Shadow tactics игромания. Shadow Tactics: Blades of the Shogun – рецензия. Ниндзя за стеной

Новая игра практически никому неизвестной студии Mimimi Productions и маститых Daedalic Entertainment как будто пришла из далеких времен на стыке XX и XXI веков. Тогда внимание игровой аудитории было приковано к серии игр и паре частей , а чуть ли не каждый геймер мнил себя великим тактиком и знатоком стелса.

Продолжает давно забытые традиции признанных игр жанра тактического стелса. А по нападкам в сети, даже считается, что нагло ворует геймплейную механику Commandos , прикрываясь современной картинкой и японским сеттингом. Так это или нет, разбираться не будем, а вот что вышло у новичков индустрии – расскажем.

Японский кровавый конфликт

С первой же миссии игрока бросают в гущу кровопролитной гражданской войны в Японии начала XVII века. После завершения вводного задания, новый император приходит к власти и строит мирное процветающее государство. Но скоро его правление пытается свергнуть опасный человек по имени Каге-сама. Всю игру геймер с помощью пятерки героев будет защищать нынешнего правителя и предотвращать попытки Каге-самы начать еще одну гражданскую войну.

Помимо этой истории, разработчики показывают игрокам сложные взаимоотношения персонажей, перепалки и обмены шуточками, их начальное недоверие друг к другу, корыстные цели и постепенное сближение по мере продвижения игры. Между миссиями геймеров ждут сюжетные зарисовки, в которых рассказывается о прошлом задании, его успехе и важности. Тут же их логически подводят к новому испытанию и мягко навязывают новых персонажей.

Подобный ход цепляет, но ненадолго. Поэтому, кроме захватывающего начала и нескольких насыщенных эмоциями сцен по ходу игры, сюжет в сделан больше для фона. А к завершению игры нить повествования теряется.

Веселая компания

Как писалось выше, по мере прохождения игроку станут доступны пять персонажей. В первую очередь, это мастер скрытного боя, матерый метатель сюрикенов и камней – ниндзя Хаято. Позже его напарником станет классический и гордый самурай Муген. Он единственный таскает тяжести и отвлекает врагов с помощью японской водки сакэ. Дальше по сюжету к ним присоединятся древний старик со снайперским мушкетом по имени Такума и две девушки: Аито, что прикидывается гейшей и заманивает солдат в нужные для атаки места, и Юки, которая устанавливает ловушки или тоже завлекает врагов с помощью свистка. Помимо индивидуальных особенностей, умений и тактик ведения боя, персонажи могут убивать, скрытно передвигаться и перетаскивать трупы противников в тайники, кусты и прочие темные места.


Shadow Tactics: Blades of the Shogun – тактический стелс в реальном времени, где игрока постепенно посвящают в основы механики, объясняя незнакомые современным игрокам геймплейные тактики, возможности и комбинации умений персонажей. Поэтому за первые миссии геймер постигает назначение клавиш, экспериментирует с синхронным взаимодействием героев, учится сохраняться после любого тактического хода, отвлекает внимание НПС, узнает, что такое «зона видимости» и «время патрулирования».

Сначала передвижения игроков по карте, их действия, убийства солдат и перебежки не создают шума. Враги замечают противника только визуально, да и то быстро отвлекаются и долго раздумывают, пытаясь понять, что это перед ними – ниндзя или мираж. Но постепенно игра оставляет геймера один на один с жестокой средневековой реальностью, кидает на пестрящую врагами карту и предоставляет полную свободу действий. С этого момента становится сложно, а для пользователя, не знакомого с подобными играми, начинается ад.

На снежной карте герои оставляют следы, больше шумят, их быстрее вычисляют и убивают. Появляются новые типы врагов, которые не подчиняются отвлекающим умениям персонажей, наделены прекрасным слухом и быстро реагируют на внезапно появившегося из укрытия героя. Интересно, что одолеть одних и тех же противников можно совершенно по-разному. Часто игра сама подсказывает замысловатый способ убийства (скинуть груз на головы солдат, подставить врага под копыта злого быка и прочее), а иногда пройти определенный участок карты нельзя никаким другим способом, отличным от того, что задумали разработчики. Поэтому приходится пробовать десятки комбинаций и способов взаимодействия героев, находить ту самую заветную пару, чтобы одолеть вражину и пройти дальше.


Несмотря на эти препятствия и сложности для обычного игрока, фанаты жанра и любители серии Commandos кричат, что Shadow Tactics: Blades of the Shogun мало того, что слизана с их любимой серии и перенимает игровые механики, так еще и очень легка в прохождении. Им, видите ли, мало, что на максимальном уровне сложности после смерти героя миссия начинается заново. Они требуют добавить хардкора и говорят, что большинство карт проходятся одним, максимум двумя персонажами.

Для массового игрока, который поиграл в Shadow Tactics , просьба об увеличении сложности вызывает непонимание и нервное подергивание глаза. Но вот насчет прохождения карт парой героев, критики отчасти правы. Это касается только первых нескольких миссий, где по сюжету постепенно вводятся все персонажи и геймеру выделяют двух главных героев (Хаято и Мугена). Но факт на лицо и его нельзя игнорировать.

Атмосферные зарисовки старой Японии

Игры небольших и неизвестных создателей не блещут графическими наворотами. Но Mimimi Productions извлекли пользу из малого бюджета и нарисовали игру на грани манги, комикса и японской стилистики, с яркими сочными красками и атмосферой загадочного востока. Геймеров ждут грозные средневековые восточные замки, узкие городские улицы со знаменитыми бумажными фонарями, роскошные бани, прекрасные и огромные имения восточной знати, покрытые снегом легендарные монастыри, затерянные в горах, и рисовые поля во время дождя.


Кажется, что дизайнеры и художники с любовью и трепетом вырисовывали каждую линию на многочисленных картах, придавали им неповторимый дизайн, погоду, атмосферу, наделяли бытовыми мелочами, уникальными, мелкими и запоминающимися особенностями. Мир Shadow Tactics: Blades of the Shogun захватывает без остатка и способен заставить снова и снова прокручивать уровни и рассматривать их в мельчайших подробностях.

Что здесь не так

Несмотря на упрощенную и рисованную графику, каждая миссия загружается несколько минут. Да, разработчики предупреждают об этом специальной надписью в правом нижнем углу экрана. Но легче от этого не становится, а за время загрузки карты можно спокойно сходить и сделать чай. Возможно кто-то отнесет это к плюсам игры – мы же оставим в минусах.

Напомним и о начальном тактическом однообразии, когда миссии проходятся одним-двумя героями, а остальные персонажи просто идут в довесок и не приносят пользы. Это сделано с расчетом на массового игрока и стало попыткой выйти за рамки жанровой нишевости. Но ни к чему, кроме гнева фанатов жанра, это не привело, а казуальный игрок пока не пришел.

Shadow Tactics: Blades of the Shogun – достойный приемник и свежая кровь в жанре тактических игр. Это новый, яркий и красочный представитель позабытых всеми игр в реальном времени. Она не идеальна, местами слишком сложна, а где-то упрощена в угоду массовости. Но игра захватывает даже людей, не знакомых с подобным жанром, заставляет думать, просчитывать ходы наперед, увлекаться и радоваться малейшему продвижению по карте. А еще Shadow Tactics сочна, атмосферна и в меру красива. Это позволяет насладиться нарисованными уровнями и в то же время включить мозг, стать во главе мини-армии и обеспечить императору Японии полную победу над врагом.

Есть у журналистов одна плохая черта, которая рождает довольно часто нездоровые погребальные идеи вроде: «Ого! Да квесты же вымерли! Напишу-ка я, почему это произошло, какая досада и вообще так и надо играм в этом жанре …». В том, что тактика в реальном времени буквально вымерла как жанр, виноват не один лишь прогресс со своей потрясающей графикой и реалистичностью, но и немалую долю усилий приложили к этому сами игроки, переставшие со всем вниманием относиться к изометрическим и тактически непростым играм.

Тем не менее, тактический стелс в духе игры Commandos и толком похоронить не получается. Почему? Да потому что жанр, как такого, толком и не жил. За пределами всё той же Commandos представителей данного жанра практически не найти. Хотя можно ещё кое-что назвать сходу - игра Desperados. Но, увы, продолжение этих двух стареньких игр мы явно уже не дождёмся. Так что сейчас можно сказать, что Shadow Tactics: Blades of the Shogun - это единственный представитель тактических игр в режиме реального времени. И кто бы мог подумать, что студия Mimimi Produstions под чутким руководством Daedalic Entertainment смогут вернуть то время, когда игры пусть и не выглядели как кино, но были просто чертовски увлекательными!

Интересно также то, что и с датой выхода разработчики угадали, ведь выйди игра на месяц или даже два месяца раньше, а не в сравнительно пустом декабре, игра наверняка осталась бы без внимания: трудно было бы найти на неё время в довольно плотном осеннем графике. Поэтому сейчас самый страшный конкурент Shadow Tactics: Blades of the Shogun - это Dead Rising на PC со своей уже довольно надоевшей тематикой про нежить.

Феодальная Япония

События игры разворачиваются в смутной эпохе Эдо, когда феодальная раздробленность Японии уже практически подошла к своему концу. В 615 году сегун наконец-таки одолел последний оплот сопротивления, но не обошлось без горячих голов, которые успели остыть и удержались на плечах, поэтому теперь влиятельный и загадочный дайме стремиться к тому, чтобы свергнуть нового императора. А наш отряд наёмных убийц - тоже, кстати, втайне - пытается закончить дело и снести голову выжившему смутьяну.

→ Обучение в игре представлено в виде «разведки боем»: основные принципы игры будут изложены в многочисленных свитках, никто, как с ребёнком, с вами возиться не будет.

И пусть вас не смущается выбранный разработчиками сеттинг - постфеодальная Япония идеально подходит для подобного жанра. На стыке живого кодекса самурая и пороховой революции, есть как раз всё необходимое, чтобы создать нечто крайне увлекательное и любопытное.

Ценностей в сюжетной линии практически нет. Сюжетные диалоги - это просто развёрнутые брифинги. Общение сводится к обычной болтовне и безобидным шуткам. Сюжетная компания поставлена таким образом, чтобы вы постепенно и довольно плавно познакомились со всеми своими членами отряда, а в финальных миссиях раскрыв абсолютно весь их потенциал. Сама же история вероятней всего не украсит прохождение каким-нибудь необычным повествованием, либо интересными сюжетными поворотами. Тем не менее, история тут всё-таки есть и в перерывах между заданиями будет на что посмотреть.

→ Даже в игре, в которой упирается всё в стелс, найдётся место для взрывов.

Понятное дело, что в любой игре приятно встретить неординарную сюжетную линию и её подачу, однако в Shadow Tactics: Blades of the Shogun сюжет выполняет одну единственную и при этом главную функцию - обоснование задач и цели путешествия. И от этой функции никак отвертеться не получится.

Крадущийся тигр

Поскольку сегун не в восторге от того, что его собираются свергнуть, он собирает команду профессиональных диверсантов, которым и предстоит нарушить или разрушить вовсе злодейские планы, чтобы уберечь регион от политических распрей. Группу наёмных убийц возглавляет самурай Муген, а в качестве помощников выступают: наёмный ниндзя Хаято вместе со своей юной ученицей Юки; престарелый снайпер по имени Токума и то ли шпионка, то ли гейша Аико.

Аико - это мастер перевоплощения. Например, если на карте можно будет отыскать бесхозную одежду, тогда она подобно тому же Шпиону из Commandos, примерит одежду и получит возможность свободно бродить среди неприятелей, создавая для них разного рода пакости. Шприца с ядом девушка, к сожалению, при себе не имеет, однако отлично орудует шпилькой и специальным распылительным порошком, который застилает жертве взор. Важно только соблюдать правила, например, не бесчинствовать на глазах нескольких стражников, иначе маскировка тут же пропадет, используя подозрительные манёвры.

→ Сюжет будет представлен в виде небольших роликах между миссиями, поэтому и не представляет особо интереса. С другой стороны в подобных играх «блистать» ему не обязательно.

Престарелый Токуму не всегда старается держаться как можно дальше от конфликтов. Помимо того, что он может убивать негодяев через прицел снайперского ружья, он может ещё и воспользоваться смертоносными, шумными бомбами. К тому же, он имеет при себе милого ручного енота, который своим писком может привлекать всеобщее внимание врагов. В остальном же дедушка практически бесполезен: в ближнем бою участие не принимает, да и ковыляет намного медленней, чем остальные его товарищи.

Муген, наоборот, преуспел именно в ближнем бою. Самое крутое умение этого персонажа - атака по целому сектору: он влетает в толпу врагов и в изящном японском танце режет глотки окружающим противникам за исключением самых сильных врагов. Помимо этого, физически преуспевший самурай умеет таскать огромные и тяжёлые булыжники, да и швырять их во врагов. Что, кстати, расценивается у ИИ как несчастный случай, а не убийство, поэтому и тревогу никто не поднимает, если кого-то придавило булыжником.

Помимо специальных умений, герои отличаются ещё манерами и темпами действий. Например, мужчины, кроме пенсионера Токумы, могут переносить тела на плече в полный рост, а вот девушки их медленно волокут по земле и вот эта особенность в разных контекстах используется не всегда одинаково. Если необходимо замести поскорее следы - лучше тогда позвать мужчин в команде, но если необходимо протащить труп, при этом, не поднимая головы (чтобы не засветиться перед стоящим рядом стражником), тогда пропустите вперёд дам.

Аналогичным образом устроена работа и большинства других элементов. Практически все персонажи долго «ковыряют» противника ножиком, да и за это время на бой обращают внимание другие часовые, но вот Муген настолько умело владеет своей катаной, что может успеть сделать всё вовремя и незаметно. Катана самурая будет бить больнее огнестрельного оружия у остальных персонажей, но за то в самурайских доспехах не залезешь в воду - придётся изучать тонкости каждого героя. Учитывая, что их довольно много.

→ А ещё Муген способен без особо труда таскать бочки с порохом, а в паре с Токумой устраивать настоящий фейерверк на радость всем повстанцам.

Загвоздка лишь в том, что пару раз за всю компанию (всего тринадцать миссий) группа будет орудовать в своём полном составе. Обычно в тыл к противнику отправляется не более трёх героев, кто-то реже, кто-то чаще, поэтому действовать постоянно по одному и тому же плану никак не получится, хотя определённые предпочтения у вас определённо в ходе прохождения сформируются.

Единственный, кто просиживает большую часть заданий в кустах, так это Токума. Конечно, там он постигает дзен. В кустах он быстро может снять парочку охранников, которые стоят на вышках и тем самым уступить дорогу молодым - пусть дальше резвятся они.

И наконец, самый главный герой из всей этой «шайки» - ниндзя Хаято. Правда, парень немного не влезает в рамки жанровых ролей, потому что умеет скрываться, лазить при помощи крюка-кошки, кидаться сюрикенами - ниндзя, в общем. Самый универсальный герой.

Запутанный пазл

Для игр подобных Commandos, существует одно важное и железное правило: уровни обязаны быть грамотно построены и шикарно обрисованы. Это не место крушения, как в XCOM: Enemy Within, где в лучшем случае можно провозиться полчаса. Карты в сочетании со стелс-тактикой никак не могут быть обычными блеклыми складами с ящиками, иначе за 1-2 часа такая игра надоест, а за 3 часа игры, геймер просто сойдёт с ума или просто бросит прохождение такой игры.

→ Переодеваться всякий раз, когда кто-то без присмотра оставил свои вещички - совсем необязательно. Тем не менее, в чужой форме строить козни намного легче.

По своей структуре Shadow Tactics: Blades of the Shogun напоминает некую песочницу: есть герои, есть задачи, но дороги между этими двумя деталями проложить предстоит самостоятельно. В этой игре крайне редко будут водить за ручку по коридору (которых и нет, кстати). Вы в праве самостоятельно выбрать, с какого именно фланга подобраться к ключевой цели. Вы вправе самостоятельно распределять обязанности для подопечных. Вы вправе сами распоряжаться, что делать с врагами: умерщвлять или не умерщвлять их вообще (можно вырубать на время врагов, но связывать тело врагов, как можно было в Desperados, тут нельзя, поэтому помните о том, что очнувшийся бедолага сразу начнёт паниковать и поднимет тревогу).

Иногда Shadow Tactics: Blades of the Shogun даже немного подражает серии Hitman, потому что появляется несколько вариантов, как можно устранить ту или иную цель: застрелить с вышки, либо подмешать отраву в чай. Иногда эти опции неочевидны, но, тем не менее, поступать можно будет так, как вам угодно.

→ Благодаря прекрасной дудке Юки можно расчистить себе простор, однако с самураями эта уловка не пройдёт.

Студия Mimimi Productions не сделала ошибку и не зациклилась на одной схеме, поэтому периодически будет встряхивать вас в игре. Попав, например, на болотистую территорию, враги начнут лучше слышать ваши шаги, причём даже в том случае, если герой перебирается на корточках. За то при вылазках радиус и даже дальность обзора у часовых тут намного меньше, за то теперь следует учитывать расположение факелов.

А во время масштабных битв между армиями Каге-самы и сегуна, враги больше будут увлечены перестрелками, нежели обычным патрулированием территории, однако некоторые враги будут активно бегать по карте с отчётами и поручения. Попав в заснеженную местность, вообще на снегу будут оставаться следы, поэтому охранники обязательно обратят на них внимание и выяснят, куда они ведут.

Именно некое «жонглирование» условиями будет усложнять и вводить некое разнообразие в геймплей. Да, в Shadow Tactics: Blades of the Shogun не избежать частых перезагрузок, особенно тем, кто с данным жанром не знаком, либо уже позабыл, но это вполне нормально. К тому же, сидеть с секундомером и чертить схемы, планы не придётся. Shadow Tactics не слишком «хардкорная», но и за дурака держать не будет - всё в пределах разумного. Да и никаких печально известных автосохранений, подсказок и прочих облегчающих деталей тут не будет.

→ Хаято и Юки - это два самых полезных героя, которые могут решить массу стоящих перед командой проблем.

Также некоторые трудности вызывают ещё и стражники. Суть в том, что стражники постоянно стоят и патрулируют территорию так, чтобы контролировать максимальные размеры территории. Плюс ко всему, стражники бывают разными и поэтому по-разному могут реагировать на ваши действия. Например, рядовые солдаты с энтузиазмом попытаются любезничать с енотом, либо усердно будут искать, откуда доносится мелодия Юки. Поэтому и «снимать» таких солдат только одно удовольствие. Другое дело солдаты в соломенных шляпах, имеющие при себе ружья, либо офицеры, которые ни на что практически не реагируют. Максимум, что сделают эти солдаты - посмотрят в сторону шума. Так что с ними наиболее трудно.

Существуют ещё и самураи, которые на удивление очень крепки и хороши в ближнем бою: убить их в дуэли, либо сзади может только Муген, остальные в бою лишь добьются жесткой смерти. Самурая невозможно взять капканом, выстрелом, шпилькой в бок, да и маскировку они раскрывают проще простого. При необходимости придётся даже работать парой, чтобы обезвредить настолько сильного противника: один стреляет, сбивая тем самым противника с ног, после чего второй вонзает в него свой клинок. Последний вариант - это позвать Токуму, но только бомба у него чрезвычайно громкая, как бы ещё труднее в этом случае не стало.

→ Поговаривают, что самураи в Shadow Tactics: Blades of the Shogun явились прямиком из Преисподней, чтобы напомнить всем игрокам о прелестях адской игры!

А вообще стоит вам потревожить охрану, как отовсюду повылезают дополнительные наряды врагов, поэтому без обильной поножовщины пройти дальше миссию никак не получится. Да и перебить всех врагов крайне трудно: в Shadow Tactics: Blades of the Shogun нельзя, как в Desperados или Commandos где-нибудь засесть за углом, чтобы умело отстреливать вражеских супостатов. Дефицит патронов и огромное обилие часовых дарит безрадостные перспективы касаемо такого плана.

Daedalic Entertainment и Mimimi Productions вернули даже не 2007-й, а 1998 год. По законам того времени игрокам будет больно и сложно, но круто.

Отправить

Геймеры-олдфаги, как и подобает старикам в абсолютно любой сфере, любят кряхтеть о славном прошлом и бездушном настоящем. Дескать, раньше эльфийки были округлее, а игры злее. Зачастую их предпочтения остаются безответными, но порой в нынешней игровой индустрии встречаются отголоски пресловутого «славного прошлого». В ролевом жанре им стала дилогия , а в стелс-направлении - , чье действие происходит в Японии XVII века. Страну Восходящего солнца малость раздирает гражданская война, саке льется реками вперемешку с кровью, гейша идет на самурая - в общем, культурный отдых тех времен.

Пропахшая нафталином, буквально вопит о геймплейном родстве с легендарной и менее славной, но в целом неплохой . Будучи специфичным гибридом стратегии с жанром «стелс», она активно треплет нервы игроку, параллельно отдавая дань уважения вышеобозначенным играм практически всеми своими элементами.

Скажем, один из пяти героев в лице отрядного стрелка Такумы использует снайперский режим, практически неотличимый от аналогичного у снайпера из . От героев в принципе веет «свежестью» из нашей бурной тактической молодости не только четкими ролями и навыками, но и концепцией «Пяток лихих героев против всех». Да, в том числе и бесславностью прямого столкновения с толпой недругов. Название игры тонко намекает, что даже могучий Муген, нарезающий врагов с эффективностью колбасного цеха, не сдюжит отыгрыш в стиле Рембо. Хочешь не хочешь, а притворяться ветошью придется всем.


Да только не всякому будет уделено достаточного внимания. Ирония в том, что при всей разносторонности персонажей и богатстве возможных тактик, в мало ситуаций, где нужен весь отряд разом. Учитывая специализации, не подразумевающие даже шажка в сторону от назначенной роли, геймер чаще всего будет видеться с Хаято - ниндзя настолько классическим, что глаза сами по себе начнут сужаться. За лучшим другом часовых идет Муген для поножовщины в подворотнях и Аико, своими прелестями выманивающая шибко умных врагов в менее безопасные места, где в них так приятно тыкать вострыми катанами. Такума и Юки, мягко говоря, лишние на этом празднике жизни. Их возможности стоило распределить, а не гоняться за сравнением с и накалом страстей.

Отряд бравых вояк и воительниц просто не следует геймерским указам сверху. Каждый из них преследует свои цели, что служит источником для внутренних распрей. С такой позиции пятерка героев лучше тройки, так как пространства для сценаристов куда больше. Однако геймплейно разработчикам не удалось оправдать Такуму и Юки, да и сюжет далек от идеала.

Впрочем, Daedalic Entertainment и Mimimi Productions (не смейтесь: всё серьезно) сделали верный расчет на публику. совершенно не рассчитана на массового игрока, но уж точно влюбит в себя фанатов Японии из-за прекрасного дизайна и ценителей тактических игр прошлого из-за геймплейного сходства и банального отсутствия современных конкурентов. Ненужность Такумы с Юки выглядит сущей мелочью на фоне захватывающих эпизодов, требующих от игрока матерости.


Новичок взвоет от беспардонной жестокости местного стелса, а вот знатока будто током шибанет: весьма требовательна к тактическим навыкам, терпению игрока и его внимательности. Просчеты на высшей сложности оперативно караются сталью в печень и никаких F5/F9. Умер? Начинай уровень сначала. По самолюбию и нервам игра бьет кувалдой, чем и ценна.

Недостатков у проекта хватает, но их критичность зависит от восприятия. Загрузки чересчур долгие, а также порой возникают ситуации, разрешаемые только определенными связками персонажей, до чего ещё додуматься надо. Нет, логически такие фортели ничем не оправдываются. Главное же, Daedalic Entertainment не стали заморачиваться даже мелкими инновациями, так что игра насквозь вторична. В условиях жанрового голода оно может и не важно, однако на дворе 2016 год и подсовывать геймплей из 2000-х - идея на грани безумия. Впрочем, в таком безумии имеется своё очарование для тех, кто соскучился по , а их самих загнал в могилу после двузначного количества прохождений. Катану в зубы, сюрикены в руки и вперёд - на освобождение Японии!

Shadow Tactics вышла чересчур нишевой игрой, но в своем классе с ней мало кто способен тягаться. Пусть и скопированная с Commandos, она дает игрокам массу интересных тактических ситуаций и возможностей для их разрешения. Визуально она, конечно, не сражает наповал, но взгляд радует, а уж японофилы будут восторженно размахивать ветками сакуры.

Коммерческий успех инди-игр позволил вернуться многим нишевым жанрам, в том числе тактическим проектам, большинство современных представителей которых имеют в своей основе пошаговую боевую систему. Разработчики из Mimimi Productions решили напомнить всем, что тактика может быть и в реальном времени.

Совмещает в себе элементы стелс-экшена и тактических игр в реальном времени, навевая теплые воспоминания о классике жанра в лице серии Commandos , которая была популярной в конце девяностых - начале двухтысячных годов. При этом проект удивляет выбранным сеттингом. Действие Blades of the Shogun происходит в средневековой Японии раннего периода Эдо. Вы начинаете игру в образе ниндзя по имени Хаято, который должен незаметно пробраться в замок во время осады.

Заставки не балуют кинематографичностью: камера просто показывает стоящих друг напротив друга героев. Но несмотря на слабую анимацию и простую постановку, следить за развитием сюжета интересно. История достаточно насыщенная, а под конец порадует неожиданным поворотом, который нивелирует общую простоту и незатейливость режиссуры.

Тренировочная миссия лояльна к игроку и аккуратно обучает базовым механикам. Следуя традициям шпионского жанра, поле зрения врага обозначается конусом, но даже попав в него, у вас есть время уйти незамеченным. В случае обнаружения противник начнет атаку, на шум сбегутся враги со всей округи и выжить в такой схватке будет очень непросто.

Чуть позже к герою присоединится мощный самурай Оширо, юная воровка Юки и старик-снайпер Такуме вместе со своим дрессированным тануки. Каждый персонаж имеет свои сильные и слабые стороны, а также уникальные способности. Например, Такуме медленно двигается, но может устранять цели издалека. Так как он стреляет из мушкета, это производит много шума. В свою очередь ниндзя Хаято - самый тихий из героев, может устранять цели кунаем и быстро залезает на верхотуру.

Персонажи отлично дополняют друг друга. В игре даже предусмотрена возможность выбрать сразу несколько команд за разных героев, а потом дать команду и они начнут выполнять заданные действия синхронно.

Убивать врагов не обязательно. Их можно отвлечь, усыпить или банально обойти. Каждое решение имеет свои последствия: если врага просто вырубить, то он быстро придёт в себя. При этом нельзя допустить, чтобы кто-то увидел лежащее на полу тело. Убитых или нокаутированных солдат необходимо прятать - и в этом кроется ещё одна интересная механика. Так как Муген - крупный вояка, то может достаточно быстро нести одно тело или сразу два, но со средней скоростью. Миниатюрная Юки способна лишь медленно оттащить по земле одного врага, а старик и вовсе не может никого переносить. Если тело заметят враги или мирные жители, то поднимется тревога, из-за которой в эту точку сбегутся новые оппоненты. Если хорошенько не спрятаться, то наших героев обязательно выследят и убьют.

Уровни построены таким образом, чтобы игрок мог придумывать свои варианты прохождения заданий. На локациях всегда есть несколько маршрутов и способов устранения целей, в том числе с использованием оружия. Несчастный случай может произойти сразу с группой врагов. Например, их может задавить грузовой повозкой, или огромный камень на них упадет.

Враги реагируют не только на шум, но и на следы, которые остаются на снегу. И это может стать проблемой. Причем не только для вас, но и для противников, которых таким образом реально завлечь в ловушку.

Своей глубокой вариативностью и нелинейностью игра может напомнить серию Hitman , с поправкой на то, что мы управляем целой командой, а не одним персонажем. Вы можете выманивать цели на свежий воздух для их устранения снайпером, отвлечь прислугу, отравить чай или натравить на оппонентов огромного быка.

Переигрывать миссии разными способами в - весьма увлекательно занятие. Разработчики грамотно подошли к подаче геймплейных особенностей и умений героев, объединив их в первой половине игры в пары. Таким образом игрок постепенно привыкает к героям и не распыляет свое внимание сразу на всех.

Игра использует Unity и страдает от длинных первичных загрузок уровней. К счастью, происходит это лишь один раз на эпизод, так как повторная загрузка (например, после сохранения) уже занимает считанные секунды.

Проект не балует богатой детализацией, но в изометрии аккуратная архитектура локаций все же оставляет приятное впечатление. Жаль только, что персонажи выглядят совсем просто.

Увлекательная и хорошо сделанная игра редкого жанра, которая определенно понравится поклонникам Commandos и всем любителям тактических игр. Если вы уже прошли XCOM 2 и Mario + Rabbids , то обязательно попробуйте и этот проект.

Shadow Tactics: Blades of the Shogun, выйди она месяц или два назад, а не в сравнительно пустом декабре, наверняка осталась бы без внимания: трудно найти достаточно времени в плотном осеннем графике. Но сейчас, когда самый страшный ее конкурент на PC – Dead Rising 4, пережевывающая наскучившую тематику нежити, настал идеальный момент для объявления на сцене.

Но безрыбье не единственный и даже не важнейший повод обратить внимание на работу Mimimi Productions. Настоящая причина – исключительное качество игры, выходящей в подзабытом жанре, знаменосцами которого когда-то были Desperados и Commandos.

Привет из прошлого

Но Desperados и Commandos давно залегли на дно. Первой след простыл после релиза Helldorado:Conspiracy, эдакой режиссерской версии Desperados 2. Разработчики (Spellbound Entertainment) обанкротились, а те сотрудники, что перебрались в Black Forest Games, про серию забыли, сосредоточившись на Giana Sisters и Rogue Stormers.

Commandos оказалась не намного удачливее: высокие продажи (она принесла авторам свыше $40 млн) не уберегли Зеленого берета и дружину от отставки. Виной тому стали неудачный вояж в жанр шутеров (Commandos: Strike Force), обнищание мадридской Pyro Studios и итоговый побег студии в сектор мобильных развлечений. Недавно испанцы пытались возродить Commandos на портативных устройствах, однако никаких внятных новостей давненько не было.

Обучение в Shadow Tactics устроено по принципу «разведки боем»: основные принципы изложены в немногочисленных свитках, никто, как с малым дитем, с вами не возится.

Про другие подобные проекты и говорить нечего. Chicago 1930, Korea: Forgotten Conflict, Robin Hood: The Legend of Sherwood мелькнули и испарились навсегда, а редкие, робкие попытки современных разработчиков (например, We Are The Dwarves) оказались безуспешными.

Именно поэтому уровень исполнения Shadow Tactics от, прямо скажем, новичка индустрии поражает и дает надежду: а вдруг про тактику в реальном времени вновь заговорят, вдохнут в нее вторую жизнь?

Даже в, казалось бы, упирающей на стелс игре иногда что-нибудь оглушительно взрывается.

Mimimi Productions не просто словно разыскала конспекты предшественников – она избежала их ошибок и не сплоховала в мелочах. Игра четко сбалансирована и выверена, тут нет ни абсурдных расстрелов целой армии из-за угла, ни змеи-маньяка, безостановочно кусающей прохожих за пятки, а искусственный интеллект ведет себя адекватно и не позволяет откровенно беспредельничать.

Попросту тяжело к чему-либо придраться или строго упрекнуть немцев – и это действительно впечатляет.

Напоминание о необходимости сохраняться – приятная мелочь, без которой привыкшие к чекпоинтам и автосохранениям люди кусали бы локти.

Крадущийся тигр, затаившийся дракон

События разворачиваются в Японии периода Эдо. На дворе 1615 год, вокруг цветет сакура, бродят монахи и самураи с длинными катанами, высшие правительственные чины устраивают чаепития в саду, а банда заговорщиков под предводительством загадочного Каге-самы готовит государственный переворот с целью свержения сегуна.

Сюжет подается небольшими межмиссионными роликами и не представляет интереса – но в подобных играх ему необязательно блистать.

Последний не в восторге от затеи и собирает команду диверсантов, которым предстоит нарушить злодейские планы и уберечь регион от политических потрясений. Возглавляет группу самурай Муген, а в помощниках ходят наемный ниндзя Хаято и его юная ученица Юки, престарелый снайпер Токума да то ли гейша, то ли шпионка Аико.

Попытки раскрыть персонажей здесь едва ли назовешь успешными – зато голоса у героев очень колоритные в обоих представленных вариантах озвучки (английском и японском).

Каждый персонаж обладает как уникальными навыками, так и где-то повторяет за коллегами. Хаято вонзает в недругов клинок, отвлекает их, звучно бросая камни, швыряет сюрикены, поднимается на крыши на крюке, резво плавает, прыгает с высоты на голову зевакам – короче, натуральный ниндзя. Во многом вторит ему Юки, разве что трели ее дудки побуждают врагов разведать источник звука – а там уже ждет капкан.

Пляжный сезон закрыт, и особо непонятливых тут уговаривают идти домой очень убедительными доводами.

Аико – мастер перевоплощения: если на карте можно найти бесхозную одежду, то, подобно Шпиону из Commandos, девушка примерит ее и сможет более-менее свободно лавировать среди неприятелей.

Шприца с ядом у нее нет, зато она орудует шпилькой и распыляет специальный порошок, застилающий жертве взор. Важно только не бесчинствовать на глазах у стражи: маскировка спадает при подозрительных маневрах.

Переодеваться всякий раз, когда кто-то оставил без присмотра вещи, необязательно, но так строить козни ощутимо легче.

Престарелый Токума и вовсе предпочитает держаться вдали от конфликтов и снимать негодяев из ружья со снайперским прицелом. На крайний случай есть смертоносные и шумные бомбы, а отвлечь ошивающихся поблизости противников поможет милый ручной енот, своим писком привлекающий всеобщее внимание. В остальном дедушка бесполезен: в ближнем бою категорически не участвует и ковыляет ощутимо медленнее товарищей.

Муген, наоборот, преуспевает именно в хороших драках. Самое крутое его умение – атака по сектору: он влетает в толпу и в изящном танце смерти режет глотки окружающим, за исключением самых сильных оппонентов. Кроме того, физически одаренный самурай таскает огромные булыжники и швыряет их во врагов, что расценивается NPC, подоспевшими на место трагедии, как несчастный случай, а не убийство, поэтому тревогу они не поднимают.

А еще Муген без труда таскает бочки с порохом и в паре с Токумой устраивает эффектные фейерверки на радость повстанцам.

Помимо специальных умений члены команды различаются манерами, темпом действий. К примеру, мужчины, за вычетом пенсионера Токумы, переносят тела на плече в полный рост, девушки же медленно волокут по земле, и эта особенность в разных контекстах используется по-разному. Надо замести следы поскорее – лучше позвать парней, а если желательно протащить труп, не поднимая головы и не засветившись перед стоящим поодаль стражником, то пропустите вперед дам.

Аналогично устроена работа многих других элементов. Большинство персонажей долго ковыряют соперника ножиком, и стычку легко замечают часовые, а вот Муген резво машет катаной и успевает все сделать вовремя. Ручная мортира самурая бьет больнее огнестрельного оружия остальных героев, зато доспехи не позволяют залезть в воду – тонкостей хватает у любого подопечного.

Благодаря чудесной дудке Юки можно здорово расчистить себе оперативный простор, но самураев музыкой не проймешь.

Загвоздка в том, что лишь пару раз за кампанию (тринадцать миссий) группа орудует в полном составе. Обычно в тыл врага отправляются два-три человека, кто-то чаще, кто-то реже, поэтому сочинить универсальную тактику не выйдет, но определенные предпочтения и подход у вас наверняка сформируются.

А тот же Токума значительную часть заданий, на которые его таки назначают, просиживает в кустах, постигая дзен. Быстро снял пару охранников, стоящих на вышках, и уступил дорогу молодым – пусть резвятся. Как следствие, реальное число «оперативников», устраивающих диверсии, зачастую меньше заявленного.

Хаято и Юки – два, пожалуй, самых полезных персонажа, решающих значительную массу стоящих перед командой проблем.