История. Истина и ее критерии

Понятие истины - сложно и противоречиво. У разных философов, в разных религиях оно свое. Первое определение истины дал Аристотель, и оно стало общепринятым: истина - это единство мышления и бытия. Расшифрую: если ты о чем-то думаешь, и твои мысли соответствуют действительности, то это истина.

В повседневной жизни истина - это синоним правды. «Истина в вине», - говорил Плиний Старший, подразумевая, что под влиянием определенного количества вина человек начинает говорить правду. На самом деле эти понятия несколько различаются. Истина и правда - обе отражают реальность, но истина - это больше логическое понятие, а правда - чувственное. Сейчас наступает момент гордости за наш родной русский язык. В большинстве европейских стран эти два понятия не различают, у них это одно слово («truth», «vérité», «wahrheit»). Откроем Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля: «Истина - … все, что верно, подлинно, точно, справедливо, что есть; … правда: правдивость, справедливость, правосудие, правота». Итак, можно сделать вывод, что правда - это нравственно ценная истина («Мы победим, с нами правда»).

Теории истины.

Как уже говорилось, теорий множество, в зависимости от философских школ и религий. Рассмотрим основные теории истины :

  1. Эмпирическая : истина - это все знание, основанное на накопленном опыте человечества. Автор - Френсис Бэкон.
  2. Сенсуалистическая (Юм): истину можно познать только сенситивно, ощущением, восприятием, созерцанием.
  3. Рационалистическая (Декарт): вся истина уже заключена в разуме человека, откуда ее надо извлекать.
  4. Агностическая (Кант): истина неопознаваема сама по себе («вещь в себе»).
  5. Скептическая (Монтень): ничто не истинно, человек не способен на получение сколько-нибудь достоверных знаний о мире.

Критерии истины.

Критерии истины - это те параметры, которые помогают отличить истину от лжи или заблуждения.

  1. Соответствие логическим законам.
  2. Соответствие ранее открытым и доказанным законам и теоремам наук.
  3. Простота, общедоступность формулировки.
  4. Соответствие фундаментальным законам и аксиомам.
  5. Парадоксальность.
  6. Практика.

В современном мире практика (как совокупность накопленного поколениями опыта, результаты различных экспериментов и результаты материального производства) - первый по значимости критерий истины.

Виды истины.

Виды истины - классификация, изобретенная некоторыми авторами школьных учебников по философии, основанная на их желании все классифицировать, разложить по полочкам и сделать общедоступным. Это мое личное, субъективное мнение, появившееся после изучения множества источников. Истина одна. Разбивать на виды ее - глупо, и противоречит теории любой философской школы или религиозного учения. Однако у истины есть разные аспекты (то, что некоторые рассматривают как «виды»). Вот их и рассмотрим.

Аспекты истины.

Открываем практически любой сайт-шпаргалку, созданный для помощи сдачи ЕГЭ по философии, обществознанию в разделе «Истина», и что мы увидим? Выделятся три основных аспекта истины: объективная (та, что не зависит от человека), абсолютная (доказанная наукой , либо аксиома) и относительная (истина только с одной какой-либо стороны). Определения верны, но рассмотрение этих аспектов - крайне поверхностное. Если не сказать - дилетантское.

Я бы выделил (основываясь на идеях Канта и Декарта, философии и религии и т.д.) четыре аспекта. Эти аспекты следует разделить по двум категориям, не сбрасывать все в одну кучу. Итак:

  1. Критерии субъективности-объективности.

Объективная истина объективна по своей сути и не зависит от человека: Луна вращается вокруг Земли, и на этот факт мы не можем повлиять, но можем сделать объектом исследования.

Субъективная истина зависит от субъекта, то есть мы исследуем Луну и являемся субъектом, но если бы нас не было, то не было бы ни субъективной истины, ни объективной. Эта истина, напрямую зависящая от объективной.

Субъект и объект истины взаимосвязаны. Выходит, что субъективность и объективность - это грани одной и той же истины.

  1. Критерии абсолютности-относительности.

Абсолютная истина - истина, доказанная наукой и неподлежащая сомнению. Например, молекула состоит из атомов.

Относительная истина - то, что является истиной в определенный период истории или с определенной точки зрения. До конца XIX века атом считался наименьшей неделимой частью вещества, и это было истиной, пока ученые не открыли протоны, нейтроны и электроны. И в этот момент истина изменилась. А потом ученые открыли, что протоны и нейтроны состоят из кварков. Далее, думаю, можно не продолжать. Получается, что относительная истина какой-то период времени была абсолютной. Как убедили нас создатели «Секретных материалов», Истина где-то рядом. И все же где?

Приведу еще один пример. Увидев фотографию пирамиды Хеопса со спутника под определенным углом, можно утверждать, что это квадрат. А фото сделанное под определенным углом с поверхности Земли, убедит, что это треугольник. На самом же деле - это пирамида. Но с точки зрения двумерной геометрии (планиметрии), первые два утверждения - истина.

Таким образом, получается, что абсолютная и относительная истина так же взаимосвязаны, как и субъективная-объективная . Наконец-то, мы можем сделать вывод. У истины нет видов, она одна, но у нее есть аспекты, то есть то, что является истиной под разными углами рассмотрения.

Истина - сложное понятие, которое при этом остается единым и неделимым. И изучение, и осмысление этого термина на данном этапе человеком еще не завершено.

достижение научной истины .

Применительно к философии истина является не только целью познания, но и предметом исследования. Можно сказать, что понятие истины выражает сущность науки . Философы давно пытаются выработать такую теорию познания, которая позволила бы рассматривать его как процесс добывания научных истин. Основные противоречия на этом пути возникали в ходе противопоставления активности субъекта и возможности выработки им знания, соответствующего объективному реальному миру. Но истина имеет множество аспектов, она может быть рассмотрена с самых различных точек зрения: логической, социологической, гносеологической, наконец, богословской.

Что же такое истина? Истоки так называемой классической философской концепции истины восходят к эпохе античности. Например, считал, что “тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину, тот же, кто говорит о них иначе, — лжет”. Долгое время классическая концепция истины доминировала в теории познания. В главном она исходила из положения: что утверждается мыслью, действительно имеет место. И в этом смысле понятие соответствия мыслей действительности совпадает с понятием “адекватность”. Иными словами, истина — это свойство субъекта, состоящее в согласии мышления с самим собой, с его априорными (доопытными) формами. Так, в частности, полагал И. Кант. Впоследствии под истиной стали подразумевать свойство самих идеальных объектов, безотносительных к человеческому познанию, и особый вид духовных ценностей. Августин развивал учение о врожденности истинных идей. Не только философы, но и представители частных наук сталкиваются с вопросом, что понимать под действительностью, как воспринимать реальность или реальный мир? Материалисты и идеалисты понятие действительности, реальности отождествляют с понятием объективного мира, т.е. с тем, что существует вне и независимо от человека и человечества. Однако и сам человек — часть объективного мира. Поэтому, не учитывая этого обстоятельства, прояснить вопрос об истине просто невозможно.

С учетом имеющихся в философии направлений, принимая во внимание своеобразие индивидуальных высказываний, выражающих субъективное мнение того или иного ученого, истину можно определить как адекватное отражение объективной реальности познающим субъектом, в ходе которого познаваемый предмет воспроизводится так, как он существует вне и независимо от . Следовательно, истина входит в объективное содержание человеческого знания. Но коль скоро мы убедились, что процесс познания не прерывается, то возникает вопрос и о характере истины.

Ведь если человек воспринимает объективный мир чувственным образом и представления о нем формирует в процессе индивидуального познания и своей мыслительной деятельности, то естественен вопрос — каким образом он может удостовериться в соответствии его утверждений самому объективному миру? Таким образом, речь идет о критерии истины, выявление которого составляет одну из главнейших задач философии . И в данном вопросе среди философов согласие отсутствует. Крайняя точка зрения сводится к полному отрицанию критерия истины, ибо, по мнению ее сторонников, истина либо отсутствует вообще, или же она свойственна, кратко говоря, всему и вся.

Идеалисты — сторонники рационализма — в качестве критерия истины полагали само мышление, поскольку оно обладает способностью ясно и отчетливо представить предмет. Такие философы, как Декарт, Лейбниц исходили из представления о самоочевидности первоначальных истин, постигаемых с помощью интеллектуальной интуиции. Их доводы опирались на возможности математики объективно и беспристрастно в своих формулах отображать многообразие реального мира. Правда, при этом возникал другой вопрос: как, в свою очередь, убедиться в достоверности их ясности и отчетливости? На помощь здесь должна была прийти логика с ее строгостью доказательства и его неопровержимостью.

Так, И. Кант допускал только формально-логический критерий истины, в соответствии с которым познание должно согласовываться со всеобщими формальными законами рассудка и разума. Но и опора на логику не избавила от трудностей в поисках критерия истины. Оказалось не так-то просто преодолеть внутреннюю непротиворечивость самого мышления, выяснилось, что порой невозможно добиться и формально-логической согласованности суждений, выработанных наукой, с исходными или вновь вводимыми утверждениями (конвенциализм).

Даже стремительное развитие логики, ее математизация и разделение на множество специальных направлений, а также попытки семантического (смыслового) и семиотического (знакового) объяснения природы истины не устранили противоречий в ее критерии.

Субъективные идеалисты — сторонники сенсуализма — усматривали критерий истины в непосредственной очевидности самих ощущений, в согласованности научных понятий с чувственными данными. Впоследствии был введен принцип верифицируемости, получивший свое название от понятия верификация высказывания (проверка его истинности). В соответствии с этим принципом всякое высказывание (научное утверждение) только тогда является осмысленным или имеющим значение, если возможна его проверка. Главный упор при этом делается именно на логическую возможность уточнения, а не на фактическую. К примеру, в силу неразвитости науки и техники мы не можем наблюдать физические процессы, идущие в центре Земли. Но посредством предположений, опирающихся на законы логики, можно выдвинуть соответствующую гипотезу. И если ее положения окажутся логически непротиворечивы, то ее следует признать истинной. Нельзя не принять во внимание и другие попытки выявить критерий истины с помощью логики, характерные в особенности для философского направления, именуемого логическим позитивизмом.

Сторонники ведущей роли активности человека в познании пытались преодолеть ограниченность логических методов в установлении критерия истины . Была обоснована прагматическая концепция истины, согласно которой сущность истины следует усматривать не в соответствии ее с реальностью, а в соответствии с так называемым “конечным критерием”. Его же предназначение — в установлении полезности истины для практических поступков и действий человека. Важно отметить, что с точки зрения прагматизма сама по себе полезность не является критерием истины, понимаемой как соответствие знаний действительности. Иными словами, реальность внешнего мира недоступна человеку, поскольку человек непосредственно имеет дело именно с результатами своей деятельности. Вот почему единственное, что он способен установить — не соответствие знаний действительности, а эффективность и практическая польза знаний. Именно последняя, выступая в качестве основной ценности человеческих знаний, достойна именоваться истиной. И все же философия, преодолевая крайности и избегая абсолютизации, приблизилась к более или менее верному пониманию критерия истины. Иначе и быть не могло: окажись человечество перед необходимостью поставить под сомнение не только последствия сиюминутной деятельности того или иного человека (в отдельных, и нередких, случаях весьма далеких от истины), но и отрицать собственную многовековую историю, жизнь невозможно было бы воспринимать иначе, как абсурд. Только понятие объективной истины, опирающееся на понятие объективной реальности, позволяет успешно развивать философскую концепцию истины. Подчеркнем еще раз, что объективный или реальный мир существует не просто сам по себе, но только когда речь идет о его познании.

Относительная и абсолютная истины

Ограниченность практических возможностей человека выступает одной из причин и ограниченности его знаний, т.е. речь идет об относительном характере истины. — это знание, воспроизводящее объективный мир приближенно, неполно. Поэтому признаками или чертами относительной истины выступают приближенность и неполнота, которые связаны между собой. Действительно, мир представляет собой систему взаимосвязанных элементов, любое неполное знание о нем как целом всегда будет неточным, огрубленным, фрагментарным.

Вместе с тем в философии используется и понятие абсолютная истина. С его помощью характеризуется важная сторона развития процесса познания. Отметим, что понятие абсолютной истины в философии разработано недостаточно (за исключением метафизической, идеалистической ее ветви, где абсолютная истина, как правило, соотносится с представлением о Боге как исходной творящей и созидающей силе). Понятие абсолютной истины употребляется для характеристики того или иного специфического аспекта всякого истинного знания и в этом смысле оно аналогично понятиям “объективная истина ” и “относительная истина ”. Понятие “абсолютной истины ” следует рассматривать в неразрывной связи с самим процессом познания. Этот же процесс представляет собой как бы движение по ступеням, означающим переход от менее совершенных научных представлений к более совершенным, однако при этом старое знание не отбрасывается, а хотя бы частично включается в систему нового знания. Вот это-то включение, отражающее преемственность (в историческом смысле), внутреннюю и внешнюю целостность знания и представляющее истину как процесс, составляет содержание понятия абсолютной истины. Еще раз напомним, что прежде всего материальная деятельность человека оказывает воздействие на материальный мир. Но когда речь заходит о научном познании, то имеется в виду, что из всего многообразия свойств, присущих объективному миру, выделяются лишь те, что составляют исторически обусловленный предмет познания. Вот почему практика, впитавшая в себя знания, является формой непосредственного их соединения с объективными предметами и вещами. В этом и проявляется функция практики как критерия истины.

Истина и ее критерии

Для того чтобы доказать истинность того или иного утверждения, необходимо каким-то образом проверить его. Средство такой проверки называется критерием истины (от греч. kriterion — мерило для оценки).

Основные концепции истины

Концепция истины

Определение истины

Критерий истины

Классическая

Истина есть соответствие мыслей и высказывании действительности

Чувственный опыт и/или ясность и отчетливость

Когерентная

Истина есть согласованность знаний

Согласованность с общей системой знаний

Прагматическая

Истина есть практически полезное знание

Эффективность, практика

Конвенциональная

Истина есть соглашение

Всеобщее согласие

Учеными предложены различные критерии того, как отличить истинное от ложного:

  • Сенсуалисты опираются на данные чувств и критерием истины считают чувственный опыт. По их мнению, реальность существования чего-либо проверяется только чувствами, а не абстрактными теориями.
  • Рационалисты считают, что чувства способны вводить нас в заблуждение, и видят основы для проверки высказываний в разуме. Для них основным критерием истины выступают ясность и отчетливость. Идеальной моделью истинного знания считается математика, где каждый вывод требует четких доказательств.
  • Дальнейшее развитие рационализм находит в концепции когерентности (от лат. cohaerentia — сцепление, связь), согласно которой критерием истины является согласованность рассуждений с общей системой знаний. Например, «2х2 = 4» истинно не потому, что совпадает с реальным фактом, а потому, что находится в согласии с системой математических знаний.
  • Сторонники прагматизма (от греч. pragma — дело) считают критерием истины эффективность знаний. Истинное знание — это знание проверенное, которое успешно «работает» и позволяет добиться успеха и практической пользы в ежедневных делах.
  • В марксизме критерием истины объявляется практика (от греч. praktikos — деятельный, активный), взятая в самом широком смысле как всякая развивающаяся общественная деятельность человека по преобразованию себя и мира (от житейского опыта до языка, науки и т.д.). Истинным признается только проверенное практикой и опытом многих поколений утверждение.
  • Для сторонников конвенционализма (от лат. convcntio — соглашение) критерием истины является всеобщее согласие по поводу утверждений. Например, научной истиной считается то, с чем согласно подавляющее большинство ученых.

Некоторые критерии (согласованность, эффективность, согласие) выходят за пределы классического понимания истины, поэтому говорят о неклассической (соответственно когерентной, прагматической и конвенциональной) трактовке истины. Марксистский принцип практики пытается соединить воедино прагматизм и классическое понимание истины.

Поскольку у каждого критерия истины имеются свои недостатки, все критерии можно рассматривать и как взаимодополняющие. В таком случае истиной однозначно можно назвать только то, что удовлетворяет всем критериям.

Имеются и альтернативные трактовки истинности. Так, в религии говорится о сверхразумной истине, основанием которой является Священное Писание. Многие современные течения (например, постмодернизм) вообще отрицают существование какой-либо объективной истины.

Современная наука придерживается классической трактовки истины и считает, что истина всегда объективна (не зависит от желаний и настроений человека), конкретна (не бывает истины «вообще», вне четких условий), процессуальна (находится в процессе постоянного развития). Последнее свойство раскрывается в понятиях относительной и абсолютной истины.

В статье собраны основные мысли и наиболее важные фразы из разговора о Евангелие православного священника Алексея Уминского

О Евангелие

  • Евангелие — это больше, чем книга, это — обращенный к человеку призыв услышать Бога. Мы не можем слышать и видеть Его физически, но у нас есть сотворенные Богом бессмертные души, для которых это оказывается возможным при помощи Евангелия. И тогда с человеком происходит настоящее чудо: он встречает Бога. Он может Его не понимать, может даже противиться воле Господней, но если он однажды повстречал Бога через Евангелие, он уже от Христа никуда не денется;
  • Евангелие — это возможность если даже не до конца понять, то хотя бы ощутить Истину и вместе с тем обрести смысл жизни, осознать истинное назначение своих страданий, проверить силу своего стремления следовать за Христом, куда бы он ни пошел. Евангелие — это сам Христос, говорящий с нами напрямую, Сам Христос, нас касающийся, Сам Христос, нас зовущий и заглядывающий в глубину наших сердец. Все это и есть Евангелие — не просто книга, содержащая проповеди и притчи и подарившая человечеству бессмертные образы, воплотившиеся впоследствии в великих произведениях искусства, а прежде всего — Сам Христос.

О Боге

  • Он бесконечен, невидим, непостижим и вездесущ. Бог — источник силы жизни — именно того, в чем человек нуждается, о чем просит у Него;
  • Бог Един в Трех Лицах, Он непостижим, но поскольку Господь явил нам себя, значит, мы все же можем, узнавая, постигать Его. Мы всегда будем к Нему приближаться, и Он будет открываться для нас все больше и больше, становиться к нам все ближе и ближе;
  • Бог — Святая Троица, Единая в Трех Лицах: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой;
  • Богу нужен каждый человек. Для Бога не существует никакой разницы между царем и рабом, между праведником и грешником, потому что каждый из нас Ему безмерно дорог;
  • Господь приходит именно к настоящим людям, потому что спасти настоящего грешника можно, сделав из него настоящего праведника, а вот переделать фальшивого праведника уже не получится: для этого ему придется хотя бы научиться ощущать себя грешным;
  • Господь все творит Своим удивительным Словом, могущественным, творческим Словом. Из небытия приводит в бытие;
  • Господь наделяет человека свободой, замечательной свободой, потому что Он Сам — абсолютная свобода;
  • Господь никого не может исцелить насильно, никого не может заставить следовать за Собой;
  • Господь всемогущ, Господь Словом создал этот мир. Чудо Божие совершается лишь при наличии чуда человеческой веры. Если же вокруг царят скептицизм и неверие, Господь не совершает чудес, потому что не хочет удивить и поразить ими человека, не желает сковывать его волю и разум, не собирается ограничивать его свободу. В этом случае Господь смиренно отходит в сторону именно потому, что не хочет никого привлекать к Себе насильно;
  • Господь посылает нас в этот мир, чтобы мы подражали Ему;
  • Господь хочет, чтобы люди поверили бы Ему без вмешательства извне, поверили бы истине, а не силе, поверили бы правде, а не волшебству. Чудеса никогда никого ни в чем не убеждают. Они чуть ли не ежедневно происходят в нашей жизни, постоянно свершаются у мощей святых угодников Божиих и возле чудотворных икон, однако никого не делают верующим. Господь творит чудеса отнюдь не для того, чтобы убедить нас в чем-то, а для того, чтобы нас утешить, для того, чтобы нас поддержать. Если бы чудо убеждало, человек не был бы свободен. Если бы чудо было доказательством истинности веры, тогда у человека следовало бы отнять его свободную волю, потому что чудо — это императив, чудо — это власть, чудо — это, по сути, приказ: «Верь, и я тебе докажу!». А вот Христос не хочет ничего никому доказывать;
  • «Все мое — твое» — эти слова Господь обращает к каждому из нас, даруя Божественное человеку. Нам надо ответить только одно: «Все мое — Твое» — и отдать себя Богу до конца. Если человек оказывается способен так принять Бога и так отдать Ему самого себя, то человек и Бог соединяются вместе.

О Человеке

  • Суббота для человека, а не человек для субботы. Все, что в этом мире есть необходимого и прекрасного, уготовано на службу человеку;
  • В шестой день Господь творит человека по образу Своему и подобию, вдыхает в него дух жизни, запечатлевает в человеке Себя Самого, отображается в нем. Если человек — есть образ Божий, то, значит, Господь оставил Свой оттиск на каждом из нас. Поэтому каждый обладает всеми дарами, несет в себе все свойства Божии, которые Ему изначально присущи, а мы можем их удивительным образом развить в себе;
  • Человек может развить духовный слух, именно тогда, когда понуждает себя слышать других людей. Не себя, не свою боль, не собственное мнение, не свои «я, я, я…», а сердце другого. Только с этого момента в нем начинает развиваться возможность слышать Господа;
  • Очень важно, чтобы человек научился ходить самостоятельно, чтобы путь к Богу не был насильственным, чтобы не Господь тащил нас за Собою;
  • В истинном, настоящем человеке, очищенном от греха, Господь восстанавливает те силы и возвращает те дары, которыми Адам обладал в раю. И тогда сам мир вокруг такого человека тоже приобретает подобие потерянного нами рая;
  • Каждый раз, когда мы делаем какой-то выбор, мы этот мир меняем: либо приближаясь ко Христу, либо, наоборот, удаляясь от Него;
  • Когда человек вдруг понимает, кто он на самом деле, если человек вдруг начинает видеть себя в правильном свете, это становится его новым, вторым рождением. И мир изменяется для него — теперь человеку есть куда идти;
  • Человеческая душа призвана приносить плоды любви, плоды веры, плоды добрых дел. Человек может получить от Господа много милости, понимания и помощи, но не для того, чтобы все это присвоить, но чтобы стать другим человеком, преобразиться и вернуть этот дар людям в знак Божественной любви. Но нередко он оказывается бесплодным, несмотря на все то, что Христос делает для него;
  • В каждую минуту нашей жизни, каждый день мы выбираем свою дорогу. Любой наш шаг — либо путь ко спасению, либо бегство от него. Всякий раз мы или поворачиваемся лицом ко Христу, или отворачиваемся от Него. Ежесекундно задействованы наша собственная воля и наша собственная совесть, определяющие наш выбор.

О Молитве

  • Когда человек начинает молиться, его сердце устремляется к Богу. Возносящиеся моления исходят не от ума, а именно от сердца. Молящийся часто просит невозможного в житейском смысле, но самого важного для себя и очень надеется быть услышанным. Надежды эти посрамлены не будут, потому что человек всегда услышан Господом, хотя сам далеко не всегда слышит Бога;
  • Что такое молитвенное правило? Если это — цель, то человек влачит молитвы, как вериги, как тяжеленный груз, который зачем-то непременно следует донести до финиша, а уж там с облегчением свалить с себя вместе с постом. Но если молитвенное правило — средство, то оно должно помогать человеку приближаться к Богу, делать его лучше, чище, свободнее.

О Вере

  • Важен не столько больной человек, сколько всепобеждающие вера и любовь окружающих;
  • Многие стремятся приблизиться к Богу, чтобы получить от Него что-то свое. Каждый пытается к Нему прикоснуться, но получает желаемое почему-то только тот, кто это делает каким-то особенным образом. Именно вера, связанная с удивительным дерзновением, с самозабвением и даже с очень большим риском, Христосом поощряется и приносит замечательные плоды.
  • Бог, держащий в Своей руке власть над миром, употребляет ее с любовью, в ответ на человеческую веру;
  • Чудо никогда не происходит само по себе. Оно всегда — ответ Бога на подвиг веры. Чудо — это не фокус, не волшебство, а именно взаимодействие Бога и человека. Когда Господь совершает чудеса, это всегда отклик на человеческий подвиг, на человеческую веру, на человеческую жертву;
  • Если хочешь идти за Христом, ты должен себя потерять, ты должен полностью забыть о себе. Ты должен этим крестом себя перечеркнуть, как мы зачеркиваем лишний абзац в рукописи. Не беречь свою драгоценную жизнь, не трястись над ней, а полностью доверить ее в руки Божии, целиком отдать ее Господу и ни о чем другом уже не помышлять. Потому что если твой учитель — Сам Бог, если этот наставник — твой Отец, то разве ты можешь бояться чего-нибудь в этом мире? Разве ты можешь чего-нибудь лишиться? Разве может твой отец тебя не защитить, не сохранить тебя и не спасти? Но такая вера несовместима с поклонением инструкциям, потому что тот, кто живет по инструкциям, не в силах нести свой крест, не может поверить в то, что крест, как поет об этом Церковь, несет радость всему миру;
  • А что есть вера? Что мы понимаем под этим словом? К слову «вера» нетрудно подобрать однокоренные слова. Рассмотрим хотя бы два из них. Первое слово — «верность». Что это такое знает каждый: верность в супружестве, в дружбе, в отношениях с близкими… Любой из нас прекрасно понимает, что неверность, проявленная даже в мелочах, легко может стать причиной непоправимых житейских крушений, привести к разъединению и взаимному непониманию людьми друг друга. А вот наша неверность Богу проявляется буквально на каждом шагу, потому что нам кажется простительным в чем-то малом от Бога отступить, на время забыть о Нем. Но из этих «малостей» и состоит вся человеческая жизнь. Наша неверность в «малом» не позволяет нам сделаться теми, кого видит в нас Господь. Второе слово — «доверие». Именно доверие позволяет человеку от всего сердца сказать Богу: «Все мое — Твое!» — и уже ни о чем не заботиться, уже ни о каких чудесах более Господа не просить, потому что для него с этих пор все становится возможным. Если не сопутствуют нашей вере верность и доверие, то она немногого стоит. В этом случае мы — тот самый «род неверный», тогда мы — те самые люди, которые не могут осуществить в жизни ровным счетом ничего: не то что гору с места сдвинуть, но даже совладать с самым элементарным грехом, побороть хотя бы самую «невинную» привычку, быть до конца ответственным в делах. Пост и молитва — два составляющих начала истинной веры. Пост — это верность, а молитва — доверие;
  • Рано или поздно в жизни каждого человека, идущего за Христом, обязательно наступает такой момент, когда он вдруг чувствует свою полную оставленность и неизбывное одиночество. Он даже может подумать, что Господь от него отвернулся, что молитвы, которые он от всего сердца возносит к Богу, остаются неуслышанными. На самом деле все обстоит совершенно иначе. Если уж ты доверил свою жизнь Богу, то не должен бояться ничего. Он никогда уже не бросит тебя, не отвернется, не перестанет слышать твои молитвы. Все твои переживания означают только одно: Господь испытывает твою веру, учит тебя жить самостоятельно;
  • Верность человеческая проверяется в подвигах и испытаниях. О ком прежде всего мы станем думать в тяжелых обстоятельствах: о себе или о доверившихся нам людях? Так и наша верность Богу проявляется не в момент благополучия, не тогда, когда нам легко молиться, приятно ходить в храм, необременительно делать добрые дела, легко быть добрыми среди добрых. Наша верность Богу проявляется в самые сложные и трудные моменты, когда требуется самоотречение, самозабвение и настоящая жертва;
  • Сила нашей веры должна проявляться прежде всего в изменении нашей жизни. Мы должны становиться другими, и наша жизнь должна становиться другой. И люди, входящие в нашу жизнь, должны становиться иными, потому что мы имеем от Бога власть верой двигать горы. Разумеется, нас никто не призывает передвигать с места Кавказский хребет или Альпы. В этом нет никакой необходимости. Но разгребать завалы наших грехов мы обязаны. Мы должны снести все преграды, которые сами воздвигли своей нелюбовью, черствостью и гордыней.

О Любви и браке

  • Как Бог Отец любит Своего единородного Сына, точно так же Он любит всех, потому что Бог — есть любовь;
  • Человек, готовый подобно апостолам, раздавать другим дары, которые Господь ему дает, не задумываясь о себе, непрестанно умножает их. Этих даров хватит всем. Так и зарождается любовь, так и рождаются милосердие, сострадание и взаимопонимание — все, чем богата Церковь и к чему призван человек;
  • Господь заповедовал каждому возлюбить ближнего своего, как самого себя. Мы осознаем, что не в силах этого сделать, но когда все-таки начинаем,. несмотря ни на что, отдавать себя другим, то и любовь начинает в нас умножаться;
  • Человеку кажется, что он не умеет по-настоящему любить, хотя ему и заповедано любить Бога всем существом своим, а ближнего — как самого себя. Ведь слово «любить» означает для нас, прежде всего, быть любимыми. На самом же деле, наоборот, это значит делать то, чего делать зачастую совсем не хочется, творить дела любви, хотя это нелегко. Только в этом случае человек приобретает истинную любовь. Это — универсальное правило, относящееся и к таким нравственным категориям, как честность, справедливость, милосердие, которые лишь заложены в наши души, пребывают в зачаточном состоянии и в случае нашего бездействия могут и не развиться. И у человека отнимается то, что он имеет;
  • Сущность христианского брака как раз и заключается в настоящей, всепобеждающей любви. Любовь — сильнее смерти, любящий человек никогда не разрушит свое чувство и скорее принесет себя в жертву этой любви. Именно поэтому христианский брак основан на принципе нерасторжимости: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает»;
  • Брак — не просто совместное ведение хозяйства и общая постель, к нему следует относиться с глубочайшим, благоговейным трепетом, ведь именно он хранит любовь, как величайшую драгоценность. Страшно не сохранить любовь, так же как страшно не удержать в руках и вдребезги разбить прекрасный сосуд исключительно из-за собственного легкомыслия;
  • Любовь не может руководствоваться какими-то правилами, любовь всегда больше, чем просто заповедь. Она нередко толкает человека на совершение весьма неожиданных и даже порой не вполне понятных поступков, если, конечно, это чувство — настоящее. Любовь — это и есть главная жертва, которую может принести человек, когда он способен забыть о себе и не заботиться о том, что ему может причитаться за исполнение каких-то предписаний;
  • Именно смирение, наша любовь ко Христу, наше стремление следовать за ним, куда бы Он ни шел, — как раз и есть выражение той самой силы и тех самых знаний, что позволяют и бесов изгонять, и недужных исцелять и даже, если мы что-то смертоносное выпьем, нам оно не повредит.

О грехах, зле, ненависти, гордыне и лжи

  • Если человек прислушивается к голосу совести, если он чуток к своему сердечному состоянию, он понимает, что вместе с ложью, злом, ненавистью и гордыней в его жизнь приходит и опустошение. Происходит это потому, что пропадает нечто главное, бесценное. Человек в этот момент теряет самого себя, теряет в себе образ Бога и Божье подобие, по которому сотворен каждый из нас;
  • Грех — есть истинная причина болезней. Именно личные грехи людей и приводят к бесконечному отчаянию, к неподвижности и, по сути, к смерти при жизни;
  • Нам зачастую кажется, что наши мелкие греховные привычки простительны, что они, в сущности, ровно ничего не значат. Именно через это «немножечко», через это «чуть-чуть» человеческие сердца и душа приобретают греховные навыки, совершаются прививки зла. Происходит это тоже незаметно — понемножку, по чуть-чуть, через самооправдание. Со временем «маленькое» зло приобретает столь сильную власть над человеком, что он уже не способен ему сопротивляться, и тогда «маленькая» греховная привычка вырастает в настоящую страсть, превращается в настоящие оковы, кандалы;
  • Нечистое привлекает к себе нечистое — так всегда в жизни бывает. Если какая-то нечистота завелась в человеке, то все его мысли, помыслы, поступки и желания всегда будут привлекать к себе со природную нечисть. И наоборот, человек очищенный будет всячески избегать грязи. Это — непреложный закон духовной жизни.

О пожертвовании

  • Подавать милостыню, как мы это часто делаем, или даже жертвовать крупные суммы людям, которые в них остро нуждаются — это по большому счету еще не значит — раздавать богатство, а скорее, наоборот — некое богатство приобретать. Потому что человек, протягивающий голодному кусок хлеба, одевающий нагого или предоставляющий кров бездомному приобретает в ответ на это благодарность, уважение и любовь. На самом деле жертвователь лишь меняет дно богатство на другое;
  • Материальное не может нанести ущерб нашим душам;
  • Очень многим кажется, что собственное сердце, собственную любовь к Богу можно заменить свечой, денежным пожертвованием, постом, исполнением молитвенного правила или какими-то внешними атрибутами. Но Христос говорит, что Богу в отличие от кесаря заплатить невозможно, потому что Он не ждет от нас ничего иного, кроме преданной сыновней любви;
  • Не нуждается Бог в деньгах. И драгоценные подношения Ему тоже не нужны. Христос наблюдает за тем, как люди жертвуют деньги ему, Сыну Божию. Они не знают того, что Он смотрит на них, заглядывая в самую глубину их сердец, так же как часто и мы не замечаем, что Господь всматривается в наши сердца в тот момент, когда мы хотим Ему угодить, хотим что-то для Него сделать. И вот оказывается, что сами по себе наши пожертвования Ему не нужны, потому что в душе человеческой доминируют какие-то совершенно другие мотивы, заставляющие его положить деньги в сокровищницу.

О совести

  • Совесть в человеке, даже еще не верующем — это все равно Божий призыв к человеку посмотреть на Него или, как поется в одной хорошей песне: «не прятать от Бога глаза»;
  • Каждый может прислушаться к своей совести, может сделать правильный выбор, все поменять, все лишнее отбросить, от всего отречься, оставшись лишь с правдой. Тогда и мир изменится. Это, наверное, самый главный подвиг, который христианин призван совершить.

О Крещении и кресте

  • «Крещение» — замечательное славянское слово, корень которого — «крест». Сейчас в нашей Церкви мы называем крещение «баней будущей жизни», которая, смывая с нас грех, как грязь, распахивает перед нами дверь в жизнь вечную;
  • Невозможно кардинально изменить себя и свою жизнь иначе, как с помощью Креста Господня. Не получится измениться, если Сам Господь Своим Крестом не спасет;
  • Многие не понимают, почему детей крестят в младенчестве, — ведь дети же неразумны, они не способны ответственно определиться в вере, не могут жить самостоятельной духовной жизнью. Поэтому не логичнее ли было бы отложить крещение до тех пор, пока дети не повзрослеют и сами не решат, нужно ли им то или не нужно, станут ли они христианами или нет? Однако Господь раз за разом повторяет: «Не мешайте! Не препятствуйте детям приходить ко Мне!». На самом деле готовность человека ко встрече с Богом отнюдь не определяется его физическим возрастом.

О Таинстве причащения

  • Величайшее Таинство, которое мы даже называем «Таинством таинств», — святую Евхаристию, Таинство причащения Тела Христа и Святой Крови. Церковь живет этим Таинством; все христиане почитают его необходимейшим условием своего спасения, освящения и соединения со Христом;
  • Господь оставил нам это Таинство не просто в качестве воспоминания о Своем земном бытии, о Своих страданиях и даже о Своем Воскресении из мертвых. Оно дано нам для самого главного. Смысл того, что Христос пришел на землю, был сформулирован одним из величайших богословов, епископом Афанасием Александрийским. Когда он говорил о воплощении Сына Божия, когда он говорил о том, зачем бесконечный, всесильный, всемогущий и неизреченный Сын Божий — второе лицо Святой Троицы, вдруг стал человеком и безмерно унизил Себя, приняв вид раба, святитель подчеркивал: «Бог стал человеком для того, чтобы человек стал богом». Христос вочеловечился, взял нашу природу для того, чтобы мы, люди грешные, земные, ограниченные, ни к чему не способные, не могущие даже победить элементарный грех без помощи Божией, вдруг сделались бы подобными Ему. Если Он очеловечился, то мы должны обожиться, принять Его Божественную природу. Каким же образом человек может вернуть себе эту когда-то утраченную Божественную природу? Сам Господь дарует нам ее через причастие Его Тела и Крови, через приобщение, через непостижимое соединение с Ним. Под видом хлеба и вина на каждой Божественной литургии, совершаемой в Православной Церкви, любой верующий христианин причащается истинного Тела и истинной Крови Христовой. Это значит, что Его Божественное Тело становится нашим телом, а Его Божественная Кровь течет отныне и в наших жилах;
  • Господь щедро отдает нам Свою жизнь, а в ответ принимает нашу. Он делает нас Собой, он говорит нам: «Все Мое — твое!» Соединяясь с Богом, каждый из нас удивительным образом становится единым со всеми, кто так же, как и мы, соединяется с Ним. Все мы — братья и сестры, поскольку ведем свой род от Адама и Евы, но в этом великом Таинстве нашим Родителем становится Сам Бог, потому что в каждом из нас течет кровь Христова и каждый из нас теперь сопричастен Его Божественному Телу.

О посте

  • Пост — это цель или средство? Если пост становится конечной целью, то человек невольно делается его слугой, и тогда уже не Господь, не милость, не любовь, не заповеди Божии являются для него главными — на передний план перемещается формальное исполнение неких внешних предписаний. Человек при этом утрачивает главное. Что такое молитвенное правило? Если это — цель, то человек влачит молитвы, как вериги, как тяжеленный груз, который зачем-то непременно следует донести до финиша, а уж там с облегчением свалить с себя вместе с постом. Но если пост — средство, если молитвенное правило — средство, то они должны помогать человеку приближаться к Богу, делать его лучше, чище, свободнее. Да-да, в том числе свободнее! И тогда человек — сам хозяин своего поста, сам хозяин своего молитвенного правила. Он, свободный и мыслящий, советуясь со своим духовным наставником, в соответствии с опытом Церкви может выбрать по силам и пост, и молитвенное правило, чтобы они помогали ему идти к Богу, а не становились препятствием на этом пути. Проблема многих состоит именно в том, что они не поняли: и пост, и молитвенное правило, и многие другие внешние установления, которые исторически сложились в Церкви, являются для нас лишь дорожными указателями, только подпорками, с помощью которых мы начинаем твердо стоять на ногах. Все предписания необходимы до тех пор, пока мы не сможем уверенно ходить за Христом;
  • Пост и молитва — два составляющих начала истинной веры. Пост — это верность, а молитва — доверие.

Об Ответственности

  • Очень многие и сегодня предпочитают следовать лишь инструкциям, потому что в этом случае не надо ни о чем думать, не надо ни о чем заботиться, не надо сопереживать. Ты выполняешь предписанное и ни за что больше не отвечаешь. Ответственность — не самое приятное для человека чувство… Многие люди в течение веков попытались сделать из христианства, из самой живой религии мира, религию законов и предписаний. Христос приходит к людям, но Великому инквизитору не нужен Христос, потому что Тот несет с Собой свободу, а Великий инквизитор — инструкции.

О прозрении

  • Духовно прозреть — значит разглядеть образ Божий в человеке, который нам мерзок, обнаружить в себе бездну отвратительных качеств, которые прежде мы не хотели замечать. Прозреть духовно — значит увидеть присутствие Божие даже в самых тяжелейших житейских обстоятельствах. Духовное прозрение дается человеку очень непросто и болезненно.

О Кончине века и Втором пришествии Христа

  • Вопрос о кончине мира или, как у нас привыкли говорить, о конце света постоянно занимает человечество. Кончина века — это начало новой жизни, как сказал один почитаемый священник. Он утверждал, что, хотя многие говорят о конце света, это будет не конец света, а конец тьмы;
  • К сожалению, второе пришествие Христа сегодня воспринимается людьми болезненно, потому что на самом деле они ждут вовсе не Его. Часто второе пришествие Христа воспринимается нашими современниками скорее как пришествие антихриста, которое их очень пугает. А вот апостолы и вообще настоящие христиане первых веков никогда не ждали антихриста. Они ждали только Господа, и для них Второе пришествие Христово было очень желанным. Они горячо молились о том, чтобы это пришествие совершилось как можно скорее;
  • Пришествие Господне по Его Слову будет сопровождаться катастрофами, войнами и предательствами, — теми страшными вещами, которыми наш мир наполнен и без того, о которых мы каждый день узнаем из новостей: землетрясения, цунами, локальные войны, террористические акты происходят едва ли не ежедневно, так же как в нашей жизни — семейные разлады. Все это — действительно грозные признаки того, что мир, в котором мы живем, сам себя обрекает на гибель. Не в том дело, что это — наказания Божии, которыми Он знаменует Свое Второе пришествие. Жизнь не по любви, жизнь не по Христу, жизнь, цель которой заключается лишь в том, чтобы удовлетворить собственные прихоти, утвердившись за счет других, не может не кончиться катастрофой. Она всегда будет провоцировать войны: сначала — в семьях, потом — в обществе, а затем и на мировом уровне. Мир, в котором мы живем и который был изначально создан Богом прекрасным и гармоничным, будет болезненно реагировать на ту неправду, которую сеет вокруг себя человек.

Об Антихристе

  • Первые христиане очень хорошо знали, что представляет собой антихрист, потому что «антихристов» в их жизни было очень много, они встречались буквально на каждом шагу. Каждый гонитель, каждый мучитель — он и был, по сути, антихристом. Мы тоже прекрасно понимаем, что и в нашей жизни хватает «антихристов», выступающих в роли Христа, в роли «спасителей человечества», в роли людей, несущих нам «новый мировой порядок», в роли желающих нас осчастливить в этой системе потребления. Все это — и есть антихристово царство, искажающее и подменяющее смысл человеческой жизни;
  • Антихрист — это значит тот, который приходит вместо Христа. Греческая приставка «анти» обозначает «вместо». Вместо Христа, вместо истины, любви, правды, справедливости и милосердия нам подсовывают некий эрзац, нас пытаются обвести вокруг пальца и убедить, что вот это — и есть истина, вот это — и есть правда, вот это мы сегодня называем любовью, а вот это — свободой.

О физической кончине

  • Самое страшное и поистине самое неизведанное из того, что только может случиться и непременно рано или поздно произойдет в нашей с вами жизни, — это, конечно же, телесная, физическая смерть. Та смерть, о которой мы, в отличие от животных, знаем наперед, та, которую никому из нас избежать никак не получится, та, о которой мы не хотим задумываться и которую все время пытаемся отдалить от себя всеми силами, потому что поверить в то, что нам суждено умереть, человеку, пожалуй, действительно невозможно. Люди попросту не в состоянии до конца осознать неизбежность собственной смертности и именно поэтому столь ужасной для них оказывается кончина их близких. Она представляется им совершенно бессмысленной, но при этом жесточайшей реальностью, которую никак невозможно принять, с которой никогда невозможно согласиться;
  • Человеческая смерть — результат грехопадения, смерть — это порождение греха, неизбежная расплата за него. Человек стал смертным исключительно потому, что отошел от Бога, только из-за того, что он согрешил. Адам в своем первозданном, безгрешном состоянии не умер бы вовек: ему милостью и любовью Божией изначально было уготовано бессмертие. Однако Адам и Ева избрали иной путь — путь смертный…

О Царствии Небесном

  • Любой из нас должен приобрести опыт Царствия Небесного еще на земле, для того, чтобы в него войти;
  • Так что же такое Царствие Небесное? Как оно может оказаться на земле и тем более, внутри человека? Оказывается, только так быть и может, потому что, если человек уже здесь не научится жить по законам Царствия Божьего, он никогда в него не попадет. Он попросту не будет соответствовать тому миру, пока нам неведомому, непостижимому для нас, о котором все время свидетельствует Евангелие, и останется для него совершенно чужим. Приобретается оно через исполнение заповедей, через подражание Христу и через жизнь церковную. Причем под церковной жизнью следует понимать не бездумное исполнение каких-то внешних обязанностей, хотя сами по себе они тоже необходимы в качестве неких духовных ориентиров и подпорок, в качестве дорожных указателей, помогающих нам не сбиться с пути. По слову преподобного Серафима Саровского, смысл церковной жизни заключается, прежде всего, «в приобретении стяжания Святаго Духа», то есть Духа Божия;
  • Человек должен научиться жить жизнью Христа. Он должен быть похожим на Него. Это значит, что человек должен стараться говорить как Христос, слышать как Христос, видеть как Христос, поступать как Христос. Это — самое главное, чему мы должны научиться на земле, и если мы действительно пытаемся этому научиться, то уже здесь встречаемся с необыкновенной радостью Царствия Небесного, которая полностью нас наполняет и преображает;
  • Человек, стремящийся жить по законам Царствия Божия, непременно преображается и начинает нести на себе его печать;
  • Любой добрый поступок делает человека достойным милости Божией, ведь для Бога чужих нет и быть не может;
  • Вся христианская жизнь — это хождение по церковному кругу, — конечно же, очень важному, очень хорошему, очень нужному: от праздника к празднику, из поста в пост, от Пасхи до Пасхи… Ходить по кругу — еще не значит идти за Господом, неукоснительно исполнять заповеди недостаточно для того, чтобы стать настоящим христианином, а быть добрым и благочестивым человеком — не означает приблизиться к Царствию Небесному;
  • Идти за Христом — важнейшее предназначение в жизни христианина. Идти за Ним во что бы то ни стало — главный призыв, звучащий для всех нас. Если мы останемся только поборниками внешнего благочестия и усердными исполнителями заповедей, но не расслышим этого призыва или не откликнемся на него, двери в Царствие Небесное для нас не откроются. Если уж ты решился идти за Христом, не бойся ничего, потому что Богу все возможно и Он тебя не оставит!;
  • Советские карикатуристы примерно так изображали Царствие Небесное — рай в виде благоустроенного церковного санатория, куда могут попасть только «свои», где пациентам отпускаются целебные процедуры, где «все включено», где ангелы с утра до вечера услаждают слух приятной музыкой, а ты отдыхаешь в гамаке под пальмами под шум морского прибоя… К сожалению, именно так многие представляют себе жизнь вечную и сейчас. Но Христос лишает нас розовых иллюзий, утверждая, что рай — это отнюдь не то место, где люди продолжают жить по привычным и удобным им земным законам. Он говорит, что Царствие Небесное — это совершенно иное бытие, что там люди не заводят семей, не женятся и не выходят замуж, не рожают детей и не умирают, потому что все, что должно совершиться, совершится уже на этой земле и станет нашей подготовкой к Царству Небесному. Царство Небесное — это царство жизни, в Боге никто не умирает;
  • Чтобы быть рядом с Царствием Небесным: нам необходимо в какой-то момент просто услышать Бога, ощутить, как Его слова стучаться в наши сердца. Мы должны наконец осознать, что и для нас Царство Небесное — не за горами, если мы только слышим слова Господа.

Литература: 1. Евангелие от Марка с беседами протоиерея Алексея Уминского.

Четыре основных истины христианства.

Эти истины объясняют основу христианского развития.

В христианстве существуют четыре основные истины, которые объясняют этапы этой культуры.

1. Это истина не излучения зла.

Эта истина, говорит о том, что, приняв учение Христа, христианин стремится бороться со своими грехами и пороками. Он воплощая эту истину в жизнь, воздерживается от дурных деяний и поступков связанных с нарушением заповедей данных Богом на горе Сенай и заповедями данными в Нагорной проповеди. Эта истина, иногда именуется как страх Божий, - в котором начало мудрости. Это означает, что христианин боится совершать дурные поступки, и очень ответственно относится к себе и своим действиям в своей жизни. Эта истина позволяет создавать хорошую судьбу, и создавать окружение на основе равноправных отношений с обществом. Эта истина говорит напрямую о не излучении зла, по отношению к обществу и ли как сказал Иисус Христос:

"21. Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду.

22. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "рака", подлежит синедриону; а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной.

23. Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя,

24. оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.

25. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу;

26. истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.

27. Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй.

28. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.

29. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.

30. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.

31. Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную.

32. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.

33. Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои.

34. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий;

35. ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя;

36. ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.

37. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.

38. Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.

39. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;

40. и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;

41. и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два." (Матф 5: 21-41)

Все эти стихи ясно говорят, о том, что Христианин в своей жизни стремится к воздержанию от вредных и пагубных действий и привычек. Они ясно говорят об этой истине, более подробное толкование этих строк изложено в предании святых отцов.

2. Вторая истина - это истина всепрощения и милосердия.

Эта истина раскрывает тайну всепрощения по отношению к не совершенству внешнего мира. Таким образом, можно, сказать, что христианин занимается прежде всего своим внутренним миром. А не совершенство окружающего мира со временем преобразуется в более светлое состояние, через его: милосердие, взаимопомощь и всепрощение. Если человек стремится кого-то винить, то это означает, что он не научился находить истоки своего не совершенства. И он еще не научился прощать. Поэтому настоящие христиане не с кем не спорят, и никого не судят.

"21. Тогда подошел Петр и сказал Ему: Господи, сколько раз должен я прощать брату моему, если он будет грешить против меня? До семи ли раз?

22 Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до семижды семидесяти раз? (Евангелие от Матфея, глава 18)"

“Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших” (Матф.6:14-15).

Таким образом, практика прощения вырабатывает в человеке чувство кротости и смирения с окружающими.

3. Истина любви и все приятия.

Эта истина говорит о принятии всех людей, такими как они, есть и проявление к ним поступков из чувства любви и милосердия и всяческогой заботы, служения людям, которые приобретаются в результате духовных практик и прежде всего молитвы.