Плюрализм краткое определение. Понятие плюрализма в философии: что это такое, плюралистическая модель мира и общества. Воздействие на СМИ

- (от лат. pluralis - множественный) философская позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия (П. в онтологии), оснований и форм знания (П. в гносеологии). Термин «П. Большая советская энциклопедия

  • плюрализм - орф. плюрализм, -а Орфографический словарь Лопатина
  • плюрализм - Плюрализм, плюрализмы, плюрализма, плюрализмов, плюрализму, плюрализмам, плюрализм, плюрализмы, плюрализмом, плюрализмами, плюрализме, плюрализмах Грамматический словарь Зализняка
  • ПЛЮРАЛИЗМ - ПЛЮРАЛИЗМ (от лат. pluralis - множественный) - 1) философское учение, согласно которому существует несколько (или множество) независимых начал бытия или оснований знания. Термин "плюрализм" введен Х. Вольфом (1712). Большой энциклопедический словарь
  • плюрализм - сущ., кол-во синонимов: 3 многообразие 9 триолизм 2 учение 42 Словарь синонимов русского языка
  • плюрализм - ПЛЮРАЛИЗМ -а; м. [от лат. pluralis - множественный] 1. Философское учение, отрицающее единство мира и утверждающее несколько или множество независимых начал бытия или оснований знания (ср. монизм, дуализм). Толковый словарь Кузнецова
  • ПЛЮРАЛИЗМ - (от лат. pluralis - множественный) в историко-филос. науке - отрицание единства и определяющей основы ист. процесса, базирующееся на признании множественности принципиально равнозначных (без их подразделения на определяющие и производные) факторов ист. Советская историческая энциклопедия
  • плюрализм - Плюрализма, мн. нет, м. [от лат. pluralis – многочисленный] (филос.). Философская система, считающая, что в основе мира и его явлений лежит несколько начал (в противоп. монизму). Большой словарь иностранных слов
  • плюрализм - (от лат. pluralis - множественный) - в политико-правовой теории понятие, означающее один из фундаментальных принципов устройства гражданского общества и правового государства... Большой юридический словарь
  • плюрализм - ПЛЮРАЛИЗМ, а, м. 1. Философское учение, согласно к-рому существует несколько (или множество) независимых духовных начал бытия (спец.). 2. Многообразие и свобода взглядов, идей, форм деятельности (книжн.). П. мнений. П. форм собственности. | прил. плюралистический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  • плюрализм - плюрализм м. 1. Философское учение, утверждающее, что в основе мира лежит множество самостоятельных, независимых духовных сущностей. || противоп. монизм... Толковый словарь Ефремовой
  • ПЛЮРАЛИЗМ - ПЛЮРАЛИЗМ (от лат. pluralis - множественный) - англ. pluralism; нем. Pluralismus. 1. Философская концепция (Г. Лейбниц, И. Гербарт) противоположная монизму, согласно к-рой все существующее состоит из множества духовных сущностей... Социологический словарь
  • плюрализм - -а, м. Философское учение, отрицающее единство мира и утверждающее, что в основе мира лежит множество самостоятельных, независимых начал и видов бытия. [От лат. pluralis - множественный] Малый академический словарь
  • плюрализм - ПЛЮРАЛ’ИЗМ, плюрализма, мн. нет, ·муж. (от ·лат. pluralis - многочисленный) (филос.). Идеалистическая философская система, считающая, что в основе мира и его явлений лежит несколько начал (·в·противоп. монизму). Толковый словарь Ушакова
  • Плюрализм - Философское учение, согласно которому существует множество независимых начал бытия или оснований знания. Термин был введен Х.Вольфом в 1712 г Краткий религиозный словарь
  • ПЛЮРАЛИЗМ - ПЛЮРАЛИЗМ (лат. pluralis - множественный) - фи-лософско-мировоззренческая позиция, утверждающая множество интересов, видов бытия, идей, взглядов, социальных институтов, не сводимых к чему-то единому и независимых друг от друга. Новейший философский словарь
  • Все популярнее сегодня становятся различные иностранные слова, особенно в сфере политики. Многие, вероятно, задают себе вопрос: "Что такое плюрализм?" Термин происходит от латинского pluralius (множественный) и обозначает

    множественность начал, мнений, форм знаний, видов существования, взглядов, норм поведения и т.д., неприводимых одно к другому. Они существуют отдельно друг от друга, и борьба между ними не является обязательным условием. Плюрализм отражает разнообразие В любой области, будь то религия, идеология, философия, творчество, присутствуют формы - разнообразие в любом виде, поэтому вполне естественно, что он, плюрализм, присутствует во всех сферах жизни человека и общества в целом.

    Чтобы лучше понять, что такое плюрализм, обратимся к конкретному примеру. В политике это явление распространено достаточно широко, особенно в демократическом обществе. На основании принципа множественности строится партийный плюрализм - возможность участия в управлении страной для

    множества То есть на политической арене выступает множество партий, борющихся за право представительства в органах государственной власти. Их конкуренция основывается на дискуссиях, легальном столкновении интересов сторонников разных точек зрения. Количество партий может быть не ограничено. Это - общества, хотя, конечно, он имеет некоторые минусы. Так, возможно появление так называемых "марионеточных" партий. Они, по сути, не имеют реальной силы, а создаются только для того, чтобы оттягивать голоса избирателей от конкурентов.

    Однако существует ограниченный плюрализм, суть которого состоит в том, что система позволяет совмещать существование нескольких влиятельных политических сил, борющихся за голоса избирателей. В данном случае количество партий варьируется в пределах пяти - семи. Это означает, что позиции хоть и имеют разные точки зрения, но не переходят в радикальные крайности,

    существуя в рамках так называемого «центра». Согласитесь, довольно удобно. Такая система распространена в западноевропейских странах и постепенно приходит в Латинскую Америку.

    Плюрализм несовместим с авторитарным или что, в общем-то, понятно. Он характеризует демократическое общество, в котором государство должно не служить аппаратом общественного принуждения, а благоприятствовать развитию солидарных личностей. Исходя из сути авторитарного и тоталитарного режимов, партийный плюрализм при них просто невозможен.

    Вместо заключения

    Выяснив, что такое плюрализм, следует также отметить, что в идеале взаимодействие различных групп основывается на взаимном уважении и толерантности. Их действия по отношению друг к другу должны быть мирными, бесконфликтными и без злоупотребления властью. Прежде всего, должны отсутствовать попытки одной группы ассимилировать в другие. Возможно, плюрализм - одна из самых важных и типичных характеристик современного общества, которая и в будущем будет являться двигателем прогресса и экономики. Надеемся, в статье мы ответили на поставленный вопрос о том, что такое плюрализм.

    от лат. pluralis - множественный) - англ. pluralism; нем. Pluralismus. 1. Философская концепция (Г. Лейбниц, И. Гербарт) противоположная монизму, согласно к-рой все существующее состоит из множества духовных сущностей, к-рые не сводятся к единому началу. 2. Проявление различных мнений, ориентации, многообразия оценок, высказываемых индивидами относительно значимых для них ситуаций. 3. Принцип, утверждающий наличие множества различных взаимозависимых и самостоятельных соц. и полит, групп, партий и организаций; предполагает право каждого человека придерживаться любых взглядов, т. е. инакомыслия.

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    ПЛЮРАЛИЗМ

    лат. pluralis - множественный) - философско-мировоззренческая позиция, утверждающая множество интересов, видов бытия, идей, взглядов, социальных институтов, не сводимых к чему-то единому и независимых друг от друга. П. проявляется в онтологии, гносеологии, социологии, этике, аксиологии и т.д. П. - это не столько признание необходимости множества мнений и их борьбы, сколько отражение многообразия форм бытия, социальной организации общества. Суть П. в признании им противоречий как источника социального прогресса, стимулировании многообразия общественной жизни с вытекающими отсюда оппозицией, конфликтами и конкуренцией. Разрешение этих противоречий предполагается демократически, в рамках закона. Сам термин "П." был введен в оборот систематизатором и популяризатором философии Г. Лейбница - Х. Вольфом в 1712. Противоположностью П. является монизм, признающий единую основу всего сущего. Весь историко-философский процесс свидетельствует о противоборстве монизма и П., выдвигая на первый план то первое, то второе. Так, философия рубежа 19-20 вв. имела по преимуществу монистический характер. Сюда следует отнести такие направления, как материализм, абсолютный идеализм, эмпириомонизм, феноменология и др. В современной философии большое распространение получил П. Наиболее четко он проявляется в персонализме и прагматизме, согласно которым каждая личность автономна и неповторима, она не сводима к каким-либо общностям и силам; в аксиологии, исходящей из многообразия ценностей и ценностных ориентаций; в гносеологии, допускающей одновременное существование и конкуренцию различных теорий, картин мира и т.д.; в социологии и политологии П. представлен в теории факторов, идее П. демократии и т.п.

    Общественные системы, базирующиеся на П., как показывает опыт, предпочтительнее авторитарно-монолитных, т.к. в первых сталкиваются разные точки зрения, соревнуются политические группы, критика направлена не только сверху вниз, но и наоборот. Однако такая система требует государственной и общественной дисциплины, выражающейся прежде всего в выполнении принятых большинством законов, но оставляющей возможность деятельности меньшинства. Для того, чтобы общество функционировало нормально, необходимо наличие в нем групп людей с различными взглядами, которые можно свободно отстаивать и критиковать, не опасаясь преследований. В современной социальной философии данный тематизм осмысливается в контексте движения социального времени, переводящего П. в пространство интерпретаций терминов прагматизма, а также транслируется в контекст социального пространства, в границах которого П. предполагает сосуществование принципиально разнокачественных сущностей.

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    В социально-психологическом аспекте - проявление в деятельности и общении широкого спектра мнений, ориентации, многовариантности оценок, высказываемых индивидами относительно значимых для них ситуаций.

    В плюрализме проявляется социальная активность личности, ее потребность в отстаивании собственных позиций, способность к рефлексии, терпимость к мнениям других. Чаще всего плюрализм можно наблюдать при принятии решений групповых и в дискуссии групповой, особенно при творческой деятельности совместной. Плюрализм - важная характеристика конструктивности общения, эффективного взаимодействия межличностного. Он является важным феноменом психологии политической, несовместим с догматизмом, тоталитарным мышлением и авторитарным руководством.

    ПЛЮРАЛИЗМ

    лат. pluralis - множественность) - проявление в деятельности и общении широкого спектра мнений, ориентации, многовариантности оценок, высказываемых индивидами относительно значимых для них ситуаций.

    ПЛЮРАЛИЗМ

    1. Философская точка зрения, согласно которой реальность состоит из более чем одной формы основной материи или принципа. Строго говоря, дуализм является плюрализмом, хотя эти термины обычно различаются; см. витализм, который в соединении с дуалистическим подходом является тому примером. 2. Тенденция искать множественные причины. Это значение очень общее и характеризует любое число теоретических подходов, признающих, что психологические явления возникают в результате действия множества причинных факторов. 3. Тенденция социальных групп разделяться на меньшие единицы. Этот способ употребления строго описательный. 4. Социально-философское направление, в котором утверждается, что культурные характеристики меньшинств, отличающиеся от других являются важными аспектами целого общества и они должны поощряться более мощным большинством.

    Плюрализм

    лат. pluralis - множественность] (социально-психологический аспект) - проявление в деятельности и общении широкого спектра мнений, ориентаций, многовариантности оценок, высказываемых индивидами относительно значимых для них ситуаций. В П. проявляется социальная активность личности, ее потребность в отстаивании собственных позиций, способность к рефлексии, терпимость к мнениям других. Наиболее часто П. можно наблюдать при принятии групповых решений и в групповой дискуссии, в особенности при совместной творческой деятельности. П. - важная характеристика конструктивности общения, эффективного межличностного взаимодействия. Будучи несовместим с догматизмом, тоталитарным мышлением и авторитарным руководством, П. является важным феноменом политической психологии, характеризующим систему взаимоотношений в подлинно демократическом обществе. А.Г. Аллахвердян

    ПЛЮРАЛИЗМ

    от лат. pluralis – множественность) – проявление в обществе, социальной группе, деятельности и общении широкого спектра мнений, ориентаций, многовариантности оценок, высказываемых индивидами относительно значимых для них ситуаций. В П. проявляется социальная активность личности, ее потребность в отстаивании собственных позиций, способность к рефлексии, терпимость к мнениям других. Часто П. можно наблюдать при принятии групповых решений, в групповой дискуссии, в совместной творческой деятельности. П. – важная характеристика конструктивности общения, эффективного межличностного взаимодействия, условие предупреждения конфликтов. Будучи условием гласности, демократизации и свободного мышления, П. несовместим с догматизмом, тоталитарным мышлением и авторитарным руководством. Термин «П.» был предложен немецким философом X. Вольфом в 1712 г.

    Плюрализм

    от лат. pluralis - множественный),

    1) философское учение, согласно которому существует несколько (или множество) независимых начал бытия, или оснований, знания. Термин введен Х. Вольфом (1712).

    2) характеристика демократической политической системы общества, при которой социальные группы имеют органичные (институционные) возможности для выражения своих интересов через своих представителей (политические партии, профсоюзы, церковные и другие организации).

    Плюрализм

    от лат. pluralis - множественность] - демонстрация и реализация различных, инвариантых позиций, мнений, точек зрения в условиях совместной деятельности и общения по поводу вопросов и задач, личностно значимых для каждого и принципиально важных для общности в целом. При этом необходимо специально обговорить, что несовпадение мнений, отсутствие их нивелировки, поверхностного единства ни в коей мере не означает, что в общности сложилась конфликтная ситуация. Более того, на этапе дискуссионного определения «что» и «как» следует делать подобное откровенное столкновение индивидуальных мнений, что позволяет уже после принятия группового решения, когда выработана тактика дальнейших единых действий, не возвращаться к спорным вопросам, не «откатываться» на предшествующую фазу выработки согласованных групповых планов. Кроме того, совершенно очевидно, что без плюрализма мнений на этапе принятия группового решения практически был бы невозможен тот нередко случающийся интеллектуальный «прорыв», с надеждой на который и проводится, например, наиболее распространенная техника групповой дискуссии - брейншторминг. Следует подчеркнуть, что плюрализм мнений ничего общего не имеет с конфликтным противостоянием позиций, с непримиримой конкурентностью и ни в коей мере не предполагает попыток на этапе уже реализации принятого решения возложить груз ответственности на другого и снять его с себя, если на этапе обсуждения победило мнение оппонента. Конечно, подобная реакция нередко случается, но, как правило, лишь в группах невысокого уровня социально-психологического развития и при этом тогда, когда речь идет не об изначальном плюрализме мнений членов общности, а о принципиально низкой степени ценностно-ориентационного единства в ней и об отчетливо выраженном конкретно-конфликтном противостоянии ее членов друг другу. Несмотря на то, что в последние годы термин «плюрализм» достаточно широко применяется в психологии малых групп, все же это понятие чаще применяется в психологии больших групп и, прежде всего, в политической психологии, так как именно он характеризует систему взаимоотношений в действительно демократическом обществе, а отсутствие плюрализма выступает в качестве одного из важнейших критериев, позволяющих оценить социум в качестве тоталитарного.

    Прямым следствием дефицита плюрализма в группе является широко известный в социальной психологии феномен «огруппления» мышления, который не только существенно снижает эффективность совместной деятельности, но и часто делает попросту невозможным принятие по-настоящему качественных решений. Более того, нередко «огруппление» мышления приводит к катастрофическим последствиям.

    Данный феномен впервые был зафиксирован И. Джанисом на основании анализа процесса принятия ряда откровенно провальных решений высшим политическим руководством США, в частности, действий администрации Ф. Рузвельта в ситуации назревающего военного столкновения с Японией в 1941 г., попытки силового устранения режима Ф. Кастро на Кубе в 1961 г. и эскалации военного вмешательства США в ситуацию во Вьетнаме в 1964-1967 гг. И. Джанис сформулировал восемь симптомов «огруппления» мышления, а именно: иллюзию неуязвимости, безусловную веру в этичность группы, рационализацию, стереотипный взгляд на внешних оппонентов, часто позиционируемых как противник, сильное давление конформизма, самоцензуру, иллюзию единомыслия и наличие в группе «умохранителей».

    Иллюзия неуязвимости проявляется в том, что группа проявляет излишний оптимизм относительно своих возможностей, не позволяющий адекватно оценить внешние угрозы и выявить уязвимые точки собственной позиции.

    Зараженные безусловной верой в этичность своего сообщества «члены группы верят в неотъемлемо присущую ей добродетель и отвергают все рассуждения о морали и нравственности»1.

    Рационализация является групповой формой аналогичной индивидуальной психологической защите. В процессе принятия решения члены группы заняты не анализом возможных альтернатив, а поиском псевдорациональных обоснований одной единственной позиции.

    Стереотипный взгляд на внешних оппонентов проявляется, прежде всего, в том, что «попавшие в болото огруппления мышления рассматривают своих противников как слишком злонамеренных, чтобы вести с ними переговоры или как слишком слабых и неразумных, чтобы защитить себя от планируемых ими действий»2.

    Давление конформизма становится явным и проявляется в открытых, целенаправленных санкциях против нарушителей единомыслия: «Тем, кто высказывает сомнения относительно идей и планов группы, члены группы дают отпор иногда даже не с помощью аргументов, а при помощи насмешек, задевающих лисность»1.

    Самоцензура: «Так как разногласия зачастую дискомфортны, а в группе существует видимость консенсуса, ее члены предпочитают скрывать или отбрасывать свои опасения»2.

    Иллюзия единомыслия является следствием сильного давления конформизма в сочетании с самоцензурой, поскольку таким образом создается видимость единодушной поддержки решения, «более того, кажущийся консенсус подтверждает правильность группового решения», поскольку «Все эти незаурядные люди не могут одновременно ошибаться»3.

    Наличие в группе «умохранителей» предполагает, что «некоторые члены группы защищают ее от информации, которая могла бы поднять вопросы морального характера или поставить под сомнение эффективность групповых решений»4.

    Еще раз подчеркнем, наличие даже некоторых из перечисленных симптомов может существенно снизить эффективность групповой деятельности и ограничить способность группы к принятию креативных и инновационных решений. Полномасштабное же «огруппление» мышления практически неизбежно влечет за собой «провальные» результаты. Этому имеется множество подтверждений не только в политической, но и в бизнес-практике. Так, например в истории бизнес-катастрофы, связанной с крахом проекта «Иридиум», фактор огруппления мышления сыграл одну из ключевых ролей.

    В этой связи особый интерес представляют меры, предложенные И. Джейнисом для предотвращения «огруппления» мышления. Он сформулировал их в следующих основных положениях:

    1. «Лидер должен поощрять каждого члена группы высказывать свои возражения и сомнения, возникающие по поводу предлагаемых решений. Чтобы это было эффективным, лидер должен демонстрировать готовность к восприятию критики своих собственных идей.

    2. Лидер с самого начала должен сохранять беспристрастность в развернувшихся дискуссиях и выражать свои предпочтения и ожидания только после высказывания точек зрения остальных членов группы.

    3. Группе следует разделиться на подкомитеты для независимого обсуждения проблемы и затем вновь собраться вместе, чтобы прийти к единому решению.

    4. Периодически к участию в групповом обсуждении следует привлекать независимых экспертов и поощрять их к поиску слабых мест в позициях членов группы.

    5. В ходе каждой встречи хотя бы одного человека следует назначать на роль “адвоката дьявола”, оспаривающего выдвигаемые группой идеи.

    Эти предложения направлены на усиление способностей группы рассматривать множество альтернатив, устранять иллюзии согласия и более полно учитывать релевантную информацию»5. Совершенно очевидно, что речь в данном случае идет именно об обеспечении реального плюрализма мнений в контактном сообществе.

    Еще одним важнейшим средствам обеспечения плюрализма в группе являются групповые нормы, особенно в той их части, которая касается принятия решений и обеспечения прав меньшинства. Как правило, при принятии решения, группы руководствуются одним из двух принципов: «побеждает большинство» или «побеждает истина». Что касается первого из них, то «в соответствии с правилом победы большинства, группа в результате соглашается с той позицией, которая имеет наибольшее число сторонников, даже если это большинство оказывается незначительным»1.

    Принцип «побеждает истина», в свою очередь, предполагает, что «на основании представленной... информации и различных аргументов члены группы убеждаются в истинности определенной позиции, даже если поначалу ее разделяло меньшинство членов этой группы»2.

    Вполне понятно, что эти два принципа далеко не всегда являются антагонистичными. Решения большинства в целом ряде случаев могут быть вполне объективными и рациональными, особенно если речь идет о малых группах высокого уровня социально-психологического развития. Кроме того, в идеале принцип принятия решения должен произвольно выбираться в зависимости от специфики задачи, «цены вопроса» и условий конкретной ситуации. Так, например, если речь идет о выборе места проведения пикника, по-видимому, вполне оправдано следование мнению большинства, поскольку для успеха данного мероприятия во многом определяющими являются субъективные предпочтения большинства компании, а один берег водохранилища, по большому счету, принципиально не отличается от другого. С другой стороны, для решения даже такого в общем-то бытового вопроса, как покупка автомобиля, вряд ли наиболее подходящим будет простое семейное голосование, поскольку в данном случае необходим анализ массы объективных факторов: технических, финансовых, организационных и т. п.

    И все-таки вполне очевидно, что принцип «побеждает истина» в значительно большей степени обеспечивает подлинный плюрализм, чем принцип «побеждает большинство». Между тем, его целенаправленное использование практически невозможно в целом ряде случаев, касающихся функционирования больших групп, например, при формировании представительных органов власти. В связи с этим в демократических обществах при реализации принципа «побеждает большинство» используется целый ряд процедур, позволяющих, в известной степени, обеспечить плюрализм мнений в рамках данного принципа. К ним относятся, в первую очередь, тайное голосование, реальное обеспечение равных возможностей при представлении избирателям альтернативных программ и точек зрения, многочисленные согласительные процедуры, выделение определенной квоты во властных структурах для представителей меньшинства и т. д.

    Следует особо отметить, что обеспечение реального плюрализма в сообществе в большой степени зависит от социально-психологических особенностей меньшинства. Если оно состоит из конформных и авторитарных личностей, в обществе неизбежно возникает тотальное «единомыслие», какими бы громкими и радикальными публичными декларациями не разражались при этом представители меньшинства. Типичным примером такого рода может служить деятельность ряда российских «оппозиционных» политических партий, с разных позиций критикующих действующую власть и одновременно фактически поддерживающих и лигитимизирующих все ее действия.

    С другой стороны, по-настоящему сильное, сплоченное и убежденное в собственной правоте меньшинство способно не только эффективно отстаивать свои интересы и взгляды, но и в целом ряде случаев существенно влиять на позицию большинства. Это было экспериментально зафиксировано, например, в исследованиях С. Московичи и его коллег. Они «...обнаружили, что, если меньшинство постоянно называет голубые полоски зелеными, представители большинства эпизодически соглашаются с этим. Но если меньшинство колеблется, называя “голубыми” третью часть голубых полосок и “зелеными” - остальные, практически никто из большинства никогда не назовет их “зелеными”. ... Московичи полагает, что следование меньшинства за большинством означает просто публичную уступку, а следование меньшинства за большинством отражает истинное одобрение - действительное восприятие голубой полоски как зеленой»1.

    Практический социальный психолог, если он работает с большими группами, выполняя свою профессиональную деятельность, должен учитывать факт наличия или отсутствия плюрализма для того, чтобы верно диагностировать характер взаимосвязей в макросоциуме. Если же полем его профессиональной деятельности является малая группа, то он должен выстраивать свою программу психологической поддержки и сопровождения реального функционирования контактного сообщества таким образом, чтобы на этапе выработки группового решения мнения членов группы были максимально плюралистичны, а на этапе реализации уже принятого решения сбалансировано едины.

    29Ноя

    Плюрализм – это термин который характеризует концепцию наличия множества различных взглядов, позиций, идей, и интересов в одно и то же время. , слово «ПЛЮРАЛИЗМ» произошло от латинского «pluralis», что переводится как «Множество». Сам по себе, термин является весьма широким в применении, так он может использоваться в множестве тематик, но всегда передавать суть изначальной концепции. Довольно часто можно услышать его употребление в таких словосочетаниях как: «плюрализм мнений», «политический плюрализм» или «принцип правового плюрализма».

    Что такое ПЛЮРАЛИЗМ простыми словами – понятие, определение кратко.

    Простыми словами, Плюрализм – это концепция, которая подразумевает наличие нескольких точек зрения в отношении определенного вопроса. Другими словами, можно сказать, что плюрализм — это теория о том, что мир не является прямолинейным или имеет всего две грани. То есть, мир не делится только на черное и белое, на хорошее и плохое.

    В качестве наглядного примера, можно привести религиозный плюрализм, который заключается в том, что одновременно могут существовать несколько религий и все они могут быть «истинными». В данном случаи суть плюрализма заключается в том, что нет нужды выяснять кто прав, а кто нет. Вместо этого, можно приять во внимание все религии одновременно, и рассматривать их как данность.

    Принцип и признаки плюрализма.

    Так как термин имеет весьма широкое распространение, то перечислить все конкретные аспекты и признаки в одном списке, не представляется возможным. Тем не менее, можно вынести на передний план основные признаки плюрализма и сформировать из них общий принцип.

    • В первую очередь, плюрализм – это не просто разнообразие мнений, а способ активного взаимодействия со всеми существующими точками зрения.
    • Во-вторых, плюрализм – это не только по отношению к различиям, но и активный поиск взаимопонимания в разных направлениях.
    • В-третьих, это работа с уже имеющимися обстоятельствами. Это значит, что вместо того чтобы изменять чью-то , всегда есть возможность принять ее как данность и постараться ужиться с ней.
    • В-четвертых, плюрализм основан на диалоге. Язык плюрализма — это диалог и встреча, компромисс и принятие, критика и самокритика.

    Виды плюрализма.

    Как уже неоднократно упоминалось ранее, термин имеет весьма широкое применение в различных областях жизнедеятельности человека. Именно поэтому мы рассмотрим только самые важные и актуальные виды плюрализма. Это:

    Плюрализм мнений.

    Плюрализм мнений заключается в принятии того, что у каждого человека может быть свое собственное мнение относительно того или иного вопроса. Используя именно эту концепцию, решая определенные вопросы, люди могут прийти к взаимопониманию учитывая все точки зрения. Простыми словами, можно сказать, что при разговоре с другим человеком, нужно понимать то, что и у него может быть свое мнение. И как бы оно на первый взгляд глупо не выглядело, с ним стоит считаться.

    Религиозный плюрализм.

    Религиозный плюрализм утверждает, что ни одна религия не может претендовать на абсолютную власть, чтобы преподавать абсолютную истину. Религиозные плюралисты отмечают, что почти все религиозные тексты представляют собой совокупность ассортимента человеческих наблюдений, задокументированных, например, как исторические рассказы, поэзии, лекции и морали. Поэтому религиозные тексты открыты для толкования, и никакая религия не может всесторонне захватывать и передавать всю правду. Хотя все религии пытаются захватить реальность, их попытки происходят в определенных культурных и исторических контекстах, которые влияют на точку зрения писателя.

    Многие религиозные плюралисты утверждают, что члены других конфессий ищут одни и те же истины по-разному и что все религиозные знания ограничены человеческой ошибкой. Плюрализм не препятствует проведению собственных идей или участию в ритуалах или духовной жизни одной конкретной религии или сообщества, признавая справедливость множества других практик или интерпретаций.

    Политический Плюрализм.

    Политический плюрализм — одна из важнейших черт современной . В отличие от тоталитаризма, плюрализм признает разнообразие интересов граждан и считает необходимым, чтобы все члены общества учитывали потребности других, проводя добросовестные переговоры.

    Именно исходя из данной концепции, демократия приветствует наличие большого числа политических партий, которые будут отстаивать интересы разных групп населения.