«Спас Нерукотворный. Другие православные изделия

Нательный крест - это священный знак совершенного над человеком Таинства Крещения, символ его приобщения миру Божественного. В Крещении человек получает второе, духовное рождение. Он усыновляется Богу, становится членом Его Церкви, получая надежду на спасение и жизнь вечную. Ведь в Евангелии сказано, что «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5).

Небольшой нательный крест с Образом Спаса Нерукотворного на лицевой стороне и иконой Ангела Хранителя на обороте создан в традициях Православной Церкви с использованием древнехристианской символики.

В художественном убранстве старинных церквей часто можно увидеть крест, составленный из кругов. Это символ Божественной полноты и гармонии мироздания. Круг - знак Вечности, Неба и Бога, Который, по слову св. Климента Александрийского, «есть бесконечный круг, в коем все силы сходятся». Равноконечный же крест, по определению святых отцов, - образ Христа и знамение Его победы. Каждый крест символизирует мир, раскинувшийся на четыре части света и простирающийся, как его перекладины, вширь и ввысь. Основная поперечная балка показывает земное, вертикальная - преисподнее и Небесное и возрастание земли к Небу. Поэтому в равноконечном кресте заключена совершенная гармония Божественного и тварного бытия. «Как четыре конца креста держатся и соединяются его средоточием, так и силою Божественной держится высота и глубина, долгота и широта, то есть видимая и невидимая тварь», - говорит великий богослов и аскет прп. Иоанн Дамаскин (VII в.). Сочетание креста с кругом создает образ единения в Боге и причащения вечности всего мирозданья: Неба и всех концов земли. В данном кресте эту символику дополняет Образ Спаса Нерукотворного.

Древнейшим знаком Христа являются также круги с вписанными в них прямыми крестами, в виде которых здесь сделаны перекладины. На Руси еще до принятия христианства так изображали солнце. После крещения Руси известная форма наполнилась новым смыслом. Ведь в христианстве Господь прославляется как Свет Истины и Солнце Правды, все просвещающее Своими лучами. Здесь в каждом круге помещено по двенадцать горошин зерни вокруг креста и четыре покрупнее у центра. Это символическое изображение двенадцати апостолов и четырех евангелистов.

Крест, помогая стать ближе к Богу, охраняет человека от всякого зла, особенно от невидимых врагов. Одним из самых грозных для темных сил является изображение Нерукотворного Образа Спасителя.

Образ Спаса Нерукотворного, или Святой Убрус (полотенце) был величайшей святыней христианского мира. По Преданию, он чудесным образом отпечатлелся на куске холста, которым Господь отер лицо после омовения. В 944 году Святой Убрус был привезен в Константинополь и хранился в особом ковчеге в Фаросском храме. Исчез в 1204 году при разграблении Константинополя крестоносцами.

Списки этого образа известны на Руси с XI века. Его изображения помещали над входами в крепости и храмы, отливали в бронзе как охранные образки и в качестве навершия нательных крестов. Воины носили его на латах, шлемах и боевых стягах.

С XVII века на Руси на нательных крестах и в иконописи начинает широко изображаться также личный защитник каждого человека: его Ангел Хранитель.

Ангелы - существа тварные, хотя и более могущественные, чем человек. Поэтому их представляют по-разному: то прекрасными воинами, то почти бестелесными (например, на иконах Распятия), а иногда совсем по-детски (особенно в каменной резьбе и в мелкой пластике). На данном кресте использован образ, созданный древними мастерами города Юрьева-Польского.

Ангел Хранитель дается Богом каждому человеку, и он всю жизнь заботится о спасении его души. Он плачет, когда человек грешит, и радуется, когда тот очищается покаянием. При жизни Ангел Хранитель защищает человека от непрестанных нападений духов злобы, а после смерти становится его проводником в загробном мире. На нательный крест образ Ангела Хранителя помещается для того, чтобы человек всегда помнил о нем, молился ему и любил его.

Нательный крест не только крепкая защита человека, это и знак его обета Богу, данного в Крещении: уклоняться от всякого зла и жить по Христову закону любви к Богу и ближнему. «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною», -
говорит Господь (Мф. 16, 24).

Над созданием образа трудились художник Ирина Никитина и коллектив сотрудников компании «Акимов».

Руб. 3,450.00

  • Описание

    Вес: 13.00 г
    Высота: 43 мм
    Ширина: 29 мм

    Крест с изображением Господа Иисуса Христа на престоле, окруженного Небесными Силами, является творческой репликой древнего креста-мощевика XIV века, хранящегося в музее Троице-Сергиевой лавры. Образ, изображенный на кресте, – редкое пластическое переложение главной иконы русского высокого иконостаса «Спас в силах». Икону «Спас в силах» специалисты называют настоящим богословским трактатом, раскрывающим тему грядущего Страшного Суда.

    Тема Страшного Суда была очень популярна в средневековом искусстве - и в живописи, и в литературе. Эсхатологические настроения, то есть ожидания скорого наступления Конца Света, порой охватывали целые народы, увлекая человеческое воображение в сферы, далекие от библейского откровения. Строгое богословие иконы «Спас в силах», помещенной в центре храмового иконостаса, должно было привести мысль верующего к более глубокому пониманию Евангелия в том, что касается смысла Страшного Суда.

    Господь Иисус Христос является на иконе на престоле, как Царь царей. Окруженный cерафимами и херувимами, опираясь на «многочитые» Престолы, изображаемые в виде колец с крыльями под ногами Христа, Господь словно летит навстречу людям. В руках у Него Книга Жизни, на листах которой написано: «Альфа и омега». Эти буквы символизируют, что Он есть «Первый и Последний», «Начало и Конец всего». На больших храмовых иконах обычно вместо букв помещаются надписи, раскрывающие смысл Страшного Суда: «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас» (Мф. 11:28); «Я - свет миру» (Ин. 8:12); «Милость превозносится над судом» (Иак. 2:13); «Не судите по наружности, но судите судом праведным» (Ин. 7:24). В конце человеческой истории Бог спустится на землю вместе с ангелами, чтобы соединить Небо и землю и начать новую историю, отделив «агнцев» от «козлищ», то есть добрых людей от злодеев. Господь будет судить мир не как суровый обвинитель. Он будет судить мир через слово и свет, потому что Его суд означает не наказание, а спасение и изменение мира, его очищение и преображение. О чем свидетельствуют тексты, помещенные на страницы Книги Жизни в руках Христа. Икона «Спас в силах» раскрывает смысл Божественной любви, которая вершит суд, подает исцеление и спасение к вечной жизни.

    На Руси апокалиптические и эсхатологические настроения всегда были частью народного благочестия, и потому образ «Спас в силах» получил у нас широкое распространение. Однако на нательных крестах его изображали редко из-за сложности композиции.

    На обороте креста помещены Евангельские слова главной заповеди Христа, заповеди любви: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга, как Я возлюбил вас, так и вы любите друг друга» (Ин. 13: 34).

  • Освящено

    Мы освящаем каждое изделие перед его поступлением в продажу.
    Изделие соответствует православным канонам.

  • Проба

    Серебро 925 пробы, золочение 999 пробы.

  • Доставка

    Доставка по России производится курьерской службой экспресс-доставки Сдэк. Доставка по Казахстану осуществляется партнерами службы экспресс-доставки Сдэк. Доставка осуществляется курьером по указанном при оформлении заказа адресу.

    Стоимость доставки по Санкт-Петербургу от 250 руб., в другие регионы России от 400 руб., в Казахстан - от 500 руб.

    При заказе на сумму свыше 9000 рублей - доставка бесплатно.

    Срок доставки по Санкт-Петербургу 1-2 рабочих дня, в другие регионы России 3-4 рабочих дня.

    В Казахстан доставка в течении 4-5 рабочих дней.

Белоусов Петр Дмитриевич, участник Великой Отечественной Войны:
В 1942 году, когда меня забирали на фронт, три старушки одели на меня крестик со словами: «Не расставайся с крестом, он тебя будет хранить». Этот крест я ношу и по сей день, а мне уже 86-ой год.


В бою было страшно. Бомбили, все было затянуто дымом, было непонятно где наши, где немцы. Я был разведчиком, воевал за Смоленск, Вязьму, Ржев, Беларусь, Литву, Латвию, Польшу. Попал в плен под Слуцком Гродненской области.
Где-то в 50-ых годах нас молодых ребят собрали со Смоленска, посадили в товарные вагоны и привезли в Хабаровск на Красную речку. И там нас три месяца обучали. Как нам говорили, после обучения мы все будем служить на кораблях, и лишь после я узнал, что нас готовили к военным действиям в Корее. До нас уже одну партию ребят туда уже отправили. Каждый раз после тренировок на артиллерийских пушках, нас проверял врач. Мы снимали гимнастерку, рубашку, все по пояс. Я всегда прятал крестик в карман брюк, а после осмотра — одевал. Но в последний день перед отправкой, я забыл его снять. И наш замполит увидел его: «ну-ка, ну-ка, иди-ка сюда. Это что на тебе?». Я стою, а у меня земля колышется под ногами. Я как будто проваливаюсь сквозь землю. Меня вывели, сказали одеться, а на следующий день, когда всех моих товарищей отправляли на корабле в Корею (но тогда мы этого еще не знали), меня не взяли, отправили в отпуск домой — в Смоленск.
Вернулся я домой, а меня и спрашивают матери тех солдат: «Петь, а где наши ребята? Мы же вас всех вместе провожали, а вернулся только ты один». Я сказал, что не знаю, ответил, что их всех в другую часть отправили, но пообещал позже все узнать. Когда я вернулся с отпуска, обратился к замполиту части. Вот тогда только я узнал, что нас готовили военным действиям в Корее. И наш корабли, на котором отправили моих товарищей, не дошел до берега две мили, его подорвала подводная лодка и все погибли. Вот теперь и скажите, меня крестик спас или нет? Почему я забыл его снять? три месяца снимал, а в последний день перед отправкой забыл. Это Господь Бог мне помог. Как память отобрал.
Я и по сей день с крестиком не расстаюсь. Когда настало мирное время, в Смоленск я не вернулся. Меня там никто и не ждал. Маму расстреляли немцы, а отец погиб на фронте. Сейчас Живу один, в Заветах Ильича, не пью, не курю. Со мной только Господь Бог. А еще мне помогают наши храмовые бабушки. В том числе и бабушка Валя (Гольштейн). Я хожу в храм. Раньше ходил и в Советскую Гавань — к отцу Михаилу, и Ванино — к отцу Александру. сейчас сюда хожу — к отцу Савватию
Так что слава Богу за все!

Один из известнейших образов древнего мира – двухметровая статуя римского Императора Октавиана Августа. Ее копия стоит в Пушкинском Музее. Создали ее где-то в последней четверти I века, и она лежала в земле, пока ее не открыли в 1863 году. Император стоит в позе оратора, обращаясь с речью к своим воинам. Он облачен в драгоценный панцирь, украшенный чеканками, на которых изображены его победы нам врагами Рима. Мужественное лицо с классическими чертами выражает привычку повелевать и требовать безоговорочного подчинения. Лицо аристократа, правителя, полководца. Вся атлетическая фигура императора создает как будто силовое поле силы и власти – всякий сразу понимает, что это очень, очень могущественный человек.

Статуя Октавиана Августа. Фото: Till Niermann , Wikipedia.org

И это действительно было так – при всем формальном республиканстве Рима, это был, фактически, монарх всего цивилизованного мира. От Африки до Британии, от Испании до Иудеи знали, что это – самый могущественный человек на свете. По его слову менялась жизнь миллионов людей и приходили в движение огромные армии. В его честь возводили храмы и слагали поэмы, со всего тогдашнего мира к нему прибывали посольства, искавшие его расположения. Его провозглашали отцом и спасителем. Через месяц после его смерти сенат признал Октавиана богом и учредил государственный культ в его честь.

Но это – не самый известный образ, восходящий к I веку. Самый известный – это образ человека, претерпевшего издевательства, унижения и побои, подвергнутого мучительной и позорной казни. Этот человек родился в правление Августа в отдаленной, бедной и неспокойной провинции его империи, Иудее, в семье бедного ремесленника. При преемнике Августа – Тиберии – он был распят на римском кресте. Эту участь нельзя было назвать необычной – Рим правил железной рукой и распял тысячи людей.

Необычным было другое. Ученики Распятого стали провозглашать, что Он воскрес из мертвых. Что подлинный Бог, Господь, Судия и Спаситель – это Он, Иисус из Назарета. Не Август, и не Тиберий, а Иисус. Римлянам это казалось вопиюще абсурдным – но Благая Весть, которую проповедовали Апостолы, росла и распространялась, созидая Церковь – сообщество верующих, которые исповедовали Иисуса Богом и Спасителем, принимали Крещение и совершали Евхаристию, как Он заповедал.

Эта была не весть о том, как человек проявлял силу и могущество, приобретал власть и влияние, и, в конце концов, другие люди объявили его богом. Ровно наоборот – это была весть о том, как предвечный Сын Божий, Создатель, Хранитель и Владыка всего мироздания, сошел с небес, стал человеком, во всем подобным нам, кроме греха, и жил жизнью сначала бедного ремесленника среди других бедных и угнетенных людей, потом – странствующего проповедника и чудотворца. А потом Его оклеветали, истязали и распяли – и Он безропотно принял такую участь. Более того, Он говорил, что именно для этого и пришел: “Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих” (Мар.10:45)

Апостольская Церковь возвещала (и возвещает сейчас), что этот униженный, попранный, преданный худшей из смертей человек – Бог и Спаситель, который из любви к каждому из нас сошел с небес в мрачные глубины смерти. На Кресте Он совершил наше искупление – и когда мы обращаемся ко Кресту с покаянием и верой, мы обретаем прощение грехов и жизнь вечную.

Церковь возносит над миром это знамение Спасения – спасения, которое не мог принести миру ни Август, ни Тиберий, ни кто либо еще, но только Иисус. Потому что все эти могучие властители давно мертвы – а Господь Иисус воскрес и жив во веки веков.

Мы собираемся в Церковь, чтобы поклониться Тому, кто умер за нас на Кресте, воскрес и будет царствовать во веки веков, когда все земные царства останутся в прошлом. Он разделил нашу смерть – чтобы мы разделили Его жизнь. Эта жизнь – в Чаше со Святыми Дарами, и Церковь раздает ее всем верным.

На заставке фрагмент фото Erik B

Читайте другие публикации о

Техника исполнения - Миниатюрный рельеф, литье, позолота, чернение. Ручная работа.

Средний вес - 7г

Материал - Серебро (925). Позолота (999).

Размеры - 2,8х1,8х0,4

Крест с иконами Спаса Нерукотворного, Божией Матери и святителя Николая Чудотворца повторяет одну из самых распространенных форм нательных крестов Московской Руси. Это небольшого размера изделие со слегка сужающимися перекладинами, закругленными углами и большим ликом Христа в центре — изображением Спасителя, каким Он Сам чудесно отпечатлел Себя на убрусе (полотенце).

Образ Спаса Нерукотворного — величайшая святыня христианского мира. Он хранился сначала в Эдессе, а с 944 года в Константинополе и почитался как самый сильный защитный символ христианства (утрачен 1204 году). Списки Нерукотворного Образа были известны на Руси с XI века. Его помещали над входами в крепости и храмы, на латах, шлемах, боевых стягах и, конечно, отливали в бронзе как охранные образки. До XVIII века Образ Спаса Нерукотворного встречается на большинстве нательных крестов.

С двух сторон образу Христа поклоняются серафимы, держащие в руках особые ангельские опахала — рипиды. Их образы, иконографически связанные с композицией «Поклонение Кресту», подчеркивают крестную символику изображения. Серафимы и херувимы — высшие ангелы, ближе всех Небесных Сил предстоящие Божественному Престолу. Но даже они не смеют взирать на Бога и прикасаться к Нему.

Превыше всех ангелов в Царствии Небесном — Пресвятая Богородица. Ей дано особое право испрашивать у Своего Божественного Сына милости для людей. Поэтому с древности на иконах Божию Матерь изображают в позе моления. Самый ранний из таких образов «Оранта» встречается уже в катакомбах первых христиан. На нем Богородица стоит, воздев руки к Небу. На кресте образ Оранты расположен непосредственно под иконой Христа как символ Ее молитвы за носящего крест человека. Икона Оранты имеет второе название: «Нерушимая Стена», потому что Божия Матерь несокрушимо стоит на пути злых сил, защищая от них людей.

На всем пространстве оборота креста изображена икона Николы Зарайского. Зарайский образ был принесен из Корсуни на Русь в город Красный в 1224 году по повелению самого Николая Чудотворца. Свое название икона получила после трагической гибели княжеской семьи. После убийства в Орде зарайского князя Федора его жена, княгиня Евпраксия бросилась с башни вместе с сыном и «заразилась» (разбилась). С тех пор город Красный стал называться Зарайском, такое же наименование получил и образ Николая Чудотворца.

Святитель Николай (втор. пол. III в.) — самый великий и чтимый святой в России. Он был епископом в городе Миры римской провинции Ликия в Малой Азии и прославился великими чудесами и делами милосердия, которые продолжает творить и за гробом. Св. Николая молят о заступничестве нуждающиеся, терпящие бедствие, невинно осужденные. Он помогает всем обращающимся к нему с верой и молитвой: учащимся, путешествующим, морякам и торговцам, исцеляет болящих, умиротворяет враждующих, находит пропавших и даже воскрешает умерших (пам. 22 мая и 19 декабря).

Миниатюрные серебряные иконы Спаса Нерукотворного, Божией Матери и святителя Николая Чудотворца обрамлены чистым золотом, которое подчеркивает смысловую и художественную ценность образов.

В древности золото и серебро часто соединяли в одном изделии. В христианской культуре золото символизировало Бога, нетварный свет Его славы и Небесный Иерусалим, серебро — Пречистую Богородицу, благодать святых и земную Церковь. Соединенные вместе, эти металлы являли союз Бога и святых, Неба и земли, Христа и Церкви.

Крест выпускается в двух видах: из позолоченного серебра (арт. 101.054) и в серебре с золотом в технике биметаллического литья (арт. 301.201). Биметаллический метод, позволяет отливать изделие одновременно из двух металлов. Соединенные таким образом металлы нерасторжимы, при этом золото окружает серебро и как бы несет его. Известно всего несколько подобных произведений, последнее из которых отлито в России в конце XIX века. Не так давно уникальная технология была возрождена мастерами компании «Акимов».

Новая технология, использованная в каноническом православном изделии, не разрушает, а развивает символические идеи Православия. С ее помощью создается зримый образ учения Церкви о Боге Вседержителе, несущем мирозданье в Своей деснице.