Русская философия - киреевский иван васильевич. Киреевский Иван – философия

Происхождение И.В. Киреевского, его молодые годы

Род Киреевских принадлежал к числу самых старинных и значительных родов белевских и козельских дворян. В Белевском уезде им принадлежало село Долбино, в котором и прошли детские годы И.В. Киреевского. Село было знаменито своей старинной церковью и чудотворной иконой Успения Пресвятой Богородицы.

Василий Иванович Киреевский был человеком просвещенным. Знал пять языков, имел большую библиотеку, в молодости сам переводил и издавал романы, особо увлекался естественными науками, физикой, химией и медициной. Он служил в гвардии и вышел в отставку секунд-майором. В 1805 году женился на Авдотье Петровне Юшковой. В 1812 году перевез свою семью на Орловщину. Здесь, в своей деревне Киреевской Слободе, он дал приют многим семьям, бежавшим от французов из Минска, Смоленска, Вязьмы и Дорогобужа. Взял на себя лечение и содержание девяноста раненых русских, с христианским самоотвержением ухаживал за ними. Заразившись тифом, скончался в Орле 1 ноября 1812 года. У него остались трое детей - Иван (родился в Москве 22 марта 1806 года), Петр (родился в Долбине 11 февраля 1808 года) и Мария (родилась 8 августа 1811 года).

Овдовевшая на двадцать третьем году жизни Авдотья Петровна переехала с детьми в Долбино. В начале 1813 года туда приехал Василий Андреевич Жуковский - ее близкий родственник, с которым она воспитывалась в детстве. Жуковский прожил здесь почти два года, а в конце 1815 года отправился в Петербург для издания своих стихов, надеясь скоро возвратиться и посвятить себя воспитанию детей Киреевских. Вернуться ему было не суждено, он остался в Петербурге, где поступил на службу. Но годы, проведенные рядом с ним, оставили след в душе молодого Киреевского. Иван был способным ребенком и очень быстро развивался. Имеются свидетельства, что он очень хорошо играл в шахматы, и пленный французский генерал Бонами не решался с ним играть из-за боязни проигрыша, но по нескольку часов мог наблюдать, как ребенок обыгрывал французских офицеров. В десять лет Киреевский был знаком с лучшими произведениями русской словесности и классической французской литературы. В двенадцать хорошо знал немецкий язык, а впоследствии изучил и французский.

В 1817 году А.П. Киреевская вышла замуж за своего дальнего родственника А.А. Елагина. Он нежно любил Киреевских и до 1822 года был их единственным учителем. До пятнадцати лет Иван оставался в Долбине и вместе с братом и сестрой воспитывался и обучался под руководством матери и отчима. Еще в деревне он познакомился с трудами Гельвеция и Локка. Елагин, вначале усердно почитавший Канта, впоследствии стал почитателем и поклонником Шеллинга, переводил его письма. Во время длинных деревенских вечеров в доме велись философские беседы. Когда для дальнейшего воспитания детей Елагины в 1822 году переехали в Москву, молодой Киреевский вошел в круг новых знакомых со знанием основ немецкой философии.

В Москве он начал учить латынь и греческий в объеме, достаточном для экзамена. В сороковых годах снова обратился к этим языкам и настолько углубил свои знания, что мог в подлиннике читать творения святых отцов. Продолжая учиться, он брал уроки у профессоров Московского университета, слушал публичные лекции ученика Шеллинга профессора Павлова, изучил английский язык. Выдержал так называемый комитетский экзамен и в 1824 году поступил на службу в Московский Главный архив Иностранной коллегии. В то время в архиве под просвещенным начальством А.Ф. Малиновского служил цвет московской молодежи. Пушкин называл их «архивными юношами». В 1828 году братья Киреевские впервые опубликовали свои литературные опыты.

В 1829 году Киреевский полюбил Наталию Петровну Арбеневу и искал ее руки. Но предложение принято не было. Это настолько потрясло Ивана Васильевича, что здоровье его расстроилось и медики посоветовали ему поездку за границу.

Западничество И.В. Киреевского

В 1830 году Киреевский посетил Берлин, Дрезден и Мюнхен. В Берлине он встречался с Гегелем и его учениками Гансом и Мишенетом. В Мюнхене слушал лекции и встречался с Шеллингом и Океном.

В 1831 году И.В. Киреевский написал несколько водевилей и комедий. Осенью приступил к изданию журнала «Европеец». Название журнала указывало на образ мыслей издателя. «Европейцу» было гарантировано блестящее будущее, так как в нем объединились лучшие таланты того времени: Языков, Баратынский, Хомяков, Жуковский, Вяземский, Тургенев и Одоевский. Обещал прислать законченные работы Пушкин. Но вышло всего две книжки. Из-за статьи Киреевского «Девятнадцатый век» журнал закрыли. В запретительной бумаге было сказано: «...хотя сочинитель и говорит, что он говорит не о политике, а о литературе, но разумеет совсем иное: под словом «просвещение» он разумеет свободу, деятельность разума означает у него революцию, а искусно отысканная середина не что иное, как конституция» 1 . Киреевскому грозило удаление из столицы, и только благодаря заступничеству Жуковского он этого избежал. На протяжении почти одиннадцати лет он практически ничего не писал. Но когда в 1845 году стал снова печататься, его мысли сильно отличались от того направления, которому служил «Европеец».

И в этом можно усмотреть влияние на Ивана Васильевича его брата Петра. Одаренный от природы, Петр смолоду полюбил и изучал российскую старину. Он был глубоко убежден в безусловном вреде насилия петровского переворота, отступничества дворянства от коренных начал русской жизни. Петр Васильевич долго оставался одиноким в своих убеждениях, они казались чудачеством, непоследовательностью в человеке, который был искренне предан свободе и просвещению. Иван не сразу согласился с идеями брата. Их разномыслие выражалось в спорах, в результате которых постепенно взгляды старшего брата стали изменяться.

В 1824 году Иван Васильевич познакомился с Алексеем Степановичем Хомяковым. Знакомство перешло в дружбу. Хомяков был ревностным исполнителем обрядов Православной Церкви, несмотря на то, что в высшем обществе, воспитанном на французский лад, неверие считалось признаком либеральности, а православие воспринималось синонимом невежества. Для мало его знавших строгое постничество Хомякова представлялось желанием идти наперекор обычаям света, поводом для спора, в котором можно было бы потешить свои диалектические способности. Но Киреевский знал, что в Хомякове все было искренне, все основывалось на твердой и сознательной вере. Духовную высоту, нравственную чистоту его характера Киреевский ценил выше, чем его поэзию и гениальность ума. Хомяков с ранней молодости был славянофилом и в этом отношении сошелся с Петром и оценил его.

История обращения Ивана Васильевича

После смерти Ивана Васильевича среди бумаг обнаружили записку, написанную его другом А.И. Кошелевым со слов супруги Киреевского. Приводим полный текст этой записки, которая называется «История обращения Ивана Васильевича».

«И.В. Киреевский женился в 1834 году на девице Нат. Петр. Арбеневой, воспитанной в правилах строго христианского благочестия. В первые времена после свадьбы исполнение ею наших церковных обрядов и обычаев неприятно его поражало, но по свойственной ему терпимости и деликатности он ей в том нимало не препятствовал. Она, со своей стороны, была еще скорбнее поражена отсутствием в нем веры и полным пренебрежением всех обычаев Православной Церкви. Были между ними разговоры, которые оканчивались тем, что положено было ему не мешать ей в исполнении ее обязанностей, а ему быть свободным в своих действиях, но он обещал при ней не кощунствовать и даже всячески прекращать неприятные для нее разговоры его друзей. На второй год после женитьбы он попросил жену прочесть Кузена. Она охотно это исполнила, но когда он стал спрашивать ее мнение об этой книге, то она сказала, что много в ней хорошего, но что нового там не нашла ничего, ибо в творениях св. отцов все это изложено гораздо глубже и удовлетворительнее. Он усмехнулся и замолчал. Он стал просить жену почитать с ним Вольтера. Она объявила ему, что готова читать всякую серьезную книгу, которую он ей предложит, но насмешки и всякое кощунство ей противны и она их не может ни слышать, ни читать. Тогда они после некоторого времени начали вместе читать Шеллинга, и когда великие, светлые мысли их останавливали и И.В. Киреевский требовал удивления от жены своей, то она ему отвечала, что эти мысли ей известны из творений святых отцов. Неоднократно она ему их показывала в книгах св. отцов, что заставило И.В. иногда прочитывать целые страницы. Неприятно было ему осознавать, что действительно в св. отцах есть многое, чем он восхищался в Шеллинге. Он не любил в этом сознаваться, но тайком брал у жены книги и читал их с увлечением. Знакомство с Новоспасским иноком Филаретом, беседы со святым старцем, чтение разных творений св. отцов услаждали его и увлекали на сторону благочестия. Он ездил к о. Филарету, но всякий раз как бы по принуждению. Видно было, что ему хочется к нему ехать, но всегда нужно было какое-то принуждение. Наконец в 1842 году кончина старца Филарета окончательно утвердила его на пути благочестия. И.В. Киреевский никогда прежде не носил на себе креста. Жена его не раз его об этом просила, но И.В. отмалчивался. Наконец однажды он сказал ей, что наденет крест, если он будет ему прислан от о. Филарета, которого ум и благочестие он уже давно уважал. Нат. Петр. поехала к о. Филарету и сообщила ему это. Старец, перекрестившись, снял с себя крест и, давая, сказал Нат. Петр.: да будет он И. В. во спасение. Когда Нат. Петр. приехала домой, то И.В., встречая ее, спросил: ну что сказал о. Филарет? Она вынимает крест и отдает его И.В. И.В. спрашивает ее: какой это крест? Нат. Петр. говорит ему, что о. Филарет снял его с себя и сказал, что да будет он ему во спасение. И.В. пал на колени и говорит: ну теперь чаю спасение для души моей, ибо я в уме своем положил: если отец Филарет снимет с себя крест и мне его пришлет, то явно будет, что Бог призывает меня ко спасению. С этой минуты заметен был решительный поворот в мыслях и чувствах И.В. После кончины отца Филарета И.В., живя поблизости Оптиной Пустыни, в частых беседах с отцами Леонидом, Макарием и другими старцами, все более и более укреплялся в благочестии. Он читал очень много отеческих книг, беседовал часто со старцами и все более креп для будущей своей деятельности» 2 .

Последние годы жизни И.В. Киреевского

С 1839 года Киреевский был почетным смотрителем Белевского уездного училища. Он следил за ходом преподавания, принимал живое участие в успехах учеников. В 1840 году им была написана записка «О направлении и методах первоначального образования народа», в 1854 году - «О преподавании славянского языка вместе с русским». Вследствие этой записки в Белевском училище было введено преподавание славянского языка. В 1845 году он принял участие в издании «Москвитянина» и выпустил три книги, в которых поместил свою статью «Обозрение современного состояния литературы». Многие из прежних сотрудников «Европейца» вошли в редакцию «Москвитянина». Но в их статьях видно уже иное направление мысли, чем в «Европейце». Из-за плохого состояния здоровья Иван Васильевич переехал в Долбино, где жил до осени 1846 года. В этот год он похоронил свою маленькую дочку и лишился многих близких друзей. В пятидесятых годах часто посещал Оптину Пустынь и неделями жил там. В монастыре в это время переводили творения святых отцов, и Иван Васильевич принимал участие в их издании, просматривал рукописи, переводы и корректуры.

В 1856 году в Москве был основан новый журнал - «Русская беседа» под редакцией А.И. Кошелева и с участием друзей и единомышленников И.В. Киреевского. Возможность высказаться и не бояться, что слова будут перетолкованы, побудила Киреевского приступить к работе. В феврале он прислал в Москву свою статью «О возможности и необходимости новых начал для философии». Статья задумывалась как начало большого труда, но это была последняя прижизненная публикация Ивана Васильевича.

В конце Великого поста 1856 года Киреевский поехал в Петербург на экзамен сына, кончавшего курс в лицее. Он пробыл в Москве несколько дней, остановился в доме матери, повидался с братом и старыми друзьями. 10 июня заболел холерой и на следующий день скончался. Тело было перевезено в Оптину Пустынь и положено близ соборной церкви.

Архимандрит Георгий (Шестун), доктор педагогических наук, профессор, академик РАЕН, заведующий межвузовской кафедрой православной педагогики и психологии Самарской Православной Духовной семинарии, настоятель Заволжского монастыря в честь Честного и Животворящего Креста Господня, настоятель Троице-Сергиева подворья г. Самары

Литература

1. Киреевский И.В. Полное собрание сочинений в 2-х томах. Т. 1. - М., 1911. - С. 60.

Киреевский Иван Васильевич (22.03.1806-11.06.1856), один из виднейших представителей славянофильства. Родился в дворянской семье. Отец Киреевского был близок к масонским кругам XVIII в.; мать — глубоко религиозная женщина, под влиянием своего родственника — поэта Жуковского, была горячей поклонницей немецкого романтизма. Его отчим, Елагин, являлся почитателем Канта и Шеллинга. К двенадцати годам Киреевский знал в совершенстве немецкий язык, изучал древние языки. С 1822 года слушал лекции в Московском университете, в частности, по философии Шеллинга.

С 1824 года Киреевский служил в архиве Министерства иностранных дел, где встретил ряд талантливых молодых людей, вместе с которыми основал философский кружок — “Общество любомудров”. В 1831 году Киреевский предпринимает поездку в Германию, слушает лекции Гегеля (с которым знакомится лично), Шлейермахера в Берлине, потом едет к Шеллингу в Мюнхен. По возвращении в Россию издавал журнал “Европеец” (1832), запрещенный на втором номере. Переходит от западничества к славянофильству. Существенным моментом в этом переходе служило обращение внимания со стороны жены на то, что идеи Шеллинга “давно ей известны — из творений свв. Отцов”. И постепенно, как отмечает В. В. Зеньковский, Киреевский стал читать творения свв. Отцов, а затем у него завязались близкие отношения с духовными лицами.

Особое значение имела близость имения Киреевского к Оптиной пустыни. “Киреевский в каком-то смысле ближе к Церкви, чем Хомяков, — он находился в постоянном общении с церковными людьми, особенно со старцами Оптиной пустыни. И если у Хомякова центральным понятием (не только в богословии, но и философии) является понятие Церкви, то для мысли Киреевского таким центральным понятием является понятие духовной жизни. Отсюда исходил Киреевский в своих философских размышлениях; в известном смысле, его главные построения базировались именно на понятии “духовного опыта” (В. Зеньковский “История русской философии”). В работах к. 1830—50-х Киреевский развил философскую и социологическую систему, явившуюся теоретической основой славянофильства. Согласно Киреевскому, существуют две формы познания — отвлеченно-рациональная (свойственная западноевропейскому миру) и полная, “живая”, включающая в себя, кроме рационального, также этический, эстетический и др. моменты. Совокупность моментов этого “живого знания” подчинена высшему познавательному акту — религиозной вере. Эта форма познания в истинном и чистом виде свойственна православно-славянскому миру. Жизнь человека, группы наций основана на религии, которая определяет тип образованности и весь характер общества. Гибель западной цивилизации, пораженной язвой рационализма, неизбежна; ее может спасти только восприятие православно-славянской цивилизации, наиболее полно раскрывающейся в духе русского народа. Славянофильские идеи Киреевского тесно связаны с его учением о личности и с его антропологией (учением о духовной сфере как “внутреннем ядре” в человеке).

киреевский иван васильевич

(22. 03(3. 04). 1806, Москва 11(23). 06. 1856, Петербург) философ и литературный критик, один из ведущих теоретиков славянофильства. Родился и вырос в высокообразованной дворянской семье. Большое влияние на К. оказала его мать Авдотья Петровна, племянница В. А. Жуковского, вышедшая после смерти отца в 1817 г. замуж за А. А. Елагина, одного из первых в России знатоков философии Канта и Шеллинга. В литературном салоне А. П. Елагиной собирались почти все интеллектуальные силы тогдашней Москвы. В 1823 г. К. поступил на службу в Архив иностранной коллегии, где вместе с Кошелевым основал "Общество любомудров", к-рое после восстания декабристов приняло решение о самороспуске. Последующие несколько лет К. посвятил философским занятиям. Тогда же он начал публиковать свои первые литературно-критические статьи, обратившие на себя общее внимание (в частности, Пушкина). В 1830 г. К. побывал в Германии, где слушал лекции Гегеля, с к-рым лично познакомился и к-рый настоятельно советовал ему продолжить систематические занятия, обнаружив у своего рус. слушателя незаурядные способности к философии. В Берлине К. слушал также лекции Шлейермахера, а в Мюнхене Шеллинга. Вернувшись в Россию, он предпринял издание журн. "Европеец" (1832), запрещенного за помещенную в его первом номере статью К. "Девятнадцатый век". Николай I, прочитавший статью, усмотрел в ней закамуфлированное требование конституции для России. Запрещение "Европейца" было сильным ударом для К., замолчавшего после этого на десять с лишним лет. В 1840-х гг. К. предпринял попытку получить кафедру философии в Московском ун-те, эта попытка не увенчалась успехом, т. к. тень неблагонадежности все еще лежала на нем. "Западнические" симпатии, весьма заметные в первом периоде его творчества, вскоре сменяются мистицизмом и славянофильством. К. сближается со старцами Оптиной пустыни, с к-рыми его связывала совместная литературная работа по изданию соч. отцов церкви. В 1852 г. славянофилы решили начать издание своего печатного органа "Московский сборник". К. опубликовал в нем свою ст. "О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России", но, как и 20 лет назад, статья была признана "неблагонадежной", а дальнейшие выпуски "Московского сборника" запрещены. Ст. К. "О необходимости и возможности новых начал для философии", опубликованная в 1856 г. в журн. "Русская беседа", оказалась посмертной. К., последние годы своей жизни работавший над курсом философии и надеявшийся, что в его лице Россия скажет "свое слово в философии", умер от холеры в Петербурге. Похоронен в Оптиной пустыни. С внешней стороны литературную деятельность К. можно было бы считать неудачной особенно если учесть, что официальные запреты всегда являются заметным препятствием для самореализации любой творческой личности. Тем не менее, посмертная судьба его философского наследия оказалась на редкость счастливой. Историки рус. философии, какого бы направления они ни придерживались, оценивают вклад К. в ее развитие как весьма весомый. Говорить о "системе философии" К., несмотря на его несомненную философскую гениальность, приходится лишь условно. Зеньковский, выделяя у К. онтологию, гносеологию, эстетику, философию истории и даже социологию, оценивает его как "христианского философа" (История русской философии. Л 1991. Т. 1, ч. 2. С. 27). Точнее говоря, К. не просто христианский, а православный, национальный рус. философ. Представление об оригинальности и глубине рус. православной культуры сложилось у К. не сразу. И его славянофильство можно считать реакцией на его же собственное первоначальное "западничество". Противопоставление России и Европы осуществляется им на макрои микроуровнях. На макроуровне речь идет о двух типах просвещения (или "образованности", фактически же имеется в виду культура и цивилизация): если европейское просвещение рассудочно и секуляризовано, то рус. просвещение, полученное от Византии, по мнению К., основано на началах братства и смирения. На микроуровне односторонне рассудочному зап. человеку противостоит человек рус. культуры, носитель целостного сознания. Сама эта целостность понимается К. как органическое единство рассудочной и эмоциональной сфер жизни. Поэтому россиянин является носителем соборного или, как предпочитает выражаться К., "общинного духа", в то время как зап. человек носитель духа отрицания, т. е. эгоизма и индивидуализма. Недостаток осн. "методологического приема", к-рый использовали К. и др. славянофилы при сравнении России и Запада и к-рый обнаружил у них В. С. Соловьев, заключается в следующем: фактические грехи Запада сравниваются не с рус. действительностью, а с идеалами Древней Руси, естественно, преимущество оказывается на стороне указанных идеалов. Главная заслуга К. в том, что им была сделана одна из первых попыток утвердить рус. философию на собственном фундаменте, каким являлось православие как основа национального духа. Голос "тишайшего философа" почти не был услышан современниками. Зато семена, посеянные им, обильно взошли в системах его позднейших последователей, к числу к-рых относятся почти все крупнейшие представители рус. религиозного ренессанса XX в.

С представителями теории официальной народности сближались славянофилы. Они утверждали, что реформы Петра I были исторической ошибкой и что на народных идеалах лежит печать христианского восприятия мира. Отсюда их внимание к консервативным сторонам быта и их восхваление; отсюда - игнорирование произведений народного искусства, выражающих протест против существовавшего строя, и особое внимание к духовным стихам, христианским легендам, обрядовой поэзии и обрядам. В произведениях с печатью христианства, по утверждению славянофилов, выражалась истина души народной. По представлениям славянофилов, русский народ был носителем христианских идей смирения и покорности; славянофилы смотрели на него, как на «божественного избранника», «аполитического по своей сущности». Славянофильство , пропагандируя эти взгляды, фактически отстаивало устои экономической системы и социального строя феодально-крепостнической России. Личные прекрасные душевные качества Киреевских и Аксаковых, а также некоторых других славянофилов не мешали им идеализировать «патриархальный быт» и крепостнические отношения.

В истории фольклористики 30-50-х годов большую роль сыграл один из наиболее видных представителей славянофильства - Петр Васильевич Киреевский (1808-1856). В 30-х и 40-х годах вместе со своим другом поэтом Н. М. Языковым он стал центром, вокруг которого сгруппировались любители фольклора, представлявшие самые различные общественные круги. Корреспондентами П. В. Киреевского были А. С. Пушкин, высоко оценивший начинание Киреевского, известный диалектолог, собиратель пословиц В. И. Даль и многие другие. Сам П. В. Киреевский записывал немного (преимущественно под Звенигородом в Московской губернии), но, возглавив собирание фольклора, сосредоточил в своих руках сделанные во всех губерниях записи эпических и лирических песен: былин, исторических песен, необрядовых и обрядовых лирических песен, духовных стихов.

П. В. Киреевский мечтал опубликовать собранные материалы, как научное, тщательно подготовленное издание. Считая, что записанные тексты дошли до его времени в испорченном виде, Киреевский стремился реконструировать первоначальный вид песни. С этой целью он брал один, лучший по его мнению, вариант и заменял в нем «испорченные» строки, слова и части текстами, взятыми из других вариантов. Этот метод «реконструкции», хотя и исключал личные привнесения, был крайне произволен и приводил в ряде случаев к искажению народных произведений.

Так как П. В. Киреевский считал наиболее ценными из собранного материала духовные стихи, он и начал «реконструкцию» текста с них. В 1848 г. П. В. Киреевский издал обработанные им духовные стихи в количестве пятидесяти пяти номеров под названием «Русские народные песни». Остальной материал из собрания П. В. Киреевского при его жизни не был издан. П. В. Киреевский предполагал опубликовать песни в 4-х томах еще в начале 30-х годов; но, отказавшись от этого плана, он подобрал восемьсот свадебных песен в одном томе. Цензура дала разрешение на издание этого тома, но сборник так и не вышел в свет. Собрание П. В. Киреевского было напечатано уже после смерти собирателя. В 1860-1874 гг. была издана так называемая «старая серия» «Песен, собранных П. В. Киреевским»; в десяти выпусках этой серии былины и исторические песни опубликованы с многословными комментариями П. А. Бессонова, загружающими издание и в большинстве случаев не имеющими научного значения. Обрядовые и необрядовые лирические песни были изданы только в XX в. («Новая серия Песен, собранных П. В. Киреевским»: вып. 1-1911 г.; вып. 2, часть 1-1918 г.; вып. 2, часть 2-1929 г.).

В те же 30-е и 40-е годы народное творчество привлекает внимание западников. Некоторые представители либерального западничества высказывались по проблемам поэзии народа. В их кругах обычно утверждали, что русская народная поэзия бедна и лишена самостоятельности. Отрицание западниками оригинальности и значения народного творчества вызывало резкое осуждение революционных демократов. Особенно ясно это отношение проявилось в высказываниях Н. А. Добролюбова по поводу книги А. П. Милюкова «Очерк русской поэзии» (1847, 2-е изд. - 1857). Н. А. Добролюбов подчеркивал ложность оценки автором народных сказок как «нелепых вымыслов бушующей народной фантазии», выявлял ошибки в трактовке других жанров фольклора, считая недопустимым отрицание художественной, идейной, культурной значимости народного творчества. В истории фольклористики эти взгляды либеральных западников на народную поэзию существенной роли не сыграли.

К 40-м годам XIX в. появились новые обширные сборники, содержащие разнообразный материал. Сама жизнь, выдвигаемая ею проблема прав народа и его бесправия при крепостном строе, заставляла обращаться к творчеству народных масс. Вопросы творчества народа решались по-разному и с разных позиций в зависимости от политических убеждений и общественных взглядов собирателей и исследователей фольклора. В работу по собиранию его включались все более широкие круги собирателей.

Естественным выражением этого процесса и явилась организация в 1848 г. Русского географического общества, создавшего большую сеть корреспондентов во всех губерниях России и сделавшего собирание фольклора в полном смысле слова массовым Ч

Россия (СССР)

Русский религиозный философ-идеалист, один из основоположников славянофильства (наряду с А.С. Хомяковым ).

Получил домашнее образование. В литературном салоне его матери А.П. Елагиной собирались почти все интеллектуальные силы тогдашней Москвы.

«Его отец - Василий Киреевский. Масон, филантроп и патриот, не любящий французов, потому что у них был Вольтер и революция. Любил Англию за консерватизм. В усадьбе разбил английский парк. […] Некоторое время воспитанием Ивана Киреевского занимался В. Жуковский . Природу Иван не любил.
А книги читать любил.
К 10 годам он перечитал всю домашнюю библиотеку.
В 13 лет он читал Локка и рассуждал о теории познания. Под влиянием отчима пристрастился к чтению Шеллинга .
Играл в шахматы. На службу поступил в Архив Министерства иностранных дел. Карьеры не сделал. Примкнул к любомудрам, где тон задавали В. Одоевский и Д. Веневитинов. Любомудры - мальчишки. Им по 17-18 лет.
Они хотели перевернуть мир, чтобы послужить России.
Переворот начался с отношения к религии. Христианство предназначено для народа. А для них, для любомудров, философия. Спиноза выше Евангелия. Этот тезис считался у любомудров само собой разумеющимся. Ну а если Спиноза выше Евангелия, то сапоги выше Пушкина .
На собраниях любомудров И. Киреевский был тих и незаметен. Спорить он не любил».

Гиренок Ф.И., Пато-логия русского ума (Картография дословности), М., «Аграф», 1998 г., с. 86.

В 1824 году Иван Киреевский поступил на службу в Архив иностранной коллегии, где организовал вместе с А.Н. Кошелевым общество «любомудров», которое самораспустилось в 1825 году после восстания декабристов.

В статье «Обозрение русской словесности за 1829 год» И.В. Киреевский писал: «У нас ещё нет литературы. Но утешимся: у нас есть благо - залог всех других: у нас есть надежда и мысль о великом назначении нашего отечества […] Чтобы целое Европы образовалось в стройное органическое тело […] , нужен народ, который господствовал бы над другими своим политическим и умственным перевесом».

Киреевский И.В., Полное собрание сочинений в 2-х томах, Том 2, М., Типография Императорского Московского Университета, 1911 г., с. 38.

В 1830 году И.В. Киреевский выезжал за границу, слушал лекции Г. Гегеля , Ф. Шлейермахера , Ф. В. Шеллинга и других.

После возвращения, начал с 1932 года издавать журнал «Европеец». Журнал был запрещён на втором номере за статью К. «Девятнадцатый век», в которой Николай I усмотрел пропаганду конституции…

«В 1834 году Киреевский женился на Н. Арбеневой. Киреевский - вольнодумец. Арбенева - православная. Он не очень-то верил в Бога. А жена верила. Ей надо обряды соблюдать, а он мешает. Гостей приглашает и всякие кощунственные разговоры ведёт. Как какой-нибудь материалист. Ну так долго не могло продолжаться.
Развод был неминуем. И они договорились избегать неприемлемых друг для друга поступков и слов. Вот наступит вечер, зажгут они свечи и читают. Каждый - своё. Арбенева - святых отцов церкви. Киреевский - Вольтера . Попытался И. Киреевский и жену приучить к чтению философской литературы. Он ей что-то из Вольтера предложил. А она отмахнулась. Мол, несерьёзно всё это. Тогда он стал ей интересные места из Шеллинга зачитывать. Прочтёт и ждёт реакции.
А реакции никакой. Мол, что же тут нового. Всё это у святых отцов написано. Только лучше. Без философских спекуляций. И показывает Ивану эти места.
Иван смотрит и удивляется. Действительно, лучше, чем у Шеллинга. Ну стал он тайком брать книги жены и читать их. И прочёл. И понял, что русская философия должна основываться не на немецкой философии. И не на французской. А на писаниях святых отцов церкви. В 1842 году он попросил жену взять у своего духовника крест для него. Н. Арбенева поехала к Филарету. Всё ему рассказала. Филарет снял с себя крест и передал Ивану Киреевскому, который и одел его впервые за свои 36 лет. Стал посещать Оптину пустынь. Укрепился в вере».

Гиренок Ф.И., Пато-логия русского ума (Картография дословности), М., «Аграф», 1998 г., с. 88-89.

В 1840-х годах И.В. Киреевский попытался получить философскую кафедру в Московском университете, но Власти сочли его неблагонадёжным.

И.В. Киреевский сближается со старцами Оптиной пустыни, активно помогает в издании сочинений отцов церкви.

«Киреевский завидовал людям мужественным. Отвлечённым. Вот шум кругом. Война идёт. Цены растут. Заводы стоят. Разруха. Рядом с тобой люди болеют, чахнут и гибнут, а ты работаешь. Переводишь Гомера . Или, пишешь роман. И никакого внимания. Да пусть он, этот мир хоть перевернётся.
Но Киреевский так и не смог преодолеть свою чувствительность.
И поэтому он придумал теорию сердечного человека.
Согласно этой теории все люди делятся на сердечных и бессердечных.
Если в тебе есть чувство то в тебе есть что-то первозданное. Есть какая-то сердцевина. И ты сердечный человек. Тепло около тебя. Если же в тебе преобладает мысль, рассудок, то ты внешний человек. Ты - без сердцевины. И около тебя холодно. В сознании нет ничего, что оно могло бы прибавить к тому, что идет от сердца.
Ну а если внутренний человек объединяется с внешним, а чувство-с сознанием, то получается целостный человек.
У всех людей есть сознание. Но в сознании коренится ложь. Чувства же не обманывают. А вот если к сознанию прибавить сердечное чувство, то оно избавится от лжи. Но тогда оно будет невыразимо. «Что есть в сознании и чего нет в чувстве, то - ложь данного человека; высшего человек достигает только в тождестве своего чувства и сознания».

Гиренок Ф.И., Пато-логия русского ума (Картография дословности), М., «Аграф», 1998 г., с. 95-96.

В отходе от религиозных начал и утрате духовной цельности И.В. Киреевский видел источник кризиса «европейского просвещения» и господства отвлечённого мышления в немецкой идеалистической философии, поэтому он считал задачей русской философии переработку «европейской образованности» в духе восточной патристики…

«Религиозная философия, или верующее мышление, должна была сохранить чувство и мысль в их единстве. Таков был замысел И. Киреевского, задумавшего создать православную философию. Философия - это не наука. Но это и не вера. Это посредник. Проводник между наукой и верой. Если ты вышел из науки, то она тебя приведёт к вере. И наоборот. Сама по себе философия бессмысленна. Сама по себе она становится тараном отвлеченности. Разрушителем сочувственной связи. Русского человека воспитывали не в университетах. Его воспитывал монастырь. И он стал сердечным человеком. Но тут вмешался Запад и предложил русскому человеку книгу. Науку. Русский человек взял книгу и удалился от церкви, от церковнославянского языка».

Гиренок Ф.И., Пато-логия русского ума (Картография дословности), М., «Аграф», 1998 г., с. 103.

В 1856 году И.В. Киреевский умер от холеры. Был похоронен в Оптиной пустыни.