Фантазия и ловкость рук, или как научиться делать фокусы. Ломиться в открытую дверь. Места не столь отдаленные

Волшебство или иллюзия? Чудеса или ловкость рук? С детства всем нам интересно наблюдать за различными фокусами и магами, их исполняющими.
Этот пост кому-то напомнит, а кого-то познакомит с величайшими виртуозами иллюзий в истории человечества.

Одним из первых фокусников был французский физик Николя-Филипп Ледрю (1731–1807), выступавший под псевдонимом Комю. Ледрю являлся физиком-демонстратором, поскольку свои иллюзии строил на научной основе. Свой псевдоним Комю взял в честь греческого бога празднеств и пиршеств Кома. Ледрю прославился световыми и звуковыми иллюзиями, магнетическими и электрическими эффектами. Уже в то время публике была продемонстрирована женщина-робот с лицом инопланетянки, принимавшей цвет зрачков смотрящего на ее человека. Она умела выполнять несложные команды, искусственная рука была способна записывать мысли. Этот чудо-робот одновременно приводил в восторг и ужас королевский двор Людовика XVI. Николя сделал много полезного для науки, обогатив ее новой системой для морских карт и возможностью излечения эпилепсии электричеством.

Интересно, что его псевдоним стал настолько популярным, что во Франции вначале XIX в. с успехом работал фокусник Комю II.

Следующий прославленный иллюзионист Алессандро Калиостро (1743–1795). Его настоящее имя – Жозеф Бальзамо. Рано лишившись родителей, в детском возрасте пристрастился к мошенничеству. Воспитывала его тетка по матери Винченца Калиостро, и после ее смерти юноша присвоил интересную фамилию, а заодно и графский титул. Свой путь к вершинам оптического обмана он начал с продажи поддельных карт сокровищ и различных чудодейственных снадобий.

2

С помощью иллюзии он превращал небольшой бриллиант в увесистый камень, мог завуалировать сколы и трещины, позолотить обычный ржавый гвоздь и сделать грубый материал атласным шелком. Граф Калиостро утверждал, что он знает секрет философского камня, и сумел внушить публике, что ему 300 лет. Побывал Калиостро и в России и якобы утроил золотые запасы Потемкина. Граф проводил магические сеансы, изобретая эликсир бессмертия.

Скандалы, связанные с его опытами, дошли до Екатерины. Недовольная императрица повелела выслать Калиостро из страны. Однако мистическим образом на четырех разных погранзаставах в документации была роспись графа. Но и в других странах не было ему успокоения. Его таинственную деятельность связывали с различными политическими авантюрами. Закончил свою жизнь в Италии, заключенный в тюрьму по обвинению в шарлатанстве.

3

История этого авантюриста и иллюзиониста настолько насыщена приключениями, что нашла свое отражение и в литературе, и в кинематографе, достаточно вспомнить наш легендарный фильм “Формула любви”.

Итальянский иллюзионист Джузеппе Пинетти перенес искусство иллюзий на театральные подмостки. Представления фокусника отличались утонченным антуражем и пышностью, это позволило поднять искусство на новый зрительский уровень. В Лондоне в 1784 Пинетти показывал возможность “третьего” глаза: читал закрытые книги и узнавал предметы в коробках. Эти представления имели огромный успех, и Пинетти был приглашен в Виндзорский замок ко двору Георга III. Шоу прошло с блистательным успехом, участвовали в нем десятки экзотических животных, ассистентов, зеркала и сложные механизмы. Затем он гастролировал в Германии, Португалии и России. В своих фокусах иллюзионист применял знания физики, химии, математики, механики и медицины. Из самых его известных трюков – фокус с ласточкой. Из клетки Пинетти доставал птичку, она умирала у него на руках. Потом он давал одной из зрительниц подержать ласточку и просил подышать на тельце. И, чудо, ласточка оживала! Все дело в том, что иллюзионист незаметно давил на сонную артерию птичке и временно лишал ее сознания.

4

Достигнув славы и известности Пинетти стал очень капризен и избалован. Он мог позволить себе опоздать ко двору императора Павла и непонятным образом поменять время на часах. Прибыв ко двору иллюзионист опаздывал на целый час на свое 7-и часовое представление, это вызвало негодование у всех придворных. Какое же у них было изумление, когда войдя Пинетти объявил, что сейчас не 8, а всего лишь 7 часов. Часы у присутствующих чудным образом передвинулись назад. Но по окончании выступления фокусника снова стали показывать правильное время.

Не менее окутана легендами деятельность итальянца Джованни Бартоломео Боско (1793–1863). Его «оживления» убиенных птиц поражали воображение толпы и ослабляли бдительность людей. Отрубая головы белому и черному голубю, он словно нарочно переставлял их и, заметив ошибку, исправлял ее. Птицы оживали. Это расценивалось как настоящее чудо и колдовство. Зрителей притягивали фокусы Боско с монетами, игральными картами, платками и шариками.

5

Сравнивая себя с Мефистофелем, он подражал ему внешностью и манерой одеваться. Виртуоз иллюзий искал приключений и авантюр. Во время Наполеоновского похода на Россию, оказавшись случайно во французской армии, продолжал развлекать солдат, незаметно опустошая их карманы. Попав в плен, он не отчаялся в суровых условиях сибирских морозов, а, наоборот, только усовершенствовал свои фокусы, тем самым сумев покорить и русские сердца. Возвратившись в Италию, Боско стал завсегдатаем богатых салонов, куда его приглашали удивлять публику.

6

Дэвид Вернер (1894-1992) «Профессор» и учитель большинства нынешних фокусников и иллюзионистов появился на свет 11 июня 1894 года. Его вклад в развитие современного мира иллюзии трудно переоценить. Но главным его достижением в жизни считается победа над самим Гари Гудини, который так и не смог разгадать фокус Вернера «Амбициозные карты». Вернер, наверное, лучший в истории карточный фокусник, продолжал совершенствовать свое мастерство до последних дней своей жизни. Работал под псевдонимом Даи Вернон, который приобрел в результате банальной опечатки в газете. Он первый открыл микромагию. Скромный и обаятельный по натуре, он умел расположить к себе людей, многих обучил искусству иллюзии. Прожил долгую и увлекательную жизнь и умер 21 августа 1992 года в почтенном возрасте 98 лет.

7

Тайна пронизывает всю жизнь талантливого и непредсказуемого Гарри Гудини (1874–1926). Настоящее имя – Эрик Вайс, родился в бедной семье и с детства познал уличные «профессии». Бродячие циркачи и фокусники завораживали ребенка. Так он увлекся иллюзией. В 18 лет он превратился в Гудини, изменив фамилию фокусника Гудина, а имя позаимствовал у Келлара Гарри. Но всемирную известность Гудини получил не из-за карточных фокусов, а благодаря своей отличной физической форме - он выполнял огромное количество трюков, большинство из которых актуальны и привлекательны для зрителей и в наше время. Гудини показывал фокусы, в которых его заковывали в цепи и сбрасывали с моста, закапывали под землю в деревянном ящике, без какого либо запаса воздуха и иллюзионист выходил из этих сложных ситуаций с улыбкой на лице. Его заключали в самые надежные тюрьмы и камеры мира, но буквально за считанные минуты он выбирался из заточения, связанным опускали в сосуды полностью занятые водой вниз головой, где на спасение от смерти у него было максимум 2-3 минуты.

8

Трюки высвобождения были основными в его программе, и везде, где он гастролировал, собирали огромные залы. Также он увлекался искусством кино и авиацией. Он первый совершил полет над Австралией.

В последнее десятилетие своей карьеры Гудини выпустил ряд книг, раскрывавших секреты его мастерства. Он был серьёзно обеспокоен тем, что под влиянием популярного в те годы спиритизма многие иллюзионисты стали маскировать свои трюки видимостью общения с потусторонними силами. В сопровождении переодетого в штатское констебля Гудини стал инкогнито посещать спиритические сеансы для того, чтобы разоблачать шарлатанов, и заметно преуспел в этом.

9

Однажды во время гастролей в Монреале Гарри отдыхал в своей гримерке, к нему вошли трое студентов, один из которых был чемпионом колледжа по боксу. Он спросил мистера Гудини, действительно ли тот способен выдержать несколько сильных ударов в живот, ничего при этом не почувствовав. Гудини, погружённый в свои мысли, кивнул, и студент неожиданно нанес артисту два или три удара. Гудини еле остановил его: «Подождите, мне надо подготовиться», после чего напряг пресс - «Вот, теперь можете бить». Студент ударил пару раз и на себе почувствовал железный брюшной пресс маэстро. Когда студенты ушли, Гудини лишь потёр место, ушибленное от первых неожиданных ударов. Несколько дней он, как всегда, не обращал внимания на боль, но эти удары спровоцировали разрыв аппендикса, в результате которого развился перитонит. В 1926 г. никаких антибиотиков не было, и выжить можно было лишь чудом, но Гудини опять поразил всех! Поклонники ликовали - вот он Гудини, победитель смерти, который не подчиняется земным законам. Однако через девять дней, 31 октября 1926 г, в канун празднования Хеллоуина, Гарри Гудини умер. Со дня его смерти прошло немало лет, однако феномен Гудини полностью не изучен и сегодня.

Советские иллюзионисты Кио – это уже целая династия. Родоначальником ее был Эмиль Теодорович Гиршфельд-Ренард (1894–1965). В начале карьеры он работал в Московском театре миниатюр, впоследствии заинтересовался цирком. Вокруг его фамилии ходили самые разнообразные шутки. Артист даже сам предлагал с юмором расшифровать ее. Известны такие версии, как из слова «кино» выпала одна буква, КИО – «Киевский Известный Обманщик», «Как Интересно Обманывать», «Колдун Из Осетии». Манера исполнения фокуса была легкой, непринужденной, все обращалось как бы в незатейливую шутку.

Инструкция

Разрабатывая запястье, вы снижаете риск появления артритов и переломов. Встаньте в удобную позу и сомкните ладони перед , не прижимая при этом ребра ладоней к . Научитесь также запястьем отдельно от остальных мышц рук и – для этого, сидя за , положите на край рук у так, чтобы кисть рук и свисала с его края. Двигайте кистью рук и так, чтобы рук а оставалась неподвижной.

Регулярно сжимайте и разжимайте кулаки, чтобы разрабатывать и укреплять пальцы. Сгибайте пальцы по очереди, управляя импульсами и движениями мышц пальцев. Попробуйте поочередно коснуться кончиком каждого пальца кончика большого пальца, при этом сохраняя полную неподвижность большого пальца. Полезно положить между пальцами карандаш и прокатать его несколько раз в каждой рук е поочередно.

Для укрепления не только пальцев, но и ногтей, прижмите на три минуты кончик большого пальца на правой рук е к кончику ногтя безымянного пальца. На ногтевое ложе большого пальца положите указательный палец. Сожмите кончики безымянного и большого пальцев на левой рук е. Это упражнение, берущее начало в учении йоги, позволит вам укрепить ногти, усилить их рост и повысить жизненный тонус.

Важным моментом подготовки ребенка к школе является развитие мелкой моторики рук. Большинство детей начинают есть, рисовать и осваивать навыки письма правой рукой. Но практика показывает, что часто ребенок к моменту поступления в школу плохо владеет навыком письма. Поэтому развитие моторики и точных движений правой руки очень важны для детей дошкольного возраста.

Вам понадобится

  • - прописи;
  • - карандаш;
  • - игра-шнуровка.

Инструкция

Прописи и всевозможные штриховки отлично подготавливают руку к процессу письма. Ребенок не только учится рисовать линии, пунктиры и фигуры. Он также тренирует руку и выносливость мышц. Есть различные виды штриховок. Например, купите малышу тетрадь «Рисуем по клеточкам». Данное поможет вашему овладеть навыками пространственной ориентировки на листе бумаги в клетку, научит копировать рисунки и фигурки по . Штриховки выпускаются по различным возрастным категориям. Самые простые учат малыша в форме игры проводить параллельные, горизонтальные и наклонные линии. Ребенок будет рисовать травку, тропинки или иголки у ежика, даже не подозревая, что так его готовят к и письму. Используйте для рисования мягкий карандаш. Также следите за правильной позой и за правильным удерживанием карандаша пальцами правой руки.

Отличным помощником в развитии моторики рук являются шнуровки. При помощи шнуровок можно не только руки, но и мышление, внимание и речь. Веселая игра не даст малышу скучать и устать. Есть огромное множество шнуровок. От простых (ежик и грибочки), до сложных - дидактические игры вроде «Сад - огород». В ней есть поле огорода и овощи, которые необходимо посадить с помощью шнурка. Во втором варианте на

Ежегодно в третью субботу апреля отмечается Всемирный день цирка. Современный цирк все больше превращается в шоу на стыке традиционных жанров , эстрады и театра. Но все же есть один обособленный вид циркового искусства, который продолжает завораживать зрителей просто сам по себе - это иллюзия.

О том, как сделать классический фокус с извлечением кролика из шляпы, ставший уже избитым клише, может рассказать каждый школьник, а вот разгадать авторские трюки современных иллюзионистов иногда не под силу даже их коллегам по цеху. РИА Новости предлагает вспомнить пять классических трюков из арсенала фокусников.

Гусь без головы

Первое упоминание о фокусах встречается в - древнеегипетском сборнике сказок и преданий времен правления фараона Хеопса (2551-2528 до н. э. или 2589-2566 до н. э.). В одной из глав книги можно найти рассказ о встрече Хеопса с колдуном Джеди, который показал правителю фокус с обезглавливанием гуся. Сначала волшебник отрывал голову животному, а потом возвращал ее на место, после чего птица оживала.

В середине XVIII века итальянский фокусник Бальдуччи превратил трюк в настоящее представление с использованием искусственной крови и позволял якобы обезглавленному петуху или гусю пробежать несколько кругов по сцене, чтобы впечатлить зрителей. Несмотря на простоту и незатейливость фокуса, иллюзионисты до сих используют его в своих представлениях. Впрочем, современные маги отказались от натуралистичных подробностей. К шее животного привязывается бутафорская голова птицы, а настоящую маг в этот момент прижимает рукой к туловищу птицы. После этого остается только оторвать фальшивую голову и высвободить настоящую - определяющим фактором в этом несложном фокусе является ловкость рук и быстрота движений.

Ловля пули

Одним из самых древних фокусов является так называемая "ловля пули" (bullet catch) - тарелкой, рукой или ртом, что, безусловно, является самым зрелищным вариантом исполнения трюка. Самые ранние упоминания о фокусе относятся к XVII веку, однако только в XIX веке с подачи шотландца Джона Генри Андерсона, который объездил с этим номером всю Британию, "ловля пули" стала чрезвычайно популярна среди иллюзионистов. Уловки, которыми пользуются маги при выполнении фокуса, варьируются в зависимости от ситуации, опыта исполнителя и аудитории. Некоторые используют холостые пули или пиропатроны, которые взрываются внутри оружия и не вылетают на поверхность - магу остается лишь заранее спрятать другую пулю во рту. На заре появления трюка иллюзионисты использовали специальные механизмы, имитирующие звук выстрела, дым и искры, когда на самом деле на спусковой крючок никто даже не нажимал.

В XX веке для пущей правдоподобности фокусники стали работать со зрителями. Совершенства в исполнении трюка с пулей достигли американские иллюзионисты Пенн и Теллер , которые не только просили кого-то из зрительного зала выбрать пули, подписать их своими инициалами и зарядить пистолет, но и одновременно стреляли друг в друга. Вслед за этим фокусники демонстрировали "пойманные" и зажатые между зубами патроны и обращались к тем же самым зрителям с просьбой проверить наличие сделанных ранее подписей.

"Ловля пули" заведомо подразумевает обман, так как физически невозможно остановить вылетающий из пистолета патрон зубами и остаться в живых. Иллюзионисты используют подсадных зрителей или, отвлекая внимание публики, с помощью незаметных манипуляций извлекают пули из заряженного пистолета перед тем, как выстрелить. Однако, даже при точно выверенном сценарии и слаженной работе ассистента и фокусника, этот трюк остается одним из самых опасных: более 10 профессиональных иллюзионистов погибли при исполнении именно этого номера. Так известный фокусник конца XIX века Адам Эпштайн при ловле пули использовал специальный шомпол, на конце которого был закреплен магнит. Таким образом, во время чистки ствола перед выстрелом Эпштайн извлекал пулю. Но именно эта хитрость и сыграла с магом злую шутку: во время одного из выступлений осколок от шомпола застрял внутри пистолета, а при выстреле смертельно ранил Эпштайна.

Исчезновение

Особое место в арсенале любого уважающего себя мага занимают трюки с исчезновением. Со сцены чудесным образом испаряются предметы, ассистентки и сам волшебник. В 1983 году американский иллюзионист Дэвид Копперфильд исполнил фокус, попавший в Книгу рекордов Гиннеса, - волшебник заставил испариться Статую Свободы . Существует несколько версий того, как был выполнен трюк, среди которых - использование поворотной платформы, видеомонтажа и игры света. Также существует мнение, что все случившееся - грандиозная мистификация с подставными зрителями и моделью Статуи Свободы. Однако, сам Копперфильд до сих пор так и не раскрыл секрет ни одного из своих фокусов.

Настоящим виртуозом сценических исчезновений был фокусник Великий Лафайетт (настоящее имя Зигмунд Нойбергер), выступавший с гастролями по всему миру в конце XIX века. Для выполнения своих номеров маг прибегал к помощи многочисленных ассистентов-двойников, которые были загримированы под Лафайетта, что позволяло последнему находиться одновременно в нескольких точках зала и необъяснимым образом то исчезать, то появляться вновь. Главным же фокусом, исполненным Лафайетом, стала, как это ни парадоксально, его смерть. В 1911 году, на одном из представлений произошел пожар, пламя с загоревшегося занавеса быстро перекинулось на зрительный зал, в результате чего погибли 11 человек - в том числе и сам Лафайетт, пытавшийся спасти из огня дрессированных животных. Тело иллюзиониста обнаружили под завалами и похоронили с почестями и при большом стечении людей. Однако, через несколько дней во время разбора завалов на месте сгоревшего театра было обнаружено еще одно тело. По перстням с драгоценными камнями, которые всегда носил на пальцах фокусник, было установлено, что это и есть настоящий Лафайетт, а похороненный вместо него человек был всего лишь одним из ассистентов-двойников.

Распиливание женщины

Сейчас классическим фокусом с распиливанием человека на две части уже никого не удивить. Практически каждый знает его секрет: у фокусника две ассистентки, одна из которых играет роль "головы", а вторая - "ног".

По одной из версий изобретателем этого номера считается некий Торрини, который продемонстрировал его в 1809 году перед Папой Пием VII. По другой, авторство приписывается английскому иллюзионисту и изобретателю Персивалю Тибблсу, выступавшему под псевдонимом Перси Селбит (P. T. "Percy" Selbit) и продемонстрировавшему этот фокус в 1920 году. Также автором трюка называют "отца современной магии" француза Жана Эжена Робер-Удена, именно он впервые описал "методику распиливания" в одной из своих книг.

В начале ХХ века этот номер был невероятно популярен, фокусники воровали друг у друга его секрет, меняли форму ящика, усложняли выполнение фокуса при помощи зеркал, и все для того, чтобы больше удивить публику. Этот фокус иллюзионисты продолжают показывать и сейчас.

Один из самых шокирующих вариантов фокуса несколько лет назад представил американский иллюзионист Крис Энджел. На видеозаписи , которую и сейчас можно найти в сети, он разрывает женщину голыми руками, не используя при этом пилу, ящики, зеркала или другие приспособления. Эффект усиливается реакцией зрителей: Энджелу помогали две девушки, явно не ожидавшие, что фокус удастся. Позднее секрет был раскрыт. На самом деле, в качестве "разрываемой" женщины выступали два человека: нижнюю часть "играл" акробат, а верхнюю - женщина-инвалид с очень редким заболеванием сакральная агенезия (при этой болезни у человека не развивается нижняя часть тела).

Освобождение

Историю фокусов, суть которых заключается в "волшебном" освобождении от всевозможных пут и оков, принято вести от выступлений Гарри Гудини. Признанный величайшим мастером побегов, Гудини стал родоначальником целого жанра.
В начале своей карьеры Гудини практиковал эффектные трюки, в ходе которых за считанные секунды выбирался из наручников, смирительных рубашек или закрытых резервуаров с водой.

В 1903 году он был сброшен с моста в Темзу закованным в кандалы с дополнительным грузом в виде 30-килограммового шара, но через несколько минут всплыл, размахивая наручниками, а во время гастролей по России в 1908 году освободился из камеры смертников в Бутырской тюрьме и Петропавловской крепости.

Усложняя фокусы с освобождением, Гудини превращал их в настоящие шоу. Например, во время выступления в Бостоне , Гудини в смирительной рубашке, привязанный к подъемному крану, за несколько минут освобождает себя на глазах у огромной толпы.

Объяснить трюки Гарри Гудини пытались его гибкостью и спортивной подготовкой, а также техническими хитростями. Впрочем, ни один из них автор так и не раскрыл, возможно, это была просто… настоящая магия.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

распускать невероятные небылицы и выдумывать слухи во время отливки церковных колоколов. Считалость, что чем невероятнее будет слух и чем больше людей ему поверит, тем звонче будет новый колокол.

Ловкость рук, и никакого мошенства

это выражение стало крылатым после фильма «Путевка в жизнь» Поговорка восходит, повидимому, к немецкому изречению «Раз, два, три! Быстрота - совсем не колдовство». Согласно Г. Гейне, это слова знаменитого фокусника Янтьена Амстердамского.

Ломиться в открытую дверь

настойчиво утверждать, доказывать то, что и так очевидно, всем известно и не вызывает споров. Выражение употребляется с XIX в. Калька с французского enfoncer une porte ouverte.

Лыка не вяжет

об очень пьяном человеке, не способном координировать свои движения и связно говорить. Выражение связано с народным промыслом: из лыка плелись короба, туески и лапти. Каждый крестьянин должен был уметь если не плести, то хотя бы вязать лапти, подковыривать их, т. е. ремонтировать при необходимости. Если он лыка не вяжет, то либо психически неполноценен, либо пьян до предела.

Лямку тянуть

делать тяжелую однообразную работу в течение продолжительного времени. Выражение восходит к речи бурлаков на русских судоходных реках. Вниз суда шли по течению, а для поднятия их вверх, против течения, использовались лошади или бурлаки. Хозяин судна нанимал артель бурлаков и они тянули суда против течения за канат - бечеву. Канат крепился за мачту или специально установленный шесть. Бурлаки перекидывали лямки, прикрепленные к бечеве, через плечо и шли по берегу или мелководью у берега, таща за собой суда или баржи. Лямка в выражении - широкий ремень из кожи или прочной ткани, который перекидывают через плечо для тяги или переноски грузов.

Мазать дегтем

1) Позорить девушку, обвинять ее в бесчестии. 2) Очернять, выставлять кого-то в черном цвете. Деготь, несмотря на то что в крестьянском быту он был важным и необходимым, из-за его черного цвета сделался символом бесчестья, зла. В деревнях дегтем вымазывали ворота девушке, потерявшей невинность до свадьбы.

Мамаево нашествие

неожиданное появление многочисленных и неприятных гостей, посетителей. Мамаево - от имени татарского хана Мамая, который совершил в XIV веке опустошительное нашествие на Русь.

Манна небесная

о чем-либо ценном, редком и нужном По библейскому преданию, манна - пища, которую Бог каждое утро посылал иудеям в пустыне, когда они шли в Землю обетованную.

Мартышкин труд

бестолковый процесс работы, бесполезные усилия, напрасные старания. Выражение восходит к басне И. А. Крылова «Обезьяна». Речь в ней идет о мартышке, позавидовавшей пахарю, работа которого вызывает одобрение окружающих. Мартышка, желая показать трудовое усердие, начала катать большой чурбан, однако похвал так и не дождалась, так как пользы от ее «работы» не было никакой.

Медведь на ухо наступил

о человеке, лишенном музыкального слуха. В выражении нашли свое отражение такие качества медведя, как неуклюжесть и глуповатость, его большие размеры. Существует также оборот с названием другого крупного животного: слон на ухо наступил. Возможно, выражение связано с охотой на медведей, во время которой в схватке со зверем человек нередко получал различные повреждения.

Медвежий угол

захолустное, отдаленное, глухое место. Выражение вошло в широкое употребление после публикации одноименного рассказа П. И. Мельникова-Печерского, где так назван глухой город. Автор основывается на существовавших с древних времен названиях, относящихся к небольшим поселениям.

Медвежья услуга

неумелая, неловкая услуга, приносящая вместо помощи вред, неприятность. Фразеологизм восходит к басне И. А. Крылова «Пустынник и медведь», рассказывающей о дружбе пустынника с медведем. Однажды пустынник лег спать, а медведь отгонял от него мух. Согнал муху со щеки, она села на нос, затем на лоб. Медведь взял увесистый булыжник и убил им муху на лбу у друга.

Между двух огней

в положении, когда опасность грозит с двух сторон. Есть несколько версий происхождения оборота: 1) оборот восходит к татаро-монгольскому игу. Прибывших в Орду с податями или прошениями русских князей проводили по пути в ханскую ставку между двумя зажженными кострами. Считалось, что огонь может отнять силу у ядовитых снадобий и помешать злым умыслам; 2) возможно, калька с немецкого zwischen zwei Feuer kommen - «попасть в перекрестный огонь с двух сторон». Выражение понималось также как «попасть в опасное положение при попытке помирить враждующие стороны». Есть и другие версии.

Менторский тон

наставительный, поучающий, назидательный, высокомерный тон. Выражение связывается с именем Ментора, друга греческого героя Одиссея. Зная ум и рассудительность Ментора, Одиссей, уходя на войну с Троей, поручил ему воспитание своего сына Телемаха. В русском языке слово ментор употребляется обычно с неприязненным оттенком, как «надоедливый и педантичный советник».

Менять кукушку на ястреба

выбирать из плохого худшее; поступать нерасчетливо, необдуманно. Выражение восходит к славянским представлениям о сезонном превращении кукушки в ястреба. По мифологии, ястреб является вместилищем злой души. Ср. утраченное значение слова кукушка - «зловещий человек».

Мерить одной меркой

подходить к оценке различных людей, явлений, обстоятельств и т. п. одинаково, без учета индивидуальных особенностей. Выражение возникло на основе фразеологизма мерить на один аршин с заменой устаревшего аршин более активным словом мерка.

Места не столь отдаленные

удаленные от центра территории; места ссылки. Выражение из «Уложения о наказаниях» царской России, по которому ссылка делилась на две степени: в отдаленные и не столь отдаленные места Сибири. Этот оборот прочно вошел в язык писателей второй половины XIX века для обозначения ссылки.

Метать бисер перед свиньями

выражение из Евангелия: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего пред свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас». Этот фразеологизм употребляется в значении «говорить, объяснять что-л. тому, кто не может понять и по достоинству оценить этого».

Метать петли

обманывать, стараться запутать кого-либо. Выражение из языка портных, означает «обшивать петли на одежде». В языке охотников оборот означает «выписывать на бегу сложные замкнутые кривые».

Мещанин во дворянстве

о выскочке, который старается выглядеть важным и образованным человеком. «Мещанин во дворянстве» - русское название комедии Мольера «Le Bourgeois gentilhomme». Ее герой, буржуа, Журден, стремится во что бы то ни стало проникнуть в дворянское общество, но непременно попадает в смешное положение.

Мизинца не стоит

ничтожен по сравнению с кем-либо. Этимология выражения затемнена. Есть несколько версий происхождения: 1) вероятно, от древних ритуальных традиций и обрядов у некоторых народов, при которых отсекались мизинцы или другие пальцы; 2) может восходить к Библии.

Минимум миниморум

самое меньшее.

Министр без портфеля

министр, не ведающий отдельной отраслью государственного управления, а выполняющий особые поручения.

Много будешь знать - скоро состаришься

пословица связана с представлением о том, что знания старят человека, делая его несчастным. Процесс познания - это познание не только добра, но и зла.

Мокрая курица

1) о жалком, беспомощном на вид человеке; 2) о безвольном, безынициативном, бесхарактерном человеке. Оборот - часть пословицы мокрая курица, а тоже петушится. Прямое значение прозрачно: вид курицы, попавшей под дождь, жалок и непригляден.

Молодец к молодцу

все как один красавцы, удальцы. Молодец в народной поэзии - молодой человек, отличающийся храбростью, удалью, положительный герой многих сказок, былин и т. п.

Момент истины

это выражение первоначально появилось в испанском языке и означало критический для матадора момент корриды. Из испанского в другие языки оно вошло в 1930-е годы благодаря Э. Хемингуэю.

Морочить/заморочить голову

Намеренно вводить в заблуждение кого-л., приставать с пустяками к кому-л. Выражение сформировалось на основе значения диалектного слова морочить «дурачить, сбивать с толку кого-л. «

Жесты несут в себе глубокий смысл. Очень часто случается, что одна и та же комбинация имеет диаметрально противоположное значение у разных народов. Одно неверное движение пальцем — и вы рискуете навлечь на себя гнев жителей незнакомой страны. О том, как не попасться в жестовую ловушку, — в обзоре «Моей Планеты».

OK

Считается, что соединенные в кольцо большой и указательный палец как знак одобрения в 1960-е популяризировали инженеры NASA, у которых затем его переняли астронавты. В буддийской традиции это витарка мудра — ритуальный жест, использующийся во время передачи учения Будды. Сейчас в большинстве западных стран этот символ воспринимается как знак одобрения. Впрочем, не везде его интерпретируют одинаково. Во Франции таким жестом можно выразить неудачу или пренебрежительное отношение к человеку, буквально — «ноль без палочки». В Греции и Турции он используется для обозначения анатомических подробностей человеческого тела и считается указанием на нетрадиционную сексуальную ориентацию того, кому адресован. В Бразилии и некоторых латиноамериканских странах тот же знак и вовсе применяется для прямого оскорбления. В то же время в Японии соединенные большой и указательный палец символизируют деньги — таким образом можно попросить кассира выдать сдачу мелочью. В северных областях Китая аналогичный жест обозначает благодарность. Единственное отличие — рука при этом покоится на столе.

V

Указательный и средний палец, сложенные в форме латинской буквы V, обычно означают победу. Как гласит легенда, этот жест начали использовать британцы в те времена, когда воины сражались при помощи лука и стрел. Согласно преданию во времена англо-французских войн французы отрубали пленным британцам средний и указательный палец, чтобы они не могли стрелять из лука. Поэтому знак V стал символом превосходства британцев над врагами. По этой же причине жест неоднократно публично использовал британский премьер-министр Уинстон Черчилль. Но надо помнить, что в той же Британии, равно как и в Австралии, тот же жест, в случае если тыльная сторона руки обращена к собеседнику, считается неприличным и оскорбительным.

Рога

Поднятые вверх указательный палец и мизинец — жест, ассоциирующийся с рок-музыкой и ее поклонниками. Первыми его начали использовать металлисты, таким образом демонстрируя символическое единение всех музыкальных коллективов, играющих в данном жанре. В то же время во многих странах этот знак, видимо из-за схожести с рогами животного, означает супружескую неверность и применяется по отношению к мужчине, которому изменила жена. Именно так жест поймут в Италии и Португалии. Тем временем в Турции этот же символ активно используют несколько политических сил правого крыла. В буддизме этот жест называется карана мудра и является защитным средством от злых духов.

Фига

Считается, что фига, или mano fico, впервые появилась у этрусков и в Древнем Риме как символ плодородия и оберег от злых духов. Изначально обсценный знак, символизирующий коитус, в древности использовался и на Руси для защиты от нечистой силы. Спустя несколько веков в России кукиш перестал считаться чем-то неприличным, а выражения со словами «фиг» и «шиш» вошли в лексикон даже вполне культурных людей. Тем не менее во многих странах он по-прежнему считается крайне оскорбительным. Не стоит показывать кукиш в Турции, Греции, Германии, ЮАР, Никарагуа, Китае, Корее и Японии. В то же время в Бразилии этот символ, как считается, приносит удачу, в Португалии защищает от сглаза, а масаи в Кении используют его для обозначения цифры 5.

Показывать пальцем

Использовать указательный палец, чтобы указать на какой-то объект, а уж тем более человека, в большинстве стран считается некультурным. Таким образом человек будто бы желает обозначить собственное превосходство. Но если на Западе это объяснение знакомо далеко не всем, то в Индии, стране с кастовой системой, пальцем и сейчас могут указывать только представители высших каст на членов низших каст. В большинстве стран использования указательного пальца, как правило, стараются избегать. В той же Индии вежливым считается указывать всей кистью руки. В некоторых азиатских странах вместо указательного пальца используют большой, а во многих африканских и индейских культурах ему на замену приходят сложенные трубочкой губы. Универсально вежливым считается указание при помощи кивка или поворота головы.

Подозвать и не оскорбить

Во многих культурах традиционный жест, который в России и некоторых странах Запада используют, чтобы подозвать кого-либо к себе (рука перевернута ладонью вверх, а пальцы при этом совершают поступательные движения), считается неприличным и имеет яркую сексуальную коннотацию. Таково его значение в Испании и испаноговорящих странах Латинской Америки. По этой причине там, а также в арабских государствах, чтобы вежливо позвать человека, руку нужно перевернуть ладонью вниз, а пальцами совершать роющие движения. Такой же жест в ходу в Японии, Китае и Гонконге.