Святая фамарь. Схиигумения Фамарь (Марджанова). Святой матушке фамарь посвящается. эксклюзивный фоторепортаж из серафимо-знаменского скита режиссера юлии воиновой — жунич

Схиигумения Фамарь (Марджанова) состояла в духовной дружбе с великими святыми начала XX века


100 лет назад в Подмосковье открылся Серафимо-Знаменский скит. Его основательница, схиигумения Фамарь (Марджанова), состояла в духовной дружбе с великими святыми начала XX века – святым праведным Иоанном Кронштадтским, преподобномученицей Елисаветой Феодоровной, старцем Алексием Зосимовским… В том числе и благодаря этим духовным связям новый монастырь сразу получил высокую оценку современников.

В 1924 году обитель была разорена. А в 2001 первом году в Серафимо-Знаменском скиту возобновилась монашеская жизнь.

Серафимо-Знаменский скит

Хроника возрождения

Нынешнее скоротечное время не предполагает неспешного писания в заветной тетради: «Сегодня было то-то и то-то…» Все некогда, некогда. Что останется от этого времени? Ведь именно благодаря тому, что сто, двести, пятьсот лет назад кто-то сидел и терпеливо выводил на листах витиеватые буквы, фиксируя события, мы о них и знаем сегодня.

Но, слава Богу, встречаются и в наше время люди, которые обладают качествами почти утраченными: терпение, точность, аккуратность и бережливость к тому, что спустя годы будет историей.

Все у нее разложено по пакетам. Она передает их мне. Отдает и блокнот, исписанный аккуратным, никуда не спешащим почерком. И только наказывает не говорить про нее. Ну, хорошо, не буду. Просто стану читать вместе с вами.

15 января 1999 года, в день памяти преподобного Серафима Саровского была первая служба в храме Серафимо-Знаменского скита. Божественную литургию совершил благочинный Домодедовского округа протоиерей Александр Васильев в сослужении священников о. Александра Пахомова, о. Олега Строева, о. Виктора Мартынова и других.

27 января 1999 г. – вторая служба в скиту, в память св. равноапостольной Нины, просветительницы Грузии (в обители есть нижний храм-усыпальница в честь этой святой).

14 мая 1999 г. – третья служба в скиту, в честь св. благоверной Тамары (земной ангел схиигумении Фамари, основательницы скита).

15 января 2000 года - служба в память преподобного Серафима Саровского. Совершал ее протоиерей Александр Васильев в сослужении одиннадцати священников.

26 января - приехали сестры из Свято-Троицкого Ново-Голутвина женского монастыря: мать Иннокентия, мать Ирина, инокиня Ирина, сестра Юлия, поселились на зимней даче около скита.

Тайная лазейка

Оторвемся от хроники первого года возрождения скита. Вернемся ненадолго в тихую осень, когда еще территория его была наглухо закрыта, на ней располагалась база отдыха завода «Криптон», организация это была секретная, и отдых на базе тоже был засекречен.

Читаем в блокноте, исписанном бисерным почерком.

Пошла я вдоль речки со стороны рощи. Была теплая осень, в лесу тихо, только где-то на дереве стучит дятел. Вошла через лазейку в скит. Подошла к церкви. В дверь ее воткнула осенний букет из листьев и запоздалых цветов. Помолилась, чтобы скорее возобновилась жизнь в скиту. Положила земной поклон от матушки Фамари - была у нее на могилке недавно.

Подошла к келье, которая лучше всех сохранилась (где сауна), около нее растут два кипариса. Сорвала веточку - отнесу на могилку матушки, как привет-поклон из скита.

Слышу - где-то стучит, подошла к келье, которая рядом с террасой, а там маленькая птичка, влетела в разбитое стекло, а вылететь не может, вот и бьется о стекло. Жаль мне ее стало, а помочь ничем не могу. Был у меня кусочек хлеба, покрошила ей на пол, может, поест.

В скиту тихо, никого нет. Воскресение. Такая благодать, что и уходить не хочется. Однако пора. Перелезла через лазейку, чтобы сторож не видел и собаки не залаяли, и ушла.

Дорогой все думала, когда же можно будет спокойно, через ворота, войти в скит, без боязни ходить сюда, молиться и наслаждаться Божией благодатью…

Первая служба

От этой записи до первой службы оставалось не так много времени. И вот наступил этот день. Ехали в скит даже специальные автобусы, которые везли богомольцев.

Но едва не столько же наехало сюда крепкого вида парней с рациями в руках. Они стояли почти у каждой туи и контролировали всякий шаг по территории. «Тут ходи, тут – не ходи…»

Что охраняли эти бравые ребята? Вот эти разрушенные кельи, которые стояли когда-то, обрамляя лесную поляну, посреди которой стоял необыкновенно красивый храм с шатровой чешуйчатой крышей, как свеча, устремленной к небу?

От кого охраняли - от этих вот бабушек с умиленными лицами, стоящих на первой службе?

Но, как бы то ни было, первая молитва после долгих лет запустения в скиту была вознесена. Впереди были многие и многие труды - оформление документов, передача земли, реставрация помещений, электричество, газ… Почти каждый из нас в жизни сталкивался хоть с чем-то из перечисленного и знает, что это за морока, и каких все это стоит денег.

Когда речь идет о возвращении церковного имущества, мне кажется, что участвующие в нем люди должны просто благодарить Бога, что именно им выпало это сделать, ведь акт передачи - если посмотреть на него с духовной стороны, еще и акт покаяния. Быстренько, без всяких проволочек, отдать – и все. И радоваться вместе с теми, кому отдали. Ведь вспомним, как Господь даже жадному и злому человеку, запустившему в нищего булкой хлеба, засчитал этот поступок в качестве милосердного. Так что же?

А вот - скит отдадим, но проезд к нему и ворота закроем. Стройте свою дорогу по лесу. А что это такое - построить дорогу? В скиту несколько насельниц, им пока и жить негде. Приютила их к себе одна женщина, у которой в так называемых генеральских дачах часть дома. Вот все в одной комнате и помещаются, кровати там изголовье к изголовью.

Архиерейская служба

Возвращаемся к хронике возрождения обители. Читаем дневник.

2 апреля 2000 года. Архиерейская служба. Официальное открытие Серафимо-Знаменского скита. Службу совершал митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в сослужении епископа Видновского Тихона, архимандрита Алексия, иеромонаха Иоанна, священника и духовника сестер скита, протоиерея Александра Васильева, священнослужителей Домодедовского благочиния. Монахине Иннокентии вручен крест и жезл. Отныне она настоятельница обители. На службе пел хор сестер из Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря.

Матушка

Настоятельница монастыря - от этих слов веет чем-то отстраненным, величественным, неприступным. Матушка Иннокентия - живая, быстрая, с лучистыми глазами княжны Марьи из «Войны и мира». Очень простая в общении, приветливая и гостеприимная. Ты только пришел, только начал говорить, смотришь через пару минут - тебе уже и говорить нечем, ты уже сидишь за столом и что-то ешь, а матушка рядом и подвигает поближе то одну мисочку, то другую.

Матушка Иннокентия

Рассказывал один человек историю. Поехали они с супругой в скит. Пока ехали, слово за слово - разругались. Из машины вышли, идут к келье, друг на друга не смотрят. Навстречу матушка. Глянула на одного, на другого и повела их в келью матушки Фамари. Там у них теперь небольшой музей - вещи, книги первой настоятельницы. Еще в келье необыкновенная, умиротворяющая тишина. «Вы тут пока побудьте…» – бросила на ходу матушка Иннокентия и побежала по своим делам.

Сели они подальше друг от друга, по-прежнему глядят в разные стороны, молчат. Пять минут сидят, десять… А в келье, между прочим, прохладно. Муж смотрит - печка, рядом дрова. Встал и принялся разжигать огонь. Занялось пламя. Уже теперь оба на него смотрят, оторваться не могут. То есть смотрят в одну сторону. Потеплело от огня. И не только в келье потеплело. Забыли уж, о чем ругались. Тут и матушка настоятельница вернулась, позвала чай пить.

Грузинская княжна и схиигумения Фамарь (Марджанова)

Основательница скита схиигумения Фамарь (Тамара Александровна Марджанова) - уроженка Грузии, княжна (1868-1936). Лишившись к 20 годам родителей, она поступила в Бодбийский монастырь святой равноапостольной Нины. В 1902 году матушка стала игуменией этого монастыря, где подвизались 300 сестер и окормлялись две женские школы.

Схиигуменья Фамарь (Марджанова)

Когда юной послушницей Тамара пришла в обитель, игумения Ювеналия подарила ей книгу «Сказаний» о жизни и подвигах еще не прославленного во святых старца Серафима Саровского. С тех пор матушка возымела к нему необыкновенную любовь. Тогда же во сне явился ей святой старец и произнес пророческие слова о ее игуменстве.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

В 1892 году отец Иоанн Кронштадтский образно предрек ей игуменство в трех обителях и будущую великую схиму.

Через некоторое время указом Святейшего Синода матушку, вопреки ее воле, перевели в Москву и назначили настоятельницей Покровской общины сестер милосердия. Жизнь в столичной обители тяготила ее, и духовный поиск привел матушку в 1908 году в уединенный Царский скит, приписанный к Серафимо-Понетаевскому монастырю, недалеко от Сарова.

Старец Алексий Зосимовский

Молясь однажды перед чудотворной Серафимо-Понетаевской иконой «Знамение», матушка как бы услышала глас от Самой Царицы Небесной: «Нет, ты здесь не останешься, а устраивай сама скит не только себе, но и другим». И это повторилось трижды.

Матушка обратилась за советом к старцу Алексию Зосимовскому, который дал ей такой ответ: «Царица Небесная Сама и место изберет, и средства даст, и духовно устроит. Ты будешь только служкой, орудием…»

Вскоре это место было избрано – «близ села Воскресенского - Битягово тож и деревни Заборье». Испросив благословение у преподобного Серафима, матушка приступила к устройству обители.

Кусочек рая на земле

Знаменательно, что первый камень в основание скита был заложен 9 августа 1910 года , в канун празднования памяти апостола Прохора, имя которого носил в миру преподобный Серафим, и его келейной иконы Божией Матери «Умиление».

Священномученик митрополит Владимир (Богоявленский)

В конце 1912 году монастырь был построен. На освящении вновь созданной обители 6 октября митрополит Московский Владимир (Богоявленский) сказал проникновенные слова: «Я считаю себя счастливейшим из людей, потому что Господь привел мне освятить чудный храм и побывать в уголке, напоминающем земной рай. Храм ваш к Богу зовет, а от скита веет таким благодатным миром и спокойствием, что душа радуется, забывая все горечи и невзгоды».

В 1916 году состоялся постриг матушки в великую схиму.

Просуществовав 12 лет, в 1924 году скит был закрыт. С этого времени начинает существовать монастырь в миру, замаскированный под артель. Матушка, 10 сестер, батюшка - иеромонах Филарет (Постников), всего 12 человек, по числу апостолов Христовых, поселились недалеко от Москвы, в Перхушково, где продолжили свой монашеский подвиг. Остальные сестры жили в Серпухове и Аносиной пустыни, закрытой позднее.

В 1931 году матушку арестовали, заключили в тюрьму, и затем сослали в Сибирь. Вынести тюрьму и годы ссылки матушке помогали вера и упование на милость Божию.

Благодаря ходатайству ее брата Константина, известного режиссера и реформатора театра, ссылка матушки закончилась весной 1934 года. Вернувшись, она поселилась в маленьком домике около станции Пионерская Белорусской железной дороги. К этому времени матушка была уже тяжело больна туберкулезом. За несколько дней до ее кончины художник Павел Корин закончил портрет «Схиигумения Фамарь». Художнику было дано увидеть и отразить сокровенную красоту духа подвижницы.

Отпевал ее на дому владыка Арсений, которого ждал очередной арест. В 1937 году по ложному обвинению он был расстрелян на Бутовском полигоне.

Матушка Фамарь покоится на Введенском Немецком кладбище в Москве рядом с могилой святого праведного отца Алексия Мечева.

Трудное начало

Вернемся к началу новейшей истории монастыря. Оно было очень трудным. Хотя и руководство района, и благочиние старались помогать восстановлению обители, все равно дела продвигались медленно.

К зиме 2001 года одиннадцатый трест отремонтировал в скиту одно из помещений, куда и вселились насельницы. Один из благодетелей пожертвовал котел, но строители не взялись установить трубу, посоветовав обратиться к специалистам. «Специалист» вскоре нашелся. Он сказал, что у него вот такая труба уже второй десяток лет исправно служит, «сделаю - век меня будете помнить». И сделал.

А 3 января ночью келья загорелась. Девчонки выскочили в чем были, успели отвязать лошадку, которая жила в пристроенном к стене дома закутке, и остались в полном нестяжании.

Отец благочинный после Рождественской службы в соборе обратился к прихожанам: «Вы все сейчас пойдете к праздничным столам, а в нашем скиту живут насельницы, которым негде голову приклонить, давайте пожертвуем каждый от своего имения, кто сколько может, в помощь монастырю, который постигло бедствие…»

После пожара, всколыхнувшего общественность, окружающие как-то более активно стали помогать восстанавливающейся обители. Шли, спрашивали: что вам сейчас раньше всего надо. Отвечали: носки нужны. Отовсюду несли носки…

Временно скитянки поселились в храме, продолжая молиться и трудиться.

Как корова помогла провести электричество…

С электричеством много было мороки. Наконец одна организация на благотворительных началах сделала проект. По нему выходило, что тянуть кабель надо через лес, что он дважды должен пересечь дорогу… То есть цена этого проведения выходила баснословная для монастыря.

И тут в скит некто дарит корову. Ее, стало быть, надо куда-то разместить. Приглядели место. Срубили деревце, которое стояло на пути. Надо было еще выкорчевать корни. Еще один помощник вызвался экскаватором эти корни убрать. Подцепил, дернул - и раздался страшный хлопок. Оказалось, под корнями дерева высоковольтный кабель. Вот он, рядом, кабель, не надо тянуть издалека. В конце концов разрешили им тут поставить подстанцию.

А лошадка - газ

Это тоже веселый случай, завершивший длинную череду хлопот. Все знают, кто строился, что это такое - провести газ. И бумаг целый воз, и денег надо много.

В скиту почти сразу, после того как насельницы там появились, одновременно завелась и разная живность. Подарили лошадку Ладу - она оказалась жеребая, вскоре у нее родилась дочка, которую назвали Палестинка. Корова, собачка, кот. Потом еще подарили - маленькую лошадку. На лошадках катают паломников, особенно рады этому детишки. Летом в скиту часто бывают дети. Практикуется здесь так называемая иппотерапия - оказывается, общение с лошадьми, катание на них, специальные упражнения верхом на лошади оказывают большое положительное воздействие при лечении различных болезней, например, болезней позвоночника, или аутизма у детей.

Так, что там было с газом? Надо сказать, что вид мирно гуляющих по траве лошадей никого не оставляет равнодушным. Эти красивые и сильные животные как-то смягчают сердца, поворачивают намерения в нужное русло… Вот и с газом. Нашлись подрядчики. Но ведь опять же - нужны деньги. А где их взять? И вот идут будущие благодетели по территории скита. Тут в их поле зрения попадают лошадки. Матушка (а она очень любит лошадей) подходит к одной из них, гладит и спрашивает, между прочим: «Ладуся, ну, что, как ты думаешь, проведет нам … газ или нет?» И Ладуся начинает старательно кивать головой, умиляя потенциальных благодетелей. И что, по-вашему, им остается делать?

Немножко Грузии

Река Рожайя, когда-то широкая и полноводная, теперь тихим ручейком струится по округе. Но в районе скита характер ее вдруг резко меняется - она становится говорливой и быстрой, вспенивая неглубокие свои воды по камням, которые появляются на ее пути.

В жизни скита так же отчетливо звучит грузинская тема, как в речке Рожайке здесь слышится характер стремительной горной реки.

Матушка Фамарь была родом из Грузии. Кроме престолов в честь иконы «Знамение» и преподобного Серафим, есть в скитском храме еще нижний придел - в честь святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии.

И теперешняя настоятельница поддерживает связь с грузинским монастырем, откуда в лучшие времена приезжали в скит монахини.

Возвращение святынь

В 1912 году к открытию скита была написана Серафимо-Понетаевская икона Пресвятой Богородицы «Знамение». Этот чудесный образ, украшенный жемчугом и камнями, был главной святыней скита со дня его образования. После закрытия обители икона исчезла.

И вот спустя много лет происходит следующее. Настоятельница поехала к врачу с одной насельниц. А рядом с больницей – музей Павла Корина. «Катя, зайдем в музей…» В музее - портрет матушки Фамари кисти художника, который он писал для своей композиции «Русь уходящая».

Подошла я к портрету, – рассказывает мать Иннокентия, – смотрит на меня матушка Фамарь своими темными глазами. Я обращаюсь к ней мысленно: «Матушка, дорогая, ну, хоть какое-нибудь утешение…» Тяжко в то время было… И вдруг на следующий день происходит встреча. В магазине. Я не знаю, почему я обратилась к этому человеку. Спрашиваю его: «А не видели ли вы у кого-нибудь такой иконы, Матерь Божия с поднятыми вот так руками?» А он смотрит так пристально и – вопросом на вопрос: «И вот здесь младенец?» И рисует рукой круг в районе живота. «Да», – отвечаю. Он опять смотрит внимательно и после некоторой паузы говорит: «Есть, и недалеко».

Через некоторое время идут в гости к дяде Славе. Вошли и сразу почувствовали - как будто повеяло чем-то, нездешним, высоким, неотмирным. Смотрят - вот она, икона Пресвятой Богородицы. Стоит, великая Пленница, закрыта от людей…

Оказалось, мать дяди Славы, Александра Беляева, работала в скитской больнице, она и сохранила эту икону у себя, когда разрушали скит. Теперь ее уже нет в живых, а икона живет в доме, к ней уже все привыкли, расставаться будто бы и не готовы…

И начались переговоры с хозяевами. В конце концов, решено было сделать большой снимок иконы в натуральную величину и подарить его хозяевам взамен оригинала. Не сразу они решились расстаться с ней, не сразу.

Но вот наступило 100-летие со дня прославления преподобного Серафима Саровского. В скиту престольный праздник, идет крестный ход. А навстречу ему - еще один крестный ход. Несут икону в храм.

И как только внесли, у всех было ощущение - Хозяйка пришла.

Икона Божией Матери "Знамение"

Еще одна святыня скита - икона Пресвятой Богородицы «Покрывающая». На ней Божия Матерь прикрывает головным платком и словно защищает Младенца, а Он держит в руке кисть винограда - эмблему Святого Причащения. Этот образ матушка Фамарь считала хранительницей скита. Владыка Арсений в свое время составил службу с акафистом Пресвятой Богородице в честь Ее иконы «Покрывающая». После закрытия скита икона находилась в Новоспасском монастыре.

Икона «Знамение Божией Матери» (в красном облачении), на которой написано, что это точная копия чудотворного образа, прославившегося 14 (27) мая 1885 года в Серафимо-Понетаевской обители Нижегородской области, была также передана в скит в самом начале его возрождения.

В трудах и молитвах

На сегодняшний день в скиту восстановлены одиннадцать из двенадцати домиков-келий в том виде, в каком они были раньше. Живут в скиту семнадцать насельниц.

Ухаживают за животными, выращивают картошку и овощи. Украшают цветами территорию скита. Молятся Богу и воссоздают кусочек рая на земле, который когда-то поразил митрополита Владимира, освящавшего обитель. И уже сейчас, бывая в скиту, всякий раз хочется воскликнуть вслед за владыкой: «Храм ваш к Богу зовет, а от скита веет таким благодатным миром, что душа радуется, забывая все горечи и невзгоды».

Светлана Гончарова


В 30 километрах к юго-востоку от Москвы находится Серафимо-Знаменский скит, основанный в начале XX века. В истории Русской Православной Церкви он был знаменит высотой монашеской жизни его устроителей, впоследствии новомучеников и исповедников Российских. Основательница скита схиигумения Фамарь, в миру Тамара Александровна Марджанишвили, происходила из богатой грузинской княжеской семьи и получила хорошее светское воспитание и образование. Лишившись родителей, она в 1889 году поступила в Бодбийский монастырь св. равноапостольной Нины. За молитвенные подвиги, высоту и чистоту духовной жизни, острый и проницательный ум в 1902 году она была назначена игуменией этого крупнейшего монастыря Грузии, где подвизались около 300 сестер. Значительное влияние на матушку в те годы оказал святой праведный Иоанн Кронштадтский. Он же более чем за два десятка лет предсказал ей пострижение в великую схиму и игуменство в трех монастырях. Игумению Фамарь лично знали такие высокие духовные лица, как митрополит Владимир (Богоявленский), Макарий (Невский), старцы Анатолий Оптинский, Алексий Зосимовский и другие. Первый камень в основание скита был заложен в августе 1910 года. Активное участие в обсуждении планов по внутреннему и внешнему устройству обители принимали великая княгиня Елизавета Феодоровна и будущий духовник обители владыка Арсений (Жадановский). Строительство продолжалось два года, новосозданную обитель лично освятил митрополит Московский Владимир (Богоявленский).

Монастырь найти не так легко, он словно скрыт от посторонних глаз…

Нам несказанно повезло. Паломников из Донецка, Луганска пригласил в паломничество протоиерей Константин Кобелев. С отцом Константином были прихожане из церкви Святителя Николая (Бирюлево). На снимке протоиерей Константин с внуками (справа) и протоиерей Геннадий Еременко с дочкой






Чудотворная икона «Знамение», именно пред этой иконой матушка Фамарь услышала глас Царицы Небесной, повелевшей ей устроить обитель





Главным покровителем и помощником матушки был преподобный Серафим Саровский. Она говорила: «Вся жизнь моя в руках преподобного Серафима». Его жизнеописание было первой книгой духовного содержания, прочитанной юной послушницей, и с тех пор она всем сердцем полюбила его. В 1903 году, во время торжественного открытия мощей преподобного Серафима, одна из монахинь Бодбийского монастыря была в Сарове и привезла оттуда маленький образок Чудотворца, освященный на раке. Это была совсем простая деревянная иконка с поясным изображением прп. Серафима, похожая на тысячи других, но матушка говорила: «Я бы ее из тысячи икон узнала!» Многие чудеса были явлены от нее. Матушка Фамарь никогда не расставалась с этой иконой. Как-то раз на карету, в которой она ехала с двумя сестрами в Тифлис, напала вооруженная толпа горцев. Как только поднялась стрельба, матушка Фамарь достала икону преподобного и с дерзновением стала взывать: «Преподобие отче Серафиме, спаси нас!» Карета была изрешечена пулями, но ни матушка, державшая икону в руках, ни сестры не были ранены.










Игуменья Иннокентия. На заднем плане — великолепные цветы, написанные рукою матушки — настоятельницы. Много доброго можно сказать об этой удивительной личности…


Сейчас мы в келии матушки Фамарь. Схиигуменья Фамарь, она такая родная и простая, что невозможно назвать ее иначе как МАТУШКА, МАМА. Все кто просит ее помощи, непременно, получают утешение ЕЕ Любовью и заботой. Все управляется Божией милостью по молитве Матушки

















Просуществовав 12 лет, в 1924 году скит был закрыт. С этого времени начинает существовать монастырь в миру, замаскированный под артель. Матушка, 10 сестер и священник – 12 человек по числу апостолов Христовых – поселились недалеко от Москвы, в Перхушкове, где продолжили свой монашеский подвиг. В 1931 году подвижниц вместе с матушкой арестовали, последовали тюремное заключение и ссылка в Сибирь. «Я рада, что чаша испытания мне досталась сильнее моих деток. Все, что за годы случается, вся жизнь, – разве это не чудо?!» – писала она из Сибири.


Из ссылки матушка Фамарь вернулась в 1934 году тяжело больной. За несколько дней до ее кончины художник Павел Корин закончил портрет «Схиигумения Фамарь». Скончалась матушка 23 июня 1936 г., тогда узнали, что под монашеским одеянием матушка тайно носила железные вериги. Отпевал ее на дому владыка Арсений, похоронена на Введенском кладбище в Москве.


Схиигуменья Фамарь, в миру — Тамара Александровна Марджанова. Годы земной жизни: 1869 – 1936 г. 22 декабря 2016 года в Патриаршей резиденции г. Тбилиси под председательством Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II состоялось заседание Священного Синода Грузинской Православной Церкви, в ходе которого были канонизированы и причислены к лику святых пять подвижников благочестия: благоверные цари Баграт III и Соломон I, Католикос-Патриарх всея Грузии Каллистрат (Цинцадзе), игумения Нина (Амилахвари) и схиигумения Фамарь (Марджанишвили), первая настоятельница Серафимо-Знаменского женского скита.

Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, патриарший наместник Московской епархии провел первую службу в Серафимо-Знаменском скиту в честь обретения мощей основательницы скита - матушки Фамарь в день ее памяти, 23 июня.

Серафимо-Знаменский скит-жемчужина древнерусского зодчества архитектора Алексея Щусева спрятан за деревней Битягово в сосновом бору, словно сошедший с картин Васнецова. Небо как колокол над верхушками сосен. Небольшие размеры шатровидной церкви обманчивы. Она вмещает в себя два храмовых помещения. Верхний храм освящен в честь Серафима Саровского и Иконы Божией Матери "Знамение". Большие сводчатые окна и множество мелких окошек в шатре наполняют помещение светом и создают ощущение полета.

Скит обнесен квадратной оградой, в которую встроены двенадцать келейных домиков, по числу апостолов. Напротив входа в храм святые врата со звонницей.

В 10.00 зазвонили надвратные колокола. Народ, который заполнил весь внутренний двор, расступился, чтобы встретить Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. Митрополит Ювеналий проходит через толпу к символическому алтарю под открытым небом:

На литургию и молебен прибыли священнослужители Московской области и 75 гостей из Грузии. Матушка Фамарь - Тамара Александровна Марджанишвили родилась в княжеской грузинской семье в 1868 году.

В 36-ти верстах от Москвы, на этой земле должна была проходить ветка Павелецкой железной дороги. В самый последний момент железнодорожная компания неожиданно продала земельный участок и перенесла строительство на пять километров в восточном направлении. Святейший Синод дал разрешение на строительство скита. Деятельное участие в его создании приняла великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, основательница Марфо-Мариинской обители, сброшенная в шахту Алапаевска 100 лет назад.

Елизавета Федоровна приезжала в Серафимо-Знаменский скит. Здесь и проявился их союз с матушкой Фамарь. Неслучайно в литургии участвовала Анна Громова, председатель Наблюдательного совета Фонда содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности "Елисаветинско-Сергиевского просветительского общества".

Первый камень в основание Серафимо-Знаменского скита был заложен 27 июля 1910 года. Окончание строительства пришлось на сентябрь 1912-го. В скиту поселились 33 монахини - по числу земных лет Иисуса Христа.

А в 1915 году в духовной жизни игумении Ювеналии (Тамары Марджанишвили) произошло особое событие. Она была пострижена в Великую схиму с именем Фамарь. Жизнь становилась житием. Под именем Фамарь она и вошла в святцы Грузинской и Русской православных церквей. В 1924 году скит был закрыт, а в 1934 году монахинь вместе с настоятельницей арестовали, заключили в тюрьму, а затем выслали в Сибирь.

Вы нас сейчас провожаете, - сказала тогда матушка Фамарь, - но придет время, когда мы вас будем встречать.

Основательница скита схимонахиня Фамарь оказалась в ссылке. Перед смертью в 1936 году ее портрет написал художник Павел Корин. Большинство сестер Серафимо-Знаменской обители были репрессированы. После закрытия обители в ней была размещена Заборьевская больница. В 60-е годы здесь находился пионерлагерь, затем - база отдыха.

Именно по соседству с пионерлагерем умерла в подмосковном санатории 5 марта 1966 года Анна Ахматова, куда ее со своей матушкой привез артист Алексей Баталов. Накануне Ахматова просила передать ей в санаторий Новый Завет, чтобы сличить евангельские тексты с текстами кумранских рукописей. О кумранских находках последняя, сделанная рукой Ахматовой, запись, датированная 4 марта: "Отчего же римляне так страшно мучили кротчайших христиан."

Опустевший и полуразрушенный скит был передан Православной церкви в 1999 году.

И тут появляемся мы, - рассказывает настоятельница скита матушка Иннокентия. - Это место напоминало зону в фильме "Сталкер" Тарковского. Кругом бурелом, непроходимые заросли. Сейчас ремонтно-восстановительные работы в нем закончены.

Отстраивали всем районом, - сказал глава администрации Домодедовского района Александр Двойных. - Все додомедовские предприятия активно помогали.

Серафимо-Знаменский скит под руководством игуменьи Иннокентии (Поповой) зажил духовной жизнью. 22 декабря 2016 года Священный Синод Грузинской Православной Церкви принял решение о канонизации основательницы скита - схиигумении Фамари.

В Православной церкви есть обычай, - причисленные к лику святых одной церкви почитаются во всех церквях, - сказал Митрополит Ювеналий. А потому 28 декабря 2017 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято решение о включении имени преподобноисповедницы Фамари в официальные месяцесловы. Датой ее молитвенной памяти стало 23 июня. Так обитель стала духовным мостиком между братскими Грузинской и Русской Православными Церквями.

Затем дерзновенная настоятельница скита матушка Иннокентия, по словам Митрополита Ювеналия, возжелала, чтобы были обретены мощи матушки, тело которой упокоилось в московской земле. Была образована специальная комиссия, которая занималась сличением примет. Был обретен матушкин параман и нательный крестик.

Обретенные мощи, к которым молящиеся впервые приложились 23 июня 2018 года, будут находиться в верхнем храме скита. А икона преподобной мученицы Фамари с частицей мощей передана в дар Предстоятелю Грузинской Православной Церкви.

Сейчас в скиту проживает более 10 монахинь, здесь открыта воскресная школа, но я думаю, что придет время, и они достигнут количества тридцати трех. У монахинь - огороды и теплички, где растут огурцы, кабачки, свекла, чеснок, клубника, крыжовник, смородина. А какой крупный жасмин зацвел - с чайную розу.

Составитель Ольга Рожнева.

Книга посвящена схиигумении Фамари (Марджановой; 1868-1936). Матушка Фамарь была в разное время настоятельницей трех монастырей: Бодбийского (в Грузии), Покровской общины в Москве и Серафимо-Знаменского скита под Москвой. Грузинская княжна, принадлежавшая к знатному роду, она оставила мир и последовала за Христом, став исповедницей Русской Православной Церкви. В 2016 году схиигумения Фамарь канонизирована Грузинской Православной Церковью.

Схиигумения Фамарь (Марджанова), в миру княжна Тамара Александровна Марджанишвили, родилась 1 апреля 1868 года в Грузии, в селе Кварели, в дворянской семье. Ее отец полковник Александр Марджанишвили и мать Елизавета, урожденная княжна Чавчавадзе, были глубоко верующими людьми и окормлялись у афонского священноинока отца Иессея.

В юности Тамара пережила трагедию — потерю любимых родителей. Это сказалось на душевном настрое девушки, обратили ее взгляд от временного к вечному.

Тамара Александровна с младшими братом и сестрой остались наследниками родового имения. Брат Тамары Константин Александрович Марджанов (Котэ Марджанишвили) стал известным актером, режиссером, одним из основоположников национального грузинского театра. Сама Тамара получила хорошее образование в Закавказском девичьем институте. Имея прекрасные музыкальные способности и чудесный, проникновенный голос, она готовилась к поступлению на вокальное отделение Петербургской консерватории. Очаровательная девушка из знатной семьи привлекала внимание женихов, и на нее заглядывались юноши из лучших грузинских семей. Но у Господа были иные планы на ее счет, и неожиданно судьба Тамары приняла совершенно другой оборот.

Биограф схиигумении Фамари епископ Серпуховский Арсений (Жадановский), рассказывал о том, как летом 1888 года Тамара с сестрой посетили Бодбийский монастырь: «На второй день по приезде обе сестры поспешили отправиться в монастырь ко всенощной. Служба шла в маленьком домовом храме; пели три инокини; только что назначенная игумения Ювеналия читала канон. В такой обстановке и в таком обществе Тамаре Александровне никогда не приходилось бывать. Как только вошла она в церковь, моментально явилась у нее мысль: “И я поступлю в монастырь”… В душе молодой девушки произошел какой-то внезапный переворот: ехала в обитель светской, а домой возвратилась по настроению инокиней. Во время службы Тамара Александровна тихонько подпевала клиросным... Итак, Тамара Александровна вернулась из монастыря с твердым намерением непременно туда попасть».

В монастыре Тамара приняла постриг с именем Ювеналия. Игумения Ювеналия и молодая инокиня Ювеналия были очень дружны. Когда в 1902 году игумения получила назначение в Московский Рождественский монастырь, молодую инокиню Ювеналию назначили игуменией Бодбийского монастыря.

В 1905 году она Указом Синода была переведена в Москву, и назначена настоятельницей Покровской общины сестер. В 1910 игумения Ювеналия по благословению начала строить Серафимо-Знаменский скиту. По вопросам внутреннего устройства скита матушка обращалась к Владыке Арсению (Жадановскому). В 1916-м он стал для сестер духовником, а за год до этого совершил пострижение игумении Фамари в схиму.

В 1924 году чудесный скит был закрыт и уничтожен большевиками. Сестры разошлись в разные стороны. По сведениям некоторых из ее духовных чад, первоначально схиигумения Фамарь некоторое время жила в покоях великой княгини Елизаветы Федоровны в Марфо-Мариинской обители. После ее закрытия матушка Фамарь приехала в село Кузьменки под Серпухов. Многие сестры ее скита были сами родом из Серпухова.

В 1931 матушку Фамарь с двумя сестрами арестовали. В камере, где находилась матушка, политические заключенные содержались вместе с уголовницами. Сестры вспоминали, что им как-то удалось отделить с помощью небольшой занавески угол для матушки в общей камере. Величие духа подвижницы чувствовали все заключенные, даже уголовницы прекращали шуметь и ругаться по ее просьбе. Когда схиигумения Фамарь получала передачи, она делилась ими со всеми сокамерницами, и они принимали от нее угощение как благословение.

Когда следствие было закончено, схиигумению Фамарь выслали на пятилетний срок в глухую сибирскую деревню Усть-Уду на Ангаре, за двести верст от Иркутска.

Несмотря на физическую немощь, духовное величие и красота духа матушки оставались неизменными и, наоборот, с годами набирали силу. Именно эту ее сокровенную красоту духа подвижницы увидел знаменитый художник Павел Корин. За несколько дней до кончины матушки он закончил портрет «Схиигумения Фамарь», послуживший одним из этюдов к монументальному полотну «Русь уходящая».

Схиигумения Фамарь отошла ко Господу 10/23 июня 1936 года. Отпевал ее на дому владыка Арсений (Жадановский). Самого владыку Арсения ждал очередной арест. Через год, в сентябре 1937-го, он был осужден тройкой при УНКВД СССР по Московской области по обвинению в «руководстве и организации контрреволюционной нелегальной монархической организации церковников» и расстрелян на Бутовском полигоне.

Матушку Фамарь похоронили в Москве, на Введенских горах, «Немецком» кладбище Москвы, недалеко от могилы протоиерея Алексия Мечева, ныне прославленного в лике преподобных.

Могила матушки и теперь цела и в полном порядке. На месте ее упокоения поставили простой белый деревянный крест с двумя иконами — Божией Матери «Знамение» и преподобного Серафима Саровского. На нижней перекладине креста, по благословению владыки Арсения, сделана надпись: «Веруяй в Мя имать живот вечный».

22 декабря 2016 года Священный Синод Грузинской Православной Церкви принял решение о канонизации схиигумении Фамари.

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас!

22 декабря 2016 года в Патриаршей резиденции г. Тбилиси под председательством Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II состоялось заседание Священного Синода Грузинской Православной Церкви, в ходе которого были канонизированы и причислены к лику святых пять подвижников благочестия: благоверные цари Баграт III и Соломон I, Католикос-Патриарх всея Грузии Каллистрат (Цинцадзе), игумения Нина (Амилахвари) и схиигумения Фамарь (Марджанишвили), первая настоятельница Серафимо-Знаменского женского скита.

Впервые в истории Грузинская Церковь прославляет своих игумений, сообщает сайт Синодального отдела по монастырям и монашествующим.

Серафимо-Знаменский скит занимает особое место среди монастырей Подмосковья. Он был основан в 1910 году грузинской княжной Тамарой Александровной Марджанишвили (в то время игумения Ювеналия) - будущей схиигуменией Фамарью.

Краткая справка

«Сознание того, что у тебя есть любящие тебя люди, облегчает несение тяжелого креста», - говорила схиигумения Фамарь (1869-1936), которая всю свою жизнь старалась облегчить своим ближним их бремена.

В 1869 г. в Кварели в семье князей Александра и Елизаветы Марджанишвили родилась дочь Тамара, будущая основательница Серафимо-Знаменского монастыря, а через 3 года сын - Константин, ставший в последствии известным режиссером. Елизавете пришлось воспитывать 4-х детей одной, т.к. муж скоро умер. Стараясь, чтобы дети не чувствовали своего сиротства, она дала всем им хорошее образование. У Тамары рано проявился талант к музыке, а Коте увлекся театром. Тамара собиралась поступать в Московскую консерваторию, но потом изменила свое решение и поступила на Высшие курсы в Петербурге, где вращалась среди фрейлин императорского двора. Узнав о смерти матери, 20-летняя Тамара немедленно выехала на родину управлять отцовским имением.

Это было смутное время. Крестьяне, бывшие крепостные ее деда, относились к княжне враждебно. Периодически горцы с Северного Кавказа совершали набеги на ее крестьян и грабили их хозяйства. Тамара пыталась организовать защиту крестьян, но ничего не получалось. Через год после смерти матери Тамара поехала в монастырь Св. Нины в Бодбэ. Встретившись с игуменией Ювеналией (Еленой Викентьевной Ловенецкой), молодая княжна получила от нее две книги «Житие аввы Дорофея» и «Житие Серафима Саровского», которые произвели на нее неизгладимое впечатление.

Княжна решила принять постриг. Когда она сообщила о своем намерении близким, те не смогли сдержать смеха и принялись ее отговаривать. Затем ее спешно вывезли в Тифлис и развлекали ее, как могли, чтобы она изменила свое решение.

«Помню, - рассказывала мать Фамарь впоследствии, - сидела я в театре и перебирала четки». Зная, что ее родственники категорически против монашества, Тамара ночью ушла из дома в Бодбийский монастырь. Игумения скоро постригла Тамару с именем Ювеналия (через несколько лет после принятия схимы ей вернули первоначальное имя). Очевидцы говорили, что во время пострига над будущей игуменией летал голубь. В 1902 г. игумению Ювеналию перевели в Москву настоятельницей Богородице-Рождественского монастыря, которым она управляла в 1902-1922 гг. вплоть до его закрытия. На ее месте осталась Ювеналия-младшая и игуменствовала в обители несколько лет.

В 1903 г., когда произошло прославление св. Серафима Саровского, молодая игумения направила в Саров одну монахиню с просьбой привезти ей оттуда икону нового угодника Божиего, освященную на его же мощах. Монахиня скоро вернулась с простой деревянной иконкой новопрославленного святого размером 12 х 15 см. Игумения Ювеналия не расставалась с ней и часто молилась Саровскому старцу. От этой иконы в обители произошло много исцелений.

Молодая игумения, как могла, защищала сестер и монастырскую собственность. Из-за этого революционеры присылали ей письма с угрозами. Как-то даже напали на ее экипаж по пути в Тифлис. Началась стрельба. Игумения прижала к груди икону Серафима Саровского и молилась. Неожиданно на дороге показался казачий разъезд, и нападавшие разбежались. Несмотря на то, что на полу экипажа валялось много пуль, ни одна из них не задела ни игумению, ни сестер. Из-за явной опасности игумению Ювеналию по решению Синода перевели в Москву. Там м. Фамарь очень сблизилась с Великой княгиней Елисаветой Феодоровной, основательницей Марфо-Мариинской обители. Она попросила у м. Фамарь чудотворную икону св. Серафима Саровского для больного гемофилией царевича Алексея. Как ни тяжело м. Фамарь было расставаться со святыней, но отказать она не могла.

Известно, что эта икона висела в спальне у наследника престола. Но что случилось с ней после 1917 г., никто не знает. Однажды, когда игумения молилась перед иконой Божией Матери, она получила повеление и почувствовала, что Богу угодно ее отшельничество. Необыкновенное явление от иконы повторилось несколько раз. Чтобы обезопасить себя от вражеского искушения, м. Фамарь обратилась к старцам. И вскоре по их благословению был основан Серафимо-Знаменский женский монастырь. Он просуществовал только 12 лет и отличался особо строгим уставом.

В 1924 г. обитель была закрыта. Схиигумения Фамарь с сестрами по благословению Патриарха Тихона была переведена в Перхушково.

В 1931 г. схиигумения Фамарь была арестована по обвинению в поддержке восстания крестьян в Грузии против социалистического строя.

В тюрьме м. Фамарь и ее послушница пользовались среди заключенных большим уважением. Арестантки даже выделили ей отдельный угол для молитвы. М. Фамарь часто получала передачи, которые поровну делила с сокамерницами. Вскоре ей присудили 5 лет ссылки в Иркутск. При прощании с ней все, кто сидел в камере - воровки, проститутки, верующие и неверующие, - подходили к ней под благословение. Из глухой деревни под Иркутском м. Фамарь подбадривала своих близких. «Я рада, - писала она, - что чаша мучений мне досталась тяжелее, чем моим чадам». Наверное, так было нужно, чтобы очиститься от грехов вдалеке от близких и в духовном одиночестве испустить дух. Сырой климат подорвал здоровье монахини, и м. Фамарь заболела туберкулезом. Коте Марджанишвили пытался помочь сестре и специально встретился с Луначарским, но получил ответ: « Пусть режиссер Марджанов забудет, что у него есть сестра!» После освобождения м. Фамари было позволено жить на станции Пионерская. У нее была удивительная сила молитвы. «Не бойся, я молюсь за тебя», - говорила она страждущим, и человек вскоре чувствовал облегчение. Верная дочь Церкви, м. Фамарь была категорически против расколов и своим чадам советовала никогда не вмешиваться в церковные споры. Господь даровал ей мирную кончину в кругу близких людей. Тогда узнали, что под монашеским одеянием м. Фамарь тайно носила железные вериги. Похоронена схигумения Фамарь в Москве недалеко от св. Алексия Мечева.