Майские праздники славян - ведизм - история - каталог статей - любовь безусловная. Радение ко тропе трояновой, иже рекут - путь млечен

И др. богами, как божество, объединявшее под своей властью три стихии: небо, землю и подземное царство. Но у многих исследователей данное имя вообще не фигурирует. Более или менее четкого представления о нем не сформировано.

В «Слове о полку Игореве Русская земля названа землею Трояней; Троян упоминается как «темный Троян», с которым связан, видимо, значительный, но все же определенный период времени: «Были веки темного Трояна ». Но очевидно, что этого недостаточно для признания его божеством языческой Руси.

В мифологии южных славян образ Трояна очерчен более рельефно, но там он представляется в виде демона, иногда трехглавого, с козлиными ушами и ногами.

В древнерусской книжной традиции Троян - божество-покровитель. В апокрифическом «Хождении Богородицы по мукам» указано, что Троян почитался наряду с Перуном, и Велесом.
«Век Трояна» обозначал эпоху язычества Руси и времена княжения первых русских князей-героев. Правление полоцкого князя Всеслава Брячиславича Чародея (1044-1101), мифологизированного воина-оборотня, в «Слове» датируется последним, седьмым веком Трояна.
Согласно различным гипотезам, на представление о Трояне повлиял также эпос о Троянской войне, образ римского императора Траяна.

Имя Троян образовалось из слова «три», «трое», и весьма вероятно, его тождество с . У Балтийских Славян Троян почитался под именем Триглав (Triglаus, Tryglav). Не следует путать Триглава–Трояна с понятием , обозначающим совокупность трех Богов («Троица»): , и (Дид–Дуб–Сноп «Велесовой книги»). Подобные триединства–троевластия известны и у других индоариев: Зевс-Посейдон-Аид, Брахма-Вишну-Шива («Тримурти»), Один-Тор-Фрейр (стела из Упсалы). Малый Триглав и есть Троян, малый лишь пред ликом Триглава Богов.

Троян покровительствует здоровью, врачеванию, целебным травам. Ему подчиняется единство времени и пространства. Стихии, с которыми Троян в первую очередь связан — это вода и огонь. Эти стихии в своем непростом сочетании дают исцеление, могут быть использованы как целебное средство. Казалось бы, единство этих двух стихий невозможно, ведь вода гасит огонь, уничтожает его. Однако речь не идет о том, когда человек просто поливает водою костер, единство этих двух стихий наблюдается, например, тогда, когда человек греет воду ну огне. Вода, нагреваясь, достигая высокой температуры, воплощает тогда ту целостность, за которую и отвечает Троян. И не случайно нагретая вода используется как основа в приготовлении лекарств от самых разных недугов. Все это — сфера деятельности Трояна.

Троян — добрый бог, способный хорошо относиться даже к тем людям, которые сами в себя допустили недуг. Троян готов всякого человека научить не только исцелению от хвори, но и тому, как хвори избежать, как не пустить ее в организм. Надо только уметь слушать советы Трояна, которые можно найти в откровениях этого бога. Главный же совет, который Троян старается дать всякому человеку, основывается на специфике стихии огня. Дело в том, что огонь, как заметили еще наши предки, их всех стихий является самой подвижной. Потому Троян и считает, что главный жизненный девиз всякого человека, желающего быть здоровым, это: «В движении жизнь!» Двигайтесь во времени и в пространстве, которым покровительствует бог здоровья Троян, и это принесет вам долгие годы жизни без хворей и недугов.

Обитает Троян высоко в небесах, за облаками. Но он частый гость и в нашем мире. Если где-то у кого-то возникла необходимость (а чаще всего такая необходимость случается, когда кто-нибудь хворает), то Троян старается посетить сам такого человека. Троян является незримо, чтобы никого не пугать и не смущать, но всегда старается быть радом, когда на то есть нужда. Сам человек не видит и не чувствует близость Трояна, но тем временем бог делает все для того, чтобы исцелить недужного. Это Троян подсказывал знахарям и целителям в старину, как проводить лечение того или иного захворавшего человека, это Троян в наши дни подсказывает врачам, что тем делать в трудных случаях.

Троян выглядит так: мужчина средних лет, волосы и борода русые, но уже как бы начинают седеть, глаза синие и добрые, на губах почти всегда добрая улыбка. Все, кто видел Трояна, обращали внимание, что лицо у него светлое и открытое, а взгляд как-то сразу располагает к себе добротой, чистотой, радостью. Нет, не всегда Троян всем доволен, не во всякий час он счастлив. Если эпидемия какой-нибудь страшной болезни косит всех и вся, если нет никаких сил ей противостоять у человечества, если человечество беспомощно перед лицом кошмарного недуга, то тогда лицо Трояна бледнеет и печалится, лоб делается хмурым, взгляд озабоченным, улыбки на губах уже нет. И все это означает, что Троян, будучи сильным и могучим богом, ищет выход из сложившегося положения. Конечно, он, как божество всемогущее, мог бы просто без труда взять и изгнать эпидемию, а всех захворавших исцелить. Почему же Троян не делает этого? А все из любви к человеку, которому Троян доверяет искать выход из положения самому, благодаря чему наиболее умные и обстоятельные люди могут утверждать себя в глазах своих собственных и в глаза других людей. Троян хочет, чтобы люди сами научились бороться с эпидемиями, сами научились исцеляться от разных недугов и хворей, а он, Троян, только поможет человечеству в этом. Иногда люди принимают эту помощь, иногда нет.

Приходит в наш мир Троян и в образах тотемных своих животных. Все тотемные животные, образы которых принимает Троян, связаны со стихией воды. Это цапля, бобер и медуза. Каждое из этих животных связывается с определенной разновидностью водоема, явление Трояна в котором делает данный водоем целебным.
Цаплей является Троян на болото или на озеро, прогуливается там, даже в образе этой удивительной птицы живет некоторое время, а потом оказывается, что воды озера стали минеральными и лечат от многих хворей, а в болоте откуда-то взялась исцеляющая грязь.
Бобром поселяется Троян возле реки, выбирая чаще всего маленькие речушки, почти что ручейки. И ведет какое-то время жизнь бобра — плавает под водой, строит хатки, валит деревья. А потом оказывается, что вода в реке (вернее даже не в самой реке, а в бьющих по её берегам ключах) — целебная, способная избавить от недугов, от недомоганий.
Ну а в образе медузы плавает Троян в море или в океане; далеко не отплывает от берега, иногда лёгким прикосновением пугая купающихся, которые и не подозревают, что такое прикосновение исцеляет их от всех болезней. Однако главная задача Трояна в образе медузы — сделать морскую воду в том месте, где он плавал, целебной. Таким образом, принимая облики тотемных животных своих, Троян продолжает главное дело своей божественной сущности — исцеление людей.

Знак Трояна напоминает фигуру стоящего человека с тремя ликами, ведь Троян третий сын в семье и в нем соединенны три лика, а так же сливается во едино божественное и человеческое. Отец славянского Бога Трояна Велес, в Трояне соединены многие природные качества и его почитают как Бога знахарства и врачевания.

Славянский Бог Троян произошел от материи и божественного, в нем соединены эти качества и его отец Бог Мудрости Велес, когда низошел в мир Явь, в народе сказывают, что Троян сын простой матери да не простого отца. Со своего появления на свет Троян быстро рос, разума набирался, а как пришла пора Велесу покинуть мир Яви, то Троян стал набираться мудрости у мудрого Китовраса, постигшему много тайн.
Бог Троян перенял в себя эти тайны и стал большим врачевателем. Он нашел средство от лютого ворога, что зарѣжетъбезъ ножа и убьетъбезъ топора, то есть о смерти земной. Через Трояна можно воскрешать люд божий, да только есть ограничения для простого люда, дабы обрели свою мудрость, не все могут воскрешаться Трояном. Не порядок в мире наступит, коли не всё на своем месте будет, ведь по истине воскрешение приходит только с мудростью и благодатью божей, а до этого жизнь вновь не начнется. Поэтому Бог Троян стал врачевателем, помогает со всякой хворью бороться, да бы раньше времени смерть не приходила за накапливающими мудрость свою людинами.


Бог Троян стал по праву покровителем людей непростых, стремящимися к уму-разуму да сильных духом, так же Троян учит поступать как велит разум, и быстро принимать верные решения всем на пользу. Нарушение жизненного уклада - тоже нездоровье, и болезнь не стучится, когда приходит, тут и надобен врачеватель, всегда готовый помочь, вот Троян и помогает в вопросах жизненного здоровья, но и в других делах к нему так же можно обратиться.

В общем Троян является Хранителем Праведных Путей ведущих во Сваргу, управляет Временем и Пространством. Троян одно из воплощений бога Велеса. Стихии, с которыми Троян в первую очередь связан, это вода и огонь. Эти стихии в своем непростом сочетании дают исцеление. Казалось бы, единство этих двух стихий невозможно, ведь вода гасит огонь. Однако речь не идет о том, единство этих двух стихий наблюдается, тогда, когда человек греет воду на огне. Вода, нагреваясь, достигая высокой температуры, воплощает тогда ту целостность, за которую и отвечает Троян. И не случайно нагретая вода используется как основа в приготовлении разных снадобьев целебных и отваров от самых разных недугов. Все это — сфера деятельности Трояна. Трояну подчиняется и единство времени и пространства. Троян настолько почитаемый бог именно в этой ипостаси своей, что удостоился даже нескольких упоминаний в «Слове о полку Игореве»: «О Бояне, соловию старого времени! Абы ты сиа полкы ущеко-тал, скача, славию, по мыслену древу, летая уммом под облакы, свивая славы оба полы сего времени, рища в тропу Трояню чрес поля на горы!»

Оберег Трояна

Тому кто готов принять мудрый совет Бога Троян и последовать ему, обережий знак Трояна в этом поможет!
Трехликий знак Бога Трояна издревле защищает от:
от всякой хвори: душевной, телесной,
от «слепоты» духа, неумения увидеть ошибку, начинающуюся «болезнь» и вовремя принять меры.
И дарит людям:
здоровье, прибавление сил,
выбор верного решения, умение быстро ориентироваться в ситуации.

Оберег Бога Трояна подходит людям с непростым характером. Много говорить о себе этот Бог не любит, больше делает, решения принимает верные да всегда поможет ближнему. Доброму и чужая болезнь по сердцу, Троян помогает тем, кто обращается к нему. Он готов научить людей не только исцелению от хвори, но и тому, как хвори избежать, как не пустить ее в организм. Надо только уметь слушать советы Трояна, которые можно найти в откровениях этого бога.

У этого термина существуют и другие значения, см. Троян .

Имя Троян четыре раза упоминается в «Слове о полку Игореве », где фигурируют «вечи Трояни», «седьмой век Троянь»В Екатерининской копии вместо «На седьмом вѣцѣ Трояни», как в первом издании, стоит «На седьмом вѣцѣ Зояни». Р. О. Якобсон предположил, что в оригинале стояло «з Трояни», где буква з, называющаяся «земля», стояла вместо этого слова, чему есть другие примеры в древнерусских рукописях, то есть читать надо «земли Трояни». По мнению А. К. Югова, это ошибка переписчика, как и само упоминание Трояна в «Слове» - так было прочитано слово «Боян », поскольку лигатура тр и буква б почти не различаются на письме. (к нему относится деятельность князя Всеслава Полоцкого , то есть XI век), «земля Трояня» (которую однозначно локализовать исходя из контекста не удаётся) и «тропа Трояня».

В балканском фольклоре

Божество

По другой версии, Троян - это славянское языческое божество, известное из сербского фольклора, или мифический предок славян; в таком случае земля Трояня - земля славян или конкретно Русь. А. Г. Кузьмин высказал мнение, что Троян может быть родоначальником русского княжеского дома Рюриковичей, а седьмой век - седьмое поколение рода, считая от Трояна, к которому принадлежал князь-волхв Всеслав Полоцкий Кузьмин А. Г. Начало Руси. М.: Вече, 2003. С. 199-203.. Есть и трактовка, согласно которой Троян - ошибочное прочтение имени Бояна , другого загадочного персонажа «Слова»Югов А. К. Траянова земля или - Боянова . Л. Н. Гумилев выдвигал альтернативную версию о том, что Троян - это калька слова Троица с некоего тюркского языка у "которого отсутствовала категория грамматического рода"Л. Н. Гумилёв. Несторианство и Древняя Русь (среди тюрков в XI веке было распространено


Существовало у славян древнее языческое божество, которое называли Троян (Траян), а иногда Триглав или Трояк. Корень «три» в этом имени побуждал иногда изображать божество с тремя головами на одном туловище. Так было у западных славян.
Троян был богом-воином, богом-наездником. Его популярность, распространенность и связь с воинством были столь широки, что именем бога-воина называли военные сооружения, географические пункты. Возможно, это имя имеет отношение и к имени реального исторического лица - римского императора Траяна, с которым связывают строительство валов, ограждавших границы Римской империи. Однако количество Трояновых валов выходит далеко за границы походов императора, и только на территории нашей страны общая длина таких валов достигает 400 км. Кроме того, валы нередко носят название «Змиевых валов», что прямо связано с мифологией. Сегодня чрезвычайно трудно установить, какие обличья и в какие эпохи принимал мифологический Троян у индоевропейских народов и что точно означало его имя. Известно лишь, что древнерусское слово «третей» означало «суд», «судья»; литовское «третиас» - «третейский суд». В «Ведах» Трита - бог справедливости, в «Авесте» Трайтайона - бог правды, истины.

Вероятно, соотнесенность имени Трояна с числом «три» и с такими важными понятиями, как справедливость, истина, способствовала его особенно широкому распространению в глубокой древности.
Вообще в целом ряде мифопоэтических традиций число «три» является первым, оно открывает числовой ряд и квалифицируется как совершенное божественное число. Образуемый соединением трех точек, треугольник служил иероглифом (здесь: знаком, символом) божественной триады у всех народов древности.
Священная триада встречается во всех религиях мира как образ абсолютного совершенства, превосходства («тресветлый», «трисвятый») - вспомним «светлое-тресветлое солнце» в «Слове о полку Игореве». Кроме того, триада является основной структурой мифопоэтического макрокосма, а также социальной организации (для сравнения: три сферы Вселенной, три высшие ценности, божественные троицы и т. п.).
Число «три» служит символическим выражением триад: Неба, Земли, ада; прошедшего, настоящего, будущего; отца, матери, сына. В мифологиях многих народов начало их существования ведется от трех братьев. Геродот повествует о трех сыновьях скифского Таргитая, русские летописи - о трех братьях Кие, Щеке и Хориве; три брата постоянно присутствуют в русских сказках. Везде третье лицо триады как результат первых двух обладает превосходством над ними, поэтому в сказках младший брат всегда оказывается героем. Кроме того, любое дело завершается лишь в результате трехкратного повторения. Обычай считать до трех для совершения какого-либо действия до сих пор сохранился в жизни многих народов мира.
Во времена скитаний, войн, походов славяне обращали свой взор к вечному над ними небесному своду, на котором им указывала путь белая дорога - Млечный Путь. Неизвестно, когда это название пришло к славянам, но известно, что у разных славянских племен эта серебристая туманная полоса называлась по-разному, в том числе и «Путь Траяна».
Млечный Путь опоясывает небесную сферу и хорошо виден в безлунные ночи. Человек заметил эту полосу еще в глубокой древности. И каждый народ придумал для нее свое имя и дал ей свою интерпретацию вовсе не случайно, он связывал их с какой-то конкретной, существенной для него земной реалией и характерным признаком самого Млечного Пути.
В одном из мифов Древней Греции так рассказывалось о появлении этой полосы на небе.
По приказу Зевса его сын Геракл, рожденный смертной женщиной, был поднесен к груди спящей верховной олимпийской богини Геры, сестры и супруги Зевса, чтобы молоко богини сделало младенца бессмертным. Однако проснувшаяся Гера резко оттолкнула младенца, а брызнувшее из ее груди молоко оставило на небе яркий белый (вечный, бессмертный) след - Млечный Путь.
Римляне взяли название Млечного Пути у греков, но было у них и собственное название - «Царская дорога Неба». Название могло прийти и с Востока, так


как в древнем Шумере Млечный Путь был связан с богиней Наной, женой бога Неба. В санскрите Млечный Путь назывался «божественным», в Иране он был известен как «Тропа Аримана» - повелителя злых божеств, в Скандинавии - как «Дорога Одина», верховного бога скандинавской мифологии, в Молдавии - «Путь Траяна», в Валахии - «Небесный Траян».
У южных славян, прежде всего у сербов и болгар, а также у славян, живущих на землях Румынии и Молдавии, существуют многочисленные сказочные предания и поверья о некоем царе Трояне. Для сербов и болгар царь Троян был мифическим существом, одним из духов мрака, не терпящих солнечных лучей. Боясь солнца, он выезжал по ночам, и однажды солнце растопило Трояна. Болгарский Троян-Траян был еще и хранителем золота и серебра, имел свое чудесное царство, строил города.
Румынский языческий Троян был богом снегопада и дорог, и в его имени сочетались два основных значения Млечного Пути: элемент белизны и дорога.
В «Слове о полку Игореве» много мифологических образов, и связь их с народными преданиями, легендами, с языческими божествами проследить нетрудно: это и упоминавшиеся Стрибог и Хоре, Велес и Даждьбог, с которыми люди состоят в родстве, точнее-они внуки богов (русичи - Даждьбожьи внуки, ветры - Стрибожьи внуки, Боян - внук Велеса). Как и Боян, автор «Слова о полку Игореве» обращался к древнейшей эпохе: «Были

вечи Трояни...», и еще три раза упоминаются в «Слове...» названия, связанные с именем Трояна: «в тропу Трояню...», «на седьмом веце Трояни», «на землю Трояню...».
Что могли означать эти упоминания Трояна, как соотнести их с землей русов, с землей славян, как далеко могли уходить троянские тропы по троянской земле в троянское время? Помочь ответить на эти вопросы могут знания об ареале распространения славяно-русских корней во времени и пространстве, а также сведения о родословной славянских народов (т. е. об их роде и слове) , об их истории.
Существует много свидетельств масштабности, всеохватности мышления древнего славянина, который стремился удержать в своем воображении огромный пространственный и временной мир, представавший перед ним. ысячелетия запечатлевали в народной памяти какие-то устойчивые образы, создавая из них то мифологические предания, то поэтические традиции.

Троян (иногда встречается написание имени Траян) – славянский Бог Знахарства и Траволечения, однако, иногда к нему обращаются не только для выздоровления. Трояна почитают Богом, который может помочь найти неожиданное разрешение ситуации, но для обращения к нему и от человека потребуется готовность к смелым действиям. Выходит, что к славянскому Богу Целительства можно обратиться для «исцеления» ситуации, но чаще всего к Трояну обращаются именно для возвращения здоровья.

Троян – неоднозначный Бог. В его характере проявились некоторые черты Велеса , Бога Трех Миров, ведь, согласно славянским мифам, Велес – отец Трояна.

Славянские легенды рассказывают, что Троян был рожден земной женщиной, а отцом его был Бог Велес. Велес долгое время бродил по миру Яви, знакомясь с людьми, узнавая их нужды, и в одной деревне остановился в доме, где жили семь братьев и одна сестра. Девушка понравилась Велесу и гость полюбился ей, так и сыграли свадьбу. Спустя некоторое время родились сразу трое детей: две девочки и мальчик. Мальчика назвали Трояном, значит, рожденным третьим. Троян был рожден человеком, хоть и сыном Бога.

Как и другие Боги, Троян помогает тем, кто схож с ним характером. Потому, прежде всего, Троян покровитель лекарей, целителей, стремящихся к знаниям, ищущих способы исцеления болезней, стремящихся помогать людям . Но тот, кто выбрал покровителем Трояна, может быть занят и другим делом, если такой человек ценит знания и стремится достичь многого собственными трудами.

Тот, кому близок Бог Троян, часто немногословен , не любит объяснять свои решения, действует быстро , даже если окружающие не согласны с его способом действий. Благодаря своим знаниям и умениям, решения такой человек принимает удивительно верные, но сложный характер мешает ему работать вместе с другими людьми. Вместе с тем, человек это очень надежный, скромный, не любящий много говорить о себе, но славящийся делами . Те, кому близок Бог Троян, ценят дружбу, всегда готовы помочь близким. К такому человеку часто обращаются за советом, зная, что он умеет видеть все детали ситуации и может принять верное решение.

Если вам близок славянский Бог Троян, в вашем характере есть такие качества :

  • цепкий ум;
  • скромность;
  • упорство;
  • любовь к практическому, зримому результату действий;
  • верность;
  • скрытность.

Троян в северной традиции гадания и магии

На Резе Бога Трояна изображен символ Целебник, описанный выше.

Номер Резы – 31.

Реза Бога Трояна появляется в раскладе, чтобы предупредить о начинающейся «болезни». Это не обязательно телесный недуг. Реза Бога Трояна может говорить и о том, что человек совершил неверные действия, которые могут навредить его телу и духу. Троян советует оценить свои возможности и сравнить их с целями, возможно, стоит и обратиться за советом к специалисту, не пытаться сделать всё своими силами.

К Трояну обращаются в славянской магии для исцеления от болезней, возвращения здоровья. В обрядах знак Трояна может использоваться и для поиска верного решения проблемы.

Подробнее о значении Резы Бога Трояна в гадании в статье «