Флорентийский кафедральный собор. Собор санта мария дель фьоре. Фасад и главный вход

Церковь Санта-Мария-дель-Фьоре является одной из главных Это целый архитектурный ансамбль, в который входит баптистерий (крестильня) и кампанила (колокольня). Последняя служит и ориентиром заблудившемуся туристу, поскольку она возвышается на девяносто метров. А ярко-красный купол Санта-Марии-дель-Фьоре является визитной карточкой столицы Тосканы. Кстати, о названии. Церквей, посвященных Богоматери, во Флоренции несколько. Совсем недалеко от вокзала располагается Санта-Мария-Новелла. Она похожа на инкрустированную шкатулку своим черно-белым фасадом. Но некогда она навевала на флорентийцев ужас, поскольку была церковью доминиканцев и инквизиции. А вот «Мадонна-в-Цветах» была для горожан местом собраний, символом величия Флоренции. Это или, как принято называть в Италии, Дуомо. В этой статье мы дадим наиболее полную информацию об этом храме.

Исторические предпосылки строительства

Это был конец тринадцатого столетия, когда после поражения гибеллинов власть папы римского упрочилась. И чтобы показать торжество католической церкви над «патаренской (альбигойской) ересью», стали возводиться огромные соборы. Они должны были возвышаться над всем городом как символ доминирования папской власти. К тому же не следует забывать о феодальной раздробленности, которую тогда переживала Италия. Дуомо Флоренции должен был «утереть нос» таким давним соперникам города, как Пиза и Сиена. Город также нуждался в таком храме, который был бы способен вместить все население. А огромная по тем временам Флоренция превосходила по числу жителей Лондон. Тридцать тысяч человек - вот какова вместимость кафедрального собора столицы Тосканы. Это по задумке архитекторов должен был быть крытый форум, где могли собраться все горожане христианского вероисповедания от мала до велика. Конечно, суммы постройка требовала астрономической. Но Флоренция тринадцатого веков переживала расцвет. Красильни шерсти и торговля приносили стабильный доход городу. А потому деньги на строительство были.

История Дуомо

Местом для возведения кафедрального собора была выбрана уже обветшалая за несколько веков церковь Святой Репараты. Решение о сносе построенного в четвертом столетии храма было принято в 1289 году. Как это принято и сейчас, был объявлен конкурс, но тендер выиграла флорентийская гильдия искусств, которая и поручила своему члену, зодчему Арнольфо ди Камбио, разработать проект. В заказе уточнялось, что Дуомо (Флоренция) должен стать большим по размерам и богаче украшенным, чем кафедральные соборы Сиены и Пизы. Первый камень в строительство был заложен папским легатом кардиналом Пьетро Валериано Дурагуерра в сентябре 1296 года. Арнольфо ди Камбио лично руководил работами. Но после смерти мастера в 1302 году строительство остановилось на целых двадцать восемь лет. Вероятно, сказалась нехватка средств на осуществление такого масштабного проекта. Но тут в строительство вмешались силы небесные. В цоколе Санта-Репарата были «чудесным образом обретены» мощи Зиновия Флорентийского. Новость о чуде была доведена до ушей христианского народа проповедниками, и дары благочестивых паломников помогли продолжить строительство.

Планировка собора

По проекту Арнольфо ди Камбио, эта постройка должна быть выполнена в форме Однонефная Санта-Репарата была дополнена еще двумя нефами по бокам. На конце их был задуман купол восьмиугольной формы. Полукруглая апсида и два боковых трансепта завершали планировку Дуомо. Флоренция в 1330 году назначила главным архитектором Джотто - самого модного и высокооплачиваемого мастера того времени. Но амбициозный зодчий вместо того, чтобы продолжать дело своего предшественника, занялся возведением колокольни. Джотто умер в 1337 году, когда был построен только первый ярус кампаниллы. А в 1347 году во Флоренцию пришла черная чума, и всем стало не до кафедрального собора. После окончания эпидемии работы возобновились. За без малого семьдесят лет строительства сменилось шесть главных архитекторов. Ими были Франческо Таленти, Джованни ди Лапо Гини, Альберто Арнольди, д’Амброджо Джованни, Нери ди Фьораванте и Андреа Орканья.

Купол Дуомо (Флоренция)

К 1418 году стены были завершены. Оставалось только возложить на них купол. Но тут возникли сложности инженерного характера. Площадь предполагаемого купола была настолько обширной, что зодчие опасались, как бы он не рухнул. К тому же было непонятно, как доставлять строительные материалы на высоту свыше девяносто метров. Работы были прерваны на сорок лет. Флорентийский совет объявил очередной конкурс. Построить купол взялся Филиппо Бруннелески. Для стабилизации конструкции гениальный инженер установил на восьмигранном основании двадцать четыре вертикальных ребра и шесть горизонтальных колец. Такой каркас уже свыше половины тысячелетия удерживает тридцатисемитонный купол Санта-Марии-дель-Фьоре. Всё в нем рассчитано до мелочей. Даже лантерна (фонарная башенка) является не просто архитектурным украшением. Она добавляет нагрузку на барабан постройки, делает купол более устойчивым.

Параметры собора

Еще до того как купол Бруннелески был достроен, флорентийский Дуомо освятили. Это произошло в 1436 году. Для этой церемонии во Флоренцию прибыл сам римский понтифик, Евгений Четвертый. Это придало Санта-Марии-дель-Фьоре дополнительный вес в глазах мирян и клира. Величественная постройка поражает размерами. Общая площадь кафедрального собора составляет 8300 кв.м. Храм простирается на сто пятьдесят три метра в длину и на 90 м в ширину. Вместе с тем храм не производит впечатления массивного, давящего. Благодаря мастерству зодчих он как бы парит. Стены возвышаются на сорок пять метров. Их венчает купол диаметром в 42 м. Общая высота храма (от подножия до креста на верхушке) - сто четырнадцать метров. Но трудно поверить, что собор был полностью закончен лишь в 1887 году.

Внешняя отделка

Да-да, прекрасный фасад, прославивший Дуомо (Флоренция), является не произведением мастеров треченто или ренессансного квадроченто. Дело в том, что в шестнадцатом веке разыгрался настоящий строительный скандал. Многочисленные чиновники из магистрата пытались нагреть руки на тендерах. В результате Франциск I, великий герцог, приказал остановить работы по украшению фасада. Лишь в 1876 году за дело разрешили взяться зодчему и скульптору Эмилио де Фабрису. Он и придумал эту игру цветного мрамора, по палитре напоминающую итальянский флаг. Дизайнер использовал камень из Прато (зеленый), Мареммы (розовый) и Каррары (белый). Такая полихромная отделка выделяет собор. Над можно увидеть фрески, отражающие земную жизнь Девы Марии. Центральный вход украшает статуя Богоматери с младенцем Христом на руках. Барельеф окружают двенадцать апостолов. Сверху расположена ажурная готическая розетта. Рядом с ней видны медальоны с изображениями видных деятелей Флоренции.

Интерьер

Дуомо внутри не менее роскошный, чем снаружи. Но есть и определенный контраст между кружевной вязью внешнего декора и лаконичностью убранства интерьера. Об этом позаботился в свое время доминиканский проповедник Саванарола, упрекавший флоренийцев в том, что они больше думают о внешнем лоске, чем о духовной составляющей религии. Но до фресок пятнадцатого столетия, расположенных на своде собора, местные пуритане так и не добрались (на радость потомкам). Эти картины изображают известных флорентийцев - Данте Алигьери, Джотто, Николо да Толлентино, Джованни Акуто и других. Главной католической святыней храма, привлекающей сейчас не столько паломников, сколько туристов, являются мощи Зиновия Флорентийского, которые, как мы помним, дали стимул к дальнейшему строительству Дуомо. Еще одно украшение собора - часы, разработанные в 1443 году Паоло Уччело. Стрелки этого хронометра движутся в обратном направлении, отмеряя время, оставшееся до Страшного Суда.

Витражи

Нельзя обойти вниманием прекрасные Сорок четыре витража украшают трансепты и арки нефов собора Санта-Мария-дель-Фьоре. Их можно рассматривать часами. Самые верхние витражи - в куполе - иллюстрируют деяния Христа и жизнь Мадонны. А нижние картины посвящены пророкам Ветхого и святым Нового Завета. Сам купол, первоначально белый (Бруннелески полагал, что его детище является настолько прекрасным, что в дополнительном декоре не нуждается), был в конце шестнадцатого века расписан художниками Федерико Цуккари и Джорджио Вазари. Эта эпическая фреска изображает загробную жизнь. Нижний ярус - это грешники ада, которым недоступно покаяние. Вместе с Антихристом они будут мучиться вечно. Выше изображены души в Чистилище. А совсем вверху, у свода купола, в сонме ангелов небесных можно увидеть Иисуса Христа, Деву Марию, фигуры Апокалипсиса и святых.

Архитектурный комплекс

Дуомо (Флоренция) включает в себя не одну церковь Санта-Мария-дель-Фьоре, а несколько строений. Баптистерий, названный в честь Иоанна Крестителя, намного древнее, чем кафедральный собор. Он существовал еще во времена маленькой церквушки Санта-Репарата (4 столетие), а современный вид принял в двенадцатом веке. Рядом с пятым по величине собором в мире возвышается колокольня. Ее фундамент был заложен еще главным зодчим собора Арнольфо ди Камбио. Проект был разработан Джотто. Он же возвел и первый ярус этой восьмидесятипятиметровой кампанилы. Далее его проект воплощал в жизнь Андреа Пизано, а довершил творение Франческо Таленти. Как и кафедральный собор, колокольня облицована тремя видами ценного мрамора. Сейчас всякий может подняться на смотровую площадку на вершине колокольни. С нее открывается умопомрачительный вид на Флоренцию и окрестные холмы. Кстати, похожая площадка есть и на куполе собора.

Музей

Есть еще одно строение в комплексе Дуомо. Это музей. Это здание, хоть и светское, тоже очень примечательно. Ведь в нем располагалась мастерская Бруннелески. В 1891 году в этом здании открылся музей, который непременно нужно посетить. Ведь собор Дуомо во Флоренции постоянно обновлялся. Старые части, представляющие огромную историческую и культурную ценность, переносились в музей. Там можно увидеть не только хоры, которые служили певчим пятнадцатого века, но и многое из внутреннего убранства церкви, баптистерия и колокольни. Настоящей жемчужиной экспозиции являются макеты и чертежи купола, созданные самим Филиппо Бруннелески. Заслуживает внимание также коллекция скульптур, некогда украшавших фасад и интерьеры храма. Среди них выделяется незавершенная работа Микеланджело - «Мадонна, оплакивающая Христа» (Пьетта).

Храм-музей

Пройти в Дуомо и полюбоваться фресками и витражами может каждый желающий. Вход в церковь абсолютно бесплатный. Не пугайтесь очереди у главных ворот, она движется очень быстро. Но чтобы взглянуть на купол вблизи, а также подняться на смотровую площадку или спуститься в крипту, где представлены остатки древней церкви Санта-Репарата, нужно заплатить денег. Если вы намерены детально ознакомиться с архитектурным комплексом Дуомо, лучше купить единый (комплексный) билет.

Стоимость посещения и часы работы

Собор Дуомо открыт каждый день. Но время, когда туристам можно попасть внутрь, меняется в зависимости от дней недели. С понедельника по среду храм открыт с пол-одиннадцатого до пяти. По четвергам и пятницам он закрывается в половине четвертого, по субботам - в 16:45. В воскресенье Санта-Мария-дель-Фьоре открывается только с половины второго и работает до шести. Вход на смотровую площадку и в музей доступен с 10:30 до семи ежедневно, лишь в субботу туда пускают до 16:40. Скрипту с руинами Санта-Репараты можно посмотреть за скромную плату в три евро. Подъем к куполу или на обзорную площадку колокольни стоит 6 Є. Лучше купить единый билет. Он стоит немало - тридцать евро. Но он действует целые сутки после первого контроля и открывает двери в музей, баптистерий, на смотровые площадки кампанилы и купола, крипту, а также на кладбище неподалеку.

Подобно прекрасному цветку в райских кущах, земным воплощением которых в средние века и эпоху Возрождения считалась Флоренция, собор Санта-Мария-дель-Фьоре обладает неподдельной, неповторимой и неуловимой прелестью. Его восьмигранный купол, будто парящий над историческим центром, можно увидеть на тысячах тысяч фотографий с сотен ракурсов – но он всегда разный. Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции – самая противоречивая история становления города, запечатленная в камне.

«Смена вех» по-флорентийски

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции – своего рода символ нового мира, в котором все равны не только перед Богом, но и перед людьми. Довольно необычно для конца XIII в., но вполне ожидаемо для жителей образца 1296 г. – года начала возведения Санта-Мария-дель-Фьоре.

В 1293 году по подобию законов, действовавших за 1500 лет до этого в Афинах, Спарте и Древнем Риме, во Флорентийской республике были приняты «Установления справедливости» – первая в мире антифеодальная конституция.

Согласно ей, реальная власть полностью переходила к народу – выборным представителям 21 ремесленного цеха. Еще ранее, в 1289 году, в государстве была полностью отменена крепостная зависимость.

Строительство флорентийского Собора длилось около 600-от лет (1296 - 1887 гг.)

Вместе с тем флорентийцы все еще мыслили в иерархических средневековых категориях. Чтобы поверить в новый порядок и принять его, им был нужен осязаемый символ верховной власти.

А что может быть превыше Бога и Девы Марии? Беспокоили и соседи – Сиена и Пиза. Их требовалось если не подчинить, то поставить на место, явив настоящее чудо. А что может быть чудеснее нового храма, перед которым бы померкли и пизанская Санта-Мария Ассунта и Дуомо ди Сиена?

Существовали и вполне приземленные причины для строительства собора. Старый собор Святой Репараты, покровительницы Флоренции, возведенный еще в IV-V вв., обветшал и был довольно мал для города с населением 90 000 человек.

К 1296 г. его стали постепенно разбирать. Останки этого храма с гробницами пап и епископов были обнаружены археологами в 1965 г. и вскоре открыты для посещения.

Жизнь до купола

Итак, в 1296 г. знаменитый архитектор и скульптор Арнольфо ди Камбио приступил к осуществлению грандиозного проекта , параллельно работая над базиликой Санта-Кроче и .

До освящения собора папой Евгением IV оставалось ровно 140 лет,… но проект был действительно грандиозным. За его основу ди Камбио взял не уже привычные глазу готические храмы, а .

Три широких нефа должны были сойтись в высоком алтаре, над которым бы вознесся восьмигранный купол Санта-Мария-дель-Фьоре, значительно превосходящий по своим размерам купол соборного баптистерия Сан-Джованни XI-XII вв., одного из древнейших архитектурных памятников Флоренции.

До своей смерти в 1302 г. ди Камбио успел начать возведение фасада Санта-Мария-дель-Фьоре, украсить его нижний ярус скульптурами и заложить фундамент колокольни. Часть скульптур в дальнейшем была утрачена, а оставшиеся – перенесены в мастерские при соборе, где в 1891 г. был открыт музей Опера-дель-Дуомо.

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре на площади Дуомо во Флоренции

В 1331 г. архитектором Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции был назначен Джотто, приступивший через 3 года к возведению колокольни (кампанилы).

По мысли художника, барельефы ее фасада должны были представлять все сферы деятельности человечества от Сотворения мира. Но в 1337 он скончался, и кампанилу сначала достраивал Андреа Пизано, а после – Франческо Таленти, назначенный архитектором собора по окончании пандемии чумы 1349 г.

Скульптуры для ее второго яруса и для фасада собора сто лет спустя были созданы Донателло. Сейчас на их месте установлены копии, а оригиналы хранятся в Опера-дель-Дуомо. Высота кампанилы – 87,4 м, вверх, к смотровой площадке, ведут 414 ступенек.

Таленти полностью изменил проект Санта-Мария-дель-Фьоре: центральный неф был разделен на 4 придела, трансепт и апсида были расширены. К 1380 году основные работы были окончены. Окончательная длина собора – 160 м, ширина трансепта – 90 м.

К 1413 году был возведен восьмигранный тамбур для купола. При его строительстве применялся кирпич особого обжига, использовать который подсказал великий Филиппо Брунеллески.

Все гениальное – просто

Но как возвести купол Санта-Мария-дель-Фьоре ? Для средневековых архитекторов это была загадка загадок. Высказывались опасения, что за 100 с лишним лет стены храма, построенные под руководством разных мастеров, получили крен и не удержат купол.

Зодчие сомневались, что существует реальная возможность возведения лесов и опалубки на такой головокружительной высоте, и что Синьория профинансирует подобную авантюру. Синьория и в самом деле не спешила развязывать кошелек, но в 1418 г. все-таки объявила конкурс.

Фреска Вазари"Страшный Суд"размещена на внутренних стенах купола

По легенде, приводимой Вазари, Брунеллески, с юности одержимый проектом купола, выиграл этот конкурс благодаря своей находчивости, продемонстрировав решение еще одной, но шуточной загадки, позднее названной «колумбовым яйцом». И действительно, купол флорентийского Собора, в отличие от прообраза – сферического купола Пантеона в Риме – имеет, подобно яйцу, вытянутую форму.

Конструкция с внешним диаметром 54,8 м и внутренним – 42 м, предложенная Брунеллески, обладает двойной оболочкой, поддерживаемой 8 основными ребрами и 16 вспомогательными. При этом все ребра связаны 6 горизонтальными кольцами и сходятся под углом в 60 градусов к вершине-фонарю высотой 21 м.

Высота купола Собора во Флоренции - 116,5 м

Для того чтобы центр тяжести «лепестков» свода оказался внутри купола, ряды терракотового кирпича были расположены не горизонтально, а с постепенным – от свода к вершине – наклоном.

Купол Санта-Мария-дель-Фьоре был возведен в 1434 г. В 1466 г. был достроен фонарь, увенчанный в 1469 г. золотым шаром работы Антонио Верроккьо, учителя Леонардо. Внешняя высота купола – 116,5 м, на его смотровую площадку можно попасть по 463 ступенькам довольно узкой лестницы.

Санта-Мария-дель-Фьоре снаружи и изнутри

Фасад, начатый еще ди Камбио, так и не был завершен, и в 1587 году по приказу герцога Тосканы Франциска I Медичи его разрушили. Почти 300 лет глаз горожан и гостей Флоренции «радовали» сменяемые расписные холсты.

Современный внешний вид собор Санта-Мария-дель-Фьоре приобрел только в 1887 г. Автором проекта фасада стал Эмилио де Фабрис.

Внешние стены Собора облицованы зелёным, розовым и белым мрамором

Для его облицовки, согласно законам архитектуры готики и Проторенессанса, использовался камень различных цветов: белый мрамор из Каррары, розовый мрамор из Мареммы и зеленый серпентин из Прато. Фасад, в духе историзма изобиловавший деталями, флорентийцы сочли вульгарным, но со временем к нему привыкли.

«Как Дуомо ярок, цветист, радостен снаружи, так внутри он меня поразил бедностью, сухостью, темнотою», – писал философ и публицист Розанов, посетивший Флоренцию в 1901 г. Это так и не так. Не бедность – а священное величие, не сухость, а сосредоточенность, не темнота – а благоговейный полумрак.

Под этими сводами был убит Джулиано Медичи и спасся его брат, герцог Лоренцо, его стены помнят пламенные проповеди Савонаролы и шорох резца Микеланджело, работавшего над и так и не законченной «Пьетой».

Мозаичный пол в Соборе Санта-Мария-дель-Фьоре (XVI-XVII вв.)

Стоит присмотреться и к мраморным мозаичным полам XVI-XVII вв., и к витражам XV в. Над фресками собора работали Андреа дель Кастаньо, Уччелло и Гирландайо, а в 1579 г., благодаря Вазари и Цуккари, купол Санта-Мария дель Фьоре украсился монументальной фреской «Страшный суд».

В приделах храма похоронены его создатели – Джотто и Брунеллески, одну из стен занимают часы с обратным ходом, сконструированные Уччелло в 1443 г.

Как добраться до Санта-Мария-дель-Фьоре

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре высотой 116,5 м – самое внушительное здание в историческом центре Флоренции.

Чтобы добраться до него от вокзала , нужно выйти на виа Панцани и потом свернуть на виа Черретани. Из аэропорта до вокзала можно доехать на шаттле Vola in bus, который курсирует с 5:30 до 0:30. Если же путь пролегает из дальних районов города, придется воспользоваться автобусами №№ 6,14, 17, 22, 23, 36, 37, 71.

Внутренний интерьер Собора Санта-Мария-дель-Фьоре

Часы работы и билеты

Собор открыт ежедневно с 10 до 16 часов, в воскресенье и во время религиозных праздников – с 13:30 до 16:45. В четверг и субботу он может закрываться на полчаса-час раньше.

В 1418 году правительство Флоренции было вынуждено посмотреть правде в глаза. Пришла пора решать проблему, которая назревала уже не один десяток лет: на месте купола Дуомо – кафедрального собора – зияла огромная дыра. Год за годом потоки ливней и лучи солнца заливали главный алтарь – точнее, пустоту на его месте. Строительство храма было начато в 1296 году, чтобы продемонстрировать величие Флоренции – одной из экономических и культурных столиц Европы, чью казну озолотили банкиры и купцы, торговавшие шерстью и шелком. Купол собора должен был стать самым большим в мире. Прошли десятки лет, но никто так и не смог придумать, как воплотить дерзкую мечту. Мало того что диаметр купола должен был составить почти 45 метров – работы предстояло вести на 55-метровой высоте. Но и это еще не все. С самого начала решено было отказаться от контрфорсов, аркбутанов и готических стрельчатых арок – в ту пору готика была в почете у соперников, в северных городах, среди которых был заклятый враг Флоренции – Милан. А как обойтись без испытанных приемов и элементов? Смогут ли стены собора выдержать купол весом в десятки тысяч тонн без каких-либо дополнительных опор? Хватит ли в Тоскане древесины, чтобы выстроить специальные леса – кружала – и опалубку, по которой выполнялась бы кладка? Вопросов было много, но все они оставались без ответа.

Загадочный план Брунеллески не давал покоя отцам города – быть может, потому, что они уже начинали догадываться: этот «невежда и болтун» – настоящий гений.
И вот в 1418 году обеспокоенные отцы города объявили конкурс на проект идеального купола. Победителя ждала щедрая награда: 200 золотых флоринов и вечная слава в придачу. С самого начала проект был замешан на таком количестве сомнений, страхов, творческих тайн и патриотических порывов, что очень скоро его окутала завеса легенд. История строительства купола превратилась в притчу о находчивых флорентийцах, ставшую центральным мифом о сотворении итальянского Ренессанса. Если верить летописцам, один из участников конкурса предложил подпереть купол огромной колонной в центре храма. Другой умелец вознамерился соорудить купол из «губчатого камня» (по всей видимости, пористой вулканической породы), чтобы уменьшить его давление на стены. Героем одной из ранних легенд стал некий выдумщик, который деревянные кружала замыслил заменить на земляную насыпь. Если подмешать в землю монет, утверждал он, можно сэкономить на демонтажных работах – как только купол будет завершен, жадные до денег горожане в два счета счистят земляной каркас. Доподлинно известно одно: в конкурсе участвовал низкорослый, невзрачный, запальчивый ювелир по имени Филиппо Брунеллески. Этот чудак взялся выстроить целых два купола, спрятав один внутри другого. Более того, он утверждал, что сможет обойтись без замысловатой и весьма дорогостоящей конструкции – лесов. Правда, Филиппо наотрез отказался объяснить, как ему удастся это сделать, опасаясь, что кто-то из соперников украдет его идеи. Упрямство Брунеллески обернулось распрями с попечителями собора. Дважды его призывали утихомириться и в конце концов изгнали с собрания силой, объявив «невеждой и болтуном». Однако загадочный план Брунеллески не давал покоя отцам города – быть может, потому, что они уже начинали догадываться: этот «невежда и болтун» – настоящий гений. В детстве, подмастерьем в ювелирном цеху, он овладел искусством рисунка и живописи, резьбы по дереву, литья из серебра и бронзы, каменной кладки, чернения и эмали. Впоследствии он изучал оптику и целыми днями возился с колесиками, шестеренками, гирями и ходовыми механизмами. Тогда же он смастерил несколько хитроумных часов. Знание механики пригодилось Брунеллески – именно он в одиночку разработал законы линейной перспективы. Поистине вся жизнь Брунеллески исподволь вела его к этому куполу. Пройдя долгий путь от смышленого подмастерья до искусного мастера, он взялся за непосильную для многих задачу: выстроить купол непревзойденной красоты, величия и мощи – под стать славному городу. На протяжении следующего, 1419, года попечители собора встречались с Брунеллески несколько раз, выведывая все новые детали его плана. Мало-помалу они начали осознавать, насколько блестящей (и рискованной!) была его затея. Купол Брунеллески должен был состоять из двух концентрических оболочек: внутреннюю, видимую изнутри собора, покрывала внешняя, более широкая и высокая. Чтобы справиться с распором – давлением, действующим на купол в горизонтальном направлении под влиянием его веса, отчего он мог дать трещину или обрушиться, – Брунеллески придумал скрепить стены натяжными кольцами из камня, железа и древесины, вроде обручей на бочке. Первые 17 метров купола он собирался возвести из камня, а затем использовать другие, более легкие материалы – пористую вулканическую породу или кирпич. Кроме того, он клятвенно обещал попечителям собора, что не будет строить традиционные леса с опорой на землю. Это сулило огромную экономию древесины и рабочей силы – по крайней мере при возведении первого 21 метра – и потому пришлось всем по душе. В 1420 году попечители собора согласились сделать Филиппо Брунеллески руководителем строительных работ. При этом они поставили одно условие. Убежденные в том, что конкуренция гарантирует качество работы, купцы и банкиры назначили второго руководителя. Им стал Лоренцо Гиберти, как и сам Брунеллески, золотых дел мастер. История их соперничества началась еще в 1401 году, когда они боролись за другой вожделенный заказ – новые бронзовые двери для флорентийского баптистерия. В тот раз победителем вышел Гиберти. (Много позже Микеланджело с восхищением назовет его двери «Вратами Рая».) К началу строительства купола Гиберти был самым прославленным мастером во Флоренции и пользовался покровительством влиятельных вельмож. И вот Брунеллески, чей проект купола был безоговорочно принят попечителями, был вынужден работать бок о бок со своим невыносимо удачливым соперником. Впоследствии эта «дальновидная» мера аукнется закулисными интригами и кознями с обеих сторон. В такой отнюдь не благостной обстановке и началось возведение «Куполоне» («куполища», или Большого купола). Это была колоссальная стройка, вокруг которой в течение последующих 16 лет вращалась жизнь всего города. Купол стал главной точкой отсчета в местной системе координат. Предсказывая какое-нибудь событие или давая обещание, горожане ставили предельный срок: «когда достроят купол». Его округлый силуэт, столь непохожий на готические изломы, поднимался высоко над городом. Так свободная Флорентийская республика бросала вызов тирании Милана. Так зарождающийся Ренессанс освобождался от пут Средневековья. Первым делом предстояло решить чисто техническую проблему. Ни одно из известных в ту пору устройств не могло поднимать и перемещать неимоверно тяжелые строительные материалы так высоко над землей. Тут Брунеллески превзошел сам себя. Он изобрел трехскоростную лебедку со сложной системой шестеренок, шкивов, винтов и карданных валов, приводимую в движение парой быков, которые вращали деревянный рычаг. Груз поднимался на особо прочном канате длиной 183 метра и весом почти полтонны, изготовленном по заказу Брунеллески на судоверфях в Пизе. Революционной технологией стала система переключения привода, с помощью которой можно было переходить от подъема к спуску, не разворачивая быков. Подъемные механизмы Брунеллески настолько опередили свое время, что им не было равных до самой Промышленной революции, хотя они неизменно приводили в восторг все новые поколения художников и изобретателей. Среди пламенных поклонников был и Леонардо из Винчи – тосканского городка неподалеку от Флоренции, чьи записные книжки раскрывают нам секреты хитроумных устройств. Вооружившись всем необходимым, Брунеллески полностью сосредоточился на самом куполе, проект которого был исполнен с множеством поразительных технических инноваций. Пустотелый купол из двух оболочек получился гораздо более легким и высоким, чем если бы он был цельным внутри. Чем дальше продвигались работы, тем больше времени проводил Филиппо Брунеллески на месте строительства. Под его бдительным надзором изготовлялись кирпичи разных размеров и шли поставки отборного камня и мрамора с каменоломен. Он был предводителем целой армии каменотесов и каменщиков, плотников, кузнецов и других мастеров. Как повествует один из биографов Брунеллески, когда строителей ставила в тупик какая-нибудь мудреная деталь, он лепил макет из воска или глины или вырезал его из репы, чтобы лучше объяснить свою задумку. С особой заботой Брунеллески относился к рабочим. Он даже приказал разбавлять им вино водой, чтобы мастера не теряли концентрации на верху купола (правда, это нововведение вызвало всеобщее недовольство, и вскоре его пришлось отменить). Другая новация была принята более благосклонно: к подвесным платформам пристроили парапеты, чтобы рабочие не падали. Вдобавок Филиппо Брунеллески приходилось отражать атаки высокопоставленных противников во главе с коварным Лоренцо Гиберти. С самого начала Брунеллески был идейным вдохновителем и движущей силой проекта, но платили им с Гиберти одинаково – по 36 флоринов в год. В биографиях Брунеллески рассказывается анекдотическая история о том, как он в конце концов перехитрил Гиберти. Летом 1423 года, когда купол вот-вот должны были опоясать деревянным кольцом, Брунеллески внезапно слег в постель, жалуясь на сильные боли в боку. Озадаченные плотники и каменщики стали спрашивать, как им закрепить огромные деревянные балки – составные части кольца, и тогда Брунеллески препоручил эту ответственную задачу своему сопернику. Не успел Гиберти установить несколько балок, как на место строительства явился чудесным образом исцелившийся Брунеллески и заявил: работа Гиберти столь некомпетентна, что все придется переделывать заново. Переустановкой балок Брунеллески руководил лично, беспрестанно выговаривая попечителям собора, что его напарник незаслуженно получает жалованье. Трюк удался: в записях за конец того года Брунеллески уже фигурирует как единственный «изобретатель и строитель купола», и впоследствии его жалованье возросло до 100 флоринов в год, а Гиберти остался при своих 36. Но Брунеллески рано праздновал победу. Около 1426 года помощник Гиберти, архитектор Джованни да Прато, прислал попечителям собора внушительного размера пергамент. Джованни утверждал, что архитектор, «исполненный невежества и тщеславия», отступил от первоначального плана купола, тем самым «нанеся ему вред и поставив под угрозу обрушения». Не успокоившись на этом, Джованни облек критику против Брунеллески в форму сонета. В нем Филиппо величался «бездонным кладезем невежества во тьме» и «жалким, слабоумным диким зверем», чьи идеи были обречены на провал. Если же они когда-нибудь осуществятся, Джованни опрометчиво поклялся добровольно расстаться с жизнью. В ответ Брунеллески разразился ядовитым сонетом, в котором призывал Джованни, пока не поздно, уничтожить свои вирши: Не то оборотишься ты в шута, В тот миг, как в танце все начнет кружиться, И воссияет солнцем красота, Которую считал ты небылицей. В конце концов Брунеллески и его команда все-таки станцевали победный танец – хотя прежде им пришлось пережить еще несколько лет борьбы и сомнений. В 1429 году в восточном конце главного нефа собора возле купола появились трещины, так что пришлось укреплять стены железными стяжками. В 1434-м Брунеллески угодил за решетку за чистую формальность – неуплату взносов ремесленным цехам (не исключено, что тут не обошлось без происков Гиберти). Но вскоре он вновь вышел на свободу, и купол продолжал расти, каждый месяц становясь на 30 сантиметров выше. 25 марта 1436 года, в праздник Благовещения, папа Евгений IV в сопровождении кардиналов и епископов освятил завершенный собор под звон колоколов и радостные крики гордых флорентийцев. А еще через десять лет со всеми подобающими почестями был заложен спроектированный Брунеллески фонарь – декоративная мраморная конструкция, увенчавшая его творение. Вскоре, 15 апреля 1446 года, Филиппо Брунеллески скончался, по всей вероятности, от какой-то внезапной болезни. Создателя Куполоне похоронили в крипте собора, установив на стене мемориальную плиту, прославляющую его «божественное разумение». Это было свидетельством небывалого почета: очень немногие удостаивались чести быть погребенными в крипте – достаточно сказать, что в число избранных входил святой Зиновий, покровитель Флоренции. В глазах людей того времени архитекторы были простыми ремесленниками. Гениальный дар Филиппо Брунеллески, помноженный на недюжинное упорство и организаторский талант, поставили истинное искусство на одну ступень с божественным творением. Художник стал достойным вечной славы в окружении святых – это было одним из главных открытий Возрождения. В сущности, Брунеллески подготовил почву для культурных и социальных переворотов, которые несла с собой эпоха Ренессанса. Он сам воплощал идеал универсализма, в нем сочетались вдохновение и трезвый, аналитический ум, он работал, дерзко преобразуя мир, ставя наследие прошлых эпох на службу новому времени. Собор стал колыбелью Ренессанса и его испытательным полигоном. Каким-то непостижимым образом Брунеллески сумел облечь свободу в камень – но и в камне она устремляется вверх, воплощая высочайшие порывы человеческого духа.

Кафедральный собор Санта Мария дель Фьоре (Дуомо) построен на месте Санта Репарата, древней базилики. Строительство его было начато Арнольфо ди Камбио в конце XIII века. Красивый купол добавлен в XV веке, а фасад церкви закончен только в XIX. Особую красоту собору придает покрытие фасада мрамором розового, белого и зеленого цветов. 25 марта 1436 он был освящен папой Евгением IV.

Визитка Флоренции

La Cattedrale di Santa Maria del Fiore - самое знаменитое сооружение Флоренции, ставшее символом города. Величественный комплекс состоит из 5 памятников: купола, Баптистерия, колокольни Кампанила Джотто, склепа Святого Репарата и музея-галереи Опера-дель-Дуомо. Грандиозность и размеры его таковы, что сфотографировать полностью невозможно. 153 м — длина, ширина - 90 м, и 90 м высота от пола до верхушки фонаря.

На фасаде - статуя Богоматери с младенцем и лилией в руке, потому и называется он - Собор святой девы Марии с цветком . По бокам от Богоматери расположены статуи 12 апостолов. Вверху, в круглом окошечке (тимпане), изображение Отца Небесного, смотрящего сверху на нас грешных. Интерьер собора довольно строгий.

Вход в собор бесплатный, из-за чего случаются длинные очереди. Как правило, они движутся быстро. Если ваша группа более 4 человек, можно взять аудио-гида за пару евро с человека, и пройти экскурс без очереди. Единый билет для осмотра всего ансамбля стоит 10 евро.

Купол

Восьмиугольный сводчатый купол, спроектированный Филиппо Брунеллески , знаменитым итальянским архитектором, имеет характерную форму яйца. Он был сделан (1418-1434) без использования лесов. Уникальный шедевр, способный выдерживать молнии и землетрясения, очаровывает всех. Купол имеет диаметр 45,5 метров, высоту - 42 м, вес - приблизительно 40000 тонн, 4 млн. кирпичей в конструкции!

Лучший способ полюбоваться куполом, подняться на 463 ступени (лифта нет). Тропа идет внутри купола и позволяет вам видеть красивые фрески Джорджо Вазари . К сожалению, он не успел закончить работу. После его смерти она была завершена Федерико Зуккари , его учеником, в 1579 году. Фрески реставрированы полностью в 1996 году. Продолжая подниматься, вы попадете на специальную площадку на вершине купола Санта Мария дель Фьоре.

Вид на Флоренцию отсюда удивительный.

Баптистерий Сан-Джованни

Баптистерий Святого Иоанна - самое старое сооружение на площади. На протяжении веков он считался языческим храмом. Позже христиане видоизменили его для своих нужд. Первый баптистерий был возведен в V или начале VI века.

В середине XI века он был украшен дорогостоящим мрамором и преобразован в тот, что мы видим сегодня. В XII-XIII веках к баптистерию добавили монументальный купол и прямоугольную апсиду (scarsella) на западной стороне. Строение становится объектом гражданской гордости. Данте называет его «прекрасный Сент-Джонсе». В XIV-XVI веках появились внешние скульптурные украшения: три комплекта бронзовых дверей и скульптуры из мрамора над ними.

При входе внимание посетителей привлекает драгоценная мозаика купола. Три из восьми сторон купола занимают изображения со сценами Страшного Суда, где доминирует фигура Христа. В перекрывающихся горизонтальных регистрах других пяти сегментов изображен Святой Иоанн Креститель, покровитель города. В центре, в высоком регистре, размещены ангельские иерархии.

Самые старые двери - на южной стороне - работы Андреа Пизано 1330 года. Далее идут северные двери, выполненные Лоренцо Гиберти (1402-1425). И, наконец, на востоке, являются «Врата Рая» (как Микеланджело назвал их) работы Гиберти 1425-1450 годов. Позже их заменили копиями.

Кампанила Джотто

Колокольня Джотто - один из пяти основных компонентов ансамбля на площади Пьяцца дель Дуомо . Высота его 84,70 метра, ширина около 15 м. Она является наиболее красноречивым свидетельством флорентийской Готической архитектуры XIV века.

Величественная колокольня с квадратным основанием, покрытая мрамором белого, красного и зеленого цветов (те же цвета украшают и собор), считается самой красивой в Италии. Строительство начато Джотто в 1334 году. К моменту своей смерти в 1337 Джотто сделал только первую часть проекта. Андреа Пизано закончил первые два этажа, строго следуя проекту Джотто.

В 1359 году работа была закончена. Множество окон, больших и остроконечных, делают готическое здание элегантным, сохраняя при этом классическую установку в целом. Большая терраса, расположенная более чем в 400 м от земли, стала прекрасной панорамной площадкой.

Склеп Святого Репарата

Раскопки в 1965-1973 годах выявили остатки древней базилики Санта Репарата .Она имела три нефа, колоннады, которые окружали центральный зал, и область поклонения. Santa Reparata прослужила до 1379.

Здесь обнаружены остатки четырех храмов. Это многочисленные фрагменты стен и полов домов римской «Florentia». Пол из разноцветной мозаики заслуживает восхищения. Особый символ - павлин бессмертия - один из немногих изобразительных элементов, сохранившихся на нем.

Флорентийская фреска работы живописца Джотто середины XIV века украшает полукруглую стену. Здесь вы увидите многочисленные надгробия. Среди них - Ландо Януса, капеллана Санта Репарата, который умер в 1353 году, и Николая Squarcialupi из рода Медичи, умершего в 1352. В ходе раскопок была найдена могила Филиппо Брунеллески. Однако, нет никаких следов захоронений Джотто, Арнольфо ди Камбио, Андреа Пизано, которые также, по традиции, похоронены здесь.

Музей ансамбля Санта Мария дель Фьоре является - после музея Ватикана - самой большой коллекцией сакрального искусства в мире. Он поражает посетителей шедеврами Донателло, Лоренцо Гиберти, Луки делла Роббиа, Антонио Поллайоло и Микеланджело.

Среди наиболее интересных экспонатов - 40 статуй, сделанных для старого фасада собора и демонтированных в 1586-1587. Посетители увидят также уникальные произведения: деревянную статую «Кающаяся Магдалина»Донателло и пьету Микеланджело.

Полезные сведения

Время работы

Собор Санта Мария дель Фьоре открыт: с 10:00 до 17:00. Вход свободный.

Пятница: 10:00-16:00 или 17:00, в зависимости от сезона.
Суббота: 10:00 - 16:.45.
В религиозные праздники, воскресенье: 13:30-16:45.
Закрыт: на новогодние и рождественские праздники, Крещение и Пасху.

Башня открыта для посещений: 8:30-19:00. Билет - 6 евро.

Расписание экскурсий

Бесплатные экскурсии - ежедневно каждые 40 минут: 10:30-12.00, в 15:00.

Как добраться

Добраться: автобус № 6, 14, 17, 22, 23, 36, 37, 71.
Пешком от ж/д вокзала к площади Дуомо легко дойдете за 15 минут.

Светлана Прусс

Флоренция - Собор Санта-Мария-дель-Фьоре March 28th, 2012


Санта-Мария-дель-Фьоре - кафедральный собор во Флоренции, самое знаменитое из архитектурных сооружений флорентийского кватроченто.

Необыкновенно изящный и одновременно грандиозный собор (длина его составляет 153, а ширина - 90 метров) стал своеобразным рубежом, отделившим архитектурные традиции средневековья от принципов строительства эпохи Возрождения.


1. Собор настолько огромный, что его оказалось проблематично сфотографировать целиком, несмотря на широкоугольный объектив.

Его воздвигли на месте старого кафедрального собора Санта-Репарата, который к концу XIII столетия, согласно документам того времени, начал обрушаться, насчитывая девять веков своего существования. Тем более храм стал мал для города в период быстрого роста населения.

Также процветающая Флоренция должна была превзойти в величии кафедральные соборы своих тосканских соперников - Сиену и Пизу, храмом большим в размере и богаче украшенным. В результате Санте-Мария-дель-Фьоре стал на момент завершения постройки в 1434 г. самым большим во всей Европе.

Колокольня, не влезшая в кадр справа - т.н. кампанила Джотто - на нее мы поднимемся в следующей части.

Решение о строительстве собора было принято в 1289 г. Задание построить на месте Санта-Репараты более величественную церковь получил от гильдии искусств зодчий Арнольфо ди Камбио.

2. Что же, достанем телевик и взглянем поближе - здесь есть, на что посмотреть!

3. Строился собор около шести веков под руководством, как минимум, шести архитекторов. Легат папы Бонифация VIII, кардинал Пьетро Валериано Дурагуерра, будучи первым папским легатом, посланным во Флоренцию, заложил первый камень в основание здания 9 сентября 1296 года в присутствии многочисленных священнослужителей, городских чиновников и большого количества горожан.

4. Арнольфо ди Камбио разработал проект и начал строительство стен. Он спроектировал три широких нефа, оканчивающихся под куполом восьмиугольной формы, причём средний неф был расположен на месте старой Санта Репарата. После смерти зодчего в 1302 г. строительство собора приостановилось на тридцать лет.

В 1331 г. гильдия торговцев шерстью (итал. Arte della Lana) взяла на себя попечение над строительством и назначила на пост главного архитектора Джотто, который вместо продолжения строительства собора начал в 1334 г. строительство кампанилы (колокольни). Когда Джотто умер в 1337 г., был возведён лишь первый её ярус. В 1348 г. работы были прекращены в связи с чумой.

5. С 1349 г. работы возобновились под руководством ряда архитекторов, начиная с Франческо Таленти, который закончил кампанилу и расширил площадь строительства, апсиду и трансепта. В 1359 г. пост Таленти занял Джованни ди Лапо Гини, разделивший главный неф арками на четыре квадратных участка.

Другие архитекторы, участвовавшие в строительстве: Альберто Арнольди, Джованни д’Амброджо, Нери ди Фьораванте и Орканья. К 1375 г. старая церковь Санта-Репарата была снесена, к 1380 г. был окончен неф, а к 1418 г. оставалось только закончить купол.

6. К 1380 г. стены здания были, наконец, возведены, но возникли проблемы со строительством купола. Возник перерыв в строительстве на 40 лет. Затем был построен купол Брунеллески.

Собор был освящён в 1436 г., но фасад был недостроен. Франческо Медичи приказал разобрать фасад и построить его заново. Лишь в XIX в. было решено достроить собор. В 1887 г. появился существующий ныне фасад. Его автор - Эмилио де Фабрис.

Карл V, последний человек, формально провозглашенный римским императором, сказал по этому поводу следующее: "…такую драгоценность следует хранить под колпаком и доставать оттуда исключительно по большим праздникам".

Наиболее известной частью баптистерия являются восточные ворота (1425-1452 годы). Они разделены на 10 золочёных панелей без рам и представляют библейские истории. Это творение Гиберти было высоко оценено Микеланджело (через 50 лет после создания) и названо им "Вратами рая". В настоящее время панели "Врат рая"» заменены на копии, а оригиналы находятся в музее Дуомо.

8. Ну что же, заходим внутрь. Собор действительно огромный: по проекту в нем могут размещаться до 30 000 человек - население небольшого города!

9. В интерьере собора выделяются необычные часы, созданные Уччелло в 1443 г. и идущие по сей день. Стрелка этих часов движется против обычного направления.

10. Изящные подсвечники. За 2 евро можно зажечь обычную икеевскую свечу, что мы и сделали.

11. К сожалению, я был без штатива, так что все фотографии сделаны с рук.

12. Вид на алтарь.

13. Чуть ближе.

14. А потом мы подняли головы, чтобы посмотреть купол - и просто замерли от увиденной красоты...

15. Центральная часть купола.

16. Краски яркие и насыщенные, все выполнено в мельчайший деталях.

17. Если присмотреться, то можно заметить вентиляционные отверстия в своде.

18. И другая сторона купола.

19. Разноцветные витражи. Раз.

20. Два...

21. И три.

22. Еще раз взглянем на главный неф - и поднимемся на колокольню, про которую будет рассказ в следующей части!

Точки съемки