Молитвы в продолжение дня. «Твой суженый придет к тебе через десять лет»

О том, как складывается жизнь, когда человек следует воле Божией, какой бы странной и неожиданной она ему ни казалась, и как - когда во что бы то ни стало хочет поступить по-своему, - несколько историй, рассказанных отцом Димитрием Торшиным, настоятелем Успенской церкви села Озерское (Подборки), что под Козельском.

История первая

«Без Мене не можете творити ничесоже»

У меня есть один знакомый, когда-то он был состоятельным человеком, жил в Москве, имел успешный бизнес - автосервис. Вложил в свой бизнес пополам с приятелем большую сумму денег. И все вроде бы шло неплохо, деньги получалось зарабатывать хорошие. Только вот временами испытывал он какое-то уныние, какую-то неудовлетворенность, словно чего-то в его жизни не хватало - какого-то смысла, чего-то более важного, чем возможность иметь те материальные блага, которые захочется иметь.

Однажды он случайно познакомился с оптинским архидиаконом Илиодором, и после этого знакомства мысли его начали принимать другое направление. Он как-то неожиданно для себя осознал, что в жизни существует и духовное и что это духовное, пожалуй, поважнее материального будет.

И вот раз он спросил отца Илиодора:

Как же мне изменить свою жизнь?

Оптинский архидиакон отправил его к старцу, отцу Илию. Отец Илий не стал ходить вокруг да около, а сказал бизнесмену прямо:

Оставляй свой бизнес и поезжай жить в Белев.

Для того эти слова были что удар грома среди ясного неба. Налаженная жизнь в Москве, успешный бизнес - как можно было все это бросить?! К тому же забрать половину своих денег из дела означало теперь разорить товарища по бизнесу…

На эти возражения старец ответил:

А ты эти деньги ему оставь.

Мой знакомый принял слова старца чистосердечно, с полной верой в то, что это Промысл Божий о нем. Он переписал все бумаги на компаньона, посадил свою жену - между прочим, сотрудницу Московской мэрии - в машину, вбил в навигатор: «Белев» - и отправился в неизвестность.

Кто знает, что такое Белев, тот хорошо представляет себе этот маленький провинциальный городок с двумя асфальтированными улицами (остальные проселочные). Старец благословил их жить в Белеве, но никакого жилья у них в этом незнакомом городе, конечно, не имелось, поэтому они просто добрались до этого городишки, проехали до конца асфальтированную дорогу, а когда она закончилась, свернули на проселочную. Проехали мимо нескольких неказистых домишек и уперлись в какой-то тупик.

Слова старца он принял с полной верой, переписал бизнес на компаньона и отправился в Белев - в неизвестность

Вышли, спросили у прохожих, не продается ли здесь какой-нибудь домик.

И прохожие ответили:

Да вот как раз ближайший дом продается.

В этом домике они и поселились. Бывший бизнесмен занялся восстановлением ближайшего очень древнего монастыря, который находился в запустении после советского времени. Он собрал небольшую бригаду рабочих, которые тачками вывозили мусор из заброшенных огромных двухэтажных храмов. Старец Илий помогал этой бригаде своей молитвой, и у них почти сразу появились благодетели. Тогда стройка пошла уже совсем другими темпами, но все под руководством того самого бывшего бизнесмена. Он по образованию был архитектором и довольно хорошим.

Тут он вспомнил все свои старые знания и дал волю своему таланту архитектора. Еще стал учиться молитве, и жизнь его заиграла новыми красками и стала обретать смысл. Глаза у него загорелись, уныние пропало, а жена, которая его очень любила, радовалась, что прежде унывающий муж больше не унывает, а, напротив даже, счастлив.

Безусловно, их жизнь поначалу совсем не соответствовала тому материальному уровню и достатку, к которому оба привыкли в Москве, но со временем Господь все устроил чудесным образом.

Например, был момент, когда соседка предложила ему дешево, просто по смешной цене, купить у нее несколько кирпичных домиков в деревне, еще старой, дореволюционной постройки. Из этого кирпича ему удалось построить себе отличный дом. Так же устраивались и прочие дела.

Со временем отец Илий благословил его поступать в духовную семинарию на заочное отделение, что он с радостью и сделал. Тогда же стало известно, что случайно приобретенный им домишко оказался бывшим домом священника, а на территории, которая к нему примыкает, раньше стоял храм, разрушенный в советское время.

Все встало на свои места. И теперь он планирует восстановить этот храм, и, возможно, сам и станет в нем служить, если будет на то воля Божия.

Но такая благодать не дается человеку даром, а дается трудом, когда он оставляет свое внутреннее самонадеяние и проникается доверием к Богу и Его путям.

Но, к сожалению, не всегда так случается в жизни, потому что иногда человеку кажется, что он может и сам создать для себя какое-то земное счастье, даже и вопреки воле Божией. Но каким бы заманчивым ни казался этот путь, он, к сожалению, имеет трагическое окончание, поскольку Господь сказал: «Без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15: 5).

О таком трагическом пути можно рассказать следующую историю.

История вторая

«Твой суженый придет к тебе через десять лет»

Однажды, когда я был еще подростком, нас разбудила ночью старушка-соседка. Она просила убежища от собственного сына, который грозился ее убить. И то, что это может действительно случиться, не вызывало никаких сомнений, поскольку я сам неоднократно наблюдал, как ее сын замахивался на нее топором, лишь в последний момент отводя удар в сторону. Кроме проблем с пьющим и буйным сыном у нее были проблемы и с мужем, который так же пьянствовал и буйствовал. В том же несчастном состоянии находились все ее братья и сестры, живущие неподалеку.

Эта старушка прожила у нас несколько дней. Она не роптала на свою судьбу, а однажды рассказала нам следующую историю. Она, ее братья и сестры знают, почему так складывается их судьба.

В начале XX века ее бабушка, тогда 18-летняя девушка, познакомилась с хорошим, работящим парнем. Они решили пожениться. Родители девушки жили недалеко от Оптиной пустыни и отправили дочь за благословением на брак к оптинскому , чтобы старец своими духовными очами увидел больше и дальше, чем они могли рассудить своим плотским разумением.

Нет Божиего благословения на этот брак. Не выходи за него замуж. Твоя судьба, твой суженый придет к тебе через десять лет.

Они сговорились обмануть родителей: сказать, что благословение старца получено. Но счастья это не принесло

Слышать это юной девушке было очень странно, смириться со словами старца она не смогла. На обратном пути они с сестрой сговорились обмануть родителей и сказать, что благословение на брак получено. Обе надеялись, что обман никогда не раскроется.

Девушка вышла замуж, родились детки, но потом в их жизни всё стало разрушаться. Одна за другой пошли скорби. Мужа отправили в ссылку. Детей воспитать так, как хотелось, не получилось. И жизнь сложилась очень печально.

Но ровно через десять лет к ней приехал человек, который когда-то жил в их деревне и по какой-то существенной причине был вынужден уехать. Он признался, что полюбил ее еще в юности, так и не смог забыть и готов даже сейчас взять ее в жены и принять ее детей как своих.

Она отказалась от этого предложения, поскольку не знала, жив ли ее муж в ссылке, но в тот момент поняла, о чем говорил ей старец десять лет назад.

Так бывает, когда человек считает, что его собственное видение для него лучше всего, не ищет путей Божиих в своей жизни и даже идет против них.

История третья

«Святителю отче Николае, не оставляй и нас в молитвах своих!»

С великим вниманием и благоговением слушала старушка каждое мое слово - о вере, о Боге, о вечности. А потом исповедалась - чистосердечно, пытаясь припомнить всё, где не по совести поступила, от самой молодости. И причастилась.

Кажется, говорил о святых, что так эти люди отреклись себя и открыли свое сердце для Господа, что благодать не только наполнила их, но и переполнила и, переливаясь как бы через края этих святых сосудов, изливается на окружающих их людей. Как у преподобного Серафима Саровского, когда спасается один, а вокруг него тысячи.

Возвращался я домой и думал о святителе Николае и благодати, изливающейся через него через границы всех стран и времен. Архиепископ из Малой Азии, живший на рубеже III-IV веков, и советская доярка из забытой всеми деревеньки, толком о Боге в своей жизни ничего не слышавшая.

И это чудесное утешение в скорби в тяжелую годину. И эта поддержка и помощь в многотрудной, а на старости - и одинокой жизни. И этот весенний праздник святителя Николая, когда старушка вдруг слегла, а сельчане вдруг догадались позвонить не только врачам, но и мне.

Мария, кстати, конечно же, не знала, что этот знаменательный день, ставший для нее и днем благовестия, и днем покаяния, и днем причащения Божественных Таин, был еще и днем памяти святителя - ее небесного покровителя.

Позднее я узнал, что совсем скоро после моего приезда Мария преставилась. Как оказалось, этот мой случайный (случайный ли?) приезд стал для нее и напутствием в жизнь вечную…

Святителю отче Николае, не оставляй и нас в молитвах своих!!!

Как научиться понимать молитвы? Перевод слов молитв из молитвослова для мирян с церковно-славянского, разъяснения смысла молитв и прошений. Толкования и цитаты Святых Отцов. Иконы.

Молитвы в продолжение дня:

Перед началом всякого дела

Господи, благослови.

Господи Иисусе Христе, Сыне Единородный Безначального Твоего Отца, Ты рекл еси пречистыми усты Твоими: яко без Мене не можете творити ничесоже. Господи мой, Господи, верю объем в души моей и сердцы Тобою реченная, припадаю Твоей благости: помози ми грешному сие дело, мною начинаемое, о Тебе Самем совершити, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

Ты рекл еси - Ты сказал. Ничесоже - ничего (точнее, ничего же). Объем - приняв (действит. причастие прошедшего времени от глагола объятии). О Тебе Самем - силою, именем Тебя Самого.

Яко без Мене не можете творити ничесоже. Приводим слова из сокровенной беседы Спасителя с учениками в русском переводе: Кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего (Ин.15:5).

О Тебе Самем совершити… Предлог "о" в церковнославянском языке имеет помимо прочих значения "с помощью, силою, именем": Радуйтеся, праведнии, о Господе (Пс.32:1), "в": Несть Царство Божие брашно и питие, но и правда и мир и радость о Дусе Святе (Рим.14:17.) Вот этот стих в русском переводе Библии: Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе.

По окончании всякого дела

Слава Тебе, Господи.

Исполнение всех благих Ты еси, Христе мой, исполни радости и веселия душу мою и спаси мя, яко един Многомилостлив.

Исполнение - полнота. Всех благих - всех благ, всего доброго. Исполни - наполни.

Настоятель кафедрального собора в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» протоиерей Анатолий Колонтаев посетил ГОУ ТО «Ефремовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», чтобы поздравить с Днем знаний.

На торжественной линейке, посвященной началу учебного года в ГОУ ТО «Ефремовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» присутствовал настоятель кафедального собра в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших», протоиерей Анатолий Колонтаев. После официальной части мероприятия было предоставлено слово отцу Анатолию: «Дорогие дети, уважаемые взрослые, коллектив преподавателей, поздравляю вас с началом учебного года. Хочется поблагодарить директора школы, Ольгу Васильевну, за ее заботу о детях. Помимо административной, финансовой, хозяйственной деятельности, контролирования учебного процесса, она не забывает и про духовно-нравственную сторону воспитания. Очень приятно видеть, что этот момент она выделяет как очень значимый. А вам, ребята, остается только хорошо учиться, слушать преподавателей и родителей. Ну, и конечно же, не забывать молиться Богу, чтобы с успехом познавать преподаваемые учения. А сейчас мы помолимся и совершим молебен на начало учебного года».

Слова молебна раскрыли присутствующим истинное напутствие отца нашего небесного, Господа Иисуса Христа: «Отверзи сердца, умы и уста рабов Твоих сих, во еже прияти силу закона Твоего, и со успехом познати преподаемая им полезная учения, в славу Пресвятаго имени Твоего, в пользу и созидание Святей Твоей Церкви, и разумети благую и совершенную волю Твою».

После молебна учащиеся приложились ко кресту и получили доброе отеческое назидание из уст батюшки. Отец Анатолий окропил святой водой ребят и все классы учебного заведения, дабы прибывала в сем месте «благодать Святага Духа».

Для учащихся этой школы такие встречи стали неотъемлемой частью школьной жизни. Все отзывы ребят о прошедшей встрече были выражены шквалом радостных эмоций, искренне переполняющих детские души. «Мы всегда с нетерпением ждем матушку с батюшкой в нашей школе, и сами любим ходить к ним в храм», «Батюшка очень добрый, всегда шутит и каждый может с ним поговорить», «Матушка и отец Анатолий всегда приходят вместе, они для нас, как еще одни родители». Я думаю в этих отзывах невольно отражается атмосфера подобных встреч.

С этим убеждением согласна и учитель школы, Короткова Татьяна Серафимовна: «Каждый год, вначале учебного года, к нам в гости приходит батюшка Анатолий. Всегда рады его видеть. Дети всегда с добром его встречают, с радостью. И взрослые тоже очень рады, что батюшка приходит с добрыми пожеланиями, дает нам напутствие на следующий учебный год, всех нас и учебные классы освящает водичкой. Я думаю, поэтому у нас все и получается».

Руководитель образовательной организации, Широкова Ольга Васильевна в своей речи выразила признательность протоиерею Анатолию Колонтаеву: «В Великие праздники, а также перед началом учебного года, батюшка Анатолий и матушка Наталия всегда посещают наше учебное заведение. Благодаря им каждый учащийся, да и мы взрослые, узнали, что каждое большое дело начинается с молитвы. И в этот торжественный день мы пригласили батюшку, чтобы совместно помолиться и получить благословение на новый учебный год. Мы рады сотрудничать с церковью, рады общению и духовному окормлению нашей школы протоиереем Анатолием».

Торжественная линейка проходила в спортивном зале учебного заведения, но отрадная атмосфера, фоном которой стала общая молитва, в доли секунды распространилась по всему зданию. И не ветер, врывающийся в открытые окна; ни настроение будничных дней; ни время, стирающее все на своем пути, не в силах изъять благодать из стен этой школы.

Татьяна Герасимова

  • Внутри часто поднимается недовольство, озлобленность на ближних. Какая требуется напряженность духа, чтобы изгнать это чувство; требуется молитва к Божией Матери, Ангелу хранителю, святым угодникам.

    Воспитывай в себе молчание, через это приобретается молитва.

    Каждое дело, какое бы ни делал, всегда делай с молитвой, и будет успех. Без Мене не можете творити ничесоже (Ин. 15, 3).

    Большая, трудная работа - стяжать в себе дух мирный. За труды Господь пошлет Свою благодать.

    Душевное возмущение надо в себе гасить помыслами мирными; достигается - через молитву.

    Помни: все не случайно, все посылается для проверки нашей духовной крепости. Господи, помоги!

    Большое значение в духовной жизни имеет употребление пищи. Не пресыщай себя, а то потерпишь душевное крушение.

    Если во время искушения не можешь молиться, то настойчиво читай хотя бы Святое Евангелие - и обретешь душевный покой.

    Превозношение много вредит. Считай себя меньше других - пользы будет больше.

    Подкопы страшные, малозаметные ведутся к разрушению духовного дома - это празднословие, смех, осуждение. Знай и крепко помни, что это - твои враги.

    Как опасно давать себе послабления! Достаточно разрешить себе что-то в немногом, как после этого пойдет разрушение всего духовного дома. Можно за малый период разрушить то, что созидалось и хранилось месяцами.

    Главное - это научиться тому, чтобы воспитывать в себе чувство полного предания себя воле Божией. Помни твердо: что ни случится с тобой на каждый день, час - за все благодари Господа и во всем случившемся усматривай не просто случайность, а нужную проверку твоих духовных сил, твою духовную боеспособность.

    Большое самосожаление часто приводит к полному крушению духовного зодчества.

    Какую нужно иметь громадную личную ответственность за исполнение намеченных правил (режима): внутренно восчувствовать их святость, высоту, необходимость исполнения. Забыть думать, что это мое личное, келейное дело. Нет, это сугубо общественное служение. Помни!

    Больших грехов мы боимся (сразу их делать), а когда они входят постепенно - по мелочам, по частям,- мы свыкаемся и не страшимся входить в общение со страшной бесовской силой.

    Не забывай, что тысячи злобных глаз устремлены на тебя. Это заставит тебя бодрствовать и понудит к внутренней защите и частому сердечному прошению о Божественной помощи. Призови с верою, и помощь придет.

    Бойся гордости во всех ее проявлениях.

    Начинай наблюдать с мыслей своих - это особенно важно. Ведь малая порошинка, а выводит из строя глаз. Так и малое движение (внутреннее, с прослойкой самолюбия и превосходства) мгновенно убивает духовное настроение. А с маленького дойдешь и до большого. Замечай, как начнешь после этого (кажущегося маловажным) поступать и решать со встретившимся с тобой. Заметишь - был немилостивый, раздражительный, вспыльчивый, осудительный, многоречивый. Все это ярко бросается в глаза. А что еще глубже содержится, то и сам не видишь того…

    Не гневайся ни на свои, ни на чужие промахи. И они нужны - смирить нашу гордыню.

    Приступая в молитве к обитателям горних, надо с глубоким смирением сознавать свои слабости, немощи и в то же время твердо понимать, что там - совершенная любовь, святость. Оттуда несомненно получишь поддержку-помощь.

    Любовь - это соль, без которой невкусны, непривлекательны и теряют всякую цену многие доброделания. Любовь - это основание, на котором строится духовное здание.

    Дело сделанное, слово, сказанное по любви, оставляет большой аромат на многие часы, а может быть, и дни. Без любви не будет духовного делания.

    Как надо бояться погасить в себе искорку любви, страшиться малой раздражительности и даже внутреннего неудовольствия, потому что это вестники большой разрушительной силы. Они несут утрату душевного покоя и радости.

    Тело наше - бренная тяжелая одежда. Как мы холим эту одежду, которая разрушится! А часто при жизни не бережем ее - опять делаем ошибку. При здоровом теле много можно сделать добра.

    Десять кратких наставлений духовным чадам:

    Что знаешь - молчи.

    Что слышишь - молчи.

    В чужие разговоры не вмешивайся.

    На вопросы отвечай, но много не говори.

    Что хочешь делать, обдумай один с молитвой, а другим раньше времени не говори, пока не сделал.

    Не высказывай людям их недостатки.

    Задели самолюбие твое или укорили тебя - перемолчи.

    Несправедливы к тебе - скажи тихо и спокойно.

    Не говори сам резко и не возбуждайся.

    На все смотри: "Как Бог даст! На то Его святая воля". Всегда помни Бога, Матерь Божию и молись.

    Вот наука: как молиться? Это - отдать себя целиком и полностью со всеми своими мыслями-желаниями. Не должно быть двойственности.

    Молиться надо настойчиво, с благоговением и сердечным устремлением, полной отдачей себя, а не просто бы только с рук столкать.

    Надо просто физически заставить себя молиться. Пусть вначале несвязно, запинаясь, даже падая. Невзирая на все это, веди свой разговор, свою беседу с горним миром.

    Очень важное наблюдение одной души-христианки: при крайнем телесном расслаблении, нежелании встать на молитву надо совершать истовое крестное знамение, да не один раз. После этого вливается большая духовная энергия, загорается желание молиться. (Христианский опыт наших дней.)

    Надо научиться предавать себя всецело в волю Господню, чаще и проникновенно говорить: "Да будет воля Твоя!".

    Каждый час куда ушел? Дай ответ.

    Дай отчет о прожитом дне, во всех изгибах своей души.

    Должен быть план дня обязательно - за что бороться, о чем просить.

    План дня хорошо противостоит лености и нерадению.

    Из разговора с отцом Григорием:

    "Страшно, когда человек, проходя по жизненному пути, не встречает трудностей, переживаний, страданий. Господь как бы не видит в нем Свое дитя и, давая насладиться всем на земле, закрывает путь к блаженству в вечности. То есть люди, терпящие трудности и беды, не забыты Господом - вот почему надо радоваться при своих бедах. Хотя бы не унывать и не отчаиваться, а видеть в этом Божий Промысл".

    Письмо к дочери

    Дорогая Леленька! Письмо твое получили. Справедливы такие слова: "Человек предполагает, а Бог располагает".

    Бывает, что составленные тобою планы в жизнь не вошли, но этим обстоятельством не надо огорчаться, а тем более впадать в уныние…

    …Будь твердой, мужественно встречай все трудности и скорби. Не все же будет пасмурное небо, настанет и ясный, солнечный день! Мы всегда о тебе молимся и желаем тихой, спокойной жизни. Храни тебя Господь…

    Чаще вспоминай слова утопающего апостола Петра: "Господи! Спаси меня, я погибаю!" (см.: Мф. 14, 30). В больших и малых душевных бурях никогда не думай спасать себя сам - утонешь! Лучше всего кричи Петровым гласом: "Господи! Спаси меня, я погибаю!". Верь, твердо верь, что помощь придет быстро.

    Необходимо каждодневно упорно заниматься чтением Святого Евангелия, Святой Псалтири, святых отцов, все сие читая с большим размышлением - добиваться, чтобы эти минуты были приятным собеседованием-утешением, укрепляли душу.

    Запомни: помолившись так, опять захочется духовного общения.

    Без Мене не можете творити ничесоже

    Свято-Елисаветинсктй монастырь

    На одном из сестрических собраний (за 7 августа 2011 года) был задан вопрос: «Если талант — Божий дар, то почему человек одаренный Богом может быть тираном для окружающих людей, иметь невыносимый характер?»Сегодня мы публикуем наиболее яркое, выразительное слово, с которым выступила Юлия Костюкевич.Я думаю, что контраст характера и таланта — это не закономерность. Такое бывает, но ненадолго. Я как человек, посещающий больных в наркологическом отделении, соединю здесь несколько тем и скажу, что талант оскудевает и часто случается, что от него не остается и следа. На моей памяти есть такие люди, которых бы я назвала не просто способными, но удивительно талантливыми. Но трагедия в том, что легко можно увидеть в себе талант и очень трудно понять, что он не твой. Именно с этого момента появляется диссонанс: кажется, что тебе все позволено или во всяком случае многое. У тебя есть защита, у тебя есть блеск, выразительность, неважно в какой области искусств, музыка это или художество, но еще есть нечто, что позволяет тебе расслабиться. К сожалению, дурной характер часто приобретается именно в силу того, что человек не осознает, что талант — это дар, а не постоянная прописка, дар, который может исчезнуть. Я знаю людей, которые очень ценили в себе эти дары, но особое внимание к себе приводило к тому, что они не видели вокруг себя других людей, потом осуждали их за какие-то немощи и в итоге приобрели в себе эти же немощи. Если человек осуждал за пьянство, он стал пить, если осуждал за ложь, он стал лгать. Ведь мы знаем, «какой мерой меряете, такой отмеряется и вам». И на сегодняшний день очень трудно поверить, что это были люди, обладающие выразительнейшим даром. Поэтому я могу утверждать, что плохой характер и красивый дар — это не тезис. Плохой характер — это приобретаемое несчастье.На каком-то этапе, даже довольно длительном, творчество художника может быть интересным для определенной категории людей. Человек может сам себя выражать, черпать из самого себя, но до определенного момента, пока этот Богом данный объем таланта не доходит до какой-то точки. И точка эта неизбежна. Человек продолжает что-то творить, но это уже безжизненно; человек продолжает делать с тем же энтузиазмом, делать умеючи, высокопрофессионально, но эта работа не трогает, она не живет, ее как бы нет. Потом человек начинает это замечать и очень частое явление в таких случаях — депрессия. И тогда, если не находишь Бога, если Чаша не становится в твоей жизни если не центром, то хоть какой-то ее частью, то талант перестает быть интересным. Долго ради себя пользоваться талантом невозможно. Если человек не выплывает на берег веры, то он не звучит, он не блещет. Он делает, может быть, и красиво, но это неинтересно, просто тоска зеленая. Поэтому ненадолго этот контраст: большой талант — дурной характер.И вообще, кто из нас тут такой легкий человек? Любому, может быть, из нас, не обладающему особо явным блеском, дай какой-то яркий талант — и по контрасту с ним станет заметным его характер. И мы скажем: «Какой невыносимый характер!» Хотя не будь у человека такого большого таланта, этот характер казался бы более-менее сносным. Здесь работает принцип контраста: красивый талант, а человек такой урод. Ну а уродства этого в душе у каждого хватает, «от них же первый есмь аз».Вспоминаю, как я училась в Академии. Я была в группе среди одних мужчин и они были гораздо старше меня, поэтому мне очень многое позволялось, да я и сама себе стала многое позволять, считая, что это допустимо. Мой руководитель характеризовал это очень просто, он говорил: «Ой, дзеўка, эта ж ў цябе такі дурны характар, каб ты нешта зрабіла, табе трэба сказать наадварот і тады ты толькі зробіш як трэба». Был уже такой момент внутренней деградации: я считала, что мне стоит только рукой взмахнуть, и я все сделаю по привычке. Но этого уже не происходило, Бог останавливал. Поэтому, что касается дурного характера, я просто помню, как он приобретался, и сейчас, когда я начинаю видеть проявление его в своих учениках, конечно же, я настораживаюсь.Талант до конца остается талантом только тогда, когда в человеке все-таки возникает борьба за него. Если талант используется в разрушение, то есть ради самого себя или на какие-то демонические темы, он иссякает. И если в какой-то момент человек не поймет это и не начнет бороться за Богом данную красоту, то таланта этого у него уже не будет, только отблески, шарж на талант. Вот мы знаем, у Достоевского была борьба души, борьба масштабная, в меру его таланта. И этот контраст сохранялся, может, для того, чтобы человек не погиб. Ведь когда видишь, что человек очень способный и все у него хорошо, возникает опасение, чтоб он совсем уж не зазнался. Поэтому есть какая-то язва у человека, которую он сам же видит, может, и не в свете своего таланта, но Божией благодати, и начинает страдать за свою душу. И Господь добавляет яркости этому таланту, потому что есть борьба.Кстати, к теме о талантах конкретный пример расскажу. Мы делали со студенткой диплом на тему «Житие Евфросинии Полоцкой» и это был огромнейший риск. Были запланированы огромные размеры, триптих, тема сложная и мысль очень красивая. Преподаватели, в основном, были настроены против, а в последний момент за месяц до защиты студентка моя внутренне сорвалась, у нас было противостояние, несогласие. И здесь я просила ваших молитв.Мне один священник говорит: «Юля, что ты переживаешь, пять минут позора — и все, живи дальше». Но я не могла согласиться с одним: что будет попрана такая тема. И работа-то не ради себя, в честь святой, и были вложены силы, душа.Месяц до защиты я не знала, что моя ученица делает. Она приносила ноутбук, но от того, что она показывала, у меня сердце заходилось, это была просто боль, я видела, что это совершенно безграмотно. Процесс работы меня не удовлетворял, причем не одна я ужасалась, еще и рецензент приходил, мне сочувствовал.И вот три дня до защиты. Эта девочка приносит свои работы, я смотрю на них и я не узнаю свою студентку, потому что она не могла так сделать. Получилась действительно уникальная вещь, я могла бы даже назвать ее шедевром, не боясь этого слова. И я видела в ней цену соборной молитвы, Божие действие, Божию благодать. Наверное, в какой-то момент девочка смирилась и поняла, что она сама не сможет это сделать. При этом она, не разгибаясь, трудилась с утра до ночи.У меня просто отлегло от сердца, была такая Пасха, с памятью о которой я живу до сих пор. Но в чем все-таки была победа? Когда я стояла здесь на собрании пару месяцев назад и просила ваших молитв, я цитировала слова моего драгоценного Игнатия Брянчанинова, который сказал, что Бог не может не быть Победителем. Но я не знала, каким образом эта победа произойдет. Она могла произойти внутри меня, я бы приняла все как есть, и это тоже была бы большая победа. А здесь победа обрела какой-то невероятный масштаб. Именно те люди, которые были против нашей темы, которые не верили, что это вообще может быть, после защиты подходили, благодарили. Они говорили, что работу невозможно оценивать как диплом, она имеет духовную силу, она излучает свет и вообще как-то влияет на состояние, в этом есть Бог. Одна студентка младшего курса села около двери и рыдает. Я подхожу и спрашиваю: «Что с тобой такое?» А она ничего не может сказать, кроме как: «Какая работа, какой диплом!» Просто от красивой изобразительности не зарыдаешь. И потом высказывались, что было такое ощущение, что рядом находилась Евфросиния Полоцкая.То, что произошло, обсуждалось ни день, ни два, процесс одухотворенного, обожженного соборными молитвами творчества продолжает действовать в душах людей и по сей день. У некоторых из них создались сейчас такие ситуации, которые поставили их перед выбором идти или не идти к Богу. Одним талантом, без Бога, невозможно создать вещь, которая имела бы такой резонанс. Ведь ты делаешь не для того, чтобы то, что ты вложил, осталось в той же плоскости, а чтобы прожилось в тех, кто будет на это смотреть. Поэтому творчество — это великая ответственность, и талант — это дар, но дар, который надо растить.Когда мы молились за мою студентку, я все время читала 15-ю главу от Иоанна, где сказано, что тот, кто на лозе, тот приносит много плода. Если ты не на лозе, ты еще живешь и можешь представлять какой-то интерес, но только до поры до времени. Когда ты все-таки на лозе, действительно есть красота, не только внутренняя, но и внешняя.По-настоящему талантливое создается не просто по вдохновению. Мне, например, очень тяжело бывает сесть за планшет, потому что я понимаю: чтобы что-то сделать, душа должна кровить. Раньше было легко — сел и сделал, все хорошо, и тебе нравится, и другим симпатично. Сейчас по-другому: чтобы это действительно было живо, масштабно, чтобы это было нужно, чтобы это проросло в людях, надо это выстрадать. И тогда талант умножается. Так и на примере этой девочки: то, что было сделано,— это талант, умноженный на наши молитвы.В любых жизненных ситуациях для того чтобы было золото, надо побывать на рудниках, чтобы это золото блестело, надо быть рудокопом. Поэтому если ты решаешься вообще на шлифовку таланта, не своего, а Богом данного, это всегда будет сопряжено с болью, с каким-то, может быть, уродством твоим, которое будет видно другим людям.И еще весь этот тяжелый период работы над дипломом меня поддерживало слово Игнатия Брянчанинова. Может быть, оно вам тоже будет нужно: «Промысл Божественный силен исправить все, и из обстоятельств, по-видимому неблагоприятных, источить следствия спасительные».