Иерусалим. Аббатство и церковь Дормицион. Горница Тайной Вечери

Накануне праздника Пасхи ученики спросили Господа, где бы Он хотел совершить праздничную трапезу. Господь указал, к кому в Иерусалиме ученики должны обратиться: «Пойдите и скажите ему: “Время Мое близко; у тебя буду праздновать Пасху с Моими учениками”». Ученики сделали все, как им велел Иисус, и приготовили пасхальную трапезу. На этой трапезе присутствовали только Иисус Христос и двенадцать Его апостолов. Все они понимали, что происходит что-то особое, таинственное. «Очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания», — сказал ученикам Господь.

Однако между учениками возник спор, кто из них должен почитаться старшим. Господь прервал этот спор: «Кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий — как служащий». И, подавая Своим ученикам пример кротости и служения ближним, Господь встал, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце и умывальницу, начал умывать ноги Своим ученикам и отирать их полотенцем. Когда же Он умыл им ноги и надел одежду Свою, то, вернувшись за стол, сказал им: «Знаете ли, что Я сделал для вас? если Я, ваш Господь и Учитель, омыл вам ноги, то и вы должны умывать ноги друг другу».

Пасхальная трапеза шла своим чередом. Но тут Господь взял хлеб и, сотворив благодарственную молитву, благословил и подал Своим ученикам со словами: «Примите, ешьте, сие есть тело Мое, которое за вас предается». А после, взяв чашу и вновь вознеся благодарственную молитву, подал ее со словами: «Пейте от нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сие творите в Мое воспоминание». Так было установлено великое Таинство Евхаристии . Господь за трапезой накануне Своей крестной смерти явил ученикам жертву, которую Он принесет за спасение людей. Это же чудо явления жертвы Христовой происходит и сейчас в каждом храме, где совершается Божественная литургия. Апостол говорит: Всякий раз, когда вы едите Хлеб сей и пьете Чашу сию, вы смерть Господню возвещаете, пока Он не придет. Кровью жертвенных животных скреплялся Ветхий Завет — союз Бога и древнего израильского народа. Своей собственной Кровью Господь скрепляет Новый Завет — вечный союз Бога и всего человечества. До Второго славного Пришествия Христова мы, христиане, приобщаясь Телу и Крови Христовым, не только соединяемся со Христом, но и объединяемся в единое тело со всеми теми, кто причащается вместе с нами. Это единое тело называется Церковью Христовой.

Еще во время трапезы Иисус Христос сказал, обращаясь к ученикам: «Истину говорю вам: один из вас предаст Меня». Ученики недоумевали: о ком говорит Учитель? Они спрашивали Христа: не я ли, Господи? Иоанн Зеведеев, ученик, которого Господь особенно любил, припав к груди Иисуса, спросил Его: Господи! кто это? Господь ответил: «Тот, кому Я, обмакнув, подам кусок хлеба». И, обмакнув кусок, подал Иуде Искариоту со словами: Что делаешь, делай скорее . Сатана, толкавший ученика Христова на преступление против Учителя, в этот момент окончательно овладел Иудой. Иуда вышел в ночь и поспешил к врагам Господа. Однако никто из учеников не понял слов Спасителя. Они решили, что Господь отослал Иуду купить необходимое к празднику или раздать пожертвования нищим.

Евангельский текст не говорит прямо, причастился ли Иуда Тела и Крови Христовых или же Господь обличил предателя до установления Евхаристии. Но видно, как Господь до последнего пытается пробудить в Своем ученике совесть и удержать его от гибельного шага.

На этой неделе часть христианского мира отметит Рождество Христово. Будут встречать праздник и ростовские католики. Об особенностях празднования Рождества и других традициях католиков корреспонденту сайт рассказал настоятель католического прихода «Тайной Вечери» Ростова-на-Дону Отец Збигнев.

– В ночь с 24 на 25 декабря католики всего мира встречают Рождество Христово. Как его празднуют в вашем храме?

– Само торжество начинается ужином в сочельник – 24 декабря. Мы всегда объявляем, что это ужин для пожилых людей, одиноких, да и для всех желающих. В Ростове много студентов из разных католических стран, в общежитиях они не устраивают такого ужина, поэтому мы приглашаем их всех к нам. Как он выглядит? В начале мы читаем Евангелие, потом совершается преломление рождественского хлеба и говорятся пожелания друг другу. Все блюда в этот вечер постные, ну, и, по традиции, условное количество блюд – 12. Далее кушаем, общаемся, поем рождественские песни.

В полночь совершается уже торжественная служба Рождества Христова. Сначала крестный ход, во главе которого ребенок несет маленькую фигурку Иисуса. Священник берет эту фигурку, кладет на алтарь, и после этого начинается святая месса. В конце литургии фигурка кладется в ясли и освящается.

– Как дома католики празднуют Рождество? Должен ли как-то дом по особенному украшен?

– К примеру, у меня дома всегда 24 декабря проходит торжественный ужин. Под елкой в этот день всегда появлялись подарки откуда-то (Улыбается. ). Вечером также постные блюда, белая скатерть. Дедушка обычно клал под нее немножко сена. Оно напоминало вифлеемские ясли, хлев, в котором Иисус родился. 25 декабря опять же будут утренняя и вечерняя литургии.

Рождество Христово – очень семейный праздник к католических странах. В России, в основном, на Новый год все собираются в семейном кругу, а католики – в Рождество.

– Какие еще праздники важны для католиков?

– Самый главный – это Пасха. На условном втором месте – Рождество. Еще есть много других – Богородица, Богоявление, Крещение Господне, Благовещение, Успение Пресвятой Богородицы и др. Это одни из самых главных.

– А вообще много ли католиков в Ростове-на-Дону?

– На самом деле, их немного. Единственный католический приход находится на пер. Ставропольском. До революции приходов было около пяти тысяч, потом католический храм, который был в центре города, разрушили в 1937 году, и община значительно уменьшилась. Сейчас в Ростове примерно 300-500 католиков. Но не всех мы знаем, не все приходят на службы. Регулярно храм посещают 150-200 человек. В основном, на праздники.

– Как часто в приход обращаются взрослые, желающие принять католичество? И увеличивается ли количество прихожан?

– Тяжело сказать, но в среднем, да, растет. Наш приход довольно молодой. Много молодых семей, у них рождаются дети. Мы этому рады, что не только бабушки и дедушки. Что касается взрослых, вот как раз сегодня у нас происходит крещение.

– Требуется ли какая-то подготовка перед тем, как принять крещение?

– Особенное обучение совершается, когда взрослый человек готовится к крещению. Длится оно один год, потому что человек готовится не только к крещению, но и к первой исповеди, и первому причастию святому. Человек должен знать, как ему исповедоваться, если он согрешил после крещения. Тоже самое и для тех, кто крещен в детстве католической церковью, но не совершал еще ни одного таинства.

К таинству венчания мы тоже готовим молодых людей. Занимает это приблизительно три месяца. Мы проводим несколько встреч с женихом и невестой, желающими вступить в церковный брак, а также с их свидетелями, чтобы они тоже знали, как нужно себя вести во время таинства.

Римско-католический приход «Тайная вечеря» ведет свою историю со второй половины XIX века, когда в Ростове-на-Дону был открыт приход общей численностью более пяти тысяч человек. Однако в середине XX века католическая церковь, как и многие другие церкви, была разрушена. В 1992 году приход возродился, а в октябре 1993 года ростовский приход получил в дар деревянную часовню. К весне 1999 года был заложен фундамент церкви и духовно-благотворительного комплекса. Приход церкви насчитывает более 300 человек. 19 сентября 2004 года состоялось торжественное освящение храма «Тайной Вечери». Освящение совершил епископ епархии святого Климента в Саратове Клеменс Пиккель.

– Могут ли желающие углубить свои знания в католичестве получить такое образование в Ростове? Есть ли при храме семинария?

– Нет. Единственная католическая семинария в России находится в Санкт-Петербурге.

– Общаетесь ли вы с представителями РПЦ? Как это происходит?

– Общаемся редко, но я лично знаком с Митрополитом Ростовским и Новочеркасским Меркурием, неоднократно приглашался в семинарию. Также знаком с несколькими священниками, даже такие дружеские отношения у нас. Каких-то частых встреч мы не устраиваем, если мне что-то нужно, у меня есть телефоны православных священников, могу договориться о встрече, и я знаю, что вот с этим человеком я могу спокойно посидеть, поговорить.

Когда у нас были мощи святого Иоанна Боско, я просил владыку Меркурия, чтобы он прислал представителя РПЦ на этот большой праздник. И, конечно, православный священник пришел, поздравил.

– Остается ли в вашем графике свободное время и как вы предпочитаете его проводить?

– Я люблю кататься на велосипеде, особенно, когда в городе большие пробки. Да и машину не всегда удается припарковать. Буквально несколько дней назад я ездил на велосипеде посещать больных. До закрытия Ворошиловского моста даже ездил на велосипеде на левый берег. Еще в семинарии играл в волейбол, баскетбол, футбол. Также люблю петь и играть на гитаре.

– Вы говорите, что посещаете больных. Это тоже прихожане?

– Это прихожане. Я им помогаю подготовиться к торжествам, исповедоваться, а тем, кто желает, делаю помазание, которое укрепляет больного человека, его физические и духовные силы. Делаем это несколько раз в году.

Отец Збигнев Бартошевский родился в Польше. В дальнейшем по собственному желанию отправился в Россию. Три года был настоятелем в Санкт-Петербурге, шесть лет в Москве. Настоятелем прихода в Ростове-на-Дону работает четвертый год. Принадлежит к монашеской конгрегации салезианцев.

Накануне Крестной Смерти, в Великий Четверг, Иисус Христос совершил Тайную пасхальную Вечерю со Своими Апостолами. На ней Иисус Христос непостижимым для нашего ума образом соединил жизнь Своих учеников со Своей жизнью: Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26, 26-28).

Мать питает кровное дитя своим молоком. Христос же питает духовно Своих чад - членов Церкви - Своею плотию: Я хлеб живый, сшедший с небес; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира... Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин. 6, 51, 53-54).

Христос Воскрес, чтобы нас приобщить к Своему Воскресению и Своей победе над адом, грехом и смертью.

Ведь мы причащаемся Христа, Который смерть победил! Воскресшего Христа! Частичка будущей жизни как бы входит в нас, чтобы мы стали иными, чтобы в нас уже эта будущая жизнь жила. Но будем помнить, что кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем (1 Кор. 11, 29).

Апостолы Христовы буквально, а не аллегорически понимали слова своего Учителя. Так, святой апостол Павел говорит: Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба (1 Кор. 10, 16-17).

В Причащении, или, иначе, в Евхаристии, происходит таинственное соединение христианина со Христом. Человек приобщается жизни и личности Воскресшего Христа, а Спаситель приобщается, входит в жизнь Своего ученика.

Иисус Христос совершает Тайную Вечерю со Своими Апостолами и причащает их Своими Телом и Кровью (освященным Хлебом и Вином). Через благодатную жизнь Церкви православные христиане могут духовно участвовать в этой неповторимой Тайной Вечере. Это происходит во время совершения Божественной Литургии.

Божественная Литургия является важнейшим христианским богослужением. На ней совершается Таинство Евхаристии (Благодарения) или Причащения Тела и Крови Христовых. Слово "литургия" - греческое, оно переводится как "общее дело", то есть такое дело, которое нельзя сделать в одиночку, а можно совершить только всем вместе.

Божественная Литургия - такое богослужение, в котором принимает совместное участие церковная община прихода. Как сказал Иисус Христос: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 19-20). Для совершения Литургии должно собраться, как минимум, двое или трое христиан - членов Святой Православной Церкви.

Каждая Литургия в Православной Христовой Церкви есть приобщение верующих Тайной Вечери. Каждый раз на Литургии перед Причащением все причастники молятся: Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими... Мы просим Бога сделать нас участниками Его Тайной Вечери сегодня, сейчас - днесь .

Мы не повторяем и не вспоминаем Тайную Вечерю. Мы приобщаемся непостижимой тайне, духовно входим в ту комнату - Сионскую горницу, - в которой Христос совершил Тайную Вечерю. Соединяясь со Христом, мы соединяемся друг с другом и со всеми членами Церкви: и живыми, и умершими, и находящимися в райском состоянии, и не в райском. Поэтому Евхаристическая Жертва приносится за всех и о всех.

Благодаря Литургии и через нее до нас доходит все, что Иисус Христос сделал и делает для человеческого рода. Во время Святого Причащения на Божественной Литургии происходит реальная встреча православного христианина с Воскресшим Богочеловеком Иисусом Христом.

Первейшие условия для Причащения - примиренность со всеми, прощение обид и воздержание ума и сердца от нечистых мыслей и чувств.

Перед Причащением мы стараемся очистить свою душу покаянием, чтобы Христу приятно было войти в жилище нашего сердца, чтобы наше тело из грязного сарая греха стало храмом, где живет Бог.

В чинопоследовании Божественной Литургии перед текстом проскомидии, то есть первой части Литургии, находится увещание к служащему священнику: "Хотяй священник Божественное совершати тайнодействие, должен есть первее убо примирен быти со всеми и не имети что на кого, и сердце же, елика сила, от лукавых блюсти помыслов ".

Подготовительной частью Литургии является проскомидия (по-гречески "приношение"). На ней совершается приготовление Евхаристических Даров. Она совершается на особом столе в алтаре, который называется "жертвенником". Хлеб, приготовленный для Литургии, называется "просфора", что также означает "приношение". Он должен быть приготовлен на дрожжах, так как слово "артос", которым в Евангелии обозначен хлеб, преломленный на Тайной Вечере, означает именно "квасной хлеб".

Для проскомидии отбираются пять просфор. Большая или лучшая просфора предназначается для Агнца, то есть Евхаристического Хлеба. Из нее вырезается прямоугольная часть. Вырезанная часть агничной просфоры полагается на дискос (плоскую тарелочку на ножке). Красное вино с водой, в воспоминание истечения крови и воды из прободенного копьем ребра Христова, вливается в потир (Чашу).

Из четырех служебных просфор вынимаются частицы в честь и память Пресвятой Богородицы, в память святых, а также в молитвенное поминовение живых и усопших (записки с просьбой молитв о своих близких подают молящиеся). Все эти частицы кладутся на дискос рядом с Агнцем. Дискос символизирует всю Церковь, Центром и Главой которой является Иисус Христос, а входит в нее весь народ Божий, обновленный Святым Крещением, Миропомазанием и Причащением. И живые, и закончившие путь земного жития: и Богородица, и святые, и усопшие, и мы, живущие на земле в настоящее время.

Божественная Литургия начинается торжественным возгласом епископа или священника: "Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно (всегда), и во веки веков (в вечности)".

Первая часть Литургии называется Литургией оглашенных или Литургией слова . Христиане возносят молитвы за весь мир, всю природу, всё человечество.

Во время этой части Литургии совершается малый вход . Диакон торжественно несет Евангелие и входит царскими вратами в алтарь. За ним в алтарь входят священнослужители.

В молитве малого входа священник просит Бога, чтобы вместе с общиной православных верующих, совершающих священнодействие, с ними присутствовали в храме в этом служении Ангелы Божии.

Читаются отрывки Священного Писания Нового Завета. Обычно после чтения Евангелия произносится проповедь.

Вторая часть священнодействия называется Литургией верных . Верные - это те православные христиане, которые не только приняли Таинство Святого Крещения, но и стараются беречь и укреплять свою духовную связь с Господом через благочестивую жизнь и регулярное Причащение Святых Христовых Таин.

Литургия верных состоит из четырех частей, соответствующих четырем действиям, совершенным Иисусом Христом во время Тайной Вечери:
1. Он взял хлеб.
2. Возблагодарил.
3. Преломил Хлеб.
4. Преподал этот Хлеб Апостолам.
В соответствии с этим Литургия верных состоит из четырех частей:
1. Великий Вход.
2. Возношение (по-гречески "Анафора", евхаристическая молитва).

1.

Священнослужители торжественно переносят с жертвенника на престол для освящения Евхаристический Хлеб (Агнец) на дискосе и вино с водой в чаше (потире). Во время перенесения Евхаристического Хлеба и Вина на престол поется так называемая Херувимская песнь: "Иже Херувимы тайно образующе, и Животворящей Троице трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение. Яко да Царя всех подымем, Ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуия, аллилуия, аллилуия". Приведем один из вариантов перевода Херувимской песни на русский язык: "Мы, таинственно изображая Херувимов, и Богу Святой Троице воспевая трисвятую песнь, отложим сейчас все житейские заботы, чтобы принять Царя мира, Грядущего к нам с чинами невидимых (незримых) Ангелов".

2.

Эта самая главная часть Божественной Литургии начинается после пения Символа веры. Она воспроизводит молитву "благодарения", по-гречески "евхаристии", которую совершил Иисус Христос, взяв Хлеб и Чашу во время Тайной Вечери.

Священник призывает верующих возвысить свои сердца в Небесный мир к Господу: "Горе имеим сердца". Затем священник призывает: "Благодарим Господа!"

В молитве Анафоры - Возношения - можно выделить шесть частей:
1) молитва благодарения за творение мира: "Ты вызвал нас из небытия в бытие…";
2) благодарность Богу за спасение людей: "Отпадших Ты вновь к Себе призвал и не оставил попечения о нас, но возвел нас на небо и даровал нам Твое Грядущее Царство";
3) благодарность Господу за Крестный подвиг, Погребение, Воскресение, Вознесение на Небо, сидение одесную (справа) Отца и будущее Второе Пришествие;
4) призывание Святого Духа (эпиклезис) на верующих и Святые Дары (Хлеб и Вино). В этот самый ответственный момент Литургии во время призывания Святого Духа поется: "Тебе поем, Тебе благодарим, Тебе благословим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш". В русском переводе это песнопение звучит так: "Тебя воспеваем, Тебя благословляем, Тебя благодарим, Господи, и молимся Тебе, Боже наш";
5) молитвы о живых и умерших членах Святой Православной Церкви;

6) пение молитвы Господней "Отче наш".

3.

Со словами: "Святая святым!", - священник поднимает Святой Хлеб.

Святыми названы христиане, потому что они выделены на святое служение Богу добрыми делами в нашем грешном мире и освящаются действием Святого Духа.

Священник преломляет Святой Хлеб, раздробляет на частицы и опускает в Чашу. Теперь все верующие причащаются из одной Чаши. Иногда, при большом количестве причастников, содержимое одной Чаши разделяется на несколько Чаш.

4.

Готовившиеся к участию в Святейшем Таинстве Евхаристии приступают к Чаше со страхом Божиим, верою и любовию. Каждый причастник осознает именно себя первым грешником: "Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго, Пришедший в мир грешныя спасти, от нихже первый есмь аз (первый я)".

Причастники принимают в свою душу и тело Самого Христа. Они становятся одним Телом с Воскресшим Спасителем и все пьют из Источника Жизни.

Община православных христиан, молившихся и причащавшихся на Божественной Литургии, становится Единым Телом Христовым - Церковью. Каждое Причащение - это Пасха, живая встреча с Воскресшим Господом.


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт " ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

Протоиерей Серафим Слободской
Закон Божий

Новый Завет

Тайная вечеря

В пятый день после входа Господа в Иерусалим, значит, по нашему в четверг, (а в пятницу вечером надлежало закапать пасхального агнца), ученики спросили Иисуса Христа: "где велишь нам приготовить Тебе Пасху?"

Иисус Христос сказал им: "пойдите в город Иерусалим; там вы встретите человека, несущего кувшин воды; последуйте за ним в дом и скажите хозяину: Учитель говорит: где горница (комната), в которой бы Мне совершить Пасху с учениками Моими? Он покажет вам большую убранную горницу; там приготовьте пасху".

Сказав это, Спаситель послал двух учеников Своих Петра и Иоанна. Они пошли, и все исполнилось так, как сказал Спаситель; и приготовили Пасху.

Вечером того дня Иисус Христос, зная, что Он будет предан в эту ночь, пришел с двенадцатью апостолами Своими в приготовленную горницу. Когда все возлегли за стол, Иисус Христос сказал: "очень желал Я есть с вами эту Пасху прежде Моего страдания, потому что, говорю вам, уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием". Потом встал, снял с Себя верхнюю одежду, препоясался полотенцем, налил в умывальницу воды и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан.

Омовение ног

Умыв ноги ученикам, Иисус Христос надел одежду Свою и, возлегши опять, сказал им: "знаете ли, что Я сделал вам? Вот, вы зовете Меня Учителем и Господом и правильно зовете. Итак, если Я, Господь и Учитель ваш, умыл ноги вам, то и вы должны поступать так же. Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам".

Этим примером Господь показал не только Свою любовь к ученикам Своим, но и научил их смирению, т. е. не считать за унижение для себя служить кому бы то ни было, хотя бы и низшему себя человеку.

После вкушения ветхозаветной Пасхи еврейской, Иисус Христос установил на этой вечери таинство Святого Причащения. Потому и называется она "тайною вечерею".

Иисус Христос взял хлеб, благословил его, переломил на части и, подавая ученикам, сказал: "Приимите, ядите; сие есть Тело Мое, за вас ломимое во оставление грехов ", (т. е. за вас предается на страдание и смерть, для прощения грехов). Потом взял чашу с виноградным вином, благословил, возблагодарив Бога Отца за все Его милости к роду человеческому, и, подавая ученикам, сказал: "пейте из нее все, это Моя Кровь Нового Завета, за вас проливаемая во оставление грехов".

Слова эти означают, что под видом хлеба и вина Спаситель преподал Своим ученикам то самое Тело и ту самую Кровь, которые на другой день после этого Он предал на страдания и смерть за наши грехи. Как хлеб и вино стали Телом и Кровью Господа, - это тайна, непостижимая даже для ангелов, почему и называется таинством .

Причастив апостолов, Господь дал заповедь всегда совершать это таинство, Он сказал: "сие творите в Мое воспоминание ". Таинство это совершается у нас и теперь и будет совершаться до скончания века за богослужением, называемым Литургиею или Обеднею.

Во время тайной вечери Спаситель объявил апостолам, что один из них предаст Его. Они этим очень опечалились и в недоумении, смотря друг на друга, в страхе стали спрашивать один за другим: "не я ли Господи?" Спросил и Иуда: "не, я ли, Равви?" Спаситель тихо сказал ему: "ты"; но никто этого не слышал. Иоанн же возлежал рядом со Спасителем. Петр сделал знак ему, чтобы он спросил, о ком говорил Господь. Иоанн, припадши к груди Спасителя, тихо сказал: "Господи! кто это?" Иисус Христос так же тихо ответил: "тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам". И, обмакнув кусок хлеба в солило (в блюдо с солью), Он подал его Иуде Искариотскому, сказав: "что делаешь, делай скорее". Но никто не понял, для чего это Спаситель сказал ему. А так как у Иуды был ящик с деньгами, то ученики подумали, что Иисус Христос посылает его купить что-либо к празднику или раздать милостыню нищим. Иуда, приняв кусок, тотчас вышел. Была уже ночь.

Иисус Христос, продолжая беседовать с учениками Своими, сказал: "Дети! уже не долго Мне быть с вами. Заповедь новую даю вам, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою. И нет больше той любви, как если кто положит душу свою (отдаст жизнь свою) за друзей своих. Вы - друзья Мои, если исполните то, что Я заповедую вам".

Во время этой беседы Иисус Христос предсказал ученикам, что все они соблазнятся о Нем в эту ночь, - все разбегутся, оставив Его одного.

Апостол же Петр сказал: "если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь".

Тогда Спаситель сказал ему: "истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде чем пропоет петух, ты трижды отречешься от Меня и скажешь, что не знаешь Меня".

Но Петр еще больше, стал уверять, говоря: "хотя бы мне надлежало и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя".

То же говорили и все другие апостолы. Но все же слова Спасителя опечалили их.

Утешая их, Господь сказал: "да не смущается сердце ваше (т. е. не скорбите), веруйте в Бога (Отца) и в Меня (Сына Божия) веруйте".

Спаситель обещал ученикам Своим послать от Отца Своего другого Утешителя и Учителя, вместо Себя - Святого Духа . Он сказал: "Я умолю Отца, и Он даст вам другого Утешителя, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, потому что Он с вами пребывает и в вас будет (это значит, что Дух Святый пребудет со всеми истинно верующими в Иисуса Христа - в Церкви Христовой). Еще немного и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня; потому что Я живу (т. е. Я есть жизнь; и смерть не может победить Меня), и вы будете жить. Утешитель же Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам". "Дух Святый - Дух истины, Который от Отца исходит , Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною" (Иоан. 15 , 26-27).

Иисус Христос предсказал также ученикам Своим, что много зла и бед придется им вытерпеть от людей за то, что они веруют в Него, "В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь (крепитесь)", сказал Спаситель; "Я победил мир" (т. е. победил зло в мире).

Беседу Свою Иисус Христос окончил молитвою об учениках Своих и обо всех, кто будет веровать в Него, чтобы Отец Небесный сохранил их всех в твердой вере, в любви и в единодушии (в единстве ) между собою.

Когда Господь окончил вечерю, еще во время беседы встал с одиннадцатью учениками Своими и, воспев псалмы, пошел за поток Кедрон, на гору Елеонскую, в Гефсиманский сад.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии: от Матфея, гл. 26 , 17-35; от Марка, гл. 14 , 12-31; от Луки, гл. 22 , 7-39; от Иоанна, гл. 13 ; гл. 14 ; гл. 15 ; гл. 16 ; гл. 17 ; гл. 18 , 1.

Чистяков Г.П. «Над строками Нового Завета»

Тайная Вечеря

В каждом православном храме над Царскими вратами помещается икона с изображением Тайной Вечери.

В Евангелиях от Матфея, от Марка и от Луки, а также в Первом Послании к Коринфянам о Тайной Вечере рассказывается достаточно подробно. В Евангелии от Марка сказано: «В первый день опресноков, когда заколали пасхального агнца, говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? мы пойдём и приготовим» (Мк 14: 12).

Пасха в ветхозаветной Церкви — это праздник воспоминания об исходе из Египта, из дома рабства, о первой ночи свободы. Вчерашние рабы, покидая Египет, обретают свободу, контуры которой им ещё не понятны. По иудейскому лунному календарю Пасха празднуется в один и тот же день, 15 нисана. По нашему лунно-солнечному — юлианскому или григорианскому — календарю этот день приходится на разные числа.

Заповедь о праздновании Пасхи есть уже в книге Исход: «Наблюдай праздник опресноков… ибо в оном ты вышел из Египта» (Исх 23: 15). В ирмосе первой песни одного из канонов, который поётся во время утрени, так повествуется об этом событии: «Яко посуху, пешешествовал Израиль по бездне стопами…»

В этот день евреи выпекали пресный хлебмацот — в знак того, что они спешили, покидая Египет, и поэтому не могли испечь хлеб квасной. Кроме того, закваска — это символ брожения, разложения; опреснок же, наоборот, символ чистоты, нетронутости разложением. Поэтому в иудейских семьях с глубокой древности и доныне за два дня до Пасхи — 13 числа месяца нисана — хозяин уничтожает закваску, чтобы в доме не осталось квасного хлеба. В этот день в Иерусалимском храме закалывался пасхальный агнец. После разрушения Храма этот обычай был упразднён. Но до сих пор в память о том, как евреи первый раз испекли мацот , каждую весну, к каждой Пасхе печётся этот пресный хлеб.

Пасхальная трапеза на иврите называется словом седер (порядок). На ней обязательны пасхальный агнец (после разрушения Храма императором Юстинианом агнец стал заменяться кусочком мацы), мацот ; чаша солёной воды, символизирующая слезы, пролитые евреями в Египте, и вместе с тем — солёные воды Красного моря, через которое «яко посуху» перешёл Израиль, уходя из рабства на свободу; набор горьких трав (марор ), напоминающий о горечи рабства; хорошет — паста из яблок, фиников, веточек корицы и ореха — в память о тех кирпичах из соломы и глины, которые иудеи делали в Египте, когда были рабами; четыре чаши вина — как символ четырёх обещаний Бога Своему народу: вывести его из-под ига, спасти, принять к Себе и быть его Богом.

Главное в празднике Пасхи у иудеев — циккарон (воспоминание). В одном из талмудических трактатов, где говорится, как надо праздновать Пасху, есть такие слова: «Во всяком поколении всякий человек должен почувствовать, будто это он сам вышел из Египта». Не его далёкие-далёкие предки три с лишним тысячи лет назад, а именно он сам.

…Ученики спрашивают Христа, где им приготовить пасху. Спаситель посылает их в дом, где они должны найти — и находят — верхнюю горницу, устланную коврами. В этой горнице, «когда настал час, Он возлёг, и двенадцать апостолов с Ним» (Лк 22: 8-14). Глагол «возлечь» указывает на одно очень важное обстоятельство. За пасхальной трапезой возлежали, подчёркивая тем самым, что это трапеза свободных людей. Раб ест стоя, в спешке заглатывая куски, — у него нет времени для трапезы. Свободный человек за трапезой может полулежать. О том, что «Он возлёг» и «они возлежали», говорится ещё в двух стихах — в Евангелиях от Матфея (26: 20) и от Марка (14:18).

Иисус берёт хлеб, затем вино. Хлеб и вино — два центральных элемента Тайной Вечери, как и на пасхальном седере у иудеев. Евангелист Лука упоминает чашу — по-гречески она названа триблион , а святые Кирилл и Мефодий перевели это слово как «солило». Солило — чаша с солёной водой. Славянские первоучители перевели это слово по смыслу, а не буквально. Из Евангелия от Иоанна понятно, что это была чаша с какой-то жидкостью, ибо Иисус обмакнул в неё хлеб. По-гречески прямо о жидкости не говорится, но употреблено причастие бапсас , то есть «обмакнув» (в какую-то жидкость) кусок хлеба. Затем Иисус дал его Иуде.

Совершая Тайную Вечерю, Господь говорит: «Сие творите в Моё воспоминание» — это значит, что Он употребил слово циккарон , которое так важно в пасхальном ритуале иудеев. Наконец, в Евангелии от Луки (22: 17-18) говорится ещё об одной чаше с вином, кроме той, которую Иисус взял в конце Тайной Вечери и благословил со словами: «…сия чаша есть новый завет в Моей Крови, которая за вас проливается» (Лк 22: 20). В самом начале Вечери Он, «взяв чашу и благодарив, сказал: примите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие». И затем, «взяв хлеб и благодарив, преломил». Для прежних толкователей Евангелия это место, где говорится о первой чаше, всегда было очень трудным. Зачем она, эта чаша, в начале трапезы? Но если мы заглянем в пасхальную Агаду (практическое руководство, по которому совершается пасхальная трапеза у иудеев), то узнаем, что трапеза начинается с обычая, именуемого кидуш (освящение). Глава семьи берёт чашу, благословляет, читает над ней молитву, и затем эта чаша передаётся по кругу. И каждый читает над чашей примерно такую молитву: «Благословен Ты, Бог Вседержитель, Царь Вселенной, сотворивший плод виноградный». В Евангелии же Спаситель говорит: «Не буду пить от плода виноградного » (Лк 22:18), т.е. как бы повторяет слова из этой молитвы. Чаша, с которой начинается пасхальная трапеза у иудеев, и есть, без сомнения, та чаша, о которой идёт речь в Евангелии от Луки.

Сравнивая евангельский рассказ с пасхальной Агадой, мы видим, что Господь на Тайной Вечере совершает пасхальный седер; вместе с тем на этой трапезе — как мы знаем из Евангелия от Матфея, от Марка, от Луки, из Первого Послания к Коринфянам апостола Павла — нет пасхального агнца, хотя в это время Иерусалимский храм ещё не был разрушен и бытовал обычай заклания. Возникает вопрос: почему же нет агнца на Тайной Вечере? Ответить на него нам помогает апостол Павел в Первом Послании к Коринфянам: «Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1 Кор 5: 7); иными словами, Иисус — наш пасхальный Агнец. До апостола Павла об этом же говорит Иоанн Предтеча, прямо называя Спасителя Агнцем Божиим: «Вот Агнец Божий, Который берёт на себя грех мира» (Ин 1: 29). Общеизвестно, что в первые века церковной истории Христос обычно изображался в виде Агнца. Сегодня просфора, на которой во время Литургии совершается таинство Евхаристии, называется агничной , из неё вырезается евхаристический хлеб — «агнец».

Итак, Иисус берёт хлеб и благословляет его, произнеся молитву, и затем говорит: «…сие есть Тело Моё, которое за вас предаётся» (Лк 22:19). «Сие есть Тело Моё» — это восклицание напоминает фразу из Агады : «Сие есть скудный хлеб, который ели наши предки в земле египетской». Это ещё одна параллель Тайной Вечери с пасхальной трапезой иудеев.

Как и положено по пасхальной Агаде , Христос в конце Тайной Вечери, это подчёркивает апостол Павел, берёт чашу с вином и благословляет её. Этим кончается пасхальная трапеза. Благословляя чашу с вином, Христос произносит: «…сие есть Кровь Моя нового завета» (Мф 26:28), цитируя слова из книги Исход (24: 8). Итак, Иисус осуществил ритуал, который тысячу с лишним лет ежегодно совершался в Палестине. Но при этом Он дал людям не хлеб и вино, а Себя Самого в виде хлеба и вина: «Приимите, ядите…» Не скудный хлеб, а Тело Своё и Кровь Свою.

В конце XIX — начале XX века русские философы В. Соловьёв, Н. Бердяев и другие задавались вопросом: чем христианство отличается от всего остального, что накоплено человечеством за тысячелетия истории? И приходили к одному и тому же ответу: западные (римские, греческие) и восточные (индийские, китайские, египетские) учителя — все предлагали людям своё учение . Христос же предложил Самого Себя . Эта главная отличительная черта христианства наиболее полно проявилась именно в Тайной Вечере. Ещё раньше Христос говорил об этом прямо, восклицая: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, Которую Я отдам за жизнь мира» (Ин 6: 51). И далее: «…истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин 6: 53-54).

В повторении той Тайной Вечери, когда накануне Своих страданий Господь научил учеников таинству Евхаристии, заключается основа христианской жизни. «Сие творите в Моё воспоминание», — говорит Иисус в конце Тайной Вечери (Лк 22: 19), поэтому повторение Тайной Вечери по этим Его словам становится Литургией нашей Церкви.

Подобно тому как иудей, совершающий седер , ощущает, что это он сам ушёл из египетского плена, так и христианин чувствует себя во время Евхаристии участником Тайной Вечери. Мы выражаем это чувство в молитве, которая читается перед причастием: «Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника (причастницу) мя приими».

В пасхальную ночь древняя трапеза приобретает у Христа и Его учеников новый, мистический смысл. Известный французский богослов Луи Буйе сказал об этом: «Всю новизну Евангелия Господь ввёл в тщательно соблюдённые линии торжественного чина, насыщенного самыми чтимыми преданиями Израиля». И это действительно так.

Важно иметь в виду, что евхаристическая мистика — это не мистика для элиты, узкого круга посвящённых, это мистика, доступная каждому. Потому что даже тот, кто в силу каких-то причин не может поверить в пресуществление, преложение Святых Даров, приступает к Святым Тайнам, причащается по слову Иисуса: «Сие творите в Моё воспоминание». И каждый, кто любит Христа, становится подлинным участником Тайной Вечери, творя сие в воспоминание об Иисусе, даже если не понимает до конца, в чём смысл Евхаристии.

Но всё же — пасхальный ли седер совершил Господь в тот вечер со Своими учениками?

В некоторых комментариях к Новому Завету утверждается, что между синоптическими Евангелиями — от Матфея, от Марка и от Луки — и Евангелием от Иоанна существуют серьёзные противоречия в датировке трапезы Христа. Я уже говорил о некоторых чертах иудейского седера . Так вот, из начала 14-й главы Евангелия от Марка становится ясно, что Иисус совершает пасхальную трапезу в первый день опресноков. Можно найти и другие детали, подтверждающие, что в рассказах трёх евангелистов речь идёт именно опасхальном седере .

Но что говорит евангелист Иоанн?

Иисус схвачен, и Его ведут от Каиафы в преторию. «Было утро; и они (иудеи. — Г.Ч .) не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху» (Ин 18: 28).

Значит, Господь уже под стражей, а пасхальная трапеза ещё не началась. Следующая глава: «Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат иудеям: се, Царь ваш!» (Ин 19:14).

Значит, Иисус уже под стражей, а ещё только пятница перед Пасхой. Ранее, в начале 13-й главы, тоже подчёркивается, что Вечеря совершается перед праздником Пасхи. Евангелисту Иоанну вторит Талмуд, где в одном из трактатов говорится, что Иешуа бен Пантере, то есть Иисус Сын Девы, был казнён вечером накануне Пасхи. Встаёт вопрос: кто же прав — синоптики или Иоанн и, соответственно, Талмуд?

Светские учёные пытаются ответить именно на этот вопрос: кто прав? Мы же знаем, что Священное Писание не ошибается. Значит, просто нужно понять, в чём суть данного несоответствия. Если читать евангельский текст неглубоко, поверхностно, то может показаться, что в Писании есть противоречия. Но если изучать его углублённо, то оказывается, что противоречий в нём нет.

Похоже, что Иисус действительно умер накануне Пасхи, потому что, во-первых, рассказ о страстях Христовых в Евангелии от Иоанна в высшей степени надёжен. Как показывают исследования текста, это очень древний рассказ. Во-вторых, такие не похожие один на другой источники, как Евангелие от Иоанна и Талмуд, говорят об одном и том же. А когда два как бы взаимоисключающих источника сообщают одну и ту лее информацию, это достаточно надёжное свидетельство её подлинности.

С другой стороны, у синоптиков описана, конечно, пасхальная трапеза. Но на этой пасхальной трапезе нет агнца…

Его и не могло быть, потому что эта трапеза совершена Спасителем заранее . Если мы откроем любой пророческий текст — книги пророков Исайи, Иеремии, Иезекииля, — то увидим, что многие речения пророков устремлены в будущее. Они говорят о том, что будет в далёком будущем, через восемь, девять, десять веков. В Евангелиях же как раз наоборот, ключевые слова в них — «ныне», «сегодня». Иисус говорит: «Ныне прославился Сын Человеческий» (Ин 13: 31); «Ныне же будешь со Мною в раю» (Лк 23: 43); «Ныне пришло спасение дому сему» (Лк 19: 9); «Ныне исполнилось писание сие» (Лк 4: 21)… «Но настанет время, и настало уже», — дважды говорит Иисус в Евангелии от Иоанна (4:23; 5: 25). Иными словами, всё христианство — это будущее, которое осуществляется ныне . «И Царство Твое, — молимся мы во время Литургии, — даровал еси (то есть уже даровал. — Г.Ч .) будущее». Христиане средних веков считали, что Царство Божие — это то, что ждёт человека когда-то в будущем, после смерти. Но мы знаем, что это Царство уже даровано нам. Христианство и есть наше сегодняшнее бесстрашное вхождение в будущее. Подчёркивая это, Господь и совершает трапезу заранее, показывая, что Он с апостолами входит в будущее.

Мы становимся гражданами будущего через евхаристическое общение. Если это понять, то станет ясно, что противоречий в текстах синоптиков и Иоанна нет — потому что синоптики рассказывают нам об обстоятельствах Тайной Вечери, а Иоанн точно датирует её и повторяет слова Спасителя: «Настанет время, и настало уже». Это и есть наше вхождение в будущее.

В Евангелии от Луки (гл. 24) есть рассказ ещё об одной трапезе. По дороге в Эммаус Иисус толкует ученикам Писание, а затем берёт хлеб, благословляет, преломляет и даёт им. Сравним этот рассказ с повествованием о том, как совершает таинство Евхаристии апостол Павел. В Троаде, «когда ученики собрались для преломления хлеба», Павел «беседовал с ними и продолжил слово до полуночи», а затем преломил хлеб (Деян 20:7). Святой Иустин Мученик, живший во II в., рассказывает о том, что во время таинства Евхаристии сначала читались одно из Посланий апостола Павла и пророческие тексты, затем произносилась проповедь, после чего совершались молитвы и Евхаристия.

Таким образом, таинство Евхаристии, или Преломления хлеба, соединялось с чтением Писания и проповедью. И доныне Литургия состоит из двух частей: Литургии оглашенных, или Литургии слова , когда поются 102-й и 145-й псалмы, начало Нагорной проповеди — «Блаженны нищие духом», а затем читается текст одного из апостольских Посланий и произносится проповедь; и Литургии верных , когда, собственно, и совершается таинство Евхаристии. Тексты из 20-й главы Деяний святых апостолов и свидетельство Иустина Мученика показывают, что структура обедни восходит к апостольским временам. Об этом же делении Литургии на две равнозначных части говорит и латинское её название — missa ; блаженный Августин объясняет, что после проповеди бывает «мисса (от латинского глагола mittere — «отпускать») для катехуменов» (оглашенных, ещё не крещённых), они отпускаются, и «остаются верные». Слово «верные» употреблено здесь не случайно — служба, совершаемая после того, как катехумены отпущены, называется Литургией верных.

Итак, Господь использует древний ритуал, который к моменту Тайной Вечери насчитывает уже более тысячи лет истории. Если мы посмотрим богослужебные книги иудеев, то обнаружим там те же элементы службы, которые присутствуют в Литургиях Иоанна Златоуста или Василия Великого. Это и приношение даров, и каждение, и омовение рук, и диалог того, кто совершает службу, с молящимися. У иудеев раввин говорит: «Принесём благодарение». «Да будет благословенно имя Господне», — отвечают ему молящиеся. «Благодарим Господа!» — восклицает сегодня священник Православной Церкви. «Достойно и праведно есть поклонятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущной и Нераздельней», — отвечает ему хор. «Вашим согласием мы благословим Того, Кто дал нам участвовать в Его благах!» — восклицает затем возглавляющий службу у иудеев. И это тоже напоминает наше священническое восклицание: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа… буди со всеми вами!»

Важно понять, что Христос всю новизну Евангелия вкладывает в древний ритуал. Возможно, именно благодаря этому литургическая мистика оказывается доступной не избранным, но каждому. Литургия даёт верующему возможность жить в полноте мистического единения со Христом. Через неё достигается глубокое мистическое и интимное единение каждого со Христом.

Но в то же время — ив этом коренное отличие мистики христианства от любой другой мистики — через неё достигается не только единение верующего с Богом, но и единение всех участников таинства друг с другом, причём равно живых и умерших. Христос — Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова — не Бог мёртвых, но Бог живых. У Бога — все живы! В Евангелии от Иоанна говорится, что Иисус умер, чтобы рассеянных чад Божиих собрать воедино.

«Дидахе» — учение двенадцати апостолов — древний христианский текст, датируемый примерно концом I в., когда ещё были живы непосредственные ученики апостолов, даёт нам замечательный литургический текст, молитву: «Подобно тому, как этот хлеб был разбросан по горам, а затем собран воедино, так даруй, Господи, чтобы Церковь собралась воедино со всех концов земли в единое Царство». Апостол Павел говорит: «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1 Кор 10: 17).

Это мистическое единение всех в единое тело очень непохоже на нехристианские мистические системы, где человек восстанавливая связь с Богом, наоборот, рвёт связи с окружающими его людьми; оставаясь наедине с Богом, он уходит, отрывается от людей, противопоставляет себя им. В христианстве, в православии этого нет, никогда не было и, будем надеяться, не будет — иначе это уже будет не православие.

В христианстве, чем мы ближе к Богу, тем ближе к людям. Христианин не может быть равнодушным к тому, что творится вокруг него. Наше мистическое единение с Богом на правлено не на разрывание связей с миром, а, наоборот, на укрепление этих связей. Поэтому таинству Евхаристии предшествует «поцелуй мира», когда диакон, обращаясь к молящимся, восклицает: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы». К сожалению, с течением веков в православном храме на Руси диакон стал произносить эти слова, стоя перед вратами лицом к алтарю, а не к людям. А вот у православных арабов диакон и сегодня обращается с этими словами именно к людям, а не к закрытым Царским вратам. Вообще, сравнивая опыт евхаристического служения в разных поместных Православных Церквах, можно глубже понять сущностные его моменты. Однажды я был на Литургии у студентов-арабов. Во время пения молитвы «Отче наш» все присутствующие взялись за руки, как это делают дети во время праздников. Этот обычай показался мне очень хорошим. Ведь именно о таких отношениях между верующими говорится в Библии: «Как хорошо и как приятно жить братьям вместе!» (Пс 132: 1).

На Литургии не должно быть просто присутствующих, тех, кто пришёл «отстоять обедню». В Литургии участвуют все. Скажем, в Литургии Западной Церкви сохранилось такое обращение священника к людям: «Молитесь, братья и сестры, дабы моя и ваша жертва была угодна Богу Отцу Всемогущему!».

Сразу после Тайной Вечери Спаситель умывает ноги своим ученикам, т. е. предстаёт перед ними именно как диакон, как служа’щий. После этого в прощальной беседе Он говорит: «Да любите друг друга!» Так что надо помнить: Литургия всегда связана с воспоминанием о том, как Христос идёт на Крест.

Почему Христос отдал нам Тело Своё и Кровь Свою вместо того, чтобы спасти нас каким-то иным, мистическим образом? Бог может всё. Он может войти в человека любым способом. Но Христос, взяв хлеб, говорит: «Сие есть Плоть Моя», «Сие есть Тело Моё», — а затем берёт вино со словами: «Сие есть Кровь Моя». Почему Плоть и Кровь?

Из целого ряда мест Библии мы знаем, что словосочетание «плоть и кровь» соответствует по значению прилагательному «человеческое». Иными словами, Христос в таинстве Евхаристии отдаёт нам Своё Человечество, отдаёт нам Себя именно как Человека, отдаёт нам не просто плоть, а Плоть ломимую, не просто кровь, а Кровь, Которая проливается за нас. Это очень важный момент Евхаристии, когда через таинство Христос входит в нас именно как Человек. Как Бог Он может войти в нас любым образом, но как Человек Он входит именно через Плоть и Кровь — через Святые Тайны во время причащения.

Почему для совершения Тайной Вечери Спаситель использует именно хлеб? Во-первых, наверное, потому, что именно хлеб занимает центральное место в пасхальной трапезе у иудеев. Но кроме всего прочего — это продукт, над получением которого люди трудятся вместе. Одни пашут поле и сажают зёрна в землю, затем их собирают и везут на мельницу. Другие мелют муку, третьи пекут хлеб и т.д. Таким образом, уже сам хлеб объединяет нас. Поэтому Господь именно его прелагает Духом Своим Святым в Своё Тело. И поэтому в евхаристическом хлебе Христос и скрыт, и открыт одновременно. Он и материален, видим, ощутим, входит в нас именно физически — и в то же время скрыт, мы не видим Его. Это момент, который Нужно молитвенно принять в своё сердце.

Мы уже говорили, что пасхальная трапеза — это трапеза свободы. Не случайно пасхальнаяАгада начинается словами: «Рабами мы были в Египте». Были рабами, но стали свободными. Об этой же свободе и об освобождающей силе Евхаристии говорит Господь: «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин 8: 36). А до этого: «Если пребудете в слове Моём, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин 8: 31-32). Сам Христос говорит о Себе, что Он «путь и истина и жизнь» (Ин 14: 6). «к свободе призваны вы, братия», — говорит апостол Павел в Послании к Галатам (5:13). И выше: «Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (Гал 5:1).

Значит, Евхаристия — это тоже трапеза свободы , это тоже момент, полностью освобождающий нас от какого бы то ни было ига, ибо «где Дух Господень, там свобода» (2 Кор 3: 17).

Во время эммаусской встречи воскресший Христос был узнан учениками, говорит евангелист Лука, в преломлении хлеба (гл. 24). Евхаристия — это ещё и таинство узнавания Иисуса , когда мы по-настоящему узнаём Христа — не о Нём, а Его Самого, встречаемся с Ним лицом к лицу.

Христос по-еврейски — Машиах , Мессия. А из пророчества Исайи (гл. 25) мы знаем, что, когда придёт Мессия, Он устроит пир — тот мессианский пир, которого так ждали иудеи. Этот пир — та трапеза, о которой Господь постоянно говорит в Евангелии. В Евангелии от Матфея (гл. 22) Спаситель рассказывает притчу о царе, который устроил брачный пир для своего сына. Царь всех зовёт на этот пир. В Евангелии от Луки есть притча о званных на вечерю хозяина. Понятно, что под хозяином подразумевается Сам Бог. Слуги хозяина собирают отовсюду людей на эту вечерю. Интересно, что в Евангелии от Луки этой притче предшествует восклицание человека, который обращается к Иисусу: «Блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием» (Лк 14:15). Это сказано о каждом из нас, кто становится причастником Тайной Вечери. Ещё раньше, например, в 11-й главе Евангелия от Матфея, Господь ест и пьёт со Своими учениками, через трапезу соединяя их.

«Для чего Учитель ваш ест и пьёт с мытарями и грешниками?» спрашивают фарисеи Его учеников (Мф 9: 11). А что доныне делает Христос за каждой Литургией? Кто мы, как не «мытари и грешники»? «Почему Он ест и пьет с ними?» спрашивают благочестивые люди. А Христос отвечает: «Могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених?» (Мк 2:19). «Поститься», — сказано у Марка, а это значит, не есть, потому что исконное значение этого слова в Библии — «не есть», или «печалиться», как сказано у Матфея (9: 15). «Можете ли вы заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених?» — говорит Господь (Лк 5: 34).

Итак, христианство — это всегда Трапеза, Вечеря, соединяющая людей воедино вокруг Христа, Который с ними ест и пьет. (Из других мест Евангелия мы знаем, что Жених — это Сам Христос; Жених, Который грядёт в полунощи).

Вера в присутствие Божие во время трапезы издавна и глубоко была укоренена в иудейской религии. В одном из талмудических трактатов раввин Шимон бен Йохай говорит: «Если трое вместе за трапезой не говорят о Торе, то они совершают языческое жертвоприношение. Если же трое за совместной трапезой говорят о Торе, они вкушают хлеб за трапезой у Бога». Говорить о Торе — значит читать Слово Божие и пояснять его. Таким образом, тот, кто за трапезой возглашает Слово Божие, ест хлеб у Бога в Царстве Небесном. Он как раз и есть тот, кто «блажен, ибо вкусит хлеба в Царстве Божием» (Лк 14: 15).

В 20-й главе Деяний святых апостолов рассказывается о том, как совершал Евхаристию апостол Павел. Мы видим, что он толкует Слово Божие ученикам, а затем преломляет хлеб. В Первом Послании к Тимофею мы найдём еще одно важное свидетельство об этом. Павел осуждает людей, «запрещающих… употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением (то есть с Евхаристией. — Г.Ч .). Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением; потому что освящается словом Божиим и молитвою» (1 Тим 4: 3-5).

Как видим, в Послании подчёркивается, что благодарение соединяется с возвещением Слова Божия. Как в Слове Своём присутствует Сам Бог, так присутствует Он в Святых Тайнах. Во время Литургии оглашенных Господь присутствует в нас через Слово Своё, возглашаемое с амвона, а во время Литур, гии верных Христос присутствует среди нас в Святых Тайнах, преложенных в Его Тело и Его Кровь.

Таинство Евхаристии, или Тайной Вечери, которая совершается по слову Христову: «Сие творите в Моё воспоминание», есть прежде всего таинство нашей встречи со Христом и соединения всех нас в одно целое, в Его Церковь.

Страшно, когда зачастую причащение Святых Тайн во время Литургии воспринимается как некая награда за хорошее поведение. Это не награда, а лекарство, это единственный способ прорыва к Богу! Один святой говорил: «Ты недостоин участвовать в Евхаристии, причащаться. Да, недостоин, но тебе это необходимо!»

Известный своей строгостью митрополит Антоний Сурожский говорит, что очень часто, когда к нему приходит человек и исповедуется в каком-то тяжёлом грехе, он не читает над ним разрешительную молитву, но, давая возможность этому человеку глубже осознать свою греховность и сделать прорыв к Богу в покаянии, причащает, допускает ко Святым Тайнам. Многим, воспитанным на бытовом православии, это кажется чем-то чудовищным. Но это и есть истинное православие. Потому что — с кем ест Христос? С мытарями и грешниками. Христос приходит к падшим, чтобы дать им Себя Самого и спасти.

Когда же мы говорим: «Я ещё недостаточно готов, я недостаточно поговел» и т.п., мы уподобляемся человеку, который лежит в постели с жаром и говорит: «Аспирин — это замечательно, но я сначала вылечусь, а потом буду его принимать». Без Христа мы погибаем, без Христа мы будем падать всё глубже и глубже. Он приходит, чтобы нас спасти, Он протягивает нам руку, как апостолу Петру, а мы, не участвуя в Его Тайной Вечере, её отталкиваем. Это очень важно постичь и через это прорваться к Богу, потому что Он присутствует среди нас — но мы часто не хотим этого видеть. На Тайной Вечере не может быть свидетелей, зрителей, в Церкви — все участники, все принадлежат к царственному священству, как об этом говорит апостол Пётр, к народу святому.