Не бывает пророков в своем. Пророк в своем Отечестве. Печальный пример Иеремии

Очень часто мы употребляем в разговоре пословицы, известные и понятные всем, однако далеко не все догадываются, что многие из знакомых нам «крылатых» выражений являются ни чем иным, как мудрыми мыслями, позаимствованными из Священного Писания.

Наш сайт рravoclavie.info хочет познакомить читателей с некоторыми из них.

Пословица: "Нет пророка в своем отечестве" .

В Евангелии оригинал выражения звучит так: "Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем" (Мф.13:57). Что же обозначает это выражение, и как его толкуют святые отцы?

Евангелие от Матфея, глава 13 с толкованием святителя Иоанна Златоуста:

53-58 И, когда окончил Иисус притчи сии, пошел оттуда. И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы? не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда? и сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него все это? И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем. И не совершил там многих чудес по неверию их.

Для чего присовокуплено: сия ? Для того, что Господь намеревался сказать еще другие притчи. А для чего переходит Он на другое место? Для того, что хочет сеять слово повсюду. И пришед в отечествие Свое, учаше их на сонмищи их (ст. 54). Какое же отечество Христа разумеет здесь евангелист? Думаю, что Назарет, - потому что сказано: не сотвори ту сил многих (ст. 58). В Капернауме же Господь творил чудеса, почему и сказал: и ты Капернауме, иже до небес вознесыйся, до ада снидеши; зане аще в Содомех быша силы были бывшия в тебе, пребыли убо быша до днешняго дне (Матф. XI, 23). Но пришедши в Назарет, Христос оставляет чудеса, чтобы не возжечь в иудеях большей зависти, и чтобы не осудить строже за умножившееся неверие, и взамен того предлагает учение, не менее чудес чудное. Но люди до крайности бессмысленные, когда надлежало дивиться и изумляться силе слов Христовых, вместо того, унижают Христа по мнимом отце Его, - хотя в прежние времена много имели тому примеров, что у незнатных родителей бывали знаменитые дети. Так Давид был сын одного незначительного земледельца - Иесея; а Амос, родившись от пастуха коз, и сам был также пастухом коз; и у Моисея законодателя отец был гораздо его ниже. Следовательно, и пред Христом должно было благоговеть и придти в изумление потому наиболее, что, имея таких родителей, говорил необычайное. Это ясно показывало в Нем не человеческое обучение, но божественную благодать. Но за что надлежало удивляться, за то презирают. Между тем Господь постоянно ходит в синагоги, чтобы за всегдашнее пребывание в пустыне не стали еще расславлять о Нем, как о раскольнике и враге общества. Итак, дивясь и недоумевая, иудеи говорили: откуду Сему премудрость сия и силы (ст. 54)? - называя силами или чудеса, или самую премудрость. Не сей ли есть тектонов сын (ст. 55)? В этом-то и величие чуда; это-то особенно и изумительно. Не мати ли Его нарицается Мария? И братия Его Иаков и Иосий, и Симон и Иуда? И сестры Его не вся ли в нас суть? Отткуду Сему сия? И блажняхуся о Нем (ст. 56, 57, 58).

Примечаешь ли, что Господь беседовал в Назарете? Не братья ли Ему тот и тот? говорили там. Так что же? Это-то самое и должно было особенно обратить вас к вере. Но зависть лукава и часто противоречит сама себе. Что было и странно, и чудно, и достаточно к тому, чтобы привлечь их, - то самое их соблазняло. Что же сказал им Христос? Несть , говорит Он, пророк без чести, токмо во отечествии своем, и в дому своем (ст. 57). И не сотвори , - присовокупляет евангелист, - сил многих за неверствие их (ст. 58). Евангелист же Лука сказал: и не сотворил там многих знамений, хотя следовало сотворить. В самом деле, если удивление к Нему возрастало (даже и тогда дивились уже), то почему бы не сотворить чудес? Но целью Его было не Себя показать, а им доставить пользу. А так как в последнем не было успеха, то Спаситель пренебрег и то, что касалось до Него самого, чтобы не увеличить их наказания. Смотри же: хотя Он пришел к ним после долговременного отсутствия и показавши множество знамений, но они и теперь не потерпели Его, а снова распалились ненавистью. Но для чего же Он сотворил немногие чудеса? Для того, чтоб не сказали: врачу, исцелися сам (Лук. IV, 23); не сказали: Он наш противник и враг, презирает Своих; не сказали: если бы чудеса были, и мы бы уверовали. Вот почему Он и сотворил чудеса, и удержался от чудес: сотворил, чтоб исполнить Свое дело; удержался, чтоб не подвергнуть их большему осуждению. Вникни же в силу сказанного: обладаемые ненавистью вместе и дивились. Но как, судя о делах Христовых, не охуждают самых дел, но вымышляют небывалые вины, говоря: о Веельзевуле изгонит бесы (Матф. XII, 24; Лук. XI, 15), так и здесь, судя об учении, не осуждают его, но прибегают к низости рода. А ты заметь снисходительность Учителя, как Он не упрекает их, но с большою кротостью сказал: несть пророк без чести, токмо во отечествии своем ; и даже на этом не остановился, но присовокупил: и в дому своем . Присовокупил же это, как думаю, разумея братьев Своих.

У евангелиста Луки Господь представляет тому и примеры, говоря, что Илия приходил не к своим, но к иноземной вдовице, и что Елиссеем исцелен от проказы не другой кто, а иноземец Нееман (Лук. IV, 25-27). Израильтяне и благодеяний не получили, и сами добра не делали; а облагодетельствованы и благодетельствовали чужие. Говорит же это Христос, чтобы показать злой их нрав, и то, что обращение с Ним не есть что-либо новое.

«И, улыбаясь, мне ломали крылья,

Мой хрип порой похожим был на вой,

И я немел от боли и бессилья

И лишь шептал: «Спасибо, что живой»

Владимир Высоцкий

Помните слова Сергея Довлатова «Всем понятно, что у гения должны быть знакомые. Но кто поверит, что его знакомый - гений? !». Случалось нам с вами оказываться в подобной ситуации непризнанного «гения»?

Вот лишь малая толика моих мыслей, почему мы не оцениваемы по достоинству близкими здесь и сейчас.

Известная фраза, «на» и «с» которой мы вырастаем, «нет пророка в своем отечестве», взята из Евангелия: «Никакой пророк не принимается в своем отечестве» (Евангелие от Луки 4,24).

Византийский христианский писатель и богослов XII века блаж. Феофилакт Болгарский, комментируя евангельские слова, писал: «Люди всегда имеют обычай заботиться о редком и странном и ему дивиться, а общее и обычное - презирать. Поэтому ни один пророк не ценится в своем отечестве, но если он придет из какой-нибудь другой страны, ему удивляются».

Почему «пророки» оказываются в других странах?

Приведу слова Иосифа Бродского, который описывает свои переживания непосредственно перед выдворением из СССР:

«Я не очень хотел уезжать. Дело в том, что у меня долгое время сохранялась иллюзия, что несмотря на все, я все же представляю собой некую ценность... для государства, что ли. Что ИМ выгоднее будет меня оставить, сохранить, нежели выгнать. Глупо, конечно. Я себе дурил голову этими иллюзиями. Пока они у меня были, я не собирался уезжать. Но 10 мая 1972 года меня вызвали в ОВИР и сказали, что им известно, что у меня есть израильский вызов. И что мне лучше уехать, иначе у меня начнутся неприятные времена. Вот так и сказали. Через три дня, когда я зашел за документами, все было готово. Я подумал, что если я не уеду теперь, все, что мне останется, это тюрьма, психушка, ссылка. Но я уже через это прошел, все это уже не дало бы мне ничего нового в смысле опыта. И я уехал… ».

За время общения с завистливыми приспособленцами у нас может сформироваться ложное впечатление об их порядочности. Вероятно, в этом заслуга наших родителей - думать о людях хорошо и относиться к ним лучше, чем они того заслуживают…

А, может быть, благодаря опять-таки нашим родителям, это воспитанное с детства чувство вины и долга перед другими : «Да какой там у меня талант, так себе»; «Они ведь люди хорошие, просто обстоятельства таковы, они не могли по-другому поступить»; «Если я порядочный человек, я обязан смириться и должен отработать»; «Надо искать причину в самом себе, они здесь ни при чем».

По воспоминаниям Михаила Шемякина, у Владимира Высоцкого «было какое-то чувство неуверенности в себе, как в поэте. Об этом говорит такой штрих. Однажды он прилетел из Нью-Йорка в Париж и буквально ворвался ко мне. И такой радостный!

- Мишка, ты знаешь, я в Нью-Йорке встречался с Бродским! И Бродский подарил мне свою книгу и написал: "Большому поэту - Владимиру Высоцкому". Ты представляешь, Бродский считает меня поэтом!

Это было для Володи, как будто он сдал сложнейший экзамен и получил высший балл! Несколько дней он ходил буквально окрыленный, потому что Володя очень ценил Бродского ».

Иосиф Бродский действительно оценил талант В. Высоцкого. В одном из первых фильмов, посвященных памяти В. Высоцкого (США, 1981), он скажет: «Принято относиться к поэтам-песенникам с некоторым предубеждением. И до Высоцкого отношение ко всем бардам у меня было именно таким. Но начав слушать Высоцкого, - более или менее внимательно - я понял, что мы имеем дело именно с поэтом. Дело в том, что он пользовался совершенно феноменальными составными рифмами, а гитара помогала ему скрадывать тот невероятный труд, который он затрачивал именно на лингвистическую сторону своих песен. В принципе, они поражают людей не столько благодаря содержанию и музыке, а благодаря бессознательному усвоению этой языковой фактуры. И в этом смысле, потеря Высоцкого - потеря для русского языка совершенно невосполнимая».

По верной мысли польского философа Станислав Ежи Леца (1909-1966): «Начать жизнь с нуля легко, гораздо сложнее выйти из минуса ».

В таком случае боль прозрения открывает новую перспективу для нашей жизни. Важно понять, время - это наша жизнь. А свою жизнь не стоит растрачивать попусту.

У известного сирийского учёного-энциклопедиста, церковного писателя XIIIвека Абу-ль-Фараджа (1226-1286) есть замечательные слова: «Удивительно устроен человек - он огорчается, когда теряет богатство, и равнодушен к тому, что безвозвратно уходят дни его жизни ».

Многие люди превращают свою жизнь в бессмысленную и нескончаемую борьбу с ветряными мельницами, доказывая, что они чего-то стоят равнодушным и завистливым.

Расхожее выражение «нет пророка в своем отечестве» стало, как сказали бы современные психологи, семейным сценарием . Скажу больше, названная установка переходит от отцов к детям уже как непреложная истина, с которой надо смириться.

Когда чужие с нами так поступают, это понятно. Но случается так, когда в собственной семье самые родные и близкие отнимают у тебя право быть самим собою. «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у родственников и в доме своем » (Евангелие от Марка 6,4; Матфея 12,57). Мы редко верим в талант, гениальность или истинность слов человека, который находится рядом с ними. Предполагается, что все настоящее, правильное, мудрое, не здесь, «не в твоей голове и не в твоем сердце, а где-то там далеко и у другого». Мы не научены ценить заслуги своих близких, друзей, единоверцев, отдавая предпочтение, в первую очередь, другим .

Вероятно по этой причине в нашей культуре, по какому-то злому наитию, гениальность, духовность, порядочность, верность и искренность оцениваются по достоинству только спустя время и, как правило, уже после потери человека.

Воспоминания современников и потомков ушедшего практически одинаковы: «Он опередил свое время», «Ей просто не повезло родиться в это время и в этом месте» и т.п.

Существует важное обстоятельство, на которое мы пока что можем не обращать внимания - это закон бумеранга. Сегодня мы игнорируем чужой талант, не препятствуя уничтожению карьеры ближнего, молчим, позволяя топтать чье-то доброе имя. А завтра бумеранг вернется к нам.Наш теперешний выбор обязательно найдет нас в будущем. Вот и апостол Павел пишет об этом же: «Не обманывайтесь, Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет» (Послание к Галатам 6,7).

За нами остается выбор, какой именно бумеранг запустить сегодня…

Еще одно, если хотите, психологическое наблюдение, точно подмеченное Сергеем Довлатовым: «Не так связывают любовь, дружба, уважение, как общая ненависть к чему-нибудь ».

Кстати, где-то об этом я уже читал. Кажется, вот здесь: «И сделались в тот день Пилат и Ирод друзьями между собою, хотя прежде были во вражде друг с другом» (Евангелие от Луки 23,12). Получается, что именно неприязнь к личности Спасителя сделала их друзьями.

Мы, вероятно, замечали, что объединить намного проще «против», нежели «за» кого-то. Такое бывает и в нашей с вами жизни. Людей, которых мы еще вчера сторонились и чуждались, сегодня уже обнимаем и называем друзьями. Всё потому, что теперь они вместе с нами завидуют или ненавидят его или её. Оказывается, объединять могут не только щедрость, трудолюбие, вера, надежда и любовь.

Чаще всего объединяют зависть, жадность, ложь, обида, месть, бездарность, лень и трусость.

Существует еще один парадокс: чем больше человек делает добра своим недругам (которых он по своей наивности считает единомышленниками), тем сильнее они его ненавидят. Причина - зависть.

«Псы, если их кормить, делаются кроткими , - говорит свят. Василий Великий (330-379), - но завистливые еще более свирепеют, когда оказывают им услуги ».

В конце концов, общими усилиями человека если и не уничтожают, то обязательно выталкивают за пределы своей жизни. Казалось бы, теперь, после того, как человек вычеркнут из нашей жизни , когда все уже позади , у нас со всеми «тишь, да гладь, да Божья благодать». Все так, но с одной оговоркой: наш внутренний мир озаряется голосом совести каждый раз, как только на горизонте появляется он или она.

Страх овладевает нами при возникновении всякой непонятной для нас, пусть даже и самой незначительной, ситуации .

«Душа, совершившая предательство , - замечает Фазиль Искандер, - всякую неожиданность воспринимает, как начало возмездия ».

Только представьте себе, какие мысли посещали Пилата и Ирода, когда они услышали о Воскресении Того, Кого они отдали на распятие…

Правда, с возрастом мы научились успешно справляться с голосом совести, тем более, когда мы не одни такие . Более того, для нас в ситуации борьбы с надоедливой совестью наверняка обнадеживающими могут прозвучать слова мультяшного Бармалея: «Добро всегда побеждает зло! Раз я победил, значит, я добрый ».

В Священном Писании об этом сказано: «ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо» (Книга Екклесиаста 12,14), «за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Евангелие от Матфея 12,36).

«Нет пророка в своем отечестве» - это не правило, и уж тем более не правда жизни, а симптоматика болезни зависти и собственного комплекса неполноценности, от которых необходимо уже сегодня начать избавляться нам с вами.

Наш сегодняшний выбор обязательно найдет нас в будущем. За нами остается право запустить свой собственный бумеранг…

Выражение "нет пророка в своём отечестве" - означает всё отечественное, своё, родное: советы, суждения, мысли, не цениться, не верно, лживо, а язык плохой. И наоборот, всё иностранное, издалека, чуждое, заморское - это воспринимается с большим одобрением, достойно и правильно.
Эта поговорка впервые упоминается в Новом Завете. В стихе 57, в тринадцатой главе написано:

<...>
57 "И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем "
<...>

Евангелие- что это такое?

Слово Евангелие было заимствовано из греческого понятия "euaggelion" которое состоит из двух слов "eu" - переводится, как "благо" и "aggelein" "радостная, добрая весть", "возвещать".
И означает:

Весть о пришествии нового мессии, благовестие.

Учение пророка Иисуса.

Писания 4-х евангелистов (Иоанна, Марка, Луки, Матфея), которые являются основой христианского вероучения и входят в состав Нового Завета. В них речь идёт о основных учениях и деяниях Иисуса Христа.

Кто такой Лука?

Апостол Лука появился на свет в богатой греческой семье и вероятнее всего является единственным апостолом не евреем. Существует легенда, что Лука был создателем самой первой иконы Пресвятой Богородицы, то есть по сути он является самым первым иконописцем.
Письменное подтверждение этому факту найдено в труде "Церковная история " Федора Анагноста (примерно 6 век н. э.)

Чем занимался и как продолжал жить Лука после того, как его учитель Иисус воскрес, доподлинно неизвестно. Был ли он убит или умер своей смертью история умалчивает, известно лишь одно, что его остатки покоятся в Италии в базилике Святой Иустины в Падуе.

Использование фразеологизма "нет пророка в своем отечестве" в литературе

"Вы интересуетесь, что у нас в академии за секретарь? Пока ещё не решено. Аякс Федоров и Улисс Лобанов препираются между собой по поводу оружия Ахиллеса. Хотя на мой взгляд оно должно достаться Языкову-Нестерову либо на крайний случай издателю Нестора. Вы пророк в своём отечестве" (26 апреля 1835 года письмо Пушкина к Дмитриеву)

"Тоглько гораздо позже я отдал должное Софье Ивановне, но и тогда мне не давал покоя один вопрос: почему Дима, который старался принимать влюблённость совершенно по другому, чем её воспринимают другие люди, и всегда имевший рядом с собой любящую и милую Софью Павловну, вдруг неожиданно воспылал любовью к Любви Сергеевне и считал, что в его тётке имеются только хорошие стороны. Видимо в этом случае подойдёт афоризм: "Нет пророка в своём отечестве" ("Юность" Л. Толстой)

"Популярность Бема, как мне кажется была большая и на его родине (в Германии), но согласно выражению "не славен пророк в отчестве своём, там же ему пришлось стерпеть многие гонения" ("Масоны" Писемский)

"Что поделаешь! Не славится пророк в своём отечестве!, - вздыхал Пётр Михайлович" ("Тысяча Душ" Писемский)

Нет пророка в своем отечестве — сказано у Матфея

Нет пророка в своем отечестве — всё свое, родное, отечественное: мысли, идеи, суждения, изделия, советы, язык плохо, не верно, лживо, не ценится. Все то же самое чужое, заморское, издалека — хорошо, правильно, достойно, воспринимается «на ура».
Фразеологизм имеет происхождение от Нового завета. В главе 13, стихах 53-58 Евангелие от Матфея говорится

«53 И, когда окончил Иисус притчи сии, пошел оттуда.
54 И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы?
55 не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда?
56 и сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него всё это?
57 И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем.
58 И не совершил там многих чудес по неверию их»
.

Нет пророка в своем отечестве

  • Волатильность — изменчивость
  • Хедлайнер — основной участник
  • Пранкер — шутник
  • Блэкаут — полная остановка
  • Санация — лечение
  • Престидижитатор — фокусник
  • Хипстер — модник
  • Манеджер — организатор
  • Консалтинг - консультирование
  • Верификация — свидетельство подлинности
  • Кластер — группа

Что такое Евангелие?

Еванглие — (греч. euaggelion, от eu — благо, и aggelein — возвещать, благая, радостная весть). 1. Благовестие, весть о пришествии Мессии 2. Учение Иисуса Христа 3. Входящаие в состав Нового завета и являющиеся основой христианского вероучения Писания четырех евангелистов Матфея, Марка, Луки, Иоанна о жизни, деяниях и учении Спасителя.

Кто такой Матфей?

Один из двенадцати апостолов, уверовавших в Христа. О нем почти ничего неизвестно. Имя его вроде бы Левий Матфей. Был он сборщиком налогов. В Евангелие от Луки говорится:

«После сего [Иисус] вышел и увидел мытаря, именем Левия, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И он, оставив всё, встал и последовал за Ним. И сделал для Него Левий в доме своем большое угощение; и там было множество мытарей и других, которые возлежали с ними»

Как, где жил и проповедовал христианство Матфей после вознесения Учителя, где умер (погиб), похоронен — история умалчивает. Но в останки его по версии церкви находятся сегодня в кафедральном соборе итальянского города Салерно.

Употребление афоризма «нет пророка в своём отечестве» в литературе

- «Известность (Бема), кажется, была велика и на родине (в Германии), но по изречению: «не славен пророк в отечестве своем», там же терпел он и гонения» (Писемский «Масоны»)
- «Что делать! Не славен пророк в отечестве своем! - отвечал со вздохом Петр Михайлович» (Писемский «Тысяча душ»)
- «Только гораздо после я оценил вполне Софью Ивановну, но и тогда мне пришел в голову вопрос: почему Дмитрий, старавшийся понимать любовь совершенно иначе, чем обыкновенно молодые люди, и имевший всегда перед глазами милую, любящую Софью Ивановну, вдруг страстно полюбил непонятную Любовь Сергеевну и только допускал, что в его тетке есть тоже хорошие качества. Видно, справедливо изречение: «Нет пророка в отечестве своем» (Л. Толстой «Юность»)
- «Вы спрашиваете, кто секретарь у нас в академии? Кажется, еще не решено. Улисс Лобанов и Аякс Федоров спорят об оружии Ахиллеса. Но оно достанется чуть ли не Языкову-Нестору (по крайней мере, издателю Нестора). Вы пророк в отечествии своем» (из письма Пушкина И. И. Дмитриеву 26 апреля 1835 года)

«Несть пророка в отечестве своем» - эта поговорка является довольно распространенной. Но не все знают, что она, как и множество других, употребляемых по сей день, стала такой известной благодаря ее присутствию в Новом завете. О том, что означает «Нет пророка в своем отечестве», и расскажем в статье.

Евангелие от Марка

Чтобы разобраться в значении фразеологизма «Нет пророка в своем отечестве», обратимся к Евангелию от Марка, где описан следующий эпизод.

Иисус прибыл в свое отечество вместе с учениками. С наступлением субботнего дня он приступил к учению в синагоге. При этом люди, слушавшие Его, произносили с изумлением следующие слова: «Откуда Он все это знает? Какой премудростью обладает, кем она дана? Каким образом совершает Он чудеса своими руками?» Некоторые узнали Его и спрашивали: «Не является ли Он плотником, сыном Марии, братом Иакова, Иуды, Симона и Иосии? Не вместе ли с нами здесь находятся сестры Его?» И люди соблазнялись о Нем.

Иисус сказал в ответ: «Не существует пророка без чести, кроме как в своем отечестве, в своем доме и у родственников». Он не мог там совершить чудо, лишь исцелил некоторых больных, возложив на них руки. И удивлялся неверию окружающих. После этого Он пошел по окрестным селениям, чтобы учить. И призвав стал посылать их по двое, дав им власть над духами нечистыми.

Именно то, что случилось с Иисусом Христом в Назарете, в последующем стало пословицей: «Нет пророка в своем отечестве». Значение этого выражения рассмотрим дальше.

Печальный пример Иеремии

Возможно, что такая пословица уже существовала в те времена. Ведь перед Иисусом был печальный пример Иеремии и других пророков Ветхого Завета.

Так, предсказывал падение Иерусалима и разрушение храма, к которым должна была привести неправильная политика Иудеи. При этом он, обращаясь к говорил, что каждый день находился в посмеянии, и всякий издевался над ним. За его предсказания Иеремию обвинили в богоотступничестве и предательстве, ведь Всевышний обещал, что защитит и народ, и храм. Зачем же Иеремия проповедует конец города, подвергая тем самым слова Бога сомнению? Пророк был закован в колоду и посажен в темницу.

Такое же недоверие к своим словам и делам испытывал и Сын Божий с самого начала своей проповеднической деятельности, в том числе и со стороны близких людей. В родной город Назарет Иисус возвратился после того, как давно ушел из него, начав свое служение и приняв крещение от Иоанна Предтечи. Здесь живут его близкие друзья и родственники, но он прибыл не только для того, чтобы проведать их.

«Нет пророка в своем отечестве»: значение

Он пришел в качестве Учителя, сопровождаемый учениками. В ближайшую же субботу Иисус пошел в синагогу, чтобы учить. Но учение его было принято очень настороженно. Жителям Назарета не верилось, что человек с прошлым плотника может вести подобные речи и совершать подобные необычные дела. Они отнеслись к Христу с презрением, так как он был простым ремесленником, человеком из народа, поэтому и был отвергнут.

Горечь выражения, употребленного Господом - «Нет пророка в своем отечестве», значение которого мы рассматриваем, заключается в том, что он сошел на землю с тем, чтобы дать спасение всем, живущим на ней, без исключения. Он принял жизнь обычных людей со всеми ее повседневными трудами. Ведь ни происхождение, ни богатство, ни положение в обществе не являются синонимами человеческого достоинства. Нам нужно всегда помнить о существовании такого искушения - оценивать людей, учитывая только внешнюю сторону их жизни, а не то, какими они являются на самом деле.

Необходимость доверия к Богу

Жители Назарета считают, что им заранее уже все известно об Иисусе, и ничего нового они от него не ожидают. В них не видно предрасположенности к вере. Смысл выражения «Нет пророка в своем отечестве», значение которого нами изучается, состоит еще и в этом. В Евангелии ясно говорится о недоверии соотечественников к Иисусу, а вследствие этого, о полнейшем отсутствии веры.

Вера в Бога подразумевает не только признание факта его существования, но и доверие к нему, в том числе и в случае, когда вера еще не укрепилась. Отсутствие доверия у жителей города Назарета является для Господа непреодолимой преградой, которая вызывает у него удивление.

Страдание от недоверия

Велико страдание Христово от осознания бессилия перед отказом соотечественников от веры. Чудеса, которые Иисус мог совершить, заранее отвергаются ими. Сына Божьего, испытывающего всеобъемлющую любовь к людям, будет самым тяжелым испытанием на всем его пути. Оно будет сопровождать его до Гефсиманского сада, а затем и до самой Голгофы, на которой он был распят на кресте.

Однако оно никоим образом не может остановить Иисуса Христа. Поэтому, будучи отвергнутым в Назарете, он продолжает путь по окрестным селениям. Недоверие земляков распространяется и на близлежащие местности, и Господь уходит. Затем он начинает свой труд снова. Позже он советует так поступать и своим ученикам. Он говорит им: «Если кто вас не примет и не будет слушать, выходя, сбросьте прах с ног ваших и идите дальше».