Положение по антикоррупционной политике образец. Антикоррупционные положения в трудовых договорах работников (образец). Основные принципы противодействия коррупции

Расчеты 6-НДФЛ и по страховым взносам можно проверить по методике налоговиков. Чтобы сдать 6-НДФЛ и РСВ за 2018 год с первого раза, используйте контрольные соотношения.

Налоговики проверяют 6-НДФЛ и расчет по взносам, сверяя их. Новые соотношения для этих отчетов ФНС направила письмом от 29.12.17 № ГД-4-11/27043@. Расскажем, как с ними работать и на что обратить внимание.

6-НДФЛ и расчет по страховым взносам: соотношения

Согласно междокументным соотношениям из письма ФНС № ГД-4-11/27043, должны выполняться следующие условия:

  1. Если налоговый агент (головная организация) представил 6-НДФЛ в ИФНС, то обязан сдать и расчет по страховым взносам.
  2. (Ст.020 6-НДФЛ - Ст.025 6-НДФЛ) >= строка 050 подраздела 1.1 раздела 1 РСВ. Соотношение применяется в отношении плательщиков без обособленных подразделений и не распространяется на ИП на патенте, ЕНВД.
Даже если контрольные соотношения не соблюдаются, инспекторы примут расчет. Для отказа у них есть два основания:
  • Не сходятся взносы в разделе 1 расчета и сумма взносов по разделам 3.
  • В отчете недостоверные сведения о сотруднике: Ф.И.О. или ИНН.

Приведем соотношения для проверки.

На что еще обратить внимание в расчете по взносам, смотрите в таблице.

Контрольная точка Что проверит инспекция Комментарий
Общая сумма расходов на пособия по болезни (строка 010) Инспекторы сверят, чтобы сводный показатель был равен или больше одной из частей. Например, общая сумма пособий не может быть меньше выплат совместителям (строка 010 ≥ строки 011) Общая сумма пособий не может быть меньше любой из своих частей. Инспекторы потребуют объяснить расхождения и сдать уточненку
Пособие по беременности и родам (строка 030) Если есть страховые случаи, то и сумма расходов должна быть больше нуля. Инспекторы сверят, чтобы при значении больше нуля в графе 1 строки 030, в графах 2 и 3 были показатели Расхождение возможно из-за арифметической ошибки. Поправьте данные и сдайте уточненку
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком (строка 060) Налоговики сверят, чтобы сводный показатель был равен сумме частей. Например, общая сумма детских пособий равна сумме пособий по уходу за первым ребенком, вторым и последующими (строка 060 ≥ сумме строк 061 и 062) Если соотношения разошлись - это ошибка. Инспекторы потребуют объяснить расхождения и подать уточненку
Расходы на пособия по болезни, материнству и родам (графы 4) Налоговики сверят, чтобы расходы на пособия были равны выплатам за счет ФСС. Например, соотношение для пособий по болезни выглядит так: строка 010 графы 4 = строке 250 графы 4 приложения 4 Если в приложении 3 у вас ненулевые значения в графах 4, заполните приложение 4. Это значит, что часть расходов на выплату пособий профинансировал бюджет. Если в приложении 4 пусто, инспекторы потребуют уточненку

Если отчет не пройдет проверку по контрольным точкам, налоговики запросят пояснения. Подайте их в течение пяти рабочих дней (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Пояснения при расхождении в 6-НДФЛ и расчете по страховым взносам

Инспекторы запросят пояснения из-за нестыковок в расчете. Если база не занижена, можно дать только пояснения об ошибке. Но инспекторы могут прислать запрос, даже если ошибок нет.

Нарушение соотношения - это не обязательно ошибка. Расхождения возможны из-за переходящих выплат: начисленных, но не выданных вознаграждений по подряду, отпускных. Даже если ошибок нет, дайте пояснения. Как их составить, смотрите на образце.

Общество с ограниченной ответственностью «Компания»

ИНН/КПП 7701025478/ 770101001

127138, г. Москва, ул. Басманная, д. 25

Руководителю ИФНС России № 1

по г. Москве

Исх. № 141 от 21.07.19

ПОЯСНЕНИЯ

В ответ на требование от 18.07.19 № 25-12/007564 ООО «Компания» сообщает следующее.

В строке 020 расчета 6-НДФЛ за полугодие 2019 года ООО «Компания» отразило начисленные доходы физических лиц в размере 250 000 рублей. В строке 030 графы 1 подраздела 1.1 расчета по страховым взносам компания заполнила выплаты в 300 000 рублей. Расхождение 50 000 рублей (300 000 рублей – 250 000 рублей) возникло из-за начисленного вознаграждения по договору подряда о выполнении работ.

ООО «Компания» подписало акт сдачи работ с подрядчиком 30 июня 2019 года и начислила в этот день вознаграждение. Поэтому отразила 50 000 рублей в расчете по страховым взносам. В расчете 6-НДФЛ вознаграждения подрядчикам заполняют только после фактической выплаты. ООО «Компания» выдало вознаграждение подрядчику только 5 июля. Доход войдет в расчет 6-НДФЛ за 9 месяцев 2019 года.

Таким образом, расхождения между расчетами возникло из-за разного порядка заполнения. Ошибок в отчетности нет.

Генеральный директор

И.И. Иванов

Подчеркните в ответе, что в обоих расчетах нет ошибок. Ведь компания объяснила разницу.

Ответьте на требование инспекторов в течение пяти рабочих дней с момента, когда получили запрос. Даже если ошибок нет, за опоздание с ответом инспекторы вправе оштрафовать компанию на 5000 руб. (п. 1 ст. 129.1 НК РФ).

Не перечисляйте все выплаты, которые вошли в показатели расчета по взносам и 6-НДФЛ. Достаточно пояснить, из-за какого дохода возникла разница.

Расхождение РСВ 2018 и 6-НДФЛ - это необязательно ошибка, тем не менее, при выявлении нестыковок налоговики обязательно потребуют пояснений.

В апреле 2019 года налоговые инспекторы начнут проверять представленные расчеты 6-НДФЛ за 2018 год и расчеты по страховым взносам также за 2018 год. Данные формы обязательно будут сверяться налоговиками. Для этого чиновниками были разработаны контрольные соотношения 6-НДФЛ и РСВ 2018, перечисленные в письме ФНС РФ от 13.03.2017 №БС-4-11/4371@. Как быть, если итоговые показатели в обсуждаемых формах не сходятся, разберемся сегодня.

Программа "БухСофт" формирует все налоговые декларации и расчеты в автоматическом режиме. После подготовки отчет тестируется всеми проверочными программами ФНС и проверяются на контрольные соотношения. Вы можете проверить отчет сформированный как в “БухСофт”, так и в любой другой бухгалтерской программе. Попробуйте бесплатно:

Проверить отчет

Расхождение РСВ 2018 и 6-НДФЛ - причины

Расхождение РСВ 2018 и 6-НДФЛ - это не обязательно ошибка. Тем не менее, при выявлении нестыковок налоговики обязательно потребуют пояснения. И если в случае с одним РСВ 2018 пояснения необязательны, то при расхождениях показателей этого расчета с 6-НДФЛ пояснить их лучше заранее, до того как контролеры направят уведомление. Так, расхождения могу возникнуть при наличии переходящих выплат, например, начисленных, но невыплаченных вознаграждений по договору подряда, при начислении отпускных и в ряде других ситуаций.

Подавая пояснения, укажите, что в обоих представленных расчетах ошибок нет, поскольку различия вы объяснили.

Кроме того, не нужно в пояснении вновь перечислять все выплаты, которые были включены и в РСВ 2018, и в 6-НДФЛ, достаточно указать только тот доход, из-за которого возникла разница в итоговых суммах.

Стоит отметить, что, не подав самостоятельно пояснения, налоговики направят требование, ответить на которое следует в течение 5 рабочих дней со дня его получения. Даже если ошибок в расчетах нет, срок этот нарушать не стоит, ведь за опоздание с подачей ответа контролеры могут начислить штраф в размере 5 тысяч рублей (п. 1 ст. 129.1 НК РФ).

Как работать с контрольными соотношениями?

Как уже было отмечено выше, налоговики разработали контрольные соотношения для сопоставления 6-НДФЛ и расчета по страховым взносам 2018.

Согласно этим соотношениям доходы (исключая выплаченные дивиденды), с которых был удержан НДФЛ, обязаны иметь меньшее значение всех выплат в пользу сотрудников. Стоит отметить, что данное соотношение правомерно только для организаций без обособленных подразделений, если ОП есть, то эти доходы сходиться и не должны.

Так, основной показатель сверки - суммарное значение выплат, которые были произведены в пользу физлиц, работающих в компании. Это строка 030 подраздела 1.1 раздела 1 в РСВ 2018 и строка 020 раздела 1 в 6-НДФЛ.

При расхождении сведений в этих строках нужны пояснения. Однако одинаковым доход по ним может быть только в том случае, если в отчетном периоде производилось начисление исключительно заработной платы, и больше никаких других вознаграждений не было.

Данные показатели не сойдутся, если были начисления выплат, облагаемых НДФЛ, но необлагаемых страховыми взносами, и наоборот.

Как поступить в таком случае? Как разъяснили сами налоговики, в пояснении нужно указать обоснованную причину расхождения. Такой причиной является различие в определении налоговой базы по подоходному налогу с базой для исчисления страховых взносов.

Приведем пример. Выплаты по договорам ГПХ на аренду облагаются НДФЛ, однако они не облагаются страховыми взносами и, соответственно, не включаются в базу по страховым взносам (строка 200 РСВ 2018). При этом в базу по походному налогу не включаются, но указываются по строке 200 в расчете по страховым взносам такие суммы выплат, как:

  • пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет;
  • единовременная выплата при рождении ребенка;
  • пособие по беременности и родам;
  • выходные пособия при увольнении и др.

Таким образом, согласно контрольным соотношениям налоговики сверят суммы доходов из 6-НДФЛ и выплаты вознаграждений, облагаемые и необлагаемые страховыми взносами. При этом суммовые показатели в 6-НДФЛ должны быть больше либо равны показателям в РСВ 2018, но никак не меньше. Налоговики считают, что облагаемых подоходным налогом выплат всегда должно быть больше. При этом всех доходов (за исключением дивидендов), с которых был удержан НДФЛ, должно быть не меньше, чем выплат вознаграждений в пользу сотрудников.

Первоочередной задачей работодателя при включении антикоррупционных положений в трудовые договоры работников является предотвращение коррупционных правонарушений со стороны работников, связанных с дачей либо предложением взятки, совершением коммерческого подкупа, незаконной выгодой для себя и своих родственников. Антикоррупционная политика на предприятии является элементом правовой культуры как со стороны работодателя, так и со стороны работников.

Антикоррупционная оговорка в трудовом договоре работника (образец)

Включение работодателем во все трудовые договоры с работниками антикоррупционной оговорки является частью мер, направленных на соблюдение законодательства о коррупции.

Помимо антикоррупционных положений в трудовых договорах работников организациям рекомендуемся разработать и утвердить кодекс этики и служебного поведения работников в организации, а также осуществлять специальные антикоррупционные процедуры, включая заполнение декларации о конфликте интересов, ротацию сотрудников, чье служебное положение может влиять на принятие решений либо быть связанным с получением денег и иных материальных ценностей (выгоды, преимущества) при исполнении должностных обязанностей.

Обязанность предпринимать и разрабатывать в своей компании меры, направленные на предупреждение коррупции, регламентируется Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» .

Вместе с тем законодатель предоставляет организациям свободу как в части разработки специальных антикоррупционных процедур, так и в части формулирования антикоррупционных положений в договорах как гражданско-правового характера, так и трудового, поэтому официальных образцов таких документов нет. Приведем образец антикоррупционной оговорки в трудовом договоре работника.

Образец трудового договора с антикоррупционной оговоркой

Антикоррупционные процедуры

Среди антикоррупционных мер в организации можно выделить следующие:

  • использование антикоррупционной оговорки в трудовом договоре работника. Такая оговорка, как правило, предполагает обязательство работника не совершать и по возможности предотвращать возможные коррупционные правонарушения; обязанность уведомить работодателя о факте совершения коррупционного правонарушения и возможном круге лиц, причастных к нему; право работника на вознаграждение за предоставление подобной информации; непривлечение работника к дисциплинарной ответственности в случае сообщения о факте коррупционного правонарушения и неприменение мер уголовного преследования в случае доказанности факта участия и нарушения положений законодательства о коррупции;
  • обучение работников, в том числе ознакомление всех сотрудников с нормативно-правовым регулированием в сфере противодействия коррупции в целом, включая международное и на предприятии в частности; разъяснения законодательства; профилактика; рассмотрение практических ситуаций;
  • антикоррупционные мероприятия при приеме на работу. В первую очередь такие мероприятия направлены на предупреждение конфликта интересов, связанного с возможной подчиненностью родственников работника или членов его семьи или, например, участием родственников в принятии решений, способных принести работнику необоснованную материальную выгоду, и пр.

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ

ООО «ПРОМСТРОЙИЗОЛЯЦИЯ»

г.Липецк 2015 год

1. Цели и задачи внедрения антикоррупционной политики на предприятии

Антикоррупционная политика ООО «Промстройизоляция» (далее - предприятие) представляет собой комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в своей деятельности.
Основополагающим нормативным правовым актом в сфере борьбы с коррупцией является Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ). Нормативными актами, регулирующими антикоррупционную политику предприятия являются также Устав ООО «Промстройизоляция» и другие локальные акты.
В соответствии со ст.13.3 Федерального закона № 273-ФЗ меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:
1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
2) сотрудничество организации с правоохранительными органами;
3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Антикоррупционная политика предприятия направлена на реализацию данных мер.

2. Используемые в политике понятия и определения

Коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Коррупцией также является совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица (пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).
Противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий (пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»):
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Организация - юридическое лицо независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и отраслевой принадлежности.
Контрагент - любое российское или иностранное юридическое или физическое лицо, с которым организация вступает в договорные отношения, за исключением трудовых отношений.
Взятка - получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.
Коммерческий подкуп - незаконные передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением (часть 1 статьи 204 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Конфликт интересов - ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) работника (представителя организации) влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (трудовых) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью работника (представителя организации) и правами и законными интересами организации, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам, имуществу и (или) деловой репутации организации, работником (представителем организации) которой он является.
Личная заинтересованность работника (представителя организации) - заинтересованность работника (представителя организации), связанная с возможностью получения работником (представителем организации) при исполнении должностных обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

3.Основные принципы антикоррупционной деятельности организации

Системы мер противодействия коррупции на предприятии основываться на следующих ключевых принципах:
1. Принцип соответствия политики организации действующему законодательству и общепринятым нормам.
Соответствие реализуемых антикоррупционных мероприятий Конституции Российской Федерации, заключенным Российской Федерацией международным договорам, законодательству Российской Федерации и иным нормативным правовым актам, применимым к организации.
2. Принцип личного примера руководства.
Ключевая роль руководства организации в формировании культуры нетерпимости к коррупции и в создании внутриорганизационной системы предупреждения и противодействия коррупции.
3. Принцип вовлеченности работников.
Информированность работников организации о положениях антикоррупционного законодательства и их активное участие в формировании и реализации антикоррупционных стандартов и процедур.
4. Принцип соразмерности антикоррупционных процедур риску коррупции.
Разработка и выполнение комплекса мероприятий, позволяющих снизить вероятность вовлечения организации, ее руководителей и сотрудников в коррупционную деятельность, осуществляется с учетом существующих в деятельности данной организации коррупционных рисков.
5. Принцип эффективности антикоррупционных процедур.
Применение в организации таких антикоррупционных мероприятий, которые имеют низкую стоимость, обеспечивают простоту реализации и приносят значимый результат.
6. Принцип ответственности и неотвратимости наказания.
Неотвратимость наказания для работников организации вне зависимости от занимаемой должности, стажа работы и иных условий в случае совершения ими коррупционных правонарушений в связи с исполнением трудовых обязанностей, а также персональная ответственность руководства организации за реализацию внутриорганизационной антикоррупционной политики.
7. Принцип открытости
Информирование контрагентов, партнеров и общественности о принятых в организации антикоррупционных стандартах ведения деятельности.
8. Принцип постоянного контроля и регулярного мониторинга.
Регулярное осуществление мониторинга эффективности внедренных антикоррупционных стандартов и процедур, а также контроля за их исполнением.

3. Область применения политики и круг лиц, попадающих под ее действие

Основным кругом лиц, попадающих под действие политики, являются работники предприятия, находящиеся с ней в трудовых отношениях, вне зависимости от занимаемой должности и выполняемых функций. Политика распространяется и на лица, выполняющие для предприятия работы или предоставляющие услуги на основе гражданско-правовых договоров.

4. Определение должностных лиц предприятия, ответственных за реализацию антикоррупционной политики

На предприятии ответственным за противодействие коррупции, исходя из установленных задач, специфики деятельности, штатной численности, организационной структуры, материальных ресурсов является генеральный директор.
Задачи, функции и полномочия генерального директора в сфере противодействия коррупции определены его Должностной инструкцией.
Эти обязанности включают в частности:
. разработку локальных нормативных актов организации, направленных на реализацию мер по предупреждению коррупции (антикоррупционной политики, кодекса этики и служебного поведения работников и т.д.);
. проведение контрольных мероприятий, направленных на выявление коррупционных правонарушений работниками организации;
. организация проведения оценки коррупционных рисков;
. прием и рассмотрение сообщений о случаях склонения работников к совершению коррупционных правонарушений в интересах или от имени иной организации, а также о случаях совершения коррупционных правонарушений работниками, контрагентами лицея или иными лицами;
. организация заполнения и рассмотрения деклараций о конфликте интересов;
. организация обучающих мероприятий по вопросам профилактики и противодействия коррупции и индивидуального консультирования работников;
. оказание содействия уполномоченным представителям контрольно-надзорных и правоохранительных органов при проведении ими инспекционных проверок деятельности организации по вопросам предупреждения и противодействия коррупции;
. оказание содействия уполномоченным представителям правоохранительных органов при проведении мероприятий по пресечению или расследованию коррупционных преступлений, включая оперативно-розыскные мероприятия;
. проведение оценки результатов антикоррупционной работы и подготовка соответствующих отчетных материалов.

5. Определение и закрепление обязанностей работников и организации, связанных с предупреждением и противодействием коррупции

Обязанности работников организации в связи с предупреждением и противодействием коррупции являются общими для всех сотрудников предприятия.
Общими обязанностями работников в связи с предупреждением и противодействием коррупции являются следующие:
. воздерживаться от совершения и (или) участия в совершении коррупционных правонарушений в интересах или от имени предприятия;
. воздерживаться от поведения, которое может быть истолковано окружающими как готовность совершить или участвовать в совершении коррупционного правонарушения в интересах или от имени предприятия;
. незамедлительно информировать руководство организации о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений;
. незамедлительно информировать непосредственного начальника, руководство организации о ставшей известной информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами организации или иными лицами;
. сообщить непосредственному начальнику или иному ответственному лицу о возможности возникновения либо возникшем у работника конфликте интересов.
В целях обеспечения эффективного исполнения возложенных на работников обязанностей регламентируются процедуры их соблюдения.
Исходя их положений статьи 57 ТК РФ по соглашению сторон в трудовой договор, заключаемый с работником при приёме его на работу, могут включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные данным локальным нормативным актом - «Антикоррупционная политика».
Общие и специальные обязанности рекомендуется включить в трудовой договор с работником организации. При условии закрепления обязанностей работника в связи с предупреждением и противодействием коррупции в трудовом договоре работодатель вправе применить к работнику меры дисциплинарного взыскания, включая увольнение, при наличии оснований, предусмотренных ТК РФ, за совершения неправомерных действий, повлекших неисполнение возложенных на него трудовых обязанностей.

6. Установление перечня реализуемых предприятием антикоррупционных мероприя-тий, стандартов и процедур и порядок их выполнения (применения)

Направление Мероприятие
Нормативное обеспечение, закрепление стандартов поведения и декларация намерений Разработка и принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации
Разработка и внедрение положения о конфликте интересов, декларации о конфликте интересов
Разработка и принятие правил, регламентирующих вопросы обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства
Введение в договоры, связанные с хозяйственной деятельностью организации, стандартной антикоррупционной оговорки
Введение антикоррупционных положений в трудовые договора работников
Разработка и введение специальных антикоррупционных процедур Введение процедуры информирования работниками работодателя о случаях склонения их к совершению коррупционных нарушений и порядка рассмотрения таких сообщений.
Введение процедуры информирования работодателя о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами организации или иными лицами и порядка рассмотрения таких сообщений.
Введение процедуры информирования работниками работодателя о возникновении конфликта интересов и порядка урегулирования выявленного конфликта интересов
Введение процедур защиты работников, сообщивших о коррупционных правонарушениях в деятельности организации.
Проведение периодической оценки коррупционных рисков в целях выявления сфер деятельности организации, наиболее подверженных таким рискам, и разработки соответствующих антикоррупционных мер.
Обучение и информирование работников Ежегодное ознакомление работников под роспись с нормативными документами, регламентирующими вопросы предупреждения и противодействия коррупции в организации
Проведение обучающих мероприятий по вопросам профилактики и противодействия коррупции
Организация индивидуального консультирования работников по вопросам применения (соблюдения) антикоррупционных стандартов и процедур
Обеспечение соответствия системы внутреннего контроля и аудита организации требованиям антикоррупционной политики организации Осуществление регулярного контроля соблюдения внутренних процедур
Осуществление регулярного контроля данных бухгалтерского учета, наличия и достоверности первичных документов бухгалтерского учета
Осуществление регулярного контроля экономической обоснованности расходов в сферах с высоким коррупционным риском: обмен деловыми подарками, представительские расходы, благотворительные пожертвования, вознаграждения внешним консультантам
Оценка результатов проводимой антикоррупционной работы и распространение отчетных материалов Проведение регулярной оценки результатов работы по противодействию коррупции
Подготовка и распространение отчетных материалов о проводимой работе и достигнутых результатах в сфере противодействия коррупции

7. Оценка коррупционных рисков

Целью оценки коррупционных рисков является определение конкретных процессов и видов деятельности предприятия, при реализации которых наиболее высока вероятность совершения работниками организации коррупционных правонарушений как в целях получения личной выгоды, так и в целях получения выгоды организацией.
Оценка коррупционных рисков является важнейшим элементом антикоррупционной политики. Она позволяет обеспечить соответствие реализуемых антикоррупционных мероприятий специфике деятельности организации и рационально использовать ресурсы, направляемые на проведение работы по профилактике коррупции.
Оценка коррупционных рисков проводится как на стадии разработки антикоррупционной политики, так и после ее утверждения на регулярной основе.
Порядок проведения оценки коррупционных рисков:
. представить деятельность организации в виде отдельных процессов, в каждом из которых выделить составные элементы (подпроцессы);
. выделить «критические точки» - для каждого процесса и определить те элементы (подпроцессы), при реализации которых наиболее вероятно возникновение коррупционных правонарушений.
. Для каждого подпроцесса, реализация которого связана с коррупционным риском, составить описание возможных коррупционных правонарушений, включающее:
- характеристику выгоды или преимущества, которое может быть получено организацией или ее отдельными работниками при совершении «коррупционного правонарушения»;
- должности в организации, которые являются «ключевыми» для совершения коррупционного правонарушения - участие каких должностных лиц организации необходимо, чтобы совершение коррупционного правонарушения стало возможным;
- вероятные формы осуществления коррупционных платежей.
. На основании проведенного анализа подготовить «карту коррупционных рисков организации» - сводное описание «критических точек» и возможных коррупционных правонарушений.
. Разработать комплекс мер по устранению или минимизации коррупционных рисков.

8. Ответственность сотрудников за несоблюдение требований антикоррупционной политики

Своевременное выявление конфликта интересов в деятельности работников организации является одним из ключевых элементов предотвращения коррупционных правонарушений.
При этом следует учитывать, что конфликт интересов может принимать множество различных форм.
С целью регулирования и предотвращения конфликта интересов в деятельности своих работников на предприятии принято Положение о конфликте интересов.
Положение о конфликте интересов - это внутренний документ организации, устанавливающий порядок выявления и урегулирования конфликтов интересов, возникающих у работников организации в ходе выполнения ими трудовых обязанностей.

Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ
«О бухгалтерском учете» установлена обязанность для всех организаций осуществлять внутренний контроль хозяйственных операций, а для организаций, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту, также обязанность организовать внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.
Система внутреннего контроля и аудита организации может способствовать профилактике и выявлению коррупционных правонарушений в деятельности организации. При этом наибольший интерес представляет реализация таких задач системы внутреннего контроля и аудита, как обеспечение надежности и достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности организации и обеспечение соответствия деятельности организации требованиям нормативных правовых актов и локальных нормативных актов организации. Для этого система внутреннего контроля и аудита должна учитывать требования антикоррупционной политики, реализуемой организацией, в том числе:
. проверка соблюдения различных организационных процедур и правил деятельности, которые значимы с точки зрения работы по профилактике и предупреждению коррупции;
. контроль документирования операций хозяйственной деятельности организации;
. проверка экономической обоснованности осуществляемых операций в сферах коррупционного риска.
Контроль документирования операций хозяйственной деятельности прежде всего связан с обязанностью ведения финансовой (бухгалтерской) отчетности организации и направлен на предупреждение и выявление соответствующих нарушений: составления неофициальной отчетности, использования поддельных документов, записи несуществующих расходов, отсутствия первичных учетных документов, исправлений в документах и отчетности, уничтожения документов и отчетности ранее установленного срока и т.д.

9.Порядок пересмотра и внесения изменений в антикоррупционную политику организации

Данный локальный нормативный акт может быть пересмотрен, в него могут быть внесены изменения в случае изменения законодательства РФ. Конкретизация отдельных аспектов антикоррупционной политики может осуществляться путем разработки дополнений и приложений к данному акту.