События в китае 1989. Площадь тяньаньмэнь. Мирный протест перестаёт быть мирным

Китай - один из мировых лидеров на сегодняшний день. Лидерам Коммунистической партии страны уже многие годы очень неприятно вспоминать и комментировать события, которые вошли в национальную и мировую историю под названием "Площадь Тяньаньмэнь-1989".

Причины революции: версия №1

Четко понять и определить суть процессов, которые привели к возникновению протестных настроений в китайском студенческом обществе, достаточно сложно. Существует две версии причин.

Суть первой состоит в том, что проводимые с 1978 года либеральные реформы в китайской экономике и политической системе не были доведены до конца. Сторонники продолжения радикальных изменений по западноевропейскому и американскому образцу считали, что логическим завершением либерализации должно было стать постепенное отстранение КП КНР от тотального контроля над страной. Студенты выступали за усиление демократии и защиту прав человека. СССР и перестройка, предпринятая Президентом СССР Горбачевым, были тем ориентиром, образцом, который поддерживали сторонники такого взгляда на развитие Китая.

Версия №2

Часть китайской молодежи вышла на площадь Тяньаньмэнь (1989 год), чтобы отстоять идеал развития Китая, которые защищал Мао Цзэдун. Они считали, что развитие частной собственности, бизнеса и другие капиталистические факторы губительно скажутся на развитии великого государства.

Для сторонников этих взглядов демократизация нужна была как инструмент влияния на национальное правительство. По их мнению, рыночные реформы могли привести к сильным волнениям и социальным катаклизмам. Люди боялись изменений в традиционном китайском обществе крестьян и ремесленников.

Ход событий

События на площади Тяньаньмэнь 1989 года происходили по принципу майданов на Украине:

  • для протестов была выбрана крупная свободная территория в китайской столице;
  • создан палаточный городок;
  • существовала определенная иерархия среди участников;
  • оказывалась материальная поддержка спонсорами из Коммунистической партии.

Революция началась 27 апреля 1989 года. Сперва протесты не отличались массовостью, но общее количество участников постепенно росло. Социальная структура протестующих была неоднородной. На площади собрались такие слои населения:

  • студенты;
  • рабочие заводов и фабрик;
  • интеллигенция;
  • крестьяне.

В конце апреля и начале мая все протесты проходили мирно. Палаточный городок жил своей обыкновенной жизнью. Конечно, официальные власти страны не могли долго терпеть эту акцию протеста в столице. 4 раза обращалась к народу с просьбой разойтись, но эти слова так и не были услышаны. К сожалению, демонстранты совершили ошибку. Она заключалась в том, что они не исполнили приказ властей. Очень многие люди заплатили за непослушание жизнью.

20 мая состоялось совещание руководства Компартии и Пекина, на котором было принято решение о введении в городе военного положения. На тот момент всему миру уже было понятно, что готовится вооруженный разгон акции. Руководство страны не могло пойти на уступки протестующим, так как это могло пошатнуть мощь правящей партии.

Площадь Тяньаньмэнь (1989) была битком заполнена людьми. Тысячи митингующих выражали протестные настроение китайского общества. 3 июня началась военная операция по разгону своих граждан. Сначала власть не хотела применять серьезное оружие, поэтому на площадь попытались войти невооруженные солдаты Национальной Освободительной армии Китая. Митингующие их не пустили, поэтому верхушка решила использовать танки для расстрела и разгона демонстрантов.

Вечером 3 июня в городе появились танки. Они пробивались через баррикады. Военизированные организации протестующих вступили в открытое противостояние с танковыми частями НОАК. Путем разрушения гусениц машины обезвреживались, а затем поджигались. Было ликвидировано порядка 14-15 танков. Уже 4 июня события на площади Тяньаньмэнь (1989) стали развиваться по более жестокому сценарию:

  • расстрел мирных демонстрантов;
  • противостояние людей и солдат;
  • вытеснение людей с площади.

Количество жертв революции

Официальное расследование событий 1989 года в Пекине еще не проведено. Все сведения китайских источников засекречены.

По версии представителей Государственного совета Китая, гражданское население вообще не расстреливалось, но зато погибло более 300 солдат китайской армии. Версия властей вполне понятна: армия вела себя культурно, а протестующие убивали солдат.

Представитель Гонконга в интервью иностранным журналистам заявил, что, по его информации, было убито около 600 человек. Но существует и более ужасающая статистика, в которой фигурируют тысячи жертв расстрела на площади. В газете "Нью - Йорк Таймс" была опубликована информация от организации "Международная амнистия". Правозащитники получили данные, что количество жертв событий 4 июня достигло 1000 человек. Число погибших по версии журналиста Эдварда Тимперлейка колеблется от 4 до 6 тысяч человек (как среди протестующих, так и среди солдат). Предствители НАТО говорили про 7 тысяч жертв трагедии, а МИД СССР - аж про 10000 человек убитыми.

Площадь Тяньаньмэнь -1989 оставила яркий кровавый след в мировой истории. Конечно, узнать точное количество жертв тех столкновений не удастся никогда.

Последствия

Как ни странно, но события весны - лета 1989 года имели долгоиграющий позитивный эффект для страны. Общие стратегические и реальные результаты таковы:

  • наложение санкций со стороны западных стран было кратковременным;
  • укрепилась и стабилизировалась политическая система страны во главе с Коммунистической партией КНР;
  • продолжилась либерализация и демократизация экономической и внутренней политики;
  • усилился экономический рост;
  • за 25 лет страна стала сильным супергосударством.

Уроки на будущее

Все мировые тоталитарные лидеры XXI века должны вспоминать Китай-1989. Площадь Тяньаньмэнь стала символом непоколебимой воли народа жить лучше. Да, у людей не стояла задача свержения власти, но ведь в любой другой стране протесты могут иметь совершенно другие цели. К народу стоит прислушиваться и учитывать его интересы в процессе построения экономической и социальной политики государства. Площадь Тяньаньмэнь 1989 года - это символ борьбы простых людей за свои права!

О событиях 4 июня до сих пор очень мало подробностей. Всё дело в том, что происходящее на площади Тяньаньмэнь в Пекине китайские власти перевели в разряд государственной тайны. Вспоминая очередную годовщину тех событий, остальной мир очень хотел бы узнать правду, но в ответ китайцы отвечают, что это их внутреннее дело.

И не надо соваться в нашу страну. Теперь, когда Китай – промышленная столица мира и одна из самых сильных экономик в мире, они имеют полное право на жёсткий ответ. Даже американцы ведут очень аккуратную политику в отношении Китая, потому что Поднебесная может очень больно ударить в ответ. Можно сказать, что сегодня Китай – это своего рода Советский Союз образца своих лучших времён. И пускай у них нет того мирового геополитического влияния, которое было у нашей страны, но в контексте глобальной экономики китайский дракон уже пугает многих. Возвращаясь к событиям 4 июня, не мешало бы вспомнить, что же произошло в тот день и какое влияние это оказало на дальнейшую судьбу Китая?

Примерно в конце 1970-х годов в Китае пришли к пониманию того, что действующая система нуждается в реформах.

Прежде всего речь шла об экономике, которая в условиях стремительного развития западного капитализма должна была стать более открытой к внешнему миру. Предполагалось, что от коммунистических идей Мао Цзэдуна Китайская Республика должна была постепенно перейти к так называемому социализму с китайской спецификой. То есть в рамках социалистической системы попытаться внедрить западный капитализм. За проведение реформ взялся тогдашний лидер Китая Дэн Сяопин. Следует отметить, что реформы были начаты «снизу», то есть под инициативой самого населения.

И это не совсем то, что произошло в нашей стране, когда Горбачёв провозгласил «Перестройку», а население лишь недоумевало, что вообще происходит в стране. Где та спокойная жизнь, которой мы жили вчера, и что делает этот человек в очках. Как и в случае с Горбачёвым, китайский лидер также был открыт к западному миру. Но есть одно важное отличие от советских реформ – Дэн Сяопин предпочитал проводить реформы, сохранив основополагающие принципы: КНР как единая страна, а так же оставить ведущую роль Коммунистической партии Китая. Тогда как у нас в СССР разрушили всё старое, не построив нового.

Тем не менее, реформы Сяопина не прошли гладко . Дело в том, что многие китайцы считали, что реформы Дэна зашли слишком далеко, и это привело к огромной инфляции и безработице . И всё это на фоне роскошной жизни чиновников, которые погрязли в коррупции и произволе. Как итог в 1986-1987 годах в Китае вспыхнули первые масштабные протесты . Основным лозунгом протестующих стало сообщение, которое звучит как «Дадао тангуан» , то есть «Долой продажных чинуш!» . Тогдашний председатель Коммунистической партии Ху Яобан поддержал демонстрантов. Он вообще был человеком либеральных взглядов, и по своей идеологии очень походил на Горбачёва. Так, Ху Яобан считал, что страна нуждается не только в экономических реформах, проводимых Дэн Сяопином, но в не меньшей степени Китаю нужны политические реформы, которые бы покончили с партийной диктатурой . С этим никак не мог согласиться сам Сяопин, который был не против экономических преобразований, но при этом он был убеждён, что попытка резкого перехода Китая от социалистической системы к западной демократии может привести к непредсказуемым последствиям. Как показало время, именно Сяопин оказался прав, сохранив страну, которая сегодня является мировым лидером. Другое дело, что Ху Яобан смотрел далеко вперёд , и нельзя сказать, что его взгляды ошибочны.

В какой-то степени идеи Ху Яобана – это то, к чему ещё не пришёл Китай, но может прийти в будущем (хотя сегодня поверить в это очень сложно). То есть резкое снижение роли партии , сменяемость власти, открытое общество и отсутствие в стране цензуры. Сегодня от всего этого Китай далёк, как никогда. Неизвестно, к чему текущая политическая закрытость приведёт в перспективе, но сегодня такая система чувствует себя довольно устойчиво . Тем временем разногласия между Дэн Сяопином и партией с одной стороны, и генсеком Ху Яобаном с другой, со временем лишь нарастали. Это привело к тому, что в 1987 году Ху Яобан подал в отставку с поста председателя Коммунистической партии. Спустя два года, в 1989 году Ху Яобан почувствовал резкое недомогание и был госпитализирован с сердечным приступом. А спустя неделю – 15 апреля 1989 года его не стало. Конечно, для прогрессивной части китайского общества его кончина стала большим потрясением. Ведь с его именем люди связывали реформы в сторону западной демократии. Которым уже не суждено было сбыться. Но уход Ху Яобана не прошёл незаметным – в тот же день студенты объявили о новой забастовке. Как повод напомнить китайским властям о том, что в стране царит произвол и коррупция.

Примерно в течение двух недель это были вялотекущие акции протеста в четырёх городах: в Пекине, Шанхае, Ухане и Чунцине. Но уже 27 апреля 1989 года ситуация резко обострилась , когда протестующие захватили площадь Тяньаньмэнь в центре Пекина. На площади был развёрнут палаточный городок, благодаря которому акции протеста лишь нарастали. Всё это продолжалось почти месяц, но 20 мая 1989 года , после отказа демонстрантов подчиниться и разойтись, китайские власти ввели военное положение в Пекине. Кульминация событий наступила утром 3 июня 1989 года . В этот день на площадь попытались прорваться силовые подразделения , но были отброшены демонстрантами. Тогда Дэн Сяопин отдал судьбоносный приказ – ввести на площадь войска и силой разогнать демонстрантов . Вечером 3 июня 1989 года в Пекин вошли армейские подразделения и тяжёлая техника – колонна танков. Был отдан приказ направиться в сторону площади Тяньаньмэнь для разгона протестующих. Но всё оказалось не так просто. Китайская армия встретила вооружённое сопротивление со стороны демонстрантов. В свою очередь подавить наступление танков демонстранты пытались, используя коктейли Молотова.

3 июня 1989 года в Китае де-факто началась гражданская война. Такой жестокости китайцы ещё не видели. Чтобы воспрепятствовать продвижению колонны танков, протестующие переворачивали на пути военных автобусы, тракторы и грузовики . Часть демонстрантов использовали стальные ограждения с целью повреждения гусениц бронетехники. Когда удавалось остановить передвижение танков, происходило ужасное – демонстранты залезали на броню танков, закрывали воздухозаборники и поджигали танки. Таким образом солдаты просто сгорали заживо. Однако жестокость со стороны протестующих порождала жестокость со стороны властей. Площадь была подавлена со применением большой силы. Когда военные смогли прорваться на площадь, демонстранты попали под шквальный автоматный огонь . Таким образом всех, кто оставался в палаточном городке, китайские власти просто расстреливали. Наутро 4 июня 1989 года площадь была зачищена. Хотя последствия этих действий были просто ужасающими – палаточный лагерь был завален трупами , а неподалёку стояли дымившиеся остатки танков.

Все, кому в тот день удалось выжить из числа протестующих, были задержаны и объявлены преступниками. Многие были приговорены к смертной казни . В стране на события 4 июня была объявлена жёсткая цензура в СМИ. Все сообщения публиковались только после одобрения китайских властей. До сих пор точно неизвестно, сколько людей погибло в тот день. По словам мэра Пекина, в тот день столкновения могли унести жизни 200 людей. Посчитать точное число жертв невозможно, так как площадь была оцеплена, все камеры отключены, а войска спешно собирали тела и уничтожали останки . По данным западных журнал листов, работавших в тот день, число погибших может достигать цифры в 2400 человек. Разведка НАТО сообщает свои цифры – 7000 погибших . В декабре 2017 года, спустя 28 лет со дня тех событий британский источник сообщил о том, что подлинное число жертв – около 10 тысяч человек . По их данным, многих студентов военные просто «смыли в прилегающую к площади канализацию» . После столь жестокого подавления протестов на Китай были наложены санкции, под гнётом которых страна прожила долгие годы.

Оценка событий

Честно говоря, не имея всей картины происходящего, очень сложно оценивать события 4 июня. С одной стороны , вне зависимости от того, сколько людей погибло в тот день, действия китайских властей заслуживают всяческого осуждения . Применять оружие против своего народа – это преступление. С другой стороны , давайте обратим внимание на то, что это были не только мирные протестующие, но радикальные вооружённые группировки . Они применили оружие против своей армии , и это тоже преступление. Возникает вопрос – откуда у них взялось оружие и не стояла ли за ними внешняя сила? Не секрет, что растущее влияние Китая вызывало опасения со стороны США . Таким образом, вполне можно допустить, что за этими акциями могли стоять западные спецслужбы с целью развалить Китай. Как оценивать действия китайских властей? Допустили ли они ошибку? Опять же, сложно сказать. Ведь спустя 30 лет Китай – экономика №1 в мире . А значит, с точки зрения экономического развития страна на правильном пути. Как бы то ни было, китайцам удалось сделать то, чего в своё время не смогли сделать мы – сохранить Великую Страну.

Ставьте палец вверх , если согласны с тем, что китайские власти проявили жёсткость, но действовали в интересах будущего всей страны.

Перед мавзолеем можно увидеть две скульптурные композиции. Первая носит название “Великий вклад” (на фото справа). Она показывает счастливую жизнь китайского народа и все достижения народа Китая под руководством коммунистической партии.

Такой стиль называется “социалистическим реализмом”. В России самым знаменитым произведением искусства в этом стиле является статуя “Рабочий и Колхозница” в Москве на ВДНХ.

Обе скульптурные композиции весьма гармонично вписываются в архитектурный ансамбль площади. Китайский соцреализм не страдал той манией гигантизма, которая была характерна для произведений соцреализма в СССР. В Советском союзе скорее стремились к большому размеру в ущерб гармонии.

Вторая композиция олицетворяет вооруженную борьбу китайского народа за светлое будущее и стремление продолжать пролетарскую революцию.

Первая из них находится справа от главного входа в мавзолей, вторая слева от него.

За зданием мавзолея площадь заканчивается воротами Цианмен, что переводится как “внешние ворота”. Это внушительное сооружение 42 метра в высоту. Когда-то они были частью общей стены по периметру города, но сейчас от этого оборонительного сооружения остались только эти ворота. Внутри находится музей старого Пекина и выставка изобразительного искусства.

Стоит обратить внимание на два здания слева и справа от мавзолея. Первое из них находится справа и называется “Великий зал народа”, хотя чаще его называют “Домом народных собраний”. Здесь ежегодно проходят заседания собрания народных представителей и съезды Коммунистической партии Китая.

В остальное время он открыт для посещения туристами. Вы сможете посетить главный зал заседаний, вмещающий 10 000 делегатов. Еще 34 зала в здании посвящены провинциям Китая. Интересно, что зал Тайваня там тоже есть. (прим. Тайвань является полностью независимым от КНР государством)

И проследуем на восток ко входу в Храм Верховного Наследования (太庙 - Таймяо - Taimiao - Supreme Ancestral Temple). Храм был построен в 1420 году при правлении императора Юнлэ (Yongle 永樂) династии Мин. В нем хранились таблички предков правящих императоров. Еще недавно он назывался Дворцом Культуры Рабочих (Лаодунжэньминь Вэньхуагун - Laodongrenmin Wenhuagong - Working People"s Cultural Palace), где занимались детские творческие коллективы.

В период правления династий Мин и Цин во время важных мероприятий император должен был прийти в этот храм и принести жертвы своим предкам. Храм был построен одновременно с Императорским Дворцом (Запретным Городом) и по принципу "предки слева, государство справа" - традиционной схемой, принятой в императорской столице.

Зал Жертвоприношений - популярный фон для фотографов

Храм Верховного Наследования имеет прямоугольную форму и окружен тремя последовательными стенами красного цвета. В плане храм симметричен: входные ворота, мост из белого мрамора, ворота для алебард и три больших зала - все лежит на одной центральной оси, окруженной павильонами, кухнями, складами, боковыми залами и аллеями древних кипарисов. Общая площадь комплекса составляет около 140000 квадратных метров.

В старые времена Храм Верховного Наследования был полон людьми только во время жертвоприношений, а в остальные дни стоял пустой за исключением нескольких управляющих, которые охраняли ворота и следили за стаей серых журавлей, живущих здесь. Храм оставался в руках императорской семьи даже после отречения последнего императора династии Цин.

Позже храм был переименован в Парк Мира (和平 - Хэпин - Heping - Peace Park) и открыт для публики в 1926 году, но это длилось недолго. 1-го мая 1950 года в первый День Труда после основания Китайской Народной Республики Храм Верховного Наследования был снова открыт для посещения. На его южных воротах была установлена огромная надпись "Дворец Культуры Рабочих", написанная самим Мао Цзэдуном. Такое название связано с тем, что в некоторых залах и павильонах располагались студии для занятий танцами и пением.

Алебардовые Ворота

В парк можно попасть через несколько ворот, хотя главный вход считается южный. Мы войдем в храм через северо-западные ворота и будем спускаться на юг, чтобы в конце концов выйти на Площадь Тяньаньмэнь. Далее по тексту идет описание основных достопримечательностей Храма Верховного Наследования. Хочу отметить, что на сайте есть отдельная интерактивная карта храма и ее версия для печати .

Пройдя через кассы западных ворот, направимся к центральной оси комплекса, где находится вход во двор Родового Храма. Сами Западные ворота были построены во времена династии Мин. Говорят, что император Юнчжэн (Yongzheng 雍正) династии Цин использовал их вместо главных из соображений безопасности. Тогда же были построены еще одни внутренние ворота на севере и на востоке, чтобы избежать встречи с наемными убийцами.

Внутренняя стена окружает самое северное из трех главных строений комплекса - Родовой Храм (祧庙 - Тяомяо - Tiaomiao - Ancestral Shrine) или как его называют Задний Зал. Храм был построен в 1491 году, имея в длину 9 пролетов (61,99 метра), а в ширину 4 пролета (20,33 метра). При династии Цин здесь хранились таблички четырех предков императоров: Чжаоцзу (Zhaozu) в середине, Синцзу (Xingzu) и Сианьцзу (Xianzu) слева и Цзинцзу (Jingzu) справа. В конце каждого года эти таблички переносились в для церемонии. В самом Родовом Храме чиновники по приказу императора приносили жертвы духам предков в первый месяц каждого сезона.

Китайская звонница

Родовой Храм имеет свой двор, окруженный стеной. Внутри двора стоят два боковых зала, где хранились инструменты для церемоний жертвоприношений. Автор сайта еще застал время, когда здесь находился Дворец Культуры Рабочих - заглянув внутрь, можно было увидеть, как занимаются песенные и танцевальные группы.

Сейчас здесь находится китайская звонница (Chinese Peace Bell), которая была создана по образу Звонницы Князя И (Chime Bells of Marquis Yi) государства Чжэн (Zeng State), что существовало 2400 лет назад. Эта звонница должна была возвестить о наступлении нового тысячелетия. В ноябре 1999 года ее поместили в , а утром 1 января 2000 года Президент Цзян Цзэминь (Jiang Zemin) ударил в нее первый раз.

Сама звонница - это 108 колоколов, подвешенных на трехэтажную раму высотой 3,8 метра, шириной 21 метр весом в 17 тонн. Верхний ряд состоит из 34 колоколов, которые представляют 31 провинцию и автономные регионы Китая, а также Гонконг , Макао и Тайвань. Второй ряд колоколов говорит об 56 этнических группах Китая. На нижнем ярусе находятся 18 колоколов, 16 из которых представляют 16 периодов истории Китая, а 2 по бокам - Мир и Развитие.

Зал Жертвоприношений

На самом большом колоколе весом 320 кг можно увидеть золотую надпись: Китайская Звонница Мира возвещает Вечный Мир, сделанную Президентом Цзян Цзэминем. Обратите внимание на узоры на красной раме - это не старинные орнаменты, а рисунки, представляющие современную реальность - всего около 12000. По бокам от звонницы стоят каменные и нефритовые резонаторы.

За Родовым Храмом можно увидеть внутреннею стену храма, а в стене - Ворота Покрытые Плиткой. Ворота состоят из трех проходов: посредине - арочного типа и двух по краям. Ворота венчают семь крыш, покрытых желтой черепицей.

Следующий зал храма (средний) - Зал Покоя (寝殿 - Циньдянь - Qindian - Resting Hall). У этого зала одноуровневая крыша, покрытая желтой черепицей. В длину он 9 пролетов (62,31 метра), в ширину 4 пролета (20,54 метра) и в высоту 21,95 метров. Зал стоит на основании в стиле Сумеру из белого мрамора, которое окружено каменными перилами и парапетами, украшенными резными драконами и фениксами. По центру лестницы находится каменное панно, как в .

Каменное панно Зала Жертвоприношений

В зале хранятся жертвенные таблички предков императоров. Кроме того, внутри стоит трон, а также жертвенные столы, кровати, тюфяки и подушки. В конце династии Цин в этом зале хранились таблички девяти императоров и императриц, среди которых: Тяньмин (Tianming 天命), Чундэ (Chongde 崇德), Шуньчжи (Shunzhi 順治), Канси (Kangxi 康熙), Юнчжэн (Yongzheng 雍正), Цяньлун (Qianlong 乾隆) и других. За день до проведения церемонии жертвоприношения таблички должны были быть перенесены на трон в Зале Жертвоприношений, а затем возвращались обратно после ее окончания.

Следующее строение храма - Зал Жертвоприношений, но прежде, чем подняться в этот зал, обратите внимание на каменные панно в центре лестниц, ведущих наверх. Подобные панно есть и у других залов этого храма, но это самое впечатляющее. Оно поделено на три части, каждая из которых сделана из цельного блока гранита с вырезанными узорами, символизирующими верховную власть - дракон в облаках, лев, перекатывающий шар и морские животные. Эта каменная резьба считается одной из лучших подобного рода сделанной во времена династии Мин.

Зал Жертвоприношений (享殿 - Сяндянь - Xiangdian - Sacrificial Hall) - самое большое строение Храма Верховного Наследования. Его еще называют Передний Зал или Зал Молитв в Честь Предков (Hall for Worship of Ancestors). Зал был построен в 1420 году, а в последующие годы постоянно перестраивался, но все же сохранил конструкцию, принятую при династии Мин. У зала двухскатная крыша, покрытая желтой черепицей. Над входом в зал подвешена табличка в рамке с узором из девяти драконов, на которой позолоченными буквами написано "Храм Верховного Наследования" на китайском и манжурском языках.

Мосты через ров

Зал в длину 11 пролетов (68,2 метра), в ширину шесть пролетов (30,2 метра) и в высоту 32,46 метров. Зал стоит на трехуровневом основании из белого мрамора высотой 3,46 метров. 68 красных колонн зала сделаны из цельных стволов дерева наньму, из которых самое высокое достигает высоты 13,32 метра, а самое большое в диаметре 1,2 метра. Это крупнейший дворцовый зал в Китае, построенный из дерева наньму. Подволоки крыши украшены позолоченными рисунками, а пол выложен специальными "золотыми кирпичами".

Зал Жертвоприношений был местом, где императоры династий Мин и Цин проводили церемонии принесения жертв в честь своих предков. Во времена династии Цин такие церемонии проводились в первый месяц каждого из четырех сезонов, в конце каждого года и во время таких важных событий, как: свадьба, похороны, восхождение на трон, приход к власти, жалование дворянского титула, война. В то время в зале находился позолоченный трон, а также жертвенные принадлежности: бамбуковый стол и подношения - рис, зерно, фрукты, овощи, благовония, свечи, вино и т.д. Перед проведением великой церемонии Жертвенные Таблички Предков должны были быть перенесены из и в этот зал.

Мраморные драконы

Южнее этого зала вы увидите стену, в которой стоят Алебардовые Ворота (戟门 - Цзимэнь - Jimen - Halberd Gate) - церемониальные ворота храма. Они сделаны в виде зала (пять пролетов в длину и два в ширину), стоящего на основании в стиле Сумеру, отороченного перилами из белого мрамора. По основанию поднимаются лестницы в девять ступеней, в центре которых - каменное панно с драконами. По бокам от этих ворот стоят еще одни дополнительные. В старые времена здесь хранили 120 алебард, украшенных золотыми драконами, красными ручками и серебряными наконечниками. Все они исчезли при вторжении сил альянса восьми государств в 1900 году.

Обратите внимание, слева от Алебардовых Ворот стоит печь для сжигания жертвенного шелка и проспектов из Зала Жертвоприношений. Печь сделана в виде небольшого павильона.

Пройдя через среднюю стену храма, вы увидите мраморные мосты, перекинутые через ров, за которым стоят еще одни Ворота Покрытые Плиткой (琉璃门 - Люлимэнь - Liulimen - Glazed Gate). Эти ворота в средней стене храма были построены при династии Мин и перестроены при династии Цин. Это главные ворота в храм. Ворота состоят из трех арочных проходов посредине и двух с балочными перекрытиями по краям. Их крыши покрыты желтой плиткой, а архитрав сделан из желтых и зеленых держателей со свисающими колоннами в виде лотосов. Основание - из белого мрамора.

Печь для сжигания жертвенного шелка и проспектов

Время работы храма: 06:30 - 19:30 (апрель - октябрь) 07:00 - 17:30 (ноябрь - март) Билеты: 2 юаня (только парк) Выставка колоколов в Родовом Храме: 10 юаней (ноябрь - март) 15 юаней (апрель - октябрь)

Фотография демонстранта, одиноко стоящего перед танком, стала одной из самых известных в истории ХХ века. События на китайской площади Таньаньмэнь в 1989 году стали переломным моментом для истории Китая и косвенно - для всего мира. Между тем у провалившегося восстания имеется своеобразный и не всегда очевидный контекст.

К концу бурного правления Мао Цзедуна Китай подошёл с серьёзными перекосами развития. С одной стороны, Великий Кормчий заложил основы промышленности и современной социальной инфраструктуры, с другой - в стране ещё не была решена даже проблема голода. Урбанизация шла огромными темпами в абсолютных цифрах, но Китай сам по себе громаден, и основную массу населения до сих пор составляли крестьяне. Вдобавок, репрессии и чистки, которыми Мао так увлекался, вызвали неудовольствие и у партийной элиты, и вообще у горожан.

Вскоре после смерти властителя Поднебесной кормило власти взял в свои руки Дэн Сяопин. Период борьбы за власть оказался недолгим. Новый правитель предпочитал более умеренный и осторожный курс. Это выразилось даже в том, как Сяопин обошёлся с наследием Мао: того оставили в роли объединяющей фигуры, но политику прежнего правителя аккуратно свернули, наиболее очевидные перегибы публично критиковали, а ответственность за сомнительные решения возложили на ближайших сподвижников покойного вождя. Китайский вариант "доклада о культе личности" оказался более выдержанным, чем в Советском Союзе.

Однако главным в деятельности Дэн Сяопина, конечно, были не дискуссии о роли личности в истории. Новый лидер в первую очередь намеревался сосредоточиться на повышении уровня жизни и росте могущества Китая. Сяопин начал проводить в жизнь план реформ, которые уводили страну от плановой экономики к рыночному хозяйству, но при этом велись под жёстким государственным контролем.

Сяопин вместе со своей командой "прагматиков" предпочитал действовать постепенно и осторожно, опасаясь, как бы ситуация не вышла из-под контроля. В Китае поощрялись мелкие производители и крестьянские хозяйства, приватизация государственной собственности велась плавно и без фанатизма, так что страна менялась на глазах, но это не вело к грандиозным потрясениям и крушению общества и государства. Благо, внешняя конъюнктура тоже была до поры до времени удачной: Китай рассматривался западными странами как важный союзник в борьбе против советского блока.

С точки зрения современного европейца Китай вовсе не кажется идиллическим местом. Реформы опирались на очень низкую оплату труда работников и экономию на создании условий для их труда. Правда, с точки зрения самих тружеников "потогонок" они только выигрывали: бедный и много трудящийся рабочий всё равно жил намного лучше совсем нищего и замученного крестьянина.

Смута в Поднебесной

При всей эффективности реформы Дэн Сяопина не шли гладко. Для части китайского общества смягчение контроля над зарегулированной экономикой означало необходимость и политических реформ. Особенно на либерализацию политики было настроено университетское сообщество. Студенты, а также часть профессуры и недавние выпускники надеялись на быстрый переход сразу к демократическому государству западного образца. Идея демократизации была популярной, хотя сами её сторонники не совсем чётко понимали, за что именно они борются.

На взгляд Дэн Сяопина и его приближённых, слишком быстрые и радикальные реформы вели к распаду страны и, возможно, гражданской войне. Дэн Сяопин опирался на доминировавший в стране настрой. К концу 80-х годов грандиозная внутренняя смута, окончившаяся только в 50-е годы, была ещё относительно свежа в памяти. Для людей старшего поколения гражданская война была частью непосредственного жизненного опыта, китайцы прожили полвека внутри работающей мясорубки, и стабильность в государстве ценили.

К тому же Дэна волновала возможность нового раздробления Китая на части в случае ослабления власти Пекина. Следует помнить, что Китай в силу своих размеров и населённости неоднороден внутри. Там существуют многочисленные национальные (а кое-где и религиозные) меньшинства, а руководители на местах далеко не всегда чрезвычайно лояльны центру. Романтичные студенты всего этого, разумеется, не учитывали.

Однако, что менее известно, существовала и "оппозиция слева". Сторонники Мао также существовали, и с их точки зрения, напротив, стране угрожало развитие рынка и появление могущественной буржуазии. Кроме того, всех волновали экономические проблемы, прежде всего инфляция и коррупция среди чиновников.

Наконец, внутри китайского истеблишмента также не существовало единства по поводу будущего страны. Так, один из ключевых чиновников, Чжао Цзыян, стоявший во главе правительства, настаивал на более интенсивных и глубоких реформах, затрагивающих не только экономику, но и политическую сферу - включая снижение роли коммунистической партии. Он сыграет существенную роль в драме, произошедшей на улицах Пекина. Однако человеком, который запустил (хоть и не по своей воле) дальнейшие события, был не он.

Врата небесного спокойствия

В течение нескольких лет генеральным секретарём Коммунистической партии Китая был Ху Яобан. Один из сподвижников Дэн Сяопина, он считался либеральным чиновником и усиленно модернизировал страну. Однако на его карьере поставили крест волнения студенчества в Пекине и других крупных городах в 1986 году под лозунгами требований свободы слова. Беспорядки на кампусах рикошетом поразили реформатора.

Ху Яобан мало того что пользовался стойкой репутацией либерала, он долго работал в китайских молодёжных организациях и пользовался популярностью у молодых китайцев. Теперь ему поставили в вину попустительство беспорядкам. Дэн Сяопин раскритиковал бывшего соратника за "буржуазный либерализм" и добился его отставки. Падение Ху Яобана само по себе не обещало особых проблем.

Однако в апреле 1989 года случилось непредвиденное. Прямо во время партийного заседания с Ху Яобаном случился сердечный приступ, и 15 апреля он скончался от инфаркта.

Конечно, смерть популярного деятеля стала только толчком для массовых выступлений. Однако с точки зрения Дэн Сяопина он умер очень не вовремя.

На волне эмоций после смерти Ху Яобана снова начались массовые волнения студентов. Протесты быстро набирали размах, к ним присоединялись самые разные люди. Требования демонстрантов в конечном счёте сводились к бессмертной формуле "За всё хорошее против всего плохого".

По ключевым пунктам они вообще исключали друг друга. Демократизация по западным образцам, на которой настаивали интеллектуалы и студенты, и требования свернуть экономические реформы, ведущие к инфляции (чего требовали рабочие), сочетались слабо. Однако митинги быстро росли численно. Ходили слухи, что за их организацией стоит Чжао Цзыян, оппонент Дэн Сяопина, настаивавший на более быстрых и глубоких реформах.

Местом сосредоточения основной массы митингующих в тот апрель стала пекинская площадь Тяньаньмэнь, что переводится на русский как "Врата небесного спокойствия". Это центральная площадь Пекина, выходящая на древний Императорский город. Там организовался палаточный лагерь. Май прошёл в митингах и речах. Некоторые митингующие объявили голодовку. Всего там собралось невероятное количество людей, точные подсчёты затруднены, но предполагается, что в пиковые моменты - сотни тысяч. В центре площади поставили десятиметровую пенопластовую статую "Богиня демократии", напоминавшую Статую Свободы.

Пока на площади голодали и митинговали, в руководстве КПК шли дебаты по поводу того, какие меры следует предпринять. Часть функционеров выступала за применение силы, другие предлагали более мягкие варианты. Демонстрантов увещевали, сбрасывая с вертолётов листовки с призывами разойтись. Однако эти просьбы эффекта не имели. Чжао Цзыян пытался наладить коммуникацию между правительством и восставшими, но ему приходилось маневрировать между радикалами на площади и консерваторами в верхушке партии.

В конце концов в верхушке КПК созрело решение о применении силы. Дэн Сяопин был уверен (трудно судить, насколько обоснованно), что, если не применить силу, это приведёт к войне.

19 мая Чжао Цзыян выступил перед толпой, призывая демонстрантов разойтись. Его речь была выдержана в примирительном и даже извиняющемся тоне. Он едва ли не со слезами на глазах призывал закончить митинг. На следующий день Чжао Цзыяна отправили под домашний арест и отрешили от должности. "Силовая" линия победила окончательно.

В Пекине ввели военное положение, к столице стягивались армейские соединения. Вблизи Пекина военные колонны блокировали демонстранты, солдаты натыкались на баррикады, многие вообще не желали участвовать в каких-либо силовых акциях. Судя по всему, это просто испугало многих в руководстве КПК. Риторика сильно ужесточилась, мятежных студентов называли даже террористами. В это время на площади начали вооружаться арматурой и коктейлями Молотова. На дорогах возводились баррикады из автобусов. Однако вторая попытка армейских отрядов прорваться в город была более решительной. Вечером 3 июня жителей Пекина призвали по ТВ оставаться дома, а ближе к ночи в город начала входить бронетехника.

Как ни странно, поначалу никакой стрельбы не велось. Танки и бронетранспортёры подошли к площади. Демонстрантов разогнали, но поначалу никаких убийств на площади не происходило. Однако затем начались столкновения на улицах вокруг неё. Трудно сказать, у военных не выдержали нервы или демонстранты начали метать в технику бутылки с горючей смесью. Ходил слух, что где-то на окраине армейская машина задавила людей и это спровоцировало последующую схватку.

Однако это уже детали: в Пекине началась стрельба. Бронетехнику пытались поджечь коктейлями Молотова (некоторые машины успешно спалили), солдат пытались избивать, техника металась по ночному городу, сослепу давя людей, солдаты, боящиеся не меньше самих демонстрантов, били в толпу. Больше всего людей погибло не на площади, а на прилегающем проспекте Чанъань. Стороны быстро распалялись, бой становился всё более жестоким, отбившихся от своих солдат безжалостно линчевали. Подступы к площади оцепили солдаты, бульдозеры и БТР давили палаточный лагерь.

В течение дня 4 июня всё было кончено. 241 человек погиб, в том числе 10 солдат и 13 полицейских. Число раненых доходило до семи тысяч. Китайская революция окончилась полным провалом. Чжао Цзыян провёл под домашним арестом последующие годы до своей смерти. Многие участники протестов бежали за рубеж. Другие подверглись наказаниям.

События на площади Тяньаньмэнь были не уникальны для Восточной Азии. Так, в Южной Корее в 1980 году разыгрались аналогичные события в городе Кванджу. И в Китае, и в Корее трагические события вызывались эволюцией "диктатуры развития": авторитарные стратеги, имевшие некие планы государственного строительства, сталкивались с интеллигентской фрондой и силой разрешали кризис. Реформирование Китая правительством Дэн Сяопина замедлилось, но не остановилось: вскоре правитель Поднебесной вернулся к прежнему курсу на постепенные реформы. Трудно сказать, что произошло бы с Китаем в случае победы демонстрантов или компромисса между митингующими и властями. Однако современный Китай, безусловно, стал таким, какой он есть, в том числе в результате разгона волнений в ночь на 4 июня 1989 года.