Внешняя политика после войны начало холодной войны. Внешняя политика ссср в послевоенный период. «холодная война. Внешняя политика ссср. «холодная война»

Поражение Германии во Второй Мировой войне кардинальным образом изменила дислокацию наиболее влиятельных политических сил в мире. СССР стал одной из самых влиятельных мировых держав, без него не решался ни один вопрос, связанный с международными отношениями.

Место СССР в послевоенном мире

Однако, по завершению войны, стало очевидным то, что кроме Советского государства, не меньшее влияние в мире имели и США держава, которая кроме получения лавр победителя смогла во время военных действий в Европе значительно приумножить свои богатства.

Экономический рассвет Соединенных Штатов на фоне разрушенной старой Европы потрясал сознание современников уровень национального валового продукта за четыре года поднялся на 80%, в то время как человеческие и материальные потери были минимальны.

В то время как правительство Советского Союза принялось отстраивать фактически уничтоженное немцами государство, США охотно приняло роль руководящего звена мировой политики, о чем открыто заявил Президент Трумэн в 1945 году.

Доминирующая позиция США не могла не вызвать негативной реакции со стороны СССР, который только закрепился на мировой политической арене. Ситуацию значительно осложняло то, что США владели могущественным ядерным потенциалом, который представлял угрозу не только для Советского государства, но и всего послевоенного мира.

Начало «холодной войны»

Дружеские отношения между двумя странами закончились сразу после последнего залпа Второй Мировой войны. Уже 5 сентября 1945 года США разорвали с СССР договоры о поставки военной техники. Следует отметить, что началу «холодной войны» значительно поспособствовало массовое распространение коммунизма, что немало озадачивало капиталистическую Америку.

В 1946 году Президент США Трумэн, разработал специальную программу по спасению Европы от пагубного влияния советской идеологии, которая получила название «доктрина Трумэна». Правительство СССР было шокировано подобной политикой и в свою очередь принялось за консолидацию стран социалистического лагеря.

Мир разделился на два блока коммунистические и капиталистические государства, представители которых были объединены социально-экономическими и политическими связями и полностью исключали сотрудничество с противоположным лагерем.

Корейская война

Одним из наиболее серьезных столкновений между враждующими США и СССР, стали военные действия в Кореи. В 1949 году правительства Южной и Северной Кореи инициировали объединение двух стран в единое государство. Однако попытки создания объединенной державы закончились началом военной агрессии между Южной Кореей и КНДР.

В противостояние маленьких государств вмешались СССР и США. Американское правительство активно поддерживало Южную Корею, СССР перешел на сторону КНДР. В результате фронт корейского внутреннего противостояния перерос в арену, на которой две мировых супердержавы соревновались в военной подготовке и материальной базе.

Жертвами игр двух государств стали более 10 млн. мирных граждан Кореи. В итоге в КНДР был установлен социалистический авторитарный режим, который существует до сих пор в этом государстве, в то время как Южная Корея пошла по капиталистическому пути своего наставника США.

Сам термин «холодная война» был пущен в оборот Госсекретарем США Д.Ф.Даллесом. Его суть - политическая, экономическая, идеологическая конфронтация двух систем, балансирование на грани войны .

Не имеет смысла спорить на тему, кто начал «холодную войну» - убедительные аргументы приводятся как той, так и другой стороной. В западной историографии «холодная война» - это ответ западных демократий на попытку Советского Союза экспортировать социалистическую революцию. В советской историографии причинами «холодной войны» назывались попытки американского империализма установить мировое господство США, ликвидировать социалистическую систему, восстановить капиталистический строй в странах народной демократии, подавить национально-освободительные движения.

Нелогично и неразумно полностью обелять одну сторону и возлагать всю вину на другую. Сегодня «холодную войну» можно рассматривать как неизбежную плату за создание двухполюснойструктуры послевоенного мира, в котором каждый из полюсов (СССР и США) стремился усилить свое влияние в мире исходя из своих геополитических и идеологических интересов, при этом осознавая границы возможной экспансии. Уже в ходе войны с Германией в некоторых кругах США и Англии всерьез рассматривались планы начать войну с Россией. Широко известен факт переговоров, которые Германия вела в конце войны с западными державами о сепаратном мире (миссия Вольфа). Предстоящее вступление России в войну с Японией, позволявшее спасти жизни миллионов американских парней, перевесило чашу весов, не дало осуществиться этим планам.

Атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки была не столько военной операцией, сколько политическим актом с целью оказания давления на СССР.

Главной осью конфронтации стали отношения между двумя сверхдержавами - СССР и США. Поворот от сотрудничества с Советским Союзом к конфронтации с ним начался после смерти президента Ф.Рузвельта. Начало «холодной войны» принято датировать речью У.Черчилля в американском городе Фултоне в марте1946 г., в которой он призывал народ США к совместной борьбе против Советской России и ее агентов - коммунистических партий.

Идеологическим обоснованием холодной войны стала доктринаТрумэна , выдвинутая президентом США в 1947г. Согласно этой доктрине, конфликт западной демократии с коммунизмом непримирим. Задача США - борьба с коммунизмом во всем мире, «сдерживание коммунизма», «отбрасывание коммунизма в границы СССР». Провозглашалась американская ответственность за события, происходящие во всем мире, все эти события рассматривались через призму противостояния коммунизма и западной демократии, СССР и США.

Монопольное обладание атомной бомбой позволяло США, как они считали, диктовать свою волю миру. В 1945г. началась разработка планов нанесения атомного удара по СССР. Последовательно разрабатывались планы «Пинчер» (1946г.), «Дропшот» (1949г.), «Бройлер» (1950г.) и др. Американские историки, не отрицая наличия таких планов, говорят, что речь шла лишь об оперативных военных планах, которые составляются в любой стране на случай войны. Но

после атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки наличие таких планов не могло не вызывать резкой озабоченности Советского Союза.

В 1946г. в США было создано стратегическое военное командование, рас

поряжавшееся самолетами - носителями атомного оружия. В 1948г. бомбардировщики с атомным оружием были размещены в Великобритании и Западной Германии. Советский Союз был окружен сетью американских военных баз. В 1949г. их насчитывалось более 300.

США проводили политику создания военно -политическихблоков против СССР. В 1949 г. был создан Североатлантическийблок (НАТО ). В его состав вошли: США, Англия, Франция, Италия, Канада, Бельгия, Голландия, Норвегия, Греция и Турция. Были созданы: в 1954 г. - военная организация Юго -ВосточнойАзии (СЕАТО ), в 1955 г. - Багдадскийпакт . Был взят курс на восстановление военного потенциала Германии. В 1949 г., в нарушение Ялтинских и Потсдамских соглашений, из трех зон оккупации - английской, американской и французской - была создана ФедеративнаяРеспубликаГермания , которая в этом же году вошла в НАТО.

Советский Союз не разрабатывал планы агрессии против других стран, в частности США. У него не было для этого необходимого флота (авианесущих кораблей всех классов, десантных судов); до 1948г. он практически не обладал стратегической авиацией, до августа 1949г. атомным оружием. Разработанный в конце 1946 - начале 1947г. «План активной обороны территории Советского Союза» имел исключительно оборонительные задачи. С июля 1945г. по 1948г. численность советской армии сократилась с 11,4 до 2,9 млн. чел. Но, несмотря на неравенство сил, Советский Союз стремился проводить жесткую внешнеполитическую линию, приводившую к усилению конфронтации . Какое-то время Сталин надеялся на сотрудничество с американцами в технической и экономической области. Однако после кончины Рузвельта стало ясно, что такая помощь не входила в планы политиков США. Еще в 1945г. Сталин потребовал создать систему совместной обороны черноморских проливов СССР и Турции, установить совместную опеку союзниками колониальных владений Италии в Африке (при этом СССР планировалось предоставить военно-морскую базу в Ливии).

В 1946г. возникла конфликтная ситуация вокруг Ирана. В 1941г. туда были введены советские и английские войска. После войны английские войска были выведены, а советские продолжали оставаться. На занятой ими территории в иранском Азербайджане было сформировано правительство, провозгласившее автономию и начавшее передачу крестьянам части помещичьих и государственных земель. Одновременно национальную автономию провозгласил иранский Курдистан. Западными странами позиция Советского Союза была расценена как подготовка к расчленению Ирана. Иранский кризис послужил поводом для речи Черчилля в Фултоне. СССР был вынужден вывести войска.

Противостояние наметилось и в Азии. С 1946г. началась гражданская война в Китае. Войска гоминдановского правительства Чан-Кайши попытались занять территории, контролируемые коммунистами. Западные страны поддержали Чан-Кайши, а Советский Союз - коммунистов, передав им значительное количество трофей- Мао Дзедун ного японского оружия. В 1948г. Народно – освободительная армия Китая (НОАК), как стала называться армия КПКперешла в наступление и разбила последние крупные со единения гоминдановской армии на севере страны. Столица мирно капитулировала.1октября 1949г. была провозглашена Китайская Народная Республика. Лидер коммунистов Мао – Дзедун возглавил правительство. Образование КНР резко изменило соотношение сил в мире. Ранее США, монопольно обладая атомной бомбой, могли диктовать миру свою волю. Теперь коммунисты стояли у власти в двух крупнейших странах мира, в которых проживало свыше трети населения Земли.

Советский Союз согласился на создание в Польше коалиционного правительства, включавшего представителей лондонской эмиграции, но не пошел на проведение в Польше всеобщих выборов, что привело к конфликтной ситуации в стране.

Окончательный распад мира связан с выдвижением Соединенными Штатами «планаМаршалла » (Государственного секретаря США) и резко отрицательным отношением к нему СССР.

США неизмеримо разбогатели в годы войны. С окончанием войны им угрожал кризис перепроизводства. В то же время экономика европейских стран была разрушена, их рынки были открыты для американских товаров, но платить за эти товары было нечем. Вкладывать же капиталы в экономику этих стран США опасались, так как там было сильно влияние левых сил и обстановка для капиталовложений была нестабильна: могла в любой момент последовать национализация.

«План Маршалла» предлагал европейским странам помощь для восстановления разрушенной экономики. Предоставлялись займы на покупку американских товаров. Вырученные деньги не вывозились, а вкладывались в строительство предприятий на территории этих стран. План Маршалла приняли 16 государств Западной Европы. Политическимусловием оказания помощи было удаление коммунистов из правительств. В 1947г. коммунисты были выведены из правительств западноевропейских стран. Помощь была предложена и восточноевропейским странам. Польша и Чехословакия начали переговоры, но под давлением СССР отказались от помощи. Одновременно США разорвали советско-американское соглашение о кредитах и приняли закон о запрещении экспорта в СССР. Тем самым произошло разделение европейских стран на две группы с разными экономическими системами.

В 1949г. в СССР была испытана атомнаябомба , а в 1953г. создана термоядерная бомба (раньше, чем в США). Создание в СССР атомного оружия положило начало гонкевооружений между СССР и США.

В противовес блоку западных государств, стал формироваться экономический и военно -политическийсоюзсоциалистическихстран . В 1949 г. был создан СоветЭкономическойВзаимопомощи - орган экономического сотрудничества государств Восточной Европы. Условиями вступления в него был отказ от плана Маршалла. В мае 1955 г. создается Варшавскийвоенно -политическийсоюз . Произошел раскол мира на два противостоящих друг другу лагеря.

Это сказалось на экономическихсвязях . После принятия плана Маршалла и образования СЭВ сложились фактически два параллельных мировых рынка, мало связанных друг с другом. СССР и Восточная Европа оказались изолированными от развитых стран, что пагубно сказалось на их экономике.

Внутри самого социалистическоголагеря Сталин проводил жесткую политику, последовательно осуществлял принцип «Кто не с нами, тот против нас». Он писал: «Два лагеря - две позиции; позиция безусловной защиты СССР и позиция борьбы против СССР. Тут надо выбирать, ибо нет, и не может быть третьей позиции. Нейтральность в этом деле, колебания, оговорочки, искание третьей позиции являются попыткой уйти от ответственности... А что значит уйти от ответственности? Это значит незаметно соскользнуть в лагерь противников СССР». Внутри социалистических стран проводились расправы с инакомыслящими. Если же особую позицию занимало руководство страны, то эту страну отлучали от социалистического лагеря, разрывали с ней всякие отношения, как это произошло в 1948г. с Югославией , руководство которой пыталось проводить независимую политику.

Со смертью Сталина завершилась первая стадия «холодной войны». На этой фазе «холодная война» воспринималась обеими сторонами как временная, промежуточная фаза между двумя мировыми войнами. Обе стороны лихорадочно вели военные приготовления, расширяли свои системы союзов, вели друг с другом войны по их периферии. Наиболее острыми моментами этого периода были: берлинскийкризис (лето1948 г .) а также война в Корее (1950 - 1953гг).

Поводом к Берлинскому кризису стала денежная реформа в западных зонах оккупации, когда вся масса денег старого образца не была изъята из обращения и хлынула в восточную зону. В ответ советская администрация ввела блокаду Западного Берлина, что послужило поводом к объединению западных зон оккупации и созданию ФРГ

Война в Корее (1950 - 1953 гг. ) – конфликт между Корейской Народно – Демократической Республикой (Северная Корея), поддерживаемой Китаем и СССР, и Республикой Корея (Южная Корея), поддерживаемой США. Эти государства образовались из Советской и Американской зон оккупации. Каждое из них стремилось воссоединить страну под своей властью. Началась война вторжением северокорейских войск. Соединенные Штаты воспользовались тем, что СССР отстранился от участия в работе Совета Безопасности ООН в знак протеста против отказа принять в ООН Китайскую Народную Республику, и добились решения о вводе в Корею войск ООН, а фактически войск западного блока, которые воевали там с войсками Китая и СССР. Военные действия шли с переменным успехом. Применить атомное оружие США не решились. Война закончилась на тех же рубежах, с которых началась.

Кардинальные изменения геополитической ситуации в послевоенном мире, разное соотношение сил на международной арене, коренные различия в социально-политическом строе, системе ценностей, идеологии СССР и Запада, и в первую очередь США, стали мощными факторами, приведшими к расколу союза бывших держав-победительниц, обусловили формирование двухполюсной картины мира. В послевоенный период «холодная война» носила неизбежный характер, она была своего рода платой за создание двухполюсной структуры послевоенного мира, в котором каждый из полюсов (СССР и США) стремился усилить свое влияние исходя из своих геополитических и идеологических интересов, осознавая при этом границы возможной экспансии.

3. Политическаясистема СССР.

В СССР после войны началась перестройка управления страной. Был распущен Государственный Комитет Обороны - чрезвычайный орган, созданный в годы войны. Однако возврата даже к тем ограниченным формам демократии, которые существовали перед войной, не произошло. Верховный Совет собирался раз в год, чтобы утвердить бюджет. 13 лет не созывались партийные съезды, а пленум ЦК за это время проходил лишь однажды.

В то же время в политической системе после войны происходили определенные перемены. Во-первых, в качестве основной политической линии на смену интернационалистской компоненты «марксизма-ленинизма» пришел государственныйпатриотизм, призванный сплотить все силы внутри страны в условиях разворачивающегося противостояния с Западом. Во-вторых, центр политической власти переместился после войны от партийной элиты к исполнительнойвласти - правительству. За 1947 - 1952 гг. протокольные заседания Политбюро состоялись лишь дважды (решения принимались методом устного опроса), секретариат ЦК стал фактически отделом кадров. Вся практическая работа по управлению страной сосредоточилась в Совмине СССР. В нем были созданы восемь бюро, между которыми распределялось большинство министерств и ведомств. Их председатели - Г.М. Маленков, Н.А.Вознесенский, М.З.Сабуров, Л.П.Берия, А.И.Микоян, Л.М.Каганович, А.Н.Косыгин, К.Е.Ворошилов входили в БюроСоветаМинистров , которое возглавлял И.В.Сталин. Все государственные вопросы решались в узком кругу «соратниковСталина », куда входили В.М.Молотов, Л.П.Берия, Г.М.Маленков, Л.М.Каганович, Н.С.Хрущев, К.Е.Ворошилов, Н.А.Вознесенский, А.А.Жданов, А.Андреев. Режим личной власти И.В.Сталина, установившийся с конца 1930-х годов, достиг своего наивысшегоразвития .

Период после окончания Великой Отечественной войны и вплоть до смерти Сталина принято считать апогеемтоталитаризма в СССР, его высшей точкой. В литературе наметились различные подходы в оценке действия репрессивной составляющей сталинского послевоенного режима. Сложилось определенное общее представление о том, что репрессии являлись важнейший инструментом для достижения стабилизации обстановки в стране, мобилизации сил наций на решение экономических проблем, сплочения общества в условиях начавшейся «холодной войны», решения ситуативных задач в борьбе за власть внутри правящих элит.

Летом1946 г . начались идеологические кампании, вошедшие в историю под названием «ждановщины », по имени А.А.Жданова, руководившего ими. Вышел ряд постановлений ЦК ВКП(б) по вопросам литературы, музыки, кинематографии, к которых были подвергнуты резкой и необъективной критике многие советские поэты, писатели, кинорежиссеры, композиторы, за «безыдейность» и проповедь «идеологии, чуждой духу партии». В постановлениях подчеркивалось, что литература и искусство должны быть поставлены на службу коммунистического воспитания масс.

Уже следующим летом эта идеологическая кампания распространилась на сферу общественных наук. А.А Жданов провел совещание философов, на котором осудил советскую философию за «чрезмерную терпимость» к идеалистической буржуазной философии и предложил - последовательно исходить из принципа «партийности », а не из «буржуазного объёктивизма». Идеологический контроль был распространен на все сферы духовной жизни. Партия выступила как законодатель в языкознании, биологии, математике. Были осуждены как «буржуазные лженауки» волновая механика, кибернетика, генетика.

С конца 1948 г . идеологические кампании приобрели новое направление. Их Основой стала «борьба снизкопоклонством » перед Западом. Этот аспект идеологического наступления отличался особо ожесточенным характером. В основе его лежало стремление отгородиться от западных государств, от «буржуазного влияния» «железным занавесом». Западная культура почти целиком объявлялась буржуазной, враждебной. Проводилась мысль о приоритете русских ученых в различных областях знания, о превосходстве России над Западом. Любое изобретение от велосипеда до самолета объявлялось детищем русских талантов.

Нужен был образврага , и этим врагом стал космополит - «человек без роду и племени», преклоняющийся перед Западом и ненавидящий родину. Критика космополитизма принимала все более и более антисемитский характер, начались гонения на евреев: были закрыты еврейские культурные организации, арестован ряд представителей еврейской интеллигенции. Кульминацией кампании по борьбе с «космополитизмом» стало «деловрачей » (январь 1953г .), когда группу врачей кремлевской больницы, евреев по национальности, обвинили в том, что они убили посредством неправильного лечения секретарей ЦК А.А.Жданова и А.С.Щербакова и готовили убийство Сталина.

Во второй половине 40-х годов возобновились массовые репрессии . Арестовывались военнопленные, освобожденные из фашистских концлагерей войсками союзников. И хотя репрессии не достигли масштабов 30-х годов, не было громких показательных процессов, проявилась тенденция некоторого затухания репрессивной волны, но все же они были достаточно широкими. В 1946г. по политическим обвинениям были осуждены 123294 чел., в 1947г. - 78810, в 1952г. - 28800. Всего в 1946 - 1952 гг. по политическим обвинениям были осуждены 490714 чел., из них 7697 (1,5%) получили смертные приговоры, 461017 чел. отправлены в заключение, остальные - в ссылку. В целом к январю 1953г. в ГУЛАГе содержались 2468542 заключенных, из них свыше полумиллиона осужденных по политическим обвинениям, при этом доля политических заключенных в это время составляла 0,3% населения СССР. Следует учитывать, что статья «контрреволюционные преступления» применялась ко всем, сотрудничавшим с немцами в годы войны.

Ужесточение политического климата было прежде всего следствием «холодной войны». Аналогично обстояли дела и в странах западного блока. Там развернулась компания антисоветизма, проходившая под флагом борьбы с «советской военной угрозой», со стремлением СССР «экспортировать коммунизм» в другие страны. Под предлогом борьбы с «подрывной коммунистической деятельностью», была развязана компания против коммунистических партий, которых изображали «агентами Москвы». В 1947г. коммунисты были удалены из правительств Франции, Италии и др. В Англии и США был введен запрет коммунистам занимать должности в армии и госаппарате. В ФРГ компартия была запрещена.

Особый размах «охота на ведьм» приняла в США в начале 1950-х гг., в период «маккартизма» (по имени сенатора Д.Маккарти – ее вдохновителя). При Конгрессе были созданы комиссии по расследованию «антиамериканской деятельности», на которые мог быть вызван любой гражданин. По их рекомендации любого могли уволить с работы. В 1954г. был издан закон «О контроле за

коммунистами». Коммунисты были обязаны зарегистрироваться, как агенты иностранной державы. В случае отказа им грозил штраф 10 тысяч долларов или тюремное заключение до пяти лет.

В ситуации отсутствия демократических механизмов репрессии так же были проявлением борьбы за власть в сталинском окружении. С конца 1940-х гг. Сталин из-за тяжелой болезни фактически отошел от власти. Личное соперничество, сложившееся между двумя блоками сил в окружении И.В.Сталина - А.А.Ждановым и А.А.Кузнецовым, с одной стороны, и Г.М.Маленковым и Л.П.Берия, с другой, - определяло главную конфликтную линию в отношениях между представителями властной элиты. В этом противостоянии временное преимущество оказалось сначала на стороне ленинградцев (А.А.Жданова и А.А.Кузнецова). А.А.Кузнецов был членом секретариата ЦК и курировал министерство госбезопасности. В апреле 1946г. были арестованы бывший министр авиапромышленности А. Шахурин, командующий ВВС А.Новиков, что дало основание вывести Г.М.Маленкова, который курировал авиапромышленность в годы войны и ранее возглавлял управление кадров, из секретариата ЦК. Прочные позиции в руководстве занимал А.Жданов - одновременно член трех высших властных органов (Политбюро, Оргбюро и секретариата ЦК). Он занимался преимущественно вопросами пропаганды и идеологии. Летом 1948г. резко ослабло влияние А.А.Жданова, что в конце концов закончилось поражением ленинградской группы и укреплением позиций Г.М.Маленкова и Л.П.Берии, которые сохранили свою лидирующую роль до смерти Сталина. Следствием этого соперничества стало «ленинградскоедело » (1948 г.), когда были арестованы и тайно расстреляны такие видные деятели, как председатель Госплана Н.Вознесенский, секретарь ЦК КПСС А.А.Кузнецов, Предсовмина РСФСР М.Родионов, глава Ленинградской партийной организации П.Попков и др. Им были предъявлены обвинения во фракционности, в попытка противопоставить ленинградскую парторганизацию всей ВКП(б), в русском шовинизме (за предложение создать Бюро ЦК ВКП(б) по РСФСР и Компартию РСФСР, что могло привести к расколу единой ВКП(б) на национальные компартии и к развалу СССР). Таким образом, победители расправились с побежденными.

После окончания Второй мировой Войны , ставшей самым масштабным и жестоким конфликтом за всю историю человечества, возникло противостояние между странами коммунистического лагеря с одной стороны и западными капиталистическими странами с другой, между двумя сверхдержавами того времени СССР и США. Охарактеризовать холодную войну кратко можно как соперничество за господство в новом послевоенном мире.

Главнейшей причиной холодной войны стали неразрешимые идеологические противоречия между двумя моделями общества социалистической и капиталистической. Запад опасался усиления СССР. Сыграли свою роль и отсутствие у стран победительниц общего врага, а так же, амбиции политических лидеров.

Историки выделяют следующие этапы холодной войны:

    5 марта 1946 г. – 1953 г. Начало холодной войне положила речь Черчилля, произнесенная весной 1946 г. в Фултоне, в которой была предложена идея создания союза англосаксонских стран для борьбы с коммунизмом. Целью США стала экономическая победа над СССР, а так же, достижение военного превосходства. Фактически холодная война началась раньше, но именно к весне 1946 г., в силу отказа СССР от вывода войск из Ирана, ситуация серьезно обострилась.

    1953 г. – 1962 г. В этот период холодной войны мир находился на грани ядерного конфликта. Несмотря на некоторое улучшение отношений между Советским Союзом и США во время «оттепели»Хрущева , именно на этом этапе произошли антикоммунистическое восстание в Венгрии, События в ГДР и, ранее, в Польше, а так же Суэцкий кризис. Международная напряженность возросла после разработки и успешного испытания СССР в 1957 г. межконтинентальной баллистической ракеты. Но, угроза ядерной войны отступила, поскольку теперь Советский Союз получил возможность нанести ответный удар по городам США. Завершился этот период отношений между сверхдержавами Берлинским и Карибским кризисами 1961 и 1962 г. соответственно. Разрешить Карибский кризис удалось только в ходе личных переговоров глав государств Хрущева и Кеннеди. Так же, в результате переговоров был подписан целый ряд соглашений по нераспространению ядерного оружия.

    1962 г. – 1979 г. Период ознаменовался гонкой вооружений, подрывающей экономику соперничающих стран. Разработка и производство новых видов вооружений требовали невероятных ресурсов. Несмотря на присутствие напряженности в отношениях между СССР и США, подписываются соглашения об ограничении стратегических вооружений. Разрабатывается совместная космическая программа «Союз-Аполлон». Однако к началу 80-х СССР начинает проигрывать в гонке вооружений.

    1979 г. – 1987 г. Отношения между СССР и США вновь обостряются после ввода советских войск в Афганистан. США размещают в 1983 г. баллистические ракеты на базах в Италии, Дании, Англии, ФРГ, Бельгии. Ведется разработка системы противокосмической обороны. СССР реагирует на действия Запада выходом из женевских переговоров. В этот период система предупреждения о ракетном нападении находится в постоянной боевой готовности.

    1987 г. – 1991 г. Приход в 1985 г. к власти в СССР М. Горбачева повлек за собой не только глобальные перемены внутри страны, но и радикальные изменения во внешней политике, получившие название «новое политическое мышление». Непродуманные реформы окончательно подорвали экономику Советского Союза, что привело к фактическому поражению страны в холодной войне.

Конец холодной войны был вызван слабостью советской экономики, ее неспособностью более поддерживать гонку вооружений, а так же, просоветские коммунистические режимы. Определенную роль сыграли и антивоенные выступления в самых разных уголках мира. Итоги холодной войны оказались для СССР удручающими. Символом победы Запада стало воссоединение в 1990 г. Германии.

В результате, после того, как СССР потерпел поражение в холодной войне, сформировалась однополярная модель мира с доминирующей сверхдержавой США. Однако существуют и другие последствия холодной войны. Это быстрое развитие науки и технологий, в первую очередь военных. Так, интернет, был создан первоначально как система связи для американской армии.

Внешняя политика СССР в 1945-1985 гг. Победа в Великой Отечественной войне, решающая роль во Второй мировой войне существенно укрепили авторитет СССР, его влияние на международной арене. СССР стал одним из создателей Организации Объединенных Наций, постоянным членом Совета Безопасности. Столкновение внешнеполитических интересов СССР, с одной стороны, и его партнеров по антигитлеровской коалиции (США, Великобритания) - с другой, в сущности, было неизбежным. Советское руководство стремилось с максимальной выгодой использовать победу для создания собственной сферы влияния в странах Центральной и Юго-Восточной Европы, которые были освобождены Красной Армией (Польша, Румыния, Югославия, Чехословакия, Болгария, Албания и др.). США и Великобритания расценивали данные действия как угрозу своим национальным интересам, попытку навязывания этим странам коммунистической модели. В 1946 г. в американском городе Фултоне выступил бывший премьер-министр Великобритании У. Черчилль с речью, содержавшей призыв к сдерживанию советской экспансии объединенными усилиями англосаксонского мира («доктрина сдерживания»). В 1947 г. президент США Г. Трумэн предложил образовать военно-политический союз западных стран, создать на границах СССР сеть военных баз, развернуть программу экономической помощи европейским странам, пострадавшим от фашистской Германии («доктрина Трумэна). Реакция СССР была вполне предсказуема. Разрыв отношений между прежними союзниками стал реальностью уже в 1947 г. Наступила эпоха «холодной войны». В 1946-1949 гг. при непосредственном участии СССР в Албании, Болгарии, Югославии, Чехословакии, Венгрии, Польше, Румынии, Китае к власти пришли коммунистические правительства. Советское руководство не скрывало своего намерения направлять внутреннюю и внешнюю политику этих стран. Отказ югославского лидера И. Броз Тито подчиниться планам СССР об объединении в балканскую федерацию Югославии и Болгарии привел к разрыву советско-югославских отношений. Более того, в компартиях Венгрии, Чехословакии, Болгарии и др. прошли кампании по разоблачению «югославских шпионов». Нечего и говорить, что отказ от советской модели для руководства стран социалистического лагеря был попросту невозможен. СССР заставил их отказаться от финансовой помощи, которую предложили США в соответствии с планом Маршалла, и в 1949 г. добился создания Совета Экономической Взаимопомощи, координировавшего экономические отношения внутри социалистического блока. В рамках СЭВа СССР на протяжении всех последующих лет оказывал весьма существенную экономическую помощь странам-союзникам. В этом же году была оформлена Организация Североатлантического договора (НАТО), а СССР заявил об успешном испытании ядерного оружия. Опасаясь глобального конфликта, СССР и США мерялись силами в локальных столкновениях. Наиболее острым было их соперничество в Корее (1950-1953), завершившееся расколом этой страны, и в Германии, где в мае 1949 г. была провозглашена ФРГ, созданная на основе английской, американской и французской зон оккупации, а в октябре - ГДР, вошедшая в сферу советского влияния. «Холодная война» в 1947-1953 гг. не раз приводила мир к порогу настоящей («горячей») войны. Обе стороны проявляли упорство, отказывались от серьезных компромиссов, разрабатывали военно-мобилизационные планы на случай глобального конфликта, включавшие возможность нанесения первыми ядерного удара по противнику. XX съезд КПСС (1956) одобрил новую внешнеполитическую доктрину СССР. Наиболее важными новациями были: выдвижение принципа мирного сосуществования с капиталистическими странами и вывод о возможности предотвращения мировой войны; признание множественности путеи к социализму; оценка стран так называемого «третьего мира» как естественных союзников СССР в борьбе за мир во всем мире. Соответственно во внешней политике СССР 1953-1964 гг. приоритетными были три направления: отношения с капиталистическими странами; отношения с союзниками по социалистическому лагерю; отношения со странами «третьего мира», в первую очередь членами движения неприсоединения (Индия, Египет и др.). Отношения с капиталистическими странами складывались противоречиво. С одной стороны, удалось несколько снизить уровень конфронтации. В 1955 г. был подписан государственный договор с Австрией, прекращено состояние войны с Германией, в 1956 г. - с Японией. В 1959 г. состоялся первый визит советского руководителя в США. Н. С. Хрущев был принят президентом Д. Эйзенхауэром. С другой стороны, обе стороны активно развивали программу вооружений. В 1953 г. СССР заявил о создании водородной бомбы, в 1957 г. провел успешные испытания первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты. Запуск советского спутника в октябре 1957 г. в этом смысле буквально потряс американцев, осознавших, что отныне и их города находятся в зоне досягаемости советских ракет. Начало 60-х гг. оказалось особенно напряженным. Сначала полет американского самолета-шпиона над территорией СССР был прерван в районе Екатеринбурга точным попаданием ракеты. Затем берлинский кризис, вызванный строительством по решению ГДР и стран Варшавского Договора стены, отделившей восточную часть Берлина от западной (1961). Наконец, в 1962 г. произошел так называемый Карибский кризис, поставивший мир на грань войны. СССР разместил ядерные ракеты средней дальности на Кубе, США ответили угрозой вторжения на «остров свободы». Компромисс между Хрущевым и американским президентом Дж. Кеннеди был достигнут буквально в последний момент. Ракеты с Кубы были вывезены, США, с свою очередь, гарантировали ее безопасность и демонтировали направленные на СССР ракеты в Турции. Непросто развивались отношения и со странами социалистического лагеря. В 1955 г. был создан военно-политический союз стран - участниц Варшавского Договора (СССР, Польша, Венгрия, Румыния, ГДР, Чехословакия, Болгария, Албания), обязавшихся координировать свою оборонную политику и вырабатывать единую военную стратегию. Противовес НАТО наконец появился. Урегулировав свои противоречия с Югославией, СССР заявил о готовности считаться с национальными особенностями стран социализма. Но уже в 1956 г. советское руководство пошло на попятную. Антикоммунистическое восстание в Будапеште было подавлено при помощи советских вооруженных сил. С этого времени СССР вернулся к чрезвычайно жесткой политике по отношению к социалистическим странам, требуя от них твердой приверженности советской модели социализма. Между тем критика культа личности Сталина не была поддержана руководством Китая и Албании. Китайская коммунистическая партия претендовала на лидерство в мировом коммунистическом движении. Конфликт зашел так далеко, что Китай выдвинул к СССР территориальные претензии, а в 1969 г. спровоцировал военные столкновения в районе острова Даманский. В 1964-1985 гг. в отношениях с социалистическими странами СССР придерживался так называемой «доктрины Брежнева»: всеми силами сохранять социалистический лагерь, максимально укрепляя в нем руководящую роль СССР и фактически ограничивая суверенитет союзников. Впервые «доктрина Брежнева» была применена при вводе войск пяти стран Варшавского Договора в Чехословакию в августе 1968 г. для подавления признанных антисоциалистическими процессов. Но реализовать эту доктрину в полной мере не удалось. Особую позицию занимали Китай, Югославия, Албания, Румыния. В начале 1980-х гг. выступления профсоюза «Солидарность» в Польше едва не заставили советское руководство воспользоваться пражским опытом. К счастью, этого удалось избежать, но нарастание кризисных явлений в социалистическом мире было очевидно для всех. Вторая половина 60-х - 70-е гг. - время разрядки в отношениях СССР с капиталистическими странами. Ее инициатором выступил французский президент Ш. де Голль. В 1970 г. Л. И. Брежнев и канцлер ФРГ В. Брандт подписали договор, признавший послевоенные границы в Европе. В 1972 г. аналогичные договоры ФРГ подписала с Польшей и Чехословакией. В первой половине 70-х гг. СССР и США заключили ряд соглашений об ограничении гонки вооружений. Наконец, в 1975 г. в Хельсинки 33 государства Европы, а также США и Канада подписали Заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе о принципах межгосударственных отношений: уважение суверенитета и целостности, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека и др. Разрядка была противоречивым явлением. Она стала возможной не в последнюю очередь потому, что к 1969 г. СССР добился военно-стратегического паритета (равенства) с США. Сверхдержавы продолжали вооружаться. Гонка вооружений стремительно усиливалась. СССР и США противостояли друг другу в региональных конфликтах, в которых они поддерживали воюющие друг против друга силы (на Ближнем Востоке, во Вьетнаме, в Эфиопии, в Анголе и др.). В 1979 г. СССР ввел в Афганистан ограниченный военный контингент. Разрядка этого испытания не выдержала. Наступили новые заморозки. «Холодная война» возобновилась. Взаимные обвинения, ноты протеста, споры и дипломатические скандалы стали неотъемлемыми элементами системы международных отношений в первой половине 80-х гг. Отношения между СССР и США, ОВД и НАТО заходили в тупик.

Конец 60-х - середина 70-х гг. знаменовались тем, что политика мирного сосуществования XXII съезда КПСС стала наполняться реальным содержанием. Программа мира была выдвинута XXIV съездом КПСС (1971 г.) и дополнена XXV (1976 г.) и XXVI (1981 г.) съездами партии. В целом она содержала следующие основные положения: запрещение оружия массового поражения и сокращение его запасов; прекращение гонки вооружений; ликвидация военных очагов и конфликтов; обеспечение коллективной безопасности; углубление и укрепление сотрудничества со всеми государствами.

В конце 60-х - начале 70-х годов происходит установление военно- стратегического паритета между США и СССР , ОВД и НАТО. Дальнейшее накопление ядерного оружия стало бессмысленным и слишком опасным для судеб человечества. Руководители ведущих стран встали на путь разрядки - ослабления угрозы ядерной войны.

Разрядка : качественно новый этап развития международных отношений, который характеризуется переходом от конфронтации к укреплению взаимного доверия, разрешению конфликтов и споров мирным путем, отказом от применения силы и угрозы, невмешательством во внутренние дела других государств, более тесным сотрудничеством в различных областях. Важнейшие звенья процесса разрядки: улучшение отношений между СССР, США и Западноевропейскими державами; ФРГ и странами Восточной Европы; СБСЕ; окончание Вьетнамской войны и др.

Первые шаги на пути разрядки.

1) 1968 г. - Договор о нераспространении ядерного оружия

1971 г. - Договор о запрещении размещения ядерного оружия на дне морей, океанов и в недрах.

СССР и США (улучшение отношений между ними внесло решающий вклад в разрядку).

1. 70-е годы: возобновлены советско-американские встречи на высшем уровне (1972,1974 гг. - визиты Никсона в Москву; 1973 г. - визит Брежнева в США).

2. Договоры общего характера: "Основы взаимоотношений между СССР и США"(1972 г.), "Соглашение о предотвращении ядерной войны", "Соглашение по мирному использованию атомной энергии".

3. Снижение ядерного противостояния (ряд договоров, ставших важным шагом человечества на пути к безопасности).

Договора по ограничению стратегических вооружений - ОСВ-1 (1972 г.), ОСВ-2 (1979 г.) (в действие так и не вступил) - были установлены потолки наращивания стратегических вооружений;

Договор об ограничении подземных ядерных взрывов (не выше 150 килотонн) (1974 г.);

Договор о ядерных взрывах в мирных целях и др.

Вьетнамская война.

Одним из наиболее крупных столкновений СССР и США была война во Вьетнаме, где с 1966 по 1972 г. США использовал свои сухопутные и воздушные силы. Количество Американских войск в Южном Вьетнаме - 550 000 (1968 г.).

1972 г. - переговоры Брежнева и Никсона в Москве. СССР добился прекращения бомбардировок и войны в целом. 1976 г. - объединение Вьетнама.

В этот период происходит мирное урегулирование территориальных вопросов в Европе. В начале 70-х гг. ФРГ заключила договоры с СССР, Польшей, ГДР, Чехословакией, в которых признавалась нерушимость границ в Европе, сложившихся после второй мировой войны. В сентябре 1971 г. на основе четырехстороннего соглашения СССР, США, Великобритания и Франции был урегулирован статус Западного Берлина.

Переход к новому этапу разрядки напряженности, основы этого периода, заложило Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.) в Хельсинки. Главы 35 государств (33 из Европы, а также США и Канады) подписали Заключительный акт, основу которого составила Декларация, содержавшая такие принципы мирного сосуществования государств, как суверенное равенство государств, неприменение силы или угрозы силой, нерушимость границ, территориальная целостность государств, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека, равноправие народов, взаимовыгодное сотрудничество государств, добросовестное выполнение обязательств по международному праву и др. Последующие встречи участников СБСЕ стали называть Хельсинским процессом, или движением СБСЕ. СССР расценил Хельсинки как свою крупную победу.

Деятельность СССР по реализации Программы мира повысила авторитет советского государства. К сожалению, советской дипломатии был присущ и ряд недостатков: дефицит открытости и гласности; необоснованная секретность о наличии химического оружия в СССР; отстаивание принципа самоконтроля за вооружением.

СССР и страны социализма.

Взаимоотношения СССР с социалистическими странами имели как успехи, так и недостатки. Несомненными успехами стали:

а) Экономическое сотрудничество в рамках СЭВ, развитие интеграционных процессов, особенно в топливно-сырьевой и энергетической сфере (газопроводы "Дружба", "Союз", "Ямбург"; энергосистема "Мир"). В 1971 г. СЭВом была принята комплексная программа углубления сотрудничества, рассчитанная на 15-20 лет. Реально она осуществлялась 10 лет, с 1976 по 1985 г., после чего была прекращена.

б) Интернациональная помощь Вьетнаму от агрессии США.

в) Прорыв экономической и дипломатической изоляции Кубы.

г) Всеобщее признание суверенитета ГДР и прием ее в члены ООН.

д) Активное сотрудничество в рамках ОВД. Практически ежегодно в 70 - 80- е гг. проводились общие военные маневры на территории ряда стран, в основном СССР, Польши и ГДР. С 1969 г. в рамках ОВД действовал Политический консультативный Комитет министров обороны.

Наряду с социалистическими странами, которые входили в ОВД и СЭВ, существовали социалистические государства, проводившие независимый внешнеполитический курс. С одними СССР поддерживал добрососедские отношения, с другими находился в конфронтации. Дружескими были связи с Югославией (политика сдержанного благожелательства). Промежуточную позицию между Югославией и другими социалистическими странами занимала Румыния. Руководство страны во главе с Чаушеску пыталось проводить независимый внешнеполитический курс, однако в целом как внутренняя, так и внешняя политика государства соответствовала принципам социализма, поэтому советское руководство мирилось с румынской «самостоятельностью».

Однако в отношениях с социалистическими странами имелись и недостатки :

а) Парадность и разговорный уровень решения проблем на многих встречах руководителей.

б) Ввод войск СССР, ГДР, Польши, Венгрии и Болгарии (1968 г.) в Чехословакию, для подавления «контрреволюции».

в) Экономическая, политическая и военная помощь польскому руководству с целью подавления антиправительственных выступлений в начале 80-х гг.

г) Разногласия между СССР и КНР дошедшие до вооруженных конфликтов на границе в 1969 г.

д) Противоречия в отношениях СССР с его союзниками по ОВД в конце 70-х - начале 80-х гг.

В государствах Восточной Европы усилилось стремление освободиться от опеки со стороны СССР, добиться самостоятельности в проведении внутренней и внешней политики.

Взаимоотношения СССР и развивающихся стран в годы "застоя" были наиболее деформированными. Всесторонняя помощь СССР 45 бывшим зависимым странам осуществлялась, в основном, на безвозмездной основе. Хотя наша страна и не участвовала в их колониальном ограблении, негативное здесь заключалось в следующем: идеологизированность, поддержка режимов, заявляющих о социалистической ориентации; недооценка уровня развития этих стран; использование военной силы в стремлении удержать страны третьего мира в сфере социалистического лагеря. Крупным просчетом советского руководства стал ввод войск в Афганистан в 1979 г., приведший к мировой изоляции СССР.

С конца 70-х гг. начался невиданный виток гонки вооружений .

1. 1979-1980 годы - попытки США развернуть в Западной Европе нейтронное оружие.

2. 1983-1984 годы - США размещают на территории ФРГ, Англии, Италии крылатые ракеты среднего радиуса действия.

3. 1984 год - СССР размещает в ГДР и ЧССР ядерные ракеты среднего радиуса (СС-20), наращивает танковые части в Европе, развертывает строительство авианосцев.

На смену разрядки опять пришла гонка вооружений . Основными причинами являлись:

Во-первых, идеологические стереотипы и догматизм мышления политиков всех стран. Об этом свидетельствовали следующие факты: а) стратегическая концепция "ядерного сдерживания", лежавшая в основе политики стран Запада; б) утверждение советского руководства о том, что мирное сосуществование является "специфической формой классовой борьбы"; в) понимание безопасности, как наращивания военной силы и вооружений и т.д.

Во-вторых, решение о вводе советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. В этой необъявленной 9-летней войне погибло 15 тыс. советских солдат, 35 тыс. было ранено. Во всем мире это событие расценили как открытую агрессию. Чрезвычайная сессия Генеральной Ассамблеи ООН почти в полном составе осудила действия СССР. Афганские события резко понизили авторитет СССР, привели к серьезному сужению его внешнеполитической деятельности.

В-третьих, решение советского руководства о размещении ракет средней дальности в Европе.

В итоге страна оказалась втянутой в изнурительную гонку вооружений.

Об агрессивности внешней политики США свидетельствовало следующее:

1. Агрессивная направленность всех военных доктрин и политики США за 1965-1985 гг. Американский атомный шантаж имел место в 1968 г. против Вьетнама, в 1980 г. против Ирана. С 1961 по 1965 гг. ЦРУ США осуществило около тысячи тайных операций против неугодных американскому руководству деятелей и законных правительств.

2. Превышающий инфляцию рост военного бюджета США. С 1960 по 1985 г. военный бюджет США возрос с 41,6 до 292,9 млрд. долл., т.е. более чем в 7 раз. Это официальные цифры. Фактически военные расходы США были в 1,5 раза больше. Они не учитывали расходы: по министерству энергетики (ядерные взрывы, лазеры и т.д.); военные программы НАСА, "звездные войны"; военную помощь другим странам.

3. Не утихающая гонка вооружений.

4. Идеологическая подрывная деятельность против стран социалистического лагеря, которая достигла уровня "психологической войны".

5. Укрепление существующих и создание новых военных блоков и баз:

1966 г. - АЗПАК (Азиатско-Тихоокеанский совет);

1971 г. - АНЗЮК (Тихоокеанская военная группировка).

На территории 34 стран было 400 военных объектов США, из них 100 баз - вокруг СССР.

6. Разжигание существующих и создание новых очагов международной напряженности. За рассматриваемый период США осуществили интервенции: 1964- 1973 гг. - Индокитай; 1980 г. - Никарагуа; 1980 г. - Иран; 1981-1986 гг. - Ливия; 1982-1984 гг. - Ливан; 1983 г. - Гренада.

Международное положение СССР в первой половине 80-х гг. резко ухудшилось. Активные попытки его преодоления были предприняты лишь во второй половине 80-х гг., с приходом к власти М.С.Горбачева.

Внешняя политика СССР в 1985-1991 гг. Новое мышление

В первые два года правления Горбачева внешняя политика СССР основывалась на традиционных идеологических приоритетах. Но в 1987-1988 в них были внесены серьезные коррективы. Горбачев предложил миру «новое политическое мышление». Оно серьезно изменило к лучшему международные отношения, существенно снизило напряженность в мире. Однако некоторые серьезные просчеты советского руководства и экономический кризис в СССР привели к тому, что от нового политического мышления больше всего выиграл Запад, а авторитет СССР в мире заметно упал. Это стало одной из причин крушения СССР.

Причины перемен во внешней политике СССР.

В середине 80-х годов внешняя политика СССР по многим позициям зашла в тупик.

1) Существовала реальная опасность нового витка «холодной войны», что еще сильнее накалило бы ситуацию в мире.

2) «Холодная война» могла окончательно разорить советскую экономику, которая переживала тяжелый кризис.

4) идеологические «табу» ограничивали внешнеэкономическую деятельность самого СССР, мешая полноценному развитию советской экономики.

Новое политическое мышление.

Предложения, выдвинутые Горбачевым в рамках нового политического мышления, имели революционный характер и в корне противоречили традиционным основам внешней политики СССР.

Основные принципы «нового мышления»:

Отказ от идеологического противостояния, от деления мира на две враждующие политические системы и признание мира единым, неделимым и взаимозависимым;

Стремление решать международные проблемы не с позиции силы, а на основе баланса интересов сторон. Это свело бы на нет гонку вооружений, взаимную вражду и создало атмосферу доверия и сотрудничества;

Признание приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми, национальными, идеологическими, религиозными и др. Тем самым СССР отказывался от принципа социалистического интернационала, признавая высшие интересы всего человечества.

В соответствии с новым политическим мышлением были определены три основных направления внешней политики СССР:

Нормализация отношений с Западом и разоружение;

Разрешение международных конфликтов;

Широкое экономическое и политическое сотрудничество со различными странами без идеологических ограничений, не выделяя особо соцстраны.

Результаты политики «нового мышления».

Напряженность в мире существенно ослабла. Речь зашла даже об окончании «холодной войны». Образ врага, который формировался десятки лет по обе стороны «железного занавеса», был фактически разрушен.

Впервые в истории произошло не просто ограничение ядерных вооружений – началась ликвидация целых классов ядерного оружия. Европа освобождалась и от обычных вооружений.

Начался процесс более тесной интеграции СССР и соцстран Европы в мировое хозяйство и в международные политические структуры.

Отношения СССР с Западом

Важным следствием «нового политического мышления» явились ежегодные встречи М. С. Горбачева с президентами США Р. Рейганом, а затем Д. Бушем. Результатом этих встреч стали важные решения и договоры, которые заметно снизили напряженность в мире.

В 1987 году между СССР и США заключен договор об уничтожении ракет средней и меньшей дальности. Впервые две сверхдержавы договорились не о сокращении этого оружия, а о его полной ликвидации.

В 1990 году подписано соглашение о сокращении обычных вооружений в Европе. В качестве жеста доброй воли СССР в одностороннем порядке снизил свои оборонные расходы и уменьшил численность вооруженных сил на 500 тысяч человек.

В 1991 году подписано соглашение об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1). Оно позволило начать сокращение ядерного оружия в мире.

Параллельно с политикой разоружения начали формироваться новые экономические отношения с США и другими западными странами. Идеологические принципы оказывали все меньше влияния на внешнюю политику СССР и на характер его взаимоотношений со странами Запада. Но у дальнейшего сближения с Западом вскоре появилась и весьма неблагоприятная причина. Ухудшение экономического положения Советского Союза делало его все более зависимым от Запада, от которого руководство СССР рассчитывало получить экономическую помощь и политическую поддержку. Это заставляло Горбачева и его окружение идти на все более серьезные и нередко односторонние уступки Западу. В конечном итоге это вело к падению авторитета СССР.

Отношения с соцстранами. Распад соцлагеря. Политическое поражение СССР.

В 1989 году СССР начал вывод своих войск из социалистических стран Восточной и Центральной Европы. Одновременно в этих странах усилились антисоциалистические настроения.

В 1989-1990 годах здесь произошли «бархатные» революции, в результате которых власть перешла мирным путем от компартий к национально-демократическим силам. Только в Румынии во время смены власти произошли кровопролитные столкновения.

Югославия распалась на несколько государств. Хорватия и Словения, входившие в состав Югославии, объявили себя независимыми республиками. В Боснии и Герцеговине вспыхнула война за территории и независимость между сербской, хорватской и мусульманской общинами. В составе Югославии остались лишь Сербия и Черногория.

В 1990 году две Германии объединились: ГДР вошла в состав ФРГ. При этом объединенная Германия сохранила членство в НАТО. СССР особых возражений против этого не высказал.

Курс на отход от СССР и сближение с Западом взяли и практически все новые правительства стран Центральной и Восточной Европы. Они выразили полную готовность вступить в НАТО и Общий рынок.

Весной 1991 года прекратили свое существование Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) и военный блок соцстран Организация Варшавского договора (ОВД). Социалистический лагерь окончательно распался.

Руководство СССР заняло позицию невмешательства в процессы, которые кардинально меняли политическую карту Европы. Причина была не только в новом политическом мышлении. К концу 80-х годов экономика СССР переживала катастрофический кризис. Страна катилась в экономическую пропасть и была слишком слаба, чтобы осуществлять сильную и достаточно независимую внешнеполитическую деятельность. В результате Советский Союз оказался в большой зависимости от западных стран.

Оставшись без старых союзников и не приобретя новых, оказавшись в тяжелой экономической ситуации, СССР быстро терял инициативу в международных делах. Вскоре страны НАТО все чаще стали игнорировать мнение СССР по важнейшим международным проблемам.

Западные страны не оказали СССР серьезной финансовой помощи. Они все больше склонялись к поддержке отдельных союзных республик, поощряя их сепаратизм. Это тоже стало одной из причин развала СССР.

После крушения Советского Союза в мире осталась лишь одна сверхдержава – США. Вторая сверхдержава, СССР, потерявшая старых друзей, не обрела на Западе тех союзнических отношений, на которые рассчитывала. Она распалась под влиянием внешних и внутренних факторов. В декабре 1991 года президент США Джордж Буш-старший объявил об окончании «холодной войны» и поздравил американцев с победой.

Признаки «холодной войны»:

1.Существование относительно устойчивого биполярного мира – наличие в мире двух уравновешивающих влияние друг друга сверхдержав, к которым в той или иной степени тяготели остальные государства.

2. «Блоковая политика» – создание сверхдержавами противоборствующих военно-политических блоков. 1949 г. – создание НАТО, 1955 г. – ОВД (Организация Варшавского Договора).

3. «Гонка вооружений» - наращивание СССР и США количества вооружений с целью достижения качественного превосходства. «Гонка вооружений» завершилась к началу 1970 гг. в связи с достижением паритета (равновесия, равенства) в количестве вооружений. С этого момента начинается «политика разрядки напряженности» - политика, направленная на ликвидацию угрозы ядерной войны и снижение уровня международной напряженности. «Разрядка» завершилась после ввода советских войск в Афганистан (1979 г.)

4.Формирование у собственного населения «образа врага» по отношению к идеологическому противнику. В СССР эта политика проявлялась в создании «железного занавеса» - системы международной самоизоляции. В США осуществляется «маккартизм» - преследование сторонников «левых» идей.

5. Периодически возникающие вооруженные конфликты, грозящие перерастанием «холодной войны» в войну полномасштабную.

Причины «холодной войны»:

1.Победа во II мировой войне привела к резкому усилению СССР и США.

2. Имперские амбиции Сталина стремившегося распространить зону влияния СССР на территории Турции, Триполитанией (Ливия) и Ирана.

3.Ядерная монополия США, попытки диктата в отношениях с другими странами.

4. Неискоренимые идеологические противоречия между двумя сверхдержавами.

5.Формирование подконтрольного СССР социалистического лагеря в Восточной Европе.

Датой начала «холодной войны» принято считать март 1946 г., когда У. Черчилль произнес в Фултоне (США) в присутствии президента Г. Трумэна речь , в которой обвинил СССР в «безграничном распространении своей силы и своих доктрин» в мире. Вскоре президент Трумэн провозгласил программу мер по «спасению» Европы от советской экспансии («доктрина Трумэна» ). Он предложил оказать широкомасштабную экономическую помощь странам Европы («план Маршалла»); создать военно-политический союз западных стран под эгидой США (НАТО); разместить вдоль границ СССР сеть военных баз США; поддерживать внутреннюю оппозицию в странах Восточной Европы. Все это должно было не только не допустить дальнейшего расширения сферы влияния СССР (доктрина сдерживания социализма ), но и заставить Советский Союз вернуться в свои прежние границы (доктрина отбрасывания социализма ).


К этому времени коммунистические правительства существовали лишь в Югославии, Албании и Болгарии. Однако с 1947 по 1949 гг. социалистические системы складываются так же в Польше, Венгрии, Румынии, Чехословакии, Северной Корее, Китае . Им СССР оказывает огромную материальную помощь.

В 1949 г . произошло оформление экономических основ советского блока. С этой целью был создан Совет Экономической Взаимопомощи . Для военно-политического сотрудничества в 1955 г. образована Организация Варшавского Договора . В рамках содружества не допускалось никакой «самостоятельности». Отношения СССР с ищущей свой путь к социализму Югославией (Иосиф Броз Тито) были разорваны. В конце 1940-х гг. резко ухудшились отношения с Китаем (Мао Цзэдун).

Первым серьезным столкновением между СССР и США стала война в Корее (1950-53 гг.). Советское государство поддерживает коммунистический режим Северной Кореи (КНДР, Ким Ир Сен), США – буржуазное правительство Южной. Советский Союз поставлял в КНДР современные виды военной техники (включая реактивные самолеты МиГ-15), военных специалистов. В результате конфликта Корейский полуостров оказался официально разделенным на две части.

Таким образом, международное положение СССР в первые послевоенные годы определялось завоеванным в годы войны статусом одной из двух мировых сверхдержав. Противостояние между СССР и США и развязывание «холодной войны» положили начало разделению мира на два враждующих военно-политических лагеря .

Внешняя политика СССР в послевоенный период. «Холодная война»

Послевоенное десятилетие насыщено важными политическими событиями. Потенциал сотрудничества, накопленный СССР и западными державами в годы совместной борьбы с фашизмом, с наступлением мира стал быстро иссякать. Главное изменение в международном положении после окончания второй мировой войны и заключалось в дальнейшем углублении, начавшегося в 1917 году, раскола мира на два социально-политических блока. В истории международных отношений начался длительный период глобального противостояния двух мировых держав - СССР и США.

Громогласным манифестом «холодной войны» между бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции стала речь бывшего британского премьера У.Черчилля в Фултоне (США), произнесенная 5 марта 1946 года в присутствии нового американского президента Г.Трумэна. В выступлении У.Черчилля, а также в ряде конфиденциальных документов были сформулированы 2 стратегические цели Запада по отношению к СССР. Первоочередная цель: не допустить дальнейшего расширения сферы влияния СССР и его коммунистической идеологии (доктрина «сдерживания коммунизма» 1946 год - правительство США должно было жестко и последовательно реагировать на каждую попытку СССР расширить сферу своего влияния, не вмешиваясь при этом во внутренние дела Советского Союза. Политика сдерживания рассматривалась как способ предотвращения новой мировой войны и не была нацелена на нанесение СССР военного поражения). Перспективная цель: оттеснить социалистическую систему к довоенным границам, а затем добиться ее ослабления и ликвидации в самой России (доктрина «отбрасывания коммунизма»). При этом правящие круги США не скрывали намерений добиться мирового господства. «Победа,- открыто заявлял Трумэн,- поставила американский народ перед лицом постоянной и жгучей необходимости руководства мира». Политический смысл этого выступления заключался прежде всего в том, чтобы психологически подготовить западную общественность к последующему разрыву отношений между странами-победительницами, вытравить из сознания людей те чувства уважения и благодарности к советскому народу, которые сложились в годы совместной борьбы с фашизмом.

Итоги конфронтации Запада и Востока, приведшей к началу «холодной войны», наметились еще в годы Второй мировой войны, когда реакционные силы США и АНГЛИИ пытались договориться с гитлеровской Германией о заключении сепаратного мира прежде чем советские войска войдут в Европу (дело Вольфа-Далесса). Именно Г.Трумэн в апреле 1945 года поставил под сомнение заключение любых соглашений с Советским правительством ничем не оправданное применение американцами ядерного оружия летом 1945 года в Хиросиме и Нагасаке, когда судьба милитаристской Японии в сущности была уже предрешена, дало в руки консервативным силам США мощный аргумент в решении международных дел в свою пользу - «атомную дубинку», с помощью которой, как они считали, можно было бы победно завершить войну с Японией, не прибегая к помощи СССР, а также осуществить контроль поверженной Германии, не прося о помощи Советскую армию.

Осенью 1946 года либерально настроенные в отношении СССР деятели из прежней администрации Ф.Д.Рузвельта были вытеснены с ключевых постов в американском правительстве. В марте 1947 года, на волне все усиливавшегося противостояния СССР и США Трумэн объявил в конгрессе о своем решении любой ценой остановить распространение «Советского владычества в Европе. Доктрина Трумэна предусматривала под видом оказания срочной военной и экономической помощи Греции и Турции, вмешательство в их внутренние дела и превращение территорий этих стран в военно-стратегический плацдарм США против СССР и других стран Восточной Европы. Эта программа явилась прямым актом политики «холодной войны» (помощь «свободным» народам, сопротивляющимся попыткам подчинения со стороны вооруженного меньшинства к внешнему давлению). Справедливости ради необходимо заметить, что стратегический поворот внешнеполитического курса США к открытой конфронтации с СССР был в значительной степени спровоцирован идеологией и политикой сталинского руководства. Развернув массовые идеологические и политические репрессии в своей стране и попавших в сферу его влияния восточноевропейских странах, сталинизм превратился в глазах миллионов людей в своеобразное политическое «пугало». Это значительно облегчило работу право-консервативных сил на Западе, выступавших за отказ от сотрудничества с СССР. Определенное влияние на характер внешней политики Сталина в послевоенный период оказался печальный для СССР дипломатический опыт 30-ых годов, и, прежде всего, опыт советско-германских отношений. Поэтому Сталин с большой подозрительностью относился к дипломатии Запада, считая, что стабильные долговременные отношения с ними поддерживать невозможно. Отсюда - негибкость, ультимативные ноты в отношениях с США и другими странами, часто неадекватная реакция на действия Запада.

Конкретным предметом для противоречий во взаимоотношениях бывших союзников были, прежде всего, различия в подходах к послевоенному устройству стран Центральной и Юго-восточной Европы. После войны в этих странах наблюдался рост влияния левых сил коммунистов, что рассматривалось на Западе как потенциальная угроза существующему строю. США пытались противостоять этому всеми доступными путями. В свою очередь, руководство СССР рассматривало стремление Запада повлиять на характер политических процессов в странах Центральной и Юго-восточной Европы как попытку привести здесь к власти недружественные по отношению к СССР режимы, лишить страну плодов победы, вытеснить СССР из сферы интересов его безопасности.

В западной историографии начало «холодной войны» связывают с послевоенной политикой Советского Союза, которая якобы носила агрессивный характер. Миф об агрессивных устремлениях СССР использовался на Западе для идеологической обработки населения в угодном для властей направлении. Вопреки утверждениям ряда американских историков, СССР не разрабатывал планы агрессии против других стран, в частности США, у него не было для этого необходимого флота (авианесущих кораблей всех классов, десантных судов), до 1948 года практически не обладал стратегической авиацией, до августа 1949 года- атомным оружием. Разработанный в конце 1946 года начале 1947 года «План активной обороны территории Советского Союза» имел исключительно оборонительные задачи. С июля 1945 года по 1948 год численность Советской армии сократилась с 11,4 до 2,9 млн. человек.

В 1946 году разгорелись острые дискуссии между бывшими союзниками по вопросам послевоенного устройства мира: в ООН, где начал обсуждаться вопрос о контроле над атомной энергией; на Парижской конференции по вопросу о мирных договорах со странами - бывшими союзницами гитлеровской Германии - Румынией, Венгрией, Болгарией, Италией (компромисс был достигнут на сессии совета министров иностранных дел в Нью-Йорке в ноябре 1946 года). В Германии разгорался конфликт в связи с сепаратным объединением американской и английской оккупационных зон и закрытием их границы с советской.

Советское руководство было готово принять западную концепцию политического устройства Германии (отказ от диктатуры одной партии и возможность допущения вновь на территории советской зоны социал-демократической партии) в обмен Запад должен был признать законность такой формы репарацией с Германией для советской стороны, как поставки из текущей продукции, то есть за счет поставок СССР товаров народного потребления и промышленной продукции, произведенной немецкими предприятиями преимущественно в советской оккупационной зоне, а частично и западной. На состоявшейся в декабре 1947 года Лондонской сессии Совета министров иностранных дел новый госсекретарь США Маршалл сделал от имени своего правительства заявление, направленное на немедленное прекращение репарационных поставок Советскому Союзу из Германии. К этому заявлению присоединились министры иностранных дел Англии и Франции (всего по репарациям СССР получил оборудование и материалы на 3,7 млрд.долларов США, что почти в 3 раза меньше предполагаемого). Позиция США, поддерживаемая полностью зависимыми от них западноевропейскими державами, соответствовала выдвинутой ранее доктрине Трумэна и плану Маршалла, разработанного летом 1947 года. Предлагая довольно значительную экономическую помощь пострадавшим от войны странам (американские кредиты, займы и субсидии составили более 20 млрд.долларов), США преследовали как политические (добиться стабильности режимов и отвести угрозу социальных взрывов на континенте), так и экономические (избавить свою страну от перенасыщения рынков капитала и товаров) цели. Именно план Маршалла сделал возможной денежную реформу в западных оккупационных зонах Германии. Под видом экономической помощи США создавали в Европе мощный бастион против «Советского экспансионизма». Проведение денежной реформы в Германии и прекращение взимания репарационных платежей, в том числе и для Советского Союза, вызвали сильный политический кризис. 24 июня 1948 года Советские войска блокировали Западный Берлин на 324 дня. Эти действия СССР вызвали значительные изменения в политической жизни ряда западных стран: социалисты и либералы уступили свои места в политических структурах консервативным и антисоветски настроенным силам. В мае 1949 года была принята конституция сепаратного западногерманского государства, объединившего в своих границах 3 зоны оккупации - американскую, английскую и французскую. Это государство получило название- Федеративная Республика Германии(ФРГ). В ответ на это в октябре 1949 года СССР создает в границах своей оккупационной зоны германское государство- Германскую Демократическую Республику(ГДР). Берлинский кризис завершился расчленением Германии. Следующим шагом западных держав, способствующим расколу мира и закреплению этого раскола в военном отношении, стало подписание в Вашингтоне 4 апреля 1949 года Атлантического пакта (НАТО) между США, Великобританией, Францией, Канадой, Италией и рядом других европейских стран (всего 11), согласно которому каждая из сторон обязалась оказывать немедленную помощь, «включая применение вооруженной силы», любой участнице пакта в случае «вооруженного нападения против одной или нескольких из них в Европе или Северной Америке». В 1952 году в НАТО вступили Турция и Греция. НАО - военно-политический блок, направленный против революционных и национально-освободительных движений. Вдоль советских границ развертывалась сеть вооруженных баз США. В Пентагоне велась разработка планов войны против СССР с применением атомного оружия. Наиболее известный из них - «Дропшот»,- предусматривал нанесение ядерных ударов по основным городам Советского Союза.

Одновременно Вашингтон предложил проект учреждения наднационального контроля над атомной энергией («план Баруха» летом 1946 года). План предусматривал создание специального органа, по форме международного, а по существу управляемого США. Этому органу надлежало контролировать и выдавать разрешения государствам на все виды деятельности, в какой-либо мере связанные с ядерной энергией. Им запрещалось заниматься не только производством, но и научными исследованиями в этой области. «План Баруха» фактически закреплял монополию США на атомное оружие, открывал возможность постоянно вмешиваться во внутренние дела других стран и в конечном итоге способствовал бы подчинению наукоемких отраслей их экономики американским монополиям. В августе 1949 года в Советском Союзе было успешно проведено испытание первой атомной бомбы. А в сентябре американские самолеты, патрулирующие Аляску, зарегистрировали следы радиации, исходящие от Сибири. Это известие вызвало в американской администрации разногласия в вопросах о ядерной политике. Советское военное превосходство все более увеличивалось, отсюда пошла речь о необходимости наращивания американского военного потенциала (в 1949 году в распоряжении США было около 250 атомных бомб, в 1950 - свыше 400). Военный бюджет США за 1951-1953 года вырос с 13 до 50 млрд. долларов США. Таким образом, СССР был вынужден включиться в навязанную ему гонку вооружений. Кульминационным пунктом противостояния двух держав стало участие обеих в Корейской войне (25 июня 1950 г- 28 июля 1953г.). После победы коммунизма в Китае и образования в 1949 году Китайской Народной Республики, соотношение сил в Юго-восточной Азии коренным образом изменилось. К тому же Япония в результате поражения перестала играть в этом регионе доминирующую роль. ЕЕ место заняли США. В январе 1950 года госсекретарь Д.Ачесон заявил, что «периметр обороны» США на Тихом океане проходит от Алеутских островов через Японию к Филлипинам, то есть минуя Корею. Советские и американские войска находились на территории Кореи по обоюдному соглашению для принятия акта капитуляции японской армии. В конце 1948 года советские части были полностью выведены из Северной Кореи. Летом 1949 года США вывели свои войска из Южной Кореи. Западные историки рассматривают проблему корейской войны с позиций «борьбы между СССР и США за влияние в Азии», а саму войну - как стратегическое соперничество сверхдержав, переросшее из локального конфликта между Северной и Южной Кореей по поводу того, кому править страной. Отечественные историки тоже склоняются к такой точке зрения. Позиция Сталина в корейском конфликте строилась с учетом ряда важнейших фактов - обладание СССР атомной бомбой, рост национально-освободительного движения в Юго-восточной Азии, заявление американской стороны о том, что ее мировые оборонительные рубежи обходят Корею. Президент Трумэн полагал, что Москва сознательно стремилась втянуть США в вооруженный конфликт на Дальнем Востоке, чтобы развязать себе руки в других стратегически важных районах мира и прежде всего в Европе. В разразившемся конфликте проблема собственно корейская занимала Запад меньше всего, поскольку он рассматривал войну как возможность проверки того, «во что обойдется сохранение Южной Кореи как оплота против коммунизма в Азии». Советское правительство сначала оказывало КНДР помощь в вооружении, боевой технике, материальными ресурсами, а в конце ноября 1950 года перебросило в северо-восточные районы Китая несколько авиадивизий, участвующих в отражении налетов авиации США на территорию Северной Кореи и Китая. Война шла с переменным успехом. В июне 1952 года американская авиация развернула бомбовый террор КНДР. 28 июля 1953 года в Корее установился мир. Корейская война преподала миру серьезный урок: она показала не только пределы силы мощнейшей в мире державы, но и нетерпимость двух противоборствующих систем. Процесс нормализации отношений между США и СССР после корейской войны не мог быть ни быстрым, ни простым.