Роспись ангелы в куполе храма ультразвуковой сканер. Роспись храма. От истоков к современности

Система росписи православного храма

Еще в Византии была выработана стройная система расположения сюжетов в настенной росписи православных храмов. Она отражала основные истины христианского вероучения, прежде всего христологический догмат, т. е. учение о Христе Спасителе. Однако роспись имела не только учительную функцию. Пришедший в храм человек не просто разглядывал те или иные изображения, но сам становился соучастником тех или иных событий священной истории. Византийские художники добивались такого впечатления, что изображенные на стенах и сводах храма святые присутствовали не в иллюзорном живописном пространстве (такого пространства в византийской живописи не было), как бы за гранью поверхности стены, но воспринимались как находящиеся в реальном трехмерном пространстве интерьера вместе с молящимися. В соответствии с учением об иконопочитании VII Вселенского собора образы Христа и святых являют их живое настоящее присутствие, так что «честь, воздаваемая образу, переходит к первообразному, и покланяющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней».

И сегодня все изображения в православном храме располагаются в четком соответствии с иерархией. Важнейшие, наиболее сакрально значимые зоны храма располагаются вверху – купол и свод алтаря (конха апсиды), они символизируют духовное небо. Далее идут своды храма и верхние части стен, которые обычно отводятся под изображение событий евангельской истории. Наконец, нижние зоны интерьера представляют собой земной мир, где среди святых находится и пришедший в храм человек.

Усредненную иконографическую программу современного православного храма можно обозначить следующим образом:

– в куполе располагается Христос Вседержитель, как правило, поясной в медальоне;

– в барабане купола, между окон – пророки;

– в конхе алтаря – фигура тронной Богоматери с Младенцем на коленях или Оранта молящаяся;

– на боковых крестовых сводах располагаются медальоны с ангелами. В отдельных нишах алтаря и храма – святители. В западной части храма, на сводах под хорами, – ростовые и поясные в медальонах фигуры преподобных. Особый набор святых вместе с местночтимым святым может быть изображен на стенах притвора;

– многофигурные сцены праздников (важнейших событий Евангельской истории) располагаются как в наосе (т. е. средней части храма), так и в притворе. В наосе праздники занимают тромпы в основании купола, ниши между ними и верхние части стен. Сцены располагаются по кругу, по часовой стрелке;

– в притворе праздники и входящие в их цикл некоторые другие сцены из Евангелия располагаются на стенах и в торцевых нишах. Здесь могут быть изображены: Благовещение, Рождество Христово, Сретение Господне, Крещение Господне, Преображение Господне, Воскрешение Лазаря, Вход в Иерусалим, Распятие Христово, Воскресение Христово, Вознесение Господне и Пятидесятница (Сошествие Святого Духа на Апостолов), а также некоторые вторичные сцены, более подробно показывающие Страсти Христовы и события по Его воскресении – Омовение ног на Тайной вечере, Снятие с креста, Уверение Фомы. При этом некоторые композиции, например Снятие с креста, занимают место наравне с двунадесятыми праздниками.

Сошествие Святого Духа на Апостолов изображается, как правило, в малом куполе над Престолом в алтаре.

Фактически все эти художественные композиции не являются простым повествовательным циклом, но отражают важнейшие догматы христианства. Рассказ о том или ином событии в них сменяется выражением его идеи, значения в деле спасения человечества Христом.

Из книги Международная академия каббалы (Том 1) автора Лайтман Михаэль

19.5. Система миров – система отношений человека с Творцом Таким образом, мы развиваем в себе совершенно другую систему ценностей, возвышающую нас над телесным наслаждением или страданием. Это система отношений с Творцом.Такой порядок называется системой духовных или

Из книги Справочник православного человека. Часть 1. Православный храм автора Пономарев Вячеслав

Из книги Справочник православного человека. Часть 3. Обряды Православной Церкви автора Пономарев Вячеслав

Из книги Русские патриархи 1589–1700 гг. автора Богданов Андрей Петрович

У престола царя православного Видя, сколь ретиво выслуживаются члены освященного собора, царь Дмитрий Иванович созвал Земский собор, чтобы открыто ответить на распространяемые против него слухи и разом уверить сомневающихся в законном своем праве на престол. Правда,

Из книги "Православные колдуны" –кто они? автора (Берестов) Иеромонах Анатолий

Православность «православного» митрополита Сам себя так называемый «митрополит» Рафаил называет «первоиерархом и духовным главой Великой Априори Российского ордена Иоанна Иерусалимского (Мальтийский орден)» (газета «Жизнь», № 2–3 (6–70) февраль–март, 1997). «Членом

Из книги Толковая Библия. Том 6 автора Лопухин Александр

Глава XLI. "Дом". 1-4. Размеры святилища и святаго святых. 5-11. Пристройки к зданию храма. 12-15. Заднее здание двора и его отношение к зданию храма. 16-26. Внутренняя отделка храма 1 Пророк вводится теперь в самую внутренность храма евр. гекал, слово означающее святилище и Святое

Из книги Толковая Библия. Том 7 автора Лопухин Александр

Глава 2. 1-9. Вторая речь пророка Аггея говорит об унынии строителей второго Иерусалимского храма ввиду его бедности в сравнении с храмом Соломоновым и, в связи с этим, возвещает о величайшей славе будущего храма во времена мессианские. 10-19. Речь третья подкрепляет

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

1. И выйдя, Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма. (Мк. 13:1; Лк. 21:5). Синоптики указывают точно, куда вышел Спаситель со Своими учениками, а именно на гору Елеонскую (Мф. ст. 3, Мк. 13:3), откуда можно было хорошо видеть храм и Иерусалим со всем

Из книги Иисус Христос и библейские тайны автора Мальцев Николай Никифорович

4. Строительство второго храма Иеговы. Проблема третьего храма Прежде всего, зададимся вопросом: зачем был нужен второй храм? С высоты лет понятно, что таково было требование Иеговы, и это требование обусловлено ответным действием Иеговы по сотворении Мессии. Фактически,

Из книги Глас Византии: Византийское церковное пение как неотъемлемая часть православного предания автора Кондоглу Фотий

Протопресвитер Иоанн Фотопулос, настоятель храма Святой Параскевы (Афины, Греция) СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ ВИЗАНТИЙСКОГО ЦЕРКОВНОГО ПЕНИЯ ДЛЯ ПРАВОСЛАВНОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ 1. Православное богослужение как Предание святых апостолов и святых отцов Церкви Православное

Из книги Основы Православия автора Никулина Елена Николаевна

Устройство православного храма Первые храмы строили в виде базилики (прямоугольника), по образцу самых величественных сооружений того времени (правительственных зданий, домов знати). Это здание своей продолговатой формой напоминало корабль – один из символов Церкви,

Из книги Православный храм и богослужение [Нравственные нормы православия] автора Михалицын Павел Евгеньевич

Глава 1. Устройство православного храма. Церковная архитектура: ее закономерности и особенности В классическом определении храм – это особо посвященное Богу здание, в котором собираются верующие для получения благодати Божией через таинство Святого Причащения и другие

Из книги Первая книга православного верующего автора Михалицын Павел Евгеньевич

Глава 3. Система росписи православного храма Еще в Византии была выработана стройная система расположения сюжетов в настенной росписи православных храмов. Она наглядно выражала основные истины христианского вероучения, прежде всего христологический догмат, т. е.

Из книги Андрей Рублев автора Сергеев Валерий Николаевич

Устройство православного храма. Церковная архитектура, ее закономерности и особенности В классическом определении храм – это особо посвященное Богу здание, в котором собираются верующие для получения благодати Божией через Святое Причащение и др. таинства. Храмы иначе

Из книги Половая потребность и блудная страсть автора составитель Ника

Из книги автора

Раздел 1: Половая система как система, данная Богом для деторождения К половой функции относится потребность в продолжении рода. На вопросе о потребности в размножении мы останавливаться не будем, а только отметим, что размножение присуще всем организмам, и через

- Начну с технологического вопроса. Как обеспечить прочность стенописи, чтобы она не осыпалась буквально через несколько месяцев?

Очень важно правильно подготовить стены, покрыть их качественной штукатуркой. Бригады рабочих, получающие оплату за площадь, нередко спешат в ущерб качеству — не соблюдают технологию, чтобы поскорее закончить работы. А ведь штукатурка должна выстаиваться, чтобы набрать необходимую прочность, так что процесс ее создания занимает около полугода.

- Как рождается программа росписи?

Как правило, программа росписи — это традиционный список сюжетов, нам лишь остается выбрать из него то, что подходит к данному храму — его архитектуре, стилю, времени постройки. Это как семь нот. Например, в барабане купола обычно пишут либо поясной образ Вседержителя, либо Вознесение, либо Преображение... И далее — по такому же принципу. При этом программа росписи должна отражать суть храма: посвящен он какому-то святому, мощи которого почивают тут же и к ним приезжают многочисленные паломники, либо, например, это требный храм. Так что на практике приходится разрабатывать и весьма необычные проекты.

- Приведите примеры.

Мы расписывали храм в поселке Дудутки в Беларуси. Дудутки — это этнографический музей: там есть и город мастеров — кузнецы, резчики по дереву, хлебопеки, — и храм. При церкви действует воскресная школа, так что храм посещает множество ребятишек: и учащиеся, и те, кто приехал на экскурсию. Заказчик предоставил нам свободу решать, как должен выглядеть интерьер этого храма, при этом высказал пожелание сделать его таким, чтобы детям в нем было легко и интересно. Храм там достаточно низкий, с плоским потолком. Перегружать такое помещение росписью нельзя — при низких потолках она станет «давить» на молящихся, а охватить всю композицию взглядом все равно будет невозможно. Значит, надо написать воздушно, легко — выбрать соответствующие тона, сделать композицию достаточно просторной. Но чем завлечь детишек? Мы остановились на орнаментах и символах — чтобы дети спрашивали о том, что видят, а взрослые отвечали. Добавили пейзаж с горками.

- Какие же символы вы применили, чтобы заинтересовать детей?

Например, образы четырех евангелистов в виде ангела, орла, крылатых льва и тельца. Еще один интересный проект росписи мы выполнили для кладбищенского храма. Какой должна быть роспись этой церкви? Надо утешить скорбящих, пробудить в них веру, помочь понять, что расставание не навсегда, что Господь — Всеблагий и Всепрощающий... Мы выбрали тему чудес Спасителя. Композиция в центральном куполе — Вознесение: Господь восходит в Царствие Небесное, вознося туда Свою человеческую плоть. Пир в Кане Галилейской, воскрешение Лазаря, дочери Иаира. Конечно, важны и цвета. Цвет дает настрой душе. Мы выбрали легкие, пастельные тона, чтобы грусть была светлой. Сделали соответствующий иконостас. Этот проект еще находится в реализации.

- Палехские художники до самой революции расписывали храмы темперой, в то время как мастера из других регионов уже забыли эту технологию. А какими материалами выполняете стенопись вы?

Мы можем расписать храм и темперой, но в наши дни это встречается редко. Чисто темперная живопись по стене не очень практична, у нее своеобразные цвета. К тому же под темперу надо особым, очень тщательным образом обрабатывать поверхность. Так что обычно мы пишем силикатом или акрилом. Чаще всего выбор материала зависит от пожеланий заказчика. Именно по этой причине, например, в Минске мы работали акрилом. Это хорошая краска, но она создает пленку, что несвойственно традиционной стенописи. В Набережных Челнах, где материалы мы выбирали сами, работали силикатом. Он более надежен, устойчив. Силикатные краски проникают внутрь штукатурного состава, где и происходит их затвердение, такую роспись сложнее повредить. К тому же по виду она ближе к старинной темперной живописи. Хорошо комбинировать силикат и акрил: основную работу выполнять силикатом, а акрилом акцентировать детали, делать «оживки» — он позволяет проводить более тонкие линии. Так мы работали в Кратово.

- Пишут ли сегодня фрески по сырой штукатурке?

Нет. Их не создавали с середины XIX века. Дело в том, что такие росписи выполняли красками, разведенными на известковом молочке. Для того чтобы сделать их, надо выдерживать известь восемьдесят лет, пока она не перекиснет и не приобретет необходимые свойства. Прадеды ставили известь, чтобы годы спустя их правнуки разводили краски... Так же заготавливали и пиломатериал: отец выстаивает, сын пользуется — а теперь необходимы сушилки. Бог весть, удастся ли когда-нибудь восстановить эту традицию...

- Расписывают стены и пишут образа для иконостасов одни и те же художники?

До недавнего времени все наши мастера по очереди ездили на росписи, но сейчас у нас выделились художники, которые занимаются именно стенописью.

- Как удается обеспечить стилистическое единство росписи — ведь, по сути, это огромная картина, написанная целой артелью мастеров?

Главное — общий эскиз и общее руководство. Для этого нужен ведущий художник, который будет вести проект, держать все в своих руках, требовать выполнения определенных задач, достижения уровня. Задумка проекта и руководство должны быть за одним человеком. Не менее важно правильное распределение работы. У каждого своя рука, поэтому, например, горки должен писать один человек.

Лики выполняют люди, которые понимают друг друга и пишут схоже. При ближайшем рассмотрении мы поймем, кто какой лик написал. А вы — нет.

- Случается ли, что для крупных работ вы привлекаете художников со стороны?

Так было, например, в Минске. Это обычная практика — и сегодня, и в старые времена. Например, читая архивные записи о работе крупнейшей палехской мастерской, принадлежавшей Софоновым и расписавшей едва ли не все крупнейшие храмы Центральной России, мы видим, что, приезжая на росписи в какой-либо город, они нанимали в дополнение к своим художникам местных. Главное — сформировать ядро, чтобы художники из постоянной бригады были дружными, понимали друг друга, писали в едином ключе. Сравнивая работу наших иконописцев с нанятыми со стороны, вижу, что наши работают лучше. Этому способствует и сплоченность, и универсальность наших мастеров. Ценно, что они могут работать по-разному: верхний храм в Минске расписали иначе, чем нижний — в соответствии с поставленной задачей, — так что сторонний человек не сразу поверит, что эти росписи выполнили одни и те же художники.

- Обязательно ли стиль росписи должен соответствовать архитектуре храма?

В том же XIX столетии писали в разных манерах: работали «под старину», выполняли академическую живопись... Как правило, роспись делают соответствующей иконостасу. Если иконостас в храме тябловый — то, даже если здание построено в XIX веке, его не стоит украшать академической стенописью. Впрочем, возможны исключения. Если говорить о реконструкции, конечно, надо делать так, как было изначально — или как могло быть, ведь зачастую точных данных не осталось. Хотя и в то время в храм могли перевезти древний иконостас из другого или, наоборот, поновить живопись. Наслоение времен было всегда. Но если есть возможность сделать стильно — то надо делать.

Роспись православного храма и написание икон для храма — это ответственная работа, где художник монументалист должен не только следовать канонам и традициям церковной росписи, берущей начало от Византии, но и уметь рисовать в больших масштабах, без искажений. Росписи храма иллюстрируют нам Евангельские сюжеты, приоткрывают величие Божие, поэтому они должны и рисунок иметь выдержанный в традициях христианского искусства, со впечатляющими масштабами и вводить человека в мир горний. Молящиеся в храме обычно не просто стоят и разглядывают росписи, но как бы участвуют в различных событиях Евангельских историй. В самой же древней Византии росписи храма воспринимались не как живописная плоскость, а как реальное трехмерное измерение вместе с пришедшими в храм людьми.

Для росписей храмов художнику необходимо не только иметь художественные знания и опыт, а и быть отчасти богословом. Внимательно исследуя храм, мы видим что фрагменты росписей не могут рассматриваться отдельно друг от друга. Они взаимодействуют, перекликаются друг с другом, а так же со зрителем. Они входят в само архитектурное решение храма и дополняют его.

В нашей мастерской в Киеве работают мастера, выполняющие росписи храмов на высоком уровне в традициях Византии или Руси, на ваш выбор. Сами росписи в храме могут выполняться акриловыми или силикатными водорастворимыми красками. Обычно храмам требуется роспись вначале или со временем поновление старых росписей. В этой работе есть свои правила и нюансы, которые необходимо учитывать.

Специфика росписей православного храма.

Делая внутренние росписи в храме, мы обязательно берем во внимание церковную архитектуру, сам стиль нового храма или эпоху создания. Потому как стилевые особенности, например, храамов Византии, Руси или барокко отличаются. Не смотря на различия, само традиционное решение композиции не изменяется:

  • В куполе храма изображается Господь Вседержитель или Троица.
  • В барабане между проемами окон изображают апостолов, пророков или ангелов.
  • В парусах размещают изображения апостолов евангелистов.
  • Своды храма расписываются сюжетами двунадесятых праздников.
  • А на самих стенах иллюстрируются сюжеты из Нового и Ветхого завета.

Роспись храма – это гармоничная и четкая система, которая складывалась на протяжении веков. Сложившейся её можно было назвать уже в VIII веке, каноны росписи утвердились в Византии при патриархе Фотии. В период средней Византии оформились основные принципы этой системы.

Во-первых, основное внимание уделено иерархичности расположения образов: центральной зоной всегда становится купольная часть.

Во-вторых, установился принцип причастия (евхаристии), центром которого является алтарный апсид.

В-третьих, сюжеты отражают принцип литургии, т.е. порядка ведения богослужения, взаимосвязи с календарными периодами. В-четвертых, важным является взаиморасположение сюжетов из Ветхого и Нового Заветов.

Расположение иконографических сюжетов в храме также не случайно: они четко распределены в соответствии со значением и смысловой нагрузкой в процессе богослужения. Четкий порядок позволяет создать единство и гармонию, четкую структурированность религиозного действа. При этом в каждом храме воссоздана своя неповторимая атмосфера, отражающая индивидуальность мастера. С примерами современной храмовой росписи, в которой ярко проявилась индивидуальность мастеров, можно познакомиться .

Средняя часть храма имеет зональность. Первая зона – это купола и верхний уровень сводов, включающий и конху апсиды. Вторая зона – это паруса и верхние части стен. Нижние части стен образуют третью зону. Первая зона – наиболее значима, здесь пишут лики Иисуса Христа, Богоматери, ангелов, а также сюжеты, в которых божественное начало проявляется на небесах, венчая все происходящее ниже. На куполе могут присутствовать изображения Христа Пантократора, Святого Духа, явившегося голубем, Крест, монограмма Агнца и Христа. Позднее стали изображаться образы Троицы Новозаветной, Господа Саваофа, Отечества. На периферийной части купола располагаются изображения апостолов, праотцев, пророков, а иногда и Богородицы, Иоанна Предтечи, Небесных Сил. Средняя зона храма повествует о жизни Иисуса Христа: по классическому циклу здесь упоминаются сюжеты Благовещения, Рождества, Сретения, Крещения, Преображения, Воскрешения Лазаря, Входа в Иерусалим, Распятия, Воскресения, Вознесения, Сошествия Святого Духа, Успения Богородицы. Эти сюжеты могут быть дополнены изображениями, напоминающими верующим о Страстях Христовых. Также нередко обозначается и история рождения Христа, его проповеди. По традиции расположение этих сюжетов также ориентировано по сторонам света. Следует отметить, что храм, посвященный определенному святому, будет чаще представлять имеющие к нему отношение сюжеты.

В нижней зоне, где обычно располагаются молящиеся, на стенах изображаются полотнища, которые словно связывают, подводят взоры вверх, к изображениям верхней части храма. Гармония и ощущение единства – все это достигается единой системой росписи, традиции которой не утрачены и по сей день.

Как учат отцы церкви, храм - это не просто стены, в которых проводятся службы. Согласно религии, символы имеют смысл. Отдельные части храма имеют значение при богослужениях, при этом они несут некий посыл, полностью раскрывающийся в которая выражает все учение Церкви. Роспись храма содержат незримое присутствие Его, и чем больше картина соответствует канонам, тем сильнее ощущается это присутствие, неся больше благодати.

Первые росписи

Издревле изображения в церквях были предназначены давать информацию народу. храма - продолжение форм собора, они должны нести не только проповедческую цель, но и отвечать поэтическо-образным функциям. Кроме того, живопись является отражением преобразования идеалов и прогресса народной мысли.

Как развивалось искусство

С конца XIV века главенствующую роль в живописи заняло Московское княжество, возглавлявшее в этот период объединение земель и битву за свержение ига татаро-монголов. Школа, одним из выходцев коей являлся Андрей Рублев, оказала существенное влияние на формирование живописи.

С именем этого иконописца связан расцвет искусства. Этот период совпадал с ранним Возрождением в Италии. Достойным преемником Рублева стал Дионисий, роспись православного храма которого характеризуется утонченностью, изысканностью, светлой и яркой палитрой.

После Дионисия можно наблюдать стремление к некому структурированному рассказу, разворачивающемуся на стенах собора. Зачастую такая роспись храма отличается перегруженностью. В начале XVII века зародилась важной частью которой стала пейзажная живопись, в которой отобразилось многообразие природы.

Век богат драматическими событиями в истории государства, но, в то же время, развивалась и светская культура, оказывающая влияние на роспись храма. К примеру, самый значимый живописец этого периода Ушаков призывает к правдивости в рисунках. Взошедший на престол Петр I усилил светскость восприятия. Еще большее влияние на угасание стенописного искусства оказал запрет на использование камня в строительстве зданий, находящихся за пределами Санкт-Петербурга.

Шаги к возрождению храмовой росписи были предприняты только к середине века. Именно в этот момент изображения стали размещать в лепные рамы. К концу XIX века в росписи соборов преобладал классицизм, который характеризуется академической манерой письма, сочетающейся с альфрейными и орнаментальными росписями.

Религиозная живопись XIX-XX веков

Храмовая живопись этого периода развивается согласно законам русского модерна, зародившегося в Киеве. Именно там можно было ознакомиться с работами Васнецова и Врубеля. Стены Владимирского собора, расписываемого Васнецовым, детально фотографировались, показывалось великолепие росписи всей стране.

Многие художники стремились подражать этой технике при работе в других храмах. Роспись храма этого периода сильно повлияла на технику других художников. Пристальное изучение храмовой живописи дало возможность получить незабываемый опыт, способствующий подбору стиля, подходящего конкретной архитектуре.