Наверное, эта обращенность к Богу, обращенность к святости позволяет отделять одно от другого и понимать, во имя чего мы здесь вообще находимся, не только в монастыре или в Церкви даже, а вообще на Земле. Зосима и савватий соловецкие

Будущий схиархимандрит родился в тюремной больнице: его беременную мать посадили за «религиозную пропаганду». Сам прошел тюрьму, уже став священником, по той же статье. От жестоких побоев в заключении отец Зосима навсегда остался сгорбленным. «Без Иисусовой молитвы я бы сошел с ума», – говорил старец своим близким. Он не обозлился, любил людей, которые шли к нему вереницей, и служил им даром, который приобрел, – молитвой.

«ЕСЛИ БЫ НЕ ИИСУСОВА МОЛИТВА, Я БЫ СОШЕЛ С УМА…»

Схиархимандрит Зосима (Сокур)

Схиархимандрит Зосима, в миру Иван, родился в тюремной больнице: его мать, будущая схимонахиня, была арестована по статье «религиозная пропаганда». Отец погиб на фронте. Мальчик рос глубоко верующим, имел монашеское устроение, с раннего детства прислуживал в алтаре. Окончил школу с золотой медалью, затем Ленинградскую духовную семинарию и академию – со степенью кандидата богословия.

Отец Зосима служил в Донецкой епархии. Был крайне нестяжателен, ходил в старом полинявшем подряснике и старом полушубке, говорил: «Я монах, мне ничего не надо». Строил храмы и заботился об их благолепии в то время, когда всё церковное разрушалось. Духовные чада старца вспоминали: «Службы у него всегда были длинные, монастырские, но молился он пламенно… Денег за требы он не брал».

Советские органы госбезопасности обратили внимание на «слишком активного» сельского священника. Отца Зосиму арестовали, он пережил тюремное заключение, избиения. На всю последующую жизнь у него остались следы этих истязаний за веру: началось рожистое воспаление ног, открылись глубокие раны, болели отбитые легкие, от побоев вырос горб. Старец делился с духовными чадами: «Если бы не Иисусова молитва, я бы сошел с ума». Истязания только усилили его пламенную молитву и дерзновенную веру.

Старец основал две обители: Успенский Свято-Васильевский мужской и Успенский Свято-Николаевский женский монастыри. Был также духовником Донецкой епархии.

Успенский Свято-Васильевский монастырь

Отец Зосима обладал очень редким, особым Божиим даром молитвы. Любил людей, и люди шли к нему за духовной поддержкой. За чистоту жизни Господь дал Своему избраннику дары духовного рассуждения, исцеления душ и телес человеческих – перед его молитвой отступали смертельные и неизлечимые болезни.

Отец Зосима стяжал также дары прозорливости, знания сердец человеческих. «Он и мысли наши все знал», – эти слова в разных вариантах повторяли многие духовные чада старца. Он духом знал скорби и испытания своих чад, говорил им: «Когда тебе будет плохо, ты меня позови – и я услышу». Еще говорил как бы в шутку: «Только Зосима на бочок, а тут – “Батюшка, помоги!”».

По благословению отца Зосимы, при его участии и помощи на Донбассе было построено около десятка храмов. Особое место в его сердце занимала Богадельня, или Дом Милосердия, где нашли приют немощные люди преклонного возраста. Старец учил: «Чтобы на нас Господь не разгневался – всегда помогайте нуждающимся ».

Особенно благоговейно старец относился к богослужению, очень почитал Божию Матерь. В честь Ее пречестного Успения он назвал основанные им обители – Успение было его любимейшим праздником. Господь открыл своему избраннику заблаговременно дату кончины. Отец Зосима говорил братии: «Когда я умру, вы будете знать: часы на моем молитвенном столике в алтаре остановятся».

29 августа, на второй день Успения Пресвятой Богородицы, без пятнадцати двенадцать ночи остановилось сердце схиархимандрита Зосимы – в это же время остановились и часы на молитвенном столике в алтаре. Так закончилось время земной молитвы старца, и начался отсчет его молитвенного предстательства в блаженной вечности.

ГЛАВНАЯ ЕПИТИМИЯ ВЕКА НАШЕГО

«Главная епитимия века нашего – это терпение . Что Бог ни дает, на всё Божия воля, и всё нужно спокойно переносить – без паники, без уныния, без нытья, без отчаянья, без мыслей на ближнего. За свои грехи мы и страждем».

«В жизни нет тупиков, это всё наша зацикленность на себе и своих проблемах».

СТРЕМИТЕСЬ СВЕТЛЫМ ЛУЧИКОМ БЫТЬ

«Стремитесь светлым лучиком быть! Господь не оставит ».

«Буква убивает, а дух животворит… Не будьте вы замоленными, замороженными. Лик должен быть светлым, радостным».

«Бойтесь испортить друг другу настроение ».

«Дай, Господи, нам чистоту мыслей такую, чтобы видеть в каждом человеке образ и подобие Божие, красоту божественную видеть и радоваться этой красоте».

«Помогайте друг другу! Помолитесь за человека, если видите, что он в унынии. А молитва всё может».

«День ангела у кого – поздравь, хоть яблочко подари, не важно что; главное ‒ внимание».

СЕРДЦЕ МИРНОЕ

«Даже и сердишься когда, языком своим посердись, умом своим посердись – а сердце мирное; отрезанное от всего, сердце спокойно молится. Благодать Божию не оскверняй в сердце, Духа Святого никогда… Как самовар тот бухтит, что-то сказал там, без этого мы никак не обойдемся, начиная с меня и всеми вами кончая. А сердце мирное: повернулся, улыбнулся – и все с тобой улыбнулись, и мирно и хорошо».

«Молитва смягчает сердце, злоба утихает, сердце умиротворяется, и радость и смысл жизни появляются… Бог им Судия да будет, помолимся, и всё пройдет. И будет мир и тишина в сердце: и самим радостно, и врагам радостно, и людям, окружающим нас».

«За недоброжелателей и трудно – подвиг молиться: молитесь за них, за врагов, за обидчиков ваших. Как мыльный пузырь, лопается злоба, когда мы молимся за своих обидчиков , знайте».

ЕСЛИ ТЫ ТЯЖЕСТЬЮ СТАНОВИШЬСЯ ДЛЯ ЛЮДЕЙ

«И самое страшное, когда ты по своему бесчестию в тяжесть бываешь людям окружающим, когда от тебя, от твоих помыслов, от твоих греховных немощей, от твоего нытья начинают страдать и люди окружающие. Это очень тяжело… Если ты чувствуешь, что ты в тяжесть другим людям становишься, – значит, ты не прав. Зациклишься в чем-то – “я спасаюсь, а остальные погибают”. Всё, это уже первая погибшая душа такая, зациклится, ходит в ложной святости своей…»

«Если ты тяжестью становишься для людей – плохо, ты уже тяжело духовно больной человек».

«Только старайтесь смотреть на себя со стороны. Не смотреть на ближнего, кто как грешит, кто что делает, – каждый свое получит. Ты на себя смотри, на свои грехи ».

О СТРАСТЯХ

«Если нападет бес гнева, убеги в другую комнату, в туалет – успокойся, рассуди всё и вернись, по-мирному реши все проблемы. А если вышла ссора, первая попроси прощения – победи беса».

«Где гордыня – радости нет, одно надмение».

«От лицемерия до лукавства один шаг. А от лукавства до предательства Господа – также один шаг, лесенка идет».

ХРАНИТЕ КРЕСТ СВЯТОЙ

«Храните крест святой, никогда не снимайте , всегда будьте со святым крестом: и ночью, и днем, и в дороге, на отдыхе, и на водах, и на суше. Выходя из дома, осени себя крестом. Приходя в дом – осени себя крестом. Садись кушать – почитай молитву “Отче наш”, осени себя крестом и пищу перекрести, дабы пища была приятная, пользительная и в радость нашему телу».

ОСТАВЛЯЙТЕ СУЕТУ – ИДИТЕ К ГОСПОДУ

«С любовью относитесь к службам. Оставляйте суету, идите к Господу. Господь всех ждет, оставляйте все дела, идите к Господу, тогда будет радость. А так не будет радости».

«Каждый праздник – это как звездочка на небосводе церковном. Дорожите ими , готовьтесь к встрече, переживайте каждый, как событие жизни! Потому что вот так долго мы готовились, ждали, а он раз! ‒ и уже прошел. И всё! Он уже в Вечности! И не вернуть ни одного мгновения назад…»

СИНОДИК ЖИЗНИ ВАШЕЙ

«Житие какое-то читаете, или о старце каком-то услышали, или о старице какой-то что-то рассказали, – дай буду молиться за них, и они ж за меня будут молиться. И вот постоянный этот ваш синодик – книга жизни вашей, не прошедшей даром жизни, а именно духовной жизни – постоянно будет пополняться».

«Стоишь в храме – вспомни всех своих воспитателей, учителей, которые тебя учили, врачей, медсестер, которые в тяжкую минуту были рядом, друзей, знакомых. Так и служба пролетит – не заметишь… Идешь мимо больницы – помолись о страждущих, чтобы Господь укрепил их, утешил, о врачах, чтобы вразумил их Господь принять верное решение. Едешь мимо школы, садика – помолись о детях, о будущем нашем, об учителях, чтобы дал мудрость им Господь… Так и будет у тебя непрестанная молитва!»

ГОСПОДЬ ВЕДЕТ НАС ПО ЖИЗНИ

«Господь ведет нас по жизни – по нашим делам, по нашим заслугам. А живем мы для того, чтобы однажды вернуться к Богу, в Царство Небесное».

«Для чего нас Господь создал? Чтоб спасти или погубить? Конечно же – спасти! Никогда не рисуйте себе Господа жестоким, карающим! Он ДОЛГОтерпелив и МНОГОмилостив!»

«Я никого не боюсь! – Только Бога, и то я его не боюсь, а люблю».

«От тюрьмы и сумы николи не отрекайся. Кругом Бог – и в тюрьмах, и где только ни находимся, – кругом Бог. И с Богом ничего в жизни не страшно никогда».

«От Бога, не от людей посылаются страдания. На всё воля Божия, слава Богу за всё! Спаситель всё терпел, святые угодники Оптинские, Печерские. Святитель Иоанн Златоуст говорил: “За всё слава Богу”. И с этими словами ушел в вечность, подражая Иову Многострадальному. Он жив и нам указует путь в Вечность. Трудность появилась – поцелуй крест святой, открой книгу праведного Иова, читай ».

ЦЕРКОВЬ НАША ПРАВОСЛАВНАЯ – ЭТО ЧУДО!

«Какие бы силы ни восставали на Церковь, веруйте, что Церковь ничто не одолеет. Горсточка нас останется, но эта горсточка победит все силы вражия!»

«Именно святая непорочная православная вера – то величайшее чудо, за которое мы должны постоянно благодарить Господа и дорожить им как величайшим сокровищем. Верующему же ничего не страшно».

«Сама жизнь наша – это чудо. Сама Церковь наша Православная, стоящая непоколебимо, – это чудо . Кругом чудо – духовным оком смотри, разумей, укрепляйся в вере и дивись. С нами Бог! И никакие испытания нам никогда не будут страшны. Аминь».

Текст: Ольга Рожнёва
Иллюстрации: Антон Поспелов
Православие.Ru

Значение ЗОСИМА (ИЕРОМОНАХ) в Краткой биографической энциклопедии

ЗОСИМА (ИЕРОМОНАХ)

Зосима - иеродиакон и позже иеромонах, путешественник в Святую Землю, автор сочинения "Книга глаголемая Ксенос, сиречь Странник диакона Зосимы о пути иерусалимском до Царяграда и до Иерусалима", или "Хождение инока Зосимы". Зосима, по-видимому, принадлежал к братии Троице-Сергиева монастыря. В 1414 г. он посетил впервые Царьград, сопровождая княжну Анну Васильевну, помолвленную за Иоанна, сына императора Мануила Палеолога. Весной 1419 г. Зосима вторично предпринял путешествие на Восток, посетил Афон, остров Хиос, Патмос и 7 апреля 1420 г. достиг Иерусалима. В своем "Страннике" он подробно описывает достопримечательности святого Града. "Странник" Зосимы издан в "Сказаниях русского народа" Сахарова (II, стр. 59) и в "Православном палестинском сборнике" (т. VIII, выпуск 3, СПб., 1889), под редакцией Хр. М. Лопарева. См. "Древнерусские паломники", Ф. Грекова, 1891, I (изд. Имп. православного палестинского общества). В. П.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЗОСИМА (ИЕРОМОНАХ) в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ЗОСИМА в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-01-15 Time: 02:57:43 Зосима — герой романа «Братья Карамазовы».- * Красотой мир …
  • ИЕРОМОНАХ в Словаре церковных терминов:
    (греч. Священник-монах) - …
  • ИЕРОМОНАХ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Иеромонах (греч. Ἱερομόναχος, слав. калька - священномонах) — монах в сане священника. ДРЕВО - …
  • ЗОСИМА в Литературной энциклопедии:
    - центральный персонаж романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы» (1878-1880). В записях к первым двум книгам романа имя 3. не встречается. Этот …
  • ИЕРОМОНАХ в Большом энциклопедическом словаре:
    (от греч. hieromonachos) …
  • ЗОСИМА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (около 3-4 вв.), греческий учёный, считающийся одним из основателей алхимии. Работал в Александрии. В своих трудах З. даёт мистико-аллегорическое …
  • ИЕРОМОНАХ
    монах, имеющий сан священника. Иеросхимонах — схимонах, имеющий сан …
  • ЗОСИМА ПУТЕШЕСТВЕННИК В СВ. ЗЕМЛЮ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    иеродиакон и позже иеромонах, путешественник в Св. Землю, автор сочинения: "Книга глаголемая Ксенос, сиречь Странник диакона З. о пути иерусалимском …
  • ЗОСИМА ПАПА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (417-418) — грек из Каппадокии, с живым интересом участвовал в пелагианских спорах и принял несколько мер для улучшения нравов духовенства. …
  • ЗОСИМА ОТШЕЛЬНИК ПАЛЕСТИНСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    преподобный, отшельник палестинский, жил в VI в., при имп. Юстине старшем; память 4 …
  • ЗОСИМА ОСНОВАТЕЛЬ СОЛОВЕЦКОГО М-РЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    преподобный, основатель Соловецкого м-ря, род. в Новгородской области, в с. Толвуе, на берегу Онежского озера. Спасаясь на поморье, на устье …
  • ЗОСИМА МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    митрополит московский, возведен в этот сан в 1490 г., после смерти митроп. Геронтия, по воле великого князя, собором русских епископов. …
  • ЗОСИМА ВИЗАНТИЙСКИЙ ИСТОРИК в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (???????) — византийский историк, живший в Константинополе, по всей вероятности в середине V в. по Р. Хр. и занимавший важные …
  • ИЕРОМОНАХ в Современном энциклопедическом словаре:
  • ИЕРОМОНАХ в Энциклопедическом словарике:
    (от греческого hieromonachos), …
  • ИЕРОМОНАХ в Энциклопедическом словаре:
    , -а, м. Монах-священник. II прил. иеромонашеский, -ая, …
  • ИЕРОМОНАХ
    ИЕРОМОН́АХ (от греч. hiereus, букв.- жрец, священник-монах), священнослужитель средней (второй) степени христ. церк. иерархии, принявший монашество. В Рус. правосл. церкви …
  • ЗОСИМА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЗОС́ИМА (? - 1494), митрополит Московский и всея Руси (с 1490), поставлен собором рус. епископов по воле вел. кн. Ивана …
  • ЗОСИМА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЗОС́ИМА (? - 1478), один из основателей и первый игумен Соловецкого мон. (с 1435). Канонизирован Рус. правосл. …
  • ИЕРОМОНАХ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? монах, имеющий сан священника. Иеросхимонах? схимонах, имеющий сан …
  • ИЕРОМОНАХ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    иеромона"х, иеромона"хи, иеромона"ха, иеромона"хов, иеромона"ху, иеромона"хам, иеромона"ха, иеромона"хов, иеромона"хом, иеромона"хами, иеромона"хе, …
  • ЗОСИМА в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Женское …
  • ИЕРОМОНАХ в словаре Синонимов русского языка:
    монах, священник, …
  • ЗОСИМА в словаре Синонимов русского языка.
  • ИЕРОМОНАХ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    м. Монах в сане …
  • ИЕРОМОНАХ в Словаре русского языка Лопатина:
    иеромон`ах, …
  • ИЕРОМОНАХ
    иеромонах, …
  • ЗОСИМА в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Зосима, (Зосимич, …
  • ИЕРОМОНАХ в Орфографическом словаре:
    иеромон`ах, …
  • ИЕРОМОНАХ в Словаре русского языка Ожегова:
    монах …
  • ИЕРОМОНАХ
    (от греч. hieromonachos), …
  • ЗОСИМА в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Волоколамский (16 в.), преподобный, основатель (вместе с Адрианом Волоколамским) Сестринского монастыря в Волоколамском уезде. Память в Православной церкви 8 (21) …
  • ИЕРОМОНАХ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    иеромонаха, м. (от греч. hieromonachos) (церк.). Монах в сане …
  • ИЕРОМОНАХ в Толковом словаре Ефремовой:
    иеромонах м. Монах в сане …
  • ИЕРОМОНАХ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    м. Монах в сане …
  • ИЕРОМОНАХ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    м. Монах в сане …
  • ЗОСИМА ФИНИКИЙСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Зосима Финикийский (VI в.), преподобный. Память 8 июня. Родился в сирийском селении Синда …
  • ЗОСИМА СОЛОВЕЦКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Зосима Соловецкий (+ 1478), игумен, преподобный. Основатель иноческого общежития на Соловецком острове. Память …
  • ЗОСИМА СИРАКУЗСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Зосима Сиракузский (+ 662), епископ, святитель. Память 30 марта. Святитель Зосима родился …
  • ЗОСИМА КИЛИКИЙСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Зосима Киликийский (IV в.), пустынник, преподобномученик. Память 4 января, 19 сентября. Однажды …
  • ЗОСИМА ВОЛОКОЛАМСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Зосима Волоколамский (XV - XVI вв.), преподобный. Память 8 мая. Преподобные Зосима и …
  • ЗОСИМА ВАВИЛОНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Зосима (VI в.), епископ Вавилона Египетского, преподобный. Память 4 июня, . …
  • ЗОСИМА БРАДАТЫЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Зосима Брадатый (+ не ранее 1496), митрополит б. Московский и всея Руси (1490 - 1494). С …
  • ЗОСИМА АПОЛЛОНИАДСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Зосима Аполлониадский (+ 116 ), воин, мученик. Память 19 июня Жил в городе Аполлони …
  • ЗОСИМА (ОСТАПЕНКО) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Зосима (Остапенко) (род. 1950), архиепископ Элистинский и Калмыцкий. В миру Остапенко Владимир Михайлович, родился …
  • ЗОСИМА (ДАВЫДОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Зосима (Давыдов) (род. 1963), епископ Якутский и Ленский. В миру Давыдов Игорь Васильевич, родился …
  • ЗОСИМА И САВВАТИЙ
    Зосима и Савватий - преподобные, основатели Соловецкого монастыря. Савватий, вместе с Германом, явился первым насельником Соловецких островов и …
  • ЗОСИМА (МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Зосима - митрополит Московский, возведен в этот сан в 1490 г., после смерти митрополита Геронтия, по воле великого князя, …
  • ШМАКОВСКИЙ ТРОИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Шмаковский (Уссурийский) мужской монастырь во имя Святой Живоначальной Троицы в и святителя Николая Чудотворца в п. …

В феврале 2014 года Сретенская обитель будет отмечать 20-летие возобновления в ней монашеской жизни. К этому событию приурочена серия . Братия монастыря, расположенного в самом центре современного мегаполиса, рассказывают о своих послушаниях, строе монастырской жизни, о своем пути к монашеству. Сегодня наш собеседник - иеромонах Зосима (Мельник).

Отец Зосима, поступить в Сретенский монастырь вас благословил старец - схиархимандрит Зосима (Сокур), который, как известно, вовсе не жаловал большие города. Расскажите, откуда вы родом, каким образом привел вас Господь к батюшке Зосиме и почему он направил вас именно сюда.

Родом я из города Черкассы - это небольшой украинский город, раньше относившийся к Киевской губернии, а теперь областной центр.

Как я узнал о батюшке Зосиме? Я начал воцерковляться относительно недавно - в 1996-1997 годах, - когда познакомился с замечательным батюшкой - отцом Александром Шашковым, который стал моим духовным отцом. Сейчас он протоиерей.

Отец Александр уже знал об этом необычном человеке - схиархимандрите Зосиме : о его праведной жизни, о его дарах от Бога - рассудительности и прозорливости - и что многие люди, в том числе священнослужители, у него окормляются.

Пришло время, и у меня стали возникать вопросы, ведь когда человек воцерковляется, то все-таки происходит переоценка ценностей, смотришь на свою жизнь - и уже прошедшую, и на будущую - совсем другими глазами. К тому моменту я уже ходил регулярно в церковь, пел на клиросе, и вот передо мной встал вопрос выбора пути: что дальше? Семейную жизнь строить или поступать в монастырь?

Отец Александр, как духовник, переживал за меня, но сам за решение этого вопроса не брался. Он посоветовал, чтобы узнать волю Божию, обратиться к духовно более опытному человеку и к тому же имеющему особые дары Святаго Духа.

И вот вместе мы поехали в , где отец Зосима окормлял свою общину. Там собирались люди разных возрастов: и молодые, и пожилые, даже семейные пары, желавшие монашеской жизни. Некоторые приобретали дома и селились по соседству, чтобы быть поближе к своему духовному отцу. Впоследствии эта община была преобразована в Свято-Успенский Николо-Васильевский монастырь.

Что меня особо поразило - это первая встреча с батюшкой Зосимой. Я все-таки переживал, волновался: человек он необычный, как меня примет? И всё получилось совсем не так, как я ожидал.

Обычно батюшка принимал народ в «крестилке» - так в обители называли место, где совершается Таинство крещения. Выстояли мы очередь, зашли. Думал: увижу строгого, аскетического вида старца-схимника с четками (он действительно перебирал четки), который начнет обличать мои грехи, - а он такой любвеобильный, сияющий человек оказался. С радостью встретил нас, первым поздоровался - с таким ликованием приветствовал: «Здравствуйте!» - как друзей, которых не видел тысячу лет.

Всё, конечно, у меня внутри перевернулось - я такого не ожидал. Это был просто шок.

В первую очередь меня волновал вопрос моего будущего. Он мне сразу сказал: «Ты не переживай, будет тебе 25 лет - тогда определишься».

Были и другие вопросы: как нынешнюю жизнь вести - с родителями или отдельно?

Родители мои были тогда невоцерковленные, и, конечно, стали у нас на бытовом уровне возникать разногласия: люди, когда только воцерковляются, хотят изо всех сил Богу угодить, но часто забывают, что это всегда должно быть сопряжено с любовью к человеку, к своему ближнему. Так было и у меня.

Спрашиваю у батюшки: «Как мне - с родителями жить или отделяться от них?» К тому моменту я уже был довольно самостоятельным человеком, нормально зарабатывал, что позволяло обеспечить себя и жильем, и всем необходимым.

Он ответил: «Нет, ни в коем случае не надо разделяться. Нужно жить семьей, мирно, в любви: христианам надо разрушать всякие средостения между ближними, когда они возникают, всегда быть миротворцами, в первую очередь - в семье».

Ну и всякие другие вопросы у меня были, вплоть до того, покупать компьютер или не покупать. Батюшка даже на такие отвечал, ничуть не смущался - конечно, может, мы надоедали ему, но он отвечал, зная, что за 700 км к нему из-за пустяка не приедут.

Так вот что касается моей дальнейшей жизни - как я, собственно, в монастырь попал: это и есть чудо прозорливости батюшки Зосимы, совершившееся в моей жизни.

Я приезжал к нему еще не раз, просился в обитель - конечно же, хотел рядом с ним быть, но батюшка говорил: «Да меня скоро не станет, тяжело будет, надо тебе какую-то другую обитель подыскать».

Последний раз я был у отца Зосимы в 2001 году, в больнице Донецка, где он часто лежал в связи с тяжелой почечной болезнью: приходилось делать гемодиализ; бывало, что и несколько раз в неделю. Реанимация - закрытое отделение, однако я туда прошел беспрепятственно. Иду по отделению, меня никто ни о чем не спрашивает… Вижу медсестер: «Где отец Зосима?» - «Отец Зосима? Проходите туда-то». Его и в больнице все любили и у него окормлялись. Зашел к батюшке в палату - вот тогда я его в последний раз и видел. Стал снова проситься, не возьмет ли он меня к себе в обитель, но он ответил так. «Надо, - говорит, - тебе в обитель старинную, уставную; ко мне не получится, потому что меня скоро не станет». - «Может, тогда в Почаев?» Ему не очень понравилось: «А у тебя есть еще какой-то вариант?» - «Сретенский монастырь в Москве».

Почаев - близко, а Москва - где-то далеко, я там никогда не бывал. Но, как ни странно, он благословил меня именно в Москву, в Сретенский монастырь.

- А откуда вы про Сретенский монастырь узнали?

Я работал в БТИ, работа была связана с компьютерами, тогда только-только начали проводить интернет, и я попросил своего сотрудника, Юру, найти православный сайт и скачать его, чтобы читать хотя бы off-line. Он набрал в поисковике слово «Православие» и первое, что нашел, - наш сайт « ». Там я узнал подробней и о монастыре, и о духовной школе.

Вот я и говорю батюшке Зосиме: «В Москве есть Сретенский монастырь, у них училище - может, мне туда -- поучиться?» - «Да, тебе надо туда!» - отвечает.

Спросил, как учебное заведение называется. «Сретенское высшее православное училище!» - «Да?! Такого еще не слыхивал. Ну, молодцы, москвичи! Кто там у нас? Архимандрит Тихон ! Вот умница, молодец! Там у них порядок, чистота, вот туда и езжай, учись! Только не знаю, примут ли тебя или нет без московской прописки (имелось в виду - в братию). Ну, езжай, а я буду за тебя молиться!»

На этом мы расстались - из больничной церкви пришел батюшка его причащать. Это была последняя наша встреча. Попросил у него благословения и поехал в Москву.

До вступительных экзаменов оставалось две недели. Собрал документы, на скорую руку написал какое-то сочинение, поехал поступать. Думаю: поступлю, потом в послушники попрошусь - такой был план.

Приехал в Москву, нашел Сретенский монастырь. До сих пор помню то незабываемое впечатление, когда впервые вошел в эту зеленую калитку. После шума и суеты города - тишина и умиротворение, запах роз, пение птиц и еще… что-то неуловимое внешними органами чувств. Я сразу влюбился в нашу святую обитель.

Собеседование прошел хорошо; молитвы спрашивали вечерние, утренние - нужно было знать наизусть. Сочинение написал, а вот историю России и Священное Писание - завалил… Что делать? Не поступил, получается, - надо домой ехать… Но непонятно: благословение отца Зосимы не исполнил - как возвращаться?

Один из абитуриентов подсказал: сходи к отцу Тихону, попросись в послушники; наверное, не откажет. Ладно, думаю, пойду.

Пошли к его корпусу, звоним. Дверь открывает тогдашний келейник отца наместника послушник Андрей Шестаков :«Чего надо?» - «Мы к батюшке, - говорим. - Я вот в послушники хочу к нему попроситься.» - «Да? Ну, ладно!».

Он позвал отца Тихона. Вышел отец наместник. Говорю: «Отец Тихон, благословите мне остаться, я к монашеской жизни расположен». - «Откуда ты это знаешь?» - «Батюшка Зосима благословил». Он ничего не сказал - что слышал о нем или знал. «Хорошо. Ты сейчас вещи забирай, а в сентябре приезжай».

У меня - камень с души: я понял, что мне нужно делать! Определился, как сказал батюшка Зосима.

И что интересно: это было накануне дня моего 25-летия. Батюшка сказал: «Будет тебе 25 лет - определишься». Я-то думал, что в течение года, до 26 лет. Но слово в слово исполнилось, день в день.

В сентябре приехал, и начались послушания: в саду, за свечным ящиком в храме, в столярке, на вещевом складе…

- А сейчас какие у вас послушания?

В редакции интернет-портала « »: обрабатываю и размещаю на сайте аудиоматериалы - богослужения, проповеди, произносимые в нашем храме. Помогаю в Патриаршем Совете по культуре. Сейчас работаем над проектом «Положения о должности епархиального древлехранителя». Это касается сохранения объектов культурного наследия, своевременной реставрации, ремонта. Кроме того это направлено на налаживание хороших отношений с музейным сообществом, региональными учреждениями культуры.

Занимаемся святынями Ярославской епархии, например. Там много церквей, где давно не совершались или очень редко совершаются богослужения, и монастырей, находящихся в ведении музеев, в их числе - Спасо-Преображенская обитель в Ярославле, Горицкий монастырь в Переславле-Залесском, где сейчас хотят возобновить монашескую жизнь. Создана рабочая группа от государства и Церкви, ведем переговоры - чтобы и монашеская жизнь в обителях шла, и для паломников был открыт доступ, и для туристов, которые хотят ознакомиться с памятниками древнерусской культуры: храмостроительством, монументальной живописью, иконописью и т.п.

Приходилось слышать, что присутствие большого количества туристов в обителях привносит в монашескую жизнь черты, которых кому-то, может быть, хотелось избежать. В связи с этим вопрос: Сретенский монастырь расположен не просто в центре Москвы, а в центре московской пробки, которая гудит за его стенами почти 24 часа в сутки. А это ведь проблема даже для мирских людей, что уж говорить о монахах, - городской муравейник, который несется со страшной скоростью, шумит, кричит и не дает никакого покоя. Как вы решаете эту проблему?

Да, конечно, неизбежно ритм городской жизни влияет и на саму обитель. Нам приходится больше ориентироваться на приходской режим: так и богослужения построены, и весь наш распорядок и быт связан с жизнью города.

Тем не менее удается и ночные богослужения совершать - более уединенно, по-монашески, - и полунощница три раза в неделю служится в 6:15 утра - тоже сугубо монашеская служба, на которую даже в силу транспортных особенностей города могут попасть далеко не все миряне.

Есть у нас время и для уединения, для совершения монашеского келейного правила.

Конечно, хочется порой и на лоне природы побыть, отдохнуть от этого суетного ритма - для этого у нас есть скит, можно туда поехать на несколько дней.

Как говорится, желающий ищет возможностей, а нежелающий - повода. Самооправдание, конечно, всегда можно для себя найти, что не совсем сподручно быть монахом в городе, - но желающий может вести монашескую жизнь даже в центре мегаполиса.

Батюшка, среди ваших послушаний была и обязанность отвечать на присланные на сайт вопросы. С чем, на ваш взгляд, связано стремление задать вопрос в интернете, а не пойти в ближайший храм и спросить у священника?

Кому-то, может быть, и лень, но я думаю, что причина кроется в общем барьере личного общения: сейчас людям гораздо легче общаться в социальных сетях, скрываясь за маской никнейма, чем пойти и лично поговорить со священником в храме. Да и не только со священником. Многие стесняются общаться со своими соседями по лестничной площадке. А тем более идти или ехать куда-то далеко, не всегда ведь рядом есть храм, да еще и священника искать… Для современного человека это - подвиг.

Другие, может быть, стесняются своего церковного не то чтобы невежества, но неосведомленности. В церковной этике, в традициях, в том, как нужно вести себя в храме. Приходится объяснять самые элементарные вещи: как, например, следует одеваться, когда идешь в храм, или как записку о здравии правильно заполнить.

- Одним из ваших послушаний стала и работа над книгой , выпущенной в прошлом году Издательством Сретенского монастыря. Расскажите, пожалуйста, о ней.

Идея возникла у братии и сестер Успенского Васильевского монастыря, которые хотели к десятилетию преставления батюшки Зосимы выпустить о нем книгу.

Биографическую часть взял на себя иеромонах Тихон (Васильев) - он сейчас учится в Оксфорде, пишет богословскую работу. Воспоминания о последних месяцах жизни батюшки Зосимы написала схимонахиня Евфросиния - она вела летопись. В книгу также вошли воспоминания духовных чад, записи чудесной помощи по молитвам отца Зосимы, биографии его духовников. Еще одна часть - моя дипломная работа.

К этому времени, как началась работа над книгой, я закончил семинарию, а дипломный проект у меня назывался «Пастырские труды схиархимандрита Зосимы (Сокура)». В 2008 году нашим издательством была выпущена книга . Было сделано исследование аудио- и видеозаписей его проповедей. Используя эти материалы и следуя советам архимандрита Тихона (он был руководителем моей работы), были проведены параллели между учением Священного Писания, святых отцов Православной Церкви и тем, чему учил своих духовных чад отец Зосима. На таком сравнении была построена вся работа. Мне это было интересно - думаю, было интересно и его духовным чадам, которые знали батюшку и слышали эти проповеди непосредственно от него, в храме.

Слово его - это не морализаторство какое-то, произнесенное в нарочито назидательном тоне. Оно всегда было обращено к сердцу конкретного человека. Многие рассказывают, что если им не удавалось попасть к батюшке и задать лично свои вопросы, то часто бывало так, что ответы на них они слышали прямо в храме, на проповеди: независимо от праздника, дня памяти святого, батюшка вдруг начинал говорить на конкретные темы, интересующие стоящего в храме человека. И человек этот, пришедший с неразрешенным вопросом, получал ответ и добрый совет, а вместе с ним и все слушающие получали и до сих пор получают духовную пользу. Бывало, что и на несколько вопросов таким образом отвечал батюшка Зосима. Таким вот необычным было его слово - чудотворным.


Влечет к себе Зосимова пустынь. Словно невидимые нити связывают нас с древней обителью. Как до конца не разгаданная тайна, манит, зовет она к себе. И с тихой надеждой мы снова стремимся туда, где нас любят.

Мы сидим на скамейке у храма. В монастыре тихо, прохладный ветерок освежает летний день. Мы сидим, впитываем тишину и воздух, растворенный молитвой, и ждем, когда на службу пойдет иеросхимонах Зосима.

Батюшка, вы нас узнаёте? - спрашиваем мы, едва увидев его, с трудом спускающегося с крыльца.

Немного узнаю…

Мы показываем фотографии, сделанные прошлым летом.

Иеросхимонах Зосима разглядывает фотографии с нашими улыбающимися лицами, снятыми вместе с ним.

Ну, теперь не откажешься… - улыбается он.

Он садится рядом на скамейку, до службы 20 минут. Мы замечаем, что ноги его по-прежнему больны. Когда-то он принимал радоновые ванны и после этого получил осложнение на ноги.

Так хочется причаститься в обители, но мы в дороге ели скоромную пищу. И все же я с надеждой спрашиваю:

Можно причаститься?

Было бы желание, вы же путешествующие.

После службы и исповеди батюшка благословляет готовиться к Причастию.

Еще мне хочется попить за ужином монастырского молочка - коровьего, неразбавленного. Когда еще такого напьешься?! И я спрашиваю: а можно молока попить?

Можно, - говорит отец Зосима.

Я сама удивляюсь и себе, и ему и от удивления повторяю за ним:

Отец Зосима кивает головой и с улыбкой говорит:

После службы батюшка приглашает нас на беседу. Иеросхимонах Зосима приглашает нас войти и усаживает на диван в гостиной. Комната большая, но кроме кровати и дивана и старого паласа в ней ничего нет. Но зато в ней есть окно с видом на дорогу.

Дорога кажется ленточкой с высоты монастыря, и кажется, она похожа на нашу жизнь, которая, как веревочка не вейся, а все равно приведет нас к одному итогу, к одному концу. И благо человека, если дорога его приводит к Богу. Еще в прошлый наш приезд в Зосимову пустынь батюшка нам рассказал о себе, об удивительных случаях в своей жизни.

Он говорил, как власти в те нелегкие годы склоняли его к сотрудничеству. Требовали от него доносить на верующих.

Я им сказал: вы не там ищете врагов. У нас женщины и старушки, и я не собираюсь вам о них докладывать.

Его много раз вызывали, но по-прежнему он отвечал им отказом.

«Многие в то время отрекались, но я не отрекся», - вспоминает он.

Я смотрела на его красивое убеленное седой бородой лицо и подумала: надо же, какой смелый!

Отец Зосима взглянул на меня голубыми глазами и продолжил:

Я и сам удивляюсь, откуда у меня такая смелость была. Когда мне было 20 лет, то я писал прошения о принятии меня в семинарию, меня вызвали к директору и к парторгу организации, где работал. Они стали угрожать, а я им говорю: «Вы на меня не кричите и по столу не стучите, я вас не боюсь!..»

Мы все находимся в состоянии выбора, - завершает свой рассказ о далеком уже времени иеросхимонах Зосима.

А вам святой Зосима помогает? - спрашиваем мы батюшку.

Да, невидимо помогает: живу вот под его молитвенной защитой, ухаживают за мной.

Мы помогли батюшке перевязать его ноги капустой.

Он послушно согласился.

Полегче станет, - уверяли мы.

Да не поможет, - махнул рукой отец Зосима.

Верить надо в лучшее, - сказал Гена, - как же без веры жить?

И они оба понимающе улыбнулись.

Мы попрощались и пожелали доброй ночи.

На выходе нас ждал отец Спиридон. По его взгляду мы поняли, что слишком задержались у отца Зосимы.

Монах Спиридон

На следующий день мы встретили отца Спиридона у трапезной, он приветливо улыбнулся, и мы даже сфотографировались с ним.

Я залюбовалась, как красиво на ветру развевается мантия у монаха, словно крылья ангела за спиной. Он нам сказал простые слова:

Будешь добрым - и все вокруг будут добрыми, будешь злым - и все вокруг будут злыми.

Потом каждый раз, оказавшись в непростой ситуации, я вспоминала эти слова, и они мне тогда казались непростыми.

Когда мы приезжаем в обитель, нам совсем не кажется, что мы в гостях, мы ведем себя так, будто мы у себя дома, словно дети, и все для нас - и служба, и исповедь, и трапеза. Наверное, это от того, что мы в себе храним зов отческого дома, ведь мы уверены, что земное родительское наследство будет нашим. А наша душа, наверное, чувствует, что ее наследство у Бога.

Но мы притихаем у врат церкви, как расшалившиеся дети, когда входим во внутреннюю клеть храма. Мы входим туда с ощущением присутствия Незримого, Видящего наши души, наши грехи и всякие наши мирские дела. Суетные желания оставлены, и душа умолкает от ощущения соприсутствия того невидимого мира, реальность которого до конца не осознаешь, но в который веришь всей душой. И становится на мгновение понятна мимолетность наших тщеславных надежд на устроение этой временной жизни. И близок сердцу призыв святых стремиться к горнему миру.

Отец Зосима открывает раку с мощами преподобных Германа и Алексия Зосимовских. К ним за советом не раз приезжала Великая Княгиня Елизавета Феодоровна, ставшая потом преподобномученицей.

Мы открылись отцу Зосиме, прося его совета в устроении нашей жизни. Отец Зосима долго испытывал нас, а потом указал путь. Его мудрость и заботливость пастыря умиляла. Это было благословение с испытанием, с поддержкой и следовавшей за тем помощью.

Лилии около храма согласно покачивали на ветру своими лилейными головками, словно напоминая: «наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам» (Лк. 12, 31).

Мы с Геннадием решили обвенчаться и отправились просить об этом отца Леонида, который жил рядом с монастырем.

«Доверяйте, сударыня, Богу»

Так сказал отец Леонид, обручив нас в старинной полуразрушенной церкви Бориса и Глеба в Волосово, в десяти километрах от Зосимовой пустыни. Отец Леонид около часа перед обручением разговаривал с Геннадием и больше часа разговаривал со мной, испытывая серьезность наших намерений.

Он сказал, что необходимо найти обручальные кольца и что мы должны приехать в церковь через два часа.

Купить кольца было негде - в монастыре не венчают, и я высказала свое огорчение.

Отец Леонид посмотрел на меня поверх очков и сказал: «Кольца должны быть обязательно».

После мучительных поисков я сняла простое серебряное колечко, подаренное мне Геннадием, а ему примерила кольцо, которым были скреплены ключи. Кольцо оказалось по размеру.

И когда мы прибыли в храм, первым, что спросил отец Леонид, было:

Кольца нашли?

Нашли, - радостно объявили мы и протянули кольца.

Отец Леонид с изумлением повертел кольцо в руке и сказал:

Оригинально.

Это кольцо от ключей моей квартиры, - сказал Геннадий.

Символично, - улыбнулся отец Леонид. - Не переживайте о своей одежде, я и в телогрейках венчал. Вы стоите пред Богом.

Могла ли я мечтать обручаться в сандалиях и походной юбке? Но запел женский хор, и все вокруг преобразилось. Господь нас соединял для того, чтобы мы шли к Нему.

Вы теперь обручники, - торжественно сообщил нам отец Леонид и рассказал такую историю: - Моего деда и бабушку обручили, когда ему было четырнадцать, а ей двенадцать лет. В 16 и 14 лет их обвенчали. Деду бабушка не понравилась, но за послушание родителям Господь дал им любовь, и они прожили до 90 лет, родив сыновей и дочерей.

Эта история показалась нам поучительной. Мы сразу хотим счастья и любви, а как сказал Достоевский: «Человек заслуживает счастья всегда страданием». Мы не готовы терпеть недостатки второй половины и часто ожесточаемся на них, а ведь терпение, напротив, располагает и умягчает сердце другого.

Теперь вы наши прихожане, - сказал отец Леонид, - мы будем о вас молиться.

Нам подарили икону Христа Спасителя, копию чудесно сохранившейся росписи алтарной части храма.

Символично, - повторил теперь Гена, когда мы вышли из храма. - Церковь восстанавливается, так и наши души.

И неожиданно я поняла духовный смысл «брачной одежды», о которой говорится в Евангельской притче. «Брачная одежда» - это любовь. Это одно из толкований святых отцов.

Гена подарил мне лилии, которые продавала женщина на станции Арсаки. Она ему их подарила, узнав о нашем празднике. Лилий было много, но они были какие-то помятые, и некоторые бутоны еле держались. Словом, они тоже были одеты не так празднично. Как и мы.

Дома я обрезала листья и поломавшиеся цветки и поставила ветви в вазу. А наутро любовалась вновь распустившимися бутонами.

И глядя на эти «крины сельные», я поняла, что батюшка увидел главное: как мало во мне, в нас доверия к Богу. Как много томления, страха за будущее, за настоящее. Я пыталась понять, в чем же заключается доверие к Богу. Как научиться доверять? Вот когда маленький ребенок сидит на коленях у отца, то он всецело доверяет ему - без сомнения, без страха.

Там, где нас ждут

Мы планировали дождаться отпуска и поехать в Зосимову пустынь, встретиться с батюшкой, задать ему вопросы, безпокоящие нас.

Скончался иеросхимонах Зосима, - услышала я в телефонной трубке скорбный голос.

Мы оказались не готовы к такому известию, все наши надежды были на встречу, которая, казалось, разрешит наши недоумения и затруднения.

Мы не были его духовными чадами. В нашей жизни он появился совершенно неожиданно. Просто так вышло, что через несколько дней после похорон нашего духовного отца мы оказались на празднике Казанской иконы Божией Матери в Зосимовой пустыни. Уже заканчивалась служба, когда я увидела красивого седого монаха с голубыми ясными глазами. Он стоял к нам лицом, разговаривал с женщиной и вдруг спросил меня:

Исповедаться хочешь?

Именно такое желание было у меня на сердце.

…Исповедь была долгой. Казалось, он касался струн моей души, которые в то время были расстроены. А он будто бы желал настроить мою душу, показать ей дорогу, путь.

Дети, с которыми мы приехали, вели себя удивительно непосредственно. Сонечка порхала по храму, как бабочка. Катюшка сидела тихонько на скамеечке. А Настя мечтала повозиться с котятами во дворе, после того как мы закончим исповедоваться. Детям было не до наших грехов. У них свой мир - особенный. А мы про этот мир забыли, хотя сами когда-то были такими. Наверное, так же, как мы забыли о Царствии Небесном.

Иеросхимонах Зосима

Будущий духовник Зосимовой пустыни иеросхимонах Зосима (Яцурин) родился 5 июня 1940 года на Кавказе в городе Прохладном и был крещен с именем Петр. Происходил он из благочестивой семьи. Мать его звали Марией, а отца Иваном. В семье было пятеро детей, трое из них умерли.

В четырнадцать лет отрок Петр написал 12 бумажек с профессиями, на кого хотел бы учиться, и вытянул записку, на которой было написано «священник».

Когда я окончил зоотехникум, - вспоминал батюшка, - снится мне сон: сел я в поезд, а он не туда едет, и мне надо, пока поезд не набрал скорость, соскочить. Этим сном Господь подсказывал мне, что хоть я и зоотехник, но это временно. Когда мне исполнилось двадцать два года, я поступил в семинарию.

В сан иерея его рукополагал Митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен, будущий Патриарх Московский и всея Руси. Было это 22 октября 1967 года за Божественной литургией в Богоявленском Патриаршем соборе Москвы. Назначен он был в Ильинскую церковь села Мамоново, где прослужил 18 лет.

С матушкой они прожили, по его словам, «куда иголка, туда и нитка». Оба впоследствии приняли монашеский постриг.

На одном званом обеде матушку хотели посадить с краю, а я говорю: «Моя матушка - моя правая рука». Мир в семье по большей части зависит от жены. Что посеете, то и пожнете. Вначале похвали мужа, а потом уже скажи: а вот это неверно, - учил иеросхимонах Зосима.

Крепкая вера батюшки дала добрые плоды и в семье. Его сын Владимир принял монашество, служил как иеромонах на московском подворье Троице-Сергиевой Лавры, был настоятелем собора Рождества Христова в Хабаровске. Ныне он Епископ Николаевский Аристарх, викарий Хабаровской епархии.

Однажды батюшке, тогда еще Петру Яцурину (будущему иеросхимонаху Зосиме), приснился сон: храм, а рядом водоем, загон для скота, грязь, и бедные коровы ходят все в грязи. И он подумал: вот надо бульдозер нанимать, чтобы всё вычистить. Через неделю его вызывает Епископ и назначает в другой храм.

Приехал я туда и вижу всё точь-в-точь, как во сне, - и храм, и озеро. И когда я стал исповедовать, то через каждые три женщины были такие, которые делали аборт. Вначале я подолгу исповедовал их по отдельности. Настает время Причастия, а у меня полсотни исповедников. И я, чтобы не затягивать службы, просил тех, кто делал аборты, отойти в сторонку. Собираю их и разговариваю с ними. Так вот я этим «бульдозером» и оказался.

Часто вас благодарили - за службу, за помощь?

Батюшка ответил, как всегда, лаконично:

Я жду от Бога благодарности.

Есть ли рецепты, как стать добрым?

Молиться и просить Божию Матерь и Спасителя. Он говорит: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11, 29). Мы должны помогать друг другу, не сталкивать с лестницы, а помогать друг другу взойти на нее.

Принеси мне схиму, - попросил батюшка, чтобы мы смогли сделать несколько снимков. Великую схиму он принял 27 июня 2012 года.

Перебирая записи бесед, я заметила, что очень часто отец Зосима говорил: «Нам надо приготовить душу для Царствия Небесного».

Он повторял эти слова, чтобы мы помнили о главном, что действительно необходимо нам в земной жизни.

Само собой ничего не возникает, - учил нас по какому-то поводу отец Зосима. - В семени животных, в семени растений заложено, каким оно будет.

А кто раньше появился: курица или яйцо? - спросил в шутку Геннадий.

Наверное, все-таки курица, - сказал старец, немного помолчав.

Как уходили Зосимовские старцы

Пустынножитель и чудотворец, основатель Зосимовской пустыни, преподобный Зосима Александровский лежал нетленно в гробу в течение трех недель.

Преподобный схиигумен Герман Зосимовский тяжело болел и ежедневно причащался Святых Таин. Последними словами его были: «Нам нужно всем готовиться в небесные обители».

Преподобный иеросхимонах Алексий тихо и радостно скончался после Причастия. С радостной улыбкой смотрел на всех, кто был рядом у постели, будто прощаясь.

Схиархимандрит Игнатий (Лебедев), старец Зосимовой пустыни, был серьезно болен, находился в тюремном лазарете и ждал каждый день смерти. В письме незадолго до смерти он писал: «Вот мне и надо отложить всякие мечтания неполезныя и человеческие разсуждения, а всецело отдаться в волю Божию даже до смерти, о которой только и надо помышлять, которой только и надо ждать - как вожделенного конца - как соединения со Христом, чего и вам всем усердно желаю». Скончался он, исповедавшись и причастившись.

Последняя встреча

Божиим Промыслом мы посетили батюшку год назад, попросив благословения написать о нем и снять на видео нашу беседу. Тогда мы, увы, не знали, что это будет последняя наша встреча, что наше земное общение прервется так неожиданно. А пока мы сидели рядом и слушали рассказ батюшки о том, как ругались два монаха, а бес стал записывать. Монахи продолжали ругаться, а бес всё записывал за ними, и уже места не осталось, и он стал на себе записывать. А они попросили друг у друга прощения, и на бесе всё стало гореть.

Я показала ему напечатанный очерк в журнале, он спокойно сказал:

Ниже, - сказал батюшка и, не заглядывая в текст, ткнул туда пальцем.

«Всем прощай, и тебе Господь простит», - прочла я вслух.

Вот так он учил жить.

Как вы себя чувствуете?

Дух бодр, плоть же немощна (Мк. 14, 38).

Мы уговаривали его лечь в больницу, а он с улыбкой отвечал:

Так я тогда до ста лет буду жить, а мне к Богу хочется. Я читаю 41-й псалом. И он прочел: «Имже образом желает елень на источники водныя, сице желает душа моя к тебе, Боже».

Я очень почитаю Святителя Луку (Войно-Ясенецкого), - сказал иеросхимонах Зосима.

11 июня 1961 года, в день Всех святых, в земле Российской просиявших, скончался Архиепископ Лука. «Не роптал, не жаловался. Распоряжений не давал. Ушел от нас утром без четверти семь. Подышал немного напряженно, потом вздохнул два раза и еще едва заметно - и всё», - писала секретарь Владыки Луки.

Иеросхимонах Зосима скончался 11 июня 2014 года, в день памяти Святителя Луки, Исповедника, Архиепископа Симферопольского. Кончина его была тихой и мирной. До самой смерти он принимал и исповедовал.

Не успели

Льет нескончаемый дождь. Мы снова стоим у поста КПП и ждем, когда нас пропустят. Солдат проверяет у нас паспорта и спрашивает:

Вы созванивались, вас ждут?

Да, нас ждут, - уверенно говорим мы.

Нас пропускают.

Могильный холмик в старом заросшем монастырском саду. Братское кладбище за Смоленским собором монастыря. Крест над могилой. Не успели приехать, не успели попрощаться, задать важные вопросы… И сердце грустит. Но тут же печаль сменяется тихим радостным веянием, пока еще для нас непонятным до конца. Как будто батюшка рядом, видит и слышит нас.

Господь нас познакомил с удивительным человеком. Он не ограничивал свое общение с нами одной лишь исповедью. Он сочувствовал, наставлял, искренне участвуя в нашей жизни. Ему можно было доверить самое сокровенное, и верилось, что он скажет слово, способное утешить тебя.

Я тебя не заставляю, я тебе советую, - сказал он мне однажды. И столько было в этом переживания за меня. Он прозревал, что именно так будет правильнее, целомудреннее жить. Но он не неволил, не упрекал, не настаивал. Выбор он всегда оставлял человеку.

…Опустела пустынь. Так нам казалось в первые минуты посещения. Нет. Пустынь жива. В ней живо монашество. В ней живы даже усопшие. У Бога ведь все живы. И мы обязательно приедем сюда снова, потому что святой Зосима Александровский молится за нас. Молятся за нас Зосимовские святые, молятся монахи - и там, на небе, и здесь, на земле. Словно Сам Творец перебирает струны сердец святых Божиих, и душа отзывается на эту любовь молитвой.

На могилке у иеросхимонаха Зосимы стоит приклоненная к кресту фотография в рамке. На ней батюшка сидит у окна с отдернутой шторой, как будто ждет. Наверное, он нас ждет и там, как когда-то ждал на земле всех, кого при жизни принимал, за кого при жизни переживал, кому помог молитвой.

Галина Лебедина,
г. Санкт-Петербург.

Если в монастырь приходит человек с двадцатью годами «отсидки» и хочет быть «ближе к Богу», что ему сказать? Как не испугаться, не отвергнуть? Историю своего служения рассказывает наместник Никольского мужского монастыря Омской епархии игумен Зосима (Балин).

Отсидел 20 лет и хочет быть ближе к Богу

Сибирские монастыри, в частности наш Свято-Никольский в деревне Большекулачье, обладают своеобразием, которое, я так понимаю, было у них всегда. Раньше в монастыри заточали политических преступников, ссылали представителей белого духовенства, которые подвергались дисциплинарным взысканиям, например, за пьянство.

Сейчас в деревенских обителях - преимущественно люди тяжелой судьбы. Есть бывшие заключенные, которые освободились и не смогли адаптироваться в обществе, а в монастыре находят тихое пристанище. Не всегда понимая, что тихое пристанище - это все-таки то, что должно быть в первую очередь внутри, а не выражаться в каких-то внешних обстоятельствах или условиях.

Бывает, что приходят и уходят. Порой - разочарованными. Иногда, наоборот, набираются какого-то духовного опыта, сил, крепости и выходят из обители в мир, укрепленные перед прохождением самостоятельного жизненного пути.

Думаю, у каждого настоятеля, у каждого наместника есть список людей, на которых он возлагал определенные надежды: что, возможно, этот человек войдет в «костяк» обители, станет надежной опорой. Но этого не происходило.

Бывало, что просто срывались и уходили в алкогольный или наркотический штопор, или могли сказать: «Батюшка, я бы хотел поехать в другую обитель пожить, посмотреть, как там». Я всегда старался людей провожать без укоров и зомбирования на неудачу, чтобы человеку не говорить: «Ты уходишь, но ты нигде себя не найдешь». Мне кажется, что программировать человека подобным образом непорядочно. Прощаясь, мы всегда старались, чтобы все оставалось на уровне нормальных, добрых человеческих взаимоотношений.

Проходит много случайных «пассажиров», которые могут отнять время на задушевный разговор, а целью этого разговора является стремление получше устроиться в монастыре в бытовом смысле. Как правило, такое происходит с теми, у кого стаж «отсидки» большой…

Со временем стараешься к этим разочарованиям относиться спокойно: люди идут своим путем и, даже если оступаются, Господь их все равно любит.

Может быть, нахождение в нашем монастыре станет каким-то небольшим, но все же светлым опытом, который им поможет в дальнейшем. Стараюсь смотреть на эти вещи только с положительной точки зрения.

Когда приходит человек с 20 годами «отсидки» и говорит, что хотел бы быть поближе к Богу, - ты оказываешься перед выбором. Ты же вводишь его в коллектив, в семью, и боишься, чтобы он там не натворил чего-то. И в то же время как скажешь: «Простите, я не могу вас принять, вы слишком много времени провели в лагерях и стали опасны для общества, вы нам социально не близкий элемент»?

Начинаешь думать о другом: может быть, Господь тебе этого человека вверяет, дает шанс и ему, и тебе, а ты его отвергаешь, тем самым лишаешь, может быть, последней надежды в этой жизни. Начинаешь молиться и за человека, и за то, чтобы Господь указал действительно правильный путь.

Стараешься, по возможности, давать шанс большинству, но со временем приобретаешь опыт и немножко начинаешь видеть человека - чего он внутренне взыскует. Я не говорю о духовности, мы все далеки от нее, но важно хотя бы, чтобы некая мера искренности присутствовала.

Иногда понимаешь, что человек приходит перезимовать, но выгнать его жалко: идти-то некуда, а зимы у нас суровые. Смиряешься и терпишь.

«Там все попы, и даже водитель у владыки - поп»

Моя бабушка была членом партии, занимала на комбинате пищевой промышленности руководящую должность. Она была крещена в детстве, но, понятное дело, в храм не ходила. Выйдя на пенсию, видимо, попыталась вспомнить то, что видела у своей мамы - верующей, воцерковленной. Думаю, что это была какая-то попытка вернуться в свое детство.

Когда мне было 12 лет, она попросила сходить с ней в храм и предложила: «Максим, что ты думаешь насчет того, чтобы покреститься?» Я был не против. Это не был какой-то обдуманный поступок, больше - импульсивный, как у меня, так и у бабушки.

Шел 1989 год, люди шли креститься массово, и взрослых крещаемых было больше, чем детей. В роли крестных могли выступить совершенно незнакомые люди.

У меня формально был «комплект»: крестной стала бабушка, а крестным отцом стал человек, которого я видел тогда первый раз в жизни и более не встречал, возможно, он сам тогда крестился.

В следующий раз я в храме оказался через год: чем-то тяжело болел и, выздоравливая, сказал маме: «Мама, наверное, потом стоит сходить в храм, свечечку поставить». «Почему бы и нет», - ответила мама, тем более до храма минут пятнадцать пешком.

Пришел в храм, поставил свечи, долго бродил внутри, разглядывал росписи, ничего не понимая, сидел на лавочке, молился, как мог, и удивлялся: с одной стороны - какая-то древность, но с другой стороны - это все очень актуально и живо. Ушел с мыслью: «Неплохо бы здесь потрудиться на каникулах». Но тогда эту идею не реализовал.

Я окончил восьмилетку и пошел по-тогдашнему в старшую школу - в девятый класс. Но в школе мне было просто невыносимо. Полгода учебы в девятом классе я чувствовал себя не в своей тарелке. С одноклассниками-то отношения всегда были отличные, дружеские. Если что, мог постоять и за себя, и за друзей: физкультура была в моей жизни с детства… Папа у меня окончил институт физкультуры и работал в плавательном бассейне; мама - выпускница медицинского, в это время работала во врачебно-физкультурном диспансере. С радостью вспоминаю первые поездки в спортлагерь, который находился в живописном сосновом бору, недалеко - высокий берег Иртыша…

Просто учебный процесс перестал увлекать: я не видел никакого приложения для себя в будущем, и тем скучнее мне было напрягаться, чтобы учить совершенно неинтересную мне алгебру и физику.

И тут я узнал, что владыка Феодосий (Процюк), митрополит Омский открывает духовное двухгодичное епархиальное училище. Это был 1990 год. Меня как будто озарило что-то, думаю, это был момент призвания, как будто внутренний голос сказал: «Это твое, и стоит на это обратить внимание».

Владыка Феодосий (Процюк)

Информацию об открытии училища до меня донес школьный преподаватель, он вел факультатив «мировая художественная культура», параллельно с этим был певчим в храме - подрабатывал просто как светский человек в верхнем хоре. Он вызвался меня познакомить с кем-то из священников, причастных к училищу, сказав: «Там все попы, и даже водитель у владыки - поп». Я подумал: «Ничего себе, у них такая мистическая погруженность, что даже водитель, ни больше ни меньше, должен быть попом». Немного детское восприятие, показывающее, насколько я, да и тот певчий, учитель МХК - ничего не понимали в вопросах веры.

Когда пришел, меня сразу в алтаре подвели к владыке под благословение. Он сказал: «Будешь помогать у нас в храме? Смотри, видишь, у нас ребята ходят». «Да, владыка, с удовольствием», - ответил я. Отстоял первую всенощную, литургию на Рождество и остался у владыки на два года в качестве иподиакона. Из школы я ушел, забрал документы в середине учебного года, несмотря на протест и недоумение родителей, которые даже ходили в церковь, чтобы батюшки повлияли на мое решение оставить школу и внушили мне ту мысль, что надо все-таки окончить десять классов. Но тут я оказался непреклонен.

С Рождества начались занятия в духовном училище. Было интересно погрузиться в новую жизнь, мы с утра до вечера находились при храме, с охотой выполняли любое послушание. Понятно, что по уровню образования - это были скорее курсы, все делалось по наитию, литературы было мало, программы учебные только составлялись.

Де-факто это были какие-то богословские курсы, где и ребята-иподьяконы, и седые священники без образования, и бабушки с кошелками - все могли прийти и послушать, как кто-то более или менее системно, по конспектам, сохранившимся со времен обучения в Московской семинарии, читает лекции, а кто-то - бесконечно импровизирует на занятиях, как владыка Феодосий.

В Лавру с чемоданчиком

Через два года владыка написал рекомендацию, и мы с другом - Ваней Холкиным, который теперь протоиерей Иоанн Холкин, настоятель московского храма, с чемоданчиками из кожзаменителя поехали в Лавру, перед поступлением - утепляли переходный корпус, как раз его только-только отдали семинарии. Семинарский корпус тоже тогда только заработал.

Поступили, общались с покойным отцом Кириллом (Павловым), - доводилось ходить за советом, на благословение. Бывали у отца Наума (Байбородина), к которому мы всегда ходили с достаточной мерой благоговения и получали просимое, не было никаких в этом плане духовных казусов. Дружны были со скитоначальником Черниговского скита, это был наш земляк, сибиряк игумен Борис (Храмцов).

С третьего курса Московской духовной семинарии я был отчислен. Перед этим у меня было несколько так называемых «залетов»: пропуск вечерней молитвы, появление в стенах Московской духовной школы в нетрезвом виде… Грехи молодости.

Но главное было в другом. Мы были молодыми, ведь поступили в шестнадцать лет все-таки. Для призвания этого возраста оказалось достаточно, чтобы оно захватило тебя и куда-то повлекло, а для более монотонного, ежедневного труда, где надо и поусерднее посмиряться, и просто претерпеть какие-то вещи - терпения, я думаю, и не хватило.

Плюс юношеский максимализм: мы, ребята из провинции, идеализировали Московскую духовную школу, и не без основания. Но мудрости, чтобы принять и понять какие-то бытовые моменты, дисциплину, - не хватало.

Но то, что дали мне годы учебы в семинарии в Лавре, - осталось со мной. Там появилось и много друзей, за которых я поныне благодарен Богу.

Никитский монастырь я вспоминаю как семью

После того как ушел из семинарии, я поехал в Омск, окончил там школу работающей молодежи. В 1995 году подошел к отцу Науму со словами: «Батюшка, благословите где-нибудь год потрудиться при монастыре».

Старец спросил: «Ты водку пить и воровать не будешь?» Я ответил: «Постараюсь».

Он благословил ехать к отцу Анатолию (Аксёнову), нынешнему епископу Кустанайскому, а тогда игумену Никитского Переславль-Залесского монастыря. Там я и провел год - половину года на коровнике, половину - на кухне в качестве трудника.

Когда окунулся в монастырскую жизнь, никаких разочарований от монастырского братства у меня не было. Начиная с 1991 года, когда приезжал в качестве паломника на несколько недель в тот же Черниговский скит Лавры. Я вспоминаю эти годы как очень благостные и искренние.

Никитский монастырь. Фото: Wikimedia commons / PereslavlFoto

Среди братии был какой-то особый дух или даже голод духовный. Люди живо могли беседовать продолжительное время на такие темы, как совершение пятисотницы, обсуждать первые репринтные издания святителя Игнатия (Брянчанинова)…

Никитский монастырь я вспоминаю как семью. Я не помню каких-то конфликтных отношений или ситуаций, хотя мы год жили ввосьмером в одной комнате.

Когда несли послушание, всегда кто-то охотно готов был прийти на помощь, по-дружески мог зайти на коровник и сказать: «Сколько осталось? Сколько вы не отдоили? Давайте я тоже возьму ведро и тоже подою пару коров».

Взаимовыручка и братство.

Могли мы и повеселиться. Помню, пожертвовали нам несколько мешков журналов «Наука и жизнь», мы смастерили в келье коллаж 1,5 на 1,5 метра, с разными вырезками и иллюстрациями из этих журналов и, пока все это делали, смеялись до упада. Креативные рядом были ребята.

Потом я вернулся в Омск, окончил истфак педагогического университета. Но мне очень хотелось окончить семинарию, взять тот рубеж, который я не осилил и бросил на третьем курсе. Я посчитал, что надо этот вопрос для себя закрыть. Было тяготение пожить жизнью осмысленной, собранной, сосредоточенной.

Я отправился в Томск и сразу был принят послушником в братию Томского Богородице-Алексиевского монастыря. Находился в монастыре на послушаниях и параллельно ходил на занятия в Томскую духовную семинарию.

Братия Богородице-Алексеевского мужского монастыря с архиепископом Ростиславом и наместником обители игуменом Силуаном

В этом монастыре я принял постриг, и там же меня рукоположили. Говорить о каких-то препонах со стороны родителей к моему монашеству не приходилось, потому что и до этого был ряд самостоятельных решений, и родители знали, что я сам делаю свой выбор в жизни и сам за него отвечаю.

Сахалин оказался духовной пустыней

В семинарии нас ознакомили с письмом, в котором говорилось, что Святейший Патриарх Алексий II и учебный комитет при Священном Синоде призывает выпускников периферийных семинарий съездить на год, на два в какие-то отдаленные регионы - Камчатка, Чукотка, Магадан и Сахалин. Леса рук не наблюдалось.

У меня же было желание посмотреть страну, попутешествовать. Я написал прошение, владыка его удовлетворил, и после окончания семинарии уехал в миссионерскую командировку на Сахалин. Вместо двух лет прожил и прослужил семь.

Сейчас принято частенько фрондировать по отношению к епископату, а мне, наверное, в этом отношении повезло, речь не об одном и не двух владыках, - с кем Господь сводил на протяжении жизни. На Сахалине был тогда владыка Даниил (Доровских), епископ Южно-Сахалинский и Курильский. Вообще в епархии в почете была простота во взаимоотношениях между епископом и рядовым духовенством. Никогда не было никакого снобизма, грубости, хамства. Сейчас епархию возглавляет епископ Тихон, брат владыки.

Я возглавлял отдел по тюремному служению, преподавал на курсах дистанционного обучения (тогда Свято-Тихоновский университет проводил дистанционное обучение в отдаленных епархиях), работал в молодежном отделе, совместно с православным братством организовывали паломничества, путешествия по острову со святынями.

А это порой было ой как не просто. Чтобы привезти икону или частицу мощей в какой-нибудь дальний уголок Сахалина, приходилось самому садиться за руль «Ленд Крузера-80» и с помощниками двигаться в путь.

На Сахалине практически была реализована в советское время хрущевская программа «показать по телевизору последнего попа». Тем более, что там и до революции церковность была не в почете. А уж после… В конце восьмидесятых там не было ни одного действующего храма, ни одного священника. Область в духовном плане - пустыня.

Люди воспринимали нас по-разному, кто-то отчужденно, но больше, мне кажется, с радостью, даже какой-то детской радостью. У меня там остались друзья, с которыми мы каждый день списываемся, созваниваемся.

Я, когда полгода назад приезжал туда, почувствовал, что попал домой.

Сахалин - это каторга с серьезным историческим багажом. Еще Чехов писал о нем. А криминальная лагерная система тюремного мира пытается устанавливать свои законы везде, даже в школе.

Можете себе представить, что в школе в начальные классы могут прийти старшеклассники и собирать деньги на «общак» у малышей, пытаются ставить «смотрящего» за классом, за школой?

Мне как человеку, возглавляющему отдел тюремного служения, приходилось путешествовать между Сциллой и Харибдой. С одной стороны была администрация этих тюремных учреждений, которая иногда скептически относилась к визитам священника, особенно касательно литургии.

Могли люди себе позволить ерничать на такие темы, как причастие: что, мол, заключенные приходят, потому что там вино, к которому они относятся как к алкоголю. Приходилось убеждать, оправдываться, объяснять духовный смысл, что используются микроскопические дозы…

С другой стороны - сложно было найти подход к самим заключенным.

Приходилось ездить по разным лагерям, в том числе и для несовершеннолетних. Раз в неделю проводили уроки православия в колонии для малолетних, служили литургию в колонии общего режима, общались с людьми в следственном изоляторе.

Кошка по имени Зося

До сих пор переписываюсь с женщиной, с которой мы познакомились в следственном изоляторе: ее судили за хранение и распространение наркотиков. Женщины и дети в тюрьме - это явление противоестественное. Противоестественность этой картины всегда вызывала какое-то повышенное сочувствие и сострадание, желание что-то изменить, помочь.

Эта женщина - преподаватель игры на домре. У нее муж занимался «бизнесом» по продаже наркотиков и втянул ее в это дело. Ей дали десять лет. Вот уж насколько человек «не вписывался» в атмосферу тюрьмы! Ей было невыносимо тяжко. А со мной она могла пообщаться и донести свои мысли - интеллигентного, интеллектуально развитого человека.

Хотелось ей помочь - писали ходатайства, и, в конце концов, ее по условно-досрочному отпустили. Вот с тех пор и дружим.

Роль отдела по тюремному служению состояла еще и в том, что к нам прислушивался Совет по помилованию, какие-то наши рекомендации, ходатайства, прошения, письма о судьбах некоторых арестантов порой оказывали воздействие на смягчение приговора или меру пресечения.

Однажды я пронес котенка в женский отряд. У нас кошка в соборе родила котят, и я решил сделать сюрприз отбывающим срок женщинам и принес им одного котенка, черно-белого. Отношения с администрацией были нормальные, и они закрыли на это глаза. А девчонки назвали кошку Зося. Я же Зосима, а Зосима тоже Зося вроде. Уже прошло шесть лет, как я уехал с Сахалина. Недавно мне на телефон прислали фотографию, свидетельствующую, что кошка до сих пор здравствует и по-прежнему живет в сахалинской тюрьме. Такая раскормленная, важная.

Заплатить за электричество!

Я вернулся с Сахалина в Омск, чтобы быть поближе к родным. Мама с папой уже не молоды, а бабушке - той, которая меня крестила, было уже девяносто лет (полтора года назад ее не стало). Родная сестра была далеко, уехала по контракту в Штаты, преподавала в Блумингтонском университете.

Владыка Тихон отпустил меня сразу же, как только я озвучил свою просьбу, причем я сказал, что с готовностью приму любой ответ. На такой доброй волне я шесть лет назад вернулся.

Вот уже идет пятый год, как я несу послушание наместника Никольского мужского монастыря Омской епархии. Это небольшой монастырь в деревне - около 30 км от Омска. Он из себя представляет загородный храм, дореволюционный, 1905 года. Восстанавливали из руин.

Процесс этот, учитывая отсутствие регулярного финансирования и помощи - бесконечный. Есть братский корпус, хозяйственные постройки, скит в пяти километрах от монастыря на берегу Иртыша, где условия пожестче - там есть домовый храм преподобного Александра Свирского и отдельно стоящий храм в честь Державной иконы Божией Матери, и нет электричества.

Бывает, руки опускаются, и в основном, как ни стыдно это признавать, из-за каких-то бытовых вещей. Ты думаешь, из каких средств будешь оплачивать электроэнергию или газовое отопление, или что сейчас надо проводить какой-то ремонт, а у тебя нет ни копейки.

А при этом ты ответственен за определенное количество людей, которые доверились тебе как наместнику, и ты должен понимать, что они должны быть как минимум сыты и в тепле. Зима в Сибири суровая. Поэтому вопрос отопления, питания и одежды всегда остро стоит на повестке дня.

А вот когда ты надеялся на человека, строил планы, а он, оказывается, просто не готов брать на себя ответственность, не готов к тому, чтобы на него кто-то опирался, он хочет опереться сам, - от этого бывает горько, больно.

Свято-Никольский мужской монастырь

Выгорать начинает тот, кто когда-то горел

Понятно, что у нас в Церкви, в ее человеческой составляющей есть вещи, которые могут отшатнуть неустоявшегося человека. Всегда нужно понимать: это человеческое, а все, что касается человеческого, может быть подвержено и страстям, и порокам. Но несомненно есть и святое, незыблемое, то, до чего мы не дотягиваемся со своей внутренней борьбой.

Наверное, эта обращенность к Богу, обращенность к святости позволяет отделять одно от другого и понимать, во имя чего мы здесь вообще находимся, не только в монастыре или в Церкви даже, а вообще на Земле.

Выгорать начинает тот, кто когда-то горел, а если у тебя не было горения, то, соответственно, нет и проблем с выгоранием, потому что выгорать нечему, ты изначально был, как говорил преподобный Серафим, как «головешка».

А если моменты горения все-таки наблюдались, было желание искренне послужить Богу и людям в Церкви, а потом ты начинаешь у себя замечать элементы выгорания - какого-то более циничного отношения к тому, что ты делаешь, какого-то разочарования, то впору браться за себя. Лекарство здесь Церковью на протяжении веков уже давно предложено - обратиться не столько на свои проблемы, сколько на проблемы, беды и скорби других людей. Послужить другим.

Это всегда помогает, когда ты не зациклен только на себе. Когда ты стараешься, зачастую через силу, делать что-то не только для себя, но и для других, работу эту возводишь в определенную систему, дисциплинируя себя.

Когда, как говорил преподобный Паисий Святогорец, чужая боль становится своей, когда ты чужие скорби пытаешься пропускать через себя, у тебя появляется шанс не сползти в полную бессмысленность жизни. Через помощь другим Господь вытягивает из многих состояний, где выгорание, может быть, не самое худшее. За это и стоит держаться.