Наказания в саудовской аравии. Смертная казнь в саудовской аравии. Саудовская Аравия: казни плетьми

Не просто так шахматы известны как «игра королей». Нет никакого сомнения в том, что правители империй и королевств рассматривали данную игру как прекрасную возможность попрактиковаться в стратегическом мышлении и предсказании поведения противника на настоящем поле боя, в противостоянии с другими монархами или захватчиками. По мере того как люди больше узнают о мозге, многие начинают настаивать на том, чтобы шахматы широко использовались в образовании. В чем же заключается столь невероятное воздействие данной игры на мозг? Как она улучшает его работу?

Может повысить ваш уровень IQ

У шахмат всегда была проблема с имиджем - они воспринимались как игра для гениев и людей с уже высоким уровнем IQ. Долгое время велись споры о том, умные люди начинают играть в шахматы или же игра в шахматы делает людей умными. Как минимум одно исследование наглядно показало, что эта игра может повысить уровень человеческого интеллекта. Исследование, проведенное среди четырех тысяч подростков, продемонстрировало значительный рост IQ у тех детей обоих полов, которые четыре месяца учились играть в шахматы.

Помогает предотвратить болезнь Альцгеймера

Так как ваш мозг работает подобно мышцам, ему, как и любой мышце, требуются нагрузки, чтобы избежать травм и истощения. Во время недавнего исследования 75 человек, принявших в нем участие, постоянно занимались мозговой активностью, в том числе и играли в шахматы. И это привело к значительному снижению вероятности развития слабоумия. Собственно, как мышцы, которые не получают физических нагрузок, теряют силу, так и неиспользование мозга ведет к потере его мощности. Это еще одна причина, по которой вам стоит начать играть в шахматы.

Нагружает обе половины мозга

В ходе исследования в Германии ученые показали экспертам и новичкам в шахматах различные геометрические фигуры и шахматные позиции и замеряли реакцию людей в вопросе их распознавания. Они ожидали, что левая половина мозга экспертов будет работать намного интенсивнее, но они вовсе не думали, что и правое полушарие будет столь же активным. Время реакции на простые задания также было одинаковым, но эксперты по шахматам лучше использовали оба полушария мозга, чтобы быстрее реагировать на изображения шахматных позиций.

Повышает креативность

Так как правое полушарие мозга отвечает за креативность, вас не должно удивлять, что его активация помогает вам развиваться с творческой точки зрения. Конкретно шахматы очень сильно повышают вашу оригинальность. В течение четырех лет проводилось исследование, суть которого заключалась в следующем: ученики 7-9 классов должны были играть в шахматы, пользоваться компьютером и заниматься различными видами деятельности в течение 32 недель, а ученые замеряли, какой из видов активности провоцировал наибольший рост креативного мышления. Шахматы оказались на первом месте по всем параметрам креативности - развитие оригинальности мышления победило с большим отрывом.

Улучшает вашу память

Игроки в шахматы знают, что данная игра улучшает память. Быть хорошим игроком - значит помнить все ходы, которые совершил ваш противник, а также все время вспоминать, какие из них могут быть в том или ином случае наиболее эффективными с вашей стороны. Это не только пустые слова, есть и научные доказательства. В ходе двухлетнего исследования в 1985 году группе студентов была предоставлена возможность в любое время играть в шахматы. В результате их оценки повысились абсолютно по всем предметам, а преподаватели отметили, что эти студенты стали демонстрировать лучшую память и лучшие организационные навыки. То же исследование было повторено с детьми - и результаты подтвердились. Дети, которые играли в шахматы, стали лучше все запоминать, а их вербальные навыки также улучшились.

Совершенствует навыки решения проблем

Шахматная партия - это как одна большая загадка, которую нужно решить, при этом решить на ходу, так как ваш противник все время меняет условия. В 1992 году в рамках исследования почти полтысячи школьников были разделены на три группы. Первая группа занималась традиционными уроками математики, вторая заменяла математику шахматами, начиная со второго класса, а третья - с первого. В результате в ходе централизованного тестирования оценки третьей группы выросли очень заметно, а также третья группа внушительно обошла первую по результатам.

Улучшает навыки чтения

Очень часто люди ссылаются на исследование 1991 года, в ходе которого были изучены навыки чтения у 53 школьников, участвовавших в шахматной программе. Результаты были оценены и сравнены с результатами тех детей, которые не играли в шахматы. Они четко показали, что игра в шахматы значительно улучшает навыки чтения.

Улучшает концентрацию

Эксперты по шахматам могут выглядеть как рассеянные, немного странные ученые, но правда заключается в том, что те гримасы, которые они корчат во время игры, являются результатом предельной концентрации, которой требует игровой процесс. И именно концентрацию вы можете улучшить, играя в шахматы. Если вы отвлечетесь или подумаете о чем-то другом хотя бы на мгновение, это может привести к тому, что вы проиграете партию, так как ваш противник не обязан отчитываться вам, как именно он походил. Большое количество исследований по всему миру раз за разом подтверждают, что способность концентрироваться становится лучше благодаря игре в шахматы.

Способствует росту дендритов

Дендриты - это древоподобные нервные ответвления, проводящие сигнал от нервных клеток к нейронам, к которым они прикреплены. Вы можете представить их как антенны, которые ловят сигнал всех нервных клеток вашего тела. Чем больше у вас этих антенн, тем более эффективно вы сможете принимать сигналы. Изучение нового, например игры в шахматы, позволяет дендритам расти. Однако рост не прекратится, когда вы освоите игру. После этого вы сможете все время состязаться с другими людьми, и каждый поединок будет разным - именно поэтому шахматы являются идеальным способом генерации дендритов.

Если подростки будут играть в шахматы, это может даже спасти их жизни. Одним из элементов мозга, развивающимся в последнюю очередь, является префронтальная кора. Это часть мозга, ответственная за планирование, суждения, самообладание. Таким образом, подростки даже с научной точки зрения являются незрелыми, пока у них не разовьется эта часть мозга. Стратегические игры, такие как шахматы, могут ускорить развитие префронтальной коры и помочь принимать лучше решения во всех сферах жизни. А это, свою очередь, вполне возможно, предотвратит совершение глупых и рискованных поступков, которые чаще всего и ассоциируются с подростковым периодом.

Все мы знаем, что игра в шахматы порождает настоящих гениев, превращает маленького мальчика или девочку в настоящего эрудита. Если вы все же решились обучить своего ребенка этой по-истине восхитительной мудрой игре, предлагаю раннее обучение шахматам в русской шахматной школе. А теперь несколько интересных фактов о шахматах, которые наверняка будет интересно узнать каждому:

1. Происхождение игры и ее названия


Прародительницей шахмат является древнеиндийская игра "чатуранга", которая была популярна в VI-ом веке. В переводе с санскрита "чатуранга" переводится как "4-ре подразделения войска" (пехота, конница, слоны и колесницы, чью роль в шахматах выполняют пешки, кони, слоны и ладьи). Придя в Персию в VII-ом веке, игра получила иное название – "шатрандж". То название, которое мы знаем сейчас – шахматы – игра получила именно здесь: когда игрок атаковал короля, он произносил "шах" ("король" по-персидски) и "шах мат" ("король умер" в переводе с персидского).

2. "Непостоянство" королевы


У королевы (или ферзя) – самый непостоянный характер. Эта шахматная фигура изменялась на протяжении всей истории игры больше всех. Изначально ферзь был советником короля (премьер-министром), однако впоследствии стал самой сильной шахматной фигурой. Сначала ферзь мог ходить по диагонали только по одной клетке, со временем он мог передвигаться сразу на 2 поля, а затем еще дальше, как конь. В современной игре ферзь может делать ходы по горизонтали, по вертикали и по диагонали.

3. Уникальный шахматный автомат Кемпелена


В 1770-ом году австрийским изобретателем венгерского происхождения Вольфгангом фон Кемпеленом был создан шахматный автомат, представлявший собой сделанную в человеческий рост фигуру человека, одетого в турецкую одежду, который сидел за большим деревянным столом. Безмятежно куря трубку и передвигая фигуры по полю механической рукой, "турок" играл в шахматы со всеми желающими, обыгрывая Наполеона Бонапарта, Бенджамина Франклина и других знаменитостей.

Загадка столь умной машины была разгадана лишь годы спустя: внутри шахматного автомата прятался человек, который и играл за манекен, а когда машину и ее сложные механизмы демонстрировали публике, он скрывался.

4. Две "самые-самые" шахматные игры: самая длинная и самая короткая


Самой продолжительной за всю историю шахмат является игра, проведенная в 1989-ом году в Белграде, участниками которой были Горан Арсович и Иван Николич. Во время шахматной партии продолжительностью 20 часов 15 минут, которая завершилась ничьей, противники сделали всего 269 ходов. Вообще, чисто теоретически, одна шахматная партия может быть еще более продолжительной, однако после того, как были введены правила о 50-ти ходах, стало возможным как-то ограничивать это число.

Самую короткую шахматную партию – мат в два хода ("дурацкий мат") – можно воспроизвести следующим образом: 1. f3 e5 и 2. g4 Qh4++. Ничью или проигрыш судьи могут зафиксировать и до непосредственного начала игры вследствие определенного сценария, который выявляет турнирная таблица, либо в случае неявки одного из игроков на игру.

5. Шахматы и бокс в одной игре


Знаменитое высказывание Гарри Каспарова о том, что "шахматы – это муки разума", вдохновило голландского художника Ипе Рубинга на создание шахбокса, объединившего в себе шахматы и физические испытания. Родоначальник шахбокса почерпнул идею совместить бокс и шахматы в одном из комикс-романов.

Этот гибридный вид спорта под девизом "Сражения происходят на ринге, а войны ведутся на доске", состоит из чередующихся раундов шахмат и бокса. В последнее время игра становится все более популярной, находясь под управлением Всемирной организации шахбокса.

6. Шахматы с завязанными глазами


Одним из вариантов игры являются шахматы вслепую: шахматист может делать все ходы, не видя шахматной доски. Как правило, у такого игрока есть посредник, который и осуществляет перемещение его фигур.

Такая впечатляющая способность присуща многим сильнейшим шахматистам. Одним из рекордсменов этого варианта игры в шахматы является венгр Янош Флеш, сыгравший вслепую одновременной в 52-мя противниками и выигравший 32 партии.

7. Шахматные часы, чтобы игроки не засыпали


Изначально во время шахматных партий часы не использовались: игроки могли провести за игрой множество часов подряд (а иногда и несколько суток), изнемогая сами и доводя до изнеможения своего противника. Однажды, во время одного из шахматных турниров, проводимых в 1851-ом году, два игрока даже уснули, так и не завершив партию. Спустя год после этого случая был введен контроль времени, который, до создания в 1883-ем году первых механических шахматных часов, созданных британцем Томасом Уилсоном, осуществляли с помощью песочных часов.

8. Бескрайние возможности


После 3-ех ходов со стороны каждого из игроков существует более 9.000.000 возможных позиций. Американским математиком было подсчитано минимальное количество неповторяющихся шахматных партий и выведено число Шеннона, согласно которому количество возможных уникальных партий (10^120) больше количества атомов в видимой Вселенной (10^79).

9. Мощные шахматные компьютеры


В настоящее время важной частью игры в шахматы являются шахматные компьютеры. Одна из самых известных шахматных партий, сыгранных между компьютером и человеком, была проведена в 1997-ом году, когда компьютер Deep Blue выиграл у чемпиона мира Гарри Каспарова, считающегося сильнейшим шахматистом за всю историю шахмат.

Спустя 9 лет, в 2006-ом году, другой компьютер – Deep Fritz – обыграл чемпиона мира Владимира Крамника, еще раз заявив о мощи шахматных компьютеров. Сегодняшние шахматные программы, сопоставимые с гроссмейстерами, чаще всего используются для проведения анализа игры и ее улучшения.

10. Игра в шахматы повышает уровень интеллекта


Шахматы часто упоминаются психологами в качестве эффективного способа улучшения человеческой памяти. Навыки игры в шахматы также могут помочь в решении сложных задач и продумывания идей. Большинство людей полагает, что игра в шахматы – лишь для обладателей высокого интеллекта. Отчасти это так и есть, однако каждый желающий может самостоятельно способствовать повышению уровня своего интеллекта, освоив эту игру и начав играть в шахматы. Во время игры в шахматы активизируются оба полушария мозга, улучшаются творческие способности, концентрация, навыки чтения и критическое мышление. Например, в Армении, чья шахматная школа является одной из сильнейших в мире, начиная с 2011-2012 учебного года, во всех общеобразовательных школах ученики со 2-го по 4-ый класс будут изучать шахматы в качестве обязательного предмета.

Объёмные фигуры существовали в Индии с незапамятных времён: это была местная традиция. Ими играли во все виды гонок, в редкие военные игры, но они практически никогда не делились по рангам. Нет никаких предпосылок для деления совершенно одинаковых конических фишек таблана и чаупара на коней, слонов и прочие шахматные фигуры. Скорее всего, шахматные фишки обязаны своим появлением китайским жрецам, которые использовали для предсказаний доски с астрологическими символами и плоские фишки с изображением созвездий, небесных тел и священных значков. Фишки перемещали посредством лёгких ударов по доске снизу, хотя возможно, что иногда в доску встраивали магнит: Сыма Цянь в своих «Исторических записках» (II в. до н.э.) упоминает некие «сянь и» («шахматы горных волшебников»), в которых фигуры каким-то образом притягивались и отталкивались друг от друга. Вероятно, на стыке сакральных гадательных досок, стратегических игр и гонок типа Любо и возникли китайские шахматы - сянци.


СЯНЦИ (象棋)

Согласно «Истории Северных Династий», в мае 549 года н.э. император Ю Вэньян закончил книгу «Сянь Тинь», где в числе прочего рассмотрел достоинства новой игры «сянси» (象戏). Это ещё не сянци - от возникновения Любо до появления современных сянци прошло более 1000 лет. Эта книга была утеряна, однако написанные в эту же эпоху книги Вань Бао «Сянь Тинь Су» и Гэнь Синя «Сянси Фу» сохранились. Доска сянси была квадратом 8x8, разделённым на внутренний и внешний слои. Фигурами были: Рыцарь, Золото, Дерево, Вода, Огонь, Земля и Дракон, которым сопутствовали Солнце, Луна и Звезда. Король помещался во внутреннем пространстве, дракон - во внешнем. Доска эта напоминала доску сянци, равно как и позиции фигур.
Сыма Цянь (Сым Гуань) (1019-1086), был советником династии Северная Сун. В его книге описаны также громадные «Сянси семи царств», в которые играли на сетке Го 19х19 во времена воюющих царств - с 476 г. до н.э. и до объединения Китая в эпоху династии Цинь в 221 году до нашей эры.

Семь армий представляли семь царств: Цинь (белые), Чу (красные), Хань (оранжевые), Ци (индиго), Вэй (зеленые), Чжао (фиолетовые) и Ян (чёрные). Правила были напечатаны на день Фестиваля фонарей на второй год эпохи Кайси во время правления императора Чжао Го Нан династии Сун (24 февраля 1206 года) и имели широкое хождение в народе. Оттиск с этого штампа приводится и в книге. В этих правилах впервые упомянута фигура «катапульта» (предшественница «пушки»). Кроме того, это первая китайская шахматная игра, полные правила которой сохранились.

Если играли семеро (максимальное количество), каждый играл за одно «государство». Если шестеро, игрок, который играл за белых (Цинь) брал в союзники одно государство. Если играли пятеро, то в дополнение к этому красные (Чу) тоже заключали союз с другим государством. Если 4 - появлялся союз Ци+1, а вот если 3, то Цинь заключала не один, а два альянса. Приоритет, как видно из вышесказанного, был у белых и красных.
Жители Поднебесной, весьма охочие до всяких церемоний, и в игре вели себя подобным образом. Принимая командование над армией союзных государств, игрок провозглашал: «Если любое из государств под моим командованием будет потеряно, это случится из-за моей неосторожности» , а если он приказывал союзнику напасть на сильно укреплённое другое государство, то в качестве штрафа должен был выпить бокал пива или настойки.
Ход передавался против часовой стрелки; красные ходили первыми.
В каждой армии было 17 фигур (в общей сложности 120). Император Чжоу находился в центре доски в знак уважения к Сыну Неба; у него не было армии и он не участвовал в сражении. В каждой армии были следующие фигуры:
* Один «Генерал» (Цзян) - ходил как ферзь в современных западных шахматах.
* Один «Адъютант» (Пян) - ходил как ладья в современных шахматах.
* Один «Офицер» (Бай) - ходил как слон в современных шахматах.
* Один «Дипломат» (Синь Рен - «герольд», «глашатай», «парламентёр») - эта уникальная фигура тоже ходила как современный ферзь, но не могла рубить или быть срубленной и использовалась только для защиты и блокировки. При начальной расстановке «Дипломат» стоял на самом острие атаки, впереди славного войска.
* Одна «Катапульта» (Пао) - ходила как пушка в сянци, то есть двигалась как ладья в современных шахматах, но для захвата требовалась наличие ещё одной фигуры между нею и объектом атаки.
* Один «Лучник» (Гонь) - ходил как современный ферзь, только на 4 пункта. Не мог перепрыгивать через другие фигуры.
* Один «Арбалетчик» (Ню) - ходил как ферзь, только на 5 пунктов и тоже не мог прыгать.
* Два «Ножа» (Дао) - ходили на один пункт по диагонали.
* Четыре «Палаша» (Джиань) - ходили на один пункт по вертикали или горизонтали.
* Четыре «Всадника» (Ци) - аналоги коней в современных сянци: ходили на 1 клетку по прямой линии, затем на 3 по диагонали. Не могли перепрыгивать черед другие фигуры.
По-видимому, в игре Любо недаром были многогранный кубик и жетоны, ибо эта система перекочевала и в сянси. Если игрок делал плохой ход, он мог взять его обратно только после оговоренного штрафа - бокала пива, пропуска следующего хода и т.д. За неправильный ход также следовал штраф. Если игрок атаковал своего союзника, вся эта союзная армия снималась с доски.
Игрок побеждал другое государство, если захватывал фишку Генерала, но и без этого мог выиграть, захватив более 10 других фишек. Если враг еще не потерял столько, а собственная армия игрока в ходе атаки теряла больше десяти, она сама удалялась с доски.
После игры следовал подсчёт, и игрок, который в конце игры захватил больше всех фишек, получал «питейную победу»: проигравшие пили особый напиток, который употребляли только за игрой. Если игрок захватил двух Генералов или взял в общей сложности 30 меньших фигур, он объявлялся «Гегемоном». Как только это происходило, остальные «государства» воздавали ему дань уважения… и пили ещё один круг.
Эти правила сегодня вызывают улыбку, ибо сразу вспоминается анекдот («А что, от меня должно шахматами пахнуть?»). Неизвестно, сумел ли кто-нибудь доиграть хоть одну партию до конца. Не нужно быть мудрецом, чтоб догадаться, что при такой системе штрафов количество ошибок увеличивались в геометрической прогрессии, и неудачливый игрок очень скоро проигрывал (если не засыпал за столом на потеху оставшимся в здравом уме и твёрдой памяти).

В середине эпохи династии Тан сянси развились и стали похожи на современные сянци. Помимо курьёзных «Сянси семи государств» существовало ещё несколько разновидностей этой игры: сянси 8x8; гуаньсянси, изобретённые Джао Пужи; дасянси, и популярные среди простого люда сяосянси. В итоге, сяосянси обрели наибольшую популярность в народе и были приняты большинством любителей. Удивительно, что за 4 века до изобретения шахмат китайцы уже додумались до фигур с ходами современного ферзя и офицера - а затем отказались от этого.

Несмотря на то, что название игры записывается одними и теми же иероглифами, на пекинском диалекте название звучит как «сян-ци» или «шьянь-чи», на кантонском произносится как «джунг-кей». Китайское слово «xiangqi» состоит из двух иероглифов, первый из которых, «Сян» 象, означает в настоящее время: слона, портрет, явление, слоновую кость, конфигурацию звёзд, примету, действие, игру, официального переводчика. Второй иероглиф, «ци» 棋, означает шахматную фигуру, шахматы или другие настольные игры. К тому же, «сянци» - не единственное слово для обозначения китайских шахмат. Отследить все ссылки невозможно, но почти все переводы («шахматы слонов», «шахматы слоновой кости», «образные шахматы») не то чтобы являются необоснованными, но вызывают новые вопросы. Слон для древнего Китая не был умопомрачительной диковинкой, как для европейцев, но не был и чем-то привычным, обыденным. Фишки и правда вырезали из слоновой кости, но далеко не всегда, гораздо чаще их делали из дерева, фарфора или просто чеканили из меди, как монеты. Многие отмечают, что в большинстве написаний слова «сянци» так или иначе присутствует иероглиф сян 象 или сян 相. Но если первый означает «слон», то второй символ означает, среди прочего - «канцлер», «министр», «главный советник». Эти два слова - омофоны с 600 г. н.э. и похоже звучали с 1000 г. до н.э. Возможно, произошла простая подмена одного понятия другим, и «игра советников», мудрецов, превратилась в «игру слонов».

Официально считается, что современные сянци изобрёл (вернее, стандартизировал) в 569 г. н.э. император У Ди из династии Северная Чжоу. В итоге эта игра вкупе с Го (вэйци) постепенно вытеснила Любо. Полный набор фигур эпохи Сун, вполне тождественных современным, был найден в погребении в Луояне (пров. Хэйнань), ему около 900 лет. Плоские фишки с иероглифами вырезали из кости, дерева, панциря черепахи или нефрита, ваяли из керамики, но конкретно эти - чеканные, медные, потому их часто принимают за китайские монеты. Самые старые фишки несут двойную маркировку - иероглиф на одной стороне и графическое изображение на другой.

В последние годы правления династии Южной Сунь философ Чен Юантинь написал энциклопедию повседневной жизни «Шилин Гуаньтьи», в которой привёл в числе прочего правила сянци, 10 советов по игре, классические обозначения и стоимость фигур, примеры из практических игр, эндшпили и т.д.
Эти 10 советов (полезные в любой игре) таковы:

1. Следует страстно стремиться к победе.
2. Не следует вторгаться в позиции противника слишком налегке.
3. Атакуя противника, надо также защищать себя.
4. Иногда надо жертвовать частными интересами для взятия инициативы во всей игре.
5. Надо жертвовать слабыми фигурами, чтобы спасти сильные.
6. Находясь в большой опасности, надо пожертвовать бесполезную фигуру, чтобы выиграть всю игру.
7. Не следует двигать фигуры без размышлений.
8. Надо хвататься за возможность в правильный момент.
9. Если не можешь победить, надо избегать прямого столкновения.
10. В тяжёлые времена не следует мечтать о победе. Надо пытаться минимизировать потери, не теряя шансов на победу.

Вероятно, вот от этих событий и следует начинать отсчёт возникновения сянци как сформировавшейся игры. Отныне игровой процесс больше не зависел от броска костей, главную роль стали играть интеллект и опыт.

Что любопытно - количество названий фигур в сянци совпадает с числом священных сокровищ в буддизме (7): это могущественный военачальник (удачливый полководец), министр (мудрый советник), чудесный слон, конь со сверхъестественными способностями, летающая в любую точку мира колесница, царственная супруга (царица) и волшебная драгоценность. Эти семь сокровищ имеет, согласно буддизму, каждый чакравартин (его отождествляют с игроком) - идеальный правитель, устанавливающий царство справедливости. По первым 5 пунктам фактически прямые текстуальные совпадения, аналогом царицы является пушка, а драгоценностью - пешка.
Самым знаменитым игроком во времена династии Мин был Ли Кайсян (1502-1568). Он давал противникам фору в 3 хода, а слабым - даже коня, сложил множество стихотворений о сянци, но, к сожалению, не оставил после себя пособий по игре.
Самое же известное пособие тех лет - четырёхтомник «Ю Чжун Ми» вышло в 1632 году, автором его был Чжу Тинжэнь по прозвищу Непобедимый. Ещё одним великим мастером Го и сянци был Су Синъю (1650-??), который, как пишут летописи, «победил всех игроков в Поднебесной», но и он в итоге уступил титул молодому игроку по имени Чень Ланжу. Летописи упоминают многих великих игроков, и перечислять их здесь не имеет смысла, лучше обратиться к брошюре «Культура сянци» , изданной Китайской Ассоциацией Сянци, которая переведена на русский и находится в свободном доступе.
Китайцы с их любовью к пышным церемониям, цветистым именам и сложной иерархии, и к шахматной игре относились так же. Умение играть в шахматы («ци») в Китае ценилось чрезвычайно высоко и считалось одним из четырёх основных видов искусств наряду с цин (музыкой), хуа (живописью) и шу (каллиграфией). Стоит упомянуть, что в Индии к шахматам никогда не было такого трепетного отношения - там они всегда были чисто развлекательной игрой с оттенком созерцательной, медитативной практики. В Китае же существовали 9 школ из знаменитых игроков в сянци, представителями которых были Восемь Талантов Востока Реки Янцзы и Три Великолепных Игрока Провинции Хэбэй .
Однако самой известной из древних книг по сянци является «Байю Сянци Пу», опубликованная в 1801 году, в эпоху Цин. В годы императоров Каньси и Тяцыня было создано несколько шедевров, самыми известными из которых стала книга «Мэй Хуа сянци» и четыре великих учебника Пайтю: «Коллекция эндшпилей Синву», «Учебник сотен игр в сянци», «Учебник сянци Чжу Сянь Чжая» и «Юаншен Хайкуо». Далее развитие теории сянци замедлилось, и хотя в новое время и были созданы такие шедевры, как «Руководство по практической игре» Шиянь Итю, больше внимания уделялось соревновательному аспекту.
Вполне объяснимый спад интереса к сянци произошёл в годы Второй Мировой войны, становления КНР и культурной революции, однако в наше время сянци снова популярны, особенно в Восточном, Северном и Южном Китае; тремя центрами игровой культуры являются Шанхай, Пекин и Гуанчжоу. В конце сентября 1930 г. в Гонконге состоялось первое в истории сянци командное первенство между игроками Восточного и Южного Китая. Представителями Восточного Китая были Чжоу Дэю и Лин Исян из Шанхая, а за Южный Китай выступали Ли Циньчуан и Фэнь Тиньжу из Гуанчжоу. Закончилось соревнование вничью: соперники оказались равны, а капитан команды Южного Китая, Ли Циньчуан, удостоился титула «Непобедимый игрок». В январе 1956 года Государственная Комиссия по Физкультуре и Спорту признала шахматные игры видом спорта и объявила о проведении Национальных Турниров по сянци, Го и шахматам. Первым официальным чемпионом КНР по сянци стал Ян Гуанлин. В конце 1970-х начали проводиться и женские соревнования, и первой национальной чемпионкой стала Хуань Зитун.

Китайские шахматы сильно отличаются от известных нам международных. В них до сих пор используются плоские фишки с иерогифическим обозначением достоинства фигур. Красные фигуры играют против чёрных, причём, красные ходят первыми. Доска для сянци двусторонне симметрична, на ней 9 вертикальных и 10 горизонтальных линий. Фигуры располагаются не в клетках, а на перекрестьях, шашечная разметка отсутствует. Начальная расстановка тоже весьма непривычная, и если первая горизонталь ещё похожа на европейские шахматы (разве что ферзей два - по обе стороны от короля), то пешечный строй разрежён и вынесен далеко вперёд, на четвёртую линию, а с тыла его поддерживают две «пушки» - эндемики дальневосточных игр, аналогов которых в международных шахматах нет.

Квадратный «пруд» игры Любо разлился в «реку» («хэ»), разделяющую доску на две равные половины: это нейтральная территория, фигуры в неё вступать не могут, могут только перейти (и то не все). Река расположена горизонтально, как великие реки Китая Хуанхэ и Янцзы, текущие в широтном направлении. На изображении реки обычно помещается надпись иероглифами: «Граница государства Хань» (т.е. граница Китая) и «Граница княжества Чу» (это китайское княжество в древности воевало с центральной властью). У каждой стороны имеется «дворец» - квадрат 3х3, где располагаются король (вернее, «генерал» и «маршал»: в сянци они зовутся по-разному: «цзянь» - у красных и «шуай» - у чёрных) и два «советника»; все трое не имеют права его покидать.

* Король ходит и рубит только по вертикали или горизонтали на один соседний перекрёсток (в пределах дворца, разумеется). При этом существует «правило оппозиции»: оба короля не могут находиться на одной вертикали, если между ними не стоит ещё какая-либо фигура. Нельзя даже делать ход, который приводит к такому положению. Цель игры - поставить мат неприятельскому генералу. Если игрок не может увести короля из-под шаха, закрыться или срубить атакующую фигуру, объявляется мат. Пат неприятельскому королю также приносит победу. «Вечный шах» запрещён, игроки не могут повторять позицию на доске более трёх раз.
* Советники («ши») ходят и рубят также только на один перекрёсток, но по диагонали в пределах дворца.
* Слон («сян»). Несмотря на одинаковое произношение, фигура называется «слоном» у синих и «министром» у красных. Слон в сянци тихоходный, ходит только по диагонали через одно поле на третье и не может пресекать реку. Несмотря на то, что доска для сянци одноцветная и в игре нет белых и чёрных полей, из-за особенностей передвижения вражеские слоны, даже перейдя реку, никогда не встретились бы.

* Конь или «всадник» («ма») ходит так же, как в международных шахматах, но при этом является линейной фигурой: он не скачет из начального пункта в конечный, а движется по маршруту в виде буквы «Г» (но не «L»!), и если путь заблокирован другой фигурой, он не может сделать такой ход.
* Ладья, которая называется «цзюй» («повозка»), ходит и бьёт абсолютно так же, как в традиционных шахматах.
* Помимо известных нам фигур, в сянци есть специфическая «пушка» («пао»), которая ходит как ладья, но атакует, только если между нею самой и её жертвой есть какая-либо третья фигура - её называют «экран» или «лафет». Хроники повествуют, будто эту фигуру придумал в год Баоинь (762 г. н.э.) Ню Сэньжу, автор трактата «Сюань Гуай Лю». Это, безусловно, была сильная идея. Эта непривычная (особенно для европейского шахматиста) фигура очень опасна: она дальнобойная, для неё не помеха другие фигуры, и уже с первых ходов она может начать атаковать неприятельскую крепость. Достаточно в начале партии необдуманно увести ладью - и пушка сразу рубит коня. Правда, обычно так не делают: в начале партии пушка заметно сильнее коня, а ближе к эншпилю, когда доска расчищается, пушка становится менее ценной, так как для удара ею трудно найти лафет. Впрочем, всё равно пушечный удар часто решает судьбу всей партии.
* Пешек всего пять с каждой стороны, при этом чёрные зовутся «цзу», а красные - «бин». Каждая ходит на один перекрёсток вперёд и так же рубит. Пешка не превращается, но перейдя реку, приобретает возможность ходить и рубить на одно поле в сторону. Достигнув последней линии, она может ходить только в стороны.
В силу специфики ходов сянци, для ухода из-под шаха игрок имеет две дополнительные возможности, отсутствующие в шахматах:
* Можно закрыться от шаха конём: конь в сянци не «прыгает», поэтому фигура, поставленная между атакующим конём и королём, закрывает от шаха.
* В случае шаха пушкой игрок может защититься, удалив «лафет» или наоборот - поставив между пушкой и королём ещё одну фигуру - через две фигуры пушка не атакует.

В России описание игры в китайские шахматы было впервые опубликовано в 1775 году секретарём русского посольства в Пекине А.Л.Леонтьевым («Описание китайской шахматной игры, от секретаря Леонтиева»). Комплекты для игры привозили из Китая как сувениры, но широкой популярности игра не получила: сянци требуют не только минимального знания иероглифики (одинаковые фигуры у обоих игроков помечены разными значками), но и умения свободно различать все иероглифы в перевёрнутом виде, поэтому научиться в них играть европейцу довольно сложно, даже если это адаптированный вариант, где фигуры подобны шахматным или вместо иероглифов нарисованы понятные пиктограммы. Многие предлагают заменить иероглифы на символы или объемные фигуры, как в большинстве шахмат. Но по мнению любителей сянци впечатление от игры в таком случае сильно меняется - примерно то же самое, что есть ложкой и вилкой вместо палочек. При этом надо учесть, что и литературы по теории китайских и корейских шахмат на русском языке практически нет. Эпизодические публикации в периодике носят ознакомительный характер. В последние годы много сил пропаганде сянци в России отдаёт известный любитель китайских шахмат Л.У.Кислюк. Существует Российская федерация китайских шахмат сянци .

В Китае же, наоборот, сянци страшно популярны, набор есть в каждом доме, в любую погоду на улице можно увидеть играющих людей. Есть в сянци свои легендарные мастера и знаменитые чемпионы (Си Сясун, Доу Гуожу, Су Дацинь, Чжу Тянцуй, Ту Тиньминь, Ху Ронхуа и другие), а учитывая численность китайцев в стране и за рубежом, ещё не известно, у какой игры больше сторонников в планетарном масштабе - у сянци или у международных шахмат.

Существуют даже сянци для троих игроков. Что любопытно - «река» сохранилась и там. Этот вариант возник во времена Троецарствия и носит название «Игра трёх друзей».

Активным пропагандистом сянци на Западе является выходец из Гонконга экономист Дэвид Х. Ли, издавший на английском первое серьёзное учебное пособие по китайским шахматам. В 1998 году его книга «Генеалогия шахмат», где изложен весьма нетрадиционный взгляд на происхождение шахматной игры, стала Книгой года по версии журнала «Games». Однако его жёсткая критика и демонстративная неприязнь к европейским шахматам у многих вызвали раздражение. Китайские гроссмейстеры сянци вообще смотрят на традиционные шахматы с некоторым недоумением: их раздражают ураганный темп игры, рокировка и подавляющее всех и вся могущество ферзя (тот же Дэвид Ли презрительно именует шахматы не иначе как «Куин-Ци» - «Игра королевы»). Китайцы не могут взять в толк, почему король, вместо того, чтобы руководить армией, в середине битвы вдруг трусливо бежит с поля боя и прячется за спинами подданных, и почему королеве даны такие неограниченные права, а прочие фигуры играют роль жалких ассистентов.
Надо сказать, шахматисты в этом отношении платят сянци взаимностью: их раздражают черепашьи ходы китайских фигур, витиеватая система дебютных построений и, как нетрудно догадаться, отсутствие ферзей. Как только шахматисты знакомятся с сянци, они спрашивают, где тут ферзь, и получив ответ в стиле «Арфы нет, возьмите бубен», в лучшем случае смеются, а в худшем - обижаются.

Строго говоря, правы и неправы обе стороны. В некотором роде шахматы - действительно «игра одной фигуры»: незапланированная потеря ферзя в шахматах почти всегда означает проигрыш. Но когда жертва ферзя приводит европейцев в священный трепет, китайцы лишь недоумённо пожимают плечами: в сянци нет такого дисбаланса, и победа может быть достигнута только согласованным действием всех фигур. Доска в сянци 9х9 (даже 9х10, считая реку), в ней 90 пунктов, фигуры ограничены по сравнению с шахматными, поэтому в китайских шахматах нет позиций, где игрок контролирует всё поле сразу. Игра тактически намного динамичнее традиционных шахмат, в ней возникают мощнейшие связки, каждый ход сильно меняет ситуацию на доске и вынуждает противника искать немедленный ответ, здесь нельзя, как в классических шахматах, отсидеться за пешечным строем, перегруппировать свои войска тихими ходами и подготовить массированную атаку. В сянци редко наступают и защищаются всем фронтом, боевые операции проводят летучие отряды из двух-трёх фигур в тесном взаимодействии друг с другом при поддержке танков и артиллерии, потому здесь очень редки партии длительностью более часа. Собственно, партия в сянци вся напоминает ажурный, сбалансированный миттельшпиль с большим количеством фигур. Удивительная игра, достойная родственница классических шахмат.
Вряд ли эти две системы удастся помирить в ближайшем будущем.



*

Всякий раз, когда оказываешься на деревенском или церковном празднике во Вьетнаме , получаешь интересную возможность посмотреть национальную игру - человеческие шахматы («cờ người»), которая является любимой для большинства вьетнамцев.

Человеческие шахматы - это вид шахмат, в котором участвуют люди, исполняющие роли различных шахматных фигур (король, конь, слон и т.п.). Обычно это игра проходит в поле на открытом воздухе с начерченными на траве квадратами доски. Ход, в результате которого берётся фигура, сопровождается хореографическим сражением, которое наглядно демонстрирует взятие фигуры .

Вьетнамские человеческие шахматы играются по правилам китайских шахмат. С виду игра напоминает западные шахматы, но с другими размерами доски и с другими фигурами (такими как пушки и губернаторы), каждая из которых отмечена отдельным китайским иероглифом. В игре участвуют 32 человека: одна команда состоит из 16-ти мальчиков, а другая - из 16-ти девушек . Команды отличатся друг от друга цветом одежды. Шахматная доска нарисована краской на ровной поверхности. Деревенские фестивали, как правило, для игры используют либо двор перед пагодой или домом, принадлежащему общине, либо близлежащее поле. Организаторы выбирают игроков и рефери заранее. Все участники должны быть детьми из семей с хорошей репутацией. Судья и двое командующих должны быть из богатых семей, чтобы они могли угощать своих игроков едой. Когда заканчивает отбор, судья созывает всех 32-х участников, подбирает костюмы и учит каждого игрока двигаться как шахматная фигура. В жаркую солнечную погоду игрокам разрешатся сидеть на стульях и надевать головные уборы. Они либо носят нашивки с китайскими названиями своих фигур, либо держат в руках специальные столбы с иероглифами. Командующие одеты в традиционные костюмы. Два противника, управляющие фигурами, сидят на своих местах за пределами доски.

Во время игры в человеческие шахматы часто преобладает шумная атмосфера. Многие люди собираются уже ранним утром и ждут начала. Об этом событии обычно оповещают три удара в барабан, после чего появляются два игрока в национальных вьетнамских костюмах и занимают свои места на двух высоких платформах перед шахматными фигурами. Первый игрок начинает игру возгласом и первая шахматная фигура покидает свою позицию, выполняя приемы боевых искусств, прежде чем достигнуть следующей клетки шахматной доски . Когда наступает ход второго игрока, он также выкрикивает свой ход и его шахматная фигура начинает двигаться, выполняя красивые приёмы боевых искусств. Так они поочерёдно ведут игру. Если один из них потерял фигуру, то она должна покинуть шахматную доску. Во время хорошего исполнения зрители торжественно аплодируют, вдохновляя живые фигуры на то, чтобы максимально показать свое мастерство. Примерно после двух часов игра в человеческие шахматы заканчивается. Однако, зрители часто не хотят идти домой и просят организаторов продолжить игру.

Близится праздник «день вьетнамской семьи» и по этому случаю часто проводятся человеческие шахматы. Почему бы вам не принять участие и не насладиться теплой атмосферой? Вы будете удивлены спокойствием и изысканностью игры, которая сильно отличает её от большинства игр, проходящих на фестивалях.

Анатолий Глазунов (Блокадник) из книги "Сексуальны уроды в России".

Расстрел, петля отрезание яиц (продолжение)

В СаудовскойАравии педофилам отрубают голову


Знамя Саудовской Аравии

Герб Саудовской Аравии

Король Саудовской Аравии Абдалла

В основе Конституции страны и Уголовного кодекса - нормы шариата и догматы ваххабизма. К преступлениям, предусматривающим в Саудовской Аравии смертную казнь относятся: умышленное убийство, гомосексуализм, вооруженное ограбление, прелюбодеяние, изнасилование, религиозное отступничество, контрабанда, торговля, хранение и употребление наркотиков и организация оппозиционных властям группировок. Никаких политических партий в Саудовской Аравии нет. Таким образом, сексуальные преступления относятся к категории очень тяжких преступлений. Раньше преступников забивали камнями, ныне чаще им отрубают мечом голову. В мягком случае педерастов приговаривают к сильной порке (до 7 тысяч ударов плетьми).

В Саудовской Аравии существует должность государственного палача. Должность главного палача Мекки передается по наследству в семье аль-Биши, и каждый наследник утверждается на должность самим королем. В настоящее время главным палачом является Абдалла ибн Саид аль-Биши. Казни в Мекке проводятся на площади перед воротами Абдель-Азиза, до этого они проводились напротив мечети Аль-Харам.
В 2002 было казнено 47 человек (45 мужчин, 2 женщины), в 2003 — 53 (52 мужчины, 1 женщина), в 2004 — 36 (35 мужчин, 1 женщина), в 2005 — 90 (88 мужчин, 2 женщины), в 2006 — 39 человек (35 мужчин, 4 женщины). ...

ПРОЦЕСС КАЗНИ
«Сам процесс казни в Саудовской Аравии — целая церемония, традиции которой хранились и пополнялись на протяжении сотен лет.
Все казни совершаются после полуденной молитвы на центральной площади. Осужденный на смерть доставляется на место с завязанными глазами. Силы правопорядка очищают площадь от автомобилей и прохожих, после чего на земле расстилают кусок материи или пластика голубого цвета.
Офицер муттавы (муттава - это полиция нравственности) ведет осужденного в центр этой материи, осужденный становится на колени лицом к Мекке. Если казнь происходит в Мекке — лицом к Каабе. Полицейские зачитывают приговор и отдают приказ привести его в исполнение.
Палач получает меч из рук офицера полиции, подходит к осужденному со спины, и перед отсечением головы делает несколько взмахов мечом в воздухе. Для скорейшей остановки фонтанирующего кровотечения на казни всегда присутствует медик. Тело обезглавленного хоронят без гроба и надгробия в тот же день.
До начала 90-х в Саудовской Аравии казнили исключительно мужчин, однако к началу 2007 было казнено 40 женщин.
В стране существуют целые династии палачей, которые подобно семье аль-Биши передают свое дело из поколения в поколение. Смертная казнь отразилась и на культуре арабов. Так, например, популярный народный «Танец войны» аль-Арда во многом произошел от движений палача».
Похоронный портал. Ближний Восток и Азия. http://www.funeralportal.ru/article.php?ObjectId=915 ...

Конечно, тлетворное влияние из США и западной Европы всё же имеет место. Министр здравоохранения Саудовской Аравии 12 ноября 2003 года заявил, что в Королевстве зарегистрировано более 6700 ВИЧ-положительных жителей. Среди них только 1509 являются гражданами страны. То есть разносчики вируса в основном иностранцы, ведущие садомитский образ жизни. Первый случай ВИЧ был зарегистрирован в Саудовской Аравии в 1984 году. Сегодня Минздрав Саудовской Аравии насчитывает уже 6787 ВИЧ-положительных людей.

В своем заявлении глава Эпидемиологического Контроля страны отметил, что в 95% случаев ВИЧ-инфицирование "становится следствием запрещенных сексуальных отношений". Под "запрещенными отношениями" представитель организации подразумевает "сексуальные контакты вне брака, гомосексуализм и педофилию".
http://www.aids.ru/news/2003/11/12-2202.htm

Фото: Reuters На Ямайке сняли мораторий на проведение смертных казней


Противники возобновления смертной казни указывают на неспособность согласно результатам социологических опросов, большинство из 2,7 миллионов жителей Ямайки поддерживает возвращение смертной казни. В поддержку смертной казни выступили 35 депутатов. 15 проголосовали против, 10 воздержались. Премьер-министр Ямайки Брюс Голдинг, находящийся под давлением общественности из-за роста преступности, также поддержал введение смертной казни.
С 1988 года на Ямайке действовал мораторий на смертную казнь, однако Партия труда, пришедшая к власти год назад, настаивала на возобновлении высшей меры наказания.
Согласно результатам социологических опросов, большинство из 2, 7 миллионов жителей Ямайки поддерживают возвращение смертной казни.