Православие или смерть на греческом как читается. Православие или смерть

Православие или смерть – “громкий” девиз. Что стоит за этими словами? Как их стоит правильно понимать и трактовать? Об этом читайте в нашей статье!

Наверно, все православные, которые следят за новостями в интернете, знают почти детективную историю с . Один суд посчитал этот слоган экстремистским и запретил его. Другой отменил решение первого. Третий снова запретил. Грядут новые суды…

Ничего подобного доселе мы не видели. Самое странное в этой истории то, что суд запрещает девиз «Православие или смерть», но при этом смотрит на футболку, принт которой трактует этот слоган своеобразно и тенденциозно. Как будто футболка и слоган неразделимы, и эта футболка иллюстрирует слоган единственно верным способом.

На мой субъективный взгляд, футболка эта, действительно, несет в себе деструктивную составляющую. Даже если не понимать ее в смысле «жизнь или кошелек», черепа с кинжалами в зубах вызывают слабую ассоциацию с православием.

А главное – тот момент прелести, который требуется, чтобы надеть такую футболку. Заявлять о готовности к мученичеству за веру легко, пока тебя к этому мученичеству не призвали. А что будет, если призовут, ты не знаешь. Помнится, был в раннехрианские времена случай, когда кто-то из христиан вышел к мучителям самонадеянно, выразив словом уверенность в том, что выдержит любые мучения… и не выдержал. Помним мы и , который говорил, что не отречется…

Я считаю, надо быть скромнее. Если тебе нравятся подобные футболки, начни с малого и более реалистичного. Надень футболку со слоганом вроде: «Если меня оскорбят, я не обижусь». Или «Я не впаду в блуд, если представится возможность». Или «Хвалите меня сколько угодно, мне без разницы».

Но я думаю, такой человек не наденет такую футболку. Во-первых, слишком очевидно всем, как трудно всегда выполнять декларируемое этими слоганами. И к тому же ты, если ты христианин, должен это выполнять, а не хвастаться этим. Во-вторых, не интересно. Не ощущаешь себя великим, практически на одной ноге с великомучениками, как в случае старой футболки «Православие или смерть».

Получается двойной вред. Носящий футболку , а смотрящий на нее неверующий начинает считать православных опасными маргиналами.

Поэтому, если бы суд избавил часть православных от лишней возможности впадения в прелесть путем ношения этой футболки, может, это было и неплохо. Но беда в том, что суд смотрит на футболку и запрещает сам девиз.

Сам девиз «Православие или смерть» тоже не является чем-то принципиально важным для нашей духовной жизни. Вполне можно без него обойтись. Но неприятен сам прецедент: светская власть указывает Церкви слова, которые ей нельзя произносить. Сегодня она запретит «Православие или смерть», а потом, глядишь, и до фраз и из Евангелия доберется.

Поэтому мы (компания SlovoMne.ru) решили вмешаться в этот спор и предложить свою трактовку девиза «Православие или смерть».

Нас вдохновили на этот сюжет слова : «Люди, находящиеся в Церкви Православной, направляются к Горнему Иерусалиму, т. е. к Царствию Небесному, верным путем: они плывут по житейскому морю в ладье, где Кормчий – Сам Христос; те же, которые вне Церкви, стремятся переплыть это море на одной доске, что, конечно, невозможно, и гибнут безвозвратно».

Эта футболка для нас – вынужденное решение. Предназначенное для тех, кто хотел поговорить о православии в контексте смерти. А вообще нам ближе (применительно к футболкам) девизы вроде «Православие – это жизнь», «Православие – это любовь». Так неверующим людям, к которым мы обращаемся, гораздо понятнее, что есть то православие, ради которого мы хотели бы быть способными умереть.

Дмитрий Семеник

Вы прочитали статью Православие или смерть – как трактовать девиз?

Поправки в УК, призванные защитить чувства верующей части российского общества от преступных посягательств, были приняты пока только в первом чтении. Но некоторые соотечественники, вдохновлённые подвижками законодательства, уже кинулись защищать свои чувства отнюдь не богоугодными способами.

В конце сентября во временную опалу попала библейская история, рассказанная Эндрю Ллойдом Уэббером и Тимом Райсом – рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда». Руководствуясь ещё не принятыми поправками в УК, с величайшим возмущением её потребовали отменить православные верующие Ростова-на-Дону, как произведение, не соответствующее каноническим представлениям о Спасителе.

Продажа билетов на театральную постановку была даже временно приостановлена, а ростовские партнёры Санкт-Петербургского театра «Рок-опера» уверяют, что распоряжение об отмене спектакля последовало сверху в приказном тоне.

Куда категоричнее отстаивали свои права южане в центре столицы: по словам сотрудников музея эротики «Точка G», несколько мужчин азиатской внешности набросились на них с кулаками прямо на Арбате во время раздачи рекламных листовок. Оказалось, что на этот раз деятельность многострадального заведения оскорбила мусульман, поскольку полностью противоречит Корану. «Неверных» порядком отвалтузили, одному из них разбили голову.

На волне религиозных скандалов, вот уже полгода сотрясающих российское общество, столь показательное отстаивание своих позиций вызывает вполне обоснованный вопрос. Что получит ортодоксально верующая часть россиян с принятием поправок в УК – правовой механизм защиты мировоззрения или же оружие массового поражения людей, воспитанных вне религиозного контекста?

Этот вопрос корреспондент «Нашей Версии на Неве» обсудил с ведущим научным сотрудником Санкт-Петербургского института истории РАН, религиоведом, доктором исторических наук Ириной Левинской, выступавшей экспертом во многих знаковых процессах, включая дела Душенова и неонацистской банды Боровикова-Воеводина.

– Ирина Алексеевна, в начале октября вы присутствовали при рассмотрении кассационной жалобы на приговор Хамовнического суда в отношении панк-группы «Pussy Riot». Какой была обстановка в Мосгорсуде? «Сочувствующих» опять «кошмарили» ротвейлером?

– На этот раз всё выглядело несколько лучше. По крайней мере, рвущейся с поводка собаки и вооружённых автоматами людей там не было. Пришло много православных женщин в платочках, и по-военному одетых мужчин в майках с надписью «Православие или смерть». Но они вели себя достаточно спокойно. Как вы знаете, заседание было отложено – от своих адвокатов отказалась Екатерина Самуцевич. Думаю, что это обстоятельство серьёзно осложнит процесс, вряд ли новые защитники успеют в короткий срок ознакомиться с делом. Ведь там колоссальный объём информации, один только обвинительный приговор занимает 150 страниц.

– Это правда, что в отместку за критическую публикацию на официальную экспертизу по делу «Pussy Riot» вас пытались привлечь к ответственности за экстремизм?

– Заявители даже настаивали на моём аресте за «антисемитофобские взгляды». Якобы, я могу сбежать в Великобританию. Основания для заявления «выкопали» из интервью радиостанции «Свобода», где мы с ведущим обсуждали ситуацию с РПЦ, которая забирает у детей школы, лицеи, больницы. И ещё – ситуацию с часами Патриарха Кирилла. Я сказала, что Патриарх, дабы отделаться от пресловутого «подарка», может продать часы на благотворителъном аукционе. Думаю, что желающих приобрести хронометр, побывавший на руке Кирилла Гундяева, нашлось бы предостаточно.

– А кто выступил заявителем?

– Это была женщина, которая требовала запретить книгу про Гарри Поттера, мультсериал «Южный парк», картину Александра Савко «Нагорная проповедь» с участием Микки-Мауса. Последнее, как вы, наверное, знаете, удалось.

– Если поправки в УК будут приняты, попрание чувств верующих людей может грозить преступникам пятью годами лишения свободы. На ваш взгляд, это остановит разрастающийся конфликт внутри нашего общества или усугубит его?

– Давайте будем точны в формулировках. Поправки говорят об оскорблении религиозных убеждений и чувств граждан, а это принципиальный момент. Специфика русского языка такова, что данное определение может быть применимо, как к верующим, так и к атеистам. Представим человека, который ненавидит православие. По смыслу статьи, она должна защищать его чувства в отношении религии. То есть, в данном случае чувство ненависти. Всё это может привести к безумному потоку самых разнообразных, в том числе и абсурдных жалоб. Вы слышали о том, что Таганский суд признал «Золотой ключик» экстремистским произведением?

– Да, такое сложно пропустить...

– Совершенно верно, и многие люди поверили, хотя информация прилетела с сайта «фейковых» новостей. На удочку клюнул даже Николай Сванидзе, разразившийся гневными речами в своём блоге. Согласитесь, эта «новость» очень правдоподобна в контексте обсуждаемых поправок. Ведь религиозные чувства и переживания многообразны.

Возьмём нашумевшую историю с «Pussy Riot». Радикально-настроенные православные верующие, включая и представителей духовенства, говорили о том, что девушек необходимо лишить материнских прав, выпороть, сослать в Сибирь. Мнение дьякона Андрея Кураева оказалось иным – женщин нужно было накормить блинами (ведь Масленница же!) и по-доброму поговорить с ними. Правда после такой откровенности Кураева попросили замолчать. Третья реакция – открытое письмо Протоиерея Вячеслава Винникова – иерархам РПЦ. В частности, он пишет: «Мерзкое бесчеловечное судилище совершается в Хамовническом суде (...) Девочек Церковь посадила за молитву, а молитва бывает разная. Кто как умеет, так и молится. Если вам не понравилась их молитва, показалась неправильной – позовите их на беседу и научите правильной молитве. И вопрос был бы разрешён. Ведь это дело выеденного яйца не стоит. А их обвинили в оскорблении святынь, вандализме, святотатстве, экстремизме, начали сравнивать с безбожными коммунистами, которые взрывали церкви, расстреливали и сажали в тюрьмы верующих, террористами и фашистами. Уму непостижимо! Опомнитесь!»

Итак, перед нами одно событие и три разных мнения. Подчёркиваю – в каждом случае речь идёт о религиозных чувствах верующих людей. Кого в данном случае мы будем защищать?

– По этому поводу суд уже сказал своё слово.

– Вот именно. Видите ли, сегодня нам часто пытаются представить, будто в нашем обществе идёт война между верующими и атеистами. Я бы так не ставила вопрос. Думаю, происходит столкновение между двумя моделями православия.

Первая модель – святого Иосифа Волоцкого, который был уверен, что богатство церкви демонстрирует торжество православия. И вторая – святого Нила Сорского. Он говорил, что церковь должна быть бедной, ведь христианство – это любовь, а не стяжательство. К сожалению, сегодня побеждает первая модель. То же самое наблюдалось в начале XX века – был даже такой термин «казённое православие». Храмы рушили не большевики, а те самые воцерковлённые люди, составлявшие большинство в царской России. И я очень боюсь, что поправки в такой формулировке будут защищать ту самую казённость и граждан, готовых рвать всех на своём пути, защищая оскорблённые чувства.

Но христианство – это религия любви. Истинно верующего человека невозможно оскорбить, потому что он уже находится под защитой Бога. Разумеется, вынужденное уважение к агрессивным верующим, под страхом уголовного наказания, породит ещё больший раскол в обществе.

– А каков реальный круг лиц, которых должны защитить эти поправки? Церковные иерархи утверждают, что наше общество на 80% состоит из православных. Но о чём здесь идёт речь – о верующих или же о людях, которые исторически идентифицируют себя с определённой конфессией?

По теме

В Октябрьском районном суде Санкт-Петербурга в четверг, 11 мая, состоялось слушание о продлении срока ареста администратора так называемых «групп смерти» в соцсетях Филиппа Будейкина. На заседании обвиняемый признал себя виновным.

– Речь действительно идёт о самоидентификации. Реально воцерковлённых людей у нас не более 5%, и об этом прекрасно знают иерархи РПЦ. Кстати, если вы послушаете заявление Церкви, сделанное после вынесения приговора участникам панк-группы, станет очевидно, что православие пытаются превратить в признак этнической принадлежности. И это страшно.

– Как у Достоевского – «русский – значит православный»? Но во времена Фёдора Михайловича это заявление было отражением реалий дня. А сегодня? Может ли лозунг «Православие. Самодержавие. Народность» лечь в основу модели современного российского государства, которое находится в поисках смыслов и путей развития?

– Думаю, что нет. Большое достижение человечества в том, что оно сегодня дозволяет человеку жить в соответствии со своей совестью и самостоятельно выяснять свои отношения с Богом.

Я, например, не хочу жить в предложенной религиозной модели государства. Понятно, что сейчас российскому обществу предлагается единая модель поведения, вокруг которой оно должно сплотиться. Формула «Православие. Самодержавие. Народность» вполне приемлема для религиозного государства, но сегодня она устарела. Весьма странно слышать аргументы, относительно десяти заповедей как основных правил жизни. Эти правила уже давно адаптированы современным обществом, сегодня они лежат в основе европейской цивилизации.

– Историк Соловьёв приводит идеальную формулу сосуществования государства и церкви: государство занимается своими делами, церковь своими. Может ли при таком раскладе РПЦ претендовать на роль духовного лидера общества?

– РПЦ упустила свой шанс, хотя у неё были поистине фантастические возможности. В 90-е годы туда пришли очень многие: им показалось, что среди всеобщего хаоса именно там они найдут свой якорь. К сожалению, Церковь от них отвернулась. Она так и не стала меняться, перестраиваться, пытаться достойно ответить на вызов времени.

В этом смысле мы деградировали даже по сравнению с концом Х века. В те времена, когда на Западе все службы велись на латыни, у нас они проходили на славянском языке. И это был огромный прогресс. Сегодня всё более мрачно. Череда недавних скандалов отвернула от Церкви много умных, думающих, чувствующих интеллигентных людей. Но и внутри самой РПЦ идёт борьба консервативного большинства с прогрессивно мыслящими людьми. Пока побеждают первые.

– Тем не менее, в обществе идеи Бога всё больше получают распространение. Возможно дело в том, что религия теоретически предлагает модель, позволяющую устойчиво держать людей в рамках нравственных и моральных категорий?

– Эти идеи давно опроверг эмпирический опыт человечества. У каждого из нас есть знакомые – высоконравственные атеисты или агностики. Поставьте рядом с ними того же ряженого хоругвеносца и спросите последнего – почему он дошёл до такого скотского состояния? Почему он, вопреки заповедям Христа, позволяет себе быть злобным, агрессивным по отношению к людям?

К сожалению, в нашем обществе вера заменяется обрядовостью. Боюсь, что и новеллы законодательства будут защищать не верующих, а обрядоверов. Пока статья за оскорбление религиозных чувств у нас существует в КоАП. Заметьте, в спящем состоянии. Сегодня её не только будят, но и пытаются перевести в разряд уголовной законодательной нормы. Это может привести к катастрофе. Тогда Буратино действительно признают экстремистом. Что произойдёт с радугой в небе я даже не представляю... Неверное в неё будут стрелять из зенитных установок...

Лозунг «Православие или смерть» весьма популярен в современном православном мире. Тем не менее, чаще всего в эти понятия вкладывается разный смысл. А что если взглянуть на лозунг «Православие или смерть» с точки зрения афонских монахов?

Вы наверное удивитесь, узнав, что этот лозунг отнюдь не принадлежит зилотам монастыря Есфигмен, хотя он, действительно, берет начало из Греции. Дело в том, что лозунг «Православие или смерть» был выдвинут греками во время турецкой оккупации. Тогда многие исповедники добровольно принимали мучениченическую смерть. Даже на Афоне некоторые монахи брали благословение старца и отправлялись в Констатинополь, чтобы исповедать свою Веру и умереть за Христа.

Однако турки не воевали против Православия. Напротив, они были очень терпимы и предоставили Церкви невиданную для того времени свободу. Поэтому лозунг «Православие или смерть» никогда не был лозунгом Церкви. В то время лозунг «Православие или смерть» обычно брали на вооружение единичные исповедники Веры.

Тем не менее, в истории Афона можно выделить два ключевых момента, в которых лозунг ««Православие или смерть» был реализован целыми монастырями.

Первое событие - разгром имяславского движения в Русском Монастыре на Афоне. В соответствии с предписанием Святейшего Синода, 4 июня 1913 года военный корабль «Донец» доставил архиепископа Вологодского Никона Рождественского и профессора Троицкого на Афон с целью «усмирения монашеского бунта. Перепись, проведённая архиепископом, показала, что среди 1700 российских монахов 661 записали себя имяборцами, 517 — имяславцами, 360 уклонились от переписи, а остальные записались нейтральными. Это официальная статистика. Впрочем, покалечено и вывезено с Афона было гораздо больше монахов.

В течение июня архиепископ Никон "вёл переговоры" с имяславцами и пытался заставить их поменять свои убеждения добровольно, но потерпел неудачу. Не будем вдаваться в подробности, лишь заметим, что архиепископ Никон не имел богословского образования, поэтому его тактика сводилась к запугиванию монахов, доходившему до хулы. В результате произошло событие, названное историками - усмирение «монашеского бунта», а позднее названное разгром русского монашества на Балканах.

Мало кто знает, что и Синод, и Император были против подавления силой того недоразумения, которое впоследствии назовут «монашеским бунтом». И совсем осталось незамеченной роль архиеп. Антония (Храповицкого). Ведь именно он убедил Синод в необходимости немедленной расправы и таким образом повлиял на Императора. Именно ему принадлежит идея «убедить монахов порохом», именно он доказывал, что никакой диалог с монахами невозможен и не нужен. Зачем диалог, если есть солдаты?! Раз монахи выдвинули лозунг «Православие или смерть» - пусть попробуют пороха…. Таким образом, именно архиеп. Антония (Храповицкого) правильно считать главным действующим лицом расправы. Причем, если вспомнить о положении архиеп. Антония (Храповицкого) в Цекви, то можно без преувеличения сказать, что он в то время занимал место русского Патриарха.

Второе событие - конфликт в монастыре Есфигмен . Конфликт резко обострился в конце 2002 года, когда Вселенский престол официально объявил мятежную братию (тогда 117 монахов) схизматиками, что, согласно законодательству Греции, влечёт выдворение с Афона, постановление о чём было принято судом Салоник, а затем Верховным судом Греции. В декабре 2006 года произошло столкновение. А в июне 2008 года сообщалось о стягивании полицейских сил к монастырю. Между тем, официальные сведения, поступившие в русскую печать - половинчаты. Впрочем, мы к этому уже привыкли.

В греческой печати сообщались многие интересные подробности. Оказывается, последний раз, в 2008 году, полиция была стянута к Есфигмену… по требованию Вселенского патриарха. Вселенский патриарх обратился к правительству Греции с требованием изгнать мятежное братство с Афона. В качестве вежливого ответа была стянута к монастырю полиция, которая не предпринимала никаких действий. И все же официально патриарх получил совершенно определенный ответ: гражданская власть не считает себя вправе вмешиваться в церковные дела и нарушать суверенитет законов Афона.

Обратите внимание. Здесь мы встречаем уже нечто знакомое: при появлении лозунга ««Православие или смерть» церковная власть обращается к гражданской с просьбой решить церковный конфликт «с помощью пороха». Но как отличается ответ гражданской власти в обоих случаях! В Русской традиции - уничтожить людей, «нет человека - нет проблемы» , в греческой - вежливое напоминание о том, что Церковь и государство имеют разные цели, задачи и методы. Церковь и государство это не единая система управления и не единый механизм подавления.

Тем не менее, интереснее всего оказывается сам результат. В Русской традиции - хотели как лучше, а получилось как всегда, разгром русского монашества на Балканах, в греческой традиции - монастырь Есфигмен постепенно исправляется и возвращается из зилотизма к Православию. Так, в Русской традиции - позиция «Православие или смерть» привела в конечном итоге к убийству, «смерти Православия» , в греческой - позиция «Православие или смерть» раскрыла взаимное уважение и благородство человеческих отношений.

Таким образом, позиция «Православие или смерть» в греческой традиции отнюдь не означает неминуемой смерти. Под смертью подразумевается крайняя решимость идти до конца. Наконец, позиция «Православие или смерть» воспринимется не как политический лозунг, а рассматривается в качестве частного богословского мнения.

В Русской традиции лозунг «Православие или смерть» приводит к автоматическому срабатыванию Системы: «нет человека - нет проблемы», потому что Система опознает этот лозунг, как нечто опасное для своего существования. Возможно, тем, кто пытается серьзно следовать этому лозунгу, не лишним будет делать поправку на российские реалии, а именно, на менталитет и исторические особенности симфонии государства и Церкви.

С того момента, как два года назад лозунг «Православие или смерть» в России был признан экстремистским, так и не нашлось ответа на вопрос: какой «умный» человек изобразил рядом с лозунгом «Православие или смерть» нож в зубах черепов? Сейчас во всем интернете рядом с этим лозунгом представлено только это изображение. Если попробовать найти картинку черепа которая была бы без ножа в зубах, то не получится. Получается, что кто-то специально придумал эту провокацию и пиарит ее уже больше 10-ти лет.

В самом афонском монастыре Эсфигме́н , в который является родоначальником этого лозунга ΟΡΘΟΔΟΞΙΑ Η ΘΑΝΑΤΟΣ, такого изображения, разумеется, нет .

Ничего удивительно, что невоцерковленные депутаты приняли такое решение 2 года назад о запрете этого лозунга. Они даже почти всё правильно сделал за исключением того, что нужно было запрещать (или хотябы обратить пристальное внимание) не на сам лозунг в котором ничего экстремистского нет, а на эти ножи в зубах ! Зачем понадобилось чтобы череп непременно был с ножом в зубах? Зачем нужно было это располагать рядом с лозунгом «Православие или смерть» ?

Спасибо Милонову, что добился исключения этого лозунга из списка экстремистских материалов, но появляется предположение: не было ли специально задумано, врагами православия то, чтобы чтобы сначала лозунг был запрещен, а затем добился снятие запрета свой человек?

Сам Милонов нарочито ходит в майке на которой лозунг изображен рядом с черепами у которых в зубах нож.

Смысл лозунга прозрачен и ясен даже прокурорам. В переводе на язык бюрократов этот лозунг звучит так: "Я лучше умру, чем откажусь от Святого Православия! ". Лозунг "Православие или смерть!" колеблется на черном знамени афонского монастыря Эсфигмен.


Этот монастырь стал известен своим отказом от богословского диалога с католической церковью, отказом от экуменических контактов и принятия нового стиля в церковном календаре. Конфликт между древним монастырем Эсфигмен, входящим в автономную монашескую республику Афон на севере Греции, и Константинопольским Патриархатом, власть которого признает Афон, стал притчей во языцех. Поводом для разрыва стала встреча в 1965 году Константинопольского Патриарха Афинагора с Папой Римским Павлом VI и дальнейшее сотрудничество с католиками константинопольского духовенства.

Сегодня Люблинская районная прокуратура города Москвы тоже предлагает православным сделать свой выбор.

Совершенно ясно, что выдвигаемая властью идеология тотальной глобализации, взятый курс на всемерное встраивание России в пул западных государств — несовместимы с духовным суверенитетом, с русским Православием. Попытки привести русское Православие к "общечеловеческим, цивилизованным" стандартам особенно активизировались в последнее время. Речь идет не только о желании изменить каноны церкви, снизить высокую планку церковных требований к верующим людям. То есть не о либерализации как таковой, способной превратить нашу церковь в подобие церкви англиканской.

Отчетливо видно, как определенные силы и определенные люди, пребывающие как в светской, так и в церковной власти, пытаются осуществить колоссальный проект религиозного сознания русского народа. Страстное желание получить на выходе "православие с человеческим лицом" ведет к урезанию не только смыслов, но самого духа народной веры. В этой новой, навязываемой народу, религиозности, высочайшие темы мученичества за Христа, пламенеющие эсхатологические горизонты, страстное переживание несовершенства и несправедливостей земного бытия — снимаются. Они на поверку заменяются словами известного шлягера: "Всё хорошо, всё будет хорошо…"

Дабы иные не считали нас "овцами в волчьих шкурах", мы, сотрудники "Завтра", грешные и недостойные, получили в свое распоряжение и надели на себя запрещенные футболки с высоким лозунгом "Православие или смерть!" Сделали мы это не ради газетного эпатажа, и не для прославления собственных персон. Мы демонстрируем свою позицию, которая не предусматривает никакого иного выбора.

  • Патриарх пытается лавировать между монахами афонского монастыря Эсфигмен и вселенским патриархом Варфоломеем.
  • Истинный смысл этой эмблемы показывает фотография сделанная вверху с иконой мученика воина Евгения. Для него был только один выбор: "Православие или смерть! "
  • Первая мысль которая пришла ко мне при виде этого знамя с черепами была именно такая, что за православие нужно бороться даже с оружием в руках. Символ на первый взгляд загадочный, но здесь не нет ничего удивительного, достаточно вспомнить наших предков: Александра Невского, Дмитрия Донского. Мы в последнее время стали очень хилыми и физически и духовно, мы боимся одного вида оружия, у нас давно уже укореняются помыслы о том, что лучше мир ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ. Но мир со злом, с сатаной не может быть никогда. На нас плавно накатывается дух антихриста, уже ощущается его дыхание. Никто не может устанавливать сроки и называть их, все может измениться, все может отсрочиться по воле Божьей и по нашему отношению ко греху и реальному нашему покаянию. К сожалению, иногда приходится сталкиваться с непониманием или злонамеренным искажением смысла лозунга "Православие или смерть!". Данный лозунг совершенно не предполагает и никогда не предполагал толкования в духе угрозы "кошелек или жизнь!". Суть этого обращения носит исключительно религиозный характер и относится к православным христианам, которые таким образом заявляют о своем жизненном выборе и готовности умереть за Христа подобно всем святым мученикам, если им даже под угрозой смерти предложат отречься от Православия или согласиться с искажением Православного вероучения. Т.е слово смерть в ней означает не направленность на кого-то с угрозой, а готовность умереть за православие; что вне православного учения православному нет жизни. Лозунг "Православие или смерть!" получил широкое распространение (а, возможно, и впервые появился) после того, как был вынесен на знамя православного греческого монастыря Эсфигмен на Святой Горе Афон. Никакого отношения к иноверцам или неверующим он не имеет и изначально не имел: греческие монахи таким образом заявили и заявляют по сию пору (а вместе с ними и мы), что готовы умереть за Христа и не отступить ни на миллиметр от Его учения. Заместитель председателя синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества священник Георгий Рощин: "Сам по себе этот слоган ведь ничего плохого не декларирует. Смысл высказывания в том, что верующий человек ставит религиозные ценности выше собственной жизни, об этом говорит и Евангелие. Такая фраза раскрывает нам смысл веры, внутреннее стремление человека к Богу". Мастер рукопашного боя Андрей Кочергин отвечая на вопрос, "что означает часто повторяемый им лозунг «Православие или смерть»" пишет: "Эти строки родились после чтения Евангелия. Они являются более категоричным аналогом слов «Православие – это жизнь» ... Выбора для православного человека нет и быть не может – либо Православие, либо смерть. Это ни в коем случае не подразумевает, что мы предлагаем заниматься какими-то религиозными чистками, как кем-то иногда прочитываются эти слова. Вовсе нет. Просто я лично жизни без Православия не представляю". Заместитель главного редактора «Русской народной линии» Александр Тимофеев пишет : “Весь этот коллаж представляется православному христианину крайне загадочным. В православной иконографии сокращение ГА означает «глава Адамля» («голова Адама»). Но Адам - первый человек, так же, как и Господь наш Иисус Христос - новый Адам, были не трех-, а одноголовыми. Что за останки странного мутанта изображены на знамени?
    Впервые черное знамя с главой Адама и словами «Православие или смерть» было использовано в 1974 г. братией афонского монастыря Эсфигмену, когда они прекратили поминовение Вселенского Патриарха (тогда Димитрия I), после его совместных богослужений с католиками. Но на афонском знамени Адам был, разумеется, одноголовым и не держал в челюстях никакого холодного оружия.
    С целью вернуть монастырь в лоно Константинопольского Патриархата против монастыря неоднократно использовалась полиция. Т.о. флаг противников экуменизма - эсфигменитов - был знаменем исповедников, которые объявляли всему миру, что они скорее готовы претерпеть страдание и смерть, чем изменить православному вероучению. В случае же изображения на знамени СПХ черепов с кинжалами, картина приобретает диаметрально противоположный - агрессивный смысл. Кинжал зажимают в зубах диверсанты, чтобы были свободны руки для перемещения по вертикальным поверхностям”
    . Не знаю, действительно ли символ афонского монастыря изменил кто-то у нас и представил трехголовый череп вместо одноголового и вложил в челюсти холодное оружие? Если кто знает, расскажите пожалуйста. Если так, то это явная провокация. Но тогда об этом должен говорить Патриарх, а он молчит и не разъясняет , и таким образом соучаствует в этой провокации. Но мы знаем, кто овсящал это трехголовое знамя - игумен Сергий (Рыбко) “Обновленцы, либералы, экуменисты стараются всячески скомпрометировать поборников Святоотеческого Православия. На нас лепят ярлыки невежд и раскольников. Очень не хотелось бы, чтобы к этим ярлыкам добавился ярлык разбойника с финкой в зубах…”

    Вот только какие знамена Эсфигменского монастыря нашел, среди них нет трехголового с ножами в зубах:

    Флаг монастыря Эсфигмену зилотов-противоэкуменистов на святой Горе Афон. Надпись на греческом "Православие или смерть" (ΟΡΘΟΔΟΞΙΑ Η ΘΑΝΑΤΟΣ)
    Примечание: В этом размышлении пытался понять и как-то оправдать ножи в зубах, но , что никакого оправдания быть не может. Изображение ножей привносит в понимание лозунга «Православие или смерть» не христианский оттенок.
  • МОСКВА, 17 апр - РИА Новости. Мария Шустрова. Депутат Государственной думы Виталий Милонов, разместив на своей странице "ВКонтакте лозунг "Православие или смерть!", не вкладывал в это ничего злонамеренного, поэтому не стоит обвинять его в экстремизме, заявил РИА Новости ведущий интернет-проекта "Батюшка онлайн" иеромонах Макарий (Маркиш).

    Ранее депутат Госдумы Виталий Милонов разместил в статусе своего аккаунта "ВКонтакте" фразу "Православие или смерть!" на греческом языке. Согласно федеральному списку экстремистских материалов, этот лозунг признан экстремистским решением Черемушкинского районного суда Москвы еще в 2010 году (пункт 865).

    Суть в контексте

    "Эту фразу нужно рассматривать в контексте. Разместив этот лозунг, депутат ничего плохого и злонамеренного, конечно, никому не пожелал и не сделал… Господин Милонов в данном случае выступает как частное лицо. Эта фраза относится к его религиозным воззрениям, а не к политической деятельности. С него в религиозном смысле спрос невелик", — сказал иеромонах Макарий.

    Он провел аналогию с террористами и бандитами, действующими под личиной ислама. "Если они кричат "Аллах акбар!" (Аллах велик — ред.) и при этом взрывают динамитный патрон, значит, они террористы. А если верующие просто возвеличивают Господа, то тогда они молодцы. Только когда фразу сопровождают какие-то антицерковные, антироссийские, антисоциальные тенденции, движения и действия, она становится инструментом экстремизма", — отметил собеседник агентства.

    Патриарх не доверяет

    Патриарх Московский и всея Руси Кирилл еще в 2009 году предостерегал от употребления лозунга "Православие или смерть!". По его мнению, в глазах людей, произносящих его, "вы не найдете любви, там горит диавольский огонь гордыни, стремления к церковной власти, к разрушению церковного единства, хотя внешне все может рядиться в добрые одежды, благочестивую внешность".

    "Если мы слышим слова "Православие или смерть!", нужно опасаться такого проповедника. Ни один апостол так не говорил. Православие — это красота жизни, а смерть — это тлен, результат грехопадения, дьявольского действия", — пояснил первоиерарх.

    В то же время экс-глава патриаршей пресс-службы, настоятель храма святой Татианы при МГУ протоиерей Владимир Вигилянский заявлял, что не видит в этой фразе экстремизма. "Это высказывание ни на кого не направлено, ни к чему не принуждает. Люди говорят о собственной позиции, это их личный выбор", — полагает священнослужитель.