«Один из вас предаст Меня. Тайная вечеря

Был вечер иудейского праздника Пасхи. Ученики приготовили праздничный ужин, и Спаситель ел с ними. Сам Господь установил Таинство причащения, поэтому в Великий Четверг все Его ученики собираются в храмах, исповедуются и причащаются Святых Христовых Таин. Но страшно приступить к ним недостойно! Иуда тоже был на Тайной вечери, он тоже причащался Тела и Крови Христовых под видом хлеба и вина. А Спаситель ждал от него покаяния.

Как объяснить смысл этого дня ребенку? Сегодня мы делимся отрывком из нашей книги о Тайной вечери - о дне, когда предательство изменило все.

Тайная вечеря

Злые фарисеи так ненавидели Господа, что решили убить Его и только ждали случая, чтобы Его схватить в такое время, когда вокруг не будет никого, кто бы за Него заступился, - ведь все любили Его. Они даже пообещали денег тому, кто им поможет это сделать. Один из учеников Христа, по имени Иуда, был очень жадный.

Он пришёл к фарисеям и сказал:

А сколько вы дадите мне денег, если я выдам Его вам?

Они очень обрадовались и обещали Иуде заплатить много денег, если он им поможет схватить Христа.

Иисус Христос знал о предательстве Иуды и о том, что скоро Его схватят и убьют. Он в последний раз собрался вместе со своими друзьями-учениками на вечерю, или ужин. Только пришлось эту вечерю устраивать тайно, чтобы никто не знал, поэтому она и называется- Тайная вечеря. И когда все они были за столом, Он взял хлеб, разломил его и раздал им, сказав:

Этот хлеб - Я Сам, и, когда вы будете есть этот хлеб, Я буду с вами.

Потом Он взял чашу с вином и сказал им:

- В этой чаше Я вам даю Самого Себя, и, когда вы будете пить из неё, Я буду с вами.

Вот как Иисус Христос первый раз причастил людей и сказал, чтобы все, кто Его любит, тоже так причащались. И в храме мы теперь тоже причащаемся -принимаем Бога, соединяемся с Ним.

Иллюстрации из книги “Воскресение Христово”

Господь Иисус Христос говорил Своим ученикам, что Его убьют злые люди и что на третий день он воскреснет - окажется живым. Но они не понимали этих слов. А теперь Он сказал:

Один из вас предаст Меня. Меня арестуют и убьют.

Испугались ученики, и каждый спрашивал: «Неужели это я?»

И Иуда тоже спросил:

Уж не я ли это?

И протянул руку, чтобы взять хлеб.

Господь знал, что Иуда уже предал его, но не стал говорить об этом ученикам. Он только сказал:

Тот из вас, кто взял хлеб из Моих рук.

А ведь Он всем раздавал хлеб! И только Иуда понял, что это о нём, и сразу вышел - и побежал к фарисеям, чтобы выдать Христа.

А Господь Иисус Христос стал говорить Своим ученикам всё самое главное, чего не говорил прежде. Сказал им, что скоро Он оставит их, но после этого к ним придёт утешение и радость.

И много-много раз повторял слова: «Любите друг друга».

В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху? Он сказал: пойдите в город к такому-то и скажите ему: Учитель говорит: время Мое близко, у тебя совершу пасху с учениками Моими. Ученики сделали, как повелел им Иисус, и приготовили пасху.

Так я думаю, что первым опресночным днем евангелист называет день предопресночный. Есть пасху им надлежало собственно в пятницу вечером: она-то и называлась днем опресночным; но Господь посылает учеников Своих в четверток, который называется у евангелиста первым днем опресночным потому, что предшествовал пятнице, – в вечер каковой и ели обыкновенно опресноки. Ученики подходят и спрашивают Иисуса: ” где Ты хочешь, чтобы мы приготовили Тебе пасху?”, ибо ни они сами, ни Он не имели собственного дома. А Он посылает их к человеку, не знаемому ими и не знающему их (то же Он сделал и относительно ослицы), показывая им, что человек тот может послушаться и простых слов незнакомых ему лиц и примет Его. Пасху же восхотел совершить для того, чтобы не показаться врагом закона. “Временем Своим” называет Свое заклание, чтобы ведали мы, что Он закапается не без ведома о том и добровольно. К словам: “у тебя, – то есть в доме твоем, – сотворю пасху ” Господь прибавил “с учениками Моими”; прибавил это для того, чтобы было сделано соответствующее заготовление, ибо вкушать пасху намеревались многие.

Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками; и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Они весьма опечалились и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли Господи?

Из сего некоторые заключают, что в тот год Господь не вкушал пасхи. Агнца, говорят, ели стоя, а Христос возлежал; следовательно, не ел пасхи. Но мы утверждаем, что Он сначала стоя ел пасху ветхозаветную, а потом, возлегши, преподал Свое таинство: совершил сначала преобразовательную пасху, а потом и пасху истинную. О поступке Иуды предсказывает для того, чтобы исправить его, пристыдить его, если не чем другим, то хоть общением трапезы, и дав ему знать, что он, Иуда, хочет предать Бога, ведающего помышления. Ученики же стали беспокоиться за себя потому, что хотя совесть их была и чиста, но они более доверяли Христу, чем себе, так как Господь знал сердца их лучше, чем они сами.

Он же сказал им в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, тот предаст Меня; впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем. Но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше бы было тому человеку не родиться. При этом и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал.

Прямо обличает предателя, так как, будучи прикровенно обличаем, Иуда не исправлялся. Поэтому, говоря: “омочивший со Мною”, объявляет о нем для того, чтобы хоть так исправить его. Однако, будучи бесстыдным, Иуда обмакнул кусок в том же самом блюде, или тарелке. Затем Господь говорит: “впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем”, то есть если Христу и было предопределено пострадать для спасения мира, однако по этой причине вовсе не следует чтить Иуду. Напротив, горе ему, потому что он сделал это вовсе не для того, чтобы посодействовать воле Божией, но чтобы услужить своей злобе. К тому же, если рассмотришь внимательно, Христос не имел непреклонного желания быть распятым. Это Он показывает тем, что молится об удалении чаши. Но так как ” прежде всех веков ” ведал Он, что по причине злобы врага люди не могут спастись иным способом, – то напоследок желает испить чашу, которой сначала не желал было. Говоря, что “лучше было бы этому человеку не родиться”, показывает, что небытие лучше бытия в грехах. Обратите внимание и на слово “идет”: оно показывает, что умерщвление Христа будет скорее переходом, нежели смертью.

И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть тело Мое.

Выражение: “когда они ели” присовокупил евангелист для того, чтобы показать бесчеловечие Иуды: если бы он зверем был, то и тогда должен бы смягчиться, ибо вкушал одну пищу с одной трапезы, а он между тем, и будучи обличаем, не пришел в себя; мало того, даже причащаясь тела Христова, не раскаялся. Впрочем, некоторые говорят, что Христос преподал Тайны Своим ученикам тогда, когда Иуда вышел. Так приличествует поступать и нам, то есть удалять нечестивых людей от Тайн Божественных. Намереваясь преломить хлеб, Господь благодарит как для того, чтобы и нас научить приносить хлеб с благодарением, так и для того, чтобы показать, что Он с благодарностью принимает преломление Своего тела, то есть умерщвление, и не негодует на это, как на нечто недобровольное; благодарит, наконец, и для того, чтобы и мы принимали Тайны Христовы с благодарностью. Говоря: “сие есть тело Мое”, показывает что хлеб, освящаемый на жертвеннике, есть самое тело Христово, а не образ его, ибо Он не сказал: “сие есть образ”, но “сие есть Тело Мое”. Хлеб неизъяснимым действием прелагается, хотя и кажется нам хлебом. Так как мы слабы и не решились бы есть сырое мясо и человеческую плоть, то нами преподается хлеб, хотя на самом деле это – плоть.

И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нея все; ибо сие есть кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов.

Как Ветхий Завет имел заклания и кровь, так и Новый Завет имеет кровь и заклания. “За многих изливаемая” сказал вместо “за всех изливаемая”, ибо и все суть многие. Но почему выше не сказал: “приимите, ядите все”, а здесь сказал: “пейте из нея все”? Одни говорят, что Христос сказал это ради Иуды, так как Иуда, взяв хлеб, не ел его, а скрыл, чтоб показать иудеям, что Иисус называет хлеб Своею плотью; чашу же и не хотя пил, не будучи в состоянии скрыть это. Поэтому будто бы и сказал Господь: “пейте все”. Другие толкуют это в переносном смысле, а именно: так как твердую пищу можно принимать не всем, а тем только, кто имеет совершенный возраст, пить же можно всем, то по этой причине и сказал здесь: “пейте все”, ибо простейшие догматы свойственно всем принимать.

Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего.

Вкусив от чаши, отказывается, наконец, от телесного пития и возвещает некоторое иное вкушение в Царствии, то есть в воскресении. Воскресши, Он действительно ел и пил, но уже для некоторой другой цели, ибо ел и пил не как нуждающийся в телесной пище, а для уверения в истинной природе Своего тела. Свое воскресение по всей справедливости называет Царствием, ибо тогда Он упразднил смерть, явив Себя истинным Царем. Или понимай и так: новое питие – откровение тайн Божиих, которые откроются тогда – в Царстве Божием, то есть при втором пришествии; “новыя”, то есть такие, каких мы никогда не слышали. Христос говорит, что Сам будет пить их вместе с нами. Это значит, что нашу пользу почитает Своею пищею и питьем.

И воспевши, пошли на гору Елеонскую.

По вечери они воспели это для того, чтоб научились мы, что и нам следует делать то же. Идет на гору маслин, а не в другое какое место, чтобы не подумали, что Он убегает; ибо не в неизвестное иудеям место уходит, а в известное. Вместе с тем и для того уходит из кровожадного города, оставивши его, чтобы не воспрепятствовать им гнаться за Собою, а после обличить их, что они преследовали Его и по отшествии.

Тогда говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада (Зах. 13:7 ). По воскресении же Моем предварю вас в Галилее.

Как Бог, предсказывает будущее, а чтоб ученики не соблазнились, вменив это в укор себе, говорит, что написано: “поражу пастыря, и рассеются овцы”, внушая этим следующее: Я связывал вас всех вместе, отшествие же Мое рассеет вас. Говорится, что Отец поразит Сына. Это потому, что иудеи распяли Господа по изволению, то есть по допущению, Отца. Будучи в состоянии воспрепятствовать им, Отец не воспрепятствовал, а попустил, вследствие чего и говорится, что Он “поразил”. Потом, разрешая скорбь учеников, Господь благовествует им: Я восстану и “предварю вас в Галилее”, то есть поспешу туда прежде вас. Показывает этим, что Иерусалим Он оставит и отойдет к язычникам, так как в Галилее жили язычники.

Петр сказал Ему в ответ: если все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь. Иисус сказал Ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня.

По причине большой самоуверенности Петр только один обещает не соблазниться. Потому Христос и попустил ему пасть, чтоб научить Его надеяться не на себя, а на Бога, и слова Христовы почитать более достоверными, чем собственное сознание. Притом слова: “если и все соблазнятся, я не соблазнюсь” отзываются высокомерием, обнаруживая в Петре гордость и незнание собственной немощи. Господь предсказывает ему и время, что “в эту самую ночь, прежде нежели пропоет петух”, предсказывает и число отречений, что он отречется “трижды”.

Говорит Ему Петр: хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. Подобное говорили и все ученики. Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там.

Петр, желая показать, что он вполне предан Спасителю, прекословит Ему, ибо, освободившись от страха предательства, он начал восставать на других и противиться Христу по сильной любви к Своему Учителю и по любочестию. Но и остальные ученики, так как они еще не испытали искушений, по неведению своему обещали то, чего не имели исполнить. Намереваясь помолиться, Христос идет в уединенное место, потому что для молитвы нужно отрешение от всего и уединение.

«Один из вас предаст Меня», — говорит Господь на Тайной Вечери Своим ученикам. Как происходит предательство? Предательство происходит, когда надо совершить переход от дела, которое нам поручено, к страданиям, связанным с ним. И на вопрос: «Что мне делать?» Господь отвечает каждому из нас, как Анании об апостоле Павле в Дамаске: «Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое» (Деян. 9, 16). Сколько пострадать, а не что сделать.

Что это может означать для нас, если мы не в больнице и не в темнице, а погружены в обычную жизнь с ее каждодневными заботами и трудами? Как понять нам, что главное достоинство и глубина нашей жизни — страдания, заключенные в ней? Страдания неизбежны, если наша жизнь хоть сколько-нибудь глубока. Надо быть очень поверхностным человеком, чтобы не страдать. Вхождение в любовь, даже в простую человеческую любовь, — всегда страдание. Всегда. Страх потерять того, кого любишь. Трудности, возрастающие в нашей жизни с каждым днем. Не бывает ничего великого без страдания — надо чтобы мы убедились в этом до конца.

Люди легкомысленно мечтают о том, как они будут заниматься важной деятельностью, не страдая. Здесь камень преткновения, для иудеев соблазн, как говорит апостол Павел, для эллинов — безумие (1 Кор. 1, 23). Иначе говоря, христианская жизнь не может быть идиллией, это невозможно. Оттого что сутью Воплощения Божия являются Его страшные Страсти и смерть на Кресте, невозможно помыслить, чтобы моей жизни не коснулось страдание. Нескольких дней достаточно будет, чтобы убедить нас в этом, хотя это и будет трудно, поскольку мы инстинктивно отталкиваем от себя страдание и смерть. И это естественно.

Когда мы рискуем стать предателями? Мы рискуем стать предателями, отказываясь идти в глубину жизни. Мы рискуем стать предателями, когда ухитряемся ловко вывернуться из любой опасной ситуации и воображаем, что следуем за Христом, но, разумеется, только не в восхождении на Голгофу. При этом не исключено, что при ураганном огне мы можем быть слегка оцарапаны. Мы можем не знать, кто предатели. Они не обязательно из тех, кто в годы гонений, когда открывалась слава Церкви, отказывался от своего священства или монашеских обетов. Мир всегда полон предательства. Христос предается с утра до вечера — в том числе теми, кто искренне решился вверить Ему свою жизнь. Как наступает предательство, когда переход от действия к страданию становится как будто непереносимым, вернее, когда человек больше не хочет переносить его? Именно это произошло с Иудой.

Мы спрашиваем себя: как стало возможным предательство Христа? Как стало возможным, что люди, которые были рядом с Ним в течение нескольких лет, были приняты Им в сокровенное общение, были свидетелями Его молитвы, жили с Ним одной жизнью — как мы живем с Ним в Церкви, — предали Его? Как стало возможным, что один из них мог решиться на это?

Пусть каждый из нас остановится перед этой бездной, когда человек принимает решение предать. Блаженный Августин говорит, что то, что произошло с одним человеком, может произойти и с другим. Иначе говоря, в каждом из нас, по слову о. Серафима Роуза, есть возможность стать предателем. И эта возможность становится реальностью, почти неизбежной, если мы не стремимся достигнуть самой сути того, что являет Христос.

Задумаемся об этом предательстве Иуды, постараемся увидеть, какое страдание приносит зло мира Господу, и как оно проявляется в наше время в нас. Чисто по-человечески апостолов можно понять. Они недоумевали, когда же, наконец, Христос сделает то, что нужно сделать, — изгонит римлян из страны, восстановит Свой престол, как Давид в Иерусалиме, чтобы царствовать на земле Божией, «наченши от Иерусалима»? Когда Он совершит это? Путь с Ним — как плавание в лодке по озеру Тивериадскому — слишком долгий и медленный. Почему Он не предпринимает решающих шагов, теряет время со слепыми, хромыми и глухими? Занимается тем, что не имеет существенного значения? Апостолы ожидают, когда наступит Его земное царство экономического процветания, политической независимости. И чудеса, которые Он творит, для них только залог этого замечательного будущего.

Это было во времена земной жизни Спасителя. И теперь, несмотря на то, что Господь уже все совершил, многие из нас воспринимают Его все так же. Почему Он все время говорит о Царстве Небесном, о том, что это Царство подобно драгоценной жемчужине? Что это значит для нас — сокровище, найденное в поле? Какая польза от заповедей блаженства в борьбе с нашими оккупантами? Когда же, наконец, услышим мы от Него слово, подобное зову Маккавеев, вступивших в схватку с врагами отечества? Удивительно, почему апостолы не сказали Ему этого раньше: Ты не Тот, Кого мы ждали, Ты обманул наши ожидания.

И были еще так называемые зилоты — члены движения сопротивления — в том числе среди апостолов. Симон Зилот, Иуда — имя Искариот по некоторым толкованиям означает «сикарий» — человек с кинжалом. Может быть, к ним относился и Симон Петр — иначе не очень понятно, как он оказался в Гефсиманском саду с мечом. Освобождение отечества от иноземных захватчиков было для зилотов первостепенной задачей. Невозможно нам не сочувствовать им сегодня. Для каждого народа Родина — как родная мать. Но все заключается в одном: что для нас дороже всего — Бог, Его заповеди, Его святая воля или что-то другое — каким бы дорогим оно для нас ни было? Если не будет у нас в первую очередь противостояния врагам Божиим, духовному растлению народа, останется только снова повторять: кому нужна такая Россия, какой смысл имеет патриотизм Содома? Не надо занимать Россию войсками НАТО или, наоборот, почему бы им ее не занять, если все сердца уже заняли полчища сатанинские. Невозможно сравнивать с нашей Россией то, что было тогда в Израиле, но по сути ученики Христовы оказались перед тем же самым искушением поставить земное впереди небесного.

Будем внимательны, потому что речь идет о Церкви, о том, чтобы нам не явиться неверными смыслу и духу того, что хочет совершить с нами Господь. Церковь идет вслед за своим Господом путем исповедничества и мученичества. И сегодня ее снова поносят, злословят, пытаются смешать с грязью, радуясь тому, что она состоит из грешных людей.

Кроме того, у апостолов, несомненно, была личная заинтересованность. Они спрашивают у Христа, кто из них больший? (Мф. 18, 1). А мать сыновей Зеведеевых говорит Ему: «Скажи, чтобы два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем» (Мф. 20, 21). Это значит, что апостолы надеются получить власть в Царстве, о котором Христос все время проповедует. Даже после Воскресения, будучи свидетелями его, они спрашивают: «Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты Царство Израилю?» (Деян. 1, 6). И это происходит после Пасхи! Господь не отвечает на вопрос, но возвещает о пришествии Духа Святого, Который просветит их и откроет им ум к разумению Божественных тайн.

Может быть, нам следует удивляться тому, что только один ученик предал Его, а не все. В самом деле, Петр отрекся от Него, а остальные, оставив Его, бежали.

Есть еще и такое объяснение предательства Иуды. Иуда решился на предательство после помазания Господа в Вифании драгоценным миром. Это было для него соблазном. Он не мог допустить такой немыслимой траты денег. Никто не употребляет такое количество мира за один раз, разбивая сосуд, достаточно капнуть несколько капель. В Евангелии сказано, что «весь дом наполнился благоуханием». Это благоухание исходило от женщины, щедрость дара которой диктовалось ее любовью. Знающий цену всему, Иуда был взбешен. «Разве не могло быть это миро продано и деньги розданы нищим?» Может быть, именно в этот момент он решил предать Христа, заговорившего о Своей смерти. Господь сказал: «Она сохранила это миро на погребение Мое. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда». «Если Христос должен умереть, — решил Иуда, — значит, не Он избавит Израиль от римского владычества, и мне никогда не стать министром финансов. Я обманулся, последовав за Ним, думая, что Он открывает великий путь. Но теперь все кончено. Какую пользу могу я еще извлечь из Него?» Только тридцать сребреников — цену раба, согласно книге Исход (Исх. 21, 32). Вот весь его интерес. Может быть, он еще надеется заставить Христа совершить необыкновенное зрелищное чудо. Может быть, Иуда сказал фарисеям: «Я знаю Его хорошо. Уже три года я хожу с Ним. Он может сделать все, что хотите. Я видел сам, как Он ставил на ноги хромых и возвращал зрение слепым. Он сможет, если захочет. Мы должны заставить Его. Надо прижать Его хорошенько, и вы увидите, Он Себя покажет. Это — невероятный человек. Надо арестовать Его, связать Его. И скованный цепями, я знаю, Он обнаружит, на что Он способен. Все цепи спадут. И в этот момент, наконец, мы можем использовать Его как надо». Использовать Бога! Христос сказал в Гефсимании: «Я мог бы призвать легионы ангелов». И они умоляли Его, наверное, сделать это. Но Он смирял Себя, ибо, если бы Он призвал легионы ангелов, Он явил бы миру ложного бога, ложную силу — бога, которого не существует.

Постараемся увидеть глубину происходящего. Его будут обвинять, Его загонят в угол, Его будут заставлять совершить поражающее всех чудо. «Если Ты Сын Божий, сойди с Креста, и мы поверим в Тебя». Но Господь твердо идет Своим путем, потому что Он может явить только одно чудо — любовь. А любовь заключается в том, чтобы умереть за тех, кого любишь. Не существует другого доказательства любви. Господь восходит к смерти. Он являет истинное всемогущество Божие, силу, которая идет до смерти, силу любви до смерти.

А Иуда говорит, что для него остается только одно — покончить с собой. Именно это он и делает, оказавшись в аду отчаяния. Как и всякий, кто, совершив предательство, не хочет с покаянием обратиться к Богу, предлагающего спасение Своим Крестом и Воскресением всем без исключения.

Протоиерей Александр Шаргунов , настоятель храма Святителя Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Евангелие от Иоанна, 15:12

Накануне крестных страданий и смерти Господь Иисус Христос совершил с учениками Свою последнюю трапезу - Тайную Вечерю.

В Иерусалиме, в Сионской горнице, Спаситель с апостолами праздновали ветхозаветную иудейскую пасху, установленную в память о чудесном избавлении еврейского народа от египетского рабства.

По ветхозаветной традиции, в этот день полагалось заколоть и съесть пасхального . Агнец был прообразом воплотившегося Сына Божьего, закланного на Кресте за грехи всего мира.


По обычаям того времени допускалось, чтобы иудеи из отдалённых мест Палестины могли заколоть агнца и совершить пасхальную трапезу на день раньше. Тайная вечеря была совершена Христом в четверг вечером, накануне всеобщего празднования ветхозаветной пасхи.
Во время Своей последней трапезы с учениками Христос таинственно и непостижимо преподал апостолам Свои Пречистые Тело и Кровь, даруя им Самого Себя как залог будущего воскресения и вечной жизни. Господь совершил первое в истории Церкви Таинство Причащения, или Евхаристии.

Накануне Тайной Вечери Христос послал в Иерусалим двух учеников приготовить горницу - место для совершения пасхальной трапезы. Спаситель сказал, что по дороге они встретят человека, несущего кувшин воды. Апостолы должны последовать за ним до дома, в какой он направляется, и хозяину того дома сказать: " ".
Всё случилось так, как говорил Господь. Хозяин дома предоставил апостолам горницу, и они приготовили там пасху.

Евангелист Иоанн начинает повествование о Тайной Вечери трогательными словами: " ". В этих словах явлены и Божественность, и человечность Христа. Как Бог Он знает о приближении часа Своих страданий и добровольно идёт им навстречу. Как человек он грустит о предстоящей разлуке с учениками, и Свою любовь к ним в полноте выражает во время Тайной Вечери.

Эта любовь особенно проявилась в том, что Господь собственноручно исполнил обычай, который существовал у иудеев. Перед вечерей полагалось умывать ноги. Это обычно делал слуга, обходя всех гостей с умывальницей и полотенцем.

Но ученики уже возлегли для трапезы. Никто из них не исполнил эту службу для Спасителя и своих братьев. Они даже стали спорить о том, кто из них должен почитаться большим.

Видя это, Господь Иисус Христос Сам явил пример бесконечного смирения и любви. Он снял с Себя верхнюю одежду, взял сосуд с водой и стал умывать ноги ученикам и отирать их полотенцем.

По словам святого Феофилакта Болгарского, Господь желал научить апостолов тому глубокому смирению, которым было исполнено всё Его земное служение. Будучи Всемогущим Творцом и Владыкой Вселенной, во имя любви и единства Господь снизошёл до обязанностей раба.

Он прошёл этот путь до конца и взошёл на Крест. Мало кто из живущих в то время людей поверит в то, что поруганный и распятый человек - Всемогущий Бог. Но уже накануне этих событий Господь готовит учеников к испытанию их веры, показывая Своим примером, что сила Божия заключается, прежде всего, в жертвенной любви и служении ближнему. Закончив умовение ног, Господь, как пишут евангелисты, " ". Готовясь дать ученикам последние прощальные наставления и совершить великое Таинство, Он скорбел о том, что в эти торжественные минуты среди них находится предатель. " ", - произнёс Спаситель.

Апостол Иоанн, любимый ученик Христа, возлежавший на пасхальной трапезе рядом с Ним, тихо спросил: " " В ответ последовало: " ". И, обмакнув кусок хлеба в солило (особый соус из фиников и смокв), Христос подал его Иуде.
Обычно на пасхальной вечери куски хлеба раздавал глава семьи - в знак особого благоволения. Поступая так, Христос хотел пробудить в Иуде чувство раскаяния. Но произошло обратное. Как свидетельствует евангелист Иоанн, " ".

Причастив апостолов, Господь дал заповедь всегда совершать это Таинство: " ". Отныне и до конца времён христианская Церковь за каждой Божественной литургией совершает Таинство Евхаристии - величайшее таинство соединения верующих со Христом. Каждый раз, приходя на Литургию, мы оказываемся на Тайной Вечери, где Господь преподаёт нам Свои Тело и Кровь. Причащаясь Его Святых Таин, мы приобщаемся Божественной любви, приобщаемся Самого Божества…