Какой философ был идеалом стоиков. Что это такое стоицизм в философии. Основные этапы развития стоицизма

Рано или поздно каждый из нас задаётся вопросами: правильно ли я живу? Правильно ли я строю отношения с другими людьми? Есть ли смысл в моём существовании?

Человечество создавало религии и философские школы, чтобы найти ответы на эти вопросы. Сегодня к поиску этих ответов подключают и науку.

Если вам хочется искать «руководство к действию» в религии, вам могут прийтись по нраву идеи иудейско-христианско-исламских религий, множества школ буддизма, даосизма или конфуцианства. Если же вам больше по душе философия, вы можете обратиться к экзистенциализму, светскому гуманизму, секулярному буддизму, этической культуре...

Об одной из возможностей мы поговорим подробнее. Речь идёт о стоицизме, античной философской школе, а если точнее, о применении этих идей в XXI веке. Разобраться в столь непростой теме нам поможет книга профессора философии Массимо Пильюччи «Как быть стоиком », выпущенная издательством «Альпина Паблишер».

Многие ошибочно полагают, что стоицизм - это подавление и сокрытие эмоций, как это делает мистер Спок из «Звёздного Пути». В действительности же стоицизм - это размышление о своих эмоциях, о причинах их возникновения, а также умение направлять их себе во благо.

Главный принцип стоицизма - умение различать, что находится под нашим контролем, а что - нет. Следует сконцентрировать свои усилия на первом и не тратить своё время на второе.

Главная особенность стоицизма - его практичность. К нему неприменимо мнение, что философия - это сугубо теоретические рассуждения, не имеющие ничего общего с реальным миром. Кроме того, стоицизм отличается открытостью к новым знаниям и готовностью к критике.

Стоицизм, благодаря своему прикладному характеру, хорошо подойдёт как верующим, так и неверующим людям. Так, например, автор книги «Как быть стоиком? », будучи человеком нерелигиозным, предпочёл стоицизм тому же новому атеизму вследствие бесцеремонности последнего.

Принцип № 1. Не тревожиться о вещах вне нашего контроля

Стоицизм признаёт, что не всё зависит от нас. Перефразируя автора книги Массимо Пильюччи, человеку необходимо иметь душевный покой, чтобы принимать то, что невозможно изменить, мужество - чтобы изменить возможное, и мудрость - всегда отличать одно от другого.

Большинство людей беспокоит мысль о вещах, которые они не могут контролировать. Забавно: эти же люди вполне могут согласиться с тем, что нет смысла тревожиться о вещах вне нашего контроля.

Допустим, решается вопрос о вашем повышении. Вы считаете, что заслужили это повышение, поскольку много лет проработали в компании, всегда добивались высоких результатов и построили хорошие отношения со своими коллегами. Также допустим, что окончательное решение о вашем повышении будет принято завтра. Стоический подход позволит вам спокойно проспать всю ночь, а утром узнать принятое решение, каким бы оно ни было.

Вы спокойны вовсе не потому, что уверены в своём повышении. Вы спокойны, поскольку знаете, что сделали всё, что находится в рамках вашего контроля, а возможности повлиять на всё остальное у вас нет в принципе. Так зачем же мучиться бессонницей?

Из-за этого принципа стоицизм часто истолковывают как пассивную философию и призыв к смирению. Это в корне неверно. Принципов стоической философии придерживались многие ведущие государственные деятели, генералы и императоры, то есть люди, явно не склонные к фаталистической бездеятельности. От многих других людей их отличало то, что они были достаточно мудры, чтобы проводить различие между своими целями, находившимися под их контролем, и внешними результатами, на которые они способны повлиять, но не могут полностью контролировать.

Принцип № 2. Не бояться потери вещей и людей

Из предыдущего пункта вытекает принцип непривязанности к вещам и людям, который также проповедуется буддизмом и многими другими философиями и религиями. И эту идею тоже часто трактуют неверно.

Часто привязанность к новому телефону ставят в один ряд с привязанность к собственному ребёнку или маме. Может показаться, что принцип непривязанности подойдёт только полному социопату.

Но стоики не призывали людей не любить родных и друзей и не заботиться о них. Они всего лишь сообщали неприкрытую суровую правду, которую непросто принять: что все мы смертны, и никто из наших близких не принадлежит нам и не останется с нами навечно. Понимание этой истины помогает сохранить рассудок в случае смерти любимого человека и спокойно пережить расставание с близким другом, который уезжает в другой город. А ещё, приняв эту мысль, мы осознаем, что лучше наслаждаться любовью наших близких и общением с ними, когда это возможно, а не принимать их как должное.

Принцип № 3. Не ограничиваться биологическим

Ещё один стоический принцип заключается в следующем: учитывая, что мы отличаемся от других видов животных разумом, это обязывает нас к этичному поведению. Другими словами, мы не должны вести себя как звери, поскольку это перечёркивает нашу человеческую сущность, самое ценное, что у нас есть.

Стоические представления об этике можно назвать схожими с интуитивистами, которые считают, что этические знания изначально в нас заложены - то есть мы способны интуитивно проводить чёткие различия между правильным и неправильным. В поддержку данной гипотезы свидетельствует поведение животных в естественной среде. Так, например, приматы демонстрируют зачатки этического поведения, когда приходят на помощь неродственным особям, оказавшимся в беде. Вряд ли такое поведение, скажем, карликовых шимпанзе объясняется их знакомством с этическими представлениями о правильном и неправильном.

Вместе с тем стоики взяли кое-что и из представлений эмпириков (которые считают, что к любому знанию, в том числе и этическому, можно прийти путём наблюдений и экспериментов), и из представлений рационалистов (которые приходили к знанию через размышления о предмете).

Стоики придерживались идеи «возрастного развития» этической осознанности. Её суть заключается в том, что в начале своей жизни мы руководствуемся инстинктами и именно они заставляют нас заботиться о себе и о близких людях. По мере наступления сознательного возраста (около 6-8 лет) мы учимся расширять нашу этическую осознанность. С этого момента наши инстинкты подкрепляются комбинацией самоанализа и опыта, то есть рационалистическим и эмпирическим подходами. По мнению стоиков, чем взрослее становится человек, тем больше должен смещаться баланс от врожденных инстинктов в сторону рассуждений.

Развивая эту идею, стоики предложили концепцию стоического космополитизма, которую удобно представить в виде концентрических кругов. Основная идея заключается в том, чтобы относиться к людям из внешних кругов так же, как и к людям из внутренних кругов.

Процесс совершенствования происходит тогда, когда вы не ограничиваете себя центром круга, а являетесь частью всех остальных концентрических кругов.

Вы застряли в тысяче километров от дома без и пожитков. Такое затруднительное положение вынудит большинство людей отчаяться и проклинать свою ужасную судьбу. Но для Зенона Китийского это стало основой его жизни и наследия. Некогда богатый торговец потерял все, потерпев кораблекрушение близ Афин около 300-го года до н.э. Оставшись без своего дела, он случайно забрел в книжную лавку, заинтересовался учением Сократа, а затем продолжил учиться у известных философов города.

Позже Зенон основал новую школу философии и начал воспитывать собственных учеников. Эта школа философии называется стоицизм. Это учение о добродетели, терпимости и самоконтроле, которое вдохновило многие поколения мыслителей и лидеров.

Название стоицизм происходит от греч. Stoa Poikilē (Расписной Портик) – колоннады в Афинах. Собиравшихся здесь в поисках уединения Зенона и его учеников прозвали « стоиками ». Сегодня в своей бытовой речи мы используем слово "стоик", чтобы обозначить человека, проявляющего мужество в жизненных испытаниях и избегающего эмоциональных крайностей. Это раскрывает важные аспекты стоицизма, но в первоисточнике - это учение гораздо более глубже.

Марк Аврелий из династии Антонинов, философ, представитель позднего стоицизма, последователь Эпиктета. Последний из пяти "хороших" императоров.

Стоики полагали, что вокруг нас подобно сети, сотканной из причин и следствий. Таким образом Вселенная имеет рациональную структуру, называемая Logos. И хотя мы не всегда контроллируем события, которые на нас влияют, мы всегда можем контролировать свое отношение к этим событиям.

Вместо того, чтобы воображать идеальное общество, стоик пытается принять мир таким, какой он есть, занимаясь самосовершенствованием, через культивирование четырех кардинальных добродетелей: практическую (способность ориентироваться в сложных ситуациях, используя логику, знания и спокойный ум), умеренность (проявление сдержанности и умеренности во всех аспектах жизни), справедливость и мужество не только в чрезвычайных обстоятельствах, но и в решении повседневных проблем. Как сказал один из самых знаменитых римских стоиков Сенека "Иногда даже жить - акт мужества."

Несмотря на то, что стоицизм фокусируется на самосовершенствовании - это не эгоцентричная философия. В то время, когда римские законы рассмтривали рабов, как объекты собствования, Сенека призывал к гуманному обращению с ними и подчеркивал, что все мы разделяем одну и ту же основу человечности. Стоицизм не поощряет пассивность. Идея в том, что только люди, которые культивировали добродетель и самоконтроль внутри себя, могут помочь другим стать лучше. Один из самых известных писателей-стоиков был так же одним из величайших императоров Римской империи.

Стоицизм дал Марку Аврелию решимость возглавлять империю 19 лет, пройти через две крупные войны и потерять множество детей. Спусть столетия эти же идеи будут утешать и направлять борца за рассовые права в Южной Африке - Нельсона Манделлу в его 27-ми летнем тюремном заключении. После его освобождения и окончательной победы над апартеидом Манделла заявил о мирном урегулировании разногласий, полагая, что хотя несправедливость прошлого не может быть искоренена полностью, его народ может противостоять ей, чтобы построить лучшее будущее.

Стоицизм был активной философской школой в течении нескольких столетий в Греции и Риме. Как формальное "учреждение" стоицизм исчез, но его влияние продолжается по сей день. Христинские богословы, такие как Фома Аквинский, восхищались и уделяли особое внимание добродетели стоиков. Также можно провести паралели между атраксией стоицизма и спокойствием ума в буддизме.

Одним из особенно влиятельных стоиков был философ Эпиктет, котрый писал, что страдания связаны не с событиями в нашей жизни, а с нашими суждениями о них. Эта идея прослеживается и в современной психологии.

Например рационально-эмоциональная бихевиоральная терпия фокусируется на изменение самосформированных взглядов людей на их жизненные обстоятельства. Есть также логотерапия Виктора Франкла, сформированная Франклом во время заключения в концлагере. Логотерапия основана на стоическом принципе, что мы можем использовать силу воли, чтобы наполнять нашу жизнь смыслом даже в самых мрачных ситуациях.

Философия стоиков

Ответной реакцией на распространение идей киников стало возникновение и развитие философской школы стоиков («Стоя» - название портика в Афинах, где она была основана). Среди римских стоиков следует отметить Сенеку, Эпиктета, Антонина, Арриана, Марка Аврелия, Цицеро­на, Секста Эмпирика, Диогена Лаэртского и др. В виде полных книг до нас дошли лишь произведения римских стоиков - главным образом Сенеки, Марка Аврелия и Эпиктет.

Основателем данной философской школы считается Зенон из Китиона (не путать с Зеноном Элейским, автором так называемых «апорий» - парадоксов).

Стоическая философия в своем развитии прошла ряд этапов.

Ранняя стоя (III - II вв. до н. э.), представители - Зенон, Клеанф, Хрисипп и др.;

Средняя стоя (II - I вв. до н. э.) - Панеттий, Посидоний;

Поздняя стоя (I в. до н. э. - III в. н. э.) - Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий.

Основная идея философской школы стоиков (сходная с основной идеей философии киников) - освобождение от влияния внешнего мира. Но в отличие от киников, которые видели освобождение от влияния внешнего мира в отвержении ценностей традиционной культуры, асоциальном образе жизни (попрошайничестве, бродяжничестве и др.), стоики избрали иной путь для достижения этой цели - постоянное самосовершенствование, восприятие лучших достижений традиционной культуры, мудрость.

Таким образом, идеалом стоиков выступает мудрец , поднявшийся над суетой окружающей жизни, освободившийся от влияния внешнего мира благодаря своей просвещенности, знанию, добродетели и бесстрастию (апатии), автаркии (самодостаточности). Настоящий мудрец, согласно стоикам, не боится даже смерти; именно от стоиков идет понимание философии как науки умирать. Здесь образцом для стоиков был Сократ. Однако сходство стоиков с Сократом лишь в том, что они строят свою этику на знании. Но в отличие от Сократа, они ищут добродетели не ради счастья, а ради покоя и безмятежности, безразличия ко всему внешнему. Это безразличие они называют апатией (бесстрастием). Бесстрастие - вот их этический идеал.

Однако: «По кончине родителей надо погребать их как можно проще, как если бы их тело ничего не значило для нас, подобно ногтям или волосам, и как если бы мы не были обязаны ему подобным вниманием и заботливостью. Поэтому если мясо родителей годно для пищи, то пусть воспользуются им, как следует пользоваться и собственными членами, например, отрубленной ногой и тому подобным. Если же это мясо не годно для употребления, то пусть спрячут его, вырыв могилу, или по сожжении развеют его прах, или же выбросят подальше, не обратив на него никакого внимания, как на ногти или волосы» (Хрисипп). Список подобных цитат можно продолжить, и речь в них идет об оправданности самоубийства, допустимости в определенных ситуациях лжи, убийства, каннибализма, инцеста и т.д.

В основе стоического миропонимания, и всей стоической этики в качестве его концептуального осмысления, лежит фундаментальный опыт конечности и зависимости человеческого существования ; опыт, который заключается в ясном осознании трагического положения человека, подчиненного судьбе. Его рождение и смерть; внутренние законы его собственного естества; рисунок жизни; все то, к чему он стремится или пытается избегать, – все зависит от внешних причин и не находится целиком в его власти.

Однако другим, не менее значимым, опытом стоицизма является осознание человеческой свободы . Единственное, что полностью находится в нашей власти – разум и способность поступать согласно разуму; согласие расценивать нечто в качестве блага или зла и намерение поступать согласно этому. Сама природа даровала человеку возможность быть счастливым, невзирая на все превратности судьбы.

Философия стоиков подразделяется на три основные ча­сти: физику (философию природы), логику и этику (фи­лософию духа).

Физика стоиков составлена главным об­разом из учений их философских предшественников (Гераклита и др.) и потому не отличается особой ориги­нальностью.

В логике стоиков речь шла по преимуществу о проблемах теории познания - разуме, истине, ее источ­никах, а также о собственно логических вопросах.

К характерным чертам стоической философии также относятся:

Призыв к жизни в согласии с природой и Мировым Космическим Разумом (Логосом);

Признание добродетели высшим благом, а порока - единственным злом;

Определение добродетели как знания о добре и зле и следования добру;

Призыв к добродетели как постоянному состоянию души и моральному ориентиру;

Признание официальных законов и государственной власти лишь в том случае, если они добродетельны;

Неучастие в жизни государства (самоотстранение), игнорирование законов, традиционной философии и культуры, если они служат злу;

Оправдание самоубийства, если оно совершено в знак протеста против несправедливости, зла и пороков и невозможности делать добро;

Восхищение богатством, здоровьем, красотой, восприятие лучших достижений мировой культуры;

Высокий эстетизм в мыслях и поступках;

Осуждение бедности, болезней, нищеты, бродяжничества, попрошайничества, человеческих пороков;

Признание стремления к счастью высшей целью человека.

Наиболее известными представителями стоической философии являлись Сенека и Марк Аврелий.

Сенека (5 г. до н.э. - 65 г. н.э.) - крупный римский философ, воспитатель императора Нерона, во время правления которого оказывал сильное и благотворное влияние на государственные дела. После того как Нерон начал проводить порочную политику, Сенека отошел от государственных дел и покончил жизнь самоубийством.

В своих произведениях философ:

Проповедовал идеи добродетели;

Призывал не участвовать в общественной жизни и сосредоточиться на себе, собственном духовном состоянии;

Приветствовал покой и созерцание;

Был сторонником незаметной для государства, но радостной для индивида жизни;

Верил в безграничные возможности развития человека и человечества в целом, предвидел культурный и технический прогресс;

Преувеличивал роль философов и мудрецов в управлении государством и всех иных сферах жизни, презирал простой и необразованный люд, «толпу»;

Считал высшим благом нравственный идеал и человеческое счастье;

Видел в философии не отвлеченную теоретическую систему, а практическое руководство по управлению государством, общественными процессами, по достижению людьми счастья в жизни.

Марк Аврелий Антонин (121 - 180 гг. н. э.) - крупнейший римский философ-стоик, в 161 - 180 гг. - римский император. Написал философское произведение «К самому себе».



К основным идеям философии Марка Аврелия относятся:

Глубокое личное уважительное отношение к Богу;

Признание высшим мировым началом Бога;

Понимание Бога как активной материально-духовной силы, объединяющей весь мир и проникающей во все его части;

Объяснение всех происходящих вокруг событий Божественным промыслом;

Видение в качестве главной причины успеха любого государственного начинания, личного успеха, счастья сотрудничества с Божественными силами;

Разделение внешнего мира, который неподвластен человеку, . и внутреннего мира, подвластного только человеку;

Признание основной причиной счастья отдельного человека - приведение его внутреннего мира в соответствие с внешним миром;

Разделение души и разума;

Призывы к несопротивлению внешним обстоятельствам, к следованию судьбе;

Размышления о конечности человеческой жизни, призывы ценить и максимально использовать возможности жизни;

Предпочтение пессимистического взгляда на явления окружающей действительности.

Стоицизм - это философия для строгих людей. Смысл, однако, не в том, чтобы быть суровым, а в том, чтобы принимать жизнь такой, какой она может быть: неприятной или радостной. Неприятности происходят, и мы не должны пытаться их избежать.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Объясните происхождение слова «стоик».

2. Какова основная идея стоической философии? Что такое фатализм?

3. Чем положительно фаталистическое воззрение на мир?

4. В чем заключается стоическое счастье?

В античных философских системах уже выражены философский материализм и идеализм, которые во многом повлияли на последующие философские концепции. История философии всегда была ареной борьбы двух основных направлений - материализма и идеализма. Непосредственность и в определенном смысле прямолинейность философского мышления древних греков и римлян дают возможность осознать и легче понять сущность важнейших проблем, которые сопровождают развитие философии от ее зарождения до нынешних дней.

В философском мышлении античности в гораздо более ясной форме, чем это происходит позже, проецируются мировоззренческие столкновения и борьба. Первоначальное единство философии и расширяющихся специальных научных познаний, их системное выделение объясняют весьма наглядно взаимосвязь философии и специальных (частных) наук. Философия пронизывает всю духовную жизнь античного общества, она была интегральном фактором античной культуры. Богатство античного философского мышления, постановка проблем и их решение были источником, из которого черпала философская мысль последующих тысячелетий.

Лекция пятая. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ

Средневековая философия, оторвавшись от одной мифологии – языческой, попала в плен другой мифологии – христианской, став «служанкой богословия», но сохранила за собой характер целостного, всеохватывающего мир миро -воззрения. Хроноло­гические рамки средневековой философии определяются, естественно, вре­менной протяженностью самой эпохи Средневековья. Начало Средневековья от­носят к окончательному падению Ри­ма и гибели последнего римского императора, малолет­него Ромула Августула в 476 г. Стандартная периодиза­ция - V-XV вв., тысяча лет существования средневеко­вой культуры.

Когда и с чего начина­ется Средневековье? - эта эпоха начинается тогда, когда корпус текстов Ветхого и Ново­го Завета обретает статус единственно безусловного текста.

В отличие от античности, где истиной надо было овладевать, средневековый мир мысли пребывал в уверенности об открытости истины, об откровении в Священном Писании. Идея откровения была разработана отцами церкви и закреплена в догматах. Так понятая истина сама стремилась овладеть человеком, проникнуть в него. На фоне греческой мудрости эта идея была совершенно новой.

На протяжении Средних веков в Европе и на Ближнем Востоке велась философская борьба. На одной стороне был авторитет церкви, которая считала, что религиозные догмы должны приниматься только на веру. С другой стороны стояли религиозные философы, которые стремились объединить религиозные идеи с философскими, взятыми из учений греческих классиков Платона и Аристотеля.

Полагалось, что человек рожден в истине, он должен постичь ее не ради себя, но ради нее самой, ибо ею был Бог. Считалось, что мир сотворен Богом не ради человека, но ради Слова, второй Божественной ипостаси, воплощением которой на земле являлся Христос в единстве Божественной и человеческой природы. Потому дальний мир изначально мыслился встроенным в высшую реальность, соответственно встраивался в нее и человеческий разум, определенным способом причащавшийся этой реальности - в силу врожденности человека в истину.

Причащенный разум - это определение средневекового разума; функции философии заключаются в том, чтобы обнаружить правильные пути для осуществления причастия: этот смысл и заключен в выражении «философия - служанка богословия» . Разум был мистически ориентирован, поскольку направлен на выявление сущности сотворившего мир Слова, а мистика рационально организована в силу того, что иначе как логически Логос и не мог быть представлен.

В истории средневековой философии выделяют различные периоды: патристику (II- X вв.) и схоластику (XI-XIV вв.). В каждом их этих периодов различают рационалистическую и мистическую линии. Рационалистические линии патристики и схоластики подробно описаны в соответствующих разделах, а мистические линии мы объединили в статью мистические учения средневековья .

Наряду с христианской, существовала арабская, т.е. мусульманская, и еврейская средневековые философии.

Введение

философия стоик идеальный сенека

Наиболее проницательным мыслителям нашего столетия предельно ясно теперь, что люди на протяжении веков больше задумывались о природе, космосе, бытии, обществе, нежели о самих себе. Тайна человека, разумеется, всегда приковывала мудрецов. Но далеко не всегда осознавалось, что антропологическое возрождение - без глубинного постижения человека, его природы и предназначения - не обретет необходимой метафизической полноты и целостности . Для каждого человека словосочетание «идеальный человек» имеет свой особенный смысл. Часто люди пытаются устанавливать рамки этого идеала, но очень часто эти рамки меняются, в зависимости от внешнего воздействия. И никто так до конца и не понимает этот идеал. Впрочем, и не должно быть конкретного определения. Стоики тоже были не единого мнения, у каждого точка зрения была своя, но обоснованная. У нас же эти разногласия часто бывают примитивными, и идеальным большинство людей считает человека красивого, умного, богатого, может здорового. Идеальный в нашей время это «поверхностный» человек, то есть идеальны его внешние характеристики, а что у него внутри и из чего состоит его внутренний мир волнует все меньше и меньше. Поэтому я бы хотел рассмотреть идеал человека в философии стоиков, потому что, на мой взгляд, стоики выделяли самые главные философские аспекты идеала человека. В своем реферате сначала я бы хотел рассмотреть аспекты философии стоиков, затем сами представления стоиков о человеке, и наконец, хотел остановить своё внимание на концепции выдающихся философов-стоиков.

Философия стоиков

Самой популярной философской школой Древней Греции, а затем и Рима была школа стоиков. Свое название она ведет от Стоа Пойкиле - расписного портика, крытой колоннады, располагавшейся вблизи рыночной площади Афин, где собирались последователи этой школы послушать своих учителей. Основателем этого направления был Зенон (346-264 гг. до Р. Хр.). Родившись в городе Китии (остров Кипр) в семье купца, он с ранних лет начал заниматься торговлей. Однажды одна из очередных сделок оказалась неудачной, и Зенон остался в Афинах. Именно там он впервые близко познакомился с философами и их трудами. Пытаясь найти себя, он примыкает вначале к циникам, а затем в 300 г. создает свое направление в философии. Зенон снискал широкую популярность, ученики ходили к нему толпами; многие приезжали издалека: из Малой Азии, Сирии и даже Вавилонии.

Идеи Зенона содержали в себе все, чем были привлекательны кинизм, скептицизм и эпикурейство, но выгодно отличались от них сочетанием веры и знания с нравственной серьезностью. Кроме того, сама личность Зенона вызывала у современников глубокое уважение. Македонский царь чтил философа-чужеземца, городские власти наградили его золотым венком. На фоне общего морального распада этот суровый немногословный человек казался чудом. Он не нищенствовал, как киники, однако умел ограничивать себя самым необходимым, питался хлебом, медом и овощами. У него не было семьи.

Когда философ почувствовал, что становится старым и немощным, он

добровольно лишил себя жизни. Его похоронили как почетного гражданина - на

общественный счет, а в эпитафии было сказано, что Зенон прославил себя тем, что всегда был верен собственному учению .

Идеалом для стоиков становится сверхчеловек - мудрец, который сам в себе содержит божественное, слившись с космическим Логосом. В понятии стоиков бог - это как бы космический творческий огонь, содержащий в себе все образовательные начала, из которых создается весь окружающий мир. Космос при этом представляется как бы одушевленным. Цель человека - освободиться от всех привязанностей, отказаться от семьи, друзей, желаний. У него должны отсутствовать радости, переживания, страх и любовь. «Ваше счастье - не нуждаться в счастье», - провозглашают стоики. Философская концепция стоиков, построенная на собственном Я, привлекала гордых греков и амбициозных римлян. Идеи философов XX в., проповедующих о коммунистическом рае, заимствованы у стоиков. Впервые подобная утопия была выдвинута Зеноном, который говорил, что союз людей должен быть подобен «пасущемуся на общем пастбище стаду, согласно общему закону». При этом стоит отметить, что стоиков отличала высокая нравственность и образованность, ибо без этого не мог состояться мудрец.

Учение Стои - стоицизм - охватывает почти шесть столетий. Различают три части его истории: Древнюю, или Старшую Стою (конец IV в. до н.э. - середина II в. до н.э.), Среднюю (II вв. до н.э.) и Новую (I в. до н.э. - III в. н.э.). Основатели первой части Стоицизма - это Зенон, Клеанф, Хрисипп и их ученики. Эта первая, классическая форма Стоицизма отличалась крайней жестокостью и ригоризмом этического учения. Их идеи, как уже отмечалось, живут и сегодня, ибо любой человек, возвышающий себя, вне зависимости от занимаемого положения - будь-то император или бедняк-гордец, презирающий других, есть стоик. Большую распространенность стоицизм получил в религиозных кругах. Именно стоики становились инквизиторами и основателями монашеских орденов, именно они являли пример религиозного фанатизма (самого страшного из всех существующих!), именно стоики отправлялись в крестовые походы, истребляя инакомыслящих, и, наконец, именно они выдвинули догмат о спасении с помощью собственных добрых дел.

Во второй части истории Стоицизма её главными представителями являются Панеций и Посидоний, которые использовали методы Платона и Аристотеля, так что этот период получил название стоического платонизма, так же к этому временному промежутку можно отнести и римский стоицизм.

Для третей части истории этого философского течения характерна тенденция к сакрализации и эта часть считается стоическим платонизмом Сенеки, Эпиктета, Марка Аврелия и др. .

Задача стоической философии состояла в том, чтобы найти прочное разумное основание для нравственной жизни. Вместе с киниками стоики видели в человеческом знании лишь средство к добродетельному поведению и достижению блага; вместе с киниками они поставили себе задачу сделать человека свободным и счастливым посредством добродетели. Поэтому они определяли философию как упражнение в добродетели (греч. Ьукзуйт бсефЮт). Сначала Зенон сходился с киниками в пренебрежении к теоретическим наукам - черта, которую до крайности усиливал ученик его Аристон; но впоследствии, по-видимому, сам Зенон освободился от такой односторонности, не впадая в обратную крайность другого ученика своего, Герилла, который вместе с Аристотелем признавал познание высшим благом. Наиболее отчетливо выражена основная тенденция школы у Хрисиппа: полемизируя против Аристотеля, он признает, что цель философии заключается в том знании, которое ведет к истинной деятельности и тем самым составляет часть такой деятельности. По учению стоиков, истинная деятельность невозможна без истинного, объективного знания; как и у Сократа, мудрость и добродетель признаются тождественными, и потому философия, определяемая как «упражнение в добродетели», есть вместе с тем «познание божеского и человеческого». Напрасно было бы видеть в стоицизме исключительно этическое учение; хотя нравственный интерес в нем и преобладает, его этика, столь же рационалистическая, как и другие нравственные учения греков, всецело основывается на теоретической подстройке. Рациональное философское миросозерцание само по себе имело известную нравственную цену в глазах стоиков, и если некоторые из них любили выставлять напоказ свое презрение к чистой теории, то сравнение с киниками указывает, насколько разнятся они от этих моралистов именно в разработке теоретической философии - логики и физики - которой киники действительно не хотели знать. Истинно доброе поведение, по учению стоиков, есть разумное поведение - а разумно то поведение, которое согласуется с природой человека и всех вещей. Чтобы согласовать свое поведение с законом вселенной, нужно познавать этот закон, познавать человека и вселенную. Отсюда по необходимости возникают логика, исследующая вопрос о познаваемости вещей, о критерии истины, - и физика, или наука о природе. В своем стремлении к цельному, свободному от противоречий, чисто рациональному миросозерцанию стоики нередко являются эклектиками по отношению к предшествовавшим учениям: они поставили себе трудную цель - примирить дуалистическую философию понятия, развившуюся после Сократа, с первоначальным монизмом ионийской физики .

Стоицизм впервые ввел строгое разделение философии на логику, физику и этику. Конкретно в физике стоики реставрировали космологизм Гераклита и его учение об огне как первоначальной стихии, из которой истекает все существующее в результате её превращения в другие стихии. Тут стоит задеть и тему Первоогня. Первоогонь - это пневма («дух», «дыхание»), которое разливается в мире и создает все вещи вплоть до человека и животных, остывая в неорганической природе. Каждый человек на Земле представляет собой одно из бесчисленных перевоплощений космического первоогня-пневмы, и этим обосновывается внутреннее бесстрастие человека.

Для стоиков весь космос, который управляется судьбой, есть мировое государство, а все люди - его граждане, или космополиты. Неумолимый «закон» царит в природе, человеке, обществе и государстве. Стоический космополитизм, уравнивающий перед лицом этого мирового закона всех людей - свободных и рабов, греков и варваров, мужчин и женщин, знаменует значительный прогресс в развитии человеческого равенства. Если сравнивать это с нынешней ситуацией, ведь много кто сейчас борется за равенство людей, то за столь огромный промежуток времени, который прошел со времени становления стоицизма, люди мало что смогли сделать. Эта идея появилась очень давно, но её воплощения мы так и не дождались.

Также хочется отметить, что стоики впервые ввели термин «логика», её они понимали как науку о словесном выражении. У логики было много ответвлений. Она делилась на риторику и диалектику, а диалектика - на учение об «обозначающем» (поэтика, теория музыки и грамматика) и «обозначаемом» (или «предмете высказывания», что напоминает формальную логику, поскольку неполное высказывание трактуется здесь как «слово», а неполное - как «предложение»).

Хочется немного сказать о выдающихся философах-стоиках, на которых держался сам стоицизм. Стоики отличались друг от друга, особенно различия в суждениях между стоиками разных частей истории стоицизма были наиболее яркими и отчетливыми. Для начала нужно сказать о Зеноне (стоике первой части истории стоицизма). В трактате «О человеческой природе» он первым провозгласил, что «жить согласно с Природой - это то же самое, что жить согласно с добродетелью» и что это - основная цель человека. Этим он ориентировал стоическую философию на этику. Выдвинутый идеал он реализовал в своей жизни. Зенону также принадлежит идея соединить три части философии (логику, физику и этику) в единую систему. Наиболее яркими представителями Средней Стои (второй части истории стоицизма) являются Панетий и Посидоний. Благодаря Панетию (примерно 185 - 110 гг. до н.э.) учение стоиков перешло из Греции в Рим. Наиболее видными представителями римского стоицизма (Новой Стои или третей части истории стоицизма) были Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий. Они жили в разное время, различным было и их социальное положение. Но каждый последующий из них был знаком с трудами предшественника. Сенека (ок. 4 г. до н.э. - 65 г. н.э.) - крупный римский сановник и богач, Эпиктет (50 - 138 гг. н.э.) - сперва раб, а потом нищий вольноотпущенник, Марк Аврелий (121 - 180 гг. н.э.) - римский император. Сенека известен как автор многих произведений, посвященных этическим проблемам: «Письма к Луцилию», «О стойкости философа»… Эпиктет сам ничего не писал, но его мысли зафиксировал ученик Арриан из Никомедии в трактатах «Рассуждения Эпиктета» и «Руководство Эпиктета». Марк Аврелий является автором знаменитых размышлений «К себе самому». Марк Аврелий - последний стоик античности, и, по сути, на нем стоицизм заканчивается. Стоическое учение во многом повлияло на формирование раннего христианства.

Возникла в конце IV в. до н. э. и просуществовала почти тысячу лет, до VI в. н. э. Основателем школы стоиков был Зенон из Китиона , полугреческой, полуфиникийской колонии на Кипре. Время его жизни – ок. 333 – 262 гг. до н. э. Сын купца и сам купец, Зенон разорился вследствие кораблекрушения и поселился в Афинах. Учился сначала у киника Кратеса, затем у Стильпона и Ксенократа. Около 300 г. до н. э. Зенон основал школу, находившуюся в Расписной стое – портике, украшенном фресками Полигнота . От названия группы поэтов, прежде него облюбовавших это место и прозванных «стоиками», Зенон и его ученики унаследовали своё философское имя.

Зенон Китийский, основатель школы стоиков

По разным данным, Зенон Стоик прожил от 72 до 98 лет. Рассказывают, что умер онтак: уходя с занятий, «он споткнулся и сломал себе палец; тут же постучав рукой оземь, он сказал строчку из «Ниобы» (несохранившегося стихотворения поэта Тимофея):

Иду, иду я: зачем зовешь?

– и умер на месте, задержав дыхание» (Диоген Лаэрций. VII, 28). По другим данным, он умер, воздерживаясь от пищи.

Диоген Лаэрций приписывает Зенону Стоику книги: «Государство», написанную в духе кинической философии, а также «О жизни согласно природе», «О порыве или человеческой природе», «О страстях», «Об обязанностях», «О законе», «Об эллинском воспитании», «О зрении», «О целом», «О знаках» и др. От них сохранились лишь отдельные фрагменты (см.: Фрагменты древних стоиков I, с. 71 – 72).

Преемник Зенона – стоик Клеанф (ок. 330 – 232 г.) – бывший кулачный боец, малооригинальный философ, довольно строго придерживавшийся мнений учителя. Он пришел в Афины , имея только 4 драхмы, сблизился с Зеноном и стал его учеником, зарабатывая на жизнь тяжким трудом поденщика. «По ночам он таскал воду для поливки садов, а днем упражнялся в рассуждениях; за это его прозвали Водоносом... Говорят, что однажды Антигон (Антигон II Гонат, царь Македонии в 283 – 240 гг. до н. э. и ученик Зенона), оказавшись его слушателем, задал ему вопрос, зачем он носил воду, а тот ответил: «Разве я только воду ношу? Разве я не копаю землю? разве не поливаю сад? разве не готов на что угодно ради философии?»» (Диоген Лаэрций. VII, 168, 169). Клеанф оставил философские книги: «О времени», «О физике Зенона», «Толкования к Гераклиту», «О чувстве», «О надлежащем», «О науке», «О том, что добродетель одна для мужчин и для женщин», «Об удовольствии», «О свойствах», «О неразрешимых вопросах», «О диалектике» и др. (см.: Фрагменты древних стоиков I, с, 137 – 139, где указаны 57 трудов Клеанфа). Умер этот философ в преклонном возрасте, воздерживаясь от пищи.

Третьим крупнейшим философом Древней Стои и преемником Клеанфа был Хрисипп из Сол в Киликии (ок. 281/277 – 208/205 гг.). По преданию, он был сначала атлетом (бегуном). Написал 705 книг, из которых свыше 300 по логике. «Слава его в искусстве диалектики была такова, что многим казалось: если бы боги занимались диалектикой, они занимались бы ею по Хрисиппу» (Диоген Лаэрций. VII, 180), а место его в стоической школе описывалось так: «Не будь Хрисиппа, не было бы и Стои». До нас дошли фрагменты 66 его книг (см.: Фрагменты древних стоиков III, с. 194 – 205). Умер Хрисипп, в отличие от предшественников, естественной смертью. Выпив неразбавленного вина, он почувствовал себя дурно и на пятый день умер. «Впрочем, иные говорят, будто умер он в припадке хохота: увидев, что осел сожрал его смоквы, он крикнул старухе, что теперь надо дать ослу чистого вина промыть глотку, закатился смехом и испустил дух» (Диоген Лаэрций. VII, 185).

Стоик Хрисипп. Бюст ок. 200 г. до Р. Х.

К философам Древней Стои принадлежали также ученики Зенона – Аристон из Хиоса, Герилл, Персей и др.; ученик Зенона и Клеанфа – Сфер из Боспора. Из последователей Хрисиппа назовем Диогена из Селевкии в Вавилонии и Антипатра из Тарса. Они известны как первые учителя стоицизма в Риме .

Философия стоиков – кратко

Уже в Древней Стое сложилась система стоической философии, состоящая из трех частей: логики, физики и этики. Стоики сравнивали философию с яйцом, где желток – это этика, белок – физика, а скорлупа – логика. Сравнивали они ее также с организмом животного, в котором жилы и кости соответствуют логике, мясо – этике, а душа – физике. Если Зенон Стоик начинал изложение философии с логики, переходя затем по порядку к физике и этике, то Хрисипп от логики переходил к этике, а затем – к физике. Но как бы то ни было, все эти части философии заслуживают, согласно стоикам, внимания философа: логика скрепляет систему, тогда как физика учит о природе, а этика – как жить «согласно природе».

Если древний стоицизм представляет собою оригинальную систему философии, то Средняя Стоя, представленная именами Панеция с Родоса и Посидония , характеризуется чертами эклектизма – в их учениях сказывается сильное влияние Аристотеля и особенно Платона . Есть основания даже характеризовать их учения как «стоический платонизм» (А. Ф. Лосев). Римский стоицизм, или Поздняя Стоя, высший взлет которой приходится на I – II вв. н. э., когда она представлена учениями Сенеки , Эпиктета и Марка Аврелия , представляет в основном этическое и социальное учение. Ослабление интереса к логике, теории познания и физике сопровождается у них усилением идеализма и сближением философии с религией.

Такова внешняя история стоицизма и основные черты его системы. При общей оценке социальной природы этого течения бросается в глаза, что философия Древней Стои создается представителями деклассированного слоя эллинистического общества – разорившимся купцом, нищим поденщиком, человеком, наследственное имущество которого, как говорит о Хрисиппе Диоген Лаэрций, было отобрано в царскую казну. В Риме стоицизм представлен рабом, затем вольноотпущенником Эпиктетом, всадником, достигшим высоких должностей в империи Сенекой, императором Марком Аврелием. Слушатели стоиков варьируются по своему социальному положению от македонского царя до нищего и раба. Поэтому можно сказать, что философия стоиков адресована самым различным слоям эллинистического общества , а для этого он должен был выражать достаточно широко распространенное умонастроение эпохи, как и свойственную ей общую установку социальной активности.

Луций Анней Сенека - знаменитый римский драматург и философ-стоик

Конечно, мы можем лишь в абстракции говорить об общей установке и общем умонастроении стоической философии – различны люди, различны их темпераменты и интересы, склонности и способности. Но применительно к стоикам очевидно, что общее умонастроение, нашедшее в них своё выражение, – это более или менее осознанное чувство неопределенности и ненадежности текучего и изменчивого, постоянно угрожающего человеку бытия. Ранний эллинизм во многом стоит под знаком постоянной угрозы благосостоянию, свободе, самой жизни практически любого человека, от бедняка и до царя. Реакция на это состояние со стороны философии эпикуреизма уже нам известна – это атараксия, безмятежность и невозмутимость, душевный покой мудреца, достигшего высшей свободы. Но это отношение элитарное, пригодное для немногих «избранных», удалившихся в эпикурейский «Сад» . Стоицизм формулирует идеал гораздо более широкий, пригодный и для такого мудреца, и для человека, включенного в общественную и политическую жизнь и играющего в ней не им самим определенную роль. Идеал философии стоиков – человек, который безропотно, но мужественно и с достоинством («стоически» – это слово вошло во многие языки) повинуется неизбежности, судьбе или воле богов, памятуя, что противостоять ей бессмысленно и тщетно. Ибо volentem ducunt fata, nolentem trahunt – судьбы ведут желающего, нежелающего же тащат.

Глубокое внутреннее противоречие пронизывает, таким образом, стоическое учение о человеческой жизни, стоическую этику . Мотив всеобщей обреченности влечет к пессимизму и пассивности. Но идеал «мужественной красоты» и неподвластного обстоятельствам человеческого достоинства саму безнадежность превращает в торжество над обстоятельствами, а покорность им – во внутреннюю свободу. Философскому выбору стоиков не откажешь в суровом изяществе, горделивой скромности и возвышенном трагизме. Отсюда привлекательность стоического учения. В течение полутысячелетия, от Зенона Стоика и до