и Oculus полюбил!

- Зачем нужен спутниковый телефон, если он почти никогда не работает?! Не могу дозвониться, в чем дело?

Ну, всякое могло случиться. Вспышки на солнце, неполадки со спутником, а может, она просто его выключила.

[Грубо стучит спутниковым телефоном по стенке кузова]

Прекрати! Нежнее... Полюби его!

Зазвонит - полюблю!

Не полюбишь - не зазвонит.

//Малькольм нервно пытается дозвониться до Сары, тайно уехавшей в парк Юрского периода. Небольшой диалог о технологиях.

После того как все демки у меня кончились (они тоже не мусор, а очень даже впечатляют и дают надежду на будущее), первым делом я попробовал смотреть фильмы в 3D, в режиме виртуального кинотеатра. Этот режим не обязательно означает, что вокруг вас будет какое-то окружение, кинозал и тому подобное - главное, что перед вами висит огромный, гибко настраиваемый экран и на нем воспроизводится фильм с потрясающим 3D-эффектом! Звук в наушниках версии Oculus CV1 оказался даже лучше чем в моих обычных (не самых дешевых). Пожалуй даже лучше чем я вообще в каких-либо наушниках слышал (сейчас налетят меломаны и знатоки звука и скажут, что я не прав), но я говорю честно.

Для просмотра использовал программу Simple VR Video Player или Virtual Desktop . Последний, как мне показалось, давал лучший 3D эффект, при просмотре с обычного MPC-HC в полноэкранном режиме, но Simple VR Video Player гораздо удобнее интерфейсом. Обе программы развиваются и обновляются к лучшему. Virtual Desktop изначально позволяет не просто смотреть фильмы, а выводит в VR-очки рабочий стол, со всеми его возможностями (проводник, серфинг в интернете... правда, не вижу в этом никакого смысла, с текущим разрешением очков).

Я посмотрел Аватар , первый Парк Юрского периода (не понимаю как, но его действительно не плохо адаптировали под 3D), несколько мультфильмов - и все выглядело очень здорово. Низкое разрешение по-началу заметно, но все же оказывается довольно просто забыть о нем, когда начинаешь смотреть фильм. Или играть в полноценную игру (с оговорками). Разрешение очков накладывает на качество картинки определенные ограничения, но если в игре есть качественный антиалиасинг, или если компьютер может потянуть картинку с двойным разрешением (DSR ) – изображение получается очень достойное.

Жаль, конечно, что хороших игр до сих пор так мало, а родную поддержку в старые игры их разработчики добавлять не спешат. Но даже там, где совсем никак не поиграть в VR можно найти интересное для этой темы. Больше всего на свете я бы наверное хотел бы поиграть в VR в Ведьмака 3. Там самая потрясающая графика, пейзажи и виды в целом на данный момент. Но если и прикрутят какую-нибудь поддержку VR на костылях - камера в этой игре совершенно несовместима с VR, к сожалению. НО. В Ведьмаке 3 работает замечательная технология, NVIDIA Ansel , которая позволяет снимать любые скриншоты. Перехватывается управление камерой, можно выбрать любой удачный вид, взлететь под небо, настроить уйму фильтров и сделать скриншот даже на повышенных настройках графики, хоть в 8К разрешении! А также стерео-скриншот в 360 градусов! В 8К разрешении! Я сделал небольшую галерею таких скриншотов и в Окулусе это выглядит феноменально! Правда, после еще больше хочется Ведьмака 3 в VR, а нету...

VR Oculus Rift CV1 Опыт домашнего использования

VR Oculus Rift CV1 Опыт домашнего использования

VR Oculus Rift CV1 Опыт домашнего использования

VR Oculus Rift CV1 Опыт домашнего использования

Это драйвера и ПО, которое позволяет использовать очки виртуальной реальности в старых 3D-играх. Список «Supported Games» на сайте этого проекта, скажу сразу, не вполне честный, поскольку там обозначены вообще все игры, которые хотя бы просто запускаются в какой-либо версии VR-очков. Игр с полноценной поддержкой Oculus Rift CV1 там не много. Интерфейс ведь к примеру никто не делал с расчетом на VR.

Кто-то может сказать, что старые игры уже не так интересны, но, по-моему они стоят всей этой эпопеи и всех трат!

...Старые игры - они штуки загадочные. - Загадочные, - не стал спорить программист. - Вроде слабоалкогольных напитков. На вкус - компот компотом, а потом ноги разъезжаются и на приключения тянет…

Metro 2033 и Last Light , оригинальные, в режиме DX9. Oblivion , Fallout New Vegas . BioShock Infinite . Black Mesa и Half Life 2 . Это те игры, которые поддерживают VR почти идеально, на 9 из 10, если считать за 10/10 нормальную официальную поддержку, как в каком-нибудь The Vanishing of Ethan Carter VR , The Solus Project или ADRIFT , где всё действительно здорово, кроме геймплея.

Вообще, с VorpX все игры Bethesda хорошо работают - даже Морровинд , но ему нужны пляски с бубном, причем особенно сложные, исходящие из древних ритуалов Эшлендеров. Конкретнее говоря, ему нужен рендер DirectX 9 с кучкой модов.

Согласитесь, этот список игр (он не полный, это только то, что лично я успел опробовать и пройти дальше пролога) - уже гораздо больше впечатляет, нежели демки из официального магазина и пустые бродилки с красивыми пейзажами, не правда ли? На данный момент я прошел по крайней мере на одну треть игры Black Mesa , Half Life 2 и Metro 2033 в VR – эти игры работают отлично. Так что официально заявляю (и ставлю пафосную печать своей скромной персоны), что игры для VR есть! И их даже больше чем для Nintendo Switch и иных консолей на старте. :p

VorpX позволяет запускать старые 3D-игры в VR-очках, предоставляя несколько режимов стереоскопии и управление взглядом через отслеживание позиции очков, вместо мыши. Полноценная поддержка VR получается только тогда, когда драйверами в игре поддерживается режим Geometry 3D и Positional Headtracking. Первое - единственный режим, позволяющий рендерить настоящее, честное 3D изображение с двух камер и настраивать в игре FOV. Второе - отслеживание не только вращения очков, но и горизонтальной позиции, что позволяет не просто осматриваться вокруг, а еще и, к примеру, свеситься за перила или с моста, чтобы посмотреть вниз, или просто осмотреть со всех сторон объект стоя на месте. Прекрасно работает во всех играх Bethesda, начиная с Oblivion . Список игр, который я привел выше - поддерживает по крайней мере Geometry 3D и Rotational Headtracking, Positional Headtracking встречается реже всего.

К сожалению, остаются две большие проблемы:

Некорректная работа теней и отражений (не везде, но часто тени и отражения зависят от положения камеры и от того сильно деформируются и прыгают при рендере сразу двух камер).

Не оптимизированный под VR интерфейс, обрезающийся в VR. Тоже не везде, поскольку в Метро например изначально в игре есть режим без интерфейса и разработчики предполагали, что кто-то будет играть пользуясь только часами на руке главного героя и дневником - все это игровые объекты, а не двумерный интерфейс, такие штуки работают в 3D исправно. А в BioShock Infinite интерфейс можно подвинуть в нужное место и в VR его тоже будет хорошо видно.

Сколько я ни бился, но на 10 из 10 поддержки VR от какой-либо старой игры с VorpX добиться не получилось. Просто так запустить игру с VorPX и играть как на консолях не получиться - ПК-гейминг он весь в настройках! Как минимум часто приходится отключать тени и настраивать под себя FOV, ставить моды. Но то, что есть, уже впечатляет и это именно то, чего я хотел от Окулуса. :)

В итоге не смогу рекомендовать версию CV1 к покупке, без множества оговорок - но так, если вы готовы потратиться еще и на сторонние драйвера (стоимость обычной современной ААА-игры, не более), а самое главное, перейти через укачивание и возиться часами с настройкой - Oculus Rift , скажу вам, это вещь! Драйвера для адаптации старых игр заметно развиваются, на горизонте маячат полноценные VR-версии Fallout 4 , The Long Dark , Project Cars 2 и Gran Turismo Sport , Star Citizen , Xplane 11 (симулятор гражданской авиации) и другие.

Анонсировали мод VR для Half Life 2, который позволит играть с совсем уж идеальной поддержкой VR и уже доступен мод на DOOM3 , который в VR тоже выглядит великолепно. Вообще забавно, что как на заре 3D-игр правили Quake , Doom , Half Life, Serios Sam – так и сейчас именно эти игры энтузиасты охотнее всего адаптируют под VR, с полноценной поддержкой.

Так что с будущим VR у нас все довольно не плохо. Но учтите, что если купите очки - использовать их будете гораздо реже, чем просто играть в игры, как раньше. На дальнюю полку они не откладываются, но вот в выдвижном ящичке у меня в компьютерном столе томятся, показываясь на свет где-то пару раз в неделю. (В основном по выходным, вечером после работы глаза устают. Впрочем, это моя проблема, вероятно).

В любом случае, не злоупотребляйте.

Человек, весь день проторчавший в виртуалке, представляет собой довольно жалкое, даже пугающее зрелище. Воспаленные, широко распахнутые глаза диковато мечутся из стороны в сторону, машинально вычисляя противника, под глазами мешки, волосы взъерошены, лицо бледное. Добавьте к этому легкое нарушение координации, вялость и головокружение.

Призрак «Бета-тестеры» Очень прикольные рассказы, описывающие приключения вымышленных героев в виртуальной реальности

Содержание обзора Oculus Rift:

Главные особенности:

  • 2 AMOLED дисплея с разрешением 1200 на 1080 пикселей (по одному на
  • каждый глаз)
  • Для работы необходим мощный ПК
  • В комплект поставки входит геймпад от Xbox one
  • Дистанционное управление
  • Датчики движения в шлеме устройства
  • Не рекомендуется детям до 13 лет
  • Производитель: Oculus VR
  • Розничная цена: ?599

У многих пользователей виртуальная реальность ассоциируется именно с Oculus Rift. И это вполне оправдано. Именно благодаря начали развиваться потребительские технологии виртуальной реальности, которые доступны для всех.

За 2 недели использования Oculus Rift я посетил множество виртуальных миров. И хотя мой ПК подходил только под минимальные системные требования, я проводил в виртуальной реальности целые сутки напролёт. Одним словом, мне всё очень понравилось.

Единственным неприятным моментом оказались серьезные технические запросы устройства. Но тут ничего не поделать. Такова плата за использование новейших технологий.

Начало работы и дизайн

Как известно, встречают по одежке. Комплект поставки Oculus Rift размещен в аккуратном кейсе для переноски. Покупателя ждут следующие компоненты: пульт дистанционного управления, сенсор отслеживания перемещения шлема (на штативе), геймпад от Xbox one и, конечно, сам шлем виртуальной реальности.

Для установки и работы с Oculus Rift необходимо примерно 1.5 на 1.5 метра свободного пространства. Подключение к ПК и установка ПО занимает всего несколько минут. Всё просто и понятно (в отличии от ).

С дизайном потребительской версии Oculus Rift всё в порядке. Инженерам удалось создать невероятно эргономичное устройство. В шлем встроены легкие и удобные наушники. Да и вообще, устройство имеет вид конечного продукта. Нет никаких лишних проводов или кнопок.

Пульт дистанционного управления выполнен в весьма интересной форме. Он умещается в руку и позволяет управлять навигацией по меню и уровнем громкости. Геймеры не смогут по достоинству оценить этот элемент управления. Однако, всем любителям кино и сериалов он явно придется по нраву.

Oculus Rift почти на 200 грамм легче своего главного конкурента — HTC Vive.

Разница в весе прекрасно ощущается во время длительного использования устройства. Сразу начинаешь понимать, что даже 200 грамм веса могут сильно влиять на уровень комфорта. Тут явно проигрывает.

Шлем хорошо прилегает и не дает свету проникнуть внутрь устройства. Однако, это могло происходить из-за моего довольно крупного носа. Некоторые мои коллеги жаловались на обратное.

Шлем виртуальной реальности Oculus Rift настолько комфортный, что я не мог контролировать количество времени, проведенного в . Иногда я не снимал устройство по 12 часов. Время пролетало незаметно.

Звучит банально, но пользователь полностью погружается в виртуальную реальность. Придуманный мир гораздо интереснее реального! Шумиха вокруг технологий виртуальной реальности полностью оправдана.

Опыт использования Oculus Rift

Лучшим игровым выбором для начинающих пользователей Rift будет набор демонстрационных сцен под названием Oculus Dream Deck. Они покажут и разъяснят все сложные моменты, связанные с виртуальной реальностью.

Первая сцена переместит пользователя на самый верх футуристического небоскреба. С крыши открывается потрясающий вид на происходящие внизу события. Эта программа отлично демонстрирует безграничные возможности виртуальных миров. Под ногами пользователя находится многометровая пустота.

На улицах виртуального города кипит обычная жизнь делового мегаполиса. Надев очки я машинально сделал несколько шагов назад — настолько всё реалистично выглядит. Виртуальная реальность отлично передает чувство высоты.

Вторая демонстрационная сцена переносит пользователя в музей естественной истории. Вдруг, из-за угла длинного коридора появляется огромный хищный динозавр! Он останавливается прямо перед пользователем, капая на него слюной. Я почти что почувствовал его жаркое дыхание.

Коллеги были удивлены моей неподдельной реакцией на происходящее. От такой правдоподобной картинки мурашки бегут по коже и трясутся руки.

Окно главного интерфейса программы называется Oculus Home. Выглядит оно довольно стандартным образом и позволяет быстро запускать, скачивать и настраивать приложения и цифровой контент. Например, я скачал небольшой фильм о создании того самого уровня с динозавром. В фильме присутствовали комментарии разработчиков. В этом плане Oculus Rift может заменить цифровую приставку.

Однако, кто будет проводить время за просмотром видео после покупки такого дорогого устройства? Всем нужны игры! Создатели Oculus Rift отлично это понимают. На момент начала продаж в магазине Oculus было доступно 30 игр!

Таким ассортиментом в начале продаж не могли похвастаться даже Xbox One и PlayStation 4. Вот это называется поддержкой сообщества разработчиками!

2 игры становится доступны сразу после покупки комплекта Oculus Rift — Lucky’s Tale и Eve: Valkyrie. Lucky’s Tale — это традиционный аркадный платформер. Однако, формат виртуальной реальности ему явно идёт. Игрок управляет милым лисом, который весело бегает по мультипликационному миру. Своих врагов лис истребляет весьма интересным методом — ударом пушистого хвоста. Игра выполнена в 3D формате.

Eve: Valkyrie подкупает пользователя совсем другим. Игра представляет из себя высокоскоростной симуляторов боев космических кораблей. Кропотливый труд разработчиков замечаешь во всем — красивейшая графика, удобный интерфейс, огромный игровой мир. Тематика космических сражений отлично подходит для технологий виртуальной реальности. Я провел много часов в кабине своего корабля. Хотели стать космическим пиратом? Эта игра определенно для вас. Вы точно не пожалеете.

Ощущения от погружения в настолько качественное и продуманное виртуальное пространство сложно описать. Это кардинально отличается от всего мною ранее увиденного. Это не выразить словами. Надо испытать самому.

И даже Gear VR даже рядом не стоят в глубине погружения в виртуальную реальность, по сравнению с Oculus Rift. Rift — это совершенно новый уровень потребительских технологий виртуальной реальности.

Некоторые технические характеристики показались мне опережающими своё время. А ведь по долгу работы я часто встречаюсь со многими новинками рынка высоких технологий. От такого даже становится немного не по себе.

Качественные экраны — первое на что обращаешь внимание работая с Oculus Rift. Их общее разрешение — 2160 на 1200 пикселей. Конечно, на бумаге эти цифры выглядит крайне внушительно. Однако, многие пользователи жалуются на едва заметные визуальные артефакты на дисплее. Некоторые пиксели выделяются на фоне остальных. Это происходит не так часто — только в местах соединения текстур, но все же. Я же заметил подобные огрехи дисплея только после длительного использования Oculus Rift без перерывов.

Возможно, что причиной появления данных недостатков являются слишком широкие углы обзора устройства. Но ведь они то и обеспечивают то самое полное погружение в виртуальное пространство! Я готов пожертвовать едва заметным свечением нескольких пикселей на экране в угоду качественному изображению. А вы?

Меню цифрового контента можно назвать удобным. Но это только сейчас. Дело в том, что в Oculus Home отсутствует какая-либо система поиска цифрового контента. Конечно, сейчас это не критично, т.к. приложений, игр и видеороликов не так уж и много — их попросту можно проскролить. Однако, в будущем такое не пройдет. Надеюсь, что разработчики добавят в Oculus Rift адекватную систему поиска.

Простенький джойстик сильно ограничивает возможности полноценной навигации по Oculus Home. Уже через несколько часов я мечтал об ином методе ввода текста или команд. Я считаю, что система распознавания голосовых команд отлично подойдет для управления Oculus Rift. Постоянное использование джойстика или пульта дистанционного управления убивало ощущения присутствия в виртуальной реальности. Меня сильно огорчило отсутствие в Oculus Rift микрофона. Какой тут может быть речь о коммуникации пользователей в сетевых играх?

Пользовательская версия Oculus Rift несколько ограничена по сравнению с версией для разработчиков. Например, нельзя использовать Oculus Rift в качестве обыкновенного монитора.

По удобству использования ПО и игр Oculus Rift явно выигрывал своего прямого конкурента — HTC Vive. Однако, у южнокорейской компании HTC в рукавах спрятан серьезный козырь — платформа SteamVR. На сегодняшний день совместимость Oculus Rift и SteamVR почти отсутствует. Мне удалось скачать на Rift несколько приложений из SteamVR, но запустить их так и не удалось. Не думаю, что в будущем ситуация сильно изменится. Такова политика сотрудничества HTC и Steam. Остается надеяться только на народных умельцев, которые могут создать ПО для совместимости платформ.

Контроллер от Xbox one не подходит для управления миром виртуальной реальности. Конечно, игры с простой механикой управления (например, Eve: Valkyrie или Lucky’s Tale) он осиливает без всяких проблем. Но мы ведь надеемся на что-то большое, не так ли?

HTC Vive оснащен отдельными контроллерами под каждую руку пользователя. Это обеспечивает полную свободу действий и перемещений в виртуальном мире. Например, вы можете стрелять из импровизированного лука или пистолетов прямо на ходу. В лучших традициях американский боевиков!

Во второй половине 2016 года ожидается начало продаж официального контроллера — Oculus Touch. Очевидно, что выпуск эргономичного манипулятора только улучшит позиции Rift на рынке устройств виртуальной реальности. Цена Oculus Touch остается неизвестной.

Отсутствие собственного контроллера не делает Oculus Rift хуже Vive. HTC предлагает пользователям устройство, которое на 200 грамм тяжелее своего конкурента. К тому же, настройка Vive гораздо сложнее. У каждого устройства есть свои плюсы и минусы, но геймпад Xbox one точно не дает устройству Oculus полностью раскрыть свой технический потенциал.

Некоторые игры Oculus Rift вызывали у меня чувство сильной тошноты. Я терял ориентацию в пространстве, у меня сильно кружилась голова. Видимо у меня некая предрасположенность к этому.

Поиграв немного в Adr1ft я почувствовал настоящее чувство тошноты. Я выдержал всего 20 минут головокружительных (в прямом смысле этого слова!) гонок. После, я около часа приходил в себя, сняв шлем Oculus Rift.

С автомобильным симулятором Project Cars всё оказалось гораздо хуже. Уже после 5 минут игры я вынужден был остановить гонку. По лбу бежали капли холодного пота. Желудок грозился вывернуться наизнанку.

Я испытывал неприятные ощущения только в некоторых играх и выявил некоторые соответствия: все они были от первого лица. В них можно было передвигаться вбок и осматриваться по сторонам. Меня не укачивало в играх, где у персонажа не было возможности передвижения в пространстве. После того как я это осознал, я перестал запускать неприятные моему вестибулярному аппарату игры.

Этого и опасались разработчики Oculus Rift. Они даже разделили приложения на 3 уровня комфорта. В первую категорию входят игры, предназначенные для всех. Они не вызывают неприятных ощущений. Во вторую категорию входят спорные продукты. Они иногда вызывали тошноту у некоторых испытуемых. Наконец, третья категория приложений. В них игроков ждет полная свобода перемещения и направления взгляда. Ну и вполне реальная возможность неприятных ощущений, конечно.

Но не стоит оценивать игры из 3 категории как самые интересные и продуманные. Мои коллеги тестировали приложения только из 1 и 2 категории и их эмоции никак не отличались от моих! Самое обидное, что потенциальный покупатель не может заранее определить, насколько чувствителен его вестибулярный аппарат к виртуальным развлечениям. Остается лишь надеяться на удачу.

Системные требования

Для работы с Oculus Rift требуется наличие мощного игрового компьютера (см. ). В шлем виртуальной реальности встроены 2 AMOLED дисплея. Разрешение каждого — 1080 на 1200 пикселей. Частота обновления — 90 герц. Разработчики заявляют, что для максимального ощущения погружения в виртуальную реальность ПК пользователя должен обеспечивать в играх 90 FPS (количество кадров в секунду).

Давайте немного углубимся в технические подробности. Уже 60 кадров в секунду позволяют пользователям наслаждаться динамичными играми без каких-либо видимых задержек. Следует учитывать высокое разрешение картинки на дисплее Oculus Rift. Технические особенности Rift требуют гораздо больше вычислительной мощности (ведь в систему установлено 2 отдельных дисплея).

Даже относительно новым игровым системам потребуется обновление. Очень дорогое обновление. Вы не сможете обойтись одной лишь покупкой дополнительной видеокарты (Rift не поддерживает технологии SLI или Crossfire). Все игровые ПК, на которых я тестировал Oculus Rift, оказались на пороге минимальных системных требований. Из-за этого мне часто приходилось намеренно ухудшать качество картинки (вы даже не представляете как ужасно выглядят задержки или рывки изображения на дисплее Oculus!). Поэтому я рекомендую всем потенциальным пользователям Oculus Rift не экономить на технической составляющей игровой платформы. Особенно на видеокарте. В качестве игрового ПК я использовал спонсорский Overclockers Titan Virtual Force PC. Видеокарта Nvidia GeForce GT X980 Ti неплохо справлялась со своей задачей.

Однако, у меня возникли проблемы со свободным пространством на SSD диске. Дело в том, что ПО для Oculus Rift автоматически устанавливается на диск с Windows.

Стоит ли покупать Oculus Rift?

Многих пользователей напугает цена полного игрового комплекта Oculus Rift (апгрейд или покупка игрового ПК + стоимость самого устройства). $599 это много. Даже за одно из самых первых устройств виртуальной реальности. Но есть один плюс, который с легкостью перекрывает дороговизну. Дело в том, что купив Oculus Rift пользователь сможет прикоснуться к виртуальной реальности, которая только начинает развиваться. Похожая ситуация возникала в начале продаж самого первого iPhone. Кого на тот момент волновала цена новинки? Это настоящая техническая революция!

Сложно определить какая из платформ виртуальной реальности лучше. Я имел опыт эксплуатации HTC Vive, но это было устройство для разработчиков. Оно немного отличается от конечной потребительской версии. Сравнив 2 устройства я могу сказать, что Oculus Rift больше подходит для геймеров. Удобная конструкция шлема позволяет проводить в виртуальной реальности довольное долгое время.

Устройство от HTC требует сложной настройки и гораздо больше свободного пространства. Даже за имеющимся недостатками первой версии Oculus Rift можно разглядеть вполне реальные перспективы развития продукта. Вполне возможно, что в будущем виртуальная реальность перейдет в разряд абсолютного must-have для всех любителей высоких технологий.

Вердикт

Сейчас потребительская версия Oculus Rift является идеальным устройством лишь для определенного контингента. Согласитесь, не все готовы мириться с техническими недостатками и высокой ценой. Остается надеяться на будущее развитие проекта.