С кем враждует израиль. Арабо-израильский конфликт (Палестино-израильский). Возвращение евреев в Палестину

Трагедия в Иерусалиме, которая произошла вчера, взволновала весь мир. Гражданские лица без оружия молились в синагоге, в это время двое палестинцев из Восточного Иерусалима вошли в святыню с оружием и устроили кровавое побоище, убив четверых человек. Ответственность за нападение на себя взяла военизированная группировка «Народный фронт за освобождение Палестины». В очередной раз два непримиримых соперника напомнили миру о своем кровавом конфликте.

История существования на политической карте мира Израиля – это история войн. За свое недолгое существование границы страны менялись несколько раз. Еврейский народ на протяжении долгого времени оттеснялся арабскими соседями, не находя мирного выхода из сложившейся ситуации.

Вот уже более 20 лет Палестина и Израиль пытаются найти мирный способ разрешения векового конфликта.

Первая война: кровавая независимость

Война на территории государства Израиль начинается на следующий же день после объявления независимости. Провозглашение независимости Израиля произошло 14 мая 1948 года, а уже 15 мая пять арабских стран объявляют войну новой стране и отправляют свои войска к ее границам.

В ходе первой войны Израиль одерживает победу и значительно расширяет свои территории. Столицей провозгласили Иерусалим, но не весь город оказался под властью еврейского народа, а только часть.

Война официально закончилась в 1949 году. Египет, Иордания, Сирия, Ливан и Израиль подписали мирный договор. Итогом войны арабского мира и Израиля стало большое количество палестинских беженцев, которые покинули мятежный регион. На сегодняшний день ООН заявляет о 5 миллионах переселенных лицах, которые обратились за помощью в другие страны.

Вторая война: возвращение земель

Следующий виток арабо-израильской войны произошел в 1967 году. Первым удары нанес Израиль. Боевые действия продолжались на протяжении 6-ти дней. С одной стороны был Израиль, с другой – союз Египта, Сирии, Иордании, Ирака и Алжира.

Причиной агрессии Израиля стали действия его арабских соседей. За несколько недель до начала войны арабские соседи начали стягивать к границам государства военную технику. Правительство в Иерусалиме приняло решение атаковать первыми.

И в этой военной компании фактическая победа оказалась за Израилем. Оккупированные территории превысили собственные территории страны в 3,5 раза. Израиль вернул себе под контроль Восточный Иерусалим, который по мирному договору 1949 года отходил Иордании, а также аннексировал Сектор Газы.

Правительство принимает решение незамедлительно начать интеграцию оккупированных территорий в израильское общество и начинается строительство еврейских поселений. Мировая общественность не приняла результаты войны, Совбез ООН выступил с резкой критикой действий Израиля.

Резолюция 242 (1967 год), Совет Безопасности ООН: "22 ноября 1967 года после длительных переговоров Совет Безопасности единогласно принял резолюцию 242 (1967), в которой излагались принципы мирного урегулирования на Ближнем Востоке. В резолюции утверждалось, что для установления справедливого и прочного мира необходимо применение двух принципов: вывод израильских сил с территорий, оккупированных во время недавнего конфликта, и прекращение всех претензий или состояний войны и уважение и признание суверенитета, территориальной целостности и политической независимости каждого государства в данном районе и их права жить в мире в безопасных и признанных границах, не подвергаясь угрозам силой или ее применению".

Третья война: удар исподтишка

Последнюю официальную войну начали Египет и Сирия. Война Судного дня началась 6 октября 1973 года. Продолжалась она 18 дней.

Египет и Сирия напали на Израиль неожиданно, в момент празднования иудейского праздника Йом Кипур. Эффект неожиданности и неготовность к боевым действиям дали свои результаты. На первой фазе боевых действий чаша весов перевешивала в сторону арабских военных.

Но вторая половина конфликта была благосклонна к Израилю, и евреи в очередной раз выгнали за свои границы нападающих. Война была окончена очередной резолюцией ООН, текст которой был схож с предыдущей.

Мадридские переговоры: страна-призрак Палестина

Первые мирные переговоры и заключение договора было осуществлено в 1978 году между Израилем и Египтом. Но решение палестинского вопроса не решалось до 90-х годов. Первая официальная встреча еврейского и арабского руководства состоялась в 1991 году в Мадриде. На этой встрече было выделено несколько пунктов, которые должны были урегулировать обстановку повисшей в воздухе полномасштабной войны.

1. Выполнение резолюции СБ ООН 242 и 338 (338 - вторая резолюция после Войны Судного дня);

2. Соблюдение принципа «земля в обмен на мир»;

3. Обеспечение законных прав палестинского народа;

4. Достижение безопасности и мира для израильтян;

Мадридские переговоры не подразумевали создания отдельного государства палестинским народом. Этот вопрос не поднимался вплоть до 2003 года. Мирный план «дорожной карты» был совместной разработкой России, США, ООН и Евросоюза. По тексту разработанного документа за два года необходимо было поэтапно снизить уровень напряженности конфликта и создать новое государство – Палестина.

Но этот план не реализован и ныне. Причина этого разногласия внутри и израильской, и палестинской политической элиты.

Последние события в Израиле показали, что Ближний Восток стоит на пороге очередной войны. В этом году израильская армия уже проводила бомбардировку Сектора Газы и палестинских территорий. В ответ на агрессию Иерусалима палестинцы устраивают теракты в границах Израиля.

Краткое описание.

В наше время одной из самых важных и главных проблем человечества является конфликт на Ближнем Востоке.

Арабо-израильский конфликт — противостояние между рядом арабских стран, а также арабскими военизированными радикальными группировками, поддерживаемыми частью коренного арабского населения подконтрольных (оккупированных) Израилем палестинских территорий, с одной стороны, и сионистским движением, а затем и Государством Израиль, с другой. Хотя Государство Израиль было создано только в 1948 году, фактически история конфликта охватывает около столетия, начиная с конца XIX века, когда было создано политическое сионистское движение, положившее начало борьбе евреев за собственное государство.

В конфликте участвовали и участвуют арабские страны (Ливан, Сирия, Саудовская Аравия, Йемен, Египет, Ирак и другие арабские страны) и еврейское государство Израиль. За время конфликтов было заключено много договоров о перемирии между разными странами, но конфликт всё равно продолжался и с каждым годом становится всё агрессивнее и агрессивнее и со стороны евреев, и со стороны арабов. Появляются всё новые причины для войны и цели в ней. Но самой главной целью арабов является создание суверенного государства в Палестине, которое должно было создаться после резолюции ООН от 29 ноября 1947 года.

В рамках крупномасштабного арабо-израильского конфликта принято выделять региональный Палестино-израильский конфликт, обусловленный, в первую очередь, столкновением территориальных интересов Израиля и коренного арабского населения Палестины. В последние годы именно этот конфликт является источником политической напряжённости и открытых вооружённых столкновений в регионе.

История конфликта.

29 ноября 1947 г. Генеральная ассамблея ООН большинством голосов проголосовала за отмену английского мандатного режима в Палестине в мае 1948 года и создании на ее территории двух независимых государств – арабского и еврейского. Тогда же был создан представительный орган еврейского населения – Народный совет. Ровно в час истечения британского управления в Палестине в ночь с 14 на 15 мая 1948 года Народный совет провел свое заседание, на котором один из ведущих политических лидеров Д.Бен-Гурион зачитал Декларацию независимости, провозглашавшую создание государства Израиль. Евреи, получив власть над территорией, отведённой им, начали выселять палестинских арабов из своих родных земель. Таким образом, наиболее острой и драматичной стороной палестинской проблемы стало положение беженцев.

По данным ООН на июнь 1950г. Беженцами стало 960 тыс. из 1350 тыс. палестинских арабов. Положение основной массы беженцев было исключительно тяжелым.

В целом историю конфликта можно разделить на несколько ключевых этапов: арабо-израильская война 1948 г. (первая война), Суэцкий кризис 1956 г. (вторая война), арабо-израильские войны 1967 и 1973 гг. (3 и 4 арабо-израильские войны), Кэмп-дэвидский процесс мирного урегулирования 1978-79 гг., война в Ливане 1982 г. (пятая война), процесс мирного урегулирования 90-х годов (Кэмп-дэвидские соглашения 2000 г.) и Интифада 2000 г ., начавшаяся 29 сентября 2000 г. и зачастую определяемая экспертами как "шестая война" или "война на истощение".

1 этап. Сразу после провозглашения государства Израиль армии 7 соседних арабских стран вторглись на его территорию. Началась первая арабо-израильская война.

Несмотря на то, что на начальном этапе военные действия развивались в пользу арабов, ситуация вскоре изменилась. Арабское единство подрывалось острыми противоречиями.

В итоге Израилю, опирающемуся на помощь США, удалось не только отразить наступление арабских сил, но и присоединить к своей территории 6,7 тыс. кв. км, отведенных ООН под арабское государство, а также Западную часть Иерусалима. Восточную часть города и западный берег реки Иордан заняла Иордания, Египет — сектор Газа. Переговоры февраля—июля 1949 г., приведшие к перемирию между Израилем и арабскими странами, закрепили временную границу между противостоящими сторонами на рубежах боевого соприкосновения войск в начале 1949 г.

2 этап. Вторая война вспыхнула спустя семь лет. Под предлогом защиты национализированного египетским правительством Суэцкого канала, доселе находившегося в собственности европейских компаний, Израиль ввел свои войска на Синайский полуостров. Спустя пять дней после начала конфликта израильские танковые колонны захватили сектор Газа, заняли большую часть Синая и вышли к Суэцкому каналу. В декабре, после объединенной англо-французской интервенции, предпринятой против Египта, в области конфликта были размещены войска ООН. Израильские вооруженные силы покинули Синай и сектор Газа в марте 1957 г.

3 этап. Третья война, за свою скоротечность получившая название Шестидневной, протекала с 5 по 10 июня 1967 г. Поводом для нее послужило усиление бомбардировок военных объектов Израиля сирийской авиацией в начале 1967 г. В течение Шестидневной войны Израиль практически уничтожил египетские военно-воздушные силы и установил свою гегемонию в воздухе. Война стоила арабам утраты контроля над Восточным Иерусалимом, потери Западного берега реки Иордан, сектора Газа, Синая и Голанских высот на израильско-сирийской границе.

4 этап. Периодические вооруженные стычки, последовавшие за Шестидневной войной, сменились новым обострением конфликта 6 октября 1973 г. В день еврейского религиозного праздника йом-киппур израильские армейские части подверглись нападению со стороны Египта в районе Суэцкого канала. Израильтянам удалось прорваться на территорию Сирии и окружить там египетскую Третью Армию. Еще одним стратегическим успехом Тель-Авива стало форсирование Суэцкого канала и установление своего присутствия на его западном берегу. Израиль и Египет подписали в ноябре соглашение о перемирии, которое 18 января 1974 г. было закреплено мирными соглашениями. Эти документы предусматривали вывод израильских сил с территории Синая к западу от перевалов Митла и Гиди в обмен на сокращение военного присутствия Египта в зоне Суэцкого канала. Между двумя противоборствующими армиями были развернуты силы ООН по поддержанию мира.

26 марта 1979 г. Израиль и Египет подписали в Кэмп-Дэвиде (США) мирный договор, который завершил состояние войны, существовавшей между двумя странами в течение 30 лет. В соответствии с кэмп-дэвидскими соглашениями Израиль целиком возвратил Египту Синайский полуостров, а Египет признал право Израиля на существование. Два государства установили дипломатические отношения друг с другом. Соглашения в Кэмп-Дэвиде стоили Египту исключения из Организации Исламская конференция и из Лиги арабских государств, а его президенту Анвару Садату — жизни.

5 этап. 5 июня 1982 г., усилилась напряженность в отношениях между израильтянами и палестинцами, укрывшимися на территории Ливана. Она вылилась в пятую по счету арабо-израильскую войну, в течение которой Израиль подвергал авиабомбардировкам Бейрут и районы южного Ливана, где были сосредоточены лагеря боевиков Организации освобождения Палестины (ООП). К 14 июня сухопутные войска Израиля углубились в Ливан до предместий Бейрута, который был ими окружен. После массированного артобстрела израильтянами Западного Бейрута ООП эвакуировала из города свои вооруженные формирования. Израильские войска покинули Западный Бейрут и основную часть Ливана к июню 1985 г. Под контролем Израиля оставалась лишь небольшая территория на юге Ливана.

В конце 80-х годов наметились реальные перспективы мирного выхода из затянувшегося ближневосточного конфликта. Вспыхнувшее на оккупированных территориях в декабре 1987 г. народное восстание палестинцев (интифада) вынудило израильские власти прибегнуть к поиску компромисса. 31 июля 1988 г. король Иордании Хусейн заявил о прекращении административных и иных связей своей страны с Западным берегом Иордана, в ноябре 1988 г. была провозглашена независимость государства Палестина. В сентябре 1993 г. при посредничестве США и России в Вашингтоне была подписана декларация, открывающая новые пути урегулирования кризиса. В этом документе Израиль давал согласие на организацию Палестинской национальной автономии (но не государства), а ООП признавала право Израиля на существование.

В целом, пять арабо-израильских войн продемонстрировали, что ни одна из сторон не может нанести решительное поражение другой. Во многом это обусловливалось вовлечением сторон конфликта в глобальное противостояние времен холодной войны. Ситуация в плане урегулирования конфликта качественно изменилась с распадом СССР и исчезновением биполярного мира.


Похоже, что сегодня мы становимся свидетелями новой палестино-израильской войны. Как пишут британские СМИ, элитная бригада израильской пехоты «Гивати» уже вышла к палестинской границе. Одновременно с ней туда же подтянуто ударное десантное подразделение. Вечером 15 ноября власти Израиля подтвердили возможность начала наземной операции на границе с сектором Газа...

Готовящееся вторжение Израиль объясняет участившимися обстрелами ракетами с палестинской территории. Так, в конце прошлой недели за двое суток по израильским городам было выпущено более 100 ракет, из-за чего 40 человек получили ранения. После того, как палестинские боевики отказались прекращать огонь, израильские ВВС нанесли множество ударов по позициям палестинцев (включая и жилые дома). В результате только за первый день «антитеррористической» операции, по данным министерства здравоохранения Палестинской автономии, погибли около 20 палестинцев, в том числе и пятеро детей. В довершение всего израильские ВВС разбомбили машину, на которой передвигался по городу Ахмад Джабари, лидер «Бригад Изаддина аль-Касама» – военного крыла движения ХАМАС. Вооружённые силы палестинцев в секторе Газа, таким образом, оказались обезглавлены.

Впрочем, своей цели удары с воздуха так и не достигли: палестинцы не только не прекратили обстрелы израильской территории, но, наоборот, их усилили. Ракетному обстрелу подвергся даже Тель-Авив: это случилось впервые за последние 20 с лишним лет израильско-палестинского конфликта. Всего же по израильским городам палестинцы выпустили за последние два дня несколько сот ракет. Трое израильтян были убиты, десятки были ранены или обратились за медицинской помощью.

В ответ Израиль начал переброску войск к границе. Реакция мира на все эти события оказалась двоякой. США и Британия поддержали право Израиля на «самооборону». А вот Франция отметила «непропорциональность» ответа Израиля на ракетные обстрелы своей территории...

Таким образом, перед нами уже привычный сценарий очередного конфликта на многострадальной палестинкой земле. Евреи обвинили арабов в террористических вылазках, после чего начали наносить удары из всех видов оружия. Как всегда, от таких «точечных ударов» сильно пострадало мирное население. Сразу же посыпались упрёки в адрес Израиля в «чрезмерном применении военной силы». Наверняка после этого конфликт только обострится. А потом спустя какое-то время наступит очередное «перемирие», которое, в свою очередь, станет лишь передышкой в преддверии новой войны. И так далее — по замкнутому трагическому кругу. Ибо за последние полвека этот сценарий разыгрывался уже не раз и не два.

Возникает закономерный вопрос — неужели здесь никогда не наступит мир?

Существует серьёзная версия, согласно которой в непрерывном арабо-израильском противостоянии заинтересована некая третья сила — не будь закулисных поджигателей войны, евреи и арабы уже давно бы договорились между собой. Но как только мирный процесс начинает более-менее налаживаться, тут же происходят события, вызывающие очередную вспышку конфликта.

Невидимая рука

Вот несколько характерных примеров. В 1992 году между премьером Израиля Ицхаком Рабиным и лидером Организации освобождения Палестины Ясиром Арафатом была достигнута договорённость о прекращении взаимного насилия. Арафат отказался от проведения диверсионно-террористических вылазок, а Рабин согласился на создание Палестинской национальной автономии, которой передали контроль на арабских территориях по западному берегу реки Иордан и в секторе Газа.

В 1993 году за этот прогрессивный шаг оба лидера получили Нобелевскую премию мира. Казалось, взаимное кровавое противостояние вот-вот станет достоянием истории.

Но 4 ноября 1995 года Ицхак Рабин был застрелен еврейским студентом. Якобы это был религиозный фанатик, который не мог простить премьеру «капитуляции» перед арабами. Однако журналисты ведущих мировых СМИ обратили внимание на то, что личная охрана Рабина непонятным образом «прозевала» убийцу, сумевшего подойти к жертве почти вплотную.

«А может, кто-то специально отдал приказ охранникам не слишком усердно выполнять свои обязанности?» — задалось вполне логичным вопросом одно французское издание. Но израильские власти, а точнее те, кто стоял за этим убийством, поспешили поставить точку в расследовании, сосредоточившись исключительно на идее «убийцы-одиночки».

И арабо-израильские отношения стали снова стремительно ухудшаться. А в конце 1999 года новый премьер Ариэль Шарон вдруг совершил явно провокационное восхождение на Храмовую гору в Иерусалиме, святое для мусульман место. И тут же вспыхнула новая война.

Однако очень скоро эта война зашла в тупик. Тот же Шарон принялся активно искать мирные пути выхода из конфликта. В частности, им было принято решение об эвакуации ряда еврейских поселений с арабских земель, дабы не «дразнить» их присутствием палестинцев. Активные боевые действия вроде бы прекратились. Но не надолго. На сей раз в роли провокаторов выступили палестинцы.

Чьими-то стараниями в их среде во влиятельную политическую силу выросло экстремистское мусульманское движение ХАМАС, оттеснившее на задний план умеренную «Организацию освобождения Палестины». ХАМАС законным путём захватил власть в секторе Газа, после чего принялся методично обстреливать израильскую территорию... настоящими боевыми ракетами!

Одно время всех нас пытались убедить, что эти ракеты кустарного производства, мол, их изготовляют сами палестинские бойцы. Однако не так давно британские специалисты, в руки которых попала одна такая ракета, пришли к выводу, что эти заряды фабричного производства (правда, заводское клеймо на них отсутствует).

Так кто же производит эти ракеты и кто их услужливо поставляет ХАМАСу? Явно это не Палестина, где производственной базы для ракетной техники попросту нет...

Короли и пешки

Чтобы разобраться во всех этих хитросплетениях, следует обратить внимание на исторические корни арабо-израильского конфликта.

Дело в том, что само государство Израиль возникло не в результате естественных социально-экономических процессов, а по причине сложных глобальных игр некоторых великих держав. А арабы и евреи были лишь пешками в этих комбинациях. Видимо, таковыми они остаются и по сей день...

Впервые о желании создать государство Израиль в 19-м столетии заявили еврейские националисты из «Всемирной сионистской организации». Это желание было столь же «научно» обосновано, как и утопические мечты итальянских радикалов, мечтавших о возрождении Древней Римской империи — и Древний Израиль, и Древний Рим существовали примерно в одно время. Но в отличие от итальянцев у сионистов нашлись очень серьёзные покровители.

Это крупные еврейские финансисты, принявшиеся активно лоббировать идею государства Израиль. Зачем им это было надо? Ведь эти люди и так неплохо жили в разных странах Европы и Северной Америки. Думается, что подлинных целей было много.

Это и более действенный контроль над еврейской общиной всего мира, которая будет просто вынуждена финансово поддерживать новую «историческую родину», и полная власть над святыми местами. Ведь Палестина является колыбелью трёх мировых религий, и владение этими землями чисто психологически повышает статус самих властителей.

А ещё Израиль автоматически становился своеобразным ножом в сердце мусульманского мира, который отсёк Египет от Саудовской Аравии и Ирана, тем самым лишив их возможности объединиться против своего старого врага — Запада. О таком союзнике западные страны могли только мечтать! А лоббирование израильских интересов, в свою очередь, делало еврейских банкиров очень влиятельными не только в финансах, но и в политике.

Но влиятельность надо постоянно поддерживать. Лучше всего это делать через непрекращающиеся военные конфликты, когда можно громко взывать о «маленькой, но гордой стране, окружённой со всех сторон кровожадными мусульманами». Тогда постоянная финансовая и военная помощь Израилю будет гарантирована — а это для израильских лоббистов (и для политиков Израиля) верный источник небывалых доходов.

Возможно, именно с таким расчётом было принято решение о создании государства с постоянно тлеющим межнациональным конфликтом. Примечательно, что ни сами финансисты — все эти Ротшильды, Шифы, Варбурги и т. д. — ни их потомки переселяться в Израиль не стали. Они предпочли быть «патриотами» в уютных банковских офисах на Уолл-стрит или в лондонском Сити, зарабатывая на лоббистской деятельности. А право умирать в бесконечных войнах с арабами они отдали простым евреям. Как палестинским, так и приезжим, которые поддались на уловки сионистской пропаганды...

Поначалу создание Израиля банкиры «пробивали» через Британию, которая захватила Палестину во время Первой мировой войны. Уже в 1917 году лорд Бальфур подписал декларацию о разрешении массовой еврейской иммиграции на Ближний Восток. В 20-30-е годы доля еврейского населения Палестины стала стремительно расти: с 7-ми до 30%.

В 1943 году, в самый разгар Второй мировой войны, британский премьер Уинстон Черчилль принял у себя одного из сионистских лидеров, Хаима Вейцмана, которому сказал следующие слова: «После того как Гитлер будет разгромлен, евреи должны создать своё государство там, откуда они родом. Лорд Бальфур завещал мне это, и я не собираюсь отказываться».

В послевоенном мире инициатива перешла к американцам, которые и приняли окончательное решение о создании Израиля, появившегося на картах мира в 1947 году.

Любопытно, что закулисным лоббистам удалось даже использовать для этих целей Советский Союз, где наивно полагали, что сионисты собираются строить еврейский вариант коммунизма. Именно благодаря советской военной помощи израильтяне выиграли свою первую войну с арабами, которая началась сразу же после создания еврейского государства.

Однако банкиры вовсе не собирались дружить с Советами. Очень быстро советско-израильские отношения испортились, и Москва стала союзником арабов. Таким образом, Палестина превратилась в арену «холодной войны» между СССР и США, а арабы и евреи — пушечным мясом на этой войне. Русские и американцы не только мерились здесь силой, но и испытывали новейшие образцы своего вооружения, тактику ведения партизанской и контрпартизанской войны, методы идеологической обработки населения.

Довольны были и банкиры — в условиях непрекращающегося конфликта лоббистская деятельность приносила миллионы долларов.

Кому война, кому мать родна

Увы, ситуация нисколько не изменилась даже после краха Советского Союза. Мы уже говорили о том, как трагично закончились мужественные попытки Ицхака Рабина напрямую договориться с палестинцами — мир на этой земле финансовому закулисью по-прежнему не нужен. Вот почему место главного врага израильского народа после СССР недолго оставалось вакантным. На сей раз врагом объявили «мировой исламский терроризм».

Словно по заказу, на телевизионных экранах регулярно стал появляться лик «главаря» террористов некоего Усамы бен Ладена, бывшего агента ЦРУ, который грозит стереть израильское государство с лица земли. После его смерти эту воинственную риторику подхватили его преемники в организации «Аль-Каеда». Одновременно начинается стремительное возвышение движения ХАМАС, которое стало получать щедрую помощь из таинственных источников...

Кстати, Израилем и его войнами с арабским миром пользуются не только банкиры, но и американское государство для решения своих проблем. Есть версия, что война, начатая Ариэлем Шароном в 1999 году, была лишь необходимой прелюдией для провокационных самолётных атак на Всемирный торговый центр 11 сентября 2001 года. Мол, «мировой терроризм» развернул широкое наступление против США и их союзников на огромном фронте — от Ближнего Востока до Нью-Йорка.

Начавшиеся следом удары израильской армии по палестинцам и вторжение США в Ирак позволили как следует загрузить щедрыми военными заказами предприятия американского ВПК. Это позволило Америке оттянуть неизбежный экономический кризис аж до 2008 года...

Что же касается последнего арабо-израильского конфликта, то он, возможно, связан с международными проблемами высшего руководства США. Дело в том, что демократическая администрация президента Барака Обамы настроена на сотрудничество с палестинцами. Само по себе, это очень невыгодно некоторым высокопоставленным израильским политикам, неплохо зарабатывающих на имидже Израиля, как «главной жертвы исламского терроризма» — известно, что Обама очень холодно относится к правящей верхушке Израиля, он даже несколько раз отказывался от личных встреч с израильским премьер-министром, чего никогда не бывало за многие годы американо-израильских отношений. Но у Израиля имеется очень могущественный союзник в Вашингтоне в лице еврейского банковского лоббии и деятелей из республиканской партии. Не исключено, что именно эти израильские лоббисты через свою агентуру в ХАМАС вполне могли спровоцировать новую войну, дабы как можно дольше удержать арабов и евреев от диалога, а Обаму сделать заложником сложившейся ситуации и заставить его занять однозначно произраильскую позицию — собственно, это уже и произошло...

Таким образом, обстановка в Палестине для её народов складывается тупиковая. К сожалению, она вряд ли изменится в ближайшее время. Если только не случится чудо, и израильтяне с палестинцами не начнут проводить независимую ни от кого политику.

Вадим Андрюхин, главный редактор

!--> Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 !-->!--> !-->!--> !-->Арабо-израильский , или как его часто называют, Ближневосточный конфликт, является самым длительным из всех неурегулированных конфликтов в мире. Его начало относится к 40‑м годам XX века и связано с проблемой создания в Палестине еврейского и арабского государств. Такое решение было принято Генеральной Ассамблеей ООН 29 ноября 1947 года. Однако это решение изначально было отвергнуто и соседними арабскими государствами, и арабским населением самой Палестины. Арабы принципиально не признавали идею возвращения евреев в Палестину, считая эту территорию своей

Первая война

29 ноября 1947 года Генассамблея ООН проголосовала за создание двух государств - еврейского и арабского - на Западном берегу реки Иордан (Резолюция № 181). Еврейское население приветствовало этот план, арабское - отвергло: территория еврейского государства оказалась намного больше.

14 мая 1948 года еврейский Национальный совет провозгласил создание Государства Израиль.

В ночь на 15 мая египетские самолеты подвергли бомбардировке Тель‑Авив . Армии пяти арабских стран численностью в 30 тысяч человек начали военные действия против только что провозглашенного государства. 31 мая из военизированных формирований «Хагана» (Организация обороны), «Эцел» (Национальная военная организация) и «Лехи» (Борцы за свободу Израиля) была создана Армия обороны Израиля (ЦАХАЛ), противостоявшая войскам Сирии, Египта, Трансиордании, Ливана, Ирака, Саудовской Аравии и Палестинской армии.

В первые месяцы 1949 года под эгидой ООН были проведены переговоры между всеми воюющими странами. В феврале 1949 года на острове Родос было заключено египетско-израильское перемирие, к которому присоединилась Трансиордания

20 июля соглашение о перемирии было достигнуто между Израилем и Сирией . Соглашение о перемирии вступило в силу 17 июля в Иерусалиме, а во всей стране - 18 июля. В результате прибрежная полоса, Галилея и вся пустыня Негев отошли к Израилю; полоса Газы - к Египту. Территория Палестины к западу от реки Иордан, не занятая израильскими войсками, оказалась под контролем Трансиордании, которая, присоединив эту территорию к себе в апреле 1950 года, получила свое современное название — Иордания. Город Иерусалим поделили на две части: западная досталась Израилю, а восточная отошла Иордании. В восточной части оказался Старый город с Храмовой горой — святым местом трех мировых религий: христианства, ислама и иудаизма. Палестинское арабское государство так и не было создано. Арабские государства продолжали считать себя находящимися в состоянии войны с Израилем; само существование Израиля рассматривалось ими как "агрессия". Это привело к эскалации конфликта

Вторая арабо-израильская война 1956 г. "Суэцкая кампания "

Напряженность в регионе резко возросла в октябре 1956 года в связи с вопросом о будущем Суэцкого канала, который был национализирован Египтом 26 июля того же года. Акционеры канала — Франция и Великобритания — приступили к подготовке военной операции "Мушкетер" — в качестве основной ударной силы должен был выступить Израиль.

29 октября 1956 года Израиль начал операцию против Египта на Синайском полуострове. На следующий день Англия и Франция начали бомбить Египет через неделю вошли в Порт-Саид. Кампания кончилась 5 ноября, когда израильские войска заняли Шарм‑аш‑Шейх. Под контролем Израиля оказался почти весь Синайский полуостров, а также Газа.

Но действия Англии, Франции и Израиля подверглись резкому осуждению со стороны обеих сверхдержав, СССР и США. Советский Союз пригрозил направить в зону Суэцкого канала своих добровольцев. К вечеру 6 ноября, после того как весь Синай оказался под контролем Израиля , вступило в силу соглашение о прекращении огня. К началу 1957 года англо-французские войска были выведены из зоны Суэцкого канала, а израильские — с Синайского полуострова. На Синае вдоль египетско-израильской границы и в порту Шарм-аш-Шейх были размещены силы ООН.

В 1964 году по инициативе египетского президента Гамаль Абдель Насера была создана "Организация освобождения Палестины" (ООП). В программном документе ООП, Национальной Хартии, говорилось, что разделение Палестины и создание там еврейского государства незаконно. Ставилась задача полного освобождения территории своей родины. ООП создавалась как прообраз палестинского государства, и ее структура включала подразделения, призванные заниматься политическими, экономическими, социальными, культурными, образовательными и военными вопросами.

Третья арабо‑израильская война ("шестидневная война ")

Война, известная как "шестидневная", началась 5 июня 1967 года. Египет, Сирия и Иордания стянули свои войска к границам Израиля, изгнали миротворцев ООН и заблокировали вход израильским кораблям в Красное море и Суэцкий канал. По соотношению сил арабы превосходили израильтян в личном составе в 1,8 раза, в танках - в 1,7 раза, в артиллерии — в 2,6 раза, в боевых самолетах - в 1,4 раза. Израиль предпринял упреждающее наступление; за один день израильские ВВС полностью уничтожили боевую авиацию Египта и большинство сирийских самолетов. Потеряв 679 человек, Израиль приобрел весь Синайский полуостров, Голанские высоты и взял под контроль Иудею и Самарию. Весь Иерусалим принадлежал Израилю.

Четвертая война 1969-1970 гг. ("война на истощение ")

Была начата Египтом с целью возвращения Синайского полуострова, захваченного Израилем в ходе Шестидневной войны в 1967 года. Имели место артиллерийские перестрелки, рейды через Суэцкий канал, воздушные бои. Война велась с переменным успехом и после дипломатического вмешательства США была закончена. В 1970 году было подписано соглашения о прекращении огня без территориальных изменений у сторон конфликта.

Пятая война 1973 года ("война Судного дня ")

6 октября , в Судный день, самый святой день еврейского календаря, Египет напал на Синай, а Сирия - на Голанские высоты. Успешное наступление арабов в первые дни сменилось отступлением их к концу недели. Несмотря на значительные потери, нападение египетской и сирийской армий было успешно отражено ЦАХАЛем, после чего войска вернулись на прежние позиции.

После этого при посредничестве СССР и США 23 октября было достигнуто соглашение о прекращении огня как на синайском, так и на сирийском фронте. В ходе войны погибло более 8,5 тысячи арабов и более 2,8 тысячи израильтян.

В январе 1974 года израильские войска покинули западный берег Суэцкого канала и Эль-Кунейтру, сохранив, однако, контроль над Голанскими высотами . В марте 1979 года вступил в силу египетско-израильский мирный договор, заключенный при посредничестве президента США Джимми Картера президентом Египта Анваром Садатом и премьер-министром Израиля Менахемом Бегином. Израиль ушел с Синая, сохранив под своим контролем лишь сектор Газа.

Шестая (ливанская) война 1982 года под кодовым названием "Мир для Галилеи "

Израиль ставил задачей уничтожение террористов из ООП: базировавшиеся в Южном Ливане террористы ООП постоянно обстреливали Галилею. Поводом послужило убийство 3 июня палестинскими террористами израильского посла в Лондоне.

Наступление началось 5 июня, в 15-ю годовщину Шестидневной войны. Израильские войска нанесли поражение сирийской армии, палестинским формированиям и их ливанским союзникам, захватили города Тир и Сидон, а также вошли в столицу страны Бейрут. Во время этой войны погибли 600 израильских солдат, но поставленная Израилем цель — уничтожение ООП — не была достигнута. После захвата израильтянами Бейрута президентом Ливана был избран израильский ставленник ливанский христианин Башир Жмайель. Он обещал подписать после вступления в должность мирный договор с Израилем, но вскоре был убит просирийскими исламскими террористами. Его сторонники с разрешения израильского командования вошли в лагеря палестинских беженцев Сабра и Шатила — якобы для того, чтобы уничтожить террористов ООП, устроили там резню, убив около тысячи человек. Боевиков среди них было ничтожное количество.

В 1985 году Израиль вывел войска с большей части территории Ливана, кроме буферной зоны, которая оставалась под израильским контролем до 2000 года.

В 1993 году в Осло было достигнуто соглашение о взаимном признании ООП и Израиля как партнеров по переговорам. Руководство ООП официально объявило о своем отказе от терроризма. В том же году состоялась встреча лидера ООП Ясира Арафата с израильским премьер-министром Ицхаком Рабином.

В 1994 году было заключено соглашение о первой фазе установления самоуправления на части палестинских территорий. В 1995 году в Осло подписано очередное соглашение о принципах самоуправления в секторе Газа и на Западном берегу реки Иордан и о выводе израильских войск из нескольких палестинских городов.

В 1999 году на территории Западного берега реки Иордан и в секторе Газа была создана Палестинская национальная автономия , над частью которой палестинцы получили полный контроль. На этой части был сформирован вооруженный корпус палестинской полиции и палестинская администрация.

С целью решения арабо-израильского вопроса в последние годы созывалось немало международных конференций: Мадридская конференция в 1991 году, конференция в Осло (1993), конференция в Кемп‑Дэвиде (2000), принятие "квартетом международных посредников" (США, ЕС, ООН, Россия) плана "Дорожная карта" в апреле 2003 года.

В 2006 году Лига арабских государств (ЛАГ) выдвинула свой план решения ближневосточного конфликта: признание арабскими государствами права Израиля на существование, отказ от насильственных акций с обеих сторон, признание палестинской стороной всех предыдущих соглашений, отвод израильских войск к границам 1967 года и возвращение палестинских беженцев. Однако урегулирование конфликта с мертвой точки не сдвинулось.

В 2005 году в результате плана премьер-министра Ариэля Шарона по одностороннему размежеванию, Израиль вывел из Сектора Газа войска и уничтожил все еврейские поселения. Также были разрушены 4 поселения в северной части Самарии. В результате вооруженного переворота, власть внутри зоны была захвачена у ФАТХ радикальным палестинским движением ХАМАС.

Вторая Ливанская война (в арабском мире — "Июльская война ") 2006 года

Вооруженное столкновение между государством Израиль, с одной стороны, и радикальной шиитской группировкой "Хезболла", фактически контролировавшей южные районы государства Ливан, с другой стороны, в июле - августе 2006 года.

Конфликт был спровоцирован 12 июля ракетно-минометным обстрелом укрепленного пункта "Нурит" и приграничного населенного пункта Шломи на севере с одновременным нападением на пограничный патруль Армии обороны Израиля на израильско-ливанской границе боевиками "Хезболлы". В ходе наземной операции армии Израиля удалось продвинуться вглубь ливанской территории на 15-20 км, выйти к реке Литани и в значительной степени зачистить оккупированную территорию от боевиков "Хезболлы". Кроме того, боевые действия на юге Ливана сопровождались непрерывными бомбардировками населенных пунктов и объектов инфраструктуры на всей территории Ливана. Боевики "Хезболлы" в течение месяца проводили беспрецедентный по масштабам массированный ракетный обстрел северных городов и поселений Израиля.

Боевые действия продолжались с 12 июля по 14 августа 2006 года, когда в соответствии с резолюцией Совета безопасности ООН было объявлено прекращение огня.

1 октября 2006 года Израиль завершил вывод войск с территории Южного Ливана . Контроль над югом Ливана полностью перешел к подразделениям правительственной ливанской армии и миротворцам ООН.

С 2006 года ситуация в Палестинской национальной администрации осложняется внутрипалестинским противостоянием между движениями ФАТХ и ХАМАС.

В октябре 2007 года Израиль объявил сектор Газа "враждебным государственным образованием" и приступил к его частичной экономической блокаде, периодически отключая подачу электроэнергии, прекращая снабжение энергоносителями и т.д.

В ноябре 2007 года в американском городе Аннаполис прошла встреча по ближневосточному урегулированию на которой, в частности, была достигнута предварительная договоренность о проведении в течение года конструктивных переговоров по вопросу создания независимого палестинского государства.

Под «арабо-израильским конфликтом» понимается противостояние между рядом арабских стран и арабскими военизированными радикальными группировками, поддерживаемыми частью коренного арабского населения оккупированных Израилем палестинских территорий, с одной стороны, и сионистским движением, а затем и Государством Израиль - с другой. Хотя это государство было образовано в 1948 году, фактически история конфликта охватывает более 110 лет – с 1897 года, когда в ходе проведенного в г. Базель учредительного конгресса было оформлено политическое сионистское движение, положившее начало борьбе еврейского народа за собственное государство.

В рамках этого крупномасштабного явления принято выделять региональный «палестино-израильский конфликт», обусловленный столкновением интересов Израиля и палестинских арабов, усугубляемый религиозной, культурной и межнациональной рознью.

Одна из главных спорных проблем касается принадлежности Палестины и Иерусалима, которые каждая из сторон считает своей исторической родиной и религиозной святыней. Ситуация осложнялась столкновением интересов ведущих мировых держав в регионе Ближнего Востока, ставшем для них ареной политического, а иногда и военного противостояния. О серьезности внимания Соединенных Штатов Америки к арабо-израильскому конфликту свидетельствует тот факт, что за годы существования Организации Объединенных Наций (ООН) Вашингтон использовал право вето в Совете Безопасности 20 раз, из которых 16 – в поддержку Израиля.

На ход арабо-израильского конфликта и возможности его урегулирования определяющее воздействие оказывает позиция непосредственных участников – США, европейских государств, а также ведущих стран арабского и мусульманского мира. Для понимания данной проблематики в целом и причин, которые приводили к трансформации точек зрения сторон кризиса, целесообразно привести хронологию его развития.

ЗАРОЖДЕНИЕ АРАБО-ИЗРАИЛЬСКОГО КОНФЛИКТА. АРАБО-ИЗРАИЛЬСКИЕ ВОЙНЫ

Официальной датой зарождения арабо-израильского конфликта принято считать 29 ноября 1947 года, когда Генассамблея ООН приняла резолюцию 181 о разделе Палестины (в тот период находилась под мандатным управлением и об образовании на ее территории двух государств – арабского и еврейского. При этом предусматривалось выделение Иерусалима в самостоятельную административную единицу с особым международным статусом.

Арабские страны, не признав резолюцию 181, провозгласили лозунг о «защите национальных прав палестинских арабов». Весной 1948 года семь арабских государств ввели контингенты своих вооруженных сил на бывшие подмандатные территории и начали против евреев масштабные боевые действия. Резкое обострение ситуации в результате арабо-израильской вооруженной конфронтации вынудило около 400 тыс. палестинцев стать беженцами и покинуть места своего постоянного проживания. Арабо-израильский конфликт тем самым приобрел качественно новый характер, его рамки существенно расширились. Арабские войска так и не смогли добиться поставленных перед ними целей, а война завершилась в 1949 году заключением соглашений о перемирии.

Итогом этих событий стало появление на карте Государства Израиль, в то время как арабское государство создано не было. 40% предназначавшейся для палестинцев территории в соответствии с резолюцией 181 отошли к Израилю, остальные 60% - к Египту (Сектор Газа - СГ) и Иордании (Западный берег р. Иордан - ЗБРИ). Иерусалим был поделен между израильтянами (западная часть, составлявшая 73% городской площади) и иорданцами (восточная часть – 27%). В ходе войны еще 340 тыс. палестинцев стали беженцами.

В октябре 1956 года арабо-израильский конфликт разгорелся с новой силой. Великобритания, Франция и Израиль предприняли совместную военную акцию против Египта в качестве реакции на национализацию президентом Г. Насером Суэцкого канала. Под международным давлением коалиция была вынуждена вывести свои войска с захваченного Синайского п-ова.

В июне 1967 года Израиль, мотивируя свои шаги военными приготовлениями в ряде арабских государств, начал боевые действия против Египта, Сирии и Иордании («шестидневная война»). Им были оккупированы в общей сложности 68 тыс. кв. км арабских земель (что почти в 5 раз превышало размеры его собственной территории) – Синайский п-ов, СГ, ЗБРИ, Восточный Иерусалим и Голанские высоты.

По итогам «шестидневной войны» Совет Безопасности ООН 22 ноября 1967 года принял резолюцию 242, в которой подчеркивалась «недопустимость приобретения территории путем войны», содержалось требование вывода израильских вооруженных сил с земель, оккупированных во время «шестидневной войны» (1967), и достижения справедливого урегулирования проблемы беженцев, указывалось на необходимость уважения и признания суверенитета, территориальной целостности и политической независимости каждого государства на Ближнем Востоке, их права жить в мире. Фактически эта резолюция стала отправной точкой формулы «территории в обмен на мир», которая легла в основу дальнейшего мирного процесса по урегулированию арабо-израильского конфликта.

В октябре 1973 года Египет и Сирия предприняли попытку вернуть потерянные в ходе «шестидневной войны» территории, добились некоторых успехов на первом этапе боевых действий (египтяне, в частности, форсировали Суэцкий канал), однако не смогли закрепить их и не достигли поставленных целей, потеряв в конечном итоге еще ряд районов. Данный конфликт получил название «октябрьская война». Принятая 22 октября того же года СБ ООН резолюция 338 способствовала прекращению боевых действий и призвала все заинтересованные стороны начать практическое выполнение резолюции 242 путем вступления в переговоры.

Зоной военных действий неоднократно становилась также территория Ливана. Израиль проводил военные операции на территории этой страны, ссылаясь на «необходимость борьбы с терроризмом, исходящим от находящихся там палестинцев, и обеспечения безопасности своих северных территорий». Особенно масштабными были военные кампании 1978 и 1982 годов.

Проблема беженцев является одним из основных противоречий палестино-израильского конфликта. К настоящему времени общее число палестинских беженцев (включая лиц, родившихся в изгнании) составляет, по разным оценкам, 3,6-3,9 млн. человек. С 1967 года на оккупированных территориях было создано в общей сложности более 230 израильских поселений с числом жителей около 370 тыс. человек (учитывая население израильских поселений в районе Восточного Иерусалима).

ПОПЫТКИ УРЕГУЛИРОВАНИЯ АРАБО-ИЗРАИЛЬСКОГО КОНФЛИКТА

Среди международно-правовых документов, внесших вклад в ближневосточное урегулирование, следует выделить резолюцию 3236 Генеральной Ассамблеи ООН от 25 ноября 1974 года. Она подтвердила неотъемлемые права арабского народа Палестины (в том числе на национальную независимость и суверенитет, на возвращение к своим очагам и своему имуществу) и признавшую Организацию освобождения Палестины (ООП, создана в мае 1964 года) в качестве его единственного законного представителя. Кроме того, в резолюции 425 СБ ООН от 19 марта 1978 года содержалось требование безоговорочного вывода израильских войск из Южного Ливана.

Взгляды руководства разных арабских стран на пути урегулирования арабо-израильского конфликта сильно отличались, а в 70-е годы приобрели антагонистический характер. В частности, президент Египта А. Садат совершил в 1977 году официальный визит в Иерусалим. В сентябре 1978 года он заключил с Израилем соглашения в Кэмп-Дэвиде (США), а в марте 1979-го подписал мирный договор. Египтянам удалось вернуть контроль над Синайским п-овом и выйти из общеарабской конфронтации с Израилем. Подавляющее большинство арабских государств и палестинцы негативно восприняли шаг Каира. Египет оказался в фактической изоляции в арабском мире. После покушения на А. Садата и его гибели в октябре 1981 года отношения этой страны с другими государствами постепенно нормализовались. Каир вновь стал играть важную роль в продвижении мирного процесса на Ближнем Востоке.

После Кэмп-Дэвида подходы арабской и израильской сторон конфликта к ближневосточному урегулированию стали более реалистичными. Арабы отказались от категорического непризнания права Израиля на существование. В свою очередь, в израильском обществе созрело понимание необходимости прекращения ближневосточного противостояния и урегулирования палестинской проблемы на условиях взаимоприемлемого компромисса.

Принципиально новый этап в урегулировании арабо-израильского конфликта начался в 1991 году, когда 30 октября – 1 ноября удалось созвать Мадридскую мирную конференцию, значительную роль в которой сыграли СССР и США. Формат конференции предусматривал начало переговоров между Израилем и отдельными арабскими сторонами, а также проведение многосторонних переговоров, призванных рассмотреть некоторые общерегиональные проблемы: контроль над вооружениями и региональная безопасность, беженцы, экономическое развитие, водные ресурсы, экология и ряд других. Согласие на участие в работе конференции дали Сирия, Ливан, Израиль, и Иордания. Наряду с ними на это мероприятие были приглашены представители двух региональных организаций – Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива и Союза арабского Магриба, а также европейских стран. Роль ООН из-за возражений Израиля ограничилась участием представителя ее генерального секретаря.

Вслед за Мадридской конференцией начались двусторонние арабо-израильские (по палестинскому, иорданскому, сирийскому и ливанскому направлениям) и многосторонние (по общерегиональной проблематике) переговоры.

В октябре 1994 года был заключен мирный договор между Израилем и Иорданией. В качестве границы между двумя государствами была определена линия, установленная в свое время английскими мандатными властями.

После закрытых палестино-израильских контактов при норвежском посредничестве Израиль и ООП, признав друг друга, подписали 13 сентября 1993 года в Вашингтоне Декларацию о принципах организации временного палестинского самоуправления («Осло-1»). В ней была зафиксирована договоренность о пятилетнем переходном периоде, который должен был начаться с передислокации израильских войск из СГ и Иерихона (район на западном берегу Иордана) и закончиться определением окончательного статуса палестинских территорий. Россия и США подписали эту Декларацию в качестве свидетелей.

4 мая 1994 года в Каире палестинская и израильская стороны заключили соглашение «Газа-Иерихон» (свидетели - Россия, США, Египет), в соответствии с которым Израиль осуществил вывод войск из этих районов к концу мая 1994 года. Подразделения израильской армии остались только для охраны еврейских поселений в Секторе Газа. Эта договоренность одновременно положила начало пятилетнему переходному периоду.

28 сентября 1995 года в Вашингтоне было заключено Временное соглашение между ООП и Израилем по Западному берегу реки Иордан и Сектору Газа («Осло-2»). Свидетельские подписи под этим документом поставили представители России, США, Египта, Иордании, Норвегии и ЕС. Временное соглашение предусматривало расширение сферы палестинского самоуправления на Западном берегу реки Иордан и избрание Палестинского совета в составе 82 человек на пятилетний переходный период (начиная с даты подписания соглашения «Газа-Иерихон»). Переговоры по окончательному палестино-израильскому урегулированию, включая проблемы Иерусалима, беженцев, поселений, границ, меры безопасности, отношения с соседними странами и ряд других, должны были начаться не позднее 4 мая 1996 года и привести к выполнению резолюций 242 и 338 СБ ООН.

Вся территория Западного берега реки Иордан была поделена на три зоны:

  • зону А (около 3% территории), где вводился полный контроль Палестинской национальной администрации (ПНА) в гражданской сфере и по вопросам безопасности (шесть городов: Дженин, Калькилия, Тулькарм, Вифлеем, Рамалла и Наблус, а также Иерихон, где передислокация уже была осуществлена);
  • зону В (районы с самой высокой плотностью населения, около 27% территории), где ПНА контролирует гражданскую сферу, а Израиль – безопасность;
  • зону С (территории Западного берега р. Иордан вне зон А и В; незаселенные земли; районы, имеющие стратегическое значение для Израиля; еврейские поселения, около 70% территории, кроме территорий, вопрос о которых будет обсуждаться на переговорах об окончательном статусе), где израильский контроль должен постепенно, по мере передачи, переходить к палестинцам.

Выполняя Временное соглашение, подразделения израильской армии к концу декабря 1995 года ушли из зоны А и с большей части зоны В. 17 января 1997 года, сразу после подписания специального Протокола по Хеврону, израильские силы были выведены из этого города (зона А). В соответствии с протоколом израильтяне сохранили военный и гражданский контроль над районом проживания еврейской общины в этом городе (около 450 человек), включая священную для иудеев «Гробницу патриархов».

23 октября 1998 года ПНА и Израиль под давлением США подписали Уай-Меморандум, регламентирующий пошаговое осуществление дальнейшей передислокации. Предполагалась передача палестинцам 13% зоны С (1% в зону А и 12% в зону В). Кроме того, 14,2% зоны В предполагалось перевести в зону А. Израильтяне осуществили только первый этап передислокации, в результате которого 2% зоны С было передано в зону В, а 7,1% зоны В - в зону А. После этого Израиль заморозил реализацию меморандума, аргументировав такой шаг тем, что палестинцы, по его мнению, не выполнили ряд договоренностей, и прежде всего в сфере безопасности.

После победы на выборах в Израиле Партии труда Э. Барака появились перспективы для активизации переговоров. 4 сентября 1999 года в египетском городе Шарм аль-Шейх Э. Барак и Я. Арафат подписали меморандум, в котором были согласованы новые сроки осуществления предусмотренных прежними соглашениями промежуточных мер, намечено проведение переговоров о постоянном статусе палестинских территорий с достижением рамочного соглашения в феврале и окончательного - в сентябре 2000 года. Многие положения этого документа были претворены в жизнь. В частности, был завершен второй этап передислокации израильской армии на Западный берег р. Иордан. В результате Палестинская национальная администрация (ПНА) стала осуществлять управление на большей части Сектора Газа (кроме приграничных зон и израильских поселений) и 39,7% территории Западного берега (в том числе под полным контролем ПНА находилось 18% территории, под частичным - 21,7%). В 1999 году израильские власти освободили в общей сложности более 400 палестинских заключенных. Был открыт южный маршрут безопасного коридора между Западным берегом и Сектором Газа. Кроме того, были приняты меры для начала строительства морского порта в Газе, а также для решения ряда экономических и финансовых вопросов.

Тем не менее ситуация на палестино-израильском направлении оставалась сложной. На фоне серьезных разногласий сторон по ключевым проблемам урегулирования (возвращение территорий и беженцев) переходный процесс был заморожен. Не удалось достичь к намеченным срокам (февраль 2000 года) рамочного соглашения о статусе палестинских территорий и соответствующего окончательного соглашения (сентябрь 2000-го). Руководство ПНА заявило, что при таком развитии событий оно пойдет на одностороннее провозглашение независимого палестинского государства в сентябре – ноябре 2000 года. В свою очередь, Израиль выступил с угрозой предпринять жесткие «ответные меры». В итоге к установленным срокам ПНА воздержалась от самопровозглашения.

В середине мая 2000 года арабо-израильский конфликт вспыхнул с новой силой: на оккупированных территориях произошли массовые выступления палестинского населения, вылившиеся в столкновения с израильскими силами безопасности. Поводом к ним послужил отказ Тель-Авива освободить очередную группу палестинских заключенных.

Эти события вновь осложнили обстановку в регионе. В создавшихся условиях израильское правительство отложило выполнение принятого накануне кнессетом (израильский парламент) решения о передаче под полный палестинский контроль трех населенных пунктов в пригородах Иерусалима.

В январе 2000 года в г. Шепардстауне (США, штат Мэриленд) были возобновлены сирийско-израильские переговоры. Делегации возглавляли министр иностранных дел Сирии Ф. Шараа и премьер-министр Э. Барак. Однако переговоры были прерваны из-за отсутствия между сторонами взаимопонимания. Сирийцы настаивали на том, чтобы Израиль взял на себя обязательство отвести войска на линию 4 июня 1967 года. Тот же отказался принимать такой посыл, настаивая на решении вопроса о судьбе сирийских Голанских высот в ходе прямых переговоров. Сирийско-израильское направление урегулирования ближневосточного конфликта продолжало находиться в «замороженном» состоянии.

5 марта 2000 года Израиль в соответствии с резолюциями 425 и 426 СБ ООН принял решение о завершении к июлю того же года вывода своих войск из Южного Ливана независимо от того, будут ли достигнуты соответствующие договоренности с ливанцами и сирийцами. Дамаск и Бейрут настороженно восприняли это решение. 24 мая израильские власти досрочно завершили эвакуацию национального воинского контингента с ливанской территории. В освобожденных районах были дислоцированы части Временных сил ООН в Ливане. Рубежи, на которые Израиль отвел свои войска, были определены экспертами ООН и получили условное название «голубая линия» (по географическим параметрам она близка к признанной международным правом границе).

Вместе с тем сохраняются проблемы, периодически вызывающие обострение арабо-израильского конфликта в Ливане и вокруг него. Бейрут оспаривает правильность прохождения «голубой линии» на отдельных участках, в частности в районе Шебаа, расположенном у подножия горы Хермон на стыке ливано-сирийско-израильских линий перемирия. Ливанская сторона настаивает на уходе израильтян из этого района и заявляет, что в противном случае она не может рассматривать вывод израильских войск как выполнение резолюции 425 СБ ООН. Дамаск разделяет позицию Бейрута в этом вопросе. В свою очередь, Тель-Авив утверждает, что полностью вывел свои войска с территории Ливана, а район Шебаа рассматривает как часть сирийских Голанских высот. Согласно решениям ООН спорный район также считается частью оккупированных сирийских Голан и подпадает под действие резолюции 242 СБ ООН. Другим пунктом разногласий между этими двумя странами является вопрос о разделе водных ресурсов пограничных рек. Ливан тоже настойчиво добивается решения проблемы палестинских беженцев на основе реализации их права на возвращение.

В сентябре 2000 года на фоне стагнации в палестино-израильских переговорах ситуация на палестинских территориях серьезно обострилась. После посещения лидером оппозиционной партии «Ликуд» А. Шароном мечети «Аль-Акса» (одна из главных исламских святынь) массовые волнения палестинцев вылились в ожесточенные столкновения с израильской полицией и армией, которые получили впоследствии название «Интифада Аль-Акса». В ответ израильтяне ввели блокаду территорий ПНА, нанесли удары по палестинским объектам с применением полевой артиллерии, танков и авиации. В ходе вооруженного противостояния погибли более 3,7 тыс. человек (около 2,8 тыс. палестинцев и почти 1 тыс. израильтян).

В январе 2001 года в египетском городе Таба прошли закрытые палестино-израильские переговоры по проблемам окончательного статуса. В отличие от всех предыдущих переговоров в ходе обсуждений сторонам удалось приблизиться к наиболее продвинутым вариантам решений по трем позициям:

  • территориальный вопрос – израильтяне впервые проявили готовность вести переговоры с учетом принципа возвращения к границам 1967 года на основе резолюции 242 СБ ООН, палестинцы дали согласие на определение окончательных границ;
  • проблема Иерусалима – город провозглашался «общей и открытой столицей» двух государств;
  • беженцы – справедливое решение этой проблемы в соответствии с резолюцией 242 могло бы привести к выполнению резолюции 194 Генеральной Ассамблеи ООН.

В марте 2002 года в Бейруте прошел XIV саммит ЛАГ, на котором была утверждена мирная инициатива саудовского наследного принца Абдаллы («арабская мирная инициатива»). В принятой по итогам совещания декларации предусматривается установление нормальных отношений между арабскими странами и Израилем в рамках всеобъемлющего мира в обмен на его уход со всех оккупированных в 1967 году территорий.

В течение 2002 года Совет Безопасности ООН принял четыре резолюции по ситуации на Ближнем Востоке - 1397, 1402,1403 и 1405. В них к сторонам арабо-израильского конфликта обращен призыв прекратить насилие, сотрудничать с представителями России, США, ЕС и ООН («ближневосточный квартет»), приветствуются усилия этих международных посредников «по установлению всеобъемлющего, справедливого и прочного мира в регионе». Ключевое значение для современного этапа урегулирования арабо-израильского конфликта имеет резолюция 1397, где впервые СБ ООН подтвердил необходимость достижения в перспективе мирного сосуществования суверенных Израиля и Палестины в рамках безопасных и признанных границ.

Летом 2002 года Израиль приступил к строительству «разделительной стены» на палестинских территориях. К настоящему времени возведено более 200 км заграждений. Сооружение «стены» происходит со значительными изъятиями палестинских земель и охватом ряда израильских поселений. 21 октября 2003 года на чрезвычайной спецсессии ГА ООН подавляющим большинством голосов была принята резолюция ES-10/13 с требованием к Израилю прекратить строительство «разделительной стены», которое противоречит международному праву.

С целью возобновления мирных усилий «квартет» международных посредников 30 апреля 2003 года разработал свой мирный план «дорожная карта» о поэтапном урегулировании палестино-израильского конфликта в течение трехлетнего периода и графике создания палестинского независимого государства к 2005 году. 19 ноября 2004 года СБ ООН резолюцией 1515 одобрил этот план, придав ему международно-правовой статус. Палестинская сторона так же утвердила план, а израильское правительство одобрило его в целом, оговорив свое право в ходе будущих переговоров придерживаться и отстаивать внесенные им поправки (всего 14 поправок). Однако полностью «дорожная карта» так и не была реализована.

26 октября 2004 года израильский кнессет утвердил план А. Шарона об одностороннем размежевании с палестинцами, впервые законодательно закрепив ликвидацию поселений и вывод своих войск с палестинских территорий, оккупированных во время «шестидневной войны». Это создало прецедент для возобновления движения к миру на основе «дорожной карты» ближневосточного урегулирования. В результате осуществления упомянутого плана в течение месяца были эвакуированы 8,5 тыс. израильтян из 21 поселения в СГ и четырех - в северной части ЗБРИ. Из Сектора Газа были также выведены все израильские военнослужащие. Так завершилась его 38-летняя оккупация.

27 ноября 2007 года в г. Аннаполис (США, штат Мэриленд) прошла Международная конференция по Ближнему Востоку с участием представителей 50 государств и международных организаций. В ходе двусторонней встречи глава Палестинской национальной администрации Махмуд Аббас и премьер-министр Израиля Эхуд Ольмерт достигли договоренности начать переговоры о создании к концу 2008 года независимого палестинского государства. Переговорный процесс был прерван в связи с проведением Израилем военной операции в Секторе Газа «Литой свинец» в декабре 2008 – январе 2009 года в ответ на возобновление ракетных обстрелов израильской территории палестинскими боевиками. В ходе нее были убиты более 1,4 тыс. палестинцев.

В сентябре 2010 года в Вашингтоне прошел первый раунд прямых палестино-израильских переговоров, возобновившихся после почти двухлетнего перерыва. Делегации конфликтующих сторон возглавляли премьер-министр Израиля Биньямин Нстаньяху и глава ПНА Махмуд Аббас. Израильский и палестинский лидеры договорились начать выработку рамочного соглашения по проблеме окончательного статуса и впредь регулярно проводить двусторонние встречи.

В начале декабря 2010 года прямые переговоры по урегулированию арабо-израильского конфликта зашли в тупик, после того как Израиль отказался возобновить мораторий на строительство еврейских поселений на оккупированных и спорных территориях. США не смогли убедить Тель-Авив возобновить мораторий. Более того, израильское руководство во время визита в страну вице-президента США Д. Байдена демонстративно объявило об утверждении плана застройки Восточного Иерусалима (палестинская часть города) и приступило к практическим работам.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ АРАБО-ИЗРАИЛЬСКОГО КОНФЛИКТА

В феврале 2011 года по инициативе группы арабских стран СБ ООН предпринял попытку принять специальную резолюцию, осуждающую политику Израиля по строительству новых поселений на оккупированных территориях. Маневры Вашингтона, направленные на то, чтобы М. Аббас отозвал проект резолюции, провалились. Европейские союзники США при голосовании отказались высказаться против или хотя бы воздержаться. В сложившихся условиях Соединенные Штаты остались в одиночестве, а их посол при ООН С. Райе получила указание воспользоваться правом вето.

Тем не менее в настоящее время статут независимого палестинского государства (полностью или частично) признают более 100 стран. Если в период с 2005 по 2009 год его признали только Парагвай, Черногория, Коста-Рика и Кот-д"Ивуар, то в 2010-м - начале 2011-го к ним присоединились Бразилия, Аргентина, Эквадор, Боливия, Чили, Гайана и Перу, а Уругвай и Суринам заявили о готовности принять аналогичное решение. Из европейских государств палестинцев признал пока только Кипр, но Ирландия уже повысила статус своей дипломатической миссии в г. Рамалла до уровня посольства. Кроме того, руководство Норвегии объявило о планах стать первой страной ЕС, которая признает Палестину в границах 1967 года. Однозначно против такого положения выступают США, Япония, Великобритания и большинство стран Евросоюза. Администрация М. Аббаса рассчитывает до сентября 2011 года заручиться признанием не менее 150 субъектов международных отношений, что позволит им провозгласить собственное независимое государство.

В плане прогноза относительно дальнейших перспектив развития ближневосточного урегулирования необходимо учитывать позиции ключевых участников конфликта и других заинтересованных сторон, в том числе основных посредников мирного процесса. Наибольший интерес представляют подходы к урегулированию арабских стран, Израиля, США и Российской Федерации.

Арабские государства придерживаются согласованной позиции, сформулированной в одобренной в марте 2002 года на саммите ЛАГ в Бейруте «Арабской мирной инициативе». Их подход базируется на понимании того, что ни одна из сторон не способна добиться для себя мира и безопасности военным путем, а также на необходимости выполнения норм международного права, к которым относятся резолюции 242 и 338 СБ ООН и выработанный Мадридской международной мирной конференцией принцип «мир в обмен на территории».

В связи с этим арабские страны обращаются к Израилю с предложением пересмотреть внешнюю политику и провозгласить достижение справедливого мира своей стратегической целью. Для этого евреям необходимо отступить с оккупированных территорий до границ 4 июня 1967 года (исходные позиции перед началом «шестидневной войны»), обеспечить выполнение резолюции 194 СБ ООН по возвращению палестинских беженцев и согласиться с созданием независимого палестинского государства со столицей в Восточном Иерусалиме.

Выполнение Израилем перечисленных требований арабские страны будут расценивать как окончание конфликта и достижение состояния мира. В этом случае они берут на себя заботу о мирном сосуществовании в регионе и установят нормальные отношения с этим государством в рамках всеобъемлющего мира. Кроме того, даются гарантии, что палестинцы не выдвинут никаких дополнительных требований, выходящих за рамки данной мирной инициативы.

По мнению руководства Израиля, выполнение любого из предъявляемых арабским сообществом требований, особенно касающихся вопроса границ и беженцев, грозит фактически утратой независимости. Возвращение почти 4 млн палестинцев для шестимиллионной страны, где еврейское население составляет 83 %, означает тотальное изменение этнического состава населения, что неизбежно повлечет за собой политические и экономические катаклизмы.

Другой болевой точкой арабо-израильских отношений является статус Иерусалима. Свое нежелание передать палестинцам восточную часть города израильские власти объясняют принципом неделимости столицы еврейского государства (в Иерусалиме находятся резиденция президента, кнессет, правительственные учреждения и т. д.), опасением того, что эти районы могут превратиться в центр террористической деятельности палестинских экстремистских организаций, а также тем, что там сосредоточены религиозные реликвии иудаизма.

Израильское правительство отказывается от возвращения Голанских высот Сирии по соображениям безопасности. Тель-Авив связывает отвод своих войск оттуда с прекращением сирийской поддержки организации «Хезболлах» и радикальных палестинских группировок, в то время как Дамаск настаивает на передаче оккупированных территорий без каких-либо предварительных условий. Израильтяне опасаются, что сирийцы могут позволить Ирану развернуть на этом стратегически важном плацдарме свои вооруженные силы.

Палестинское направление воспринимается в Тель-Авиве как часть и результат общего арабо-израильского противостояния. Поэтому все переговоры по созданию независимого палестинского государства израильтяне жестко обставляют тремя предварительными условиями:

  • во-первых, демилитаризация будущего палестинского государства, включая отказ от собственной военной авиации и фактический контроль Израиля над его воздушным пространством (что означает ограничение палестинского суверенитета);
  • во-вторых, признание палестинцами «еврейского характера государства Израиль»;
  • в-третьих, отказ от Восточного Иерусалима, рассматриваемого в качестве «единой столицы государства Израиль», а также от возвращения палестинских беженцев на израильские территории.

Для администрации США очень важным является сам регион, к которому принадлежит Государство Израиль. Это объясняется тем, что Соединенные Штаты зависят от импорта нефти с Ближнего Востока, где сосредоточена значительная часть мировых запасов «черного золота». Белый дом поддерживает финансовую заинтересованность арабских государств в поставках нефти на Запад, что исключает возможность их отказа от сотрудничества с США и другими странами. Кроме того, в Вашингтоне полагают, что Израиль, являясь единственной страной на Ближнем Востоке с политической системой, аналогичной западной демократической модели, должен и впредь оставаться форпостом и проводником американских идей и ценностей в регионе. Необходимо также отметить чрезвычайно важную роль, которую играет произраильское лобби в США. Будучи одним из самых эффективных на политической карте Соединенных Штатов, оно оказывает сильное влияние на принятие решений, связанных с Израилем. Это обусловлено высокой концентрацией евреев среди электората важнейших штатов и тем, что произраильскому лобби удается мобилизовывать граждан, по каким-либо причинам поддерживающих израильское направление внешней политики американской администрации. По этим причинам Израиль продолжает оставаться единственным стратегическим партнером США в Ближневосточном регионе.

По проблеме арабо-израильского конфликта Российская Федерация занимает взвешенную позицию, исходя из необходимости скорейшего разблокирования палестино-израильского конфликта и возобновления политических переговоров. При этом считается, что в основу мирного процесса должны быть положены мадридские принципы, резолюции 242, 338, 1397 и 1515 СБ ООН, формула «территории в обмен на мир», имеющиеся соглашения и договоренности, а также арабская мирная инициатива, принятая на саммите ЛАГ в 2002 году.