Немного поскребли доктора лизу ехидная. Гламурная благотворительность. «Хочу умирать возле нее»

Размышления в Великую Субботу архимандрита Сильвестра (Стойчева), профессора КДАиС.

Великая Суббота. Пасха совсем близко. Почти прикасаемся к Празднику Праздников. Богослужение Великой Субботы уже в свете пасхальном: белое облачение, тихая предпасхальная радость в напевах. Иисус Христос – Бог и человек. И как у человека у Него есть душа. И если тело Христа было мертвым эти три дня, то что было с Его душой?

В Четвероевангелии нет прямых указаний на это.

И в Посланиях апостольских не так уж много текстов, которые ответят на этот вопрос.

Но их вполне достаточно.

«Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» (1 Пет. 3:18).
«…Мертвым было благовествуемо» (1 Пет. 4:6).
«Он и нисходил прежде в преисподние места земли» (Еф. 4:9).

Итак, Христос сходил в некое место, которое названо в указанных текстах «темницей», «преисподней», и там проповедовал мертвым.

Что это за место, о котором идет речь? Его традиционно называют адом. Христос сошел в ад!

Сейчас слово «ад» воспринимается нами как противоположность раю. В аду находятся грешники, в раю – праведники.

Но библейский ад, или по-древнееврейски «шеол», это нечто совсем иное. После грехопадения Адама и Евы рай недоступен для людей. И не в силу их личных грехов, а из-за той непреодолимой пропасти, которая возникла между Богом и человеком. В ветхозаветный шеол сходят все – и праведники, и грешники. Все люди на земле. Шеол – место, где нет радости, это место печали. И хотя в предновозаветные времена у евреев появились представления о некой градации в аду-шеоле, где праведники находятся в одном месте, а грешники – в другом, это не меняло коренным образом главного содержания учения о шеоле.

Учение о шеоле, по сути, – это учение о торжестве смерти. Смерть как главное следствие грехопадения управляет всеми. Она собирает свой оброк. И никто этого не может избежать. Образно говоря, смерть имеет право на каждого человека, потому что в каждом есть грех. А если есть грех, значит и смерть имеет власть: «…Грех вошел в мир, и грехом смерть…» (Рим. 5:12).

Это тотальное властвование смерти над родом людским апостол Павел называет царствованием смерти (Рим. 5:14). В одной из проповедей свт. Василия есть слова, ярко характеризующие власть смерти: «Смерть пасла человеков… пока не пришел истинный Пастырь…» До Христа Доброго Пастыря смерть пасет человечество… и ад-шеол ее законное царство.

Диавол как враг рода человеческого стремится всех вогнать в загон смерти. Ему это нужно, ему это в радость, потому что смерть противоположна жизни, которую создал Господь.

Бог есть не только Бог живых, но и Бог умерших, именно потому Он, являясь Моисею, называет Себя «Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова», которые в то время уже были умершими. Для Всевышнего все живы: и те, кто еще во плоти, и те, кто уже нет…

Богочеловек Иисус Христос пришел спасти род человеческий. И не только своих современников, но и тех, кто будет после, и тех, кто был до…

Но те, кто умер до Боговоплощения и Искупления, находились в аду-шеоле. И Христос сходит в ад, чтобы их спасти.

День Великой Субботы – это день, в который Церковь вспоминает сошествие Христа в шеол.

В творениях многих святых отцов присутствует идея, согласно которой диавол стремился убить Христа. Зная, казалось бы, несокрушимую силу и власть смерти, диавол хочет смерти Иисуса. Он думает, что, убив Христа, победит его. Именно поэтому, как пишет свт. Фотий, диавол «рвался ко Кресту», радуясь мучениям и крови Спасителя.

Христос умер. Невообразимый парадокс. Умер Тот, Кого именуют Живодавцем… Умер Податель и Источник жизни.

Как такое может быть? Как это можно объяснить?

Иисус Христос – Бог во плоти. Вторая Ипостась Пресвятой Троицы, Бог-Сын, ради спасения людей воплотился и вочеловечился. Человеческая природа приобрела свое реальное бытие в Личности Бога-Слова, и потому «Христос весь есть совершенный Бог, но не все в Нем Бог; ибо Он – не только Бог, но и человек». Во Христе две природы: Божественная и человеческая. Но только одна Ипостась (Личность) – Ипостась Бога-Сына.

Поэтому если мы спросим «Кто?», например, совершает это или то действие, получим ответ: Бог-Слово. Но если мы зададимся вопросом «Что?», то ответ будет касаться природы. У апостола Павла есть выражение «Распяли Господа славы». Кого распяли? Господа. Что страдало на кресте? Человеческая природа.

Кто сошел в шеол? Господь. Что сошло в шеол? Душа.

В церковном песнопении говорится: «Во гробе плотью, а во аде с душою как Бог, в раю же с разбойником и на престоле был Ты, Христе, со Отцом и Духом, все наполняя, беспредельный».

Итак, Бог Сын в смерти Своей по человечеству остается с телом Своим, а душою сходит в ад и неразлучно пребывает с Отцом и Святым Духом. Прп. Иоанн Дамаскин пишет: «Хотя Христос и умер, как человек, и святая душа Его разлучилась с пречистым телом, однако же Божество Его осталось неразлучным с обоими».

Поэтому в ад сходит не просто очередная душа человека, как ожидал того диавол, но душа Богочеловека.

В аду, как говорится в Посланиях апостольских, Христос проповедовал душам умерших.

Свт. Епифаний Кипрский очень красочно описывает, как души, находящиеся в шеоле, ожидают избавления, потому что в шеол сходили и пророки, и праведники, которые предвозвещали приход Мессии. И вот когда душа Христа сходит в ад, когда свет наполняет темноту ада, души стремятся со всех уголков шеола к своему Спасителю, который не оставил их, но пришел за ними!

Церковь в песнопении воспевает: «Когда сошел Ты к смерти, Жизнь бессмертная, тогда ад умертвил Ты сиянием Божества». Ад не выдерживает силы и славы Божьей и разрывается изнутри, сокрушается в своих основаниях.

Икона сошествия Христа во ад изображает сокрушенные врата адовы и Иисуса, держащего за руки Адама и Еву.

Ветхий Адам и Новый Адам. Новый Адам пришел забрать Ветхого Адама из места печали. Адам и Ева – прародители и первые грешники. Древнейшие обитатели шеола. Сколько поколений своих потомков они встретили в аду, и все они становились пленниками ада. Но Избавитель пришел. Диавол, смерть и ад посрамлены. Весельные владетели душ человеческих остались ни с чем! «Ад остался пуст», – гласит песнопение. «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (1 Кор. 15:55), – восклицает апостол Павел.

Христос три дня пробыл во гробе… Мы исповедуем, что в это время Он сходил душою в ад, откуда вывел души людские.

Мы знаем, что Христос Воскрес. Нам известно это две тысячи лет, и потому для нас Великая Суббота не страшный день…

Но представим себе первую Великую Субботу… Это день после похорон Христа. Следующий день после Распятия и Смерти. Тот, кто хоронил близких, знает, что такое следующий день после похорон…

Чувства учеников Христовых в ту Субботу, наверное, никто не сможет передать…

Разве мог Бог оставить в таком горе учеников своих? Три дня. Именно столько надлежало пробыть Христу во гробе. Сам Господь говорит об этом: «Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12:40). Однако из любви к ученикам Своим, дабы сократить время их скорби и быстрее даровать им радость, Христос не убавляет количество дней Своего пребывания в гробу, но уменьшает количество часов. Он пробыл погребенным три дня, но не 72 часа. Святитель Лев Великий так объясняет это: «По Своему милосердию, чтобы долгая скорбь не терзала смятенные души учеников, Он сократил со столь удивительной быстротой объявленный трехдневный промежуток, что благодаря прибавлению к целому второму дню последней части первого и первой части третьего, Он и уменьшил срок на некоторое время, и число дней не убавилось».

Ничего нет сильнее смерти… и любви. Они несопоставимы. Они разнополюсны. И если сравнивать их, то только по силе. Ветхозаветная Книга Песнь Песней так и говорит: «Ибо крепка, как смерть, любовь» (Песн. 8:6).
Но Бог явил нам и открыл в Сыне Своем, что любовь сильнее смерти, потому что ради любви можно войти в границы смерти, а смерть пересечь свои границы, выйти за свои пределы не может. Любящий в силе пойти на смерть ради любимых, а смерть полюбить не может, потому что любовь – это единение, а смерть – разлучение.

Сам Бог есть любовь (1 Ин. 4:16). И ради любви Он взошел на Крест и пресек границы царства смерти. Смерть посрамлена. Смерть побеждена. Крепость ее разрушена, и смерть обессилена. Она побеждена своим же оружием, ибо Христос «смертью смерть попрал».

Древние слова Писания гласят: «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал» (Быт. 2:2). День седьмой суббота (Исх.16:26).
Все ветхозаветные предписания и повеления – прообразы новозаветного времени.

Суббота Ветхого Завета, день почитания, день, посвященный Господу. В Новом Завете ветхозаветное почитание дня субботы толкуется как прообраз, когда Бог-Слово почил плотью Своею после свершенного на Кресте.
Сегодня поется: «Сей день таинственно прообразовал великий Моисей, говоря: “И благословил Бог день седьмой”, ибо это – благословенная суббота. Она – упокоения день, в который почил от всех дел Своих Единородный Сын Божий. Через промыслительную смерть плотию упокоившись и вновь вернувшись к тому, чем был через воскресение, Он даровал нам вечную жизнь, как единственно благой и Человеколюбец».
Великая Суббота. Преблагословенная Суббота.

Архимандрит Сильвестр (Стойчев)

Тема сошествия во ад раскрыта в гомилии в выражениях, напоминающих отдельные литургические тексты Древней Церкви: подобные же темы мы находим в сирийских гимнах преп. Ефрема (о них пойдет речь в следующей главе), а также в Антифонах Великой Пятницы. В гомилии, в частности, повествуется об опустошении Христом ада и смерти:
Свет дня исчез. Мир погрузился в осязаемую тьму. Все это произошло прежде, чем Христос сомкнул глаза.
Но Его свет без промедления воссиял в Аменте . Ад поразился, когда Господь снисшел к нему не во плоти, но в духе. И вот Он возобладал над вселенной, ибо она погибала прежде своего часа. Свою кровь Он пролил на землю, она стала защитой ей и тем, кто был в ней.
Тело же Его оставалось висеть на древе ради мировых основ. Его Дух нисшел в ад, спас находившихся там и опустошил его. Он (Господь) получил власть над всей вселенной. Его тело воскресило мертвых из земли, Его дух освободил души тех, кто был в Аменте.
Ибо как раз в то время, когда тело Господа висело на кресте, открылись могилы. Стража при вратах Аменте, завидев Его, в смятении бежала. Он сокрушил медные врата, разбил засовы из железа и вознес к Своему Отцу души, томившиеся в Аменте. И вот, разрушив ад и поправ смерть, Господь обезоружил и огорчил врага: Он вывел из Аменте души, а тела воскресил из земли .
Автор гомилии говорит о том, что, если «мировые основы» не могли выдержать тела Христова, висевшего на древе, то ад не мог выдержать духа Его. Воскреснув из мертвых, Господь «попрал смерть, связал тирана и освободил человека». Победа над смертью и адом описывается в ярких красках:
Итак, смерть пала к ногам Христа, и Он сковал ее, как ошеломленного пленника. Ад и силы его бросились в бегство, услышав голос Господа, призывающего все души: «Придите, связанные, пребывающие во мраке среди теней смерти, се свет воссиял вам.
Я благовествую вам жизнь, ибо Я - Христос, Сын Бога». Тогда Он освободил святые души, воздвигнув их вместе с Собой. Земля же воскликнула: «Господи, пощади, освободи от тяготеющего на мне проклятья, отними от меня дьявольскую скверну. Ведь Ты, восхотев воскресить людей, почел меня достойной того, чтобы Твое тело было погребено во мне, на которую ими было пролито столько крови. Ибо везде и всюду рассеян Твой честной образ.
Если бы Ты произнес только слово, ничто не смогло бы противиться Твоему повелению; но любовь побудила Тебя придти к Твоему творению.
И вот Ты стоишь на земле, ищешь части тела Твоего творения.
Забери же человека как некий залог ; забери Свой образ, который Ты скрывал во мне; забери Адама, исцеленного в его подобии».
Тогда Христос восстал от мертвых в третий день и вознес с Собой святых к Своему Отцу. И вот весь человеческий род будет спасен смертью Христовой.
Ибо Один был осужден, и всякое место исполнилось благодати и милости. Один умер, чтобы воскресить всех. За каждого умер Господь, чтобы каждый воскрес вместе с Ним. Ибо, умерев, Он облекся в человека и вознесся вместе с ним на небеса небес, став с ним Одним целым. Его Он принес в дар Отцу .

На византийских и древнерусских иконах Воскресения Христова никогда не изображается сам момент Воскресения. На них изображается «сошествие Христа во ад», а точнее, то, как Христос выводит из ада Адама, Еву и других героев библейской истории; под ногами Спасителя — черная бездна преисподней, на фоне которой — замки, ключи и обломки врат, некогда преграждавших мертвым путь к воскресению.

Именно этот иконографический тип является каноническим, так как отражает традиционное учение о сошествии Христа во ад, победе Его над смертью, воскрешении Им мертвых и изведении их из ада, в котором они содержались до Его Воскресения. В последние несколько веков при создании образа Воскресения Христова использовались и другие сюжеты, в частности, заимствованный из западной традиции образ воскресшего Христа, выходящего из гроба и держащего в руках знамя победы. Однако этот образ не традиционен для Православия.

Каждое православное иконописное изображение основано на том или ином литургическом воспоминании. Не существует икон или фресок, сюжет которых не соотносился бы с тем или иным днем церковного календаря. Икона Сошествия во ад соответствует литургическому воспоминанию Великой субботы и Пасхи. Само учение о Сошествии во ад основано на нескольких текстах из Священного Писания, прежде всего на послании апостола Петра: «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, Праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, Которым Он и находящимся в темнице духам, сошед, проповедал…» (1 Пет. 3, 18-19). Но гораздо подробнее тема сошествия Христа во ад, отраженная также в иконописи, раскрывается в раннехристианской апокрифической литературе.

Есть иконография, где Христос попирает даже не врата ада, а сам ад в виде персонифицированного образа — связанного старика в кандалах, и над ним стоит Господь, покоривший его. Тема персонификации ада, смерти берет начало именно в апокрифах. В дошедшем до нас апокрифическом тексте V века «Евангелие Никодима» (не противоречащем православному учению, хотя и не вошедшем в церковный канон) центральное место занимает диалог между сатаной и адом. Ад пытается воспротивиться пришествию Христа и приказывает своим демонам «твердо заключить врата медные и запоры железные» и крепко держать «заклепы». Но раздается голос: «Поднимите врата». Услышав этот голос, ад спрашивает: «Кто есть Сей Царь славы?» Ангелы говорят: «Господь крепкий и сильный, Господь сильный в брани». И тотчас медные врата сокрушаются, железные засовы ломаются, и все связанные мертвецы разрешаются от уз. Царь славы связывает сатану и предает его аду со словами: «Держи его крепко до второго Моего пришествия». Приняв сатану, ад говорит ему: «Обратись и посмотри, что у меня не осталось ни одного мертвеца». Далее описывается изведение умерших из ада воплотившимся Христом: «Царь славы простер десницу Свою и взял и воздвиг праотца Адама. Потом, обратясь к прочим, сказал: “Сюда, за Мною, все, умерщвленные древом, к которому он прикоснулся. Я опять всех вас воскрешаю древом креста”. И потом Он стал всех изводить вон… Когда же Он шел, блаженные отцы, следуя за Ним, воспевали, говоря: “Благословен грядущий во имя Господне; аллилуиа; ему слава всех святых”».

«Евангелие Никодима» содержит в себе все идеи и образы, использовавшиеся в христианской литературе последующих столетий для изображения того, что современные европейские богословы называют термином Höllensturm (букв. «штурм ада»): Христос не просто сходит в адские бездны — Он вторгается туда, преодолевая сопротивление диавола и демонов, сокрушая ворота и срывая с них замки и запоры, как Победитель, перед Которым силы зла бессильны.

Обратим внимание на одну фразу из «Евангелия от Никодима» — слова ада, сказанные сатане: «Обратись и посмотри, что у меня не осталось ни одного мертвеца». В иконографии «Сошествие во ад» Христос часто изображен простирающим руки к Адаму и Еве, которых он выводит из ада; иногда, кроме Адама и Евы, выходящими из ада изображают также и других людей — в белых одеждах, с нимбами и без. Кто эти люди? Действительно ли, как говорит нам апокриф, ад опустел? Всех ли людей, которые до Воскресения Христова находились в аду, вывел Христос?

Этот вопрос не раз был отражен в иконографии Воскресения. На знаменитой фреске «Воскресение» из константинопольского монастыря Хора (1315–1320) традиционная тема Сошествия во ад трактуется с особым драматизмом. В середине композиции — Христос в белой одежде; Христос держит правой рукой руку Адама, а левой — руку Евы. Адам изображен почти бегущим навстречу Христу, Ева — с усилием поднимающейся из глубин ада. По правую руку Христа (слева от зрителя) изображены Иоанн Предтеча и ветхозаветные праведники с нимбами. По левую руку — ветхозаветные грешники во главе с Каином, сыном Евы, стоящие в нерешительности. Относится ли к ним проповедь Христа? Последует ли ей Каин, спасется ли он? А другие грешники? Иконография отражает неоднозначность решения вопроса о спасении, как бы напоминая, что наши суды — не суды Божии.

Догмат о сошествии Христа во ад — часть православного учения о спасении. Однако его решение этого вопроса во многом зависит от того, как мы понимаем проповедь Христа в аду и ее спасительное действие на людей. Если речь идет о проповеди лишь избранным, лишь праведникам Ветхого Завета, тогда спасительная значимость догмата минимальна; если же проповедь была адресована всем находившимся в аду, его значимость существенно увеличивается. Кажется, мы имеем достаточно оснований утверждать, вслед за греческим православным богословом И. Кармирисом, что, «по учению почти всех восточных Отцов, проповедь Спасителя простиралась на всех без исключения и спасение было предложено всем душам от века усопших, будь то иудеев или эллинов, праведных или неправедных» . Того же мнения придерживается другой греческий богослов, профессор Н. Василиадис:

«…Господь добровольно и победоносно сошел во ад, «общее вместилище» душ. Он посетил все души, находившиеся там, и проповедовал грешникам и праведникам, иудеям и иноверным. И как «живущим на земле воссияло Солнце правды», так же воссиял свет Его и находившимся «под землей во тьме и сени смертней». Как на земле провозгласил Он мир, прощение грешникам, прозрение слепым, так и находившимся в аду, чтобы смиренно склонилось пред Ним «всяко колено небесных, земных и преисподних» сил»

Таким образом, не только для праведных, но и для неправедных проповедь Спасителя в аду была благой и радостной вестью избавления и спасения, а не проповедью «обличения за неверие и злобу», как казалось Фоме Аквинскому.

Но все ли или только некоторые откликнулись на призыв Христа и были выведены из ада? Этот вопрос остается открытым. Есть мнение, согласно которому Христос вывел из ада только ветхозаветных праведников. А есть мнение, согласно которому все, кто пожелал последовать за Христом, последовали за ним, когда Он отверз врата ада, сломал замки и сокрушил вереи. В богослужебных текстах многократно говорится о спасении Христом всех находившихся в аду: «и от ада вся свобождша». Но поскольку Бог не нарушает свободную волю людей, по крайней мере, в аду остались те, кто не пожелал последовать за Христом, в том числе диавол и демоны.

Если мы встанем на точку зрения тех церковных писателей, которые утверждали, что Христос вывел из ада исключительно ветхозаветных праведников, тогда спасительное дело Христа сводится лишь к восстановлению справедливости. В таком случае речь уже не идет ни о чуде, перед которым трепещут ангелы и которое воспевается в церковных гимнах, ни о милости Божией. Православие допускает возможность спасения от адских мучений не только тех, кто веровал при жизни, но и тех, кто не сподобился истинной веры, однако угодил Богу добрыми делами. По учению Православной Церкви все умершие — верующие или неверующие — предстают перед Богом. Следовательно, даже для тех, кто не уверовал при жизни, сохраняется надежда на то, что они признают Бога своим Спасителем и Искупителем, если вся предшествующая земная жизнь вела их к этому признанию.

Мы не знаем, все ли последовали за Христом, когда Он выходил из ада, так же как не знаем, все ли последуют за Ним в эсхатологическое Царство Небесное. Но мы знаем, что с момента сошествия Христа во ад путь к воскресению из мертвых открыт для «всякой плоти», спасение даровано всякому человеку, и врата рая открыты для всех того желающих. Такова тайна Великой субботы, завесу над которой приоткрывает православное богослужение, таково богословие иконы Воскресения.

1 Дамаскин Иоанн . Точное изложение православной веры, 3, 29.

2 Дамаскин Иоанн . Толкование на Послание к Ефесянам, 4, 6 (PG 95, 841).

3 Василиадис Н . Таинство смерти. С. 179-180.

В Библии есть места, где нам Святой Дух говорит о том, что Иисус «проповедовал в аду», когда был мертв три дня.

Правда, что Иисус, когда умер сошел в ад и принес туда Евангелие, проповедовал и дал возможность получить прощение?

Возможно есть несколько точек зрения.

Предлагаю сегодня разобраться подробнее в поставленном вопросе. Мы будем идти по каждому отрывку, изучая детально.





21 Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести,…

Находилась ли душа Иисуса в аду в отрезке времени между Его смертью и воскресением? Относительно этого вопроса существует немалое замешательство. Эта идея первоначально происходит от апостольского вероучения, которое утверждает: «Он снизошел в ад». Существует еще несколько библейских стихов, которые, в зависимости от их перевода, описывают Иисуса, спускающегося в «ад». Исследуя этот вопрос, важно, прежде всего, понимать, что Библия говорит о «царстве» мертвых.

В древнееврейском оригинале слово, использующееся для описания царства мертвых, звучит как «шеол». Оно просто означает «место мертвых» или «место умерших душ/духов». Греческое слово, используемое в отношении ада в Новом Завете, звучит «гадес», и также обозначает «место мертвых». Другие новозаветные тексты отмечают, что шеол/гадес – это временное место, где души пребывают в ожидании окончательного воскресения и суда. Откровение 20:11-15 проводит четкое различие между этими двумя понятиями – «ад» и «гадес». Ад (озеро…

Всем здравствуйте!

Всем православным это известно, что Иисус спускался в ад. Много уже что написано в книгах.

Очень широко этот вопрос рассмотрен здесь:
http://azbyka.ru/forum/threads/kogo-xristos-vyvel-iz-ada.13382/

И оттуда строчка: «Дискуссия возможна и она продолжается.»
Вот я и продолжаю дискуссию с тем, до чего я дошел сам.

Вся история о том, что Иисус спускался в ад основана на одном фрагменте Нового Завета:

17 Ибо, если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые;
18 потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом,
19 которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал,
20 некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды.
21 Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской…

Размышления в Великую Субботу архимандрита Сильвестра (Стойчева), профессора КДАиС.

Великая Суббота. Пасха совсем близко. Почти прикасаемся к Празднику Праздников. Богослужение Великой Субботы уже в свете пасхальном: белое облачение, тихая предпасхальная радость в напевах. Иисус Христос – Бог и человек. И как у человека у Него есть душа. И если тело Христа было мертвым эти три дня, то что было с Его душой?

В Четвероевангелии нет прямых указаний на это.

И в Посланиях апостольских не так уж много текстов, которые ответят на этот вопрос.

Но их вполне достаточно.

«Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» (1 Пет. 3:18).
«…Мертвым было благовествуемо» (1 Пет. 4:6).
«Он и нисходил прежде в преисподние места земли» (Еф. 4:9).

Итак, Христос сходил в некое место, которое…

Согласно Библии три дня и три ночи Христос проповедовал в аду. Спрашивает Юрий
Отвечает Александра Ланц, 24.12.2009

Юра пишет: Какова Ваша трактовка стихов из Библии 1Пет.3:19-20; 1Пет.4:6; Еф.4:8-9; Матф.12:40? Например, в 1Пет.3:19-20,сказано: «Которым Он и находящимся в темнице духам проповедал…», а в Еф.4: «восшел, что означает, как не то,что Он и нисходил прежде в преисподие места земли?». Согласно Библии три дня и три ночи Христос проповедовал в аду.
Вопрос: Как Господь мог проповедовать в аду,если Он ещё не воскрес? Вы ведь не верите в жизнь после смерти. Он,что проповедовал в духе?Тогда это противоречит вашему учению

Доброго вам времени суток, Юрий!

Согласно Библии Иисус Христос был реально мёртв 3 дня и три ночи, поэтому не мог никому проповедовать. Всё это время Он находился в «шеоле» (по-еврейски) или «гадесе» (по-гречески). См. http://www.bible.com.ua/answers/r/16/305744 …там, где нет памятования о Боге или о жизни.

Давайте…

Иисус Христос спустился в ад, чтобы вывести оттуда праведников, потому что до этого времени, до того как Иисус Христос искупил Первородный Грех, все люди, даже праведники попадали в ад. А грешники как были в аду, так и остались.

Упоминания апостолами о сошествии Христа в ад:
«Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его, Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления» (Деян.2:30-31);
«Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» (1Пет.3:19-20);
«Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом» (1Пет.4:6);
«Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. А „восшел“ что означает,…

Факт и Акт сошествия Иисуса Христа во ад

«Не рыдай Мене, Мати,

во гробе зрящи».

Хор ангелов великий час восславил,

И небеса расплавились в огне.

Отцу сказал: «Почто Меня оставил?»

А Матери: «О, не рыдай Мене…»

Анна Ахматова

Каждый из живших и ныне живущих слышал и знает о наличии ада.

Согласно древнему представлению, мертвые находятся в некотором месте под землей, которое и есть, собственно говоря, «преисподняя» - то, что в самом низу. В иудейском представлении - это шеол, в греческом - гадес. Мифологии называет это место царством теней.

Факт сошествия Иисуса Христа во ад

Ветхозаветные люди всегда вопрошали: «Когда умрет человек, то будет ли он опять жить?» (Иов 14. 14)

И вот пришло время, когда надежды, казалось бы, обманутые, все же оправдались, когда исполнилось пророчество Исаии: «На живущих в стране тени смертной свет воссияет» (Ис 9. 2).

«Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и…

Мудрость духовная

Святые отцы о схождении Иисуса Христа во ад

Святитель Кирилл Иерусалимский говорил о выведении из ада лишь ветхозаветных святых:

«Он сошел в преисподнюю, чтобы и оттуда освободить праведных».

«Сбежались святые пророки и Моисей законодатель, и Авраам, и Исаак, и Иаков, Давид и Самуил и Исаия, и креститель Иоанн… Искуплены все праведные, которых поглотила смерть. Ибо подобало проповеданному Царю стать искупителем добрых проповедников. Тогда каждый из праведников сказал: “Смерть, где твоя победа? Ад, где твое жало? Ибо Победитель искупил нас”».

Преподобный Ефрем Сирин писал, что Господь Иисус Христос «из ада извлек души святых».

Блаженный Иероним говорит о том, что Спаситель сходил во ад, «чтобы победоносно отвести с Собою на небеса души святых, которые были заключены там».

Преподобный Иоанн Кассиан:

«Проникнув во ад, Христос… сокрушил железные вереи, и святых пленников, содержавшихся в непроницаемом…

Сошествие Христа в ад (сошествие во ад; греч….

Почему Бог Сын сошёл в ад?
Первое и необходимое: ад действительно существует. В Библии это слово упоминается 21 раз. Понятие о нём даёт слово «преисподняя» (78 раз). Никто не имеет права перетолковывать слово из Библии называя гиперболой и т.п.

Почему Бог Сын сошёл в ад?

Ответ – это был путь всех людей(Иис.Нав.23:14 Вот, я ныне отхожу в путь всей земли.),
и Иисус Христос прошёл это место, ад (евр. шеол — пустота, греч. гадес — невидимое) — подземное царство смерти называемое также преисподняя. Но Он сошёл как Победитель, ибо даже Пилат сказал Он Праведник, нет причины Его убывать. Но для Евреев, не имеющих откровения, было нетерпимо, что Этот человек может быть равным Богу. Никто из людей никак не может быть равен Богу, но пришёл Мессия, Которого Давид называл Господом.
Также Он приходил к Аврааму, потому, что прежде нежели Авраам был- Я Есть(Имя Бога).
« Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь.»

Догматическое Богословие для миссионеров.
неточный и неполный конспект 18-й лекции.

План лекции:

2. В Ветхом Завете не все спаслись.
3. Библейское описание ада.
4. После прихода Христа в ад разворачиваются следующие действия.
5. Воскресенье из мертвых Христа Спасителя.
6. Природа смерти.
7. Аргументация Воскресения Христа.
8. Аргументация противников Воскресения Христова.
9. Что сделал Господь после Воскресенья?
10. Вознесение Христа на Небо.
11. Какая цель олимпийских игр?

Каким образом совершилось освобождение древних праведников, древних людей? И каково значение Воскресенья Христова для людей?

1. Учение о сошествии Господа в ад.
Священное Писание прямо говорит, что сразу после смерти Господь сошел а ад. Первый текст: «которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда…

Спускался ли Христос в ад?

Толкование 1Петра 3:18-22

A Research Paper

Submitted in Partial Fulfillment of

The Requirements for

«Теологический методы ислледования»

Evangel Theological Seminary

Введение. Подход к исследованию Священного Писания. 4

История толкований. 8

Отцы Церкви. 8

Реформаторы.. 15

Традиционные толкования. 17

Наиболее распространённые толкования. 17

Схематическое представление. 19

Экзегетическое исследование. 21

Исследование слов и выражений. 21

Быв умерщвлён по плоти. 21

Духам, сойдя, проповедовал. 21

Люди, ранее непокорные Богу, и люди, спасённые от потопа. 24

Крещение, подобное образу (Ноевого ковчега) 25

Спасение через воскресение Христа. 26

Спасение в Ноевом ковчеге – центр хиазмы – традиционный образ спасения по вере. 27

Хиазма….

Koмп *Согласно Библии Иисус Христос был реально мёртв 3 дня и три ночи, поэтому не мог никому проповедовать.* Приисподнии места в нас, где ОН сойдя проповедал… 1Пет.3:19 которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, 21 Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа, Воскресение в нас, если мы умерли со Христом, то с ним и воскресним…. 1Пар.22:19 Итак расположите сердце ваше и душу вашу к тому, чтобы взыскать Господа Бога вашего. Встаньте и постройте святилище Господу Богу, чтобы перенести ковчег завета Господня и священные сосуды Божии в дом, созидаемый имени Господню. А дом ЕГО, это мы. Евр.3:6 а Христос — как Сын в доме Его; дом же Его — мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца. 10 Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы…

Крестная смерть Спасителя стала увенчанием того пути истощания-кенозиса, который начался с рождения Христа от Девы и продолжался в течение всей Его земной жизни. Но для того, чтобы спасти падшего Адама, Христу надлежало сойти не только на землю, но и в преисподнюю земли, где в ожидании Его томились умершие. Об этом богослужебные тексты Великой Субботы говорят так:

На землю сшел еси, да спасеши Адама, и на земли не обрет сего Владыко, даже до ада снизшел еси ищай.

Ты сошел на землю, чтобы спасти Адама, но, не найдя его на земле, сошел в поисках его даже до ада.

Триодь Постная. Великая Суббота. Утреня. Тропари на непорочных.

Учение о сошествии Христа во ад является одной из важнейших тем православной христологии181. Характерно, что на византийских и древнерусских иконах Воскресения Христова никогда не изображается само воскресение - выход Христа из гроба. На них изображается «сошествие Христа во ад», или, точнее, исшествие Христа из ада. Христос -…

Доктору Лизе в последнее время угрожали и требовали от нее перестать спасать раненых и больных детей. Во всех ее благих деяниях злопыхатели видели политику. Но Елизавета Глинка не боялась никого и ничего - поступая по велению сердца. О том, как Доктор Лиза помогала и русским, и украинцам - в нашем материале.

Откуда это? - улыбается украинская летчица Надежда Савченко. - Принесла доктор Лиза.

Это было больше года назад. Мы зашли к ней в камеру сразу после того, как оттуда вышла Глинка. Обычно нервная, озлобленная, Надежда была в удивительно умиротворенном состоянии. Показывала поделки из бумаги, рисунки. На столе стояли питательные смеси для выхода из смертельной голодовки (доктор Лиза почти убедила Савченко прекратить голодать). Вообще если нужно было уговорить голодающего бросить это опасное занятие, то мы звали на помощь Глинку. Заключенные ей верили. Даже матерые преступники ее слушались, как дети малые.

За те три года, что являюсь членом ОНК Москвы, несколько раз сталкивалась с Елизаветой Глинкой в дверях камеры: она выходила, а мы заходили. После нее на железной тумбочке оставались редкие лекарства, шоколадка, игрушка или набор для рисования. Многое из этого пронести за решетку сложно. Но доктору Лизе это удавалось.

Те, кто ставит в вину Елизавете ее поездки на Донбасс, не знают, что она чаще других навещала за решеткой украинских арестантов. Не потому что испытывала к ним особую симпатию, нет - для нее все были совершенно равны; а потому что объективно им в российской тюрьме было тяжелее.

А как она просила Кремль за одного из фигурантов «болотного дела», Владимира Акименкова! Слепнувший парень больше года сидел в СИЗО №5 («Водник»), где его увидела доктор Лиза. Глинка была потрясена его историей: обвинялся в том, что якобы ударил по каске сотрудника ОМОН, но ни свидетелей, ни других доказательств не было. Доктор Лиза узнала, что у тогдашней уполномоченной по правам человека Эллы Памфиловой встреча в Кремле, и попросила ее передать записку. Там была фамилия, номер камеры, диагноз. Акименкова освободили. А доктор Лиза тогда в своем «Живом журнале» публично поблагодарила за это Кремль. Она всегда считала нужным благодарить за помощь...

Что же теперь будет, ведь она обещала помочь Варе! - плачет в трубку Кира Караулова, мама осужденной на днях к 4,5 года колонии девушки. - Прямо перед ее отлетом в Сирию мы созвонились. Очень долго говорили о Варе. Елизавета Петровна - одна из немногих, кто так тепло о дочке отзывался. Она ее навещала в «Лефортово» много раз. Обещала придумать что-то, чтобы Варе помочь..

«Хочу умирать возле нее»

Слепоглухая девочка Света шесть часов держит доктора Лизу. Девочку нужно отвести в больницу, но она никого не подпускает к себе, даже мать. А когда подошла вроде бы совершенно чужая ей доктор Лиза, она прижалась к ней.

«Я не ухожу, не бойся», - Лиза уговаривает девочку ослабить хватку. Та цепляется за нее, как за единственное, что ей дорого. Елизавета в конце концов вместе с ней на носилках отправилась в больницу.

«Не бойся, я не положу трубку, пока тебе лучше не будет», - это доктор Лиза говорит другой своей умирающей пациентке. И ведь не положит, будет на связи.

Все это есть в фильме, который сняла о Елизавете Глинке молодой режиссер Елена Погребижская.

Вы узнаете ее лучше из этого фильма и раскроете широко глаза, - говорит Елена. - Мне даже больше добавить сложно. Там все-все.

«Когда мой час придет, хочу умирать возле нее» - эту фразу говорили десятки людей.

Что вы знаете о боли такого, чего не знает она?

Писательница Людмила Улицкая: «Я нашла ее лежавшей рядом с умирающим, только что привезенным стариком. Она гладила его по голове. Не уверена, что он это чувствовал. Поведение Лизы мне показалось тогда не вполне адекватным. Сегодня, когда прошло столько лет, я могу к этому добавить: поведение святых вообще не кажется обычным людям адекватным».

Сама Елизавета Глинка очень любила одного святого - Луку. Его именем хотела назвать свою самую большую мечту - центр для помощи всем больным и обездоленным.

Он на Новой Басманной, - рассказывают работники фонда. - Это корпус бывшей больницы. Открылся чуть больше года назад. Елизавета не успела его обжить как следует, но там уже много людей перебывало. Там вроде общежития. До этого как ведь обычно происходило: если кого-то привозили, то селили экстренно в хостелы, гостиницы. Не обязательно приезжих. Это могла быть даже москвичка с больным ребенком, которая сбежала от мужа. Так вот у Лизы было готовое название для учреждения: «Дом милосердия святого Луки Войно-Ясенецкого ».

У меня остался эскиз таблички, который я отправил Лизе на согласование, - говорит правозащитник Вадим Ковалев. - Вот он. На темном фоне надпись и крест. Я специально изучил жизнь этого святого и нашел много совпадений с биографией Елизаветы Глинки. Это правда удивительно. Он, наблюдая бедность, болезни и страдания нищих, принял решение стать врачом, чтобы помогать им. Так же и Лиза.

У себя в центре доктор Лиза хранила вещи тех, кто умер у нее на руках. Там есть две варежки - бежевая и зеленая. Они принадлежали бедной библиотекарше Лидии Александровне. И там есть фото козленка. Она сама писала про эту историю так: «Он (умирающий мужчина) попросил меня принести ему маленького козленка с непробившимися рожками. Потому что оказалось, что он вырос в деревне. И его растила мать, а отец умер очень рано. И единственным светлым воспоминанием для него был маленький козленок, с которым он играл в деревне, когда был мальчиком. Козленка я ему принесла. Он обкакал мою ординаторскую и орал или блеял - не знаю, как правильно сказать. Зайдя в палату, санитарка сказала В., что «сейчас будет сюрприз». Принесли козленка. Его дал напрокат молочник. До вечера. В. не мог встать, и козленка положили в кровать. Он обнял его и заплакал. Впервые за пять месяцев».

«Незадолго до трагедии что-то случилось»

В последнее время больше всего гостей в Доме милосердия Лизы было из ЛНР и ДНР (сама она туда постоянно ездила с 2014 года).

Одним из последних, кого попыталась спасти доктор Лиза, был шестилетний мальчик Коля из Луганска.

У Коли гнойный менингит, - рассказывает волонтер, журналист Евдокия Шереметьева. - Мы узнали о нем, потому что занимаемся гуманитарной помощью в Луганске. В ЛНР сейчас спокойно, там нет боевых действий (только на приграничных территориях иногда идут обстрелы), но люди там скорее выживают на зарплаты в 4 тысячи рублей при московских ценах. А дети болеют, с ними случаются разные трагедии.

У фонда доктора Лизы есть офис в Донецке. Если ребенку из ЛНР требуется срочная медицинская помощь, которую в его родном поселке или городе не могут оказать, то фонд помогает: или организует лечение в самом Донецке, или вывозит в Москву (решение принимает целая медкомиссия). Детей фонд доктора Лизы вывозит из ЛНР просто невообразимое множество.

Коля из неблагополучной семьи. Мама запустила отит, и в итоге у мальчика развился гнойный менингит. Четыре операции, которые ему сделали в Луганске, не помогли. А вывезти в Москву, к высокопрофессиональным специалистам в области нейрохирургии, непросто.

Мы получили отказ, хотя потом оказалось, что он был ошибочным, - продолжает Евдокия. - Я стала «бомбить» Лизу письмами в Фейсбуке, на электронную почту. Она вышла на связь. Я переслала ей все документы, стали готовить Колю на вывоз. И его в итоге вывезли в Москву на прошлой неделе, он сейчас в больнице.

Доктор Лиза еще и лично мне очень помогла в этой истории, выступила как духовный наставник. Так вышло, что мать мальчика меня обворовала. Я была так подавлена этим случаем, что хотела бросить волонтерство. Рассказала о случившемся Лизе, а та меня успокоила. Она говорила про то, что нам не нужно ждать понимания, благодарности от некоторых родителей - иногда даже приходится бороться с ними за жизнь ребенка, потому что тот изначально попал в тяжелую ситуацию именно из-за них...

Поток грязи вылили на Глинку после того, как она публично поблагодарила за вывоз детей из Донбасса Вячеслава Володина (тогда замглавы администрации президента - «МК»). Она объяснилась: «Я готова на руках носить того, кто поможет мне спасти одного ребенка. Никакая война не стоит жизни! И поблагодарить тех, кто помог, считаю обязательным». Но с этого момента, по сути, и началась травля доктора Лизы.

А она, несмотря ни на что, не боялась продолжать детей вывозить и показывать их обществу.

На вручение премии уполномоченного по правам человека в РФ «Спешите делать добро» в 2015 году Елизавета пришла с тремя мальчиками из Новороссии, - рассказывает писательница Мария Арбатова. - Все трое были на протезах. Доктор Лиза вручала награду, а не получала. Но детей представила, и потом мы были с ними за одним банкетным столом. У них после голода в Новороссии глаза на лоб полезли от количества еды. И Лиза их кормила и следила, чтоб «не только сладкое». И успевала давать интервью и улыбаться фотографам.

Шквал критики обрушился в этом декабре - после того как ей вручили награду в Кремле.

Переживала ли она по поводу нападок? Если и да, то не показывала, - говорят ее коллеги-врачи из фонда. - На гневные сообщения она не отвечала. Говорила: «А зачем? Это их право думать, что они хотят». Все нападки «либералов» на нее отбивали те люди, которые знали ее. Вот Станислав Кучер заявил критиканам: «Съездите с Елизаветой Петровной на войну (помощники ей не помешают), послушайте освежающий свист пуль рядом с вашей машиной (ей приходилось) и потом садитесь строчить обличающие посты про бабло и награды».

Журналист Антон Красовский был единственным, кто написал в поздравлении доктору Лизе (по случаю вручения награды от Президента РФ): «Только не езжай в Сирию». Почему?

Нет, я не слышал от нее о каких-то угрозах, - говорит Красовский. - Это было личное. Мое. Я бы не хотел это комментировать.

Самые близкие друзья говорят, что незадолго до трагедии с Елизаветой как будто что-то случилось. Видимо, столько накопилось в ней чужой боли и чужого страдания...

Одна из записей в Фейсбуке:

«Вчера ко мне в гости пришла подруга - расстроенная и грустная. Поскольку я очень сильно ее люблю, иржя стремилась по-всякому ее утешить: зажигала камин, наливала коньяк, мы слушали Ника Кейва и группу «Сплин»; мой норвич-терьер Ася весь вечер просидела у нее на коленях, тоже стараясь отдать тепло человеку, который очень сильно замерз, и не от ветра и снега. Но ничего не помогало - моя подруга сидела и горько плакала... Я спросила: «Дорогая, а что ты любишь делать больше всего? Как бы ты вообще хотела, чтобы складывалась твоя жизнь?».

Она ответила: «Я просто хочу, чтобы все было как до войны…» Мою подругу зовут Доктор Лиза».

Так случилось, что последний написанный в соцсетях Елизаветой Глинкой комментарий был к посту моей коллеги. Он был о конфликте в правозащитной среде. Доктор Лиза дала нам всем направление. Наказ. Она сказала, что не нужно писать зло.