Обзор игры арма 2. Одна пуля – целая беда. То, что мы ждали


Название в России: Arma 2: Тактика современной войны
Разработчик: Bohemia Interactive Studios
Издатель: 505 Games
Издатель в России: Акелла
Модель распространения: розничная продажа
ISO статус: релиз состоялся 24 июня 2009 года
Дата выхода в России: вышла 18 июня 2009 года
Жанр(ы) игры: Action (Tactical / Shooter) / Strategy (Tactical) / 3D / 1st Person / 3rd Person
Платформы: PC
Мультиплеер: (∞) Интернет, Локальная сеть

Если вы никогда не воевали в Чехословакии в 1968 году, а мне почему-то кажется, что вы все-таки этого не делали, у меня есть для вас отличная причина продолжать в том же духе еще некоторое количество времени. Если же вы все-таки там воевали, то отдайте, пожалуйста, монитора своему внуку - это не издание «Коммунисты»

Так о чем это я? Собственно говоря, вы даже можете не читать эту статью.

Черт... Ладно, раз ваш букинистический мазохизм все-таки победил над здравым смыслом, и вы все еще не переключили канал, то мне, по всей видимости, не удастся в гордом одиночестве покрыть эти страницы нашего трансгалактического уберсайта историями о большом красном тракторе.

На самом деле, если при словах «тактический шутер» ваш желудок начинает предательски скукоживаться, то ваши с «ArmA 2: Тактика современной войны» пути расходятся в стороны кардинально противоположные. Безо всяких вариантов. Потому что, несмотря на отличную экшен-составляющую, тактические элементы игры могут с вероятностью чуть более чем полной отбить тяжелой арматуриной желание жить. Но давайте обо всем с подробностями.

Сюжет игры закидывает нас, американского морпеха, в Чехословакию "68 года за несколько часов до того, как бравые советские войска прибудут, чтобы танками и взрывами устроить тотальную дружбу народов и социализм. За этим сюжет извиняясь выходит за хлебом и так и не возвращается. Честно говоря, это категорически не мешает наслаждаться атмосферой и реализмом, которые имеют место быть в больших количествах и часто идут рука об руку друг с другом. Реализм проявляется во многих ипостасях и ему чуть ниже будет отведена пара сотен ласковых, но для прочувствования смакоты происходящего можно дать следующий пример. Есть, скажем, задание по уничтожению какого-нибудь стратегически особенного сарайчика и к реализации задуманного можно подойти с нескольких сторон. Можно лично проползти к нему и заложить взрывчатку или же ворваться внутрь и уложить всех спать свинцовой колыбельной. При этом возможность оказаться немного мертвым стремительно приближается к астрономической величине. Другой вариант - в лучших традициях депутатской охоты на кроликов, издали храбро вызвать авиаудар, который разберет на запчасти не только сарай, но и окружающий его поселок вместе с мирными жителями. Что есть не очень гуманно и явно не обещает чрезмерного обожания со стороны простого чехословацкого народа. Таких моментов, когда нужно выбирать, рискнуть гамовером и поступить из рук вон хорошо, или не искать лишних проблем на холмы пониже спины, действуя при этом не совсем неэтично, полно. И, казалось бы, что может помешать бывалому рэмбо-геймеру превратить негодяев в мясной бульон, а всем невинным дать по конфете? Мешает его величество реализм.

Во-первых, окружает игрока целых 225 квадратных километров площади, населенной многочисленными деревьями, стратегическими объектами и городками в лучших традициях богохульстве иной советской архитектуры с вялыми жителями. Свобода; куда хочешь - туда и беги. Причем в прямом смысле, так как, четкой последовательности миссий нет. Это во-вторых. Вы сами вольны решать, какое задание сейчас стоит выполнить, а какое отложить на потом. И это прекрасно. И, в-третьих и самых главных, наблюдать протагониста падающим на землю от неожиданно проделанных в нем пары дополнительных вентиляционных отверстий мы будем весьма часто. Так как порою, скача радостным галопом средь чешских полей, можно запросто схлопотать пулю. Причем часто даже непонятно, откуда меткий противник ведет свой не менее меткий огонь, да и нередко понимание того, что по тебе выстрелили, приходит одновременно с надписью «миссия провалена».

Эти же прекрасные буквы нередко будут радовать до полусмерти, когда в некоторых типах миссий соратник нарвется на свинцовый поцелуй. А разумное решение оставить свою команду караулить елочку в чаще, отправившись пацифицировать неверных в одиночку, весьма чревато. Так как враг мало того, что не дремлет, он еще и умен до безобразия - справиться без поддержки с пятью противниками получится только в исключительных случаях. Это вам ведь тактика, а не «Квака».

Против нас, помимо всего прочего, играет и окружающая среда - высокая трава служит неплохим укрытием, но стрелять из нее можно с тем же успехом, что и закрыв глаза. Да и солнце в лицо отлично мешает разглядеть неприятеля, не говоря уже о том, чтобы радостно его поприветствовать. А не дай бог, он заметит, как вы крадетесь за дырявым заборчиком! И, по-честному, это круто. Сложно, но круто. Ползти минут двадцать по болоту, чтобы в результате получить хедшот и начать заново это здесь запросто.

Благо, не обязательно все время топать пешкарусом можно найти танк или БТР, надежно защищающий соратников и собственно игрока от опасностей реальной жизни. Да и вообще, в наличии кипа всяческого транспорта - начиная с велосипеда и заканчивая цивильными машинами. Плюс, дается возможность оседлать вертолет или самолет, что есть гуд. Управление транспортным парком вполне адекватное и не вызывает особых сложностей - их вызывают попытки его добыть. Ну и поприветствуем самый большой геморрой в игре: тактическую составляющую управления отрядом.

На каждого бойца в вашем подчинении j имеется примерно 10 специальных меню-шек, отвечающих за приказы. Процесс постижения, что в них куда и где весьма сильно поражает кору и древесину головного мозга, нанося сильные повреждения, и местами носит летальный характер. Ей богу, быстрее можно разобраться в политической ситуации в Украине, чем в командовании отрядом. Именно это бьет игрока монтировкой по интересным частям тела больше всего (ведь, как известно, правильно использовать ее могут только избранные), напрочь отбивая любовь к Чехословакии и разработчикам, которые, к слову, чехи.

Резюмируя, можно с уверенностью сказать следующее. Armed Assault 2 - отлично проработанный тактический шутер, тактичность которого могут выдержать только самые усидчивые. Интересный геймплей сумными противниками стопорится лабиринтами меню управления, хотя графика и озвучка, в принципе, радуют соответствующие органы осязания. Обильно встречающиеся баги, вроде застрявших в стенах людей, не особо раздражают, а средства убиения, гигантское открытое пространство и куча техники приятны всем и каждому. Однако побывать в Чехословакии стоит только ценителям жанра, всем остальным же рекомендовано ознакомится лишь с чешским ситро и сосисками.

Видео из игры "Arma 2: Тактика современной войны"

Как все начиналось?

В 2001 году, когда Bohemia Interactive выпустила свой первый военный экшен - Operation Flashpoint, - мудреные игры про солдатиков на PC были в моде. Rainbow Six, Ghost Recon - на фоне этих серий «Операция» не только не потерялась, но еще и смогла вырваться в лидеры. Секрет успеха оказался вовсе не прост: в игре была отличная симуляция боевых действий на уровне одного-двух взводов, был сложный, реалистичный геймплей, было огромное количество оружия и управляемой техники. Сюда же стоит добавить очень разнообразные миссии и отличную по тем временам графику.

Результат оказался великолепен: Operation Flashpoint давала игрокам возможность почувствовать себя обычным рядовым бойцом, который оказался в самом пекле стремительно разгорающегося военного конфликта. Вокруг вовсю шли «суровые военные будни» - операции по зачистке поселков, патрулирования, отступление, - а мы же просто старались выжить во всем этом.

Игру очень тепло приняла публика, один за другим вышли два официальных аддона и множество любительских дополнений (в комплекте шел очень приличный редактор уровней), а потом… потом Bohemia поругалась с Codemasters и потеряла все права на марку Operation Flashpoint. Продолжение решили выпускать под именем ArmA: Armed Assault - однако с первых же кадров становилось ясно, откуда здесь растут уши. Мода на серьезные тактические экшены к этому моменту уже прошла, Rainbow Six и Ghost Recon скатились до уровня обычных стрелялок с минимальной претензией на реалистичность, а Armed Assault оказалась чуть ли не единственной игрой, которая не пошла на поводу у этой моды. Похорошела графика, сюжет стал более вменяемым, нашлось место и некоторым добавлениям по мелочи, но по сравнению с тем эффектом, который произвела в свое время Operation Flashpoint, ArmA выступила более чем скромно.

Во второй части этот просчет решили исправить - список новшеств не ограничился похорошевшим движком, дополнительной техникой и прочей ерундой. Жаль только, что эффект оказался строго противоположен ожидаемому.

О чем это?

Начинается все совсем неплохо. В выдуманном постсоветском государстве Республика Черноруссия нарастает гражданская война, стороны которой поддерживаются Россией и США. Мы - один из бойцов американской разведгруппы, которая принимает во всем этом карнавале очень активное участие.

Как играется?

Первые миссии вызывают строгое чувство дежавю. Описывать геймплей по сотому разу нет смысла - просто найдите на этом сайте рецензию на Operation Flashpoint или ArmA (или перечитайте главу «С чего все начиналось?»). Но потом игра показывает себя совсем с другой стороны. В этот раз Bohemia Interactive все-таки пошла на поводу у моды и ввернула в сюжет целую кучу новомодных вещей.

Сначала мы сталкиваемся с безобидной нелинейностью. Миссии выполняются несколькими способами, игроку же нередко приходится совершать достаточно трудный выбор - у нас тут все-таки война и некоторые эффективные решения могут оказаться еще и жестокими. Со временем игра начинает походить на GTA: есть территория в 225 квадратных километров и есть набор заданий. Как их выполнять, в какой последовательности - решать нам.

И здесь ArmA 2 выдает первые сбои. Проблема традиционная для Bohemia - баги, из-за которых весь этот «свободный геймплей» порой начинает разваливаться буквально на глазах. Устроили засаду, но никто не едет? Поздравляем - колонна противника заблудилась и сейчас беспомощно бодается с деревьями где-то далеко в лесу. Несколько патчей спустя ситуация, конечно, поменяется, но на момент написания этой статьи играть было… некомфортно.

Наконец, ближе к концу ArmA 2 выкидывает главный финт ушами - превращается в эдакую мини-стратегию. Мы управляем войсками, строим свои объекты, захватываем вражеские, зарабатываем деньги и закупаемся техникой. Сделано не сказать чтобы убийственно плохо - просто такое решение идет слишком уж вразрез с концепцией игры.

Как выглядит?

Со времен Operation Flashpoint графику Bohemia держит в одном и том же стиле. Картинка строгая, аскетичная, без лишних украшательств - почти как в реальной жизни. На геймплей это, кстати, тоже влияет: например, здесь очень сложно заметить противника.

Движок, конечно же, со времен ArmA серьезно подрос - причем радует не только улучшившаяся графика, но и скорость работы.

То, что мы ждали?

Пока - не совсем. Потенциал в проект заложен очень интересный, но раскрыться игра сможет в лучшем случае через месяц-два, когда все ее идеи отполируют несколькими патчами. Пока же впечатления из разряда «и хочется, и колется» - разработчики явно чуточку переоценили свои возможности.

Плюсы

  • Реалистичный геймплей
  • Нелинейная кампания в GTA-стиле
  • Множество техники

Минусы

Вопреки мнению, что хардкорные симуляторы непопулярны, в подобных играх дефицита не наблюдается. Все дело в том, что продажи качественных представителей данного жанра порой превосходят все ожидания разработчиков и издателей. Таким свойством обладало в свое время детище чешской студии Bohemia Interactive – военный тактический симулятор [b]Operation Flashpoint (OFP), родившийся на свет в 2001-ом году. Аналитика подсчитала, что тираж этой игры превысил два миллиона копий. Можно только представить, сколько в мире оказалось любителей реализма, и как сильно тогда разбогатела небольшая студия. В течение пяти лет боевик стал культовым и быстро оброс любительскими аддонами от преданных фанатов, ждавших появления сиквела. Но, потеряв богатенького издателя в лице Codemasters и раскрученный бренд, оставшаяся в одиночестве Bohemia Interactive выпустила [b]Armed Assault (ArmA), внешне напоминающую OFP, но качественно ей несоответствующую. Коммерчески ArmA провалилась, попутно разочаровав преданных фанатов своей неиграбельностью. Спустя три года мучительной работы со стапелей чешской студии выходит ArmA 2, а главным конкурентом ей становится некогда близкий и родной проект [b]Operation Flashpoint 2 от [b]Codemasters.


«Войны начинаются в умах людей»
Из преамбулы Устава ЮНЕСКО

Bohemia Interactive предлагает игроку в очередной раз принять участие в вымышленном вооруженном конфликте, основанном на реальных международных проблемах современного мира. До ArmA 2 наиболее ярко запомнились события OFP, которая охватила времена холодной войны между США и СССР, при этом сюжет тогда оказался богаче и ярче, чем в первой ArmA, это также отмечали и многочисленные фанаты. Однако вторая часть предложила новый подход в представлении кампании.

События игры разворачиваются во время гражданской войны, происходящей на территории постсоветского вымышленного государства Чернарусь. Постоянные вооруженные стычки между сторонниками западной демократии, местной властью и коммунистическим движением «Красная Звезда» (ЧДКЗ, они же «Чедаки»), ищущим поддержки со стороны России, закончились отступлением Чернарусских Сил Обороны (ЧСО). Под руководством военачальника с прозвищем «Акула» ЧДКЗ захватило большую часть Северной Чернаруси, установив в регионе свою собственную власть. После возобновили военные действия с целью захвата западной части страны.

Премьер-министр Чернаруси Александр Баранов обратился за помощью в установлении мира в регионе к своим западным партнерам. По решению Альянса НАТО приводит в готовность свои силы быстрого реагирования в евроазиатском регионе с целью предотвратить дальнейшие жертвы среди гражданского населения в области конфликта. В этот момент игроку и предлагается взять на себя роль 33-летнего чернокожего сержанта Мэта Купэра, члена команды разведки «Лезвие» 27-го экспедиционного корпуса морской пехоты США.

В кампании теперь существуют четыре стороны, и у каждой свои интересы в данном регионе. Представленные миссии стали еще продолжительнее и интереснее, чем в OFP и ArmA. Сам процесс выполнения заданий насыщен внезапными поворотами сюжета и стремительным развитием событий. Существует и обещанная разработчиками зависимость сложности выполнения будущих заданий от текущих действий игрока. Несколько концовок имеет не только весь сюжет, но и практически каждая миссия, а если выполнять дополнительные задания, то в дальнейшем могут стать доступны различные бонусы в виде средств поддержки.



«Солдатский ранец не тяжелее, чем цепи военнопленного»
Дуайт Эйзенхауэр

Геймплей ArmA 2 изначально рассчитан на игрока, готового часами бродить по виртуальным лесам и болотам в поисках цели, способного не беспокоиться об ответственности за своих подчиненных и умеющего провести целую армию с минимальными потерями путем точного тактического расчета. Однако специально для тех, кто этого не умеет, но желает научиться, Bohemia Interactive не без помощи некоторых нововведений сделала игру еще доступнее, чем когда-либо. Так, в обучающем лагере теперь не заваливают лишней информацией и быстро вводят в курс дела. После познания азов новичку предлагается выполнить нестандартные задания вроде прыжков с парашютом, спасение неисправного вертолета или посадки реактивного истребителя на палубу авианосца. Отдельные миссии окажутся полезными ветеранам, которых заинтересует демонстрация новых возможностей.

Внешне ArmA 2 выглядит на порядок лучше, чем ее предшественница. Обновленному движку Real Virtuality 3 объяснили, как надо работать с многоядерными процессорами и научили полностью использовать все возможности DirectX 9. Результатом стала похорошевшая картинка с объемными текстурами, улучшенными эффектами освещения и новой растительностью. Разнообразие 3D-моделей поражает воображение: козы и кролики соседствуют со 130 видами военной техники и 80 моделями оружия на фоне архитектурных сооружений в виде средневековых замков и храмов. Сами модели претерпели переход на качественно новый уровень.

Кроме посвежевшей графики ArmA 2 приобрела и новый искусственный интеллект. Система жестов, активное использование укрытий, командная работа с тактическими маневрами, симулирование зрения и интуиции (враг может терять цель из виду и целиться в то место, куда она двигалась) и многое другое, - все это способствует ощущению реализма при сражении с виртуальным противником. Но не обошлось и без крупных недоработок в системе ИИ: солдаты застревают в объектах, водительские навыки компьютера оставляют желать лучшего, вертолеты с незавидной регулярностью бьются о лесной массив и т.д. Поэтому самые лучшие впечатления оставляют сражения между людьми в рамках мультиплеера с широкими возможностями, но об этом позже.



«Генералы всегда готовятся к прошлой войне»
Уинстон Черчилль

Одиночная кампания теперь предлагает продвинутый командный режим, позаимствовавший элементы RTS. В ArmA 2 вам придется поучаствовать в крупномасштабных сражениях и лично контролировать войска посредством двухмерной карты. Реализация этой задумки, конечно, сильно расширяет возможности игры, местами переводя ее в статус стратегии, однако этот пункт требует доработки. Трудновоспроизводимые команды для отрядов иногда обрабатываются с очень большим запозданием, а их вооружение и пополнение достаточно сложно осуществить, так как интерфейсы, предназначенные для этих целей, дико тормозят.

Но если новичка ArmA 2 старается привлечь новой графикой и продвинутой кампанией, то хардкорщика это все заинтересует едва ли. Еще со времен ArmA у ветеранов серии образовалась традиция: начинать знакомство с новой игрой Bohemia Interactive со встроенного редактора, предназначенного для создания пользовательских миссий. Кстати, изменений в редакторе оказалось в этот раз больше: новая система стрингтейблов, брифинга и овервью теперь использует скриптовые команды и хранится в формате XML. Game Logic обрела более гибкие настройки и вынесена в отдельный пункт нового интерфейса редактора. Многочисленным изменениям подверглись и скрипты, о чем вы узнаете из официального документа, опубликованного Bohemia Interactive по данному адресу.

Мультиплеер в ArmA 2 теперь дает возможность пройти с друзьями всю кампанию в кооперативном режиме, который поддерживает до четырех игроков одновременно. Кроме того, Bohemia Interactive представила улучшенную версию режима Warfare, реализованного еще в патче 1.14 для ArmA. На одной карте в масштабной войне игрок может сражаться в кооперативе с друзьями или против других людей. При этом доступна любая роль - от рядового до главнокомандующего, который избирается голосованием. Не забыты и популярные классические сетевые режимы: deathmatch, командный deathmatch, битва за флаг и другие. Кстати, ничто не мешает пользователям самим делать миссии для сетевых баталий.

Технологически ArmA 2 хоть и шагнула вперед, но по сравнению с другими современными шутерами и симуляторами детище Bohemia Interactive пока еще выглядит отстающим. Только здесь вы сможете встретить ультрареалистичную физику полета пули наряду с взлетевшим в воздух танком от наезда на камень, а красивый детализированный замок на фоне холма с размытыми текстурами и плоскими деревьями. Такие казусы случаются еще со времен OFP, и почему Bohemia Interactive до сих пор не смогла изменить ситуацию к лучшему - непонятно. В ряд недоработок органично вписываются и трудности перевода: обозвать капитана Карла Дресслера женщиной и написать для него женский диалог - лишь один из многочисленных примеров ляпов работников пера и словаря.



«Эта война положит конец войнам. И следующая - тоже»
Дэвид Ллойд Джордж

В целом, несмотря на огромное количество багов и глюков, казусов и рестартов миссий, ArmA 2 увлекает и от нее трудно оторваться. Целая армия фанатов, вновь атакуя сервера и ожидая патчи, уже не верит в то, что грядущий проект Operation Flashpoint: Dragon Rising сможет хотя бы даже близко подойти к творению Bohemia Interactive. И действительно, зачем верить кому-то чужому из богатой Codemasters, предлагающей сомнительную альтернативу лишь с красивым названием и в привлекательной обертке, если чехам уже удалось возродить шарм полюбившейся оригинальной Operation Flashpoint, вложив в нее всю душу и энтузиазм. Они вновь создали симулятор, в котором игрок, погружаясь в атмосферу боевых действий, понимает, что на войне не все так просто, как кажется на первый взгляд - там жизнь человека ничего не стоит и обрывается в один миг. Они говорят языком своего, хоть еще и не законченного, но уже достойного интерактивного произведения: война - тяжелый труд для сильных, готовых к испытаниям людей.

Плюсы : лучший хардкорный тактический шутер; возвращенный шарм полюбившейся ветеранам-хардкорщикам Operation Flashpoint; огромный реалистичный игровой мир; расширенный мультиплеер и кооперативный режим в кампании; продвинутый искусственный интеллект; переплетающиеся элементы симулятора, стратегии и экшена; выполнено огромное количество просьб фанатов.
Минусы : просто колоссальное количество ошибок, мешающих нормальному восприятию игры; заслуживающая доработки физика взаимодействия объектов; модель разрушений и повреждений оставляет желать лучшего; завышенные системные требования.

Одна пуля – целая беда

Реалистичность до мелочей – отличительная черта всех игр от Bohemia Interactive. Это очень спорное решение, ведь кого-то это привлекает, кого-то отталкивает, но от себя могу сказать, что с реалистичностью не переборщили ни на йоту.

Плюсы:

Геймплей почти не отличается от Operation Flashpoint и ArmA под номером “один”, и это, несомненно, позволяет фанатам этих игр без проблем освоить ArmA 2. Мы также медленно двигаемся от укрытия к укрытию, остерегаясь каждого выстрела вдали, иногда подолгу отлёживаемся на одном месте только потому, что мы увидели какое-то движение или просто предчувствие подсказывает, что там смерть. Никакого дикого экшена, лишь мольба о том, чтобы противник не увидел тебя раньше. Это очень атмосферно, эффект присутствия чувствуется на самом высшем уровне, и если от забега по лесу в котором возможно засел противник будоражит кровь, то перестрелка один на один или отряд на отряд просто взрывает мозг и заставляет радоваться, сели ты вдруг, каким-то чудом, выжил.

Также очень хорошо реализованы внешние и внутренние раздражители. От свистящих над ухом пуль обзор ухудшается, взрыв снаряда сулит временное оглушение, контузию, и звон в ушах, а от стрельбы из пулемёта можно оглохнуть начисто, поэтому рекомендуется надевать беруши. От длительного бега зрение ухудшается, персонаж тяжело дышит и может даже споткнуться и упасть. Таких мелочей много, и на влияние игрока в процесс они влияют непосредственно, ведь всё это знакомо нам в нашей жизни, так происходит с любым человеком.

Со снаряжением тоже порядок, какой симулятор войны без пушек и техники? Стволов много, даже очень, в этой игре, наверное, самый большой выбор оружия и парк техники. Каждая пушка и машинка звучит совершенно по-разному, страшно подумать, сколько сил затрачено на запись всех звуков. Самое интересное, что через некоторое время вы сможете точно определять, из какой пушки стреляет враг, или какой вертолёт стрекочет в дали только по звуку. Поверьте на слово, ощущения того, что ты держишь в руках настоящее оружие, и водишь настоящий транспорт не пропадает ни на секунду. Всё очень красиво нарисовано, анимировано и озвучено.

Реалистичная система повреждений тоже очень к месту. Если спрыгнуть с большой высоты, то можно сломать ногу и передвигаться будет возможно только в положении лёжа, та же ситуация с огнестрельным ранением в ноги. От ранения в руки, соответственно будет гулять прицел, и точно стрелять будет затруднительно. При попадании в тело персонаж будет постепенно истекать кровью и без перевязки очень скоро “загнётся”, ну, а уж при попадании в голову, будьте добры умереть. Хотя может отрикошетить и от каски, но такое бывает очень редко и такое попадание будет сопровождаться длительным звоном в ушах.

Минусы:

Сложность освоения игры – самая большая проблема. Огромное количество нужных действий изначально расставлены на клавиатуре не самым удобным образом. Первые пол часа уходят на настройку раскладки под себя, но некоторые даже не пытаются порыться в настройках и сразу выключают игру, закрывая проход в самый интересный симулятор военных действий.

Командная игра и ориентирование

Плюсы:

В игре есть отряды, и каждый может выбрать для себя роль, но по одиночке ни один из бойцов ничего из себя не представляет. Всегда нужно работать слаженно, и это не значит, что всегда нужно держаться рядом. Сброс десанта и одновременный штурм с земли, разведка и попытки диверсий в тылу, захваты деревень под прикрытием снайпера на холме – всё это имеет место быть. Многие жалуются, что их убивают в первом же бою, но это потому, что наигравшись “колду” они полезли в арму с надеждой поубивать всех и вся, ну или инстинкт самосохранения немного притуплён. В мультиплеере ArmA 2 сотни разных сценариев, и они зависят от поведения игроков, слаженная команда из 4-ёх человек может навести шороху во вражеском отряде, численность которого превышает десять голов. Если играть как в среднестатистический шутер то ничего не выйдет, а ArmA нужно именно воевать, тогда от одного матча будет столько эмоций, сколько не сможет подарить даже десять конов в батлу.

От солдата требуется не только хорошая точность и беспрекословное послушание командира отряда, но ещё и способность выживать в одиночку. Не раз бывали случаи, что один из членов отряда отставал и заново выходил к отряду, полагаясь только на карту, компас, и указанные координаты. Дело в том, что на некоторых серверах отключены оповещения, не показывает расположение игроков и даже сама цель задания указывается только координатами. Это добавляет шарму игре: если вы перестанете следить за своими перемещениями на карте, то придётся искать указательный знак, на котором будет указано название населённого пункта и только потом, найдя этот пункт в карте, узнать, где ты, собственно, находишься. Ночью всё только ухудшается, но ПНВ очень выручает. Вообще бесполезных предметов в игре нет, и это определённо идёт на пользу, ведь всё это разнообразит геймплей.

Сложно описать всю атмосферность происходящего, проще поведать одну из многочисленных историй, а если вам не интересно, просто прокрутите до следующего раздела:

“ – Знаешь, не думаю что БТР"ы проехали, они бы давно были тут. Пора выдвигаться. – Я был напряжён, зрение ещё не восстановилось после забега под вертолётным обстрелом в лесу. Благо “Солнечное” гористая местность, вертолёту развернуться негде.

Подождём, время есть, тем более они снайперов так и так расположили, нам не пройти, нас и так всего четверо.

Да нет, пятеро, Санёк найдётся, вертушка его район не обстреляла, тем более на холме было много растительности, как, ты думаешь, его бы заметили?

И то верно, блин, жаль нет раций, с ними было бы проще… Всё же ты прав, мы далековато, когда БТР"ы прикатят мы не успеем добежать. Давайте по кромке леса метров на триста сдвинемся.

Мы приближались к нашей цели, а целью было зачистить посёлок “Солнечное” – укрепить его легко, а чтобы обойти, нужно обегать через горы пять километров, с другой стороны море. Мы прошли указанное расстояние и опять засели за железнодорожной насыпью. Командир осматривал местность в бинокль, а я через оптику своего АК-74. И всё же моя осторожность не была лишней, примерно через минуту по нам начал стрелять снайпер, я не знаю почему он не начал стрелять раньше, может менял позицию, одно можно сказать точно, сменил он её удачно, ведь нашего гренадера он убил точно в голову. Я уже был на стороже, но это стало для меня неожиданностью, именно поэтому командир начал стрельбу первым. Обстреливал он печурок на скале, очень удобное место, но после первого выстрела придётся передислоцироваться. Но снайпер не успел, командир разорвал его из своего пулемёта частыми одиночными выстрелами. Страшно было представить, сколько народу сбежится на выстрелы, но командир приказал не двигаться. Верно, насыпь какое никакое, но укрытие, а пока мы будем искать новое, нас уже изрешетят. Я и Костя – разведчик откатились ближе к траве, а командир остался наблюдать за обстановкой. Он неожиданно вскинул пулемёт, выбежал на железную дорогу и начал стрелять, перемещаясь в полуприсяде. Он двигался к полю, и вскоре, по трассерам я увидел в кого он стрелял. Минимум шесть человек суетились меж деревьев, но они мигом слились с местностью, а командир прошёл ещё пару шагов и упал на землю. Выстрелов не было слышно, значит, используют ПБС (в простонародье – глушитель). Неприятно. Упав обратно в траву, я описал Косте обстановку, и велел молчать. Мы лежали, лежали минут шесть – семь. Я напрядено держал на прицеле область, из которой мог выйти противник.

Слышишь? – Костя очень напугал меня. И не потому, что было неожиданно, а потому что он сказал это вслух.

Заткнись! – шикнул я на него. Но я и вправду что-то слышал, и не что-то, а звук мотора, мощного мотора. БТР"ы опоздали, но лучше поздно чем никогда. Я сказал Косте что ему следует делать когда первый БТР окажется в 150-ти метрах от нас. Дождав время мы одновременно вскочили, он кинулся с криками к БТР"ам, а выпустил пол рожка в направление врага. Нам повезло, броневики не обстреляли нас сразу, как только увидели, и Костя сразу спрятался за одной из машин. Я отступал тратя по одному патрону в секунду, а противник патронов не жалел, они чудом промахивались, а когда я подошёл ближе к броневику я заорал – “Бей по трассерам!!!”. И он ударил.

Когда БТР обработал местность, стало очень тихо. Я молчал, а Костя докладывал командиру взвода об обстановке. В прицел АК я видел, как вдали собираются выезжать Абрамсы и на вышках начали бликовать снайперские оптические прицелы. Я забрал пулемёт командира, давно хотел пострелять из Печенега, а сейчас придётся много, очень много стрелять…”

Минусы:

Опять же сложность. С командной игрой всё просто, бывали случаи, что за непослушание бунтари получали пулю в пузо от своих же, и играть становилось легче. Ну а ориентироваться не каждый умеет, и тут возникают сложности с объяснениями. От ничего не смыслящих людей могут потребовать банального прохода в нужный квадрат, а как ориентироваться по карте он не знает, и рассчитанный до мелочей план может провалиться, но всё это, опять же, приходит со временем и команды получаются слаженными.

Пользовательские модификации

Плюсы:

Нужно отдать должное разработчикам. Игровой код они сделали извилистым, позволив народным умельцам творить с их игрой что душе угодно. Плюс - встроенный редактор миссий позволяет обычным игрокам создавать миссии без особых усилий и без заморочек с кодами и программированием. Некоторые из модификаций и миссий выходят очень интересными и пользуются популярностью среди игроков. Самый яркий пример – модификация, переносящая игроков в мир после апокалипсиса, в мир наполненный зомби, в мир, где каждый патрон на счету. Имя этому чуду Day-Z. Сейчас она пользуется бешеной популярностью, из-за неё Арма попала в топ самых продаваемых в Steam"е. На данный момент открыто около сотни игровых серверов, за основу которых идёт эта самая модификация, и почти все серверы забиты и днём и ночью. Я тоже не прошёл мимо этой модификации и могу сказать точно: Day-Z - это тот самый survival-action о котором я всегда мечтал. Это бесполезно описывать, в это нужно попробовать поиграть, или хотя бы посмотреть ролики, весь YouTube завален записями стримов и летс-плеями на эту модификацию.

Минусы:

Мало какие модификации поддерживаются разработчиками официально, именно поэтому половина из них либо недоработана, либо вообще не играбельна. Тот же Day-Z не без изъянов. Излишняя гибкость кода играет злую шутку с игроками, и повредить его во время разработки модификации – раз плюнуть, а из этого выходит множество багов, что не очень приятно.

Итог

Что же мы имеем? ИГРУ ДЛЯ НАСТОЯЩИХ МУЖИКОВ, ИГРУ НА 10 БАЛЛОВ ИЗ 5-ТИ! Это великолепный сетевой режим, это незабываемые ощущения от каждой схватки, это напряжённость, даже когда ты просто бежишь по лесу и не слышишь ничего кроме треска веток и шуршания травы под ногами. Эта игра показывает, каков ты будешь на реальной войне. Здесь есть всё, с чем знакомы туристы, курсанты, отслужившие и просто увлечённые военным делом, все свои навыки ориентирования и ведения боя вы можете показать в ArmA 2. А если вы ничего не умеете, то легко можете научиться именно в этой игре, ведь здесь есть всё для этого. Неужели кто-то будет сомневаться в том, что…

Игра сделана – с душой.

P.S. Если вам жалко денег и вы предпочитаете скачивать с торрентов, нежели покупать игру, то специально для вас есть бесплатная версия с ограничениями под названием ArmA 2 Free. Вы не сможете выкрутить качество графики на максимум и модификации будут для вас закрыты, но тем не менее, вы хотя бы ознакомитесь с этой игрой прежде чем покупать.

Альтернативное название: Armed Assault 2
Жанр: FPS
Платформа: PC
Разработчик: Bohemia Interactive Studios
Издатель: 505 Games
Издатель в СНГ: Акелла
Название локализованной версии: ArmA 2: Тактика современной войны
Похожие игры: Operation Flashpoint, серия
Мультиплеер: LAN, интернет
Минимальные системные требования: процессор уровня Intel Pentium 4 3,0ГГц или AMD Athlon 3200+; 1Гб ОЗУ; видеокарта уровня NVIDIA Geforce 7800 или ATI Radeon X1800; 10Гб свободного места на жестком диске
Рекомендуемые системные требования: процессор уровня Intel Core 2,8ГГц или AMD Athlon 64 X2 4400 +; 2Гб ОЗУ; видеокарта уровня NVIDIA Geforce 8800GT или ATI Radeon HD4850; 10Гб свободного места на жестком диске
Официальный сайт игры: www.arma2.com

Носившиеся вокруг ржавых гаражей и покосившихся сараев во время игры в войну дети сопровождали свою беготню треском китайских пластмассовых автоматов и криками «Ты убит! Падай!». Невинная забава мальчиков из младших классов приобрела оттенок вселенского провидения - и через полтора десятка лет именно эти дети произносили слова «Во имя свободы, равенства и братства всех народов Отечества мы клянемся защищать суверенитет и независимость Республики Черноруссия», принося присягу перед зелено-белым флагом...

Вдоволь набегавшись на серверах вечно живой Operation Flashpoint , а после этого часок-другой помешав танковыми гусеницами почву одной «банановой» республики в Armed Assault , фанату военных симуляторов с прицелом на реализм остается только посетовать на нелегкую судьбу чешских разработчиков из Bohemia Interactive. Мало того что братья-славяне на свой страх и риск работают исключительно над хардкорными и матерыми шутерами в сеттинге современного локального конфликта, так еще и Codemasters отсудили у этих талантливых игростроителей хитовый бренд. Названная марка, как известно, обещает вылиться в постановочный зрелищный экшен , мало чем напоминающий памятного предка. Но даже известия о подобном издевательстве над родной франшизой не смогли расстроить сотрудников Bohemia Interactive, которые выпустили идейного продолжателя Operation Flashpoint - ArmA , о качестве которого споры не утихают до сих пор. Любители Battlefield в страхе ретировались после первых минут игры, фанаты Operation Flashpoint наслаждались новой порцией военных будней, новые игроки аккуратно изучали своеобразный проект, но факты тотальной забагованности и недостаточной проработанности некоторых аспектов отмечали абсолютно все. Поправив чудачества программного кода своевременными «заплатками», разработчики засели за разработку продолжения. Точнее, за «евроремонт» первой Armed Assault : изменений ожидалось минимум.


В светлых традициях первой части, недружелюбна к казуалам. Любителям взять в руки огромную «пушку» и устроить большой «бадабум» деликатно укажут на выход, предварительно всадив пулю между глаз. Поклонники линейных постановочных шутеров не нащупают заботливой руки сценариста, ведущей игрока по сюжетной ниточке. Брифинг, пинок под зад - и выкручивайтесь сами. От коротких команд старшего по званию мало толку: враг на радаре не засвечен, на засевшего в кустах снайпера пальцем никто не указывает - и меткой очередью невидимый противник отправляет нас к последнему чекпойнту. После разбрызгивания собственных мозгов по стене с десяток раз подряд хочется навеки заклеймить позором тот день, когда нога в крепком армейском ботинке ступила на 225 квадратных километров чернорусской земли. Ну а что делать, если генералы НАТО с лампасами на форменных штанах без раздумий откликнулись на просьбу законно избранного правительства этого независимого осколка «нерушимого» СССР ввести экспедиционный корпус для борьбы с сепаратистами из Движения Красной Звезды, мечтающими о воссоединении с Россией, и националистами из Национальной партии, воюющими против всех? Профессиональным головорезам из спецподразделения Blade ясно и без лишних слов - подчиняться. Услышав приказ «сверху», не остается ничего другого, кроме как козырнуть ладонью от кевларового шлема, сказать «Sir, yes, sir!» и отправиться на зачистку местности, перехват патруля, ночную разведку, штурм населенного пункта или на другое опасное задание. Послать командиров ко всем чертям позволено только при выдаче дополнительных задач по сбору доказательств военных преступлений. Только зачем, когда свидетельства зверств сепаратистов удобнее всего смешивать с зачисткой - пожалуй, самым вкусным классом миссий? Шляясь по домам, вышибая входные двери и тыкая стволом автоматической винтовки в представителей мирного населения в попытках отыскать спрятавшихся партизан, нельзя не ощутить атмосферу современного конфликта.

А вот в разведку ходить неприятно: часовые, патрулирующие вражескую территорию, элементарно не замечают засевшего в десятке шагов от себя протагониста, приходя в сознание исключительно после того, как траектория полета пули пересечется с их пустыми головами. Однако спускать штаны и в таком виде выплясывать перед патрульными джигу все-таки не стоит: противник может опомниться в любую секунду, а стреляют вражеские солдаты, несмотря на отсутствие головного мозга, чрезвычайно метко. Но что самое странное: местами исключительная тупость искусственного интеллекта сменяется его исключительной гениальностью - и порой компьютерные оппоненты демонстрируют на практике сложные тактические маневры.

Чуть позже - после новых лычек на рукаве - будет позволено немного поруководить отрядом. Приятного в должности командира мало: орать на застрявших в текстуре или зависших по причине злокачественного триггера подчиненных и пинками отправлять бойцов в обход дерева надоедает довольно быстро. Иногда подопечных хочется собственноручно перестрелять, но для этого придется собрать воедино бестолково бродящих по локации соратников, а это задача не из простых.

Усевшись за штурвал боевого вертолета, кайфуешь не столько от чувства полета и возможности размазать вражеские укрепления залпом НУРСов, сколько от шанса отдохнуть от руководства заторможенными солдатами. Удовольствия от аркадного управления «вертушкой» хватает минут на 10-15: полетам на крылатой машине не хватает драйва и реализма. Дергать за рычаги управления танка куда приятнее. На поверку оказывается очень весело раскидывать на полном ходу хлипкие деревца и заборы, при этом наслаждаясь идеальными баллистическими параметрами улетающих к цели снарядов. До тех пор пока подконтрольный «Абрамс» не наткнется на вражеский выстрел из РПГ или не наедет на мину. Для особо изысканных натур имеется возможность усесться за руль автомобиля, напоминающего выкидыш Волжского автозавода, и вдоволь попрыгать по ухабам чернорусских дорог, по пути отстреливая чернорусских же дураков.

Задавить свой стратегический талант прозябанием в окопах не получится: под конец кампании придется старательно подсчитывать денежку, возводить специализированные здания, продумывать планы идеальных атак и воплощать их в жизнь собственноручно, забрасывая противника килограммами свинца. Прикрученный стратегический элемент вроде бы обедни не портит, но и его необходимость находится под сомнением.


Проскочив единственную имеющуюся в кампанию - естественно, за силы НАТО, - можно получить вагон и маленькую тележку эстетического наслаждения от управления отечественными видами боевой техники в немногочисленных одиночных сценариях. К слову, всевозможные бронетранспортеры, танки, вертолеты, самоходки и другие боевые единицы подкупают богатством модельного ряда и родственными отношениями с реально существующими прототипами, а виды огнестрельного оружия и вовсе не поддаются исчислению. Кооператив способен продлить жизнь игры на жестком диске как минимум вдвое: проходить сюжетные миссии с друзьями куда интереснее, чем пытаться достучаться до пустых голов соратников, находящихся под управлением AI. А массовые мультиплеерные забеги «много vs. много» и вовсе угрожают тем, что будет запускаться очень часто: поддержка сотни-другой пользователей на одном сервере дорогого стоит.

В кои-то веки такой специфической игрой можно любоваться. Наконец-то доведенный разработчиками до приличного состояния собственный движок Real Virtuality третьей версии выдает действительно современную картинку, которую можно сравнить с любым хитовым шутером последних лет, за исключением эталонного . Качественный уровень визуализации позволяет любоваться насыщенными текстурами, высокодетализированными моделями, зрелищными взрывами и красивой водичкой. Другое дело, что кукольная анимация осталась без изменений, да и сглаживание выполнено не в лучшем виде - это минусы.

С особым смаком отечественные игроки оценят старания дизайнеров по части создания антуражей. Разработчикам из восточноевропейской экс- социалистической страны не хуже нас известно, как должна выглядеть застывшая в переходе от коммунизма к капитализму республика. Локации, изобилующие деревенскими домами и покосившимися заборами по периметру, белокаменными церквями да памятниками, исполненными в духе советского конструктивизма, вызывают неподдельный восторг. Что особенно радует, так это отсутствие в игре идиотских клише и стереотипов.

О физическом движке Armed Assault 2 разговор отдельный. С одной стороны, снаряды и гранаты полностью подчиняются своду правил дедушки Ньютона, а пули обладают способностью рикошетить от стен. С другой - танк, задорно скачущий по ухабам, больше напоминает «Запорожец», а не многотонную боевую машину. А о вертолете, летящем под прямым углом к горизонту, и вовсе лучше промолчать.

Стрекочущие звуки автоматных очередей, грохот пулеметного огня и смачный «ба-бах» разрывающегося снаряда приятно ласкают уши: качество звуковых эффектов на высоте. А вот рок-композиции в качестве музыкального сопровождения к подобной игре - сродни пятой ноге, приделанной к собаке. Куда приятнее было бы наслаждаться звуками живой природы и затишьем между перестрелками.

Нельзя обойти стороной и удивительное дружелюбие игры к модостроителям. Уже сейчас на просторах «всемирной паутины» можно найти приятные «плюшки», прекрасно дополняющие геймплей. А со временем их количество будет только множиться. Тут же стоит отметить и интегрированный в игру интуитивно понятный и при этом многофункциональный редактор, с помощью которого можно создавать свои собственные миссии, а также объединять их в кампании.

Как представитель очень редкого подкласса игр, неминуемо найдет свою довольно многочисленную аудиторию. Другое дело, что невооруженным глазом видна «сыроватость» проекта, а это не позволяет поставить ему высокую оценку. Да, конечно, впоследствии баги будут исправлены патчами, а недоработки в геймплее станут менее заметными благодаря работе моддеров, но первого впечатления от не изменить.


Радости:
Прекрасная проработка зоны конфликта
Насыщенный геймплей
Разнообразие игровых ситуаций
Возможность порулить техникой
Огромное число видов боевых единиц
Современная графика
Отменный дизайн
Качественное звуковое наполнение
Блестящий мультиплеер
Добротный встроенный редактор

Гадости:
Глупый сюжет
Безобразный AI
Масса недоработок
Бешеное количество багов
Малое число нововведений

Оценка: 7.1

Вывод:

Чтобы в полной мере насладиться качественной игрой жанра симуляторов локального конфликта, придется дождаться нескольких массивных патчей и серии фанатских модов. До этого же от будет настойчиво и внятно попахивать сыростью. Bohemia явно поспешили выкинуть проект на рынок.