Средства и приемы пропаганды. Методы пропаганды. Также рекомендуем ознакомиться с видеороликом «Шесть приоритетов управления обществом» проекта Закон времени

Действительно, во все времена среди балерин считалось не то что незазорным, а даже престижным иметь в покровителях властных особ. А мужская половина человечества - и во времена Пушкина, и в эпоху СССР - часто увлекалась девушками в пачках.

Фуэте на столе

Прославленная Пушкиным танцовщица Авдотья Истомина никак не могла выбрать, кого же из поклонников предпочесть - кавалергарда Василия Шереметева или графа Александра Завадовского. В итоге соперники устроили дуэль, Шереметев погиб.

Самым известным почитателем одной из ярчайших звёзд балета ХХ века - Матильды Кшесинской - был цесаревич Николай II. Когда он был коронован на престол, у балерины появился новый опекун - великий князь Сергей Михайлович, потом - великий князь Владимир Александрович и его сын Андрей.

Большевики, придя к власти, тоже не побрезговали «барским» увлечением и активно стали посещать балетные спектакли. Сам Иосиф Виссарионович любил зайти в Большой театр полюбоваться, как танцует его близкая подруга Ольга Лепешинская. А затем, после окончания постановки, подвозил приму до дома на правительственной машине. Часто он уезжал от Лепешинской уже под утро. На спектакли вождь нередко привозил с собой часть своей свиты, среди которой тоже было немало любителей прекрасного.

Одним из самых знаменитых почитателей балета и балерин был «всесоюзный староста» Михаил Калинин. Сталин называл его за это «похотливым всесоюзным козлом». Калинин, как говорят, приглашал девушек к себе в кабинет и заставлял крутить фуэте в чём мать родила прямо на его рабочем столе. По слухам, одна из балерин, на которую положил глаз Калинин, - Белла Уварова - отказалась участвовать в его «кастингах». Калинин заходил со всех сторон, но девушка была неприступна. Однажды тело Уваровой нашли неподалёку от Москвы, а Калинина после этого отправили в незапланированный отпуск.

Сколько балерин перебывало в постели Лаврентия Павловича Берии, не сосчитать. Время от времени он заезжал в Большой театр, чтобы посмотреть, как балерины занимаются разминкой, и выбрать себе что-нибудь «новенькое».

Но не только девушки-балерины водили дружбу с властью. Знаменитый танцовщик Марис Лиепа ходил в любовниках у Галины Брежневой, хотя на тот момент был давно и счастливо женат. Их роман длился пять лет, и всё это время Марис обещал Галине развестись с женой, чтобы оформить их отношения. Но обещания так и не сдержал. Брежнева же всё это время помогала ему в карьере, надеясь, что любовник оценит её старания и поймёт, что она и есть женщина его жизни. «Каждый мужчина, который становился близким другом Брежневой, конечно, не мог не думать о её возможностях. И ею пользовались», - уверен Рой Медведев.

Cлава и артрит

В конце 1970-х - начале 1980-х гг. в партийной элите мода на романы с балеринами прошла. Зато появилось новое поветрие - отдавать своих детей и внуков в балет. Ксения Горбачёва, внучка Михаила Горбачёва, занималась балетом целых десять лет в самой престижной балетной школе страны. «Балериной я так и не стала, зато получила ноющие при непогоде коленки и артрит», - рассказывает Ксения.

Внучка генсека ЦК КПСС Юрия Андропова Татьяна окончила балетное училище и была принята на работу в Большой театр. Но знаменитой балерины из неё тоже не вышло. Она вышла замуж и уехала в США, где занялась преподавательской деятельностью. Алиса Хазанова, дочь Геннадия Хазанова, тоже пробовала свои силы в Большом. Но стать примой ей помешала травма. Теперь Хазанова выстраивает карьеру в кино.

Его создатели решили показать не только «красивую обёртку», но и оборотную сторону этого искусства, рассказав о закулисных интригах и романах балерин с влиятельными мужчинами. Настя Винокур прославилась как балерина благодаря папе, Владимиру Винокуру. Ведь именно он во многих телеэфирах рассказывал, какая у него талантливая дочь. А в последнее время стал демонстрировать на своей руке татуировку с изображением Насти в балетной пачке.

Подруга Насти Винокур - Лола Кочеткова, дочь авторитетного бизнесмена Алимжана Тохтахунова, сразу в Большой театр не попала, несмотря на папины связи. «Я закончила Московскую академию хореографии с красным дипломом, - рассказала Лола «АиФ». - Хотела танцевать в Большом театре. Но впервые за всю историю русского балета выпускницу, сдавшую госэкзамены на все пятёрки, туда не приняли. И не потому, что я какая-то особенная, а из-за интриг: у тогдашнего директора Большого театра Владимира Васильева был конфликт с ректором нашей академии Софьей Головкиной. Васильев заявил мне, что я маленького роста, поэтому не подхожу». Но в конце концов Лолу в Большой театр всё-таки взяли.

В наши дни девушки из балета считаются хорошей партией и выходят замуж за влиятельных бизнесменов. Прима-балерина Мариинского театра Ирма Ниорадзе стала супругой мецената и винодела Гочу Чхаидзе, дочь Мариса Лиепы Илзе замужем за нефтяником Владиславом Паулюсом.

4 апреля 2013, 10:15

Анастасия Волочкова: В гримерке мне угрожали ножом!

Партнеров балерины жестоко избивали, чтобы они не выходили с ней на одну сцену.

Однажды ко мне в гримерную пришли два поклонника - огромные мужики с корзиной цветов, - вспоминает Настя события того вечера. - Ну, думаю, как обычно, хотят попросить автограф. А они... вытащили ножичек и сказали: «Анастасия, от имени директора Большого театра мы требуем прекратить судебный процесс и забрать документы».

Директор Большого театра Анатолий Иксанов пытался лишить меня партнеров. Танцовщиков, которые продолжали участвовать в моих спектаклях, избивали! Больше всех досталось Жене Иванченко. Накануне открытия сезона в Большом театре в 2003 году, где мы должны были танцевать с ним «Лебединое озеро», он внезапно исчез. Оказалось, его избили в подъезде дома, предупредив, что если он еще раз появится на пороге Большого театра или рядом с Волочковой, то будет еще хуже.

Чтобы заглушить голод, балерины пьют шампунь!

Для многих артистки балета - это пышные пачки, изящные пуанты и непрекращающиеся аплодисменты. О том, что скрыто за этим лоском, знают только посвященные: те, кто сумел пройти строгий отбор приемной комиссии и многолетний ежедневный тренаж в зеркальном зале. Эти люди отдают балету все время и здоровье. Просто потому, что не могут иначе.

Ася ВАСИЛЬЕВА

В девятом классе к нам в школу пришла новенькая - стройная, вытянутая как струнка, но при этом по-кошачьи грациозная Машенька. Раньше она училась в хореографическом училище на «классике» и могла стать профессиональной балериной. Могла, но не захотела. Просто не выдержала безумных физических нагрузок.

Естественный отбор

Тем, кто все же решил связать свою жизнь с балетом, придется выдержать вступительный экзамен в хореографическое училище. Самые сильные школы России - в Москве, Санкт-Петербурге, Перми, Владивостоке и Новосибирске. Живут поступившие в общежитиях. Занятия проходят жестко - никаких сюсюканий.

Почти все педагоги - строгие и черствые люди, - вспоминает моя одноклассница Мария Якубовская. - Хореограф орала постоянно! Когда замечала расслабленные ягодицы балерин, хватала мухобойку и с криком «подберите подпопники» шлепала девочек. Чтобы мы лучше тянули ноги, в ход шла огромная линейка: ее ударами учитель показывала, какую именно мышцу нужно напрягать. Я вся в синяках была.

О пропусках занятий не может быть и речи! - консультирует мамочек на специальном форуме юзер Swan. - Моя дочь однажды сильно простудилась и лежала в постели с высокой температурой. Педагог позвонила и стальным голосом произнесла: «Не может тренироваться, пусть уходит! На ваше место куча желающих. Жалко ребенка - забирайте домой! Уважительной причиной для пропуска может быть только смерть!» Будьте готовы, что заниматься ребенку придется с утра и до позднего вечера. Моя дочь и по ночам растягивалась.

Как бы ни была талантлива и старательна девочка, если она родилась не с теми физическими данными, дорога в классический балет ей закрыта, - объясняет Якубовская. - Экзаменаторы в училище смотрят на тебя, как на собаку на выставке: если суставы недостаточно подвижны или с растяжкой проблемы, длина ног неподходящая или размер головы подкачал, моментально забраковывают.

Первое, на что обращает внимание приемная комиссия, - выворотность (способность ног разворачиваться наружу). Кроме того, девочки должны быть очень гибкими: без труда поднимать ногу на 180 градусов, изящно гнуть спину, складываясь при этом буквально пополам. Еще одно важное качество - высокий подъем. Многие, чтобы добиться нужного результата, его «ломают» - так называется насильственная растяжка связок верхней части стопы.

Самый простой способ - подсунуть пальцы ног под батарею или шкаф, - советует на форуме BalletRose. - Главное, чтобы просвет между полом и предметом был как можно меньше. Суть «истязания» в том, чтобы ноги находились под батареей в шестой позиции (ровно), при этом колени должны оставаться прямыми, а носочки стремиться к полу. Это больно, но нужно терпеть!

Будущая балерина должна обладать длинными конечностями. У балетных есть даже специальный индекс «длинноногости», который высчитывают при приеме в училище.

Каждого ребенка измеряют дважды - в полный рост и от макушки до ягодиц, - поясняет Якубовская. - Затем рост в положении сидя делят на рост стоя и умножают на сто. Балетная норма - 49 - 52 процента. Собственно, этот индекс можно оценить и невооруженным глазом: ноги балерин должны быть гораздо длиннее туловища.

Жертвы искусства

Конкуренция в балете просто чудовищная: из 500 пришедших на просмотр возьмут только 30, из них в училище доучится всего половина, а ведущие партии будет танцевать лишь одна.

Самые сложные испытания для юных балерин приходятся на учебные будни.

Подъем в семь утра, до занятий нужно помыть полы и убрать постель, успеть собрать волосы в «шишку», - рассказала 13-летняя Надежда Высоцкая, студентка Пермского хореографического училища. - Многие девочки кусают и царапают учителей во время растяжек - такая невыносимая боль. Помню, как писала маме письма, в которых умоляла забрать меня домой, но наступал новый день, и я снова шла в класс.

Для служительниц Терпсихоры идеальная фигура - скелет. Каждая калория в еде подсчитана штатным диетологом училища. Нужный вес опять-таки высчитывается по формуле: рост минус 122. Всех, кто выходит за эти рамки, исключают.

К вечеру есть хочется особенно сильно, - продолжает Надежда. - Чтобы справиться с этим, я жую жвачку. Слышала, что кто-то пил шампунь.

Перед контрольным взвешиванием студентки начинают худеть изо всех сил. Особенно жестко - в пятом классе, после которого в хореографических школах идет великая чистка: в программу вводят дуэтный танец, и считается, что мальчикам вредно поднимать более 50 килограммов.

Мы за день до взвешивания наедались фуросемида - сильного мочегонного, - делится опытом балерина Евгения Петрова. - Одна из девиц две недели сидела на сыре и сухом вине. От такой диеты она постоянно пребывала в легком подпитии и сразу после экзамена грохнулась в обморок. Самыми уязвимыми были дети из обеспеченных семей: они вечно экспериментировали с неведомыми лекарствами. Случались и трагические истории. Из училища выпускалась дочка известного теледиктора. Перед экзаменом она сильно похудела, и, видимо, на этой почве у нее что-то случилось с психикой. Съев яблоко, бежала в туалет, чтобы вызвать рвоту, а потом к зеркалу - посмотреть, не прибавила ли она в весе. Когда она совсем ослабела, ее положили в больницу, кормили внутривенно, но она выдирала трубки. Закончилось все ужасно: она умерла при весе 38 килограммов!

Но есть в балете и счастливые люди, которые могут есть, что хотят, без всяких последствий для фигуры. Алла Михальченко всегда съедала полный обед, прикупала в буфете пирожное или пяток конфет и тут же шла на репетицию.

Кровавые пуанты

Профессиональные балерины болеют в четыре раза чаще обычных людей. Как правило, они страдают расстройством пищеварения, нарушением менструального цикла, артритом, остеопорозом и сердечно-сосудистыми заболеваниями. Не редки среди танцовщиц случаи бесплодия.

К выпуску месячные прекратились у половины наших девчонок, - рассказывает на форуме Лана. - Но самая болезненная тема - ноги. Размер пуантов почти в два раза меньше обычной обуви. Это позволяет опираться на пальцы, но здорово деформирует стопу. Наши ноги узнаешь из тысячи: все в шишках, мозолях, кровоподтеках. У всех, кто «ломал» себе подъем, рано или поздно разбалтываются и даже надрываются связки. Из-за этого ноги легко подворачиваются при прыжках. О переломах и не говорю!

Именно поэтому прежде, чем надеть новые пуанты, балерина их тщательно готовит: разбивает молотком носок, делая его мягче, выдирает стельку, подошву трет кухонной теркой, а самый кончик туфельки надрезает, зашивая образовавшуюся дыру толстыми нитками.

После выпуска из училища для балерины начинается борьба за сцену.

В балете нет подруг: в любую минуту тебе могут воткнуть нож в спину, - откровенничает на форуме одна из артисток Большого театра под ником Tata.

Мне однажды натерли костюм изнутри какой-то мазью, - рассказывает на форуме Иван. - Во время танца тело нагрелось - кожа стала чувствительной, а от этой мази - нестерпимая боль. Еще как-то подрезали на балетках резинки, которые удерживают их на ноге. Во время танца обувь слетела.

Несмотря на обширные связи, дочь известного юмориста Владимира Винокура так и осталась просто хорошей балериной.

Мои вещи выбрасывали из гримерок в коридор, давая понять, кто в доме хозяин, - рассказывает Анастасия. - Про битое стекло в пуантах - тоже правда!

Справиться с неимоверными физическими и психологическими нагрузками под силу не каждой. Большинство балетных, чтобы танцевать, превозмогая боль, горстями глотают обезболивающее, а некоторые подсаживаются на сильнейшие транквилизаторы и алкоголь.

Похвастаться огромными заработками артисты балета тоже не могут - их доход зависит от числа выступлений и ролей: в крупных театрах рядовые балерины получают 15 - 20 тыс. руб., в провинции - 6 - 9 тыс. Спасают, конечно, гастроли, за которые платят командировочные, и возможность подработать в других постановках. У прим и ведущих артистов положение лучше - они приносят домой от 50 до 80 тыс.

Отпуск у балетных обычно длится месяц. Творческая пенсия наступает после 20 лет стажа - как правило, к 35 - 37 годам. Это совсем не значит, что по достижении данного возраста балерин выбрасывают из театра: Екатерина Максимова, к примеру, выступала до 55 лет, Галина Уланова - до 50, Майя Плисецкая - до 65. Но нынешняя танцевальная молодежь предпочитает подстраховываться, осваивая после хореографического училища более «земные» профессии.

Фуэте на столе

Многие балерины имеют властных покровителей. Еще прославленная Александром Пушкиным танцовщица Авдотья Истомина никак не могла выбрать, кого из поклонников предпочесть - кавалергарда Василия Шереметева или графа Александра Завадовского. В итоге соперники устроили дуэль. Шереметев погиб.

Поклонником одной из ярчайших звезд балета прошлого века - Матильды Кшесинской - был Николай II. Это было нормой того времени - мужчины из царской семьи всегда тяготели к артисткам Императорского театра. Великий князь Николай Николаевич- старший увлекался балериной Екатериной Числовой, в результате чего у танцовщицы появились двое сыновей и две дочери. А великий князь Константин Николаевич так восхищался искусством балерины Кузнецовой, что в этом бесконечном восторге построил ей двухэтажный дом и гостил в нем неделями.

Роман Кшесинской с цесаревичем закончился после его женитьбы на принцессе Алисе Гессенской. После балерина перешла из рук в руки к кузену Николая - великому князю Сергею Михайловичу. Он даже звал замуж подругу, но та выбрала молодого великого князя Андрея Владимировича.

Большевики, придя к власти, тоже не брезговали «барским» увлечением. Сам Иосиф Сталин обожал любоваться, как в Большом театре танцует Ольга Лепешинская, и всегда после спектакля подвозил приму домой. Иногда вождь уезжал от балерины уже под утро.

Одним из самых знаменитых почитателей балетных фей был «всесоюзный староста» Михаил Калинин. За это Сталин прозвал его «всесоюзным похотливым козлом». Говорят, Калинин приглашал девушек к себе в кабинет и заставлял крутить фуэте в чем мать родила прямо на его рабочем столе. По слухам, Белла Уварова - одна из балерин, на которую положил глаз Михаил Иванович, отказалась участвовать в этом безобразии, а через какое-то время ее тело нашли неподалеку от Москвы. После этого случая Калинина срочно отправили в незапланированный отпуск.

Сколько балерин перебывало в постели Лаврентия Берия, не сосчитать. Время от времени он заезжал в Большой театр, чтобы посмотреть, как балерины занимаются разминкой, и выбрать себе девушку по настроению.

Знаменитый танцовщик Марис Лиепа ходил в любовниках у Галины Брежневой, хотя на тот момент был женат. Их роман длился пять лет, дочка генсека все это время помогала ему в карьере.

Высокодуховный стриптиз

Балет всегда ассоциировался с гомосексуализмом. Поэтому каждый танцовщик должен иметь жену, которая становится защитой от подозрений. Только имея спутницу жизни, есть перспектива стать выездным. Но находились смельчаки, которые не боялись своей ориентации. Например Вахтанг Чабукиани. Этот легендарный танцовщик обладал мужественной внешностью, ярким темпераментом и... бесконечной любовью к мальчикам.

Рудольф Нуреев в узком кругу ленинградских геев приобрел репутацию горячего татарского парня. В собственной версии «Спящей красавицы» он поворачивался спиной к залу и медленно снимал длинный плащ, пока, наконец, зрителю не открывались роскошные ягодицы танцора. Умер он, кстати, от болезни геев и наркоманов - СПИДа.

Истории четырёх жителей Екатеринбурга, которые в разном возрасте вычеркнули из своей жизни алкоголь, о том, почему они это сделали, как это восприняли окружающие и что изменилось в их жизни после полного отказа от алкоголя...

«Спиртное забирает несколько вещей, которых всегда мало: деньги, энергию, время и здоровье»

Сегодня алкоголь – традиционная составляющая жизни, которая сопровождает и радость, и печаль. Для кого-то обыденными считаются бокал вина за ужином и пара коктейлей в пятницу вечером – кажется, что от небольшого количества спиртного не будет ничего, кроме приятного расслабления. Но в августе 2018 года эксперты ООН пришли к выводу, что даже самые малые порции алкоголя наносят серьезный ущерб здоровью и заметно повышают вероятность преждевременной смерти от болезней сердца, рака и несчастных случаев. В общей сложности, спиртное уносит жизни трех миллионов жителей планеты и 82 тысяч россиян каждый год. В феврале в Минздраве назвали, сколько смертей трудоспособных мужчин связаны с алкоголем – около 70 %.

The Village пообщался с четырьмя жителями Екатеринбурга, которые в разном возрасте вычеркнули из своей жизни алкоголь – о том, почему они это сделали, как их решение восприняли окружающие и что изменилось после.

Дмитрий Колезев

журналист, шеф-редактор, 34 года

НЕ ПЬЕТ 2 ГОДА

Когда я был ребенком, то постоянно видел, как взрослые вокруг выпивали. Наверное, именно тогда алкоголь стал ассоциироваться у меня со взрослой жизнью и «крутостью». Я мечтал, что вырасту и буду с безразличным лицом глотать спиртное, даже не поморщившись. Лет в семь взрослые дали мне попробовать пиво.

Впервые я напился в седьмом классе - вместе с друзьями мы выпили отвратительной паленой водки «Дамский каприз» из ларька. Все блевали. Когда мы стали постарше, то стали пить пиво. После школы мы часто садились выпить в каком-нибудь кафе или дворике - для большинства наших сверстников это было нормой: скорее, странным нам казалось, если человек так не делал. Когда мы пили пиво вместо уроков, то чувствовали, что делаем что-то запретное - тайна объединяла нас еще больше.

В студенческие годы я нередко напивался на тусовках вместе со всеми, но постепенно интерес к спиртному стал пропадать. На время студенчества пришелся пик алкоголя в моей жизни - мы часто тусовались в общежитии, пили пиво на улице или коктейли в барах. Коктейли - это вообще один из самых коварных видов спиртных напитков, в них много сладкой газировки и сиропов, которые заглушают вкус алкоголя. Организм устроен так, что, когда ты пьешь чистый спирт, он говорит тебе: «Чувак, это не для тебя, ты это пить не должен», поэтому когда ты впервые пробуешь алкоголь, тебя тошнит. Но когда алкоголь смешивается с чем-то сладким, вкус спирта маскируется, и организм вовремя на него не реагирует.

Общество не особо порицает человека, который напился, уснул под деревом и не пришел домой - это вызывает лишь добрые усмешки. Человек, который тоже самое сделает под героином, вызовет совершенно другие эмоции - нам это будет казаться человеческой трагедией. Но так ли велика разница?

Два года назад я решил попробовать пожить без алкоголя вообще, но не ставил перед собой никаких обязательств: знал, что если что-то себе запрещать, то это не будет работать. У меня и раньше были моменты, когда я просыпался с похмелья и думал: все, больше никогда не буду пить. Естественно, через какое-то время я снова где-то выпивал, но почти всегда чувствовал по этому поводу внутренний конфликт. В конце концов я для себя понял, что на самом деле мне просто не нравится пить алкоголь и решил прекратить это делать.

Первые полгода после отказа мне приходилась регулярно объяснять людям, почему я не пью. Люди думали, что если они будут лучше меня уговаривать, то я сломаюсь и соглашусь. Но если у тебя правда нет желания пить, то никакие уговоры не помогут. Я много раз попадал в ситуации, где, казалось бы, по всем канонам я не мог не выпить - к примеру, на грузинском застолье. Но я просто отвечал людям, что не пью - и когда люди видят, что ты не кокетничаешь, а говоришь правду, они пожимают плечами и говорят: «Ну, ладно». Даже грузины.

Алкоголь забирает несколько вещей, которых всегда не хватает: деньги, энергию, время и здоровье. После отказа от него я чувствую себя лучше - мне сейчас 34 года, но я чувствую себя лучше, чем в 25, когда выпивал регулярно. Не знаю точно, сколько я стал экономить - возможно, до нескольких десятков тысяч рублей в месяц.

В свое время на меня сильно подействовала книга Аллена Карра «Легкий способ бросить пить». Я прочитал ее еще во время учебы в университете - книга попалась мне в период новогодних тусовок, после одной из которых я заходил в супермаркет за минералкой. Этот небольшой текст изменил мое отношение алкоголю - с тех пор, когда я выпивал, я никогда больше не чувствовал, что делаю что-то правильное. Сформировалось убеждение, что даже небольшое количество алкоголя - это ненормально.

Я осознал, что алкоголь - вещь, во многом навязанная нам обществом, культурой и привычками. В книге развенчивается миф о том, что алкоголь - это нормально. Карр говорит, что, употребляя алкоголь, мы обманываемся. Люди воспринимают алкоголь как нечто обыденное, разрешенное и одобряемое. Большую роль в этом сыграла наша массовая культура: во всех фильмах, книгах и даже в некоторых мультфильмах герои проводят свободное время в барах. Люди привыкли: если грустно - заливаешь горе, если весело - пьешь с друзьями.

Карр подробно расписывает, как алкоголь действует на психику человека и подавляет ее, как вызывает привыкание. Когда вы пьете, алкоголь вызывает жажду - вам хочется еще больше пива или вина. В какой-то момент вы можете полностью потерять над собой контроль.

В сети можно найти огромное количество табличек о вреде алкоголя и других наркотиков, основанных на исследованиях ВОЗ. Алкоголь возглавляет списки самых вредных веществ - даже героин занимает второе место, а марихуана находится на восьмом. При этом марихуана запрещена и незаконна, а алкоголь разрешен.

Мне кажется, что алкоголь - вещь более опасная и коварная, чем марихуана. Сколько преступлений совершается под действием алкогольного опьянения, сколько семей разрушается из-за спиртных напитков? Я не знаю человека, который схватился бы за топор под действием марихуаны, а в контексте алкоголя это обычная история.

Общество не особо порицает человека, который напился, уснул под деревом и не пришел домой - это вызывает лишь добрые усмешки. Он - веселый алкоголик. Человек, который тоже самое сделает под героином, вызовет совершенно другие эмоции - нам это будет казаться человеческой трагедией. Но так ли велика разница?

Есть разные теории о том, почему алкоголь стал столь важной частью жизни человечества. Скорее всего, так просто сложилось исторически - государства получали большие доходы от алкоголя и были заинтересованы в его распространении. Что касается самих людей - вероятно, им просто нужны какие-либо способы саморазрушения, высвобождения энергии и выброса агрессии. Часть людей для этого пьет.

Я не думаю, что общество в целом способно полностью отказаться от легких способов разрушать внутренние барьеры: несколько раз в год людям нужен праздник оргиастического содержания, где они могут не чувствовать себя скованными правилами, сломать барьеры, снять привычные маски. Люди нуждаются в ритуалах, которые помогут почувствовать себя более отдохнувшим и на время освободиться от психологической нагрузки. Проблема в том, что для большинства алкоголь из праздничного явления превратился в рутину.

Василий Семенов

преподаватель, 38 лет

НЕ ПЬЕТ 21 ГОД

Впервые я попробовал алкоголь, еще будучи ребенком - мне было лет восемь. Тогда я нашел дома спирт, набрал его в рот и стал булькать. Ощущения почему-то оказались приятными: во рту было тепло и немного жгло. Сейчас это кажется удивительным - практически любой взрослый, ощутив во рту «букет» чистого спирта, почти наверняка скажет, что это гадость.

В 14 лет мы с друзьями поехали поехали на скальные выходы возле станции «Перегон» отмечать день рождения одного из нас. Купили в вокзальном киоске портвейн и дешевый травяной винный напиток - выпили не меньше, чем по 0,7 литров на человека. Я тогда не сильно напился, но мой друг детства даже не мог стоять на ногах - нам пришлось тащить его на себе. Позже мне как самому ответственному в компании влетело от его мамы за то, что тот пришел домой с руками, больше похожими на лапы замороженной курицы. Он учился в музыкальной школе и на месяц утратил способность играть на фортепиано.

Когда мы пили с друзьями, было весело - мы делали это, чтобы поржать. На школьных дискотеках без водки делать было нечего. Алкоголь воздействуют на процессы возбуждения и торможения - люди раскрепощаются, становятся смелее в выражениях. У нас, подростков, он был способом социализации - выпившими взаимодействовать с людьми было проще.

Сейчас я вижу, как друзья получают удовольствие от хороших вин, и думаю, что я что-то упускаю в этой жизни - Омар Хайям тоже был не дурак

Сначала мы выпивали не часто, обычно по праздникам. Иногда после школы пили пиво. В свой шестнадцатый день рождения я перед школой закупился водкой в ларьке на пересечении улиц Куйбышева и Восточной - пришел на урок с булькающим и позвякивающим рюкзаком. Готовиться к светлому будущему мы начали еще на переменах, в туалете третьего этажа. Ребята сидели с красными лицами и улыбались, а я весь урок истории не мог свести глаза в одну точку, поэтому один глаз приходилось зажмуривать или закрывать рукой. Учительница наверняка это заметила, но отношения с ней у меня были хорошие, поэтому та не стала акцентировать на этом внимание.

Когда мне исполнилось 17, я решил отказаться от алкоголя. Помню даже точную дату, когда я пил в последний раз - 30 сентября 1997 года я был в гостях у моего друга, где мы выпили по стаканчику Johnnie Walker Black Label. К тому времени мы с другим моим товарищем стали пить действительно много - в летнее время могли купить ящик «Бархатного» пива и не спеша распить его вдвоем в дендрарии. Я начал осознавать, что я веселый человек и без алкоголя - меня и так штырит. Спиртное же меня наоборот затормаживало. Помню это ощущение: ты поднимаешь руку, а она выполняет команду с запаздыванием, и ты отчетливо видишь, как твое тело тормозит.

Первое время моя друзья тяжело воспринимали мой отказ от алкоголя - культура была такой, что в праздники пили все. Меня даже пытались связывать, заливать спиртное прямо в рот. Все вокруг были против меня и делали ставки, сколько я продержусь. Мне предлагали много денег или, к примеру, купить лучший армянский коньяк, только чтобы я его выпил. Зато мое решение мое порадовало маму - у отца и деда были проблемы с алкоголем.

Бывает, мне снятся кошмары - во снах я умираю от жажды, но рядом со мной есть только пиво. Иногда я его выпиваю и долго страдаю. Безалкогольное пиво я пробовал, но смысла в нем не вижу - к тому же, спирт в нем все равно содержится, только в ничтожно малом количестве. Первое время пил квас, но теперь стараюсь и его избегать, потому потом чувствую в нем прям алкоголь. Спиртосодержащие лекарства тоже не использую. Отсутствие алкоголя в своей жизни я компенсирую вкусной едой и спортзалом.

Сейчас я вижу, как друзья получают удовольствие от хороших вин, и думаю, что я что-то упускаю в этой жизни - Омар Хайям тоже был не дурак. Друзья, с которыми я езжу отдыхать, большие любители вина и планомерно образовываются в этом направлении. Моя жена не против спиртного, но в последнее время тоже подумывает бросить. Правда, дома у нас винный шкаф на сорок бутылок хорошего вина. Возможно, в какой-то момент я тоже начну свое образование в этом направлении, но пока без алкоголя мне проще.

Чтобы разрешить себе пить, мне нужно иметь в жизни больше стабильности и уверенности. Для многих алкоголь - это способ бегства от реальности. Кто-то смотрит сериальчики, кто-то покупает пивко. Мне кажется, очень большая часть населения нашей страны использует пивко для того, чтобы заглушить безысходность своего существования. Если ты вкалываешь, у тебя тяжелый начальник, мизерная зарплата, такое бегство от реальности оказывается одним из самых простых выходов.

Алексей Пономарчук

фотограф, 32 года

НЕ ПЬЕТ 14 ЛЕТ

Первый раз я попробовал спиртное, будучи шестиклассником. Подробностей я не помню, так как был слишком мал. Более плотное знакомство произошло чуть позже, когда вместе с дворовыми мальчишками я бегал по полю крыш ржавых гаражей. Для того, чтобы это занятие пробуждало в нас еще больший кураж, мы вливали в себя пивас, нелегально купленный в ларьке. В те моменты я ощущал себя очень взрослым и свободным. Тогда только начали появляться алкогольные коктейли, и многие мальчишки из моего двора с воодушевлением попивали сладкий яд на детских верандах садиков, я же не оценил нового тренда и предпочитал ему старый добрый пивас с сигаретой.

В 17 лет ко мне пришло осознание, что пора завязывать с курением. Курить я начал еще в десять лет. Сигареты мне не нравились - скорее, это была дань дворовой тусовке. Чтобы отказаться от курения, мне нужно было покончить и с алкоголем - спиртное и сигареты для меня были неразрывно связаны. К моему удивлению, процесс произошел быстро и безболезненно, и с тех пор алкоголь не присутствует в моем организме вообще.

Поначалу у окружающих не умещалось в голове, что веселье возможно без каких-либо веществ. Для меня же их удивление непонятно: мне было нормально

В 18 лет в мою жизнь ворвались тусовки и ночные клубы, но на них мне было максимально комфортно без алкоголя и других стимуляторов. Я даже не догадывался, что танцующие вокруг меня люди были обжабаны до потери пульса. В то время в клубах царила иная атмосфера - новые знакомства, музыка и места вдохновляли меня куда больше, чем пьяный угар клубных ящеров. Хотя, возможно, это во мне говорит ностальгия. Денег на такси не было, мне приходилось тусоваться до самого утра и ехать домой на первом трамвае, что заставляло тусующихся сомневаться в трезвости моего ума.

Поначалу у окружающих не умещалось в голове, что веселье возможно без каких-либо веществ. Для меня же их удивление непонятно: мне было нормально. С появлением в моей жизни «Тесноты» тусовки стали еще более осмысленными. Позже пребывание в клубах стало напрямую связано с моей профессиональной деятельностью, для которой мне нужно было находиться в трезвом уме.

Мне очень нравится состояние трезвости - полного контроля над своим телом и сознанием. Сейчас алкоголь кажется мне чем-то искусственным и инородным для человеческого тела и довольно бессмысленным как для ума, так и для души.

Анна Кирьянова

создатель бренда одежды, 29 лет

НЕ ПЬЕТ 2 ГОДА

Если честно, я не помню тот самый первый глоток, но случилось это задолго до «можно по закону». Я помню два достаточно стандартных эпизода. Первый - джин за гаражами, банка на троих или на четверых. Вкуса не помню - наверняка он был жуткий, зато помню голову льва на жестяной банке.

Второй эпизод - праздничный. Родители, друзья, дети, квартира. Родители ушли на перекур, а дети утолили любопытство каплями со дна бокалов. Пить было весело и забавно. Алкоголь находился под запретом и от этого становился еще интереснее. Казалось, вот он - взрослый мир во всей красе, ведь все взрослые так делают.

В период с 18 лет до 21 года я училась в университете, и алкоголя в моей жизни стало больше. Я выпивала что-то минимум один-два раза в неделю. Это был пик вечеринок и тусовок, где рука без бокала абсолютно не вписывалась в окружение. В клубах становилось неловко и пусто, в компаниях - одиноко.

После моего отказа от алкоголя изменился формат общения с людьми. Мне стало решительно скучно встречаться с неблизкими мне по духу и малоинтересными личностями

Не могу сказать, что потом в моей жизни было много бокалов, если не брать университетский период. В октябре 2016 года я узнала, что стану мамой - мне нужно было кормить ребенка, поэтому я отказалась от алкоголя совсем. Позднее пришла болезнь, лечение которой было несовместимо со спиртным. Алкоголь был мне противопоказан, но дело было не только в этом - пить мне больше не хотелось.

На момент отказа от спиртного мое решение было логичным для окружающих, но позже начались вопросы. «Ты ведь уже не кормишь, почему не пьешь? Болеешь что ли?». Такие выводы казались мне неприятными - я поняла, что большинство людей не готовы воспринимать безалкогольное существование как норму здоровой жизни. Мне было лень объяснять им, почему мне хорошо в неискаженной реальности.

После моего отказа от алкоголя изменился формат общения с людьми. Мне стало решительно скучно встречаться с неблизкими мне по духу и малоинтересными личностями. Раньше все неровности восприятия мог сгладить бокал, сейчас время стало мне дороже. Есть и еще один забавный факт: когда я нахожусь в приятной мне компании в тех обстоятельствах, которые предполагают спиртное, мозг как будто бы сам немного затуманивается. Создается ощущение текучести времени, которое при этом быстро проходит.

Для меня отказ от спиртного - это естественное событие в жизни. Я не ломала себя через колено, не привязывала к батарее, не клеила пластыри. Желание выпить иногда возникает, но, как показала практика, три глотка безалкогольного пива снимают его моментально. Это история, скорее, про вкусовые ощущения.

«Чем лучше люди узнают сущность влияющих на сознание технологий, тем больше вероятность, что они поймут их назначение, и тем менее вероятность, что эти технологии будут использованы», – Джон Д. Маркс (автор книги «ЦРУ и культ разведки»).

Пропаганда – распространение политических, философских, научных, художественных и др. взглядов и идей с целью их внедрения в общественное сознание и активизации массовой практической деятельности. Здесь собрано 67 методов.

Слово «пропаганда» произошло от латинского названия организации, в которую входили кардиналы Римско – католической церкви,- «Congregatio de Propaganda Fide» («Конгрегация для пропаганды веры»). Эту конгрегацию - сокращенно ее называли «Пропаганда» - учредил папа Григорий XV в 1622 году для руководства миссионерской деятельностью. С 1790 года термин «пропаганда» стал использоваться в светской жизни. В середине 19 века после применения методов пропаганды в политике термин приобрел негативную окраску.

Методы пропаганды

Анонимный авторитет – одним из самых эффективных методов влияния является обращение к авторитету. Имя авторитета не сообщается. При этом может осуществляться цитирование документов, оценок экспертов, свидетельских отчетов и других материалов, которые необходимы для большей убедительности. Примеры: «Ученые на основании многолетних исследований установили…», «Доктора рекомендуют…», «Источник из ближайшего президентского окружения, который пожелал остаться неизвестным, сообщает…». Ссылки на несуществующий авторитет придают ей солидность и вес в глазах обывателей.

Апелляция к большинству – «все вокруг считают так, следовательно, это верно». Также сюда относятся апелляция к авторитету: «Это мнение принадлежит авторитету, разве вы его не уважаете?» и апелляция к традиции: «Так считается с древнейших времен, потому это верно».

Апелляция к предрассудкам – апеллирование к предрассудкам массовой аудитории используется в том случае, когда необходимо придать своей точке зрения убедительность в связи с ее моральной ценностью. Так же может использоваться обратный механизм – опровержение оппозиционной точки зрение через утверждение ее аморальности.

Атака любовью – технология используется в тех случаях, когда необходимо сделать кого-то сторонником идеологии или общественного движения. Стоит человеку стать частью этой группы, а как остальные члены окружают его вниманием так плотно, что у него нет возможности встретиться со своим прежним кругом общения. Может выражаться в виде постоянных собраний, разных других видах деятельности, которые полностью занимают досуг неофита, не давая ему возможности вернуться на прежние позиции.

Афоризмы – прекращение обсуждения путем использования слишком упрощенных фраз и аргументов (например, «у войны нет альтернативы»).

Блестящий фантик – таким термином исследователи пропаганды называют слова, положительно описывающие объект, но ничего не говорящие по существу. При этом характеристики расплывчаты настолько, что могут быть применены к любому объекту, в то же время опровергнуть их и назвать ложными нельзя. Возникает так называемый «эффект Барнума» (расплывчатость характеристики не вызывает сомнений в ее справедливости).

Будничный рассказ – используется, например, для адаптации человека к информации явно негативного, вызывающего отрицание, содержания. Так, если нужно приручить людей к насилию, крови, убийствам, злодеяниям всякого рода, то благообразный телеведущий со спокойным лицом и ровным голосом, как бы походя, сообщает Вам ежедневно о самых тяжких злодеяниях. Через несколько недель такой обработки население перестает реагировать на самые чудовищные преступления и массовые убийства, творящиеся в обществе.

Верность – цель техники убедить поддержать нужную точку зрения, чтобы не выглядеть в глазах общества предателями и трусами.

Восславление героев – цель этой техники в том, чтобы показать нейтрально настроенным людям силу духа, храбрость и справедливость действий «борцов за свободу». Более того, часто такая техника предполагает, что противники также начнут сомневаться в справедливости своих убеждений, а сторонники убедятся в правильности своих действий и преисполнятся гордости.

Дезинформация – введение в заблуждение путём предоставления неполной информации или полной, но уже не нужной информации, искажения контекста, искажения части информации, чтобы подтолкнуть аудиторию к действиям, нужным манипулятору.

Демонизация врага – превращение представителя другой нации, этнической группы или сторонника иной точки зрения в «недочеловека», аморального, безжалостного и т.д., используя ложные или непроверенные обвинения. Представление оппонента в заведомо невыгодном свете, преувеличение или фальсификация недостатков/проступков, противопоставление его и целевой аудитории.

Держи вора – цель метода состоит в том, чтобы смешаться с преследователями, если вас обвиняют в чем-то, нужно обойти противника и начать самому же каяться.

Добрые слова – слова, которые вызывают у зрителя позитивные эмоции по отношению к описываемому объекту. Например, мир, счастье, безопасность, свобода, правда, стабильность, «молодой перспективный лидер» и т.п.

Забалтывание – метод «забалтывания» используется, когда необходимо снизить актуальность или вызвать негативную реакцию к какому-либо явлению. Используя его, можно успешно бороться с противником, непрерывно восхваляя его к месту и неуместно говоря о его необыкновенных способностях. Очень быстро это всем надоедает и одно имя этого человека вызывает раздражение. Еще метод забалтывания нередко применяется для создания т.н. «информационного шума», когда за потоком второстепенных сообщений нужно скрыть какое-то важное событие или главную проблему.

Игра с масштабом – изменение реального масштаба событий для преуменьшения или преувеличения его важности. Виды: гипербола – разновидность тропа, основанная на преувеличении (кровавая бойня, а на самом деле двое пострадавших), литота – намеренное преуменьшение (мелкие нарушения на выборах), гротеск – изображение людей и явлений в фантастическом, уродливо-комическом виде и основанное на резких контрастах и преувеличениях, градация – расположение слов, выражений по возрастающей (восходящая) или убывающей (нисходящая) значимости (безжалостная, жестокая, кровавая).

Избирательная правда – техника пропаганды, при которой манипулятор говорит зрителям правду, но лишь ту ее часть, которая ему выгодна, замалчивая остальное. Особенность этого метода в том, чтобы выбрать лишь нужные манипулятору факты и смешать их с тем, что хочет/ожидает услышать зритель. В этом случае, у аудитории не возникает ощущения, что они подверглись пропаганде.

Когнитивный диссонанс когнитивный диссонанс возникает тогда, когда наше знание о мире не соответствует самому миру. Состояние когнитивного диссонанса неприятно для психики и влечет за собой стремление личности изменить собственные установки. Примером использования когнитивного диссонанса в качестве манипулятивной техники может служить ситуация, когда известно, что большая часть населения не поддерживают определенного кандидата на выборах, но очень доверяют какому-то общественному лидеру. Достаточно этому лидеру высказаться «за» кандидата, как многие люди поменяют свое отношение к кандидату, так как негативное отношение больше не будет вписываться в их картину мира.

Козел отпущения – перекладывание ответственности на человека или некую группу, тем самым снимая вину с истинных виновников и/или переключая внимание с необходимости решить проблему.

Контроль вербальных обозначений – примером служат такие обтекаемые фразы как «ковровые/точечные бомбометания», «зачистка территории» и т.п., которые убирают из сознания смертоносный характер. Частые случаи контроля вербальных обозначений – дисфемизм и эвфемизм. Дисфемизм – грубое или непристойное обозначение изначально нейтрального понятия с целью придания ему негативной смысловой нагрузки или просто для усиления экспрессивности речи, например: сдохнуть вместо умереть, морда вместо лицо. Эвфемизм – нейтральное по смыслу и эмоциональной нагрузке слово или описательное выражение, обычно используемое в текстах и публичных высказываниях для замены других, считающихся неприличными или неуместными, слов и выражений. В политике эвфемизмы часто используются для смягчения некоторых слов и выражений с целью введения общественности в заблуждение и фальсификации действительности. Например, использование выражения «более жёсткие методы допроса» вместо слова «пытки» и т. п.

Контроль над обстановкой – попытка манипулятора контролировать социальную среду и ее взгляды путем социального давления. Таким образом, носители популярных идей получают от него социальное одобрение, остальные же выставляются в самом невыгодном свете.

Культ личности – создание идеализированного героического образа в сознании аудитории, порой путем лжи и подлога. Объект культа личности представляется все умеющим, со всем справляющимся героем. Пиар культа личности может проводится в любой сфере, объект будет представлен и преуспевающим бизнесменом, и примерным семьянином, и ответственным членом гражданского общества.

Лингвопропаганда – использование различных средств художественной выразительности речи и тропов в целях искажения информации и/или эмоционального воздействия на аудиторию. В лингвопропаганду входят: риторические вопросы, восклицания и обращения – выражение утверждения в вопросительной форме; привлечение внимания; усиление эмоционального воздействия (Что делать? Американцам ли говорить о нормах права! Граждане,…), пафос – риторическая категория, соответствующая стилю, манере или способу выражения чувств, которые характеризуются эмоциональной возвышенностью, воодушевлением, удаление актора – используя пассивные конструкции, манипулятор умалчивает о субъекте действий (на них напали). Дуайт Булинджер (1973, стр 543-546), метафоры и эпитеты – Переносное значение слова, основанное на сходстве, окказионализмы – индивидуальные авторские словообразования, оксюморон – сочетание противоположных по значению слов (миротворческая война).

Логическая ошибка – это ошибка, допущенная в логических рассуждениях. Всякий аргумент, который её содержит, нельзя считать верным, хотя и некоторым людям по разным причинам такие аргументы кажутся убедительными, чем с успехом пользуются их оппоненты, облегчая задачу аргументации собственной точки зрения.

Ложная дилемма (черно-белый мир) – представить две кардинально различных точки зрения, опустив промежуточные варианты – «либо с нами, либо против нас».

Ложь – преподнесение фактов в искаженном виде, предоставление сведений, не соответствующих реальности.

Навешивание ярлыков – эта техника используется для упрощения восприятия категорий. К примеру, достаточно создать в общественном сознании образ некого «радикала» с присущими ему характеристиками, чтобы дальше «топить» любого противника, называя его радикалом. Метод манипуляции помогать аудитории мыслить большими размытыми категориями, не пытаясь выделить особые характеристики объекта самому. Является, по сути, обобщением и разделением многообразия на малое количество четко описанных групп – «консерватор», «либерал», «оппозиционер».

Нарушения причинно-следственной связи – логическая уловка, при которой причинно-следственная связь отождествляется с хронологической, временной: «серийный убийца с детства увлекался почтовыми марками, следовательно, филателия превращает людей в безжалостных убийц».

Насмешка и ирония – выражение насмешки или лукавства посредством иносказания. Слово или высказывание обретает в контексте речи смысл, противоположный буквальному значению или отрицающий его, ставящий под сомнение. Сюда же можно отнести и сарказм – презрительная, язвительная насмешка; высшая степень иронии.

Неизбежная победа – прием заключается в том, чтобы убедить аудиторию присоединиться к определенной тенденции, потому что ее победа неизбежна. Часто вместе с идеей неизбежности победы навязывается мысль, что все остальные уже давно так и поступили, тем самым манипулятор пытается играть на самооценке аудитории, которая не хочет оказаться в отстающих. Достигается за счет излишне позитивного преподнесения достигнутых результатов, а также за счет создания эффекта толпы.

Ненависть – мощное орудие манипулятора, так как злой и безжалостный враг никогда не получит сопереживания аудитории. Достаточно заставить ненавидеть противника и все одобрение получит манипулятор.

Неявное утверждение – эта техника используется, когда пропагандируемая идея может не вызвать доверия зрителей, если будет заявлена прямо. Вместо этого она либо несколько раз упоминается, либо на нее прозрачно намекают.

Обобщение – суть техники заключается в представлении частого суждения под видом общего, таким образом у аудитории создается впечатление, что это явление или суждение присуще всем без исключения.

Оправдание – отдельные люди или группы могут использовать подходящие по смыслу общие фразы, чтобы объяснить сомнительные действия или утверждения. Расплывчатые фразы часто используются для оправдания неких действий.

Отвлекающий маневр – использование в споре неважных данных или аргументов «для количества», чтобы потом обосновывать свою позицию не качеством аргументов, а их количеством.

Очернительство – для манипуляции общественным сознанием часто используется метод очернительства, подмены логических аргументов против идеи ее иррациональным восприятием. Играя на страхах и предубеждениях аудитории, манипулятор предлагает универсальный готовые рецепт восприятия неугодных ему идей с точки зрения их эмоциональной составляющей.

Перенос – также известен как ассоциация. Эта техника использует людей, предметы, символы и объекты и проецирует их на других, чтобы создать позитивный или негативный образ в глазах аудитории. Часто эта техника использует визуальные средства, эмблемы, символы (например, свастика на флаге России).

Переход на личности, апелляция к личности – «Вы глупы и некрасивы, поэтому ваш тезис неверен». Поиск обстоятельств, якобы заставляющих оппонента выдвигать данный тезис: «Вы говорите так, потому что хотите произвести впечатление на публику, поэтому ваш тезис неверен».

Повестка дня – никакая пропагандистская техника не будет успешна без постоянного повторения. Если одни и те же новости повторяются изо дня в день, скорее всего, это метод управления новостями или создания повестки дня. Люди, склонные доверять телевидению, считают, что в первую очередь их информируют о самых важных событиях, новости же неважные или носящие развлекательный характер отправляются в самый конец выпуска.

Повторение – этот метод заключается в повторении определенного символа или слогана для наилучшего запоминания его аудиторией. Повторение может быть в форме джингла и/или изображения, размещаемого почти повсеместно. Повторение также может использовать фразы, изображения и другой контент, действующий на подсознание. Краткое описание – Повторение – повсеместно размещенный джингл, слоган или изображение для фиксации определенного образа в подсознании аудитории.

Подмена тезиса/темы – логическая ошибка в доказательстве, состоящая в том, что начав доказывать некоторый тезис, постепенно в ходе доказательства переходят к доказательству другого положения, сходного с тезисом. (заявили сюжет об одном, а рассказывают о другом).

Подмена факта мнением – попытка манипулятора выдать свое мнение (часто спорное) за факт, то есть избежать таким образом возможных аргументов противника, также придать своей точке зрения дополнительную убедительность.

Полуправда – этот метод заключается в нескольких утверждениях, часть из которых обязательно является общеизвестной или легко проверяемой правдой. Вторая часть правды или искажается, или опускается. Примером полуправды является попытка власти убедить аудитории при очередном повышении цен на коммунальные услуги, что за свет, газ и воду платить необходимо по мировым расценкам - как платят в Америке или Европе. О том, что тогда и доходы населения нужно увеличить до европейского уровня, деликатно умалчивается.

Постоянное повторение – этот прием предполагает бесконечное повторение одной и той же идеи. Такая идея, особенно, если она сформулирована в виде простого слогана, после многократного повторения начинает восприниматься массами как истина. Активно используется в тех странах, где свобода медиа ограничена или подконтрольна государству.

Преувеличение деталей – цель техники преувеличить значение некоторых небольших недостатков, для того чтобы представить их как широкоформатный феномен.

Привычное условие – такая техника заключается в создании у аудитории бессознательной логичной связи между двумя объектами, путем многократного помещения двух объектов рядом. Неосознанно зритель затем сам будет проводить аналогию, увидев лишь один из объектов. Так работает, к примеру, стереотип «мигрант-преступник«. Каждый раз, когда преступление совершает выходец из Средней Азии, его национальная принадлежность много раз упоминается. После нескольких таких сюжетов, в сознании аудитории может сложиться впечатление, что любой мигрант – преступник.

Приказ – техника основывается на том, что аудитория не всегда хочет сама делать выбор, она предпочитает, чтобы ей продиктовали необходимые действия, таким образом, освободив ее от ответственности. Сама пропаганда может заключаться в простой фразе, приказе, сформулированном в обобщенном виде и представляющем собой универсальную рекомендацию.

Принцип контраста – показать лагерь противника как разобщеное сообщество демагогом и скандалистов, чтобы на их фоне похвалиться свой прекрасной организацией.

Провоцирование неодобрения – эта техника используется, чтобы убедить целевую аудиторию выступить против определенной идеи, путем сообщения ей того факта, что сторонниками этой идеи являются заранее неприятные им люди. Таким образом, люди не анализируют идеи, но анализируют ее потенциальных сторонников, которые вызывают у них негативную реакцию.

Путаница, намеренная неопределенность – намеренное использование общих фраз для того, чтобы аудитория сама могла придумать собственную интерпретацию. Слыша общие фразы, потенциальные слушатели не концентрируются на анализе идей, а домысливают сами слишком в том ключе, в котором бы хотели услышать эту информацию.

Размахивание флагом – попытка оправдать действия или суждения, основываясь на том, что в их основе лежал патриотизм и забота о благе нации. А так как любовь к своей стране является в массовом сознании добродетелью, то и действия воспринимаются в более положительном свете.

Свидетельство – использование цитат, призванных поддержать или опровергнуть данную программу, политику, действия и т.п. В данной технике важна репутация свидетельствующего лица, часто это ученый, эксперт, уважаемый в обществе человек. Свидетельство подтверждает истинность пропагандистского сообщения. Это делается для того, чтобы аудитория приняла пропагандируемое мнение и даже более того, решила, что оно – ее собственное.

Свой человек – техника заключается в том, что уровень доверия аудитории повысится, если говорить с ней «на ее языке». Манипулятор пытается показать, что он простой человек, такой же, как и все. На психологическом уровне, общность проблем и интересов способствует возникновению доверия. Например, рассказывая про ржавую воду, которая течет у него из крана. Или же он может использовать просторечные слова и обороты, чтобы казаться ближе к народу.

Сенсация – сегодня практически все новостные блоки в СМИ начинаются с т.н. «сенсационных сообщений»: серийных убийств, авиационных катастроф, террористических актов, скандалов из жизни политиков или шоу-звезд. На самом деле срочность сообщений почти всегда бывает ложной, искусственно созданной. Иногда сенсационность служит для отвлечения внимания. Обычно такая «сенсация» не стоит и выеденного яйца, – то слониха в зоопарке родила, то в туннеле автобус с грузовиком столкнулся, то подросток изнасиловал и убил свою бабушку. На следующий день об этом все забывают. Под прикрытием сенсации можно либо умолчать о важном событии, о котором публика знать не должна, либо прекратить скандал, который уже пора прекратить – но так, чтобы о нем больше никто не вспоминал.

Скептицизм – эту технику иcпользуют для того, чтобы поставить под сомнение суть обсуждения. Таким образом, убедить публику в том, что оно не заслуживает доверия или его надо проверить и доказать.

Слоганы – это короткие, меткие фразы, которые могут включать стереотипы и ярлыки. На практике слоганы в основном действуют как эмоциональные призывы.

Справедливое насилие – цель этой техники в том, чтобы убедить целевую аудиторию в том, что насилие – это единственно возможная и оправданная реакция на насильственные действия противников.

Стереотипы – эта техника основана на использовании предубеждений аудитории путем навешивания ярлыков на объект пропаганды, которые вызывают у аудитории страх, ненависть, отвращение и т.п. Например, рассказывая о другой стране или какой-либо социальной группе, манипулятор может акцентировать внимание на стереотипных чертах, которые ожидает читатель, даже если на самом деле они не являются типичными для целой страны или социальной группы (часто это бывает нечто анекдотичное, забавное). В графической пропаганде (в том числе, на военных плакатах) это могут быть портреты врагов с какими-нибудь ярко выраженными стереотипными национальными чертами.

Сторонняя техника – аудитория с куда большей готовностью поверит в суждения, высказанные сторонним, независимым наблюдателем, нежели лицом заинтересованным. Поэтому часто для высказывания определенных мнений, дискредитирующих объект или же напротив, обеляющих его, используют заангажированных людей – ученых, журналистов и т.п.

Страх, неясность, сомнения – попытка воздействовать на убеждения аудитории, распространяя негативную или спорную/ложную информацию об оппоненте, чтобы подорвать его репутацию или вызвать к ему недоверие. Даже если потом следует опровержение этой информации, эта техника все равно хорошо воздействует на общественное сознание.

Счастливые люди – этот тип пропаганды имеет дело со знаменитостями или просто внешне привлекательными людьми. Он навязывает идею «веди себя, как они, и станешь, как они». В такой оболочке может преподноситься любая идея – от определенного бренда одежды до образа жизни, взглядов и убеждений.

Упрощенчество – подходящие по смыслу общие фразы использующиеся чтобы дать простые ответы на сложные социальные, политические, экономические или военные проблемы.

Цинизм – вызывающе-пренебрежительное отношение к нормам морали и нравственности для достижения практического интереса.

Широта восприятия – если какая-то точка зрения является сложной для восприятия (или спорной, или радикальной), то достаточно найти оппонента с еще более экстремальной точкой зрения, чтобы на его фоне выглядеть разумно и умеренно. Может использоваться также в случае необходимости претворения в жизнь непопулярного решения – достаточно предложить решение, которое еще больше не понравится аудитории, чтобы первоначальное показалось ей вполне приемлемым.

Эйфория – использование события, которое вызывает у людей эйфорию или чувство счастья и единения. Эйфория может быть создана путем объявления праздника или народного гуляния, военного парада или патриотических сборов. Вызванное чувство счастья от самого мероприятия может распространяться на его организаторов или на события, в честь которых устроены торжества.

Цитаты без контекста – выборочно вырванные из контекста цитаты с измененным смыслом часто используются политиками для дискредитации оппонентов или оппозиционных точек зрения.

Эмоциональный резонанс – событие в прошлом, имеющее определённую устойчивую ассоциацию в коллективной памяти, используется, для того, чтобы вызвать такую же реакцию на события настоящего.

По материалам: insiderblogs.info

Также рекомендуем ознакомиться с видеороликом «Шесть приоритетов управления обществом» проекта Закон времени