Как организовать игру что где когда. Сценарий игры «Что? Где? Когда? Вопросы для игры

Для детей и родителей подготовительной к школе группы

Цель. Создание условий для обобщения и систематизирования имеющихся у детей и родителей представлений о сохранении здоровья.

Программные задачи. Расширять кругозор детей и родителей, активизировать мыслительные процессы. Развивать логическое мышление и сообразительность, способствовать адаптации детей к различным жизненным ситуациям.

Материалы и оборудование: 2 стола, конверты с вопросами, видеофильмы с вопросами от специалистов, мультфильмы по теме вопроса, музыкальные и видео заставки игры «Что? Где? Когда?»

1. Объединить детей и родителей в две команды, каждая из команд самостоятельно выбирает себе капитана.

2. На столах у игроков лежат конверты с заданиями, разделённые по секторам.

3. В конце подсчитывается количество фишек, заработанных командами, делается вывод о победителе.

4. «Стоимость» вопросов равноценна: за ответ дается всего одна фишка.

Ход собрания:

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые родители, дети и гости нашего праздника! Это последний наш День семьи, который мы с вами отмечаем вместе.

Семья – это дружба, стабильность, уют.

Семья – это место, где верят и ждут.

Где примут любого, поймут и простят,

Где правят улыбка и любящий взгляд.

В семье разделяют всегда всё на всех:

Проблемы, удачи и радостный смех.

Так будьте же крепкой счастливой семьёй,

Тогда вас печаль обойдёт стороной!

Для вас дети исполнят песню «У меня есть семья».

Против команды детского сада «Фантазёры» играют одновременно две команды. Команда родителей в составе: Байбаковой Н.В, Загреевой Л.А, Торсуновой Н.В., Демиевой А.В., Разживина С.В., капитан команды Воробьёва С.Н.

Команда детей в составе: Савинова Алёна, Демиев Марат, Загреев Артём, Штейников Егор, Торсунова Настя, Гараева Лиза, капитан команды Разживина Ангелина.

Уважаемые знатоки у каждой команды на столе лежат конверты. Против вас будут играть наши педагоги, персонажи знакомых мультфильмов. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, игра продолжается до 6 баллов. Если команда не справляется с ответом, то приз получает тот, кто задавал вопрос.

Ваши столы разделены на несколько секторов. Если стрелка вашего волчка остановится на красном секторе, то вы будите отвечать на вопросы блиц – турнира, если на синем, то на вопросы сотрудников детского сада, на белом, вы будите задавать вопросы друг другу. На жёлтом секторе вас ждёт встреча с персонажами мультфильмов, на зелёном шуточные вопросы. Чёрный сектор это чёрный ящик, скрипичный ключ вы можете поставить один раз за игру и услышать песню наших ребят.

Итак, мы начинаем игру.

Звучит музыкальная заставка к игре «Что? Где? Когда?»

Красный сектор «Блиц – опросы»

Блиц вопросы для детей:

  1. Что делают шприцом? (Укол.)
  2. Спортивная зимняя игра, в неё играют настоящие мужчины? (Хоккей.)
  3. «Летние» коньки (Ролики.)

1. Его не купишь ни за какие деньги? (Здоровье.)

2. Тренировка организма холодом? (Закаливание.)

3. Какую кашу можно сварить из гречки? (Гречневую.)

  1. Что надо делать по утрам, чтобы быть бодрым и здоровым? (Зарядку.)
  2. Как зовут спортсмена, катающегося на коньках под музыку? (Фигурист.)
  3. Детский зимний транспорт? (Санки.)

Блиц - вопросы для родителей:

  1. На чём растут финики? (НА пальме.)
  2. Что называют летним мясом? (Грибы.)
  3. Как называют утренний приём пищи? (Завтрак.)

1. Как называются сушёные абрикосы? (Курага.)

2. Какой овощ называют вторым хлебом? (Картофель.)

3. При помощи чего мы ощущаем разный вкус? (Языка.)

  1. Какие ягоды созревают под снегом? (Клюква.)
  2. Какую кашу можно сварить из пшена? (Пшённую.)
  3. Как называется сушёный виноград? (Изюм.)

Белый сектор «А что у вас?»

Вопросы для родителей от детей

От Ксюши К.: Кто в нашей группе самый младший? (Саша Б.)

От Гели Р: Продолжите наш любимый девиз «Здоровье в порядке – (спасибо зарядке).

От Алёны С: Какими персонажами мы были на новогоднем празднике в старшей группе? (Пингвинами, снежинками, снеговиками, льдинками)

Вопросы для детей от родителей:

1. Что на свете самое сладкое?

2. Как называются первые зубы у детей?

Молочные.

3. Что тяжелее: 1 кг картошки или 1 кг чипсов?

Вес одинаковый.

Синий сектор «Зарядка для ума»

Вопросы для родителей от педагогов:

1. Медики утверждают, что здоровье человека на 20% зависит от наследственности, 10% - от работы медиков, 20% - от окружающей среды и на 50% (от образа жизни человека).

2. Человек без воздуха может прожить 3 минуты. Без пищи 40 дней. А сколько без воды? (от 1 до 5 дней.)

3. В какой симфонической сказке С. Прокофьева храбрый мальчик (Петя) победил злого волка? Как она называется? (Петя и волк.)

4. в каком виде спорта преуспел Шерлок Шолмс, это вид боевого единоборства? (Бокс.)

Вопросы для детей от педагогов:

  1. Назовите двух братьев в музыке и объясните кто они? (Минор, мажор.)
  2. Спортивный снаряд для перетягивания? (Канат.)
  3. Вспомните девиз олимпийских игр. («Быстрее, выше, сильнее».)
  4. Каких людей называют «Моржи»? (Людей, купающихся в проруби.)

Жёлтый сектор «Встреча с героями мультфильмов»

Вопросы для родителей от героев мультфильмов

1. Продолжите, что говорили пингвинёнок и кит в мультфильме «Сказка о белой льдинке» (Отрывок из мультфильма.)

Ответ: Чистота, залог здоровья – (порядок, прежде всего).

2. Показ отрывка мультфильма «Нихочуха» Как называется этот мультфильм?

Ответ: «Нихочуха».

3. Почему Бегемота в мультике «Про бегемота, который боялся прививок» называли необычным?

Ответ: Он менял цвет своей шкуры: серый, белый, жёлтый.

Вопросы для детей от героев мультфильмов:

1. Какой сказочный доктор самый добрый?

Ответ: Доктор Айболит.

2. Продолжить слова Мойдодыра из мультфильма «Мойдодыр»

Ответ: Всегда и везде – (вечная слава воде).

3. О каком правиле забыл Винни-Пух в гостях у Кролика?

Ответ: Не переедать, не жадничать.

Сектор «Чёрный ящик»

Вопросы родителям :

1.«В коробке лежит предмет гигиены, который нам очень полезен. Впервые он появился в Италии. Но это не только предмет гигиены. Считалось, что у уважающего себя джентльмена, в гардеробе их должно быть не менее 150 штук.Что лежит в чёрном ящике?

Ответ: (Носовой платок.)

Вопросы детям :

1. Это игрушка. Их коллекционируют даже взрослые. Раньше их мастерили из глины. Соломы, дерева и ткани. Интереснее всего играть ими вдвоём или втроём. Что лежит в коробке?

Ответ: (Кукла.)

Зеленый сектор- «Юмористические трудности»

Играю с вами я. Нужно расшифровать фразу:

Объясняем задание:

Правила расшифровки: в любом известном выражении, пословице, строчке из песни или стихотворении все слова заменяются на противоположные, обратные по смыслу: «белое» на «черное», маленькое на большое.

Например: «Вылетел комар из плова» - Села муха на варенье.

1 конверт родителям

Дылда - дочь от мамы смылась. (Строчка из стих.)

Крошка сын к отцу пришел.

Скончалась у деда одна грустная курица. (Песня.)

Жили у бабуси два веселых гуся.

2 конверт родителям

Борщ кетчупом улучшишь. (Поговорка.)

Кашу маслом не испортишь.

Картошка да окрошка – десерт соседа. (Поговорка.)

Хлеб да каша – пища наша.

3 конверт родителям

Болезнь – в подарок

Здоровье – не купишь.

Лук от 7 недуг.

Яблоко для здоровья.

1 конверт детям

Мышь в босоножках. (Сказка.)

Кот в сапогах.

Квадратик (Сказка.)

2 конверт детям

Цапля-домоседка. (Сказка.)

Лягушка-путешественница.

Собачья конура (Сказка.)

Кошкин дом

3 конверт детям

Ведьма на Земном шаре (Сказка.)

Принцесса на горошине

Великанша. (Сказка.)

Дюймовачка.

Музыкальная пауза

1. Песенка «Модницы».

2. Песенка «Плим».

Подведение итогов. Награждение победителей.

Интеллектуальная игра для учащихся старших классов

«Что? Где? Когда?

1 сезон

Цель: Расширить знания учащихся по предметам естественно-математического и общественно-научных циклов. Задачи: 1. Формировать умение интегрировать знания по разным дисциплинам естественно-математического и общественно-научных циклов; 2. Развивать слуховое и зрительное восприятия, коммуникативную речь учащихся; 3. Воспитывать интерес к школьным предметам; 4.Формировать личностные качества учащихся: чувство, ответственности, взаимовыручки, умение работать в коллективе.

Оборудование : игровой стол, игровой круг, волчок, вопросы в цветных конвертах для каждого сектора, чёрный ящик, аудиозапись музыки из игры «Что? Где? Когда?», оформление класса (актового зала).

Ход игры .

Ведущий: «Здравствуйте, уважаемые гости!» (звучит музыка)
Мы рады сегодня приветствовать вас в нашем элитарном клубе «Что? Где? Когда?»! Сегодня, ………(дата), мы открываем первый сезон 2015-2016 учебного года. Против команды учителей играет команда знатоков. В клуб приглашаются наши Знатоки! (звучит музыка)

1. Самый находчивый - ФИО 2. Самый сообразительный – ФИО 3. Самый старательный – ФИО 4. Самый наблюдательный - ФИО 5. Самый загадочный – ФИО 6. И самый-самый-самый – капитан команды ФИО

(звучит музыка, Знатоки рассаживаются)

Ведущий: Итак, мы начинаем. Против наших Знатоков играет команда учителей. От каждого из них есть вопрос. Перед вами 12 секторов. 11 вопросов и 12-тый-блиц-вопрос. На обсуждение каждого вопроса отводится ровно 1 минута. Каждый вопрос – 1 балл. ……Крутим волчок.

Вопросы:

1. Определение из словаря Владимира Ивановича Даля: «Сказочное лицо вроде вечного жида» Кто же это? (Кощей Бессмертный)

2. Изобретенный в III веке нашей эры в Китае прибор по имени «чи-чан» заменил мореходам птиц. Что это был за прибор? (Компас)

3. Одного звали Филипп, второго – Рудольф. Дважды они пытались ограбить некую квартиру, причем во второй раз вещи они крали по привычке, а целью их был человек, кстати, помешавший им совершить обе кражи. Назовите этого человека. (Карлсон)

4. Один из вариантов этого изобретения действовал при соприкосновении с серной кислотой, другой- когда стеклянную головку раздавливали щипцами. Шведский вариант давал результат при трении о шершавую поверхность. Усовершенствованным вариантом мы пользуемся и сейчас довольно часто. О чем идет речь? (Спички)

5. Одному известному писателю приходило много писем. Иногда он говорил жене: «Это письмо я читать не буду, поскольку в нем написана гадость». Что интересно, практически всегда этот прогноз оказывался точным. А как писатель угадывал содержание письма, не вскрывая конверта? (Это письмо было без обратного адреса (анонимное).

6. До войны во многих кинотеатрах СССР с успехом шли фильмы с участием Чарли Чаплина. Кто озвучивал роли Чарли Чаплина? (Никто. Фильмы немые).

7. Детей обычно приносит аист. Или находят в капусте. А кого можно найти в апельсинах? (Чебурашку).

8. Этот путешественник совершил великое открытие, которое потрясло весь мир. Со вторым открытием люди борются до сих пор во всем мире. Назовите имя этого путешественника и два открытия, о которых знает весь мир. (Колумб является первооткрывателем нового материка, но именно с его экспедицией в Европу был завезен табак. С курением люди борются по сей день.)

9. Этот сложный механизм создала сама природа. Он представляет собой неравноплечий рычаг; сопротивление воздуха заставляет поворачиваться длинное плечо этого рычага, образуя плоскость, давящую на воздух. При обратном токе воздуха это рычаг разворачивается вертикально, оставляя воздуху свободный проток. О каком механизме идет речь?

(этот механизм – перо в птичьем крыле)

10. Согласно русской пословице, голову нужно держать в холоде. К ак, согласно этой же пословице, нужно держать ноги и живот?

(Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле. Именно тогда ты сможешь быстро принимать решения и трезво мыслить, быстро двигаться, и точно не заработаешь простуду, если ноги содержишь в тепле. Именно эта пословица была любимой у известного полководца А. Суворова.)

11. В Непал из Индии в 1965 году через три горных цепи на бамбуковых носилках несли королевскую покупку, для которой специально было построено 1,5 асфальтовой дороги вокруг дворца. Что это была за покупка? (Автомобиль)

12. Блиц - вопросы:

Мышь, бык, тигр, заяц, дракон, змея, лошадь, овца… Продолжите дальше перечень. (ответ: в восточном гороскопе после овцы идет знак обезьяны)

Какое животное способно выпить 250 литров воды? (ответ: верблюд)

Назовите самое высокое растение в семействе злаков? (ответ: бамбук)

Красный, желтый, зеленый, оранжевый, синий, голубой… Какого цвета в данном списке не хватает?

Звучит финальная победная музыка. Ведущий подводит итоги. Вручает грамоты.

Целью этой игры является активизация познавательной деятельности ребенка. В процессе игры у ребят также формируются чувства партнерства наряду с чувствами индивидуализма, как свойств личности, умения переносить полученные знания в нестандартные условия.

В игре участвуют любое число команд, но минимум две. Состав команды может колебаться от 6 до 20 человек. Каждая команда должна выбрать себе капитана и придумать себе название. Игра проводится в актовом зале или другом большом помещении, на стенах которого развешены плакаты с названием игры. На сцене находится стол для ведущего. За ведущим расположено табло для счета игры.

Во время игры все команды сидят в зале. В начале игры ведущий еще раз объясняет правила игры. Правила игры: ведущий зачитывает вопрос и дает одну минуту для обсуждения всем командам. По истечении минуты звучит звуковой сигнал, после которого в течение 20 секунд команды должны сдать в письменном виде свои ответы ведущему. По истечении 20 секунд звучит второй звуковой сигнал, после которого ответы от команд больше не принимаются.

Ведущий быстро просматривает листочки с ответама команд и перед тем как он сообщает правильный ответ он может зачитать, не называя при этом команды, которая сдала этот листок, “оригинальные ответы”. Далее ведущий произносит правильный ответ и результаты первого вопроса вносятся на табло. Если команда правильно ответила на вопрос, она получает один балл. При этом в скобках записывается рейтинг вопроса - число команд, которые не ответили на вопрос. Далее игра продолжается и задается следующий вопрос.

В перерывах между вопросами можно включать музыку (продолжительностью около 5 секунд каждая). После того как ведуший прочитает половину вопросов, для того чтобы команды немного отдохнули, можно включить какой-нибудь музыкальный номер (музыкальная пауза). После музыкальной паузы игра возобновляется.

Команда, победившая в игре (набравшая большее количество очков) награждается медалями победителей, именными дипломами чемпионов игры Что? Где? Когда?, а также памятными призами. Если две команды набрали одинаковае число баллов, то для выявления победителя смотрится сумма рейтига всех вопросов. У кокой команды он больше та и победила в игре. Проигравшие команды получает поощрительные призы. При большом числе участвующих каманд возможно выделение мест (с первого по третье). Также возможен особый приз команде за самую оригинальную версию ответа.

Теперь самое главное вопросы для игры:

1. Свинья, собака, ворона, заяц. Эти животные известны всем малышам. Назовите имя хотя бы одного из них?
(Хрюша, Филя, Каркуша, Степашка).

2. В старину в Сибири был такой обычай - каждый пуд добытого металла отмечался выстрелом из пушки. Какой металл обладал такой почестью.
(Золото).

3. В одном из российских городов организована служба спасения, идентичная американской службе спасения 911. В эту службу вошли пожарные, милиция и скорая помощь. Какой номер телефона у российской службы?
(1-2-3).

4. Хищник семейства псовых, жвачное полурогое животное, растение семейства крестоцветных. С 18 века известна логическая задача с участием этой троицы. Сформулируйте эту задачу.
(Задача о том, как перевезти через реку волка, козу и капусту, если лодка выдерживает не более одного из них).

5. Определение из словаря Владимира Ивановича Даля: “Сказочное лицо вроде вечного жида” Кто же это?
(Кощей Бессмертный).

6. Спасская, Никольская, Троицкая, Боровицкая, Водовзводная. Как вы думаете, какая деталь этих башен Московского кремля является общей для них и ни на одной из других башен не встречается?
(Рубиновые звезды).

7. Изобретенный в III веке нашей эры в Китае прибор по имени “чи-нан” заменил мореходам птиц. Что это был за прибор?
(Компас).

8. В 312 году в Риме вместо старой серебряной монеты была выпущена новая, золотая - “солидус”. Далее от названия этой монеты произошло название итальянского “сольдо”. А от последнего возникло название военного человека. Что это за название?
(Солдат).

9. Красный, желтый, зеленый, оранжевый, синий, голубой. Какого цвета в данном списке не хватает?
(Фиолетовый).

10. Вы несомненно любите остросюжетные произведения. Вот сюжет одного из них: Во время прогулки неожиданно найден клад. По случаю находки состоится праздник, который омрачен появлением коварного злодея. Жизнь героини в опасности, но в последний момент появляется герой и убивает злодея. Все заканчивается свадьбой. как зовут героиню произведения?
(Муха-Цокотуха).

11. Конструкция из пяти букв “Х” и четырех букв “О” по английски называется “тик-так-тоу”. Как она называется по русски?
(Крестики-нолики).

12. До войны во многих кинотеатрах СССР с успехом шли фильмы Чарли-Чаплина. Кто озвучивал роли Чаплина?
(Никто. Эти фильмы немые).

13. Детей обычно приносит аист, или их находят в капусте. А кого можно найти в апельсинах?
(Чебурашку).

14. Фильм “Подвиг Геракла” 1956 года, имел такой успех, что миллионы мальчишек стали по утрам делать... Что?
(Зарядку).

15. В 1991 году они погубили в Америке 67 детей и ранили около 160 тысяч. Социологи подсчитали, что каждая шестая из них таит в себе опасность для ребенка. Но практически все родители пренебрегают этим предупреждением. Что это за опасности?
(Игрушки).

16. В древнем Китае размоченную кору тутового дерева расщепляли на тонкие ленты и варили в растворе извести два часа. Затем полученную массу разбивали модлотками, добавляли клей, заливали водой и все это просеивали через мелкое сито. Массу осевшую в сите, опрокидывали на доску и прессовали. Как мы называем полученное таким образом изделие?
(Бумага).

17. В конце июля в Гааге прошел слет. Все его участники называли себя Николаями. Один из вопросов слета был о трудностях проникновения в дом через печные трубы. Как бы назвал себя предстовитель России на этом слете?
(Дед Мороз).

18. В романе английского писателя Томаса Хардли рассказыва-ется, что когда одна девушка из бедной семьи собиралась в гости, мать завешивала окно ее комнаты снаружи черным плащом. Для чего она это делела?
(Так окно можно использовать как зеркало).

19. В Непал из Индии в 1965 году через три горных цепи на бамбуковых носилках несли королевскую покупку, для которой специально было построено 1,5 км асфальтовой дороги вокруг дворца. Что это была за покупка?
(Автомобиль).

20. Одного звали Филлипп, второго Руфольд. Дважды они пытались ограбить некую квартиру, причем во второй раз вещи они крали по привычке, а целью их был человек, кстати, помешавший им совершить обе кражи. Назовите этого человека.
(Карлсон).

21. Один из вариантов этого изобретения действовал при соприкосновении с серной кислотой, другой - когда стеклянную головку раздавливали щипцами. Шведский вариант давал результат при трении о шершавую поверхность. Усовершенствованным вариантом мы пользуемся и сейчас довольно часто. О чем идет речь?
(Спички).

22. Валентину пикулю приходило много писем. Иногда он говорил жене: “А вот это письмо я читать не буду, поскольку в нем написана гадость”. Что интересно, практически всегда, этот прогноз оказывался точным. А как писатель угадывал содержание письма, не вскрывая конверта?
(Это письмо было без обратного адреса (анонимное).

23. Праздник Ивана Купалы на Руси всегда отмечался с весельем и ночным гуляньем. Одно из развлесений было прыгание через костер. Однако, иногда Купальский костер заменяли кучей стеблей некоего растения. Какого?
(Крапива).

24. Процедура выяснения обстоятельств любого дела в римском суде состояла из семи вопросов. Вот четыре из них: Кто? С чьей помощью? Для чего? Каким образом? Назовите три оставшихся вопроса.


Warning on line 31

Warning : Call-time pass-by-reference has been deprecated in /home/exampleo/public_html/lib/plugins/result/ChempParser.php on line 38

Warning : Call-time pass-by-reference has been deprecated in /home/exampleo/public_html/lib/plugins/result/ChempParser.php on line 147

Warning : Call-time pass-by-reference has been deprecated in on line 428

Warning : Call-time pass-by-reference has been deprecated in /home/exampleo/public_html/lib/plugins/dir/syntax.php on line 436

Warning : Call-time pass-by-reference has been deprecated in /home/exampleo/public_html/lib/plugins/dir/syntax.php on line 509

Warning : Call-time pass-by-reference has been deprecated in /home/exampleo/public_html/lib/plugins/dir/syntax.php on line 571

Warning : Call-time pass-by-reference has been deprecated in /home/exampleo/public_html/lib/plugins/dir/syntax.php on line 711

Warning : Call-time pass-by-reference has been deprecated in /home/exampleo/public_html/lib/plugins/dir/syntax.php on line 718

Как организовать и провести чемпионат по игре «Что? Где? Когда?»

Поклонники телевизионной игры «Что? Где? Когда?» знают, что в игре принимает участие одна команда из шести человек, сидящих за круглым столом с волчком. Но никто не мешает поставить рядом 10 или 20 столов, а ответы у команд принимать в письменном виде. А еще можно провести игры в нескольких залах на одних и те же вопросах, и объединить результаты в общую таблицу. Интересно, что иногда для демонстрации или знакомства с играющими командами применяются игры, в которых команды на вопрос ведущего еще и отвечают устно. Но делают это они по очереди и равное количество раз, что не нарушает основного правила спорта – все должны находиться в одинаковых условиях. Ниже, в хронологическом порядке, приведены действия, необходимые для проведения чемпионата. Покажем это на примере школьного турнира, который без труда можно адаптировать в студенческий турнир или соревнование внутри предприятия. А деление по возрастным категориям может быть применено и к иным категориям. Так, например, в вузе это могут быть студенты, аспиранты и преподавательский состав. Итак:

1. Подготовьте нужное количество вопросов. На первый случай вам пригодятся 15 новых вопросов (см. Приложение 8). Их должно хватить на небольшой школьный чемпионат. Если ученики вашей школы не участвовали в чемпионатах, можно использовать вопросы, которые звучали на районных играх или финале прошлых лет (см. Приложение 3), что поможет сравнить уровень играющих команд с игравшими в чемпионате. А для поиска вопросов в дальнейшем смотрите раздел «Где брать вопросы».

2. Повесьте на видном месте афишу чемпионата.

3. Оповестите учеников 8-11 классов (возможно участие отдельных учеников из младших классов, но, если они не вундеркинды, вопросы могут показаться для них тяжеловатыми).

4. Соберите предварительные заявки команд (см. Приложение 4) и предупредите их, что во время игры им понадобятся листы бумаги и ручки для записи вопросов.

5. Подготовьте ответные карточки из расчета 1 карточка на 1 вопрос для каждой команды. Их можно напечатать по образцу (см. Приложение 6) или нарезать чистые листы бумаги (например, формат А4 - на 16 частей) и попросить команды перед игрой написать в правом верхнем углу каждой карточки номера вопросов. Карточки заготовьте с небольшим запасом, так как в процессе игры некоторые могут потеряться или прийти в негодность.

6. Приготовьте 2 листа регистрации команд для старшей и младшей групп (см. Приложение 5), 2 ведомости подведения итогов для старших и младших (см. Приложение 7) и, желательно, таблички с названиями заявившихся команд.

7. В достаточно большом помещении (актовый зал, столовая, вестибюль, спортзал и т.п.) расставьте столы и стулья из расчета: 1 команда - 1 стол и 6 стульев, плюс стол и три стула для судейской коллегии. Судьям необходим достаточно просторный стол для сортировки и хранения ответных карточек, а также для одновременного заполнения игровых таблиц. Ведущему во время игры придется «жонглировать» списком вопросов, секундомером и микрофоном, поэтому, подумайте об организации его рабочего места. Расстояние между игровыми столами должно быть не менее 1,5 м, чтобы команды, с одной стороны, не мешали друг другу, а с другой – не подслушивали версии соседей. Если самое большое доступное помещение - актовый зал или аудитория с рядами кресел, можно расположить команду следующим образом: первых трех человек посадите на первый ряд, оставшихся троих - на второй, за спинами первой троицы. Так им будет удобнее обсуждать вопросы. На этих же двух рядах с интервалом в 2-3 кресла разместите другие команды. Пропустив 1-2 ряда, рассадите таким же образом еще партию команд и т.д.

8. На столах команд разложите ответные карточки и поставьте таблички с названиями команд. Вместо названий команд могут фигурировать номера, а ответные карточки можно выдать и во время регистрации.

9. В большом помещении желательно установить звукоусиление, иначе либо часть команд не расслышит вопросы, либо ведущий сорвет голос.

10. Пригласите судейскую коллегию в составе трех человек, которые будут оценивать правильность ответов команд и подводить итоги игр. Предварительно ознакомьте судей с Правилами игры (см. Приложение 1) и статьей «Советы судейской коллегии».

11. За 15-20 минут до начала игры предложите командам занять свои места за столами, зарегистрируйте их (запишите номер команды по порядку, название, класс, капитана) и проверьте, если того требуют условия соревнований, соответствие игроков команды заявленной возрастной группе. Так, в младшей возрастной группе могут играть команды, ВСЕМ игрокам которых исполнилось 15 лет после 01.09. текущего учебного года. Если в команде, которая заявлена в младшей группе, есть игроки старше, команда может либо заменить их, либо всем составом перейти в старшую группу. В старшей возрастной группе могут играть команды, состоящие из учеников, которым исполнилось 17 лет после 01.09. текущего учебного года. Игроки из 9-х и младше классов допускаются к играм в старшей возрастной группе (в младшей они в этом случае не играют). Игроки, старшей группы, либо заменяются, либо команда вообще снимается с соревнований. Ученики, которым исполнилось 17 лет после 01.09. текущего учебного года, могут организовать сборную команду и играть чемпионат школы вне зачета, то есть в оргкомитет ее результаты не отправляются. Данные возрастные границы приведены в соответствие с требованиями Международной ассоциации клубов (МАК) интеллектуальных игр, так как победители чемпионата города могут принимать участие в чемпионате России и Международном Кубке Молодежи. Однако, если городские соревнования проходят вне зачета МАК, все школьники могут играть по единой системе.

12. Попросите всех игроков приготовить бумагу и ручки, а капитанов – оформить ответные карточки, т.е. написать в левом верхнем углу каждой карточки номер, под которым команда зарегистрировалась у организатора игр, и, при необходимости, проставить в правом верхнем углу номера вопросов. Во время регистрации каждая команда получает игровой номер, которым подписывает свои ответные карточки, и под которым ее вносят в ведомость подведения итогов у судейской коллегии. Это позволяет команде быстрее подписывать свои ответы, а судьям - разбирать поступившие карточки, не вчитываясь в длинные и неразборчиво написанные названия команд. Чтобы не перепутать ответы команд старшей и младшей групп, команды старшей группы получают номера, начиная с 1-го, а команды младшей группы начинают регистрировать, например, со 101-го номера

13. Попросите нескольких человек из зрителей помочь собирать ответы у команд и приносить их судьям. Желательно, чтобы они были из неиграющих классов, чтобы не было подсказок.

14. Напомните игрокам основные правила игры:

Играть все команды будут одновременно, поэтому ответы надо сдавать в письменном виде;

На обсуждение вопроса дается одна минута и еще десять секунд на то, чтобы записать ответ и сдать его. Сданный ответ - это карточка в поднятой руке капитана команды (когда ее заберут помощники – не важно, главное - вовремя поднять);

В карточке должен быть только один ответ - если команда не может выбрать между правильным и неправильным ответом, считается, что она не справилась с вопросом, и очко ей не присуждается;

Отвечать нужно строго на тот вопрос, который задан: на вопрос «Кто?» указать человека, на вопрос «Где?» - место. Если команда понимает, о чем идет речь, но отвечает не на тот вопрос, очко ей не присуждается.

15. Объявите начало игры и передайте слово ведущему. Он должен будет читать вопросы, объявлять начало и конец минуты обсуждения, вести отсчет десяти секунд, отведенных на сдачу ответов (принято считать от «десяти» до «нуля»), следить за своевременной сдачей ответов и т.д. – все это подробно описано в Правилах спортивной игры «Что? Где? Когда?» (см. Приложение 1).

16. По окончании игры судейская коллегия подсчитывает количество ответов у каждой команды и объявляет победителей. Эти команды получают право играть во втором этапе - чемпионате района или города. Как правило, для того, чтобы определить победителя, хватает учета правильных ответов. Однако нередко их количество совпадает. Если первое место разделят несколько команд, им можно задать приготовленные заранее вопросы, чтобы определить победителя. А можно составить из игроков команд-победительниц сборную (только нужно быть уверенным, что в сборную попадут действительно сильнейшие игроки каждой команды, а для этого может понадобиться несколько дополнительных тренировок).

17. Однако командам надо учитывать, что на следующих этапах соревнования их ждет иной подход к выявлению победителей в случае равенства очков. Есть несколько способов, применяемых на разных турнирах. Познакомим вас с двумя основными системами. Так, например, довольно широко используется система «сумма мест». Суть ее состоит в том, что чемпионат разбивается на несколько туров (как правило, по 12 вопросов) и вместе с очками команды получают в зачет дополнительные показатели, соответствующие местам, занятым командами в каждом из туров. В случае, если две или более команд ответили на одинаковое количество очков, им записывается средний показатель. Так, если две команды заняли второе и третье места, им записывается (сумма мест разделить на два) показатель 2,5. Если три команды заняли, к примеру, пятое, шестое и седьмое место, то все получают показатель равный шести. В финале эти показатели суммируются и та или те команды, у которых показатель суммы мест оказываются меньше, в случае равенства очков имеют преимущество. Такой подход хорош на длинной дистанции, состоящей из многих туров. Другая распространенная система носит название «очко плюс рейтинг» и суть ее заключается в том, что преимущество имеют команды, ответившие на большее количество сложных вопросов. Сложность вопроса определяется количеством команд, не ответивших в данном турнире на поставленный вопрос. Такой показатель называется рейтингом вопроса. В случае совпадения количества игровых очков у команд, рейтинги вопросов, на которые команды ответили верно, суммируется, и преимущество получает команда с большей суммой. Такой подход позволяет рассеять команды даже в одном туре. Именно он используется в Воронеже. В Приложении 2 вы можете видеть, как расположились финалисты школьного чемпионата Воронежа 2002 года, игравшие по системе «очко плюс рейтинг». Обратите внимание, что с третьего по шестое место команды, набравшие одинаковое количество игровых очков, расположились согласно рейтингу. Это позволило определить «бронзового» призера без дополнительных вопросов. Впрочем, для определения лучшей команды в учебном заведении или предприятии вы можете воспользоваться системой на свой вкус или по согласию с капитанами команд. Для примера скажем, что в Курске используется не система «очко плюс рейтинг», а «рейтинг плюс очко», где в первую очередь учитывается сложность «взятых» вопросов. Такой подход дает возможность определить победителя среди сильнейших команд со стажем игры. Однако это скорей эксперимент. Можно выявить победителя и жеребьевкой. Но в любом случае условия, по которым команды соревнуются, должны быть известны всем заранее.

18. Результаты чемпионата (список команд и количество их ответов) сохраняются и передаются представителю оргкомитета на втором этапе чемпионата города. В Воронеже практикуется правило «проходного балла». Так, от одного учебного заведения могут пройти на следующий этап соревнований, кроме чемпиона, еще и команды, набравшие определенное количество очков. Однако для этого необходим ведущий или наблюдатель от оргкомитета.

Сценарий проведения школьного интеллектуального соревнования «Что? Где? Когда?»

Сценарий содержит в себе всё необходимое для проведения школьного конкурса “Что? Где? Когда?” для нескольких команд: 4 раунда по 6 вопросов в каждом, 6 вопросов для проведения игры со зрителями. Вопросы для игры взяты из различных справочных источников.

Заседание школьного интеллектуального клуба «Что? Где? Когда?»

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые участники и гости нашего клуба «Что? Где? Когда?». Заседание клуба объявляю открытым! Сегодня мы собрались с вами, чтобы стать свидетелями и участниками захватывающей интеллектуальной дуэли. Позвольте же мне представить команды, которые скрестят шпаги на этом поединке ума и смекалки.

(Представление команд)

Ведущий: И, конечно, как на любой дуэли, у нас присутствуют секунданты.

(Представление жюри)

Ведущий: Итак, пора начинать. И первый раунд называется «Путешествие во времени и пространстве».

Вопросы первого раунда.

1) Существует шутливая морская традиция бросать в воду всех, кто впервые:

а) попал на судно б) встал за штурвал в) пересекает экватор г) поднял парус

2) Японское слово «хоку» имеет отношение к:

а) одежде б) этикету в) природе г) поэзии

3) Сколько весил первый мушкет, который был изобретён в Испании в 1521г.?

а) 0,5 кг. б) 2 кг. в) 4 кг. г) 7 кг.

4) В процессе изготовления денег во времена Ликурга их опускали в уксус. Для чего?

а) дезинфекции б) предотвращения переплавки
в) увеличения срока их использования г) придания специфического блеска

5) Что такое сари?:

а) одежда б) животное
в) ритуал г) приправа

6) Почти до конца XIX в. В России дворцовый пир считался тем более пышным, чем больше на нём было:

а) перемен блюд б) свечей в) гостей г) дорогих столовых приборов

Ведущий: Первый раунд закончен и мы просим жюри подвести его итоги.

(слово жюри)

Ведущий: Наш второй раунд называется «В мире животных».

Вопросы второго раунда.

1) Филин может повернуть голову на:

а) 90 градусов б) 180 градусов в) 270 градусов г) 360 градусов

2) Сфинкс, «охраняющий» пирамиды в Гизе, обладает телом:

а) льва б) волка в) орла г) слона

3) Фелинолог – это специалист по:

а) собакам б) кошкам в) рыбам г) моллюскам

4) Кто из них не является рыбой?

а) акула б) дельфин в) скат г) щука

5) Все лебеди Англии являются собственностью:

а) парламента б) принца в) королевы г) граждан Великобритании

6) Свинья не в состоянии смотреть:

а) влево б) вправо в) вниз г) вверх

Ведущий: Итак, борьба накаляется! И командам не терпится узнать результаты второго раунда.

(слово жюри)

Ведущий: А сейчас, пока команды немного передохнут, возможность блеснуть своими знаниями и эрудицией предоставляется нашим зрителям.

Вопросы для игры со зрителями.

1) Чудный запах (аромат)

2) Кредит в банке (ссуда)

3) Боец с быком (матадор)

4) Свидетельство на изобретение (патент)

5) Безусый матрос (юнга)

6) Тупой конец топора (обух)

Ведущий: Что ж, зрители продемонстрировали отличные знания, но теперь давайте вернёмся к игре. И в следующем раунде, уважаемые знатоки, мы с вами поговорим о «Самом-самом».

Вопросы третьего раунда.

1) Самое распространённое в мире имя:

а) Филипп б) Иван в) Мухаммед г) Александр

2) Самую маленькую армию в мире(12 человек) имеет:

а) Ватикан б) Сан-Марино в) Кения г) Норвегия

3) Этот город виден из космоса как самое яркое место на земле:

а) Нью-Йорк б) Москва в) Минск г) Лас Вегас

4) В названии самой известной в мире книге – книге рекордов Гиннесса пишется:

а) одно н и одно с б) 2 н и 2 с в) 1 н и 2 с г) 2 н и 1 с

5) Самым серьёзным в мире Уинстон Черчилль считал две вещи. Одна из них – живопись. Вторая:
а) игра б) политика в) война г) мытьё посуды

6) В этом городе должен был закончиться первый рейс самого известного корабля современности – «Титаника»:

а) Вашингтон б) Лос-Анджелес в) Нью-Йорк г) Ливерпуль

Ведущий: Наша интеллектуальная дуэль близится к завершению. И мы с нетерпением ждём результатов 3-го раунда. А пока жюри подводит итоги, для вас – музыкальная пауза.

(музыкальный номер)

(слово жюри)

Ведущий: Последний раунд – самый сложный, т.к. знатокам не будут предоставляться варианты ответов, но зато за правильный ответ на вопрос команда получит целых 2 балла вместо одного.

Вопросы для четвёртого раунда.

1) Голландцы говорят: «Бог создал море, а мы …» (землю).

2) Один сорокалетний человек заявил, что у него было только 10 дней рождения. Могло ли такое быть, и при каких обстоятельствах? (Да, если он родился 29 февраля).

3) Нил, Дунай, Ганг, Дон. Эти реки протекают по разным странам и континентам. А что означают их названия? (вода)

4) Некоторые историки считают, что если бы Наполеон засекретил ЭТО ИЗОБРЕТЕНИЕ повара, то он смог бы завоевать весь мир. Назовите это изобретение. (Консервы)

5) Это усовершенствование в одежде изобрёл американец Джудсон, однако коммерческого успеха он не добился. Лишь после того, как американский флот заказал их в количестве 10 000 штук для комбинезонов морских лётчиков, а одна из фирм использовала это для сапожек, изобретение стало популярным во всём мире. Что же это? (Застёжка «молния»)

6) На каком языке читал и писал Чингисхан, хотя и был монгольским ханом?
(Чингисхан был неграмотным)

Ведущий: Слово для подведения итогов предоставляется секундантом нашей интеллектуальной дуэли.
(слово жюри)

Ведущий: Поздравляем победителей! На этом заседание интеллектуального клуба «Что?Где?Когда?» объявляю закрытым.