Каннибалы индии. Каннибалы-трупоеды из индии. Тайны Девичьей башни в Баку

У них черные языки, вокруг гениталий обернута цепь, они едят трупы. Агхори: кто они и почему выбрали такую жизнь?

Жизнь каждого индуиста - результат его кармы. Рождение в этой или другой касте - результат того, что ты делал в прошлой жизни. Если ты родился брамином в семье жреца, то твоя карма тебя к этому привела. Они ни хорошая, ни плохая, но ведущая к этой ступени развития, а значит, приближает к освобождению от сансары, вечной цепи перерождений. Чья-то карма привела его в каморку для слуг, чья-то - в богатый дворец раджпутов, но итог один и обжалованию не подлежит: рождение и жизнь в определенной касте - навсегда, и долг - следовать правилам касты, чтобы в следующей жизни переродиться где-нибудь повыше.


Есть много видов таких "чудаков". Нага-бабы, которые ходят без одежды; есть те, которые дают обет молчания, держат одну руку поднятой к небу или живут в лесу, питаясь только энергией солнца.

Но помимо правил касты есть еще четыре цели человеческой жизни: кама - чувственные наслаждения; артха - материальное процветание; дхарма - мораль и праведность; и мокша - освобождение от круговорота рождения и смерти.


Играют в шахматы

Эти цели последовательны, и невозможно достичь последней, не достигнув предыдущих, поэтому достижению мокши себя посвящают, как правило, пожилые люди. Однако так происходит не всегда.


Человек в оранжевой одежде, из вещей - кувшин для воды и посох, на голове - годами нестриженые волосы, скатавшиеся в дреды

Есть такие, которые рождаются с таким высоким духовным уровнем, что в достижении камы, артхи и дхармы нет необходимости, и остается только мокша. Их называют по-разному: саньясины, садху, отшельники или бродяги, святые или преступники.

Самые странные и непонятные отшельники - это агхори. Перед тем как пытаться их понять, стоит их описать, что само по себе непросто. Они - каннибалы-трупоеды, которые питаются нечистотами, проводят ночные ритуалы над останками людей и животных . Как правило, агхори обитают у кремационных костров, чтобы, обойдя внимание крематорщиков, забрать недогоревший труп из костра.

Они обмазаны человеческим пеплом, их рясы черного цвета, а на шее ожерелье из костей. Глаза, одурманенные опиумом, алкоголем и чарас, смотрят из-под спутанной копны волос. Под рясой протянута цепь, обернутая вокруг гениталий, делающая их неработоспособными на всю жизнь.


Отшельники умерщвляют свое мужское начало

На посохе с трезубцем Шивы висит человеческий череп, который агхори используют как чашу. Их тело изрезано крючьями, ведь они не чувствуют боли, их язык черного цвета - он сожжен от того, что, когда агхори едят труп, они подтирают его с раскаленных углей ртом, чтобы избежать прикосновения руками, потому что это может оказаться труп женщины, до которых им запрещено дотрагиваться.

Агхори - это та страница культуры, которую не хочется переворачивать и одновременно с этим тянет перевернуть. Их темные тайны затягивают, порождая больше вопросов, чем ответов. Соприкасаясь с их историей, ты чувствуешь, как она окружает тебя, одновременно с этим меняя навсегда. Это темная комната воспоминаний, в которую боишься войти, а войдя - не хочешь выходить. Погружайся все глубже, позволяя темному липкому пространству обволакивать тебя, успокаивая, утешая, усыпляя и медленно поглощая.

Для агхори весь мир - большой склеп, в котором все, в том числе и они, уже мертвы. Из самого факта рождения следует неизбежность смерти. Так как смерть неизбежна, она уже свершилась. Совершенный факт смерти придает этому миру смысл абсолютной иллюзорности. Так что подумайте, хуже смерти ничего не может быть, смерть уже произошла, поэотому можно ли сделать что-либо «плохое» или «хорошее» в этой «жизни»?

Индусы очень боятся агхори. Они верят, что те обладают магическими силами - сидхи, и не обычными, а особенно мощными. Стирая грань между чистым и грязным, агхори стирают грань между добром и злом. Они опасны, они делают что хотят.

Во что верят агхори?
Агхори поклоняются Шиве, индуистскому богу разрушения, и Кали, богине смерти или женской ипостаси Шивы. Каждый месяц они проводят ритуал, на котором поют любовную песню Шиве и удовлетворяют Кали через чье-нибудь мертвое тело. Курят и пьют они из-за того, что Шива сам курил опиум, сидя на вершине горы Кайлас и останавливая небесный поток своими волосами.


Отшельницы

Чтобы понять агхори, возможно, стоит начать с Шивы. Сотворенный богиней Шакти, Шива - разрушение, стихия огня. Однако разрушение индуистами воспринимается не так, как нами, а как разрушение всего плохого. А без разрушения старого не бывает создания нового.


Агхори, покрытый пеплом кремационных костров

Как-то давно я разговаривала об агхори с одним йогом в Дхарамсале. Каждый человек видит мир по-своему. Кто-то видит мир как любовь, а они видят мир как огонь. Тогда я его не поняла. Но теперь его слова обретают смысл. Если разрушить границу между чистым и грязным, спадают многие другие ограничения, стирается порог между добром и злом. Если смотреть на мир как на энергию, огонь, то нет ничего нечистого. Как говорил один агхори: «Если бог сотворил этот мир, значит, каждая часть его творения священна, значит, не может быть чего-то мерзкого или отвратительного». Совершая такие странные действия, агхори ломают свое восприятие реальности, меняя его на такое, которое нашему пониманию недоступно. Говорят, тантрики выбирают короткий путь наверх. Откинуть добро и зло и поменять свое восприятие реальности - возможно, это первый шаг.

Страница Марии Вдовкиной во «Вконтакте» -

Пришедшая к власти в Индии партия «Бхаратия Джаната парти» (БДП) крайне внимательно прислушивается к мнению представителей всех направлений индуизма. Отстаивание их интересов руководство партии считает своим приоритетом. Между тем среди тех, о ком так заботится БДП, есть люди практикующие весьма экзотические ритуалы. В том числе и каннибализм.

Несколько дней назад в Пакистане был вынесен приговор по необычному делу: впервые в истории страны подсудимые были осуждены за каннибализм. Два брата, Мухаммад Ариф и Фарман Али, получили по двенадцать лет тюрьмы. Причем судили их по статье «Терроризм», так как их действия, как объяснил суд, ужаснули общество. На самом деле в пакистанском законодательстве просто нет статьи, под которую бы подпадало подобное деяние.

Уголовное дело против Арифа и Али было возбуждено после того как выяснилось, что в апреле 2011 года они выкопали из могилы младенца и съели его. Во время следствия стало ясно, что мертвечиной братья лакомились и раньше. Всего они разрыли более ста могил на местном кладбище, прежде чем соседи заподозрили неладное. Как установили медики, оба брата ранее страдали от психических заболеваний.

Если для Пакистана, «земли чистых», где свято чтут заветы Пророка, произошедшее стало настоящим шоком, то в соседней Индии мертвые человеческие тела едят на протяжении столетий. И делают это совершенно здоровые люди, без всяких признаков психических отклонений. Англичане пытались бороться с этим, как и с другими древними, но шокировавшими их обычаями. Колонизаторам удалось покончить с сектой тхугов и искоренить традицию сожжения жен, но в борьбе с каннибализмом они оказались бессильны. Загнанный в подполье, он возродился снова уже в независимой Индии и продолжает существовать, несмотря на все попытки его запретить.
Обряды и традиции «святых людей»

В один из апрельских дней 2006 года полиция индийского штата Уттар-Прадеш задержала двух «святых людей», на хинди называемых садху, по подозрению в каннибализме. На них указали местные крестьяне. Незадолго до того они обнаружили отрезанную голову умершего подростка, которого сами же похоронили три дня назад, а позже наткнулись на полусъеденное тело. Как признались «святые люди», они выкопали свежезахороненный труп, отсекли ему голову и съели сердце, печень и другие органы, так как верили, что это придаст им огромную силу. Оба садху - и учитель, и ученик, - принадлежали к секте агхори, одному из самых древних, загадочных и странных направлений индуизма.

Первые сведения о секте, члены которой едят тела умерших, появляются в персидских источниках в XVI веке, хотя сами агхори утверждают, что их учение насчитывает уже тысячи лет.
Индийский "святой человек"
Фото: Jayanta Shaw / Reuters

Название секты переводится с санскрита, как «бесстрашные» (буквально «не ужасающиеся»). Агхори - шиваиты-аскеты, концентрирующиеся на тантрических практиках весьма своеобразного свойства: члены секты поедают в ритуальных целях мертвые тела людей, спят на трупах, используют для своих ритуалов чаши из человеческих черепов, медитируют на местах кремации, употребляют алкоголь и наркотики. Некоторые исследователи утверждают даже, что агхори практикуют ритуальный секс с трупами, выловленными из реки, и с женщинами низших каст в процессе менструации (при этом агхори придерживаются целибата). Из-за этого многие индусы вообще отвергают агхори, считая, что те не имеют никакого отношения к индуизму. Сами же агхори уверены, что именно такой путь - нарушение всех норм и правил - является кратчайшим к достижению духовного просветления и освобождения от уз мирских привязанностей.

В современной Индии, как и в большинстве других стран, каннибализм преследуется по закону, поэтому агхори крайне неохотно вступают в контакт с незнакомцами, а местные жители их откровенно боятся. Но при этом число агхори растет, так как многих привлекают необычные практики. Любопытно, что агхори куда дружелюбнее относятся к белым, нежели к своим соотечественникам: турист не выдаст их полиции, да еще и отсыплет денег. Ирландский журналист Дарра Мэйсон, сделавший целую серию снимков практик агхори, утверждал в статье в «Дэйли Миррор», что лично наблюдал «американского джентльмена, жившего в секте некоторое время», и отмечал, что западных туристов привлекает необычный образ жизни агхори. Еще несколько десятилетий назад такое было немыслимо: белого бы просто не приняли в среде людоедов.

Главный герой художественного фильма «Я – бог» (Naan Kavadul) принадлежит к секте агхори
Кадр из фильма «Я - Бог»

Агхори можно встретить по всей Индии, но в основном они концентрируются у священного города Тарапит в Западной Бенгалии. Это один из главных центров шиваизма, куда индусы привозят тела своих мертвых для кремации. Много агхори можно встретить и недалеко от Варанаси на Ганге. Их легко узнать по крайне оборванному виду и спутанным грязным волосам. В Тарапите агхори медитируют на местах кремации, обмазавшись пеплом сожженных, а под Варанаси вылавливают из Ганга частично разложившиеся тела. Садху верят, что поедание частей трупов останавливает старение и дает человеку дополнительные способности типа умения левитировать или управлять погодой.

При этом агхори активно занимаются благотворительностью. Их усилиями был создан госпиталь для прокаженных, где уже прошли лечение сотни тысяч человек.
Трупоеды в законе

Несмотря на запрет каннибализма, секта агхори как таковая не находится вне закона. Индийское государство трепетно охраняет религиозное разнообразие. В результате возникает сложная коллизия: так как ритуалы агхори связаны с каннибализмом, то для того чтобы практиковать свое вероучение, агхори вынуждены нарушать закон. Другое дело, что индийская полиция часто смотрит на это сквозь пальцы и члены секты редко попадают за решетку. Если же это и случается, то в основном по иным причинам. Так, в 2012 году один из «святых людей» был задержан по подозрению в убийстве. Как показало расследование, Виджай Кумар из штата Харьяна, несмотря на хорошие оценки в колледже, бросил учебу и ушел «в народ», пытался с помощью тантры обрести высшее знание и в итоге встал на путь агхори. Впрочем, полиция так и не смогла связать совершенное Кумаром убийство с его верой. Как выяснилось, мотивы у преступления были довольно заурядными: аскет так рассчитался со своим обидчиком - человеком, который избил его за несбывшееся предсказание.

Временами в Индии все же предпринимаются попытки запретить практики агхори. Не на уровне центрального правительства, которое подчеркивает свою приверженность сохранению всех существующих религиозных течений, а хотя бы на уровне штатов. Так, в Махараштре в прошлом году был принят закон «О предупреждении и искоренении человеческих жертвоприношений и иных бесчеловечных, жестоких практик и практик агхори, а также черной магии», аналогичный акт планируется ввести в действие и в штате Карнатака. Все законодательные инициативы такого рода наталкиваются на яростное сопротивление индуисткого священства, видящего в них наступление на свои позиции. С учетом недавней победы на выборах БДП, партии, изначально тесно связанной с индуизмом и крайне чувствительной к мнению приверженцев этой религии, перспективы принятия таких законов кажутся теперь довольно сомнительными.
Сначала собирали чай, а после съели невзначай

Каннибализмом в Индии занимаются не только по религиозным мотивам. Еще столетия назад путешественники - арабы и персы, а затем и Марко Поло - рассказали миру о людоедах с Андаманских островов, которые убивали и поедали неосторожных чужестранцев. После того как англичане захватили острова в конце XVIII века, они превратили их в место ссылки. Туда отправляли заключенных из Индии, а пойманных туземцев использовали на тяжелых работах. В результате к настоящему моменту аборигенов, по самым оптимистичным подсчетам, осталось не более ста человек, некоторые племена вымерли целиком. Острова заселены выходцами из Индии, их страшная слава осталась в прошлом.

Зато случаи каннибализма в другом отдаленном регионе - на северо-востоке Индии - время от времени фиксируются и попадают в прессу. Этот район соединяется с остальной территорией государства узким перешейком. Северо-восток разделен на семь штатов, носящих лиричное название Семь сестер. И если жители Ассама и Трипура - индуисты, то горные племена в Мизораме, Мегхалайе и Нагаленде почти поголовно исповедуют христианство, причем в протестантском варианте.

Именно этим горцам, в основном из племени нага, народная молва Индии приписывает каннибализм. Слухи о том, что нага и представители других мелких племен едят человечину, регулярно всплывают в индийской и пакистанской прессе. Это неудивительно, если учесть ту репутацию, которой пользуются горные штаты в глазах среднего индийца: территория, заселенная дикарями-иноверцами, ведущими долгую и упорную борьбу за независимость, нападающими на индийских полицейских и пограничников. Праздных туристов там можно встретить куда реже, чем в исхоженных вдоль и поперек районах Центральной Индии - слишком велик шанс стать объектом излишне пристального внимания борцов за свободу. Если ритуалы агхори постепенно превращаются в аттракцион для богатых туристов, то на северо-востоке за любопытство приходится иногда платить жизнью.


Фото: Anupam Nath / AP

Последний раз слухи получили документальное подтверждение в январе прошлого года. Тогда толпа наемных работников, в числе которых были люди из горных племен, до смерти забила дубинками владельца одной из чайных плантаций в Ассаме и его жену. Конфликт возник из-за того, что супруги не выплатили рабочим положенное вознаграждение, а тех из них, кто больше всего возмущался, сдали полиции. После убийства пять человек из толпы частично съели тело плантатора. Полиция заявила, что рассматривает все варианты мотивов, побудивших преступников устроить трапезу из человечьей плоти. Однако результаты расследования так и не были опубликованы.

Несмотря на то что сами нага яростно отрицают, что являются каннибалами, в интернете по-прежнему можно встретить детальные описания их обычаев. В частности, утверждается, что близкие родственники поедают плоть умершего после его смерти. Также постоянно упоминается о том, что каннибализм практикуют и другие племена Семи сестер.

Возникновению такой зловещей репутации нага обязаны своим древним обычаям: племена издавна занимались охотой за головами. Это вызывало у прибывших европейцев аналогии с обитателями тихоокеанских островов - слишком уж похожи были модели поведения. Тем не менее никаких свидетельств того, что нага поедают тела убитых, обнаружено не было, а с обращением народов региона в христианство и распространением образования прекратилась и охота за головами.

Все последние века европейская цивилизация воспринимала каннибализм как нечто противоестественное. Любые действия колонизаторов в отношении туземцев, вплоть до полного уничтожения, легко оправдывались тем, что они были людоедами. Поедание человеческой плоти лежало за границами дозволенного. Но времена изменились: теперь уже белые туристы едут на Восток, чтобы тайком приобщиться к запретным и притягательным людоедским практикам, а статьи об агхори на респектабельных сайтах упоминают о каннибализме как о кислой вишенке на роскошном торте самопознания. Европа больше не меняет мир по своим лекалам, а пытается его понять и принять таким, какой он есть, со всеми его чертами и обычаями. Включая каннибализм.

Алексей Куприянов
lenta.ru
Фото: Navesh Chitrakar / Reuters


___


Агхори живут в местах кремаций и питаются останками трупов. Но это не просто каннибализм, а сложный религиозный ритуал со своими законами и последовательностью действий. И если вы думаете, что в эту секту входят только сумасшедшие йоги-аскеты, вы ошибаетесь. Огромное количество уважаемых людей Индии выбирают для себя этот путь. А что, если это всё только кажется отвратительным?

Кто такие агхори?

Агхори - индуистская секта аскетов - почитателей бога Шивы, уходящая своими корнями в глубокую древность. Само слово «агхори» с санскрита переводится как «не ужасающие», то есть те, кто ничего не боится.

Шива - один из трех главных богов в индуизме, Бог разрушения. Очень мрачная и мистическая фигура. Считается, что Шива живет на местах кремаций и его всегда сопровождают демоны. Слышали о зловещей богине Кали, чью талию украшает пояс из человеческих черепов? Так вот, Кали - это аватар (перевоплощение) Парвати, любимой жены Шивы. Как говорится, муж и жена - одна сатана.


2.


Но несмотря на мрачный образ, Шива - это не враг человечества, а его ярый защитник. Будучи богом разрушения, он разрушает только отжившее и умирающее для того, чтобы дать начало чему-то новому. Шива погружается в медитации во благо человечества и искренне расстраивается, когда видит его беды. А еще именно он подарил людям гашиш, йогу и искусство медитации. Вот такая разносторонняя фигура.

Агхори, как почитатели Шивы, стараются во всем ему подражать. Они также живут на местах кремаций, а еще употребляют гашиш и алкоголь, чтобы расширить свое сознание. В древние времена эта секта была куда более многочисленной, чем теперь. Считается, что агхори продолжают традиции средневекового аскетического ордена Капаликов, что означает «носящие черепа». Раньше это была почитаемая и уважаемая религия. Но в наши дни другие индуисты предпочитают обходить агхори стороной. Почему? В глазах праведного индуиста алкоголь и наркотики - это плохо. Кроме того, любого непосвященного ужасает образ жизни радикальных агхори. Их не понимают, но выразить свое неприятие или воспрепятствовать обрядам сектантов им и в голову не придет. Говорят, агхори может наслать на человека проклятье и испортить его карму. А еще говорят, что агхори может убить - совершенно безнаказанно. Словом, с ними лучше не связываться.


3.


К туристам большинство агхори относятся враждебно, в лучшем случае - равнодушно. Они не отвечают на вопросы, не позволяют снимать себя, могут разбить неугодную им технику и даже вступить в драку. Однако есть миролюбивые «агхори», которые с удовольствием расскажут о своей религии и снимутся в интервью. Но не спешите радоваться: скорее всего это не настоящие сектанты, а шарлатаны, и им просто хочется заработать

А есть и такие агхори, по которым не определишь принадлежность к секте. Они ходят в деловых костюмах и занимают уважаемые должности. Так, религию агхори исповедовал Бхану Сингх - бывший министр в центральном правительстве Индии. Жил ли он на местах кремаций? Конечно же, нет. А всё потому что агхори - это очень разносторонняя религия, и агхори агхори рознь. Одни последователи придерживаются общечеловеческих норм, едят исключительно вегетарианскую пищу, воздерживаются от алкоголя и прочее, а другие употребляют огромные дозы наркотиков, пьют мочу из человеческих черепов и … практикуют ритуальный каннибализм. Последние - это радикальные агхори, агхори высшей ступени, и на самом деле их меньшинство. Однако за счет своего, мягко говоря, необычного образа жизни именно им досталась вся популярность. Очень мрачная, как и они сами.

Безумные трупоеды?

Пожалуй, самое шокирующее в радикальных агхори - это их любовь ко всему, что связано со смертью. Они предпочитают жить в местах кремаций: и не только ради подражания Богу Шиве, но и ради пропитания. В религиозных целях агхори поедают человеческие останки (после кремации их остается немало). Кремация - сложный и дорогостоящий процесс, во время которого тело не сгорает полностью.
_______

Для справки: сколько стоит кремация в Индии? За дрова родственники покойного платят от 1000 до 3000 рупий, плюс нужно внести плату за место и за розжиг. Одна кремация обходится примерно в 5000 рупий. И это при скромных запросах. Если же в качестве дров использовать сандал (самое дорогое и почитаемое дерево), кремация обойдется в 20 000 и более рупий.
_______

Индуисты, не имеющие денег на кремацию, придают тела родственников не огню, а воде: опускают их в реки. На радость агхори!


4.


В своих ритуалах агхори используют части тел, не съеденные огнем, или вылавливают трупы из рек. Они медитируют, сидя на трупах, едят человеческое мясо, делают ритуальные чаши из черепов, пьют собственную мочу. Некоторые исследователи утверждают, что агхори совокупляются с еще не разложившимися женскими телами. Всё это происходит под действием наркотиков и алкоголя, которые агхори употребляют в огромных дозах. Помимо останков, рацион агхори составляют подношения и всё относительно съедобное, что им удается находить на помойках. Как вы понимаете, эти аскеты ничем не брезгают. И вот почему.

Философия агхори: к очищению через грязь

Радикальные агхори не принимают ничего мирского. Добро, зло, друзья, любовь, семья - это все пустой звук. Они не мыслят категориями, а земная жизнь для них - это только иллюзия, жалкий шаг на пути к Нирване. Следовательно, одежда, вкусная еда, взаимоотношения и все, чем человек любит себя окружать, - это тоже иллюзия. Всё это бессмысленно.

Для агхори не существует красивого и отвратительного, плохого и хорошего, вкусного и невкусного, достойного и недостойного. Всё, что есть вокруг, - это проявления Бога, а значит, всё между собой равно. Агхори убеждены: отказ от человеческих норм и мирских привязанностей - кратчайший путь к духовному просветлению. В центре их мира - смерть, как мистическая граница, мощный ритуал, дающий энергию связаться с богами и демонами. Во время их темных ритуалов люди и Бог становятся счастливы и довольны, Шива говорит с ними напрямую. Расширяя свое сознание и возвышаясь над жизнью через смерть, агхори прикасаются к Богу.


5.


В конце этого пути лишь одна цель - достичь Мокши, или, как более привычно для нас, Нирваны.

На пути к Нирване

В религии индуистов существует такое понятие, как сансара - круговорот рождения и смерти. Эти перерождения определяются кармой. Карма в нашем восприятии - это душа, переселяющаяся из тела в тело. Она складывается из поступков человека и их последствий. Чем лучше карма - тем более удачным будет следующее перерождение и тем быстрее душа достигнет мокши.

Мокша - состояние, о котором мечтают все индуисты. Это освобождение от круга перерождений - сансары; нирвана, соединение с богом и вечная жизнь в нем. Путь до мокши долог и сложен, и каждый стремится сократить его в меру своих сил. Одни ведут праведную жизнь, другие отправляются в паломничества по святым местам, третьи отрекаются от всего мирского и становятся монахами-аскетами. Возможности человека на пути к мокше поражают. Есть те, кто на всю жизнь принимают обет молчания, есть вечные отшельники. А есть и те, кто погружаются в медитацию на недели, месяцы и даже годы, и все это время их тело находится в одной позе.


6.


А есть агхори: об их способе достигнуть мокши мы с вами уже знаем.

Где найти агхори?

Если вы практик, а не теоретик, и вам захочется своими глазами увидеть агхори - смело берите билет до Варанаси.

Агхори можно встретить на территории всей Индии. Но если в Дели вам придется потрудиться, чтобы издалека увидеть хоть одного из них, то в Варанаси вы сможете наблюдать за полчищем агхори 24 часа в сутки.


7.


Что же это за город такой - Варанаси, и чем он так притягателен для последователей секты?

Варанаси - город за гранью

Варанаси - священный город в северо-восточной Индии, в центре долины Ганга, с населением примерно 1 500 000 человек. По легенде название города произошло из слияния названий двух рек Варуна и Асси, которые омывают его с юга и севера и впадают в Ганг.


8.


Считается, что город был основан около 5 000 лет назад самим богом Шивой. Один из старейших городов всего мира, Варанаси, возможно, самый первый город в Индии. Когда весь мир меняет свой облик под влиянием прогресса, Варанаси предстает перед путешественниками таким же, как несколько тысяч лет назад. Если вы хотите увидеть исконную Индию как она есть, вам обязательно нужно сюда попасть.


9.


Варанаси - древнейшая, плодородная земля, созданная одним из главных индуистских божеств и возвышающаяся над Гангом. Это самое сердце индуизма. Для индусов город носит такое же значение, что и Ватикан для католиков. В их представлении это самый святой город на всем земном шаре. Достаточно приехать сюда и совершить омовение в Ганге, как твоя карма очистится, а тело излечится. В Варанаси съезжаются паломники со всей Индии, здесь живут садху самых разных направлений. А еще считается, что если человек умрет в этом городе, он быстрее достигнет Нирваны.

Умереть в Варанаси мечтает каждый индус. Сюда приезжают доживать свой мирской срок или завещают родным провести здесь кремацию. Быть погребенным в Варанаси - это великая честь, и погребальные костры горят здесь 24 часа в сутки, 7 дней в неделю.


10.


Теперь вы понимаете, почему в Варанаси так много агхори? Во-первых, этот город создан Богом, которого они почитают, а во-вторых, здесь само средоточие смерти. В Варанси агхори всегда есть чем заняться. Бесконечная кремация, «погребенные» тела в Ганге - всё это плодотворная почва для проведения ритуалов и общения с богами и демонами. В это верят агхори.

А как же родственники покойников, спросите вы? Как они относятся к тому, что тело их близкого человека будет съедено во время ритуала? Возможно, не очень положительно - мы с вами об этом не узнаем. Но препятствовать агхори не будет никто. Индусы знают: проклятие агхори может наслать ужаснейшие беды и уничтожить карму. Ни обычные люди, ни закон в их дела не вмешиваются. И туристам не советуют. Даже если вы не боитесь проклятья, лишиться техники или ввязаться в драку вам вряд ли захочется!


11.


Окружающий нас мир полон загадок. Мы полагаем, что все люди похожи, но вспомните садху, медитирующих на протяжении нескольких лет, или агхори, для которых никаких границ не существует. Многое нам просто не дано понять, а многое и не нужно. Но хотя бы издалека прикоснуться к удивительным граням непознанного может абсолютно каждый, и это интригует. Старинный индийский город Варанаси на берегах священной реки, древнейшие верования как колыбель Человечества, истинные аскеты и время, которое замерло в каменных руинах… Не увидеть всего этого своими глазами - как упустить на своем пути что-то важное. Возможно, шанс лучше понять себя самого?

Пришедшая к власти в Индии партия «Бхаратия Джаната парти» (БДП) крайне внимательно прислушивается к мнению представителей всех направлений индуизма. Отстаивание их интересов руководство партии считает своим приоритетом. Между тем среди тех, о ком так заботится БДП, есть люди практикующие весьма экзотические ритуалы. В том числе и каннибализм.

Несколько дней назад в Пакистане был вынесен приговор по необычному делу: впервые в истории страны подсудимые были осуждены за каннибализм. Два брата, Мухаммад Ариф и Фарман Али, получили по двенадцать лет тюрьмы. Причем судили их по статье «Терроризм», так как их действия, как объяснил суд, ужаснули общество. На самом деле в пакистанском законодательстве просто нет статьи, под которую бы подпадало подобное деяние.

Уголовное дело против Арифа и Али было возбуждено после того как выяснилось, что в апреле 2011 года они выкопали из могилы младенца и съели его. Во время следствия стало ясно, что мертвечиной братья лакомились и раньше. Всего они разрыли более ста могил на местном кладбище, прежде чем соседи заподозрили неладное. Как установили медики, оба брата ранее страдали от психических заболеваний.

Если для Пакистана, «земли чистых», где свято чтут заветы Пророка, произошедшее стало настоящим шоком, то в соседней Индии мертвые человеческие тела едят на протяжении столетий. И делают это совершенно здоровые люди, без всяких признаков психических отклонений. Англичане пытались бороться с этим, как и с другими древними, но шокировавшими их обычаями. Колонизаторам удалось покончить с сектой тхугов и искоренить традицию сожжения жен, но в борьбе с каннибализмом они оказались бессильны. Загнанный в подполье, он возродился снова уже в независимой Индии и продолжает существовать, несмотря на все попытки его запретить.
Обряды и традиции «святых людей»

В один из апрельских дней 2006 года полиция индийского штата Уттар-Прадеш задержала двух «святых людей», на хинди называемых садху, по подозрению в каннибализме. На них указали местные крестьяне. Незадолго до того они обнаружили отрезанную голову умершего подростка, которого сами же похоронили три дня назад, а позже наткнулись на полусъеденное тело. Как признались «святые люди», они выкопали свежезахороненный труп, отсекли ему голову и съели сердце, печень и другие органы, так как верили, что это придаст им огромную силу. Оба садху — и учитель, и ученик, — принадлежали к секте агхори, одному из самых древних, загадочных и странных направлений индуизма.

Первые сведения о секте, члены которой едят тела умерших, появляются в персидских источниках в XVI веке, хотя сами агхори утверждают, что их учение насчитывает уже тысячи лет.

Название секты переводится с санскрита, как «бесстрашные» (буквально «не ужасающиеся»). Агхори — шиваиты-аскеты, концентрирующиеся на тантрических практиках весьма своеобразного свойства: члены секты поедают в ритуальных целях мертвые тела людей, спят на трупах, используют для своих ритуалов чаши из человеческих черепов, медитируют на местах кремации, употребляют алкоголь и наркотики. Некоторые исследователи утверждают даже, что агхори практикуют ритуальный секс с трупами, выловленными из реки, и с женщинами низших каст в процессе менструации (при этом агхори придерживаются целибата). Из-за этого многие индусы вообще отвергают агхори, считая, что те не имеют никакого отношения к индуизму. Сами же агхори уверены, что именно такой путь — нарушение всех норм и правил — является кратчайшим к достижению духовного просветления и освобождения от уз мирских привязанностей.

В современной Индии, как и в большинстве других стран, каннибализм преследуется по закону, поэтому агхори крайне неохотно вступают в контакт с незнакомцами, а местные жители их откровенно боятся. Но при этом число агхори растет, так как многих привлекают необычные практики. Любопытно, что агхори куда дружелюбнее относятся к белым, нежели к своим соотечественникам: турист не выдаст их полиции, да еще и отсыплет денег. Ирландский журналист Дарра Мэйсон, сделавший целую серию снимков практик агхори, утверждал в статье в «Дэйли Миррор», что лично наблюдал «американского джентльмена, жившего в секте некоторое время», и отмечал, что западных туристов привлекает необычный образ жизни агхори. Еще несколько десятилетий назад такое было немыслимо: белого бы просто не приняли в среде людоедов.

Агхори можно встретить по всей Индии, но в основном они концентрируются у священного города Тарапит в Западной Бенгалии. Это один из главных центров шиваизма, куда индусы привозят тела своих мертвых для кремации. Много агхори можно встретить и недалеко от Варанаси на Ганге. Их легко узнать по крайне оборванному виду и спутанным грязным волосам. В Тарапите агхори медитируют на местах кремации, обмазавшись пеплом сожженных, а под Варанаси вылавливают из Ганга частично разложившиеся тела. Садху верят, что поедание частей трупов останавливает старение и дает человеку дополнительные способности типа умения левитировать или управлять погодой.

При этом агхори активно занимаются благотворительностью. Их усилиями был создан госпиталь для прокаженных, где уже прошли лечение сотни тысяч человек.

Трупоеды в законе

Несмотря на запрет каннибализма, секта агхори как таковая не находится вне закона. Индийское государство трепетно охраняет религиозное разнообразие. В результате возникает сложная коллизия: так как ритуалы агхори связаны с каннибализмом, то для того чтобы практиковать свое вероучение, агхори вынуждены нарушать закон. Другое дело, что индийская полиция часто смотрит на это сквозь пальцы и члены секты редко попадают за решетку. Если же это и случается, то в основном по иным причинам. Так, в 2012 году один из «святых людей» был задержан по подозрению в убийстве. Как показало расследование, Виджай Кумар из штата Харьяна, несмотря на хорошие оценки в колледже, бросил учебу и ушел «в народ», пытался с помощью тантры обрести высшее знание и в итоге встал на путь агхори. Впрочем, полиция так и не смогла связать совершенное Кумаром убийство с его верой. Как выяснилось, мотивы у преступления были довольно заурядными: аскет так рассчитался со своим обидчиком — человеком, который избил его за несбывшееся предсказание.

Временами в Индии все же предпринимаются попытки запретить практики агхори. Не на уровне центрального правительства, которое подчеркивает свою приверженность сохранению всех существующих религиозных течений, а хотя бы на уровне штатов. Так, в Махараштре в прошлом году был принят закон «О предупреждении и искоренении человеческих жертвоприношений и иных бесчеловечных, жестоких практик и практик агхори, а также черной магии», аналогичный акт планируется ввести в действие и в штате Карнатака. Все законодательные инициативы такого рода наталкиваются на яростное сопротивление индуисткого священства, видящего в них наступление на свои позиции. С учетом недавней победы на выборах БДП, партии, изначально тесно связанной с индуизмом и крайне чувствительной к мнению приверженцев этой религии, перспективы принятия таких законов кажутся теперь довольно сомнительными.

Сначала собирали чай, а после съели невзначай

Каннибализмом в Индии занимаются не только по религиозным мотивам. Еще столетия назад путешественники — арабы и персы, а затем и Марко Поло — рассказали миру о людоедах с Андаманских островов, которые убивали и поедали неосторожных чужестранцев. После того как англичане захватили острова в конце XVIII века, они превратили их в место ссылки. Туда отправляли заключенных из Индии, а пойманных туземцев использовали на тяжелых работах. В результате к настоящему моменту аборигенов, по самым оптимистичным подсчетам, осталось не более ста человек, некоторые племена вымерли целиком. Острова заселены выходцами из Индии, их страшная слава осталась в прошлом.

Зато случаи каннибализма в другом отдаленном регионе — на северо-востоке Индии — время от времени фиксируются и попадают в прессу. Этот район соединяется с остальной территорией государства узким перешейком. Северо-восток разделен на семь штатов, носящих лиричное название Семь сестер. И если жители Ассама и Трипура — индуисты, то горные племена в Мизораме, Мегхалайе и Нагаленде почти поголовно исповедуют христианство, причем в протестантском варианте.

Именно этим горцам, в основном из племени нага, народная молва Индии приписывает каннибализм. Слухи о том, что нага и представители других мелких племен едят человечину, регулярно всплывают в индийской и пакистанской прессе. Это неудивительно, если учесть ту репутацию, которой пользуются горные штаты в глазах среднего индийца: территория, заселенная дикарями-иноверцами, ведущими долгую и упорную борьбу за независимость, нападающими на индийских полицейских и пограничников. Праздных туристов там можно встретить куда реже, чем в исхоженных вдоль и поперек районах Центральной Индии — слишком велик шанс стать объектом излишне пристального внимания борцов за свободу. Если ритуалы агхори постепенно превращаются в аттракцион для богатых туристов, то на северо-востоке за любопытство приходится иногда платить жизнью.

Последний раз слухи получили документальное подтверждение в январе прошлого года. Тогда толпа наемных работников, в числе которых были люди из горных племен, до смерти забила дубинками владельца одной из чайных плантаций в Ассаме и его жену. Конфликт возник из-за того, что супруги не выплатили рабочим положенное вознаграждение, а тех из них, кто больше всего возмущался, сдали полиции. После убийства пять человек из толпы частично съели тело плантатора. Полиция заявила, что рассматривает все варианты мотивов, побудивших преступников устроить трапезу из человечьей плоти. Однако результаты расследования так и не были опубликованы.

Несмотря на то что сами нага яростно отрицают, что являются каннибалами, в интернете по-прежнему можно встретить детальные описания их обычаев. В частности, утверждается, что близкие родственники поедают плоть умершего после его смерти. Также постоянно упоминается о том, что каннибализм практикуют и другие племена Семи сестер.

Возникновению такой зловещей репутации нага обязаны своим древним обычаям: племена издавна занимались охотой за головами. Это вызывало у прибывших европейцев аналогии с обитателями тихоокеанских островов — слишком уж похожи были модели поведения. Тем не менее никаких свидетельств того, что нага поедают тела убитых, обнаружено не было, а с обращением народов региона в христианство и распространением образования прекратилась и охота за головами.

Все последние века европейская цивилизация воспринимала каннибализм как нечто противоестественное. Любые действия колонизаторов в отношении туземцев, вплоть до полного уничтожения, легко оправдывались тем, что они были людоедами. Поедание человеческой плоти лежало за границами дозволенного. Но времена изменились: теперь уже белые туристы едут на Восток, чтобы тайком приобщиться к запретным и притягательным людоедским практикам, а статьи об агхори на респектабельных сайтах упоминают о каннибализме как о кислой вишенке на роскошном торте самопознания. Европа больше не меняет мир по своим лекалам, а пытается его понять и принять таким, какой он есть, со всеми его чертами и обычаями. Включая каннибализм.

Алексей Куприянов