Зенитные орудия. Страшная «восемьдесят восьмая История создания немецкой зенитной пушки FlaK18

В июле 1944 года на предприятии «Нибелунгенверке» в серийное производство запустили новую тяжёлую САУ, созданную на базе танка Pz.Kpfw.VI Ausf. B «Тигр II» («Королевский тигр»). В первую серию «ягдтигров» (так назвали новые САУ) вошли самоходки и с шасси конструкции доктора Эрвина Адерса (главного инженера компании «Хеншель и сын»), и с шасси, разработанным доктором Фердинандом Порше

В 1941 году бои на Восточном фронте выявили один факт, ставший весьма неприятным для вермахта. Оказалось, что уровень развития советской техники значительно превышал ожидаемый – особенно наглядно это проявилось при столкновении немецких войск с новейшими танками КВ и Т-34 , броню которых большинство штатных противотанковых средств пробивало с трудом. Настоящим спасением в борьбе с этими гигантами оказались 8,8-сантиметровые (в Германии калибр артиллерийских систем традиционно измеряется в сантиметрах) зенитные орудия FlaK 36 и другие их модификации – FlaK 37 и FlaK 18. Только бронебойные снаряды этих зениток, разгонявшиеся мощными пороховыми зарядами до начальной скорости 820 м/с, могли пробить 75-мм броню КВ или прошить 45-мм лоб «тридцатьчетвёрки». В немецких частях эти пушки называли «восемь-восемь» и старались перебрасывать их на самые танкоопасные участки фронта.

Конструкторы корпорации Круппа разработали FlaK 18 ещё в 1928 году, и первые прототипы собирались вне пределов Германии – на заводе шведской компании «Бофорс». Это было связано с ограничениями производства вооружений, наложенными на Германию после окончания Первой мировой войны . Заводы Круппа в Эссене приступили к самостоятельной сборке этих артсистем только в 1932 году.

Артиллеристы Африканского корпуса вермахта готовят к стрельбе 88-мм зенитную пушку FlaK 36, 1940–41 годы
Источник – waralbum.ru

В 1940 году конструкторы создали 88-мм орудие FlaK 36, которое снабдили колёсными тележками для быстрого перемещения, а также электроспуском и бронещитком для защиты расчёта от пуль и осколков при стрельбе по наземным целям. Фактически это орудие создавалось как универсальное средство борьбы против самолётов и танков противника.

Серьёзным недостатком 88-мм зениток стал их высокий поражаемый силуэт и значительная стоимость – плата за универсальность. Управление вооружений вермахта (далее – УСВ) потребовало от конструкторов создать на базе FlaK 36 более дешёвую противотанковую пушку, что и было осуществлено в конце 1942 года корпорацией Круппа.

Новая 88-мм пушка Pak 43 оказалась одной из лучших противотанковых артсистем времён Второй мировой войны (далее – ВМВ). Её ствол длиной в 71 калибр позволял разгонять бронебойные снаряды до скорости в 1000 м/с, а подкалиберные – до 1130 м/с. Благодаря этому Pak 43 с дистанции в два километра могла поразить практически любой советский танк.


Немецкие артиллеристы разворачивают 88-мм противотанковую пушку Pak 43
Источник – waralbum.ru

Основным недостатком этой противотанковой пушки была высокая масса – 4,4 тонны. Поэтому если расчёт орудия вступал в бой, то смена позиции или отступление становились серьёзной проблемой. Низкая мобильность столь удачной артсистемы не могла не привести конструкторов к идее её установки на бронированные шасси.

На первый немецкий серийный тяжёлый танк Pz.Kpfw.VI «Тигр» установка орудия Pak 43 оказалась невозможной в силу значительных габаритов последнего. Поэтому бронированного «хищника» в 1942 году вооружили танковой пушкой KwK 36 такого же калибра (88 мм), но меньшей длины – всего 4,9 метра против 6,2. Естественно, баллистика этого орудия была хуже, чем у KwK 43 и StuK 43 (пушек, созданных на основе Pak 43 для установки, соответственно, на танки и САУ), однако её вполне хватало, чтобы подбивать советские КВ-1 и Т-34.

StuK 43 установили на тяжёлые противотанковые самоходные установки (или, как их называли в вермахте, – «ягдпанцеры») «Фердинанд» . В них переделали шасси танка «Тигр (П)» конструкции Фердинанда Порше, которые промышленность поторопилась изготовить по личному приказу Гитлера ещё до того, как УСВ приняло на вооружение «Тигр», сконструированный инженерами компании «Хеншель и сын». На заводе «Нибелунгенверке» в австрийском городе Санкт-Валентин над шасси надстроили бронированные рубки с чудовищным для того времени лобовым бронированием в 200 мм. В рубке разместили StuK 43, получив самоходку, которая стала одним из страшнейших противников советских войск в битве на Курской дуге. К счастью для советских танкистов, «фердинандов» немецкая промышленность выпустила мало – всего около 90 штук. Кроме того, ходовая часть этих САУ оказалась довольно ненадёжной, к тому же машины подводило отсутствие пулемётного вооружения, в результате чего самоходки становились беззащитными в случае ближнего боя против пехоты. Поэтому, несмотря на мощное бронирование и вооружение, значительное количество этих машин было потеряно в боях лета 1943 года.


САУ «Фердинанд» с 88-мм пушкой StuK 43 в бронетанковом музее в Кубинке
Источник – tankmuseum.ru

Опыт применения тяжёлых «ягдпанцеров» немецкие конструкторы учли, и в июле 1944 года на всё том же предприятии «Нибелунгенверке» в серийное производство запустили новую тяжёлую САУ, созданную на базе танка Pz.Kpfw.VI Ausf. B «Тигр II» («Королевский тигр»). Любопытно, что и в этот раз история с преждевременно изготовленными шасси для танков конструкции Порше повторилась, только теперь их собрали не 100 штук, а всего 7. В первую серию «ягдтигров» (так назвали новые САУ) вошли самоходки и с шасси конструкции доктора Эрвина Адерса (главного инженера и начальника отдела новых разработок компании «Хеншель и сын»), и с шасси, разработанным доктором Фердинандом Порше. Последующие машины выпускались уже только на шасси конструкции Адерса, но их, как и «фердинандов», собрали крайне мало. Общая численность произведённых «ягдтигров» оценивается приблизительно в 70–88 единиц, вес каждой из которых достигал 75,2 тонны – «ягдтигры» стали самыми тяжёлыми из всех серийных немецких бронированных машин. Для сравнения, масса «Королевского тигра» достигала 68 тонн, а современный немецкий танк «Леопард-ІІ» А5 весит 62 тонны.


Высокопоставленные представители вермахта и компании «Хеншель и сын» (Эрвин Адерс – в темном костюме справа), 5 сентября 1942 года
Источник – pokazuha.ru

«Ягдтигр» обладал стандартной немецкой компоновкой – впереди находилось отделение управления с установленной в нём трансмиссией, за ним – боевое отделение, располагавшееся в рубке и средней части корпуса. В корме разместили моторное отделение с V-образным 12-цилиндровым четырёхтактным карбюраторным двигателем жидкостного охлаждения производства фирмы «Майбах» модели HL 230 P30. Рабочий объём силовой установки достигал 23 095 см³, и она развивала максимальную мощность в 700 л. с. при 3000 об/мин. Тем не менее, масса САУ для такого двигателя была слишком велика, поэтому по шоссе самоходка развивала скорость не более 38 км/ч, а на пересечённой местности – 17 км/ч.


Сборочный цех завода «Нибелунгенверке» с корпусами проходящих сборку «ягдтигров»
Источник – weaponscollection.com

Толщина верхнего лобового листа у рубки «Ягдтигра» достигала 250 мм, корпуса – 150 мм, нижнего броневого листа – 120 мм. Обе бронедетали корпуса располагались под углом 50°. Борта и корму самоходки немецкие конструкторы защитили 80-мм слоем стали, днище и крышу корпуса – 40-мм, крышу рубки – 45-мм. Интересно, что лобовые бронелисты рубки изготовили из брони ещё довоенного изготовления, которая была взята из запасов кригсмарине.

В 1944 году планировали собрать 150 «ягдтигров», но этим планам не суждено было сбыться. 16 октября 1944 года союзная авиация подвергла завод в Санкт-Валентине массированной бомбардировке, обрушив на него около 143 тонн бомб. Производство на предприятии частично восстановили, но выполнить государственный заказ в полном объёме оно уже не могло. Из ситуации пытались выйти, передав часть заказа компании «Ам Юнг Локомотивфабрик», расположенной в Юнгентале, но и там действия вражеской авиации сорвали все планы.


Вид цеха танкостроительного завода «Нибелунгенверке» после бомбардировки союзной авиацией 16 октября 1944 года. На переднем плане – повреждённые корпуса «ягдтигров»
Источник – waralbum.ru

Изначально все «ягдтигры» вооружались мощным 128-мм орудием Pak 80. Эта пушка была очень тяжёлой, поэтому её монтировали не в лобовом листе рубки (он просто не выдержал бы чрезмерной нагрузки), а на специально сконструированной тумбе, установленной на полу боевого отделения. Орудие обладало большим количеством недостатков – в частности, его отдача была настолько значительной, что вести огонь САУ могла только с места, в противном случае её ходовая часть рисковала выйти из строя. Если же на марше орудие не закрепляли на специальной стойке, то от покачиваний ствола механизм наведения мог как минимум разрегулироваться, а как максимум – выйти из строя. Но самым большим недостатком пушек Pak 80 в начале 1945 года стала их нехватка – на новые танковые шасси попросту нечего было устанавливать.


Моторный отсек «Ягдтигра»
Источник – scalemodels.ru

26 февраля 1945 года Гитлер издал приказ, согласно которому производство САУ «Ягдтигр» получило высочайший приоритет. Следующим приказом он потребовал передать заводу «Нибелунгенверке» все запасы 128-мм стволов. Туда же предписывалось отправлять и 128-мм буксируемые пушки Pak 44 на лафетах. В случае нехватки 128-мм артсистем предприятиям следовало использовать 88-мм танковые KwK 43/3 и StuK 43/3, устанавливаемые на «королевские тигры» и САУ «Ягдпантера», или даже противотанковые пушки Pak 43/3 L/71.

В марте 1945 года в Санкт-Валентине собрали всего три «ягдтигра», что было вызвано, прежде всего, нехваткой стволов. В апреле из семи произведённых САУ четыре машины с номерами шасси 305078, 305079, 305080 и 305081 вооружили 88-мм пушками. К 4 мая на заводе изготовили последние три машины с номерами шасси 305082, 305083 и 305084, для которых нашлись 128-мм орудия.


«Ягдтигр» с 128-мм орудием Pak 80 в походном положении
Источник – russkiytankist.3dn.ru

К этому времени на завод для получения новых машин прибыли танкисты двух подразделений – 1-й роты 653-го батальона тяжёлых истребителей танков (командир – лейтенант Ханс Книппенберг) и 501-го тяжёлого танкового батальона СС во главе с унтерштурмфюрером Вальдемаром Варнеке. Самоходчики потеряли свои машины в весенних боях на территории Германии и стран Бенилюкса (где силы 653-го батальона распылили на группы численностью по несколько машин каждая для поддержки пехотных подразделений), а 501-й батальон утратил практически всю свою материальную часть (в строю осталось всего четыре машины) во время неудачного мартовского наступления в районе озера Балатон.

Достоверной информации о том, какими пушками вооружались «ягдтигры», попавшие в то или иное подразделение, нет. Исследователь Эндрю Девей в своей книге «Jagdtiger Der stärkste König» утверждает, что эсэсовцам достались последние четыре машины, выпущенные на заводе и оснащённые 128-мм орудиями, а остальные машины, в том числе и 88-мм KwK43/3 «Ягдтигр», получили самоходчики 653-го батальона. Однако после сдачи Берлина 1 мая командование армейского батальона расформировало его, поэтому экипажи в соответствии с приказом взорвали свои машины и отправились по домам.

Танкистов-эсэсовцев такой исход войны не устраивал, а к Санкт-Валентину уже приближались советские войска, от которых ничего хорошего ожидать не приходилось, так как солдат СС красноармейцы в плен старались не брать. Поэтому экипажи оставшихся «ягдтигров» самостоятельно заправили свои машины, загрузили в них боезапас и двинулись на запад, чтобы прорваться к позициям союзников и сдаться там в плен. Две машины танкисты бросили по дороге из-за выхода из строя их ходовой части. Ещё одним «ягдтигром» они перегородили мост, чтобы затруднить проезд шедшим по пятам советским частям, и к американцам выехала единственная машина со всеми эсэсовскими экипажами на броне. Таким образом, ни одна 88-мм САУ «Ягдтигр» в боевых действиях участия не принимала.


Рисунок «Ягдтигра» 8,8 см Pak 43/3
Источник – world-of-tanks.eu

В 1996 году археологическое общество Simonides Military Archaelogy Group заявило о том, что его членами на территории Польши были обнаружены останки «Ягдтигра» с номером шасси 305081. Следов пушки поисковики не обнаружили, но в стандартной маске для 128-мм пушки Pak 80 они нашли специальный стальной вкладыш, использовавшийся для установки ствола меньшего диаметра. Никаких фотографий в подтверждение своих слов археологи-любители пока не предоставили.

Посмотрело: 3 599

Данная статья не пропагандирует политические режимы 40-х годов прошлого века, и вообще не рассматривает идеологию или пропаганду идеологий. В статье разбираются конструктивные особенности немецких и советских противотанковых орудий Второй мировой войны на основе разработанных к ним таблиц стрельбы.

Рисунок 0. 8,8 cm Pak 43 L/71 на огневой позиции - фото апреля 1945 года .

Немецкие 88-мм орудия использовались на всем протяжении боевых действий Второй мировой войны. 88-мм противотанковая пушка была разработана в компании Krupp в конкуренции с зенитным 88-мм орудием Flak 41 компании Rheinmetall. 88-мм противотанковая пушка - 8,8 cm Pak 43 L/71, то есть с длиной ствола 71 калибр (рисунок 1) кроме того устанавливалась на немецких противотанковых самоходных артиллерийских установках (Nashorn, Elefant и Jagdpanther), а также на танке Tiger II.

Рисунок 1 . 8,8 cm Pak 43 L/71 - или - 88-мм противотанковая пушка образца 1943 года, с длиной ствола 71 калибр (6 428 мм) .

Основные «недостатки » немецкого орудия

Постсоветские исследователи данной артиллерийской системы обращают особое внимание других людей на несущественные подробности немецкой 88-мм противотанковой пушки:

    сложность и технологичность производства ; ‒ советский союз по уровню производства и культуры производства не являлся Германией, потому для СССР производство подобного орудия являлось проблемой - но, не являлось проблемой для Германии;

    малый ресурс канала ствола ; ‒ для советского орудия малый ресурс ствола (его быстрый износ) действительно являлся проблемой. Для Вермахта - с его выстроенной системой логистики - подобное не являлось проблемой;

    большой вес орудия - не более чем образное выражение. Понятное дело, что повышением калибра и увеличением длины ствола - будет увеличиваться масса орудия. Это нормально - для подобного орудия будет нужен соответствующий тягач. С артиллерийскими тягачами в Германии не было проблем, проблемы были у СССР;

    «не возможность выхода орудия из боя » ‒ с пониманием некоторых вопросов тактики было традиционно тяжело в советской армии - по этой причине и подобные высказывания. Но, более подробно данный пункт будет подробно рассмотрен в заключительной части к данной статье.

Перечисленные четыре пункта, безусловно, отчасти интересны, но не более того. Данными «недостатками » советская сторона описывала свои собственные проблемы при применении противотанковой пушки БС-3. Все перечисленные «недостатки » будут рассмотрены в этой статье. А также особенно подробно - в самом конце - будет рассмотрено тактическое применение.

Основные отличия таблиц стрельбы

Любой официальный источник (как правило, на русском языке) указывает на то, что при стрельбе из орудия 8,8 cm Pak 43 L/71 наводчику необходимо было чрезвычайно точно определить дальность до цели. Если дальность определяется быстро и не точно - то попадания в цель не будет.

При этом ни один исследователь, обсуждающий возможности немецкой 88-мм противотанковой пушки, ни разу не заглянул в ее таблицы стрельбы, чтобы узнать - так ли это было на самом деле. В открытом доступе в сети, есть не только таблицы стрельбы советской 100-мм противотанковой пушки БС-3, но и интересующей нас немецкой.

Два листа оригинальных таблиц стрельбы (на немецком языке) рисунки 2 и 3, основное отличие - дальности перечисляются через каждую сотню метров . В советских таблицах стрельбы дальности перечисляются через каждые 200 метров - но при этом на 80% они состоят из совершенно не имеющей к прямой наводке информации . К сожалению более (для не посвященных людей) это ни о чем не говорит.

Рисунок 2 . Первый лист оригинальных таблиц стрельбы 8,8 cm Pak 43 .

Рисунок 3 . Второй лист оригинальных таблиц стрельбы 8,8 cm Pak 43 .

Информативность немецких таблиц стрельбы 8,8 cm Pak 43 L/71 (рисунки 4 и 5) превосходит информативность советских таблиц стрельбы, например 100-мм противотанковой пушки БС-3. Так советские ТС (рисунки 6 и 7) имеют 15 столбцов (и 16 повторяющуюся дальность), а немецкие всего 12 (и 13 повторяющуюся дистанцию). Но, при этом повторю, как это не удивительно - немецкие ТС несут в себе больше информации, чем советские таблицы стрельбы (для стрельбы именно прямой наводкой).

Рисунок 4 . Первый лист таблиц стрельбы 8,8 cm Pak 43 L/71, дальности от 100 до 2000 метров .

Рисунок 5 . Второй лист таблиц стрельбы 8,8 cm Pak 43 L/71, дальности от 2000 до 4000 метров .

И немецкие ТС и советские имеют общие столбцы: дальность стрельбы (дистанция); угол возвышения (прицел); полетное время снаряда; угол падения; высота траектории; и окончательную скорость. Все. На этом все общее заканчивается. Еще заметны внешние отличия - так в немецких таблицах стрельбы столбцы полетное время снаряда и угол падения находятся сразу за столбцом угол возвышения. Это сделано для удобства стреляющим - но существенно другое.

Рисунок 6 . Первый лист советских таблиц стрельбы 100-мм ПТП БС-3, дальности от 100 до 4000 метров .

Рисунок 7 . Второй лист советских таблиц стрельбы 100-мм ПТП БС-3, дальности от 100 до 4000 метров .

Нужно было умудриться сделать таблицы стрельбы для собственной 100-мм противотанковой пушки - совершенно не информативными.

Теперь о том, чего в советских таблицах стрельбы нет и об этом, как это не удивительно даже не думали. Советские таблицы стрельбы составлены просто для того, чтобы они были - не более того. Они сделаны не для пользователя и не для достижения конкретного результата.

Прежде всего - обращает на себя та информация, что немецкие таблицы стрельбы несут в себе много информации об рассеивании снаряда - даже после прохождения цели. причем эта информация - вынесена на первую часть листа самих таблиц стрельбы.

Следующий момент касается не просто информации о срединных отклонениях при стрельбе на соответствующую дальность. Указана конкретная вероятность при поражении конкретной цели на конкретной дальности - процент попаданий в цель габаритами 2,5 × 2 метра.

Что удивительно - эта информация не просто есть, в себе она несет первую цифру - которая означает с учетом метеорологического влияния, тогда как в скобках указана цифра, которая не учитывает метеорологического фактора. То есть, вероятность поражения цели, которая присутствует в немецких таблицах стрельбы - является эмпирической величиной. Она составлена на основе расчета, но проверена практической стрельбой.

Информация по рассеиванию в советских таблицах стрельбы указана только в качестве срединных отклонений снарядов для определенной дальности. И она не более чем определена через обычные математические зависимости, а не практической стрельбой.

Не трудно обратить внимание на то, что вероятность поражения цели при стрельбе из советской 100-мм противотанковой пушки БС-3, на дальности 1800 метров будет другой, чем та же величина у немецкой 88-мм противотанковой пушки.

На эту величину (вероятности поражения цели) самым существенным образом будет влиять - длина ствола орудия. Это - основная характеристика внутренней баллистики, которая будет влиять на другие характеристики внешней баллистики. У немецкого 88-мм орудия длина ствола - 71 калибр, то есть 6428 мм. У советской 100-мм пушки БС-3 - длина ствола 59 калибров, что составляет - 5970 мм.

Соответственно длине ствола и разные начальные скорости снаряда - V 0 м/с. У немецкого орудия при стрельбе обычным бронебойным снарядом - начальная скорость составляет - 1000 м/с. Тогда как советская 100-мм пушка стреляла бронебойным снарядом с начальной скоростью (для разных снарядов) - от 887 до 895 м/с.

Советский бронебойно-трассирующий снаряд БР-412Д (как и его аналоги) весил 15,88 кг, что на 5,88 кг больше чем немецкий бронебойно-трассирующий снаряд. С одной стороны это хорошо, тогда как, низкая начальная скорость снаряда - по всем законам внешней баллистики - повышает угол возвышения. И как следствие растут другие факторы, что мы по таблицам стрельбы и наблюдаем.

Разница теории привела к разнице применения

Например, из советских и немецких таблиц стрельбы на дальности 1800 метров можно узнать следующее:

  • ⦁ 100-мм БС-3 - Д стр = 1800 м. Высота траектории = 6,4 м. Угол падения = 0°48ʼ.
  • ⦁ 88-мм Pak 43 - Д стр = 1800 м. Высота траектории = 4,8 м. Угол падения = 0°37ʼ.

Рассчитать вероятность поражения цели для советского орудия при заданных характеристиках - не составляет сложности - она будет равняться 60%. Тогда как у немецкого орудия - на той же дистанции - вероятность поражения цели 90% (причем - величина уточненная стрельбой). Но это еще не все. Эта вероятность касается подготовленного наводчика и командира орудия, у которых есть определенный опыт.

Обратите внимание, в немецких таблицах стрельбы вероятность дана в двух цифрах 90% и 49%. То есть, вторая величина - учитывает только определение дальности стрельбы и не учитывает фактической метеорологии. Если провести аналогию с советской 100-мм пушкой, то эта величина будет равняться 32%. То есть, вероятность поражения цели габаритами 2,5 × 2 метра, будет 60 (32). Но и это еще не все.

Немецкая 88-мм противотанковая пушка Pak 43 от своей прародительницы - 88-мм зенитной пушки Flak 18/36 - имела только калибр и вертикальное перемещение клина в казенной части орудия. 8,8 cm Pak 43 - изначально создавалась, как противотанковая пушка.

Для наглядности, возможности 88-мм противотанковой пушки показаны на рисунке 8. Для сравнения и наглядности тоже для советского орудия на рисунке 9. Эта же характеристика в таблицах стрельбы называется - поражаемое пространство при высоте цели от 2 метров и более .

Рисунок 8 . Поражаемое пространство при стрельбе из 8,8 cm Pak 43 на дистанции 1800 метров .

Рисунок 9 . Отсутствие поражаемого пространства при стрельбе из советской 100-мм противотанковой пушки БС-3 .

Такого понятия, как поражаемое пространство , таблицы стрельбы советской 100-мм противотанковой пушки БС-3 (и вообще любого советского противотанкового орудия) не имеют, по причине того, что о такой характеристике в ходе поражения цели, не думали не только создатели таблиц стрельбы, но и авторы самого орудия. Если кто не помнит, то БС-3 - это 100-мм зенитное морское орудие Б-34, принятое на вооружение в 1940 году.

Зенитная пушка Flak 36

Полуавтоматические зенитные пушки крупного калибра (75-105 мм) были созданы в Германии еще в годы Первой мировой. Однако положения Версальского договора запрещали немцам иметь зенитную артиллерию и все орудия рейхсвера были уничтожены.

Работы по их созданию возобновились тайно во второй половине 20-х годов и велись немецкими конструкторами как в самой Германии, так и в Швеции, Голландии и других странах. При этом все новые полевые и зенитные пушки, спроектированные в Германии в эти годы, получали в обозначении число 18, то есть "образца 1918 года". В случае запросов правительств Англии или Франции немцы могли ответить, что это не новые орудия, а старые, созданные еще в 1918 году, во время Первой мировой войны. В целях конспирации и зенитные части вплоть до 1935 года носили название "подвижных батальонов" (Fahrabteilung).

Проектирование 88-мм зенитного орудия группа конструкторов фирмы "Крупп" начала в 1931 году в Швеции. Затем техническую документацию доставили в Эссен, где и были изготовлены первые образцы пушек. С 1933 года зенитки, получившие обозначение 8,8 cm Flak 18 (в Германии, как известно, калибры орудий измеряются в сантиметрах), начали поступать в войска.

Зенитная пушка Flak 36 из частного музея Жака Литтлефида, США

Ствол пушки состоял из кожуха, свободной трубы и казенника. Затвор - полуавтоматический горизонтальный, клиновой.

Противооткатные устройства состояли из гидравлического тормоза отката веретенного типа и гидропневматического накатника. Длина отката переменная. Тормоз отката снабжался компенсатором.

Основание лафета представляло собой крестовину, у которой боковые станины при переводе в походное положение поднимались вверх, а основная продольная балка выполняла роль повозки. К основанию лафета крепилась тумба, на которой устанавливался вертлюг (верхний станок). Нижний конец штыря вертлюга заделывался в салазки горизонтирующего механизма. Подъемное и поворотное устройства имели по две скорости наведения. Уравновешивающий механизм был пружинным, тянущего типа.

Пушка перевозилась с помощью двух ходов (подкатных одноосных тележек) Sd.Anh.201, которые при переводе орудия из походного положения в боевое отсоединялись. Ходы невзаимозаменяемые: передний - с односкатными колесами, задний - с двухскатными.

В 1936 году на вооружение поступила модернизированная 88-мм пушка Flak 36. Изменения в основном затронули конструкцию ствола, получившего отъемную переднюю часть, что облегчало его изготовление. При этом внутреннее устройство и баллистика ствола остались такими же, как у Flak 18. Все латунные детали орудия заменили стальными, что позволило заметно уменьшить его стоимость. Подвергся модернизации и лафет - передняя и задняя станины его стали взаимозаменяемыми. Для буксировки пушки использовались два одинаковых хода Sd.Anh.202 с двухскатными колесами. Вносились и другие более мелкие изменения. В целом же оба орудия были конструктивно идентичными.

Спустя год появилась следующая модификация - Flak 37. У орудия улучшили систему индикации направления стрельбы, связанную кабелем с прибором управления огнем.
В качестве буксировщика зениток использовался 8-тонный полугусеничный тягач Sd.Kfz.7 фирмы "Краус-Маффей".


Тягач Sd.Kfz.7 с зенитной пушкой Flak 18

Боевое крещение 88-мм зенитки получили в 1936 году в ходе гражданской войны в Испании, куда они были отправлены в составе германского легиона "Кондор". По опыту этой войны орудия стали оснащаться щитом.

К 1 сентября 1939 года в зенитных частях люфтваффе насчитывалось 2459 орудий Flak 18 и Flak 36, которые состояли на вооружении как сил ПВО рейха, так и армейской ПВО. Причем именно в составе последней они отличились в наибольшей степени, и не только в стрельбе по самолетам. В ходе французской кампании выяснилось, что 37-мм немецкие противотанковые пушки абсолютно бессильны против брони большиства французских танков. Зато с этой задачей блестяще справились оставшиеся "безработными" (в воздухе безраздельно господствовала германская авиация) 88-мм зенитки. Еще большее значение этих орудий как противотанкового средства возросло в ходе боев в Северной Африке и на Восточном фронте.

Странное дело, но эти пушки не имели выдающихся боевых характеристик. Скажем, советская 85-мм зенитная пушка 52К ничем не уступала "немке", в том числе и по бронепробиваемости, но не стала такой знаменитой. В чем дело? Почему "aht-aht" ("восемь-восемь"), как называли эту пушку немецкие солдаты, заслужила такую славу и в вермахте, и в армиях стран антигитлеровской коалиции? Причина ее популярности кроется в неординарной тактике применения.

В то время как англичане, например, в Северной Африке ограничивали роль своих очень мощных 3,7-дюймовых зенитных орудий борьбой с авиацией, немцы использовали 88-мм пушки для стрельбы и по самолетам, и по танкам. В ноябре 1941 года во всем Африканском корпусе имелось только 35 пушек калибра 88 мм, но, двигаясь вместе с танками, эти орудия наносили огромные потери английским "матильдам" и "ва-лентайнам". На Восточном фронте 88-мм пушки также находились в боевых порядках танковых частей. Когда последние наталкивались на новые советские танки Т-34 и KB, в дело вступали зенитки. Подобная тактика применялась германскими войсками вплоть до конца войны. Естественно, что по мере насыщения войск новыми противотанковыми пушками значение 88-мм зениток как противотанкового средства постепенно уменьшалось. Тем не менее, к 1944 году 13 противотанковых артиллерийских частой были оснащены этими зенитными орудиями. По состоянию на август 1944 года в войсках находилось 10 930 орудий Flak 18, 36 и 37, которые применялись на всех фронтах и в ПВО рейха.

Широко использовались эти пушки и в береговой артиллерии.

Как собственно зенитное орудие эта пушка исчерпала себя уже к началу Второй мировой войны. Поэтому в 1939 году фирма "Рейнметалл" начала проектирование новой зенитки с улучшенными баллистическими харак-теристками - Gerat 37. Когда в 1941 году был изготовлен первый опытный образец, название заменили на 8,8 cm Flak 41. В 1942 году 44 пушки отправили для испытаний в Северную Африку. Впрочем, половина из них оказалась на дне Средиземного моря вместе с доставлявшими их транспортами. Остальные все же прибыли в Тунис.

В ходе фронтовых испытаний выяснилось, что Flak 41 имеет множество мелких недостатков, устранить которые в короткие сроки было невозможно. Тем не менее, эта пушка с длиной ствола в 74 калибра, начальной скоростью осколочно-фугасной гранаты 1000 м/с и баллистическим потолком 14 700 м стала лучшим зенитным орудием среднего калибра периода Второй мировой войны. Выпуск зениток Flak 41 нарастал очень медленно, а их применение осложнялось невозможностью использовать боеприпасы от Flak 18/36. В феврале 1944-го в ПВО рейха имелось всего 279 единиц Flak 41.

88-мм зенитная пушка Flak 18:
1 - накатник; 2 - верхний станок; 3 - лоток досылателя; 4 - механизм вертикального наведения; 5 - механизм установки взрывателя; 6 - маховик горизонтирующего механизма; 7 - тумба; 8 - левый цилиндр уравновешивающего механизма; 9-кронштейн крепления ствола по-походному; 10 - сиденье наводчика; 11 - сиденье установщика взрывателя; 12 - индикатор установки взрывателя; 13 - индикатор вертикального наведения; 14 - индикатор горизонтального наведения; 15 - люлька; 16 - тормоз отката; 17 - правый цилиндр уравновешивающего механизма; 18 - механизм горизонтального наведения; 19 - механизм вертикального наведения; 20 - продольная балка лафета; 21 -зенитный прицел; 22 - левая откидная станина; 23 - правая откидная станина.

Источники информации

М.КНЯЗЕВ "ВОСЕМЬ-ВОСЕМЬ". "Моделист-конструктор" № 4, 2001

История военной техники знает немало примеров, когда тот или иной образец вооружения становился всемирно известным. Так, не нуждаются в дополнительном представлении советский танк Т-34, немецкий бомбардировщик Ju-87, английский бронетранспортер «Универсал», американский автомобиль «Виллис» и многие другие. В этот перечень входит и немецкая 88-мм зенитная пушка - без сомнения, самое известное артиллерийское орудие Второй мировой войны.

Полуавтоматические зенитные пушки крупного калибра (75-105 мм) были созданы в Германии еще в годы Первой мировой. Однако положения Версальского договора запрещали немцам иметь зенитную артиллерию и все орудия рейхсвера были уничтожены.

Работы по их созданию возобновились тайно во второй половине 20-х годов и велись немецкими конструкторами как в самой Германии, так и в Швеции, Голландии и других странах. При этом все новые полевые и зенитные пушки, спроектированные в Германии в эти годы, получали в обозначении число 18, то есть «образца 1918 года». В случае запросов правительств Англии или Франции немцы могли ответить, что это не новые орудия, а старые, созданные еще в 1918 году, во время Первой мировой войны. В целях конспирации и зенитные части вплоть до 1935 года носили название «подвижных батальонов» (Fahrabteilung).

Проектирование 88-мм зенитного орудия группа конструкторов фирмы «Крупп» начала в 1931 году в Швеции. Затем техническую документацию доставили в Эссен, где и были изготовлены первые образцы пушек. С 1933 года зенитки, получившие обозначение 8,8 cm Flak 18 (в Германии, .как известно, калибры орудий измеряются в сантиметрах), начали поступать в войска.

Ствол пушки состоял из кожуха, свободной трубы и казенника. Затвор - полуавтоматический горизонтальный, клиновой.

Противооткатные устройства состояли из гидравлического тормоза отката веретенного типа и гидропневматического накатника. Длина отката переменная. Тормоз отката снабжался компенсатором.

Основание лафета представляло собой крестовину, у которой боковые станины при переводе в походное положение поднимались вверх, а основная продольная балка выполняла роль повозки. К основанию лафета крепилась тумба, на которой устанавливался вертлюг (верхний станок). Нижний конец штыря вертлюга заделывался в салазки горизонтирующего механизма. Подъемное и поворотное устройства имели по две скорости наведения. Уравновешивающий механизм был пружинным, тянущего типа.

Пушка перевозилась с помощью двух ходов (подкатных одноосных тележек) Sd.Anh.201, которые при переводе орудия из походного положения в боевое отсоединялись. Ходы невзаимозаменяемые: передний - с односкатными колесами, задний - с двухскатными.

В 1936 году на вооружение поступила модернизированная 88-мм пушка Flak 36. Изменения в основном затронули конструкцию ствола, получившего отъемную переднюю часть, что облегчало его изготовление. При зтом внутреннее устройство и баллистика ствола остались такими же, как у Flak 18. Все латунные детали орудия заменили стальными, что позволило заметно уменьшить его стоимость. Подвергся модернизации и лафет - передняя и задняя станины его стали взаимозаменяемыми. Для буксировки пушки использовались два одинаковых хода Sd.Anh.202 с двухскатными колесами. Вносились и другие более мелкие изменения. В целом же оба орудия были конструктивно идентичными.

Спустя год появилась следующая модификация - Flak 37. У орудия улучшили систему индикации направления стрельбы, связанную кабелем с прибором управления огнем.

В качестве буксировщика зениток использовался 8-тонный полугусеничный тягач Sd.Kfz.7 фирмы «Краус-Маффей».

Боевое крещение 88-мм зенитки получили в 1936 году в ходе гражданской войны в Испании, куда они были отправлены в составе германского легиона «Кондор». По опыту этой войны орудия стали оснащаться щитом.

К 1 сентября 1939 года в зенитных частях люфтваффе насчитывалось 2459 орудий Flak 18 и Flak 36, которые состояли на вооружении как сил ПВО рейха, так и армейской ПВО. Причем именно в составе последней они отличились в наибольшей степени, и не только в стрельбе по самолетам. В ходе французской кампании выяснилось, что 37-мм немецкие противотанковые пушки абсолютно бессильны против брони болыииства французских танков. Зато с этой задачей блестяще справились оставшиеся «безработными» (в воздухе безраздельно господствовала германская авиация) 88-мм зенитки. Еще большее значение этих орудий как противотанкового средства возросло в ходе боев в Северной Африке и на Восточном фронте.

Странное дело, но зти пушки не имели выдающихся боевых характеристик. Скажем, советская 85-мм зенитная пушка 52К ничем не уступала «немке», в том числе и по бронепробиваемости, но не стала такой знаменитой. В чем дело? Почему «aht-aht» («восемь-во-семь»), как называли эту пушку немецкие солдаты, заслужила такую славу и в вермахте, и в армиях стран антигитлеровской коалиции? Причина ее популярности кроется в неординарной тактике применения.

В то время как англичане, например, в Северной Африке ограничивали роль своих очень мощных 3,7-дюймовых зе-

нитных орудий борьбой с авиацией, немцы использовали 88-мм пушки для стрельбы и по самолетам, и по танкам. В ноябре 1941 года во всем Африканском корпусе имелось только 35 пушек калибра 88 мм, но, двигаясь вместе с танками, эти орудия наносили огромные потери английским «матильдам» и «ва-лентайнам». На Восточном фронте 88-мм пушки также находились в боевых порядках танковых частей. Когда последние наталкивались на новые советские танки Т-34 и KB, в дело вступали зенитки. Подобная тактика применялась германскими войсками вплоть до конца войны. Естественно, что по мере насыщения войск новыми противотанковыми пушками значение 88-мм зениток как противотанкового средства постепенно уменьшалось. Тем не менее, к 1944 году 13 противотанковых артиллерийских частей были оснащены этими зенитными орудиями. По состоянию на август 1944 года в войсках находилось 10 930 орудий Flak 18, 36 и 37, которые применялись на всех фронтах и в ПВО рейха.

Широко использовались эти пушки и в береговой артиллерии. Как собственно зенитное орудие эта пушка исчерпала себя уже к началу Второй мировой войны. Поэтому в 1Э39 году фирма «Рейнметалл» начала проектирование новой зенитки с улучшенными баллистическими харак-теристками - Gerat 37. Когда в 1941 году был изготовлен первый опытный образец, название заменили на 8,8 cm Flak 41. В 1942 году 44 пушки отправили для испытаний в Северную Африку. Впрочем, половина из них оказалась на дне Средиземного моря вместе с доставлявшими их транспортами. Остальные все же прибыли в Тунис.

В ходе фронтовых испытаний выяснилось, что Flak 41 имеет множество мелких недостатков, устранить которые в короткие сроки было невозможно. Тем не менее, эта пушка с длиной ствола в 74 калибра, начальной скоростью оско-лочно-фугасной гранаты 1000 м/с и баллистическим потолком 14 700 м стала лучшим зенитным орудием среднего калибра периода Второй мировой войны. Выпуск зениток Flak 41 нарастал очень медленно, а их применение осложнялось невозможностью использовать боеприпасы от Flak 18/36. В феврале 1944-го в ПВО рейха имелось всего 279 единиц Flak 41.

Предпринималась попытка установить ствол нового орудия на лафет Flak 37. Чтобы компенсировать возросшие нагрузки на старый лафет, ствол пушки оснастили дульным тормозом, однако и эта модификация широкого применения не нашла.

В результате основной зенитной пушкой среднего калибра вплоть до конца войны так и оставалась «восемь-во-семь». До марта 1945 года заводские цеха покинули 17 125 единиц 88-мм зенитных орудий Flak 18, 36 и 37.

После капитуляции Германии зти орудия некоторое время состояли на вооружении ряда стран. Использовались они и в северокорейской ПВО во время войны в Корее.

88-мм зенитиая пушка Flak 18:

1 - накатник; 2 - верхний станок; 3 - лоток досылателя; 4 - механизм вертикального наведения; 5 механизм установки взрывателя; 6 - маховик горизоитирующего механизма; 7-тумба: 8 - левый цилиндр уравновешивающего механизма; 9-кронштейн крепления ствола по-походному; 10 - сиденье наводчика; 11 - сиденье установщика взрывателя; 12 индикатор установки взрывателя: i3 - индикатор вертикальног о наведения; 14- индикатор г оризонтального наведения; 15 - люлька; 16- тормоз отка га; 17- правый цилиндр уравновешивающего механизма; 18-механизм горизонтального наведения; 19 - механизм вертикального наведения; 20- продольная балка лафета; 21 - зенитный прицел; 22 - левая откидная станина; 23 - правая откидная станина

М.КНЯЗЕВ
«Моделист-конструктор» № 4"2001