Описание по Евангелию от Фомы. Святой отрок преподобный Боголеп Черноярский

познакомиться с евангельской историей посещения 12-летним Иисусом Иерусалимского храма

Задачи:

  • познакомиться с евангельским повествованием об отроке Иисусе в храме
  • понять важность послушания родителям
  • осознать, что послушание Богу может быть выше послушания родителям
  • укрепить желание посещения храма
  • развить благоговейное отношение к храму

Использованная литература:

  1. Закон Божий: В 5-ти книгах. – М.: Книговек, 2010. – Т.1. Глава «Отрок Иисус в храме».
  2. Янушкявичене О., Киреев И. Дерево доброе. Учебное пособие для начальных классов. – М.: Отдел религиозного образования и катехизации, 1997. Глава «Иисус в Назарете».
  3. Комлева Ю. Русские дети-святые. // Православный вестник. – №7 (119) – октябрь 2015. [Электронный ресурс]. – URL: http://orthodox-magazine.ru/numbers/at847 (дата обращения 20.10.2016).
  4. Кокин И., диак. Жизнь и учение Господа Иисуса Христа. // Рабочая тетрадь. ­– М.: Мироздание, 2015. Урок 6 «Отрок Иисус в Иерусалимском Храме. Крещение Господне».

Дополнительная литература:

  1. Верниковская Л.Ф. Уроки в воскресной школе. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. Глава «Отрок Иисус в храме».

Ключевые понятия:

  • Праздник Пасхи
  • Храм Божий
  • Сын Божий

Словарь урока:

  • Назарет
  • Синагога
  • Иерусалим
  • Иерусалимский храм
  • Иосиф и Мария
  • Законник
  • Послушание родителям

Содержание занятия: (открыть )

Иллюстрации:

Проверочные вопросы:

  1. Где нашли Его Иосиф и Мария?
  2. Как нужно вести себя в храме?

Ход урока. Вариант 1:

Рассказ учителем новой темы, беседа с детьми.

Просмотр видеоматериалов или презентации о детстве Иисуса Христа.

Групповое задание. Класс делится на 2 или 3 команды (в зависимости от количества учеников). Учитель раздает каждому члену команды по одному вопросу и небольшому листочку бумаги для ответа. Дети должны письменно ответить каждый на свой вопрос. После этого каждая команда, собрав ответы, должна склеить их в один текст и озаглавить его «Правила поведения в храме». Учитель зачитывает каждый получившийся текст и определяет команду-победителя.

Закрепление темы с помощью проверочных вопросов.

Ход урока. Вариант 2:

Рассказ учителем новой темы, просмотр иллюстраций.

Рисунок «Храм». Дети рисуют свой храм, в который они ходят.

Закрепление пройденного о Рождестве и детстве Иисуса Христа с помощью презентации .

Видеоматериалы:

  1. Телепередача «Мастерская добрых дел». «Мальчик Иисус в храме»:

  1. Анимационная иллюстрация к Евангелию «Отрок Иисус в храме»:

(Лк. 2:41-52)

1) Отрок Иисус в Храме

У евреев, по закону , данному Богом Моисею, был только один храм, где служили священники и приносили жертвы Богу. Этот храм находился в Иерусалиме.

В остальных городах были дома, где народ по субботам собирался помолиться и послушать книжников, которые объясняли Священное Писание. Такие дома назывались синагогами. Священников в синагогах не было, поэтому там нельзя было принести жертвы.

Праведные евреи, как бы они далеко не жили от Иерусалима, хотя бы раз в год ходили в Иерусалим, чтобы помолиться со священником и принести положенные по закону жертвы. Особенно много народу приходило на праздники.

Когда Иисусу Христу было двенадцать лет, Иосиф и Мария пришли с Ним, соблюдая закон, на праздник Пасхи, в Иерусалим. Когда праздник кончился, они пошли обратно в Назарет. Много народу возвращалось вместе с ними, и Мария, не видя подле себя Иисуса, думала, что Он идет за ними вместе с родными и знакомыми. Но к вечеру оказалось, что Иисуса нигде нет. Тогда Иосиф и Мария вернулись в Иерусалим и стали повсюду искать Его. Только на третий день, после долгих поисков, нашли они Его в храме. Он сидел, окруженный старыми, учеными толкователями Закона Божия, и разговаривал с ними о Боге. Он говорил так, что старцы удивлялись, откуда у Иисуса столько мудрости и знания.

Иосиф и Мария, видя, что Он рассуждает с иудейскими учителями и законниками, остановились в изумлении. Наконец Пресвятая Дева сказала Иисусу:

Сын Мой, что Ты сделал с нами? Мы с большим беспокойством искали Тебя.

Иисус отвечал Ей:

Зачем вам было искать Меня? Разве вы не знаете, что Я должен быть в том, что принадлежит Отцу Моему? – Иосиф и Мария не поняли, что Он хотел этим сказать. Иисус Христос был послан на землю, чтобы спасти людей и указать им путь к спасению, то есть учить их истине .

Иисус послушно пошёл домой и оставался в доме родителей, пока Ему не исполнилось 30 лет. Он жил в семье, как обычный ребенок, слушался Матери Своей и Иосифа, молился, ходил в храм, изучал Священное Писание, помогал в домашней работе, учился у Иосифа плотницкому делу. Становясь старше, Он возрастал в мудрости, и Божия благодать была на Нём.

2) Святой отрок преподобный Боголеп Черноярский

Жители Астраханской области и в особенности села Чёрный Яр, расположенного на берегу Волги и прежде имевшего статус города, на протяжении нескольких столетий считают своим защитником и молитвенным заступником преподобного отрока Боголепа Черноярского. Согласно преданию, он принял монашеский постриг и схиму в семилетнем возрасте; основные же моменты его биографии подтверждаются историческими фактами. В 1651 году четырёхлетний Борис Ушаков, единственный ребёнок в семье московского дворянина, отправился вместе с родителями к южной границе Русского государства, в крепость Чёрный Яр, куда его отец был назначен воеводой. Разразившаяся там спустя три года эпидемия чумы не пощадила ребёнка. Одним из следствий болезни стала хромота, что, однако, не воспрепятствовало частым посещениям храма, куда мальчик так любил ходить с самого раннего детства. Родители и окружающие люди замечали, что во время службы он словно получает облегчение от недуга, может самостоятельно передвигаться по храму и, молясь, радуется и забывает о своей немощи.

Болезнь не оставила мальчика – на губах появилась опухоль, а вскоре всё лицо покрылось язвами. Однажды, когда он лежал в беспамятстве из-за сильной лихорадки, к нему впустили незнакомого монаха-схимника, одеяние которого показалось ребёнку таким прекрасным, блистающим и благоуханным, что он стал умолять родителей благословить его принять монашеский постриг как можно скорее и облечь в точно такие же «ангельские одежды». Родители возражали, поскольку мальчик был единственным чадом и наследником, однако, видя приближение смерти сына, в конце концов, согласились. Постриг Борис принял в храме при большом стечении народа. По преданию, лицо его совершенно очистилось от язв и стало похожим на ангельское, отчего в схиме ему было дано имя Боголеп (в переводе с греческого – «украшенный Богом»). Три дня после пострига семилетний схимонах провёл на коленях в алтаре храма. Выйдя оттуда, он уклонился от родительских ласк, пояснив: «Я теперь не ваш, а Божий». Он перекрестил мать с отцом и сказал: «Господь укрепит вас, и вы не будете сильно скорбеть, у вас ещё будут дети, и вы утешитесь». Покинув стены храма, маленький схимонах также перекрестил город на все четыре стороны и обратился к жителям: «Господь меня поставил вашим заступником, всё, что ни попросите у Господа через меня, вам будет. Я отныне хранитель вашего града». После этого мальчик упал на землю без сознания в сильном приступе лихорадки и через день скончался.

Местное почитание черноярского отрока-схимонаха стало чрезвычайно обширным, иконами с его образом благословляли при вступлении в губернские должности, широко известны были многочисленные чудеса и факты помощи по молитвам этого святого.

Берег реки Волги, на котором находилась церковь Воскресения Христова с могилою отрока Боголепа, постоянно подмывался. К середине ХIХ века состояние храма стало угрожающим, но черноярцы долго не решались сами вынести главную святыню - гроб святого схимонаха. Наконец, когда вода подступила уже совсем близко, жители получили разрешение на перенесение святыни. Был обретен маленький детский гробик, но лишь только городской голова принял его на руки, как он тут же выскользнул из его рук и вместе с осыпавшейся землей скрылся в водах Волги. Это исчезновение только что обретенного гроба было воспринято как действие Промысла Божия, так как многих жителей посещало видение отрока в светлых одеждах, уходящего из города. Вместе с тем он утешал, что духом пребудет с верующими.

Простая и полная таин Божиих жизнь преподобного схимонаха Боголепа являет силу слов Спасителя о детях: «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. И, обняв их, возложил руки на них и благословил их » (Мк. 10:14-16).

Проверочные вопросы:

  1. Что такое синагога и чем она отличается от храма?
  2. В каком городе жили Иосиф и Мария?
  3. Почему Иосиф и Мария с Иисусом Христом пошли в Иерусалим?
  4. Сколько было тогда лет Иисусу?
  5. Где нашли Его Иосиф и Мария?
  6. До каких лет оставался Иисус Христос с родителями?
  7. Как Он проводил жизнь у родителей?
  8. Что можно увидеть в православном храме?
  9. Как нужно вести себя в храме?

Русская Православная Церковь

Йошкар-Олинская и Марийская епархия

Отдел религиозного образования и катехизации

Епархиальный образовательный центр

Курсовая работа

по дисциплине Священное Писание Нового Завета

цикл Православное богословие

12-летний Отрок Иисус в храме

(среднесрочная программа по подготовке катехизаторов)

Выполнил: слушатель 2г.о.

Фурманова Л.А.

Научный руководитель

иерей Иоанн Кристев

Йошкар-Ола 2015

Введение

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение

Актуальность данной курсовой работы обусловлена необыкновенной краткостью сведений о детских годах Спасителя. Только Лука описывает один единственный, драгоценный эпизод из детства Иисуса Христа, связанный с посещением Иерусалимского храма. Анализ толкований и исследований православных экзегетов и библеистов может быть полезным затем на уроках в воскресной школе и для детей и взрослых.

Настоящий труд не претендует на оригинальность. Он представляет собою лишь свод данных, извлеченных из целого ряда трудов и учебных пособий.

Целью данной работы является исследование значимости повествования о посещении храма двенадцатилетнего отрока Иисуса Христа во второй главе Евангелия от Луки, а также исследование и углубление вопроса, почему подробности детства Господа нашего Иисуса Христа сокрыты от нас.

Задачей данного исследования является выделить драгоценные жемчужины церковной мудрости из толкований и исследований православных экзегетов и библеистов, обобщить их и осмыслить для более глубокого усвоения содержания Евангельского текста.

Объектом данного исследования служит описание посещения иерусалимского храма 12-летним отроком Иисусом Христом в главе 2:40-52 Евангелия от Луки, толкования на него святых отцов Церкви, писателей и православных экзегетов.

Церковь признает лишь четыре Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Их можно найти в любом издании Библии.

Но существуют еще т.н. апокрифы. Апокриф (греч. -- тайный, сокровенный) -- произведения иудейской и раннехристианской литературы, составленные в подражание книгам Священного Писания о священных лицах и событиях, большей частью от имени персонажей Св. Писания, не признанные Церковью каноническими.

Апокрифические евангелия не являются богодухновенными книгами, и признавать за истину все, что они говорят о жизни Христа в Назарете, мы не можем. Это некое фольклорное творчество, т. е. апокрифы, в немыслимо-фантастической форме рассказывают о «событиях» из жизни Христа, которых нет в канонических Евангелиях. Одной из главных причин появления апокрифических писаний «фольклорной» группы является естественное человеческое любопытство. Эти апокрифы обращены к тем отрезкам из земной жизни Христа, которые в Новом Завете не описаны, либо описаны мало. Так появляются «евангелия», подробно повествующие о детстве Спасителя. По форме и стилю апокрифы весьма уступают богатому, образному языку Библии. Кстати, сам факт рассказа в апокрифических писаниях о событиях, которые не освещены в Библии, еще раз подтверждает то, что апокрифы были написаны позже, чем Евангелия канонические, - авторы апокрифов домысливали то, о чем Евангелие хранит молчание. По оценкам исследователей, из дошедших до нас апокрифов ни один не был написан ранее 100 г. по Р. Х. (написание корпуса новозаветных книг к тому времени было уже закончено). Авторы часто давали волю своему воображению, нимало не думая о том, насколько их фантазия соотносится с правдой. Чудеса, совершаемые Христом в этих книгах, поражают своей бессмысленностью (мальчик Иисус собирает в лужице воду, делает ее чистой и начинает управлять ею одним словом), либо жестокостью (мальчика, разбрызгавшего лозой воду из лужицы, «Иисус» обзывает «негодным, безбожным глупцом», а затем говорит ему, что тот высохнет, как дерево, что тут же и случается). Все это сильно отличается от основного мотива евангельских чудес Христа - любви.

«История детства сравнительно с историей общественного служения Иисуса Христа необыкновенно коротка; знакомят с нею только два евангелиста -- Матфей и Лука, Марк же и Иоанн совсем не касаются ее. Тем не менее история эта есть прекраснейшая и совершенно необходимая часть целого, как это с очевидностью доказывает пример Матфея и Луки. Не будь, в самом деле, этой, хотя и краткой, истории, мы не знали бы многого, и притом очень важного; не знали бы, когда, как и откуда произошел Спаситель, где Он жил и какие лица окружали Его? Все эти вопросы остались бы для нас неразрешимыми. А какой она проливает яркий свет не только на все ветхозаветное прошлое, но и на все будущее в христианстве; для этого достаточно указать на песнь Богородицы (Лк.1:46--55), песнь Захарии (Лк.1:68--79) и Симеона (Лк.2:28--35).

Повествования эти -- эпизодического характера; каждое из них представляет маленькое целое и законченное.» .

«…большую часть повествований передает евангелист Лука, а меньшую евангелист Матфей. Последний описывает только такие события, которые могли бы возродить и укрепить веру в первых читателях-евреях, что Иисус Христос есть истинный Мессия, обетованный еще в Ветхом Завете; апостол Лука же неоспоримо имел в виду показать связь своей евангельской истории с Божественными откровениями Ветхого Завета о спасении чрез Иисуса Христа всего человечества, а не одних иудеев (Лк.2:32). Таким образом, оба евангелиста тесно соединяются друг с другом и восполняют один другого, представляя одну гармонически стройную картину рождения и детства Иисуса Христа -- Сына Божия и Сына Человеческого.».

Работа состоит из двух глав и заключения.

В первой главе рассматриваются моменты детства Иисуса Христа, описанные евангелистами Матфеем и Лукой.

Во второй главе рассматривается эпизод из жизни Христа, когда Он будучи 12-летним отроком посетил Иерусалимский Храм, но преимущество отдается рассмотрению осознания Божественным Отроком, Его Матерью и мнимым отцом и окружающими людьми Его предназначения.

В заключении подводится итог курсовой работы, делаются выводы, главный из которых заключается в том, чтобы понять, что в условиях современного мира, его морального разложения, духовной опустошенности и секуляризации, человек нуждается в высоком нравственном примере, знании Слова Божия.

Предполагается использовать работу на уроках Основ христианской нравственности в воскресной школе в основной ступени обучения, как нравственный урок для христианских детей.

Глава I. Детство Господа Иисуса Христа

иисус иордан храм лука

Ни Евангелие, ни Священное Предание почти ничего не рассказывают нам о детстве Спасителя. «Многими завесами до времени сокрываемо было рождение Христово».

Практически сразу Он предстает перед нами как Проповедник, рассказывающий о тайнах Царствия Божия и о тайниках человеческой души. Нам остается лишь предполагать, как проходило детство Господа: играл ли с соседскими ребятами? Если да, то в какие игры? А еще интересно, всегда ли он выигрывал? - Он же был Всемогущим Богом в теле ребенка! А может быть, Он иногда поддавался, чтобы ребята на него не обижались?

Потом Иисус стал юношей и, наверное, учился у праведного Иосифа плотницкому ремеслу. Интересно, как выглядели столы и стулья, сделанные Богочеловеком? А может быть, что-то из созданного Им до сих пор погребено где-то под землей, в развалинах древних жилищ, и когда-нибудь археологи найдут стол, сделанный Спасителем? Но все это лишь наши догадки, единственный достоверный рассказ о юных годах Спасителя приведен в Евангелии от Луки.

Евангелисты - это прежде всего (в отличие от остальных авторов) люди, призванные для истинного описания жизни и учения Иисуса Христа, которые имеют на себе благодать Божию. «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2Пет.1:21).

Они передают нам истину, о которой говорят своим красноречивым молчанием. И эта истина, скрытая в молчании, является для нас откровением Божиим, как и всё остальное, о чём поведали нам Евангелисты, так как цель Евангелистов, в отличие от авторов апокрифов и легенд, показать не вымысел, а правду. Поэтому, если бы в детстве Иисуса Христа были бы какие-либо чудеса или значительные события, Евангелисты обязательно описали бы их. О том, что никакие чудесные события с детством Спасителя не были связаны, говорит тот факт, что все четыре Евангелиста, ставившие перед собой цель правдиво рассказать об Иисусе Христе, единодушно обходят период детства молчанием. «Итак, ты и отсюда можешь видеть все домостроительство, и что все это не просто и не по случаю происходило, но по божественному промышлению, и исполнялось вследствие пророчества».

«Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему» (Ис.53:2). Словом «отпрыск» называется потомок. И в данном случае потомком, то есть Сыном Бога назван Иисус Христос. Спаситель мира появился, то есть имел детство и юность без каких-либо чудесных событий, и жил тихо и незаметно.

Такова благородная простота многозначительного молчания Евангелистов относительно детских лет Спасителя. Потому что такое молчание в своей правдивости намного лучше, чем искажения и домыслы, унижающие и извращающие события, связанные с детством Иисуса Христа. Только Лука описывает один единственный, драгоценный эпизод из отрочества Иисуса Христа, связанный с посещением Иерусалимского храма. И дает емкую и точную характеристику детства Спасителя. «Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем» (Лк.2:40). «Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков» (Лк.2:52).

Исполняясь премудрости. Здесь речь, очевидно, о человеческом развитии ума, сердца и воли Богомладенца. Постепенно Он усвоил _ конечно, главным образом из наставлений и примера Матери - свойства и навыки истинного израильского благочестия, что и обозначалось у евреев словом "премудрость".

Евангелие как бы намеренно набрасывает завесу на эти первые годы жизни Христа, и одно только на основании Евангелия можно утверждать - что Христос в это время не находился под влиянием какой-либо иудейской школы. Враги Его впоследствии прямо заявляли, что Он нигде систематического обучения не получил (Ин.7:15).

Лука пишет, что «благодать Божия была на Нём» (Лк.2:40). А человек, имеющий на себе благодать Божию, отличается кротостью и добротой, любовью к ближним и скромностью. Вот каким в детстве был Спаситель мира, Иисус Христос. Имея эти качества, Иисус Христос «преуспевал в премудрости».

Евангелист Лука писал свое Евангелие по тщательном исследовании всего сначала (Лк.1:3), следовательно упоминание его лишь о беседе двенадцатилетнего Иисуса с учителями иудейскими в храме и умолчание о всех прочих событиях этого периода Его жизни доказывают, что, кроме знаменательной беседы с раввинами, в жизни Иисуса Христа, до появления Его на Иордане, не произошло ничего такого, что выдавало бы Его как Мессию: Богу угодно было, чтобы Христос оставался до времени в неизвестности, дабы тем оградить Его от злобы руководителей народа иудейского.

Святитель Иоанн Златоуст пишет в своих Беседах, если бы Иисус Христос с детства совершал какие-либо чудеса, как это можно встретить в апокрифах, «но тогда могли бы усомниться в том, что Он принял плоть, и не поверить величию домостроительства. Если и после этих и многих других человеческих действий, некоторые осмелились назвать восприятие плоти басней, то до какой глубины нечестия не ниспали бы, если бы Он везде действовал так, как прилично Богу и Его могуществу? Если бы Господь с первого Своего возраста начал творить чудеса, то Его не стали бы признавать человеком. Потому и храм не просто зиждется, но происходит чревоношение в продолжение обыкновенного девятимесячного времени; потом болезни и рождение, и питание молоком, и продолжительный покой, и ожидание возраста, приличного мужам, -- и все это для того, чтобы сделать более удобовразумительным таинство домостроительства.».

Глава II. Двенадцатилетний Иисус в иерусалимском храме

В кругу Своего Семейства Иисус достиг в Назарете двенадцатилетнего возраста. Этот возраст, почти соответствующий нашему пятнадцатилетнему, по иудейскому обычаю составлял переход из детства в юношеский возраст. С этим возрастом связывалась обязанность исполнения закона и участия в богослужебных действиях и обычаях. Мальчики с этого времени назывались «сынами закона» и имели право участвовать в выполнении богослужебных обрядов наравне со взрослыми.

Приближалась Пасха. Что же означал праздник Пасхи? Священнейшие воспоминания о великих делах Божиих соединялись с ним. Вспоминалось то время, когда Бог избрал народ израильский из всех народов и сделал его Своим народом. Этот праздник длился целую неделю и напоминал народу Израильскому о выходе из Египта (Исх. 12). Это был величайший иудейский праздник. Бог повелел чрез Моисея: «Три раза в год должны являться пред Господом все мужчины: в праздник Пасхи, в праздник Пятидесятницы и в праздник Кущей».

В наше время, когда по всему миру построены десятки тысяч храмов, большинство прихожан живут неподалеку от своего храма и хорошо знают друг друга, нам трудно представить, как такое возможно: на весь мир всего один-единственный Храм! Но в те давние времена было именно так, поэтому на праздник Пасхи в Иерусалим стекались тысячи верующих со всей Иудеи и даже из других стран.

Путешествуя ежегодно в Иерусалим вместе с Иосифом на праздник Пасхи, Богоматерь возможно брала с Собой и Своего Божественного Сына. В этом нас убеждают: невозможность предположения, чтобы Она решилась разлучаться с Ним на такое продолжительное время, а также точный смысл повествования Евангелиста Луки: «И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник» (Лк. 2:42). Сюда стекался Израиль со всех концов земли, чтобы единой семьей предстать перед лицом своего Бога. Время таких путешествий было веселым временем. Целые огромные толпы народа из разных мест шли вместе. И среди этого великого множества иудеев благочестивейший иудей - безгрешный Отрок Иисус. Весь путь до Иерусалима шел через достопримечательные места; что ни шаг, то новое воспоминание о святых событиях минувших дней. Чем дальше они шли, тем больше приставало к ним путешественников. При этом шли беседы о древних временах милости Божией. Почти каждое место на дороге было памятником благодеяний Божиих благочестивым предкам. Во время отдыха прочитывали отрывки священной истории и пели хором псалмы.

Евангелист Лука говорит, что родители Его, то есть Иисуса Христа, каждый год ходили в Иерусалим. Почему же Евангелист, зная, что Иосиф не был отцом Иисуса, употребляет такое неправильное выражение? Потому, что тайна рождения Иисуса Христа должна была оставаться до времени скрытой от всех; не зная этой тайны, все жители Назарета отцом Иисуса считали и называли Иосифа как мужа Его Матери; не желая обнаруживать эту тайну, сама Богоматерь называла Иосифа отцом Иисуса. Таким образом, Евангелист Лука, называя в этом месте своего повествования Иосифа и Марию родителями Иисуса, передает чужие слова и оставляет их без пояснений потому, что они и без того должны быть понятны каждому. Впрочем, в другом месте своего Евангелия Лука поясняет, что Иосиф не был отцом Иисуса, но таковым считали его: Иисус... был, как думали, Сын Иосифов (Лк.3:23).

«Когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его, но думали, что Он идет с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми…» (Лк. 2:43,44). Потеря Отрока Иисуса не была небрежением со стороны Марии, но это было смотрение Божие и объявление о призвании Христовом. « Он сказал им: «зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лк.2:49). Очевидно, праздничное богослужение произвело на Его юную душу такое сильное впечатление, что Он не мог оставаться в обществе людей, которые, возможно, думали больше о внешней стороне праздника, чем о его значении. Предположим, Иисус видел, как священник заколол жертвенное животное.

Позже Иоанн Креститель назвал Его Агнцем Божьим, который берет на Себя грех мира.(Ин. 1:29). Слово это относится к тем, кои желают видеть Агнца, о котором возвещает Исаия (Ис.53:7-8). «Вот, -- говорит, -- Се Агнец, Которого ищут; Се Агнец, вот здесь». Иоанн указывает Его. Он не сказал просто Агнец, но «Се Агнец», так как агнцев много, как и христов много; но Он есть Тот Агнец, Которого прообраз указан у Моисея (Исх.12), о Котором возвещает Исаия (Ис.53:7-8) и который каждый день берет на Себя грехи наши, одни чрез крещение, другие чрез покаяние.

Выходя из Иерусалима по окончании праздничных дней и не видя около себя Иисуса, Иосиф и Мария могли думать, что Он идет с их родственниками, тоже возвращающимися в Назарет, куда и они шли. Быть может Отрок Иисус по дороге в Иерусалим временно присоединялся в пути к другим группам богомольцев, родственников или знакомых, а во время дневного отдыха или ночлега возвращался к Матери и Иосифу. Только этим и можно объяснить, что родители идут до первого ночлега, не беспокоясь, что нет с ними Отрока. Такое спокойствие их было следствием твердой уверенности, что Отрок Иисус идет тут же, недалеко, в кругу своих. Если бы они могли подумать, что Иисус остался в Иерусалиме, то, конечно, начали бы искать Его ранее наступления вечера и немедленно вернулись бы за Ним.

Неудержимое стремление к божественному могуче заявило о себе в душе Христа во время посещения Им Иерусалима и побудило Его снова вернуться в храм, когда родители пошли было с Ним домой.

Возвратясь в Иерусалим, переполненный еще богомольцами, Иосиф и Мария не предполагали, что Иисус мог остаться в храме, и потому тщетно искали Его вне храма. Через три дня; войдя, наконец, в храм, вероятно, с целью помолиться, они увидели Его среди учителей. Вот куда Он пришел; вот где Он слушал чтение и изъяснение Писания. Здесь была речь Его Отца, голос из Его небесного отечества, здесь были образы и подобия будущего спасения, предсказывавшие о Нем и имевшие исполниться на Нем. В Нем пробуждалось мало-помалу то, что лежало в глубине Его существа. Он слушает учителей, относящихся с большим благоволением к Отроку. Он спрашивает, и они толкуют и объясняют Ему все, по мере своего разумения. Они сами и все слушающие Его дивятся разуму и ответам Его.

В чем заключались вопросы и ответы двенадцатилетнего Иисуса учителям иудейским? Евангелист ничего не говорит об этом; но так как беседа происходила в храме, под руководством книжников, занимавшихся толкованием Священного Писания, и притом во время, когда все ожидали пришествия Мессии, то можно с достоверностью предположить, что вопросы и ответы как учителей, так и Иисуса, касались пророчеств о Мессии. В этой беседе Отрок Иисус проявляет не только мудрость, но и знание, которое приводит в изумление книжников. Откуда же такое знание? Где, в какой школе Он учился? Ответ на эти вопросы мы находим в дальнейших повествованиях Евангелистов. Когда Иисус вошел в синагогу Назарета и стал учить, то все «дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили не Иосифов ли это сын?» (Лк. 4:22); «откуда у Него такая премудрость и силы?» (Мф. 13:54). Когда же Иисус учил в храме, то «дивились иудеи, говоря: как Он знает Писания, не учившись?» (Ин. 7:15). Таким образом, жители Назарета, знавшие Иисуса Христа с детства, и иудеи, то есть враги Иисуса, удостоверяют, что Он не учился, не был ни в какой школе. Сам же Иисус Христос не только не опровергает такое мнение о Нем иудеев (как Он знает Писания, не учившись), но даже прямо утверждает его, говоря: «Мое учение - не Мое, но Пославшего Меня» (Ин. 7:16) этому учению Пославшего, этим-то словам Самого Бога дивились иудеи, когда слышали проповедь Иисуса. Та же премудрость Божия проявилась и в вопросах и ответах двенадцатилетнего Иисуса, не нуждавшегося ни в земных школах, ни в учителях. Мальчик Христос, несмотря на Свой детский возраст, в глубоком смирении старался преподать этим седовласым «Никодимам», то есть учителям иудейского народа, истинное, ничем не поврежденное Слово Божие, вызывая в них Своей премудростью великое удивление.

Увидев Иисуса среди учителей, Иосиф и Марияудивились, -- вероятно, потому, что не ожидали встретить Его в таком сообществе и при такой обстановке. Обращаясь к Нему со словами --«чтоТысделал с нами? Вот, отец Твой иЯс великою скорбью искали Тебя»(Лк. 2:48) -- Мария не иначе могла назвать Иосифа, как отцом, чтобы не открывать тайны Рождества Иисуса Христа. В глазах всех, не ведавших этой тайны, Иосиф был отцом Иисуса, хотя в действительности не был таковым. Мария была, конечно, уверена, что с Ним, как состоявшим под охраной Самого Бога, не могло случиться ничего дурного, и если, несмотря на это, скорбела, то единственно лишь потому, что такая продолжительная, впервые случившаяся, разлука была неприятна, мучительна лично для Нее.

Храм - это дом Божий, и где же, как не в Храме должен был находиться воплощенный Бог?! Своим ответом Христос показал, что Он всегда знал, что Он - Сын Божий и на Него возложена великая миссия - спасение человеческого рода. Слова:«зачем было вам искать Меня?» (Лк 2,49)не слова обличения или укора, но слова утешения и наставления. Прежде всего они суть слова наставления, потому что посредством их Христос научает Марию и Иосифа тому, что отлучение Его от них произошло не по слепому случаю, но по смотрению и тайным судьбам Божиим. Дабы Он пребывал и упражнялся в тех самых делах, на которые послан Отцом Своим Небесным. Христос объявляет родителям Своим (Марии и Иосифу), что не следовало бы им искать Его с такой печалью и болью в сердце, так как отлучение Его от них совершенно чуждо было всякой опасности, какой они могли бы бояться за Него.

«Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лк 2:49). В первый раз Христос свидетельствует, что Бог -- Отец Его. Отроку 12 лет, но Он уже осознает Свое Богосыновство и мессианское достоинство. «…зачался во утробе Девы человек, но он в самом зачатии уже был и Бог; хотя родился от девы человек, но вместе родился и Бог; возрастал, вкушал пищу, утруждался от пути, был связан в саду Гефсиманском, ударяем по ланитам, ударяем жезлом по главе, увенчан терновым венцом, распят человек, но вместе и Бог.» .

Сначала Он Сын Божий, а потом -- Своих родителей. Сначала Он должен идти путем Божиим, а потом их дорогою. Нигде они не должны были искать Его, как только в храме, который принадлежит Отцу Его. Но слова Его заключают в себе еще больше: исполнить волю Отца Его -- вот Его пища, делать дела Отца -- вот Его призвание.«В этих словах Иисус Христос впервые открывает Свое назначение - исполнить волю Пославшего Его; но ни Мария, ни Иосиф не поняли всей глубины ответа Иисуса. В ответе Господа видно, что обязанности относительно Бога посвящается всецело и мысль, и воля, и любовь; обязанностям относительно человеков дано свое место, как видно из событий, последовавших за ответом (Лук. 2:51). Когда человек не разместит должным образом своих обязанностей, не даст каждой из них должной меры: тогда исполнение их не может иметь плодом добродетель; плодом будут согрешения и ошибки, тем более опасные, что наружное облачение их благовидно. .

Родители Иисуса Христа, конечно, понимали, что, называя храм принадлежащим Его Отцу, Он Бога называет Своим Отцом. Но они могли не понимать всей тайны отношения Его к Богу Отцу. Только постепенно, мало-помалу они проникали в эту тайну, открытую при Его Благовещении. Однако, по свидетельству Евангелиста Луки, Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем (Лк.2:51),пока не пришло время, когда Она совершенно поняла их; а это свидетельство убеждает нас в том, что все повествование о двенадцатилетнем Иисусе записано Святым Лукой со слов Самой Богоматери».

О дальнейшей жизни Иисуса до появления Его на Иордане Евангелисты ничего не говорят; один только Лука свидетельствует что Иисус возвратился из Иерусалима в Назарет, где и пребывал в повиновении у Матери Своей и Иосифа. «И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем. Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков». (Лк. 2:51-52) Ни сознание высокого Своего призвания, ни впечатление от похвал удивленных слушателей, ничто не дает Ему повода выйти из детского послушания. Он был в повиновении у родителей. Его детское и юношеское развитие было постоянным навыком послушанию, пока Он публично стал свидетельствовать о Своем Отце. Но и религиозное человеческое Его познание еще не было окончено. Он возрастал как возрастом, так и мудростью.Постоянным обращением со Своим Небесным Отцом, углублением в Священное Писание Своего народа, посещением в субботы назаретской синагоги расширялось и углублялось Его человеческое познание, возрастала Его премудрость. Все полнее покоилась в нем благодать и благоволение Божие. Он нашел также благоволение и у людей. Во всем Назарете один только был о Нем голос, что Он прекраснейший между всеми юношами. Все любили и уважали Его.

Таким образом, тихо и спокойно в хижине переходил Он из детства и юности в годы мужеской зрелости. После этого рассказа завеса опять опускается и юность Иисуса в продолжении 18 лет остается неизвестною, пока Искупитель не выступил со словами:«исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1:14-15).

Заключение

Нравственные выводы.

Родители потеряли Иисуса в храме. В этом урок для нас. Мы тоже способны «терять» Христа! Каким же это образом? Если мы недостаточно ценим общение с Богом, не чтим Его Слово, не пользуемся возможностью говорить с Ним в молитве, то есть опасение, что и мы можем потерять из виду Иисуса, Свет, показывающий нам правильный путь в жизни.Мы можем терять из вида Христа в нашей повседневной суете и сутолоке жизни. Нам, людям, вообще бывает трудно сосредоточиваться на чем-либо; вот почему и у христиан не всегда встретишь глубокую сосредоточенность на Христе. Многое в нашей жизни отвлекает наш взор от Христа; мы перестаем чувствовать Его близость к нам, и в душе вместо прежней радости ощущается пустота и неудовлетворенность. Мы молимся, но чувствуем, что молитва наша не поднимается выше потолка; мы берем в руки Слово Божие и не находим в нем утешения. В такие безрадостные дни мы иногда не можем понять, что это с нами делается. Но как часто причина заключается только в одном: душа наша утеряла Христа! Это не значит, что мы ушли от Него или променяли Его на какое-то земное сокровище, хотя и такое случается, _ нет, мы просто перестали видеть Его очами нашего сердца, как это было раньше. Мы так часто жалуемся на обстоятельства своей жизни, на загруженность житейскими заботами и повседневными делами, и стараемся всем этим оправдать свое низкое духовное состояние. Если мы не возрастаем духовно, то в этом только наша собственная вина; не загруженность в работе, а нерадение к нашему внутреннему человеку _вот что мешает нам духовно возрастать и совершенствоваться. Даже любой наш труд может быть средством для выработки у нас христианских качеств _ постоянства, честного отношения к делу, прилежания, верности в малом, заботы о людях, стремления своим образцовым трудом прославить нашего Господа. И среди самого напряженного труда мы должны находить возможности для общения с Богом, питания Хлебом жизни наших бессмертных душ и посильного служения Христу. И пусть Христос в Назарете, с такой любовью помогающий во всем Своей матери и несущий тяжелый труд плотника, как можно чаще стоит перед нашими глазами, дабы мы, следуя Его примеру, научились сочетать в нашей христианской жизни самый непосильный труд с постоянной работой над собой и преуспеванием в нашем духовном росте.

Где же нашли Иосиф и Мария Христа? Не в шумных улицах Иерусалима и не в суетливой беготне прохожих! Нет, они нашли Его в тишине храма, в тишине Слова Божия и молитвы! Нет и для нас другого пути, если мы хотим найти утерянного нами Христа, и снова установить с Ним живое и тесное общение. Мы найдем Его только в тишине храма _дома молитвы, в проповедях и беседах о Нем; в тишине нашей комнаты за закрытой дверью или в страницах Библии святой. Так или иначе, но мы должны снова ясно видеть Христа и проходить наше земное поприще, неуклонно взирая на Него, то есть никогда не теряя Его из вида!

Двенадцатилетний Иисус был найден в храме беседующим с учителями израилевыми. Да, так написано: «Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его» (Лк. 2:46-47). Можно предполагать, что среди этих учителей, беседовавших с мальчиком Христом в храме, был и Никодим, имевший впоследствии знаменитую ночную беседу с «Учителем, пришедшим от Бога», и ставший Его тайным учеником.

Будем помнить, что и мы, встречаясь и общаясь со Христом, имеем вопросы к Нему, как и Он имеет вопросы к нам. Среди многих вопросов, которые мы имели и имеем ко Христу, самым существенным вопросом является вопрос: «Что мне делать, чтобы спастись?» И слава Господу, что Его ответ на этот важнейший наш вопрос к Нему так прост и ясен: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную» (Ин. 6:47).

Слова Христа: «Зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» - не были поняты Иосифом и Марией, как и написано: «Они не поняли сказанных Им слов». И апостолы порой не понимали слов своего Учителя Христа, даже когда Он говорил им о необходимости Своих страданий и смерти для спасения грешников. «С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» (Мф. 16:21,22)

И разве нам понятны все слова нашего Господа Иисуса Христа? Разве нам понятны все слова Христа о последних событиях в истории Церкви и мира? Разве не принадлежит так называемая эсхатология, то есть учение о последних событиях, к самым трудным разделам богословия? Разве нам понятны все слова и деяния Христа, которые мы имеем на страницах Книги Откровения? Не будем удивляться, что неисчерпаемый Христос нами далеко еще не познан, и мы далеко еще не уразумели всех Его слов и дел. Вспомним слова в Книге пророка Исайи 9: 6: «...и нарекут имя Ему: Великого Совета Ангел, Чудный».

Да, Христос полон тайн как в Своих словах, так и в Своих делах! Вот почему апостол Павел после долгих лет следования за Христом и служения Ему все еще живет целью: «познать Его, и силу воскресения Его» (Флп. 3:10). Он Сам в Своей первосвященнической молитве говорит: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17:3). Но и при нашем неполном знании Христа, всех Его слов и дел будем любить Его горячо и служить Ему преданно и самоотверженно!

Обозревая евангельские сказания о первых годах жизни Господа и Спасителя нашего, мы невольно задаем себе вопрос: почему евангелисты указали только две черты из детской и отроческой жизни Иисуса Христа: на мудрость, явленную Им в храмесреди книжников, и на повиновение, которое Он оказывал Своим родителям?

Очевидно, что эти две черты имеют особенно важное значение для христианина и что евангелисты, указывая на них, хотели между прочим дать нам наиболее полезный нравственный урок. Указывая на беседу Спасителя в храме, когда Он привел в удивление бывших там Своим знанием слова Божия, они этим самым поучают нас, что нет знания выше знания слова Божия, и что прежде, чем изучать какие-либо науки, мы должны изучать Слово Божие, как единственное прочное основание всех наших знаний и убеждений. Указывая на повиновение Спасителя Иосифу и Марии, они чрез это дают нам и особенно молодым людям, возраст которых был освящен именно этим временем жизни Спасителя, -- дают урок повиновения родителям и всем тем, которые занимают для нас место родителей.

И в самом деле, какое знание так важно для нас, как знание Слова Божия? Слово Божие есть наш неизменный и лучший учитель, к которому мы должны преимущественно и чаще всего обращаться за советами. Оно есть то непоколебимое основание, на котором одном зиждутся все наши убеждения и познания и без которого наш ум колеблется всеми толками людей легкомысленных, ищущих постоянно новых и новых знаний и не умеющих остановиться на истине.

Иисус повиновался родителям, давая и нам образец, чтобы мы повиновались своим родителям.

Какая высокая добродетель, особенно если взять во внимание молодость, не умеющую жить самостоятельно, но в то же время порывающуюся к самостоятельности, какая высокая добродетель -- послушание родителям! Дети вне послушания родителям подвергаются всем нравственным опасностям молодости, и эти опасности бывают тем пагубнее для них, что они не сознают их гибельного влияния на свою жизнь и по неопытности сердца не замечают их. Совершенно не то мы видим, когда дети воспитываются в любви и послушании родителям. Под руководством этой любви они бывают свободнее от всех нравственных опасностей, так как они подчиняют в этом случае свое неопытное сердце более твердому и опытному руководительству родителей. Вместе с этим они научаются во всей полноте великим и основным христианским добродетелям -- любви и смирению и, таким образом, готовят из себя будущих лучших граждан Царства Небесного и земного.

Список использованных источников

1. Cвт. Иоанн Златоуст. Беседа 5 на Евангелие от Матфея

2. Cвт. Иоанн Златоуст. Беседа 8 на Евангелие от Матфея

3. Толковая Библия. Комментарии на все книги Св. Писания под ред. Лопухина в 2-х т.

4. М. Богословский. Детство Господа нашего Иисуса Христа и Его Предтечи, по Евангелиям св. ап. Матфея и Луки. Казань, 1893.

5. Арх. Вениамин (Пушкарь). Священная библейская история. Завет, С-П, 2003

6. Земная жизнь Господа нашего Иисуса Христа, изложенная по Преданию Церкви и творениям Святых Отцов. Ковчег, М., 2008

7. Прот. Полотебнов. Святое Евангелие от Луки. Православное критико-экзегетическое исследование против Бауэра. М., 1873

8. Прот. Серафим Слободской. Закон Божий. Оранта, 2010

Подобные документы

    Предвидение страданий Господа Иисуса Христа в Священном Писании Ветхого и Нового Заветов. Предсказания о страданиях в Четвероевангелии. Крестные страдания и их добровольность. Значение крестной смерти Господа Иисуса Христа для спасения рода человеческого.

    дипломная работа , добавлен 28.04.2015

    Источники информации о жизни Иисуса и его учении. Жизнеописание Иисуса Христа, его родословие, дата рождения, сретение. Принятие им крещения от Иоанна Крестителя на реке Иордан. Выступление с проповедью о покаянии перед лицом наступления Царства Божьего.

    доклад , добавлен 11.04.2015

    Краткая биографическая справка из жизни Иисуса Христа. Сущность и главные задачи учения Христа. Пояснения, относительно нагорной проповеди. Непонимание родных, измены учеников, преследования властей в жизни Иисуса Христа. Победа над миром, свобода.

    реферат , добавлен 04.06.2013

    История возникновения христианской религии. Характеристика личности Иисуса Христа в каждом из четырех Евангелий - от Марка, от Иоанна, от Матфея и от Луки. История непорочного зачатия Девы Марии и жизненный путь Иисуса. Распространение христианства.

    реферат , добавлен 07.02.2011

    Описание чуда воскресения Христа в различных источниках. Пророчества апостолов Петра, Давида, Осии об оживлении Мессии после смерти. Праздник Пасхи в Новозаветной традиции. Ознакомление с догматическим и богословным значением воскресения Иисуса Христа.

    курсовая работа , добавлен 15.04.2013

    Неизвестный Иисус. Исторический Иисус и христология. Революционная эсхатология. Революционные движения. Переосмысленная надежда Израилева. Битва Иисуса с сатаной за Израиль. "Царские загадки" Иисуса. Последний ужин. Приход Сына Человеческого.

    статья , добавлен 19.01.2008

    Краткая история исследований проповеди апостола Павла Швейцером, Бультманом, Дэвисом, Кеземаном, Сандерсом. Учение о кеносисе Второй Ипостаси Пресвятой Троицы. Проповедь апостола Павла в ракурсе субъект-объектной парадигмы Евангелия страдающего Бога.

    дипломная работа , добавлен 27.04.2011

    Уникальность Библии, достоверность Ветхого Завета. Существование племени хеттов. Достоверность Нового Завета, историчность, жизнь и смерть Иисуса Христа на кресте. Воскресение Иисуса Христа из мертвых. Явление воскресшего Христа.

    дипломная работа , добавлен 22.03.2011

    Исследование жизни Иисуса Христа по Евангелиям, причины отказа Сына Божьего от евангелизации всего мира, ограничения своих деянии на территории современной Палестины. Описание зарождения и распространения христианской церкви, значение обучения апостолов.

    эссе , добавлен 05.12.2009

    Описание и анализ, как Книги Иисуса Навина, так и анализ значения Библии в целом. Изучение информации о Библии, ее создании и составе, а также месте Книги Иисуса Навина в ней. Обобщение фактов, подтверждающих или опровергающих достоверность источника.

Иосиф и Пресвятая Дева Мария каждый год ходили на праздник в Иерусалим, в храм Божий. Когда Иисусу Христу исполнилось двенадцать лет, они взяли и Его с собою.


Вид иерусалимского храма во времена Спасителя

По окончании праздника Иосиф и Мария пошли домой. Отрок же Иисус остался в Иерусалиме. Иосиф и Богоматерь не заметили этого, так как они думали, что Он идет с родственниками или знакомыми. Пройдя целый день пути, к вечеру они стали искать Иисуса между родными и знакомыми, но не нашли Его. Тогда они в сильной тревоге возвратились в Иерусалим, разыскивая Его. Только через три дня они нашли Иисуса в храме и удивились. Он сидел среди ученых людей (учителей), слушал их со вниманием, спрашивал их и Сам отвечал на их вопросы. Необыкновенный разум и ответы Его приводили всех в изумление.

Пресвятая Матерь Его подошла к Нему и сказала: "Сын Мой! Что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я, с великою скорбью искали Тебя".

На это Иисус ответил: "зачем же было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?"

Этими словами отрок Иисус Христос показал, что Ему следовало быть в храме Божием и что Он есть не простой человек, но Сын Божий, пришедший на землю для великого дела, которое поручил Ему Бог Отец.


Двенадцатилетний Иисус в храме среди ученых

Они тогда не поняли Его слов. Но Пресвятая Мария сохраняла в душе Своей все, что Он говорил.

После этого Иисус Христос пошел с Иосифом и Матерью Своею и возвратился в Назарет, и был всегда в повиновении у них. Он помогал Иосифу в трудах, занимаясь плотничеством, непрестанно преуспевая в премудрости и возрасте, и в любви у Бога и у людей.

Благочестивый Иосиф и Пресвятая Дева Мария каждый год на праздник Пасхи ходили в Иерусалим. Когда Иисусу Христу исполнилось двенадцать лет, Его взяли на Пасху в Иерусалим. Провели там праздники, помолились Господу Богу, принесли, какую могли, небогатую, но усердную жертву и пошли домой в Назарет.

Идут целый день. Наконец наступает вечер. Иосиф и Мария остановились на ночлег. Смотрят – Отрока Иисуса нет. Сначала они подумали, что Он идет в другой толпе с родными или знакомыми. Стали искать и спрашивать у всех. Но никто Его не видел.

«Дитя пропало! Что с Ним? Дитя могло заболеть и лежать без всякой помощи где-нибудь на дороге, могло сбиться с пути и заблудиться! Дикий зверь мог растерзать Его». Поймете ли вы, дети, что должна была чувствовать, как должна была страдать Пресвятая Матерь Иисусова?

Вместо того чтобы после дневного пути отдохнуть, Пресвятая Дева, не обращая внимания на свою усталость, идет назад в Иерусалим. За ней идет Иосиф. Несчастная Матерь громко зовет: «Иисус! Иисус!» Но никто не отзывается на Ее зов.

Дети, дети! Знаете ли вы, понимаете ли, чувствуете ли, как любят вас ваши матери? Нет человека, который желал бы вам больше добра, чем родная мать. Вот уедете вы в училище, или отдадут вас хозяину в лавку, или отвезут к мастеру учиться какому-нибудь ремеслу, вы, может, и забудете о матери, а она дома каждую минуту будет вспоминать о вас: «Здоров ли мой сынок, не скучает ли он, не избаловался ли он, хорошо ли ему, не обижают ли его?» Иногда вы на целый день убегаете с товарищами далеко от дома, играете, резвитесь, бегаете по полям, по лесам, купаетесь, лазаете, скачете – вам весело. А дома у бедной матери изболелось все сердце: «Что-то долго не идут мои дети, не заблудились бы, не ушиблись бы, не утонули бы, не избил бы их кто». И как рада мать, когда вы любите ее, как она дорожит каждой вашей лаской.

Жалко, однако, что есть плохие, злые дети, которые мало любят свою мать, неласковы и грубы с нею, огорчают и не слушают ее, скучают, когда она учит их добру, сердятся, когда она не дает им шалить и не пускает бегать с шалунами, а заставляет учиться, забывают ее, когда уезжают из дома, и не хотят написать ей письмо, которое с таким нетерпением ждет мать.

Это непростительно, это грешно!

Так Иосиф и Мария и не нашли Иисуса на дороге. Рано утром они приходят в Иерусалим. Идут ко всем родным. «Не у вас ли наш Иисус?» – «Нет, не был». Идут ко всем знакомым, и там тот же ответ: «Не был, не видали». Идут на площади, везде ищут, у всех спрашивают. Целых три дня ищут, и все напрасно. Нигде нет, никто не видал.

Наконец на третий день Иосиф и Мария приходят в храм и не верят своим глазам. Двенадцатилетний Отрок Иисус сидит среди учителей и беседует с ними о законе Божьем, слушает их и отвечает на все трудные вопросы, которые они задают Ему. Все слушающие удивляются Его уму и ответам.

«Что Ты сделал с нами? – говорит Иисусу Его Матерь. – Мы с великой печалью искали Тебя».

Иисус Христос ответил: «Зачем было Меня искать? Разве вы не знали, что Мне надо быть там, где назначил Мне Отец Мой?»

Иосиф и Мария не поняли тогда этих слов Иисуса. А этими словами Он как бы говорил: «Я послан Отцом Небесным учить людей. Где же Мне и быть, как не в храме, и что же Мне делать, как не учить».

И пошел Иисус с Иосифом и Марией в Назарет. Иисус был Сын Божий. Он слушался и повиновался Иосифу, хотя Иосиф был не отец, а только попечитель Его. Вместе с Иосифом Иисус занимался плотничеством. Он был добр и умен. Его любил Бог и любили люди.

Дети, послушайте, что я вам еще скажу. Двенадцатилетний Отрок Иисус, не сказав Своим родителям, ушел в храм. Он полюбил храм. Ему нравилось там молиться и учиться. А мы в храме скучаем, не молимся, разговариваем, смеемся, переходим с места на место, шалим.

Часто вместо того, чтобы идти в церковь, куда нас посылают родители, мы бегаем по улицам, играем и шалим, а дома обманываем, говорим, что были в церкви. Двенадцатилетний Отрок Иисус так много знает о Боге и делах Божьих, что Ему удивляются и у Него учатся учителя закона. А много ли у нас найдется двенадцатилетних детей, которые знают закон Божий? И как много детей, которые в двенадцать лет не знают ни одной молитвы, не умеют перекреститься как следует.

Мф. II, 19-23: 19 По смерти же Ирода,- се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте 20 и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. 21 Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву. 22 Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские 23 и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется.

Лк. II, 39-52: 39 И когда они совершили всё по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет. 40 Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем. 41 Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи. 42 И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник. 43 Когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его, 44 но думали, что Он идет с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми 45 и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его. 46 Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; 47 все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его. 48 И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя. 49 Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? 50 Но они не поняли сказанных Им слов. 51 И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем. 52 Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков.

Руководство к изучению Четвероевангелия

Прот. Серафим Слободской (1912-1971)
По книге «Закон Божий», 1957.

Отрок Иисус в храме

(Лк. II, 41-52)

Иосиф и Пресвятая Дева Мария каждый год ходили на праздник в Иерусалим, в храм Божий. Когда Иисусу Христу исполнилось двенадцать лет, они взяли и Его с собою.

По окончании праздника Иосиф и Мария пошли домой. Отрок же Иисус остался в Иерусалиме. Иосиф и Богоматерь не заметили этого, так как они думали, что Он идет с родственниками или знакомыми. Пройдя целый день пути, к вечеру они стали искать Иисуса между родными и знакомыми, но не нашли Его. Тогда они в сильной тревоге возвратились в Иерусалим, разыскивая Его. Только через три дня они нашли Иисуса в храме и удивились. Он сидел среди ученых людей (учителей), слушал их со вниманием, спрашивал их и Сам отвечал на их вопросы. Необыкновенный разум и ответы Его приводили всех в изумление.

Пресвятая Матерь Его подошла к Нему и сказала: «Сын Мой! Что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я, с великою скорбью искали Тебя».

На это Иисус ответил: «зачем же было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?»

Этими словами отрок Иисус Христос показал, что Ему следовало быть в храме Божием и что Он есть не простой человек, но Сын Божий, пришедший на землю для великого дела, которое поручил Ему Бог Отец.

Они тогда не поняли Его слов. Но Пресвятая Мария сохраняла в душе Своей все, что Он говорил.

После этого Иисус Христос пошел с Иосифом и Матерью Своею и возвратился в Назарет, и был всегда в повиновении у них. Он помогал Иосифу в трудах, занимаясь плотничеством, непрестанно преуспевая в премудрости и возрасте, и в любви у Бога и у людей.

Архиеп. Аверкий (Таушев) (1906-1976)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Свято-Троицкий монастырь, Джорданвилль, 1954.

14. Отрочество Господа Иисуса Христа

(Лк. II, 40- 52)

До выхода Своего на общественное служение человеческому роду, Господь Иисус Христос пребывал в безвестности. Единственный факт из Его жизни за этот период времени приводит Евангелист Лука. Так как он писал свое Евангелие, «по тщательном исследовании всего сначала», то надо полагать, что других таких выдающихся фактов в жизни Господа за этот ранний период не было. Общую характеристику этого периода св. Лука дает в словах: «Отроча же растяша и крепляшеся духом, исполняяся премудрости: и благодать Божия бе на Нем». Это понятно, ибо отрок Иисус был не только Богом, но и человеком, и, как человек, подлежал обычным законам человеческого развития. Только по мере развития своего человеческая мудрость отражала или вмещала в себя всю глубину и полноту Божественного ведения, которой обладал отрок Иисус, как Сын Божий.

И вот, когда отроку Иисусу исполнилось 12 лет, эта Божественная мудрость впервые ярко проявила себя. По закону Моисея (Втор. 16:16), все евреи мужеского пола обязаны были три раза в год являться в Иерусалим на праздник Пасхи, Пятидесятницы и Кущей; исключение делалось только для детей и больных. Особенно строго требовалось посещение Иерусалима на праздник Пасхи. Отрок, достигший 12-ти лет, становился «чадом закона»: с этого времени он должен был изучать все требования закона и исполнять его предписания, в частности – ходить в Иерусалим на праздники. Св. Лука говорит, что «родители» Иисуса каждый год ходили в Иерусалим. Тайна рождения Богомладенца оставалась сокровенною, Пресвятая Дева Мария и старец Иосиф не считали нужным и полезным открывать ее, и в глазах жителей Назарета Иосиф был мужем Марии, и отцом Иисуса. Евангелист и употребляет это выражение применительно к общему мнению. В другом же месте (Луки 3:23) он прямо говорит, что Иосифа только считали отцом Иисуса, и, след., на самом деле он таковым не был.

Празднование Пасхи продолжалось 8 дней, после чего богомольцы возвращались по домам обыкновенно группами. Иосиф и Мария не заметили, как отрок Иисус остался в Иерусалиме, думая, что Он идет где-нибудь поблизости от них в другой группе, с родственниками и знакомыми. Видя же, что Он долго не присоединяется к ним, начали Его искать и, не нашедши, в тревоге возвратились в Иерусалим, где только через три дня, надо полагать, со дня выхода своего из Иерусалима, нашли Его в храме, сидящего среди учителей, слушающего их и вопрошающего их. Это происходило, вероятно, в одном из притворов храма, где раввины собирались, рассуждая друг с другом и с народом, поучая в законе желавших слушать их. В этой беседе отрок Иисус уже проявил Свою Божественную мудрость, почему все слушавшие удивлялись разуму и ответам Его. Богоматерь, высказав Ему их тревогу за Него, называет Иосифа отцом Его, ибо иначе и не могла его назвать, так как в глазах всех Иосиф и был отцом Иисуса. На эти слова Матери отрок Иисус впервые открывает Свое назначение – исполнить волю Пославшего Его и как бы поправляет Свою Матерь, указывая, что не Иосиф Его отец, но Бог. «Вы должны были знать», как бы так говорил Он им: «где Я, ибо, как Сын Божий, Я и должен пребывать в дому Божием», т.е. в храме. Они, однако, не поняли этих слов, ибо и им еще не была вполне открыта тайна Христова дела на земле. Однако, «Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем» – это был особенно памятный для Нее день, когда Сын Ее впервые дал знать о Своем высоком предназначении. Так как еще не настало время общественного служения Иисуса, то Он послушно пошел с ними в Назарет и, как особенно отмечает это Евангелист, «был в повиновении у Своих земных родителей», вероятно разделяя труды Своего мнимого отца Иосифа, который был плотником. С укреплением в возрасте Он преуспевал в премудрости, и для внимательных все яснее становилась особая любовь Божия к Нему, что привлекало и любовь людей к Нему.