Политическая власть в обществе. Политология. Вопросы для самопроверки

1 Дать развернутый ответ на следующие вопросы:

1.2 Формы, методы и принципы осуществления власти

2 Дать определение следующим понятиям:

 Ресурсы политической власти

 Легальность власти

 Легитимность власти

 Эффективность власти

3 Выполнить тестовые задания

Список использованной литературы


1. Дать развернутый ответ на следующие вопросы

1.1 Политическая власть: сущность, структура, функции

Проблема власти и властных отношений является центральной в политологии. Власть - важнейшее средство осуществления политики. Она дает ключ к пониманию сущности и предназначения политической системы общества. Это обусловлено взаимосвязью и нераздельностью политики и власти. Проведение в жизнь собственной политической линии, реализация своих коренных интересов, управление обществом невозможны без обладания властью.

В современной политологии существует ряд подходов к проблеме власти, которые фокусируют внимание на тех или иных ее аспектах. Например, в бихевиоризме власть трактуется как особый тип поведения людей, при котором одни люди имеют возможность влиять на поведение других, принимая решения, исполнение которых является обязательным для других. Во многих психологических концепциях власть рассматривается как попытка индивида преодолеть комплекс неполноценности в форме господства или подчинения. Марксизм, объясняя феномен власти, акцентирует внимание на отношениях собственности, на экономическом господстве определенных классов. Системный подход трактует власть как способность системы обеспечивать исполнение ее элементами принятых обязательств, направленных на достижение социально значимых целей. Структурный функционализм интерпретирует власть как способ самоорганизации человеческого сообщества, характеризующийся целесо-образностью разделения руководящих и исполнительских функций, т.е. как особого рода отношения между управляющими и управляемыми. Конфликтологический подход трактует власть как возможность принимать решения, регулирующие распределения благ в условиях конфликта. В телеологическом понимании власть - это достижение поставленных целей, в реляционистском - возможность субъекта оказывать влияние на объект с помощью определенных средств.

Многообразие подходов к определению власти обусловлено сложностью данного феномена. При определении сущности политической власти в качестве исходного начала наиболее правомерной следует признать ее инструментальную трактовку, раскрывающую отношение к ней как к определенному средству, которое использует человек в тех или иных ситуациях для достижения собственных целей. Из множества определений власти одним из наиболее часто употребляемых является определение власти как способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью авторитета, права, насилия.

Возникновение и развитие политической власти обусловлено жизненными потребностями формирования и эволюции общества. Поэтому власть, естественно, выполняет исключительно важные специальные функции. Она является центральным, организационным и регулятивно контрольным началом политики. Власть присуща организации общества и необходима для поддержания его целостности и единства. Политическая власть направлена на регулирование общественных отношений. Она является инструментом, основным средством управления всеми сферами общественной жизни.

Таким образом, власть представляет собой влияние особого рода - принудительное влияние. Это право и возможность повелевать, распоряжаться и управлять. Концентрированным выражением властных отношений являются отношения управления - исполнения, которые иногда выражены в более жесткой форме господства - подчинения. В таком аспекте власть бывает экономическая, политическая, государственная, семейная и прочая. Такой подход также требует разграничения классовой, групповой и личной власти, которые переплетаются между собой, но не сводятся друг к другу. Наиболее важным видом власти является политическая власть.

Политическая власть – это реальная способность данного класса, группы, индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах. Политическая власть характеризуется или социальным господством, или ведущей ролью, или руководством тех или иных групп, а чаще всего различными сочетаниями этих качеств. Политическая власть отличается всеобщностью, моноцентричностью, общеобязательностью для других видов власти.

Понятие политическая власть шире понятия государственная власть. Политическая власть реализуется не только органами государства, но и через деятельность партий, общественных организаций различного типа. Государственная власть – своеобразное ядро политической власти. Она опирается на специальный аппарат принуждения и распространяется на все население той или иной страны. Государство располагает монопольным правом разрабатывать законы и другие распоряжения, обязательные для всех граждан. Государственная власть означает определенную организацию и деятельность в осуществлении целей и задач этой организации.

В политологии используется понятие источник власти. Источники, или основания, власти разнообразны, поскольку многообразна структура общественных отношений. Под основаниями (источниками) власти понимаются средства, которые используются для воздействия на объекты власти с целью достижения поставленных задач. Ресурсы власти – это потенциальные основания власти, то есть средства, которые могут быть использованы, но еще не используются или используются недостаточно. Между источниками и ресурсами власти не существует резкого разграничения. Диапазон ресурсов власти существенно зависит от носителя власти. Центральные государственные органы в случае необходимости могут задействовать широкий арсенал ресурсов (экономических, культурно-информационных, демографических, принудительных и т.д.), что не под силу другим видам власти. В государствах с развитым гражданским обществом распространенным ресурсом власти является ресурс типа интереса. В таком обществе обращение к интересу становится основным содержанием властных отношений.

Рационально организованная власть принимает решения, учитывая все интересы: общие, групповые, индивидуальные. В обществах с развивающейся экономикой и устоявшимися традициями индивидуализма отчетливо прослеживается действие двух основных ресурсов власти: материального интереса и его символа - денег, с одной стороны, и принуждения и страха - с другой. Дополнительными ресурсами власти являются чувства: национальные, религиозные, ненависть, зависть, недовольство, энтузиазм и др. Степень эффективности различных типов ресурсов власти зависит от условий реализации, верно выбранного объекта и времени воздействия на него.

Вся совокупность используемых и возможных оснований власти составляет ее потенциал. Общепризнанным источником власти является сила. Однако сама сила также имеет определенные источники. Источниками силы могут быть богатство, занимаемое положение, владение информацией, знания, опыт, особые навыки, организация. Поэтому обобщенно можно сказать, что источник власти – это совокупность социальных факторов, создающих преобладающую, доминирующую, господствующую волю. Иными словами, это экономические, социальные, психологические основы политической власти.

К существенным характеристикам политической власти относятся ее функции, которые иногда называют формами проявления власти. Речь идет о таких функциях, как господство, руководство, управление, организация, контроль и другие. Среди них приоритетное значение имеют господство и руководство, разное соотношение которых в той или иной стране выражается в формировании различных политических режимов.

Принуждение как метод властвования предполагает, что субъект власти заставляет подвластных выполнить его волю, прибегая к использованию силы или к угрозе ее применения. В таких случаях подвластные практически лишены выбора между подчинением и неподчинением. Принуждение может быть физическим и психическим. При физическом принуждении властвующий воздействует на личную или материальную сторону бытия подвластного.

Способы реализации физического принуждения разнообразны: репрессии, лишение жизни и/или свободы, исключение из организации, штрафы, увольнения и т.п. Психическое принуждение представляет собой такое властное воздействие, при котором объект власти подчиняется субъекту, чтобы предотвратить негативные последствия, которые неминуемо будут претворены в жизнь в случае неповиновения. Распространенным видом психического принуждения является воздействие общественного мнения, которое осуждает, порицает и даже подвергает остракизму людей, чье поведение отклоняется от принятых в обществе норм. На ранних этапах развития общества преобладал метод принуждения, а в настоящее время с ростом политической активности масс, с развитием партийных систем, групп давления политическая власть чаще использует убеждение.

Убеждение - это такой метод властвования, при котором субъект власти с помощью рациональных доводов объясняет подвластным, что предлагаемые им варианты действий в данных конкретных ситуациях являются наиболее оптимальными. Подвластные в таких случаях имеют право выбора различных вариантов поведения. Рационально организованная политическая власть управляет обществом, учитывая интересы всех субъектов властных отношений. При этом в демократическом обществе превалирует не навязывание одной и подавление другой воли, а согласие и компромисс.

Социальное предназначение политической власти состоит в ведении общих дел, регулировании отношений между государством и обществом, между социальными группами с целью обеспечения общественного порядка и стабильности, прогрессивного развития. Это находит свое выражение в функциях политической власти. Наиболее важными из них являются следующие: управление делами государства и общества; поддержание гражданского мира и общественного порядка; выявление, локализация и разрешение конфликтов в обществе; обеспечение общественного согласия, консенсуса; принуждение во имя социально значимых целей и сохранения стабильности. Это осуществляется путем следующих форм проявления политической власти: господства, руководства, управлении, организации и контроля, а чаще всего в сочетании вышеназванных форм. От того, как функционирует власть, во многом зависят открытость или закрытость общества, тип политического режима, характер политических отношений и другие политические характеристики данного государства, включая стабильность, авторитет, разделение властей, роль оппозиции.

Эффективное функционирование политической власти в современном обществе невозможно без проведения в жизнь принципа разделения властей, предусматривающего распределение труда и разделение функций между институтами власти. В классическом виде идею разделения властей сформулировал Ш.Монтескье. Он обосновал, что в государстве должны существовать независимо друг от друга законодательная власть (парламент), исполнительная (правительство) и судебная власть. Разделение властей, закрепляющее за каждой ветвью власти выполнение строго определенных функций, невмешательство в работу других ветвей власти, создающее систему сдержек и противовесов, предотвращает монополизацию власти одной из сторон. Принцип разделения властей закреплен в конституциях многих современных государств, в том числе и в РФ.

В обществе существует разделение властей не только по горизонтали, но и по вертикали - на общенациональную (центральную), региональную и местную. Такое разделение властей также способствует оптимизации управления обществом. Это обусловлено тем, что нередко именно местная власть обеспечивает эффективный механизм реализации политических решений, публично декларируемых центральным государственным аппаратом.

Государственная власть составляет ядро политической власти, но не исчерпывает полностью ее содержание. Политическая власть включает в себя также власть политических партий, общественных организаций, союзов, лидеров и т.д. Политическая и государственная власть, во многом совпадая, не тождественны. Полем деятельности государственной власти в первую очередь является государство и его органы. Гражданское общество регулируется государством в значительно меньшей степени. Полем деятельности власти политической, наоборот, выступает преимущественно гражданское общество.

Субъект и объект политической власти. Политическая власть реализуется посредством государственного аппарата, а также через деятельность политических партий и общественных организаций. Политическая власть обладает рядом особенностей:

Верховенство, обязательность решений политической власти для всякой иной власти;

Право на легальное использование насилия против антиобщественных элементов;

Публичность (всеобщность и безличность). Политическая власть обращается от имени всего общества с помощью права ко всем гражданам;

Наличие единого центра принятия решений;

Выполнение роли арбитра в конфликтах между представителями различных социальных групп;

Многообразие используемых ресурсов;

Обеспечение максимальной стабильности общества как целого в рамках существующих отношений собственности, действующих законов и конституции.

В зависимости от степени вовлечения в политическую жизнь общества различных политических институтов, социальных групп, личностей выделяют субъекты и объекты политической власти. Субъекты политической власти (как и любого другого вида власти) являются ее непосредственными носителями и творцами. Субъекта политической власти отличает стремление к власти как к средству для реализации своих целей, компетентность, профессионализм, готовность взять на себя ответственность за последствия проводимой им политики, авторитет.

Субъектами политической власти выступают: социальные общности (народ, классы, нации, социальные группы); государство; политические партии и организации; правящая элита, бюрократия, лобби; политические лидеры; отдельные личности (граждане) в условиях выборов, референдумов; толпа (может взять власть в свои руки в условиях политического кризиса, сопровождающегося вакуумом власти).

В современном обществе социальные институты, социальные группы, личности могут выступать и как субъект, и как объект политической власти. Субъектами они выступают в том случае, если активно проводят свою волю в политике, а объектами - если вынуждены подчиняться воле других. Государство, например, является важнейшим субъектом политической власти, но в то же время оно выступает и как объект, когда на него направлена деятельность народных масс, различных партий, организаций, требующих проведения определенных реформ.

Таким образом, власть может рассматриваться как разновидность каузальных отношений или, по мысли Т. Гоббса, отношений, в которых «один выступает причиной изменения действий другого». Поэтому власть выражает позицию субъективного доминирования, возникающую при реальном преобладании тех или иных свойств (целей, способов деятельности) субъекта. Следовательно, власть основывается не на потенциальных возможностях того или иного субъекта или его формальных статусах, а на реальном использовании им средств и ресурсов, которые обеспечивают его практическое доминирование над другой стороной.

Сущность власти неразрывно связывается с волей субъекта, способствующей перенесению намерений из сферы сознания в область практики, и его силой, обеспечивающей необходимое для доминирования навязывание своих позиций или подчинение. И сила, и воля субъекта в равной мере являются ее неизменными атрибутами. Таким образом, политическая власть как относительно устойчивое в социальном плане явление обязательно предполагает наличие субъекта, наделенного не формальными статусными прерогативами, а умениями и реальными способностями к установлению и поддержанию отношений своего властного доминирования (со стороны партии, лобби, корпорации и др.) в условиях непрерывной конкуренции.


... », а о том, что в этатистском сознании российское государство утратило смысл и не реализует более определенных социально признанных ценностей. В социальном плане кризис легитимности политической власти в России обусловлен, с одной стороны, скептицизмом и недовольством значительной части населения деятельностью государственной власти, а также политических партий, представляющих конкретные группы...

Государственной власти может завоевать и удержать ее, лишь опираясь на те или иные политические партии и иные институты политической системы общества. Государство превращается при этом в один из элементов (хотя и важнейший) механизма политической власти. из этого делается вывод, что в современных условиях политическая власть не ограничивается рамками государства, а включает также институты...

Общественных отношений, механизм тотального социального общения, когда каждый связан с каждым, как своего рода способ человеческой самоорганизации и принцип коллективного саморегулирования. Лигитимность политической власти Власть чрезвычайно необходима для достижения целей, ибо государственная политика вряд ли будет эффективной, если не соблюдаются правила, установленные для реализации этой...

Структурные основания политической власти - законы, суд, государственный аппарат, отряды принуждения, партийная дисциплина, авторитет лидера, центральные и региональные структуры. Руководствуясь антропологическим принципом, выделяют такие типы оснований политической власти как: ü страх, ü интерес, ü убеждение. Виды власти. Особенности различных элементов власти (субъекта, ...

Рассмотрим основные понятия и признаки политической власти . Власть – непременнейший и важнейший элемент любого общества. Она является объектом соперничества сословий, групп, классов, партий, отдельных личностей. В то же время власть – неотъемлемое условие организованности и порядка человеческого общества. Вопрос о власти выступает ключевым в социальных революциях и в процессах модернизации общества.

Понятие и основные параметры политической власти

В политической науке отсутствует единый теоретико-методологический подход к анализу власти, к содержанию данного понятия, но все исследователи отмечают сложность и многоплановость проблемы власти, многообразие ее носителей (субъектов) и разновидностей. Власть как таковая представляет собой особый вид общественных отношений , присущий человечеству на всех этапах его развития. Через властные отношения реализуется объективная потребность общества в саморегуляции и организации.

Власть в обществе имеет источник и основные параметры: масштабы, объем, время и пространство. Масштабы власти – это характеристики значения, размаха, размеров влияния той или иной власти. Объем власти представляет собой количество власти, сосредоточенное в чьих-то руках или властного органа. Время власти – это период функционирования данной власти или властного органа. Пространство власти определяется площадью, территорией, регионами, в пределах которых данная власть эффективна или, по крайней мере, формально функционирует. Понятие политическая власть отражает способность и возможность индивидов или групп оказывать определяющее воздействие на общество, проводить свою волю в управлении им, мобилизовать большие массы людей на достижение поставленных целей, регулировать отношения между отдельными группами.

Признаки политической власти в обществе

Отличительными признаками политической власти являются:

  • верховенство, то есть обязательность ее решений для всего общества;
  • право на легальное использование насилия против антиобщественных элементов;
  • наличие единого центра принятия решений;
  • выполнение роли арбитра в случае конфликтов между представителями различных социальных групп;
  • обеспечение максимальной стабильности общества как целого в рамках существующих отношений собственности, действующих законов и конституции;
  • целенаправленное использование средств массовой информации для формирования определенного общественного мнения.

Политическая жизнь общества включает в себя деятельность определенных социальных групп и личностей по поводу власти. В зависимости от степени их вовлеченности в эту деятельность выделяют субъекты и объекты политической власти. Субъект власти – это ее обладатель, носитель. Субъектом власти может быть: правящая элита, индивид (лидер), социальная общность (народ, нация, класс, слой), политический институт (государство, партия, группа интересов). Объектом власти могут быть: отдельный гражданин, социальная группа, общество в целом, организации и учреждения, руководимые субъектом власти. Грань между субъектом и объектом власти бывает условной. В демократическом обществе народ является одновременно и субъектом и объектом власти. В обществе с недемократическими режимами народ является только объектом власти.

Ресурсы власти – это средства воздействия субъекта на объект в соответствии с поставленными целями. Различают экономические, социальные, культурно-информационные, демографические и принудительные ресурсы. Власть обычно применяет различные ресурсы в комплексе. Наибольшими возможностями в их использовании располагает государство.

Механизмы и способы властвования

Механизм власти представляет собой социальные институты и аппарат управления, с помощью которых обеспечивается господство субъекта над объектом. При этом первый может находиться под демократическим контролем второго. Тем самым обеспечивается определенная иерархия, позволяющая принимать решения, приказывать, разрешать или запрещать. Способы властвования могут быть: демократическими (при участии исполнителей в принятии решений), авторитарными (неограниченная власть, но не претендующая на полный контроль над подданными), тоталитарными (всеобъемлющий контроль субъекта над объектом) и прочее.

Легальность и легитимность власти

Важными характеристиками власти являются легитимность и легальность. Политическая легитимность – это общественное признание власти и ее права на управление. Легальность власти – это ее нормативно-правовая закрепленность, узаконенная в соответствующих государственных документах. С первым понятием отождествляют ее оценочный, этический характер, со вторым – юридический. Само понятие легитимности возникло в начале XIX века во Франции и обозначало политическое движение, которое ставило своей целью восстановление власти короля как единственно законной в отличие от власти узурпатора Наполеона. Легитимная власть характеризуется как правомерная и справедливая, так как связана с верой подавляющего большинства населения в то, что существующий порядок является наилучшим для страны. Выделяются следующие источники легитимности :

  • Участие граждан в управлении, которое создает общую причастность людей к политике, позволяет гражданам чувствовать себя ее субъектами.
  • Технократическая легитимность, то есть легитимность посредством экономической, военной, образовательной и тому подобной деятельности власти. В данном случае легитимность находится в прямой зависимости от успехов этой деятельности (например, Япония, Сингапур, Южная Корея).
  • Легитимность через принуждение. Формы принуждения различны и проявляются в ограничении прав и свобод граждан. Сила – последний аргумент, с помощью которого она стремится повысить свою легитимность.

Разделение властей и основные тенденции властных отношений

Невозможность осуществлять власть из единого центра и единым властвующим субъектом привела в демократическом государстве к разделению властей. Власть реализуется как по вертикали, так и по горизонтали. Разделение власти по вертикали – это разделение между субъектами государственного управления различного уровня, прежде всего общенационального (центра) и местного. Между центром и местными органами власти могут быть промежуточные уровни, например, региональный уровень. В этом случае регион (область, город, край) наделяется властью, которая защищена от посягательства центра конституцией. Такая система власти называется федеральной (США, Индия, Россия). Региональный уровень власти может отсутствовать или быть зависимым от центра. Такая система власти называется унитарной, например, в Дании, Франции. Разделение власти по горизонтали реализуется между субъектами государственного управления, которые находятся на одном и том же уровне. Власть в этом случае распределяется между тремя властными органами: законодательным, исполнительным и судебным.

Исследователи выявили основные тенденции властных отношений . Первая - укрепление государственной, национальной и бюрократической власти. Политическая практика показывает, что государственные органы и бюрократический аппарат стремятся расширить свою власть и функции, используя для этого все имеющиеся средства. Вторая состоит в смещении политической власти от нижних ее звеньев и уровней в сторону центральных, общенациональных правительств. Это характерно для всех цивилизованных стран. Данная тенденция связана со сложностью самого современного общества, так как такие проблемы, как экономический спад, инфляция, экология и другие можно решить лишь на общенациональном уровне. Третья - перемещение власти от законодательных органов к исполнительным. Законодательная инициатива и принятие решений всегда находились в руках исполнительной власти, которая служила противовесом, совершенствуя или отвергая исходящие от законодателей предложения.

Введение

Власть является одним из фундаментальных принципов политического развития общества. Она имеет правовой, экономический, духовно-идеологический характер, существует везде, где имеются любые стойкие объединения людей, тесно связанная с политической сферой, является средством осуществления и способом утверждения определенной политики. Политическая власть возникла раньше власти государственной и определяет реальную способность социальной группы или индивида обнаруживать свою волю. Она является неотъемлемой составляющей общего определения власти как формы социальных отношений, которой свойственный всеобъемлющий характер, способность проникать во все сферы человеческой деятельности.

Любая система имеет системообразующий компонент. Для политической системы – это политическая власть. Она интегрирует все элементы системы, вокруг нее продолжается политическая борьба, она - источник социального управления, которое, в свою очередь, является средством осуществления власти. Следовательно, власть является необходимым регулятором жизнедеятельности общества, его развития и единства.

Отрасль политической науки, которая исследует власть, называется кратологией, а ученые, которые анализируют ее, - кратологами. Политологи по-разному толкуют понятие “власть”.

1. Власть – это «способность вмешиваться в цепь событий, чтобы как-то их изменить» (Э. Гидденс).

2. Власть – это «вероятность того, что один актор в рамках социальных отношений окажется в состоянии реализовать собственную волю вопреки сопротивлению» (М. Вебер).

3. Власть – это «возможность индивидов и групп оказывать намеренное и предвиденное воздействие на других индивидов и группы» (Д. Ронг).

4. «Власть – это социальное сосредоточение командования, опирающегося на один или несколько слоев или классов общества» (Ж. Френд).

Сущность и особенности политической власти

Политическая власть - способность и возможность осуществлять определяющее влияние на деятельность, поведение людей и их объединений с помощью воли, авторитета, права, насилия; организационно-управленческий и регулятивно-контрольный механизм осуществления политики.

Признаки политической власти:
моноцентричность

1. Легальность власти означает ее законность, юридическую правомерность. Легальная власть действует на основе четко фиксированных нормативно правовых актов.

2. Легитимность власти - это добровольное признание ее справедливой, прогрессивной большей частью населения.

3. Верховенство власти - это обязательность выполнения властных решений (экономических, политических, правовых, и др.) всеми членами общества.

4. Влияние власти - это способность субъекта политики осуществлять влияние в определенном направлении на поведение индивидов, групп, организаций, объединений, с целью сформировать или изменить мнение людей по определенному вопросу, урегулировать политическое поведение социальных субъектов.

5. Публичность - значит, что политическая власть действует на основе права от имени всего общества.

6. Моноцентричность власти означает существование общегосударственного центра (системы властных органов) принятия решений.

7. Эффективность и результативность заключается в том, что именно в конкретных социальных результатах реализуются все замыслы, платформы, программы власти, выясняется ее способность эффективно управлять всеми областями общественной жизни.

Теории политической власти:


С точки зрения реляционистских теорий (от англ. relation – отношение) власть рассматривается как взаимоотношение, как минимум, между двумя субъектами. Характерной чертой такого взаимоотношения является оказание влияния одним субъектом на другого. Методологические основы такого подхода были сформулированы немецким социологом М. Вебером. «Власть, – отмечал он, – возможность одного социального субъекта реализовать свою волю вопреки сопротивлению других участников политического действия».

Общим «знаменателем» теорий сопротивления является концентрация внимания на властном воздействии, преодолевающем сопротивление объекта власти (того, на кого направлено действие власти). Преодоление сопротивления может основываться на вознаграждении, угрозе применения негативных санкций, признании объектом власти права ее субъекта отдавать приказы и распоряжения и требовать их исполнения на идентификации объекта власти с субъектом власти и др. Здесь важно оказание влияния субъектом власти на мотивы подвластного. Другую группу реляционистских теорий власти можно обозначить как теории «обмена ресурсов ». Согласно этим теориям, властные отношения возникают тогда, когда объект власти нуждается в ресурсах, которыми обладает субъект власти. В обмен на часть этих ресурсов субъект власти требует от объекта подчинения и выполнения конкретных распоряжений и приказов. В теории раздела «зон влияния » власть оказывается функцией наиболее важной и престижной социальной роли. В зависимости от сложившейся ситуации и разделения ролей будет меняться и субъект власти. Автором этой теории считается Д. Ронг.

Последователи бихевиоралистской теории власти рассматривают политические отношения как рынок власти. Социальные и политические субъекты активно действуют на таком рынке, стремясь с наибольшей выгодой реализовать имеющиеся у них ресурсы. Аналогом денег в такой модели является власть, «товаром» – имидж кандидата, его предвыборная программа, а «покупателями» – избиратели, делегирующие власть в обмен на предвыборные обещания. Основой такого «обмена» является взаимное стремление сторон к наибольшей выгоде от «сделки».

Согласно системной теории , власть рассматривается как атрибут социальной системы. Т. Парсонс определял власть как обобщенного посредника. Ее роль в политике подобна той, которую играют деньги в экономике. «Мы можем определить власть, – подчеркивал американский социолог, – как реальную способность… осуществлять влияние на различные процессы в системе».

Функции политической власти


Политическая власть выполняет ряд важнейших функций в обществе:

1) Функция целеполагания определяет основные цели развития общества и осуществляет выбор альтернатив общественного развития;

2) Интегративная функция обеспечивает интеграцию общества, сохранение порядка и целостности;

3) Регулятивная функция регулирует возникающие в обществе социальные конфликты, осуществляет деятельность, направленную на их разрешение;

4) Дистрибутивная функция осуществляет обязательное для всех распределение наиболее дефицитных ценностей и благ, т. е. определяет порядок доступа к наиболее важным в обществе ресурсам.

5) Идеологическая функция заключается в разработке определенного общественного идеала, который включает политические и социальные ценности;
6) Воспитательная функция направлена на социализацию индивидов, то есть их включение в политическую жизнь;
7) Инновационная функция направлена на творческое осмысление политической действительности, выработки способов и методов ее изменения. То есть политика имеет своим заданием создавать новые, более прогрессивные формы социальной организации жизни.

8) Прогностическая функция - определение перспектив общественного развития, создания разнообразных моделей будущего состояния политической системы, и тому подобное.

Легитимность политической власти и её типы

Природа и основа политической власти в политической науке описываются с помощью понятий «легальность» и «легитимность». Под легальностью (юридической легитимностью) понимается законность власти. Понятие же «легитимность », введенное в политологию М. Вебером, трактуется как правомочность власти, ее поддержка со стороны общества, проявление лояльности к власти со стороны граждан. Вебер утверждал, что характер легитимности власти (господства) определяет ее природу. Согласно веберовской теории, существуют три типа легитимного господства.


Традиционный тип господства характеризуется подчинением общества власти в силу традиций, обычаев и привычки. Основными разновидностями традиционного господства ученый считал патриархальную и сословную. Патриархализм (существовавший еще в Византии) отличался личным характером господства. Как правило, подданные непосредственно зависели от воли своего владыки, который осуществлял непосредственный контроль за исполнением своих распоряжений. Однако по мере расширения географического пространства, на которое распространялась власть, осуществлять личный контроль становилось все сложнее. Поэтому главное лицо было вынуждено назначать своих «наместников», которые от его имени осуществляли власть на местах. Со временем образовывалось целое сословие, главной функцией которого становилось управление. Такая разновидность господства и обозначалась Вебером как сословная.

Харизматический тип господства (от греч. charisma – божественный дар) основывается на вере в необыкновенные качества, свойства личности. Харизматическое господство возникает в условиях социально-политического кризиса. Он способствует появлению вождей, идущих навстречу духовным потребностям масс, приписывающих вождям необыкновенные свойства. Вожди подобного рода всегда стремятся подорвать основы существующего социального порядка и отличаются политическим радикализмом. Вебер рассматривал харизму как «великую революционную силу», способную внести изменения в лишенную динамизма структуру общества.

Рационально-легальный тип господства основывается на убеждении в необходимости подчинения принципам правового порядка и юридическим нормам. В отличие от двух предыдущих типов господства, которые носили личный характер, легальный тип господства отличается деперсонифицированным характером. В этом случае господства общество и отдельные индивиды подчиняются не конкретным лицам, а абстрактным нормам – законам.

Механизмы легитимизации политической власти:

Вслед за М. Вебером многие политологи обращались к проблеме легитимности власти. С. Липсет под легитимностью понимал убежденность масс в необходимости сохранения данного политического порядка. «Легитимность, – отмечал он, – подразумевает способность политической системы порождать и поддерживать веру в то, что существующие политические институты больше всего подходят для данного общества». Французский социолог П. Бурдье связывает легитимность со скрытой верностью. Т. Парсонс полагает, что в основе легитимации – приверженность определенным ценностям. Современные политологи предлагают различать легитимность политических лидеров, легитимность политических институтов и легитимность политических режимов.

Обеспечение легитимности власти – ее легитимизация – предмет особой заботы любой власти. Выделяется несколько универсальных механизмов легитимизации власти.

1. Социально-психологический , основывающийся на психологических свойствах групп и масс. При обеспечении легитимности акцент делается на: конформизм массы, стремление среднего человека ориентироваться на авторитеты и мнение большинства; веру в справедливость существующего порядка и принципы распределения ценностей; чувство компетентности и иллюзию контроля.

2. Политическое участие граждан, прежде всего в форме выборов, позволяет гражданам ощутить собственную причастность к власти, ее зависимость от интересов и настроений граждан.

3. Политическая социализация – процесс усвоения политических норм и ценностей, а также форм политического поведения, приемлемых для данного общества. Данный механизм обеспечивает поддержку власти на основе существующих норм и ценностей.

4. Демонстрация эффективности власти, и в первую очередь способности ее институтов к адаптации к новым требованиям и проблемам, к мобилизации ресурсов на достижение целей, а также к обеспечению поддержки со стороны общества. Под эффективностью власти понимается ее способность достигать социально значимых целей, адекватно реагировать на новые потребности и находить новые решения возникающих проблем.

5. Образ «врагов», стремящихся к нарушению общественной стабильности, также можно рассматривать как один из механизмов легитимизации власти. Убежденность в существовании персонифицированных угроз обществу и в возможности власти нейтрализовать эти угрозы способствует сплочению общества вокруг власти.

В противоположность легитимизации власти, процессы делегитимизации – разрушения и кризиса легитимности – ведут к утрате поддержки власти со стороны общества.

Причинами упадка и кризиса легитимности являются: обострение конфликта между ценностями большинства социальных групп и узкокорпоративными ценностями правящей элиты; отсутствие в политической системе институтов, выражающих и согласующих интересы различных социальных групп и доводящих их до органов власти; разрушение традиционных норм и ценностей политической культуры; рост коррумпированности в органах власти; низкая эффективность власти; развитие сепаратизма и национализма; утрата правящей элитой веры в правомочность осуществления власти.

Делегитимизация оборачивается кризисом власти, который в свою очередь может вызывать радикальные перемены в политической системе.

Выводы

На сегодняшний день политическая ситуация в Российской Федерации, касаемо основных признаков власти, тяготеет к властьустанавливающим тезисам. Очевидно, что этот процесс сопровождается ослаблением позиций легитимности, публичности и результативности. Таким образом, мы наблюдаем перекос академической системы признаков власти с обособлением и отчуждением субъектов власти от объекта. Как следствие этого проявляется дисбаланс в функциональном поле власти. Цели, устанавливаемые властью, зачастую не отвечают задачам прогресса или же непоследовательны. Наблюдается не стихийный, а активный процесс дезинтеграции общества по ряду параметров: социально-имущественному, национальному, религиозному и идейному. Рука об руку с отрицательной интеграцией регулирующая функция стоит на позициях, стимулирующих наращивание политической энтропии. Работу принципа адекватной дистрибуции можно выявить по состоянию ключевых отраслей промышленности, армии, реальному социальному положению и гарантиям для пенсионеров и несовершеннолетних. Тенденции в воспитательной деятельности политической власти нашей страны заставляют судить об индуцированном и поддерживаемом процессе снижения интеллектуального уровня граждан, загоне культуры и подмене понятий с целью снижения потенциала нации. Нельзя не отметить подавления прогрессивных идей, налаживание системы борьбы с инакомыслием, поддерживание института критиков власти, материалы для которой подаёт сама власть, в целях создания видимости оппозиции. Инновационные технологии в промышленности и в социальных отраслях являются спекуляцией, с целью маскировки и обоснования нелегальных или легализуемых денежных средств на уровне высшего руководства государства. Поскольку по всем функциям власти наблюдается налицо обратный результат, напрашивается вывод о тотальной зависимости государства от подчиняющего решения извне, заинтересованности в эксплуатации ресурса страны вовлечённых в систему угнетения России лиц внутри страны. Исходя из этого, предполагаю, что прогностическую функцию несёт на сегодняшний день система сторонней политической власти.

Практическим выходом из сложившейся ситуации полагаю смену правящей коалиции на группу лиц заинтересованных в разрыве порочных политико-финансовых связей и в прогрессе Российского государства. Лиц настолько заинтересованных, насколько компетентных в политтехнологиях и в сферах народного хозяйства и культуры.

Список литературы:

1. А. С. Тургаев, А. Е. Хренов: «Политология в схемах и комментариях». 2009г. Глава 5

2. Истон Д. А.: «Системный анализ политической жизни». 1963 г. Стр. 23

3. Халипов В.: «Кратология» 1974г. Глава 1.

4. Панарин А. С., Василенко И. А. «Политология. Общий курс.» 2003 г., главы 1 и 2.

Власть - есть способность и возможность одних моделировать поведение других, т.е. заставлять делать что-то вопреки их желанию с помощью каких-либо средств — в диапазоне от убеждения до насилия.

— способность социального субъекта (индивида, группы, слоя) навязывать и проводить свою волю с помощью правовых и норм и специального института — .

Власть — это необходимое условие устойчивого развития общество во всех его сферах.

Выделяют власть: политическую, экономическую, духовную семейную и др. Экономическая власть основана на праве и способности собственника каких-либо ресурсов влиять на производство товаров и услуг, духовная — на способности обладателей знаний, идеологии, информации влиять на изменение сознания людей.

Политическая власть — это могущество (полномочие навязывать волю), переданное сообществом социальному институту.

Политическую власть можно подразделить на власть государственную, региональную, местную, партийную, корпоративную, клановую и т. п. Государственная власть обеспечивается государственными институтами (парламентом, правительством, судом, органами правопорядка и др.), а также юридической базой. Иные виды политической власти обеспечиваются соответствующими организациями, законодательством, уставами и инструкциями, традициями и обычаями, общественным мнением.

Структурные элементы власти

Рассматривая власть как способность и возможность одних моделировать поведение других , следует выяснить, откуда берется эта способность? Почему в ходе социального взаимодействия люди разделяются на тех, кто властвует и тех, кто подвластен? Для того чтобы ответить на эти вопросы, надо знать, на чем зиждется власть, т.е. каковы ее основания (источники). Их бесчисленное множество. И, тем не менее, среди них есть те, которые относят к разряду универсальных, присутствующих в той или иной пропорции (или виде) в любом властном отношении.

В этой связи надо обратиться к принятым в политической науке классификациям оснований (источников) власти, и уяснить какой тип власти порождают такие из них, как сила или угроза применения силы, богатство, знание, закон, харизма, престиж, авторитет и др.

Особо следует остановиться на аргументации (доказательствах) положения о том, что властные отношения — это не только отношения зависимости, но и взаимозависимости. Что, за исключением форм прямого насилия, абсолютной власти в природе нет. Всякая власть относительная. И строится не только на зависимости подвластных от властвующих, но и властвующих от подвластных. Хотя объемы этой зависимости у них разные.

Самого пристального внимания требует также выяснение существа различий в подходах к трактовке власти и властных отношений среди политологов, представляющих разные политологические школы (функционалистов, систематиков, бихевиористов). А также того, что стоит за определениями власти как характеристике индивида, как ресурсе, как конструкции (межперсональной, причинной, философской) и пр.

Основные признаки политической (государственной) власти

Политическая власть — это некий властный комплекс, включающий как государственную власть, которая играет в нем роль «первой скрипки», так и власть всех других институциональных субъектов политики в лице политических партий, массовых общественно-политических организаций и движений, независимых СМИ и т.д.

Необходимо также учесть, что государственная власть как наиболее обобществленная форма и ядро политической власти отличается от всех других властей (в том числе политических) рядом существенных признаков, придающих ей универсальный характер. В этой связи надо быть готовым раскрыть содержание таких понятий-признаков этой власти, как всеобщность, публичность, верховенство, моноцентризм, многообразие ресурсов, монополия на легитимное (т.е. предусмотренное и оговоренное законом) использование силы и др.

С государственной (или в более широком смысле с политической) властью органически связаны и такие понятия, как «политическое господство», «легальность» и «легитимность». Первое из этих понятий используется для обозначения процесса институционализации власти, т.е. ее закрепления в обществе в качестве организованной силы (в виде иерархической системы властных учреждений и институтов), функционально предназначенных осуществлять общее руководство и управление социальным организмом.

Институционализации власти в форме политического господства означает структурирование в обществе отношений командования и подчинения, приказа и исполнения, организационное разделение управленческого труда и обычно связанных с ним привилегий, — с одной стороны, и исполнительной деятельности, — с другой.

Что касается понятий «легальность» и «легитимность», тохотя этимология этих понятий сходная (во французском языке слова «legal» и «legitime» переводятся как законный), в содержательном плане они не являются понятиями-синонимами. Первое понятие (легальность) подчеркивает юридически-правовые аспекты власти и выступает как неотъемлемая составляющая политического господства, т.е. регулируемого законом закрепления (институционализации) власти и ее функционирования в виде иерархической системы государственных органов и учреждений. С четко выраженными ступенями приказа и исполнения.

Легитимность политической власти

- политическое свойство органа государственной власти, означающее признание большинством граждан правильности и законности его формирования и функционирования. Легитимна всякая власть, которая опирается на народный консенсус.

Власть и властные отношения

Многие люди, включая некоторых политологов, считают, что борьба за обретение власти, ее распределение, удержание и использование составляют сущность политики . Такой точки зрения придерживался, например, немецкий социолог М. Вебер. Так или иначе, учение о власти стало одним из важнейших в политологии.

Власть вообще — это способность одного субъекта навязывать свою волю другим субъектам.

Власть — не просто отношение кого-то с кем-то, это всегда асимметричное отношение , т.е. неравное, зависимое, позволяющее одному индивиду влиять и изменять поведение другого.

Основаниями власти в самом общем виде выступают неудовлетворенные потребности одних и возможность их удовлетворения со стороны других на определенных условиях.

Власть — необходимый атрибут любой организации, любой человеческой группы. Без власти нет организации и нет порядка. Во всякой совместной деятельности людей есть те, кто командует, и те, кто им подчиняется; те, кто принимает решения, и те, кто их исполняет. Власть характеризуется деятельностью тех, кто управляет .

Источники власти:

  • авторитет - власть как сила привычки, традиций, интернизированных культурных ценностей;
  • сила — «голая власть», в арсенале которой ничего, кроме насилия и подавления, нет;
  • богатство - стимулирующая, вознаграждающая власть, которая включает и негативные санкции за некомфортное поведение;
  • знание — власть компетентности, профессионализма, так называемая «экспертная власть»;
  • харизма — вождистская власть, построенная на обожествлении лидера, наделении его сверхъестественными способностями;
  • престиж - отождествляющая (идентифицирующая) власть и пр.

Необходимость власти

Общественный характер жизни людей превращает власть в общественное явление. Власть выражается в способности объединившихся людей обеспечивать достижение своих согласованных целей, утверждать общепринятые ценности и взаимодействовать. В неразвитых сообществах власть бывает растворена, она принадлежит всем вместе и никому в отдельности. Но уже здесь общественная власть приобретает характер права сообщества влиять на поведение отдельных лиц. Однако неизбежное в любом обществе различие интересов нарушает политическое общение, сотрудничество, согласованность. Это ведет к разложению такой формы власти из-за ее низкой эффективности, в итоге — к потере способности достигать согласованных целей. В таком случае реальная перспектива — распад данного сообщества.

Чтобы этого не случилось, общественная власть передается выбранным или назначенным людям — правителям. Правители получают от сообщества полномочия (полное могущество, общественную власть) на управление общественными отношениями, т. е. на изменение активности субъектов в соответствии с правом. Необходимость в управлении объясняется тем, что люди в отношениях между собой очень часто руководствуются не разумом, а страстями, что и приводит к потере цели сообщества. Поэтому правитель должен обладать силой, которая бы держала людей в рамках организованной общности, исключала бы крайние проявления эгоизма и агрессии в общественных отношениях, обеспечивая всеобщее выживание.

Власть является одним из центральных понятий политической науки. «Фундаментальным понятием в общественных науках, - писал Б. Рассел, - есть власть в том же значении, в каком энергия является фундаментальным понятием в физике». Не случайно феномен власти изучается не одно тысячелетие, но актуальность этого изучения не становится менее значимой.

Власть относится к числу сложных и противоречивых понятий. В повседневной жизни мы говорим о власти родителей над детьми, пророка над последователями его учения, сил природы над человеком, государства над гражданином. Эти далеко неоднозначные понятия о власти имеют и много общего. Аристотель считал, что элемент господства и элемент подчинения проявляются во всем. Это объективный закон природы, и ему подчиняются живые существа. К тому же человек по своей природе - существо политическое. Великий философ античности различал власть деспотическую (власть господина над рабом) и политическую (власть государственного мужа над гражданином). В наше время политологи рассматривают политическую власть как одну из разновидностей власти вообще (наряду с экономической, духовной, семейной и др.), начиная с определения общей сути власти.

Власть - это способность и возможность осуществлять свою волю (классом , группой , личностью или партией , государством и. т. д.), оказывать определенное влияние на деятельность, поведение людей с помощью авторитета, права, силы и других способов.

Власть существует в любом обществе. Она является порождением множества разнообразных интересов, несоответствия уровней развития различных социальных подструктур, наличия того или иного характера социального отчуждения. Поэтому власть преобразуется в особый вид социальных отношений - отношений власти. Им присуще целенаправленное влияние обладателя власти или исполнителя властных функций на объект власти, причем властным это влияние выступает только тогда, когда объект и субъект власти находятся в состоянии господства и подчинения.

Первоисточником любой власти является господство одной части явления над другим. Основой подчинения одного индивида другому является неравенство, причем не только социальное (экономическое, имущественное, статусное, образовательное и т. д.), но и естественное (физическое, интеллектуальное; неравенство, порожденное половыми различиями).

Необходимость власти детерминирована сущностью человеческого общения, предполагающего подчинение всех участников общения единой воле с целью поддержания целостности и стабильности общества. Она необходима для организации общественного производства, согласования интересов и действий различных социальных групп, для поддержания жизнедеятельности и сохранения целостности общества.

Как возникла власть? В каких исторических формах власти шел процесс ее становления и развития? Согласно утверждениям ряда западных ученых власть возникла одновременно с обществом и развивается параллельно с ним от элементарных неполитических форм до зрелых политических. Первая власть - анонимная, присуща примитивным обществам. Она распределяется среди всей массы индивидов и проявляется в совокупности верований и обычаев. Со временем, когда динамизируется ритм социальной жизни, усложняется процесс разделения труда, появляются новые виды деятельности, возникает необходимость в оперативном принятии решений, образуется индивидуализированная власть в лице вождя или небольшой группы лиц. Однако у этой власти нет легитимности: со смертью вождя начинается борьба за власть. Индивидуализированную власть сменяет институционализированная , которая существует в форме государства, когда государство - официальная политическая власть, а разные центры политической власти, как-то: экономические группы, профсоюзы, тоже являются носителями власти. Здесь власть опирается на деятельность специальных институтов, которые выполняют определенные функции.

В настоящее время можно говорить о четвертой исторической форме власти, - системе «надгосударственной» власти, которую представляют Европарламент (законодательный институт) и Комиссии Европейских Сообществ (исполнительные институты). Их властные полномочия распространяются на территорию и население более десятка европейских стран.

Первые две исторические формы власти (анонимная и индивидуализированная) являются догосударственными и носят неполитический характер. Третья форма (институционализированная), называемая иногда государственно-публичной, и четвертая (над-государственная) являются собственно политической властью. Отметим, что историческое понятие «власть» (от греч. Сratos) связано с административным управлением древнегреческих городов-государств (полисов). Искусство управления гражданами - «политами», регулирование их поведения с помощью различных средств называлось «политика». Так исторически и логически между понятиями «власть» и «политика» возникла смысловая связь, отраженная в формуле «политическая власть».

В обществоведческой литературе существует ряд подходов к трактовке власти. Их можно условно разделить на два больших класса: 1) трактовка власти как имманентного некоему субъекту атрибута и 2) понимание власти как социального отношения. Внутри этих классов представлены самые разные и весьма многочисленные концепции.

Прежде всего следует отметить так называемые волевые теории , в которых власть трактуется как способность (возможность) одного субъекта навязывать свою волю другим субъектам. Несмотря на то, что в разных теориях субстанции власти совершенно различны (Вебер, Гегель, Даль, Маркс), общим качеством для них выступает властная воля, которая может быть «продиктована» субъектом власти. Так, Р. Даль трактует власть как способность одного человека принудить другого делать то, что сам по себе этот другой делать бы не стал. М. Вебер рассматривал власть как «любую возможность проводить внутри данных общественных отношений собственную волю, даже вопреки сопротивлению, вне зависимости от того, на чем такая возможность основана». Дефиниция М. Вебера считается классической и широко используется в современных теориях власти.

Рядом с волевыми стоят инструменталистские теории, выдвигающие на первое место средства, способы, методы властвования. Эта точка зрения разрабатывалась уже в трудах Т. Гоббса и Н. Макиавелли, а в современных теориях представлена прежде всего Чикагской школой политической науки (Д. Кэтлин, И. Мэрридж и др.).

Очень широкое распространение получили структурно-функциональные теории, в соответствии с которыми власть представляет собой имманентное социальной системе интегративное качество, функцией которого является обеспечение целостности системы, рационального взаимодействия всех ее элементов. Власть представлена как атрибут макросистемы, способный учитывать интересы микросистем и посредством особых властных ресурсов обеспечивать стабильность социума. Эта концепция развита более всего в работах Г. Алмонда, Д. Истона, П. Парсонса.

Понимание власти как социального отношения представлено в первую очередь в бихевиористских теориях, которые на первый план выдвигают поведенческий аспект (Д. Трумэн), причем воздействие властвующей подсистемы на поведение подвластных может быть основано на самых различных факторах. Так, Х. Ортега-и-Гассет важнейшим из таких факторов называл общественное мнение. Б. Рассел полагал, что власть как особый вид деятельности достигает своих целей в значительной мере путем воздействия на сознание и эмоции людей.

Очень интересна и своеобразна позиция М. Дюверже, который анализирует социокультурный аспект власти: «Власть не просто материальный факт, «вещь», как сказал бы Дюркгейм, она глубоко проникнута идеями, верованиями, коллективными представлениями. То, что люди думают о власти, является одной из ее фундаментальных основ».

Достаточно авторитетна в научных кругах модель О. Тоффлера, которая выводит три важнейших фактора власти: силу, богатство и знание, причем доминирование каждого из этих факторов связано с различными историческими эпохами и различными социальными системами. По Тоффлеру, развитие цивилизации ведет к тому, что важнейшим основанием властвования станет не сила принуждения, а сила знания.

Рассмотрение различных трактовок власти позволяет сделать следующий вывод: власть - один из важнейших видов социального взаимодействия, специфическое отношение, по крайней мере, между двумя субъектами, один из которых подчиняется распоряжениям другого, в результате этого подчинения властвующий субъект реализует свою волю и интересы.

Для того, чтобы иметь более конкретное представление о власти необходимо рассмотреть ее структуру. В структуру власти в качестве ее компонентов входят: источники власти, субъекты и объекты, функции, основания и ресурсы власти. Ниже приводится схема структуры власти.

Источники власти - это собственно властное первоначало. Без раскрытия первоисточников власти нельзя ответить на сакраментальный вопрос: почему одни управляют, властвуют, а другие вынуждены им подчиняться? В качестве источников власти могут выступать авторитет, сила, престиж, закон, богатство, харизма, тайна, интерес, социальный и политический статус и т. д.

В числе названных источников власти важное место занимает авторитет субъекта власти. В основании авторитета лежат качества, которые признаны в обществе в качестве необходимых и желательных для эффективного течения властных отношений. При этом очень важно, когда возникают властные отношения, основанные на идентификации подчиненного (объекта власти) с руководителем (субъектом власти).

Авторитет может быть статусный, научный, деловой, моральный, религиозный и др. Основанные на идентификации (отождествлении), властные отношения отличаются особой устойчивостью. Здесь руководитель воспринимается как проводник интересов и представитель объекта власти в различных сферах общественной жизни, прежде всего политической. Другое дело, когда источником власти является сила или угроза ее применения. Сила может быть экономической, социально-политической, военной и т. д. Это принуждающая власть. Она, по мнению О. Тоффлера, лишена гибкости, функционально ограничена и является властью низшего качества. Применение силовых методов приводит к снижению легитимности власти, росту влияния оппозиции.

Наиболее эффективной в демократическом обществе в условиях НТР является власть, источником которой служат знания, компетентность, информация. Она позволяет достичь целей, минимально расходуя свои ресурсы; убедить граждан в их личной заинтересованности в этих целях, превратить противников в союзников. Ресурсы такой власти неисчерпаемы и общедоступны.

Важными компонентами власти выступают субъект и объект власти. Под субъектом понимается источник активной, целенаправленной, предметно-практической деятельности, направленной на объект. Именно в субъекте власти заключено ее активное начало. В качестве субъекта могут выступать индивид, организация, государство, политические партии, социальная общность, скажем, народ или даже мировое сообщество, объединенное в ООН. Для осуществления властных функций субъект должен обладать желанием властвовать, волей к власти, быть достаточно компетентным, авторитетным, знать состояние и настроение подчиненных.

Субъект определяет содержание властного отношения через: приказ (распоряжение) как властное повеление подчиниться воле субъекта власти; подчинение как подведение частной воли под общую волю власти; наказание (санкции) как средство воздействия на отрицание господствующей воли; нормирование поведения как совокупность правил в соответствии с всеобщим интересом.

Объект власти - те, на которых направлена власть. Это люди, их группы, организации, общности и т. п. Объект власти в демократической организации общества имеет преимущественно две стороны. Одна из них представлена как первоисточник власти, владеющий своим суверенитетом, и делегирует власть определенным властным формированиям. Другая состоит в том, что после делегирования власти объект берет на себя обязательства подчиняться делегированной им власти, которая, таким образом, превращается в субъект власти. Основным залогом эффективного функционирования власти в таком случае является поддержка субъекта власти объектом и соответствие организационных и правовых основ власти интересам объекта, представленным в законодательной, исполнительной и судебной власти. Если такого подчинения нет, то нет собственно и власти, несмотря на то, что у субъекта есть большое желание обладать властью и имеются мощные средства принуждения.

Мотивы подчинения объекта власти субъекту могут быть самыми различными. Они могут основываться на страхе перед санкциями; на долголетней привычке к повиновению; на заинтересованности в выполнении распоряжений; на убежденности в необходимости подчинения; на авторитете, вызываемом руководителем у подчиненных; на идентификации объекта с субъектом власти.

Естественно, стабильной является власть, построенная на интересе, но еще более благоприятными для власти являются мотивации, основанные на убеждении и авторитете. Власть, основанная на интересах, убежденности и авторитете, часто перерастает в идентификацию подчиненного с руководителем. В этом случае достигается максимальная сила власти и субъект воспринимается объектом как свой представитель и защитник.

Масштабы отношения объекта к субъекту властвования простираются от ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения. Качества объекта политического властвования определяются прежде всего политической культурой населения.

Субъекты и объекты власти неразрывно связаны с определенными сферами жизни общества. Соответственно существуют экономическая власть, опирающаяся на владение частной собственностью, контроль над экономическими ресурсами, право распоряжаться ими; социальная власть, источником которой служит социальный статус, возможность распределения должностей, льгот и привилегий; духовно-идеологическая власть, осуществляемая с помощью идеологического воздействия, религии, владения знаниями, а в наше время - информацией. Особое место в обществе занимает политическая власть, которая является ядром политической системы общества, ее организационным и регулятивно-контрольным началом.

Политическая власть характеризуется рядом отличительных черт. Ими являются: легальность, легитимность, верховенство, влияние, всеобщность, моноцентричность, эффективность и результативность.

Легальность власти означает ее законность, юридическую правомерность. Легальная власть действует на основе четко фиксированных нормативно-правовых актов. Легитимность власти - добровольное признание существующей власти гражданами, доверия к ней с их стороны, признания ее справедливой, прогрессивной. Верховенство власти - это обязательность выполнения властных решений (экономических, политических, правовых и др.) всеми членами общества. Влияние власти - способность субъекта политики осуществлять влияние в определенном направлении на поведение индивидов, групп, организаций, объединений с целью сформировать или изменить мнения людей по определенному вопросу, урегулировать политическое поведение субъектов и т. п. Всеобщность (то есть публичность) означает, что политическая власть действует на основе права от имени всего общества. Моноцентричность означает существование общегосударственного центра (системы властных органов) принятия решений. Эффективность и результативность власти состоит в том, что именно в конкретных социальных результатах реализуются все замыслы, платформы, программы власти, выясняется ее способность эффективно управлять всеми сферами социальной жизни.

Политическая власть, будучи частью власти вообще, в свою очередь, подразделяется на государственную и общественную . Понятием «политическая власть» обозначают возможность и способность всех субъектов политики осуществлять влияние на процесс принятия политических решений, их реализацию, на политическое поведение индивидов, социальных групп и объединений. Государственная власть является одной из форм политической власти. Это специально организованная система государственных органов, организаций и установок создана для управления всеми сферами общественной жизни. В отличие от политической власти государственная власть является монополистом в создании нормативно-правовых актов, которые регулируют жизнедеятельность общества. Общественная власть формируется партийными структурами, общественными организациями, независимыми средствами массовой информации, общественным мнением.

Наряду с отмеченными видами власти существует также законодательная, исполнительная и судебная. В данной классификации воплощен принцип разделения властей, являющийся чертой конституционной демократии, признаком плюралистичности государственных полномочий. Этот принцип, отражая единство власти, тесно увязан с адресной ответственностью за исполнение своих функций.

Целесообразность разделения властей детерминирована необходимостью четкого определения функций, компетенции, ответственности каждой ветви власти, осуществления взаимного контроля, предотвращения злоупотреблений, узурпации власти.

Законодательная власть определяет основы внутренней и внешней политики, вносит поправки в конституцию, утверждает государственный бюджет, принимает законы, обязательные для всех граждан и органов власти, контролирует их исполнение. Эта власть формируется путем свободных выборов. Верховенство законодательной власти ограничено принципами права, конституцией и правами человека.

Исполнительная власть осуществляет непосредственную государственную власть. Она не только исполняет законы, но и сама издает нормативные акты, выступает с законодательной инициативой. Эта власть должна основываться на законе, действовать в рамках закона. Право контроля за деятельностью исполнительной власти должно принадлежать представительным органам государственной власти.

Относительно самостоятельную структуру государственной власти представляет судебная власть. В своих действиях эта власть должна быть независимой от законодательной и исполнительной властей (Краснов Б. И. Теория власти и властных отношений // Социально-политический журнал.- 1994,- № 7-8.- С. 43-45).

В современных условиях все большее значение приобретает информационная власть (СМИ). Владение информацией, та или иная ее трактовка способны обеспечить лояльность населения по отношению к мероприятиям, проводимым правительством, или бурный протест и несогласие с политикой субъекта власти. Соответствующее информационное воздействие проводится через средства массовой информации (СМИ), а также институты социализации (общественные объединения, просветительские организации, систему образования и т. д.).

По месту в структуре власти выделяются: центральная, региональная, республиканская, областная, окружная, районная и другие виды власти.

По субъекту различаются: народная, государственная, классовая, партийная, судебная, парламентская, президентская, профсоюзная, семейная и другие виды власти.

По режиму правления существуют власти: демократическая, авторитарная, деспотическая, тоталитарная, бюрократическая и др.

Также существуют классификации видов власти. Среди них наиболее значимой является классификация по критерию ресурсов власти, так как они формируют поле властных отношений, на которой разворачивается поле властвования.